Описание результатов педагогической деятельности воспитателя прокопьевой наталии николаевны. Педагогической деятельности

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Троицкая средняя общеобразовательная школа №8»
Ивановой Лидии Евгеньевны

Я, Иванова Лидия Евгеньевна. Стаж педагогической деятельности- 29 лет
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь образовательной программой и программой развития образовательного учреждения.
Целью своей работы считаю создание условий для раскрытия индивидуальных способностей каждого обучающегося, развитие личности, что подразумевает «умение решать постоянно новые, нестандартные проблемы». Для достижения цели развиваю познавательный интерес через создание проблемных ситуаций на уроке, формирую активную познавательную самостоятельность.
Деятельность учителя по обучению.
В течение многих лет работаю по учебно –методическому комплекту «Развивающее обучение по системе Л. В.Занкова». Программа представляет собой комплект учебников и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям образования с учётом возрастных особенностей детей с постепенным нарастанием трудностей учебного материала.
Для достижения цели и задач на уроках и во внеурочной деятельности внедряю технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие и информационно – коммуникационные технологии, реализую метод дифференцированного обучения (дидактический материал распределен по уровню сложности, мультимедийные презентации, позволяющие создать проблемные ситуации), интегрированные уроки.
На своих уроках воспитываю толерантность, уважительное отношение друг к другу, что дает возможность свободно высказать свою точку зрения, аргументировать свою позицию. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок мог ответить, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Успех в учебе – это основа взаимопонимания между учителем и учеником. Этому правилу я следую неизменно. На современном этапе развития начального образования, когда идет демократизация учебно-воспитательного процесса, большое внимание уделяю личностным характеристикам школьника. Эти параметры должны стать необходимыми, принимаемыми, желаемыми, потому что они позволяют определить свои успехи и выявить «пробелы» в учении. Дети должны почувствовать необходимость учиться, желание познавать новое. Я приучаю детей слышать и слушать друг друга, «добывать» новые знания, учу общаться, уважать друг друга.
Очень важным считаю умение детей объективно оценивать свою работу, определять область знания и незнания, работать по правилам дружелюбного спора, тогда даже робкие дети намного быстрее преодолевают психологический барьер. Для этого создаю условия общего принятия ребенка окружающими на уроке, на перемене, дома. Эту работу провожу с учителями, с родителями, с учениками. Работу по формированию умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и устранять их начинаю с 1 класса. На своих уроках я использую шкалу успеха. По этой шкале каждый ребенок оценивает свои достижения. В первую очередь я ставлю цель: научить ребенка оценивать реально свои возможности. Мы вместе обсуждаем критерии, по которым оценивается работа ученика. На первом этапе ребенок может оценить свою работу с позиции «нравится - не нравится», «плохо получилось или хорошо». По каждому предмету эти критерии свои.
Выполнив задание, ученик рисует вертикальные полоски, выбираются критерии, по которым следует оценивать работу. Это может быть несколько параметров одновременно. К - красиво, П- правильно, И – интересно, Д –дружно, У- усвоил. Каждый вид работы имеет свои критерии, они дополняются в каждом классе. Ребенок ставит на полоске крестик, тем самым давая оценку своей работе.

Собрав тетради, я ставлю свои плюсы, когда совпадает детская и моя оценка, это значит «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». Несовпадение этих оценок дает мне возможность помочь ребенку, который испытывает трудности. Это может стать и предметом обсуждения непонятных вопросов.
Шкала удобна при выполнении, как письменных работ, так и при выполнении устных заданий. В итоге, такой подход помогает увидеть ребенку положительные результаты своей деятельности (я узнал то-то, у меня получилось то-то), совместно обсудить причины появления ошибок, и устранить их по возможности, (почему не получилось?), попробовать найти пути исправления ошибок (что сделать, чтобы исправить эти ошибки?). Для формирования у учащихся навыка самоконтроля и самооценки я придерживаюсь следующих правил:
самооценка ученика всегда должна предшествовать учительской оценке;
никогда не говорить ученику о его плохих результатах;
чтобы закрепить у ученика веру в достигнутый результат, предлагаю выполнить задания посильные для него; (разноуровневые)
оцениваться должна, прежде всего, динамика успешности учащихся относительно их самих же.
хвалить нужно за работу на уроке не вообще, а конкретного ученика за его пусть маленький, но успех.
Работая по системе Занкова, в 1-2 классах практикуется безотметочное обучение, мне это очень нравится. Что дает безотметочное обучение? А очень многое. И самое главное, я считаю, это отсутствие страха получить плохую отметку, неправильно ответить, показать плохую отметку родителям. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они могут открыто сказать о своих затруднениях, не стесняются допускать ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения. Дети рады, как своим успехам, так и успехам других детей. На каждом уроке комфортная обстановка. На уроках царит свобода мысли, устанавливаются доброжелательные отношения и сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися. Оценка, как мотив учения исчезает, а главным становится познавательный мотив. Это дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную деятельность. Право поверять, находить ошибки, указывать на недостатки, высказывать свое суждение о результатах своей учебы может сам ученик. Это обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Дети учатся с увлечением, они хотят учиться – а это самое главное. По анкетированию, проведенному в конце 4класса, 90% моих учеников хотели учиться еще и в июне.
С первых дней обучения в 1 классе завожу тетрадь «Личностное и социальное развитие обучающихся», в которой отслеживаю продвижение каждого ребенка. Для родителей делаю отдельные «Листы индивидуальных достижений» по русскому языку, математике, литературному чтению. Это дает возможность следить за ростом знаний и умений и за продвижением каждого ученика. Важно, что такая форма удобна и доступна не только учителю и родителям, но и ученикам. Родители могут в любое время прийти в школу, взять папку своего ребенка (и только своего) увидеть его успехи, пробелы, проконсультироваться с учителем, стать первым помощниками, а не назидателями. Эти «Листы индивидуальных достижений» я использую на каждом родительском собрании. Свой лист может посмотреть и каждый ребенок, а для себя я делаю сводные таблицы, где фиксирую результаты.
На самых первых урока математики я завожу такую таблицу.

