Молодому учителю. Первый урок: как справиться с волнением? Как сделать урок интересным?! (из опыта работы методического объединения учителей истории и права)

Открытые уроки - это всегда испытание, и прежде всего для учителя.

Конечно, невозможно в одной статье охватить все грани этого процесса, так как многое зависит от предмета, уровня подготовки класса, технических возможностей.

Подготовка к открытому уроку

Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:

1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается.

2. Предварительная работа с классом. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики - это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

3. Никогда не проигрывайте урок с детьми заранее. Не натаскивайте их! Поверьте, урок "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие уроки сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению.

4. Подготовьте самоанализ урока. Обдумайте и аргументируйте наличие и эффективность каждого этапа урока, примененных вами методов и приемов. Это позволит "выбить почву из-под ног" у проверяющих, так как вы сами заранее укажете — что удалось, а что требует доработки.

5. Не стоит включать в урок типы заданий, непривычные для учащихся. Больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если учащиеся уже знают, как, например, проводится тестирование, что требуется делать во время блиц-опроса, каковы условия проведения конкурсов и т.п. То есть, подобные задания стоит включить в предыдущие уроки, чтобы ребята освоились.

План проведения открытого урока

Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.

1. Определите цели урока. Чем подробнее, тем лучше. Так вам будет удобнее расставлять акценты в процессе. Например, цель: познакомить учащихся с биографией Толстого. Естественно, в уроке должен быть этап, где эта самая биография преподносится (в виде лекции, презентации, устного сообщения одного из учеников и т.д.)

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели - это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.

2. Обязательно проведите хронометраж урока. В своем конспекте обозначьте, сколько времени планируете отвести на каждый этап урока. Это позволит не "заиграться" и сохранить динамичность.

3. Не отводите много времени на самостоятельную работу. Это частая ошибка, которая снижает эффектность урока. Например, вы планируете на выполнение какого-то задания выделить несколько минут. В это время, пока остальные работают, вызовете кого-нибудь к доске. В общем, в классе не должна висеть тишина!

Формы проведения открытых уроков и важные мелочи

Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии.

Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше!

Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование.

Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки.

Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку - не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться.

Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит.

Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.

Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя - когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу логарифмов, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить".

Еще одно правило - обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.

И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.

Большинство из репетиторов училось в педагогическом ВУЗе, где им преподавали педагогику, психологию и методику. Но учеба и практика – два разных дела, и готовясь к своему первому уроку, кажется, что тебя научили только теории, но не тому, что тебе понадобится на практике. Как начать урок? Как преподнести материал? Как провести занятие, чтобы оно было запоминающимся и эффективным? И методом проб и ошибок приходится самому искать ответы.

В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.

Как провести урок: Начало

Проверяю , и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои ошибки (сам! пусть шевелит мозгами! ), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.

Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей . Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка ! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.

Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.

Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.

Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)

Как провести урок: середина

Здесь я ввожу либо новую лексику , либо новую грамматику . Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.

Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.

NB : Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.

Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.

Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.

Как провести урок: конец

К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.

В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, ). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов who , which , that , when , where andwhose.

А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:

Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать .

И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.

Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.

На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

    Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.

    Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.

    Всегда помните, что отличное начало урока – залог успеха! Начните занятие активно (можно - с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.

    Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем - до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).

    Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.

    Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы - это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше - в игровой форме).

    Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.

    Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.

    Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.

    Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!

    Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий, и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.

    Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания – личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

    Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.

    Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат - дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.

    Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, - это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию - основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Удачный оргмомент концентрирует внимание на учителе, потом на предмете, на теме и задачах урока. Сколько бы мы ни говорили об объективизации процесса обучения (а любая педагогическая образовательная технология нацеливает на то, что процесс обучения является не столько искусством, сколько ремеслом, доступном каждому после соответствующей тренировки), дети воспринимают учебный материал через преподавателя, опосредованно, и в том объеме и под тем углом зрения, которым педагог владеет.

