Описание собора дуомо в милане. Миланский собор Дуомо — внешний облик. Время работы и стоимость билетов


Санта-Мария Нашенте.
Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.


В истории есть неоднократные примеры того, что оформление фасада готического собора заканчивается в последнюю очередь, обычно после того, как здание уже начало выполнять свои религиозные функции.





Работа над Дуомо велась долго, и только благодаря Наполеону, мечтавшему провести свою коронацию как итальянского монарха именно в этом соборе, строительство в конце концов завершилось. Но и после коронации работа над внутренними помещениями велась еще в течение 150 лет: устанавливались бронзовые двери и витражи, выполненные по оригинальным рисункам XV века.


Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.


По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты.
Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.
Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Знаменитая позолоченная Мадонна на шпиле миланского собора.


Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну. Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.
Готический стиль предполагал украшение собора скульптурами. В их изготовление было вложено много сил, поэтому только они уже представляют огромный интерес. Самой колоритной культурной композицией можно назвать пару женских фигур на центральном балконе фасада. Их считают прототипом американской статуи Свободы. К тому же, автор статуи Свободы, Огюст Вартольди, не раз бывал в Милане.


















Главный портал "Житие Девы Марии".




Главный портал "Житие Девы Марии".







Главный портал "Житие Девы Марии".


За импозантным фасадом скрываются замечательные шедевры искусства, встреча с которыми сулит множество впечатлений. Войдя в собор через правый боковой портал (1) (центральный вход чаще всего закрыт), вы первым делом видите гробницу Ариберто да Интимиано (2) с драгоценным распятием (оригинал находится в Музее собора). Ариберто, бывший с 1018 по 1045 г. архиепископом Милана, оказал сильное влияние на политику немецких кайзеров Генриха II и Конрада II в отношении Италии: поначалу он поддерживал их, а позднее вёл с ними ожесточённую борьбу.

Гробница архиепископа Ариберто да Интимиано


На полу видна латунная полоска (3) , которая тянется вдоль всей передней стены. Ближе к полудню посетители сразу поймут, что она обозначает: это меридиан, на который в астрономический полдень падает солнечный луч. Это явление можно наблюдать благодаря проделанному в крыше собора отверстию.
Рядом с порталом находится спуск, ведущий к останкам раннехристианской базилики Санта Текла (Basilica Santa Tecla) (4) , церкви-предшественницы нынешнего храма. Здесь в 387 году святой Амвросий, покровитель и епископ Милана, крестил отца церкви Августина. Этот епископ, очень почитаемый в народе, создал ряд трудов, посвящённых толкованию библии и догматике, а также первую христианскую этику. В комплекс базилики входили отдельный баптистерий и епископский дворец.

В мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.



Оригинально выглядит купель (5) в северном боковом продольном нефе, изготовленная из римской порфировой чаши. В эпоху поздней античности и в ранний византийский период этот ценный материал держался в запасе для создания императорских статуй и сооружений.

Порфировая египетская ванна IV в., которую используют как крестильную купель.


Собор прославился своими искусно выполненными витражами. Один из самых красивых и старых витражей (1470–1475 гг.) изображает житие Христа (6) . К вершинам этого вида искусства относится и витраж над малой часовней Креста с изображением матери императора Константина I Великого: «Обретение истинного креста святой Еленой» (7) (1570–1577 гг.).






Примечательная особенность Миланского собора – опоясывающие кольца высотой примерно 6 м на пилястрах вместо обычных капителей. Вверху они украшены монументальными фигурами святых.

Самая знаменитая гробница в соборе – мавзолей Джана Джакомо Медичи (8) по прозванию Медегино (Medeghino) . В 1563 году его брат, Папа Римский Пий IV, заказал создание этой усыпальницы скульптору Леоне Леони. На ней Джан Джакомо Медичи (1495–1555) изображён между двумя аллегорическими женскими фигурами Войны и Мира и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессина. Сам он одет как полководец и закутан в широкий плащ, чтобы скрыть изувеченную левую ногу.




Tomba del Medeghino.Надгробие Джан-Джакомо Медичи,Медегино


В южном поперечном нефе стоит статуя святого Варфоломея (9) (1562 г.), покровителя рыбаков. По преданию, с этого святого заживо содрали кожу. Именно такой вид он имеет в Миланском соборе. Скульптор был очень горд своим произведением искусства, поэтому написал на постаменте «Не Пракситель меня создал, но Марко д"Аграте». Это произведение по натуралистичности напоминает анатомическую модель.

От первого этапа строительства собора, когда ведущим архитектором был Джан Галеаццо Висконти, сохранились ещё и цокольные рельефы на портале южной ризницы (10) (1393 г.) работы рейнского мастера Ганса фон Фернаха.
В крипте (11) собора хранятся замечательные сокровища, а также гроб св. Карло Борромео (1538–1584) из горного хрусталя (в восьмиугольной часовне). Этот кардинал из дворянского рода Борромео вёл решительную борьбу с протестантизмом, а в 1565 году стал архиепископом Милана.



San Carlo Borromeo"s crypt in the Milan Duomo.


