Конструкция головы человека ее пропорции. II. Сообщение темы и цели урока. III. Объяснение нового материала. Практическая работа





















Назад Вперёд

Веймарская Германия - период во время двух мировых войн - был временем политических потрясений и серьезных проблем после войны. Сюда включались монументальные потери в человеческой жизни, экономические потрясения, трудовые забастовки, отречение от кайзера, неустойчивая преданность новой Республике, строгий послевоенный договор с союзниками, отсутствие единства и двадцать различных коалиционных правительств. Эти проблемы и отсутствие твердого политического руководства привели к росту Гитлера и нацистской партии.

В течение этого периода Ханна Хох создала множество работ и разработала искусство фотомонтажа. Используя этот метод, она смогла собрать элементы из разных источников и изменить масштаб объектов в композиции, а также пропорции в человеческом теле. Подумайте, как это изменение пропорционально историческому периоду, в котором она работала.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.
  2. Развивающие: развивать наблюдательность.
  3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование : мультимедийное оборудование

Совершенная пропорция: Золотое Соотношение, Золотое Среднее или Спираль Фибоначчи. Спираль Фибоначчи, которая аппроксимирует золотую спираль, используя квадратные размеры последовательности Фибоначчи до. Соотношение найдено во всем мире природы; и ясно проиллюстрирован в спирали камерного наутилуса.

Соотношение найдено во всех пропорциях человеческого тела, от рук и ног, до лица, до тела в целом. Соотношение было проанализировано с точки зрения того, что считается красивым на человеческих лицах, и обнаружил, что чем более близкие пропорции лица соответствуют этому соотношению, тем более красивым считается это.

Зрительный ряд: альбом с рисунками-помощниками – Приложение , презентация, альбомный лист, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

Отношение использовалось на протяжении веков, древними египтянами в пирамидах, древними цивилизациями в строительстве храмов, художниками эпохи Возрождения, и до сих пор используется для создания чувства красоты, гармонии и баланса в искусстве. Первое, что нужно сделать, это получить красивую линию, создаваемую встречей губ. На прямой сначала укажите ширину рта, а затем центр, либо точками, либо слабыми линиями; затем переходите к выражению этих точек с должным учетом истинной формы объекта; после чего указывают одинаково толщину губ и т.д. это делается с осторожностью и точностью, для соединения точек и для создания правильного контура в соответствии с формой объекта, который вы имитируете, будет найден сравнительно легко; и с правильным контуром у вас есть верный фундамент, на котором можно продолжить выполнение вашего чертежа.

На прошлом уроке мы начали изучать тему «Образ человека – главная тема искусства», познакомились с историей возникновения жанра - портрет, видами портрета по размеру и количеству изображённых, по технике исполнения.

Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жанре, познакомимся с правилами изображения головы человека, пропорциями.

Однако прежде чем продвигаться дальше, испытание следует повторять, пока ученик не сможет обойтись без прямых линий и создать контур без их помощи, вне их воображаемого существования, благодаря которому он скоро научится сохранять пропорции и отношения частей так же легко, как если бы они были нарисованы в его бумаге. Этот шаг при ручной вытяжке должен быть тщательно взят, практичен и изучен; для того же метода и принципов применимы к правильному разграничению всех объектов. Если ученик устал от своих усилий по достижению правильного контура в этом примере и испытывает разочарование в результате повторных неудач, пусть он как релаксация попытается набросать один или несколько из следующих, не пытаясь выразить тени.

Слайд 2

Жан Шарден говорил: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими». Как вы понимаете эти слова? Что же художнику помогает создавать картину?

Дети: Чувства. Художники пользуются красками, но пишут чувствами.

2. Беседа с учащимися по произведения живописи.

Слайд 3

Со многими эта страница может быть запомнится как одна из. Но в соответствии с его воспоминанием будет легкость или трудность их прогресса в будущем. После того, как вам удалось овладеть правильной схемой, следуйте дальше, чтобы выразить тени, которые дают округлость, и дальше развивать форму рта. Начните с самых четких и заметных отметок; они будут служить основой для разработки и выражения более мелких деталей и завершения, а также для ознакомления с фактическим формированием объекта подражания и выработки систематической привычки к изучению, а также к исполнению, которые являются одновременно имеют большое значение для новичков.

Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жан-Луи Вуаль «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой).

Что вы можете сказать про мальчика, девочку, какими их изобразили художники?

Попытайтесь описать их внешность, состояние, внутренний мир.

Ответы учащихся.

Первый ученик : Я буду рассказывать про девочку. Вот если бы у меня была сейчас такая возможность, я бы тоже заказала свой портрет какому-нибудь известному художнику. Потому что известный художник конечно большой мастер. Я вот смотрю на изображение девочки, и оно мне очень нравится. Ей, наверное, лет 12-13, как и мне. Она жила давно, но у меня такое чувство, что я могла бы с ней поговорить, только пока не знаю, о чём. У этой девочки такое нежное, лицо, едва уловимая улыбка, волосы не растрёпаны, а так аккуратно выглядят, как будто у взрослой дамы. А самое главное, у неё просто необыкновенная шляпа: с большими полями и украшенная живыми цветами. Это очень красиво! Одета девочка, её зовут Лиза, просто, но с большим вкусом. Видно, что её очень любят и заботятся о ней. А художник, посмотрите, как тонко выписал кружева! Просто ювелирная работа. Я уверена, что эта юная графиня никогда не сказала бы грубого слова и не обидела бы своих слуг. Мне кажется, она любила читать и гулять по саду. Видно, что она воспитанная и очень милая девушка. Художник - просто молодец!

Что касается выражения оттенков по линиям, то, что было до этого, можно вспомнить, и ученик не должен пытаться закончить рисунок, пока он не достигнет совершенства на каждом прогрессивном шаге. В следующих примерах показан способ постепенного продолжения чертежа, и желательно, чтобы это, как и каждый прогрессивный пример, повторялось снова и снова, пока не достигнут не только объект в его подражании, но и метод, с помощью которого производится такая имитация, полностью понят.

IV. Закрепление изученного

Таким образом, были полностью даны указания в отношении этого примера, и их важность, в частности, настоятельно призвана из-за их применения к тем, которые следуют, подчиняется только таким вариациям, которые могут потребоваться в их разграничении с помощью специфической формы различных признаков. Сложность может в первых попытках, в выражении теней, а также в получении правильного наброска, поскольку деликатность руки и точность касания, присущие их выражению, должны быть получены только путем ухода и практики. этот труд должен быть освоен, и это должно быть сделано сейчас - в начале, когда оно менее грозное.

Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Я думаю, что художник воспитывал своего сына как надо, потому что на портрете он – настоящий сорванец. Мне кажется, что он как будто только что вернулся со двора, где играл с охотничьими собаками. Или из леса. Мне так кажется, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы резвиться, бегать, прыгать. И выглядывающая белоснежная сорочка выдаёт, что он принадлежит к дворянскому сословию. Слегка вьющиеся золотистые волосы, чётко очерченный подбородок и оливковые глаза предполагают будущую красоту взрослого мужчины. Одновременно с этим я вижу, что взгляд у этого мальчишки вдумчивый, уверенный, он много знает для своих лет, так как его учат домашние учителя. И я просто уверен, что он не задирает нос и дружит с крепостными мальчишками, что делает его облик гораздо привлекательнее.

Если ученик в своем беспокойстве идти вперед, посчитайте его неохотным посвятить время и терпение этим рудиментарным исследованиям, которые могут быть он может полагаться на него, он скоро столкнется с большими трудностями, из которого ему может быть нелегко вырваться. Этот неосторожный спешащий шаг навредил образованию в дизайне, вызвав отвращение, а не восторг от его преследования. Никогда не оставляйте за собой трудностей, которые вы не преодолели, а те, которые лежат раньше, станут еще более грозными.

