Негативные установки, жизненный опыт, идеальная модель. Зачем нам нужен опыт

Давайте рассмотрим несколько вполне конкретных причин.

1. Наши сверхценные идеи , или идеализации

Что это такое? В голове каждого есть несколько сверхценных идей, которые постоянно побуждают доказывать правоту. Такая значимая идея о том, каким должен быть окружающий мир, называется "идеализация". Представлять, как должен быть устроен окружающий мир - нормально. Проблема возникает, когда на основании этой идеи вы испытываете раздражение, погружаетесь в длительные переживания и другие негативные эмоции. Именно это оказывает столь разрушительное влияние на жизнь .

Допустим, у вас есть твердое представление о том, как должна складываться семейная жизнь "Идеальная модель ". По этой модели , муж должен каждое утро приносить кофе в постель, а ребенок бодро вставать и совершенно самостоятельно собираться в школу. А на деле приходится с трудом поднимать с постели и ворчащего мужа, и недовольного ребенка, пытаясь одновременно и позавтракать, и привести себя в порядок, и собраться на работу.

Сравнивая эту идеальную модель с реальной жизнью, вы видите значительные расхождения и начинаете переживать по поводу того, что происходит в действительности. Стали переживать - начали накапливать негативные энергетические блоки, или энергетические заряды, в организме. А эмоциональные блоки неизбежно влияют на поведение и судьбу. Накопленные блоки против обидчиков не дают разом перестать обижаться, они заставляют вступать в бесконечную борьбу с несправедливым миром. Как результат - мы продолжаем злиться, обижаться и конфликтовать.

Баланс в организме нарушается, нередко появляются различные болезни. Чем больше негативных эмоциональных блоков сформировано - тем сильнее болеет человек, тем сложнее ему добиться любой цели, и тем недоступнее для него ощущение легкости и гармонии , сил на эти позитивные эмоции просто не остается.

2. Негативные установки

Это установки, загруженные в подсознание в результате вашего негативного жизненного опыта , чаще всего - общения родителей с ребенком. Они находятся в подсознании и ждут, когда понадобятся. Например, родители на основании жизненного опыта сделали вывод: Деньги -это грязь, и интенсивно внушали ребенку этот постулат на различных ярких примерах.

И вот, человек вырос, давно живет отдельно от родителей. Но когда возникает потребность принять решение, связанное с зарабатыванием денег - например: открыть свое дело, или найти высокооплачиваемую работу, Подсознание вспоминает все установки по этому вопросу, и как правило человек никуда не идет и ничего не делает, находя самые уважительные причины. Кроме родителей и прочего значимого для вас окружения, мы сами внушаем себе огромное количество негативных установок, основанных на жизненном опыте, таких, как: Я некрасивая. Я ничего не могу добиться в жизни. Я неудачник. Я не могу привлечь достойного мужчину. На меня никто не обращает внимания, и т. д.

Этот список индивидуален. Негативные установки не пропускают в подсознание позитивной информации о себе и своих достижениях, потому что негативный опыт из прошлого доказывает обратное, не позволяя поверить, что мы можем быть красивыми, здоровыми, успешными. Неизбежно возникают ощущения тревоги и негативные переживания…

3. Низкая энергетика

На фоне такого количества переживаний энергетика не может оставаться на высоком уровне. Постоянная тревога неизбежно подтачивает уровень энергии и расшатывает здоровье. Появляется апатия, мрачность. Тяжело совершить даже самые обычные для здорового человека действия, такие, как утренняя зарядка и регулярный спорт, характерные для успешного и гармоничного человека.

Вы наверняка замечали, что счастливые люди – бодрые, активные, они рано встают и делают зарядку или бегают по утрам, принимают контрастный душ. Им ничего не стоит провести час дыхательной практики или йоги перед уходом на работу. О чем это говорит? О том, что у гармоничных людей – высокий уровень хорошей, светлой энергетики. Им хватает сил и на любимую работу, и на воспитание детей, и на любимые дела и творческие проекты.

Как им это удается? Возможно ли такое чувство легкости , когда хочется отчего-то петь и танцевать? Такое, что просыпаешься и хочется кружиться по квартире, забывая об остывающей чашке кофе? Бывает ли такое состояние, что хочется поскорее одеться и бежать навстречу жизни, приключениям, миру? Безусловно, да!

И немного видео:

Человека, живущего в третьем тысячелетии, нет необходимости убеждать в том, что мир стремительно меняется, настолько это стало очевидным. Поскольку новая реальность сопровождается изменениями, то и люди должны меняться, а вот с этим согласиться крайне сложно, особенно если речь заходит о самом человеке. Необходимость в изменении других принять можно, гораздо труднее признать необходимость изменения самого себя. Механизмом противодействия новым условиям служат психологические барьеры как специфическая форма проявления синдрома «сопротивления изменениям», имеющего две стороны: боязнь утраты старого, привычного и страх перед новым, непривычным. Остановимся на этом психологическом феномене подробнее.