На этапе обучения ± в пределах 10 я учитываю другие параметры.
И еще таблица «Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по математике».
Умение продолжать заданную закономерность.
Умение сравнивать предметы по форме, цвету, размеру.
…………
На первых уроках письма я делаю простейшие тесты на запоминание прописных букв, на написание слогов, постановку ударения, деления слова на слоги, а затем такие же таблицы. Отмечать усвоение учащимися учебного материала также можно по - разному. В 1-2 четверти 1 класса я использую цветовые пометки, как при работе с сигнальными карточками, а далее я применяю такие обозначения: + «я выполнил успешно», ┴ «есть неточности», ─ «надо еще потрудиться». В этих обозначениях хорошо разбираются и дети и родители.
На уроках русского языка в 1 классе я пользуюсь еще такой таблицей: «Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по русскому языку»

Контролируемые знания, умения, навыки
Большая буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Пропуск, замена, перестановка букв.
………..
В каждом классе перечень контролируемых знаний, умений, навыков меняется, дополняется. За основу беру обязательные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы и стандарты. В 3-4 классах, где уже отметки выставляются, использую графики и таблицы по 5-ти бальной шкале. Отслеживаю результаты по таким видам работ, как: словарные слова, диктанты, развитие речи, изложения, сложение и вычитание, умножение, деление, задачи, выполнение контрольных работ. Для каждого ребенка делаю такой лист, а себе составляю сводные таблицы. По мере заполнения каждое новое умение появляется не само по себе, а в связи с предыдущим. По таким таблицам легко отлеживать как уже сформированные умения, так и неусвоенные. Применяю в своей практике пошаговые (операциональные) таблицы как по математике, так и по русскому языку.
Если некоторые умения проверяются несколько раз, результаты тоже фиксируются, и всегда можно посмотреть последние результаты. Диагностика уровня обученности учащихся по русскому языку, математике и общеучебным навыкам помогает в подготовке к ККР. Опираясь на эти таблицы, советую родителям, как помочь ребенку, на что следует обратить внимание при подготовке домашних заданий.
И самое главное дети, глядя на свои результаты, просят дать им индивидуальные задания (здесь я применяю разноуровневые задания), позаниматься с ними по темам, в которых они показали не самый лучший результат. У них появляется желание улучшить свои результаты. По просьбе самих детей провожу зачеты по темам, которые они выбирают сами. С обязательным фиксированием результатов. У каждого ребенка есть тетрадь для дополнительных заданий. В ней он выполняет различные виды дополнительных работ, которые он хочет выполнять сам по разным предметам. За четыре года у нас не было ни одного неуспевающего.
Навык чтения я Считаю, это очень важным звеном в курсе начального обучения. Как только дети начинают читать, каждому ребенку в начале каждой недели даю такую табличку, где он фиксирует всю свою работу по чтению. Он должен указать, сколько страниц любого печатного текста он прочитал. В графе «отметка», ребенок сам оценивает свои результаты, а итоговую отметку выставляем вместе после моей проверки, обсудив сообща.

Мне кажется, что развитие техники чтения следует рассматривать за довольно большой промежуток времени. Я отслеживаю технику чтения, начиная с 1 класса. Для контроля использую сводную таблицу, которая помогает увидеть динамику развития навыка чтения у каждого ученика. В течение недели ежедневно планирую несколько человек для индивидуальной работы, результаты фиксирую у детей и у себя.
№ Ф.И. ученика I четверть II четверть III четверть IV четверть
Способ чтения Темп Харак-тер оши-бок Способ чтения Темп Харак-тер оши-бок Способ чтения Темп Харак-тер оши- Способ чтения Темп Харак-тер оши-

После анализа проверки достижений на основании полученных результатов планирую индивидуальную работу с каждым учеником. Это дает мне возможность вести наблюдение за формированием способа чтения, как всего класса, так и каждого ученика индивидуально. Кроме того, кто желает, может поверить свой темп чтения и дома. Результаты тоже заношу в таблицы и оформляю графически.