Главный алтарь (12) на хорах собора (куда могут входить только священники) создал Пеллегрино Тибальди. Работу над этим творением из мрамора и бронзы он начал в 1581 году, но завершена она была только в 1927 году архитектором Дзакки из Чезены. Над алтарём находится дарохранительница – святилище, состоящее из восьми позолоченных бронзовых колонн и купола с фигурой торжествующего Христа. Это произведение выполнил Пеллицони по эскизу Тибальди. Позади главного алтаря в 1560 году появился балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов. Здесь на рельефе показаны сцены из жития Христа.


Деревянные хоры состоят из верхнего и нижнего рядов (13) . Места в верхнем ряду предназначались для каноников. Картины Джузеппе Меда, Камило Прокаччини и Амброзиуса Фиджини изображают эпизоды из жития святого Амвросия. Прекрасная резьба по дереву на хорах принадлежит братьям Тауринам из Руана, а также Паоло де Гаццису и Вирджилио дель Конте.

Витражи в апсиде, созданные в XIX веке братьями Бертини, – это, пожалуй, самые большие из всех известных Средневековые витражей. Они изображают сцены из Ветхого Завета (14) , Апокалипсиса (15) и Нового Завета (16) .


"Ветхий Завет"



"Новый Завет"


Портал северной ризницы (17) , завершённой в 1389 году, украшает картина «Христос наш Господь и Судия».

Перед алтарём «Мадонны с деревом» в стиле рококо работы Лелио Буцци возвышается знаменитый чёрный подсвечник Тривульцио (18) , романский бронзовый семисвечник 5-метровой высоты (XII век). Автором этого шедевра считают лотарингского мастера Никола да Вердуна. Бронзовую ножку канделябра украшают библейские персонажи из Ветхого и Нового Завета (среди них три волхва перед Марией с младенцем, сидящей на троне) и аллегорические фигуры (в том числе кардинальских добродетелей и искусств). Центром композиции служат четыре дракона, на которых опирается подсвечник. Своё название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, принесшего его в дар собору в 1562 году.




В Миланском соборе находится один из гвоздей, которыми по преданию прибили к кресту Иисуса Христа. Всего в истории встречалось три гвоздя. Все они были найдены святой Еленой, которая передала их своему сыну, императору Константину. Первый гвоздь был брошен в море, чтобы усмирить стихию, второй находится в соборе в Монце, третьим крепилась подкова на Константиновой лошади. Последний гвоздь потерялся на некоторое время, а потом его нашел святой Амвросий в одной из кузен, выкупил за небольшую плату и положил в драгоценную дарохранительницу. Для нее специально была оставлена ниша в апсиде при возведении собора. Гвоздь можно увидеть всего два дня в году, в другие дни вместо него на стене виден лишь красный луч. Чтобы достать сам гвоздь, используется специальное устройство, изобретенное еще Леонардо, при помощи которого миланский епископ взбирается к нише.




Rodwell, G. F. “South by East Notes of Travel in Southern Europe” (1877)

Миланский кафедральный собор или Дуомо находится на знаменитой ) и является неподражаемым шедевром итальянской архитектуры в стиле Flamboyant («Пламенеющая готика»). Его фасад украшают огромное количество изумительных скульптур, тонких колонн, башен и шпилей, что придает собору столько изящества и утонченной готической красоты.

Внушительные размеры Дуомо делают его одним из самых больших христианских храмов в мире: его вместительность достигает значения 4000 человек.

Выстроенный полностью из белоснежного мрамора, собор восхитителен в любое время суток и при любом освещении. А в его внутреннем убранстве ценителям искусства предстанет настоящая кладезь бесценных сокровищ.

История возникновения Миланского собора

Строительство Миланского собора было начато в 1386 году при Джан Галеаццо Висконти и завершено только в 1813 году.

Само место, на котором воздвигнут Миланский собор, испокон веков наполнялось энергией священных сооружений. Так, во времена кельтской культуры здесь было святилище, в период Римской империи – храм минервы, с 4 по 6 век — церковь Санта-Текла, затем на этом месте была построена церковь Санта-Мария-Маджоре. Последнюю церковь пришлось разрушить для того, чтобы построить Миланский кафедральный собор.

Строительство собора

Первоначальный проект собора в готическом стиле принадлежит итальянцу Симоне де Орсениго. Далее архитекторы постоянно менялись и в 1470 году архитектором стал Джунифорте Солари, при котором в готический облик собора были добавлены декоративные элементы ранней эпохи Возрождения.

В итоге собор был украшен восьмиугольным куполом. Завершение строительства фасада собора в 19 веке проводилось уже под руководством архитекторов Амати и Занойя по заказу Наполеона.

Торжественное открытие Миланского собора состоялось в 1572 году кардиналом Карло Борромео.

Шпиль собора

В 1769 году собор был дополнен 106-метровым шпилем, на котором возвышается главная достопримечательность собора — статуя Мадонны, изготовленная из позолоченной бронзы. Общая высота собор составляет 158 метров.

Архитектура Миланского собора

Фасад Миланского собора поражает своей изумительной красотой каждого, кто впервые увидел это творение архитектуры.

Фасад

Бесконечное количество декоративных элементов, шпилей, башен, статуй святых, пророков, мучеников с самой главной статуей, возвышающейся над собором, – фигурой Мадонны. В общей сложности в экстерьере и интерьере собора насчитывается 3400 статуй.

Миланский собор, посвященный Рождеству Пресвятой Девы Марии, представляет собой единственный в Европе собор, выстроенный полностью из белого мрамора. Благодаря этому собор выглядит восхитительно в любое время суток – белый мрамор отражает солнечные лучи днем и выглядит мистически лунной ночью.

