Фотографии гробницы тутанхамона. Самые необычные факты о египетских фараонах (11 фото). PHARAOH Личная жизнь

"Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее,

Ничто не сравнимо с обаянием ее грациозного облика.

Так скажут? Но есть ли в ней то, что в ней любят больше всего,-

Сердце стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз.

Ей дано больше очарования,

Чем это смогла передать кисть.

И в сердце ее больше добродетели,

Чем красоты в ее лице."

Граф Л.Ф.Сегюр "К портрету М.Дьяковой кисти Д.Г.Левицкого"

Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778

В петербургских домах XVIII века обожали ставить домашние спектакли. В декабре 1777 года в доме П.В.Бакунина ставили оперу, привезенную молодым обаятельным человеком Николаем Львовым из Парижа. Главные оперные партии пели сестры Дьяковы, а сам молодой человек был занят во второстепенной партии. Все приглашенные на спектакль были очарованы игрой и пением Машеньки Дьяковой. Вероятно, участие в этих спектаклях оказало большое влияние на М.А. Дьякову. Особенно она запомнила спектакль "Дидона", где исполняла роль самой Дидоны, отвергшей ради любимого союз с нелюбимым человеком, который давал ей престол и свободу. В своей жизни М.А. Дьякова поступила также.


Все пятеро дочерей семейства Дьяковых были хороши собой и блистали в петербургских домах на приемах и балах. В Машеньку влюбились сразу два приятеля, два поэта - Николай Львов и Иван Хменицер... Произошло это примерно в 1774 году... А спустя несколько лет старшую сестру Машеньки, Александрин, без памяти полюбил третий приятель и поэт Василий Капнист...

Свое первое издание басен Хемницер посвятил Машеньке. Но ее сердце принадлежало другому, тому кто неоднократно посвящал ей стихи и воспевал ее в идиллически сентиментальном духе. Она влюбилась в Николая Александровича Львова...

Левицкий Д.Г. Портрет Николая Александровича Львова. 1789

Хотел бы я, чтоб ты мне образ свой оставил,
Он точно так умно, как ты глядишь, гляди
И мне о дружестве твоем ко мне твердит.
Но нет, он каждый раз мне только досадит:
Я б говорить его заставил,
Чтоб чувствовать со мной и чувства разделять,
А он молчанием мне будет отвечать.

И.Хемницер "На портрет Н.Львова"

Он был совершенный человек эпохи Возрождения: писал стихи, переводил на русский архитектурные труды Палладио, собирал фольклор и писал либретто для комических опер, занимался геологической разведкой и совершенствовал отопительную технику того времени. И, конечно, строил, строил много - собор в Могилеве, который Екатерина II пожелала воздвигнуть в честь ее встречи с австрийским императором Иосифом II, Невские ворота в Петропавловской крепости и, по особому заказу Павла I, удивительного вида дворец в Гатчине, предназначавшиеся для великого приора Мальтийского ордена, изящную церковь в Мурино - имении графа Воронцова; кроме того, Львов проектировал жилые дома и типовые почтовые станции, переделывал Кремлевский дворец в Москве. Но все это будет потом, а пока... пока он был не богат и на взгляд родителей Машеньки... бесперспективен. "Ведь у него - всего лишь маленькое имение около Торжка, рассуждал отец, обер-прокурор. - Ну разве допустимо выдавать за него Марию Алексеевну, самую красивую из дочерей производящую сенсацию в пиесах с музыкой и пением? Нет, богатые женихи и для нее найдутся..."

Подозревая об истинности отношений Львова и Марии Дьяковой и еще один друг Николая Александровича - художник Дмитрий Левицкий, преподававший в Академии художеств класс портретной живописи. В 1778 году он получил заказ от обер-прокурора - написать портрет Машеньки. Левицкий выразил свою любовь в этом портрете Маши и еще в олдном, написанном спустя несколько лет… незадолго до того дня, когда сердце обер-прокурора и бригадира Алексея Афанасьевичаа Дьякова, дало-таки трещину!

Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Львовой. 1781

Больше всего повезло Василию Капнисту. Он официально стал женихом Александрин и не мог смотреть спокойно на страдания влюбленной пары. Накануне собственной свадьбы он решил помочь другу, рискуя навлечь на себя гнев будущего тестя: отправившись вместе со своей невестой и ее сестрой Машенькой на бал, свернул с дороги и подъехал к маленькой церкви на Васильевском острове, где их ждали взволнованный Львов и священник. Здесь Машенька и Николай Александрович были обвенчаны, после чего новобрачный отправился домой, а Капнист повез сестер на бал...

