Бывают ли змеи с двумя головами. Двухголовые змеи: описание, примеры, интересные факты. Двухголовая змея - реальность или фантастика

Аякс, Аянт (A i a z , род. падеж, A i a n t o z ) · имя двух участников ; оба воевали под Троей как соискатели руки . В “Илиаде” они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь (), в обороне кораблей ( , ), в сражении за тело ( , ) и сравниваются с двумя могучими львами или быками ( ; ).

Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над , искавшей защиты у алтаря (Apoilod. epit. V 22; Verg. Aen. II 403-406). По совету ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Paus. X 31,2), но тот нашел убежище у алтаря той же . Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в том числе корабль Аякса, метнув в него перун). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено на острове Миконос, вблизи Делоса (Apollod. epit. VI, 6; Hyg. Fab. 116).

Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме , никогда не покидая его. Согласно Аполлодору (epit. VI 20) и Полибию (XII 5), этот обычай прекратился после Фокидской войны (IV в. до н.э.).

При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге (), а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине (). Когда убит и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает поверженного (), а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело , отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев (). В битве у кораблей Аякс противостоит (). Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке двенадцать мужей ().

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые , идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определенную модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый).

Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин – вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч. t e l a m w n , ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в “Илиаде” также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса.

Post Views: 1 574

Аякс предстает в «Илиаде» не только в качестве воина, но привычная литературная форма восприятия гомеровского эпоса преподносит нам его как не слишком умного великана - второго по воинской доблести после Ахилла. В то же время, Аякс постоянно руководит флангом ахейского войска, и почти всегда на этом фланге ахейцы имеют успех. Ахилл же прославляется грабежами малых городов Троады, а в большую битву включается только в финале «Илиады». Аякс выносит тело погибшего Ахилла из битвы и - как его друг и первенствующий в доблести - претендует на его доспехи. Проиграв тяжбу с Одиссеем, Ахилл - по не очень внятной древней версии - впадает в ярость и убивает себя, бросившись на меч. При этом его хоронят не на погребальном костре, а в саркофаге (деревянном гробу), в земляной могиле - возможно, в гробнице, которую удалось соорудить во время перемирия. Обычно же в условиях воны на чужбине ахейцы используют кремацию - сооружать гробницы в обстановке войны просто невозможно.
Аякс руководит значительной частью войска ахейцев, выдвинувшись в полководцы в течении войны. Его собственный отряд уместился всего в 12 кораблях. О его саламинском отряде или каких-то сподвижниках в эпосе нет сведений. Видимо, роль Аякса оказалась гораздо выше, чем его статус в начале Троянской войны.
Одной из загадок Аякса является его пренебрежение колесницами, которыми пользуются все остальные герои сражений под Троей. Эта загадка разрешается просто: Аякс получает преимущество над противником за счет аномально большого щита, который не может быть транспортирован колесницей. Видимо, Аякс также отличался могучим телосложением, и в стандартной колеснице ему было не развернуться. В целом колесница при сражении в стесненном пространстве - скорее демонстрация статуса и дань традиции. То и другое для Аякса оказывается неважным, и он просто избавляется от того, что мешает его победам в бою.
Щит Аякса, скорее не носился, а переставлялся с места на место. Но это обстоятельство совершенно напрасно приобщают к отчеству Аякса - Теламонид, которое уже у древних интерпретировалось как деталь щита, его ременная перевязь. Сын же героя Эврисак вполне логично назван по признакам, характеризующим его отца - «широкий щит» (но также, вполне возможно, и «восточный щит»). А «теламон» - это не только «перевязь», но и «опора», «держатель». Тelamones - это мужские кариатиды, атланты. Из греческого этот архитектурный термин перекочевал в латынь.
Род Аякса происходит из соседнего с Саламином о. Эгина. Эгина - имя его прабабки, сына которой Аяка (Эака) считали сыном Зевса. Известен культ Аяка по берегам и островам Саронического залива. Созвучие с именем прадеда для Аякса не является случайным. Это Аяк-младший, подобный своему предку и названный тем же именем, но в уменшительно-ласкательном звучании. Желание совместить два родовых имени и выдать его одному носителю может только спутать все на свете, и эта вольность не решит ни одной проблемы - ни хронографической, ни династической. Напротив, устранение Теломона из генеалогии убивает также родовую историю Ахилла. Тем не менее, подобные операции очень популярны среди «аналитиков» - соединение несоединимого и разъединение неразъединимого. От этого на месте истории, которая подлежит реконструкции, остаются только разрозненные черепки недостоверного знания.
Тот же результат будет и от «догадки», что отчество Аякса - вовсе не отчество, а эпитет, превратившийся в отчество. Все обоснование в данном случае покоится на неразрывной связи имени и отчества с именем Аякса. Считается, что это и есть доказательство указанного превращения. Действительно, отдельно «Теламонид» в отношении Аякса не употребляется (как, к примеру для Ахилла - Пелид). Но это потому что при таком наименовании (только по отчеству) в контексте можно спутать Аякса с его единокровным братом Тевкром, который тоже Теламонид.