Интерьер

Внутреннее убранство Миланского собора представляет собой шедевр искусства, а хранящиеся в нем религиозные реликвии делают его местом паломничества католических верующих.

Чего только стоит один гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа, согласно преданию. Священный гвоздь хранится над алтарем. Ежегодно 14 сентября, когда верующие празднуют Воздвижение Честного Креста Господня, архиепископ опускает гвоздь вниз с помощью специального лифта в облаке, а по окончании празднества – поднимают его на место.

Также в соборе располагается знаменитый мавзолей Джан-Джакомом Медичи. Мавзолей украшен тремя статуями, мраморными плитами и изящными колоннами. Автором этого произведения искусства является Леоне Леони.

В числе главных достопримечательностей в интерьере собора также статуя мученика Святого Варфоломея, египетская ванна 4 века, которая в настоящее время используется для крещения, бронзовый подсвечник, длина которого составляет 5 метров.

На стенах и окнах Миланского собора восторженные поклонники искусства часами рассматривают многочисленные искусно вырезанные деревянные хоры и изумительные витражи 15 века, придающие собору особую таинственность и величие одновременно.

Что посмотреть

Безусловно, провести день на Соборной площади в Милане – это мечта каждого ценителя искусства и поклонника итальянской архитектуры. Миланским собором можно любоваться в любое время суток, особенно таинственно он выглядит ночью, когда луна освещает безупречно белый мрамор и бесчисленное количество изящных статуй на его фасаде.

Днем непременно стоит подняться на крышу Миланского собора — террасы, откуда открывается самый потрясающий вид на Милан. Подъем на террасы можно совершить или на лифте, или пешком по лестнице со стороны улицы.

Если вы оказались в Милане в ноябре или декабре, то вам повезло вдвойне. Именно в это время каждый год в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео, выполненных итальянскими художниками в 17 веке. Это ряд из 54 очень красивых картин, изображающих сцены из жизни архиепископа Карло Борромео.

Как добраться до Миланского собора

Миланский собор находится по адресу: Piazza Duomo.

Добраться до Миланского собора легче всего на метро по первой и третьей линиям – необходимо выйти на станции Duomo. Собор виднеется издалека и возвышается высоко над городом, как и положено главной достопримечательности города.

Стоимость билета в Миланский собор

Цены на билеты представлены по состоянию на 2019 год. Посещение собора, Музея Дуомо и церкви Сан Готтардо, расположенной неподалеку, стоит:

  • 3 Евро для взрослых;
  • 2 Евро для детей от 6 до 12 лет;
  • бесплатно для детей до 6 лет.

Вход на террасу

Стоимость посещения террасы на крыше собора при подъеме наверх на лифте составляет:

  • 13 Евро для взрослых;
  • 7 Евро для детей с 6 до 12 лет.

Подъем пешком по лестнице – 9 Евро для взрослых и 4,50 Евро для детей в возрасте с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет

Также можно купить комбинированный билет DUOMO PASS, по которому можно осмотреть собор, террасы на крыше, музей Дуомо и археологическую зону. Стоимость этого билета также отличается в зависимости от того, как вы планируете подниматься на террасы:

  • на лифте (DUOMO PASS A) – 16 Евро для взрослых и 8 Евро для детей с 6 до 12 лет;
  • пешком (DUOMO PASS B) – 12 Евро для взрослых и 6 Евро для детей с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет действует на одно посещение в течение 72 часов после его валидации.

Где лучше купить билет

Билеты без больших очередей можно приобрести в Info Point в соборе или в Museo Duomo, расположенном в Королевском дворце справа от Миланского собора.

Часы работы Миланского собора

Миланский собор открыт с 8 утра до 19 часов каждый день. Подняться на террасы можно с 9 утра до 19 вечера ежедневно.

Официальный сайт Миланского собора www.duomomilano.it .

Посетите также

На знаменитой Соборной площади в Милане также расположены не менее значительные достопримечательности города: Королевский дворец и .

Налюбовавшись внешним и внутренним убранством Миланского собора, стоит посетить роскошный Королевский дворец. А отдохнув за чашечкой кофе, можно устроить прогулку по галерее Витторио-Эммануэле II со множеством бутиков и магазинов.

Пройдя через стеклянную галерею Витторио-Эммануэле II, вы окажетесь перед , расположенном на Via Filodrammatici, 2. Здесь можно провести незабываемый вечер, наслаждаясь спектаклем и познакомившись с историей знаменитого театра в его музее.

Экскурсии по Милану

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Милана?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .


Миланский собор Дуомо на закате.

Главный Миланский собор (Duomo di Milano) - Дуомо или Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente) строился более 500 лет. Строительство началось в XIV веке, а закончилось в начале XIX века, причем последняя дверь храма была поставлена в 1965 году.

Первоначально на месте собора находилось кельтское капище. В 1386 году по приказу архиепископа Антонио Салуццо был заложен первый камень Миланского собора, посвященный Рождеству Девы Марии. Строящееся здание переживало радости и несчастья горожан и стало городским символом - защитником от злых сил.

