Какая максимальная скорость на лыжах. Горнолыжный спорт. Влияние структуры снега

Горнолыжный спорт - один из видов лыжного спорта. Представляет собой спуск с гор на специальных приспособлениях (лыжах) по заранее подготовленным трассам. Чрезвычайно популярен как один из видов активного отдыха, особенно в зимнее время. Выделяют такие дисциплины горнолыжного спорта:

Скоростной спуск (англ. downhill - "вниз с холма") - прохождение специально подготовленной трассы (которая проложена по естественному рельефу склона, и предусматривает прохождение через направляющие ворота, преодоление трамплинов, поворотов, бугров, гребней и т.д.) за максимально короткий отрезок времени. Трасса помечается с двух сторон цветными линиями на снегу или яркими флажками, на ней расположены направляющие ворота - сдвоенные древки с флагами красного и синего цвета прямоугольной формы. Спортсмены в отдельных случаях могут развить скорость до 140 км/ч, длина полета при прыжках может составлять от 40 до 50 м. Этот вид горнолыжного спорта включен в программу Зимних олимпийских игр.

Слалом (от норв. "спускающийся след") - максимально быстрый спуск с горы на лыжах, при котором спортсмен обязательно должен проехать через все ворота (если лыжник пропустил ворота или пересек их только одной лыжей, он выбывает из числа соревнующихся). Длина трассы составляет от 450 до 500 м, перепад высот между стартовой и финишной точкой - от 60 до 150 м; ширина ворот, установленных на трассе - от 3,5 до 4 м, расстояние между ними может колебаться от 0,7 до 15 метров. Лыжники развивают скорость до 40 км/ч, при подведении итогов учитываются результаты, продемонстрированные спортсменами во время спусков по двум разным трассам. С 1931 года слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин включен в программу чемпионатов мира по горнолыжному спорту.

Гигантский слалом (слалом-гигант) и супергигант - спуск с горы на лыжах проводится с соблюдением правил слалома. Отличие состоит в том, что длина трассы составляет от 800 до 2000 м, перепад высоты между стартом и финишем - 200-500 м, ширина ворот, установленных на трассе - 8 метров. Преодолевая дистанцию, лыжники могут развить скорость до 65 км/ч, при подведении окончательных итогов учитываются результаты двух спусков (для спортсменов-мужчин) или одного (для женщин).

Могул (от слова mugl, которое в венском диалекте немецкого языка имеет значение "небольшой холм") - один из видов лыжного фристайла - спуск с достаточно крутого бугристого склона и выполнение прыжков на трамплинах. Бугры (могулы) на склонах образуются в процессе выполнения лыжниками поворотов малого радиуса (чаще всего на трассах, которые невозможно выровнять из-за крутизны, наличия препятствий, малой ширины и т.д.) или же специально строятся при помощи технических средств (например, ратрака) для проведения соревнований. Могул включен в программу Зимних олимпийских игр с 1988 года.

Лыжная акробатика - родоначальник лыжного фристайла - выполнение трюков на лыжах. Олимпийский вид спорта с 1994 года.

Нью Скул (от англ. new school "новая школа") - одно из направлений фристайла, выделившиеся в конце 90-х годов прошлого столетия. По стилю данный вид катания на лыжах напоминает сноубординг, и, в отличие от фристайла, свободен от ограничений сложности выполняемых элементов. Вначале представители данного направления катались исключительно в сноубордических парках, позднее переместились на специально подготовленные трассы и даже на городские улицы (катание по перилам, боксам, стенам (волрайдам, от англ. wall - "стена" и rclasse - "ездить") и рейлам (от англ. rails - "перила, изгородь").

В наше время New School подразделяется на такие подвиды:

Хафпайп (англ. half-pipe - "дренажный желоб") - катание в U-образной полутрубе;

Бигэйр (от англ. big-air - "большой воздух") - спортсмен разгоняется и совершает прыжок с трамплина, выполняя при этом различные трюки. Длина полета составляет от 5 до 30 м;

Слоупстайл (от англ. slope - "склон, гора для катания" и style - "стиль") - соревнование, заключающееся в виртуозном выполнении прыжков и акробатических трюков на специально оборудованной трассе (трамплины, пирамиды, перила, контр-уклоны и т.д.);

Ски-кросс (от англ. ski - "лыжи" и cross - "кросс") - гонка на лыжах по специально оборудованной трассе (трамплины, волны, виражи и т.д.). На первом этапе соревнований (квалификация) лыжники проходят трассу поодиночке. В соответствии с показанными результатами они распределяются в группы по 4 человека для участия в финальной гонке, проходящей по олимпийской схеме (с выбыванием);

Спидскиинг (от англ. speed - "скорость" и ski - "лыжи") - соревнования по спуску на лыжах по прямой, хорошо подготовленной трассе. Цель - пройти дистанцию с максимальной скоростью. Особенности экипировки - на носках лыж размещаются свинцовые пластины, перед креплениями устанавливаются рукоятки, позволяющие легко сохранять положение глубокого приседа, на плечах спортсмена закрепляется надувной обтекатель. Максимальная скорость, развитая лыжником при данном виде спуска, зарегистрирована в 1999 году - 248,105 км/ч. Это достижение принадлежит спортсмену из Австрии Харри Эггеру.

Телемарк (от англ. Telemark - "поворот с выпадом на лыжах") - вид горнолыжного спорта, зародившийся в провинции Телемарк (Норвегия) благодаря усилиям Сондре Норхейма (Аверсена), который сумел систематизировать знания и техники спуска с гор. В экипировку для телемарка, кроме традиционных лыж с телескопическими палками, входит специальный шест (лург).

Фрирайд (от англ. free rclasse - "свободная езда") - спуск, проводящийся на горных лыжах вне подготовленных трасс (лучше всего по нетронутому снегу). Главные опасности данного вида катания - опасность схода лавин и сложности при оказании медицинской помощи в случае получения травмы. Потому спортсмен-фрирайдер должен быть не только хорошо подготовлен физически, но и соответственно экипирован, ознакомлен с правилами поведения на горном склоне. В некоторых случаях обязательны услуги опытного гида.