Предполагая, что ученик будет всерьез занят в бизнесе и хочет, чтобы он рано научился полагаться на свое собственное мнение, а также на интеллект, давайте рассмотрим следующие примеры в определении особенностей, которые он должен тщательно изучить и изучить рисовать, с некоторой степенью способности, прежде чем он попытается объединить их вместе в идеальной голове. Прямые линии, предназначенные для рисования контуров, могут быть нарисованы с помощью свинцового карандаша, который после того, как контур закреплен пером, может быть удален индийской резиной.

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Давайте подумаем над следующими вопросами.

Слайд 4

К чему стремиться художник, изображая человека?

Как художнику удается передать переживания, внутренний мир человека, его состояние, красоту? Как вы думаете, легко ли рисовать человека?

Какими знаниями должен овладеть художник, чтобы изобразить лицо человека? (Ответы детей)

Опять же, пусть это произведет впечатление на ученика, что чем скорее он научится обойтись без этих прямых линий, нарисованных на бумаге, тем лучше, но их применение и использование никогда не следует забывать или забывать.




Чтобы войти в мельчайшие детали пропорций головы и функций, в соответствии с самыми принятыми стандартами, было бы мало пользы для ученика, пока он не продвинется дальше. Для его нынешних целей будет достаточно нескольких ведущих принципов.

3. Сообщение по теме урока. Рассказ учителя.

Учитель: Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Выражение, увеличивая и уменьшая, а также изменяя форму признаков, поставило в своих самых совершенных постановках стандарт пропорции, полезный рисовальщику, а не только как помощь в разграничении правильных и красивых форм, но и в такие как исключения. Стандарт формы однажды произвел впечатление на ум, мы скоро научимся измерять все отклонения от него, поскольку мы учимся измерять вариации изогнутых или эксцентричных по прямым линиям. Таким образом, глаз может быть образован не только для того, чтобы зафиксировать самые выдающиеся и характерные особенности головы сразу, но впечатление будет настолько ярко сохранено в памяти, что оно может быть отозвано и очерчено в любой момент, со степенью как удивительный для непосвященных, как пригодный для пользования.

Слайд 5

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

Слайд 6

Когда мы любуемся совершенными произведениями искусства, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность».

Этот принцип дизайна также не применим для рисования головы. Он распространяет, как общий и практический метод, на разграничение и сохранение в памяти всех других предметов, помимо помощи в выращивании вкуса и в том, что острое восприятие прекрасного, которое не только открывается для последователя и любителя искусства, неиссякаемые ресурсы наслаждения, но оказывают очищающее влияние в направлении его усилий на высокие и благородные цели. Поскольку мы измеряем степень уродства по красоте, таким образом достигается высокий уровень красоты, избегая деформации.

Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.

Соразмерность частей образует красоту формы. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием и метод сравнения. Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Таким образом, великие художники древности произвели те изящные и красивые формы, которые, возможно, никогда не были объединены ни в одном живом человеке, и все же эти формы были идеальными только в их сочетании. Без ближайшего изучения и самого острого восприятия прекрасного в природе, только чтобы быть приобретённым этим исследованием, они никогда не могли быть созданы.

Чтобы нарисовать голову в профиле, первое, что нужно сделать, - это зафиксировать на какой-то определенной точке или линии, чтобы начать с нее, и один из них превосходно обеспечен природой, безошибочной уверенности. При взгляде на голову в легком, прямостоящем положении нижние точки носа и уха окажутся на уровне. Таким образом, линия, соединяющая эти точки, дает основу, которая должна обязательно поддерживать отношения со всеми частями и пропорциями головы, над нижней конечностью уха и носа. Независимо от того, каково может быть положение головы, они должны двигаться с этой линией и соглашаться с этой линией - только нижняя челюсть обладает силой независимого движения и, следовательно, воздействует на ту часть лица под ней.

Слайд 6

Установлены идеальные пропорции для головы человека, согласно которым она по горизонтали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю - линией волос, а нижнюю - основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Нарисуйте линию под прямым углом к ​​этому, и на ней отметьте длину носа.

