Как все устроено? Рассказываем детям об анатомии человека! Базовые знания анатомии человека Для чего нужны знания анатомии

Для того чтобы человек мог правильно описать, что именно у него болит, а также чтобы он мог понять, как функционирует его собственный организм, ему необходимо знать свою анатомию. В этом разделе будут приведены основные анатомические знания, которые необходимо знать каждому человеку.

Для того, чтобы понять как правильно ликвидировать переломы, а также определить, какие именно кости подвержены серьезным воздействиям, необходимо ознакомиться с костной системой человека. Человеческий скелет представлен на рисунке ниже:

Рис. 2.1. Скелет человека

На рисунке виден скелет человека, а также названия некоторых костей. Как можно увидеть, скелет состоит из следующих частей: Череп, ключица, лопатка, грудина, плечевая кость, ребра, позвоночный столб, лучевая кость, локтевая кость, таз, кости запястья, пястные кости, фаланги пальцев, бедро, коленная чашечка, большая берцовая кость, малоберцовая кость, кости предплюсны, плюсневые кости, пятка. Все это в совокупности составляет человеческий скелет. Если рассматривать скелет по отдельности, то можно выделить несколько частей. Одной из таких частей является скелет верхней части:

Рис. 2.2. Скелет верхней части

К костям верхней конечности относятся ключица, лопатка, плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость, кости запястья, фаланги пальцев. Помимо костей верхней части есть также кости нижней части:

Рис. 2.3. Скелет нижней части

К скелету нижней части относят тазовую и бедренные кости, надколенники, большеберцовую кость, малоберцовую кость, а также кость стопы. В основном большинство травм связанных с костями происходит именно с скелетами верхней и нижней частей. Это вполне объяснимо, так как эти скелеты наиболее активно участвуют в передвижении человека, и они чаще всего подвергаются воздействию со стороны. Реже, но все равно бывают различные травмы черепа. Сам череп представлен на рисунке ниже:

Рис. 2.4. Череп

Как можно увидеть череп состоит их решетчатой кости, лобной кости, теменной кости, слезной кости, носовой кости, затылочной кости, височной кости, скуловой кости, нижней челюсти, верхней челюсти, а также клиновидной кости. Так как подвижной частью в черепе является нижняя челюсть, то с ней наиболее часто случаются различные травмы, которые могут серьезно сказаться на здоровье человека. Обычно травмы нижней челюсти случаются при ударах. Интересен и тот факт, что все кости черепа соединены между собой с помощью зубчатых швов. Эти швы помогают наиболее плотно скрепить черепные кости.

Довольно частые травмы имеют место быть и в реберной части. Эти травмы могут быть достаточно опасными, так как смещение ребер может иметь серьезные последствия для внутренних органов, вплоть до их повреждения и вызова в связи с этим внутреннего кровотечения.



Другой важной частью в анатомии является мышечная часть человека. Мышцы - органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Без мышечной части, человек не смог бы обрести всю полноту своих действий, которой он обладает. Мышцы присутствуют у человека везде и покрывают его изнутри. (при составлении текста о мышцах и костях были использованы материалы: Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: 075 Учеб. пособие / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 271 с.: ил. 78, табл. 7.)

Другой важной частью в организме человека является его наружный покров- кожа. Кожа - наружный покров организма человека, защищающий тело от широкого спектра внешних воздействий, участвующий в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецептивное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). Является самым большим человеческим органом, так как кожа полностью покрывает тело человека. Ниже на рисунке представлены различные системы человека, а также из чего они состоят (рисунок представлен с помощью портала allmedicina.ru):

Рис. 2.5. Различные системы человека

На данном рисунке показаны различные важные системы человека с перечислением органов, которые участвуют в процессах этих системах. Читатель должен знать название системы, а также те органы, которые существуют конкретно в этих системах. Сами же системы выполняют разные функции, а именно:

  1. Эндокринная система: регуляция процессов в организме посредством гормонов
  2. Дыхательная система: обеспечение дыхания (легкие).
  3. Пищеварительная система: переработка пищи во рту, желудке и в кишечнике.
  4. Выделительная система: удаление продуктов обмена веществ из организма.
  5. Нервная система: получение, обработка и передача информации (мозг и нервы)
  6. Кровеносная система: циркуляция крови в сердце и кровеносных сосудах
  7. Опорная система: регулирование передвижение человека

Сами же органы каждой из систем будут рассматриваться подробно при изучении конкретных проблем с теми или иными внутренними органами (например, отравление, внутренние психические расстройства).

