Спортивная гимнастика со скольки лет можно заниматься. Гимнастика для детей: с какого возраста и какая польза. Как выбрать спорт, учитывая детский темперамент

В каждой секции есть минимальный возраст, с которого в нее принимают детей. Чаще всего это 4 года.

Гимнастика

Это один из красивейших видов спорта. Выступления гимнастов и гимнасток с яркими лентами, обручами, скалками, мячами всегда выглядят эффектно.

Плюсы: развивает гибкость, растяжку, точность движений и грацию.

Минусы: ушибы, растяжения, вывихи и другие травмы.

Возраст: предпочтительнее отдавать ребенка на гимнастику пораньше - с 4 лет. В этом возрасте детям легче даются и растяжка, и шпагат.

Спортивные бальные танцы

Это альтернатива гимнастике. В такой спорт отдавать можно и девочек, и мальчиков. Танцы - это музыка, движения, красивые костюмы. Условия здесь намного мягче, чем в гимнастике, но для достижения успеха также необходима большая работоспособность.

Плюсы: развивает выносливость, координацию, равновесие, гибкость, крепкий мышечный каркас спины, а значит, вырабатываются осанка и умение владеть своим телом. Танцуя в паре, дети учатся быть терпимыми и внимательными друг к другу.

Минусы: возможны ушибы, растяжения, травмы ног, спины.

Возраст: с 4 лет.

Фигурное катание

Спорт на льду открывает большие перспективы, но пожинать плоды упорных тренировок придется только через много лет. В фигурное катание можно отдавать как мальчиков, так и девочек.

Плюсы: хорошая физическая форма, координация, равновесие, гибкость, бесстрашие, повышается устойчивость к бронхолегочным заболеваниям.

Минусы: травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, из-за длительных занятий на льду - воспалительные заболевания органов малого таза, что опасно для здоровья девочек.

Возраст: с 4 лет. В этом возрасте у детей хорошая гибкость и практически отсутствует чувство страха.

Плавание

Занятия в воде приятны и полезны во всех отношениях. Но все же некоторые родители относятся с сомнением к данному виду спорта из-за фигур профессиональных пловчих. Избежать «крыльев» (широких плеч) можно, если заниматься плаванием один-два раза в неделю.

Плюсы: плавание развивает дыхательную систему, закаляет ребенка, укрепляет нервную систему. Даже получасовая тренировка в воде значительно поднимает жизненный тонус.

Минусы: в самом начале тренировок новички часто простужаются, выходя после воды на холод (заболевания ушей, носоглотки).

Возраст: плавать ребенку полезно с рождения, записывать в подготовительную группу можно с 3-4 лет.

Лыжный спорт (горные или беговые лыжи)

Даже если ребенок не станет олимпийским чемпионом, он в любом случае приобретет для себя зимнее увлечение на всю жизнь.

Плюсы: лыжи и сноуборд развивают ловкость, улучшают координацию, тренируют мышцы спины, ног, пресса. Занятия приносят много положительных эмоций.

Минусы: сотрясения и травмы опорно-двигательного аппарата; противопоказания - эпилепсия, заболевания опорно-двигательного аппарата, бронхиальная астма.

Возраст: начинать знакомство с лыжами можно с 4 лет. Занятия начинают с ОФП. Детей для горнолыжного спорта готовят с 5 лет. С занятиями по сноуборду придется подождать. Даже если в роли инструкторов попробуют себя родители, малышам сложно будет справляться с доской. Запись в секцию по сноуборду - с 7 лет.

Теннис (большой, настольный), бадминтон

Большой теннис в последние годы стал самым модным и дорогим видом спорта, обещает в будущем многочисленные победы. Но для этого нужно много тренироваться. Бадминтон - более бюджетная альтернатива теннису.

Плюсы: развивает ловкость, внимание, быстроту реакции, закаляет характер и обеспечивает хорошую физическую форму.

Минусы: ушибы, растяжения, вывихи (плечевого, локтевого, коленного суставов).

Возраст: с 4-5 лет.

Восточные единоборства: дзюдо, карате, айкидо, ушу

В этих видах спортивных единоборств вместе с защитой изучают и технику нападения. Спорт, полезный и в обычной жизни.

Плюсы: умение постоять за себя, способствует развитию координации, точности движений, гибкости, ловкости, силы. С помощью восточных единоборств дети учатся правильному дыханию, умению управлять эмоциями и направлять энергию в нужное русло, концентрироваться.

