Занятия египтян. Древний Восток. Древний Китай в сексуальном ракурсе. Главные органические черты рабства

Наиболее значительное место в жизни страны имело земледелие. Оно основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основным видом хозяйства. Древние египтяне возделывали несколько видов хлебных злаков (в т. ч. ячмень, полбу и пшеницу). Наряду с крупными хозяйствами, принадлежавшими аристократам и знатным чиновникам, существовали и небольшие крестьянские хозяйства, грядки которых поливали из кувшинов. Египтяне возделывали сады и виноградники, выращивали лен.
Недостаток пахотных земель в долине заставлял египтян все свободные земли использовать для посевов. Лишь в Дельте существовали обширные пастбища, где в больших количествах разводили скот. Существовали разные породы крупного и мелкого рогатого скота. Выводились племенные породы. Скот был одним из основных видов богатства. Во время войн с соседними племенами фараоны старались захватить как можно большее количество
быков, ослов, овец и коз.
Египтяне разводили также домашних гусей, уток, лебедей и голубей. В храме солнца одного из египетских фараонов сохранилось изображение сцены добывания меда, что говорит о существовании пчеловодства.
Многочисленные изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, рассказывают о значительном развитии ремесел, таких, как обработка камня, дерева, металла и кожи, изготовление папируса (писчего материал и), ткацкое дело.
Не имея твердого металла, египтяне добывали камень интересным, хотя и примитивным способом. Для обработки камня пользовались различными инструментами, в частности пилами, сверлами и резцами. О высокой технике обработки камня свидетельствуют ценные сосуды, сделанные из твердых пород камня с удивительной точностью.
Особенных успехов египтяне достигли в строительном деле. Один из древнейших каменных храмов был построен в эпоху III династии. С этого момента каменная архитектура получила большое распространение в Египте. Для постройки гигантских царских пирамид использовались огромные каменные глыбы. Например, в постройке, расположенной у входа в заупокойный храм фараона Хафра (IV династия), камни длиной 5,45 м весят около 42 т.
Уже в период Древнего Царства получила широкое распространение металлургия. Особенно дорогим металлом считалось метеоритное железо, ценимое за свою твердость (железа в Египте почти не было, равно как и серебра, ценившегося дороже золота и завозившегося из Передней Азии). Высокого расцвета также в эпоху Древнего Царства достигло ювелирное искусство. Египетские ювелиры изготавливали украшения и ценные изделия из золота, серебра и электрума (естественного сплава золота с серебром). Браслеты, найденные в гробнице царицы Хетеп-Херес, изготовлены из серебра и украшены тончайшими инкрустациями из яшмы, лазурита и малахита.
Итак, мы видим, что в Египте существовали самые различные профессии. Это говорит о высоком развитии египетской цивилизации.

Конспект урока.

Предмет: история

Класс: 5

Раздел: Древний Египет

Тема: Древний Египет.

Цели: 1. Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме.

2 . Совершенствовать умения работы с картой, доказывать свое мнение и умение опровергать ошибочные мнения оппонента или принимать его точку зрения, ставить и решать учебную задачу.

3. Формировать у учащихся понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять основные понятия темы: папирус, Древний Египет, дельта, речные пороги, речной ил, оазис, рельеф, фараон, писец, фараон, столица, государство.

Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнёра, согласовывают с ним свои действия

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества.

Понимают культурное единообразие мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учебная задача: найти ответ на вопрос «Что дал Древний Египет миру?»;

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: учебная игра с элементами диалога, постановкой и решением учебной задачи.

Оборудование: контурная карта (на доску и учащимся);

карточки с заданиями;

карта «древний Египет;

учебный фильм «Древний Египет»;

жетоны – кристаллики.

План и ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня урок истории проведу у вас я. Зовут меня О. Н.

А с вами мы познакомимся по ходу урока.

II . Сообщение темы, целей урока. Постановка учебной задачи.

(Звучит музыка).

Обратите внимание на доску. Какая тема нашего урока? (Древний Египет).

Древний Египет! Прекрасная и загадочная страна. Мне известно, что вы уже познакомились с историей этой страны. Это правда?

Как вы считаете, тогда чем мы займемся сегодня на уроке?

Правильно, мы с вами повторим пройденный материал, вспомним, что знаем, о чем читали и говорили, изучали на уроках и дома.

Итак, цель нашего урока - повторить, обобщить и закрепить полученные знания.

Цель вам понятна?

Кроме того, перед нами стоит задача, найти ответ на вопрос «Что дал Древний Египет миру?»

А как вы считаете, какие знания нам понадобятся для решения этой задачи? (Знание основных событий, дат, понятий; умение работать с контурной картой, отвечать на вопросы, решать исторические задачи и т. д.)