Трудности строительства


Параметры собора впечатляют: 108 метров в высоту, 158 метров в длину и 96 в ширину, Собор украшают 150 фигурок и 135 шпилей. Это третий по величине собор в мире, после Святого Петра и Севильи. Вместимость собора 40 000 человек.


Джан Галеаццо Висконти, правитель Милана, который решил построить собор

Правитель Милана той эпохи, Джан Галеаццо Висконти, пожелал построить здание в модном готическом стиле, непривычном для Италии. Для работ были приглашены мастера из Франции и Германии. Главный алтарь был освящен в 1417 году.

Строительство продвигалось медленно, правители сменяли друг друга, и каждый вносил свои изменения в проект, собор должен был стать символом величия власти герцога – «небоскребом средневековья». Случалось, что новый хозяин велел перестроить постройки предшественника.


Стиль собора – «Пламенеющая готика», украшения создания создают эффект языков пламени. Стиль популярен в средневековой архитектуре Франции и Германии.


Собор в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

В годы правления Людовико Сфорца в XV веке в работе над проектированием собора принимал участие Леонардо да Винчи. Гений Леонардо предложил «двери-близнецы» («porta gemella»), то есть парная дверь с двумя арками. Архитекторы поддержали идею, они даже решили сделать дверь-триптих с высоким изящным шпилем. К сожалению, до конца идею воплотить не удалось.

После падения герцога Сфорца в Милане настали тяжелые времена, финансирование строительства собора прекратилось. Иностранные правители не были заинтересованы в таком масштабном проекте.


Туманным вечером Милан напоминает Петербург (вид с крыши собора)


Когда дождливо, мрачно

Однако Милан оставался точкой пересечения великих художников, миланская школа искусств ценилась во всем мире.
В XVI веке шел спор за площадку для продолжения строительства, многие знатные семьи пытались отобрать себе кусок земли в центре города у Рыночной площади.


Собор в XIX веке (Рис. Angelo Inganni)

Строительство собора в середине XVI века продолжил Карло Борромео, архиепископ Милана, который снискал добрую славу среди горожан благодаря своей благотворительной деятельности. Благодарные горожане добились, чтобы любимого епископа причислили его к лику святых в следующем столетии.


Портрет Карло Борромео, который находится в Эрмитаже.
(Рис. Орацио Борджанни)


Могила архиепископа Борромео в соборе

Собор был освящен архиепископом Карло Борромео в 1572 году, хотя еще не был полностью завершен.
Дело брата в XVII веке продолжил Федерико Борромео, который сумел систематизировать сумбурное проектирование и строительные работы.


Пламенеющая готика очаровывает


Собор в начале XX века

Он отстранил от работы архитектора Пеллегрини, у которого даже не было точного проекта фасада собора, к тому же рабочие враждебно относились к архитектору, начальник задерживал им выплату жалования. После смены начальства стройки работы начали продвигаться эффективнее.

Федерико Борромео настоял, чтобы каждая из десяти колонн высотой почти 20 метров была бы создана из одного гранитного монолита. Идея казалась безумной. Отыскать кусок подходящего мрамора удалось, но он разбился на три части при погрузке на лодку для транспортировки от места добычи.


Федерико Борромео описан в романе "Обрученные", он помогал населению в борьбе с чумой

Только в 1769 году появился 106-метровый шпиль со статуей Мадонны из позолоченной бронзы. В городе был принят закон, что ни одно строение в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Даже в наши дни, когда в Милане возвели небоскреб «Пирелли», на его крыше установили точную копию Богородицы.


Собор в начале XIX века, почти готов


Узоры готики

Архитектурный замысел готических игл-шпилей осуществили только в начале XIX века. Строительство здания было завершено в 1813 году (хотя последняя дверь была поставлена только в 1965 году).

Наполеон Бонапарт был восхищен проектом и щедро участвовал в финансировании завершения работ. В 1805 году в Миланском соборе Наполеон был коронован как король Италии.

Над алтарем храма хранится гвоздь, которым был распят Иисус Христос. Гвоздь спускают для прихожан в день празднования дня Воздвижения Креста Господня.


Вокруг собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

Легенды собора

По сводами Дуомо есть известная в городе икона - Мадонна Роз. На иконе нет изображений цветов, но ее имя связано с легендой.


Мадонна Роз (репродукция картины)

В 1409 году в Милане правил жестокий герцог Джан Мария Висконти, он был молод, красив и безжалостен. Герцог любил войну и собак, которых ради развлечения натравливал на людей.


Джан Висконти в образе святого мученика Домнина, который изображался с собаками

В мае 1409 года уставшие от кровопролитных войн горожане окружили процессию герцога с криками: «Мира! Мира!». Разгневанный правитель велел своим солдатам убить мятежников, в этот день погибло двести горожан. Герцог запретил произносить слово «Мир», даже в церковной службе заменили латинское слово «pacem» (мир) на «tranquillitatem» (покой).

Оскар Уальд упоминает герцога Джана Висконти в романе «Портрет Дориана Греня» среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев».

Однажды для военных нужд герцог приказал разграбить строительную площадку Дуомо. Очень набожная женщина боялась небесной кары, она каждый день приходила к образу Богородицы с букетом роз и просила пощадить город. Однажды она нашла свой засохший букет оставленный несколько дней назад и начала плакать, молясь о спасении своего сына, раненного в бою. Розы снова расцвели: поэтому икона получила название – Мадонна Роз.