"Тайна свято соблюдалась всеми участниками этой необычной женитьбы:три года муж и жена прожили друг с другом врозь в разных домах, и даже близкие друзья не знали ничего о браке " - пишет А.Глумов в биографии Н.Львова.

Боровиковский В.Л. Портрет Капниста

Ты, Капнист, меня просил,
Чтоб в бессмертие стихом тебя вместил,
Но всех на то не станет сил,
Ты был
И будешь мил.
Н.А.Львов

Даже соперник Львова - влюбленный Иван Хемницер - не знал о женитьбе. Он сделал Марии Алексеевне предложение и, разумеется, получил отказ. Будучи однолюбом, он не решился связывать судьбу с другой женщиной, и так и умер в одиночестве спустя несколько лет...

Но... обожаемый Машенькой человек, так и оставался непризнанным ее семейством. Даже несмотря на бриллиантовый перстень, подаренный ему государыней, и золотую с алмазами табакерку от Иосифа II - царственный знаки уважения его заслуг!

"Четвертый год как я женат...легко вообразить извольте, сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнию, влекло мне заботы, сколько труда... не достало бы конечно, ни терпения моего, есть ли бы не был я подкрепляем такою женщиной, которая верует в Резон, как во единого Бога " - писал Н.А.Львов в письме к одному из приятелей.

М.А.Львова Гравюра с портрета Боровиковского

Уж любовью оживился,
Обновлен весною, мир,
И ко Флоре возвратился
Ветреный ее Зефир.

Он не любит и не в скуке...
Справедлив ли жребий сей:
Я влюблен и я в разлуке
С милою женой моей?

Красотою привлекают
Ветреность одну цветы,
И они ж изображают
Страстной связи красоты.

Их любовь живет весною,
С ветром улетит она,
А для нас, мой друг, с тобою
Будет целый век весна.
Н.А.Львов

Лишь в 1783 году, после того как Львов был избран членом Российской академии, получил чин коллежского советника, после того как начались его успехи на архитектурном поприще и он получил учаток земли в Петербурге, родители Маши дали согласие на брак... Обряд венчания должен был состояться в Ревеле, но вторичное венчание недопустимо и тогда Львов заранее нашел среди крепостных желающих соединить свои судьбы. Пару обвенчали, а после торжественные поздравления принимали две четы. Рассказ этот в высшей степени поэтичен, но именно его некоторая литературность (недаром он чем-то напоминает пушкинскую «Метель») свидетельствует о его позднейшем происхождении. Как все произошло в действительности, нам остается только догадываться; несомненно только то, что молодые люди смогли преодолеть все преграды, вставшие на их пути.

Счастливая судьба Марии Алексеевны помогла и ее младшей сестре - в 1795 году Дарья Дьякова вышла замуж за Гавриила Романовича Державина, друга Николая Львова.

"Другая часть меня " - однажды написал Львов о Маше... Он боготворил жену и она платила ему бесконечной любовью и преданностью. Ей, только ей одной, он посвящал свои стихи...

Дух мой томный ободрился,
Сладка мне надежда льстит,
Та краса, кем я пленился,
Нежный жар со мной делит.
Уж я больше не желаю,
На брегу здесь обретаю
Я любви моей предмет,
И, любя, любим сердечно,
Вот что счастие конечно,
Счастья в свете больше нет.

Н.А.Львов

О том, что родители Машеньки не прогадали и все же хорошо выдали замуж свою дочь свидетельствуют вот такие вот факты... Н.А. Львов стал одним из самых крупных отечественных зодчих. При всех, данных Н.А. Львову Богом, Природой, Судьбой талантах ярко выделяется именно его архитектурное творчество. Он выполнил более 90 архитектурных проектов и 87 из них были реализованы на практике во многих частях Петербурга, Москвы и их пригородов, на тверской земле в Новоторжском уезде (в окрестностях г. Торжка), на Украине, В Прибалтике и в ряде других мест России. Он выполнял значимые архитектурно-градостроительные государственные заказы, личные заказы самодержцев, частные заказы обычно очень богатых и влиятельных лиц (граф, потом князь А.А. Безбородко, князь П.В. Лопухин, княгиня Е.Р. Дашкова, графы Воронцовы и Строгановы, граф А.К. Разумовский, сенатор Ф.И. Глебов-Стрешнев и им подобные люди), а также других, менее состоятельных заказчиков, часто соседей и родственников по Новоторжской земле (Львовы, Бакунины, Полторацкие и др.). Н.А. Львов внес выдающийся вклад в архитектуру и градостроительство России, явился одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, стал по сути первым ландшафтным архитектором в стране (сохраняется понятие "львовский сад").

