История развития эволюционных идей чарльза дарвина. Теория эволюционного развития. Эволюционное учение Ч.Дарвина

Остановимся коротко на историческом аспекте развития эволюционного учения вообще и эволюционной экологии в частности. Эволюционное направление в науке развивалось и приобрело свои специфические очертания задолго до выделения в борьбе различных идей и направлений постоянного развития, с одной стороны, и метафизической концепции о сотворении природы и неизменности её составляющих, с другой. Основательные теории эволюции органического мира были выдвинуты лишь в XIX веке. До этого идеи эволюционного развития мира существовали в виде отдельных форм эволюционизма. Понимание развития биосферы вырисовывалось постепенно в борьбе материалистических и идеалистических взглядов. Точка зрения идеалистов на мир — это действие нематериальных факторов, определивших эволюцию мира.

Идеи о происхождении живого из неживого и динамичности развития живого высказывались еще за 2 — 3 тыс. лет до нашей эры учеными в странах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия, Вавилония). Древнегреческие философы Гераклит, Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл, Аристотель, Теофраст, а также древнеримский ученый и поэт Лукреций Кар в своих работах высказывали гениальные догадки — идеи о развитии природы, хотя причины развития трактовались ими в основном с точки зрения теологии или механистики.

В легендах первобытных народов о сотворении мира и во многих религиях лежит практически одна концепция, согласно которой Вселенная статична и после создания не изменялась. Выполненные епископом Джеймсом Ашшером (Ушером) в XVII веке расчеты, показавшие, что мир был создан в 4004 году до н.э., привлекают внимание своей удивительной точностью. Это было сделано в эпоху, когда возможности истории оставались ограниченными из-за укоренившихся рутинных представлений о мире и практической невозможности использования письменных источников, что выпало на долю естествоиспытателей и философов эпохи Просвещения, которой ознаменовался XVIII век, а также геологов и биологов в XIX веке.

Французский натуралист Жорж-Луи Бюффон в 1749 году впервые попытался вычислить возраст Земли; по его оценкам, он оказался равен примерно 70,000 годам (в неопубликованных заметках указывался возраст 500000 лет). Иммануил Кант в своей «Космогонии» в 1755 году утверждает, что возраст Земли составляет миллионы и даже сотни миллионов лет. Бюффон и Кант вполне отчетливо представляли себе физический мир как результат эволюции.

Определенный провал в развитии учения об эволюции следует отметить в средние века, что объясняется:
1) застоем в развитии естествознания в этот период;
2) реакционным влиянием церкви,
3) экономическими и социальными условиями.
Реакционное направление «креационизм», преобладавшее в XIV-XVIII веках, обусловило господство метафизических взглядов на создание природы (растений, животных, человека) Творцом и её постоянную неизменность. В этот период развивалась систематика растений и животных. Линней считал, что разрабатываемая им систематика растений должна отражать план Создателя и что количество видов организмов на планете столько, сколько их определил Создатель. Тем не менее, сама систематика (растений и животных) фактически не совмещалась с креационизмом хотя бы потому, что близость строения особей в рамках какого-либо таксона (род, семейство и т.д.) объяснима только с точки зрения исторического развития биосферы и единства происхождения таксона.

В тот период имело хождение и другое направление — преформизм (лат. praeformo — предобразую) — учение о предопределенном развитии организмов, т.е. живые существа полностью заложены еще в половых клетках (сперматозоидах, по анималькультисту А. Левенгуку, открывшему сперматозоиды, или яйцах, по овистам Я. Сваммердаму и М. Мальпиги). Преформисты считали, что развитие организмов сводится к развертыванию и росту каких-то предшествующих зачатков. Крайние преформисты (Геллер, Ш. Бонне и др.) полагали, что в половых органах зародышей заложены друг в друга зачатки последующих поколений и потому отвергали развитие органического мира.

Трансформизм как противовес креационизму оформился в XVIII веке, признавая изменения и превращения форм организмов, но исторического поступательного развития организмов это направление не коснулось.

Ряд материалистов XVIII века (П. Гольбах, К. Гельвеций и др.) Вселенную рассматривали в качестве непрерывно движущейся и изменяющейся материи, а виды организмов — также непрерывно меняющимися. М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев поддерживали идею о непрерывности изменений в развитии органического мира от простого к сложному. К.Ф. Вольф обосновал эпигенез как постепенное развитие частей и органов у растений и животных в эмбриогенезе, расширил принцип эпигенеза, приложив его в целом к биосфере, считая её бесконечно меняющейся. Немецкий философ И. Кант обосновал гипотезу образования Солнечной системы из газообразной туманности, утверждая тем самым историческое развитие Солнечной системы, включая и Землю. Ж.Л. Бюффон на основе этой гипотезы связывал происхождение и развитие живых организмов с историей Земли, признавая определенную роль климата, пищи и гибридизации в изменении животных.

Определенный вклад в развитие эволюционных идей в конце XVIII века внес также натуралист и поэт, дед будущего гения Эразм Дарвин в таких произведениях, как «Храм природы», «Ботанический сад» и т.д.

Основательно теория эволюции была разработана французским натуралистом и философом Жан-Батистом Ламарком, который сконцентрировал внимание на процессах изменения организмов во времени и представлял эволюцию как прогрессивное развитие в природе от мельчайших, примитивно устроенных (бактерии, водоросли), до сложнейших организмов (растения, животные, человек). Ламарком были сформулированы важнейшие принципы в эволюции организмов (внутреннее стремление организмов к совершенствованию, способность организмов приспосабливаться к условиям окружающей среды, самозарождение и передача по наследству приобретенных признаков).

Представление о наследуемости приобретенных признаков (ошибка, в связи с которой чаще всего вспоминают Ламарка) не было разработано им самим, а было общепринятым убеждением, имевшим корни даже в фольклоре. Упражнение или неупражнение, по Ламарку, какого-либо органа в одном поколении отразится на следующем поколении. Аналогичное мнение поддерживалось многими эволюционистами до конца XIX века. Вейсман доказал невозможность наследования приобретенных признаков. Не подтвердились также предположения Ламарка о стремлении организмов к совершенствованию и о частых актах самозарождения. Предположения Ламарка о том, что эволюция носит в основном приспособительный характер, что большое разнообразие живых организмов можно объяснить длительным существованием Земли и что эволюция — процесс постепенный, нашли поддержку у многих эволюционистов. Ламарк занимался в основном вертикальной (временной) эволюцией.

Целостная теория эволюции живой природы впервые была выдвинута Ламарком в 1809 году: простейшие формы жизни возникли из неживой природы под воздействием факторов среды — света, тепла, влаги, электричества; сложные организмы (многоклеточные) эволюционировали от простейших форм в результате длительного исторического развития. Ламарк объективно оценивал изменяемость организмов под влиянием условий среды (выделяя прямое и косвенное влияние среды на организмы). Он указал на зависимость формы от функции, на значение упражнения органов, на передачу приобретенных признаков по наследству и т.д. Однако Ламарк считал, что организмы имеют внутреннюю тенденцию к прогрессивному изменению (в этом он сторонник деизма), что виды никогда не вымирают, а превращаются только в другие виды и переоценивал также роль психологических факторов в эволюции животных. В этом и заключаются его ошибки.