В 1412 году герцог Джан Висконти в возрасте 23 лет был убит заговорщиками на пороге церкви.


«Джан Мария Висконти, травивший людей собаками; когда он был убит, труп его усыпала розами любившая его гетера».

Правителем Милана стал его брат Филипп, тоже жестокий психопат… но это уже другая история, к которой мы потом вернемся.


Милан и Миланцы

До середины девятнадцатого века часы Милана регулировались меридианом Дуомо. В отверстие на потолке попадал луч света, который падал на пол, а когда свет достигал отметки «полдень», передавался сигнал звонить в колокол Кордузио (Cors Ducis, герцогский суд), который контролировал торговлю. Торговая деятельность регулировалась на Рыночной площади у Дуомо.


Торговля на площади возле собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

Призрак собора

Говорят, в соборе бродит местный призрак – Невеста в черном. Этот призрак проявляется на свадебных фотографиях молодоженов, сфотографировавшихся на фоне Дуомо.

Эта таинственная фигура - призрак некой Карлины, жившей недалеко от озера Комо, где по древнему обычаю невеста кутается в черный шелковый наряд. Эта маскировка помогала обмануть слуг феодала, который часто требовал «Право первой ночи» с невестой.

В холодный и туманный октябрьский день Карлина вышла замуж за своего жениха Рензино. Новобрачная была в традиционном черном шелковом наряде. Молодожены отправились в Милан на медовый месяц и решили подняться на крышу собора. Среди шпилей, покрытых туманом, постепенно стали появляться статуи химер и драконов, которые испугали бедную Карлину.


Вечером на крыше Дуомо всякое может привидеться

Ее мучило чувство вины, Карлина изменила накануне свадьбы своему жениху и была беременна от любовника. Она решила ничего не говорить будущему мужу… И вот это вызывающие волнение воспоминания, тихое место возле неба, где в дымке появились тревожные фигуры - все это напугало новобрачную. Карлина отпустила руку жениха и бросилась бежать среди статуй, крича от страха.

Ее испуганный муж увидел, как Карлина упала в пустоту, а затем исчезла, поглощенная шпилями Дуомо. Легенда гласит, что тело Невесты в черном так и не было найдено.


Ночной собор

На сегодняшний день есть много свидетельств, рассказывающих о тревожной черной фигуре с белыми глазами, которая появляется на фотографиях за молодоженами у Миланского собора.

Не бойтесь, говорят, это доброе привидение и желает всем счастливого и мирного брака, которого у нее не случилось.


Туманное утро в Милане, "Городская стража" выходит на пост

Информация о входе:
Вход в собор платный. Очередь длинная. Касса находится в соседнем здании, а там тоже очередь. Билет лучше купить на сайте. https://www.duomomilano.it/en/ticket/

Можно войти утром бесплатно назвавшись «руссо пилигримо» (русский паломник) и послушать мессу, но тогда походить по собору и фотографировать не получится.

Билет на крышу собора продается отдельно, поэтому лучше купить сразу общий билет: собор и крыша.

Кто не устал,


Миланский собор Дуомо является символом не только этого многогранного города, но и Италии в целом за рубежом, поэтому говорить о нём не так-то просто.

Строительство Дуомо было начато в 1388 году и продолжалось до начала XIX столетия из-за постоянных приостановок и изменений проекта. В результате чего Миланский собор — это не один исторический стиль, а своеобразная смесь. Реинтерпретация готики, которая получила в последующем название пламенеющей готики.

Красота Миланского собора Дуомо, а также история, факты и легенды его возникновения — всё это вы узнаете ниже.

Чтобы рассказ не получился слишком монотонным, мы разбили его на две части, одна из которых посвящена внешнему облику собора, а другая – внутреннему. Начнем!

Легенда о происхождении Дуомо

История Собора начинается как сон, причем страшный сон. По легенде, однажды ночью в 1386 году во сне к Джану Галеаццо Висконти явился дьявол и приказал ему построить здание, украшенное множеством демонических изображений. В случае неповиновения, душа правителя будет обречена на вечные муки.

Джан Галеаццо Висконти, терзаемый адским пламенем, с ведома архиепископа Антонио Да Салюццо начал строительство архитектурного произведения искусства, содержащего сатанинские изображения. К сожалению, Джан Галеаццо умер в 1402, так и не увидев завершенную работу, для которой понадобилось более 500 лет упорного, невозмутимого труда.

Миланский собор , конечно, был построен не в честь дьявола, а в честь Святой Девы Марии. Но по своей тематике, внутреннему и внешнему оформлению. Благодаря тому, что 96 скульптурных композиций из 3400 были демонического характера, он напоминает о своем мистическом происхождении.

Место строительства Дуомо

Собор вырос на месте, где до него стояли собор Санта Марии Мадджоре, или зимний собор, и базилика Санта Текла, или летний собор (сегодня частично заметные в подвальной части Собора).

Выбор такого места для строительства, преимущественно, основывался на невозможности реставрации церкви Санта Марии Мадджоре, колокол которой, сорвавшись, разрушил часть нефа и фасад. Также на желании архиепископа построить новый большой собор в самой древней религиозной части города.