Дом и бывшие конюшни в усадьбе Безбородько под Петербургом. Архитектор Н.А.Львов

Троицкая церковь ("кулич и пасха") г.Санкт-Петербург. Архитектор Н.А.Львов

Пирамида-погреб в усадьбе Митино под Торжком. Архитектор Н.А.Львов

Глинобитный Приоратский дворец г.Гатчина. Архитектор Н.А.Львов

«Сей человек принадлежал к отличным и немногим людям, потому что одарен был решительною чувствительностью к той изящности, которая с быстротою молнии наполняя сладостно сердце, объясняется часто слезою, похищая слово. С сим редким и для многих непонятным чувством он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным чувством, по которому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могло. Люди, словесностью, разными художествами и даже мастерствами занимавшиеся, часто прибегали к нему на совещание и часто приговор его превращали себе в закон »

Г.Р. Державин

Первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом, впервые в России сконструировал отечественную бумагоделательную машину. Одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки.
Нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа "Львовская летопись".

Написал и перевел несколько обстоятельных научных трудов - книг. Велик вклад Н.А. Львова в песенную и музыкальную культуру. Н.А. Львов внес исключительный вклад в развитие русской музыкальной фольклористики. Он первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне. Первым или одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве и русской культуре, связал ее с проблемой национальности.

Стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке. Одним из первых в России создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян - ямщиков в комической опере. Стал одним из 2-х инициаторов создания первой в России хоровой оперы. Н.А. Львов первым в музыкальной науке, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения...

Когда Николай Александрович заболел, его Машенька взяла на себя все заботы по управлению имением, баловала своих комнатных девушек - красавиц-цыганочек, с детских лет воспитанных Львовым, Лизыньку и Дашеньку. (Наряженные хозяйкой в светские платья, они были запечатлены Боровиковским на портрете). Обе девушки были безгранично преданы Львовым. На руках Лизыньки и скончался Николай Александрович, после тяжелой болезни. Умер он в декабре 1803 года.

Боровиковский В.Л. "Лизынька и Дашинька". 1794

Машенька пережила мужа всего на 4 года. На ее смерть Г.Р.Державин написал своего рода эпитафию, стихотворение "Поминки". Он также преютил трех осиротевших детей Львовых в своем доме. Двое из дочерей Львова вышли замуж и покинули дом Державина, а младшая, Параша, оставалась с ним до конца его жизни, ухаживала за ним, играла на фортепиано...

Победительница смертных,
Не имея сил терпеть
Красоты побед несметных,
Поразила Майну - смерть.
Возрыдали вкруг эроты,
Всплакал, возрыдал и я;
Музы, зря на мрачны ноты,
Пели гимн ей, - и моя
Горесть повторяла лира.
Убежала радость прочь,
Прелести сокрылись мира,
Тишина и черна ночь
Скутали мой дом в запоны.
От земли и от небес
Слышны эха только стоны;
Плачем мы - и плачет лес;
Воем мы - и воют горы.
Плач сей был бы без конца,
Если б алый луч Авроры,
Бог, что светит муз в сердца,
Не предстал и мне сияньем
Не влиял утехи в грудь.
"Помяни, - рек, - возлияньем
Доблесть - и покоен будь".
Взял я урну и росами
Чистыми, будто кристалл,
Полну наточил слезами,
Гроб облив, поцеловал.
И из праха возникают
Се три розы, сплетшись в куст,
Веселят, благоухают,
Разгоняют мрачну грусть.

Памятник Н.А.Львову на Родине архитектора в г.Торжок

Русский Леонардо: Николай Львов

Тверской недоросль

Николай Александрович Львов прожил всего пятьдесят два года. Кажется, немного, но зато как полно и красиво были прожиты эти годы! Счастливая судьба провинциала, успех, достигнутый талантом и случаем, романтическая любовь, благосклонность небес и властей, достаток, верные друзья, построенные по его проектам дворцы и церкви, которые будут стоять века, — это так много для любого обитателя Земли!

