Каменные фигуры на острове пасхи. У каменных голов острова пасхи есть туловища. Техника создания моаи

КАИР, 7 ноября. /Корр. ТАСС Дина Пьяных/. На последних секундах записи бортовых самописцев разбившегося в Египте российского А321 слышен посторонний звук. Об этом сообщил в субботу глава международной комиссии по расследованию причин крушения лайнера Айман аль-Мукаддам.

По его словам, оба "черные ящика" были найдены в первый день крушения, а разброс обломков составляет более 12 км, однако не все из них удалось найти. "Все обнаруженные части лайнера будут доставлены в Каир в безопасное место для дальнейшего обследования", - сказал он.

"Первичная расшифровка параметрического "черного ящика" указывает, что взлет был произведен 03:50:06 по UTC (06:50:06 мск). Запись самописцев остановилась на 04:13:20 (07:13:20 мск), - сказал он. - Таким образом, продолжительность с момента взлета и до прекращения записи составила 23 минуты 14 секунд. Последняя запись фиксирует высоту на отметке 30888 футов (около 9414 метров), при этом самолет находился в стадии набора высоты".

По его словам, последняя зафиксированная скорость составила 281 узел (около 521 км/ч). "Автопилот был включен до конца записи параметрического самописца", - добавил аль-Мукаддам.

Что касается речевого самописца, то он, как указал руководитель следствия, "благополучного выгружен и первая расшифровка уже сделана". "Однако команда по его изучению еще находится в стадии расшифровки, что займет определенное время", - сказал он.

"Сейчас уставлено, что на последних секундах записи слышен шум, - отметил альт-Мукаддам. - Природа этого звука будет установлена в специальной лаборатории, где проведут спектральный анализ".

Накануне источник в российском представительстве при комиссии заявил, что у российской стороны "нет подтверждения факта взрыва на борту самолета".

Все версии изучаются

Как подчеркнул глава комиссии, обнаруженные на месте крушения на Синае российского А321 обломки не позволяют определить характер воздействия и точные причины катастрофы.

"Самолет развалился в воздухе, и пока точно сказать о причинах этого не представляется возможным, - указал он. - Обломки лайнера не дали нам четкой картины произошедшего".

Все версии катастрофы в Египте российского А321 в настоящее время изучаются, уточнил он. "К окончательному заключению мы пока не пришли", - подчеркнул аль-Мукаддам.

Ранее директор ФСБ РФ Александр Бортников заявил, что считает необходимым приостановить полеты российской авиации в Египет до установления истинных причин трагедии с А321. "До тех пор, пока мы не определимся с истинными причинами произошедшего, считаю целесообразным приостановить полеты российской авиации в Египет. Это касается прежде всего туристического канала", - сказал Бортников. Президент РФ Владимир Путин согласился с рекомендацией Национального антитеррористического комитета. 6 ноября в 20.00 авиасообщение с Египтом было приостановлено.

Египет просит делиться информацией

Каир призвал все стороны делиться информацией по катастрофе российского А321 в небе над Синайским полуостровом.

"В СМИ появлялись сообщения, в том числе со ссылкой на официальные разведданные, которые свидетельствуют в пользу определенного сценария, - сказал он. - В этой связи комиссия заявляет, что она не получала никакой информации или свидетельств на этот счет. Мы призываем источники этих докладов предоставить исчерпывающие данные, которые помогут нам довести до конца нашу миссию".

"Я говорил, что мы готовы принимать любую информацию, касающуюся катастрофы, от любой стороны. Мы нуждаемся в любой информации... И если какая-то сторона хочет предоставить нам информацию - у нас нет возражений", - сказал аль-Мукаддам.

"Сейчас комиссия рассматривает все возможные сценарии происшествия, однако пока ни к какому выводу мы еще не пришли", - сказал аль-Мукаддам.

Распространенные данные о катастрофе российского самолета, о которых мы слышали, не были предоставлены для ознакомления египетским спецслужбам в деталях. Мы ожидали, что нам будет передана вся техническая информация по этому вопросу. Иностранные разведки не сотрудничали с Египтом по расследованию причины крушения российского лайнера

глава МИД Египта

Самех Шукри

Состав комиссии

Как сообщил аль-Мукаддам, в состав комиссии по расследованию вошли 47 следователей. "Среди них - 29 из Египта, семеро из РФ, шестеро из Франции, двое из Германии и трое из Ирландии (стране регистрации самолета), - подчеркнул он. - Кроме того, в их числе - 10 технических советников Airbus и один от IASA (Международная ассоциация по безопасности полетов). В общей сложности - 58 экспертов".

Как отметил аль-Мукаддам, следователи побывали на месте крушения пять раз, "последний - в минувшую среду". "Сейчас плохие погодные условия, которые не позволяют добраться в район катастрофы, - сказал он. - Как только позволит, они вновь туда направятся".