Многие сразу же начали перечислять деньги на строительство; на самом деле, многие делали это не из религиозных побуждений, а для того, чтобы получить индульгенции сначала от архиепископа, а затем от Папы Бонифация IX. Этот обычай не менялся веками. Даже сегодня можно перевести средства, которые запишут в Реестр Пожертвований, хранящийся в архиве Почетного Строительства Собора, основанном в 1387 и занимающимся проектированием, строительством и – в настоящее время – реставрацией Собора.

Дуомо и мрамор Кандолья

Собор целиком сделан из мрамора. Сам Джан Галеаццо Висконти пожелал, чтобы будущий Собор был построен не из кирпича, а из мрамора, чтобы у каждого, кто его увидит, захватывало дух. Для этих целей был выбран мрамор из карьеров Кандолья, расположенных более чем в ста километрах от Милана, но имеющих мрамор наивысшего качества, известный еще во времена Римской империи, но не используемый ранее в полной мере из-за сложности транспортировки. Эти трудности не смутили миланцев, и для транспортировки в эпоху судоходства стали использовать Великий Флот.

Напомним, что до середины 19в. Милан был крупным судоходным городом, пересеченным каналами, которые, в основном, использовались для перевозки грузов, так что огромные глыбы мрамора переправляли по воде и выгружали неподалеку от озера Сан Стефано. Именно там, где сегодня проходит улица Лагетто (одна из многих других улиц, свидетельствующих о каналах, находящихся сегодня под землей), мрамор специальными механизмами поднимали и на телегах перевозили к докам вблизи
Собора, так называемую сыроварню каменотесов, где им занимались уже разработчики, архитекторы, скульпторы.

На самом деле, сложность представляла не только доставка материала, но и его добыча, которая занимала много времени и даже в некоторой степени была связана с риском. Но и тогда никто не опустил руки! Вблизи карьеров построили хижины, где жили рабочие и куда доставляли продукты питания и необходимые инструменты. Только в 1874 году там была построена проезжая дорога.

В память об истории карьеров сегодня в Кандолья установлены две мемориальные плиты, целиком из мрамора. Зона добычи мрамора закрыта для посетителей, однако два раза в год для желающих устраивают экскурсии. Во время которых есть возможность посетить также реставрационные мастерские, куда доставляют пострадавшие от времени и под воздействием окружающей среды частички Миланского Собора, чтобы сделать копии. Отслужившие свой век частички не просто реставрируют, а уничтожают.

Небольшой исторический факт: мрамор Кандолья использовался только при строительстве Миланского Собора, следовательно, его экономическая ценность невероятно высока.

Проектирование Дуомо: Леонардо да Винчи, Браманте и Амадео

Архитекторов, инженеров и проектировщиков, работавших на строительстве Собора, было множество. Среди историй, связанных с долгим процессом строительства, вспомним проблему с тибуриумом (определенной архитектурной конструкцией куполов, типичных для эпохи Возрождения), который присутствовал в планах 14в., но не был реализован из-за технических проблем: при попытке его построить, он все время рушился.

Тем не менее, Людовико Моро все-таки удалось добиться осуществления его постройки.

В 1487 году герцог Миланский объявил конкурс среди инженеров и архитекторов на поиск решения проблемы строительства тибуриума. На призыв, среди прочих, откликнулись Леонардо да Винчи и Браманте, представившие деревянный макет проекта, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Воплощавший их идею, по которому впоследствии был написан трактат Opinio super Domicilium seu Templum Magnum. Это единственный теоретический текст, частично дошедший до нас в переводе. Выиграл конкурс проект Джованни Антонио Амадео , близкий по решению к ломбардской традиции.

Миланский собор Дуомо — внешний облик

Скульптуры, гаргулии, шпили и Музей Дуомо

Миланский собора поражает количеством скульптур внешне, гаргулий, шпилей, которые невозможно оценить. К счастью, внутри Музея Собора можно наблюдать шпили Дуомо вблизи – зрелище непередаваемое.

Невозможно представить, насколько богаты элементы, пока не увидишь их с близкого расстояния и, возможно тогда вы сможете заметить изображение боксеров . Среди прочих скульптур выделяются четыре пары боксеров в процессе поединка. Эта композиция посвящена Примо Карнера, первому итальянскому чемпиону мира в тяжелом весе 1933 года и Эрминио Спалла, первому итальянскому чемпиону Европы. Спалла, известный также как скульптор и оперный певец, снимался в картине «Чудо в Милане».

Кроме боксеров можно увидеть и изображения самых «коренных» завсегдатаев Собора и площади – голубей!

Внутри Музея можно найти и материалы, связанные с историей строительства Собора, Сокровища, собранного из литургических предметов и предметов культа в период с 5 по 17в и принадлежавшего Почтенному Капиталу. Если вам удастся туда заглянуть, обязательно посмотрите на митру, сделанную из разноцветных перьев колибри (кажется, в мире существуют всего четыре таких).

Загадка колокольни

За всеми многочисленными украшениями Собора вы, скорее всего, не обратите внимание на отсутствие колокольни – одного из главных элементов классической церкви.

Однако знайте, что колокола есть и были здесь на протяжении 500 лет!

Их три , и спрятаны они в свободном пространстве тибуриума главного шпиля, между внешней и внутренней стеной, звонят в них с помощью подвижных молотков. До 1866 года колокола находились в колокольне, здании на террасе над центральным нефом, впоследствии разрушенной. По поводу строительства новой колокольни велись жаркие споры, которые так ни к чему и не привели.

