Открытый урок по первой медицинской помощи. Тренинг "Оказание первой медицинской помощи" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Тепловой или солнечный удар

«Оказание первой медицинской помощи»

Выполнила: Феденева О.К.

Цель: Ознакомление ребят с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь пострадавшим.

Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

Ознакомить с приёмами оказания первой помощи применительно к характеру полученного пострадавшим повреждения.

Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята!

На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить, и учится, как правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Ведь не всегда скорая помощь может быстро приехать, а тем более в лесу не всегда быстро найти указанное место. Поэтому мы должны быть готовыми к разным ситуациям и сами уметь оказать первую медицинскую помощь. А также знания приобретенные на данном занятии вам может пригодится, как в жизни так и в туристских слетах.

И первое чего мы с вами коснемся это ушибы. Кто-нибудь может мне назвать основные признаки ушибов? А как оказать ПМП при ушибах? (Ответы детей).

Ушибы.

Основные признаки ушибов - боль, припухлость и кровоподтек на месте ушиба. Оказывая первую помощь, необходимо на место ушиба приложить холодную примочку, наложить давящую повязку из бинта и ваты. Если во время ушиба получены ссадины и царапины, кожу следует смазать настойкой йода и наложить повязку из стерильного бинта.

Очень опасны ушибы головы, грудной клетки и живота. Признаками таких ушибов является головная боль, головокружение, тошнота, рвота, кровохарканье, потеря сознания, боли в груди, в животе.

При оказании первой помощи в этих случаях необходимо пострадавшего уложить и создать полный покой или немедленно направить его на медицинский пункт.

С ушибами мы свами справились, теперь давайте поговорим о ранениях. Какую ПМП оказывают при ранениях? (Ответы детей)

Ранения.

Любое ранение опасно потерей крови, загрязнением и заражением.

При оказании первой помощи необходимо:

Обнажить место ранения;

Смазать края раны настойкой йода, при этом нужно следить за тем, чтобы йод не попал в рану;

Наложить повязку из стерильного бинта (индивидуальный перевязочный пакет или малая асептическая повязка). При этом нельзя касаться раны руками, промывать водой или другими жидкостями, удалять из раны куски одежды.

Если кровотечение из ран на конечностях обильно, следует наложить специальный жгут (имеется в аптечке) или жгут-закрутку из подручных средств (носовой платок, брючный ремень и пр.).

При наложении жгута соблюдать следующие правила:

Жгут накладывать поверх одежды несколько выше места ранения;

Не чрезмерно перетягивать конечность, мерой сдавливания служит исчезновение пульса ниже наложения жгута или прекращение кровотечения;

После наложения жгута перевязать рану;

На жгуте сделать запись с указанием времени наложения;

Нельзя оставлять жгут на конечности более 1,5-2 часов.

После наложения жгута пострадавшего нужно немедленно отправить в больницу.

И ранения прошли, теперь давайте поговорим о тепловом и солнечном ударе. В чем разница теплового от солнечного удара? А какую ПМП оказывают при ударе солнечном и тепловом.

Тепловой и солнечный удар .

Тепловой удар - следствие перегревания организма. Признаками его являются головная боль, «потемнение в глазах», тошнота, рвота, повышенная потливость, поверхностное дыхание, боль в спине и ногах, потеря сознания.

При солнечном ударе могут быть внезапные потеря сознания и судороги.

При оказании первой помощи необходимо в обоих случаях:

    Перенести пострадавшего в тень;

    Придать ему полу сидячее положение;

    Расстегнуть воротник и ремень или снять стесняющую одежду;

    Смочить грудь и голову холодной водой;

    Дать пить холодную воду;

    При отсутствии дыхания применить искусственное дыхание.

Молодцы вы очень много знаете. А знаете ли вы какие могут быть ожоги? И что нужно делать до приезда скорой?

Ожоги

Ожоги могут быть тепловые, химические и электрические.

При оказании первой помощи при тепловых ожогах необходимо:

Осторожно обнажить место ожога, не удаляя с его поверхности куски одежды, ткани и др.;

Наложить повязку из стерильного бинта или малую асептическую повязку;

Тепло укрыть пострадавшего.

Смазывать вазелином, жирами место ожога, вскрывать пузыри категорически запрещается.

А какие бывают переломы? Вы когда-нибудь сталкивались с переломами? И как нужно действовать если произошел перелом?

Переломы

Перелом - это нарушение целостности костей. Признаками перелома являются: припухлость, резкая болезненность в зоне перелома.

Переломы костей могут быть закрытыми и открытыми.

При всех переломах требуется иммобилизация, т. е. обеспечение покоя в месте перелома с помощью неподвижных повязок с шинами.

Первая помощь при закрытых переломах конечностей, когда есть подручные средства (доски, куски фанеры, длинные палки, саперные лопаты и т. д., могущие заменить специальные шины), оказывается следующим образом:

При переломе фаланг пальцев - шину из узенькой щепки, обернутой ватой или бинтом, положить на тыльную или ладонную поверхность пальца так, чтобы она шла по всей длине и дальше от лучезапястного сустава, шину при­бинтовать бинтом;

При переломе костей кисти - шину шириной с ладонь положить на’ кисть и предплечье, от основания пальцев до локтевого сустава и затем забинтовать её;

При переломе костей предплечья - наложить шину от кончиков пальцев до локтевого сустава включительно, руку согнуть в локте и подвесить на косынку, ремень или отрезок бинта;

При переломе плеча - руку согнуть в локте и наложить две шины: одну - на наружную, другую - на внутреннюю поверхность плеча, затем руку повесить на ремень или отрезок бинта;

При переломах бедра - одну шину длиной от подмышек до пятки сложить снаружи, другую - от паха до пятки - по внутренней поверхности бедра и голени;

При переломах костей голени - две шины длиной от середины бедра до пятки наложить на наружную и внутреннюю поверхности ноги (все шины накладываются поверх обмундирования);

При переломе ключицы - прибинтовать руку, согнутую в локтевом суставе, к туловищу;

При переломе ребер - туго забинтовать грудь в положении выдоха;

При переломе костей таза и позвоночника - пострадавшего уложить на спину, подложив под спину доски, слегка согнуть ноги в коленях, подложить под колени скатку одежды, плащ-палатку, свернутый спальник, затем туго забинтовать таз.