Он родился в 1751 году под Торжком, в деревне Черенчицы, хотя родовое гнездо Львовых было рядом, в селе Арпачево. Отец его, отставной губернский прокурор, по разделу наследства самого гнезда не получил и поселился в соседней деревеньке, ставшей потом селом и усадьбой Никольским. Семья была дружная. Мальчик рос на приволье, веселый, неугомонный и на редкость изобретательный…

Григорий Васильевич Сорока

Григорий Васильевич Сорока

Он довольно долго прожил в деревне и оказался в Петербурге, в Измайловском гвардейском полку, только в восемнадцать лет. Тут Николаю повезло. Он попал не просто в солдаты, а в полковую школу, где существенно пополнил свое образование. Юный Львов казался таким же, как все дворянские недоросли. Как писал его биограф M. Н. Муравьев, «явился в столицу в тогдашней славе дворянского сына, то есть лепетал несколько слов по-французски, по-русски писать почти не умел и тем только не дополнил [ложной] славы сей, что, к счастью, не был богат и, следовательно, разными прихотями избалован не был ».

Легкость гения

Биограф Львова, имел в виду, что юные богатые провинциальные дворяне, попав в столицу, полную соблазнов, обычно начинали прожигать жизнь. Львов же, по бедности своей, не смог, как они, пуститься во все тяжкие. Но все-таки не бедность помогла Николаю Александровичу выдвинуться из десятков известных в XVIII веке просто Львовых и князей Львовых.

Посмотрите на портрет Львова работы его приятеля Дмитрия Левицкого. Наверное, художник хорошо знал своего друга. Он точно передал необыкновенно симпатичную личность оригинального, легкого, веселого человека, чем-то похожего на Моцарта. На нем лежит отблеск гения, след, который оставляет на челе человека неуловимое, виртуальное, капризное существо, которое опускается не на каждую голову. Недаром его называли «русским Леонардо » — так широк был круг его увлечений, так открыта была его душа для творчества. «Не было искусства, к которому бы он был равнодушен, не было таланта, к которому бы он не проложил тропинки, все его занимало, все возбуждало его ум и разгорячало сердце …» — так писал о Львове его биограф M. Н. Муравьев.

Портрет Николая Александровича Львова,Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий

В школе Львов стал инициатором создания небольшого кружка любителей словесности. Юноши издавали рукописный журнал «Труды четырех разумных общников ». Энергия творчества распирала Львова: «Хочу писать стихи, но что писать, не знаю ». Ему нравились музыка, живопись, от которой он переходил к скульптуре, но сильнее всего его привязала к себе архитектура.

Львов недолго прослужил в гвардии, ушел в отставку капитаном и отправился за границу — такие права предоставила дворянам Екатерина II. Это путешествие заменило ему университет. Он впитывал шедевры Дрездена, Парижа, Мадрида, Рима, чья архитектура стала образцом для творчества Львова. И времени не терял: «Везде все видел, замечал, записывал, рисовал и где только мог и имел время, везде собирал изящность, рассыпанную в наружных предметах ». Словом, он вернулся в Россию иным человеком — сформировавшимся художником, творцом.

Любовная история


И тут же его настигла любовь, романтическая и прекрасная, какой и положено быть любви творца. Он жил в доме своих родственников Бакуниных, где устраивались домашние спектакли. Тут Николай и обратил внимание на Машеньку Дьякову, дочь обер-прокурора Сената. «Как нежна ее улыбка, — писал француз ский дипломат Сегюр, — как прелестны ее уста, ничто не сравнится с изяществом ее вида, в ней больше очарования, чем смогла передать кисть, и в сердце больше добродетели, чем красоты в лице. »

Мария Алексеевна Львова (урождённая Дьякова; 1755—1807)

Маша тоже увлеклась Львовым — да как можно иначе? Но родители девицы восстали против жениха: кто он такой, этот Львов, без места, без положения, без денег! Львову отказали не только от руки Машеньки, но и от дома обер-прокурора. Это было ужасно! Влюбленный бродил вокруг дома Машеньки, посылал через горничных записки и отчаянно страдал…

Мне несносен целый свет —

Машеньки со мною нет…

Нет, не дождаться вам конца,

Чтоб мы друг друга не любили,

Вы говорить нам запретили,

Но, знать, вы это позабыли,

Что наши говорят сердца.