Все многообразие возможных сценариев поведения и слов учителя в начале урока можно свести к двум условно выделенным группам: организация сосредоточенности учащихся на уровне произвольного и непроизвольного интереса. Психологи говорят о произвольном внимании, когда человек осознает важность события, необходимость конкретного действия, самостоятельно формирует сценарий своего поведения, оно формируется и самостоятельно и через внешние указания: читаем стр.34, выполняем упражнение 35, смотрим на картинку, что изображено?... Непроизвольное возникает спонтанно, когда решается трудная, но посильная задача, учитель делится жизненным опытом, яркое, эмоциональное описание событий в рассказе, выход на непосредственно знакомые ученику предметы или события, касающиеся его жизни…

Организационный момент занятия на основе произвольного внимания можно опосредовать фразами: «Так, народ, все сели, замолчали, слушаем новую тему»; «все садимся, мои хорошие»; «так, садимся, показываем домашнее задание» (пройтись по классу, посмотреть); «садитесь, начинаем слушать и записывать»;» садимся, начинаем занятие»… если педагог ориентируется, прежде всего, на осознанное и ответственное отношение к учебе. В высокомотивированном классе этого достаточно, но не всегда…

Способов провести оргмомент результативно на основе непроизвольного интереса – множество. Но условия возникновения непроизвольного внимания преподаватель должен умело «смастерить».

Проверенный временем советский способ – громко хлопнуть журналом об стол, и командирским голосом что-либо приказать «Встали!», «Закрыли рты!», «Хватит болтать!», «Приготовились к уроку!». На самом деле хватит любой из этих фраз, произнесенных с соответствующим настроем. Но партнерские отношения на уроке в таком случае исключены. Другой способ, диктаторский, но весьма успешный: зайдя в класс, с ходу (от двери) очень громким «жёстким» голосом, с середины предложения объявлять тему урока. У детей мгновенный паралич – урок уже начался, а они не готовы… все быстро по местам и сосредоточились на том, что говорит учитель. А он повторяет сказанное еще раз – уже спокойно, ставит цели занятия, дальше – повторение пройденного материала. Способ затратный, требующих больших усилий и времени, зато окупается сторицей: урок начинаем со стихотворения (можно по теме, но подойдут и просто красивые звучны стихи). Педагог читает текст с выражением, детям знакома такая форма работы, они знают, как тяжело иногда учить стихи. Вы достигаете как минимум трех результатов: первичное внимание собрано на вас, удивленно-уважительная заинтересованность свидетельствует, что авторитет ваш (здесь и сейчас) усилился, и учащихся легче вовлечь в творческую внеклассную работу (участие в спектакле, экскурсии, конкурсе газет, подготовка школьного праздника). Четвертый по списку способ больше подходит для предметников-гуманитариев (или классных руководителей): начать урок с эмоционально насыщенного описания какого-либо случая, сценки из жизни. Ученики, вникая постепенно, настороженно слушают и недоумевают: вроде история, а нам про поездку в поезде… Возникает чувство противоречия –«должна быть история. Пусть будет!» Внимание собрано, цель достигнута. Можно переводить рассказ на тему урока. Если начинать урок с оглашения оценок за предыдущую контрольную работу, с «разбора полетов», то не рассчитывайте на произвольное внимание у детей: секундный интерес – как у меня? – сменяется рассредоточением и непроизвольным переключением на что-либо более приятное: плюнуть в соседа жеваной бумажкой из трубочки – продолжить жить переменкой.

Детская психика такова, что неосознаваемая увлеченность (даже у старшеклассников) дает большую результативность, чем произвольная, осознаваемая сосредоточенность под лозунгами «я должен», «мне надо». Если преподаватель умеет переключать внимание школьников с произвольного на непроизвольное и обратно, его урок всегда будет достигать поставленных целей.