Виды катания:

Облегченный фрирайд - спортсмены поднимаются на гору на подъемниках, после чего спускаются по нетронутому снегу;

Бэккантри (от англ. back country - "удалённая местность") - спуск по целинному снегу, которому предшествует восхождение на горы, не оборудованные подъемником;

Ски-тур (от англ. ski - "лыжи", tour - "путешествие, поход") - поход, предусматривающий периодическое восхождение на горы и спуск по снежной целине на специальных облегченных лыжах;

Хели-ски (от англ. heli - "вертолет" и ski - "лыжи") или хелибординг (от англ. heli - "вертолет" и board - "доска") - лыжников забрасывают на вершину горы на вертолете. В некоторых местах данный вид фрирайда запрещен;

Сноумотобординг - катание на лыжах по снегу с использованием снегохода (мотоцикла) как тягловой силы (принцип водных лыж).

Также выделяют такие стили катания на лыжах:

Туристическое катание (Allround - англ. "универсальный", Recreation - англ. "отдых, восстановление сил, развлечение") - не разделяется на уровни, не характеризуется четко выраженными техниками. Чаще всего люди, выбирающие данный стиль катания, не стремятся к достижению спортивных результатов, а просто стараются извлечь максимум пользы и удовольствия от самого процесса спуска на лыжах со сверкающего белизной заснеженного склона;

Фрирайд - катание вне подготовленных трасс. Выделяют два направления фрирайда: собственно фрирайд, предполагающий катание в любых условиях (по мягкому и жесткому снегу, льду, камням и т.д.) и "паудер" (от англ. powder - "пудра") - спуск по глубокому пушистому снегу. Иногда в процессе спуска фрирайдеры не только совершают прыжки с различного рода возвышенностей, используя их как трамплины, но и выполняют разнообразные акробатические трюки;

Фанкарвинг или экстремальный карвинг (от англ. carving - "резать") - спуск с горы на специальных карвинговых лыжах, включающий в себя крутые повороты (не только в стороны, но и по кругу). Отличия в технике - строго резаные повороты, широкое ведение лыж с глубоким наклоном внутрь поворота, отказ от использования лыжных палок.

Нью Скул фристайл, фристайл "новой школы", современный фристайл - катание, предусматривающее выполнение различного рода трюков, прыжки с трамплинов, катание в желобе (хафпайпе), катание по перилам и рельсам.

Горные лыжи - наиболее травмоопасный вид спорта, особенно для детей. Нет, в детском горнолыжном спорте травмы чрезвычайно редки, поскольку и экипировку опытные тренеры правильно подбирают, и спускаются по склону юные спортсмены по одному (что исключает потенциальную возможность столкновения с другим лыжником). На более высоком уровне, у спортсменов постарше травмы действительно имеют место. Причин несколько: неправильно подобранные и настроенные крепления лыж (ведь чаще всего любители занимаются этим самостоятельно, считая себя достаточно компетентными, результат - вывихи и переломы после падений); переоценка своих сил; плохая организация движения на склоне, в результате чего катающие сталкиваются на полной скорости. Именно поэтому как начинающие спортсмены, так и профессионалы обязаны соблюдать правила FIS: быть внимательным к другим лыжникам; контролировать скорость и способ спуска, а также правильно выбирать траекторию движения; избегать остановок в плохо просматриваемых узких местах, проявлять внимание к знакам. В то же время, согласно статистике, горнолыжный спорт гораздо менее травмоопасен, чем, например, хоккей или футбол.

Слалом зародился в Норвегии. Действительно, спуск по горным склонам с древних времен был чрезвычайно популярным в Норвегии - издавна местные жители соревновались между собой в мастерстве скоростного спуска с гор в Хопменколлене вблизи Христиании (ныне - город Осло). На соревнованиях, которые проводились в 1767 году, было разыграно 4 приза среди лыжников, перед которыми ставилась задача: пройти по склону, поросшему кустами и деревьями, стараясь не упасть и не поломать лыжи. Еще за 6 призов вели борьбу смельчаки, спускавшиеся с крутого склона без помощи лыжных палок. В те времена не проводилось разграничение между лыжным и горнолыжным спортом - техника горных лыж начала складываться несколько позже, в норвежской губернии Телемарк. В 1875 году в той же норвежской Христиании был основан первый в мире горнолыжный клуб, а в 1877 году при клубе открылась горнолыжная школа. В 1879 году были проведены первые горнолыжные соревнования на горе Гусби недалеко от Христиании. Однако некоторые специалисты считают, что основоположниками горнолыжного спорта были жители Австрии - ведь именно в Альпах с 1905 года начали проводиться официальные соревнования по данной спортивной дисциплине.

Лыжный фристайл появился в начале прошлого века. Действительно, принято считать датой рождения данного вида горнолыжного спорта 1930 год - именно тогда норвежские лыжники стали включать в программу тренировок по беговым и горным лыжам акробатические трюки. Однако некоторые исследователи настаивают на том, что первый акробатический прыжок на лыжах был совершен еще в 1860 году. К этому можно добавить, что разработал лыжную акробатику в 50-х годах прошлого века Стейн Эриксон, а соревнования по фристайлу, как альтернатива традиционным горнолыжным дисциплинам, начали проводиться с начала 60-х годов. В 60-70 гг лыжный фристайл (вначале именовавшийся "хот-доггинг") продолжал развиваться, и вскоре из одной дисциплины, предполагающей демонстрацию техники и выполнение трюков по собственному выбору, выделились три современных направления - могул, лыжная акробатика и лыжный балет.

Сперва появился новый стиль катания - карвинг, а потом уж - соответствующий инвентарь. Это не так. Вначале были созданы лыжи с новой (карвинговой) геометрией, и лишь несколько позднее появились люди, старающиеся использовать все возможности новой модели особой формы, порой снабженной пластинками-лифтерами, позволяющими поднять ботинок над поверхностью снега на 8-10 см, что идеально подходит для экстремального карвинга.

Экипировка горнолыжника чрезвычайно дорога. Безусловно, профессиональные спортсмены тратят на экипировку довольно внушительные суммы. А начинающему лыжнику достаточно приобрести крепкий шлем, качественные горнолыжные ботинки (максимум 100 €) и удобную теплую одежду. Лыжи, палки, крепления и т.д. поначалу можно не покупать - все это предоставляется в спортивных школах и секциях. Со временем, набравшись опыта, можно приобретать и собственный инвентарь, стоимость которого - около 250 €, а если комплект б/у - то и в 50 € можно уложиться.

