Бог с головой шакала. Анубис - это божество древнего египта с головой шакала, бог смерти

Анубис (Anubis)

Играя у себя в городе (и не только) с друзьями в мультиплейерные игры и подписываясь псевдонимом Анубис (Anubis) , столкнулся с множественными образчиками людской неграмотности и узкого кругозора. Меня все время спрашивали: "А что такое Анубис?"… Как только не коверкали это древнее и благородное имя. Сегодня я решил взять и исправить такое бедственное положение дел… Итак наступил черед и Вам, дорогие господа, узнать кто такой Анубис .

АНУБИС (греческое) - ИНПУ (египетское). В египетской мифологии бог-покровитель умерших, хранитель ядов и лекарств, "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя) и "тот, кто перед залом богов" (в котором проводилось мумифицирование). Как покровитель магии, обладал даром предвидения. Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица XVII верхнеегипетского нома (греческое название города - Кинополь, то есть "Собакоград"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид". Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Начиная с периода Среднего Царства (2100 г. до н. э.) функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис наряду с другими богами (Упуатом, Хентиаменти и др.), имеющими сходную иконографию, входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса (Анубис вводит мёртвого и на весах справедливости взвешивает сердце и пёрышко Маат, рядом находится страшный пёс Ануд, который поедает сердце умершего, если оно отягощено грехами). Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (бальзамировщик в процессе мумификации трупа надевал маску шакалоголового бога Анубиса). Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог.
В иконографии почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала (собаки) или в виде человека с головой шакала или собаки (причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо - помесь дикой собаки, волка-шакала и человека), держащим в руке иероглиф "анк" ("жизнь"). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут.
Священное животное : Шакал.
Отождествление: Хентиаменти, Упуаут (бог-волк Упуат), Исдес. В Древней Греции - Гермес, Крон.

В более поздний период Анубиса (Анпу), египетского психопомпа (проводника душ) начали путать с Тотом, хотя Энергии обоих архетипов весьма различаются и каждая имеет свою собственную сферу применения (с точки зрения мифологии и человеческой психологии). Анубис был божеством- покровителем путешественников, как внутри тела, так и за его пределами. В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом (причём последний вариант согласно Баджу, является более точным). Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам позднего царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определённую область царства мёртвых. Как и в случае с Тотом, связи Анубиса с семьёй Исиды несомненны. Несмотря на то что в "Текстах пирамид" его называют четвёртым сыном Ра. Анубис более широко известен в качестве отпрыска Нефтис и Осириса; здесь мы вновь имеем дело со случаем, когда психологический смысл аллегории с участием Осириса становится очевидным. Нефтис, Скрытная, Открывательница, с психологической точки зрения, рассматривается как глубоко бессознательное; первоначально она была женою Сета (Хаоса). Их отношения были исключительно платоническими, что вполне понятно. Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис - Защитник души во мраке. Это подразумевает, что хаос не страшен тому, кто овладел скрытными аспектами глубоко бессознательного, - тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остаётся - к сведению тех, кто захочет вызвать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли "Открывающим пути", и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоело бродить в потёмках сомнений и неопределённости.

А вот какую интересную точку зрения на то, почему Анубиса представляли в виде человека с головой шакала/собаки я нашел в теософском словаре:
ГЕРМАНУБИС (Греч.) Или Гермес Анубис, "раскрывающий тайны низшего мира", - не Ада и не Гадеса, как это преподносится, но нашей Земли (низшего мира семеричной цепи миров), - а также тайны пола. Кройцер, должно быть, угадал истину правильной интерпретации, так как он называет Анубис-Тот-Гермеса "символом науки и мира разума". Он всегда изображался с крестом в руке - одним из самых ранних символов тайны зарождения, или порождения на этой земле. В халдейской Каббале ("Книге Чисел") символ Тат, или +, рассматривается как Адам и Ева - последняя будучи поперечной или горизонтальной чертой, извлеченной из бока (или ребра) Хадама, перпендикулярной черты. Фактически, в эзотерическом значении Адам и Ева, представляя раннюю третью Коренную Расу - тех, кто, будучи еще лишенными разума, подражали животным и унизили себя с последними, - были также двойным символом полов. Отсюда Анубис, египетский бог зарождения, изображается с головой животного - собаки или шакала - и также считается "Владыкой подземного мира" или "Гадеса", в который он вводит души умерших (перевоплощающиеся сущности), ибо Гадес есть в одном смысле чрево, как ясно показывают некоторые писания Отцов Церкви.

В глубокой древности, согласно Текстам пирамид, главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала, или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему, «в более ранний период Анубис был единственным судьей умерших". Он отождествлялся с богом-волком Упуатом, его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а за Анубисом закрепляются функции хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки - руки [бога] Атума, твое чрево - чрево Атума, твоя спина - спина Атума… но голова твоя - голова Анубиса".

Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании и составлении его мумии с целью предохранения от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса, он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.

Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") представляла собой обезглавленную тушу быка или его шкуру, с хвостом в виде лотоса, своим стеблем обвивающим верхнюю часть шеста, в то время как передние конечности были привязаны к нижней части лентой, завязанной бантом. Конец шеста упирался в дно сосуда, похожего на цветочный горшок. Лотосу, как и Анубису, отводилась огромная роль в заупокойном культе: «Через лотос совершалось магическое оживление мертвых... Считаясь предвозвестником солнца, он символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости». Как символы воскресения букеты лотосов занимали видное место среди приношений в культе жертвенного быка Мневиса - священного быка Гелиополя. Иногда сам хвост Мневиса на изображениях ««процветает», подобно распустившемуся цветку».

По мнению Макса Мюллера символ Анубиса первоначально мог представлять совсем иного бога. «Во всяком случае этот символ-кожу постоянно изображали перед Осирисом». Титул Emi-uet (возможно, «Та, которая в городе»), означающий этот символ, «позднее переводили как «Бальзамировщик» и, таким образом, переадресовывали Анубису». При бальзамировании тела жрец в маске шакала играл роль Анубиса. Шкура, тесно связанная с представлениями о посмертном возрождении, вообще была главным компонентом погребального культа. В глубокой древности тела умерших хоронили в вырытых в песке ямах, завернув их в шкуру. Позже, в сопровождении богов с головой собаки, шакала, Сета, Анубиса и Упуата (двое последних были «богами шкуры») умерший царь или жрец, одетые в шкуру проходили "путь от возрождения до небес". Сущностью египетских таинств было "сохранение тела жрецов, специально для этого расчлененное с целью прославления". Таинства состояли из ряда обрядов, которые отправлялись в соответствии с Книгой жрецов и проходили в самых дальних и скрытых от людских взоров помещениях храма.

Главный обряд состоял из окуривания помещения с целью изгнания злых духов, окропления тела водой, соединения отдельных кусков тела воедино и призыв к душе умершего вернуться в мумифицированное тело. Затем описывалось возрождение Осириса в его растительном и животном проявлениях. На последнем этапе совершалось жертвоприношение коровы, шкура которой использовалась как колыбель, через которую бог мог возродиться как сын своей матери-коровы Нут, богини неба, "обретая в этом обряде вечную жизнь". Анубис сам ложился на шкуру, показывая пример Осирису, побуждая его сделать то же самое и тем самым возродиться. На раннем этапе в качестве жертвы приносили человека, позже эту роль стал играть "Тикену, человек, иногда карлик, завернутый в саван, раскрашенный в виде коровьей шкуры". Он играл роль человеческого зародыша, который "рождается" подобно новорожденному из шкуры-колыбели - чрева коровы-матери. Еще позже место Тикену занял служитель храма, который и имитировал сон и пробуждение, принося с собой возрожденную душу Осириса.

Анубису, как и другим богам Египта, полагалась семья. Войдя в круг Осириса, Анубис стал признаваться сыном Нефтиды и внебрачным сыном Осириса. Супругой бога-шакала была Анупет, которую называли "борзой", хотя, возможно она выступала женской формой Анубиса. Его дочерью признавалась Кебхут, богиня-покровительница 10-го нома и города Летополиса. Имя богини означает "Та, что прохладная" и восходит к представлениям раннего периода, отражая ее связь с небом или водой. Местность в районе первого порога тоже называлась Кебху. Воплощаясь в образе змеи, Кебхут отождествлялась с богиней Уто. Египтяне почитали ее как богиню прохладной, чистой воды, а Тексты пирамид «отчетливо характеризуют как богиню смерти». Именно она встречала первой царя после смерти, и царь вновь оживал при этой встрече, но «уже «очищенным» и принявшим образ шакала». «Характерно, что эта богиня, приносящая царю смерть, а потом воскресение, является его возлюбленной». Считалось, что Кебхут совершала возлияния всем умершим, помогая им подняться на небо.

Ряд фактов позволяет предположить, что древнейших правителей долины Нила предавали ритуальной смерти через утопление. Именно таким способом продолжали умерщвляться коровы, посвященные Исиде. «Тексты называют место утопления этих животных - kbhw . Анализ этого термина и других слов того же корня дает очень важный материал. Основное значение глагола - kbh - "быть холодным", но kbh значит и "прохлаждаться в тени гробницы", "умирать"». Об утопленной корове Исиды говорилось: «Она вышла из Кебху, ее душа поднялась к небу и соединилась с богом Ра», и Тексты пирамид прямо называют умершего царя «вышедшим из Кебху», «прошедшим через озеро Кебху»: «Ты вышел из озера жизни, ты чист из озера Кебху, ты - Вепуат...».

