Специфика философии состоит в том что она. Специфика и структура философского знания

Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. и частных наук.

Место и роль философии в системы духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Главная задача философа у софистов (Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики; законность противоречий) - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания». В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. «Что такое философия?» “что первично: дух или материя?”

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей предпосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.)

Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем-то создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и как оно соотносится с действительностью и Богом.

Перечисленные вопросы прямо касаются философии. Философия выступает как система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление.

Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование религиозных проблем.

VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др. Греция практически одновременно возникает философия.

Структура философского знания. Общими для всех философских систем являются:

проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология – учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на мышление, его формы и законы называется логикой .

проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо законам;

проблема общества – социальная философия;

Разделы философии. Этика – наука о морали. Эстетика – наука об искусстве. Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления. Аксиология – теория ценностей. Философия – учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру. Герменевтика – философское учение о понимании. Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать его по частям.

Философия и наука.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для “производства” философской мысли, но это является хорошим подспорьем. Необходимо отметить, что слово “хороший” имеет сугубо индивидуальное, зависящее от конкретного человека, значение. И в самом деле, вряд ли первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то, что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом аппарате.

И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три аспекта:1)Является ли философия наукой - многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии.2)Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает влияние на их развитие.3)Соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки (инквизиция, фашизм)

Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя приравнивать ни к одной, ни к другой.Сходство: Они изучают природу и человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте, поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а философские напротив максимально обобщённо.

Функции философии.

На значение философии лучше всего указывают ее функции:

1. Мировоззренческая(онтологическая). Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также может быть научным или ненаучным. 2.Познавательная функция . (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о границах познания мира.

3.Методологическая функция . Заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии органически связаны.Методология: а) учение о методах научного познания – философия создает учение о методах познания. б) система наиболее общих методов, применяемых во всех областях научного познания.

Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое (универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания человеческого знания. 4.Прогностическая функция . Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5. Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других, которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия. 6)аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и критика систем ценностей.7) критическая функция – критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется многими философами. 8)Школа теоретического мышления и мудрости . Особенно это касается изучения истории философии.9)Социальная функция . Задача – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. 10)Гуманитарная функция . Философия должна играть жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их.

Философы «физиса» в АФ.

Милетская школа.

Фалес - считается первым античным известным философом. Милетцы пытались решить вопрос – что является субстанцией основания мира и различия процессов. Основное достижение: первый вывод о том, что многообразие мира возникло из одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ. Фалес: основа всего вода. Фалес был очень авторитетным ученым того времени, за ½ года предсказал солнечное затмение. Анаксимен: основание всего воздух. Рассуждения Анаксимена в последствии использовали Демокрит и Лефкип – основатели атомистического учения.

Анаксимандр – субстанция всего – апейрон (из него все выходит и в него все входит). Апейрон – нечто неопределенное, пронизывающие весь мир, из него все возникает и в него все входит. Идея Анаксимандра очень точно отражает некоторые проблемы современной физической науки. Физика элементарных частиц (во всех ее моделях) исходит из того, что все элементарные частицы связаны друг с другом, все влияют на структуру каждой, а каждая на структуру всех. Правда, физика не может предложить правдоподобную модель. В рамках концепции апейпона это получается. Апейрон – аналог всеобщей универсальной связи.

Не относятся к милетской школе: Ксенофан - основа всего земля, Гераклит – огонь.

Элеаты.

Основная изучаемая проблема: что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?

Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон

Основные достижения: учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа

Парменид – первым в четкой форме сформулировал проблему бытия. Бытие – все что было, есть и будет и их единстве. Именно на единстве бытия основывался Парменид. У Парменида фактически не было доказательств единства бытия, они были получены только в прошлом веке в трех великих открытиях: клетки – единства всего живого; учение Дарвина (Менделя) – механизм саморазвития всего живого; закон сохранения и превращения энергии, – которые подтвердили наличие всеобщей взаимосвязи. Парменид поставил проблему обсуждением которой явилось все развитие истории философии. Для того чтобы обсудить проблему бытия потребовалось строительство следующих звеньев философского знания – теории диалектики(Зенон), субстанции и т.д. Отсутствие защитного пояса у данной идеи привлекло критиков. Ученик Парменида – Зенон вступился за своего учителя. Суть рассуждений Зенона: Парменид не может объяснить движение, но это не его вина, а беда всего познания того времени, поскольку понятия того времени были настолько не гибкими, что не могли выразить обычного механического движения. И в доказательство этого он привел несколько противоречий: Ахилл и черепаха, летящая стрела, шум кучи песка (падение одной песчинки не слышно, а падение горсти – слышно). Первым в строгой форме противоречия Зенона решил Лейбниц в XVII в.

Зенон фактически заглянул в проблему диалектики понятий, поэтому он считается основателем теории субъективной диалектики. Под диалектикой понимают движение и развитие неживой, живой, социально организованной материи, процесса познания и духовного горизонта людей. Основанием такого движения и развития является всеобщая универсальная связь.

Выделяют диалектику объективную (диалектика материального мира и общества) и субъективную (диалектика процесса познания и духовного горизонта людей). Выделяют теорию объективной и субъективной диалектики. Не следует путать диалектику и теорию диалектики. Теория диалектики совершенствуется с развитием современной науки. Зенон считается основателем теории субъективной диалектики.

Гераклит (философ-одиночка) из Эфеса – считал субстанцией всего – огонь. Основные достижения: вывод о постоянном становлении мира, о его всеобщей изменчивости; вывод о том, что причина всеобщей и постоянной изменчивости мира (становления) – это борьба противоположностей. В современной синергетической науке (наука о самоорганизации) есть различные концепции самоорганизации. В России сложилось 2 синергетических центра: школа Андронова (специализируется на исследовании самоорганизации на основе волновых процессов) и школа Самарского-Курдюмова (мат. фак. МГУ). В рамках школы Самарского-Курдюмова получена сложная компьютерная модель конвекции горения на большой территории. В свете работ Самарского-Курдюмова становится понятной теория Гераклита, что субстанцией всего является огонь. Гераклит считал, и первым это заявил, что основа движения – противоречие. Идеи о противоречивости развития движения были и в Даосизме. Одна из основных идей Гераклита – все познается в сравнении.

Пифагор и пифагорейцы. (отличались вегетарианством)

Основная изучаемая проблема: первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?

Представители: мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и положениями для чужих, и такая же закрытость особо важных тайн даже от множества своих. Элита ордена – математики. Основатель – Пифагор, математик, астроном и духовный наставник многих ученых того времени.

Основные достижения: первое формулирование математики, как способа описания бытия; попытка разработать концепцию универсального применения числа к познанию мира.

Архэ – это число. Известно, что Пифагор руководил школой, где математические исследования были открытыми, а философские – закрытыми. Математика формирует ситуативное мышление. Эзотерика Пифагора была направлена на духовные горизонты людей. Пифагорейцы на высоком уровне развили математические исследования. Математика дала им возможность развивать ситуативное мышление, а именно это мышление позволяет людям заглянуть в духовный горизонт других людей, глядя на их поступки. Пифагорейцы, таким образом, увидели в духовном горизонте человека, много такого, что нельзя было говорить всем.

Примерно тем же занимались каббалисты в иудаизме и, очевидно, что уровень пифагорейцев был не ниже каббалистического.

Свои знания пифагорейцы обнаруживали в написанных ими законах. Современники отмечали, что правление по этим законам было почти аристократическим, чего не скажешь про законы Платона. После сожжения школы пифагорейцев, последние начали продавать свои исследования, например Архид считал, что земля – шар.

