Назначение тропы здоровья в детском саду. "тропа здоровья" методическая разработка на тему. Степаненкова, воспитание в детском саду

Тропа здоровья на участке детского сада.

В течение 2013-2014 года в нашем детском саду был реализован прект «Детский сад –территория здоровья». Приоритетными направлениями в деятельности МК ДОУ Воронцовского детского сада являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В детском саду создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами, оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».

Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает вниманиеребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.

«Тропа здоровья»- это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.

Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.

Основными целями организации тропы здоровья являются:

— профилактика плоскостопия;

— улучшение координации движения;

— улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»

— улучшение эмоционально-психического состояния детей;

— приобщение детей к здоровому образу жизни.

Создавалась «Тропа здоровья» поэтапно.

На первом этапе была организована работа творческой группы, в состав которой вошли: заведующий ДОУ, старший воспитатель, руководитель по физическому воспитанию, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

— методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

— охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

ландшафтный дизайн;

— режим функционирования «Тропы здоровья».

На втором этапе администрацией ДОУ были разработаны следующие документы: инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья», график работы специалистов в летний период, ежедневный план закаливающих мероприятий. Наряду с этим было решено ознакомить воспитанников с назначением тропы здоровья. Включить объект в план воспитательно — образовательной работы. По мере привыкания детей постепенно усложнять упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Использовать тропу здоровья в ходе спортивных мероприятий и соревнований,организуемых в ДОУ летом.

Третий этап предусматривал поиск и приобретение материалов для «Тропы здоровья» и непосредственно ее строительство, в котором принимали участие творческая группа.

Созданная тропа здоровья длиной 23 метра и шириной 30см делится на участки по 140 см, которые имеют разное покрытие:

— ребристая доска;

Песчаную поверхность;

Окрашенные кирпичики;

Крупный гравий;

Массажный коврик;

Срезы пластиковых бутылок;

Солевая дорожка;

Пластмассовые пробки;

Мелкий гравий;

Сосновые шишки;

Дубовые желуди;

— поверхность с керамзитом;

Спилы деревьев;

Плескательный бассейн.

«Тропа здоровья» расположена в солнечной части спортивной площадки. Солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные свойства организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.

Закаливание детей на тропе здоровья проводится в теплое время года как руководителем физического воспитания, так и воспитателями.

Достаточно длинная тропа здоровья позволяет выходить на нее целой группой. Дополнительно дети проходят по буму, лабиринт, деревянным спилам разной высоты.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.

Тропа здоровья используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми..

Итогом совместной работы творческой группы и родителей воспитанников в ДОУ стала эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на тропе здоровья, которые реализуются по следующим направлениям:

Эколого-гигиеническое и закаливающее;

Эмоционально-психологическое;

Физкультурное;

Лечебно-профилактическое.

Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.

Приложение 1

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком,солнечные ванны)

Психологическое сопровождение (психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

Все группы

Руководитель физического воспитания

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями (на тропе).

Все группы

Воспитатели

Приложение 2

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Педагог- психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Воспитатели

Понедельник –пятница

15.30-19.00

Приложение 3

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла

«Тропа здоровья»

на спортивном участке детского сада

Приоритетными направлениями в оздоровительной деятельности МАДОУ № 26 "Сказка» г. Ирбита Свердловской области являются укрепление свода стопы детей - фундамента всего организма и тела, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

В ДОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, бассейн, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2008-2009 г., в ДОУ была организована "Тропа здоровья", в 2015 - 2016 году она была усовершенствована и модернизирована. Один из современных сдоровьесберегающих методов сохранение и укрепление здоровья - стопотерапия. "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику по укреплению здоровья детей в игровой форме.


Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

Профилактика плоскостопия;

Улучшение координации движения;

Улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

Улучшение эмоционально состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни. Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно

Первый этап

Создание творческой группы и проведение информационных консультаций по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: руководитель группы инструктор по физической культуре, заведующий, медицинский работник, воспитатель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

Охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена в приложении

Режим функционирования "Тропы здоровья";

Второй этап

Cсогласование обеспечения поддержки со стороны сотрудников и родителей.

Благодаря помощи и поддержке сотрудников и родителей была создана "Тропа здоровья".


Схема "Тропы здоровья"

Условия обозначения трёх дорожек:

1-я дорожка

1. «Сухой дождь или Ветер» Дуга из разноцветных атласных лент. Ленты опускаются вниз, словно струи воды или летящий ветер. Их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом, и телом. Выполняя лёгкий массаж.

