Год образования египетского государства. Древний Египет в IV-III тыс. до н.э. (образование единого государства, Раннее и Древнее царства, I Переходный период). Государственный строй Древнего Египта

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нил. В первой половине IV тысячелетия до н. э.

в египетском обществе начинают происходить дифференцированные процессы.

Постепенно в связи с интенсивным развитием ирригационного земледелия происходит социальное расслоение, из общей массы выделяется управленческая верхушка во главе с первосвященниками-жрецами.

Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. происходит постепенное складывание первых государственных образований, получивших название «номы». Такие протогосударственные объединения возникали в процессе сосредоточения вокруг храмов сельских общин с целью совместного ведения ирригационных работ. География расположения номов, растянувшихся вдоль единой водной магистрали, способствовала их объединению под эгидой наиболее сильного нома во главе с номархом. Так, в Верхнем (Южном) Египте появляется новый политический институт единовластного монарха - царя со всеми атрибутами деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н. э. завоевывают весь Египет.

Такая ранняя централизация Древнеегипетского государства была предопределена материальными предпосылками общества, а именно - характером ведения хозяйства. Хозяйственная ЖИЗНЬ была связана с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила, а необходимость преодоления их последствий требовала жесткой централизованной системы управления. В исторической науке историю Древнего Египта принято разделять на четыре основных периода. 1.

Период Раннего царства (с 31.00 по800 г. до н. э.)- Иначе этот период называют эпохой царствования

первых трех династий египетских фараонов, 2.

Период Древнего, или Старого, царства, который качался около 2800 г. до н. э. и закончился в 2250 г. до н. э. Этот период включает в себя время царствования III и IV династий. 3.

Период Среднего царства (около 2250-1 700 гг. до н. э.)> эпоха царствования XI-XH династий египетских фараонов. 4.

Период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н. э.). время царствования XVIII-XX династий фараонов.

Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были отмечены постепенным спадом в хозяйственной и политической жизни Египта.

Египет Нового царства явился прообразом первой в мировой истории империи. Это было огромное разноплеменное государство, которое было создано путем завоеваний соседних территорий. В per зультате военных походов египетских фараонов Нового царства в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными ресурсами области.

Но к концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за оскудения политического и экономического могущества правящей династии. Со временем некогда столь сильный в экономическом и военном плане конгломерат номов сам становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римские войска. В результате военных предприятий последних Египет в 30 г. до н. э. был включен в состав Римской империи, т. е. Египет развился от протогосу- дарства до империи с Африкой и частью Азии.

Как в теории, так и в практике историко-право- вой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.

Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования.

Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.

Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно ко торому все события должны рассматриваться в стрс гой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-лравовых и хронологических исследований.

Особенная область методов - это специальные научные методы исследования.

Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. .

При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно- правовых явлений в истории.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.

Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

способа восприятия таких институтов, как право и государство, ознакомление их с основными системами, способами и методами регулирования публично-правовой и частноправовой сфер жизнедеятельности. Дисциплина изучает исторические формы государства в сочетании с соответствующими системами и институтами права.

Исследовательской областью историко-правовых наук являются конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в четкой хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Изучение науки истории государства и права зарубежных стран помогает учащимся создавать свои собственные суждения и прогнозы о тех процессах и явлениях, которые происходят в современном мире как в собственном государстве, так и в зарубежных странах.

Одной из главных задач предмета историй государства и права зарубежных стран является создание необходимых условий и предпосылок для лучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, и других юридических дисциплин (цивилистики, уголовного права и процесса).

Задачей курса также является более широкая подготовка студентов в вопросах истории государства и права, выработка у них юридического взгляда на исторические явления.

Особое место в кругу задач преподавания дисциплины занимает рассмотрение исторических форм и типов государства, их особенностей применительно к отдельным странам Европы, изучение основных правовых памятников, повлиявших на становление современной государственно-правовой культуры.

Возникшая почти 40 веков назад в Африке египетская цивилизация является одной из древнейших и наиболее загадочных на нашей планете. Уже тогда, на берегах Нила существовало государство со своей религией, культурой и устройством. Далее в статье вы узнаете историю и год образования единого государства в Египте и особенности государства.