Когда нет из подручных средств шин, при переломах костей конечностей необходимо:

При переломах на верхних конечностях - прибинтовать согнутую в локте руку к туловищу;

При переломах на нижних конечностях - прибинтовать поврежденную ногу к здоровой.

При открытом переломе нужно:

Обнажить место перелома;

Смазать края раны настойкой йода;

Наложить на рану повязку из стерильного бинта с ватой или малую асептическую повязку;

Иммобилизовать кости, как при закрытых переломах;

Тепло укрыть пострадавшего.

А кто знает, что такое ИВЛ. Это искусственная вентиляция легких. В каких случаях она делается? А кто-нибудь знает, как она делается? (Ответы детей)

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ).

Проводится в тех случаях, когда пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно, как бы со всхлипыванием), а также, если его дыхание постоянно ухудшается.

Наиболее эффективным способом ИВЛ является способ «изо рта в рот» или «изо рта в нос», так как при этом обеспечивается поступление достаточного объёма воздуха в лёгкие пострадавшего. Вдувание воздуха можно производить через марлю, платок.

Этот способ позволяет легко контролировать поступление воздуха в лёгкие пострадавшего по расширению грудной клетки после вдувания и последующего спадания её в результате пассивного выдоха.

Для проведения ИВЛ пострадавшего следует уложить на спину, расстегнуть стесняющую дыхание одежду.

Прежде чем начать ИВЛ, необходимо в первую очередь обеспечить проходимость верхних дыхательных путей, которые в положении на спине при бессознательном состоянии всегда закрыты запавшим языком. Кроме того, в полости рта может находиться инородное содержимое (рвотные массы, соскользнувшие протезы, песок, ил, трава и т. д.), которые необходимо удалить пальцем, обёрнутым тканью или бинтом.

После этого расположиться нужно сбоку от головы пострадавшего, одну руку подсовывает под шею пострадавшего, а ладонью другой руки надавливает на его лоб, максимально запрокидывая голову. При этом корень языка поднимается и освобождает вход в гортань, а рот пострадавшего открывается. Затем нужно наклониться к лицу пострадавшего, сделать глубокий вдох открытым ртом, полностью плотно охватить губами открытый рот пострадавшего и делаете энергичный выдох, с некоторым усилием вдувая воздух в его рот; одновременно закрываете нос пострадавшего щекой или пальцами руки, находящейся на лбу. Если у пострадавшего хорошо определяется пульс и необходимо только ИВЛ, то интервал между искусственными вдохами должен составлять 5 секунд «12 дыхательных циклов в минуту».

ИВЛ прекращают, когда пострадавший выходит из бессознательного состояния и у него появляется самостоятельное дыхание.

В случае отсутствия не только дыхания, но и пульса на сонной артерии делают подряд два искусственных вдоха и приступают к наружному массажу сердца.

Показанием к проведению реанимационных мероприятий является остановка сердечной деятельности, для которой характерно сочетание следующих признаков: появление бледности или синюшности кожных покровов, потеря сознания, отсутствие пульса на сонных артериях, прекращение дыхания или судорожные, неправильные вдохи.

При остановке сердца, не теряя ни секунды, пострадавшего надо уложить на ровное жёсткое основание: скамью, пол, в крайнем случае – подложить под спину доску (никаких валиков под плечи и шею подкладывать нельзя).

Если помощь оказывает один человек, он располагается сбоку от пострадавшего и, наклонившись, делает два быстрых энергичных вдувания (по способу «изо рта в рот» или «изо рта в нос»), затем поднимается, оставаясь на этой же стороне от пострадавшего, ладонь одной руки кладёт на нижнюю половину грудины (отступив на два пальца выше от её нижнего края), а пальцы приподнимает.

Ладонь второй руки он кладёт поверх первой поперёк или вдоль и надавливает, помогая наклоном своего корпуса. Руки при надавливании должны быть выпрямлены в локтевых суставах.

Если оживление проводит один человек, то на каждые два вдувания он производит 15 надавливаний на грудину. За 1мин. необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний.

При участии в реанимации двух человек соотношение «дыхание - массаж» составляет 1:5. Во время искусственного вдоха надавливание не производят.

После того как восстановится сердечная деятельность и будет хорошо определятся пульс, массаж сердца немедленно прекращают.

На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за занятие, и никогда не забывайте элементарные навыки оказания первой медицинской помощи.

Тренинг «Оказание первой помощи» в старшей группе.

Цель:

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.

3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.

Ход тренинга.

(Дети заходят в группу, встают вкруг).

  1. Воспитатель. «Здравствуйте!». Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать. (Ответы детей).

Да ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье и научимся оказывать первую медицинскую помощь. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

Д/и «Продолжи предложение»

(воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).

Быть здоровым значит (не болеть, не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).

Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).

У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).

- Что может помешать нам, быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (микробы, погода, неосторожность, неправильное питание).

Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефону или в поликлинике).

Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).

- Что нужно сообщить , когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).

  1. Воспитатель. (Дети садятся на стульчики полукругом).

Ребята, давайте попробуем вызвать «скорую помощь» по телефону.

Игра - инсценировка «Скорая помощь».

Алло, «Скорая помощь» слушает!

Помогите, мне нужен врач!

У меня болит живот!

Дома есть взрослые?

Нет, мама и папа на работе.

Сколько тебе лет?

Пять.

Имя и фамилия?

- ________

Домашний адрес?

- ________

Жди «Скорая помощь» выезжает.

Воспитатель: - Спасибо ребята! Скажите, а что должен знать ребенок, чтобы вызвать «Скорую помощь»?

Дети: - Свою фамилию, возраст, адрес.