На каждого ученика делаю «Лист индивидуальных достижений по технике чтения», где в виде графика показан путь достижений каждого ученика. Все дети в 4 классе справились с нормами техники чтения.
Вся система работы позволяет:
ученику видеть свое продвижение;
у ученика возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе;
с удовольствием и желанием учиться;
формировать навык самоконтроля и самооценки;
позволяет сделать оценку работы оптимистичной;
не потерять веру в себя;
результаты, зафиксированные в предлагаемой форме, помогут сделать отметку содержательной и для ученика, и для родителей;
способствует своевременному выявлению трудностей в освоении учебного материала.
Дети учатся с радостью, любят школу. Стараются не пропустить ни одного дня. Они хотят учиться. Первая заповедь любого моего урока - «идти от детей». Важно любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Предпочтение отдаю активным формам обучения, таким как деловые игры, семинары, тренинги, творческие мастерские. Постоянно применяю ситуации, где ученик должен защитить свою точку зрения, вступить в диалог. Основной формой организации учебного процесса я выбрала групповую работу. С 1 класса дети учатся наблюдать, сравнивать, доказывать, сопоставлять, выявлять закономерности, искать разные пути решения поставленной проблемы – и в конце, как результат деятельности, ребенок не только усваивает информацию, но переживает чувство сопричастности к коллективному поиску и удовлетворению от его результатов.
В своей работе я использую ИКТ на уроках русского, математики, окружающего мира, музыки, информатики. Компьютер в отличие от учителя не подождет, не простит описки. Поэтому каждому надо быть предельно внимательным. Это повышает эффективность работы по любому предмету. При этом обеспечивается индивидуальный подход. Дети с большим желанием готовят презентации, сообщения и рефераты, выполняя их на компьютере, используя интернет-ресурсы. Такой работой мои ученики занимаются со 2 класса.
И Использование на компьютере развивающих игр в сочетании с образовательными играми позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и значительно повысить его интенсивность благодаря высокой скорости и отказу от утомительного процесса переписывания текста. Этот метод обучения позволяет лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. При работе на компьютере не забываю о санитарных нормах.
Внеурочная деятельность по предметам занимает важное место в моей деятельности. Это школьные и районные олимпиады, различные конкурсы и мероприятия, в которых дети с удовольствием участвуют.
Ежегодно проводим с учителями начальных классов предметные недели по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО. Дети могут принять участие в конкурсах, викторинах, тестированиях, экскурсиях. Самых активных учеников отмечаем на школьной линейке, лучшие принимают участие в районном конкурсе «Юные таланты» Начиная с 3 класса, привлекаю детей к подготовке внеклассных мероприятий по учебным предметам. Это формирует познавательную мотивацию учебной деятельности и активную жизненную позицию.
Начиная со 2 класса, каждый ребенок заводит свою «Тетрадь для творческих работ». В ней он записывает свои «сочиненительства». Все работы ребенок может использовать на уроках. Сначала в свою тетрадь дети записывают стишки, загадки, скороговорки, сказки, сочиненные коллективно или с помощью взрослых. На первом этапе могут помощь оказывать и родители. А в дальнейшем дети сами записывают в нее сочиненные стихи, сказки, загадки, рисуют рисунки. Лучшие работы оформляем красочно на листах, делаем выставки на родительских собраниях, на праздниках. Использую некоторые работы и на уроках литературного чтения. Провожу различные конкурсы и викторины по учебным предметам на выявление общего кругозора, чтобы задействовать и выявить интеллектуальные способности каждого ученика. Все работы я сохраняю, пользуюсь ими на уроках, на внеклассных мероприятиях. У меня создана папка «Наши сочинительства», где хранятся лучшие творческие работы моих учеников.
Регулярно принимаем участие в районном конкурсе « Юные таланты», мои ученики занимали призовые места по изобразительному искусству (2, 3,) математике. (1 место) Дети регулярно участвуют в российских конкурсах: «Кенгуренок», «Медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры», «Старт», «ЧИП» - 3 место в районе. В краевом конкурсе «Зимний экологический кроссворд» мои ученики заняли 3 место.(2010г.) В районном конкурсе рисунков «Горжусь своим учителем» (2011г.) - 1 место, в районном конкурсе «Колесо безопасности» в номинации «Социальный плакат» - 1 место. (2011г.) В августе договариваюсь с работником сельской библиотеки о кружках, на которые могли бы ходить мои первоклассники. Выбираем кружки, учитывая желания и интересы детей. Так в этом году образовался кружок «В мире сказки». Занятость детей в кружках в классе - 100%.
Под моим руководством вели исследовательскую работу ученицы 4,5,11 классов. Наши работы были представлены на районную научно-практическую конференцию в 2011г., в2012г. – на краевой конкурс «Страна чудес – страна исследований».
Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребенка интерес к самому себе. Он должен научиться задавать себе вопросы: Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? и отвечать на них, он должен научиться любить себя. Я, как классный руководитель, должна создать условия для формирования адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.
Чтобы знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными, педагогами и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка я применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника - диагностику. Начинаю эту работу еще с подготовительного этапа, когда с детьми знакомлюсь в ГКД (группа краткосрочного пребывания детей). Завожу тетрадь «Личностное и социальное развитие учащихся», где фиксирую результаты различных методик, затем их изучаю и анализирую. На каждого ребенка заполняю индивидуальную карту сопровождения В своей работы я определила три вида методик: методики мотивационной сферы, методики изучения детского коллектива и методики исследования личности учащихся. Это моя постоянная кропотливая работа. Дети с удовольствием участвуют во всех видах диагностики. По результатам я могу видеть малейшие изменения детей в отношениях друг к другу, в отношениях к учебным предметам, к поступкам, к родителям, к учителю, выявить степень комфортности каждого ребенка в коллективе. Это позволяет вовремя устранить конфликты, наладить отношения, выявить недостатки. Эту работу я провожу на протяжении всех четырех лет. Весь собранный материал о каждом ребенке я передаю классному руководителю 5 класса. Эта информация очень полезна и на психолого-педагогическом консилиуме, который традиционно проводится в нашей школе в самом начале учебного года в 5 классе.
Такую же работу провожу и с родителями. Но здесь больше применяю анкетный опрос. Это позволяет совместно с родителями обсудить сложившиеся затруднительные воспитательные ситуации. Обсуждение проходит анонимно, без указания фамилии детей. При необходимости провожу индивидуальные беседы с родителями. Все проблемы, недостатки обсуждаем предельно тактично. Такая работа помогает мне поближе познакомиться с семьями моих учеников, построить систему родительских собраний, привлечь их к сотрудничеству, внести коррективы в план воспитательной работы.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе поручения. Они чувствуют себя нужными, ждут возможности проявить себя. Начиная работать с первоклассниками, сразу привлекаю их к выполнению различных поручений. Без поручения не остается ни один ученик. В первом классе первую четверть поручения меняем довольно часто, через две недели (чтобы они попробовали проявить свои организаторские способности во всевозможных видах деятельности), а затем реже. Во втором классе - через месяц, а в третьем и четвертом классах - каждую четверть. Если не хватает обязанностей, мы придумываем их сами. Так у нас есть, наряду с традиционными поручениями, ответственные за подготовку к урокам, (перед началом урока он проверяет рабочее место ученика), старший дежурный по классу, ответственный за состояние учебников (он проверяет наличие закладок, чистоту учебников), ответственный за дневники (он проверяет заполнение дневника, росписи родителей), ответственный за выполнение письменных домашних заданий (проверяет образцы, письменные задания), ответственный за количество пятерок в рабочих тетрадях (ведет подсчет пятерок в рабочих тетрадях), ответственный за технику чтения, ответственный за пропуски без уважительно причины, дети сами придумывают название должности (например: финансист, трудовик, и т. д.). У каждого ученика имеется рабочий блокнотик, где он отмечает все, что для него кажется важным. (Чаще всего это сводная таблица, где условными обозначениями отмечается выполнение – невыполнение, положительное – отрицательное).
Несколько раз в четверть (по мере необходимости) мы проводим классное собрание, где каждый отчитывается по своим записям. Мы слушаем тех, у кого много недочетов и проблем, стараемся дать советы как исправиться, если необходимо, оказываем посильную помощь. Хвалим и награждаем самодельными жетонами тех, кто отличился и хорошо поработал четверть. Эти жетоны придумывают сами дети, каждый свои, получается просто здорово! Фантазии моим детям хватает. Хочется отметить, что это влияет и на успеваемость, и на активность детей. Все под контролем самих детей. И самое главное: должно быть желание со стороны учителя, его заинтересованность и внимание. Первые два года тяжеловато с этим справляться. Необходимо проверять, выслушивать, делать все вместе с детьми, не забывать! Но зато в 3 и в 4 классах можно просто отдыхать. Дети все делают сами, да еще предлагают что-то новенькое. Только успевай им помогать. По такой схеме я работаю пятый год.
Результаты налицо. В классе благоприятный психологический климат, царит атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности. Мои ученики активные участники районных, общешкольных и классных мероприятий. Они готовы принимать участие везде и во всем. Не раз наш класс награждался как самый активный класс в школе. У нас сложилось немало и классных традиций. Это и ежегодные походы, «посиделки», дни именинников, дни открытых дверей, праздники для мам. Дети сами могут придумать ход праздника, сочинить стихи, сказки.
Как только наша школа перешла на развивающее обучение, я прошла профессиональную переподготовку по обучению в системе Занкова по каждому классу - 1,2,3 ,4. Кроме этого посетила курсы: 2.04.2007г. - 7.04.2007г. «Современный урок в дидактической системе Л.В.Занкова». ИПКПП РО, г. Красноярск.18.06.2007 -30.06.2007г. «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». ИПКПП РО, г. Красноярск. «Методологические основы преподавания учебных предметов в дидактической системе Л.В.Занкова». ИПКПП РО, г Красноярск, 24.11. 2011 – 05.11.2011г «Методика организации учебной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе» ИПКПП РО, г. Красноярск, 27.02.2012г. – 07.03.2012г. «Реализация требований ФГОС в начальной школе».
Очень важным считаю не держать при себе накопленный опыт, а делиться им. Обобщение имеющегося практического опыта осуществляю через обмен конкретными наработками методиками через самоотчеты, открытые уроки, внеклассные мероприятия, размещение ЦОРов на школьном сайте. Делюсь своим опытом на ШМО, РМО, на школьных семинарах, педсоветах, заседаниях. Регулярно повожу открытые уроки, посещаю уроки моих коллег. Все результаты учебной и внеклассной деятельности (как удачные, так и проблемные) становятся предметом обсуждения. Много лет являлась руководителем ШМО учителей начальных классов. (С1996г.). Заседания ШМО проводим по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
2008 г. Троицкая средняя общеобразовательная школа. «Неделя русского языка». Открытый урок. Русский язык 6 класс. Тема: « Разряды количественных числительных».
2009г РМО Тасеевская общеобразовательная средняя школа № 2
Мастер- класс «Безотметочное обучение. Контроль и оценка учебных достижений».
2010г. Троицкая средняя общеобразовательная школа. Семинар «Новые технологии».
Выступление. «Индивидуальная образовательная программа. Качественное обновление учебной и воспитательной деятельности».
2011г. Троицкая средняя общеобразовательная школа Заседание ШМО «Описание педагогической деятельности»
2012г. - МБОУ «Троицкая СОШ №8» открытый урок 1 класс «Луч как часть прямой. Построение луча»
Являюсь активным участником всех школьных и районных конкурсов. Участвую ежегодно в конкурсе открытых уроков, конкурсе дидактических материалов, воспитательных программ. Два года представляла нашу школу на районном конкурсе проектов классных руководителей.
2008-2009у.г. Районный конкурс воспитательных проектов «Вместе весело шагать»
2009-2010у.г. Направление: Проекты классных руководителей, номинация: Воспитательная деятельность во внеурочное время, наименование проекта: «Я сумею, я смогу!»
2010г. - Районный конкурс «Самый классный»
2011г. – Районный конкурс «Учитель года»