Минусы: травмы опорно-двигательного аппарата (при падениях).

Возраст: запись в подготовительные группы карате, айкидо, ушу - с 4 лет; дзюдо - с 5 лет. Вначале дети проходят курс ОФП и в игровой форме знакомятся с борьбой.

Командные виды спорта

Баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, бейсбол - игровые виды спорта.

Плюсы: вырабатывают командный дух, уверенность, ловкость, выносливость, силу. Особенно командные виды спорта полезны детям, которые воспитывались вне социальной среды (дома, с нянями).

Минусы: серьезные травмы головы и опорно-двигательного аппарата, способные поставить крест на карьере. Особенно травматичен хоккей ввиду ранних тренировок на льду. Противопоказаны занятия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, бронхиальной астме, эпилепсии.

Возраст: баскетбол, волейбол, бейсбол, футбол - с 5 лет, хоккей - с 4 лет.

Верховая езда

Элитный и дорогостоящий вид спорта.

Плюсы: умение держаться в седле, что тренирует вестибулярный аппарат, формирует осанку. Этот спорт воспитывает смелость, выносливость, силу, дарит положительные эмоции.

Минусы: травмы при падении, сотрясения, мозоли на руках.

Возраст: с 4 лет. Малышам на подготовительных занятиях рассказывают о лошадях, учат обращаться и ухаживать за животными, а также на маленьких пони - держаться в седле.

Шахматы, шашки

Высокоинтеллектуальный спорт.

Плюсы: развивают логическое мышление, учат стратегии и тактике, тренируют память; дети, играющие в шахматы, лучше учатся.

Минусы: нет.

:

записываться в секцию можно с 5 лет.

Силовые нагрузки

Развитие силовых способностей начинается с малых физических нагрузок и осуществляется во всех спортивных секциях.

Плюсы: формируются хорошая физическая форма, рельефное тело, выносливость, сила.

Минусы: кости и суставы детей не до конца сформированы, возможны переломы, растяжения и вывихи.

Возраст: с 4-5 лет в любой секции.

Легкая атлетика

Бег, спортивная ходьба, прыжки в длину, в высоту, метание копья, толкание ядра - все эти виды спорта не для малышей. Но развивать способности к ним можно с раннего возраста.

Плюсы: различные соревнования и занятия ОФП в игровой форме прививают ребенку интерес к спорту, обучают правильному дыханию, постановке ноги при беге и ходьбе, что пригодится и вне спорта.

Минусы: травмы опорно-двигательного аппарата.

Чем полезен футбол для детей, есть ли у него медицинские противопоказания, как выбрать секцию, сколько стоят тренировки… Мы подробно остановимся на каждом вопросе и расскажем все о детском футболе.

Футбол - идеальный спорт для детей. Он развивает выносливость и скорость, учит играть в команде и разделять с товарищами победы и поражения, позволяет проявить лидерские качества и дать выход скопившейся энергии. К тому же это достаточно бюджетный вид спорта, доступный многим.

С какого возраста

В каком возрасте начинать заниматься футболом? Однозначно ответить на вопрос сложно. Существуют секции и футбольные школы, куда детей принимают уже с 4 лет - едва они становятся способны осмысленно выполнять распоряжения тренера.

Но обычно речь все-таки идет о возрасте 6-7 лет: можно сказать, что это международный стандарт. В Европе шестилетние дети уже участвуют в соревнованиях, да и в Южной Америке обучение начинают именно в этом возрасте.

Не отчаивайтесь, если ваш ребенок немного старше: и в 9-10 лет можно начать серьезные тренировки, не потеряв осязаемых шансов добиться больших спортивных успехов.

Медицинские противопоказания

Футбол - сложный комплексный вид спорта, который дает самую разнообразную нагрузку на организм. Если в целом ваш ребенок здоров, не имеет серьезных хронических болезней и патологий, его можно смело . В более сложных случаях принимать решение о допуске к футбольным тренировкам должен врач. Причем обратите внимание: спортивный врач.

Основными противопоказаниями для занятий футболом являются:

  • заболевания сердца;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • астма;
  • болезни ЖКТ;
  • близорукость любой степени;
  • ожирение;
  • некоторые хронические заболевания.

Некоторые заболевания, например диабет или сердечно-сосудистые патологии, не всегда являются противопоказаниями. В этом случае отдавать ребенка на футбол можно после консультации с врачом.