МЧС еще остается на Синае

Отряд спасателей МЧС России остается в районе крушения самолета А321 на Синайском полуострове в Египте.

"Российские спасатели оказывают содействие специалистам Межгосударственного авиационного комитета, занимающегося выяснением причин катастрофы", - сообщил ТАСС руководитель оперативной группы МЧС на Синае, руководитель Департамента пожарно-спасательных сил и воинских формирований Александр Агафонов.

Катастрофа в Египте

Самолет A321 российской авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, потерпел катастрофу 31 октября спустя около получаса после вылета, в 100 км к югу от административного центра провинции Северный Синай города Эль-Ариш вблизи населенного пункта Эль-Хасна. Всего в самолете было 217 пассажиров и семь членов экипажа, никто не выжил.

Продолжение

По мнению экспертов, причинами разрушения пассажирского самолета Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» в воздухе могли стать ударная волна от взрыва небольшой бомбы, оторвавшиеся детали двигателя или появившиеся в несущих конструкциях усталостные трещины, пишет газета «Коммерсантъ» в понедельник, 2 ноября.

Одной из версий авиакатастрофы самолета эксперты называют взрыв бомбы в багажном отделении, который мог привести к взрывной разгерметизации самолета из-за резкого перепада давления. Похожая ситуация произошла с самолетом Boeing 747 авиакомпании Pan American, который разбился в декабре 1988 года. Тогда эксперты долго не могли понять, что стало причиной крушения лайнера, но после того как были собраны все найденные обломки самолета, в одном из листов обшивки фюзеляжа увидели отверстие с выгнутыми наружу краями размером с арбуз. Эксперты установили, что бомбу на основе пластита заложили в небольшой транзистор и она взорвалась в чемодане одного из пассажиров в багажном отделении. Этим пассажиром, который сам не сел в самолет, был тогда террорист из Ливии.

Источник рассказал изданию, что в том числе существует версия о том, что целостность авиалайнера могла нарушить усталостная трещина, возникшая, вероятно, в шпангоуте фюзеляжа. В 2001 году самолет Airbus A321, тогда еще не принадлежавший «Когалымавиа», при посадке в аэропорту Каира ударился о полосу хвостовой частью. Это происшествие, которое называется в авиации «касание пятой», привело к нарушению геометрии конструкции и летных характеристик воздушного судна. Специалист, опрошенный изданием, считает, что после неудачной посадки самолет проверили методом неразрушающего контроля и ввели его в эксплуатацию только после исправления всех дефектов.

«Статистика безаварийного налета самолетов типа Airbus 321 составляет порядка 11-12 млн часов. Если авария все же происходит, значит, при техобслуживании или ремонте что-то недоглядели», — пояснил «Коммерсанту» эксперт.

Еще одной причиной разгерметизации мог стать неисправный двигатель. При нелокализованном разрушении турбины оторвавшиеся от нее лопатки, как говорят эксперты, вылетают наружу с огромной скоростью и, двигаясь в одной плоскости, разрезают крыло и фюзеляж лайнера как диск пилы-болгарки.

Собеседники газеты отмечают, что точную причину крушения A321 будет непросто установить. Показания черных ящиков покажут, как функционировали все системы самолета, а также какие меры предпринимал экипаж. Вероятно, причину авиакатастрофы экспертам подскажут последние разговоры членов экипажа, если они успели понять и обсудить причину крушения лайнера. Однако для полного расследования необходимо собрать все обломки самолета и восстановить из них контур разбившегося лайнера.

Установлено, что А321 при падении с высоты перевернулся и «буквально упал на спину», сообщил в понедельник «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Каире. Собеседник агентства также рассказал, что экипаж не информировал наземные службы о неполадках на борту, не подавал сигналы бедствия и не запрашивал аварийной посадки. При этом источник подчеркнул, что строить какие-либо версии о причинах авиакатастрофы преждевременно.

Утром 31 октября российский пассажирский Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение над Синайским полуостровом во время полета из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. На борту самолета находились 224 человека, все они погибли. Причины катастрофы устанавливаются. Черные ящики А321 были обнаружены в субботу на месте крушения, в воскресенье специалисты в Египте их расшифровку. В МАК заявили, что авиалайнер в воздухе.

Руководство «Когалымавиа» в понедельник выступило со своей версией причины катастрофы А321 в Египте: техника была исправна, экипаж профессионален, произошедший в 2001 году инцидент на самолет не повлиял, лайнер разрушился от внешнего воздействия. Эту версию, впрочем, опровергли в египетской комиссии по расследованию. Эксперты сейчас обсуждают две версии как примерно равновероятные.

