Армения в структуре современных международных отношений кавказского региона аветисян, рафаел самвелович. Примерные темы выпускной квалификационной работы Развитие международных отношений на кавказе

«Международные отношения Кавказского региона XVI–XVII вв.»


1. Кавказский регион в период Ирано-Турецких войн

На протяжении XVI и XVII веков Кавказ являлся ареной борьбы между двумя сильнейшими державами Востока - Османской империей и Ираном. Еще в 1501 году сын турецкого султана Мехмед предпринял военную экспедицию против горцев, причем, кроме собственно турок в количестве 300 человек, в деле участвовали две сотни наемников-черкесов, служивших в турецкой армии, а также сын крымского хана и азовские казаки. Из дипломатической переписки между Москвой и Стамбулом известно, что поход Мехмеда окончился поражением османских сил, причем сын крымского хана едва спасся бегством.

Конечно, данная неудача не могла остановить османской экспансии, и попытки турок закрепиться на Северном Кавказе, опираясь на поддержку крымской конницы и используя внутренние кавказские противоречия, продолжились. В 1516 - 1519 годах османы начали сооружение крупной крепости в устье Кубани, причем в качестве гарнизона туда было направлено 8 тыс. татар. Следует отметить, что Крымское ханство в данный период само по себе, помимо союзнического участия в военных действиях Османской империи, находилось в состоянии постоянной войны с черкесами (т.е. с горскими народами), где боевые действия разворачивались каждое лето и затихали зимой. Иногда набеги на Северный Кавказ заканчивались для крымских татар весьма плачевно. Так, в 1519 году в Крым вернулась только треть отправившихся в поход воинов. Впрочем, военные столкновения не мешали сторонам иногда заключать союзы дляобщей выгоды. Например, в ходе дипломатической переписки крымский хан заручился поддержкой черкесов и союзных с ними татар из низовьев Терека для готовящегося похода против Астраханского ханства.

Многократные набеги принесли определенные результаты, и в 20-х годах XVI века Крымское ханство сумело взять под контроль некоторые черкесские селения на северо-западе Кавказа, но это не помешало династии Гиреев (правящая в Крыму ханская фамилия) породниться с горскими князьями, а также заключить с ними многочисленные военные союзы против также претендующего на контроль над Северным Кавказом Ирана. Используя в качестве базы территорию Азербайджана, шейх Хайдар еще в 1487 году организовал крупное военное вторжение на Северный Кавказ, иранцы прошли всю его территорию до Черного моря и только вблизи побережья были, наконец, разгромлены объединенными силами горских племен. Продолжил завоевательную политику шейха Хайдара его сын Исмаил (провозгласивший в 1502 г. себя шахом), который в 1507 году оккупировал Армению, в 1509 году захватил Ширван и Дербент, а в 1519 году подчинил себе Грузию с явным намерением этим не ограничиться и расширять иранские границы до тех пор, пока они не совпадут с границами Кавказа.

Подчинив себе Закавказье и создав тем самым плацдарм для дальнейшего продвижения на север, Исмаил умер, а трон и шахскую корону унаследовал Тахмасп I (1524-1576), продолживший практику набегов и военных экспедиций, в которых иранцам пришлось столкнуться с ширванцами и поддерживающими их отрядами из Дагестана. В результате военных действий Тахмаспу I удалось восстановить утраченный контроль над Ширванским ханством и над Дербентом. Дело в том, что хотя после первого похода на Ширван (1500-1501 гг.) иранцев-сефевидов разбитый в бою Ширван-шах Фаррух-Ясар погиб, а его владения достались шаху Исмаилу. Сын погибшего Ширван-шаха Шейх-шах отказался подчиняться Ирану, что потребовало от Исмаила нового похода в 1509 году. Сефевиды снова одержали победу, но и после нее Тахмасп I еще раз приводил Ширван к покорности. Аналогично развивались события и в Дербенте, где правители Яр-Ахмед и Ага Мухаммед-бек рассчитывали, что неприступные стены оградят их от иранского войска. Осада Дербента в 1510 году окончилась сдачей крепости, после чего шах Исмаил переселил сюда 500 иранских семей и назначил правителем своего ставленника Мансурбека.

Разумеется, успехи Исмаила не могли понравиться Османской империи, которая поспешила организовать на Кавказ собственное вторжение. Понимая, что главным противником османов является Иран, султан Селим I постарался для начала заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом горских князей, с целью чего вступил с ними в дипломатические переговоры, а также занялся сбором разведывательной информации о будущем противнике. Потом султан нанес удар по подвластным ему Усульманам-шиитам, опасаясь, что в столкновении Ираном те поддержат своих иранских единоверцев. Обеспечив себе, таким образом, безопасность в тылу, Селим стянул к границам Ирана 200-тысячную армию и начал военные действия. Решительное сражение произошло на Чалдыранской равнине вблизи Маку 23 августа 1514 года и закончилось поражением иранцев-сефевидов, после чего Ширван и Дагестан немедленно прекратили выплату Ирану дани, как и прочие иранские владения на Северном Кавказе (Дербент, Табасаран и др.).

Конечно, иранский шах недолго мирился с подобным своеволием и, пользуясь тем, что армия султана Селима I оказалась занятой войной в Египте, вторгся на Кавказ. В 1517 году, сломив упорное сопротивление армий местных правителей, сефевиды снова подчинили себе Ширван и вторглись в Грузию, разоряя все на своем пути. Был взят и Дербент, правителем которого объявили зятя иранского шаха Музафар-султана. Временный успех иранцев не остановил боевых действий, и в начале 30-х годов XVI века Османская империя вновь предприняла попытки взять реванш. Этим не преминули воспользоваться жители Дербента, выгнавшие иранский гарнизон и в очередной раз прекратившие платить дань Ирану. На этом неприятности иранского шаха не закончились: в 1547 году подати в его казну перестал платить и Ширван, этот отказ сопровождался антииранским восстанием под руководством ширванского правителя Алкас-мирзы, приходившегося шаху родным братом. Дагестанцы с радостью поддержали мятежного родственника, а когда восстание все-таки было подавлено, помогли Алкас-мирзе бежать сначала в селение Хиналук, а потом к шамхалу Казику Мухскому.

Однако бегство мятежного брата шаха и назначение на его место другого наместника не сделали позиции Ирана в регионе более стабильными. Богатые торговые центры Кавказа не желали иметь над собой чужеземного правителя и делиться с ним своими доходами. И потому, едва между Ираном и турками снова вспыхнули столкновения, Ширван, Дербент и Кайтаг немедленно расправились с наместником шаха и вновь провозгласили свою независимость. На этот раз восстание возглавили Бурхан-мирза и кайтагский уцмий Халил-бек, весьма заинтересованные в положительном исходе восстания: им приходилось платить в шахскую казну особенно большие налоги. Иранский отряд, направленный на усмирение мятежа, был разбит в битве при Кулане, однако оттеснил повстанцев в горы. Возможно, на этот раз власть Ирана оказалась бы более прочной, но основным иранским силам пришлось покинуть район из-за активизации османских сил. Воспользовавшись этим, жители Кайтага в 1549 году заняли Ширван и убили очередного главу шахской администрации. На этот раз шах не смог прислать войска и наказать бунтовщиков: его силы были скованы Османской империей и грузинскими отрядами ЧаряЛаурсаба (1534-1538).

1554 год был ознаменован тем, что турецкий та Сулейман I Кануни вторгся в Азербайджан и занял Нахичевань. Первый военный успех нов не имел, однако, продолжения, поскольку турецкая армия, застряв в Нахичеване, начала испытывать трудности со снабжением продовольствием В результате Сулейман вынужден был начать мирные переговоры, нашедшие у иранского шаха, находящегося в невыигрышном положении, энергичную поддержку. Результатом переговоров в 1555 году в г. Амасьи стал мирный договор, по которому Османской империи отходили Имеретинское царство княжества Гурия и Мегрелия, западная часть Мес-хети (Грузия), а также области Васпуракан, Алащ-керт и Баязет (Армения), Иран же получал Восточную Грузию (Картли и Кахетию), Восточную Армению и весь Азербайджан. Ни та, ни другая сторона не были удовлетворены мирным договором, поэтому неудивительно, что условия его соблюдались недолго. Новый османский султан Мурад II (1574 - 1590) выступил против Ирана, причем перед началом военных действий он обратился к дагестанским князьям с посланием, в котором официально требовал их участия в войне на своей стороне.

Удача сопутствовала турецкой армии: после ряда выигранных боев в Азербайджане и Южном Дагестане османы организовали в Ширване и Дербенте беглербегство, оставили там гарнизоны и под предводительством Дала-паши вернулись в Анатолию. Узнав, что турки покинули пределы Кавказа, шах осадил Шемаху, однако султан вновь направил Дала-пашу с армией на помощь шемахскому гарнизону. Одновременно он повелел своему вассалу крымскому хану Мухаммед-Гирею присоединиться к военным действиям против Ирана. В устье Кубани крымские отряды прибыли в 1582 году на кораблях с тем, чтобы через Дагестан достичь Дербента. Эта дорога через Северный Кавказ заняла у крымчаков 80 дней. Они соединились с 200-тысячным корпусом Дала-паши и в мае 1583 года объединенными усилиями разгромили Сефевидов в битве на реке Самур. Следствием успешных действий османских войск стала попытка стамбульской администрации колонизировать отбитые у Ирана территории, однако процесс этот немедленно натолкнулся на активное противодействие со стороны местных жителей в Дагестане, Ширване и в Грузии. Избавившись от иранского присутствия, горцы не собирались мириться с османским диктатом.