Демокрит и Левкипп – основатели материалистической и атомистической теории строения мира (учения о прерывном строении материи). У Демокрита масса работ. Основная – "Великий мирострой". С их точки зрения мир состоит из атомов. Атомы имеют разное строение, вес, ввели понятие свободы воли атомов. Под волей в неживой природе можно понимать тенденцию развития объекта. Но в этой тенденции есть веер возможных вариантов. По какому именно пути пойдет развитие предугадать заранее невозможно. "Выбор" атомов варианта поведения Демокрит назвал свободой воли. Демокрит - автор понятий “необходимость” и “случайность”. Демокрит сын очень богатого купца, все деньги истратил на поездки и на учение молодежи. А в Афинах был закон против растратчиков. На суде он защитил себя, прочитав трактат об устройстве мира, который произвел впечатление, и был оправдан.

Гуманисты

Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.

Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод. Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин, сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников – Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека – его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы. Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии (метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, что мешает думать обязательно предопределенным образом) или ученого незнания . Также автор рационалистической этики античности . Считал, что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и «непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от материалистической натурфилософии к идеализму . Агностицист, знать можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не теоретического, а практического – искусство жить.

Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в философии. древнегреческие платные преподаватели красноречия. Протагор – желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. "Все есть таким, каким оно кажется нам." Протагор хотел научить своих учеников выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему эзотерических (только для своих) методов приемов ведения полемики:

Самая изощренная ложь – полуправда

Вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью

Правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса

Очернить человека проще, чем ему оправдаться

Ответ вопросом на вопрос

Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (э-м: признается индивидуальная духовная жизнь и стремление доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности), или субъективным, аспектом истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани:

Объективность

Конкретность

Абсолютность

Относительность

Сейчас выделяют еще субъективность истины.

Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий , Антифон и др. Это были уважаемые люди, юристы. 2-е поколение – спорщик и: Горгий и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были издевками. 3-е поколение – политики . Они считали, что политика и этика несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.

Академия Платона и Аристотеля.

Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа, пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения. Основная идея : Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина идей – эйдосов Гиперурания . Далее уже другой персонаж – Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна. Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела, поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал, что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его духовный горизонт . Считается, что духовный горизонт человека имеет свою структуру. Ее элементами являются феномены . Феноменология Гуссерля. */

Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа, видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела душа, когда начинает учиться.

В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное . Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом). Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая.

Миф о пещере . Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические проблемы физики:

Проблема физической реальности

Проблема наблюдаемости параметров

Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи. По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в отражении этой связи.

Платон – настоящее имя Аристокл . Богатый землевладелец. Три вида любви:

Как физиологическое влечение “с первого взгляда”

При сохранении первого – влюбленная очарованность душой

При сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос).

Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и Флоренским : Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует, что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке.

Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”.

Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым высшим уровнем правления аристократию , самым низшим – демократию . Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона “Государство” как основание тоталитаризма.

Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии Платона. Философия Платона – образная , Аристотеля – понятийная . Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности. В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?» .

Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще науки. Система эта держалась до Гегеля . Энгельс назвал по этому поводу Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю:

Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек, можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма.

Философские учения Аристотеля:

Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

- «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Причины бытия: 1) формальная («то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель)), 2) материальная (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира), 3) движущая (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение, например, Бог), 4) конечная (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).

Бытие : 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5) …. ?, 6) Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать качество , количество , меру . Мера – единство количества и качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность (софисты).

Аристотель критиковал теорию эйдосов (э. - это тот предмет, на который на самом деле направлена постигающая способность человека), однако сам колебался между материализмом и идеализмом.


Реализм и номинализм в СФ.

Полемика реалистов и номиналистов происходила по вопросу об универсалиях – общие понятия. Понятия – это формы мысли, отражающие предметы в их существенных признаках. Понятия бывают единичные и общие. В единичном – мыслится объект. В общем понятии – мыслится род объектов. По поводу природы общих понятий средневековые философы выдвинули две концепции: 1) Реализм; 2) Номинализм.

Проблема универсалий была очень актуальной для средневековых философов, это было связано с философской проблемой общего и единичного. Для церкви это имело значение, так как соотносилось с проблемой единства Бога, поэтому позиция крайних реалистов, отрицала единичное и крайних номиналистов, отрицания общие церковь не устраивали. Ближе всего ей была позиция умеренного реализма.