Протогосударства

Название Древний Египет используется для обозначения исторического региона, в пределах которого находилась египетская цивилизация. Год образования единого государства в Египте точно неизвестен. Древняя цивилизация возникла ещё 6 тысяч лет на берегах священной реки Нил. По обе стороны реки находились поселения или протогосударства, давшие толчок для дальнейшего развития Верхнего и Нижнего Египта. Этот период ученые обозначают как додинастический.

В V веке насчитывалось больше сорока отдельных поселений, образованных в дельте реки. Ещё до того как произошло образование единого государства в протогосударств вели активную деятельность. Каждое поселение было самостоятельным. Население занималось обработкой земли и выращиванием злаковых культур. Удачное расположение давало возможность заниматься торговлей. В то время возник рабовладельческий строй. Рабами становились пленные, которых захватили в результате военных набегов.

Год образования единого государства в Египте

Развитие сельского хозяйства и создание позволило централизованно контролировать орошение территорий и значительно упростило жизнь местному населению, ускорив образование государства. Древний Египет тогда представлял собой номы - отдельные независимые поселения, которые объединились в более крупные образования. Южный регион представлял собой Верхний Египет, а северный - Нижний Египет.

Период, с которого отсчитывается начало египетского государства, имеет название династический, так как именно он открывает многовековую династию фараонов. Среди исследователей принято считать, что единое государства в Египте образовалось около 3 тысяч лет до нашей эры. Верхний и Нижний Египет были объединены, а столицей стал город Чени или Тинис (на древнегреческом). Существует предположение, что обе части Египта объединялись и вновь разделялись и раньше. Различные источники по-разному сообщают имя правителя, создавшего Египетское Царство, предположительно это был Менес, иногда называется имя Мин.

Иерархия общества

В был абсолютным монархом. Его власть была неограниченной, он считался главным правителем и военачальником египетских земель. Существовал особый культ фараона, ибо он отождествлялся с богом. Только фараон мог назначать людей на должности, выбирать жрецов, присуждать смертную казнь. Каждый правитель обладал атрибутами: искусственная борода, браслеты на руках, львиная шкура.

Семья фараона занимала высшую социальную ступень. Правой рукой фараона был чати. Он управлял денежными средствами, имуществом, архивами. Чати, чиновники и писцы стояли на второй ступени - это были сливки египетского общества. После них в социальной иерархии стояли жрецы - советники фараонов и управляющие храмами и религиозными культами. Все они составляли правящий класс общества.

Далее в иерархии шли солдаты, следом за ними ремесленники. Ремесленники находились под контролем государства и получали зарплату прямо из казны. За ними были закреплены определенные рабочие места. Дальше следовали крестьяне, работающие в основном на ирригационных каналах. Нижнюю ступень представляли рабы.

Культура Древнего Египта

Культурное наследие Древнего Египта достаточно велико. В основном искусство развивалось в качестве религиозного культа. В основном произведения создавались для усопших. Известные во всем мире пирамиды были гробницами, или послесмертными домами фараонов и их семей.

Архитектурное наследие представляет собой храмовые комплексы и дворцы, например, Изобразительное искусство было символичным. Росписи на храмах, гробницах, внутри дворцов часто включали в себя не только рисунки, но и иероглифы. Уже тогда египтяне использовали краски, похожие по принципу на современные. Это были природные красители, такие как сажа, уголь, медные и железные руды, смешанные со специальным веществом, которое обеспечивало их вязкость. Смесь высушивали и разделяли на куски, а перед использованием смачивали водой.

Существовала развитая система верований и обрядов, которые их сопровождали. У египтян не было одной конкретной религии. Вместо этого было много отдельных культов. Для каждого бога существовал свой храм, куда не приходили ежедневно, а посещали храм только по праздникам. Проводили и контролировали обряды и религиозные праздники жрецы.

Заключение

Благодаря хорошей адаптации и освоению речной долины Нила и хорошей организации человеческих ресурсов, смогли образовать могущественное государство. Ученым до сих пор точно неизвестен год образования единого государства в Египте. Однако можно с уверенностью сказать, что цивилизация оставила значительный след в истории человечества.