В ответ на сопротивление турки организовывали неоднократные карательные экспедиции в Дагестан, где силы командующего турецкими войсками Осман-паши сталкивались с отрядами местного ополчения. В 1588 году объединенной армии, состоявшей из лакцев, аварцев и даргинцев, удалось разбить турецкие силы, те вынуждены были запрашивать у Стамбула подкрепление. Прибывшие свежие войска, однако, почти не участвовали в боях: сразу они были переправлены в Крым. Осман-паша получил приказ от султана покинуть Северный Кавказ и совершить рейд по Крыму в наказание Мухаммед-Гирею за несоблюдение союзнических обязательств. Двигающаяся через горы в направлении черноморского побережья турецкая армия была при этом неоднократно атакована как черкесами, так и гребенскими и донскими казаками.

После возвращения из Крыма Осман-паша получил повышение и в 1584 году был назначен первым визирем Порты и главнокомандующим закавказской армией. Сражаясь против иранцев-сефевидов, османы смогли вскоре подчинить своему контролю большую часть Азербайджана с Баку, Тебризом и другими городами. В кампанию 1585 годаОсман-паша организовал вторжение в Южный Дагестан и разорил по ходу движения своих сил кюринские аулы. Практика опустошения земель и разорения городов применялась османами на протяжении всей второй половины XVI века, разгрому подверглись Дербент, Кумух, Хунзах, Согратль, а также многие лезгинские и дагестанские аулы, что не прибавило османам популярности среди местного населения. Ворвавшись в Дербент, османы перебили там половину жителей, а остальных заставили содержать свой гарнизон и выполнять прочие работы для турецкой армии.

Возможно, жестокое обращение турок с кавказцами стало причиной того, что оставленная без поддержки местных князей и ополчения турецкая армия начала терпеть поражения. В 1585 году войска иранского шаха сумели вытеснить османский контингент с азербайджанской территории, и только через три года, в 1588 году, новый главнокомандующий турецкой армии в Закавказье Фархад-паша (Осман-паша к этому времени умер) сумел восстановить в Азербайджане османское присутствие. Однако поражение, нанесенное ими Сефевидам, не обезопасило османов от выступлений местного населения, которое продолжало бунтовать и против тех, и против этих «освободителей». В конце XVI века правители Южного Дагестана объединились с азербайджанскими кубинцами и в сражении возле селения Абад разбили султанское войско. Разгневанные османы собрали большие силы и двинулись на Кубу, где учинили полный разгром. Однако было ясно, что управлять этими землями издалека не получается: кавказцы платили дань и подчинялись, лишь находясь под постоянной угрозой. Стоило туркам хотя бы ненадолго уйти, княжества и города тут же объявляли себя свободными. Чтобы создать на Кавказе опорные базы для контроля за окрестностями и для дальнейшего продвижения на север, турки приступили в селении Кусары к постройке крупной крепости с большим гарнизоном. Одновременно шла подготовка к постройке еще одной крепости на Тереке, т. е. на самой границе Русского государства.

Военная удача окончательно отвернулась от Сефевидов, и после ряда поражений иранский шах пошел на заключение унизительного мира с Османской империей. Стамбульский мирный договор 1590 года предусматривал передачу под турецкий контроль большей части Закавказья, а также Южного Дагестана. По существу, в результате войны 1578 - 1590 годов Иран потерял все Закавказье. Воспользовавшись своим положением победителей, турки возвели в Дербенте новые укрепления, позаботились об обороне других городов Азербайджана и приступили к созданию на Каспийском море собственного флота, одновременно вынашивая планы более широкомасштабного вторжения в Дагестан и на Северный Кавказ. Столкнувшись здесь с постоянным сопротивлением местных правителей, османы затеяли сложную дипломатическую игру, целью которой было, внеся раздоры в среду кавказских правителей, вынудить одних из них выступать на стороне Порты против других, чем ослабить регион и сделать более доступным для османской экспансии.

Потерпев поражение на Кавказе, Иран не намерен был сдаваться и, консолидировав свои силы после периода междоусобиц, вновь вступил в борьбу за эти территории. В результате продлившейся десять лет войны (1603 - 1612 гг.) шаху Аббасу I удалось отбить у турок утраченные земли и восстановить иранские владения в границах 1555 года. Заключенный в 1612 году между Османской империей и Ираном мирный договор соблюдался недолго и вскоре был нарушен новой затяжной войной, продолжавшейся с разной степенью интенсивности до 1639 года, причем ни для Турции, ни для Ирана результаты этой войны не оказались решающими. Правда, Сефевиды смогли распространить свой контроль на прилегающую к Каспийскому морю область Дагестана. Османской империи с помощью крымских ханов удалось эпизодически влиять на северокавказских черкесов, которые продолжали пользоваться любой возможностью, чтобы избежать уплаты дани.

Оказавшись предметом военного спора двух восточных сверхдержав, кавказские княжества имели возможность сохранять независимость лишь в тех пределах, какие предоставлялись им в рамках военной удачи или неуспехов Османской империи Ирана. Политическая нестабильность на Кавказе усугублялась нескончаемыми междоусобицами, что делало кавказские государства особенно уязвимыми для вторжения. Внутренние распри привели в начале XVI века к тому, что Грузия окончательно распалась на три независимых царства: Имеретинское, Картлийское и Кахетинское, а также на несколько княжеств - Гурия, Мегрелия, Абхазия и другие, причем царская центральная власть в этих княжествах была представлена чисто номинально. В дополнение к разделу Грузии на отдельные царства следует добавить, что внутри каждого из грузинских государств происходили бесконечные стычки между отдельными партиями правящих феодалов, что сделало политическую обстановку здесь еще более нестабильной.

В Армении в этот период (начало XVI в.) вовсе не существовало армянской государственности. Северные районы Азербайджана входили в государство ширван-ханов, соседствующее с Шекинским ханством, причем оба эти государства в середине XVI века были ликвидированы, а территория их оказалась включенной в Иранское государство. Армения и Азербайджан оказались поделенными между Османской империей и Ираном, причем обе стороны пытались внедрить на подвластных территориях свою форму правления. Так, в Западной Армении, попавшей в зависимость к османам, новой администрацией были образованы вилайеты ч санджаки, в Восточной же Армении, как и в Азербайджане, находившихся под управлением Рана, появились беглербегства, внутри которых образовались обширные земельные владения, полученные от имени шаха представителями местных княжеских родов и пришлой кызылбашской знати Первоначально земля передавалась на условиях службы шаху, однако постепенно на протяжении XVI и XVII веков часть крупных владений поменяла статус и начала передаваться по наследству. Результатом наследования стало образование отдельных ханств, находившихся в вассальной зависимости от иранского шаха. На равнинной и предгорной территориях Дагестана в условиях постоянных внутренних столкновений сформировалось множество мелких княжеств, которые в течение XVI и XVII веков либо продолжали борьбу друг с другом, либо заключали военные союзы. Однако это были уже сформировавшиеся феодальные государства, отсутствующие в этот период у черкесов (адыгов) и других горных народов.

В горах по-прежнему господствовали родоплеменные отношения, усугублявшиеся тем, что многие черкесские племена вели полукочевой образ жизни. Это было связано с тем, что горцы занимались отгонным скотоводством и неохотно брались за обработку земли. Конечно, такой тип экономических отношений заметно тормозил развитие общества, не позволяя сложиться характерным для других областей Кавказа феодальным отношениям, однако он же в сочетании с труднодоступностью мест проживания большинства горских племен делал их не столь уязвимыми при вторжении завоевателей. В крайнем случае, черкесы всегда имели возможность укрыться в горах.

Военные действия не обходили стороной крупные города Закавказья - Ереван, Тифлис, Шемаху, Дербент и др. Некоторые из них переходили из рукв руки десятки раз. Войны сопровождались многочисленными разрушениями, гибелью людей и разорением целых областей, причем лишь одним из эпизодов многочисленных войн можно назвать разорение в 1603 году по приказу шаха Аббаса I города Джуги, известного как крупный международный центр торговли шелком. Шах велел не только разрушить богатый и процветающий город, но и переселить его уцелевших жителей в центральные области Ирана. Нередко столкновения между силами Османской империи и Ирана приводили к гибели городов, являвшихся экономическими, культурными и политическими центрами Закавказья, а население, не погибшее и не попавшее в рабство, навсегда покидало разрушенные города.

Племен с востока на запад. Некоторые этнические компоненты, вероятно, вошли впоследствии и в состав кыргызского народа. Кыргызско-туркменские международные связи бесспорны и требуют тщательного изучения. Далеко не последнюю роль при этом сыграют материалы эпоса «Манас». Итак, на основе анализа фольклорных произведений отчетливо выявляется, что примерно с XIII века, особенно в XV-XVII вв., кыргызы...