Совершенно верно. Мы окунемся с вами в океан исторических знаний по Древнему Египту. Изучая которые, мы узнали, как жили древние египтяне, какие события происходили в их жизни, как развивалась хозяйственная и политическая жизнь, культура, быт. Весь этот багаж ваших знаний нам пригодится на уроке. А урок наш будет необычным.

III . Основная часть.

1. Ввод в игру.

Ежегодно огромное количество туристов посещают Египет. Вот и я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие по этой древней стране – по той стране, какой она была много веков и тысячелетий назад.

В путешествие по Древнему Египту отправятся три группы туристов, во главе с руководителями-экскурсоводами. Экскурсовод I группы – … , II – … , III – … . Они будут направлять работу в группах, помогать в случае необходимости. Во время путешествия вы будете выполнять различные задания. Кроме того у вас на партах есть пирамиды, которые вы будете поднимать, если согласны с ответами своих товарищей и если группа закончила выполнение задания. А за правильные ответы, вы получите магический кристалл, который будет светить нам в пути и помогать выбрать правильный курс. Победит та группа, которая наберет большее количество кристалликов.

Как вы считаете, чтобы путешествие было благополучным и увлекательным, какие правила мы должны соблюдать?

    Быть внимательными!

    Быть организованными!

    Проявлять смекалку!

    Быть дружными!

    Допускается только рабочий шум.

А как должны себя вести туристы в чужой стране? (Чтить и соблюдать традиции той страны, в которой оказались)

В путь дорогу собирайся

Знания с собой бери.

Неудачам улыбайся,

Будь находчивым в пути!

2. Ход игры.

а) Конкурс №1. «Строим корабль».

Ребята, а как вы думаете, на чем нам лучше всего отправиться в путь? Почему?

Итак, начинаем строительство кораблей.

Задание: Перед вами детали корабля, на которых написаны тестовые вопросы.

Возьмите по одной детали, кому не хватило, работайте с соседом.

Прочтите задание. Выберите правильный вариант ответа. Выбрали?

Впишите букву в квадратик.

А теперь соберите корабль.

Прочтите, какое слово у вас получилось?

Это и есть название вашего корабля.

Что означают эти названия? (Это названия древнеегипетских городов: Мемфис, Фивы, Асуан)

А кто может показать эти города на карте?

Ребята, а что мы повторили, строя корабль?

Молодцы. Справились с заданием и за это получаете свой первый кристаллик.

б) Конкурс №2. «Оживи карту»

Чтобы путешествовать по морским просторам, нужно хорошо ориентироваться по курсу. Давайте и мы с вами составим карту путешествия.

Задание: у каждой группы имеется контурная карта Древнего Египта и листок с

заданиями. Вам необходимо ее заполнить, ответив на вопросы. Задание

понятно? Команда, выполнившая работу быстро и правильно, получит

магический кристалл.

Давайте «Оживим карту»:

1) Как называлась река, которая протекает через Египет?

2) Какие египетские города обозначены на карте?

(Мемфис и Фивы)

3) Какие моря омывают Древний Египет? (Средиземное,

Красное).

4) Где располагались древнеегипетские пирамиды?

Правильно ли мы «оживили» карту? Сравните с картой Древнего Египта.

Посмотрите на свои карты, поднимите пирамиду, кто не допустил ни одной ошибки?

Что же мы с вами повторили, определяя курс путешествия? (умение работать с контурной картой, природно-географическое положение Древнего Египта)

Молодцы! Справились с заданием.

в) Конкурс №3. «Строительство пирамиды».

Ну что же корабли построены, курс выбран. Самое время отправляться в путь.

Итак, наши корабли бороздят водные просторы Средиземного моря.

(фрагмент фильма, как корабли бороздят водные просторы)

И вот мы входим в дельту реки Нил. Плывём. По правую сторону от нас показались какие-то строения. (Фрагмент фильма, где показаны пирамиды). Что это?

Правильно, пирамиды. А что в них находится? (Саркофаг фараона).

А кто охраняет эти огромные гробницы? (Большой сфинкс).

А кто помнит самая высокая пирамида была построена какому фараону? (Хеопсу)

Сколько была высота этой пирамиды? (150 метров)

Вот и нам с вами предстоит построить свою пирамиду. Для этого вам придётся вспомнить основные понятия и даты относящиеся к истории Древнего Египта.

(На большом листе бумаги изображена пирамида, состоящая из отдельных блоков, на каждом блоке с обратной стороны записан вопрос. Задача команд: сложить пирамиду из отдельных кусочков – блоков, при этом читая вопрос и отвечая на него).

Руководителям групп предстоит возглавить строительством.