2. «Барьерная дорожка» Горизонтальная лестница для перешагивания, бег с высоким подниманием колена, перепрыгивания высотой 25 - 30 см.

3. «Кенгуру» Прыжок в длину с места. С боку вертикальная разметка, ребёнок сам обозначает длину прыжка. Цифры синим цветом - хорошо, красным - отлично.

4. «Прыгун» Прыжки двумя ногами через барьеры «Бутылки» высота 25 см.

2-я дорожка

Дорожка из бросового и натурального материала для ходьбы босиком. 1-я часть в песке:

Ходьба по перевёрнутым донышкам пластиковых бутылок; брусковые спилы.

2-я часть зацементированная

Каменистая дорожка; пластмассовые бутылки, наполненные песком в вертикальном положении;

грецкий орех; деревянные гимнастические палочки; перевёрнутые стаканчики из-под мороженного.

3-я часть для ковриков - пробковый коврик; «Травка», резиновые коврики…

4-я часть из настила

Лежащая лестница для ходьбы по рейкам; мостик из берёзовых брусков; мостик из пластмассовых пробок; кладки брусковые кирпичики.

5-я часть из 3-х ячеек

Наполненная шишками, сосновой корой;

Берёзовыми палками;

Берёзовой стружкой.

3-я дорожка

1. «Узенький мостик» Узенькие дощечки закреплены к брускам, составляются для ходьбы для равновесия и перешагивания.

2. «Гимнастическое бревно» Бревно со ступеньками из брусков высотой 50 см. Для равновесия и мягкое спрыгивание.

. «Туннель» Дуги из обручей для подлезания. Сверху натягивается чехол.



Режим функционирования "Тропы здоровья" в летний период

Мероприятия

8.00-8.30 Утренняя гимнастика Дыхательная гимнастика Корригирующая гимнастика Точечный массаж

9.00-12.10 Физическое воспитание (занятия на «Тропе здоровья», физкультурные занятия, игры разной подвижности, хождение босиком, солнечные ванны, развлечения, досуг) Индивидуальная работа с детьми Игры малой подвижности Физические упражнения

15.15-15.30 Гимнастика после сна Дыхательная гимнастика

16.00-19.00 Самостоятельная деятельность Индивидуальная работа с детьми Развлечения, досуг Праздники (по плану) Встречи с родителями

ответственные :

инструктор по физической культуре, медицинский работник, воспитатели.

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности 1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заведующий хозяйством, инструктор по физической культуре и воспитатели обязаны:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления оборудования.

2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке. 3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, перешагивания, спрыгивания с возвышенности, перепрыгивания оборудования, подлезании в туннель, метания предметов.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком. 3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника. 5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой песчаную поверхность, наполненную различными материалами и оборудованием:

лестницы, поверхность с деревянными рейками, деревянный мостик, спилы деревьев, песок, бревно, травяной покров, песчаную поверхность, поверхность с галькой, искусственную траву, берёзовый опил, коврики массажные, берёзовые бруски, срезы пластиковых бутылок, шишки, сосновая кора, гладкие камни, ленты, туннель.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики ростовесовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно

Двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьми могут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья»!

На здоровье!!!

Разделы: Работа с дошкольниками

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Концепции построения “Тропы здоровья”

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1 ). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

  • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
  • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2 ).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшие медицинские сёстры систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья" в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в МОУ Центре-детском саду № 381 сложилась эффективнаясистема физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 205 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23, 2 до15, 1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60, 9 до 67, 6%) и хронические заболевания (с 15, 9 до 17, 3%) .

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии.

Одним из приоритетных направлений в нашей деятельности является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Особое внимание уделяется здоровье сбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов была организована "Тропа здоровья".

"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Характеристика проекта

Тема проекта: «Тропа здоровья» .

Сроки реализации: май- сентябрь.

Руководитель реализацией проекта: инструктор по физической культуре Толстых Н.В.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, педагоги, воспитанники, родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта: Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода.

Задачи:

  1. Создать условия для укрепления здоровья детей.
  2. Создать условия для реализации двигательной активности в повседневной жизни.
  3. Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в соответствии с индивидуальными способностями.
  4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
  5. Развивать познавательный интерес, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему оздоровительной работы.

Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной

работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья" являются:

  • осуществлять профилактику плоскостопия;
  • улучшить координацию движений;
  • улучшить функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
  • улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
  • приобщить детей к здоровому образу жизни.

Концепция построения “Тропы здоровья”

Предусматривает проведение игровых занятий познавательного и двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы, организацию активного отдыха детей и их самостоятельную двигательную деятельность. Эта деятельность имеет комплексную направленность, т.к. кроме задач физического воспитания, она решает задачи по расширению кругозора детей, воспитанию личностных качеств: чувства товарищества, взаимопомощи, преданности, целеустремлённости, решительности и других значимых личностных качеств. Также реализуются задачи оздоровительного, эколого-валеологического образования, формирования у детей навыков грамотного поведения в природе, закрепление названий растений и животных, воспитания любови к родному краю, гордости за свою малую родину.

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

Оздоровительные маршруты по реализации проекта «Тропа здоровья» – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением станций (центров двигательной, оздоровительной, познавательно-исследовательской, экологической деятельности) . Оздоровительная и образовательная деятельность, осуществляемая в рамках проекта «Тропа здоровья» , представляет собой интеграцию образовательных областей: «Физическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» .

Образовательные ситуации разработаны на основе системно-деятельностного подхода. Это своеобразные путешествия, имеющие сюжетную линию, которая объединяет двигательную и познавательно-исследовательскую деятельность, в ходе которой у воспитанников развиваются такие качества как:

  • осознающий понятия ЗОЖ и его влияния на состояние здоровья,
  • любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) .

Оздоровительные игры-путешествия по станциям «Тропы Здоровья» состоят из трех этапов, каждый из которых подчинен определенной цели:

Введение в двигательную образовательную ситуацию – вовлечь детей в игровую деятельность, заинтересовать их, постановка проблемы. Введение в двигательную образовательную ситуацию может быть самой разной. Инициатива может исходить как от педагога, так и от детей. Продумывая мотивации, ориентировка должна учитывать следующие аспекты: сезонность, познавательные интересы детей, двигательный опыт детей.

Актуализация знаний, открытие новых знаний с помощью различных методов и приемов, самостоятельного поиска детей (повторение правил поведения, моделирование ситуаций и т.д.) .

Пробные действия детей – подведение итогов (выявление трудностей и достижений детей) .

Использование педагогом развивающих технологий позволяет активно применять деятельности способ обучения, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Проект «Тропа здоровья» позволяет всем участникам здоровьесберегающего процесса: и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать уже имеющееся территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. При проведении образовательных терренкуров с детьми педагоги должны соблюдать определенные требования к их организации и правила безопасности:

  1. Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре.
  2. Оборудование и атрибуты для организации спортивных игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий.
  3. Прогулки по Тропе Здоровья предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути.
  4. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала проекта «Тропа здоровья» .

Организация взаимодействия с детьми учитывает следующие принципы:

Принцип оздоровительной направленности

  • Педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка. Поэтому целесообразность проведения любого педагогического мероприятия необходимо рассматривать с позиций здоровья каждого ребёнка.

Принцип разностороннего развития личности. На любом физкультурном мероприятии необходимо:

  • стремиться активизировать мыслительную деятельность ребёнка, создать условия, в которых ребёнок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения;
  • упражняться в трудовых действиях;
  • фиксировать внимание на красоте движений, эмоционально воспринимать ритм, музыку;
  • развивать нравственные качества детей, умение сопереживать радость победы и горесть поражения товарищей.

Принцип гуманизации и демократизации педагогического процесса. В основе любого педагогического процесса лежит психическое, физическое, социальное благополучие детей. Авторитарный стиль отношений с детьми не допустим. Кроме того, на физкультурных занятиях необходимо отводить время для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Принцип комфортности. На физкультурных мероприятиях ребёнок должен получать приятные эмоции от общения со сверстниками, от понимания, что делает что-то очень важное для своего здоровья, от удовольствия победы над своим неумением, от чувства «мышечной радости» при выполнении физических упражнений.

Принцип индивидуализации. Вся физическая деятельность строится с учётом сохранения здоровья, развития двигательных потребностей, способностей, двигательных предпочтений, двигательной подготовленности, половых различий детей.

Принцип единства с семьёй

Принцип фасцинации (очарования) . На физкультурных мероприятиях ребёнок должен очаровываться окружающей средой, личностью педагога, достижениями своих товарищей, красотой и изяществом выполненных упражнений и, конечно, своими собственными достижениями.