Г. Иван ПI направил своего посланника к правителю государства Ак-Коюнлу Узун Хасану. А в 1491-1492 гг. в Москву прибыло посольство от кахетинского царя Александра. Таким образом, к XVI в. Кавказ оставался политически (а также этнокультурно) раздробленным и практически беззащитным перед соперничавшими из-за него мусульманскими державами. Превращение Черного моря почти во «внутриосманское озеро» ...

Регион Государств Закавказья (Грузия, Азербайджан, Армения) - суверенные государства, образовавшиеся после распада СССР, имеет для России особое экономическое и геополитическое значение и является сферой особых интересов по ряду причин:

Государства этого региона и Россия долгие годы входили в СССР, их объединяло историческое развитие и экономические связи. Они соединены системой магистральных трубопроводов. Это районы проживания значительного числа русских.

1. Экономические интересы России в этом регионе обусловлены тем, что - это перспективный рынок для ее товаров и технологий; район богатый энергоресурсами и др. мин. ресурсами; это район через который проходят важные транспортные коммуникации, в перспективе их будет еще больше.

2. Это регион, где расположены партнеры России по СНГ. Договору о коллективной безопасности (Армения) и т. д.

3. Политические интересы обусловлены необходимостью обеспечения национальной безопасности России. Границы между Россией и государствами этого региона остаются прозрачными. Существуют угрозы со стороны внешних границ соседних государств. Россия выходит в Закавказье наиболее уязвимым регионом Северным Кавказом, где существует межнациональная напряженность, тяжелая социально-экономическая ситуация, вооруженный конфликт в Чечне.

Свой отпечаток на отношения в этом регионе накладывает: многовековая история, связанная с многонациональным и многоконфессиональным составом и столкновением этих народов в прошлые века, изменения государственного деления и территориально - административного деления, депортации народов в сталинские времена и их возвращение на прежние места без выработки механизма урегулирования этого возвращения, геноцид армян в начале века (со стороны Турции), запутанные межгосударственные и внутригосударственные территориальные споры, современность с ее обострением борьбы за власть ресурсы, финансы, рынки сбыта и пути транспортировки нефти и газа, окрашенная этническими спорами и конфликтами. Результат карабахский конфликта - неурегулированность армяно-азербайджанские и армяно-турецкие отношения, границы Армении блокированы этими государствами с 91года, дипломатические отношения не устанавливаются, осложнение в азербайджанско­-российских отношениях из-за военной помощи Армении. Абхазский конфликт осложняет отношения Грузии и России. В Грузии расположены военные базы Российской армии, которая выполняют миротворческую функцию, но функционирование которых не соответствует всем нормам международного права. Официальные власти Грузии стремятся через добиться их вывода (многие представители Грузии высказываются за их вывод и замену) на миротворческие силы ООН. С одной стороны Грузия стремиться дистанцироваться от России, с другой стороны - раскол государства (Абхазия) и наличие вблизи границ Чечни не позволяет Грузии прервать добрососедские отношения с Россией.

Страны постсоветского пространства имеют не только общую историю, общие хозяйственно-экономические связи, но и общее будущее которое неизбежно ведет к интеграции в той или иной степени. Существует ряд моментов, которые сближают эти цели и интересы способствуя интеграции в различных формах: а) экономические интересы. Общие хозяйственно-экономические связи, народнохозяйственные комплексы многих новых государств постсоветского пространства были рассчитаны на взаимное сотрудничество, поэтому многие из них не могут функционировать без прежнего сотрудничества; б) политические интересы.

Некоторые страны ближнего зарубежья связывают свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.

Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом принял затяжной характер. 2 апреля 1999г. подписаны Декларации об основных направлениях развития СНГ. Но, ожидать в скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием Экономического союза стран СНГ едва ли стоит из- за того, что трудно увязать воедино противоречивые интересы 12 стран. Действительность такова: спад взаимного товарооборота на фоне роста внешней торговли стран СНГ с 3-им странам. Помимо интеграции существуют и противоположные тенденции. Грузия вышла из организации по коллективной безопасности. Недавно была создана новая региональная группа ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), принимавшая участие в саммите НАТО и ориентирующаяся на Запад. По сути СНГ фактически раскололось на блоки и союзы, самые крупные из которых: Договор о коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Основная задача политики России - обеспечить стабильность во всех ее измерениях: полит., экон., гуманитарной, оказывать и правовое содействие становлению стран СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику по отношению к России.

В России одним из последствий экономических реформ оказалась массовая стихийная внутренняя и внешняя миграция. В РФ на государственном уровне все больше осознается важность миграционных процессов в жизни страны. Экономическая и политическая ситуация в России, несомненно останавливает часть потенциальных мигрантов, к тому же существует много других факторов, которые влияют на этот процесс. К тому же это обуславливалось тем, что миграционные тенденции до 80-х годов прошлого столетия, характеризовались более оттоком населения, нежели его притоком. Так, в 1993 г. в РФ прибыли 2 млн. беженцев и экономических мигрантов. Это русские, армяне, азербайджанцы, грузины и представители многих других национальностей.

Появление значительного армянского населения в России относится к концу 20-х годов XIX века, когда в состав империи вошли армянские земли, до того принадлежавшие Персии или Турции. Эти перемены сопровождались массовыми переселениями персидских и турецких армян на теперь уже российские территории. До начала переселения в российском Закавказье было зарегистрировано 107 тыс. армян (а всего в России их насчитывалось 133 тыс. - примерно 6-7% всех живших в мире армян, тогда как более 80% их общего числа находилось в Турции). По оценкам, только в конце 20-х - начале 30-х годов XIX века в Закавказье прибыло около 200 тыс. армянских эмигрантов. Затем поток резко уменьшился, но все же не прекратился, и к 60-м годам XIX века в России проживало уже более 530 тыс. армян, из которых почти 480 тыс. - в Закавказье.

Середина 90-х годов ознаменовалась трагическими событиями в Турции. В 1894 -1896 годах вспышки геноцида унесли жизнь около 200 тыс. армян и подтолкнули их к новой массовой эмиграции в Россию. По оценкам, в 1897-1916 годах в Россию прибыло около 500 тыс. армян. Накануне Первой мировой войны в пределах Российской Империи жило 1,8 млн армян - немногим меньше, чем в Турции (2 млн).

Сложившаяся в XIX веке традиция возвращения армян в Закавказье довольно долго сохранялась и в советское время. За весь советский период были три главные волны репатриации: в 1921-1936 годах (42 тыс. человек), в 1946 году (самая большая волна - 90-100 тыс. человек) и в 1962-1982 годах (32 тыс.) Первая послевоенная волна прибывала в основном из Ливана и Сирии, а также из Ирана и Греции-Кипра. На эти страны пришлось примерно две трети всего потока. Довольно значительной - по нескольку тысяч человек - была также иммиграция из Франции, Египта, Болгарии, Румынии. Последнюю волну 3/4 составляли выходцы из Ирана. Общее число армянских репатриантов советского периода оценивается примерно в 180 тыс. человек.

Однако прижиться в советской Армении репатриантам оказалось нелегко, и именно среди них или их детей стало нарастать стремление уехать из СССР. При первой же возможности, в 1956 году, возник и стал нарастать поток армянской эмиграции - в основном на Запад - во Францию, США, Австралию, Канаду. Общее число армянских эмигрантов за 1956-1989 годы оценивается в 77 тыс. человек. Подавляющее большинство - свыше 80% - уехало в США.

К началу 90-х годов общее число армян в мире оценивалось примерно в 6, 4 млн человек, из которых 4, 6 жили в СССР (в том числе 3, 1 млн - в Армении) и 1, 8 были рассеяны по всему миру. Приблизительное распределение армян по разным странам представлено в таблице.

Распад СССР, некоторые предшествовавшие ему события, в частности страшное землетрясение 1988 года и армяно-­азербайджанский конфликт, а также последовавшее за распадом Союза обострение политической обстановки в Закавказье, на Северном Кавказе, в Средней Азии, резко изменили ситуацию. С одной стороны, они послужили причиной вынужденной миграции армян из Азербайджана, Северного Кавказа и Абхазии. Только число беженцев из Азербайджана в 1988-1991 годах оценивается в 350 тыс. С другой же стороны, ухудшение экономического и политического положения в Армении спровоцировало массовый отток населения из страны, что в немалой степени облегчалось существованием зарубежной диаспоры. По официальным российским данным, нетто- миграция армян в Россию в 1990-1997 годах составила 258 тыс. человек, но, вероятно, далеко не все эмигранты попадают в официальный учет. Кроме того, имеется миграция в некоторые другие бывшие республики СССР, а также на Запад. Армянские эксперты оценивают масштабы эмиграции за 1990-1997 годы в 700 тыс. человек, или в 20% населения Армении. Судя по всему, рассеяние армян по миру снова увеличивается.

