Подвижные игры народов поволжья для дошкольников картотека. Наглядное пособие "подвижные игры народов поволжья". Хлоп да хлоп - сигнал такой

Развлечение в подготовительной группе на тему: «Подвижные игры народов Поволжья».
- формировать мышечно-двигательные навыки, правильную осанку;

- развивать основные физические качества: силу, ловкость , быстроту, выносливость, координацию движений и гибкость ;

- воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

4 платка, 2 палки, шишки сосновые по количеству детей и мяч резин.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

Дети под музыку заходят в зал и внимательно рассматривают обстановку. Ведущий говорит, что сегодня зал украшен национальными атрибутами, которые соответствуют какому-либо народу , живущему у нас на Земле. И приглашает всех девочек и мальчиков принять участие в празднике, посвященном подвижным играм.

Вдруг из-за двери раздаются громкие, спорящие голоса Петрушки и Батырши.

Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.

2. На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король

Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой…

Или считалочка, в которой участвуют все играющие. Хором говорят:

Кто засмеется, губа задерется.

С этих пор молчать!

Водящим становится самый молчаливый.

Ведущий. Наши дети очень часто используют считалочки в играх и знают много народных подвижных игр. А вызнаете?

Петрушка и Батырша: Да «Медведь», «Гуси», «Курица» «Завязки на глазах», «Бочка»…

И продолжают неправильно называть игры.

Ведущий. Останавливает гостей и исправляет их, называя правильные названия игр:

«У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка-хохлатка», «жмурки», «городки».

Ведущий. Наши ребята знают не только русские народные игры, но и игры других народов.

1. Башкирская народная игра «Юрта». Развивает внимание и ловкость.

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов дети становятся в один большой круг и танцуют. По окончании музыки быстро бегут к своим стульям , берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

2. Татарская народная игра «Продаем горшки». Развивает скорость и реакцию.

Две команды. Дети – горшки, встав на колени, образуют круг. За каждым горшком стоит сторож – хозяин горшка , руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

- Эй дружок, продай горшок!

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Один (два, три) отдай.

Водящий касается рукой хозяина горшка один (два или три) раза и они начинают бег по кругу навстречу друг к другу. Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место , а отставший становится водящим.

3. Татарская народная игра «Угадай и догони». Развивает внимание и скорость.

Играющие сидят друг за другом верхом на скамейке. Первому сидящему завязывают глаза. Ведущий молча подводит к нему одного из игроков. Кладет руку на плечо и произносит «Угадай». Правильно называет имя игрока и бежит за игроком вокруг скамейки. Кто не успел, первым сесть на свободное место становится водящим.

4. Чувашская народная игра «Луна и солнце». Развивает силу и чувство товарищества.

Две команды луна и солнце. Капитаны поочередно выбирают себе в команду остальных участников. Игроки становятся за своим капитаном, обхватив его за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними.

5. Удмуртская народная игра «Собирай шишки». Развивает скорость и реакцию.

Дети перед игрой выбирают «сторожа». Остальные игроки «воры». Перед началом игры все игроки кричат «наша деревня хороша». Задача сторожа - не дать похитить шишки. Игрок, до которого он дотрагивается становиться «сторожем».

6. Марийская народная игра «Биляша». Развивает силу и чувство товарищества.

На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4м. друг от друга. Играющие разделившись на две команды , становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из пробегающих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед руку. Подбежавший берет кого-нибудь за руку и стараясь перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника. То становится ее пленником. Затем высылается игрок из другой команды.

7. Мордовская народная игра. «Круговой». Развивает ловкость.

Птички летят

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

Ведущий догоняет последнюю пару.
10. Русская народная игра «Малечена-калечена».

Дети ставят на ладонь палочку (20-30 см.) и произносят слова.

- Малечена – калечена

Сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

Сразу после этих слов идет счет. Выигрывает тот , кто больше всех удержит палочку.

Петрушка. Ребята, какой замечательный праздник. Спасибо вам за считалки и игры которым вы нас научили. И мы обязательно будем играть в них у нас во дворе.

Батырша. И за это мы хотим вас угостить сладостями.

Картотека

«ИГРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

2013 г.