Гендиректор авиакомпании «Когалымавиа» Александр Снаговский заявил в понедельник, что считает причиной российского Аirbus-321 на Синайском полуострове внешнее воздействие. По его словам, такой самолет, как А321, не мог разрушиться в воздухе от отказа каких-либо технических систем. Единственной причиной разрушения в воздухе, по его словам, может быть механическое воздействие, передает РИА «Новости» .

«Ни одна усталостная трещина не может развиться до критического размера»

При этом Снаговский подчеркнул, что «Когалымавиа» исключает человеческий фактор и технический фактор как версии крушения самолета.

Накануне, напомним, летный состав авиакомпании «Когалымавиа» обнародовал письмо, в котором заявил, что разбившимся самолетом управляли опытные пилоты, действия которых катастрофы.

Впрочем, эта версия не стыкуется с информацией, полученной с бортовых самописцев. Источник Reuters в египетской комиссии по расследованию сообщил, что, согласно первым проанализированным данным, лайнер не подвергался внешнему воздействию и не посылал сигнал бедствия до удара о землю.

Версия авиакомпании

Заместитель гендиректора авиакомпаниии по техническим и производственным вопросам Андрей Аверьянов развернул версию авиакомпании более подробно: при переходе самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа» к падению над Синайским полуостровом воздушное судно, скорее всего, получило значительные конструктивные повреждения, экипаж полностью потерял контроль над управлением. Кроме того, менее чем за минуту произошло торможение самолета А321 более чем на 300 км в час и снижение высоты на 1,5 км. При этом ни одной попытки выйти на связь и доложить об аварийной ситуации на борту не было.

«При переходе к падению самолет A321, скорее всего, получил значительные конструктивные повреждения, которые не позволили продолжать полет. И, видимо, в связи с этим в тот же момент начала развития катастрофической ситуации экипаж полностью потерял работоспособность, именно этим можно объяснить то, что не было ни одной попытки выйти на связь и доложить об аварийной ситуации на борту», – пояснил он.

Опрос экипажей, работавших на разбившемся в Египте А321, подтвердил, что лайнер был в отличном техническом состоянии. Как отметил авиаперевозчик, за последние пять полетов ни одного замечания в бортжурнале от экипажа А321 по проблемам с самолетом не было.

В авиакомпании заявили также, что 26 октября двигатели самолета прошли бароскопический тест, проблем выявлено не было.

В «Когалымавиа» утверждают, что ремонт, проведенный в 2001 году после того, как во время приземления хвост самолета коснулся ВПП (тогда машина принадлежала ливанскому перевозчику), не мог быть причиной катастрофы, так как недостатки с тех пор уже были бы обнаружены.

«Касательно усталостных трещин должен отметить, что работа по оценке усталостных трещин проводится на воздушных судах с периодичностью раз в пять лет. Мы такие работы проводили со всей тщательностью на самолете, это был как раз 2014 год в марте», – сказал летный директор авиакомпании «Когалымавиа» Александр Смирнов.

«При проектировании самолетов определяются нормы летной годности, которые гарантируют, что в течение интервала между осмотрами ни одна усталостная трещина не может развиться до критического размера», – добавил он.

Теракт не исключен

«Давайте дождемся официальных результатов расследования, и комиссия расскажет нам о его итогах, мне не хотелось бы сейчас заниматься домыслами, это не в моей компетенции», – предложил Смирнов.

Отвечая на вопрос, мог ли быть теракт, Смирнов сказал: «Могло быть все что угодно».

Версию о теракте не исключили и в Кремле, хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что необходимо сначала дождаться результатов расследования.

Напомним, в субботу агентство France-Pressе без ссылок на источники разместило информацию о том, что ответственность за гибель самолета с людьми взяла на себя синайская ячейка ИГИЛ. Подтверждения этой информации так и не было, а министр транспорта России заявил, что нет данных о том, что самолет был сбит. Кроме того, Следственный комитет России возбудил дело по ст. 263 (нарушение правил полетов и подготовки к ним) и по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Однако эксперты не исключают другого – взрыва на борту.

Предположения

В настоящее время эксперты обсуждают две версии – разрушение самолета в воздухе в результате теракта и из-за технических проблем самолета.

Бывший глава французского Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации Жан-Поль Троадек заявил, что, по той информации, которая известна на данный момент, он может сделать вывод: самолет упал не в пике.

«Очевидно, самолет упал не в пике. Малых фрагментов нет, что позволяет предположить, что он упал не в пике. Это все, что можно сказать на этом этапе», – заявил Троадек бельгийскому изданию La Derniere heure .

«Исследование обломков и данных бортовых самописцев позволит быстро определить, какая гипотеза более вероятна: преступление или несчастный случай», – отметил он.

Аллен Буильяр, занимавшийся во Франции расследованиями авиационных происшествий, заявил New York Times , что он не очень себе представляет, какие технические проблемы могли бы привести к разрушению в полете такого современного самолета, как Airbus A321-200. «Разрушение в воздухе из-за технического сбоя кажется мне крайне маловероятным», – добавил он.