Которая обычно составляет около четверти всей высоты головы, и у вас есть стандарт или масштаб, по которому могут быть установлены не только пропорции головы, но и все фигуры. Голова считается содержащейся в четырех измерениях носа, и, чтобы получить большую точность, нос подразделяется на двенадцать частей, обычно называемых Минутами. Эти минуты редко присутствуют в разграничении природы, но их можно найти в минутном изучении античных статуй, как будет показано ниже.

Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.

Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.

Таким образом, полученная шкала измерений для фигуры означает: «Двенадцать минут» составляют одну часть «Четыре части» и т.д. однако эти пропорции могут отличаться по своей природе, некоторые стандарты, с помощью которых мы можем определить степень таких изменений, были найдены с большой практической полезностью.

Оваль часто рекомендуется в качестве наилучшей формы, на которой можно разграничить голову, и, если смотреть на полный вид спереди, он будет выглядеть наиболее превосходно, но в профиле он имеет небольшую ценность. Ученик должен прежде всего прикоснуться к наблюдению - об общих формах предметов, и чем скорее он начнет, тем лучше. Когда эта общая форма ассимилируется с известной и признанной формой, например, круг, овал, квадрат или треугольник, достаточно использовать их, но это будет видно сразу выше очертания, как мало овал может помочь в рисовании профиля.

Учитель: Рассмотрим индивидуальные особенности деталей лица. Откройте альбомы с рисунками-помощниками.


Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.


Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Физкультминутка

  1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
  2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
  3. Исходное положение – стоя. «Замочек» – вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

III. Практическая работа.

Слайд 7

(Порядок выполнения рисунка. Учащиеся выполняют рисунок на альбомных листах. Учитель выполняет рисунок на доске с комментированием, организует наблюдение за расположением частей лица).

Учитель: Место положения частей на лице у каждого человека одинаково, а формы разные.


  1. Нарисуем прямоугольник 10 см на 14 см. Разделим пополам прямоугольник по горизонтали и вертикали (дать понятия: симметрия лица, средняя линия – линия глаз).
  2. Голова имеет яйцевидную форму. Рисуем в прямоугольнике.
  3. Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

  1. Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.
  2. Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
  3. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.
  4. Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

  1. Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.
  2. Рисуем надгубные складки.
  3. Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.
  4. Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
  5. Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

I V . Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. Обсуждение. Оценка.

Учитель: По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

2. Беседа с учащимися о портрете Е Демидовой, художник Роберт Лефевр.

Учитель: Я долго думала, ребята, чем закончить наш урок. И, наконец, решила удивить вас. Я уверена, вам будет интересно посмотреть еще на один портрет. Как вы думаете, кто это?

Слайд 8

(Ответы детей)

Учитель: С трудом, но я смогла найти для вас портрет Елизаветы Александровны Строгановой уже в возрасте примерно 30 лет. Она вышла замуж за очень богатого владельца рудников Николая Никитича Демидова. Давайте внимательно посмотрим на оба портрета – девочки и дамы. Художники разные. Написала эту картину французский художник Роберт Лефевр в Петербурге. Как вам кажется: сходство есть? Почему вы так решили? В чём это сходство?

(Ответы детей)

Учитель: Сходство, конечно, уловимо, оно, несомненно, есть в выражении лица, во взгляде, в повороте головы, в осанке. И конечно, и тот, и другой портреты – это не фотографии – холодные и глянцевые, - а труд и душа художников, и поэтому они излучают тепло, красоту, нежность, собственно говоря, одного человека, в разном возрасте. Без сомнения, смотреть на эти портреты – эстетическое наслаждение!

Слайд 9

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.

И не тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.

V . Домашняя работа.

Подготовить сообщение о мимике; выполнить аппликацию по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (по желанию, задание повышенного уровня).

Слайд 10

Спасибо за урок.

Список литературы:

  1. Н.Г.Ли «Основы учебного академического рисунка» – Москва. Эксмо, 2009 – 480 с.: ил.
  2. Дж. Хамм «Как рисовать голову и фигуру человека»; пер. с англ. А.В. Жабцев. – Минск: «Попурри», 2008 – 128 с.: ил.