Фантазийное объединение Аякса Великого и Аякса Малого Ойлида, которое допускают некоторые «аналитики», ничем не обосновано. Ссылка есть лишь на употребление в «Илиаде» имени Аякса без уточнения, о каком Аяксе идет речь. Но это вполне ясно из контекста. Вводить в эпос двух одноименных героев - было бы странной затеей. Скорее существование двух одноименных персонажей подтверждает историчность событий «Илиады», а не попытки каких-то выживших из ума рапсодов разделить надвое некогда единый образ, придав обрубкам противоположные свойства. Если даже у каких-то греческих племен были культы одноименных героев, то они уж точно не позволили бы соединиться им в один культ, где неясно, велик ли ростом культовый герой или мал, орудует ли копьем или предпочитает лук, имеет огромный щит или лишен его, имел одних родителей или других.
В преданиях множество одноименных героев (и в микенских табличках - тоже), и в древности иногда возникала путаница - события жизни одного приписывали другому. Но почти все ошибки можно исправить и составить непротиворечивые генеалогии. При этом надо отметить, что древние тоже стремились вовсе не к смешению одноименных персонажей, если знали, что они происходят из разных местностей и имели разных родителей.
Перед поединком с Гектором ахейские герои бросают жребий, и среди них - оба Аякса. Ахейцы молятся, чтобы жребий выпал на Аякса. На какого - не сказано. И это становится поводом, чтобы «аналитики» соединяли несоединимое: мол, изначально существовал лишь один Аякс. На самом деле контекст говорит о том, что ахейцы могли желать именно выпадения жребия Аякса Теламонида. Только он мог противостоять Гектору. Все остальные герои (в отсутствие Ахилла) были просто обречены на поражение. Поэтому ахейцы молились о победе, а не о некоем двуликом Аяксе, которым иногда пытаются заменить персонажей «Илиады».
Противостояние Гектора и Аякса в «Илиаде» происходит многократно. Они видят друг друга в битве восемь раз. Что дает основание «аналитикам» считать, что это повторяющийся сюжет, основанный на каком-то фольклорном предании о соперничестве двух героев. Почему к факту «Илиады» надо присовокупить некий фольклорный подтекст - неясно. Многолетняя война сталкивала многих полководцев с одной и с другой стороны. Гектор имел обыкновение обходить все войска троянцев и союзников, а Аякс командовал одним из флангов ахейцев. Поэтому они не могли не встречаться. А встречаясь - не вступать в битву. Потому что обычай войны тех времен требовал от полководца не только руководства войсками, но и участия в битве в первых рядах. Даже если Гектор уклонялся от столкновения с сильнейшими воинами врага, он понимал, что постоянно делать это он не может. Слава воина была основанием для руководства, и без нее воины его слушаться не стали бы.
Ритуальный поединок между Гектором и Аяксом был прерван наступлением сумерек и отмечен к этому моменту существенным преимуществом Аякса. Понятно, что в данном случае сражение до смерти могло быть не в интересах той и другой стороны, поскольку это возобновило бы войну, а не обеспечило перемирие. И тогда множество павших воинов некогда было бы захоронить. Поэтому поединок прекращается, возможно, и с целью не дать Аяксу развить преимущество и добить Гектора.
Кстати, ранение колен Гектора после поражения его щита камнем, пущенным Аяксом, говорит о том, что Гектор тоже пользовался огромным щитом, который закрывал его от шеи до лодыжек. Может быть, ранение было связано с ударом нижнего края щита о колена воина, а вовсе не проникновением камня сквозь щит, что в реальности просто невозможно. И в другой раз камень Аякса пробивает щит Гектора и ранит его в грудь. И если считать, что камнем можно пробить щит, который пробьет не всякое копье, то это тоже невероятно. Кроме того в этом случае скорее поражена может быть рука, удерживающая щит. Возможно, и в этом случае камень, который не может соревноваться с пробивающей способностью копья, только разворачивает щит - так, что его край ударяет воина в грудь.
После ритуальной схватки герои обмениваются дарами: между ними нет ненависти. Это разительно контрастирует с отношением Ахилла к Гектору, который на естественную гибель в битве своего друга Патрокла отвечает таким взрывом мстительного гнева, который невозможно совместить ни с какими обычаями войны. Поэтому Аякс и Гектор - это эпические герои в полном смысле слова, а Ахилл - скорее утверждает новый облик героя, соответствующий периоду затяжных войн, которых обычаи войны прежних времен рушатся и взаимные зверства очень быстро истребляют цивилизацию.
Аякс - один из самых популярных персонажей греческой вазописи. Пока первенство в искусстве вазописи было за Пелопоннесом, его изображения привязаны к полуострову. Доминирование Афин привело к массовому производству керамики с изображением Аякса в Аттике. Из этого можно было бы сделать вывод, что Аякс стал для афинян политической фигурой в борьбе с Мегарами за право владения Саламином, но скорее здесь налицо лишь переход первенства от Пелопоннеса в архаике к Афинам в классический период. Отметим, что вазопись классического периода не дает нам представлений ни о каких-то исключительных физических качествах Аякса, ни о его огромном щите. Изображение воинов достаточно стандартные - и по вооружению, и по телесным габаритам. Заметно отличаются только изображения союзников троянцев - ликийцев, фракийцев, у которых характерные головные уборы и доспехи.
Недоумения возникают по поводу большого щита «сакос», под которым понимают то щит «башенного типа» (у Аякса), то беотийский щит - изначально круглый, но с выбранными по сторонам фрагментами, делающими его подобными «восьмерке». И такой беотийский щит напоминает микенские «восьмерки» в рост человека. Понятно, что все эти щиты имеют не какое-то региональное происхождение (даже если в «Илиаде» сообщается о беотийском происхождении щита Ахилла), а общемикенское. Более позднее изображение беотийского щита на эллинистических монетах (как символа Беотийского союза), конечно, дань традиции, а вовсе не память об Аяксе. Аякс имел щит другой формы - башенной.