Лучше всего начинать заниматься горнолыжным спортом с 11-12 лет. Возрастных ограничений в данном виде спорта нет. Начинать можно и в 4-6, и в 11-12, и в 14-15 лет. Да и пенсионный возраст отнюдь не помеха для занятий горными лыжами.

Горнолыжным спортом могут заниматься только люди здоровые, обладающие большой физической силой и выносливостью. Конечно, если речь идет об экстремальном катании, без хорошей подготовки не обойтись. А для овладения азами данного вида спорта физические данные не важны (в некоторых случаях на лыжи вставали люди с почти полностью атрофированными мышцами, довольно почтенного возраста - и достигали немалых успехов) - интеллект гораздо важнее. В горнолыжные школы, как правило, принимают всех желающих, и только от самого человека зависит, насколько он продвинется в овладении всеми тонкостями данного вида спорта.

Горные лыжи - занятие для богатых. Напротив, это один из самых демократичных видов спорта. Во многих горнолыжных школах и секциях тренировки бесплатные либо же стоят не так уж дорого (хотя в некоторых "раскрученных" местах цены действительно заоблачные), да и на летние сборы в горах попадают все воспитанники, вне зависимости от толщины кошелька родителей. Правда, официальные спортивные школы не всегда удобно расположены, но щадящий график занятий позволяет мириться с этой проблемой. Единственный минус - для того, чтобы кататься круглый год, действительно следует иметь довольно крупную сумму денег. Если же таковой нет - приходится привыкать к сезонным перерывам в тренировках.

Наиболее престижными считаются спортивные лыжи. Из всего разнообразия спортивных лыж (лыжи для слалома, слалома-гиганта, супергиганта, скоростного спуска, фристайла) для любителей подойдут лыжи для слалома-гиганта, хотя при соответствующей подготовке лыжники, отдающие предпочтение высоким скоростям и не боящиеся жестких склонов, могут воспользоваться слаломными лыжами и лыжами для могула (спуска по буграм). При этом следует помнить, что спортивные лыжи рассчитаны, как правило, на высокие скорости, леденистые трассы, потому непрофессионалу катание на них удовольствия не принесет. Проще всего приобрести универсальные лыжи, имеющие в дизайне все атрибуты спортивных (например, надписи competition, equip, racing, и т.д.). Изделия такого рода легко управляемы, позволяют при спуске развивать довольно приличную скорость и, одновременно, служат средством удовлетворения амбиций владельца.

Лыжникам-любителям и начинающим спортсменам подойдут туристские лыжи. Это действительно так, однако следует учесть, что данный вид спортивного инвентаря подразделяется на несколько групп:

лыжи для детей и юниоров - отличаются высокой управляемостью на небольших скоростях и легкостью выполнения поворотов;

лыжи для прогрессирующих лыжников разработаны специально для агрессивных лыжников, цель которых - самосовершенствование в данном виде спорта;

лыжи "эксперт" подходят для спуска по различным трассам с разным состоянием снегового покрова. Они высокопослушны, стабильны в поворотах, и рассчитаны на довольно опытных лыжников;

лыжи для спортсменов-любителей и лыжи для спусков по бугристым трассам отличаются хорошей управляемостью (даже на жестком снегу) и меньшей чувствительностью к техническим погрешностям по сравнению со спортивными моделями. Однако на леденистых трасах, на больших скоростях такие лыжи проявляют себя хуже, чем спортивные;

специальные виды горных лыж - специально разработанные максимально облегченные изделия для горнолыжных походов (ски-тур), для экстремальных спусков по крутым склонам (ски-экстрим), для спусков по целинным склонам и для техники телемарк.

Выбирая лыжи нужно учитывать длину, жесткость и спецификацию изделия, остальные параметры значения не имеют. Это не совсем так. Чтобы избежать некоторых досадных недоразумений в будущем, кроме вышеупомянутых параметров следует обратить внимание на радиус бокового выреза, который наиболее приемлем для избранного вами способа катания.

Для радикального карвинга лучше всего приобретать лыжи с минимальным боковым вырезом (желательно около 10 м), идеальный выбор - лыжи для крав-слалома, радикального карвинга или модели помягче, геометрия которых в целом соответствует лыжам для спецслалома. Лыжные палки в этом виде спорта почти не нужны, а вот перчатки с усиленной кевларом ладонью очень даже пригодятся;

Для ски-кросса, слалома, слалома-гиганта следует остановить свой выбор на изделии, радиус бокового выреза которого составляет не менее 15 метров (если, конечно, вы не ставите перед собой цель проходить слаломные повороты с максимальной скоростью - в этом случае придется использовать лыжи с радиусом 10-12 м). А чтобы добиться ширины и плавности очерчивания дуг, нужно покупать модель с радиусом 16-18 м. Хорошо, конечно, приобрести самую последнюю, усовершенствованную модель, однако учтите, что такие лыжи чрезвычайно требовательны к трассе и, чтобы кататься на них, следует обладать довольно высоким уровнем мастерства;

Если ваш выбор - сноупарк или Нью Скул, - при покупке лыж отдайте предпочтение модели с загнутыми пятками и минимальным собственным радиусом. Однако следует отметить, что чем меньше радиус - тем сложнее приземляться после прыжка;

Для универсального катания по разбитым нецивилизованным склонам (фристайла) вне специально проложенных трасс лучше всего подойдут лыжи для фрирайда и универсальные модели для карвинга (например, allmountain - от англ. "лыжи для всей горы"). Радиус бокового выреза модели не должен превышать 20 м, чтобы при переходе на подготовленный склон вам не пришлось менять лыжи;

Для могула предпочтительны (но отнюдь не обязательны) могульные лыжи с достаточно мягким носком, средним уровнем жесткости, узкие, имеющие радиус бокового выреза от 20 до 25 м.

Лучше всего в начале обучения отдать предпочтение лыжам покороче. Не обязательно. При выборе лыж кроме уровня подготовки лыжника (новичок, среднего уровня, спортсмен) учитывается его комплекция и телосложение (крепкий и коренастый или худой и высокий), возраст, пол, а также намерения. Например, короткие лыжи (мини) лучше всего подойдут для эволютивного (последовательного) обучения, предусматривающего частую смену лыж от длины 100-135 см до 160 см.