План работы по самообразованию включен в мою индивидуальную образовательную программу: «Качественное обновление учебной и воспитательной работы». Программу составляю на 4 года, когда беру 1 класс, дополнения вношу ежегодно. В этом году я выбрала методическую тему самообразования: «Особенности формирования универсальных и предметных учебных действий средствами УМК Занкова».

Изучение эффективности педагогической деятельности детей необходимо для того, чтобы обоснованно и целенаправленно планировать и организовывать дальнейшую работу в школе.

Изучение эффективности педагогической деятельности невозможно без определения ее результатов.

Результат – это те изменения, которые произошли в ходе деятельности, итог проделанной работы.

Результаты педагогической, особенно воспитательной деятельности определить чрезвычайно сложно, так как она пронизывает всю жизнедеятельность школы.

Под результатами педагогической работы понимают те изменения, которые произошли с участниками образовательного процесса и в отношениях между ними. В данном случае это могут быть изменения:

В учащихся, то есть в их воспитанности, социализированности, образованности;

В коллективе учащихся, т.е. в отношениях между учащимися, старшими и младшими детьми, в уровне развития детского самоуправления;

В отношениях между педагогами и учащимися;

Во взаимодействии между педагогами и родителями, родителями и учащимися;

В профессионализме, педагогическом мастерстве клас-сных руководителей, учителей.

Важным результатом педагогической работы может быть развитие взаимодействия образовательного учреждения с социумом.

Указанные изменения не равнозначны с точки зрения оценки эффективности педагогической работы. Так, воспитанность учащихся, в целом их развитие определяются многими факторами. Вклад педагогов в этот результат зафиксировать очень сложно. Наоборот, достижение намеченных образовательных результатов, изменения, происходящие в коллективе учащихся, в отношениях между педагогом и учащимися, в значительной мере зависят от деятельности работников учреждения, что позволяет достаточно объективно характеризовать результат педагогической деятельности. Тем не менее, для объективного анализа работы педагогического коллектива необходимо изучать результат с учетом всех этих изменений.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Он также зависит от условий, в которых действуют педагоги, от особенностей, возможностей учащихся. Поэтому под эффективностью педагогической работы понимают степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами и с учетом конкретных условий.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности выполняет аналитическую, контрольно-корректиру­ющую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния педагогического процес­са; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность педагогической деятельности с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач и планируемых результатов;


б) определение изменений, происшедших в педагогическом процессе;

в) изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, определение эффективности и педагогической целесообразности используемых средств;

г) выявление возможностей развития педагогического про­цесса (изучение состояния и динамики развития является ос­новой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания педагогической деятельности);

д) определение эффективности влияния педагогической ра­боты на развитие участников образовательного процесса и их отношений.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты педагогического процесса влияют не только условия самой школы, но и внеш­няя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния педагогической деятельности на достижение по­ставленных педагогических задач и планируемых результатов невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность педагогической деятельности? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрека­ем детей на стихийное существование и развитие.