3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.

Игра «Помощь скорая как птица, по шоссе к больному мчится».

(К карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку - чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).

4. Воспитатель. (Раздается стук в дверь). К нам в гости приехала доктор Пилюлькина.

Доктор Пилюлькина: Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Даша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Полина дома обожгла руку горячим чайником. Врачи, несомненно, помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать пострадавшему первую медицинскую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.

Рассматривание содержимого аптечки.

Дид. упражнение «Для чего это надо?».

(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)

- Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

Рассматривание и чтение книги доктора Пилюлькина.

Доктор Пилюлькина: Ребята, я специально для вас написал книгу, которая вам поможет научиться оказывать первую медицинскую помощь.

(Рассматривают иллюстрации из книги)

1 страница.

Гордо ехал мальчик Петя

На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –

Руль руками не держал!

И свалился на дорогу,

Ободрал себе он ноги,

Колени руками зажал,

«Ой, как больно!» закричал .

Чтоб паденья избежать,

Надо крепко руль держать!

Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

(Практическое выполнение)

Доктор Пилюлькина: А сейчас давайте попробуем оказать первую помощь: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки.

2 страница.

На качелях качался Ваня,

К нему подбежала Таня,

Качели взлетели и вот –

Танюше ударили в лоб.

Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?

Ушиб: 1. Сказать взрослому.

2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

Дид. игра «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

3 страница.

Вот так носик у Алёны –

Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?

Но не надо плакать.

Что вы посоветуете Алёнке?

Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.

2. Сесть, опустив подбородок.

3. Приложить холод к носу.

4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

4 страница.

На улице сильный мороз,

Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,

Гуляет весь день напролёт.

И вот пальцы рук онемели,

Не знает он, что же делать.

Ребята, а вы знаете, что делать?

Обморожение: 1. Сказать взрослому.

2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!

3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )

Доктор Пилюлькина: А сейчас отдохнем!

Физкультминутка.

Замёрзли пальчики немножко, / шевелят пальцами обоих рук

Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу

И похлопаем в ладошки, / хлопают

Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони

Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки

Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам

Аккуратно их потрём, / трут щёки

Но не снегом, а рукой. / трут нос

Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок

Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте

Если всё же ты замёрз – / обнимают себя

Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся

Доктор Пилюлькина: Продолжаем рассматривать мою книгу.

5 страница.

У огня игрался Коля

И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,

Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал

Маме жаловаться стал.

Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

Ожёг: Подставить под струю холодной воды (15 мин).

Доктор Пилюлькина: Ну, вот ребята, мы рассмотрели мою книгу. Вы научились оказывать первую помощь.

Вы, ребята, должны учиться,

К совершенству приёмов стремиться,

Для того, чтобы знать и уметь

Как беды избежать, уцелеть.

Если с тобою случится беда –

Взрослым рассказывай всё и всегда.

Раны надо мазать йодом,

При простуде – чай пить с мёдом.

И запомните – лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Доктор Пилюлькина прощается и желает детям быть всегда здоровыми.

5. Воспитатель подводит итоги, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.


Открытый урок по ОБЖ

Первая медицинская помощь

Учитель начальных классов

Седенкова Марина Юрьевна

Форма проведения урока: практический урок по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Цели и задачи урока:

    Образовательные:

    • Научить учащихся оказывать первую помощь и самопомощь при несчастных случаях;

      учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые задачи (ситуации), самостоятельными (собственными) силами и действиями подкреплять ход их решения.

    Развивающие:

    • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых «докторов» в экстремальных ситуациях;

      развивать логическую мыслительную и лаконично грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, тренинговой игры, использования наглядно-образных средств воздействия на их чувственные органы и умственные катализаторы;

      позволить учащимся проявить себя в умственных стремлениях, знаниях, мудрости, способностях с учетом проблемы личносто-ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса.

    Воспитательные:

    • повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;

      формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, предупредительность, выполнения человеческого долга, систему нравственных качеств и мотивов помощи и взаимопомощи, сочувствия и сопереживания по отношению ко всем людям в любых ситуациях, особенно в экстремальных;

      создать атмосферу творческого применения знаний и умений, творческой работы в коллективе, интеллектуальной убежденности в своих знаниях и навыках.

Межпредметные связи (интегрирование):

    Обеспечивающие: развитие речи, физическую подготовку

    Обеспечиваемые:

    • медицинской терминологией, заботой о своем здоровье;
      анатомическими сведениями и знаниями о физиологическом развитии человека, его взаимосвязи с природой, средой обитания;

      физических упражнений и способов транспортировки, требующих физических усилий и подготовленности;

      условиями социальной адаптации учащихся в жизни (в окружающей среде – на улице, в школе, на природе, дома).

Методическое обеспечение урока:

Презентация «Первая помощь», электронные физминутки

Раздаточный материал:
1. Перевязочный материал
2. Кровоостанавливающий жгут
3. Приспособление для ИВЛ
4. Антисептические средства
5. Подручные материалы

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Знания и практические навыки, которые вы получите сегодня, пригодятся вам, чтобы помогать окружающим вас людям и самому себе, если с вами произойдёт несчастный случай. Тема нашего занятия: «Первая медицинская помощь при несчастных случаях»

2. Актуализация знаний

Учащиеся читают стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие «несчастный случай». Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей)

Обратимся за справкой: «Несчастный случай – нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения». Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай? (Ответы детей)

В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать ухудшению состоянию пострадавшего. Это мы и называем первой помощью. А теперь подскажите, какая помощь называется самопомощью? (Та, которую мы оказываем самим себе)

3. Физминутка (музыкальная, презентация)

4. Работа по теме урока

Обратимся за справкой: 30 минут умеренной физической активности в день улучшают здоровье и предупреждают болезни. Чтобы движение приносило вам пользу и сохраняло здоровье, нужно правильно выполнять упражнения и не допускать несчастных случаев.

(Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика)

Что случилось с вами, ребята?