Марийская народная игра

Катание мяча (Мече дене модмаш)

Цель и задачи: Развивать зрительно – моторную координация, глазомер, концентрацию внимания, ловкость.

Атрибуты: свалянный из шерсти мяч

Ход игры:

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

Правила игры:

1. Мяч надо катить, а не бросать в ямку.

2. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

Марийская народная игра

Биляша

Цель и задачи : Упражнять в умении действовать в команде в соответствии с игровой обстановкой; развивать ловкость, быстроту реакции.

Атрибуты:

Ход игры: Педагог на площадке чертит две линии на расстоянии 3 - 4м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.


Правила игры .

1. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя.

2. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.

3. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде

Мордовская народная игра

Котел (Котелсо налксема.)

Цель и задачи : Упражнять в умении точно попадать в горизонтальную цель; развивать глазомер, быстроту реакции, ловкость.

Атрибуты: палки длиной 50 - 60см, диаметром 2,5см.

Ход игры: Педагог на площадке. В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять - двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 - 60см, диаметром 2,5см. Ведущий с расстояния 2 - 3м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры :

1. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места.

2. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Мордовская народная игра

Салки (Варенец понгома.)

Цель и задачи : Упражнять в быстром передвижении в зависимости от игровой обстановки, точном попадании в горизонтальную цель; развивать ловкость, концентрацию и переключамость внимания

Атрибуты: мячи диаметром 3 – 4см


Ход игры : Ямки-салки роют по размеру мяча (3 - 4см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 - 1м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры : Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Мордовская народная игра

Круговой (Мячень кунсема.)

Цель и задачи : Упражнять в точном перебрасывании мяча; развивать точность, глазомер, быстроту, ловкость, координационные способности.

Атрибуты: мяч

Ход игры:

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры :

1. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается.

2. Осаленные выходят из круга.

3. Играющий, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Татарская народная игра

Продаем горшки (Чулмак уены)

Цель и задачи : Упражнять в умении ускоряться; развивать скоростные качества, пространственную ориентировку, ловкость.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!

- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры :

1. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его.

2. Бегущие не имеют права задевать других игроков.

3. Водящий начинает бег в любом направлении.

4. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Татарская народная игра

Метание снизу (Бынай ахст)

Цель и задачи : Упражнять в метании мешочков вдаль одной рукой снизу; развивать силу мышц рук и верхнего плечевого пояса.

Атрибуты: мешочки с песком по количеству участников игры.

Ход игры:

Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.

Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.

Правила игры . При повторении игры мешочек бросают левой рукой.

Татарская народная игра

Серый волк (Сары буре)

Цель и задачи: Упражнять умении начинать бег после звукового сигнала; развивать быстроту реакции, пространственную ориентировку, ловкость, целеустремленность, внимание.

Ход игры: Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

- Вы, друзья, куда спешите?


- В лес дремучий мы идем.

- Что вы делать там хотите?

- Там малины наберем.

- Вам зачем малина, дети?

- Мы варенье приготовим.

- Если волк в лесу вас встретит?

- Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать - серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Правила игры .

1. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать.

2. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Татарская народная игра

Скок-перескок (Кучтем-куч)

Цель и задачи: Упражнять в умении прыгать на одной ноге в разных направлениях, привлекая внимание к правильному приземлению; развивать скоростно-силовые качества ног, быстроту и четкость передвижения, ловкость.

Ход игры:

Педагог на земле чертит большой круг диаметром 15 - 25м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30 - 35см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры :

1. Нельзя выталкивать друг друга из кружков.

2. Двое играющих не могут находиться в одном кружке.

3. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Татарская народная игра

Хлопушки (Абакле)

Цель и задачи: Упражнять в быстром беге, умении ускоряться и финишировать; развивать скоростные качества, быстроту реакции, ловкость.

Ход игры:

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой:

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры :

1. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя.

2. Во время бега игроки не должны задевать друг друга

Татарская народная игра

Займи место (Буш урын)

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро бегать в заданном направлении; развивать быстроту реакции и быстроту передвижения, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,


Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу -

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры :

1. Круг должен сразу остановиться при слове беги.

2. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его.

3. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Чувашская народная игра

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

Цель и задачи: Упражнять в умении перепрыгивать через вращающуюся веревку; развивать скоростно-силовые качества ног, ловкость, координационные способности.

Атрибуты : веревка длиной 2- 3м

Ход игры :

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры :

1. Задетые веревкой рыбки выходят из игры.

2. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу.

3. Веревка должна быть постоянно натянута.

Чувашская народная игра

Луна или солнце (Уйохпа хэвель)

Цель и задачи: Развивать силу мышц верхних и нижних конечностей, ловкость, выносливость.

Ход игры:

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры . Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Чувашская народная игра

Кого вам? (Тили-рам?)

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро набирать скорость; развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Ход игры:

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры :

1. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался.

2. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде.

3. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд.

4. Победившая команда определяется после перетягивания каната .

Чувашская народная игра

Летучая мышь (Сяра серси)

Цель: Упражнять в умении ловить цель слету (в воздухе); развивать быстроту принятия решения, ловкость, дружелюбие.

Атрибуты : вертушка - летучая мышь.

Ход игры:

Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные - вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.


Правила игры :

1. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается.

2. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок.

3. Повторный бросок капитана дает команде очко.

4. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.

Чувашская народная игра

Расходитесь! (Сирелер!)

Цель и задачи: Упражнять в беге врассыпную, умении ускоряться и замедляться; развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве площадки.

Ход игры:

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры :

1. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов).

2. Осаленный становится водящим.

3. Бежать можно только после слова расходитесь.

Русскую народная игра

«Ручеек».

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро передвигаться в заданном направлении, выполнять ускорении; развивать быстроту и точность передвижения, ловкость, честность.

Ход игры:

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры :

1. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

2. Бегущие не должны пересекать круг.

Русская народная игра

«Молчанка»

Цель и задачи: Развивать творческие способности, выдержку, комбинаторику движений.

Ход игры:

Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики,

По свежей росе,

По чужомой полосе,

Там чашки, решки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны молчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стишками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки. Читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыграть фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры :

1. Ведущему не разрешается дотрагиваться до играющих.

2. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Русская народная игра

« Заря»

Цель и задачи: Упражнять в беге в определенном направлении с ускорением; развивать наблюдательность, ловкость, волевые усилия.

Ход игры:

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница. Красная девица. По полю ходила. Ключи обронила. Ключи золотые. Ленты голубые, кольца обвитые. За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры:

1. Бегущие не должны пересекать круг.

2. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Русская народная игра

«Иголка, нитка и узелок».».

Цель и задачи: Упражнять в умении действовать в команде, согласуя свои действия с действиями остальных участников; развивать целеустремленность, выдержку, честность.

Ход игры:

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Учреждения.
Воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и прежде всего чувства любви к малой Родине всегда было и остается актуальным. Суть введения подвижных игр Народов Среднего Поволжья в образовательный процесс дошкольного учреждения состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Народы Среднего Поволжья не должны терять нравственный авторитет забывать о прошлом: красоте и богатстве нашей музыки, народных игр, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания.

В процессе социализации (Г. М. Андреева, Г. Н. Волков, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, М. И. Шилова) люди получают определенное представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях. В процессе социализации формируется чувство гордости, сопереживания, способные не только стимулировать поступки людей, но и обеспечить групповую солидарность. Социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания и в то же время она рассматривается как реальное содержание взросления ребенка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Актуальность проблемы социального развития детей дошкольного возраста во многом определяется задачами, которые стоят в предшкольном образовании. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе, так как отсутствие такой готовности отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в учебном заведении.

Анализ образовательных программ по дошкольному воспитанию позволил выделить наиболее значимые социальные качества личности ребенка – дошкольника, которые необходимо развивать и воспитывать в период дошкольного детства. Среди них:

Знания об окружающем мире, обществе, человеке, о себе самом;

Уважение к людям, знание общественных норм и правил, готовность к выполнению социальных функций;

Навыки сотрудничества и взаимодействия. Эти показатели процесса социализации в дошкольном возрасте могут быть сформированы при комплексном педагогическом воздействии с широким использованием разнообразных средств и методов, в том числе народных игр.