Во многом восприятия Аякса у древних греков сложилось случайно - в связи с морским сражением у о. Саламин в 480 г., когда греки разгромили персидский флот. Аякса вспоминали как местночтимого героя и победу связывали с его помощью. Также культ Аякса был известен у локров в Италии. Но во всем это нет ничего необычного: обожествление гомеровских героев в классическую эпоху было повсеместным. Как и изобретение сюжетов по мотивам гомеровских. Греческие трагики домысливали Гомера - так занимательно, что сегодняшние «аналитики» считают эти домыслы совершенно точным знанием. А именно, например, что Аякс покончил с собой именно тем мечом, который как дар был вручен ему Гектором. Ну а труп Гектора, разумеется, волочился за колесницей Ахилла, привязанный поясом, подаренным Аяксом. «Аналитики» свято верят Софоклу, но наотрез отказываются верить Гомеру, у которого ничего подобного не упоминается. Мы же предпочитаем не путать историю и литературу и верить Гомеру.

Аякс
Древнегреческая мифология

Аякс (Аянт, Эант) (Αιας) - в греческой мифологии - герой, сын Теламона, участник Троянской войны.

Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530-525 до н. э.

Аякс Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он - внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына. Когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамения орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аякс ("орёл").

Аякс был царем Саламина, приведший под Трою 12 кораблей.

Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги. Гомер Илиада (II 557-558) Когда он всходил на корабль, его отец посовето­вал ему на прощание: "Всегда думай о победе, и боги помогут тебе" Сын хвастливо ответил: "С помощью богов любой трус и глупец сможет обрести славу; я надеюсь достичь всего и без их помощи!" Такой по­хвальбой он навлек на себя гнев богов. Однажды, когда Афина явилась, чтобы приободрить его в бою, Аякс воскликнул: "Не мешай, богиня, лучше ободри моих соратников-ахейцев, а там, где я, враг не пройдет!"

Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он был огромен ростом ("большой Аякс"), грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью.

Аякс покрывался блистательной медью И, как скоро одеялся весь в боевые доспехи, Начал вперед выступать, как Арей выступает огромный, Если он шествует к брани народов, которых Кронион Духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву: Вышел таков Теламонид огромный, твердыня данаев, Грозным лицом осклабляясь; и звучными сильный стопами Шел, широко выступая, копьем длиннотенным колебля. Все аргивяне, смотря на него, восхищалися духом; Но троянину каждому трепет вступил во все члены; Даже у Гектора сердце в могучей груди содрогалось; Но ни врага избежать, ни в толпы ополчений укрыться Не было боле возможности: сам на сражение вызвал. Быстро Аякс подходил, пред собою несущий, как башню, Медный щит семикожный, который художник составил Тихий, усмарь знаменитейший, в Гиле обителью живший; Он сей щит сотворил легкодвижимый, семь сочетавши Кож из тучнейших волов и восьмую из меди поверхность. (Гомер Илиада VII, 206-223) Аякс выступал в бою как сам бог Арес. Когда Гектор вызвал Ахилла на поединок, а тот ответил, что больше не воюет, греки вместо него решили выставить Аякса Теламонида. Два воина сражались без от­дыха до наступления темноты, а когда их развели, каждый как мог вос­хвалял ловкость и отвагу другого. Во время сражения с Гектором, он метнул в него огромнейший камень и пробил им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегались в испуге, а он продолжал разить врагов, бушуя на равнине. Когда был убит Патрокл и произошла борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывал поверженного, а затем помогал ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев.

Аякс Теламонид с телом Ахилла. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 540 до н. э.

В битве у кораблей Аякс противостоял Гектору. Защищая корабль от огня, он убил в рукопашной схватке двенадцать мужей. После гибели Ахилла Аякс донес его тело до ахейских укреплений и поэтому считал себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Но доспехи были присуждены Одиссею, который защищал Аякса, пока тот нес тело Ахилла. Оскорблённый Аякс решил перебить ночью всех ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, наслала на него безумие и жертвой его меча стали стада скота. Когда рассудок возвратился к Аяксу, он не смог пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей наложницы Текмессы и друзей, в отчаянии покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. Агамемнон, вначале на­меревавшийся не совершать погребальный обряд, а оставить тело на растерзание стервятникам, по совету Калханта все же позволил похоро­нить Аякса Теламонида на условиях, подобающих самоубийцам, запре­тив при этом сожжение на костре, поскольку погибший не пал на поле боя. Могилой Аякса стал Ретейский мыс.

Самоубийство Аякса Теламонида. Фрагмент росписи Чернофигурной амфоры Эксекия. Ок. 530 до н. э.

Аякс не смог забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он ответил мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух.

Горестно души других мертвецов опочивших стояли. Все домогались услышать о том, что у каждой лежало На сердце. Только душа Теламонова сына Аякса Молча стояла вдали, одинокая, все на победу Злобясь мою, даровавшую мне пред судами доспехи Сына Пелеева... ...О, для чего в состязаньи таком одержал я победу! Что за муж из-за этих доспехов погиб несравненный, Сын Теламонов Аякс, - и своими делами и видом После Пелида бесстрашного всех превышавший данайцев! С мягкой и ласковой речью к душе его я обратился: "Сын Теламонов, бесстрашный Аякс! Неужели и мертвый Гневаться ты на меня никогда перестать не желаешь Из-за проклятых доспехов, так много нам бед причинивших! Ты, оплот наш всегдашний, погиб. О тебе непрестанно Все мы, ахейцы, скорбим, как о равном богам Ахиллесе, Раннюю смерть поминая твою. В ней никто не виновен, Кроме Зевеса, который к войскам копьеборных данайцев Злую вражду проявил и час ниспослал тебе смерти. Ну же, владыка, приблизься, чтоб речь нашу мог ты и слово Слышать. Гнев непреклонный и дух обуздай свой упорный!" Так я сказал. Ничего мне Аякс не ответил и молча Двинулся вслед за другими тенями умерших к Эребу. Гомер Одиссея (XI, 541-565) Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии".