Фома Аквинский , кроме того, сумел синтезировать подходы реалистов и номиналистов, по его словам, универсалии в трех смыслах:

1) до вещей – в мысли Бога;

2) в вещах – как их сущность;

3) после вещей – в сознании человека.

Речь идет о двух основных направлениях схоластики. Реалисты считали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии, заключающие в себе сущность вещей. Другими словами, сначала идеи (добра, красоты и т.д.), а потом вещи, чисто по Платону. Номиналисты считали, что сначала существует вещь, а потом идея, т.е. из учения Аристотеля. Общие понятия истолковывались ими как имена вещей (от лат. «nomen» - имя), не обладающие самостоятельным существованием. Они образуются нашим умом путем отражения отдельных вещей, выделения в них общих свойств. Таким образом, номинализм обозначал близкий к материализму подход – явления природы, общества и человека важнее идей.

Современная философия: общие понятия отражаю общие свойства предметов. Конкретные понятия отражают отдельные вещи.

Номиналисты – в мире существуют отдельные вещи. И в человеческом познании существует конкретные слова, которые отображают эти вещи. Общие понятия это пустые имена.

Реалисты – общие понятия наиболее богаты содержанием, они отражают главное в жизни, они глубоки. Конкретные понятия отражают только часть реальности.

Реалисты Альберт Великий , Фома Аквинский (ученик Альберта Великого).

Фома считал, что есть бытие, а в нем есть процессы и события. События происходят сразу и везде. Современная наука очень мало знает о событийном уровне происходящих в мире явлений. Фома выдвинул 5 доказательств существования Бога . Их повторил Лейбниц , а затем опроверг Кант .

Сущность этих доказательств:

1. Все объекты и явления делятся на менее общие и более общие. Значит есть нечто самое общее.

2. -//- менее и более совершенные. Есть само совершенство.

3. Всякому процессу есть свои причины, цепи причин. Есть причина причин.

4. Бог – самое общее, самое совершенное, причина причин.

Фактически Фома выступил как ведущий ученый, который развил науку логику. Он предложил механизм событийного уровня происходящих явлений. “Вглядитесь в окружающий мир и увидите Бога”.

Номиналисты («имя», подрывали догматы церкви) - (Дунс Скотт, Оккам Уильям, Жан Буридан, Никола Аррем) – оппоненты Фомы и других реалистов. Теория Фомы – логическое надувательство. Можно оперировать только конкретными объектами.

Оккам . Английский теолог и философ-схоластик. Преподавал в Оксфорде, был обвинен в ереси, бежал в Баварию. Идеолог феодалов в борьбе против папства. Оккам не отрицал, что в языке есть понятия единичного, особенного и общего. Но он говорил, что Аквинский не состоянии доказать, что есть нечто общее, совершенное и причина причин – это всего лишь логические версии. Оккам выдвинул логический принцип – “бритва Оккама” - “не следует умножать сущностей сверх меры” («принцип достаточного основания» ). Согласно Оккаму, единичное, особенное и общее – это только имена??? в системно-подсистемной зависимости в реальном мире. В основе полемики реализма (Фома Аквинский) и номинализма (Оккам) лежит следующая научная проблема можно или нельзя основываться на практике человека, которая слишком мала по сравнению с масштабами космоса, распространять полученные человеком знания на весь космос – это проблема аппроксимации (переноса одних знаний на другие). Наука корректно обсуждает только те проблемы, которые входят в практику людей (A и B). Другие проблемы (C и D) могут обсуждаться в рамках религии. С развитием общества и науки расширяется сфера практики человека и науки. C и D становятся доступными. Философия, глядя на события, “придумывала” процессы, которые образуют событие. Наука, начав с мелких открытий, которые “попадали”, “совпадали” с событиями, “открывала” процессы. Теперь у неклассической науки есть возможность видеть сразу события. Синергетические исследования позволяют видеть достаточно большое количество событий – это придало науке постнеклассический вид.