Постепенно (конец XVIII — первая половина XIX века) накапливались данные по эмбриологии организмов и их сравнительной анатомии, которые указывали на изменчивость отдельных видов. На сходство зародышей позвоночных на ранних этапах развития организмов указал К.М. Бэр, на сходство передних конечностей позвоночных указал Э. Жофруа Сент-Илер, а единство плана строения животных в пределах типа отметил Ж. Кювье. Э.Ж. Сент-Илер указывал на влияние среды на изменяемость животных, а Ж. Кювье смену фаун в геологическом аспекте объяснял теорией катастроф. Победа в дискуссии 1830 г. Ж. Кювье, утверждавшего неизменность видов и типов животных и отсутствие у них общего происхождения, оказала негативное влияние на развитие идей трансформизма, развиваемых Э.Ж. Сент-Илером.

В первой половине XIX века русские ученые А.Н. Бекетов, И.Е. Дядьковский, К.И. Максимович, Х.И. Пандер, Л.С. Пенковский, К.Ф. Рулье в своих работах активно развивали эволюционные идеи преобразования живых организмов. Особую роль в этот период сыграла клеточная теория, ясно указывающая на единство органического мира. Клеточная теория (каждый животный и растительный организм развивается из клеток и состоит из клеток и их производных) была сформулирована немецким ученым Т. Шванном (1839), считавшим, что клетки образуются в силу кристаллизации из аморфного вещества — цитобластемы, а не путем их деления.

Из краткого анализа поступательного динамизма различных идей эволюционного развития организмов биосферы нетрудно заключить, что рассматриваемое направление разрабатывалось специалистами отдельных дисциплин, хотя основная их часть была представлена ботаниками и зоологами. Весь исторический период, вплоть до середины XIX века, шло накопление экспериментального материала, подтверждающего реальное направление в эволюции органического мира, что и подготовило почву под формирование материалистического учения Дарвина, перевернувшего многое в развитии теоретических воззрений на развитие природы, существовавших до появления эовлюционного учения Чарльза Роберта Дарвина.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Эволюция всегда привлекала внимание биологов, которые стремились дать ей научное истолкование. Как выяснилось, сделать это отнюдь непросто, нужны особые идеи, концепции, которые удовлетворяли бы критериям научности. В этом контексте особое значение имел труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Дарвина по праву считают зачинателем эволюционного учения в биологии. Заслуга его состоит в том, что ему удалось заложить основы теоретического понимая биологической эволюции.

Главная идея концепции Дарвина (дарвинизма) состояла в обусловленности эволюции естественным отбором. О механизме предполагаемого наследования приобретенных особью благоприятных для жизни ее потомства признаков Дарвин высказывался очень неопределенно. Он полагал, как выяснилось, ошибочно, что существует хорошо отлаженный канал передачи информации от соматических клеток к генеративным посредством гипотетических жидкостных частиц - геммулов (от лат. gemmula - маленькая почка). По Дарвину, геммулы выделяются всеми клетками тела и, собираясь вместе, образуют половые элементы.

Многое из теории Дарвина позже было подтверждено: найденные ископаемые свидетельствуют об изменчивости фауны и флоры с течением времени; установлено большое сходство между разными видами, позволяющее предположить давление на их предков одного и того же механизма естественного отбора; прерывность в фаунах и флорах, связанная с географическими преградами, наводит на мысль о естественных причинах их возникновения и изменения. Беда состояла в том, что на основе дарвинизма весь комплекс эволюционных явлений не удавалось объяснить.

С учетом генетических представлений эволюционное учение выступает в новом свете. Многие положения раннего дарвинизма не выдержали критику, от них пришлось отказаться или же переформулировать. Так появилась синтетическая теория эволюции, развитая в 30-х годах XX в. Новая теория синтезировала две первоначально обособленные концепции - менделизм и дарвинизм. В современном виде эта теория похожа на популяционно-генетический подход (термин “подход” означает “способ интерпретации, истолкования”).

Цель моей работы: рассказать об эволюции в биологии. Какова ее история; как она развивалась; какие она имеет теории в современных условиях; и как была признана церковью.

История эволюции

дарвин эволюция естественный отбор

Эволюция -- процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков. Чаще всего, говоря об эволюции, имеют ввиду биологическую эволюцию.

Биологическая эволюция -- необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Биологическая эволюция изучается эволюционной биологией.

Существует несколько эволюционных теорий, общим для которых является утверждение, что ныне живущие формы жизни являются потомками других форм жизни, существовавших ранее. Эволюционные теории отличаются объяснением механизмов эволюции. В данный момент наиболее распространённой является синтетическая теория эволюции, являющаяся развитием теории Дарвина.

Гены, которые передаются потомству, в результате выражения образуют сумму признаков организма (фенотип). При воспроизведении организмов у их потомков появляются новые или изменённые признаки, которые возникают в результате мутации или при переносе генов между популяциями или даже видами. У видов, которые размножаются половым путём, новые комбинации генов возникают при генетической рекомбинации. Эволюция происходит, когда наследственные различия становятся более частыми или редкими в популяции.

Эволюционная биология изучает эволюционные процессы и выдвигает теории для объяснения их причин. Изучение окаменелостей и разнообразия видов живых организмов к середине XIX века убедило большинство учёных, что виды изменяются с течением времени. Однако механизм этих изменений оставался неясен до публикации в 1859 году книги “Происхождение видов” английского учёного Чарльза Дарвина о естественном отборе как движущей силе эволюции.

Труды Дарвина

С присущей ему честностью Дарвин указал на тех, кто непосредственно подтолкнули его к написанию и изданию эволюционного учения (видимо, Дарвин не слишком интересовался историей науки, так как в первом издании «Происхождения видов» он не упоминал о своих непосредственных предшественниках: Уоллесе, Мэттью, Блите). Прямое влияние на Дарвина в процессе создания труда оказали Лайель и в меньшей степени Томас Мальтус (1766-1834), с его геометрической прогрессией численности из демографического труда «Опыт о законе народонаселения» (1798). И, можно сказать, Дарвина «заставил» опубликовать свой труд молодой английский зоолог и биогеограф Альфред Уоллес (1823-1913), отправив ему рукопись, в которой независимо от Дарвина он излагает идеи теории естественного отбора. При этом Уоллес знал, что Дарвин трудится над эволюционным учением, ибо последний сам писал ему об этом в письме от 1 мая 1857 года: «Нынешним летом исполнится 20 лет (!) с тех пор, как я завел свою первую записную книжку по вопросу о том, чем и каким способом разнятся друг от друга виды и разновидности. Теперь я подготовляю мой труд к печати… но не предполагаю печатать его раньше, чем через два года… Право, невозможно (в рамках письма) изложить мои взгляды на причины и способы изменений в естественном состоянии; но я шаг за шагом пришел к ясной и отчетливой идее - верной или ложной, об этом должны судить другие; ибо - увы! - самая непоколебимая уверенность автора теории в своей правоте ни в какой мере не является залогом ее истинности!» Здесь видно здравомыслие Дарвина, а также и джентльменское отношение двух ученых друг к другу, которое ясно прослеживается при анализе переписки между ними. Дарвин, получив статью 18 июня 1858 года, хотел представить ее в печать, умолчав о своей работе, и только по настоятельным уговорам друзей написал «краткое извлечение» из своего труда и эти две работы представил на суд Линнеевского общества.