Древний Египет

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Название «Египет» происходит от местного названия г. Мемфиса («Хеткаптах» – «Крепость духа Птаха») и в древнегреческом произношении звучит как «Хикупта». Сами египтяне называли свою страну «Кемет» – «Черная», противопоставляя ее «Красной» пустыне.

Государство Древний Египет образовалось в Северо-Восточной части Африки, в нижнем течении Нила. В древности Египтом считалась только сама долина этой реки. Важнейшей производительной силой страны являлся Нил. Недаром древнегреческий историк Геродот
(V в. до н. э.) Египет назвал «даром Нила». Разлив реки происходил
в середине июля, когда его воды затопляли прилегающую равнину. Древнее население использовало это для своих целей: разлившаяся вода орошала обширную равнинную территорию. Для удержания воды строились грандиозные плотины и каналы. После отстоя ила воду спускали в реку. Для ирригационных работ требовалось много рабочей силы. Местного населения не хватало, и потому военнопленных стали обращать в рабов, используя их на работах по сооружению гидротехнических сооружений. Необходимость в искусственном орошении обусловила длительное сохранение общинной собственности на землю, так как частная собственность на землю затрудняла рациональное сооружение ирригационных систем. Отсюда возникший ранний централизм в создании государственной власти, преобладающая роль бюрократии и жрецов как организаторов и руководителей многочисленных общественных работ.

Единое государство складывалось постепенно: сначала образовались несколько десятков небольших и примитивных государств, названных греками номами (по-египетски «сепат» или хесп ).
Их образование сопровождалось объединением нескольких сельских общин вокруг одного религиозного культа для совместной обработки земли. Недаром иероглиф нома представлял изображение земли, перерезанной каналами. Ном имел свой религиозный культ, богов-покровителей. Религия носила следы древнего тотемического происхождения, т. е. сохранялся культ священных животных – льва, шакала, быка, коровы, сокола, ибиса и т. п. Возглавлял ном правитель – адз , являвшийся преемником родоплеменных вождей и обладавший всей полнотой власти.

Номы зачастую враждовали друг с другом. Междоусобные войны и номовая раздробленность препятствовали расширению ирригации. Требовалось создание более крупных, чем ном, объединений. Поэтому постепенно (в середине IV тыс. до н. э.) в результате объединения номов сложились два крупных государства – Верхний Египет и Нижний Египет. Первоначально объединение произошло на севере, т. е. в Нижнем Египте, а затем на юге – в Верхнем Египте. Южный союз номов оказался более прочным объединением, чем северный, и потому к концу
IV тыс. до н. э. Верхний (южный) Египет завоевывает Нижний (северный) и образуется единое государство. Этот прежний дуализм сохранился
в короне царя: белый головной убор в форме бутылки – юг и красный
в виде шапки – север, соединенные в одну корону. Первым царем считается Менес.


Хронология Древнего Египта крайне условна, тем не менее, история государства делится на Раннее царство (3100-2800 г. до н. э.), Древнее царство (около 2800-2250 г. до н. э.), Среднее царство (около 2250-1700 г. до н. э.), Новое царство (около 1575-1087 г. до н. э.).

Политическим центром Раннего царства стал г. Тинис в Верхнем Египте. Это была резиденция первых двух династий фараонов. Царство было уже двуединым, т. е. объединенным югом и севером, но единство было еще непрочным. При III династии столица переводится в г. Мемфис, который располагался ближе к дельте Нила. Возникает Древнее царство со строгой централизованной и бюрократически организованной монархией в виде восточной деспотии . Для нее характерно централизованное управление, наличие разветвленного чиновного аппарата, обожествление монарха. Воздвигаются первые грандиозные пирамиды (начиная со ступенчатой пирамиды Джозера и заканчивая пирамидами Хеопса и Хефрена). Пирамида Хеопса является самой величайшей из подобных египетских сооружений: ее высота 146,5 метра, ширина каждой из сторон свыше 230 метров. На ее сооружение пошло около 2 300 тысяч гранитных глыб весом около 2,5 тонн каждая. Значительно укрепляется военная мощь, и начинаются завоевательные походы. Завершается консолидация страны, почти изживаются элементы родоплеменных отношений, формируется классовое общество.

Уже при царях V династии проявляются недовольства объединительной политикой царей, и номовая знать стремится
к сепаратизму. В конце царства начинается раздробленность Египта,
а в результате раздачи различных привилегий и льгот усиливается роль и значение местных номовых правителей.

