Что такое духовная жизнь общества какие компоненты. Духовная жизнь общества и индивидуума

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

Это деятельность людей, связанная с производством и потреблением духовных (т.е. идеальных, в отличие от материальных) ценностей.

Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Культура - это основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир. Культура является специфически человеческой сферой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой «меру человеческого в человеке».

Термин «культура» произошел от латинского слова cultura , что в переводе означает - возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией . Как правило, выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).

В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов .

    Познавательный, знаково-символический элемент - знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

    Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

    Ценностно-нормативная система . Она включает в себя социальные ценности и социальные нормы.

    Социальные ценности - это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

    На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальные нормы рекомендуют или требуют соблюдение определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.

    Выделяют неформальные и формальные социальные нормы.

    Неформальные социальные нормы - это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых люди должны придерживаться без принуждения (этикет, обычаи и традиции, обряды, хорошие привычки и манеры). Соблюдение неформальных норм обеспечивается силой общественного мнения (осуждение, неодобрение, презрение).

    Формальные социальные нормы - это специально разработанные и установленные правила поведения, за несоблюдение которых предусматривается определенное наказание (Воинский устав, юридические нормы, правила пользования метро). За соблюдением формальных социальных норм следят государственные органы.

Культура - постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.

Субъектами (творцами) культуры являются :

    общество в целом;

    социальные группы;

    отдельные личности.

Выделяют три уровня культуры (рис. 4.1
).

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу - профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию - высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры (рис. 4.2
).

Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей, например, национальная, молодежная, религиозная.

Вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство .

Основные направления искусства:

  • живопись, скульптура;

    архитектура;

    литература и фольклор;

    театр и кино;

    спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ) .

СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.

Запрещается:

    1) использование в программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей;

    2) пропаганда порнографии, насилия и жестокости, национальной розни;

    3) распространение информации о способах разработки и местах приобретения наркотиков и психотропных препаратов;

    4) использование СМИ в целях совершения уголовных преступлений;

    5) разглашение сведений, содержащих государственную тайну.

Культура играет огромную роль в общественной жизни. К ее функциям относятся:

В каждом обществе складывается своя, неповторимая культура. В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три подхода :

Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование несет опасности потери культурной самобытности. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, подъему ее на более высокую ступень развития, с другой - к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру.

Сущность морали

Мораль возникла еще в первобытном обществе. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение: они распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

Понятие «мораль» произошло от латинского слова moralis , что в переводе означает «нравственный». Синонимом морали является понятие нравственность .

Это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу в целом. Мораль изучает особая наука - этика .

Моральные нормы - это опирающиеся на общественные оценки убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации «так, а не иначе». В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных, частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Поэтому через моральные нормы могут оцениваться как цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Выделяют светскую и религиозную мораль.

Светская мораль - отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.

Религиозная мораль - совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций .

    Регулятивная функция - регулирует поведение людей в обществе, контролирует нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом. Моральная регуляция отличается от правовой регуляции тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человека, право же - является внешней надстройкой.

    Воспитательная функция - готовит человека к жизни в обществе, выступает одним из видов социализации подрастающего поколения. Моральное воспитание продолжается всю жизнь от момента формирования сознания человека через самовоспитание в период зрелости. Если в детстве ребенок получает первичные моральные представления, то в дальнейшем он самостоятельно развивает их, превращая в свой нравственный мир.

    Коммуникативная функция - создает нормативную основу человеческого общения (этикет, правила общения, правила приличия).

    Познавательная функция - позволяет познавать и оценивать человеческие качества.

В этой связи отметим, что моральное знание - это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле.

Таким образом, мораль - это и характеристика личности, ее главных качеств. В тоже время, это и характеристика отношений между людьми, вся совокупность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Религия как феномен культуры

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой и образованием) форм духовной культуры и важнейшим фактором человеческой истории.