Дарвин в полной мере воспринял от Лайеля идею постепенности развития и, можно сказать, был униформистом. Может возникнуть вопрос: если все было известно до Дарвина, то в чем же его заслуга, почему именно его работа вызвала такой резонанс? Но Дарвин сделал то, что не смогли сделать его предшественники. Во первых, он дал своей работе очень актуальное название, бывшее «у всех на устах». Общественность испытывала жгучий интерес именно к «Происхождению видов путем естественного отбора или сохранению благоприятствуемых рас в борьбе за жизнь». Трудно припомнить другую книгу в истории мирового естествознания, в названии которой столь же четко была бы отражена ее суть. Может быть, Дарвину и попадались на глаза титульные листы или названия работ его предшественников, но просто не возникло желания ознакомиться с ними. Мы можем только гадать, как бы отреагировала общественность, догадайся Мэттью выпустить свои эволюционные взгляды под заглавием «Возможность изменения видов растений во времени благодаря выживанию (отбору) наиболее приспособленных». Но, как мы знаем «Строевой корабельный лес…» не привлек к себе внимания.

Во вторых, и это самое главное, Дарвин смог объяснить современникам причины изменяемости видов на основе проведенных им наблюдений. Он отверг, как несостоятельное, представление о «упражнении» или «неупражнении» органов и обратился к фактам выведения новых пород животных и сортов растений людьми - к искусственному отбору. Он показал, что неопределенная изменчивость организмов (мутации) передаются по наследству и могут стать началом новой породы или сорта, если то будет полезно человеку. Перенеся эти данные на дикие виды, Дарвин отмечал, что в природе могут сохраняться лишь те изменения, которые выгодны виду для успешной конкуренции с другими, и говорил о борьбе за существование и естественном отборе, которому приписывал важную, но не единственную роль движителя эволюции. Дарвин не только дал теоретические выкладки естественного отбора, но и показал на фактическом материале эволюцию видов в пространстве, при географической изоляции (вьюрки) и с позиций строгой логики объяснил механизмы дивергентной эволюции. Также он ознакомил общественность с ископаемыми формами гигантских ленивцев и броненосцев, что могло рассматриваться как эволюция во времени. Дарвин также допускал возможность длительного сохранения некой усредненной нормы вида в процессе эволюции путем элиминации любых отклоняющихся вариантов (например, выжившие после бури воробьи имели среднюю длину крыла), что позднее было названо стасигенезом. Дарвин смог всем доказать реальность изменчивости видов в природе, поэтому благодаря его работе сошли на нет идеи о строгом постоянстве видов. Статикам и фиксистам было бессмысленным далее упорствовать в своих позициях.

Развитие идей Дарвина

Как истинный приверженец градуализма, Дарвин был обеспокоен тем, что отсутствие переходных форм может явиться крахом его теории, и относил эту нехватку к неполноте геологической летописи. Также Дарвина беспокоила мысль о «растворении» вновь приобретенного признака в ряду поколений, при последующем скрещивании с обычными, не измененными особями. Он писал, что это возражение, наряду с перерывами в геологической летописи, одно из самых серьезных для его теории.

Дарвин и его современники не знали, что в 1865 году австро-чешский естествоиспытатель аббат Грегор Мендель (1822-1884) открыл законы наследственности, по которым наследственный признак, не «растворяется» в ряду поколений, а переходит (в случае рецессивности) в гетерозиготное состояние и может быть размножен в популяционной среде.

В поддержку Дарвина начинают выступать такие ученые, как американский ботаник Аза Грэй (1810-1888); Альфред Уоллес, Томас Генри Гексли (Хаксли; 1825-1895) - в Англии; классик сравнительной анатомии Карл Гегенбаур (1826-1903), Эрнст Геккель (1834-1919), зоолог Фриц Мюллер (1821-1897) - в Германии. С критикой идей Дарвина выступают не менее заслуженные ученые: учитель Дарвина, профессор геологии Адам Седжвик (1785-1873), известнейший палеонтолог Ричард Оуэн, крупный зоолог, палеонтолог и геолог Луи Агассис (1807-1873), немецкий профессор Генрих Георг Бронн (1800-1862).

Интересен факт того, что книгу Дарвина на немецкий язык перевел именно Бронн, не разделявший его взглядов, но считающий, что новая идея имеет право на существование (современный эволюционист и популяризатор Н.Н. Воронцов отдает в этом должное Бронну, как истинному ученому). Рассматривая взгляды другого противника Дарвина - Агассиса, заметим, что этот ученый говорил о важности сочетания методов эмбриологии, анатомии и палеонтологии для определения положения вида или иного таксона в классификационной схеме. Таким образом, вид получает свое место в естественном порядке мироздания.

Любопытно было узнать, что горячий сторонник Дарвина - Геккель широко пропагандирует постулированную Агассисом триаду, «метод тройного параллелизма» уже применительно к идее родства и она, подогретая личным энтузиазмом Геккеля, захватывает современников. Все сколько-нибудь серьезные зоологи, анатомы, эмбриологи, палеонтологи принимаются строить целые леса филогенетических древ. С легкой руки Геккеля распространяется как единственно возможная идея монофилии - происхождения от одного предка, которая безраздельно господствовала над умами ученых и в середине XX века. Современные эволюционисты, основываясь на изучении отличного от всех других эукариот способа размножения водорослей Rhodophycea (неподвижная и мужская и женская гаметы, отсутствие клеточного центра и каких-либо жгутиковых образований) говорят по крайней мере о двух независимо образовавшихся предках растений. Одновременно выяснили, что «Возникновение митотического аппарата происходило независимо по крайней мере дважды: у предков царств грибов и животных, с одной стороны, и в подцарствах настоящих водорослей (кроме Rhodophycea) и высших растений - с другой». Таким образом, признается происхождение жизни не от одного праорганизма, а, по крайней мере, от трех. Во всяком случае, отмечается что, уже «ни одна другая схема, как и предложенная, не может оказаться монофилитической» (там же). К полифилии (происхождению от нескольких, не связанных родством организмов) ученых привела и теория симбиогенеза, объясняющая появление лишайников (соединение водоросли и гриба). И это - самое главное достижение теории. Кроме того, новейшие исследования говорят о том, что находят все больше примеров, показывающих «распространенность парафилии и в происхождении относительно близкородственных таксонов». Например, у «подсемейства африканских древесных мышей Dendromurinae: род Deomys молекулярно близок к настоящим мышам Murinae, а род Steatomys по структуре ДНК близок к гигантским мышам подсемейства Cricetomyinae. Вместе с тем морфологическое сходство Deomys и Steatomys несомненно, что говорит о парафилитическом происхождении Dendromurinae». Поэтому филогенетическая классификация нуждается в пересмотре, уже на основании не только внешнего сходства, но и строения генетического материала.