Задание: я приглашаю руководители к доске. Ваша задача – из блоков сложить

пирамиду. Для этого вы по очереди берёте блок по номерам, начиная с

первого читаете вопрос для своей группы, кто-то из ребят отвечает. А

остальные слушают внимательно и, если согласны, поднимаете пирамиды.

Если вы затрудняетесь ответить – отвечает представители другой группы.

За каждый правильный ответ группа получаем кристаллик.

Работаем быстро и слаженно

    Приспособление, с помощью которого

поднимали воду на поля.

    Египетский Бог Солнца.

    Египетский бог, судья в царстве мёртвых.

    В каком году была построена пирамида Хеопса? (2600 г. до н.э.)

    В каком году было образовано единое государство в Египте? (3000 г. до н.э.)

    Какой фараон совершил самые крупные завоевания в истории Египта? (Тутмос).

А кто скажет в каком году это было? (1500 г. до н.э)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Пирамиду мы с вами построили.

А что мы при этом повторили? (даты, основные понятия, фараонов)

д) Конкурс №5. Стоянка в Мемфисе.

Ну что же, отправляемся дальше? А чтобы узнать куда, разгадайте ребус.

Так куда же мы держим путь? Правильно в Мемфис.

Итак, наши корабли бороздят водные просторы реки Нил. Вдруг перед нашими взорами впереди показался красивый город – столица Древнего Египта. Ну что же давайте войдём в город.

И вот мы вступаем в Мемфис. Идем по улицам, рассматриваем достопримечательности, и здесь наши пути расходятся:

Одна группа идет в гости к простому египтянину-земледельцу

Вторая группа отправится к вельможе.

А третья группа – посетит ремесленника.

Ваша задача, используя раздаточный материал, который лежит у вас на партах, подготовить рассказ о том, как жили, чем занимались те, к кому вы ходили в гости. А затем каждая группа расскажет о своих наблюдениях.

На всю работу отводится 2 минуты.

Вот мы и собрались все вместе. Поделитесь с нами своими впечатлениями об увиденном. (Выступления групп)

Так что же дали земледельцы миру? (строительство оросительных каналов)

А что дали ремесленники миру?

Что в усадьбе вельможи пригодилось миру?

Ребята, что общего было в положении всех этих людей?

А в чём различие?

Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?

Молодцы, вы справились с заданиями. Получите свой заветный кристалл.

Наша экскурсия по Мемфису подошла к концу. Так что же дал Мемфис миру? (Строительство каналов, архитектурные сооружения, живопись, скульптуру, древнеегипетские пирамиды, Большого сфинкса)

Но это еще не всё. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент учебного фильма «Древний Египет». Пока вы будете смотреть, подготовьте ответ на вопрос, «Что же ещё дали миру египтяне, о чём мы ещё не говорили?»

(Просмотр фрагмента фильма)

Так, что же вы узнали нового из этого фрагмента?

(арифметику, зарождение геометрии, астрономия, египетские жрецы составили точный календарь, изобрели водяные часы, медицина: существование врачей разных специальностей: хирурги, окулисты, зубные врачи ).

3. Итог игры.

Наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в обратный путь.

Вот и родной дом. Посчитайте свои кристаллики. Так кто же стал лучшим знатоком Египта? Молодцы, ребята. Вы славно потрудились: повторили не только пройденный материал, но и узнали нечто новое. Вы проявили смекалку, смогли оказать помощь тем, кто в ней нуждался, а ведь это очень важно в жизни – приходить людям на помощь, совершать добрые поступки. Особенно активны сегодня были … они получают оценку «5», показали свои знания … они получают оценку «4».

4. Рефлексия.

Понравилась ли вам игра-путешествие?

Ясна ли была цель игры и твоя роль в ней?

Что показалось наиболее интересным и запомнилось?

Появилось ли желание узнать больше о Древнем Египте?

Хотели ли бы вы еще участвовать в игре?

IV . Итог урока.

    Подведение итога.

Над какой темой мы работали?

Какую цель вы ставили в начале урока?

Как вы считаете, достигли ли вы ее?

Так что же дал миру Древний Египет?

V . Домашнее задание.

Д/з предлагаю вам на выбор:

составить кроссворд по теме «Древний Египет»;

составить рассказ «Что я увидел (а) путешествуя по Древнему Египту»;

Наш урок подходит к концу. И на память о нем уроке я хочу подарить вам статуэтку. Это Карлик Бес – по верованиям египтян он отгоняет злых духов и приносит удачу. Я желаю вам удачи! Большое спасибо вам за урок. Урок окончен.