И, конечно, не будем забывать, что существует немало знаменитых футболистов, которым высочайших спортивных успехов не помешали добиться не только астма, но и серьезнейшие препятствия. К примеру Валерий Минько, игрок ЦСКА и сборной России, мастер спорта международного класса, успешно играл в футбол, имея одну почку. Возможно многое!

Мальчики и девочки

Традиционно футбол считается не слишком «женским» видом спорта, однако это не более, чем стереотип. Женский футбол сегодня активно развивается и набирает популярность, чему является ярким подтверждением, например, появление женских команд в футбольных видеоиграх-симуляторах.

Сейчас такая идея может казаться очень смелой, но, вполне возможно, когда ваша дочь подрастет, женский футбол уже будет явлением для всех совершенно привычным. Реальная проблема только одна: небольшое число соответствующих спортивных секций. Но если есть возможность - почему бы и нет?

А вот что действительно нужно учитывать, собираясь отдать чадо на футбол, так это его характер и темперамент (подробнее о темпераменте ребенка и видах спорта вы можете прочитать ). Проверьте себя простым тестом. Закончите фразу «Мой ребенок…»:

  • …эмоциональный экстраверт;
  • …активный, возможно, неусидчивый;
  • … быстрый и ловкий;
  • …азартный и импульсивный.

Если вы согласились со всеми утверждениями выше, значит футбол - лучший вариант для вашего ребенка независимо от пола. А вот отправлять в команду медлительного и/или стеснительного интроверта нельзя ни в коем случае: это не только не сделает его более активным и общительным, но и может стать причиной психологической травмы и вызвать отторжение к спорту в принципе.

Плюсы

Достоинств у футбола огромное количество - иначе он не был бы настолько популярен. Давайте попробуем перечислить основные.

  • Позиции на поле и функции футболистов крайне разнообразны: ценятся высокие и миниатюрные, прыгучие и проворные, легкие и мощно сложенные. В отличие от баскетбола, волейбола или хоккея, антропометрические параметры не станут препятствием.
  • Футбол является командной игрой, воспитывающей все необходимые в коллективе качества, в том числе лидерские, и навыки социального взаимодействия.
  • Это сложный по своей структуре вид спорта, дающий чрезвычайно разнообразное физическое развитие. Выносливость, скорость, ловкость, координация, гибкость, прыгучесть, атлетизм - все это в равной степени необходимо футболисту.
  • Футбольная секция найдется даже в самом маленьком городе, а в больших городах - их огромный выбор.
  • Футбол является одним из наиболее научно исследованных видов спорта: он обладает мощнейшей методической базой, а футбольные тренеры приличной квалификации знают, как надо работать с детьми.
  • Занятия футболом, если со временем эта игра вашему ребенку надоест (или у него не окажется перспектив стать успешным футболистом), послужит великолепной базой для перехода практически в любой другой вид спорта.
  • Да и совмещение вполне возможно! Неслучайно в советские времена спортсмены высочайшего уровня часто играли и в футбол, и в хоккей, причем блестяще. К примеру, Всеволод Бобров одинаково знаменит и как футболист, и как хоккеист. А Лев Яшин, лучший голкипер в истории футбола, первое звание мастера спорта СССР получил именно по хоккею.

Минусы

У футбола для детей не так много недостатков. Фактически, выделить можно только три.

Первый характерен для любой командной игры: в футболе незначительна роль личности, на первом плане находится команда. Поэтому труднее оценивать личный прогресс и достижения, да и ценятся они несколько ниже. Но это субъективный недостаток, который многие сочтут достоинством.

Вторая проблема тоже может при желании рассматриваться и как преимущество. Речь идет о конкуренции: занимается футболом колоссальное количество детей, а значит пробиться наверх, в профессиональный спорт, будет трудно.

А вот третий недостаток уже существует совершенно объективно. Увы, футбол - один из самых травматичных видов спорта: все-таки это весьма контактная спортивная игра. К счастью, маленькие дети не играют слишком жестко, но все же этот фактор нельзя игнорировать.

Сколько стоят занятия

Вы когда-нибудь задумывались, почему футбол популярен не только в развитых странах, но и в Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке? Ответ прост: этот вид спорта - один из самых бюджетных.

Собственные ноги, мяч и ровная поверхность - в теории научиться играть в футбол можно и вовсе бесплатно. Конечно, на практике требуются определенные траты, но их размер и количество можно регулировать. Давайте же посчитаем, сколько стоит вырастить из ребенка второго Месси.