В то же время бывший глава Национального совета по безопасности на транспорте США Марк Роузенкер заявил, что он больше склоняется к тому, что причиной катастрофы была как раз техника, а не теракт, приведя в пользу своей версии тот факт, что самолет был поврежден в 2001 году – при посадке на большой скорости в Каире хвост задел взлетно-посадочную полосу. Тогда борт эксплуатировался перевозчиком Middle East Airlines. Впрочем, Роузенкер не стал отрицать и возможности теракта.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что не исключает как версию о теракте, так и техническую. По его словам, необходимо проверить, проводилось ли при ремонте самолета после аварии в 2001 году вскрытие обшивки: если ремонт ограничился заменой хвоста, специалисты могли не увидеть микротрещины, образовавшиеся на фюзеляже. Такие микротрещины рано или поздно приводят к трагедии. Кроме того, Смирнов не исключил разгерметизации: например, произошел взрыв двигателя, после чего турбина могла пробить обшивку самолета, и самолет был разорван потоком воздуха.

Инициативы

Тем временем в главном законодательном органе России продолжают обсуждать меры, которые могли бы сделать авиационную отрасль страны безопаснее. В субботу, напомним, депутат Алексей Пушков предложил запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет, а в воскресенье добавил, что надо оставить на рынке двух-трех перевозчиков.

Член комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный оказался не столь категоричен. В интервью газете ВЗГЛЯД он высказал мнение о том, что подобные ограничения необходимо обсуждать с профессионалами от авиации. Он также обратил внимание на необходимость борьбы с поставками контрафактных запчастей для самолетов.

Член комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов выступил с инициативой ввести государственную монополию на пассажирские авиаперевозки: «Я считаю, что нам нужно рассмотреть вопрос – и с таким предложением я уже выступил – о возвращении государственной монополии. Во всяком случае, те компании, которые осуществляют пассажирские авиаперевозки, должны быть под стопроцентным контролем государства», – сказал Нилов, отметив, что Россия в последние годы занимает одно из первых мест по количеству авиационных происшествий. «Если пересчитать количество рейсов и количество населения, то боюсь, что это будет первое место», – добавил парламентарий.

Нилов напомнил, что опыт госмонополии на авиаперевозки уже был, в том числе в советское время. «Как вариант компромисса я предлагаю: 51% акций – в руках государства, 49% – в руках инвесторов частных, предпринимателей», – уточнил депутат.

«Сложно это будет сделать через какой-то закон, поправки к закону. Правильнее будет обратиться в правительство с такой инициативой, и, если оно сочтет это возможным, оно подготовит либо свои постановления, решения и, если нужно, законодательные акты», – пояснил он ТАСС .

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров высказал мнение, что мелкие авиакомпании, парк которых состоит из трех–десяти самолетов, не могут обеспечить безопасность полетов в полном объеме. «Есть компании – три–пять–десять самолетов. Понятно, что они не смогут вытащить безопасность в полном объеме. Нужно иметь несколько укрупненных авиакомпаний, как в банковском деле. Неправильна сама стратегическая линия», – заявил он.

«За последний год происшествия в авиационной отрасли возросли на 35%», – заключил депутат.

Поздно вечером в Кремле Президент устроил совещание с участием министров обороны и иностранных дел, начальника Генштаба, директоров ФСБ и Службы внешней разведки. Были доложены итоги расследования авиакатастрофы в Египте. Глава ФСБ подтвердил: это был теракт. На борту российского самолёта сработала бомба.

"Проведены исследования личных вещей багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 числа. В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте. В результате чего произошло, так сказать, разваливание самолета в воздухе. Чем объясняется большой разброс частей фюзеляжа самолета на таком расстоянии. Можно однозначно сказать, что это террористический акт", - заявил глава ФСБ РФ Александр Бортников.

"Россия не первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями. Чаще всего без всяких видимых причин внешних или внутренних. Так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли. Убийство наших людей на Синае в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались, мы их найдем в любой точке планеты и покараем, - сказал Владимир Путин. - При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае внешней политики и политике безопасности, политике борьбы с терроризмом. Наша работа, боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена, она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно".

Президент попросил Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения и сказал, что проверит, как идет работа.

"Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнерам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей. Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающих право государств на самооборону. Все, кто попытаются оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах. Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе", - сказал Президент.

ФСБ России уже принимает меры к розыску лиц, причастных к теракту на борту аэробуса А-321 и объявляет награду в 50 миллионов долларов за информацию, которая поможет задержать преступников.

Самолёт "Когалымавиа" рухнул на Синайском полуострове 31 октября. Домой, в Петербург, из курортного египетского города Шарм-эль-Шейх возвращались 217 пассажиров. Все они, а также экипаж из семи человек погибли.

Похожие публикации