Лыжи compact (компакт), длина которых составляет от 150 до 190 см., отличаются высокой маневренностью даже на глубоком снегу, узкой талией, дающей немало преимуществ на поворотах, а потому идеально подходят для освоения резаного скольжения. Кроме того, следует учесть, что самые короткие лыжи наиболее управляемы, но при спуске по жесткому леденистому склону на больших скоростях предпочтительны более длинные лыжи.

Подбирая длину лыж, обязательно принимайте во внимание рекомендации изготовителя. В соответствии с номограммой вы легко сможете определить нужную вам длину изделия, просто прочертив линию через показатели, соответствующие вашему росту и весу. При этом следует сделать поправку на уровень подготовленности (начинающий лыжник должен остановить свой выбор на изделии, расположенном на строку ниже, опытный и агрессивный - на строку выше полученных параметров) и пол (женщинам подойдут лыжи, расположенные на две строки ниже указанных в номограмме для их роста и комплекции).

Самые дорогие лыжи - спортивные. Чаще всего это действительно так. Однако порой цена туристических лыж класса "эксперт", при создании которых используются последние достижения в технологии производства данного вида спортинвентаря, может быть более высокой.

Для первых шагов в освоении фрирайда подойдут специализированные лыжи "начального уровня". Это не совсем так. Успешность процесса освоения фрирайда во многом зависит от качества используемой экипировки. А качественное снаряжение для данного вида горнолыжного спорта, в частности, младшие фрирайд-модели, мало подходят и для обучения, и для обычного катания по подготовленным склонам. Потому на начальных этапах следует остановить свой выбор на лыжах категории фрирайд-фристайл (FR/FS), вполне подходящих как для освоения искусства катания вне трасс, так и для простого катания. Причем рекомендуется выбирать лыжи меньшей ростовки, чем указана в номограмме для ваших физических параметров - с ними новичку будет легче справляться.

Жесткость лыж одинакова по всей длине изделия. На самом жесткость распределяется по длине лыжи по-разному, в зависимости от типа и назначения спортивного инвентаря. Например, у слаломных и спортивных лыж центральная часть (конек) более мягкая, чем у лыж для слалома-гиганта. А у туристских центральная часть жестче, а носок и задник мягче, чем у спортивных лыж. Такие особенности конструкции обусловлены спецификой склонов, на которых те или иные лыжи будут использоваться (скажем, туристические лыжи предназначены для катания по более мягкому снежному покрову, спортивные рассчитаны на скольжение по более жесткой, хорошо утрамбованной поверхности специально подготовленной трассы). А более мягкие пятка и носок лыж для сноупарка предназначены для того, чтобы сделать приземление после прыжка максимально комфортным.

Неопытному лыжнику трудно определить качество лыж и правильно подобрать нужную жесткость изделия. Действительно, поначалу лучше всего обратиться к опытному инструктору в секции, горнолыжном клубе или на туристической базе. Но способы проверить качество изделия существуют, и знать о них обязан даже начинающий спортсмен. Во-первых, лыжи должны быть ровными, не деформированными. Если при резком сдавливании лыж, поставленных друг к другу скользящими поверхностями, слышен глухой звук - перед вами изделие хорошего качества. Мягкость лыж также легко проверить. Для этого следует поставить их вертикально скользящими поверхностями друг к другу и большим и указательным пальцами одной руки попытаться сжать лыжи в центральной части. Обычно при нормальной жесткости такого усилия достаточно для соприкосновения изделий. Однако следует помнить, что данным способом невозможно определить распределение жесткости по длине лыжи, а ведь именно этот фактор влияет на их маневренность. Например, мягкие лыжи (особенно снабженные мягким носком) более маневренны, а более жесткие - просто находка для энергичного лыжника.

Опытные спортсмены чувствуют даже небольшую разницу в конструкции лыж. Это действительно так. Установлено, что хороший специалист вполне способен ощутить даже такие изменения, как 5% жесткости, 2% длины и 4% ширины изделия. Ведь с уменьшением длины лыжи на 10 см ее вес снижается почти на 130 грамм, ширина уменьшается на 1мм, а жесткость увеличивается на 3%. Однако разницу между качественными и посредственными изделиями могут ощутить даже начинающие лыжники.

Все лыжи загнуты только спереди. Нет, существуют лижи твин-тип (англ. twin tip - "два конца"), по конструкции напоминающие сноуборд и загнутые как спереди, так и сзади. Такая особенность конструкции позволяет скользить как лицом, так и спиной вперед. Чаще всего твин-тип используют в могуле и некоторых разновидностях фристайла.

Покупка наиболее дорогих лыж - залог достижения успеха в овладении умениями и навыками горнолыжного спорта. Это не так. За деньги можно приобрести хороший инвентарь и нанять тренера-профессионала, а вот знания, умения и навыки приходят в процессе практических занятий, причем в течение довольно длительного времени.

На лыжах можно кататься в любой одежде, лишь бы она была удобной и теплой. На начальных этапах обучения действительно можно одеваться как угодно. Однако позже, когда возросший уровень мастерства позволит вам уделять занятиям горными лыжами довольно продолжительное время, следует позаботиться о том, чтобы такие занятия проходили в максимально комфортных условиях, что напрямую зависит от правильного подбора экипировки. Например, нижнее белье из хлопка хорошо впитывает пот, вследствие чего долго остается сырым. Это приводит не только к дискомфорту, но и к переохлаждению. А вот белье из синтетических тканей (полартека, полиэстера) обладает меньшей гигроскопичностью, следовательно, больше подходит лыжникам и сноубордистам. Выбирая носки, также лучше всего отдать предпочтение изделиям из полиамида, полипропилена, полиакрила или же комбинации шерсти с эластаном (лайкрой). Кроме вышеперечисленных деталей экипировки следует приобрести теплую флисовую кофту, а при покупке костюма проследить, чтобы подкладка была изготовлена из материи класса WindBloсk или WindStop - в этом случае вы будете надежно защищены от холодного ветра.