В широком смысле «барьер» (от франц. barriere) означает вытянутую перегородку, поставленную в качестве препятствия на пути, или заграждение. По аналогии это слово применяется и в сфере психологии для обозначения тех препятствий, внутренних или внешних, которые мешают человеку в достижении поставленной им цели.

Барьер психологический - «психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий». Его эмоциональный механизм состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, низкой самооценке. В социальном поведении психологические барьеры представлены коммуникативными барьерами, проявляющимися в отсутствии эмпатий, в жесткости межличностных социальных и иных установок, а также барьерами смысловыми.

Проблема барьеров решается в более широких рамках понятия психологической установки - готовности воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Это особое «видение» лежит в основе избирательной активности человека, его поведения. Оно регулирует осознаваемые и неосознаваемые формы психической активности во всех сферах: мотивационной, когнитивной, эмоциональной. Установки складываются в результате жизненного опыта человека и создают как колоссальные преимущества, так и колоссальные ограничения.

Психологические установки играют положительную роль, ибо они: определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации;
освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

Психологические установки играют отрицательную роль: выступая в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;
затрудняя приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.

Особенно пагубно сказываются установки на мышлении, что проявляется в его стереотипности, шаблонности, ригидности, т.е. затрудненности - вплоть до полной неспособности - изменить намеченную программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность или гибкость мышления существенно зависят от условий первоначального обучения.

Проиллюстрируем, как происходит формирование установок в эксперименте с обезьянами.

В клетке находится пять обезьян. К потолку привязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явным намерением достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, экспериментатор открывает кран и из шланга поливает всех обезьян холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Экспериментатор опять включает воду и обливает всех обезьян. Когда же третья обезьяна пытается достать банан, ее хватают остальные, не желая холодного душа.

Теперь одну обезьяну выводят из клетки и заменяют ее другой. Новенькая, заметив бананы, сразу же пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки новенькая понимает, что достать банан ей не дадут.

Теперь убирают из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запускают туда новую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которой заменили первую (да еще с энтузиазмом).

Постепенно заменили всех обезьян, и в клетке оказались пять обезьян, которых водой не поливали, но которые никому не позволяют достать банан. Почему? Потому, что так тут заведено. Не правда ли, очень знакомая ситуация?

Теоретическая разработка проблемы установки принадлежит Г. Ол-порту (1935). Его формулировка понятия установки (как состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта, оказывающей направляющее, динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан) остается одной из авторитетных в зарубежной психологии. Позже это понятие, дополняясьиуточняясьразличными исследователями, трактовалось как «несознаваемая социально значимая реакция», как «состояние готовности мысли, чувства и действий человека по отношению к какому-либо социальному объекту» или же как «готовность к положительной или отрицательной реакции по отношению к соответствующим объектам. Наиболее разработанной в советской психологии признана теория установки Д.Н. Узнадзе и его учеников. Представители грузинской школы характеризуют понятие установки как неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление.

А. Г. Асмолов, пытаясь найти значимые точки соприкосновения двух ведущих психологических концепций: теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории установки Д.Н. Узнадзе, характеризует понятие установки как многоуровневое образование, «стабилизатор деятельности», «фактор инерции поведения».

В зависимости от направленности выделяются три типа установок: операциональные, целевые и смысловые, отражающие соответственно три уровня регуляции деятельности человека: способы - как делаю, цель - что делаю и смысл - зачем делаю (рис. 23).

Как быстро формируются новые психологические установки?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Многое зависит от характера установки: операциональные формируются быстрее, чем целевые или смысловые. Имеют значение психофизиологические особенности человека, определяющие динамические характеристики мыслительных процессов, уровень образования и способность к рефлексии.

Развитие новых технологий вынуждает людей довольно быстро изменять свои операциональные установки. На протяжении многих лет психологи используют методику А. Лачинса «Отмерь»: группе для индивидуального решения предлагается десять однотипных задач; первые пять задач решаются с помощью громоздких вычислений с использованием всех данных, последние пять предполагают более простое решение без использования всех данных; одна из задач содержит ответ уже в условии. Под влиянием усвоенного способа решения первых пяти задач и соблюдения всех процедурных требований (последовательное решение задач, отсутствие пауз) обычно формируется операциональная установка, которая не позволяет человеку увидеть изменение условий последующих задач. В 1970-1980-х гг. в учебных группах число студентов, воспринявших такую установку, доходило до 40%, в последние годы они встречаются крайне редко.

Операциональные установки изменяются в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, разъяснений и т.п. Все то новое, что носит характер практических рекомендаций, готовых методик и приемов, воспринимается вполне приемлемо практически в любом возрасте. Особенно если применять адекватные стили и способы обучения. Операциональные установки преодолеваются, и вполне успешно, но в процесс обучения, и тем более переобучения, «вмешиваются» установки более высокого уровня - целевые.