Период распада приводит к упадку производительных сил и ирригационной системы. На юге возникает объединительное движение, первоначально возглавленное Гераклеопольским номом, а затем выдвигается Фиванский ном. Возникает Среднее царство, когда Египет становится единым централизованным государством. Однако отдельные номы начинают тяготиться властью фараонов, стремясь уклониться
от участия в общегосударственных работах по строительству пирамид и храмов. Вновь раздаются льготы номовой верхушке, что приводит
к ослаблению центральной власти, а затем и к сепаратизму номов. Усиление эксплуатации населения и рабов вызывает грандиозное восстание, когда, по свидетельству современника, «земля перевернулась, подобно гончарному кругу» и наступил «мор по всей стране, кровь повсюду», «рабы стали владельцами рабов». Внутренняя борьба облегчила задачу азиатским племенам гиксосов, которые
в результате нашествия почти на два столетия захватили власть
в государстве.

Борьба с завоевателями приводит к образованию Нового царства – периода первой в истории мировой империи, территория которой распространялась с севера на юг на 3200 км. Наибольшего могущества это царство достигает при фараоне Рамзесе II (1317-1251 до н. э.).
На исходе этого царства происходят восстания рабов, ослабление центральной власти, увеличение роли наемников в армии, на троне появляются фараоны-иностранцы. Египет подвергается нашествию ливийцев, а затем и эфиопов. В 525 г. до н. э. Египет входит в состав персидской державы, а в 30 г. до н. э. – Римской империи.

Задание №22. Впишите недостающие слова

Египет — так называлась страна, которая располагалась (по берегам какой реки? От какого места и до какого моря?) по берегам реки Нил от первых порогов до Средиземного моря (на каком материке? В какой его части?) в северо-восточной части Африки .

Первой столицей Египетского государства стал город Мемфис .

Царей Древнего Египта называют фараон

Задание №23. Ответьте на вопросы и выполните задание

В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды...»

Объясните эти слова старшего брата. Чем он предлагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его

Он предлагал заняться пахотой. В июле Нил начинал разливаться, что связано с сезоном тропических ливней в районах истоков реки. Течением приносило перегнившие тропические растения и солевые осадки, что служило прекрасным удобрением. К ноябрю вода спадала и наступало время пахоты

Задание №24. Выполните задание по рисунку нашего времени

В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети».

Опишите рисунок, посвященный сбору налогов в Египте. Предположите, кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке. Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со скрещенными ногами? Правее его изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)? Почему происходящее стало для земледельца горем?

В белой одежде изображен сборщик налогов. Его сопровождает вооруженная охрана и носильщики. На земле сидит писец, в документах которого записано сколько должно быть изъято зерна, для которого приготовили корзины, изображенные правее писца. Крестьянин, вероятно, не может сдать зерно, потому его поставили на колени. Слева мы видим его жену и детей. В Древнем Египте даже стихийные бедствия не освобождали от налога и крестьянину грозит суровое наказание

Задание №25. Заполните «линию времени»

Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было. Вычисления делайте письменно

3000+2013=5013 (лет)

Ответ: Это было 5013 лет назад

Задание №26. Заполните контурную карту «Древний Египет»

1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог

2. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте (границы районов обозначены пунктиром)

3. Надпишите названия двух морей, ближайших к Египту

4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта, и надпишите ее название

5. Обозначьте значком район пирамид

Задание №27. Впишите недостающие даты

Единое государство в Египте образовалось около 3000 года до н.э.

Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н.э.

Завоевания фараона Тутмоса были сделаны около 1500 года до н.э.

Задание №28. Заполните контурную карту «Военные походы фараонов»

1. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск

2. Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н.э.

3. Надпишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере (Евфрат)

4. Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Мегиддо)

5. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Фивы)

6. Страны и полуостров, завоеванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия

2. Синайский полуостров

3. Палестина

4. Финикия

Задание №29. Впишите недостающие слова

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. Фараон по имени Тутмос .

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из бронзы . Так называется сплав двух металлов: меди и олова .

Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом страна Нубия , в Азии — богатый залежами медной руды Синайский полуостров и страны:

1. Палестина

2. Финикия

3. Сирия

Границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат , а в Африке — до 5 порога на реке Нил

Задание №30. Заполните «линию времени»

Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему так считаете

Только Тутмос мог знать о Хеопсе, так как жил после него

Задание №31. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами

Амон - бог солнца

Апоп — бог тьмы

Геб — бог земли

Нут — богиня неба

Тот — бог мудрости

Бастет — покровительница женщин и их красоты

Апис — священный бык

Сет — бог пустыни

Осирис — фараон и судья в царстве мертвых

Гор — бог — покровитель правящего в Египте фараона

Исида — богиня — жена Осириса

Анубис — бог — покровитель умерших

Маат — богиня правды

Задание №32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы

1. Как египтяне именовали Кота и Змея, изображенных на первом рисунке нашего времени? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?

В образе кота изображен бог солнца Ра, в образе змея — бог тьмы и зла Апоп. Каждую ночь они сражаются под землей и Ра всегда побеждает Апопа

2. Опишите второй рисунок нашего времени. Что изображено на нем? Чьи имена из тех, кто изображен на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесен деревянный ящик?

Согласно мифу Сет принес в дом Осириса саркофаг и предложил гостям узнать, кому тот будет по росту. Когда в саркофаг лег Осирис, Сет захлопнул его и выбросил в Нил. Осирис и Сет были братьями. Осирис затем стал царем подземного царства, а Сет богом хаоса, разрушения, войны, стал олицетворением зла, сатаной

Задание №33. Ответьте на вопросы

Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?

1. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»

Исида. После смерти своего мужа, Осириса, Исида была вынуждена прятаться вместе со своим сыном Гором, чтобы спасти его от Сета

2. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства

Сет. Он был братом Осириса, правившего Египтом. Сет завидовал брату и стремился захватить власть

3. Имя мое Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся

Мифическое существо в образе гиппопотама с лапами и гривой льва и головой крокодила. Обитала в подземном царстве. На суде Осириса она пожирала души грешников

Задание №34. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

Ночь... Куда крадучись идут двое египтянин? «Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один. «Не будь трусом — мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю, как проникнуть внутрь!» - торопит другой.

Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила

Они пробираются к пирамидам, чтобы ограбить их. После смерти фараона хоронили в саркофаге, который был сделан из чистого золота, но помимо самого саркофага усыпальницу заполняли драгоценностями, украшениями, ценными вещами

Задание №35. Ответьте на вопросы

В Древнем Египте существовало огромное число иероглифов (более 500), система письма была очень сложной, потому выучить ее представлялось огромным трудом

2. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику в наши дни? Объясните, почему вы так думаете

Школьнику наших дней легче. В русском алфавите 33 буквы и помимо согласных, есть гласные звуки. В египетском же письме иероглифов, обозначающих гласные, не было, помимо этого число иероглифов было огромным, и, вдобавок, для правильного чтения сочетаний иероглифов использовали специальные значки. Все это сильно усложняло письмо

3. На чём и чем писали ученики египетских школ?

Сначала писали на черепках глиняной посуды. Когда ученик овладевал письмом, ему давали для письма папирус. Писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную и красную краски

4. Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить белые одежды, а на руках у них не было мозолей?

Профессия писца считалась престижной и очень доходной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов, службы в армии и какой бы то ни было физической работы

Задание №36. Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы

В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колос мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна»

1. Давайте вместе найдем эту сумму.

Сколько кошек обитало в семи домах? 7х7=49

Сколько мышей съели кошки? 49х7=343

Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? 343х7=2401

Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? 2401х7=16807

Теперь сложите числа:

колосков 2401

мер зерна 16807 Итак, какова общая сумма? 19607

2. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.

Они истребляли грызунов, извечных врагов урожая, за что и особенно почитались египтянами.

3. Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло каждодневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?

Писцами, которые затем служили при дворе фараонов, знатных вельмож, при храмах и занимались, в основном, учетом налогов и сборов. Грамотность открывала дорогу и к высоким государственным постам

Задание №37. В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе — Амун-Ра. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?