Кататься в Альпах очень дорого, потому следует отдать предпочтение горнолыжным курортам Кавказа. Действительно, посещение Домбая обойдется вам примерно в два раза дешевле равноценной по длительности поездки в Альпы. Однако учтем разницу в сервисе. Ведь любой горнолыжник, будь то профессионал или любитель, отправляется в горы, по большому счету, ради одного - покататься. Следовательно, оплачиваться должно проживание и время катания. Как с этим обстоят дела на различных горнолыжных курортах? На альпийских курортах время спортсмена распределится примерно так: 10% - стояние в очереди, 45% - подъем на склон, 45% - спуск. А на Кавказе, из-за огромных очередей на подъемник, время распределяется следующим образом: стояние в очереди - 30 минут (т.е. 60%), подъем - 10 минут (20%), спуск - 10 минут (20%). Из всего вышесказанного делаем вывод: в Альпах время чистого катания почти вдвое превышает таковое на горнолыжных курортах Кавказа. К этому стоит также прибавить разнообразие альпийских трасс и высокоорганизованный сервис для детей, чем отечественные курорты, увы, пока не могут похвастаться.

Пребывая на горнолыжном курорте, нужно начинать кататься с первого же дня. Это не так. Учтите, что в горах более разреженный воздух, потому следует повременить хотя бы один день, давая организму возможность адаптироваться к недостатку кислорода. Кроме того, обязательно устраивайте себе дни отдыха, посвятив их экскурсиям или посещению оздоровительных процедур.

Если регулярно посещать спортзал или фитнес-клуб, на горнолыжном курорте не почувствуешь дискомфорта - ведь мышцы основательно подготовлены к предполагаемым нагрузкам. К сожалению, это не так. Дело в том, что при занятиях спортом тренируются одни группы мышц, а когда человек встает на лыжи (сноуборд) - включаются в работу другие, чаще всего не особо тренированные мускулы. Потому на второй день после катания боли в теле наблюдаются у многих начинающих спортсменов. Чтобы свести вышеупомянутый болевой эффект к минимуму, следует в первый день кататься не более 60 минут, в последующие дни удлиняя время пребывания на склоне на 30-50 минут. Если боль все же возникла - помогут некоторые медицинские препараты. Например, "АЕ-вит", обезвреживающий вещества, вызывающие мышечную боль. Также положительное воздействие окажет посещение сауны или принятие горячей ванны с морской солью, с последующим растиранием тела и нанесением на кожу противовоспалительной мази ("Финалгон", "Фастум-гель" и т.д.). Вышеуказанные способы помогут максимум через 2 дня устранить болевые ощущения в мышцах.

Тем, кто не умеет кататься на лыжах, ехать в горы ни к чему. Как и любой другой курорт, горнолыжный, кроме катания на лыжах, предоставляет отдыхающим довольно широкий набор дополнительных услуг: катание на коньках и санках, конные прогулки и пешие экскурсии, спа-процедуры и т.д. Кроме того, несколько дней пребывания на свежем воздухе, среди живописной природы поможет вам укрепить здоровье, избавиться от стрессов, забыть о тревогах и бытовых проблемах, сгармонизировать распорядок дня.

Speed skiing или скоростной спуск на лыжах по прямому горному склону - самый быстрый из безмоторных видов спорта на суше. Лыжники регулярно превышают показатель 200 километров в час, что даже больше скорости свободного падения парашютиста - примерно 190 км/ч.

Заезды на скорость проводятся на специально разработанных трассах длиною в один километр. Таких трасс около тридцати по всему миру. Располагаются трассы, как правило, в высокогорной местности, чтобы минимизировать сопротивление воздуха.

Трасса разделена на три участка. На первых 300-400 метрах гонщик старается набрать скорость. Максимальная скорость измеряется на следующих 100 метрах - зоне времени. И на последние 500 предназначены для замедления и полной остановки.

Лыжники, участвующие в заездах на скорость, используют специальные костюмы из герметичного латекса и аэродинамические шлемы, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Они также должны обеспечить определенную защиту в случае падения. Специальные лыжи должны быть 240 сантиметров в длину и не более 10 сантиметров в ширину. Вес пары не должен превышать 15 килограммов.

Рекорды скорости

Первые официальные соревнования по «speed skiing» прошли еще в 1930 году. Автором первого рекорда в том же году стал австриец Лео Гасперл (Léo Gasperl) разогнавшийся до 139 км/ч. В шестидесятые годы «меккой» скоростных лыж стало итальянское местечко Червиния. Каждый год сюда приезжали лучшие мастера, регулярно улучшая рекорды скорости. Итальянец Луиджи ди Марко достиг 175 км/ч, японец Моришито - 180.

Технический прогресс не стоял на месте. В семидесятые годы появились новые треки, значительно возросли скорости. В 1978 году на трассе Портильо в Чили американец Стив Мак-Кинни (Steve Mc Kinney) преодолел, казавшийся недосягаемым, показатель в 200 километров в час.

В восьмидесятые годы в новую «мекку» скоростных лыж превратился французский горнолыжный курорт Лез-Арк. Здесь, а также на другой французской трассе Вар, многократно улучшались рекорды скорости. Сегодня рекорды принадлежат, среди , итальянцу Симоне Оригоне - 252,454 км/ч и, среди , шведской спортсменке Санне Тидстранд - 242,590 км/ч.

В Лез-Арк в 1992 году прошли показательные выступления в дисциплине «speed skiing» в рамках Олимпийских игр в Альбервиле.

Иван Орегоне установил рекорд скорости передвижения на горных лыжах — теперь он составляет 254,958 км/час. Новый рекорд был установлен на альпийских склонах французского курорта Варс.

Влияние зимы ещё очень сильно ощущается в северном полушарии, особенно в горных его районах, где ещё полным ходом продолжается лыжный сезон. И когда некоторые любители лыж с удовольствием совершают неспешные пробеги, другие, быстро спускаясь по склонам, с удовольствием ощущают, как морозный ветер обдувает разгорячённое лицо.


Вот и итальянский любитель скоростных спусков на лыжах Иван Орегоне в компании со своим братом Симоном и французом Билли Симоном взяли своё снаряжение и отправились попытать счастья на склонах Варс. И всем троим удалось преодолеть скоростной порог в 250 км/час (155,37 мили в час). Но первым из них оказался Иван, который и установил мировой .

Наблюдая за тем, как Иван Орегоне взял старт на горном склоне, создаётся впечатление, что это совсем несложно. Однако просмотр видео, снятого с вертолёта, убеждает в обратном. Вид очень крутого спуска поневоле заставляет содрогнуться. Как стало известно, крутизна нисходящего уклона позволяет достигать безумного ускорения, сопоставимого с тем, которое развивает .