Цели - это тот стержень, который сохраняет целостность человека и в любых обстоятельствах позволяет ему оставаться самим собой. Можно сказать так: цель создает человека, она же и сохраняет его. «Цель: осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека»; образ «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), определяющий целостность и направленность поведения и деятельности.

Процесс целеполагания сложен и многомерен, он осуществляется одновременно в разных плоскостях. На вопросы, как конкретно происходит процесс принятия человеком целей, предлагаемых извне, и как строится процесс внутреннего целеполагания, определенного ответа пока нет, хотя работы в этом направлении ведутся многие годы.

В зарубежной психологии экспериментальные исследования целе-полагания восходят к Вюрцбургской школе (XIX в.). В разработках ее представителей упор делался прежде всего на связи мотивации, рациональной и эмоциональной форм познания. Впоследствии это направление было продолжено и получило особый резонанс при изучении процесса целеполагания в условиях неопределенности. Именно взаимодействие чувственного и рационального начал позволяет человеку ориентироваться в жизненных задачах, которые отличаются большой степенью неопределенности. Если при решении технических задач роль рационального начала выступает как определяющая, то в проблемах межличностного взаимодействия ведущую роль берет на себя эмоциональная сфера.

Ю. Хабермас отмечает: «До тех пор пока вопрос "Что я должен делать?" касается прагматических задач, наши наблюдения, исследования, сопоставления и рассуждения - такого рода, что мы, опираясь на эмпирическую информацию, действуем исходя из соображений эффективности или с помощью других правил решения проблем. Практическое рассуждение движется здесь в рамках, определенных горизонтом целерациональности, причем задача его - найти подходящие технические средства, стратегии или программы. ...Подобное руководство к действию говорит, что "должно" или что "необходимо" сделать в данном случае, если мы хотим реализовать определенные ценности или цели. Однако, как только сами ценности становятся проблематичными, вопрос "Что я должен делать?" выводит нас за пределы целерациональности».

Разум оперирует определенностью. Там, где начинается сфера неизведанного, человек использует в качестве инструмента целеполага-ния в своей деятельности эмоциональные оценки. Они неточны, а порой и ошибочны, но позволяют человеку действовать. Процесс мыследеятельности человека, и в частности целеполагание, принципиально не алгоритмизируется, благодаря чему человек способен действовать в не полностью определенных условиях, - такой вывод делает в своей работе А.Ф. Коган.

До сих пор считается, что наиболее значимые результаты в области экспериментального исследования целеполагания были получены представителями школы одного из создателей гештальтпсихо-логии, немецкого психолога К. Левина. Их эксперименты показали наличие связи между сферами целеполагания и рефлексии, зависимость выбора сложности заданий (целей) от уровня притязания человека.

Цели принято разделять на две категории - на те, которые генерируются самим человеком, и те, которые задаются ему извне, в частности обусловленные условиями работы.

Одно из назначений обучения состоит в переводе обучаемого от внешнего способа целеобразования к внутреннему. Это происходит, во-первых, через принятие внешних целей как своих собственных; во-вторых, через освоение способов целеполагания. Второе не просто предпочтительнее - таково необходимое условие работы в жестких условиях конкуренции, которая вынуждает гибко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка и ориентироваться на будущее, на то, чего еще нет, и, только создав это (новую технологию, материал, способ и т.п.), человек получает шанс выиграть. Но и научиться принимать чужую, например, новую стратегическую цель непросто. Какие задачи обычно решает человек в процессе ежедневной деятельности? Те, которые ему предложили сегодня? Ничего подобного, человек всегда решает свою задачу, реализует свою целевую установку. «А я так понял!» - утверждает он.

Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. Если действие (стремление к цели) по какой-то причине прерывается, то целевые установки проявляются в стремлении к завершению прерванного действия, достижению намеченной цели порой даже тогда, когда объективная потребность в ней уже пропала. Достигнув однажды цель, человек предпочтет вновь воспроизвести ее, вместо того чтобы поставить новую. Такая подмена целей происходит неосознанно.

Наиболее трудны для корректировки смысловые установки. В процессе жизни у человека формируется тот или иной менталитет, ориентирующий его на определенн^1е ценности и жизненные смыслы. Человек рождается и растет в конкретном обществе. Каждое общество имеет свою «идеологию» поведения и систему правил, свои взгляды и ценности, а также образцы «хорошего» и «плохого». В процессе воспитания человек усваивает социальные эталоны, которые преобразуются в его личное поведение, его личные взгляды и ценности, т.е. в психологические установки. Можно сказать так: эталоны и правила- явление социальное, а личные установки человека - их психологическая копия.