Скорее всего не знаем, так как в древнеегипетском письме не было иероглифов, обозначавших гласные звуки. Все слова записывались только согласными звуками

Задание №38. Решите чайнворд «На берегах Нила»

1. Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд (Апоп). 2. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника (папирус). 3. Книга из папируса, свернутая в трубку (свиток). 4. Каменный столб, поддерживающий перекрытие в храме (колонна). 5. Священный бык с белой отметиной на лбу (Апис). 6. Богато украшенный гроб из дерева или камня (саркофаг). 7. Сын Осириса, победивший злого Сета (Гор). 8. Одно из имен бога солнца (Ра). 9. Другое имя бога солнца (Амон). 10. Богиня неба (Нут). 11. Знаменитый фараон-завоеватель (Тутмос). 12. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека (Сфинкс). 13. Число небольших государств, первоначально возникших в Египте (сорок). 14. Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражается со свирепым змеем (кот). 15. Бог мудрости, научивший людей письму (Тот). 16. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной (Тутанхамон). 17. Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней (Нефертити). 18. Значок египетского письма (иероглиф). 19. Слово, которым называют властителей Египта (фараон). 20. Река в Египте (Нил)

Задание №39. Решите кроссворд «В Древнем Египте»

Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале 19 века тайну иероглифов

По вертикали: 1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды (шадуф). 2. Богиня правды (Маат). 3. Первая столица Египетского царства (Мемфис). 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи (писец). 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница (Хеопс). 6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива (ил). 7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник (дельта). 8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм (обелиск). 9. Бог мертвых с головой шакала (Анубис)

Задание №40. Решите кроссворд, вспоминая слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам». Если вы забыли этот текст, найдите его в учебнике

Определите, какие слова пропущены в приведенных ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в таких же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте

По горизонтали: 1. Будь писцом — он освобожден от работы мотыгой. 5. Читай книгу свою ежедневно. 7. Решай задачи молча. 8. Не проводи ни одного дня в безделье. 9. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. 11. Обезьяна и та понимает слова. 13. Писца не будут сечь прутьями.

По вертикали: 2. Ты будешь ходить в белой одежде. 3. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким. 4. Будь писцом — ты не будешь таскать корзин. 6. Надоело мне повторять тебе наставления. 7. Уши мальчика на спине его. 10. Обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему. 12. Ударю я тебя сто раз

Задание №41. Ответьте на вопросы

Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?

1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал

Это слова умершего, которые он произносил перед лицом Осириса на суде в царстве мертвых

2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его

Поучение писцов своим ученикам

3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят

Бог земли Геб. Египтяне представляли звезды детьми богини неба Нут и Геба. Каждое утро Нут проглатывала звезды, и Геб гневался на супругу, произнося эти слова

4. Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов

Фараон Тутмос. Узнав, что противники объединили свои силы, Тутмос решил идти кратчайшим путем через ущелье и застал врага врасплох

5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница

Слова фараона Сенусерта I, обращенные к вельможе Синухэ, долгие годы жившего в Сирии

Задание №42. Найдите ошибки

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте

Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился сними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как всем известно, похоронен Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...
- Перестань выдумывать, - прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок

Опишите эти ошибки

а) Разлив Нила был каждый год, б) Нил — единственная река Египта, в) в Древнем Египте не было денег, как таковых, не чеканилась монета, г) гробница Тутанхамона располагалась в долине Царей к западу от Фив, это намного севернее 1-го порога, д) самая большая пирамида в Египте — Хеопса и располагалась на севере около Мемфиса, е) сам Тутанхамон долгое время был почти неизвестен и обнаружение его гробницы в 1922 году — величайшее открытие археологии, ж) ливень на юге Египте — крайне редкое явление природы и длится всего несколько минут, з) дуб в Египте не растет, и) гробница Тутанхамона не была разграблена и дошла до нашего времени в первозданном виде, к) предметы из гробницы сейчас находятся в музеях мира

Задание №43. Придумайте окончание сказки

В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки:

«Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный сын, которого фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован, и уже при его рождении богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто не в силах изменить.
Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого — поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.
Проходят годы. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как-то он замечает внизу какое-то странное существо на четырех ногах... «Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в своей башне.
Но вот мальчик становится юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствие.
В сопровождении своего верного слуги и собаки царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь также в высокой башне живет красавица-царевна. Она достанется тому, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту 70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает царевна.
Никому это не удается, и лишь наш герой совершает прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдать свою дочь в жены какому-то безвестному египтянину. Дело в том, что заколдованный царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевна и слышать не хочет ни о ком другом: «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!» Пришлось отцу уступить.
Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: «Я обречен трем судьбам — крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить свою собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».
Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она его спасает от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствуя грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем раздавили гадину.
Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга — на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...»