Тема 3.Цивилизации Древнего Востока Цивилизация Древнего Египта

14.05.2013 15872 0

Тема 3.Цивилизации Древнего Востока

Цивилизация Древнего Египта

Природа и занятия жителей Древнего Египта. Египта . – страна на северо-востоке Африки, в долине реки Нил – от его первого порога до Средиземного моря.

Основная часть страны была занята пустыней, поэтому люди селились по берегам Нила, несущего свои воды с юга на север, в его дельте и в редких оазисах. Сами египтяне называли свою страну Кемет, что означает«Черная земля», подчеркивая этим плодородие её почвы, в противоположность «Красной земле», то есть пустыне.

Древнегреческий историк Геродот определил Египет как «дар Нила», тем самым подчеркнув исключительную роль реки в жизни древних египтян.

Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва – главное богатство Египта, основа жизни его населения.

На орошаемых землях выращивали ячмень, пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила были густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян.

Более 6 тыс. лет назад в долине реки Нил на северо-востоке Африки образовалось около 40 небольших царств . Эти царства постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей.

В результате к концу 4 тысячелетия до н. э . в образуются два значительных государства – Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере) .

Царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет, после чего образовалось единое Египетское государство. Царь Южного Египта получил почетное прозвище Перо, т. е. «высокий дом», «дворец» (отсюда произошло слово фараон).

Произошло это примерно в 3000 году до н.э . Первого фараона, объединившего Египет, в одно государство называют Менесом (Мина). На побережье нижнего течения Нила было построено укрепление, названное «Белой стеной». Позже здесь была построена первая столица Египта. Это был город Мемфис . Повелителей всего Египта называют фараонами .

Во II тысячелетии до н.э. в Египте полностью образовался и укрепился рабовладельческий строй.

Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов.

Царя Древнего Египта называли фараоном. Фараон был верховным правителем и верховным жрецом. Египтяне считали, что он является живым богом на земле и остается богом после смерти.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог солнца. Парадными головными уборами были короны Юга и Севера и двойная корона.

Ему целиком принадлежала государственная власть. После фараона самыми знатными людьми были администраторы . На службе у фараона состояли вельможи - знатные и богатые люди, царские сановники , военачальники . Вельможи считались слугами фараона, которые должны были выполнять все его приказы и угождать его прихотям.

На сохранившихся изображениях фараон восседает на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Во дворце к правителю Египта вельможи приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, они вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: "Да поступит повелитель так, как будет угодно, ибо мы дышим воздухом лишь по его милости”.

За хорошую службу фараону вельможу могли назначить "носителем царских сандалий” - это было одним из самых почетных титулов Древнего Египта. Но если вдруг вельможа провинился перед фараоном, то он мог быть наказан и даже лишен своего дома.

Наиболее известными фараонами были Тутмос, Аменхотеп и Рамзес.

На службе фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Стражники и посыльные охраняли скот, посевы и дома вельмож, выполняли их поручения. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. Земледельцы платили налоги - отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота. Каждый египтянин должен был исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям.

Положение тружеников в Древнем Египте. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.

Для орошения полей египтяне строили каналы и длинные земляные насыпи на берегах Нила. Сады и огороды, на которые вода не доходила во время разливов, поливали при помощи особых приспособлений - шадуфов, напоминающих до сих пор использующиеся колодезные журавли.

Древний Египет считался житницей Древнего мира, потому что отсюда вывозили зерно и продукты питания в другие страны.

Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Для производства тканей выращивали лен. Ткани были очень дорогие. Только самые знатные и богатые люди могли позволить себе носить длинные одежды, украшенные вышивкой. Земледельцы и ремесленники носили набедренную повязку, или в коротких рубахах без пояса.

У простых египтян жилище было очень примитивным. Дома строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей, крыша – из пальмовых листьев или камыша, скрепленного илом. На земляном полу - циновки из тростника, около очага - глиняная посуда.

У египтян было немало домашних животных. Они первые приручили гуся, утку, антилопу, а также сокола для охоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации.

В Египте работало множество ремесленников: ювелиров, горшечников, кожевников, ткачей, кораблестроителей, столяров, плотников, искусных металлургов, выплавлявших из руд олово и медь, чтобы получить твердую бронзу для оружия, утвари и украшений. Серебра в Египте было меньше, чем золота, поэтому оно ценилось выше. Но денег еще не знали, торговали путем обмена.

Для наиболее тяжелых работ в Древнем Египте использовали рабов. По большей части все или почти все они были чужеземцами. Как правило, в Древнем Египте рабами становились захваченные в плен воины или жители покоренной страны. Победитель имел право убить побежденного. Если же он щадил его, то становился господином его жизни и смерти.

Египтяне называли их "живые мертвые” и относились к ним, как к неодушевленным орудиям труда.