Сохранились два портрета Маши кисти Левицкого. Один написан в 1778 году, другой — в 1781-м. Поразительно разные эти портреты. С первого на нас смотрит наивная, зардевшаяся от постороннего внимания девица, а на втором перед нами уверенная, гордая женщина. К тому моменту Маша уже год как тайная жена Львова…

Дмитрий Григорьевич Левицкий,

Портрет Mарии Алексеевны Львовой (Дьяковой)(1755-1807).

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Как же это произошло? Не в силах видеть страдания друга, поэт Василий Капнист, помолвленный с сестрой Маши Александрой, придумал нечто весьма оригинальное. На правах будущего родственника обер-прокурора он возил на балы как свою невесту, так и Машеньку.

Василий Васильевич КапнистВ. В. Капнист. Портрет работы В. Боровиковского. Нач. 1790-х

Однажды Капнист завез девушек на Васильевский остров, в Гавань, к маленькой деревянной церкви. А в ней их уже ждали Львов и священник. Машеньку и Николая быстро обвенчали, и сестры, как ни в чем не бывало, поехали на бал. Участники авантюры молчали… несколько лет. Постепенно романтика тайных свиданий стала надоедать. «Четвертый год как я женат… легко вообразить извольте, сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнию, влекло мне заботы… Сколько труда и огорчений скрывать от людей под видом дружества и содержать в предосудительной тайне такую связь… Не до стало бы, конечно, ни средств, ни терпения моего, если бы не был я подкрепляем такою женщиною, как Мария. »

И только через четыре года удалось получить согласие родителей, сломленных упорством молодых. В самый последний момент перед свадьбой они покаялись, сознались, что давно уже муж и жена. Делать было нечего, и, чтобы припасы не пропали, обвенчали лакея с горничной.

Добрый толстый покровитель

Снисходительность родителей Машеньки понять можно — Львов был уже не тот, что раньше. Начало 1780-х годов вообще было счастливым для Николая Александровича. У него появился не только добрый гений — Маша, но и могущественный покровитель — статс-секретарь Екатерины II и потом канцлер России Александр Безбородко.

Александр Андреевич Безбородко,Художник И. Б. Лампи, 1792 год

Он оценил выдающийся талант Львова и его человеческие свойства. Безбородко добился, чтобы тот спланировал в Павловске «Александрову дачу» — особый «сказочный» павильон для внуков государыни. Тут-то Львов впервые встретился с Екатериной. Императрица была в восторге от его изобретений и подарила ему перстень в две тысячи рублей, но главное — она заметила Львова.

Неизвестный художник второй половины XVIII в. Екатерина II с текстом "Наказа". 1770-е гг.

Г. С. Сергеев. Александрова дача. "Вид Дома и Грота в саду его императорского высочества великого князя Александра Павловича". Начало 1790-х гг.


А. Г. Рудаков (?) с рисунка Н. А. Львова. Вид храма, посвященного Фелице, где растет Роза без шипов, в саду великого князя Александра Павловича. 1793 (с правой стороны - сохранившийся павильон Эхо).

Н. Львов. Храм Цереры на Александровой даче. рисунок.

Г. С. Сергеев. Вид Храма, посвященного Фелице, где растет Роза без шипов, в саду его императорского высочества великого князя. Александра Павловича. Начало 1790-х гг.

***
А потом, благодаря Безбородко, Львову поручили создать проект церкви для Могилева по «наружности в правилах лучшей греческой архитектуры», в стиле пестумских храмов. Это было так ответственно — ведь Львов никогда не учился в Академии художеств. И этот проект понравился государыне, она приняла и обласкала архитектора-самоучку. Это решило все! В том же 1780 году он создает знаменитые Невские ворота Петропавловской крепости, затем начинает проектировать и строить Петербургский почтамт. Здесь же находилась и казенная квартира Львова, в которой он прожил более десяти лет.

Могилев, нач. 20 века. Собор св. Иосифа.

Икона св. Иосифа Обручника из иконостаса собора

Св. Иосифа/ уничтоженная во время пожара музея при обороне Могилева в июле 1941 г.

http://mogilewmuseum.iatp.by/history2.html

Богоматерь с Младенцем

Боровиковский Владимир Лукич

Иконы из иконостаса собора св. Иосифа Обручника в Могилеве.

Боровиковский Владимир Лукич

Икона из иконостаса собора св. Иосифа Обручника в Могилеве.