Барьер смысловой - непонимание между людьми - следствие того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов, высказываний, просьб, приказов создает препятствия для развития взаимодействия партнеров. Наиболее выраженно смысловые барьеры проявляются в ситуациях глобальных перемен, затрагивающих основы жизнедеятельности человека, его ценности, систему жизненных правил. В этом случае, даже понимая правильность новых требований и принимая их на осознанном уровне, человек продолжает действовать, опираясь на прежнюю систему своих личностных смыслов.

Смысловая установка сложна по своей структуре и содержанию. Она включает несколько компонентов:
информационный - взгляды человека на мир и образ того, к чему он стремится;
эмоционально-оценочный - симпатии и антипатии по отношению к тому, что для человека значимо;
поведенческий - готовность действовать соответствующим образом по отношению к тому, что имеет для человека личностный смысл.

С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, обеспечивает себе психологическую защиту при встрече с «чужим», самоутверждается. В процессе многократного функционирования смысловые установки превращаются в черты личности, поэтому изменить их только убеждением невозможно. Даже если убеждают очень авторитетные люди. «Зачем мне это нужно? - задает вопрос человек и сам же отвечает - Я по-другому не могу». Смысловые установки - это ответы на многочисленные вопросы о том, «как надо правильно делать, думать, жить...». Задеть смысловые установки человека - значит вызвать эмоциональную бурю. Их охраняют мощные механизмы психологической защиты, которые моментально «срабатывают» при приближении «чужого» взгляда, опыта, идеологии.

Отвечая на вопрос о том, какие смысловые установки мешают человеку в достижении поставленных им целей как в личной жизни, так и в производственной деятельности, зарубежные психологи предоставляют весьма внушительные списки причин. Вот наиболее распространенные.

Уверенность в том, что гтришны проблемы лежат «вне человека». - Причиной возникновения проблемных ситуаций чаще всего
являются собственные действия человека, так что искать ее лучше в самом себе.
Надежда, что проблема сама пройдет, «как-то рассосется».
- «Если человек не участвует в решении проблемы, то он участвует в ее создании» (Э. Кливер);
- Прежде чем решать проблему, необходимо принять на себя ответственность за нее, сказать самому себе: «Это моя проблема».
Трудности, которые человек испытывает при решении проблемы, обусловлены объективной сложностью ситуации.
- Сложность - субъективная категория, корни которой лежат в присущих человеку барьерах, стереотипах, шаблонах мышления. В качестве таких внутренних препятствий могут выступать и неадекватно оцененный жизненный опыт, и привычные способы поведения и общения. Надо бы отказаться от них, но человек порой их просто не осознает.
Ожидание психологической помощи в совершенно определенной форме - совета, поучения.
- Нет смысла уходить от собственного принятия решения и перекладывать это на других. Человеку необходимо осваивать роль искателя и творца, а роль пассивного ведомого, ожидающего подсказки на каждом шагу, лучше оставить в прошлом.
Быть человеком мыслящим - значит всегда быть правым или отличаться остроумием.
- Быть человеком мыслящим означает «обладать осознанным стремлением порождать на свет качественно полноценную мысль» (Э. де Боно).
Существует единственно правильное решение, и именно его следует искать.
- В жизни как раз требуется обратное: умение ориентироваться в бесконечном, работать с неопределенностью, искать свое, собственное, и каждый раз заново.
- Обрести власть над неопределенностью можно, но для начала необходимо освободиться от приобретенных ограничений - установок, которые стали мешать.
- Отказ от старых воззрений, отход от завоеваний прошлого, нарушение спокойствия: это не скорый успех, это риск, это боль, иными словами - РАЗВИТИЕ.

Исследование смысловых установок с помощью вербальных тест-опросников - задача сложная. Предпочтительнее использовать проективные методики, позволяющие заглянуть в глубинные слои неосознаваемого. Однако для работы над собой более всего подходят как раз вербальные методики, ибо они позволяют человеку сделать Предметом своего рассмотрения, анализа, оценки собственные установки.

Одной из таких методик, неплохо зарекомендовавшей себя на практике, является Шкала дисфункциональности (ШДФ). Д. Берне переработал список из 100 наиболее часто встречающихся самопоражающих позиций (установок), сократив его до 30 и добавив пять новых. Используя пятибалльную шкалу степени «согласия - несогласия» с предлагаемыми утверждениями (полностью согласен, отчасти согласен, нейтрален, отчасти не согласен, полностью согласен), Берне предложил с помощью ключа (подсчета баллов) определить степень психологической стойкости и уязвимости. Фактически речь идет о степени выраженности, акцентуированности тех или иных убеждений.

Люди, которые любят учить жить других, считают, что у них есть на это право, так как у них имеется богатый жизненный опыт за плечами, они могут привести сотню примеров различных ситуаций и правильного поведения в них. Но могут ли такие советы быть действенными?

Зачем нам нужен жизненный опыт?