Принцип синкретичности (объединение) . Объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребёнку наиболее полно и самостоятельно проявить себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Принцип творческой направленности. На физкультурных мероприятиях развивать творческое

воображение детей.

Основные требования

к организации оздоровления и физического развития

  • Режим дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей) ;
  • Правильное соотношение динамического и статического компонентов (на активную двигательную деятельность детей отводится 3,5 – 4 часа) ;
  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных форм двигательной нагрузки;
  • Использование максимальных площадей для движений, разнообразие предметной среды станций «Тропы Здоровья» , достаточное обеспечение соответствующими гимнастическими тренажерами простейшего типа и сложного устройства, оборудованием и пособиями;
  • Соблюдение воздушно-теплового режима;
  • Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
  • Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
  • Обязательное включение в комплекс прогулок по «Тропе Здоровья» элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости;
  • Занятия строить с учётом группы здоровья детей (подгрупповые) ;
  • Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;
  • Включение элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

Организация "Тропы здоровья"

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, была создана на участке детского сада «Тропа здоровья» . Создание "Тропы здоровья" позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.

«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже20ºС-22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине августа. На протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.

На территории «Тропы здоровья» дети могут играть, получать световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Маршрут "Тропа здоровья" расположен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 6 станций:

  • Станция «Спортивная площадка» включает в себя: футбольное поле, волейбольное поле, баскетбольное поле, беговую дорожку, яму с песком для прыжков, стойки для прыжков, выносное спортивное оборудование предназначена для общего физического развития воспитанников, развития основных видов движение, организации спортивных и подвижных игр.

Для развития координационных умений имеется бревно, бум, пеньки, вкопанные шины, лабиринт. Для развития силы и выносливости - рукоход, турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, веревочная переправа. Для отработки прыжков - прыжковая яма, разметка, неглубокий ров, сухой ручей. Чтобы научиться преодолевать склон, подготовлена насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта. Для метания на территории детского сада предусмотрено как стационарное, так и съемное оборудование. Чтобы разнообразить маршру, можно использовать и выносное оборудование: палатка, тренога, стойки, туннели.

В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому разработаны не только пешие, но и веломаршруты. Маршруты пролегают через площадку по правилам дорожного движения, на которой дети получают практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру, вокруг детского сада, нанесена разметка для игр в «классики» , для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции.

  • Станция «Фитополяна» -упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека. Главной целью работы является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Станция «Уголок нетронутой природы» помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:

  • воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • формирование начал экологической культуры;
  • пропаганда экологического воспитания среди родителей.

Очень важно сформировать у детей правила поведения в природе. Правила должны быть не запрещающими, а разрешающими.

Например:

  • Веди себя в природе, как в гостях, с уважением к её жителям.
  • Природа - наш дом, приятно ли, если в доме будет бумага, мусор, отходы? Мы же не бросаем дома бумагу, банки и т. д.
  • Хозяева природы (в лесу, в поле…) - птицы, звери, растения. Не разрушайте гнёзда, норки. Это их маленькие домики.
  • Громкий разговор, крик пугает обитателей леса, луга… Старайтесь говорить так, чтобы не испугать животных, птиц, насекомых.
  • Деревья растут медленно. Не ломай их.
  • Сорванные цветы в букетах быстро вянут, а на лугу долго остаются красивыми.

На экологической тропе выделяются экологические остановки.

«Деревья» (кустарники) .

Цель: показать, что в природе всё взаимосвязано: растения являются пищей для животных, птиц, насекомых. Насекомые собирают пыльцу, способствуют размножению растений. Птицы, животные питаются насекомыми и т. д. Животные находят убежище среди кустарников. Человек использует растения, животных, птиц, влияет на природу. Повсюду видны следы его влияния. Однако если это влияние велико, то природа реагирует на это: исчезают насекомые, растения, птицы. Они гибнут, оставаясь без места обитания, пищи. Такие растения занесены в Красную книгу. Познакомить детей с некоторыми видами животных, птиц, растений, занесённых в Красную книгу. Воспитывать экологическое сознание, понимание роли человека в природе.