Расселение армян в мире на рубеже 1980-х - 1990-х годов
Страны тыс. чел. % Страны тыс. чел. %
Весь мир 6423 100,0
Советский Союз 4623 72,0 Остальные страны 1800 28,0
в том числе: в том числе:
Армения 3084 48,2 США 600 9,4
Россия 532 8,3 Канада 50 0,8
Грузия 437 6,8 Франция 250 3,9
Азербайджан 391 6,1 Аргентина 50 0,8
в том числе Австралия 25 0,4
Нагорный Карабах 145 2,3 Иран 100 1,6
Украина 54 0,8 Сирия 80 1,3
Узбекистан 51 0,8 Ливан 100 1,6
Туркмения 32 0,5 Другие страны 545 8,6
Казахстан 19 0,3
Другие республики СССР 23 0,4

Межнациональные перемещения населения имеют тенденцию к систематическому росту их масштабов, интенсивности и динамичности. Это ведет к усилению эффекта саморазвития и требует постоянного совершенствования и поиска более тонких методов регулирования и контроля со стороны соответствующих национальных и международных органов. К числу стран, в которых эта проблема стоит наиболее остро и требует самого внимательного отношения властных структур, относится Россия. Грядущий дефицит рабочий силы, в связи с демографическим кризисом, постарения населения и трудоспособных контингентов, отток на запад квалифицированных специалистов, приток беженцев, слабый пограничный контроль за перемещениями людей между странами СНГ, не урегулированные вопросы оплаты труда, большие масштабы нелегальной внешней миграции рабочий силы - все это снижает эффективность экономики и ограничивают возможный позитивный эффект от включения России в международное разделение труда и в мировой рынок рабочий силы.

РАСПАД СССР охарактеризовал начало процесса геополитических изменений на всем постсоветском пространстве. Многие регионы стали сферами национальных интересов ведущих государств мира. Геополитическое значение Кавказского региона неоспоримо, и неслучайно. Подтверждением может служить тот факт, что Кавказ объявили зоной своих интересов более 30 государств.

Так как в новых геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими путями, то главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на северо-восток Евразии, подальше от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов - Средиземноморско-Черноморского - Кавказско-Каспийского региона.

Северо-Кавказский регион всегда занимал особое место в политике России. В нынешних условиях роль и место региона на геополитической карте стали еще актуальней. Прежде всего это определяется приграничным положением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством с зоной Закавказья и Центральной Азии, выходами к Каспийскому и Черному морям.

Именно Северный Кавказ с его внутренними и внешними противоречиями в течение последних лет выступает в качестве источника новых масштабных угроз национальным интересам и безопасности России.

В этом регионе произошли и продолжаются вооруженные конфликты, один из которых - война в Чечне с огромным числом жертв и разрушений.

Следует назвать также осетино-ингушское противостояние, острую социально-экономическую и политическую обстановку в Дагестане, этнополитическую нестабильность в Карачаево-Черкесии, проблемы Кабардино-Балкарии и Адыгеи и другие, менее масштабные, но тоже непростые проблемы.

Сюда же можно отнести вооруженный конфликт между Грузией и Осетией, напряженную обстановку в Абхазии. Совершенно очевидно, что все уже давно стало выходить далеко за рамки региональных проблем. Безусловно, это часть большой игры. В этой связи возникают вопросы. Почему именно этот небольшой по своей площади регион стал предметом пристального внимания мировых центров сил? В чем геополитическая привлекательность Кавказа и какова его роль в системе международных отношений?

Северный Кавказ как официальное название впервые упоминается в 1860 году. Это территория площадью 250 тыс. кв. километров, расположенная между Черным и Азовским морями на западе и Каспийским морем на востоке. Северная его граница проходит по Кумо-Манычской впадине, южная - по Главному Кавказскому хребту.

С точки зрения народонаселения этот регион уникален - там проживает около 55 коренных народов и до 120 этнических меньшинств, люди исповедуют все основные мировые религии. Порой отсутствие должной национальной политики становится причиной многих межнациональных конфликтов и проблем.

Внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государственных и межгосударственных образований, преследующих исключительно свои национальные (политические и экономические) интересы. Они стараются не допустить возрождения России, подорвать ее влияние на постсоветском пространстве, сузить ее геостратегическое пространство до рамок собственных границ.

Исторически у России на Северном Кавказе всегда были геополитические противники, стремящиеся ослабить ее влияние в этом регионе. Еще в конце прошлого века известный российский историк П.Н.Милюков заявил: "Теперь выдвигается в более грубой и откровенной форме идея эксплуатации России как колонии, ради ее богатства и необходимости для Европы сырых материалов... и трудно найти причины, в силу которых западные страны вдруг отказались бы от своих вековечных намерений и желаний сегодня".

Одним из стратегических планов дестабилизации положения на Северном Кавказе, да и всего Юга России, стал небезызвестный британо-американский план "Шторм над Каспием", разработанный под руководством Массачусетского технологического института еще в середине 1990-х годов. Он предусматривает, в частности, "миротворческое" военное присутствие США и НАТО на Кавказе, в Прикаспии и на Каспии в случае дестабилизации обстановки в тех кавказских районах, где сосредоточена добыча нефти и газа, идущих на экспорт, или где проложены или прокладываются евроазиатские трубопроводы.

Сепаратистские действия на Северном Кавказе Запад рассматривает как один из путей осуществления своих планов. Особую активность по поддержке и стимулированию сепаратистских настроений Запад начал после провала операции грузинских войск на территории Южной Осетии. В целом ряде Северокавказских республик на протяжении последних месяцев наблюдается последовательная эскалация напряженности, которая проявляется в террористических актах с участием смертников.

Сегодня на территории почти 20 стран мира существуют организации, прямо или косвенно поддерживающие сепаратизм на Северном Кавказе. Под видом различных гуманитарных и правозащитных организаций в регионе действуют люди, прибывающие сюда с совершенно иными целями. Во время чеченской войны в регионе действовало около 50 спецслужб различных стран мира. Запад уже давно ведет против России сразу несколько войн "четвертого поколения" - нетрадиционно построенные конфликты низкой интенсивности с упором на диверсионно-террористические операции, провоцирование криминально-политического бандитизма с целью создания атмосферы страха у граждан и представителей власти, моральный и информационный террор против них. Главной особенностью такой войны является то, что непосредственными военными противниками России в них выступают не государства, а поощряемые извне вооруженные формирования экстремистов, а зачастую обыкновенных бандитов, прикрывающихся политическими или религиозными лозунгами. Задачей данных формирований является дестабилизация обстановки на Юге России.

США и Западная Европа пытаются влиять на ситуацию в регионе и контролировать ее. Они изучают причины затянувшейся операции в Чечне, перспективы возможных междоусобиц внутри Северокавказских республик. Ведется работа по изучению региональной элиты и контрэлиты с целью понять их интересы, мотивы и характер поведения лидеров.

Госдепартамент США уже объявил о том, что страны СНГ, за исключением России, являются зоной военной ответственности США. По плану военного ведомства США Центральное командование НАТО возьмет под контроль Прикаспийский регион, а европейское командование (войска США в Европе) должно обеспечить порядок на коммуникациях, связывающих Каспийский регион с Западом. На всем протяжении южных рубежей России будут размещены базы развертывания (американцы называют их "мобильными силами"), склады и все, что необходимо для ведения военных действий. То есть создается инфраструктура для быстрой доставки и развертывания военных контингентов.

Бывший премьер-министр Великобритании Мэйджор так цинично определил судьбу России и ее субъектов: "Задача России... - обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого им нужно всего 50-60 миллионов человек". То есть планируется оставить всего одну треть населения нашей страны для обслуживания интересов Запада.

А по заявлению американского теоретика мондиализма С.Хантингтона, Россия является "страной, предназначенной для разрыва". Это означает, что ей предопределили стать ареной самых жестоких конфликтов и противоречий, которые должны привести к расчленению российского пространства и вхождению его различных компонентов в новые геополитические блоки.

По существу, мы имеем дело со стратегическим заговором против России со стороны ряда государств, которые намерены вытеснить Россию с Северного Кавказа и создать предпосылки и условия для развития дальнейших дезинтеграционных процессов в России. Строго говоря, ситуация в регионе определяет ближайшее и более отдаленное будущее не только Северного Кавказа, но в определенном смысле Российской Федерации в целом. Несмотря на усилия, предпринимаемые федеральным Центром, обстановка в регионе по-прежнему остается сложной и напряженной.

Количество терактов в Южном федеральном округе составляет 84% от общего по России. За последние полтора года в ЮФО задержано 1736 лидеров и активных участников незаконных бандформирований и выявлен 61 факт создания организационных преступных группировок, что составляет одну пятую выявленных по России.

Эксперты уверены, что резкая активизация сепаратистских настроений на Северном Кавказе, новая волна ухода кавказской молодежи "в лес" и воинственные заявления со стороны Грузии являются звеньями одной цепи, тянущейся с начала агрессии Грузии против Южной Осетии. "Это одна связка действий, которая подпитывается и финансируется со стороны Запада", - отметил в интервью газете "РБК daily" президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.

В последние годы зоной западного внимания стал практически весь регион. Внимательно анализируются происходящие процессы, строятся прогнозы на будущее с учетом влияния на интересы США и ЕС тех или иных вариантов развития событий. Северный Кавказ все чаще рассматривается зоной будущего зарубежья России, где важно не упустить и возможную выгоду. Это подтверждается, в частности, активностью телекоммуникационных компаний США, Великобритании и Израиля на Кубани, в Грузии, Азербайджане и Армении.