С одной стороны, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, жизненный опыт необходим нам, чтобы у нас была возможность получать знания, умения и навыки. Не запоминай мы то, что с нами происходит, то есть не получай мы этот опыт, нам каждый раз приходилось бы учиться заново ходить, держать ложку и т.д. Жизненный опыт помогает нам не только получать новые знания, но и запоминать свои ошибочные действия с тем, чтобы больше их не повторять. Отсутствие опыта часто является источником страха людей, в большинстве случаев, это боязнь неудач. В том случае, если у человека имеется опыт выполнения какой-либо работы, пусть и незначительный, ему многие задачи удается решить быстрей и проще, чем у людей, которые никаких навыков такой работы не имеют.

Таким образом, жизненный опыт – это мощный механизм, позволяющий нам адаптироваться к окружающей действительности.

Всегда ли жизненный опыт полезен?

Несмотря на то, что во многих случаях свой жизненный опыт может пригодиться, полезен он может быть не всегда, а если речь идет о чужом опыте, то мы его зачастую просто не можем воспринять. Есть много примеров, когда мать, руководствуясь своим богатым жизненным опытом, учит своего ребенка что нужно делать, а что нет. Что в этом случае делает чадо? Практически всегда идет наперекор словам матери, иногда из чувства противоречия, но чаще всего потому, что чужой опыт нами даже во взрослой жизни не всегда воспринимается, нам все нужно попробовать самостоятельно.

Повзрослев, мы приобретаем способность прислушиваться к мнению других, но слушать чужие советы, то есть брать на вооружение чужой жизненный опыт можем только тогда, когда сами хотим этого. То есть если человеку нужен совет, он его спросит (пойдет на тренинг или курсы), непрошеные рекомендации услышаны не будут.

Со своим жизненным опытом тоже не все так просто – он нам необходим, но иногда мы оказываемся в его ловушке. Оказываясь в схожей жизненной ситуации, нам кажется, что все случится, как и в прошлый раз, а потому и поступаем соответствующим образом. Проблема здесь в том, что абсолютно идентичных ситуаций не бывает, а смотря на мир сквозь призму прошлого, мы теряем возможность увидеть другие решения. Так что опыт – вещь хорошая, но забывать о жизни в настоящем тоже не нужно.

Суббота, 15 Окт. 2011

Пытаясь объяснить слова и действия какого-либо человека, мы порой говорим: «У него такая установка…», «Он имеет предубеждение против абстрактной живописи…», «Ему вообще не нравятся журналисты, потому что они ищут жареные факты…». Во всех этих случаях мы говорим, по существу, об отношении человека к тем или иным явлениям окружающей действительности.

В самом общем виде под отношением понимается взаимосвязь каких-либо объектов или их свойств. Позднее, говоря о той или иной предрасположенности человека к каким-либо явлениям окружающей жизни, отечественные авторы стали преимущественно использовать термин «социальная установка» (или «аттитюд»).

Установки — это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно. «Измените у людей образ мыслей,— говорил борец за гражданские права южноафриканцев Стив Бико, — и действительность никогда уже не будет прежней».

Влияют ли установки человека на его поведение? Можно ли, зная о наличии той или иной установки, предсказать и действия человека? Здравый смысл дает нам утвердительный ответ. Вполне вероятно, что если мы оценили установку какого-либо человека на охрану окружающей среды как позитивную, то тогда можем ожидать, что этот человек не будет выбрасывать пустые бутылки и старые газеты, а сдавать их для повторной переработки. Но будет ли данное предсказание правильным? Оказывается, это совсем не обязательно.

Вопрос о том, связаны ли наши установки с поведением, выходит за рамки изучения социальной установки. На самом деле, эта проблема гораздо шире — о природе человека, о том, насколько тесна связь между «внутренним», личным миром человека и его «внешними» проявлениями.

В основе многих психологических учений лежит предпосылка, что убеждения и чувства определяют социальное поведение людей. Для того чтобы изменить поведение, необходимо изменить образ мыслей человека, его оценки социальных объектов. В конечном итоге вопрос о связи поведения и установок — это вопрос о возможности целенаправленного влияния на поведение.

Проблема взаимосвязи поведения и установок являлась одной из самых дискуссионных на протяжении всей истории изучения установок.

Так, в самом начале пути исследований социальных установок не было сомнений в том, что по аттитюдам людей можно предсказывать их поступки. Но результаты эксперимента Р. Лапьера, опубликованные им в 1934 г., не только разрушили привычную аксиому взаимосвязи социальной установки и поведения, но надолго ослабили интерес к ее изучению.

Исследование Р. Лапьера длилось в течение двух лет. Он путешествовал с парой китайских молодоженов, посетив в общей сложности более 250 гостиниц. Это путешествие было предпринято в то время, когда в Америке существовало стойкое предубеждение против выходцев из Азии. Однако спутники Р. Лапьера только один раз за все время путешествия получили отказ поселить их в гостиницу. Спустя 6 месяцев Р. Лапьер разослал во все отели, где они благополучно останавливались во время путешествия, письма с просьбой принять его и китайцев еще раз. Ответы пришли из 128 мест, и 92% из них содержали отказ. Таким образом, проявилось расхождение между аттитюдами и реальным поведением хозяев гостиниц по отношению к китайцам. Результаты этого исследования показали несоответствие аттитюда и поведения и получили название «парадокс Лапьера» .