Был один грандиозный проект Вико Вигано в 1938 году, включавший множество самых немыслимых архитектурных решений. Он даже был одобрен Муссолини. Однако, к сожалению или к счастью, идею раскритиковали, так как в противном случае по сложности и даже по высоте колокольня могла превзойти Собор.

Мадонна

Один из самых знаменитых элементов Собора – конечно же, Мадонна. Свое настоящее расположение – на центральном шпиле – она заняла только в 1774. Это творение скульптора Джузеппе Перего , резчика Джузеппе Антиньяни и ювелира Джузеппе Бини.

Поражает то, что статую Мадонны на шпиль водружали без всяких церемоний и ритуалов. Более того, говорят, что некоторые, а среди них и Пьетро Верри, миланский философ, историк, имели серьезные опасения, что под весом статуи может обрушиться церковь. А также и то, что сделанная из металла, она будет притягивать молнии.

Рассказывают также, что во время Второй мировой войны Мадонну завешивали тряпьем, чтобы ее позолоченная поверхность, отражающая лучи, не привлекала к церкви бомбардировщиков.

Уже в 1848 году, во время Пяти Миланских Дней Луиджи Торелли и Шипьоне Багадджи подняли трехцветный флаг над статуей Девы Марии. Он пробудил угасший дух борцов на баррикадах после пятидневного затишья, приведя их к победе. До сих пор во время религиозных и светских праздников на алебарде справа у Ассунта развевается итальянский флаг.

Статуя Мадонны высотой 4,16 м и весом около 399 кг, 585 кг весит несущая плита из нержавеющей стали, а 6, 75 кг – листы золота, которыми облицована статуя.

Самая знаменитая и любимая миланцами песня посвящена Мадонне с Собора. Ее написал Джованни Д’Анци одной из ночей в 1935 году. он подумал, что настало время сочинить песню для миланцев, равную аналогичным неаполитанским и римским, наводнившим улицы в тридцатые годы.

Вплоть до строительства Пиреллоне Собор с Мадонной оставался самым высоким зданием в Милане. Согласно закону, вышедшему в 30-е гг, башня Бранка Ди Джио Понти и башня Веласка должны стоять на почтительном расстоянии в 108,5 м от Мадонны. Возможно, из опасения просадки грунта – несколько метров земли у поверхности представляет собой пласт грунта, испытывающий давление каменных оснований построек. Только в 60-х построили Пиреллоне, который стал выше Собора. По традиции и из уважения к Деве Марии на небоскреб поместили копию статуи Мадонны с Собора.

Террасы Дуомо — захватывающая панорама Милана

Миланский собор конечно впечатляет своей красотой внешне, но это ещё не всё. Вы можете также насладиться захватывающим панорамным видом на город с террасы Дуомо. Обязательно уделите час вашего времени, чтобы подняться нас террасы, поверьте оно того стоит.

Подняться наверх можно как на лифте, так и пешком: 201 ступенька отделяет землю от возможности насладиться панорамой Милана. Во время визита вы сможете увидеть 135 шпилей, более 180 статуй и кончено же главную золотую статую Дуомо — Мадонину.

С террас Дуомо можно также увидеть самые высокие вершины города. Небоскреб Кадорна, замок Сфорца в Милане, башню Веласка, башни Порта Гарибальди и Пирелли, небоскребы площади делла Репубблика.

Полезная информация о Дуомо

Адрес

Площадь Дуомо (Piazza del Duomo, Milan)

Как добраться

На автомобиле: для передвижения по Милану вы можете арендовать автомобиль или воспользоваться .

Миланский собор Дуомо расположен в историческом центре Милана, поэтому добраться до самого собора на машине не получится. Тем не менее, вы можете доехать до площади Фонтанов и после всего в 400 метрах по направлению к площади Дуомо пройти пешком.

На метро: добраться на метро до площади Дуомо, пожалуй самый удобный вариант. Остановка Миланский собор обслуживается красной линией (M1) и желтой (М3).

На трамвае: л инии, которые достигают площади Дуомо следующие:

  • трамвай 15, остановка на площади Фонтанов
  • трамвай 2 и 14, остановка на улице Виа Торино
  • трамвай 16, 24 и 27, Остановка на улице Виа Мадзини

Время работы

Дуомо: без выходных, с 7.00 до 19.00.

Террасы: без выходных, с 9.00 до 19.00.

Всем привет, дорогие читатели. Единственный в Европе беломраморный собор, один из крупнейших и уж точно один из самых богато украшенных резьбой, скульптурами, бесконечными шпилями. Одних только статуй под его сводами насчитывается 3400. Так можно было бы кратко описать Миланский собор. О нём мы сегодня и расскажем.

Италия. Область Ломбардия. Город . Миланский собор (Duomo di Milano) – это кафедральный собор, расположенный в историческом центре Милана.

На посещение собора стоит заложить часа 4. Это с прогулкой внутри собора и выходом на крышу, откуда открываются не только виды на город, но и на сам храм, его шпили и скульптуры.

В свою мы небольшой сплочённой компанией шастали по Риму, изучая все знаменитые места и неприметные закоулки вечного города. А помогал нам в этом путеводитель по Италии, на обложке которого был изображен прекрасный собор в лучах восходящего солнца.