(Учащиеся жестами объясняют ситуацию)

Ребята, вам повезло: у нас в гостях мама-доктор. (Обращаясь к доктору) Осмотрите, пожалуйста, наших пострадавших.

Доктор. У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, ушиб, соринка в глазу. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших. Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? (Тому, у кого кровотечение из носа)

Слайд – памятка

    При кровотечениях из носа надо посадить пострадавшего так, чтобы его голова была наклонена вперёд.

    Положить на нос холодную примочку, попросить пострадавшего дышать ртом, а затем сжать рукой нос чуть пониже переносицы (на 3 мин.)

    Запрокидывать голову назад нельзя, так как иначе кровь может попасть в дыхательные пути.

    После остановки кровотечения пострадавшему нужно спокойно посидеть, чтобы кровотечение не возобновилось.

(Ребята оказывают самопомощь при кровотечении (закрепляют навыки).)

Доктор. Молодцы, вы сможете оказать себе первую помощь при кровотечениях из носа.

А теперь второй несчастный случай – соринка в глазу.

Доктор. Запомним правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

Слайд – памятка

Правила первой помощи при попадании инородного тела в глаз.

    Посадить пострадавшего лицом к свету, разомкнуть веки и осмотреть глаз.

    Удалить соринку влажным концом чистого носового платка. Если нет платка, попробуйте промыть глаз водой.

    Дать указание пострадавшему поморгать, обильные слёзы помогут вымыть соринку из глаза.

Обратимся за справкой. Глаза – главные помощники человека, брови, ресницы и веки служат не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Чтобы глаза служили нам как можно дольше, их нужно беречь.

Игра «Да – нет». Если согласны с правилом, то говорите «да», не согласны – «нет»

    Умываться по утрам.

    Смотреть телевизор, сидя близко к нему.

    Следить, чтобы при чтении и письме свет освещал страницу.

    Смотреть на яркий свет.

    Пользоваться чужими очками.

    Делать гимнастику для глаз.

    Физкультминутка для глаз. (Электронная)


Глаза – зеркало души. Берегите своё зрение, ребята.

    Продолжение работы.

Доктор. У нас остался последний несчастный случай – внутреннее кровотечение (ушиб).

При внутреннем кровотечении надо охладить повреждённое место, положить на него лёд или смоченную водой повязку. Если нет воды, можно использовать холодные предметы. В старину прикладывали на больное место медные пятаки. Какие ещё предметы можно использовать, чтобы предотвратить внутреннее кровотечение? (ложку, ответы детей)

Запомните. Водой рану промывать не следует. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ней землю или грязные листья, так как это чревато возникновением таких грозных заболеваний, как гангрена и столбняк. Любая, даже самая пустяковая царапина, если её своевременно не продезинфицировать, может привести к развитию гнойной инфекции.

Если рана более глубокая или сильно загрязнена, то после наложения повязки пострадавшего надо немедленно доставить в медицинское учреждение. Там ему окажут квалифицированную помощь.

6. Закрепление.

- Почему мы рассмотрели именно эти несчастные случаи? (Они часто встречаются)

Мы оказали нашим пострадавшим первую помощь. Важно не только знать правила первой помощи, но и уметь вовремя оказывать помощь, используя подручные средства, если поблизости нет медикаментов.

Отправляясь в поход, поездку, в лес за грибами, на велосипедную прогулку обязательно нужно брать с собой аптечку. В аптечке должен быть минимум средств для оказания в случае необходимости первой медицинской помощи или самопомощи.




На случай травм и порезов необходимо иметь:

    Резиновый жгут для остановки кровотечения;

    Стерильные бинты и салфетки;

    Бактерицидный пластырь;

    Липкий пластырь;

    Настойку йода;

    Перекись;

    Синтомициновая эмульсия на случай ожогов или обморожений;

Всем понятно, что лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Загадки

    Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зелёнка)

    Пушистая волокнистая масса, из хлопка, употребляемая в медицине. (Вата)

    Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки. (Бинт)

    Лепёшечка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)

    Термометр. (Градусник)

    Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)

    Органические вещества, необходимые для жизнедеятельности: A, B, C, D и др. (Витамины)

    Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)

    Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)

7. Итог.

Что вы запомнили на уроке?

О чём захотелось узнать больше?

Способы остановки кровотечения:

    Артериальное кровотечение - кровь ярко-красного цвета, выбрасывается пульсирующей струей, величина которой зависит от диаметра сосуда;

    Венозное кровотечение - кровь темно-вишневого цвета, изливается спокойно;

    Капиллярное кровотечение наблюдается при неглубоких порезах кожи, ссадинах;

    Смешанное - характеризуется признаками артериального и венозного кровотечений.

    Различают также наружное и внутреннее кровотечения.

    Наружное происходит, когда острый предмет, например, нож или сломанная кость, прокалывает кожу и повреждает другие органы.

    Внутреннее кровотечение возникает при закрытой травме и при резком ударе, например, в случае автомобильной аварии, когда водителя бросает на рулевое колесо или когда человек падает с большой высоты.

Первая медицинская помощь при кровотечении зависит от его характера и заключается во временной его остановке и доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Сильное артериальное кровотечение из сосудов верхних и нижних конечностей останавливают в два этапа: 1) вначале прижимают артерию выше места повреждения к кости, чтобы прекратить поступление крови к месту ранения, 2) а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут. Прижимать артерии к костным выступам лучше всего в определенных (наиболее удобных для этого) точках; именно в них хорошо прощупывается пульс. Височную артерию прижимают большим пальцем впереди и чуть выше ушной раковины на виске. Сонную артерию следует прижимать слева или справа на боковой поверхности шеи. Давление пальцами надо производить по направлению к позвоночнику, при этом сонная артерия придавливается к позвоночнику.

Внимание ! Прижимать сонную артерию допустимо только с одной стороны.

Подключичную артерию нужно прижимать в ямке над ключицей к первому ребру.
Подмышечную артерию прижимают к головке плечевой кости по переднему краю роста волос в подмышечной впадине при кровотечении из раны в области плечевого сустава и надплечья.