Боровиковский Владимир Лукич

«Невские ворота Петропавловской крепости» работы Бенжамена Патерсена.

Санкт-Петербург. Петропавловская крепость. Невские ворота

Фото Андрея Бутко

Салон в казенном доме

В конце 1780-х — начале 1790-х годов квартира Львова в Почтамте слыла литературным салоном. Сюда регулярно приходили люди замечательные — литераторы и художники: Боровиковский, Капнист, Хемницер, Левицкий, Оленин. Львов был хорошим хозяином, он не надоедал гостям, но определял тон и уровень их общения. Все признавали его безусловный вкус, даже называли «гением вкуса ». Таланты Львова были многочисленны и многогранны. «Искусный рисовальщик, — писал великий князь Николай Михайлович, — Львов был весьма недурным гравером, занимался музыкой, театром, стихотворством, а также механикой и технологией, за что был избран членом Вольного экономического общества. Его изящный вкус и обширные познания сосредоточили около него целый кружок писателей, знакомый с древними классиками и с западной литературой, он в то же время искал мотивов для творчества в русской народной поэзии, был поклонником изящной простоты и врагом всего грубого и напыщенного. »

Владимир Лукич Боровиковский портрет работы И. С. Бугаевского-Благодатного (1825)

Портрет Василий Васильевич Капнист Государственный Литературный музей

Иван Иванович Хемницер

Портрет художника Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина 1824

Александр Григорьевич Варнек

Особое место в жизни Львова занял «мой друг, радость » Гаврила Державин, ставший его приятелем и потом родственником (они были женаты на сестрах). Вот один из эпизодов их знакомства. Державин ведал строительством здания Сената и заказал Львову барельефы. Генерал-прокурор князь Вяземский был недоволен, что фигуру Истины Львов изобразил в голом виде, и приказал ее прикрыть. Державин рассердился, а Львов смеялся: в Сенате голая правда всегда будет прикрыта… Николай Александрович правил стихи Державина, был для поэта высшим судией и мерилом. При этом он, человек легкий, независтливый и умный, никогда не пытался встать выше Державина.

Портрет Гаврила Романовича Державина

Портрет Д.А. Державиной (1767-1842), урожденная Дьякова, вторая жена Г.Р. Державина

Владимир Лукич Боровиковский


Между тем сам зодчий был наделен еще и литературным дарованием. В век высокопарности и манерности литературы он стоял за непривычную тогда простоту и естественность, знал цену русскому языку, собирал русские народные песни. В 1787 году Львов написал комическую оперу «Ямщики на подставе ». В ней нет любовной интриги, нет идеализированных пастушков и пастушек, зато есть грубоватый народ, ямщики, крестьяне, пьяницы. Впервые на сцену было выведено простонародье. Вот ремарка Львова для дирижера: «Начни-ка помаленьку, как ямщик, будто издали едет, не поет, а тананычет, а после, чтобы дремота не взяла, пошибче, да по-молодецки так… ребята подхватят». А вот явление первое оперы: «Слышен издали колокольчик и песня "Как у батюшки в зеленом саду …"» Раньше русские песни слышали только в антрактах итальянских опер, шедших на подмостках «Оперного дома». Такой народности до времен Глинки и «Могучей кучки» русская музыка не знала…

Большой Каменный театр. Б. Патерсен. 1806

А. О. Орловский,Тройка Фельдъегерь 1812

Орловский А. О. «Ямщик, не гони лошадей...»

Отец русской усадьбы


Но все-таки Россия благодарна Львову не за оперы и стихи, которые, в общем-то, не выдержали испытания временем, а за русскую усадьбу, отцом которой он, в сущности, стал. Архитектор сумел приспособить итальянскую ротонду — круглый купольный зал — к условиям России. Церковь-ротонда, созданная Львовым в его имении в Никольском, стоит на горке и имеет свой прелестный секрет. Издали видно, что вначале вечернее солнце золотит лучами купол, а потом как бы «заходит» на ночь в свое «жилище» — храм Солнца.