На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, завершилась сказка? Пусть в вашем ответе окончание сказки происходит в Египте. Помните, что молодая жена царевича впервые оказалась в этой стране. Что ее могло поразить в природе Египта? Какие постройки, какие статуи могли увидеть герои сказки? Какой прием во дворце мог оказать им отец-фараон? Как он выглядел? Наконец, погиб или остался жив царевич?

Оказавшись в Египте, царевна была поражена Нилом, она никогда не видела такой большой реки. Как на чудо смотрела она на громады пирамид, на грозного сфинкса, будто охранявшего покой усопших фараонов. Ее поразили величественные храмы и великолепие дворцов фараона. Отец радостно принял сына и его юную жену. На следующий день царевич пошел гулять со своей собакой. «Неужели ты способен предать меня?» - спрашивал царевич. Вдруг собака оскалила зубы и кинулась на царевича. Но юная жена и тут спасла своего супруга, ударив собаку ножом. Она была очень умной и оберегала своего мужа. Так прошло несколько лет. Предсказание стало забываться. В один из дней между супругами возникла пустая ссора и жена оттолкнула царевича, тот споткнулся и, падая, ударился головой о камень. «Ты, избавившая меня от трех судеб...» - прошептал он и испустил дух

Задание №44. Рассмотрите на передней обложке тетради роспись из древнеегипетской гробницы, ответьте на вопросы, вставьте недостающие слова

1. Кто из египетских богов изображен справа? Как выглядел этот бог по представлениям египтян? В какое место он поведет однажды каждого из живущих на земле?

Бог Древнего Египта Анубис, с головой шакала и телом человека. Он был проводником умерших в загробный мир

2. Какую клятву в этом месте готовились произнести египтяне? Как, согласно их верованиям, становилось известно, не лгут ли они?

Египтяне клялись, что не совершали грехов. Сердце умершего, то есть душу, взвешивали на весах Тот и Анубис. На другой чаше весов лежало перо богини правды Маат. Если душа была легче пера, значит египтянин говорил правду

3. Определите по головному убору, кем был изображенный слева человек. Опишите его одежду и украшения

Это фараон. На нем одета набедренная повязка с богато украшенным передником. На плечах украшение — ожерелье-оплечье и браслеты на руках

4. Предположите, для чего на стене гробницы помещены небольшие рисунки. Кого или что они изображают? Почему некоторые из них обведены овальной рамкой?

Египтяне верили, что все изображенное на стенах сопровождало умершего в загробном мире, потому изображали себя, свой дом, семью и все, что окружало человека при жизни. Овальной рамкой обводили только имена фараона и его жен

5. Вспомните, как в Египте на рельефах и в росписях было принято изображать человека. Мы как бы смотрим на него с разных точек зрения. На одни части его тела — спереди (на какие именно?): на плечи и глаза, а на другие — сбоку (на какие?)

На голову и ноги

Задание №45. Рассмотрите на задней обложке тетради древнеегипетские статуи, выполните задания и ответьте на вопросы

1. Почему статуи вельможи и его жены были поставлены в гробнице? Почему статуи должны были быть похожи на людей, похороненных в гробнице?

Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её загробная жизнь прекратится. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумия не сохранится

2. Предположите, почему вельможа и его жена изображены молодыми людьми, хотя, быть может, они умерли в старости

По представлениям египтян, на «полях Осириса», то есть в раю, все молоды и красивы

3. Опишите каждую из статуй. В каких позах представлены вельможа и его жена? В каком положении находятся их руки и ноги?

Статуи в сидячем положении, ноги расположены вместе, а правая рука на сердце

4. Почему вельможа и его жена изображены с кожей разного цвета?

Это связано с техникой живописи. Мужчины всегда изображались с более темной кожей

Похожие публикации