Плечевую артерию прижимают к плечевой кости с внутренней стороны от двуглавой мышцы при кровотечении из ран средней и нижней трети плеча, предплечья и кисти.

Лучевую артерию прижимают к подлежащей кости в области запястья у большого пальца при кровотечении из ран кисти.
Бедренную артерию прижимают в области паховой складки в ее средней части при кровотечении из ран в области бедра. Прижатие производят в паховой области на середине расстояния между лобком и выступом подвздошной кости.
Подколенную артерию прижимают в области подколенной ямки при кровотечении из ран голени и стопы.
Артерии тыла стопы прижимают к подлежащей кости при кровотечении из раны на стопе.

Пальцевое прижатие дает возможность остановить кровотечение почти моментально. Но даже сильный человек не может проводить его более 10-15 мин, так как руки устают и прижатие ослабевает. В связи с этим такой прием важен главным образом потому, что он позволяет выиграть какое-то время для других способов остановки кровотечения.

При артериальных кровотечениях из сосудов верхних и нижних конечностей прижатие артерий можно осуществить иным способом: при кровотечении из артерии предплечья вложить пачку бинтов в локтевой сгиб и максимально согнуть руку в локтевом суставе; то же самое сделать для артерий голени и стопы - в подколенную область вложить две пачки бинтов, а ногу максимально согнуть в суставе. После прижатия артерий следует наложить жгут.

    Жгут используется только для остановки артериального кровотечения и только на конечностях!

    Жгут накладывается у верхней границы раны выше на 5 см.

    Нельзя накладывать жгут непосредственно на кожу, обязательно под жгут положить ткань . Иначе происходит серьёзное повреждение кожных покровов в месте наложения жгута.

    На жгут нельзя накладывать повязку, жгут должен быть виден .

    На теле пострадавшего в двух видных местах записать чётко и разборчиво , а не запомнить или сказать, время наложения жгута. Вложение бумажек крайне не желательно - они теряются, намокают и т.п. при транспортировке.

    Жгут накладывается на верхних конечностях до 1.5 часов, на нижних до 2 часов. В холодное время продолжительность наложения жгута сокращается на 30 минут. По истечению времени жгут снять на 15 секунд . Дальнейшее время наложения сокращается в 2 раза от первоначального. Соблюдение данного режима строго необходимо. Более длительное наложение жгута грозит развитием гангрены и последующей ампутацией конечности.

    При наложении жгута у больного возникает сильное болевое ощущение . Пострадавший будет пытаться ослабить жгут - к этому надо быть готовым.

    Признаки правильного наложения жгута: пульсации ниже раны быть не должно! Пальцы на конечности белеют и холодеют.
    Сохранение пульсации ниже точки наложения жгута, даже если кровотечение остановлено, также грозит в дальнейшем негативными последствиями для пострадавшего.

    На предплечье и на голени наложение жгута может быть не эффективно из-за лучевых костей, поэтому в этом случае, при неудачной первой попытке, жгут можно наложить в нижней трети плеча или в нижней трети бедра.

При наложении жгута остановки кровотечения как таковой нет, происходит лишь его задержка. Реально остановить артериальное кровотечение могут только професиональные врачи в стационарных условиях . Поэтому после наложения жгута требуется срочная транспортировка пострадавшего в медицинское учреждение.

При отсутствии жгута для остановки кровотечения используют ремень, платок, полоску прочной ткани. Ремень складывают в виде двойной петли, надевают на конечность и затягивают. Платок или другую ткань используют для наложения закрутки (рис. 7). При внутреннем кровотечении кровь из поврежденной артерии, вены или капилляра не выходит за пределы кожного покрова. Незначительное внутреннее капиллярное кровотечение вызывает образование под кожей синяков и не является серьезным. Однако более глубокое артериальное или венозное кровотечение может привести к большой потери крови.

Внутреннее кровотечение . Признаками внутреннего кровотечения являются: посинение кожи (образование синяка) в области повреждения; болезненность, опухание или отвердение мягких тканей; чувство волнения или беспокойства у пострадавшего; учащенный слабый пульс; частое дыхание; бледная или посиневшая кожа, прохладная или влажная на ощупь; тошнота и рвота; чувство неутолимой жажды; снижение уровня сознания; падение артериального давления.

При внутреннем кровотечении выполняют следующие рекомендации:

    прижать область кровотечения (приводит к его уменьшению или полной остановке);

    приподнять травмированную конечность (помогает уменьшить кровотечение);

    использовать холод (для облегчения боли и снятия припухлости); при использовании льда заверните его в марлю, полотенце или ткань прежде, чем прикладывать к поврежденной области; прикладывайте холод на 15 мин каждый час;

    осмотреть пострадавшего (с целью определения у него травм внутренних органов);

    вызвать "скорую помощь", если пострадавший жалуется на сильную боль или не может пошевелить конечностью, а также если вы считаете, что полученная травма достаточно серьезна.

Наложение давящей повязки - еще один из простых и надежных способов остановки кровотечения, уменьшения боли и создания покоя поврежденной части тела. Повязку можно наложить на любую часть тела: голову, глаза, грудную клетку и живот, руку или ногу. Всего их насчитывается более двадцати пяти. Перед наложением повязки рану надо обработать перекисью водорода или марганцовкой (2-3 крупинки тщательно растворить в стакане желательно кипяченой воды). После этого на рану следует поместить стерильную салфетку или небольшой кусочек бинта. И только затем накладывать бинт.

Во всех, случаях поверхностных ранений верхних или нижних конечностей одним из возможных способов остановки венозного кровотечения является придание возвышенного положения конечности. Поврежденную руку поднимают вверх немного выше головы. Под поврежденную ногу подкладывают небольшой валик, свернутый из какой-либо материи (можно использовать сумку, рюкзак, одеяло, подушку, охапку сена). Нога должна быть выше грудной клетки. При этом человеку следует лежать на спине.