В статье названы самые распространенные приемы организации первичного внимания для старшеклассников. Младшая и средняя школа охотнее «покупаются» на обычны слова «давайте начнем наш урок с …» (проверки д/з, письменного опроса, доклада, презентации…) Здесь подкупают ребят слова и интонация объединения с учителем «наш урок, наша тема, наша контрольная работа». А есть педагоги-артисты, которые голосом волшебника спрашивают: «А вы знаете, какую тему мы будем изучать сегодня? Нет? О, она очень интересная и важная…»

Методы построения оргмомента лучше менять, не повторяя их часто в одном и том же классе. Опытный педагог «чувствует» класс в начале урока практически сразу, но и заготовки никогда не повредят. А удачное начало урока – уже половина успеха.

Большой опыт преподавательской деятельности "у станка"позволяет сформулировать еще одну педагогическую заповедь в отношениях с учениками: "было и прошло", "кто старое помянет..." Помните, что каждый день, каждый урок - это новая страница в жизни вашей и учеников. Память на злые выходки, неадекватное поведение, сознательное нарушение учебной дисциплины - играет злую шутку, настраивая учителя на продолжение конфликта (на уровне взгляда, жеста идет негативная информация от вас к ученику и возвращается сторицей). Зная об основных , можно (и нужно) корректировать свое и ученическое поведение, не допуская затягивания психологически травмирующей ситуации.

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:

I этап. Школа знаний
Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, «укрощение» термоядерной реакции - создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.

II этап. Школа умений
Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.

III этап. Школа развития личности
Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития личности - таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.
Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к созданию такового самостоятельно, пускай и в начальной, примитивной форме.
Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.
Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.
Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Открытый урок для членов методического объединения.
2. Открытый урок для коллег в школе.
Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.
3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
5. Открытый урок на конкурсе «Учитель года» на региональном или федеральном уровне.
Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта - начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.
Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

Открытый урок по курсу отечественной истории
(4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.
Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.
Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.
Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.
Например:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.
3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Рассмотрим это более подробно.

I ЭТАП . Организация начала урока
Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.

II ЭТАП . Проверка домашнего задания
1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.
2. Тестирование или составление технологической карты.
3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.
Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.
Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведут конспект доклада.
Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного - одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.
Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.

III ЭТАП . Получение новых знаний
Здесь возможно использование трех известных методов обучения:

  • частично поискового,
  • метода проблемного изложения материала,
  • исследовательского метода, или их композиции.

Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы «Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.

1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:

Аграрное (сельскохозяйственное) производство:

  • земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
  • агротехнические приемы и пр.;
  • орудия труда и их развитие.

Ремесленное (промышленное) производство:

  • ремесленное производство на заказ, на рынок;
  • мануфактурное производство.

Торговое и денежное дело:

  • обмен натуральный, денежный;
  • товарно-денежные отношения;
  • внутренняя и внешняя торговля.

Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:

АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Земледелие
Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.

Животноводство
Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.

Садоводство
Разведение «капустных огородцев».

Агротехника
Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.

Орудия труда
Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.
Формирование товарного ремесленного производства.
Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове - добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани - кожевенное производство; в Костроме - мыловарение; в Иванове - производство ткани.
В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.

Мануфактурное производство
Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в.
Печатный и Монетный дворы в Москве.
Ницынский завод на Урале.
Судостроительные верфи в Воронеже.

ТОРГОВЛЯ

Внутренняя торговля
Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.

Внешняя торговля
Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве.
1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.

3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.
4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП . Домашнее задание
Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.
И, наконец, домашнее задание творческого уровня:

  • анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов;
  • доклад, реферат, эссе.

Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:
1. В хронологической последовательности.
2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).
3. Созданием собственного плана и тезисов.
4. В виде реферата или эссе - как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.
Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:

формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;

V ЭТАП . Подведение итогов урока
В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.
Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.
Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.
Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.
Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.

М. АЛЕКСЕЕВА ,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
Н. МЕДНИКОВ ,
учитель истории

Похожие публикации