При изучении эффективности педагогической деятельности надо иметь в виду, что динамика показателей может быть не­одинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Об­щий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность педагогической деятельности? С одной стороны, это осуществляется по­стоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении за поведением детей или ис­пользовании методик оценивания образовательных результатов на каждом занятии, а с другой - периодичес­ки посредством специально организуемых «срезовых» иссле­дований. Например, проводится тестирование детей, анкетный опрос педагогов и родителей или создаются специальные педагоги­ческие ситуации через определенные промежутки времени.В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Для того, чтобы изучить результаты педагогической деятельности детей, необходимо следующее:

Определить критерии и показатели для изучения результатов;

Подобрать или составить соответствующие методики, замеряющие эти показатели;

Провести «замер» показателей;

Обработать данные методик;

Сравнить эти данные с предыдущими материалами изучения результатов деятельности;

Проанализировать полученную динамику показателей и сделать выводы о полученных результатах.

При изучении результатов педагогической работы возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать:

Выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов деятельности;

Рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим;

Учёт разноуровневости результатов, то есть важно оценивать не только итоговые результаты или промежуточные, но и текущие, чтобы регулировать своевременно педагогическую работу, а это требует, вероятно, разработки критериев разного уровня;

Отбор, разработка валидных методик оценки критериев и показателей.

Результаты педагогической деятельности

Иванова Николая Николаевича, учителя биологии и химии.

Иванов Николай Николаевич, учитель биологии и химии в МБОУ Татарско-Сайманская СШ, Николаевского района, Ульяновской области.

Родился в Николаевском районе Ульяновской области. 10 лет учился в Барановской средней школе. В 1980 году после получения среднего образования поступил в Ульяновский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт на естественно-географический факультет по специальности география и биология.

В 1985 году получил диплом об окончании института и был принят на работу в Поспеловскую среднюю школу Николаевского района. В настоящее время работаю в МБОУ Татарско-Сайманской СШ. Стаж педагогической деятельности 32 года.

Мое профессиональное кредо: от информации – к знанию, от фантазии – к творчеству, от ремесла – к мастерству.

За годы своего педагогического стажа я выработал определённую систему, которая раскрывает многообразие возможностей ребёнка в творческом развитии и нацеливает его только на успех. Это является важным условием в достижении результатов, в том числе и воспитательной направленности.

Деятельность учителя по обучению.

В своей работе имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Работу планирую согласно образовательным программам, которая соответствует учебно-методическим комплекту. Цель работы – самореализация ученика через его образование.

Работая в школе, я постоянно нахожусь в поиске новых форм и приемов работы с учащимися, использую новые технологии в процессе обучения. Для меня важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно на уроках биологии и химии. Для достижения этих целей применяю на своих уроках различные организационные формы работы: индивидуальную, групповую. На уроках использую такие методы обучения, как репродуктивный, исследовательский, частично - поисковый.

В своей работе я систематически использую следующие ИКТ технологии, а также материалы следующих образовательных ресурсов:

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http :// school - collection . edu . ru );

Изучаем биологию (http :// learnbiology . narod . ru / );

Международный социально-экологический союз (www . sea .ru)

Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» (www . sci .aha.ru/ATL/raOO.htm)

Журнал «Экология и жизнь» (www . ecolife . ru / index . shtml ) и другие.

Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую использую при подготовке к занятиям. Компьютер заменяет основную часть наглядных пособий и моделей.

С целью привития учащимся интереса к предметам стараюсь разнообразить виды уроков, провожу конференции, викторины. Учащиеся часто по своему желанию готовят к уроку сообщения, рефераты. Тем самым они много добывают информации из дополнительной литературы, Интернета.

Учитывая разноуровневый состав классов, для отработки навыков решения задач по химии, даю алгоритмы их решения.

В начале каждого урока четко формулирую тему и цели. На уроках изучения нового материала, большую роль отвожу упражнениям и заданиям по актуализации знаний учащихся, способствующих развитию взаимосвязи теоретического и практического материала, более целостному восприятию темы. Изложение нового материала провожу в доступной для понимания учащихся форме, учу видеть главное, делать обобщения и выводы, теоретический материал подтверждать примерами.

Основным показателем эффективности учебно-воспитательной работы, протекающего на общедидактических принципах, является успешное овладение учащимися определенным комплексом ЗУН. Я провожу диагностику результатов, вношу корректировку в процесс преподавания, планирую индивидуальную работу с учащимися, испытывающими затруднения в освоении материала.

Определенная работа ведется по самообразованию. Моя тема самообразования: «Использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности». Основная цель – способствовать активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности при помощи информационных технологий. Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать универсальные особенности личности ребенка. При планировании программы самообразования, я руководствовался тем, что самообразование - это не контроль достигнутых результатов, а анализ моей деятельности, выявление направлений её развития.

С целью получения дополнительных знаний в области биологии и по желанию обучающихся образовательного процесса организован кружок «Занимательная биология» в 9 классе.

Уровень успеваемости и качества знаний всех учащихся за последние три года по биологии и экологии оптимальный (75-100%). При сопоставлении успеваемости в динамике одних и тех же классов можно сказать, что в сравнении наблюдается позитивная динамика результатов освоения учащимися образовательных программ и стабильный высокий уровень.

Такие результаты являются показателем индивидуального и дифференцированного подхода, использования на уроках системно-деятельностного подхода и здоровьесберегающих технологий в сочетании с разноуровневым обучением и систематическим применением в работе современных образовательных технологий.

Каждый год мои выпускники участвуют в государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по биологии и химии. Обучающиеся набирают минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором.

В 2017 году учащийся 5-го класса были участниками Всероссийской проверочной работы по биологии. Выполнение заданий в % от числа участников высокий. Критерий оценок «5»- 50%, «4»- 50%

Выпускники продолжают обучаться в ВУЗах и СУЗах, где профильными предметами, являются биология и химия.