Во многих местах Египта Анубису были построены храмы. Центром культа был Ликополь в Верхнем Египте, современный Сиут. Здесь ему поклонялись под именем Упуат, Открывающий Путь, т. е. путь в подземное царство. В долине Нила ему же был посвящен второй город Ликополь, что вероятно, и обусловило представление египтян о двух Анубисах - Анубисе Юга и Анубисе Севера. На погребальных стелах изображались два шакала, охраняющих умершего.

Анубис – древнегреческий вариант имени одного из божеств Древнего Египта. Сами египтяне называли его Инпу и изображали с человеческим телом и головой собаки или шакала. Священным животным этого бога считался обыкновенный шакал (по современной классификации). Шерсть у него тёмно-рыжая и по цвету напоминает золото. А к жёлтому благородному металлу жители Египта относились всегда очень трепетно и ассоциировали его с богами.

Египетская цивилизация существовала несколько тысячелетий. Поэтому бог Египта Анубис в разные времена выполнял разные роли. Но он постоянно имел неразрывную связь с подземным царством мёртвых. В период Раннего царства (3000-2700 гг. до н. э.) это божество изображали не только с головой, но и с телом шакала.

В тот период шакалы были неразрывно связаны с кладбищами, так как мёртвых хоронили в мелких могилах. Хищники их разрывали и поедали мёртвую плоть. Поэтому жрецы создали образ божественного шакала, и тот, в соответствии с мифологией, стал защищать погребённых от других шакалов.

Во времена Древнего царства (2700-2180 гг. до н. э.) Анубис продолжал выполнять функцию защитника гробниц. Он считался одним из самых важных богов мёртвых. Постепенно его обязанности расширились, и он стал не только защитником, но и проводником умерших в царство мёртвых. Соответственно, изменились и изображения бога. Его наделили человеческим телом, а вот голова осталась шакальей.

Позже он стал царствовать в подземном мире, и лишь в эпоху Среднего царства (2055-1760 гг. до н. э.) Анубиса заменили Осирисом. Именно последний начал безраздельно повелевать над мёртвыми, а бог с головой шакала вёл к нему умерших, держа за руку.

Слева сидит Осирис, перед ним стоит Анубис и держит за руку умершего

Кто, согласно мифологии, был отцом Анубиса? В ранних египетских текстах его называли сыном Ра, не указывая мать. Затем матерью стала Нефтида – правнучка Ра. Помимо этого, матерью считали богиню Баст. Изображали её с головой кошки. Однако свои уточнения, дошедшие до наших дней, внёс древнегреческий философ Плутарх.

Он считался специалистом по Древнему Египту, по его мифам, легендам, преданиям. По утверждению этого всеми уважаемого философа бог Египта Анубис приходился сыном Нефтиде и Осирису. Нефтида и Осирис – родные сестра и брат. Но Нефтида была замужем за Сетом, а Осирис состоял в браке с Исидой. Поэтому бог с головой шакала был незаконным сыном Осириса. А мать Нефтида оказалась абсолютно равнодушной к ребёнку. Боясь скандала с мужем, она выбросила младенца в камыши. Его нашла Исида и воспитала. То есть именно она являлась его фактической матерью.

Когда Анубис вырос, то стал проводником в мир мёртвых. А в это время Сет убил Осириса и начал править Египтом. Исида принесла останки мужа Анубису, и тот сделал из них первую на берегах Нила мумию. После этого Исида забеременела от мумии и родила сына Гора. Тот одержал победу над Сетом и оживил Осириса. Далее, согласно мифам, Гор остался править миром живых, а Осирис отправился повелевать царством мёртвых, и тем самым начал сотрудничать с Анубисом.

Суд Осириса: Анубис (слева) и Тот (справа с головой ибиса) взвешивают сердце умершего. Возле весов сидит чудовище Амат с головой крокодила и телом льва

В Книге Мёртвых описывается суд Осириса над умершими. Ему в этом помогают Анубис и бог мудрости и знаний Тот. Последние занимаются тем, что взвешивают на весах совесть почившего в виде сердца. На одной чаще весов находится само сердце, а на другой истина, представленная в виде пера, взятого из головного убора богини истины Маат.

В том случае, если умерший прожил свою жизнь праведно и честно, то перо перевешивало сердце или весило с ним одинаково. Праведника бог Египта Анубис подводил к Осирису, и тот отравлял счастливчика в поля Иалу. Там его ждали вечная жизнь и блаженство. А вот если сердце перевешивало перо, то такой умерший попадал в разряд грешников. Его поедало находящееся возле весов чудовище Амат. Изображали его с телом льва и головой крокодила.