Зачем изучать анатомию человеческого тела? Это вопрос риторический. Конечно, ее нужно изучать! Причем изучать строение своего тела и работу всех органов нужно всем. То есть вообще всем людям, не только медикам, спортсменам, преподавателям физкультуры и, конечно, йогинам. Наверное, все понимают, что нужно знать свое тело, но все-таки не все понимают важность этой науки - анатомии.


Как привыкли мы, большинство людей, относиться к своему телу? Больше всего внимания мы уделяем своей коже. Да и то не здоровью кожи, а ее внешнему виду. Мы регулярно удаляем с некоторых участков кожи волосы, женщины иногда подкрашивают участки кожи на лице, отдельные области кожи. Мы даже иногда мажемся дезодорантами и заботимся в основном о улучшении внешнего эффекта. И редко задумываемся о причинах возникновения прыщей или неприятного запаха. Что уж говорить о том, что находится глубоко под кожей. Мы, получая в пользование свое тело, одно на всю жизнь, знаем об этом теле меньше, чем о своем автомобиле, который явно не на всю жизнь покупается. То есть, где у автомобиля двигатель, аккумулятор, почему нужно именно такое, а не другое масло, мы знаем, а вот где находится у нас самих, например, селезенка, или как влияет та или другая пища на печень, об этом мы в обычной жизни знаем лишь в общих чертах. И если у нас "заболело где-то в животе", то можно просто выпить таблетку, ну а если долго не помогает, то можно идти к врачу. Мы совсем не изучаем свое тело. Мы, с одной стороны, страшимся болезней, но, с другой стороны, относимся к телу, как взятому в прокат аппарату для получения удовольствий или к аппарату для перемещения на работу и домой, и т.д. Тело нам дано одно на всю жизнь, и нужно о нем заботиться. А как заботиться, если мы не знаем, как оно устроено, если не понимаем законов его функционирования? Человеческое тело - очень сложный механизм, и если мы хотим бережно относиться к такому дару, к нашему телу с благодарностью и любовью, то обязаны "перед началом эксплуатации изучить руководство".


Особенно важно понимать строение тела тем людям, которые совершенствуют себя с помощью физических упражнений, асан. Практика йоги на коврике воздействует на наше тело очень глубоко, и с точки зрения безопасности, необходимо понимать, какие физиологические принципы начинают действовать в нашем теле, когда мы выполняем ту или иную асану. Нас учат заниматься йогой осознанно. И это в первую очередь означает осознавание работы наших мышц, связок и суставов, осознавание процессов, которые запускают определенные асаны. А это возможно лишь в том случае, если мы знаем наше тело, его внутреннее устройство. Изучая анатомию, йогин может понять и осознать взаимосвязь между разными группами мышц в теле, не просто почувствовать, но и понять причину своих ощущений. Если не знать точное строение своего тела, то, направляя внимание к определенному участку нашего тела, нам не на что будет опереться, а опираться нужно на знания.


Все знакомы с выражением "познай себя". Человек - это существо сложное. Мы являемся совокупностью нашего тела, души и духа. Это триединство неразделимо и взаимосвязано, тело влияет на состояние души и наоборот. Наша духовная жизнь определяет состояние души. Потакая своим страстям, мы вредим своей душе и разрушаем тело. И по состоянию тела вполне можно судить о пристрастиях человека, о его привычках. Познавая свое тело, познавая связи между нашими поступками, эмоциями и состоянием внутренних органов или суставов, мы учимся не только осознанно практиковать йогу на коврике, но осознанно жить. Познавая свое тело, мы познаем себя.

Понимание человеком строения, состава, образа жизни и типов взаимодействия всех живых существ на планете помогает ему использовать эти знания в своих целях, на благо развития человеческой цивилизации. Причем интерес к окружающему миру был присущ людям всегда. С самой древности человек пытался выяснить, как устроены организмы, какие они бывают, что собой представляют и какое значение имеют.