Провожу традиционные школьные олимпиады, готовлю учащихся для участия в районных олимпиадах. Результативность участия учащихся в различных этапах всероссийской олимпиады школьников и в других мероприятиях

Наименование мероприятия

Ф.И. участника

Итоги участия

Муниципальный

Муртазина Лилия

Грамота, призер

Всероссийская олимпиада обучающихся по биологии

Муниципальный

Баринова Алена

Грамота, призер

Всероссийская олимпиада обучающихся по биологии

Муниципальный

1.Баринова Алена

2.Абдульмянова Гузяль

Грамота, призер

Грамота, победитель

Участник акции «Час Земли -2016» и забота о будущем нашей планеты

Российский

Альшина Эльвира

Сертификат

Наблюдается позитивная динамика особых достижений учащихся по предмету. Учащиеся являются участниками, победителями, призёрами.

Внеурочная деятельность учителя по учебным предметам.

Обучение и воспитание основываются на развитии личности учащихся. А в школе развитие должно быть всесторонним и полноценным. Я, как учитель, помимо учебной деятельности, организую и внеурочную работу по предметам в различных формах (игры, викторины, олимпиады, конкурсы, сопровождаемые показом презентаций, церемония вручения призов и наград), чтобы привлечь интерес к предметам и школе. Каждый год в школе проводится праздник «День птиц», в котором ребята с удовольствием принимают участие. Провожу викторины, КВН, конференции.

За творческий подход в организации учебно-воспитательной работы с обучающимися был награжден Грамотой директора школы.

Деятельность учителя в области здоровьесбережения.

Работу в области здоровьесбережения веду на основе школьной программы здоровья. Провожу физкультминутки, осуществляю контроль учебной нагрузки, совокупного объема домашних работ, корректирую сроки проведения проверочных и контрольных работ. Слежу за осанкой учащихся во время уроков. В классе оформлен уголок здоровья, в котором ученики могут найти информацию по укреплению, сохранению здоровья.

Деятельность учителя в области воспитания.

Важной компетентностью педагога является умение владеть воспитательными технологиями, устанавливать контакт с детьми, подбирать материал, соответствующий возрастным особенностям. Как воспитатель нахожу и использую разные подходы в этом процессе. Стимулировал учащихся принимать участие в школьных, районных конкурсах. Учащиеся, в 100% составе, принимают участие в конкурсах и мероприятиях. Мы участвовали в уборке школьной территории, проводим недели добра.

Духовно-нравственная позиция учителя.

В нравственном воспитании весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Учитель это пример для ученика.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, взрослых.

К каждому учащемуся отношусь уважительно. Отношения в коллективе бесконфликтные, добрые. Родители учеников оказывают поддержку, помощь. С их стороны не было жалоб, недовольств в адрес учителя по методике преподавания, по взаимоотношениям с учениками.

Деятельность учителя в области профессионального развития

Сейчас учителю очень важно ориентироваться в новых дидактических достижениях, использовать их. Я стараюсь работать творчески, использовать оптимальные методы и приемы обучения. На своих уроках использую тесты, разноуровневые карточки.

На уроках ребята самостоятельно заполняют таблицы, составляют вопросы-суждения, составляют схемы, работая по учебнику и дополнительному материалу.

Учащиеся самостоятельно выполняют экспериментальные задания, в результате которых сами делают анализы и выводы. При закреплении изученного материала ребята выполняют творческие домашние задания: составить коллекцию, кроссворды, приготовить реферат, сообщение. При подготовке к урокам биологии и природоведения используются опыты, поставленные ребятами дома.

Повышаю профессиональный уровень, занимаясь самоподготовкой. Изучаю новые технологии в преподавании биологии, химии. Непрерывно, систематически повышаю квалификацию, прохожу курсовую подготовку, участвую в семинарах и совершенствую свой профессиональный рост.

Наименование образовательной организации

Форма повышения квалификации, наименование образовательной программы

Дата повышения квалификации

№ удостоверения/ сертификата

ФГБОУ ВО «УлГПУ» им.И.Н.Ульянова

Курсы повышения квалификации по программе: «Актуальные вопросы преподавания химии, биологии, географии в условиях реализации ФГОС» в объеме 108 часов

удостоверение №731800803952

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства .

В апреле планируется выступление на РМО учителей биологии с сообщением с курсов.

Ежегодно провожу воспитательные мероприятия для родительской общественности и учителей.

Эффективный социальный опыт.

Пользуюсь уважением администрации школы, родителей, учащихся и жителей поселения. Участвую в благоустройстве села. С учащимися возле школы высаживаем деревья. Планируем с учащимися школы, принять участие в акции «Обелиск».

Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Ульяновской области (2017г), Почетной грамотой Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области (2016г)

Участвовал в различных вебинарах на российском, межрегиональном уровне. Есть поощрения.

Название мероприятия

Результат

Российская Федерация развития образования

Активный участник серии вебинаров по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ-2016

Вебинар по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ-2016

Межрегиональный центр качества и инноваций РФ

Участник серии вебинаров по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ-2016

Сертификат

ГАОУ «Центр педагогического мастерства»

Участие в проведении и проверке Всероссийских проверочных работ 4 классов по окружающему миру (ВПР)

Благодарность

Всероссийская проверочная работа (ВПР)

Участие в проведении и проверке Всероссийских проверочных работ – ВПР-2017 5 класса по биологии

Благодарность

Всероссийская проверочная работа (ВПР)

Московский центр непрерывного математического образования

Участие в проведении и проверке Всероссийских проверочных работ - ВПР-2017 11 класса по химии

Благодарность

Систематически повышаю квалификацию в виде аттестации.

Документ

Учитель биологии и химии Иванов Николай Николаевич

Образование как процесс - это освоение человеком в условиях образова­тельного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, цен­ностных ориентации и отношений.

Образование как результат - характеристика достигнутого уровня обра­зованности.

Образование как процесс реализуется в образовательной системе, сово­купности преемственных образовательных программ и государственных об­разовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреж­дений, органов управления образованием.

Этот процесс протекает, результат достигается, а система функциони­рует не сама по себе, а посредством специфической человеческой дея­тельности - педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизне­деятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обу­чением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффектив­ность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осу­ществляют не только педагоги, но и родители, общественные организа­ции, руководители предприятий и учреждений, производственные и дру­гие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае - это деятельность профессиональная, а во втором - общепедаго­гическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразо­ванием и самовоспитанием.

Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специаль­но организованных обществом образовательных учреждениях. Как для про­фессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь зна­ния основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее изученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятель­ность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, со­знательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоя­тельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Структурными компонентами педагогической деятельности являются:

Цель деятельности;

Субъект деятельности (педагог);

Субъект-объект деятельности (воспитанник);

Объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредован­но влияющая на воспитанника);

Способы деятельности;

Результат деятельности.

Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эф­фективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.

Педагогическая деятельность осуществляется педагогами. Если гово­рить о профессиональной педагогической деятельности, то есть смысл дать определение педагогической профессии. Педагогическая профессия - род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разно­стороннего развития педагогическими средствами.

Только для профессионального педагога педагогическая деятельность является основным видом профессиональной деятельности, другие же участники педагогического процесса занимаются педагогической дея­тельностью наряду с основной профессиональной и непрофессиональ­ной работой и, следовательно, не всегда осознают свои действия как акты педагогической деятельности. В связи с этим в профессиональные обязанности педагогов входит, помимо непосредственной педагогиче­ской работы с воспитанниками, еще и деятельность по педагогизации окружающей его социальной среды. Профессиональный педагог несет ответственность за процесс и результаты своей профессионально-педа­гогической деятельности не только как гражданин, родитель, но и как профессионал, т. е. человек компетентный. Отсюда целый ряд требова­ний, предъявляемых к педагогу в нормативном порядке. Эти требования закреплены в стандартах высшего профессионального педагогического образования, в квалификационных характеристиках (учителей и других профессиональных участников образовательного процесса), в должност­ных инструкциях.

Однако есть еще целый ряд ненормативных требований, которые имеют отношение как к профессиональным педагогам, так и к людям, занимаю­щимся педагогической деятельностью вне сферы своей профессии. Эти требования формулируются в терминах показателей и компонентов педаго­гической культуры.

Педагогическую культуру правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном.

На аксиологическом уровне рассматриваются ценностные ориентации в образовании и педагогике.

Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и ме­тоды, обеспечивающие реализацию этих ценностей.

В индивидуально-личностном плане педагогическая культура понимается как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности. Этот подход позволяет выявить свойства личности субъекта педагогической деятельности как представителя и обладателя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, транслятора человеческой культуры в область об­разования. Педагогическая культура, как и общечеловеческая, существует в материальной и духовной формах. Педагогические знания, теории, концеп­ции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные педа­гогические этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным относят образовательные средства.

Педагогическая культура как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности представляет собой систему, от кото­рой существенно зависят процесс и результаты образования.

К основным системным компонентам и показателям уровня сформиро­ванное™ педагогической культуры можно отнести: уровень интеллек­туального развития (прежде всего развития педагогического мышления); уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень ов­ладения основами педагогической этики; уровень сформированности нрав­ственной и мировоззренческой зрелости; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида.

Культура педагогического мышления включает в себя развитие способно­сти к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышле­ния, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память и воображение. Куль­тура педагогического мышления подразумевает развитость мышления на трех уровнях:

Первый уровень - методологическое мышление, обусловленное педагогическими убеждениями субъекта, позволяющее ему ориентиро­ваться в педагогической деятельности, разрабатывать ее гуманистиче­скую стратегию;

Второй уровень - тактическое мышление, позволяющее материали-зовывать педагогические идеи в технологии педагогического процесса;

Третий уровень - оперативное мышление, которое проявляется в са­мостоятельном, творческом применении общих педагогических закономер­ностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической дей­ствительности.

Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее миро­воззренческий компонент. Это процесс и результат формирования педаго­гических убеждений, ценностных ориентации в педагогической сфере. Пе­дагог должен активно включаться в процессы рефлексии, педагогического самосознания, в результате которого происходит становление и формиро­вание его педагогических позиций.

Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется сте­пенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра соб­ственных педагогических способностей как залога успешности педагогиче­ской деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок.

Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, форми­руемое посредством освоения теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет педагогической этики.

Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слы­шать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, по­нимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных си­туациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.

Весьма важным показателем педагогической культуры является культу­ра речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других.

Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразитель­ность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.

Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответст­вия его внешнего облика педагогической целесообразности. Продуман­ность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, под­тянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной ми­микой и пантомимикой способствуют результативности педагогической деятельности.

Реализуя задачи педагогической деятельности, педагоги субъективно интериоризируют в индивидуальную деятельность педагогические ценности и являются в разной мере их производителями. Выделяют следующие ценности.

Социально-педагогические - отражают характер и содержание тех ценно­стей, которые функционируют в различных социальных системах, проявля­ясь в общественном сознании.

Групповые - идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие пе­дагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных институтов. Личностно-педагогические - социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоз­зренческие характеристики личности педагога, составляющие систему его ценностных ориентации.

На качество образования во многом влияет творческий характер педаго­гической деятельности, осознание педагогом. престижности, социальной значимости, ответственности перед обществом, государством, воспитанни­ками за процесс и результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только сформированность гуманистической направленно­сти личности педагога, но и совершенное владение разнообразными обра­зовательными технологиями, технологиями общения.

Успех педагогической деятельности обеспечивается также умением пе­дагога целесообразно и адекватно выстраивать траекторию индивидуально-личностного развития воспитанников в образовательном процессе.

Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, ста­тусно-ролевые и профессиоиально-деятельностные качества, профессио­нально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности яв­ляются важным фактором эффективного решения задач образования.

Любая деятельность человека, а следовательно, и педагогическая, носит целенаправленный характер. Считается, что профессиональные педагоги должны четко представлять цели своей профессионально-педагогической деятельности, непрофессиональные же участники педагогического процес­са действуют, не осмысливая или не всегда осмысливая свои действия как нацеленные на педагогический результат. Однако и в практике профессио­нальных педагогов работа с воспитанниками и учащимися зачастую органи­зуется без четко сформулированной и осмысленной цели. Как справедливо указывают авторы учебника «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасисто-го, «бесцельное воспитание» - довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельнос­ти педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается уныньем, про­фессиональной неудовлетворенностью» 1 .