И так нас поразил этот собор, что уехать из Рима, не увидев его мы просто не могли. В который раз мы обходили город в поисках неизвестного нам собора, в который раз сворачивали на улицы, где он должен был стоять (по нашим представлениям), но величественного здания не было. И тут наша подруга озвучила интересную мысль: «А почему вы думаете, что этот собор в Риме?»

Не знаю почему, но мы так решили. Решили, что всё самое красивое должно быть здесь))) Конечно, рассуждать так могут только неопытные путешественники. А мы тогда ими и были, раз не признали Миланского собора. В тот момент мы поняли, что в следующий раз обязательно побываем в Милане и увидим его.

Так и случилось на . Архитектурный гигант и красавец поразил нас в самое сердце. А ещё мы задумались, как должны ощущать себя люди, чьи деды, прадеды, пра-пра-пра-деды в течение 6 веков возводили его? Что они рассказывали своим детям? Кто должен был увидеть их творение – внуки? Правнуки? Потомки в неопределённом далёком будущем? Скажут ли они слова благодарности, вспомнят ли предков?

Стоя на крыше собора, мы не раз сказали спасибо, тем людям из прошлого. Они сотворили нечто потрясающее.

История

Кафедральный (главный) собор города Милана построен из белого мрамора в самом удивительном архитектурном стиле пламенеющей готики.

Храм начали строить в 1386 году.

Надо сказать, что сакральные сооружения находились на этом месте уже очень давно. Сначала здесь стояло кельтское святилище, потом римляне построили храм Минервы, за ним шла церковь Санта-Текила, впоследствии разрушенная.

До конца XII века здесь стояла зимняя базилика, но власти решили уничтожить ее, чтобы построить на её месте новый вместительный красивый собор. Первоначальный вариант летней базилики, пришедшей на смену зимней, не был реализован до конца.

Затем было решено построить готический собор, который по эту сторону Альп пока не встречался. Поэтому проект разрабатывал итальянец, но уже для строительства были приглашены специалисты из Франции и Германии.

Целых 10 лет гости сменяли друг друга, занимая пост главного архитектора, пока эту должность ни занял Джунифорте Солари. Он предложил разбавить готику современными деталями, например, восьмиугольным куполом.

Собор начал действовать с 1572 года. А открывал его кардинал Карло Борромео. Впоследствии его причислили к лику святых.

Правда, на этом работы по изменению облика храма не прекратилось. К 1769 году его увенчал шпиль со статуей Мадонны. Тогда же появилось постановление, что ни одно здание города не должно быть выше покровительницы. Долгие годы так и было, пока не вырос небоскреб Пирелли. Но, средневековое правило нарушено не было, — его венчает точная копия статуи.

Строительство собора было окончено к началу XIX века. Ярким элементом, определившим облик фасада здания, стал лес из 135 мраморных игл.

Снаружи и внутри

Начнем с цифр.

В длину Дуомо занимает 158 метров

Вместить он может около 40 тысяч человек.

Вид с крыши на площадь

Пожалуй, главная достопримечательность собора – это La Madonnina. Так называется золотая статуя Мадонны.

Над алтарем вы увидите священный артефакт — гвоздь. Именно его вбили в тело Иисуса во время распятия. Раз в год этот гвоздь спускают ближе к прихожанам.

Что еще мы увидим в храме?

  • Мавзолей Джан-Джакомо Медичи.
  • Египетскую ванну. Она используется, как крестильная купель.
  • Статую святого Варфоломея.

Обязательно присмотритесь к первым шести окнам правого нефа. На них вы увидите самые старинные в этой базилике витражи, созданные в XV веке.

Советуем побывать здесь в ноябре-декабре. В это время в соборе выставляются квадрони Святого Карло Борромео (QuadronidiSanCarlo) – живописные полотна, повествующие о жизни епископа КарлоБорромео. Они были написаны в XVII веке. Первый цикл полотен называется «Жизнь блаженного Карло», второй – «Чудеса святого Карло».

Гармоничным завершением осмотра собора станет подъем на его крышу. Оттуда открывается потрясающий вид. А подняться туда можно по лестнице северной стены или на лифте.

Миланский собор интересен не только с архитектурной точки зрения. Любопытно, что строительство этого масштабного здания велось полностью на частные пожертвования.

Есть в храме еще одна любопытная деталь – огромный календарь. Представляет собой металлическую полоску, которая протянулась по полу постройки. На нее нанесены рисунка знаков зодиака. Каждый полдень солнечный луч указывает на созвездие текущего месяца.

Этот же прибор предупредил однажды ученых о проседании фундамента.

Время работы

Ежедневно с 7:00 до 19:00

Сколько стоит

Вход в собор бесплатный, но вот подняться на лифте можно платно. Стоимость может меняться, но это не дорого.

Официальный сайт: www.duomomilano.it

Где остановиться в Милане

Сейчас много вариантов жилья в Милане появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы останавливались в отеле Siena Milan , он находится в 10-ти минутах пешком от главного ж/д вокзала. Неплохие номера, Рекомендуем.

Предлагаем неплохие варианты отелей и хостелов в центре Милана

Как добраться

На метро по первой и третьей линиям до станции Дуомо.

Адрес: Соборная площадь (PiazzaDuomo)

Базилика на карте

Друзья, подписывайтесь на нас. Так вы точно не упустите ничего интересного. До свидания!

Похожие публикации