Усадьба Н. А. Львова Никольское-Черенчицы. Храм Воскресения с родовой усыпальней

Благодаря Львову на смену большим, но неудобным домам, похожим на крестьянские, пришли дворянские особняки в стиле классицизма с изящными портиками, пилястрами, колоннами. Расположенные на возвышенности, они были искусно обрамлены садами и парками, разбитыми с изяществом и чувством меры. Отражаясь в неподвижной глади прудов или тихих рек, дворянские особняки приветливо смотрели на мир, несли гармонию, покой, демонстрируя, как человеческие сооружения могут быть продолжением природы. Неудивительно, что такие усадьбы становились любимыми гнездами тысяч дворян, которые спешили в своих экипажах по дороге, с нетерпением ожидая, когда вдали, на холме, сверкнут белизной колонны родного дома, появится ажурная изящная беседка в парке над прудом и всплывет из-за крон деревьев купол церкви. Это и есть образ Родины.

Знаменское-Раёк — усадьба в Тверской области (Марьинское сельское поселение, Торжокский район),

Над проектированием и строительством усадьбы работал архитектор Н. А. Львов, а также К.Буци, А.Трофимов, англичанин В.Ирвен, итальянец Ф. Руска.

Парадный зал. Акварель неизвестного художника. 18 в.

Усадьба Знаменское-Раёк. 1790-е гг.

Николай Александрович Львов

Будуар в московском дворце графа А.А.Безбородко.

Последняя четверть XVIII века

Наслаждение жизнью

Дворянские усадебные дома, построенные по проектам Львова, были весьма удобны для жизни. Гостей в Никольском поражали необыкновенные изобретения архитектора вроде воздушного отопления. Камин работал как кондиционер. Нагреваемый в нем воздух попадал в трубы, шел по ним в особые вазы с розовой водой и, поднимаясь вверх через воду, становился ароматным.

Барский дом в усадьбе Никольское-Черенчицы

Таким он и распространялся по комнатам. И все это (как, впрочем, и многое другое) в доме Львова было сделано ради главного — ради наслаждения жизнью:

Сберемся отдохнуть мы в летний вечерок

Под липу на лужок,

Домашним бытом окруженны,

Здоровой кучкою детей,

Веселой шайкою нас любящих людей.

Он (Бог. — Е. А.) скажет: как они блаженны…

Портрет семьи Львовых

Слева направо: Леонид (старший сын), Николай Александрович, Александр,

Елизавета, Марья Алексеевна, Прасковья (на руках) и Вера

Миниатюра. Акварель сер. 1790-х??. Частное собрание

Фонтан идей

Львов фонтанировал идеями. Он постоянно что-то изобретал. Так он придумал «землебитие» — специальную технику строительства зданий из утрамбованной земли с прослойками извести. Земля — экономичный, доступный материал, уж земли-то у нас — немерено!.. В такой технике был построен Приоратский замок в Гатчине — и до сих пор прекрасно стоит! Да и в самом проекте замка есть тайна: Львов зашифровал в нем целое геометрическое послание.

Приоратский дворец. Раскрашенная литография

Приоратский дворец. Раскрашенная литография

Он постоянно увлекался коммерческими проектами, надеясь разбогатеть. Но увы! Известно, что коммерция русской интеллигенции обычно состоит в том, чтоб покупать дорого, а продавать дешево. Местом, где Львов пытался осуществить свои проекты, была его дача на берегу Невы (теперь здесь Синопская набережная). Вообще, отдых на даче побуждает русского человека к прожектерству. Так было и со Львовым. Он решил построить рядом с дачей трактир «Торжок», но и кабак дохода ему не принес. Потом он загорелся идеей усовершенствования русской бани. Из этого тоже ничего путного не вышло, но зато сама собой сочинилась книга «Русская пиростатика» об улучшении отопления общественных бань, в которых так все нелепо: на полке — жара несусветная, а на полу ноги мерзнут. Проект оказался из разряда открытий лесковского Левши: «Скажите государю, чтобы ружья кирпичом не чистили

Здесь же, на даче хранился огромный груз каменного (тогда говорили — земляного) угля, обнаруженного Львовым около Боровичей. Он написал даже книгу «О пользе и употреблении рус ского земляного угля». Привез уголь в Петербург, хотел обогатиться — не удалось! Потом уголь случайно загорелся и, несмотря на усилия пожарных, горел… два года, досаждая дымом всему Петербургу.