Общепризнанно, что имеются существенные вариации в соответствии установок людей их поведению. В последнее время ряд исследователей предпринимает попытки определить условия, которые бы способствовали той или иной степени соответствия между установками и поведением. Так, важное условие данного соответствия заключается в том, чтобы та или иная установка личности была достаточно сильной и ясной . Несоответствие чаще всего относится к слабым или амбивалентным установкам. Еще одним средством укрепления установок является их неоднократное осуществление на практике. Обнаружено, что соответствие установок и поведения больше тогда, когда люди думают о своих установках и выражают их.

Установки руководят поведением и в том случае, если они находятся в поле сознания человека. Такой особенности аттитюдов, как их «осознанность», было посвящено большое число исследований. Например: Марк Снайдер и Уильям Суонн опрашивали студентов университета штата Миннесота об их отношении к политике решительных действий в области занятости. Спустя две недели этих студентов пригласили поучаствовать в ролевой игре — присутствовать в жюри на слушании импровизированного дела о половой дискриминации при приеме на работу. У студентов, которым с помощью специальной инструкции давали возможность вспомнить свои рассуждения, высказанные в опросе, ранее сформированные установки влияли на вынесение окончательного приговора. У студентов, не имевших возможности воспроизвести в памяти аттитюды к проблеме занятости, высказанные ими на первом этапе эксперимента, установки не оказывали влияния на вынесение вердикта. Итак, осознание установки приводит к влиянию на поведение человека.

Еще одним фактором, определяющим доступность аттитюда, является знание об объекте этого аттитюда. Теоретически чем больше человек знает об объекте, тем более доступной становится оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать прогноз о поведении человека.

В серии экспериментов Р. Фазио и М. Занны было показано, что сила установки зависит и от того, каким способом она была сформирована . Оказалось, что установки, образованные на основе непосредственного опыта, являются более доступными и лучше предсказывают поведение, чем установки, возникшие каким-либо другим путем. Это происходит потому, что они лучше закрепляются в памяти человека и более устойчивы к различного рода воздействиям. Кроме того, такие аттитюды легче извлекаются из памяти, чем те, которые базируются на умозаключениях.

В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому.

Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если:

  • установка личности была достаточно сильной и ясной
  • установка находится в поле сознания человека.
  • знания об объекте этого аттитюда
  • способ формирования установки
  • когда другие влияния уменьшены;

Известно, поведение человека может быть подвержено как влиянию его установок, так и ситуации, и это то, что американские авторы называют «ситуационным давлением» .

Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить.

Собрав результаты почти всех исследований про-блемы соответствия вербального поведения невербальному, А. Уикер пришел к выводу, что «декларируемые установки скорее не связаны или мало связаны с невербальным поведением». Сопоставляя данные в пользу гипотез о соответствии или несоответствии установки пове-дению, некоторые авторы отмечают, что данные о несоответствии получены преимущественно в условиях реальной жизни, а данные о соответствии — в условиях лабораторного эксперимента. Иными сло-вами, соответствие вербального поведения невербальному ставится в зависимость от ситуации.

Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

Надо сказать, что влияние ситуационных факторов на поведение человека в той или иной форме было предметом рассмотрения социальной психологии в течение всей истории ее существования. Не имея возможности подробно остановиться на рассмотрении всех исследований влияния ситуационных факторов на поведение человека, остановимся лишь на тех, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения.

К ним могут быть отнесены:

1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление).

Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками. Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора. При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации.

2) Отсутствие приемлемой альтернативы.

Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий. Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности. Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет.

3) Воздействие непредсказуемых событий .

Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

4) Нехватка времени.

Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «уставнока—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач. Влияние этой ситуативной переменной продемонстрировали в своем остроумном эксперименте Дж. Дарли и Д. Бэтсон, фабула которого, была почерпнута из евангельской притчи о добром самаритянине. Пример: В эксперименте участвовали студенты Принстонской духовной семинарии. Вначале студенты заполняли вопросник, целью которого было выявить их установки на помогающее поведение. Большинство признавали установку на помощь другим как наиболее важную для себя. Далее студентам давали задание произнести краткую импровизированную речь перед товарищами в здании недалеко от места их нахождения. Необходимо заметить, что речь должна была быть посвящена притче о добром самаритянине. После получения указаний от экспериментатора одним испытуемым говорили: «Вы опаздываете, Вас ждут уже несколько минут». Другим говорили наоборот: «Не торопитесь, у Вас есть некоторое время, прежде чем все будет готово к Вашему приходу». На дороге к месту назначения семинаристы натыкались на человека, упавшего в дверях, который был не в состоянии поднять голову, стонал и заходился от кашля. Лишь 10% опаздывающих семинаристов, заметим, с позитивными установками на помощь, оказывали эту помощь в действительности. В то же время 63% от общего числа семинаристов располагавших временем, оказали помощь человеку. Таким образом поведение испытуемых определялось не установками, а той ситуацией, в которую они были поставлены (ситуация спешки или ситуация, когда студенты могли не спешить). (Аронсон Э, 1998)