Войско фараона . Могущество фараона обеспечивало его войско. И поэтому каждый правитель Египта очень внимательно следил за тем, чтобы армия была многочисленна, хорошо вооружена и ни в чем не нуждалась. Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

В египетской армии воины-пехотинцы были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами. Щиты были деревянными. Тело защищали доспехи из кожаных полос, иногда укрепленных бронзовыми пластинками. Каждый отряд сражался одним или двумя видами оружия. Были отряды копейщиков, лучников.

При штурме крепостей египтяне применяли лестницы с деревянными колесиками, облегчавшими их остановку и передвижение вдоль крепостной стены. Брешь в крепостных стенах пробивали большими ломами. Так зарождалась техника и способы штурма крепостей.

Фараоны имели отборные отряды телохранителей.

В середине 2 тысячелетия до н.э . были созданы отряды воинов, сражавшихся на колесницах . На двух колесах со спицами крепилась площадка для воинов. На колеснице их было двое - возничий и воин, вооруженный луком или дротиками.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колесничими.

Начиная с XVIII в. до н.э. династии фараонов, Египет начал завоевательные походы в соседние страны.

На юге они завоевали Нубию - страну, где были золотые рудники. Подчинили они своей власти и ливийцев , живших к западу от Египта.

Совсем близко от Египта находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на север простирались земли Палестины, Сирии, Финикии. Во все эти страны египетские фараоны совершали военные походы.

Во время царствования Тутмоса III (1525 – 1473 гг. до н.э.) только против Сирии было организованно 17 походов. Самые крупные завоевания Тутмос III. совершил около 1500 года до н. э . При нем границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат, а в Африке - до четвертого порога Нила. С покоренных народов фараоны собирали дань: золото, серебро, медь, дорогие ткани, ценную древесину, изделия ремесленников, зерно, скот. Тысячи пленных угонялись в рабство. Им сохраняли жизнь, но они не имели никаких прав.

Воины-египтяне принимали участие в завоевательных походах, защите государства, но не использовались для охраны дворца фараона. Для этой цели фараоны предпочитали наёмное войско.

Рабовладельческий строй в Египте. Во II тысячелетии до н.э. в Египте полностью образовался и укрепился рабовладельческий строй.

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными классами при рабовладельческом строе были рабовладельцы и рабы

Возникший в результате разложения первобытнобщинного строя рабовладельческий строй был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним феодализм.

Главные органические черты рабства:

1) раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства);

2) он - одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина;

3) раб не имеет собственности на средства производства

4) раб подвергается эксплуатации путём внеэкономического принуждения.

В многообразии форм рабской зависимости различают два основных типа рабства:

1) раннее, или патриархальное , рабство, связанное с натуральным видом хозяйства:

2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями.

Источниками рабства были военнопленные, свободные, попавшие в рабство за долги, рожденные рабами. Для поздней Римской республики и отчасти для Римской империи военнопленные были одним из главных источников рабства.

При рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при рабовладельческом строе объясняется, во-первых , тем, что источник энергии - мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых , отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого в конце концов должен был уступить место другому способу производства.

Культура, религия, быт в Египте.

Иероглифическая письменность. Более пяти тысяч лет тому назад египтяне обрели иероглифы – система рисунков – значков. Иероглиф по-гречески означает "священное письмо", "священный знак". В египетском письме более 700 иероглифов. Первоначально иероглиф представлял собой упрощенный рисунок, обозначающий определенное слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги или даже звуки, но только согласные. У древних египтян обозначений для гласных звуков не было.

Писали на папирусе – материале, получаемом из стеблей тростника-папируса. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в трубочку - свиток. Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными палочками. У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением для чернил.

Школы Древнего Египта. Первые сведения о школах у древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Грамоте обучали только мальчиков. Обучали детей с 5 лет. Но не все египетские ребята ходили в школу. Дети простых ремесленников и земледельцев редко становились образованными людьми.

Сначала школьник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги.

В 3-ем тысячелетии до н. э. писали на глиняных черепках, коже и костях животных. На папирусе писали тонкой палочкой. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали только для обозначения знаков препинания и выделения главных фраз. Школьные папирусы использовали несколько раз. Перед тем как еще раз написать что-либо на старом папирусе, ученики смывали с него ранее написанное. Затем учителя-писцы ставили на папирусе число, месяц, день и год урока, и ребята начинали выполнять задание учителя.

Учебники, по которым учились древние египтяне, представляли собой свитки, на которых были написаны тексты, предназначенные для переписывания и заучивания наизусть.

Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников сурово наказывали.