Ивану для развития скорости от 0 до 200 км/час (124,3 мили в час) понадобилось всего пять с половиной секунд. А ведь спортсмен, в отличие от пилотов F1 , надёжно закреплённых на своих местах, открыт ветру и снегу, несущимся навстречу. При этом он должен стараться устоять на ногах, находясь в положении, обеспечивающим наилучшие .

«След лыжника, оставленный на склоне» - это перевод слова «слалом» со скандинавского. Тот, кто думает, что лыжи изобрели недавно, заблуждается. Еще на норвежского острова Родей был изображен охотник на лыжах. Прекрасно сохранившиеся древние лыжные полозья были обнаружены в заболоченных местах Скандинавии. Эти находки - из так называемых ступающих лыж. Первые скользящие лыжи появились у финских и лапландских охотников еще в шестом веке. А в российских летописях об этих приспособлениях впервые упоминается в 1444 году, в связи с походом против одного из царевичей Золотой Орды. Народные потехи, игрища, забавы и даже соревнования на лыжах издревле радовали

Современные соревнования

Нет предела человеческой выдумке! Кроме привычных лыжных соревнований, включающих гонки, слалом, скоростной спуск, фристайл и другие, в последние годы появились экстремальные забавы с использованием лыж:

  • полет на дельтаплане с лыжами;
  • парашютный прыжок с лыжами;
  • скоростной спуск на лыжах, чтобы обогнать автогонщика;
  • прыжок с самолета на лыжах без парашюта;
  • лыжные катания по песчаным дюнам;

Эти очень показательные и интересные соревнований пока не включены в официальные программы.

Категории

Категории лыжного спорта:

1. Альпийский - все виды скоростных спусков: слаломы (гигантский, супергигантский и просто слалом), скоростные спуски (даунхиллы), комбинация двух спусков (слалома и скоростного).

2. Фристайл - это свободный нескоростной спуск на лыжах с одновременным исполнением лыжной акробатики, своеобразный лыжный балет.

3. Северный - прыжки с трамплина, гонки, соревнования по спортивному ориентированию, двоеборье (прыжок с трамплина и последующая гонка).

4. Спуск на сноуборде.

5. Биатлон (лыжные гонки со стрельбой из винтовки).

6. Ски-арч (лыжные гонки со стрельбой из лука).

7. Ски-тур - одна из категорий спортивного туризма.

8. Ски-альпинизм. Это свободный и рискованный скоростной спуск на лыжах, скорость при котором развивается очень высокая. Его можно сравнить с прыжком с высоты.

О гигантском слаломе

В соревнованиях по слалому спортсмены на огромной скорости должны буквально пролететь через определенное количество контрольных точек (ворот) за минимальное время. Для мужских и женских заездов количество и ширина ворот различны и зависят от вида слалома. Контрольную точку нельзя пересекать и пропускать, иначе дисквалификация неизбежна. Обычно в зачет спортсмену идет средний результат за две попытки.

Слалом-супергигант (скоростной спуск на лыжах) название свое получил за увеличенное количество ворот, расстояние между ними и длину трассы.

Супергигант - это промежуточная дисциплина между слаломом-гигантом и даунхиллом (скоростным спуском). Цель одна - скорость. Дистанция между контрольными флажками, которую допускает по правилам этот скоростной спуск на лыжах, составляет 30 метров. Оценивается только один заезд лыжника.

Особенности трасс для соревнований

Для всех скоростных лыжных спусков используются только трассы с природными рельефами. Прежде всего, важны перепады высот, то, насколько извилистый рельеф, какова длина трассы. Флажки и древки ворот расставляются тренерами с соблюдением всех норм. При этом важно избегать скрытых опасностей рельефа, способных привести к серьезным падениям и травмам.

  • Трассы длиной около 450 м и разницей по высотам в 140 м и более годятся для соревнований по обычному слалому. Наименьшее расстояние между флажками - 75 см.
  • Гигантский слалом проводится на трассах, длина которых - 1 км или 1,5 км, перепады высот - до пятисот метров, ширина ворот - 13 м.
  • В супергигантском слаломе флажки расставлены на расстоянии тридцати метров друг от друга. Длина трассы - до 2,5 км, перепады высот - до шестисот метров.
  • Скоростной спуск на лыжах даунхилл проводится на идеально прямых трассах, без трамплинов, бугров и кочек. Наилучшие показатели достигаются спортсменами на высокогорных трассах с разреженным воздухом. Лыжники в аэродинамических костюмах, используя особое положение тела, развивают огромные скорости в этом виде соревнований. Разгоняясь прыжком (при большом уклоне трассы), спортсмены, совершая скоростной спуск на лыжах, рекорд скорости показали впечатляющий: более 200 км в час.

Несколько полушутливых пожеланий начинающим (и не только) лыжникам

Человек, занимающийся может добиться наивысших результатов в скоростном спуске.

Дельные советы:

  • Для того чтобы меньше падать, стоит научиться тормозить.
  • Любые синяки, царапины и даже моральные травмы заживают.
  • Чем выше скорость, тем быстрее заканчивается гора.
  • Глупо надеяться на то, что люди, случайно сбитые или задетые при спуске, не отплатят тем же, догнав вас в следующий раз.
  • Какими бы ни были результаты спуска, внизу ожидает теплый кофе и друзья, на худой конец - скорая помощь.

В соревнованиях по скоростному спуску теоретическим пределом скорости являются рекордные скорости, устанавливаемые на специально подготовленных прямых склонах. Наиболее известным до недавнего времени считался склон горы в Червинии (Италия), похожий на приземление гигантского трамплина с наибольшей крутизной в 60% (31°). Там, на высоте 3500 метров над уровнем моря, в июльские дни фирновый покров снега оказывается наиболее благоприятным для скольжения. Результат определяется на отрезке длиной 100 метров. Не вдаваясь подробно в историю установления рекордов, скажу только, что впервые рекорд был зафиксирован в 1930 году. Он равнялся 105,675 км/час. Произошло это в Санкт-Морице. В наши дни такая скорость оказывается подчас меньше средней скорости, показываемой на обычных трассах скоростного спуска в соревнованиях на Кубок мира, мировых чемпионатах или олимпийских играх.