Внимание! Для уменьшения риска передачи заболеваний в случаях оказания помощи при кровотечениях надо выполнять следующие правила предосторожности:

    между вашей рукой и раной положите марлевую салфетку или другую чистую и сухую ткань, или используйте руку пострадавшего; в качестве защиты можно также использовать целлофановую обертку, резиновые или одноразовые перчатки;

    непосредственно после оказания первой помощи тщательно вымойте руки с мылом, даже если они были в перчатках; не мойте руки вблизи пищевых продуктов;

    избегайте принимать пищу или пить во время оказания помощи; после этого тщательно вымойте руки.

Первая помощь при ранах

Раны

Одним из наиболее частых поводов для оказания первой помощи являются ранения (раны). Раной называется механическое повреждение покровов тела, нередко сопровождающиеся нарушением целости мышц, нервов, крупных сосудов, костей, внутренних органов, полостей и суставов. В зависимости от характера повреждения и вида ранящего предмета различают раны резаные, колотые, рубленые, ушибленные, размозженные, огнестрельные, рваные и укушенные. Раны могут быть поверхностными, глубокими и проникающими в полость тела.

Причинами ранения могут явиться различные физические или механические воздействия. В зависимости от их силы, характера, особенностей и мест приложения они могут вести к разнообразным дефектам кожи и слизистых, травмам кровеносных сосудов, повреждениям внутренних органов, костей, нервных стволов и вызывать острую боль.

Резаные раны. Резаная рана обычно зияет, имеет ровные края и обильно кровоточит. При такой ране окружающие ткани повреждаются незначительно и менее склонны к инфицированию.

Колотые раны являются следствием проникновения в тело колющих предметов. Колотые раны нередко являются проникающими в полости (грудную, брюшную и суставную). Форма входного отверстия и раневого канала зависит от вида ранящего оружия и глубины его проникновения. Колотые раны характеризуются глубоким каналом и нередко значительными повреждениями внутренних органов. Нередки при этом внутренние кровотечения в полости тела. Ввиду того, что раневой канал вследствие смещения тканей обычно извилист, могут образовываться затеки между тканями и развитие инфекций.

Рубленые раны. Для таких ран характерны глубокое повреждение тканей, широкое зияние, ушиб и сотрясение окружающих тканей.

Ушибленные и рваные раны характеризуются большим количеством размятых, ушибленных, пропитанных кровью тканей. Ушибленные кровеносные сосуды тромбированы.

При огнестрельном ранении пострадавший нуждается в срочной квалифицированной медицинской помощи.

Правила и приемы наложения повязок на раны

Повязка состоит из двух частей: внутренней, соприкасающейся с раной, и наружной, закрепляющей и удерживающей повязку на ране. Внутренняя часть повязки должна быть стерильной. Процесс наложения повязки на рану называется перевязкой. В качестве перевязочного материала применяются марля, вата белая и серая, лигнин, косынки.

Общие правила наложения повязок таковы:

    при наложении повязки необходимо стоять лицом к пострадавшему, чтобы видеть его состояние; если повязка очень тугая, надо ослабить ее или прекратить бинтование;

    фиксируемая бинтом часть тела (чаще всего это рука или нога) должна занимать удобное положение, так как при этом мышцы расслаблены и боль во время бинтования будет меньше;

    головку бинта надо держать в правой руке, а начало в левой; бинтуют слева направо (по отношению к бинтующему) и снизу вверх;

    головка бинта должна как бы катиться по бинтуемой поверхности, не удаляясь от нее далеко;

    любую повязку начинают с фиксирующих ходов, т. е. первый оборот (тур) надо обязательно закрепить, загнув кончик бинта и зафиксировав его вторым туром;

    последующий тур бинта накладывают на половину предыдущего. благодаря чему получается двойной слой повязки;

    повязку необходимо делать двумя руками одновременно (правая рука раскатывает головку бинта, левая поправляет бинт, разрывает затяжки);

    начинают и заканчивают повязку на узкой части тела; завязывают на некотором расстоянии от повреждения, т.е. на здоровом, неповрежденном месте;

    после наложения плоского бинта накладывают трубчатый соответствующего номера;

    при значительном повреждении верхней конечности ее необходимо подвязать на косынке.

Верхнюю одежду в зависимости от характера раны, погодных и местных условий снимают или разрезают. Сначала снимают одежду со здоровой стороны, затем - с пораженной. В холодное время года во избежание охлаждения, а также в экстренных случаях у пораженных в тяжелом состоянии одежду в области раны разрезают. Нельзя отрывать от раны прилипшую одежду, ее надо осторожно обстричь ножницами и затем наложить повязку. Надевают снятую одежду в обратном порядке, т. е. сначала на пораженную, а затем на здоровую сторону. Повязку накладывают при ранениях, ушибах, растяжениях, разрывах, переломах костей, вывихах. Существует несколько разновидностей повязок на различные участки тела человека: на голову, грудную клетку, живот и таз, руку и ногу. Особый вид повязки используют при ранении грудной клетки, когда оно проникает внутрь нее. Эта повязка очень плотная, и накладывают ее так, чтобы воздух при вдохе не попадал через рану в грудную клетку. При растяжении связок, заболевании вен применяют эластичные повязки. Они дают возможность обеспечить не только фиксацию поврежденной части тела, но и некоторую мягкость (подвижность).

Схематический план - конспект занятия: Доврачебная помощь. Оказание первой медицинской помощи при ожоге, укусах змей, пауков, переохлаждении, тепловом ударе, пищевом отравлении.

Введение.

Первая помощь - простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшего при повреждениях, несчастных случаях и т.п. Первая помощь оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу. Главная цель занятия дать общие понятия о процессе оказания первой помощи.