В условиях поиска ценностных приоритетов в обществе, в образовании , вполне правомерным является обращение к народным традициям воспитания, существенно влияющих на процесс приобретения социального опыта детей. Значимость народной педагогики и ее основных факторов (семьи, традиции, быт, игры и др.) для социализации личности ребенка всегда традиционно подчеркивалась в педагогической науке. Выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, Ж. – Ж. Руссо, Я. А. Коменский и другие обосновали положение о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

Вопрос об использовании народных игр в воспитании детей поднимался в русской прогрессивной педагогике 19 века

Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера. Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств : честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве.

В содержании национальных игр происходят постоянные изменения. Возникнув в незапамятные времена, они постепенно обрастали новыми элементами, связанными с изменениями в общественном и семейно – бытовом укладе. Вместе с тем они вбирали в себя игровые мотивы других народов, постепенно преобразуясь в новые игры. Тем самым народные игры представляют собой взаимодействие национального и общечеловеческого в тесной взаимосвязи.

Определяя роль и значение народных игр в социальном развитии детей , можно подчеркнуть основные моменты:

Они отражают культурно – историческое развитие данного народа;

Отражают особенности мировидения народа, его взаимосвязь с экосистемой;

Формируют исходные качества человека, сближают людей;

Объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

Тем самым, народные игры выполняют функции социализации детей, приобщают их к социальному миру и народной культуре.

Перед педагогами стоит задача – помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев народов, проживающих в Цильнинском районе.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое « отречение от старого мира» кануло в лету. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, - сохраниться для потомков. Молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть.

Педагоги нашего детского сада разработали программу «Формирование начальной личностно – социальной компетентности дошкольника в сельском детском саду на краеведческом материале», раздел программы «Симбирский край». Целью педагогической работы с детьми по данному разделу является формирование у дошкольников системы элементарных представлений о культуре и истории региона; воспитание положительного отношения и интереса к культурно – историческим ценностям края, национального самосознания, уважения к своему народу, толерантного отношения к культурам других национальностей и любви к малой Родине. Этот раздел включает в себя раздел «Подвижные игры Народов Среднего Поволжья».

Я работала над проблемой возрождения народных игр. Свою работу начала с изучения методической литературы, занялись исследовательской деятельностью. Наряду с обсуждением методических новинок изучили подвижные игры народов СССР, и их организацию. Расширить и систематизировать знания о народных играх Среднего Поволжья, понять их значение для всестороннего воспитания детей, определить способы их использования помогло изучение пособий разработанных в нашем регионе .

Разработала комплексно – тематическое планирование подвижных игр народов среднего Поволжья (старший дошкольный возраст)

Цель работы с помощью народных подвижных игр и элементов устного народного творчества разнообразить процесс физического воспитания.

Задачи:


  • Ознакомление детей с подвижными играми народов Среднего Поволжья;

  • посредством народных подвижных народных игр совершенствовать и развивать физические качества детей: ловкость, равновесие, быстроту; учить, самостоятельно организовывать игры;

  • воспитывать самостоятельность, творческую инициативу, взаимопомощь, потребность быть здоровым;

  • формировать чувство причастности к истории родного края через ознакомление с народными играми, праздниками и традициями.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетают в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, создают эмоционально - положительную основу для развития гражданско-патриотических чувств.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир культуры народов Среднего Поволжья, этики, человеческих отношений.

Мы живем в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские, чуваши, татары, мордва. Каждый из этих пародов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. Именно поэтому, рассказывая детям старших групп о народах проживающих в нашем районе, мы большую часть времени посвятили русскому, чувашскому и татарскому народу, его истории, традициям. Прочитали рассказы национальных писателей, рассматривали национальные костюмы. Для более устойчивого, заинтересованного и уважительного отношения к культуре своей малой Родины, проводились недели русской, чувашской, татарской культуры. Их проводили, когда запас знаний о народных играх разных национальностей достаточно широк. Дети сами называли национальные игры, рассказывали правила проведения, читали соответствующие считалки, названные игры тут же разыгрывались.

Не случайно народные игры вошли в образовательный процесс дошкольных учреждений. Народные игры используются на утренней гимнастике, в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в утренней и вечерней отрезки времени , используются на праздниках.

Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры. Дети узнают о народных праздниках: Сабантуй (праздник плуга), Навруз (встреча весны), Саварни (масленица), Раштав (рождество). А какой праздник может обходиться без народных игр, без них не обходиться даже самый скромный народный праздник. Это народные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Попади в горшок», «Бег с коромыслами», «Бег ложкой с яйцом», «Займи место», «Бой с подушками», «Перетягивание канатом» и. д. и что удивительно игры «Бой с подушками», «Бег в мешках» это татарские, русские и чувашские народные игры. Подвижные, хороводные, досуговые - все разновидности народных игр помогают решению различных задач художественного, эмоционального, физического развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Игры выбирали в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работали в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы на основе принципа сходства решаемых с помощью игр задач. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре. Характерно, что некоторые игры организуются по инициативе детей.

Хороводные игры обычно проводятся на музыкальных занятиях, так как большинство их основано на народных мелодиях, сопро вождаемых соответствующими движениями, имитирующими со держание текста. Однако они могут быть использованы как игры малой подвижности на физкультурном занятии для постепенного снятия нагрузки, на прогулке или в групповой комнате как форма организованной двигательной деятельности, не требующая большого пространства, но дающая возможность осуществить двига тельную разгрузку и снять напряжение. Игра может проводиться под пение или проговариваться речитативом

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней. Для большинства русских народных игр характерны простота и доступность. Наиболее распространенные игры с бегом и ловлей друг друга. Например, такие игры как «Догонялки », «Ловишки», «Салки», «Жмурки», игры с лазаньем, прыганьем н-р «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», игры с мячом «Выбивалы», «Шлепанки». И, конечно же, в играх использовались любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, традициями, верованиями. Татарские игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, интересны своим колоритом. По содержанию игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, они часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами. Самые известные народные татарские игры: «Продаём горшки», «Скок - перескок», «Угадай и назови», «Спутанные кони». Все эти игры способствуют развитию ловкости и выносливости.

Чувашские народные игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. Это такие игры как «Луна и солнце», «Тилирам». Среди Чувашей широко распространены и такие общеизвестные по всей России игры как «Лапта», «Городки», «Котёл», «Жмурки», получившие чувашские названия и некоторые национальные по форме элементы. Например «Вакарла» - разновидность «Котла», «Кашман паралмалла»- разновидность игры «Репу тянуть», «Атаманла»- разновидность «Лапты». Бытует и много самобытных игр, редко встречающихся у других народов «Летучая мышь», «Волк и заяц».

Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное использование обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки.

Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают, кого он выбирает: собаку или кошку, воробья или синицу и т.д. Играющий встаёт позади того, кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды, и начинается игра.


В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.
Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.


  • Рассмотренные особенности народных игр позволяют их отнести к одному из средств социального развития детей, национального и межнациональног воспитания.

  • Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность.

  • Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  • Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр , отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

  • Предложенная методика по организации русских народных подвижных игр с дошкольниками, направленная на развитие основных физических качеств оказала положительное влияние на развитие психофизических качеств детей.

  • У детей произошли достоверно значимые улучшения в показателях скоростно-силовых способностей мышц ног и рук, и координационных способностей.

  • Знакомство с народными играми расширило кругозор детей, обогатило их словарь.
Литература.

  1. Захарова Л. М., Сайфутдинова И.Р., Гладилина Н.У. Традиционная народная культура в социальном развитии дошкольников – Ульяновск, 2009.

  2. Захарова Л. М., Сайфутдинова И. Р., Сыраева А. Б., Дугушкина Л. Н. Народные игры и праздники в дошкольном учреждении – Ульяновск, 2005.

  3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада. Просвещение, 1988. – 3 – 6 с.

единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых в едином социальном пространстве жизни ребенка «семья – детский сад – город». Все содержание общения педагогов с родителями подчинено, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Эффективный компонент встреч с родительской аудиторией - практическое действие с игровым заданием, игрушкой, игровым образом, движением, так как игра является самым увлекательным способом деятельности, который знает человечество. В качестве основного контекста в сотрудничестве с семьёй педагогическим коллективом была выбрана игра, и в частности народные игры. Педагогами детского сада разработан перспективный план игротеки «Симбирские игры и забавы» для детей старшего дошкольного возраста, игры были систематизированы: описаны календарные игры, проводимые в дни праздников народов Среднего Поволжья. Работа в игротеке осуществляется с помощью персонажа – куклы Кирюши (тростевая кукла, изготовленная педагогом), у которого есть «ларец», где хранятся самые различные народные игры: подвижные, игры-соревнования, хороводные игры. В работе игротеки педагоги приглашают принять участие родителей детей. Кирюша приходит к ребятам и родителям в гости и знакомит каждый раз с новой игрой. Участники игротеки вспоминают знакомые игры, правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут, вызывающий интерес к новой игре. В процессе знакомства с игрой дети и взрослые усваивают разнообразный речевой материал: попевки, считалки, загадки. Проведению календарных праздников: «Осенины», «Рождество», «Встреча весны – Благовещение», предшествует предварительная работа: приглашение родителей к разучиванию песен-колядок, хороводных игр для последующего участия в празднике.

Детский сад №26 “Лейсан”

Спортивное развлечение

“Подвижные игры народов Повлжья”

Составила: спорт. инструктор

Сергеева Е. А.

Подвижные игры народов Поволжья.

Цели:

  1. Расширить знания детей о народах Поволжья.
  2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
  3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.

Материал:

  1. 4 больших платка с национальным узором («Юрта»)
  2. Красивый платочек («Горелки с платочком»).
  3. Длинная веревка («Хищник в море»)
  4. На мольбертах изображения кукол в национальных одеждах, орнаменты.
  1. Рассказ ведущего о республиках Поволжья. Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры).

Беседа с детьми о Татарстане и других республиках.

1 – й ребенок: Торсак та без төрле җирләрдә

Без яшибез Рәсәй илендә,

Сөйләшәбез төрле телләрдә,

Аңлашабыз дуслык телендә.

Үстергән дә безне чын дуслык,

Көч биргән дә безгә чын дуслык,

Дуслык булса, яшәр гомергә

Бөтен җир шарында тынычлык.

2 – ой ребенок: Сколько у нас не русских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих непростые

Непростых российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас,

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас!

Загадки народов Поволжья.

  1. Башкирская загадка:

«На четырех парней одна шапка одета». (Стол)

  1. Чувашские загадки:

«Языка нет, а рассказывает». (Книга)

«Летом одевается, зимой раздевается». (Лиственный лес)

  1. Марийская загадка:

«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет». (Трактор)

  1. Удмуртская загадка:

«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)

  1. Русские загадки:

«Два брюшка, четыре ушка». (Подушка)

«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает». (Часы)

  1. 1. 1 – й ребенок: Юмарт синең җирең, Башкортастан,

Шуңа татлы, ахры, икмәгең.

Игенченең батыр хезмәте бу –

Күпереп пешкән арыш икмәге.

Народная башкирская игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2. Чувашская игра «Хищник в море»

Это разновидность общеизвестной игры «Удочка». Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры. Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок». Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки», так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.

  1. Заходят дети в русском костюме.

1 – й ребенок: Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше!

Русская народная игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

  1. Заходят дети в татарских костюмах.

1 – й ребенок: Сез кайдан? – дип сорыйсыз

Без Казаннан, Иделдән

Идел эчкән су булыр,

Иделдә иген иккән,

Яшәгән, көнен иткән,

Татарстан шул булыр.

2 – ой ребенок: Спросите нас: Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Татарская народная игра «Горшки»

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

  • Азат, чулмәк бир эле.
  • Мә эле.
  • Нич сум?
  • 2 (бер, ике, өч) сум.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

  1. Общие игры.
  1. 1 – ый ребенок : У нас в Мордовии

Солнце ярко, небо сине,

Золотая пшеница

На полях колосится.

2 – ой ребенок: В доме пахнет калачом

Капуста в бочках бродит,

Стол накроем пусть любой

В гости к нам приходит.

Мордовская игра “Раю – раю”

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет и детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

  1. 1 – ый ребенок: Цветут необразимые

Колхозные поля,

Огромная, любимая

Марийская земля.

Марийская народная игра «Биляша»

На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Общая «Песня о дружбе» А. Филипенко.


Похожие публикации