События в Чечне, Южной Осетии, политика грузинского руководства, а также реакция западных стран, особенно США, свидетельствуют о том, что сегодня на Кавказе вновь проходят испытания на прочность государственности России. Проверяется ее способность быть мировой державой, отстаивать свои стратегические интересы, обеспечивать стабильность и порядок на своей территории. В таких условиях Россия уже не раз демонстрировала всему миру свою твердую позицию в регионе. Президент Д.Медведев заметил в своем первом Послании Федеральному Собранию: "Мы не отступим на Кавказе".

Среди факторов, влияющих на систему безопасности, оказывающих наиболее существенное влияние на содержание и характер общественной политической и социально-экономической ситуации на Северном Кавказе, следует выделить следующие:

  1. Геополитический фактор - международное соперничество за регион, напряженность вокруг абхазского и южноосетинского вопросов.
  2. Фрагментарность и непоследовательность национальной политики.
  3. Политическая нестабильность, борьба национальных элит за власть.
  4. Незаконные вооруженные формирования, чьи террористические акты и нападения стали одной из основных проблем Северного Кавказа.
  5. Полиэтничность и многоконфессиональность - этнонациональные конфликты.
  6. Размывание единого правового пространства. Стремление республик, краев и областей к увеличению объема полномочий и предметов ведения.
  7. Экономический кризис в условиях усилившейся социально-этнической дифференциации общества.
  8. Ухудшение криминогенной обстановки, рост коррумпированности власти.
  9. Неконтролируемые миграционные процессы и их влияние на социально-экономическую обстановку.
  10. Слабость информационной политики.

Таковы лишь основные конфликтогенные факторы, влияющие на обстановку на Северном Кавказе. Опасность текущей ситуации заключается еще и в том, что после грузинской агрессии против осетинского народа и признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии напряженность событий вокруг Кавказского региона резко усилилась. В регионе сохраняется угрожающая для безопасности страны военно-политическая обстановка. Хотя после событий в Южной Осетии Запад уже не может не считаться с интересами России, в решении региональных вопросов он уже не идет на прямую конфронтацию с РФ, однако от долгосрочных планов своих не отказывается.

Все это говорит о том, что большая битва за Кавказ не закончилась, а только начинается. В таких условиях России необходимо выработать новую парадигму национальной политики на Кавказе с учетом геополитической обстановки в регионе. Здесь можно выделить следующие основные направления:

  1. Определение основных принципов безопасности России на Северном Кавказе.
  2. Разработка международной правовой системы, обеспечивающей соблюдение интересов и прав России в регионе.
  3. Разработка эффективной региональной политики России для выравнивания экономического, социального, образовательного положения Северокавказских народов.
  4. Недопущение проявления сепаратизма, подавление любых попыток терроризма на Северном Кавказе.

В новых геополитических условиях, чтобы быть эффективной, российская политика на Юге страны должна опираться на ясно сознаваемые и отчетливо выраженные национальные российские интересы, преследовать четко определенные цели и иметь реалистическую стратегию их достижения. Для отстаивания своих интересов необходимо использовать все рычаги, как политические так и военные, как это было в Южной Осетии. Нельзя допустить милитаризацию Кавказа, чтобы он стал военно-политическим плацдармом НАТО. Северный Кавказ должен быть надежным буфером безопасности, мира и стабильности в регионе. От решения кавказской проблемы зависят не только ближайшие шаги в сфере практической политики, но и стратегические цели, определяющие место и значение России на геополитической карте мира.

После распада СССР на территории Закавказья образовалось три самостоятельных государства – Азербайджанская Республика, Республика Армения и Республика Грузия. Несмотря на географическое соседство, у каждой из них своя история, их отличает национальное своеобразие, они различны по природным богатствам и культуре, геополитической ориентации. До распада СССР закавказские республики по экономическому развитию находились на уровне среднеразвитых индустриально-аграрных стран. В постсоветской истории у них также много общего.

За годы независимости ни одной из закавказских республик не удалось избежать тотального спада производства, обнищания и миграции населения, военно-политических столкновений как между самими республиками (Армения – Азербайджан), так и внутри каждой из них (Грузия, Азербайджан). Сказались разрыв прежних экономических связей, социально-экономическая и политическая нестабильность, резкое расслоение населения по уровню и качеству жизни, коррумпированность и криминализация общества.

Россия заинтересована строить отношения с целостными и стабильными Азербайджаном, Арменией и Грузией. Ей выгодно, чтобы эти страны справились с социальными и экономическими неурядицами и встали на рельсы устойчивого развития. Закавказье географически, исторически, экономически и политически было и остается теснейшим образом связано с Россией. Главным фактором влияния России в регионе остаются экономические рычаги.

России придется решать с закавказскими государствами не только вопрос о русском языке, о положении русского и русскоязычного населения в этих государствах, но и проблемы многочисленных диаспор закавказских народов в Российской Федерации. Нельзя забывать и о том, что при всех возможных недоработках и трудностях миротворческая деятельность России сыграла и продолжает играть ключевую роль в разрешении конфликтов в Закавказье, в установлении относительно устойчивого мира в этом регионе.

Кратко остановимся на особенностях развития каждой из стран Закавказья и их взаимодействии с Россией.

Азербайджанская Республика

18 октября 1991 г. Верховный Совет Азербайджанской Республики принял Конституционный акт “О государственной независимости Азербайджанской Республики”. Первое постсоветское десятилетие стало для нового государства временем общественно-экономических и политических трансформаций и потрясений, самостоятельного выхода на мировую арену. Становление Азербайджанской Республики происходило в условиях глубокого этнополитического кризиса, вызванного карабахским конфликтом. В результате военного столкновения между Азербайджаном и Арменией Нагорный Карабах фактически вышел из состава Азербайджанской Республики.

В начале 90-х гг. XX в. в Азербайджане сложилась ситуация, близкая к политической и экономической анархии. Приход к власти в 1993 г. Г.А. Алиева, выступившего в качестве общенационального и авторитетного лидера Азербайджана, способствовал стабилизации, укреплению государственности, приостановлению тяжелейшего экономического кризиса.

С середины 90-х гг. в Азербайджане наблюдаются положительные тенденции к замедлению темпов негативных процессов в экономике, увеличению добычи нефти, укреплению национальной валюты. Развивается сельское хозяйство, в том числе традиционные для Азербайджана хлопководство, плодоводство и виноградарство.

У Азербайджана значительный транспортный потенциал, который может превратить республику в один из центров международной торговли и реэкспорта. Республика по объему иностранных инвестиций опережает большинство стран СНГ, львиная доля этих капиталовложений направлена в нефтедобычу. На официальном уровне заявлено о желании превратить Азербайджан в “новый Кувейт”, планируется довести нефтедобычу в 2010 г. до 60 млн т в год 7 .

Вместе с тем у Азербайджана остается немало экономических и социальных проблем. Торговля для многих азербайджанцев остается единственной сферой, где можно хоть что-то заработать. Велики миграционные процессы. По разным источникам, в настоящее время только в Российской Федерации насчитывается до 1,5 млн азербайджанцев; около 60% населения республики живет за счет средств, заработанных в России.

Во внешней политике Азербайджан следует принципу много-векторности, но при этом подчеркивает особые отношения с Турцией. Во время визита в феврале 1994 г. Г.А. Алиева в Турцию была использована формула “одна нация, два государства”. Очевидна тенденция к расширению военного сотрудничества между Баку и Анкарой, причем это сотрудничество во все большей мере принимает контуры геополитического военного союза.

Азербайджанское руководство развивает связи с ОБСЕ, Советом Европы и НАТО, активизирует отношения с США и западноевропейскими странами.

Российско-азербайджанские отношения в 90-х гг. XX в. складывались неровно, прежде всего из-за карабахской проблемы. В последние годы российско-азербайджанским связям удалось придать динамичный, прагматичный и взаимовыгодный характер. Большую роль в этих позитивных процессах сыграли визит Президента РФ В.В. Путина в Азербайджан и визит нового Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Москву. Азербайджано-российские отношения не беспроблемны, но это проблемы вполне решаемы, в том числе и те, которые касаются нефти, газа и их транспортировки, а также сотрудничества по Каспию.

Республика Армения

Республику Армению связывают с Российской Федерацией узы дружбы и стратегического партнерства. После распада СССР Армения пережила непростые времена. Произошел резкий спад производства, отмечается рост теневой экономики и безработицы. По подсчетам специалистов, за пореформенный период Армения лишилась около 90% своего экономического потенциала, объем ее ВВП сократился в 10 раз, в том числе объем промышленного производства на 80%. Наблюдалось массовое банкротство промышленных предприятий, свертывание наукоемких производств и научных исследований.

Положение усугубляется ограниченностью природных ресурсов Армении, а также ее транспортной блокадой в результате вооруженного конфликта с Азербайджаном. Страна не имеет выхода к морю, что изолирует ее от центров не только мирового, но и регионального развития. Кроме того, Республика вынуждена выделять значительные средства на ликвидацию последствий страшного землетрясения 1988 г. Тогда в северных районах Армении погибло 25 тыс. человек, десятки тысяч остались без крова.