Детей учили не только читать и писать. Им преподавали также астрономию, медицину, языки других народов, математику. Эта наука могла понадобиться египтянам для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, которые жрецы проводили для прогноза разливов Нила. Важными науками, которые преподавались в школе, были география и геометрия, с помощью которых ученик мог научиться рисовать план местности.

Особое место занимали царские школы, где дети вельмож учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

В школах учились не только будущие писцы и вельможи, но и жрецы. Они были в Древнем Египте настоящими хранителями знаний.

Жрецы не только сохраняли древние знания, но и достигли больших успехов в астрономии, математике, химии и медицине. Они, наблюдая за небом, составили точный календарь и предсказывали, когда начнется разлив Нила. Для измерения времени употребляли водяные часы, подобные песочным.

Египетские врачи тоже были жрецами. Они изготавливали разные снадобья и составляли волшебные заклинания, с помощью которых изгоняли злых духов болезней.

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколения только в узком кругу жрецов, чтобы их тайны не узнали простые люди.

Литература. В древнем Египте было множество разных литературных произведений.

Среди них были мифы – фантастические сказания о богах .

Например, миф об Осирисе.

К древнейшим текстам относятся многочисленные гимны , которые слагали жрецы в честь богов. Их записывали на папирусах и высекали на стенах пирамид. Кроме того, составляли магические тексты, с помощью которых душа могла преодолеть опасности на пути к Земле Вечности. Гробницы и саркофаги знатных людей древние египтяне украшали надписями , повествующими об их подвигах и деяниях. Около 3600 лет назад на основе текстов пирамид и саркофагов была составлена дошедшая до нас "Книга мертвых ”, повествующая о богах и загробном мире.

Религия в Древнем Египте. У древних египтян было множество богов и богинь. В каждой местности поклонялись своим богам, однако были и божества, единые для всей страны.

Бог древней столицы Мемфиса – Птах;.

Бог Солнца – Ра; Амон и Амон – Ра; Изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота.

Бог Камня – Бен – Бену;

Бог Неба – Нут ; Представлялась египтянам огромной коровой, по темному телу которой рассыпаны звезды.

Бог Земли – Гебу; Изображали в виде человека с головой змеи: ведь змея - самое «земляное» животное.

Бог подземного царстваОсирис; Изображали с телом человека и головой шакала. В этом царстве сердце попавшего туда после смерти человека кладут на одну чашу весов, а на другую - маленькую фигуру богини правды - Маат. Равновесие означало праведность человека.

Бог Тьмы – Апоп;

Бог Нила – Хапи;

Бог мудрости – Тота; Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны. Тот был писцом богов и научил людей читать и писать, он владел временем, разделив его на годы, месяцы, дни, и вел им счет.

Богиню Бастет - черную кошку - особенно почитали женщины, ведь она покровительствовала их красоте.

Кроме ибиса, в Египте поклонялись и другим священным животным. В Мемфисе содержали большого черного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Когда этот бык умирал, жрецы - служители богов - объявляли по всей стране траур. В искусственном озере содержали ручного крокодила по имени Себек. Были и священные кошки.

Храмы и жрецы. В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Египтяне верили, что именно там поселяются невидимые простому смертному боги.

Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Его ворота были обрамлены высокими выступающими стенами – пилонами, покрытыми каменными рельефами с изображениями богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху каменными столбами - обелисками. На обелисках скульпторы высекали надписи, прославлявшие богов и фараонов. Подход к некоторым храмам украшали аллеи сфинксов. Каменные колонны изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением храма был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую божества. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом.

Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы - зерно, вино, украшения.

Верховный жрец совершал священные обряды - натирал статую душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.

Жрецы пользовались огромной властью, соперничавшей с властью фараона, поскольку египтяне считали, что те говорят от имени самих богов.

Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. Не зря в Древнем мире их считали мудрецами, хранителями древнейших знаний человечества.

В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью и влиянием на народ. Иногда они пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые жрецы сами становились правителями Египта.

Египтяне верили, что после смерти человек продолжает жить, поэтому особо заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа (Ка). Тело особым образом обрабатывали и изготавливали мумию , которую помещали в гроб – саркофаг. Саркофаг, богато украшенный драгоценностями, изображениями богов и волшебными заклинаниями, помещали в гробницу.

Единственное, почти не разграбленное, дошедшее до наших времен погребение египетских фараонов – знаменитая гробница фараона Тутанхамона. Ее обнаружили в 1922 году.

Древние египтяне обожествляли фараона, считая его сыном бога Солнца – Ра. Они верили, без фараона, так же как и без солнца, невозможна жизнь на земле. Все должно было подчиняться воле фараона - не только люди, но и сама природа.