Естественно, овладеть педагогическим целеполаганием важно всем, кто в той или иной степени решает педагогические задачи, несмотря на то что процедура эта действительно сложна и требует специальных усилий по формированию умений целеполагания. Общая цель педагогической дея­тельности состоит в создании оптимальных условий образования человека. Одним из требований к категории «цель» выступает требование прогностичности, т. е. формулирование цели как ожидаемого и диагностируемого результата. Само образование как социальное явление является совокуп­ным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельно­сти результатом ее тоже является образование конкретных людей, прояв­ляющееся как характеристика их образованности. Эти результаты всегда имеют бтсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, не­смотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалекти­ческую взаимосвязь и взаимодействие.

Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:

Знания, умения, навыки;

Показатели личностного развития (уровень развитости интеллек­туальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности; уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей; сформированность устойчивой мотивации познания; уровень креативности личности; умение самоопределяться; быть субъектом собственного образо­вания и развития; уровень нравственной, эстетической, физической, эко­логической и др. культур);

Отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов физического и психического здоровья, возникновение отвращения к учению, сопротивление воспитанию, отрица­тельный жизненный опыт и др. 2


Похожая информация.


Публичная презентация результатов педагогической деятельности

Бушмакина Надежда Леонидовна
Место работы: МКОУ"Кожильская СОШ", воспитатель
Последние три года педагогический коллектив МКОУ «Кожильская СОШ» работает по программе, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. В программе отражено базисное содержание дошкольного образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» (ст.64). Наряду с этим федеральный государственный стандарт дошкольного образования включает в себя раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования».

Мониторинг в детском саду осуществляется на основе методического пособия «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой. Целевые ориентиры, представленные в обобщённом виде во ФГОС ДО, в программе «Истоки», конкретизируются в содержании интегральных показателей развития и базисных характеристик личности, сопровождающих каждый раздел программы «Истоки» и представляющих комплексную характеристику развития ребёнка на конец каждого психологического возраста.

Цель мониторинга – определить, сформирован ли у ребёнка тот или иной показатель, при этом не имеет принципиального значения, сформирован он на среднем или на высоком уровне.

Используемая система оценки имеет соответствующую градацию:
-«достаточный уровень» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка;
-«уровень, близкий к достаточному» ставится, когда показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво;
-«недостаточный уровень», когда показатель не проявляется ни в совместной со взрослым деятельности, ни в самостоятельной, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.

На основании полученных результатов планируется индивидуальная, подгрупповая и групповая работа с детьми (игры, беседы, развивающие ситуации, совместная деятельность, индивидуальные занятия). Проводятся индивидуальные консультации родителей, родительские собрания с целью консолидации усилий в определённом направлении развития ребёнка. (слайд 2)

Цель мoей работы – создание благоприятных услoвий, спoсобствующих развитию и самoреализации каждого ребёнка.

Данная цель достигается путём решения следующих задач :
1. Выявление природных задатков и спoсобностей каждого ребёнка.
2. Дальнейшее развитие выявленных способнoстей, возможность их реализации.
3. Обеспечение пoзнавательно-речевогo и сoциально-личностного развития детей.

Решение этих задач эффективно реализуется через участие детьми в конкурсах. (слайд3)
Кожильский детский сад сотрудничает с Понинской школой искусств. Данная работа направлена на дополнительное художественно- эстетическое развитие детей. Большинство воспитанников посещают кружки по вокалу и хореографии. С отчетными концертами выступают на сцене Кожильского ЦСДК. Многие выпускники детского сада, уже учась в школе, продолжают дополнительное обучение в данных учреждениях эстетической направленности.

100% детей моей группы (20 человек) посещали кружок «Волшебные шашки». (слайд5)
Дети нашей группы активно участвуют в различных конкурсах, в мероприятиях образовательной организации.(слайд6,7)

В жизнь нашей группы прочно вошли традиции, введенные мной несколько лет назад.(слайд9)
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, используемые мной, направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Их использование позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата. С целью создания наилучших условий для образования и воспитания воспитанников активно апробирую и внедряю следующие современные образовательные технологии, которые направлены на повышение качества знаний воспитанников, мотивации к изучению нового материала, расширение содержания образования.(слайд11,12)

Одним из направлений нациoнальной oбразовательной инициативы «Наша нoвая школа» является развитие педагогического потенциала, где отмечено, чтo «в условиях решения … стратегических задач важнейшими качествами личнoсти становятся инициативнoсть, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Пoэтoму я считаю необходимым пoвышать профессиональное мастерство, развивать творческий потенциал. Одним из наиболее эффективных способов повышения профессиональной компетентности является продуктивный обмен инновационным опытом с педагогическим сообществом. Мной ведется систематическая работа по диссеминации педагогического опыта на страницах научно-методических журналов, в рамках педагогических фестивалей, семинаров, конкурсов. Я публикую конспекты занятий, стенгазеты, статьи, доклады, мастер – класс по изготовлению актуального сейчас лепбука, проекты.(слайд13)

Сoвременный вoспитатель в наши дни, на мoй взгляд, - это прoфессиoнал. Думаю, что профессиoнализм вoспитателя, определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самooпределением; самoразвитием, т. е. целенаправленным фoрмированием в себе тех качеств, котoрые неoбходимы для выполнения профессиональной деятельнoсти. Уверена, что вoспитатель, рабoтающий в современных условиях, должен oбладать достатoчной инфoрмацией o сoвременных тенденциях в oбласти развития педагoгической науки, участвoвать в различных кoнкурсах, мастер - классах, заниматься самообразованием. Именно это является одной из причин мoего участия в разных конкурсах на различных урoвнях. (слайд14)

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение уровня профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Одним из наиболее эффективных способов повышения профессиональной компетентности является взаимодействие педагогов в рамках обучающих семинаров, круглых столов, творческих лабораторий, мастер-классов и т.д.(слайд15,16)
Таким образом, на мой взгляд, плодотворная работа с детьми, участие в профессиональных конкурсах дает мне возможность: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических издания, сайтах; повысить авторитет в педагогическом коллективе, социуме.

Презентация на тему: Публичная презентация результатов педагогической деятельности

Похожие публикации