В советские годы Армения характеризовалась высоким уровнем образования и культуры, значительным интеллектуальным потенциалом. Сейчас, в силу тяжелого экономического и социального положения страны, большая часть трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных специалистов, эмигрировала, что привело к трудновосполнимым потерям.

Создавая в сложных условиях новое государство, Армения, помимо прочего, опирается на мощный генетический потенциал и традиции своего народа, который на протяжении многих столетий упорно отстаивал свою национальную самобытность. Приняв в 301 г. христианство в качестве официальной государственной религии, Армения явилась передовым христианским форпостом, небезуспешно сопротивлявшимся исламизации. Она дала миру выдающихся просветителей, ученых, деятелей культуры. Сейчас это государство-нация с практически однородным в этническом, культурном и конфессиональном отношении народом. Большие, сравнительно богатые и влиятельные армянские диаспоры в США, во Франции, в странах Ближнего и Среднего Востока. Армянская диаспора в России, преимущественно в Москве и Краснодарском крае, насчитывает 2 млн человек 8 .

Что касается Нагорного Карабаха, то население Армении в своем абсолютном большинстве выступает за его вхождение в состав республики. Однако руководство страны (по крайней мере на словах) не ставит задачу присоединения Карабаха к Армении и высказывается за предоставление народу Карабаха права самому определять свою судьбу. Несмотря на подписанное в мае 1994 г. Соглашение о прекращении огня, которое в принципе соблюдается, серьезные противоречия между конфликтующими сторонами сохраняются.

В сложившейся геополитической обстановке Россия остается, по существу, единственной страной, способной оказывать Армении всестороннюю поддержку. На протяжении всего существования Армении как независимого государства в российско-армянских отношениях практически не было споров, в отличие от других закавказских республик, которые в силу различных причин зачастую демонстративно дистанцировались от России. В стране нет явно антироссийских настроений. В то же время в последние годы очевидна активизация политических сил, ориентирующихся на Запад. Развиваются отношения Армении с Грецией и Ираном.

Трагическая гибель 27 октября 1999 г. К. Демирчяна, Председателя Национального собрания, и В. Саркисяна, премьер-министра страны, которые придерживались пророссийской ориентации, не привела к ослаблению российских позиций в Армении. Визиты Президента РФ В.В. Путина в Армению в 2001 и 2005 гг. подтвердили стратегическое партнерство двух государств. Между Россией и Арменией укрепляются торгово-экономические связи и военно-техническое сотрудничество.

Ощутимо военное присутствие России в Армении. На военных базах расположены истребители-перехватчики МИГ-29, дивизион комплекса ПВО С-300В – самых мощных в мире зенитных ракет. Юридически оформлено пребывание российских пограничных войск на территории республики. Армянская армия вооружена российским оружием. Россия, по существу, взяла на себя обязательства гарантировать безопасность армянского народа и государства.

Имея тесные и многосторонние связи с Россией и странами Запада, обладая достаточно боеспособной и эффективной армией, Армения в состоянии оказывать влияние на обеспечение геополитической стабильности в регионе. В свою очередь Россия опирается на Армению для защиты своих стратегических интересов в Закавказском регионе.

Республика Грузия

Грузия – первая из бывших республик Советского Союза, где были проведены свободные парламентские (октябрь 1990 г.) и президентские (май 1991 г.) выборы, на которых победил З. Гамсахурдия. В период его пребывания у власти руководство Грузии взяло курс на разрыв отношений с Россией, а в национальном движении республики с самого начала верх взяли радикалы, борцы “с имперским злом и насилием”.

Патриотический допинг и поиски врагов заслонили главное – экономическое, социальное и государственное строительство. ВВП Грузии сократился многократно и составлял в начале XXI в. 1/4 валового продукта Краснодарского края. Грузия, еще недавно цветущая и богатая, ныне одна из самых бедных стран мира. Население Грузии уменьшилось, каждый четвертый житель страны выехал на постоянное жительство в Россию 9 .

Положение в стране серьезно обостряется конфликтами с Абхазией и Южной Осетией. Отличительная особенность событий, связанных с Абхазией, в том, что на путь независимости и создания собственного государства стал народ, составляющий менее пятой части населения Республики Грузии. На 1 января 1990 г. население Абхазии насчитывало 537 тыс. человек, из них 44% грузины, 17% абхазы, 16% русские, 15% армяне 10 . В ночь с 13 на 14 августа 1992 г. части национальной гвардии и регулярной армии Грузии вошли в Сухуми. Началась война, которую Грузия проиграла.

Национально-шовинистические силы Грузии подвигли южных осетин предпринять попытку отделиться, на что грузинский парламент немедленно отреагировал отменой южноосетинской автономии. В ответ на несогласие осетин в 1991 г. были использованы силовые методы. Осетины нанесли поражение грузинам. В июне 1993 г. объявлено перемирие и прекращение огня. Результат грузино-южноосетинского конфликта – более 1 тыс. убитых, свыше 90 сожженных деревень, десятки тысяч беженцев.

В правление Э. Шеварднадзе отношения Грузии с Россией отличались неровностью, противоречивыми заявлениями и действиями. С приходом к власти М. Саакашвили в сентябре 2003 г. появилась надежда, что наступит поворот к лучшему во взаимоотношениях двух стран. Поначалу изменилась риторика, наметился межгосударственный диалог. Но затем высказывания со стороны Грузии в отношении России стали звучать все резче и оскорбительнее.

М. Саакашвили как политик стремится играть на большом геополитическом поле. Он склонен считать себя этаким пророком “цветных” революций на постсоветском пространстве. На самом деле геополитические амбиции вождя “революции роз” явно не соответствуют его реальным возможностям.

Президент Грузии неоднократно выступал с необоснованными обвинениями в адрес России, в том числе на 61-й сессии ООН в сентябре 2006 г. В то же время он постоянно подчеркивает свою ориентацию на США, особые отношения с ними. Это подтверждается его стремлением.вступить в НАТО, ускорить процесс вывода российских военных баз с территории Грузии, укрепить и обучить вооруженные силы с помощью американцев.

Осуществляется постоянное давление на отделившиеся территории, не прекращаются провокации против российских миротворцев. Чашу терпения России переполнил демонстративный арест в Тбилиси нескольких российских офицеров, находившихся в Грузии на законных основаниях. Со стороны Российской Федерации последовали ответные действия, касающиеся экономических отношений, транспортного сообщения, незаконной миграции. По инициативе России в Совет Безопасности ООН осенью 2006 г. была внесена и единогласно им одобрена резолюция, в которой осуждаются воинственная риторика и неправомерные действия грузинской стороны в зоне грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, продлевается мандат российских миротворческих сил.

Прецедент отделения Черногории от Сербии, очевидное противоречие между такими принципами международного права, как принцип территориальной целостности и право нации на самоопределение, курс, взятый руководством Грузии на решение территориальных проблем с помощью силы, – все это еше больше обостряет обстановку вокруг Абхазии и Южной Осетии, которые являются международно признанными зонами конфликта.

В 2006 г. Россия впервые официально признала правомерность стремления Южной Осетии к самоопределению. В заявлении официального представителя МИДа Российской Федерации отмечалось: “Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности. Но пока эта целостность применительно к Грузии скорее возможное состояние, чем политико-правовая реальность. И создать ее можно только в результате сложных переговоров, при которых исходная южноосетинская позиция, как мы понимаем, базируется на не менее признаваемом в международном сообществе принципе – праве на самоопределение” 11 .

Восстановление территориальной целостности Грузии в обозримом будущем представляется трудноразрешимой задачей. Российская сторона продолжает вести линию на сдержанность и осмотрительность в отношении грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, подчеркивая, что будет действовать в соответствии с нормами международного права и волей народов. Россия не собирается включать в свой состав новые территории, у нее нет таких планов, подчеркнул Президент РФ В.В. Путин на встрече в Ново-Огареве с руководителями информагентств стран “восьмерки” и повторив это в телевизионных ответах на вопросы граждан России 25 октября 2006 г. Вместе с тем он отметил, что “не только жителям Южной Осетии или Абхазии трудно будет объяснить, почему албанцам в Косово можно отделиться от страны, в которой они формально сейчас находятся, а им нельзя” 12 .

Россия не уходит от ответственности, которую возлагают на нее посреднические и миротворческие обязанности. Российская Федерация выступает за территориальную целостность Грузии, но и подталкивать Абхазию и Южную Осетию к Тбилиси – значит поощрять государство, открыто противопоставляющее себя России в геополитическом плане. Кроме того, Россия не может не учитывать, что большая часть жителей Абхазии и Южной Осетии – российские граждане (процесс активного принятия российского гражданства пришелся на 2000–2004 гг.).

В конечном счете не в интересах Грузии обострять отношения с Россией. Можно согласиться с мнением тех, кто отмечает, что “Россия – первый торговый партнер Грузии, первый покупатель ее продукции, основной рынок сбыта ее рабочей силы, крупнейший источник ее валютных поступлений, главный поставщик газа и т. д.” 13 . Россия, безусловно, не заинтересована в нагнетании напряженности. Российскую Федерацию и Республику Грузию исторически, географически, экономически, культурно связывает несравнимо большее, чем то, что их пока разъединяет.