Почти 50 лет понадобилось, чтобы преодолеть рубеж 200 километров. Произошло это в 1975 году. Автором рекорда - 200,111 км/час - стал американец Маккинен. А в марте 1984 года в скалистых горах Канады, стартуя на высоте 4333 метра, австриец Франц Вебер преодолел контрольный отрезок со скоростью 203,155 км/час.

Спортсменов, увлекающихся скоростными заездами, в мире не так уж много - несколько десятков. В них есть своя специфика, и мало кто из горнолыжной элиты принимает участие в установлении рекордов. Однако есть определенная польза для любого спортсмена-горнолыжника «продуться», словно в аэродинамической трубе, на скорости, близкой хотя бы к 150 км/час. Прочувствовав ее, спортсмен значительно увереннее ведет себя на обычных трассах скоростного спуска, а тем более слалома-гиганта и слалома. Для детворы гора приземления любого трамплина, и тем более спортивного 70- и 90-метрового, - прекрасный «тренажер» в организации занятий по прямому скоростному спуску.

Трудно перечислить все качества, которыми должен обладать спортсмен, решивший добиться успеха в скоростном спуске. К ним, в частности, относятся: тонкое чувство равновесия и мягкость выполнения всех движений; молниеносная реакция на внезапные изменения ситуации; отсутствие чувства страха, парализующего спортсмена, и в то же время трезвая оценка обстановки с учетом степени риска; свобода в выборе технических приемов и совершенное владение ими; мужество, подкрепленное высоким физическим развитием и волей; уравновешенность характера. А в техническом плане главным остается умение скользить, без чего нельзя добиться высоких результатов (рис. 96).

Рис. 96. Основная стойка скоростного спуска требует хорошо развитых мышц бедер, спины и шеи. Спина округлена, туловище параллельно лыжам, голова приподнята для лучшего обзора. Лыжи разведены на ширину таза

Спусковики, как и все спортсмены, отличаются друг от друга вышеперечисленными качествами, но сильнейшие среди них во многом похожи друг на друга. Их отличают атлетическое сложение, довольно высокий рост, в то же время они подвижны и ловки, как легковесы. Для завоевания высоких позиций в этом виде необходима длительная, систематическая тренировка, большой объем спусков на разных трассах, исчисляемый тысячами километров, при высокой интенсивности. Успех зависит во многом от самого спортсмена - насколько он сможет выработать у себя тактическое мышление.

На современных трассах скоростных спусков естественных препятствий стало меньше, трассы расширены, сглажены, повороты, обозначенные контрольными воротами, лучше выверены. Короткий путь на них не всегда самый быстрый. Для выбора пути, позволяющего пройти всю трассу за кратчайшее время, правилами соревнований предусмотрены официальные тренировки, организуемые судейской коллегией.

Говорить о преднамеренном торможении лыжами на таких трассах скоростного спуска не приходится. Регулирование скорости осуществляется частично изменением аэродинамических характеристик стойки лыжника, частично выбором пути и характером скольжения лыж в поворотах. Стойка лыжника играет большую роль. Но умение вести лыжи, добиваясь наилучшего скольжения, остается его основной заботой. Ни внезапно возросшее давление из-за негибкой работы ног, ни неправильное положение туловища на буграх и разбитых участках, ни излишняя закантовка лыж не должны нарушать хорошего скольжения. Как бы ни была разбита трасса, хороший лыжник всегда должен ощущать взаимодействие лыж со снегом и чувствовать себя при этом уверенно, оставаясь хозяином положения. Достаточный запас сил позволит ему «не деревенеть» в одном положении, быть гибким и приспосабливаться к меняющимся условиям рельефа (рис. 97 и 98).


Рис. 97. Хорошую аэродинамическую стойку стараются сохранять и в поворотах, даже при скольжении на одной внешней лыже


Рис. 98. Нередко повороты на твердых спортивных трассах получаются прерывистыми, когда лыжи теряют сцепление со снегом. Внутренняя палка играет роль дополнительной опоры

Быстрота оценки ситуации и сохранение низкой стойки без излишнего напряжения мышц достигаются тренировкой на трассах, сложность которых всегда должна соответствовать уровню подготовки спортсмена. Принцип постепенности здесь выходит на первый план во избежание психической травмы, не говоря уже о физических.

Принимая во внимание возросшие скорости на соревнованиях по скоростному спуску (у мужчин средние скорости в пределах 100-110 км/час стали обычными, у женщин - 90-100 км/час), требования к качеству подготовки снежного покрова и установке заграждений безопасности соответственно возросли. Оборудованная трасса выглядит как ледовый стадион с местами для зрителей за ограждением. Все дороже обходится проведение соревнований. Поэтому так важно, чтобы они проводились на трассах, обладающих параметрами и профилем склонов, соответствующими современным требованиям, где спортсмены могут продемонстрировать настоящее мастерство и мужество.

В мире не так уж много трасс, отвечающих высоким требованиям. Одна из них - мужская трасса в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ). На ней состоялся чемпионат мира-78 и ежегодно проводится один из этапов Кубка мира. Ширина ее в некоторых местах доходит до 14 и даже до 9 метров. Но спортсмен едет там прямо, и в случае падения ему ничто не угрожает. Наиболее расширенные участки, где стоят контрольные ворота для виражей, достигают 50 метров. Длина всей трассы 3320 метров с перепадом высоты от 1700 метров на старте до 780 метров на финише. Во время чемпионата мира на ней стояло 32 ворот. Такую трассу можно считать классической. В разряд лучших можно отнести и мужскую трассу спуска в Сараево, на горе Белашница. Ее параметры: длина 3070 метров, перепад 803 метра, средний уклон 16°.

Специально к чемпионату мира-85 в итальянском высокогорном местечке Бормио была построена новая 3-километровая трасса скоростного спуска с пятнадцатью виражами и семью участками, на которых спортсмены вынуждены были совершать полеты. Наличие многих скоростных поворотов и бугров говорит о возрождении тенденции выбирать склоны со сложными профилями, отчего было стали отходить в связи с возросшими скоростями.

К сожалению, я не имею возможности привести характеристики какой-либо из наших трасс, соответствующей международным стандартам, - их просто нет. Даже старейшая трасса на Чимбулаке под Алма-Атой до сих пор до конца не спрофилирована и не оборудована защитными ограждениями.