Экспериментальный биолог и теоретик Август Вейсман (1834-1914) в достаточно четкой форме говорил о клеточном ядре как о носителе наследственности. Независимо от Менделя он пришел к важнейшему выводу о дискретности наследственных единиц. Мендель настолько опередил свою эпоху, что его работы фактически оставались безвестными в течение 35 лет. Идеи Вейсмана (где-то после 1863 года) стали достоянием широких кругов биологов, предметом для дискуссий. Увлекательнейшие страницы зарождения учения о хромосомах, возникновение цитогенетики, создание Т. Г. Морганом хромосомной теории наследственности в 1912-1916 гг. - все это в сильнейшей степени было стимулировано Августом Вейсманом. Исследуя зародышевое развитие морских ежей, он предложил различать две формы деления клеток - экваториальное и редукционное, т.е. подошел к открытию мейоза - важнейшего этапа комбинативной изменчивости и полового процесса. Но Вейсман не смог избежать некоторой умозрительности в своих представлениях о механизме передачи наследственности. Он думал, что весь набор дискретных факторов - «детерминантов» - имеют лишь клетки т.н. «зародышевого пути». В одни из клеток «сомы» (тела) попадают одни детерминанты, в другие - иные. Различия в наборах детерминант объясняют специализацию клеток сомы. Итак, мы видим, что, справедливо предсказав существование мейоза, Вейсман ошибся в предсказании судьбы распределения генов. Он также распространил принцип отбора на соревнование между клетками, и, поскольку клетки есть носители тех или иных детерминант, говорил о их борьбе между собой. Самые современные концепции «эгоистической ДНК», «эгоистического гена», развитые на рубеже 70-х и 80-х гг. ХХ в. во многом перекликаются с вейсмановской конкуренцией детерминант. Вейсман делал акцент на том, что «зародышевая плазма» обособлена от клеток сомы всего организма, и потому говорил о невозможности наследования приобретенных организмом (сомой) признаков под действием среды. Но многие дарвинисты принимали эту идею Ламарка. Жесткая критика Вейсмана этой концепции вызвало лично к нему и его теории, а затем и вообще к изучению хромосом негативное отношение со стороны ортодоксальных дарвинистов (тех, кто признавал отбор единственным фактором эволюции).

Переоткрытие законов Менделя произошло в 1900 году в трех разных странах: Голландии (Гуго де Фриз 1848-1935), Германии (Карл Эрих Корренс 1864-1933) и Австрии (Эрих фон Чермак 1871-1962), которые одновременно обнаружили забытую работу Менделя. В 1902 году Уолтер Саттон (Сетон, 1876-1916) дал цитологическое обоснование менделизму: диплоидный и гаплоидный наборы, гомологичные хромосомы, процесс конъюгации при мейозе, предсказание сцепления генов, находящихся в одной хромосоме, понятие о доминантности и рецессивности, а также аллельные гены - все это демонстрировалось на цитологических препаратах, основывалось на точных расчетах менделевской алгебры и очень отличалось от гипотетических родословных древ, от стиля натуралистического дарвинизма XIX века. Мутационная теория де Фриза (1901-1903 гг.) не была принята не только консерватизмом ортодоксальных дарвинистов, но и тем, что на других видах растений исследователям не удавалось получить достигнутый им на Oenothera lamarkiana широкий спектр изменчивости (сейчас известно, что энотера - полиморфный вид, имеющий хромосомные транслокации, часть которых гетерозиготна, тогда как гомозиготы летальны. Де Фриз выбрал очень удачный объект для получения мутаций и одновременно не совсем удачный, так как в его случае требовалось распространить достигнутые результаты на другие виды растений). Де Фриз и его русский предшественник ботаник Сергей Иванович Коржинский (1861-1900), писавший в 1899 году (Петербург) о внезапных скачкообразных «гетерогенных» отклонениях, думали, что возможность проявления макромутаций отвергает дарвиновскую теорию. На заре становления генетики высказывалось немало концепций, согласно которым эволюция не зависела от внешней среды. Под критику дарвинистов попал и нидерландский ботаник Ян Паулус Лотси (1867-1931), написавший книгу «Эволюция путем гибридизации», где справедливо обратил внимание на роль гибридизации в видообразовании у растений.

Если в середине XVIII века казалось непреодолимым противоречие между трансформизмом (непрерывным изменением) и дискретностью таксономических единиц систематики, то в XIX веке думалось, что градуалистические древа, построенные на основе родства вошли в противоречие с дискретностью наследственного материала. Эволюция путем визуально различимых крупных мутаций не могла быть принята градуализмом дарвинистов.

Доверие к мутациям и их роли в формировании изменчивости вида вернул Томас Гент Морган (1886-1945), когда этот американский эмбриолог и зоолог в 1910 году перешел к генетическим исследованиям и, в конце концов, остановил свой выбор на знаменитой дрозофиле. Наверно, не стоит удивляться, что через 20-30 лет после описываемых событий именно популяционные генетики пришли к эволюции не через макромутации (что стало признаваться маловероятным), а через неуклонное и постепенное изменение частот аллельных генов в популяциях. Так как макроэволюция к тому времени представлялась бесспорным продолжением изученных явлений микроэволюции, постепенность стала казаться неотделимой чертой эволюционного процесса. Произошел на новом уровне возврат к лейбницевскому «закону непрерывности» и в первой половине XX века смог произойти синтез эволюции и генетики. В очередной раз соединились некогда противоположные концепции.

Напомним, что в свете новейших биологических идей, выдвинутых с позиций материализма, сейчас опять происходит отдаление от закона непрерывности, теперь уже не генетиков, а самих эволюционистов. Известный С.Дж. Гулд поднял вопрос о пунктуализме (прерывистом равновесии), в противовес общепринятому градуализму, чтобы стало возможным объяснить причины уже очевидной для всех картины отсутствия среди ископаемых останков переходных форм, т.е. невозможности построить действительно непрерывную линию родства от истоков до современности. Всегда остается перерыв в геологической летописи.

Современные теории биологической эволюции

В середине XX века на основе теории Дарвина сформировалась синтетическая теория эволюции (сокращённо СТЭ). СТЭ является в настоящее время наиболее разработанной системой представлений о процессах видообразования. Основой для эволюции по СТЭ является динамика генетической структуры популяций. Основным движущим фактором эволюции считается естественный отбор. Однако, наука не стоит на месте и, достигнутые передовыми теоретическими разработками современнейшие положения отличаются от первоначальных постулатов синтетической теории эволюции. Существует также группа эволюционных представлений, согласно которым видообразование (ключевой момент биологической эволюции) происходит быстро -- за несколько поколений. При этом влияние каких-либо длительно действующих эволюционных факторов исключается (кроме отсекающего отбора). Подобные эволюционные воззрения называются сальтационизмом. Сальтационизм является слабо разработанным направлением в теории эволюции. Показано, что видообразование у растений на основе полиплоидии носит сальтационный характер.