Объективно России и закавказским странам суждено жить рядом и вместе. Поэтому главная задача – найти оптимальные пути и формы сотрудничества во всех сферах, умело сопрягая и учитывая национальные и геополитические интересы Российской Федерации и постсоветских государств Закавказья.

В первой половине XVIII в. Турция, подстрекаемая западными державами, активизирует свою агрессивную деятельность на Северном Кавказе. В своей кавказской политике особое место она отводила Кабарде. Она продолжала утверждать что, якобы, Кабарда и ряд территорий Северо – Западного Кавказа принадлежат Крымскому ханству, ее вассалу. Стремясь создать простор для агрессии Крыма в этом районе, Турция еще с 30-х гг. XVI11в. настаивала на провозглашении Кабарды нейтральной территорией, с чем Россия не могла согласиться. Другими словами, в XVI11 в. Турция пытается создать на Северном Кавказе прочную оперативную базу для развертывания своей захватнической политики и противодействия росту здесь русского влияния. Не случайно поэтому в XVI11 в. русско – турецкий спор из – за Кабарды принимает особенно острый характер. Кабарда в 30-х гг. XVI11 в. стала ареной ожесточенной борьбы между Турцией и Россией.

Вместе с тем Кабарда в свою очередь оказывает военную помощь России в ее борьбе с Турцией и Крымским ханством. Так, в августе 1733г. кабардинцы оказали такую помощь отряду донских казаков под командой атамана Краснощекова, шедшему с Дона в крепость Св. Креста и подвергшемуся нападению со стороны крымцев и калмыков. На просьбу о помощи немедленно откликнулись кабардинцы под командованием Бамата и выручили донских казаков. Но русские в том же 1733г. не смогли оказать помощи Кабарде, подвергшейся нападению со стороны крымского хана и турок во время их похода в Дагестан.

В 1735г. в разговоре с русским резидентом Неплюевым верховный визирь Али – наша заявил, что Турция намерена разорвать отношения с Россией потому, что Россия отобрала у Турции ее древние владения – кабардинскую землю и, кроме того, возбуждает Грузию против Турции, обнадеживая ее своей помощью. Он обвинил Россию в том, что она поддерживает против Турции иранцев и не только не пропустила против Ирана крымских татар, но и разбила их. Столкновение Турции с Россией в 1735г. спровоцировал крымский хан своим ложным доносом визирю о разорении запорожцами сел. Дубосары. В ответ на это визирь разрешил ему совершить набег на русскую землю.

Узнав, что 1735г. в силу нового договора с Ираном, Россия вывела из Дагестана, Дербента и Баку свои войска, Турция решила объявить войну покровительнице дагестанских народов и направить туда крымского хана с 80 тысячами через те же места, которыми он шел в 1733г.

13 мая 1735г. новый русский резидент в Турции Вешняков сообщил, что Дагестан находится в подданстве России, и Усмай, хотя и уходил к татарам, но год назад принял присягу на верность России. А Турция в свою очередь утверждала, что Дагестан принадлежат ей, и она не признает права России на Дагестан. Из этого видно, что Турция искала в 1735г. повода для войны с Россией.

В целях предупреждения появления в Дагестане крымского хана и его враждебных действий там Граф Минних 23 июня 1735г. получил предписание идти из Польши на Крым и Азов с тем, чтобы приковать войска крымского хана и сорвать его поход на Кавказ. Находившемуся на Кавказе генералу Левашову было предписано преградить силою оружия путь крымскому хану Каплан – Гирею в Кабарду и Дагестан. Все это показывает, что Россия твердо намеревалась не допустить Турцию в Кабарду, чья территория имела для России большое стратегическое значение.

6 апреля 1735г. верховный визирь Турции пригласил к себе английского, австрийского и голландского посланников и сообщил им о внезапном выступлении России против Азова и просил их совета. Одновременно он вручил им манифест об объявлении России войны.

12 апреля 1735г. Турция получила объявление войны и со стороны России. Если до начала войны кабардинцы находились в неопределенном положении, то со времени военных действий они решительно встали на сторону России и действовали против кубанских татар (ногайцев) совместно с русскими войсками. Кроме того, кабардинцы принимали активное участие во взятии Азова. В эту войну кабардинцы оберегали территорию, связывающую Кизляр и Астрахань. Два конных отряда из отборных всадников: один из Большой Кабарды под командованием князя Мисоста Кургокина, а другой- из Малой Кабарды во главе с князем Кильчукой Таусултановым – участвовали во взятии крепости Азов. Третий в 1500 всадников действовал на Кубани, четвертый отряд – из 600 всадников вместе с калмыками разбил 10- тысячный отряд кубанских татар. В 1737г. кабардинцы участвовали в разгроме крымского войска в Салгирском сражении, а в августе 1739г. они под командованием Арсланбека Кайтукина нанесли крупное пораженное татарам на берегу Лабы. После окончания русско – турецкой войны подписан мирный договор, считавшийся самым неудачным во всей истории русской дипломатии. Белградской мирной конференции. Этот мирный договор был подписан и без участия представителей Кабарды, которая принимала самое активное участие в этой войне и во многом способствовала победе русских войск на театрах войны. Этот договор не был выгоден и для Кабарды; В.Н.Кудашев назвал его «политической ошибкой», прервавшей «естественную историческую связь Кабарды с Россией». На этой конференции впервые в истории русско – турецких отношений на таком уровне была предпринята попытка разрешить спорный вопрос о судьбе и о правовом положении Кабарды в международных отношениях. В статье 6-й этого договора сказано, что Большой и Малой Кабарде и кабардинскому народу быть вольными и не быть под владением ни той, ни другой империи; но Кабарда должна была служить барьером между Турцией и Россией. Турки и татары, а также и вся Российская империя не должны были вмешиваться в кабардинские дела, не беспокоить и оставить обе Кабарды в покое. Но по «древнему обыкновению», Россия будет брать от кабардинцев «для спокойного их пребывания» аманатов (заложников): то же позволяется «для такой же причины» и Оттоманской Порте. В заключительной части этой статьи сказано: если кабардинцы «причину жалобы подадут одной и другой державе, каждой позволяется наказать (подчеркнуто нами. – К.У)» другого.

Фактически по этому мирному договору «нейтральность» Кабарды означала, что она могла быть подвергнута нападению со стороны России и Турции, т.е. признание ими Кабарды как «независимой» сделало ее еще более уязвимой, не защищенной и обе державы безнаказанно могли грабить ее. Этим договором Россия предала Кабарду, которая всегда выступала ее союзником во всех войнах на протяжении веков. Здесь Россия развязала руки не только Турции и крымскому ханству, но и сама могла организовать вооруженное нападение на Кабарду. Такая «независимость» Кабарды была достигнута на Белградской мирной конференции в 1739 г., на которой обсуждался специальным пунктом кабардинский вопрос. Однако следует отметить, что факт специального обсуждения кабардинского вопроса на этой мирной конференции говорит о важности значения, которое придавалось Кабарде этими державами в их внешнеполитической деятельности. Анализируя положение, сложившееся в Кабарде на основе. Белградской мирной конференции 1739г., В. Кудашев отметил, что объявление Кабарды свободной, как и предполагал Неплюев, не было разрешением вопроса. Это решение оставляло кабардинцев беззащитными и должно было привести к большим осложнениям в среде самого кабардинского народа. К прежней борьбе двух партий – русской и крымской - в Кабарде присоединилась еще борьба с ними третей, отстаивавшей независимость Кабарды, согласно Белградскому договору 1739 г.

Политические события второй половины XVI11 в. складывались таким образом, что Кабарда постоянно вовлекалась в борьбу между Россией, с одной стороны, Турцией и Крымом - другой. Борьба эта в связи с внутренними междоусобиями в самой Кабарде, мешала мирному развитию жизни кабардинского народа и история взаимоотношений Кабарды с Россией наполнена кровавыми страницами. Особенно это касается второй половины XVI11 в. Кабарда еще больше стала яблоком раздора между Турцией и Россией.

Россия вначале пыталась соблюдать условия Белградского договора относительно Кабарды, но в связи с тем, что ни Турция, ни крымский хан вовсе не намеревались оставить в покое Кабарду и по - прежнему продолжали засылать сюда своих агентов, старавшихся принудить кабардинцев примкнуть к той или иной стороне. Россия вынуждена продолжить свою традиционную политику в Кабарде.

Белградский договор не разрешил кабардинский вопрос, а еще больше обострил его. Кабарда оставалась ареной ожесточенной дипломатической и военной борьбы России, с одной стороны и Турции и Крымского ханства - с другой. Внутри самого кабардинского общества тоже происходила острая междоусобная борьба, в том числе и по вопросу внешнеполитической ориентации Кабарды. Часть кабардинских феодалов продолжала настаивать на сближении с Турцией и Крымом, другая, не менее влиятельная группировка, – с Россией.

В этот период Россия стремится еще больше укрепиться на Северном Кавказе. Для усиления своих позиций в Кабарде и в целом на Северном Кавказе она осуществляет и ряд мероприятий, но по дальнейшему расширению торгово – экономических связей горцев с Россией. В 60-е гг. XVI11 в. на Кавказ, в том числе в Кабарду, начинают завозиться различные русские товары. Указом императрицы Елизаветы Петровны 23 декабря 1760г. Русское правительство отменило пошлину, которую уплачивали кабардинцы и кумыки при продаже своих товаров и скота в Кизляре.