Слово «религия» произошло от латинского religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа. - это мировоззрение и мироощущение, которое основывается на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала, которое находится за пределами естественного знания, и недоступно пониманию человека.

В структуре религии можно выделить следующие элементы .

Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии выделяют следующие.

    Мировоззренческая функция - объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.

    Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

    Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь поколений.

    Коммуникативная функция - осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.

    Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.

    Интегративная функция - способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления.

Существуют различные формы религиозных верований .

Интернациональными, мировыми, вселенскими, монотеистическими религиями, получившими широкое распространение среди разных народов, являются буддизм, христианство и ислам. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии.

В буддизме существуют: - человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

Для ислама и христианства свойственен фатализм - убеждение в том, что судьба человека и все его действия и поступки предопределены Богом, записаны в «Книге судеб».

В Конституции РФ, в статье 28, законодательно закреплена свобода совести и вероисповедания - человек вправе сам выбирать себе религию или быть атеистом.

Контрольные вопросы

    Дайте определение понятию «культура».

    Назовите уровни культуры.

    Какие виды культуры Вы знаете?

    Что в обществознании понимают под моралью?

    Какие виды морали Вы знаете?

    Охарактеризуйте понятие «религия».

    Какие формы религиозных верований Вы знаете?

    Дайте характеристику мировым религиям.

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, научные знания, моральные нормы и т.д.), способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить и развивать духовный мир человека. Через эту сферу идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и осмысленного отношения к нему.

Духовная жизнь общества представлена тем, что составляет духовное содержание общественной жизни в данную эпоху, отражая экономические, исторические, географические, национальные и др. особенности развития общества.

В ходе исторического развития философской мысли сложилось два основных подхода к ее пониманию: философы-идеалисты (Платон, Гегель, французские просветители, Кант и др.) считали, что духовное бытие людей определяет все стороны их жизни, в т.ч. – материальную («Идеи правят миром»); марксистская философия исходит из принципа первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, относя духовные явления к сфере надстройки общества.

Последний подход позволяет понять, что генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая сторона отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира.

Вместе с тем создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает относительной самостоятельностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

В то же время духовная жизнь общества находится в постоянном взаимодействии с другими сторонами общественной жизни. Ее структура весьма сложна и включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:

духовные потребности людей – познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др.;

духовное производство – духовная деятельность в различных областях культуры, связанная с удовлетворением развивающихся духовных потребностей;

духовные ценности – научные идеи, художественные образы и т.д. как результат различных отраслей духовного производства и средство удовлетворения духовных потребностей;

духовное потребление – усвоение духовных ценностей общества через систему воспитания, образования, духовного саморазвития человека;

духовные отношения между людьми и большими социальными группами (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения по обмену духовными ценностями и опытом);

социальные институты в сфере духовной культуры , которые осуществляют производство, распространение и хранение духовных ценностей (картинные галереи, музеи, научные учреждения, библиотеки, театры, институт СМИ и т.д.).

В результате функционирования всей духовной жизни формируется общественное сознание – общее массовое сознание духовного опыта людей данного общества, возникающее из их общественной практики.

Сознание как стержень духовной сферы можно дифференцировать по разным основаниям.

По своему носителю , субъекту, сознание делится на индивидуальное и общественное (сознание общества). Индивидуальное сознание – духовный мир каждого отдельного человека (чувства, знания, интересы), основу которого составляет индивидуальное самосознание и которое складывается на основе личного опыта, непосредственных условиях жизни человека, а также в результате общения с другими людьми, воспитания, образования. Индивидуальное сознание содержит все черты, присущие данному человеку, а также включает и то общее (знания, идеалы, оценки, стереотипы и т.д.), что свойственно тем социальным группам, народу в целом, к которым он принадлежит, и что приобретается им в процессе социализации.

В результате складывается общественное сознание, которое находит свое выражение во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не равно их простой сумме.