Обязательный минимум:

  • бутсы (от 1500 руб.);
  • кроссовки для зала (от 1000 руб.);
  • футболка (от 800 руб.);
  • спортивные штаны (от 1000 руб.).

Дополнительные расходы:

  • защита (от 800 руб.);
  • футбольный мяч (от 1500 руб.);
  • перчатки для вратаря (от 1000 руб.);
  • куртка для уличных тренировок (от 1000 руб.);
  • летние сборы (от 15 000) и др.

Сами же занятия могут быть как бесплатными, так и платными. Во втором случае стоимость тренировки зависит от уровня школы, опыта тренера и других нюансов и в среднем начинается от 500 руб. за занятие.

Даже несмотря на эти вложения детский футбол остается одним из самых дешевых видов спорта, в отличие от гольфа или профессионального тенниса, которые требуют баснословных вложений. Конечно, хорошие бутсы стоят дороже обычной обуви - и это не единственные траты, но в целом почти любая семья может позволить себе отдать ребенка в футбол.

Как выбрать секцию

Популярность футбола подарила родителям бесценную возможность выбирать из большого количества секций и школ, но такое разнообразие часто влечет за собой растерянность. Выбрать идеальную школу действительно трудно и не всегда получается с первого раза - к этому нужно быть готовым. И все-таки существует несколько критериев, которые помогут принять верное решение.

  1. Ваши цели. Если вы планируете сделать из ребенка игрока сборной, то стоит присмотреться к , работающим при главных клубах страны. В этом случае уместно пожертвовать и деньгами, и удобным расположением. Если же футбол для детей рассматривается как обычная спортивная активность, то ваш выбор - простая секция максимально близко к дому.
  1. Расположение школы. Этот критерий во многом определяется первым пунктом, но в погоне за качеством обучения не забывайте о том, что ездить 6 раз в неделю на другой конец города и обратно не захочет никакой ребенок. Если есть возможность, выбирайте секцию, расположенную как можно ближе к дому или школе.
  1. Отзывы. Красочно оформленный сайт и список именитых тренеров в штате еще не гарантируют успех вашего ребенка. Выбирая школу, соберите отзывы о ней у знакомых и родственников или поищите их в интернете. Нелишним будет сходить в школу и лично поговорить с администрацией и тренерами. Убедитесь, что к юным спортсменам относятся адекватно и им комфортно заниматься.
  1. Практика. Остановились на нескольких школах и не можете выбрать? Сходите с ребенком на пробное занятие в каждую из них. Это позволит вам оценить работу тренера на практике, присмотреться к коллективу и понять, где ребенку нравится больше всего.

Подводим итог

Футбол - отличный выбор практически для любого ребенка. Это доступный, многогранный и увлекательный вид спорта, способствующий социализации, развитию лидерских качеств и умения работать в команде. Занятия им в раннем возрасте позже могут стать отличным фундаментом для успехов в другом виде спорта. А такой недостаток, как травматизм, неизбежен в спорте в любом случае. Так что нет причин не попробовать!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Никто не даст однозначного ответа на вопрос «?». Будущий детсадовец должен быть психологически и физически готовым к коллективной жизни. Природой задумано не было, чтобы дети по 8-9 часов находились в незнакомом окружении, раньше они воспитывались с нянями и гувернантками, и это считалось нормой. Дошкольные учреждения — это нововведения социума.

До 3 лет у детей сильная связь с матерью, для них новое окружение — это стресс. Психологи утверждают, что до 2,5 лет малыши не проявляют желания взаимодействовать со сверстниками: это скорее источник конфликтов, чем удовольствие. Перед незнакомцами дошкольники 2-3 лет испытывают страх — это одна из причин трудной адаптации.

Ориентировочные сроки адаптации:

  • В яслях — 6-10 дней.
  • Для трехлетних детей — 2-3 недели.
  • Для дошкольников старшего возраста — 3-4 недели.

Что нужно учесть?

  • Коммуникабельность. Деткам, которые легко общаются с «соседями по песочнице», проще, чем застенчивым или отставшим в речевом развитии. Скромников дополнительно нужно определить к психологу и логопеду, чтобы научились рассказывать о своих желаниях и потребностях.
  • Иммунная система. Болезненным детям раннее пребывание в группе противопоказано.
  • Самостоятельность. Если дитя умеет проситься на горшок, сам держит бутылочку или ест ложкой — ему будет легче адаптироваться к системе.
  • Эмоциональность — по наблюдениям специалистов, девочки адаптируются к новшествам быстрее, у мальчиков связь с матерью прочнее.