Синтетическая теория эволюции

Синтетическая теория в её нынешнем виде образовалась в результате переосмысления ряда положений классического дарвинизма с позиций генетики начала XX века. После переоткрытия законов Менделя (в 1901 г.), доказательства дискретной природы наследственности и особенно после создания теоретической популяционной генетики трудами Р. Фишера (1918--1930), Дж.Б.С. Холдейна-младшего (1924), С. Райта (1931; 1932), учение Дарвина приобрело прочный генетический фундамент.

Статья С.С. Четверикова «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» (1926) по сути стала ядром будущей синтетической теории эволюции и основой для дальнейшего синтеза дарвинизма и генетики. В этой статье Четвериков показал совместимость принципов генетики с теорией естественного отбора и заложил основы эволюционной генетики. Главная эволюционная публикация С.С. Четверикова была переведена на английский язык в лаборатории Дж. Холдейна, но никогда не была опубликована за рубежом. В работах Дж. Холдейна, Н.В. Тимофеева-Ресовского и Ф.Г. Добржанского идеи, выраженные С.С. Четвериковым, распространились на Запад, где почти одновременно Р. Фишер высказал очень сходные взгляды о эволюции доминантности.

Толчок к развитию синтетической теории дала гипотеза о рецессивности новых генов. Говоря языком генетики второй половины XX века, эта гипотеза предполагала, что в каждой воспроизводящейся группе организмов во время созревания гамет в результате ошибок при репликации ДНК постоянно возникают мутации -- новые варианты генов.

Нейтральная теория молекулярной эволюции

Теория нейтральной эволюции, основным разработчиком которой является Мотоо Кимура, предполагает, что в эволюции важную роль играют случайные мутации, не имеющие приспособительного значения. В частности, в небольших популяциях естественный отбор, как правило, не играет решающей роли. Теория нейтральной эволюции хорошо согласуется с фактом постоянной скорости закрепления мутаций на молекулярном уровне, что позволяет, к примеру, оценивать время расхождения видов.

Теория нейтральной эволюции не оспаривает решающей роли естественного отбора в развитии жизни на Земле. Дискуссия ведётся касательно доли мутаций, имеющих приспособительное значение. Большинство биологов признают ряд результатов теории нейтральной эволюции, хотя и не разделяют некоторые сильные утверждения, первоначально высказанные М. Кимурой.

Эволюционное учение и религия

Хотя в современной биологии остаётся много неясных вопросов о механизмах эволюции, подавляющее большинство биологов не сомневается в существовании биологической эволюции как феномена. Тем не менее, часть верующих ряда религий находят некоторые положения эволюционной биологии противоречащими их религиозным убеждениям, в частности, догмату о сотворении мира Богом. В связи с этим в части общества практически с момента зарождения эволюционной биологии существует определённая оппозиция этому учению с религиозной стороны (см. креационизм), доходившая в некоторые времена и в некоторых странах до уголовных санкций за преподавание эволюционного учения (ставших причиной, например, скандального известного «обезьяньего процесса» в США в 1925 г.).

Следует отметить, что обвинения в атеизме и отрицании религии, приводимые некоторыми противниками эволюционного учения, основаны в известной мере на непонимании природы научного знания: в науке никакая теория, в том числе и теория биологической эволюции, не может как подтвердить, так и отрицать существование таких потусторонних миру субъектов, как Бог (хотя бы потому, что Бог при творении живой природы мог использовать эволюцию, как утверждает богословская доктрина «теистической эволюции»).

Ошибочны также попытки противопоставить эволюционную биологию религиозной антропологии. С точки зрения методологии науки, популярный тезис «человек произошёл от обезьяны» является лишь чрезмерным упрощением одного из выводов эволюционной биологии (о месте человека как биологического вида на филогенетическом древе живой природы) хотя бы потому, что понятие «человек» многозначно: человек как предмет физической антропологии отнюдь не тождествен человеку как предмету философской антропологии, и сводить философскую антропологию к физической некорректно.

Многие верующие разных религий не находят эволюционное учение противоречащим их вере. Теория биологической эволюции (наряду со многими другими науками -- от астрофизики до геологии и радиохимии) противоречит только буквальному прочтению сакральных текстов, повествующих о сотворении мира, и для некоторых верующих это является причиной отвержения практически всех выводов естественных наук, изучающих прошлое материального мира (буквалистский креационизм).

Среди верующих, исповедующих доктрину буквалистского креационизма, имеется некоторое количество учёных, которые пытаются найти научные доказательства своей доктрине (так называемый «научный креационизм»). Тем не менее, научное сообщество оспаривает обоснованность этих доказательств.

Признание Эволюции Церковью

Католическая церковь признала в энциклике папы Пия XII лат. Humani Generis, что теория эволюции может объяснять происхождение тела человека (но не его души), призвав, однако, к осторожности в суждениях и назвав теорию эволюции гипотезой. В 1996 году папа Иоанн Павел II в послании к Папской академии наук подтвердил признание теистического эволюционизма как допустимой для католицизма позиции, заявив, что теория эволюции -- это более, чем гипотеза. Поэтому среди католиков буквальный, младоземельный, креационизм редок (в качестве одного из немногочисленных примеров можно привести Дж. Кина). Склоняясь к теистическому эволюционизму и к теории «разумного замысла», католицизм в лице своих высших иерархов, в том числе и избранного в 2005 году папы Бенедикта XVI, тем не менее, безусловно отвергает эволюционизм материалистический.

Заключение

Эволюционная биология, как и любая другая наука, прошла длинный и извилистый путь развития. Возникали и проверялись различные гипотезы. Большинство гипотез не выдерживало проверки фактами, и лишь немногие из них становились теориями, неизбежно меняясь при этом. Ошибки и заблуждения науки столь же поучительны, как и ее победы, и знать их необходимо, хотя бы для того, чтобы не повторять их вновь и вновь.

Эволюция по Ламарку представлялась как непрерывное поступательное движение от низших форм жизни к высшим. Для объяснения разной степени сложности строения, наблюдаемой среди современных видов, он допускал постоянное самозарождение жизни: предки более высокоорганизованных форм зародились раньше и оттого их потомки ушли дальше по пути прогресса.

Ж.-Б. Ламарк был первым, кто предложил развернутую концепцию трансформизма -- изменяемости видов. Однако, он не нашел ответа на главный вопрос - в чем причина поразительной приспособленности и приспособляемости живых организмов. Предложенный им механизм эволюции встретил резкое неприятие большинства биологов его времени и, в известной мере, надолго скомпрометировал саму идею эволюции.

Алфред Рассел Уоллес одновременно с Ч. Дарвином создал теорию естественного отбора. Идея о происхождении видов путем естественного отбора возникла у Дарвина в 1838 г. В течение 20 лет он работал над ней. В 1856 по совету Лайеля он начал готовить свою работу к публикации.