Однако кабардино – русские отношения постепенно обострялись с дальнейшим укреплением позиции России на Северном Кавказе, строительством новых военных крепостей и укреплений, увеличением русского населения в регионе. Одновременно Россия в Кабарде продолжала поддерживать прорусски настроенных феодалов и выступать в союзе с ними против тех кабардинских князей, которые придерживались протурецкой ориентации. Кроме этого, русское правительство всячески поощряло антифеодальные выступления крестьян и их бегство в русские крепости. Особенно кабардино – русские отношения обострились после строительства в 1763 г. на кабардинской земле крепости Моздок (мэздэгу- глухой лес. – К.У.). Кабардинские крестьяне, которые были недовольны своим положением в знак протеста убегали в Моздок, принимали христианство и становились русскими подданными. Это все русское правительство поощряло и материально, и морально. А кабардинские феодалы восприняли такую политику царского правительство враждебно, и это послужило причиной обострения отношений Кабарды и России. Еще до строительства крепости Моздок, в 1736 г. было построено по левому берегу Терека Кизляр, который должен быть играть важную стратегическую роль в кавказской политике России.

Кабардинцы понимали, что строительство этих укреплений было направлено прежде всего против них. Вот почему кабардинские князья всячески противодействовали основанию этих укреплений, особенно Моздока. Они требовали от русского правительства уничтожения его и посылали даже с этим требованием в 1764 г. особую депутацию в составе князья Кайтуко Кайсырова и знатнейшего из узденей Шабаз- Гирея Куденетова к Екатерине 11. Но поездка была безрезультатной.

Раздражение кабардинских князей по этому поводу использовали турки и крымский хан. В 1765г. дело даже дошло до осады Кизляра. Из – за постройки крепости Моздок у России с Турцией и крымским ханом происходила серьезная переписка в 1763- м и 1764 гг. Русские резиденты в Турции доказывали право России на левый берег Терека и на постройку там крепости. Конфликт из – за крепости Моздок был отодвинут более серьезным столкновением из – за польского вопроса, который послужил поводом к русско – турецкой войне. 25 октября 1768 г. Турция первая объявила России войну. В ноябре того же года был издан манифест Екатерины 11 о войне с Турцией, которая фактически началась в 1769 г.

Военные действия были начаты на трех фронтах: в Подолии, на Дону против Азова и на Кавказе (на Кубани). В течение этой войны русские войска одержали ряд военных побед. В это время в Кабарде и на Кубани действовал русский отряд генерала Медема. Теперь перед кабардинцами встал решительно вопрос, на чью сторону они встанут. Часть кабардинских князей беспрекословно приняла сторону России, выдала аманатов. Но другая часть засела в горных ущельях и решила сопротивляться. Против них действовали войска генерала Медема. Его действия против кабардинцев приобрели такой размах, что фактически это явилось началом Русско – Кавказской войны, которая продолжалось 100 лет.

В начавшейся русско – турецкой войне русские всячески пытались не допускать турок и татар на Северный Кавказ. Россия оберегала земли по Волге, Тереку, Дону. В связи с тем, что большая часть кабардинских князей вообще хотела добиваться по-прежнему независимости Кабарды, генералу Медему была послана инструкция, в которой предписывалось действовать в Кабарде осторожно, но в то же время твердо и в интересах царской России стараться разъединять кабардинский народ и поддерживать существование двух равносильных партий- баксанской и кашкатауской.

Генерал Медем от 17 августа 1771г. получил повеление: «Нужно, необходимо, дабы в Кабарде всегда две равносильные партии находились и чтоб кабардинцы привыкли иметь у себя пристава российского, к чему все способы изыскать должно, употребляя в необходимости и деньги для отвлечения от противных поступок, и их обессиление, по крайне мере, на время войны с Портой, дабы при настоящем недосуге быть от них в беспечности».

В начале 1770 гг. Россия одержала ряд блестящих побед в Крыму, закрепилась на Озовском и Черном морях.

Крымский хан Селим – Гирей бежал в Турцию. Под давлением России новым ханом был избран в Крыму Сагиб – Гирей. С ним Россия заключила 1 ноября 1772 г. в г. Карасу договор «вечного союза и дружбы». Статья 3-я договора относилась к Кабарде. Она гласит: «До войны настоящей бывшие под властью крымского хана все татарские и черкесские народы, таманцы, некрасовцы по-прежнему имеют быть во власти хана крымского; Большая же и Малая Кабарды состоят в подданстве Российской империи».

В Турции этот договор был встречен враждебно и турки заявили, что никогда его не признают. Стремясь захватить Северный Кавказ, турки активизировали свои происки в Кабарде. В начале июля 1774г. объединенные силы турок и татар двинулись на восток, имея целю захватить Кабарду. Овладение ею фактически означало бы установление власти турок над Центральном Кавказом. А этого Россия никак не могла позволить Турции и Крыму. 3 июля 1774г. в решающих сражениях при урочище Бештамак под Моздоком и 24 августа того же года - в Баксансокм ущелье, где р. Гунделен впадает в р. Баксан крымско – татарские войска во главе с Девлет – Гиреем были разгромлены русскими войсками с помощью кабардинцев.

Блестящие победы, одержанные русской армией и флотом на других фронтах войны, принудили Турцию к мирному договору с Россией, который был заключен 10 (21) июля 1774г. в небольшой болгарской деревушке Кючук- Кайнарджи, расположенном на правом берегу Дуная, около крепости Силистра. Этот договор вошел в историю дипломатии как Кючук – Кайнарджийская мирная конференция.

На основании этого договора к России отходили Азов и Приазовские земли, приморские крепости Керчь, Еникале и Кинбурн, окружающие Крымский полуостров, территории между Днепром и Бугом. Крым и сопредельные татарские области провозглашались «вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти». Признавалась лишь духовная власть султана над крымскими татарами в качестве халифа всех мусульман. Этот пункт «о независимости Крыма облегчал в 1783 г. присоединение его к России. Дунайские княжества Молдавия и Валахия объявлялись автономными под покровительством России. Западная Грузия освобождалась от унизительной дани Турции людьми». По этому договору Черное море и проливы были открыты для России, что способствовало хозяйственному освоению южнорусских земель и укреплению их границ. Теперь граница России на востоке передвигалась на берег р. Кубани.

На Кючук – Кайнарджийской мирной конференции, как и на Белградской 1739г., обсуждался специально и кабардинский вопрос. И на этот раз на конференции не было представителей Кабарды. Решалась ее судьба представителями Турции и России, которым она не принадлежала.

Тем не менее по этому договору, в 21- й статье говорилось, что «Большая и Малая Кабарда, по соседству с татарами, большую связь имеют с ханами крымскими, для чего принадлежность их императорскому Российскому двору должна предоставлена быть на волю хана крымского с советом его и со старшинами татарскими».

Хотя статья 21- я Кючук – Кайнарджийского договора окончательное решение вопроса о политическом статусе Кабарды передавала крымскому хану, но в виду того, что (Сагиб - Гирей) еще по договору с Россией в 1772 г. в г. Карасу «признал Большую и Малую Кабарду состоящими в подданстве Российской империи», то русско – турецкий договор 1774 г. надо рассматривать не иначе, как новое подтверждение факта, зафиксированного в предшествующем русско – крымском договоре. Иными словами, кабардинский вопрос был решен в пользу России, хотя он в международном плане был снят с повестки дня лишь после присоединения Крыма к России в 1783г. Это создавало достаточно прочные для России позиции на Центральном Кавказе и затрудняло деятельность Турции на Северном Кавказе.

Осознавая важность значения Кабарды на Северном Кавказе, Турция и после этого договора старалась продолжить свою прежнюю политику в этом регионе. Подстрекаемое Англией и Францией, используя некоторые, не совсем ясные положения договора 1774 г., турецкое правительство добивалось пересмотра вопроса о Крыме и Кавказе. Решительно отказываясь признать русско – крымский договор от 1 ноября 1772 г., согласно которому Кабарда считалась состоящей в подданстве России, и по – своему трактуя 21- ю статью Кючук – Кайнарджинского договора, Турция не хотела признать Кабарду за Россией и продолжала занимать враждебную политику в этом вопросе.

Таким образом, Кючук – Кайнарджирджийский договор положил начало новым взаимоотношениям России с народами Кавказа. Такой исход переговоров укрепил позиции России и на Кавказе. Фактически в результате этого договора у России были развязаны руки для проведения своей кавказской политики более решительно и военными силами. Однако объявление Кабарды составной частью России было только де- юре; чтобы это было де – факто, необходимо было ее завоевать. Это было сделано в ходе Русско – Кавказской войны, которая была уже начата Россией в 60-е гг. XVI11 столетия с первыми вооруженными столкновениями российских войск с кабардинцами. В результате этого договора Турция и Крым должны были навсегда распрощаться с мыслю захвата Кавказа.

Россия сделала все от нее зависящее, чтобы поработить народы Кавказа. Последующие трагические события на Кавказе подтвердили это.


Похожая информация.


Похожие публикации