Строительство пирамид . Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды , на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей.

Самая первая пирамида была построена в честь выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (18 в. до н. э.).

Самая высокая величайшая из пирамид - пирамида Хеопса. Она была построена около 2600 г. до н.э. Ее высота почти 150 м .

Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света , так как постройки самих греков и архитектурные памятники последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что 100 тыс. человек трудились на строительстве пирамид непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения одной пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Однако в наши дни ученые считают, что пирамиды возводились только во время разлива Нила, когда у земледельцев не было возможности трудиться на полях.

Рядом с пирамидами, расположенными в местечке Гиза на западном берегу Нила, находится знаменитый лежащий Большой сфинкс - вырубленное из целой скалы изображение льва с человеческим лицом. Длина сфинкса - 57, а высота 20 метров.

Арабы называли Большого сфинкса "Отцом Ужаса”, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

Сфинкс, как и пирамиды, стал символом египетской культуры.

Во 2 тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды - они стали хоронить своих фараонов в скалах и подземельях. Многие гробницы были разграблены еще до того, как их нашли ученые, но одну гробницу нашли нетронутой, ей было более трех тысячелетий. В саркофаге оказалась мумия фараона Тутанхамона.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные (закрытые) тесты.

а) Тигр б) Евфрат в) Ирмак г) Ганг д) Нил

2. Какую землю называли «Черная земля»?

а) Двуречье б) Египет в) Малая Азия г) Месопотамия д) Сирия

3. Столица Египта?

а) Сиут б) Сиена в) Мемфис г) Ахетатон д) Саис

4. Присвоение созданного трудом других людей

5. Сбор в пользу государства

а) эксплуататоры б) рабовладельческий строй в) государство г) налог д) эксплуатация

6. Завоевательные походы особенно процветали во время правления …

а) Тутмоса III б) Тутмоса I в) Джосера г) Хеопса д) Тутанхамона

7. На чём,в основном, писали в Египте

а) глина б) папирус в) бумага г) шелк д) камень

а) Синухетта б) Хеопса в) Тутанхамона г) Тутмоса д) Джосера

9. Когда была построена пирамида Хеопса

а) 3600 г до н.э. б) 3000 г до н.э. в) 2600 г до н.э. г) 2000 г до н.э. д) 2100 г до н.э.

10. Когда на территории Египта зародился рабовладельческий строй

а) 6 тыс до н.э. б) 4 тыс до н.э. в) 3 тыс до н.э. г) 2 тыс до н.э. д) 1 тыс до н.э.

2) Творческие задания.

А) Наведите порядок.

Боги и священные животные, почитавшиеся в древнем Египте.

1) АМОН-РА

А) священный крокодил

Б) богиня неба

В) бог солнца

Г) священный бык

Д) покровительница женщин и их красоты

Е) бог тьмы

Ж) богиня Правды

Б)Задание – "Текст с ошибками”:

Древние египтяне обожествляли фараона. Они верили,что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Луны (Солнца) .Ещё при их жизни им строили огромные гробницы –шадуфы (пирамиды).

В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)

В) Задание – заполнить таблицу "Природные условия Древнего Египта”

№ п/п

Вопросы

Египет

Где располагается страна?

Крупнейшие реки

Чем омывается

Поверхность земли

Г) Задания: Проанализируйте археологические данные, исторические источники и ответьте на вопросы:

Какая страна описывается в этом отрывке?

"…Простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны все другие местности… С запада защищена Ливийской пустыней. К востоку одни части страны защищены рекой другие пустыней, болотистыми местами… Четвертая сторона вся омывается защищающим ее морем; плавание вдоль брега крайне продолжительно, а высадка очень трудна, т.к. нельзя найти безопасной гавани”

Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место. Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.


Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место.

Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.

Вдоль берегов Нила вырастал необыкновенный папирус, высотой до пяти метров, толстые стволы которого люди вырубали и использовали для строительства жилища, заборов и прочих хозяйственных сооружений. Обмазанные мокрой глиной стены из папируса, высохшие под лучами палящего солнца, становились твердыми и весьма надежными для защиты от ветра и диких животных. Из старых «папирусных бревен» делали лодки, а из молодых нежных побегов плели корзины, циновки и изготавливали папирусную бумагу для рисунков и письма. Сладкие побеги употребляли даже в пищу как в сыром, так и в вареном виде.

Заросли папируса и тростниковые кущи были настолько быстрорастущими, густыми и непроходимыми, что людям приходилось вырубать их топорами и прокладывать оросительные системы для полей с ячменем и заливных лугов для выпаса быков, коров и коз. Чтобы в пойменных лугах не образовывались болотные топи со зловонными газовыми испарениями, москитами и ядовитыми змеями, египтяне научились уничтожать болотные топи и строить оградительные дамбы и отводные сточные каналы. Но Древний Египет занятия своих жителей не ограничивал простым земледелием и скотоводством.