Именно поэтому со временем зародилась и получила самую колоссальную популярность среди наук такая дисциплина, как биология. Сначала она касалась только растений, затем животных, человека, микроорганизмов и, наконец, дошла в своем развитии до этапа, когда стало возможным заглянуть внутрь самых крошечных существ. На пути формирования от биологии отпочковались многие дочерние науки, которые теперь все комплексно и составляют ее сущность.

Биологические науки

Существует целый ряд различных наук, которые включает в себя биология. Рассмотрим их классификацию.

I. Общие науки

  1. Систематика.
  2. Морфология (анатомия, гистология, цитология).
  3. Физиология.
  4. Эволюционное учение.
  5. Биогеография.
  6. Экология.
  7. Генетика.

II. Комплексные

III. Частные науки

  1. Ботаника.
  2. Зоология.
  3. Антропология.

Этот способ подразделения биологических дисциплин был предложен ученым Б. Г. Иоганзеном в 1969 году, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Данная классификация охватывает практически все основные дисциплины, кроме самых современных - биотехнологию, биохимию, генную и клеточную инженерию и некоторые медицинские науки.

Анатомия и смежные с ней дисциплины

Одной из самых ранних и важных биологических дисциплин является анатомия. Вот ее мы и рассмотрим подробнее.

Во-первых, возникает вопрос: анатомия - что такое? Что она изучает? Ответов можно сформулировать несколько. Но сама суть в следующем.

Анатомия - это наука о форме органов и систем органов, их строении и функционировании. Данная дисциплина является разделом морфологии и сама по себе включает две разновидности:

  • анатомия растений - строение, форма и расположение органов и тканей у растительных существ;
  • анатомия животных и человека - все то же самое, только для представителей фауны.

Анатомия с другими науками находится в тесном взаимодействии, и это неудивительно. Сложно изучить молекулярное строение клетки печени, если не знать, что собой представляет печень, где она находится и какие функции выполняет. Поэтому данная дисциплина занимает очень важное место в общей системе биологических наук.

Сама по себе анатомия подразделяется на следующие разновидности:

  • сравнительная;
  • систематическая;
  • возрастная;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • функциональная;
  • экспериментальная морфология.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи изучения, свой объект и предмет исследования и вносит очень большой вклад в накопление теоретической базы знаний по биологии.

Цели и задачи науки

Анатомия - что такое конкретно изучает данная дисциплина? Для ответа обратимся к целям и задачам этой науки.

Цель: сформировать точные теоретические знания, подкрепленные экспериментальными практическими исследованиями, о строении тела человека, форме и положении его органов и систем, их формировании в процессе эволюции и преобразования с течением времени под действием окружающих факторов.

В связи с поставленной целью анатомия - это наука, решающая следующие задачи:

  1. Изучить этапы формирования человека и его организма в процессе эволюционного развития.
  2. Рассмотреть строение органов, их систем и изучить закономерности изменения в результате возрастных преобразований.
  3. Исследовать влияние условий и факторов внешней среды на развитие и формирование органов и систем человеческого организма.

Таким образом, мы получили конкретный и полный ответ на вопрос "Анатомия - что такое?" и можем перейти к рассмотрению истории развития данной науки.

История анатомии как науки

Как наука данная дисциплина сформировалась только в XVIII веке. Однако теоретические знания начали копиться еще в древние времена, благодаря трудам таких великих людей, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и других.

Более полно и наглядно рассмотрим, как формировалась анатомия (наука о человеке) по эпохам в виде таблицы.