Ну и в конечном итоге теория Дарвина и Уоллеса была принята научным сообществом. В 30-х годах прошлого века идея дарвиновского естественного отбора была объединена с законами Менделя, которые сформировали основу синтетической теории эволюции (СТЭ). СТЭ позволила объяснить связь субстрата эволюции (гены) и механизма эволюции (естественный отбор).

Список литературы:

1. Берг Л.С. Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей. -- Петербург: Государственное издательство, 1922. -- 306 с.

2. Кордюм В.А. Эволюция и биосфера. -- К.: Наукова думка, 1982. -- 264 с.

3. Красилов В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. -- Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. -- С. 140.

4. Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции: Пер. с англ.. -- М.: Мир, 1991. -- С. 455.

5. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: Смена эволюционной модели. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр.. -- М.: Издательство ЛКИ, 2007. -- 520 с.

6. Чайковский Ю.В. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции. -- М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. -- 712 с.

7. Голубовский М.Д. Неканонические наследственные изменения // Природа. -- 2001. -- № 8. -- С. 3-9.

8. Мейен С.В. Путь к новому синтезу, или куда ведут гомологические ряды? // Знание -- сила. -- 1972. -- № 8.

9. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. -- М.: Прогресс-Традиция, 1999. -- 640 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюционные идеи в античности, Средневековье, эпохи Возрождения и Нового времени. Теория Чарльза Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Нейтральная теория молекулярной эволюции. Основные эмбриологические доказательства биологической эволюции.

    реферат , добавлен 25.03.2013

    Основные концепции биологической эволюции. Эволюция как фундаментальное понятие для объяснения возникновения и развития всего живого. Формирование эволюционной теории Ч. Дарвина. Сбор доказательств самого факта эволюции, создание синтетической теории.

    реферат , добавлен 12.03.2011

    Возникновение идеи эволюции живой природы в Новое время. Сущность эволюционных теорий Ламарка и Дарвина, его тезис о естественном отборе наряду с принципами борьбы за существование, наследственности и изменчивости. Теории возникновения и эволюции жизни.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Этапы становления биологии: традиционный - идея эволюции живой природы, эволюционный - теория Дарвина и Ламарка, молекулярно-генетический - законы наследственности. Создание синтетической теории эволюции. Мир живого: возникновение и эволюция жизни.

    реферат , добавлен 14.01.2008

    Додарвинистские представления об эволюции: культивировавшие идеи развития материального мира из "праматерии". Концепции эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения. Теории Линнея, Ламарка и Дарвина. Учение о искусственном и естественном отборе.

    реферат , добавлен 29.06.2011

    Проблема происхождения и эволюции жизни на Земле. Моделирование как метод естественнонаучных исследований. Открытие принципа униформизма Ч. Лайелем. Учение Чарльза Дарвина о факторах эволюции путем естественного отбора, современные представления о ней.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2009

    Вехи биографии автора теории эволюции Чарльза Дарвина. История написания и издания "Происхождения видов". Основные положения эволюционного учения. Предпосылки и движущие силы эволюции. Мнения ученых о теории Ч. Дарвина. Анализ положений антидарвинизма.

    реферат , добавлен 07.12.2014

    Основные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Неоламаркизм: сторонники автогенетических концепций. Синтетическая теория эволюции. Экологические и генетические основы эволюции. Естественный отбор, формы и способы видообразования.

    реферат , добавлен 12.02.2011

    Вопрос о природе человека в работах древних философов. Антропогенез как процесс эволюции предшественников современного человека, исторические этапы развития этой науки. Революционность теории эволюции Ч. Дарвина. Современные подходы к развитию человека.

    реферат , добавлен 10.03.2011

    Возникновение теории эволюции и ее значение. Представление о градации живых существ и теория изменчивости видов. Законы эволюции Ж.Б. Ламарка. Концепция искусственного отбора. Значение теории эволюции Ч. Дарвина. Результаты действия естественного отбора.


Эволюция означает постепенный, закономерный переход от одного состояния в другое. Под биологической эволюцией понимают изменение популяций растений и животных в ряду поколений, направляемое естественным отбором. В течение многих миллионов лет, начиная с возникновения жизни на Земле, в результате непрерывного, необратимого, естественного процесса смены одних видов другими сформировались животные и растительные формы, существующие в настоящее время.

Идея о том, что организмы развиваются в течение поколений, интересовала многих натуралистов. Мысль о том, что современные живые организмы произошли от более простых, примитивных, давно жила в умах людей.

Первую систематизацию материала о растениях и животных произвёл знаменитый шведский ученый Карл Линней в 1735 г. На основе одного-двух признаков (преимущественно морфологических) он классифицировал растения и животных на виды, роды, классы. За единицу классификации им был принят вид.

Вклад К. Линнея в прогрессивное развитие естествознания огромен: он предложил систему животных и растений; ввел бинарную систему двойных названий; описал около 1 200 родов и более 8 000 видов растений; реформировал ботанический язык и установил до 1 000 терминов, многие из которых ввел впервые.

Труды К. Линнея помогли его последователям осуществить систематизацию разрозненного фактического материала и усовершенствовать ее.

В начале XVIII в. французский ученый Жано-Батисто Ламарк создал первую эволюционную теорию, которую изложил в труде “Философия зоологии” (1809 г.). По Ламарку, одни организмы произошли от других в процессе длительной эволюции, постепенно изменяясь и совершенствуясь под воздействием внешней среды. Изменения закреплялись и передавались по наследству, что и явилось тем основным фактором, который обусловил эволюцию.

Ж.-Б. Ламарк впервые изложил идеи эволюции живой природы, утверждавшие историческое развитие от простого к сложному. Доказательства эволюционной теории, выдвинутые Ж.-Б. Ламарком, оказались недостаточными для полного их принятия, поскольку не были даны ответы на вопросы: чем объяснить большое разнообразие видов в природе; с чем связано совершенствование организации живых существ; как объяснить приспособленность организмов к условиям внешней среды?

В России XVIII в. примечателен появлением новых научных идей. Гениальный русский ученый М. В. Ломоносов, философ-материалист А. Н. Радищев, академик К. Ф. Вольф и другие видные ученые высказывали представления об эволюционном развитии и изменяемости природы.

М. В. Ломоносов утверждал, что изменения ландшафта Земли вызывали изменения климата, в связи с чем изменялись животные и растения, ее населяющие.

К. Ф. Вольф утверждал, что во время развития зародыша цыпленка все органы появляются в результате развития, а не предопределены заранее (теория эпигенеза), а все изменения связаны с питанием и климатом. Не располагая еще достаточным научным материалом, К. Ф. Вольф высказал предположение, гениально предвосхитившее полное научное эволюционное учение будущего.

В XIX в. все больше подвергаются критике метафизические представления о неизменности живых существ. В России эволюционные идеи высказывались постоянно.

Например, Афанасий Каверзнев (конец XVIII - начало XIX вв.) в труде “О перерождении животных” утверждал, что виды действительно существуют в природе, но они изменчивы. Факторами изменчивости являются изменения окружающей среды: пищи, климата, температуры, влажности, рельефа и др. Он поставил вопрос о происхождении видов один от другого и о их родстве. Свои рассуждения А. Каверзнев подтверждал примерами из практики человека по выведению пород животных.