Фазы адаптации:

  • Легкая — длится до 15 дней, карапуз адекватно ведет себя в яслях в детском саду , не болеет, не теряет вес, не капризничает.
  • Средней тяжести — налицо признаки психического стресса, возможет беспричинный плач или небольшая потеря в весе (длится до 2 месяцев).
  • Тяжелая — категорическое непринятие, истощение, болезненность, перепады настроения. Обязательна консультация специалиста.

Статистика в разных странах

Страна

Принимают в садик

Декрет длится 2 месяца, потом можно отдавать грудничка в ясли

С 3 месяцев

Декретный отпуск длится полгода, потом дитя отдают в сад

Великобритания

Финляндия

С 9 месячного возраста

С 3 лет, практикуется домашнее воспитание

До 3 лет отпрыски остаются с родителями или родственниками

Ясли в детском саду

Возрастное ограничение — с 1,5 лет, но есть группы и для воспитанников с 6 месяцев. Предпочтительнее приучать малыша к коллективу заранее: начните с групп кратковременного пребывания (2-3 часа), позже можно будет оставлять и на целый день.

Рекомендуем заранее приехать в выбранное заведение, познакомить специалистов с особенностями развития и привычками ребенка, его интересами и склонностями. Кардинально менять привычный уклад жизни в один момент нельзя.

Преимущества:


Недостатки:

  • Не у всех частных садов есть лицензия.
  • Высокая стоимость.

Во сколько лет отдавать ребенка в сад — личный выбор каждого, но будьте осмотрительны, в столь нежном возрасте не редкость психологические травмы.

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия

Если идет речь о спортивной или художественной гимнастике, то вопрос со скольки лет можно давать ребенка на занятия вполне логичный — ведь это очень ранний вид спорта. Если мастерами спорта становятся в 14 лет, то соответственно путь к этому званию не может начинаться поздно.

Девочки

Девочек на гимнастику отдают рано. Причины две — во-первых, дети имеют гибкость и растяжку, которую они получили от природы. Во-вторых — гимнастика — очень сложный вид спорта и на занятиях нужна строгая дисциплина. Приучать к выполнению заданий, к режиму, определенным правилам лучше с самого раннего возраста.

Официально спортивные школы берут девочек с пятилетнего возраста. Видимо у них на это есть определенные санитарные нормы — к пяти годам ребенок сформирован психологически именно как ребенок, а не как малыш. С такими детьми легче работать в группе, не нужно тратить силы на индивидуальный подход.

Но все же в гимнастике самое главное — физическое развитие ребенка. Если девочка физически развита — можно отдавать и в четыре года. Физическое развитие определяет тренер в процессе несложного тестирования — дает девочке подтянуться, сделать уголок на гимнастической лестнице, проверяет растяжку. Но все же сила мышц имеет более определяющее значение, нежели растяжка, ведь в раннем возрасте растяжка есть практически у всех детей, она еще сохраняется от рождения.

Олимпийская чемпионка Лилия Подкопаева начала заниматься в 5 лет

Второе, что проверяет тренер — психологическую вменяемость, то есть способность выполнять требования преподавателя на уроке. Все дети в раннем возрасте более или менее непослушны, ведь они хотят играться, не могут подолгу сосредотачиваться на чем-то одном. Но в плане воспитания дети пластичны, тренер обязательно сможет справиться с ребенком, если родители поймут, что на уроке главный тренер, и будут это внушать ребенку. Родители не должны нелестно выражаться о тренере в присутствии ребенка, тогда педагог будет иметь в глазах ребенка авторитет.

Иногда ребенка отдают на гимнастику в три года. Как правило, если родители хорошо знают тренера, то по взаимной договоренности могут приводить малыша на тренировки, чтобы он привык к атмосфере спортивного зала и выучил простейшие элементы. Конечно, в трехлетнем возрасте ни о какой регулярности речи идти не может, но начать заниматься гимнастикой в этом возрасте вполне можно.

До какого возраста заниматься девочкам

Родители должны знать, что гимнастика хорошо дисциплинирует ребенка, делает его сильным. Сперва занятия имеют хореографическую направленность. Детей растягивают, учат танцевальным элементам, выполняют упражнения на подкачку. Первые соревнования в спортивной гимнастике тоже направлены на эти элементы — подтягивание на перекладине, складочка, шпагат. Это третий юношеский разряд. Второй юношеский разряд включает вольные упражнения, но соревнования по физической подготовке также есть.