Древняя Греция, Египет, Персия и Китай (460 г до н. э. - XIII век нашей эры) Средневековье и эпоха Возрождения (XIII - XVIII века) Новое и Новейшее время (XVIII - XXI века)
1. "Аюрведа" (индийская книга). Содержала описания некоторых органов человека, мышц и нервов. Начало Средневековья характеризуется застоем в развитии анатомических знаний. Ничего не изучается и не исследуется, так как это запрещено церковью. Но уже конец XVII - начало XVIII века - это период Ренессанса. В это время разворачивается целый ряд событий, ставших важной вехой в истории науки. Данный период характеризуется созданием которые позволяют открывать мелкие структуры и микроорганизмы. Появляется медицинская анатомия. Формируются новые методы исследования живых организмов, в том числе и человека. Определяется четкое понятие того, что анатомия - это наука, изучающая не просто органы, а целые системы, их работу и формирование в течение жизни.
2. "Нейцзин" (китайская книга). Включала описания сердца, почек, печени и других человеческих органов. 1. Итальянец Мондино в 1316 году создает первую книгу-учебник, в которой говорится, что анатомия - это наука об органах человека, их жизни. 1. Карл Бэр (1792-1876 гг) - открыл яйцеклетку человека, изучил механизмы формирования и начало образования органов из них. Стал основоположником (повторения) в эмбриогенезе зародыша человека некоторых внешних признаков животных.
3. Египетский врач Имхотеп изучал составные части человеческого организма на основе трупов для мумификации. Все наблюдения описывал и таким образам создал свой труд. 2. 1473 г - издаются труды Авиценны и Цельса, производится первый медицинский анатомический словарь терминов. 2. Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин внесли огромный вклад в развитие эволюционного учения. Дарвин - автор самой распространенной теории происхождения видов человека и их исторического развития.
4. Римлянин Герофил и главный его труд "Анатомика". Он целенаправленно изучал внутреннее строение трупов людей, внес большой вклад в развитие анатомии человека, его называют отцом данной дисциплины. 3. Особый вклад в развитие дисциплины внес живописец Леонардо да Винчи, который умело использовал свои таланты художника для точного зарисовывания мышц, органов, частей скелета человеческого тела. Ему принадлежит более 600 отличных, точных и четких рисунков, отражающих работу мышц и их строение, различные органы и кости. 3. Луи Пастер - гениальный ученый, химик, микробиолог. Сумел доказать невозможность самозарождения жизни без участия микроорганизмов. Провел много опытов, доказывающих этот факт, является отцом микробиологии. Им же разработаны первые попытки прививки людей от болезней.
5. Эразистрат (Греция) также изучал анатомию на трупах осужденных законом. Опровергал выдвинутое Гиппократом учение о жидкостях, управляющих телом человека и его болезнями. Описал некоторые органы и мышцы. 4. - врач, исследователь, создатель семитомника по анатомии. Один из величайших исследователей анатомии своего времени. Признавал только наблюдения и эксперимент, все результаты получал путем и собирания костей на кладбищах. 4. Каспар Вольф - основоположник эмбриогенеза, основных его течений и направлений.
6. Клавдий Гален - его трудам принадлежат 400 источников, в которых он подробно описал десятки структурных частей организма, в том числе нервы и мышцы. Его работы были первым методическим материалом для других людей при изучении анатомии. 5. - внес неоценимый вклад в развитие представлений о движении крови по сосудам. Основатель он высказывал мысль о происхождении всего живого из одного яйца. 5. Луиджи Гальвани - знаменитый физик, открывший нервные импульсы электрической природы в тканях живых существ животного происхождения. Основоположник электрофизиологии.
7. Цельс - основоположник многих медицинских аспектов анатомии. Занимался изучением перевязки сосудов, основ хирургии и гигиены. 6. Евстахий - открыл слуховую трубу, названную в его честь (евстахиева), которая соединяет среднее ухо и наружную атмосферу. Также ему принадлежит открытие и описание надпочечников. Многие описанные им органы помещены были в общий труд, который закончить он так и не смог. 6. Огромный вклад в развитие анатомии и медицины в России внес Петр I. Именно он задал темп, благодаря которому ученые нашей страны сумели сделать целый ряд важных и значимых открытий и дать наукам возможность интенсивно развиваться. Сам же царь перенимал этот опыт у иностранных деятелей. Создание Российской Академии наук имело решающее значение в становлении многих дисциплин.
8. Персидский врач Абу-Ибн-Сина (Авиценна) - разработал свою теорию, согласно которой в организме человека 4 основных органа, которые отвечают за всю его работу: сердце, яичко, печень, мозг. 7. Габриэле Фаллопий - ученик Везалия. Ему принадлежат описания и открытия ряда мелких структурных частей организма: барабанная перепонка, глазные и небные мышцы, элементы органа слуха. Им были описаны основы строения женских половых органов. 7. Пирогов Н. И. - выдающийся хирург, основоположник сравнительной анатомии, изобретатель метода "ледяная анатомия" (распиливание частей замороженных трупов для изучения и сравнения). Его работы стали основой для развития хирургии.
9. Греки Эмпедокл и Алкмеон. Внесли вклад в развитие знаний об ухе и органах зрения, и нервах, к ним прилегающих. 8. Томас Виллис - медик, который известен открытием ряда человеческих заболеваний, а также тщательным изучением нервной системы людей. 8. П. А. Загорский и И. В. Буяльский первые разработали и выпустили анатомические атласы и методические пособия для учащихся.
10. Греки Анаксагор и Аристофан. Изучали независимо друг от друга головной мозг и его оболочки, описывали увиденное. 9. Глисон. Описывал органы и более тщательно занимался изучением детских заболеваний человека. 9. П. Ф. Лесгафт - родоначальник функциональной анатомии. Изучал и описывал мышцы, кости, работу их и строение, суставы.
11. Эврипид и Диоген сумели рассмотреть воротную вену, описали некоторые части кровеносной системы, многие другие органы и их работу. 10. Каспаро Азелли. Сделал достаточно точное описание лимфатических сосудов кишечника. Много труда вложил в развитие представлений о действии кровеносной и лимфатической системы. 10. В. Н. Тонков. Предложил использовать рентген для изучения скелета. Основатель экспериментальной анатомии как дисциплины.
12. Аристотель. Изучал растения, животных и человека. Создал свыше 400 трудов из разных областей биологии. Считал основой всего живого душу, указывал на сходство в строении животного и человека. 11. Очень важным шагом вперед в развитии анатомии стали вскрытия трупов прилюдно. На такие мероприятия допускались желающие обучаться медицине. Во время вскрытия проводилось совместное обсуждение увиденного. Послабление со стороны Церкви также благоприятно отразилось на изучении основ анатомии. 11. Д.А. Жданов, Б.И. Лаврентьев, Н.М. Якубович внесли большой вклад в развитие знаний о строении и механизмах работы головного мозга, о проведении импульсов.
13. Гиппократ - автор идеи о четырех движущих организм жидкостях: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Отрицал богословские взгляды на анатомию людей и животных. 12. И. И. Мечников - автор теории иммунитета, открыватель процесса фагоцитоза. Удостоен Нобелевской премии за свои труды в этой области.