В настоящий момент можно сказать, что наука может переносить некоторые полученные на Земле данные на весь космос. Складывается правдоподобная модель всеобщей универсальной связи, наука уже знает серию промежуточных звеньев между своей практикой и исследуемыми в космосе явлениями.

Жан Буридан (ректор Парижского университета, известный поэт, философ, логик): буриданов осел – это его.

Рационализм Декарта

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.

Рене Декарт считал, что основной метод познания – дедукция . Т.е. он считал, что познание должно идти от наиболее общих философских положений к наиболее частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.

В чем состоит специфика философского знания, для многих студентов остается великой тайной. Скепсис учащихся, получающих техническое образование, в некоторой степени понятен и легко объясним. Физику или технарю не нужно знать особенностей гносеологии Платона или Дэвида Юма, не говоря уже об онтологии Хайдеггера или Сартра. При разработке проблем теории полей или при электромонтаже она вряд ли пригодится. Однако давайте разберемся, так ли это на самом деле.

В чем сущность windows?

Принято считать, что специфика философского знания состоит в поиске общих закономерностей развития природы, в том числе и сущности человеческого бытия. А раз так, то эти закономерности в той или иной степени преломляются в физических, химических, да и социальных процессах, которые как раз и описываются с помощью специфического научного знания. Пожалуй, с этим не поспоришь. Но мы взглянем на мир глазами технического специалиста. Что такое Windows? Это среда, в которой существуют различные программы: пакетные, игровые, специализированные, научные. Словом, любые. Windows не является специальной программой как таковой, но работать вне этой среды ни одно программное обеспечение не сможет.

В чем сущность философии?

А теперь проведем аналогию с окружающим миром, который мы пытаемся познать, и тем самым, пусть хотя бы технологически, облегчить себе жизнь, сделать ее более комфортной. Поэтому человек проводит физические, химические, астрономические, биологические, фармакологические исследования. За это отвечает соответствующая отрасль науки. Но кроме познания есть еще отдых, досуг, стремление украсить свою жизнь - кино, музыка, театр, книги. Человек также стремится упорядочить свою жизнь, придумывая общие, одинаковые нормы поведения. За это отвечают эстетика, этика, право. Но вот задача: если обозначенные элементы человеческой цивилизации являются своеобразными программными продуктами, которые моделируют наше бытие, то что в этом представляет собой Windows?

Специфика знания

И как раз здесь нужно уточнить, в чем же состоит специфика философского знания. Все очень просто: философия определяет структуру интеллектуальной ситуации - особенности типа мышления, характерные для определенной территории и относительно короткого промежутка времени. Более того, именно интеллектуальная ситуация определяет круг научных, да и, собственно говоря, философских интересов.

Немного истории

Кратко обозначим в этом контексте вехи европейской истории. Все началось с античного космологизма, который задал вопрос: "Из чего все?" Отсюда первые основные законы природы и универсальные философские концепции Древней Греции. После падения греческих полисов и прихода Римской империи настало время ухода в себя, эстетической минимизации, господства универсального права и зарождения науки. Философское знание потеряло свой первоначальный вид, начался процесс самоопределения философии как таковой. Далее последовал провал и становление нового мира, который сменился логицизмом и когнитивизмом. Средневековье окружило себя схоластикой и математикой как самой абстрактной наукой. Специфика философского мировоззрения эпохи гуманизма привела к рождению новых наук. Эстетика также перешла в статус классики. Но именно эпоха рационализма произвела первую технологическую революцию, сформировала основы буржуазного права и модель современного экономического развития. Далее - позитивизм и соответствующий технологический процесс. Сейчас доминирует лингвистическая философия с ее тяготением к анализу знаковых систем. Как следствие - развитие интерактивных технологий.

Мир толерантности

Получается, что специфика философского знания как раз и состоит в том, чтобы невольным, но легальным и эффективным образом руководить нашими действиями. К слову, недаром в области философии права уже говорили о падении плюралистического мира. Мы не отказались в жить правовом пространстве терпимости и политического компромисса. И потому идут поиски новой формулы сосуществования. А эту формулу может изобрести только философия.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием - предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обнов­ляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины. В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый - раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная - мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек - слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна.

3. Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний. Роль и значение объектно-субъектных отношений в развитии любого человеческого знания. Материя и сознание.

Философия, специфика ее предмета и функции в общей системе знаний.

Философия (1) – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления человека. Таково сложившееся за прошедшие столетия краткое и одновременно самое общее определение предмета философии, т. е. что именно она изучает в отличие от того, что изучают другие науки.

    Философия – от греч. phileo – люблю и sofia – мудрость, буквально – любовь к мудрости. Отсюда «философ» у древних греков, где зародилась европейская философия, означал «мудрец». Так в то время называли тех, кого в наше время обычно называют учеными, т.е. с понятием «философия» древние связывали представление об учености (мудрости вообще).

Из этого определения вытекают две взаимосвязанные друг с другом особенности философии, которые характеризуют ее как одну из наук в общей системе человеческого знания (2).

    Знание – от рус. знать; результат изучения и познания чего-либо, каких-либо явлений действительности. Высшим, но не единственным уровнем знания является научное знание , которое обязательно основано на познании соответствующих законов.

Особенности эти следующие:

    философия входит в состав именно научного знания, являясь, как это видно из определения ее предмета, одной из существующих в настоящее время наук (их общее число превышает две тысячи и продолжает расти).

    философия занимается изучением таких законов, которые в отличие от законов, изучаемых любыми другими науками, действуют везде и всюду, как в природе, космосе, так и в общественной жизни и даже в самом мышлении человека. Иными словами, законы философии являются наиболее широкими, точнее – предельно широкими по сфере своего действия.

Это означает, что нет таких предметов, их систем и вообще каких-либо событий как в действительности, так и в уме (3) человека, где бы эти законы так или иначе, в том или ином виде, тем или иным способом не действовали, независимо от того, хотим мы этого или нет, отдаем себе в этом отсчет или нет.

    Ум то же, что разум. На древнегреч. яз. – nus, на лат. – intellectus (интеллект). Отсюда «ум» и «интеллект» - понятия равнозначные (синонимы) «Интеллигент » (лат. Intelligents – умный, понимающий, знающий, мыслящий) производно, как видим, от «интеллекта», т.е. «ума».

Функции философии:

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях.

    Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

    Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

    Нельзя не упомянуть и такую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

    Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

    С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить их старых ценностей.

    Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

    С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

(Основные функции философии: 1. основываясь на теоретическом и практическом отношении человека и действительности, выявляет взаимоотношения субъекта и объекта; 2. выявляет наиболее общие идей, представления, формы, на которых базируется та или иная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом; 3. берет на себя задачу перевода в логическую, понятную форму, а также систематизацию теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах; 4. в системе культуры берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи последующим периодам истории).

Роль и значение объектно-субъектных отношений в развитии любого человеческого знания.

(4) Объект то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

(5) Субъект познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания (это источник целенаправленной активности, носитель предметно – практической деятельности, оценки и познания).

Не только наука, но и все другие формы общественного сознания, как и общественная психология, включая их ценностные аспекты, существуют только тогда, когда существует мыслящий человек, т.е. субъект. Это значит, что любое знание или представление в своей исходной, генезисной (6) основе имеет взаимоотношение (7), взаимосвязь и взаимодействие (8) субъекта и объекта.

(6) Генезис – зарождение и процесс дальнейшего развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

(7) Взаимное отношение – взаимоотношение двух или нескольких предметов или явлений по какому-либо свойству или признаку.

(8) Взаимосвязь – более существенное по своему значению соотношение, когда взаимоотношение двух или нескольких предметов приводит к их соответствующим воздействиям друг на друга, а отсюда и к их изменениям, которые могут быть тем или иным способом зафиксированы и закреплены в этих предметах.