Расстановка контрольных ворот на трассе скоростного спуска - наиболее ответственный момент. Их ширина 8-12 метров. Ставятся они открытыми. К постановке ворот привлекаются наиболее опытные специалисты, имеющие представление о современной технике и возможностях спортсменов и предвидящие опасности, подстерегающие их. Особое внимание уделяется ограждению внешней стороны поворотов - при падении спортсмена выносит по касательной к дуге. Мы не случайно заостряем на этом внимание, так как факты последних лет свидетельствуют о неблагополучии у нас в этом вопросе.

Что касается техники спусков на больших скоростях, то здесь решающим в выборе стойки является профиль склона. Когда спуск происходит по ровному склону, проблема устойчивости решается довольно просто - основная, низкая стойка скоростного спуска, выработанная спортсменами и апробированная на протяжении десятилетий, позволяет хорошо сохранять равновесие на любой скорости (см. рис. 96). Согнутые в коленях ноги и наклоненное туловище с прижатыми к нему изогнутыми лыжными палками при параллельном ведении лыж на расстоянии 30-40 см (в зависимости от строения тела) - такая стойка при хорошем обзоре трассы дает возможность экономить силы, а главное, спускаться с минимальным сопротивлением воздуха.

При выходе на мелковолнистый участок ноги несколько разгибаются при сохранении сильного наклона туловища - это позволяет ногам амортизировать неровности с меньшей утомляемостью и с незначительным ухудшением аэродинамики. Лыжи при этом сохраняют сцепление со снегом, хотя иногда сильно вибрируют.

На участках с резкими изменениями профиля лыжник на большой скорости так или иначе теряет контакт со склоном и совершает полеты. И если при обучении преодолению неровностей в слаломе главное внимание уделялось различным амортизирующим приемам, то на больших скоростях при необходимости сопряжения траекторий центра тяжести тела с профилем склона лыжник вынужден использовать технику опережающих прыжков. Большинство из них совершается в группировке (рис. 99). Но обстоятельства не всегда позволяют плавно вписываться в профиль горы, и спортсмен во избежание удара при приземлении в полете распрямляется, чтобы затем согнуться и самортизировать удар (рис. 100). Самой грубой ошибкой во всех случаях будет полет с вынесенными вперед ногами - при приземлении падение на спину гарантировано. На рис. 101 показано, что надо сделать, чтобы избежать этого (например, постараться сохранить опору хотя бы пяткой лыжи).


Рис. 99. Различные способы преодоления спадов:
а - разгибанием-сгибанием без потери контакта со склоном; б - полетом над спадом; в - опережающим подскоком

Рис. 100. Над коротким крутым спадом с резким выкатом в полете целесообразно распрямиться и смягчить приземление сгибанием

Рис. 101. Во избежание перекоса и падения на спину горнолыжник нашел опору задником лыжи

Рис. 102. Одно из типичных положений группировки в полете

Замеры полетов показывают, что иногда они достигают 20 и более метров. К падениям они приводят только тогда, когда совершаются неумело и помимо воли спортсмена. В тех же случаях, когда спортсмен подготовлен к полету и сам его активно выполняет, хорошая устойчивость при приземлении гарантирована.

На рис. 102 показано типичное положение группировки в полете - созданы все условия для увеличения наклона к моменту приземления на крутую часть спада. Но не всегда все удается сделать до момента отрыва, и спортсмен должен помнить, что в полете будут продолжаться все вращения, имевшиеся в тот момент. Для уменьшения их вредных последствий он должен произвольно изменять в воздухе свое положение с целью увеличения или, наоборот, уменьшения момента инерции тела относительно соответствующей оси вращения. На рис. 103 воспроизведен один из таких эпизодов, когда лыжник с целью уменьшения вращения вокруг продольной оси возможно шире разнес в сторону руки и ноги.


Рис. 103. В критической ситуации во избежание падения спортсмен сделал полную разгруппировку и укол палкой.

Приземление он осуществляет на правую, в данном случае внутреннюю, лыжу, которая окажется под центром тяжести тела.

Подобные ситуации не редки. Франца Кламмера отличало от других спортсменов именно «кошачье» умение приземляться на ноги в сложнейших ситуациях.

Умение манипулировать различными частями тела в полетах развивается специальными упражнениями. Хорошо, если в районе учебных склонов есть разнообразные профили. Если их нет, они создаются искусственно. На рис. 104, 105, 106 показана серия упражнений, исполняемых на различных профилях. Упражнения можно выполнять как в классическом исполнении на узкопоставленных лыжах, так и в различных вариантах: в группировке, с выпрямлением тела, с подъемом рук с палками вверх, а также с разноименной работой рук и ног. Одно из популярных упражнений - полет с разведением ног и рук в стороны.


Рис. 104. Учебные профили для разучивания отталкивания, вращения в полете и определения допустимой скорости разгона


Рис. 105. Учебный профиль для разучивания полета в группировке с опережающего толчка в зависимости от скорости разгона


Рис. 106. Учебный профиль для разучивания точности приземления

Полет в фазе поворота - очень сложный элемент скоростного спуска. Овладеть им помогут отработка упражнения на бугре с поворотом на большой скорости. Спортсмен должен твердо знать и помнить, что при отрыве лыж от снега в фазе поворота все виды вращения тела сохраняются, а поступательное движение прямолинейно (!) продолжается в одной вертикальной плоскости, касательной к дуге в точке отрыва. Подчеркиваю это особо, потому что наблюдал тяжелейшие травмы у спортсменов, «забывших» об этом законе механики и считавших, что они «летят по дуге».

Наиболее трудным бывает поворот, в ходе которого спортсмен совершает несколько вынужденных полетов. В этом случае следует не терять самообладания и находить опору возможно раньше хотя бы одной лыжей, будь она внешней или внутренней.

Мы не вводим специального раздела, посвященного анализу техники супергиганта, поскольку он отличается от скоростного спуска только тем, что в нем нет прямых участков, а трасса размечена воротами шириной 8-10 метров так, что спортсмену приходится почти все время скользить по дугам малой кривизны со скоростью около 80-90 км/час плоскорезаным скольжением лыж - так же, как в скоростном спуске.

Похожие публикации