Общие меры первой помощи:

1. Удалить пострадавшего из обстановки, вызвавшей несчастный случай (например, извлечь придавленного из-под обломков), устранить действие вредного фактора (например, дать доступ свежего воздуха при отравлении угарным газом, удалить от источника тока при электротравме и т.д.);

2. Устранить вредное влияние обстановки (перенести в помещение, а если надо в прохладное место, согреть и т.д.);

3. Оказать необходимую помощь (сделать повязку при ранении, наложить шину при переломе, перетянуть конечность при кровотечении и т.д.);
4. Доставить пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать к нему скорую помощь.

Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.

Помните! При сильном артериальном кровотечении из поврежденных конечностей для его остановки отведено всего 30 секунд, чтобы не допустить несовместимой с жизнью кровопотери. Как видим, секунды и минуты решают для каждого потерпевшего извечный вопрос «быть или не быть?».

1. Ожоги.

Одной из наиболее часто случающихся разновидностей травматических повреждений являются ожоги. Они возникают вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскаленными предметами.

В зависимости от температуры и длительности ее воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.

    Ожоги первой степени это повреждения рогового слоя клеток кожи, которые проявляются покраснением обожженных участков кожи, незначительным отеком и жгучими болями, довольно быстро проходящими.

    При ожогах второй степени полностью повреждается роговой слой кожи. Обожженная кожа интенсивно-красного цвета, появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью, ощущается резкая боль.

    Ожоги третьей степени образуются при повреждении более глубоких слоев кожи. На коже помимо пузырей образуются корочки - струпья. Обугливание кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей вплоть до костей типично для ожогов четвертой степени.

Течение и тяжесть ожогов, а также время выздоровления, зависят от происхождения ожога и его степени, площади обожженной поверхности, особенностей оказания первой помощи пострадавшему и многих других обстоятельств.

Наиболее тяжело протекают ожоги, вызванные пламенем, так как температура пламени на несколько порядков выше температуры кипения жидкостей.
Необходимо быстро удалить пострадавшего из зоны огня. Если на человеке загорелась одежда, нужно без промедления снять ее или набросить одеяло, пальто, меток, шинель, тем самым, прекратив к огню доступ воздуха.

После того как с пострадавшего сбито пламя, на ожоговые раны следует наложить стерильные марлевые или просто чистые повязки из подручного материала. При этом не следует отрывать от обожженной поверхности прилипшую одежду, лучше ее обрезать ножницами.

Пострадавшего с обширными ожогами следует завернуть в чистую свежевыглаженную простыню. Возникшие пузыри ни в коем случае нельзя прокалывать. Повязки должны быть сухими, ожоговую поверхность не следует смазывать различными жирами, яичным белком. Этим можно нанести человеку еще больший вред, так как повязки с какими-либо жирами, мазями, маслами, красящими веществами только загрязняют ожоговую поверхность, способствуют развитию нагноения раны. Красящие дезинфицирующие вещества «затемняют» рану, поэтому в случае их применения врачом в больнице трудной определить степень ожога и начать правильное лечение.

В последние годы в связи с постоянным и широким использованием химических веществ в промышленности, сельском хозяйстве и в быту участились случаи ожогов химическими веществами.

2. Обморожение и переохлаждение.

Отморожение. Оно возникает только при длительном воздействии низких температур окружающего воздуха, при соприкосновении тела с холодным металлом на морозе, жидким или сжатым воздухом или сухой углекислотой.

Но не обязательно отморожение может наступить только на морозе. Известны случаи, когда отморожение наступало при температуре воздухе и выше 0°С. при повышенной влажности и сильном ветре, особенно если на человеке мокрая одежда и обувь. Предрасполагают к отморожению также общее ослабление организма вследствие перенапряжения, утомления, голода и алкогольного опьянения. Чаще всего подвергаются отморожению пальцы ног и рук, ушные раковины, нос и щеки.

Необходимо как можно быстрее восстановить кровообращение отмороженных частей тела путем их растирания и постепенного согревания. Пострадавшего желательно занести в теплое помещение с комнатной температурой и продолжать растирание отмороженной части тела. Если побелели щеки, нос, уши, достаточно растереть их чистой рукой до покраснения и появления покалывания и жжения. Лучше всего растирать отмороженную часть спиртом, водкой, одеколоном или любой шерстяной тканью, фланелью, мягкой перчаткой.

Снегом растирать нельзя, так как снег не согревает, а еще больше охлаждает отмороженные участки и повреждает кожу.

Обувь с ног следует снимать крайне осторожно, чтобы не повредить отмороженные пальцы. Если без усилий это сделать не удается, то обувь распарывается ножом по шву голенища. Одновременно с растиранием пострадавшему надо дать горячий чай, кофе.

После порозовения отмороженной конечности ее надо вытереть досуха, наложить чистую сухую повязку и утеплить конечность ватой или тканью. Если кровообращение плохо восстанавливается, кожа остается синюшной, следует предположить глубокое отморожение и немедленно отправить пострадавшего в больницу.

3. Тепловой или солнечный удар.

Первые признаки солнечного удара - покраснение лица и сильные головные боли.

Затем появляются тошнота, головокружение, потемнение в глазах и, наконец, рвота. Человек впадает в бессознательное состояние, у него появляется одышка, ослабевает сердечная деятельность.

Тепловой удар - болезненное состояние, возникшее вследствие перегрева всего тела. Причинами такого перегревания могут быть высокая внешняя температура, плотная одежда, задерживающая испарения кожи, и усиленная физическая работа. Тепловые удары случаются не только в жаркую погоду. Они бывают в горячих цехах, в банях, при работе в защитных комбинезонах и слишком душных помещениях. При перегревании тела у человека появляются вялость, усталость, головокружение, головная боль, сонливость. Лицо краснеет, дыхание затруднено, температура тела повышается до 40°С. Если не будут устранены причины перегревания, наступает тепловой удар. Человек теряет сознание, падает, бледнеет, кожа становится холодной и покрывается потом. В таком состоянии пораженный может погибнуть.

Как при солнечном, так и при тепловом ударе пораженного нужно уложить в тени на свежем воздухе и провести те же мероприятия, что и при обмороке. Если пораженный не дышит, необходимо сделать искусственное дыхание.