К. Ф. Рулье (1814-1858 гг.) еще за 10-15 лет до выхода в свет труда Ч. Дарвина “Происхождение видов” писал об историческом развитии природы, резко критикуя метафизические взгляды о неизменяемости и постоянстве видов и описательное направление в науке. Он связывал происхождение видов с их борьбой за существование.

Прогрессивные эволюционные идеи высказывал К. М. Бэр (1792-1876 гг.), занимаясь исследованиями в области эмбриологии.

А другой ученый - А. И. Герцен (1812-1870 гг.) в работах “Дилетантизм в науке” и “Письма об изучении природы” писал о необходимости изучать происхождение организмов, их родственные связи, рассматривать строение животных в единстве с физиологическими особенностями и о том, что психическую деятельность также следует изучать в развитии - от низших к высшим, включая человека. Основную задачу он видел во вскрытии причин единства органического мира при всем его разнообразии и объяснении происхождения животных.

Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) в своих произведениях останавливался на причинах изменчивости и вопросе о единстве происхождения человека и животных.

Величайший английский натуралист Ч. Дарвин (1809-1882 гг.) своей эволюционной теорией положил начало новой эпохе в развитии естествознания.

Возникновению эволюционного учения Ч. Дарвина способствовали общественно-экономические предпосылки - интенсивное развитие капитализма, давшее импульс развитию науки, промышленности, техники, сельскому хозяйству.

После пятилетнего путешествия в качестве натуралиста на корабле “Бигль” вокруг света и почти 20-летнего обобщения и осмысливания большого объема фактических данных им была написана книга “Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, опубликованная в 1859 г., ровно через 50 лет после книги Ламарка.

Во время этого путешествия у Дарвина зародилась идея эволюции - собственная свежая концепция, исправлявшая или улучшавшая взгляды и аргументы его предшественников. Идея Дарвина объясняла законы развития жизни лучше, чем какая-либо другая теория.

Ч. Дарвин в этой книге изложил эволюционную теорию, которая произвела переворот в биологическом мышлении и стала историческим методом исследования в биологии.

Основная заслуга Дарвина состоит в том, что он объяснил механизм процесса эволюции, создал теорию естественного отбора. Многочисленные отдельные явления органической жизни Дарвин связал в логическое целое, благодаря чему царство живой природы предстало перед людьми как нечто непрерывно меняющееся, стремящееся к постоянному совершенствованию.

Теория естественного отбора, выдвинутая Дарвиным, была настолько разумна и так хорошо обоснована, что большинство биологов очень скоро признали ее. Многочисленные отдельные явления органической жизни Дарвин связал в логическое целое, благодаря чему царство живой природы предстало перед людьми как нечто непрерывно меняющееся, стремящееся к постоянному совершенствованию.

Русскими эволюционистами была подготовлена почва для принятия теории Дарвина, поэтому в России она нашла своих последователей. Однако во времена Дарвина многие области биологической науки не были достаточно хорошо развиты и мало что могли дать ему при разработке его теории.

Основные открытия Грегора Менделя в учении о наследственности (в генетике) не были известны ни Дарвину (хотя они творили в одно время), ни большинству ученых его времени. Цитология, изучающая клетки, еще не знала, как делятся клетки. Палеонтология - наука об ископаемых, была молодой наукой, и еще не были открыты прекрасные образцы ископаемых животных и растений, которые появились позже.

Дискретность фактического материала и отсутствие в тот период достижений науки, появившихся позже, позволило оппонентам Дарвина высказывать мнение о недостаточности доказательств правильности положений теории эволюции.

Из-за отсутствия этих и некоторых других данных развитие теории эволюции путем естественного отбора в XIX в. было даже более замечательным достижением, чем если бы это имело место в середине XX в.

Таким образом, существовавшие в XVII-XVIII вв. метафизические представления в науке и философии наложили глубокий отпечаток на изучение физиологических проблем: все явления в природе рассматривались как постоянные и неизменные. Эволюционное учение Ч. Дарвина нанесло сильнейший удар метафизическому взгляду на природу.

В целом, крупнейшим достижением биологии 19 в. была разработка клеточной теории, согласно которой в основе строения и развития животных и растительных организмов лежит единая форма организации живого вещества – клетка. Клеточная теория явилась основой для последующего развития эволюционной теории.



Доклад
учащейся группы
Горбуновой Юлии
на тему:"Основные положения учения Дарвина"

Эволюционные представления до Чарлза Дарвина.

На Земле существуют не менее 2 млн.видов животных,до 0,5 млн.видов растений,
сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов.Как возникло великое многообразие
видов и приспособленность их к среде обитания?Ответ дает научная теория эво-
люции живой природы,основы которой в 19 в.заложил великий английский ученый
Чарлз Дарвин.
До Дарвина большинство биологов держалось представлений о постоянстве и неиз-
менности живых организмов-видов столько,сколько их создал бог.Организмы и ор-
ганыполностью соответствуют цели,которую якобы поставил творец.Сущность миро-
воззрения этого периода заключается в представлениях о постоянстве,неизменнос-
ти и изначальной целесообразности природы.Такое мировоззрение получило назва-
ние метафизического (греч."физис"-природа,"мета"-над).Метафизические представ-
ления потдерживались церквью и правящими кругами.
В 17-18 вв. накопилось множество описаний видов животных,растений,минералов.Ог-
ромную задачу систематизации этих материалов выполнил Карл Линней(1707-1778),
шведский натуралист,врач.На основе сходства по одному-двум наиболее заметным
признакам он классифицировал организмы на виды,роды,классы.Он правильно помес-
тил в один отряд человека и человекообразных обезьян.Линней ввел в науку пред-
ложенный предшественниками двойные латинские названия-род и вид(Canis familia-
ris-собака домашняя).Латинские названия помогли общению ученых разных стран.
Линней полностью разделял метафизические представления о природе,усматривая в
ней изначальную целесообразность,якобы доказывающую "премудрость творца".Каж-
дый вид он считал результатом отдельного творческого акта,неизменным и постоян-
ным,не связанным с другими видами родством.К концу жизни,однако,под влиянием
наблюдений в природе он признал,что иногда виды могут возникать путем скрещи-
вания или в результате действий изменений среды.
Значение трудов Линнея огромно:он предложил систему животных и растений,лучшую
из всех предыдущих;ввел двойные названия видов;усовершенствовал ботанический
язык.
В начале 19 в.французский ученый Жан Батист Ламарк(1744-1829) изложил свои
эволюционные идеи в труде "Философия зоологии".Лемарк подверг критеке идеи о
постоянстве и неизменяемости видов.Он утверждал,что образование новых видов
происходит очень медленно и потому незаметно.В процессе эволюции высшие формы
жизни взяли начало от низших.
Значение трудов Ламарка для дальнейшего развития биологии огромно.Он первый
изложил идеи эволюции живой природы,утверждавшие историческое развитие от прос-
того к сложному.Он первым поставил вопрос о факторах-движущих силах эволюции.
Тем не менее Ламарк ошибочно выводил факторы эволюции из будто бы присущего
всему живому стремления к совершенству.Неверно объяснял причины возникновения
приспособленности прямым влиянием условий окружающей среды.Неверно и утвержде-
ние об обязательном появлении только полезных изменений и их наследовании.
Итак наука 18-начала 19 в.не могла правильно объяснить движущие силы развития
органического мира.Перед нею встали вопросы:как возникло огромное многообразие
видов?Как объяснить приспособленность организмов к условиям окружающей среды?
Почему в процессе эволюции происходит повышение организации живых существ?