Значительная часть египтян занималась ремеслами и торговлей. Ювелирные и косметические лавки, ткацкие и кирпичные мастерские, гончарные и стекольные производства процветали в древнеегипетском царстве и определили будущее развитие великой цивилизации. Люди разных сословий населяли тогда страну. Кроме ремесленников, свободных крестьян и торговцев в Древнем Египте проживали жрецы, актеры, служители культа, знатные рабовладельцы и фараоны. Строились неописуемой красоты храмы и дворцы, возводились гробницы и пирамиды.


Продолжаем наше путешествие в культуру Древнего Египта. Мы с Дашей уже узнали о том, что значил Нил в жизни египтян, что такое пирамиды, кто такие боги и фараоны. А сегодня мы решили поговорить с ней о загробной жизни. Тема изначально показалась мне не очень детской, но без этого изучение Египта было бы неполным.

Поэтому еще до начала всех наших игр, я приготовила для Даши пирамиду, которая открывается и закрывается (держится она на лентах, другого способа я не придумала). Наружные стены пирамиды я раскрасила: карта Египта, иероглифы, внутреннее устройство пирамиды. На одной внутренней стороне нарисовала процесс мумификации. А другие стороны оставила чистыми (скоро расскажу почему). Так вот начали мы наши игры с того, что почитали энциклопедию, в которой рассказывалось про загробную жизнь.

Я достала пирамиду, и Даша сначала ее просто рассматривала. Она узнала карту Египта, заинтересовалась иероглифами. Потом ее заинтересовал рисунок внутреннего устройства пирамиды и я стала рассказывать про усыпальницы фараонов и цариц, тоннели и многое другое.

Я предложила ей представить себя древними египтянами, которые мумифицировали фараонов. Мы прочитали о том, как происходил этот процесс, рассмотрели картинки. Я очень аккуратно рассказала о том, что органы фараона помещались в специальные погребальные сосуды и их охраняли каждого свой дух. Мы рассмотрели изображения этих сосудов и прочитали, что это были за органы (поговорили о них, используя атлас Тело человека).

Я достала маленькую куколку, сделанную накануне мной из фольги. Даша представила себе, что это фараон. Мы взяли бинт, разрезали его на полоски, и с помощью клея пва Даша начала процесс мумификации. Как только мумия была готова, мы поместили ее в специальный саркофаг (его я тоже сделала накануне из коробочки от лекарства маленькой. Я обклеила ее белой бумагой и распечатала рисунок мумии на саркофаге, который Даша раскрасила).

Именно в этот саркофаг Даша положила нашу мумию и мы закрыли саркофак и залепили его скотчем.

Я рассказала Даше про Ба и Ка и мы решили, что необходимо обставить гробницу нужными фараону вещами, к которым сможет вернуться Ка.

Древние египтяне верили, что после жизни земной их ждет жизнь загробная. Поэтому они так фанатично пытались сохранить свое тело после смерти. Египтяне верили в существовании Ба и Ка. Ба очень похоже на то, что мы называем душой. Ба изображали в обличии птицы с человеческой головой. После смерти Ба была неразрывно связана с телом.

Ка символизирует жизненную силу. Ее изображали, как подобие ее носителя с поднятыми вверх руками. Ка рождалась вместе с человеком. После смерти Ка направлялась в загробный мир для встречи с богами. Если тело человека было подобающим образом сохранено, то каждое утро Ка возвращалась, ела пищу, оставленную жрецом, а на закате опять отправлялась в загробный мир.

Чтобы само тело сохранилось как можно лучше, его мумифицировали. Фараоны считали, что для этого необходимо сделать несколько гробов. Само тело превращали в мумию.

Мы взяли нашу волшебную коробочку (в нее мы складываем все картинки, вырезанные из старых журналов и ненужных книг с заданиями) и нашли все, что может потребоваться фараону (мебели не оказалось в нашем арсенале картинок). Это все Даша разделила на группы и оклеила ими стены пирамиды изнутри. Вот такую погребальную процедуру мы совершили.

Далее мы перешли к играм с «Рабочей тетрадью египтолога » (изд-во Пешком в историю). Мы сделали предложенную нам книжечку-напоминалку о процессе мумификации и поиграли в игру-бродику, которую нашли на последнем развороте книги.

Игра нам очень понравилась. В ней мы путешествовали по загробному миру, выполняли задания и повторяли пройденную информацию.

Завершила Даша тему, выполняя игры и задания из книги про Древний Египет.

Похожие публикации