Конечно, это не полный список имен, чьи работы имеют большую теоретическую и практическую ценность в становлении такой науки, как анатомия.

Что такое анатомия сегодня? Современные ученые тоже не останавливаются на достигнутом. Периодически происходят все новые открытия тех или иных структур, их функций. А значит, какие-то процессы все еще непонятны человеку, и ему есть к чему стремиться.

Связь анатомии и физиологии

Очень тесно связаны друг с другом анатомия и физиология. Как науки, они только в комплексе могут предоставить полную информацию о структуре, форме, строении и функционированию того или иного органа, системы. Именно поэтому наравне с соответствующими анатомическими науками существует физиология растений и животных, в том числе человека.

Это очень важное взаимодействие, позволяющее более глубоко понимать механизмы работы человеческого организма. А значит, правильно ими управлять. В свою очередь, такие данные чрезвычайно важны для медицины. Вот и получается, что практически все биологические науки - тесно переплетенный клубок, потянув за ниточку которого, можно получить уникальную и полную информацию о любом живом существе.

Анатомия для школьников

В курсе школьной программы одним из важных предметов для старшеклассников является анатомия. В каком классе начинается ее изучение? Как наука она преподается, начиная с восьмого. Но первые знания о строении человеческого тела и функционировании органов даются уже в начальной школе.

Изучение предмета в начальной школе

Естественно, изучать данную дисциплину начинают не с первого класса, хотя отвлеченно и в доступной форме детям объясняются некоторые анатомические понятия. Например, неправильное сидение за партой может привести к искривлению позвоночника. Как правило, в этом возрасте уже все дети знают, где находится позвоночник. И лишь в четвертом классе начинается "настоящая" анатомия. 4 класс - это завершаюший этап начального обучения. Дети достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы научиться понимать самые основные анатомические процессы. Обучение предусмотрено программой в курсе дисциплины "Окружающий мир". Детям дается общая топография органов в теле человека, их название и название систем, которые они формируют. Также делается акцент на выполняемых функциях.