4. Укусы животных, змей, насекомых.

Укус животного

Укушенные раны всегда загрязнены различными микроорганизмами, находящимися в полости рта животных и человека. При укусах больных бешенством животных возможно заражение человека. Чаще всего кусают домашние собаки, реже кошки и дикие животные (лисы, волки). Большую опасность представляют укусы животных, больных бешенством (чрезвычайно тяжелым вирусным заболеванием). Вирус бешенства выделяется со слюной больных животных и попадает в организм пострадавшего от укусов через рану кожи или слизистой оболочки. Большинство укусов животных следует считать опасными в смысле заражения бешенством, т.к. в момент укуса животное может не иметь внешних признаков заболевания. У собак бешенство чаще проявляется сильным возбуждением, расширением зрачков, нарастанием беспокойства. Собака может убегать из дома, набрасываться без лая и кусать людей и животных, проглатывать различные несъедобные предметы. Наблюдаются сильное слюноотделение и рвота. Водобоязнь не является обязательным симптомом болезни.

Первая помощь. При оказании первой помощи пострадавшему от укуса животного не следует стремиться к немедленной остановке кровотечения, т.к. оно способствует удалению из раны слюны животного. Рану промывают мыльным раствором, кожу вокруг нее обрабатывают раствором антисептического средства (спиртовым раствором йода, раствором марганцовокислого калия, этиловым спиртом и др.), а затем накладывают стерильную повязку. Пострадавшего доставляют в травматологический пункт или другое лечебное учреждение. Вопрос о проведении прививок против бешенства решает врач.

Укус змеи

В средней полосе России могут встретиться змеи типа гадюки обыкновенной, гадюки степной и щитомордника. Поражения, развивающиеся в результате укусов этими змеями, сводятся к болевому воздействию, временному усилению с последующим длительным снижением свертываемости крови, отеку тканей в зоне укуса и их некрозу (омертвению).

Признаки действия яда:

В первые минуты в зоне укуса появляется местное покраснение, отечность, местные кровоизлияние ("синяки").

Кровоизлияние распространяется вверх и вниз от зоны укуса, усиливается отек, кожа принимает багрово-синюшный оттенок, возможно образование на коже пузырей со светлым или кровянистым содержимым.

В зоне укуса образуются некротические язвочки, ранки укуса могут длительно кровоточить.

В пораженной конечности развивается лимфангит с поражением подмышечных или паховых лимфоузлов.

При длительном воздействии яда и неоказании помощи возможно внутреннее кровоизлияние в толщу тканей или в близлежащие органы (печень, почки и др.), что приводит к признакам острой кровопотери: возбуждение, сменяющееся вялостью, бледность кожи, учащение пульса, головокружение, резкая слабость, снижение артериального давления вплоть до шока.

Возможно носовое или желудочно-кишечное кровотечение.

Максимальная выраженность признаков достигает через 8-24 часа после укуса, при неверном оказании помощи состояние больного остается тяжелым 2-3 дня.

При легких формах поражения преобладают местные проявления в зоне укуса.

Первая помощь. При оказании помощи пострадавшему от укуса змеи категорически запрещаются следующие мероприятия:

Прижигание места укуса.

Обкалывание места укуса любыми препаратами.

Разрезы места укуса.

Перетягивание конечности жгутом (кроме укуса кобры).

Употребление алкоголя в любых количествах.

При укусе змеи оказание первой медицинской помощи следует начинать с немедленного энергичного отсасывания содержимого ранок в течение 10-15 (20) минут (впервые 6 минут удаляется около 3/4 всего извлекаемого яда) с его отплевыванием, что позволяет удалить от 30 до 50% всего введенного в организм яда. Если ранки подсохли, их предварительно "открывают" надавливанием на складку кожи. Процедура отсасывания змеиного яда безопасна при отсутствии ранок во рту пострадавшего при самопомощи или во рту оказывающего помощь. Яд, попавший в желудок, обезвреживается желудочным соком!

Пораженная конечность должна оставаться неподвижной. Для этого желательна транспортная иммобилизация подручными средствами (шины, дощечки, толстые ветки и т.п.).

Пострадавший должен находиться в положении лежа как при оказании помощи, так и при транспортировке. Нежелательно пытаться двигать пораженной конечностью. Полезны обильное питье (чай, кофе, бульон). Прием алкоголя в любом виде противопоказан.

Обработка раны проводится по общим правилам лечения ран (кожа вокруг раны обрабатывается спиртом, бриллиантовым зеленым, йодом или водкой, накладывается стерильная повязка из индивидуального пакета, повязка закрепляется бинтом натуго или лейкопластырем).

При нарушении дыхания проводится дыхание "рот в рот" или вспомогательное с помощью дыхательных мешков с переводом на искусственное дыхание в стационарных условиях.

Пострадавший во всех случаях экстренно направляется к врачу с дальнейшей госпитализацией в токсикологическое отделение стационара, в отделение реаниматологии, в отделение общей хирургии с палатами интенсивной терапии.

Укусы насекомых

Энцефалит клещевой - острая нейровирусная инфекция.

Передача инфекции происходит при укусе клеща, а также через коровье и козье молоко.

Инкубационный период длится 10-12 дней. Заболевание начинается остро с проявлением основных синдромов: общим инфекционным, менингеальным, очаговыми поражениями нервной системы. Температура тела - до 40°С.

Первая помощь. При обнаружении клеща нельзя его раздавливать или удалять с применением усилий. Необходимо наложить ватный тампон, смоченный растительным маслом на клеща. В течение 20-30 минут клещ отпадает сам или легко удалится при незначительном потягивании. Ранку следует обработать йодом и срочно обратиться в лечебное учреждение для проведения профилактики клещевого энцефалита.

Заключение.

При первой доврачебной помощи следует быть крайне внимательным. В первую очередь избегать паники и факторов её порождающих. Действия следует производить последовательно и корректно.

Похожие публикации