Греческие писатели, жившие в эпоху римского периода, описывали Анубиса как проводника душ в царство мёртвых. Они ассоциировали его с богом Гермесом, который в древнегреческой мифологии выполнял аналогичную роль. А вот Осириса они представляли как повелителя подземного мира, каковым он и являлся в действительности, согласно мифам Древнего Египта.



Анубис - таинственный древнеегипетский бог, покровитель царства мёртвых, считался одним из судей в царстве.

В ранний период становления религии Египта Анубис воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в ихнее царство.


Позднее, в представлении египтян бог Анубис сохранил только отдельные черты своего шакальего происхождения (тело человека, голова шакала). Как бог царства мертвых (или некрополя) в древнейшем городе Сиуте, Анубис подчинялся только главному божеству Сиута - Упуату (в переводе с египетского - открыватель пути) – бог в обличии волка. Анубис считался проводником душ умерших в царство мертвых. Недавно прибывшая душа попадала в палату бога Осириса (душа умершего в тот период фараона), где решалась её дальнейшая судьба. В палате 42 бога-судьи принимали решение, отправить ли душу в Поля Иалу (другими словами, Поля Тростника – место в загробном мире, где души обретают блаженство. Нечто наподобие рая в християнской религии) или же предать мучительной, безвозвратной и окончательной духовной смерти.

Из тайных магических заклинаний, составленых жрецами тех времен для фараонов пятой и шестой династий, которые позже были включены в Книгу мертвых (в ней описываются религиозные верования египтян и их представления о загробном мире) видно как сам создатель наиболее полной версии этой книги - египтянин Ани со своей женой склонился перед божественными судьями. В палате Сиута установлены весы, за которые отвечает Анубис. В левой чаше весов находится сердце Ани, в правой чаше – перо Маат, которое является символом Истины, непогрешимости и праведности поступков человека.


Ещё одно имя бога Анубиса в древнеегипетской мифологии - Анубис-Саб, в переводе - судья богов, покровительствовал магии, обладал способностью к предвиденью будушего.

В обязанности Анубиса входила подготовка тела умершего к бальзамированию с последующей мумификацией. Считалося, что Anubis превращает с помощью магии покойного в "АХ" (блаженное воплощение души человека в загробном мире). Анубис устонавливал вокруг покойника в погребальной гробнице детей, каждому из которых давал сосуд с внутренними органами умершего с целью охраны. Проводя обряд бальзамирования тела египетский жрец одевал маску шакала, тем самым выступая в роли Анубиса. Считалось, что по ночам Анубис охранял тела забальзамированный египтян от злых сил.

С развитием в Римской империи египетских культов Сераписа и Исиды, греко-римляне начали воспринимать Анубиса как слугу и сопутника данных богов. Римляне сравнивали Анубиса с богом Гермесом, прозвище которого - Психопомп ("проводник душ в царство мертвых").

Анубис также является покровителем анастезиологов, психологов и психиатров. Считается, что Anubis может предоставить помощь человеку в поиске чего-либо утраченного или недостающего. Анубиса называли "Открывающим пути", его может просить о помощи человек, который не может найти верный путь в каком-нибудь очередном лабиринте.

Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Одним из особо почитаемых богов в Египте был Анубис.


В древнеегипетской мифологии - сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада.

Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) - один из покровителей загробного мира (Дуат, Западной пустыни) в египетской мифологии, близкий в этом плане к Анубису. В Поздний период отождествлялся с Анубисом. Анубис помогал сохранить тело Осириса.

Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших. Обряд Анубиса. Бог Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис - обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь — «собачий город»).

Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти – жизнь. Бог мертвых и страж мумий - Анубис. В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в могилах.

Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала. Настенная картина (1) показывает Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки. Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области бальзамирования. Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали.

Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике. Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором хранили внутренности. Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог Абидоса.

Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его дочери - богини Кебхут. Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.

Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и росписях гробниц фараонов и их подданных. Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух Истин».

Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности - в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.

Мифы, связанные с Анубисом

Из глубины веков до нас дошли представления наших предков о мире и мироустройстве. Их взгляды отразились в мифах и легендах, потому что люди не могли объяснить все с научной точки зрения, поэтому они придумывали себе красивые сказки. Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» «судья» писался со знаком шакала). Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях.

Заключение: Анубис в современном мире

Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

Представления об Анубисе оказали влияние на формирование образа христианского святого Христофора Псеглавца, который так же как и Анубис изображался с песьей головой. В современном мире египетские божества часто используют для создания образов компьютерных игр, мультфильмов и книг, по этой причине древние образы идущие из глубины веков следует знать и помнить.

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса. В одной из его глав приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины.

Похожие публикации