Анатомия для 8 класса

На средней ступени обучения наиболее подробно и полно изучается анатомия человека. 8 класс предполагает целый год тщательного и объемного рассмотрения вопросов этой дисциплины. В этот период изучается все, начиная от истории развития анатомии и заканчивая вопросами высшей нервной деятельности и деторождения.

Детям рассказывается обо всех особенностях строения и функционирования систем органов, отдельных их частей, приводится подробная информация о влиянии сторонних факторов на развитие людей. Затрагиваются вопросы эволюции и становления человеческого рода. То есть комплексно с другими науками изучается анатомия человека.

Учебник "8 класс. Анатомия" содержит ярко иллюстрированную, качественную и доступно изложенную информацию по всем вопросам дисциплины. Кроме того, к нему прилагаются электронные пособия, предполагающие изучение вопросов науки виртуально. К учебнику созданы рабочие тетради для учащихся, а также целый ряд методических пособий для учителей.

Это дает возможность закреплять знания, которые дает биология (анатомия человека). 8 класс - не единственный, в ходе которого затрагиваются анатомические вопросы, однако основной.

Изучение дисциплины в 9 классе школы

В некоторых школах данная наука актуальна в более позднее время - в курсе 9 класса. Многие считают, что из-за сложности предмета лучше всего усвоение будет происходить именно в этот подростковый, более взрослый период формирования детского сознания.

Однако нет никаких сомнений в том, что и более раннее изучение дисциплины не менее эффективно. Ведь есть много разделов, которые предлагает учащимся биология. 9 класс "Анатомия человека" сдвигает на более ранние этапы изучения такие сложные вопросы, как молекулярное строение клетки и организмов в целом, эволюционное учение. Поэтому сказать, в каком возрасте лучше изучать курс анатомии, сложно. Анатомия - это наука, изучающая в первую очередь строение и функции человеческого организма. Поэтому откладывать изучение "в долгий ящик" вряд ли имеет смысл.

10 класс и анатомия

Раньше (до 1980-х годов) данная дисциплина вообще имела место быть только в старших классах. Именно на последней ступени обучения появлялась анатомия. 10 класс считался наиболее подходящим временем для этого.

Современные дети растут в эпоху интенсивных преобразований в науке и технике. Их сознание более наполнено, они стали гораздо развитие и способнее. Объем материала для изучения также значительно возрос, изменились (улучшились) методы и способы преподавания. Поэтому перенос изучения анатомии на 8 класс имеет свои логические объяснения и не является чем-то отрицательным.

И.Червонная

Анатомия малыша.

Зачем детям изучать свое тело?

Консультация для воспитателей и родителей.

2018год.

Для чего воспитателям и родителям необходимо изучать анатомию ребенка?

Великий русский физиолог И.П. Павлов писал: «…что все принципы воспитания и обучения основаны на законах физиологии».

Н.К. Крупская писала: «Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Знание возрастных особенностей организма человека в целом, необходимо для правильной организации всей учебно- воспитательной работы.

Что такое наше тело? Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться, прыгать, бегать, баловаться…

М.Ефремов

Приходит момент, когда ребенок начинает интересоваться своим телом. Для ребенка от 1,5 до 2 лет, это естественно. Ему все интересно, хочется знать для чего это или то, как это устроено. Заметив, что ребенок интересуется анатомией своего тела, ему надо помочь. В доступной и интересной форме, поэтапно рассказать о его строении.

Мы должны поставить перед собой задачи не просто рассказать, что как называется, а методично формировать у ребенка интерес и знание о себе.

    Активизировать знания о человеческом организме, активизировать словарь по теме.

    Закреплять названия частей тела, их форму и расположение.

    Развивать целенаправленное внимание, развивать слуховое восприятие, воображение, память и речь.

    Формировать познавательный процесс к себе и своему телу.

С азами анатомии ребенок знакомится еще на первом году своей жизни. Он слышит, как мама называет части тела и постепенно запоминает их название:

…Мы помоем ножки, нашей милой крошке

Вымоем ручонки, миленькой Аленке,

Спинку и животик, личико и ротик-

На носик и на глазки, брызги летят…

Кроха запоминает названия и понимает для чего они нужны. На втором и третьем году, развивается речь ребенка и углубляются познания о человеческом теле. Ребенок уже хорошо знает функции некоторых частей тела: зубками он жует, глазками он смотрит, ручками берет, ножками ходит.