Особый вклад в изучение ситуационных и диспозиционных детерминант поведения был сделан Куртом Левиным и его учениками. Основным положением ситуационизма К. Левина являлся тезис о том, что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение. Однако и самые незначительные характеристики ситуации в силах изменить поведение человека, согласуя или не согласуя его с аттитюдами. Особую роль в этом могут сыграть намерения людей.

Доказательством этого может служить эксперимент Г. Левенталя, Р. Сингера и С, Джонса, в котором проверялось, насколько позитивные аттитюды студентов на вакцинацию против столбняка могут претвориться в конкретные действия. Для этого со студентами старших курсов была проведена беседа о риске заболевания столбняком и необходимости прививки. Письменный опрос студентов после беседы показал высокую степень сформированности позитивного аттитюда на прививку. Тем не менее только 3% из них отважились сделать инъекцию вакцины. Но если испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка помеченным на ней зданием медпункта и просили пересмотреть свой недельный график, определив конкретное время для вакцинации и маршрут до медпункта, то количество студентов, сделавших прививку, возрастало в 9 раз.

Опыт — это название, который каждый даёт своим ошибкам. О. Уайльд

Для каждой созданной нами же проблемы есть своё решение, и всякое испытание заканчивается лишь тогда, когда оно подарит нам возможность для духовного роста. Помните, что решение возникающих проблем есть всегда, что ответ на вопрос о том, как правильно поступить в той или иной жизненной ситуации, Вы найдёте исключительно у себя, у своего внутреннего «Я». Знайте, что бы ни случилось, всегда у любой проблемы есть свои причины и свои решения.

Помните, что нельзя научить истине, ибо до истины каждый доходит сам! То, что Вы ощущаете как истину, становится Вашей истиной.

Мудрость человека, видимо, в том и заключается, чтобы спокойно принимать то, что объективно
А вот то, что зависит от человека, имеется в виду отношение к объективному, может и должно быть управляемым процессом.

Любая жизненная ситуация даёт возможность получить необходимый для нашего развития опыт Жизнь — это удивительный процесс обучения, понимания, сострадания, терпения и любви. Наилучшая возможность для духовного роста часто появляется в самые трудные моменты жизни, когда человек испытывается на прочность.

Жизнь — это сад, цветы в нем — это удивительный опыт . Жизнь каждого человека — это удивительный сад, а цветы, которые прорастают в нём, — это удивительный опыт каждого живущего на земле. С каждым днём индивидуальные букеты людей пополняются новыми, удивительными по красоте цветами.

Собственный опыт — это действенный способ научения . Благодаря собственному опыту мы узнаём, что можно что-то делать по-другому.

У каждого человека свой опыт. Нет опыта, предназначенного для другого . Это верно, как и то, что у каждого своя жизнь и никто не может прожить чужую жизнь.

Каждый переживаемый опыт имеет свой смысл . Именно благодаря нашим опытам мы и приобретаем жизненную мудрость, которая аккумулируется годами. Мудрость не передаётся, передать можно знание, а не мудрость. Мудрость не передаётся словами, она передаётся исключительно жизненным опытом. Твердо знайте, что у каждой проблемы есть свои решения.

Духовное развитие должно быть, как и всё в жизни, с чувством меры . Если люди, которые с «головой» уходят в духовное самосовершенствование и развитие исключительно своего внутреннего мира. Этим они нарушают фундаментальный закон Вселенной — Закон единства внутреннего с внешним миром.

Столкнувшись с истиной, уступите ей дорогу . Не отворачивайся от истины, которая в нужное время в нужном месте выходит наружу, заявляя таким образом о себе.

Научитесь принимать каждый вызов с позиции созидания . Используйте свои обстоятельства как благоприятную возможность. Освободите себя от заблуждения в том, что «маленькое добро не приносит пользы», а «маленькое зло не порождает ущерб». Знайте, что, с одной стороны, если не накапливать добро по-малому, не получится добра большого. С другой стороны, если не воздерживаться от зла в малом, совершится большое преступление.

«Неприятное» — это удивительный опыт, через который нужно обязательно пройти . Получив от своих действий «неприятное», посмотрите на это состояние как на сигнал со стороны собственного подсознания, что где-то в мыслях, намерениях или поступках Вы вступили в противоречие с Законом Любви.