Отношение объект-субъект является: во-первых, наиболее общим и непрерывно воспроизводимым в любой системе человеческого знания и в любом «механизме» познания; во-вторых, предельно абстрактным по своему содержанию, ибо это лишь одна из сторон, хотя и важная и необходимая для всей системы научных и других отношений. В-третьих, это всеобщий закон (9) ибо эта всепроникающая взаимосвязь полностью отвечает всем требованиям закона как особого типа знания и особого типа существования объективных предметов и процессов.

(9) Закон связь, необходимая для данных, связанных друг с другом явлений, устойчивая, повторяющаяся. Вследствие этого связь, как закон, неизбежно превращается во взаимосвязь данных явлений, предметов, мыслей и т.п., приводящую их к взаимодействию друг с другом, без которого они существовать не могут.

Соотношение объект-субъект оказывается взаимоотношением противоположностей совершенно особого рода: оно по своему содержанию и по своему значению является исходным в любом знании, в том числе (даже прежде всего) – научном. Это своего рода «исходная (т.е. начальная, отправная) клетка» любого человеческого познания (особенности этой «клетки» выражены в трех указанных признаках – всеобщность и непрерывность воспроизводства в познании, предельная абстрактность, необходимая повторяемость, т.е. это закон).

Осознается это «клетка», т.е. отправной пункт познания, в каждом отдельном акте познания, учитывается она человеком или нет – это другой вопрос. Но «исходная клетка» фактически существует и функционирует с непрекращающейся ни на одно мгновение необходимостью. Поэтому закон, лежащий в основе этой «клетки», является наиболее общим и наиболее универсальным научным законом природы, общества и мышления, поскольку природа и общество для человека воспроизведены в мышлении и существуют для него только и только в нем – в его мышлении.

Сделаем вывод, что предельная всеобщность взаимоотношения объект-субъект является не всеобщностью самой природы (о ней более того, что накоплено, сконцентрировано в науке и отчасти в других формах общественного сознания, ничего сказать не можем), а всеобщностью самой науки как одной их форм общественного сознания. Эта всеобщность (она, естественно, не сводится только к «исходной клетке», но именно эта «клетка» лежит в основе указанной всеобщности) и является основным предметом изучения философии как ее основная и исходная, отправная проблема. Все другие науки исследуют более частные системы взаимоотношений и взаимосвязей и потому так или иначе абстрагируются в решении своих собственных, более частных проблем от этого всеобщего вопроса науки.

Материя и сознание.

(10) Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и отражается его органами чувств (до 19 в. материя отождествлялась с веществом). Учение о материи составляет онтологию.

(11) Сознание – от знать, осознавать. «Ум» - «Дух», «Знание» - «Сознание» - понятия одного порядка, взаимодополняющие друг друга своим смысловым содержанием. Общественное сознание – сознание общества в целом. Выходит за рамки понятия «субъект». Общественное сознание, «дух» общества для субъекта выступают уже как явление в основном объективное, а не субъективное (так как это уже не его собственное сознание).

Субъект в системе объект-субъект переходит в «сознание», приобретая при этом новые, а именно общественные свойства. Но как в условиях перехода «субъекта» в «сознание» переходит содержание «объекта»?

Его объем несколько сужается, но при этом конкретизируется. В нем остаются только те его элементы, которые противоположны всей совокупности субъектов, т.е. общественному сознанию в целом. Такой объект относителен и противоположен уже не субъекту, а сознанию (прежде всего как сознанию общественному) и называется материей. Последняя в основном тождественна бытию.

«Материя» и «сознание» переходят, таким образом, в особую систему взаимоотношений. Эта система выступает как результат трансформации (перехода) в ходе развития изначального, исходного соотношения объект-субъект. Превращение «объекта» в «материю», а «субъекта» в «сознание» в их соотношении (по объему) можно показать схематически (рис. 1).