Общественное сознание – относительно самостоятельная духовная реальность, оказывающая огромное влияние на каждого человека. Оно – своего рода надындивидуальный коллективный ум, который отражает действительность гораздо глубже и всестороннее, чем отдельные индивиды.

Общественное сознание представляет собой то общее, что возникает в сознании множества индивидов, потому что они живут в общих социальных условиях и в процессе коммуникации обмениваются идеями, мнениями, духовным опытом. Идеи отдельного человека могут стать фактом сознания общества, когда они обретают общественную значимость.

Таким образом, общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом взаимодействии, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга.

Общественное сознание подразделяется на два уровня в зависимости от глубины отражения действительности и степени системности – обыденное и теоретическое.

Обыденное сознание – стихийный, бессистемный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни, который имеет практическую направленность, эмоционально окрашено и формируется под воздействием труда и быта.

Теоретическое сознание – системное, рационализированное отражение (объяснение) явлений действительности на уровне их глубинной сущности и закономерности, которое разрабатывается профессиональными учеными, социальными мыслителями.

Частичными аналогами обыденного и теоретического сознания являются общественная психология и идеология, которые не только отражают явления действительности, но и выражают оценочное отношение к ним. Доминирующим в из разграничении является не само по себе знание о действительности, а отношение к действительности, связанное с потребностями конкретных социальных субъектов (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, мыслей, привычек, традиций, возникающих на основе социальных групп и общества, в которые входят люди. В ее составе формируются: разнообразные интересы, ценностные ориентации, социальные установки, представления о будущем, о смысле жизни, счастье и т.д. В общественную психологию включается и коллективное бессознательное.

Общественная психология представляет собой форму так называемого массового сознания – широкой совокупности идей, чувств, представлений, иллюзий, которые вырабатываются в процессе общения людей между собой и отражают все стороны общественной жизни, доступные массам и способные вызвать их интерес. Массовое сознание получает выражение в различных видах массовой культуры и средствах массовой коммуникации. Массовая культура в основном усредненная, стандартизированная, развлекательная, ориентированная на потребительское сознание и сиюминутные запросы людей.

В целом общественная психология – это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме их умонастроений. Она может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, манипулируя общественным мнением, чем пользуются некоторые идеологи.

Важной чертой теоретического сознания является идеология: теоретическое сознание, кроме нее, включает и естественнонаучные знания.

Идеология есть совокупность теоретически разработанных взглядов, в которых дается объяснение и оценка социальных явлений, событий, проблем с позиции интересов определенных социальных групп (классов, слоев, наций, политических партий и движений). С этих позиций идеология в теоретической форме выражает потребности общественного развития, предлагает способы решения назревших противоречий, выражает взгляды на смысл происходящего, обозначает идеалы общества и пути их достижения.

Идеологии различаются по своей роли в обществе и по своим формам. Особо значимы идеологии религиозная, политическая и правовая. Они создаются сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. В то же время в идеологии могут отражаться также общечеловеческие интересы, интересы других слоев, что расширяет ее социальную базу, позволяя, в том числе, манипулировать общественным сознанием и создавать ложный образ реальности. Поэтому нужно различать понятия «идеология» и «наука».

Влияя на общественную психологию, идеология в то же время учитывает массовые умонастроения людей данного общества.

В рамках рассмотренных выше двух уровней общественного сознания выделяют также его формы: экономическое, политическое, правовое, моральное, религиозное, научное, философское и др. В современном обществе идет постоянное вызревание новых форм общественного сознания, например, экологическое, шоу-сознание… Формы общественного сознания различаются: по предмету, способу отражения действительности, по характеру ее оценки; по потребностям, которые они удовлетворяют, а также по той роли, которую они играют в жизни общества.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут такие формы общественного сознания, как наука, играющая ведущую роль в современном обществе, а также мораль, искусство и религия как важнейшие способы духовно-практического освоения мира человеком.

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др.

В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая - это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества.

Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека.

Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью.

Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях.

Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства.

Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы.

Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

Похожие публикации