Важнейшей потребностью человека является потребность в правде . Когда человек слышит ложь, его подсознание реагирует на неё как на акт насилия над внутренним «Я». Причём не имеет значения, от кого эта ложь исходит: от других людей или самого себя.

Научитесь видеть большое в малом . Научитесь обретать свободу среди запретов, в пустом находить изобилие, за любой смертью всегда видеть жизнь.

В Вашей жизни все возможно . Поверив, что в Вашей жизни всё возможно, Вы позволите всем ответам и решениям, всем изменениям войти в Вашу жизнь.

Прежде чем оценивать что-либо, получите хотя бы элементарное представление об этом . Прежде чем оспаривать практичность представленных в данном пособии методик, попробуйте, поживите в новой модели поведения, а уже потом судите и оценивайте их. Не уподобляйтесь человеку, который спорит о содержании книги, не имея даже элементарного представления о ней (не уподобляйтесь герою М. Жванецкого, который спорит до хрипоты о вкусе устриц, не попробовав их). Будьте также особо осторожны к мнению человека, который уже знает ответ, прежде чем поймет вопрос.

Следуйте важнейшему принципу мудрости —ничего не отрицать . Знайте о том, что существуют различные учителя и духовные наставники: одни обязательно что-то запретят, другие же, ничего не отрицая и не запрещая, подскажут направление развития и совершенствования.

Мудрый ничего не отрицает, мудрый учится у всех . Когда мы что-то отрицаем (не принимаем), мы лишаем себя возможности чему-то полезному и мудрому научиться.

Любая жизненная ситуация представляет возможность для роста и личностного развития . Мудрый человек хорошо понимает, что каждое новое перерождение становится уроком, возможность изменения — возможность личностного роста.

Земная реальность — это великий опыт научения . Человек пребывает в земной реальности для того, чтобы испытывать различные состояния бытия, а не для того, чтобы оценивать, как это делают окружающие.

Жизнь учит даже тех, кто не хочет у неё учиться . Помните, что избежать воздействия на человека законов жизни не во власти человека.

Жизненная ситуация будет повторяться до тех пор, пока не будет усвоен урок научения . Ситуация научения будет повторяться (так называемое «дежа вю») до тех пор, пока Вы не научитесь правильно реагировать на обучающую Вас ситуацию.

Ситуация, в которую мы попадаем, — это уроки, которые мы должны пройти . Если научения в обучающей ситуации не происходит, значит, она вновь повторится, но уже с гораздо большими энергетическими затратами человека и последствиями для него. Когда все научения происходят и урок успешно пройден, то ситуация разрешается и уже вновь не повторится.

Отсутствие в Вашей жизни любого творческого начала обычно негативно сказывается на здоровье . Знайте, что обычно подрывает здоровье монотонная работа, нелюбимая работа, а также работа, которая мотивирована каким-либо страхом (страхом остаться без средств к существованию, страхом быть одиноким, отвергнутым, страхом потерять любовь близкого человека и т. д.).

Помните, что жизненная ошибка — это естественная составная часть нашего духовного роста и развития . Когда человек жалеет себя в чем-то, высказывает сомнения по поводу совершившегося, он создаёт разлад в энергетической системе собственного организма, что может негативно сказаться на потенциале его здоровья.

Никто не знает, на что же он способен, пока не сделает попытку . Существует много людей, которые не терпят неудач. Это происходит чаще всего потому, что они никогда не делают никаких попыток. Если что-то идёт не так, старайтесь просто не идти следом.

Узнайте об основных путях обретения жизненного знания . Помните, что мы рождены для поиска истины и только, а вовсе не для обладания ею. Как минимум три пути ведут к знанию: первый путь самый благородный — это путь размышления; второй путь самый лёгкий — это путь подражания; третий путь самый горький — это путь опыта.

Единожды познанная мысль не может быть утрачена . Если что-то Вам непонятно, знайте, что ещё не пришло время для познания Вами какой-либо истины. Однако будьте уверены, что семя познания уже посеяно и растение со временем появится и, подобно цветку лотоса, развернётся естественно и постепенно.

Проблема — это превосходная возможность измениться к лучшему . Большинство проблем порождается исходящими от нас вибрациями, и все проблемы — это не что иное, как удивительно предоставленная нам возможность меняться к лучшему.

Каждая трудная ситуация имеет очень великую воспитательную роль . Абсолютно в каждой трудно разрешаемой ситуации имеется очень весомая личная причина, которую мы должны так или иначе устранить. Ради собственного же блага научитесь выражать свои собственные чувства как ребёнок: радоваться и огорчаться искренне. Избавьтесь от боязни реакции других людей на проявления Ваших искренних эмоций, особенно если при этом Вы не оскорбляете их чувств.

«Препятствиями растём» . Жизненные препятствия и невзгоды — это удивительная возможность для роста и развития в новом направлении. Научитесь воспринимать свою жизнь как удивительную школу, где каждая ситуация даёт нам полезный жизненный урок.

Похожие публикации