Возникновение учения Чарлза Дарвина.

Возникновение учения Ч.Дарвина способствовали общественно-экономические предпо-
сылки.В первой половине 19 в. в странах Западной Европы,особенно в Англии,ин-
тенсивно развивался капитализм,который дал импульс развитию науки,промышленнос-
ти,техники.Спрос промышленности на сырье и населения растущих городов на про-
дукты питания способствовал развитию сельского хозяйства.
Другая предпосылка появления дарвинизма-успехи естественных наук.Описания сис-
тематических групп живых организмов приводили к мысли о возможности их родства.
У многих животных сравнением установили единый план в строении тела и органов.
Исследования ранних стадий развития зародышей хордовых выявили их поразитель-
ное сходство.Изучение ископаемых растений и животных раскрыло последовательную
смену низкоорганизованных форм жизни более высокоорганизованными.
Обширные материалы заморских экспидиций,выведение новых пород животных и сортов
растений не согласовывались с метафизическим мировоззрением.Нужен был гениаль-
ный ум,который сумел бы обобщить огромный материал в свете определенной идеи,
связать стройной системой рассуждений.Таким ученым оказался Чарлз Дарвин
(1809-1882).
С детства Ч.Дарвин увлекался сбором коллекций,химическими опытами,наблюдениями
за животными.Студентом изучал научную литературу,овладел методикой полевых ис-
следований.Ч.Дарвин на корабле "Бигл"(англ.-ищейка) совершил кругосветное пу-
тешествие.Он исследовал геологическое строение,флору и фауну многих стран,отп-
равил в Англию огромное количество коллекций.
В Южной Америке,сравнив найденные останки вымерших животных с современными,
Ч.Дарвин предположил их родство.На Галапагосских островах он нашел нигде бо-
лее не встречающиеся виды ящериц,черепах,птиц.Они близки к южноамериканским.
Галапагосские острова вулканического происхождения,и потому Ч.Дарвин предполо-
жил,что на них виды попали с материка и постепенно изменились.В Австралии его
заинтересовали сумчатые и яйцекладущие,которые вымерли в других местах земного
шара.Австралия как материк обособилась,когда еще не возникли высшие млекопита-
ющие.Сумчатые и яйцекладущие развивались здесь независимо от эволюции млекопи-
тающих на других материках.Так постепенно крепло убеждение в изменяемости видов
и происхождении одних от других.Первые записио происхождении видов Дарвин сде-
лал во время кругосветногопутешествия.

Основные положения учения Дарвина.

После путешествия Дарвин в течение 20 лет упорно работал над созданием эволюцион-
ного учения и опубликовал его в труде "Происхождение видов путем естественного
отбора,или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь"(1859).В даль-
нейших произведениях Дарвин развивал и углублял различные стороны основной проб-
лемы-происхождение видов.В книге "Изменение домашних животных и культурных рас-
тений" на огромном фактическом материале он показал закономерности эволюции по-
род домашних животных и сортов культурных растений.
В труде "Происхождение человека и половой отбор" Дарвин применил эволюционную
теорию для объяснения происхождения человека от животных.Дарвину принадлежат
капитальные труды по ботанике,зоологии и геологии,в которых детально разрабо-
танны отдельные вопросы эволюционной теории.
Главная заслуга Дарвина в том,что он раскрыл движущие силы эволюции.Он материа-
листически объяснил возникновение и относительный характер приспособленности
действием только естественных законов,без вмешательства сверхестественных сил.
Учение Дарвина в корне подрывало метафизические представления о постоянстве ви-
дов и сотворении их богом.Каковы же движущие силы эволюции пород домашних живо-
тных,сортов культурных растений и видов в дикой природе?
Движущие силы эволюции пород и сортов-наследственная изменчивость и производимый
человеком отбор.Дарвин установил,что различные породы животных и сорта культур-
ных растений созданы человеком в процессе искуственного отбора.Из поколения в
покаление человек отбирал и оставлял на племя особей с каким-либо интересным
для него изменением,обязательно наследственным,и устранял других особей от раз-
множения.В результате были получены новые породы и сорта,признаки и свойства
которых соответствовали интересам человека.
Нет ли подобного процесса в природе?Организмы размножаются в геометрической прог-
рессии,но до половозрелого состояния доживают относительно не многие.Значительная
часть особей погибает,не оставив потомства совсем или оставив малое.Между осо-
бями как одного вида,так и разных видов возникает борьба за существование,под
которой Дарвин понимал сложные и многообразные отношения организмов между собой
и с условиями окружающей среды.Он имел в виду "не только жизнь одной особи,но
и успех ее в обеспечении себя потомством".
Следствием борьбы за существование является естественный отбор.Этим термином
Дарвин назвал "сохранение благоприятных индивидуальных различий и изменений и
уничтожение вредных".
Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчи-
вости является,по Дарвину,основными движущими силами(факторами)эволюции органи-
ческого мира.
Индивидуальные наследственные уклонения,борьба за существование и естественный
отбор в длинном ряду покалений приведут к изменению видов в направлении все
большей приспособленности к конкретным условиям существования.Приспособленность
организмов всегда относительна.
Другим результатом естественного отбора является многообразие видов,населяющих
Землю.

Влияние дарвинизма на развитие биологии.

На основе дарвинизма перестраивались все отрасли биологической науки.Палеонтология
стала выяснять пути развития органического мира;систематика-родственные связи и
происхождение систематических групп;эмбриология-устанавливать общее в стадиях
индивидуального развития организмов в процессе эволюции;физиология человека и
животных-сравнивать их жизнедеятельность и выявлять родственные связи между
ними.
В начале 20 в. началось экспериментальное изучение естественного отбора,быстро
развивались генетика,экология.Идеи Дарвина в России встретили поддержку пере-
довой интеллигенции.В вузах либеральная часть профессуры перестраивала курс
зоологии и ботаники в свете дарвинизма.Появились статьи в журналах,освещавшие
учение Дарвина.В 1864 г. "Происхождение видов" впервые было опубликовано на
русском языке.
Большая роль в развитии биологической науки на основе дарвинизма принадлежит
нашим отечественным ученым.Братья Ковалевские,К.А.Тимирязев,И.И.Мечников,И.П.
Павлов,Н.И.Вавилов,А.Н.Северцов,И.И.Шмальгаузен,С.С.Четвертиков и многие другие
корифеи русской науки положили в основу своих исследований идеи Дарвина.

Похожие публикации