По мере роста, ребенок болеет, набивает шишки, он получает лекарства, и здесь необходимо рассказать для чего это надо, для чего нужны врачи и для чего необходима личная гигиена.

    Здоровье непосредственно связано с гигиеной.

    Правильное питание- крепкое здоровье!

    Какие бывают болезни и почему они появляются.

    Ребенок понимает для чего нужны доктора и лекарства.

Когда ребенок подрастет, то и подрастут его вопросы. Его интерес развивается, и он задает много разных вопросов.

Куда девается пища? Зачем мы дышим, спим, едим? И самый популярный вопрос: Откуда берутся дети?

Многие вопросы ставят родителей в тупик, но это не значит, что на них не надо отвечать. Для того, чтобы правильно и главное безболезненно и без отвращения рассказать ребенку о его строении, необходимо хорошо изучить необходимую литературу.

Строение человека - это большая система, на которую уйдет много времени для изучения, но не надо торопиться. У ребенка по мере того, что он будет узнавать, будет появляться все больше вопросов. Не надо стесняться и бояться на них отвечать. Но при этом необходимо учитывать возраст ребенка, его психическое состояние.

Ребенку нужно время на то, чтобы осмыслить и что- то попробовать. Надо не навязчиво, иногда в шуточной иногда в игровой форме давать ребенку новые знания.

Воспитателям и родителям необходимо избегать таких ошибок как:

    Отказываться от ответа, который задает ребенок.

    Ничего не объяснять, если ребенок не задает вопросов.

    Не форсировать события.

    И главный вопрос, о сексуальной жизни. Об этом должен рассказывать родитель того пола, что и ребенок. Девочка ассоциирует себя с мамой, мальчик с папой.

Человеческое тело- это для ребенка загадка, которую мы должны помочь разгадать.

Студенты поступающие в медицинское учреждение даже не представляют, насколько сложна эта наука, и только начиная изучать основу этой дисциплины, понимают, что человеческий организм устроен намного сложнее, чем нам кажется. Дело в том, что анатомия на прямую переплетается со всеми медицинскими науками. Такими как: Кардиология, Эндокринология, Онкология, Гинекология, Нефрология, Педиатрия, Гистология и другими.

Знание анатомии используются как при обычном смотре, так и во время сложных хирургических операций. К примеру для того что бы провести аускультацию сердца или легких, нужно точно знать место прослушивания. Для перкуссии нужно обязательно знать границы органа и топографические линии. При травмах, нужно знать, какие кости, мышцы и другие органы расположены в области повреждения. Не обойтись и без знаний анатомии при снятии электрокардиограммы, так как нужно знать проекцию клапанов сердца. Анатомия важна при пальпации больного, для определения органа в котором ощущается боль. Остановка кровотечений требует знания расположения артерий и сосудов. При хирургических операциях, хирург должен с точностью до см знать, где находится сам орган и как располагается относительно других органов.

Как говорил один знаменитый Доктор медицинских наук: «Без анатомии нет не Терапии, не Хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки». Так что студенты медики, учите анатомию! В ваших руках жизни других людей.

Знание анатомии человека - обычным людям

Знание анатомии человека медику не просто нужно, но и необходимо. А нужно ли знание анатомии обычному человеку? Безусловно, нужно, может и не в такой степени как медику, а хотя бы базовую основу.

Знание анатомии в повседневной жизни помогут сориентироваться в экстремальной ситуации. Правильное оказание первой помощи до приезда медиков может сыграть важную роль в спасении человека.

Часто люди имеют смутное представление о своем организме, тем самым подвергая его нагрузкам, не понимая как можно сохранить, развить, и использовать свое здоровье для продолжительной, активной и счастливой жизни.

Что бы сохранить свое здоровье, уберечь себя от различных заболеваний, каждый человек должен изучить свое тело, быть знаком с его строением и функциям всего организма. Здоровый человек, это уравновешенный, счастливый человек, который с удовольствием учится и хорошо трудится, заводит семьи, радует окружающих своим позитивным настроением и легко справляется с возникшими в жизни трудностями.

Важно помнить, что Здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Похожие публикации