Урок № 19 (ИЗО в 6 классе) ____________________

Тема урока: Конструкция головы человека и её пропорции

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта, научить изображать голову человека; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

Материалы: карандаши, альбом, ластик.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

    Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности обучающихся к уроку

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из наиболее сложных и привлекательных жанров – портретным.

Тема нашего урока: «Конструкция головы человека и её пропорции».

Цель урока предлагается сформировать самим обучающимся с помощью таблицы «Узнать, изучить, научиться, применить, создать» .

    Повторение и проверка Д/З

Опрос учащихся по заданному на дом материалу: беседа, тесты, работа по карточкам по теме «Образ человека – главная тема искусства».

У доски у двоих обучающихся проверяются знания о видах портретов.

Для слабых учеников выдаются тесты по истории возникновения портрета. Для сильных карточки с великими художниками-портретистами с «пропусками» фамилий художников. Пока идет работа у доски, фронтально опрашивается класс.

На экран выведены портреты Древнего Рима, эпохи Возрождения, Нового времени. Фронтально опрашивается соответствие изображения человека искусствам разных эпох.

    Работа над темой.

Ребята, если вы посмотрите друг на друга, то увидите, что у всех на лице есть рот, нос, два глаза, над ними брови, лоб, волосы. Но, тем не менее, все совершенно разные. Почему? Да потому, что все не похожи друг на друга – у всех разные формы и размеры глаз, губ, носов.

Наше лицо очень подвижно и способно мгновенно выражать внутреннее состояние.

Если мы грустим, вот-вот заплачем, уголки губ опускаются вниз, брови собираются в складку на переносице или поднимаются вверх. А если нам весело? Губы «расплываются» в улыбке, уголки поднимаются вверх, возле глаз появляются лучики-складки и глаза начинают сиять как солнышко. А если мы сердимся – губы поднимаются в «полосочку», брови надвигаются на глаза. Все эти движения мышц на лице мы называем мимикой.

А теперь посмотрите, как зарисовать разное выражение лица человека. (Демонстрация схемы мимики основных десяти эмоций, где штрихами показаны положения и форма глаз, рта и лба человека).

Но этого ещё не достаточно, чтобы нарисовать портрет. Без знания пропорций, рисунок получается нескладный.

Повторение пропорций (материал предыдущего урока)

Пропорции – это соотношения величин частей, составляющих одно целое.

Установлено, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. (Демонстрация и обсуждение схематического рисунка строения головы человека). Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется что темя займёт 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точи подбородка – по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина – 1/7 высоты головы – оказывается модулем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Расстояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков – всё равно единице.

Голова симметрична и рисовать её можно на основе условной линии, которая проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется средней и служит для построения парных симметричных форм.

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы, уши.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). (Демонстрация рисунков основных форм носа, глаз, губ). Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они очень разнообразны по форме. Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые и т. п.

4. Закрепление учебного материала: творческая практическая работа.

Цель: отработать и закрепить приёмы изображения головы человека.

Задание: выполнить рисунок головы человека.

Давайте нарисуем овал яйцевидной формы. Разделим овал пополам по горизонтали – получим линию глаз и по вертикали. Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

Заштрихуем зрачок темнее, радужную оболочку – светлее. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.

Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко, рисуем ресницы.

Над глазами находятся брови. У всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья. Нарисуем их. Заштрихуем их в направлении от носа.

А вот форма носа напоминает вытянутый треугольник. Посмотрите внимательно как рисуется нос. От бровей ведём две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

Губы у всех людей разные, но запомните, что линия рта располагается на 1/3 расстояния от основания носа до конца подбородка, уголки губ находятся на уровне зрачков глаз. Проводим линии от зрачков вниз. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Заштрихуем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, так как на неё падает свет.

Рисуем надгубные складки.

Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочу уха, обозначаем ямки.

Выделяем мягким карандашом брови, ресницы, зрачок, ноздри, губы.

Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.

Во время практической работы учащихся делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе; контроль объёма и качества выполненной работы.

    Итог урока. Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

Я попробую…

Похожие публикации