  • Станция «Музыкальная полянка» . Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у неги способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”) , педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

  • Станция «Дорожка здоровья. Эта дорожка в соответствии с названием предназначена для оздоровления детей. По ней дети ходят босиком, с удовольствием раздражая стопы ног. Она построена из мелких галек, керамзита, деревянных палочек диаметром 5 см, из речного песка и мягкой газонной травы. Общая длина дорожки составляет 4 метра, ширина 60 см. Босохождение является одним из традиционных методов закаливания человека, чтобы подготовить организм ребёнка к хождению по различным видам почвы, работа по закаливанию начинается ранней весной:
  • апрель: ходьба по комнате в носках (30-60 с) , через две недели ходьба по ковру босиком (5-30с)
  • май: ходьба босиком по полу (младший возраст от5-60минут, старший возраст от 1,5-2 часа) , кратковременное выбегание босиком на нагретый асфальт, траву (от 1 до 4-5 минут)
  • июнь-июль-август: постоянное хождение дома босиком, ходьба босиком по траве, песку, неровной земле, гальке (младший возраст от 5-30минут, старший возраст от 5-90 минут)

Сентябрь-март: постоянное хождение дома босиком, закаливающие процедуры в группе.

При этом имеет место, комбинированное воздействие на терма- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны - подошвенной поверхности стоп. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

«Босоножье» - это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня, дозировка определяется возрастом.

Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам — это не только весело, но и полезно для здоровья. Массаж стоп, закалка — вот для чего нужна такая тропинка. Сделаем ее сами!

laimigamgimenem.lv

Почему полезно ходить босиком?

Не зря же наши прабабушки и прадедушки много ходили босиком. Они прекрасно понимали, что это укрепляет защитные силы организма, помогает бороться с простудой и забыть о многих болезнях. Китайские целители говорят о том, что на стопе находятся активные точки, которые связаны со всеми органами и системами человека. А Сократ и Сенека отмечали, что ходьба босиком способствует физическому и умственному развитию.

Ходить босиком полезно и детям, и взрослым!

Как сделать тропинку здоровья своими руками

zozhlegko.ru

Сделать тропинку для босых ножек несложно, понадобятся различные материалы: мелкие камешки, песок, трава, деревянные брусочки и спилы, шишки, фасоль, рис, щепки, каштаны, желуди, яичная скорлупа, вата, коврики, вода и др. Главное, чтобы было разнообразие материалов для различных тактильных ощущений.

peuteractiviteitenweb.com

Выберите на участке место для тропинки. Можно вообще сделать ее сборной-разборной, тогда вы сможете переносить ее, куда захотите и прятать от дождя и снега. Сколотите одинаковые ящички подходящего размера: с невысокими бортиками, по размеру, чтобы поместились ножки. Хорошенько зашкурьте доски, чтобы никакие щепки не поранили нежную детскую кожу. Гвозди и прочие скрепляющие детали конструкции тоже не должны нигде торчать.

В каждый ящичек насыпьте разный наполнитель и установите их на ровной поверхности друг за другом, чтобы получилась тропинка.

arslastochka.ucoz.ru

Можно сделать и стационарную тропинку. Разметьте ячейки и залейте бетоном секторы. Где-то могут быть вклеены пробки, где-то камешки или плитка, в одну из ячеек насыпьте песок, щебень, щепки, деревянные кругляши и пр. Обязательно оставьте живую травку.

gamejulia.ru

Отличным массажным эффектом обладают донышки пластиковых бутылок: ножкам не больно на них наступать. Обрежьте бутылки до середины, наполните их песком и вкопайте на одинаковую глубину.

dach.ru

Поищите песок разной фракции. Ощущения меняются, если наступать босыми ножками на мелкий речной песочек, крупный строительный или тот, где рассыпаны небольшие мячики.

status-style.ru

Приучайте детей к дорожке здоровья постепенно. Сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком.

dsiskorka.ru

Защитой от дворовых котиков и собачек будет крышка. Уходя, накрывайте дорожку здоровья. Так вы будете уверены, что песок чистый и никакого постороннего мусора, которым можно поранить ножки не появилось.

www.sibghk.ru

Дорожку здоровья можно сделать в виде лабиринта или извилистой тропки, вписать ее в ландшафт участка.

www.maam.ru

Крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга.

mdou3adamroo.ucoz.ru

Если собралась компания из нескольких ребятишек, можно поиграть в игру. Пройтись с завязанными глазами по дорожке и угадать, на что наступаешь. После прохождения такой тропинки полезно сделать ванночку для ног, водные закаливающие процедуры.

Уважаемые читатели. Расскажите о своем опыте обустройства дорожки для босых ножек. Нравятся ли малышам такие закаливающие процедуры?

Похожие публикации