Первый юношеский проводится уже без осмотра физподготовки гимнасток, присутствуют все основные элементы взрослых разрядов — колода, брус, вольные упражнения, опорный прыжок. Но все элементы довольно простые, травм не должно быть много.

Третий взрослый разряд девочки получают в возрасте около восьми лет. Этот разряд уже заставляет родителей задуматься — взрослый означает сложный. Элементы усложняются и травм уже трудно избежать. Второй взрослый разряд — девять-десять лет, он включает настолько сложные элементы, что организм многих детей начинает не выдерживать и могут начаться проблемы со здоровьем, например остеохондропатия суставов колен и пят.

Первый взрослый разряд такой же сложный, как и степень кандидата в мастера спорта и мастера спорта. Упражнения не просто сложные, а экстремальные, травмы практически неизбежны, также организм работает на износ. Нужно иметь хорошие генетические данные, хорошую мышечную массу, чтобы продолжать заниматься на полную силу. Поэтому тем, кто не хочет заниматься спортом профессионально, лучше прекратить занятия и переключить ребенка на другие виды спорта или хореографии — легкую атлетику, танцы и тому подобное.

Гимнастика дает такую общефизическую подготовку, что ребенок без проблем находит место себе в любом детском кружке, становясь лидерами. К примеру можно сказать, что одна девочка на степени кандидата в мастера спорта занялась спортивной греблей и уже через два года получила серебряную медаль на юношеских олимпийских играх.

Конечно, есть родители, которые понимают, что девочка не может дальше прогрессировать в спорте, но говорят, что ребенок занимался гимнастикой много лет и ему нужно получить мастерскую корочку (диплом мастера спорта). Договариваются с тренером, что ребенок будет заниматься в полсилы и будет сдавать минимальные требования, чтобы оставаться в спорте. Но нужно подумать, есть ли в этом смысл, ведь нагрузка и травмы все равно никуда не денутся, а возможно ребенок сможет за это время не просто проявить себя, но и найти свой путь в новой сфере деятельности.

Мальчики

Со скольки лет отдавать на тренировки мальчиков? Спортивные школы набирают с шести лет. Практика, при которой мальчик занимается с четырех лет, практически отсутствует, но с пяти лет ребенок вполне может идти заниматься, если позволяет уровень его психологического и физического развития. У парней этот спорт более «длинный», разряды по времени более «растянуты», чем у девочек, хотя и тут есть свои возрастные ограничения. Определенные разряды нужно сдавать в определенном возрасте.

Если мы говорим о мальчиках, мы имеем в виду только спортивную гимнастику. Художественная гимнастика у парней есть, она зарождается и даже претендует на олимпийский статус. Но выглядит довольно смешно и нелепо, так что о ней речь не идет.

Упражнения у мальчиков сложные, но все же они более ориентированы на силу, и не настолько экстремальны, как у девочек. Хотя травматизм тоже присутствует и к первому взрослому разряду нужно серьезно задуматься, нужно ли продолжать дальше. Дело в том, что гимнастика добавляет здоровья и силы до определенного этапа. А дальше — как организм позволит, слишком сильные нагрузки могут привести к тому, что здоровье будет «сдавать».

Если занятия у ребенка интенсивные, а у него начались серьезные проблемы с суставами, хребтом, нужно сперва сделать перерыв и дать возможность организму восстановиться. Если при дальнейших нагрузках проблемы не исчезают, а состояние здоровья усугубляется, нужно переключиться на другие виды спорта, у парней есть много силовых спортивных направлений, не буду вникать в этот вопрос. Заниматься вполсилы не получится — не позволяет программа этого экстремального и зрелищного вида спорта. Но парни могут заниматься и до тридцатилетнего возраста, так что если есть желание, можно растянуть тренировки на многие годы.

Гимнастикой могут заниматься все, причем с раннего возраста, с 4 — 5 лет. Но это сложный вид спорта, требующий многих ресурсов организма. Поэтому примерно в 11 — 12 лет нужно решить, стоит ли заниматься дальше или продолжать тренироваться в других видах спорта. Теперь вы знаете, со скольки лет давать вашего ребенка в этот вид спорта, а в каком режиме заниматься — решать вам, спортсменами могут быть все, а профессионалами — единицы. Но гимнастика — единственный вид спорта, где профессионалами могут быть дети, и в этом ее преимущество.

Похожие публикации