Соотношение понятий «объект» и «материя»

Самосознание других людей, их «Я»

Материя Субъект, т.е самосознание человека, его «Я»

Субстрат

Субстанция

Соотношение понятий «субъект» и «сознание»

Материя Сознание

Субстрат (общественное сознание)

Субстанция Самосознание каждого

Бытие субъекта, их «Я»

Принцип соотношения материи и сознания остался тот же, что и соотношение объект-субъект, но изменилось содержание самих взаимодействующих элементов. Теперь это соотношение становится конкретным по своему содержанию и более адекватным (12) действительному взаимоотношению, как элемента общества, с окружающим его миром. Такое соотношение уже может выступать и выступает как «исходная клетка» собственно философского познания, всей философии в целом в процессе ее исторического развития с момента зарождения (с 7-6 веков до н.э.) до наших дней.

(12) Адекватный равный, тождественный (аналогичный) по какому-либо признаку или свойству одному предмету, процессу, явлению, но различный по другим.

Взаимоотношение материя-сознание (при ведущей в конечном итоге роли «материи»), будучи «исходной клеткой» любого философского исследования, составляет тем самым исходный фундаментальный принцип всей философии или ее основной закон (основной вопрос) – вопрос о соотношении материи и сознания (вопрос об отношении материи и сознания).

Философия дает логическое, научно-теоретические объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека. Философия как наука со своим предметом, спецификой и функциями складывалась постепенно. О закономерности возникновения философии говорит тот факт, что это мировоззрение сложилось в первом тысячелетии до н.э. в разных центрах цивилизации – Китае, Индии, Иране, Палестине и Греции.
Слово «философия» происходит от греческого «фило» – любовь и «софия» – мудрость. Сам термин «философия» ввел в науку в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Первоначально это понятие обозначало любовь к мудрости, истине, и было, по сути, синонимом зарождающейся науки. В Древней Греции это понятие применялось к людям, которые открывают тайну природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Мудрость – это обобщенный человеческий опыт в его применении к оценке настоящего и будущего, поступков и действий. Мудрость – это способность правильно понимать соотношение между мыслями, словами, делами человека и теми требованиями, которые диктуются объективными закономерностями развития природы, общества, мышления. Поэтому мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни.
На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философия – это форма рационально обоснованного представления человека о мире и о себе.
Философия – это система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. Можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. И такое определение будет не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.
Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно – лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость – это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам.
В философии изначально обозначились два основных комплекса проблем, определивших направление философских исследований. Одно из них дает обобщенную картину мира, изучает объективное бытие, другое – разрабатывает представление о человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях. Именно эти комплексы проблемы определяют ценностно-ориентирующий смысл философии и определяют ее непреходящее значение для развития общества.
Специфика философского знания заключается в том, что:
Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.
Во-вторых, специфика философского знания заключается в том, что оно имеет дело с вопросами вечными. Это вопросы, которые нельзя решить, как математическую задачу, раз и навсегда, и ответы на них не содержатся в конце задачника. Что есть окружающий нас мир, может ли человек познать его, в чем смысл жизни? Что такое свобода, счастье, творчество, любовь? Есть ли смысл в смерти, прекращается ли с ней жизни, может ли человек надеяться на жизнь вечную? Куда идет человечество в своем развитии? Все эти вопросы и многие, подобные им, человечество заново осмысливает на каждом новом этапе и вносит новое в их решение. Философское знание постоянно открыто изменениям, и поэтому чутко улавливает новое и нередко дает основу для решения возникающих проблем.
В-третьих, философское знание обладает все более проявляющейся тенденцией к объективации – воплощению в деятельности, поступках людей и, таким образом, – в вещном или знаковом мире культуры. При этом философские идеи могут стать огромной не только духовной, но и материальной силой, если будут восприняты человеком в качестве убеждений. Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания, ее функций является важным условием превращения ее основных положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и к самому себе.
Философию отличает разнообразие подходов и пониманий, которое особенно разительным стало в 19 - 20 веках. Однако представляется возможным вычленить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.Это: 1) исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Философское учение о бытие получило название онтология. 2) анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир, каковы возможности, методы и цели познания, что есть истина и др. Вопросы, которые исследуются в философском учении о познании - гносеологии. 3) изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Проблемы общественной жизни изучает социальная философия. 4) Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, раздел получивший название философской антропологии. Всё это позволяет определить философию как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Похожие публикации