«Дай мне пожить немного»


Александр Рослин - Портрет Екатерины II

Портрет Александра Андреевича Безбородко (1747-1799). ГМЗ Павловск

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Благовещенская усыпальница Александро-Невской лавры. Безбородко, Александр Андреевич (1747-1799). Скульптурный памятник. Ск. Ж. Д. Рашетт, арх. Н. А. Львов, 1803 г. Бронзовая многофигурная композиция на мраморном постаменте. В центре на колонне портретный бюст Безбородко, за ним крылатый гений Мира с оливковой ветвью. По сторонам две аллегорические женские фигуры: слева сидящая на стопке книг возле нее фигурка петуха; справа крылатая, опирающаяся на колонну На колонне и постаменте вырублены надписи. Надгробие А. А. Безбородко установлено в палатке, в нише южной стены. Цоколь памятника с надписью и датой был скрыт под настилом поднятого пола, обнаружен при музеефикации Благовещенской усыпальницы в 1930-е гг.


К началу XIX века наступили новые времена — умерла императрица Екатерина. Потом не стало и покровителя Львова, канцлера Безбородко. Львов стал много болеть, мысли о заработке отравляли ему жизнь. Но по-прежнему он продолжал творить. Дома, церкви и почтовые станции, мосты, всем нам известные верстовые столбы на дороге из Петербурга в Москву — все это его рук дело. А прелестная церковь в Мурине! А архитектурная шутка — церковь и колокольня «Кулич и Пасха»!

Санкт-Петербург. Троицкая церковь «Кулич и Пасха» .

Ему казалось, что он так мало успел сделать, и потому в стихах просил у Бога:


Дай мне пожить немного,

Ведь каждому своя дорога.

Но нет! Не дал! В 1803 году Николай Александрович умер, а следом за ним ушла и Маша. Верный Державин взял трех сирот — девочек Львовых — в свой дом и воспитал их как своих детей, глядя, как с годами в них все явственней проступает то изящное озорство отца, то мягкое очарование Маши…

Основные постройки:

в Санкт-Петербурге:

Храм Святого Илии Пророка (Пороховые)

Южный фасад цкркви Святого Илии Пророка

Санкт-Петербург. Троицкая церковь «Кулич и Пасха».

Усадьба Державина Г. Р. (Санкт-Петербург и Лен.область, Санкт-Петербург, р. Фонтанки наб., 118)

Усадьба Г.Р. Державина.

Усадьба Г.Р. Державина. Ограда.

В окрестностях Санкт-Петербурга:

Приоратский дворец

Амфитеатр в Гатчине

Один из входов в Амфитеатр в Дворцовом парке Гатчины

Амфитеатр в музее-заповеднике Гатчина

Картина «Царскосельская карусель» О. Верне, 1842 год

«Наума́хия» — бассейн на берегу реки Колпанки на северной границе парка Сильвия в городе Гатчина Ленинградской области. Сооружение построено в конце XVIII века по проекту Николая Львова.

Церковь Св.Великомученицы Екатерины в Мурино

В городе Торжке (Тверская область)

Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области.

фото С.М.Прокудин-Горский,

Собор Борисоглебского монастыря в Торжке

С.М.Прокудин-Горский

Воздвиженская ротонда-часовня в Торжке

Главный дом с колоннадой и флигелями в усадьбе Знаменское-Раёк в селе Раёк Торжокского района Тверской области

Часовня Даниила Столпника в селе Василёва Гора

Троицкая церковь в селе Прямухино Кувшиновского района Тверской области

Воскресенская церковь, усадебный дом и погреб-пирамида в собственной усадьбе архитектора Никольское-Черенчицы в селе Никольское Торжокского района Тверской области

Казанская церковь и колокольня в деревне Арпачёво Торжокского района Тверской области

Владимирская церковь в селе Горницы Кувшиновского района Тверской области (в усадьбе П. В. Беклемишева),

http://pav-leg.livejournal.com/4019.html

Храм Великомученицы Екатерины (Новгородская область, г. Валдай).

Главный дом усадьбы А. Н. Саймонова

Н. А. Львову приписывается настоятельский корпус со Спасской церковью в Христорождественском монастыре Твери

Подмосковная усадьба Введенское

Спасо-Преображенский собор (православный) в Выборге.

Николаевская церковь в Диканьке

Троицкая церковь в Диканьке

Памятник Н.А. Львову в Торжке

http://www.nnre.ru/istorija/dvorcovye_tainy/p30.php

http://ru.convdocs.org/docs/index-43230.html

http://ocean-marina.livejournal.com/8482.html

http://tversvod.ru/page92/?full=1

http://pav-leg.livejournal.com/16664.html

http://tata-cheshuina.livejournal.com/287223.html?thread=2116599

http://www.clubqashqai.ru/forum/showthread.php?t=14143&page=10

Похожие публикации