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился его храм. Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.

Прощание Гектора и Андромахи. Быстро принес Гектор богатые дары богине и уже спешил назад на поле сражения, но повстречалась ему у самых ворот его любимая жена Андромаха и сказала: “О, мой Гектор! Храбрость тебя погубит! Останусь я вдовой, а без тебя мне лучше не жить на свете! Ты для меня все — и отец, и брат, и муж. Сжалься надо мной и нашим маленьким сыном, не выводи больше воинов в поле, останься в городе!”

Отвечал ей Гектор: “И сам я знаю, что настанет день, погибнет Троя, мой царь-отец, весь народ. Но еще больше печалит меня твоя судьба, любимая Андромаха! Уведет тебя в плен какой-нибудь грек, и будут на чужбине показывать на тебя пальцами и говорить: “Вот жена Гектора, который был славнейшим из троянских героев!” Тяжело будет слышать такие слова. Пусть лучше убьют меня раньше, чем подобное случится! Никто не спустится в царство мрачного Аида против веления судьбы, ни храбрый, ни трус не избегнет своей участи. Великий стыд был бы для меня остаться в Трое и не участвовать в битве! Иди же, займись домашними делами, мы же, мужчины, будем заботиться о военных!” Надел Гектор шлем и вышел за городские ворота.

Единоборство Гектора и Аякса. Вернулся Гектор к троянцам, воспрянули они духом, вновь увидев на поле своего предводителя, и с новой силой бросились на греков. Так силен был их натиск, что стали ахейцы медленно отступать к кораблям. Увидела это Афина, помчалась на помощь грекам. Но по пути встретила Аполлона, и договорились они прекратить на один день сражение, дать передохнуть героям. Внушили они Гектору мысль вызвать на единоборство славнейшего из героев-греков. Тотчас остановил Гектор битву, так же поступил Агамемнон. Сели на землю утомленные бойцы, вышел вперед Гектор, бросил вызов. Долго совещались греки, кому его принять, многие горели желанием помериться силами со славным героем; решили бросить жребий, чтобы воля богов определила, кому вступить в бой. Пал жребий на могучего Аякса.

Вышел Аякс на место поединка, огромный, могучий, грозный, был он подобен самому Аресу! Нес он перед собой окованный медью щит, большой, как башня, и потрясал тяжелым копьем. Даже Гектор, не ведавший до этого страха, заробел! Но не отказался он от поединка, первым метнул в противника свое копье: оно воткнулось в щит Аякса, но не пробило его. Метнул копье Аякс: насквозь пробило оно щит Гектора, но отпрыгнул в сторону троянский герой и тем спасся от верной гибели. Вырвали герои копья и вновь сшиблись; прогнулось от мощных ударов копье Гектора, схватил он тогда громадный камень и метнул в Аякса: загремела медь, покрывавшая его, но лишь рассмеялся грек и бросил в Гектора еще больший камень. Упал Гектор на землю, но сразу же помог ему подняться Аполлон. Схватились герои за мечи и, наверное, в куски изрубили бы друг друга, но тут вышли на поле глашатаи и провозгласили: “Великие вы воины, и обоих вас одинаково любит Зевс! Кончайте ваш бой, — наступает ночь и вам нужен отдых!”

Перемирие. Опустили оружие герои, и сказал Гектор: “Воистину, Аякс, великий ты воин! Мы, может быть, еще встретимся с тобой в бою, но сегодня в память о нашем поединке почтим друг друга дарами. Пусть говорят люди: “Бились, пылая враждой, разошлись, как друзья”. Сказав так, протянул Гектор Аяксу свой грозный меч, украшенный серебром, а Аякс ему — драгоценный пурпурный пояс.

Заключили греки и троянцы на день перемирие друг с другом, чтобы похоронить погибших, и разошлись. Весь следующий день подбирали они на поле павших и совершали над ними погребальные обряды, зная, что назавтра будет их еще больше.

Похожие публикации