«С чего начинается Родина. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "с чего начинается родина"

Методическая разработка первого урока в 1 классе

Разработала учитель начальных классов

Паталах Светлана Федоровна

Тема. С чего начинается Родина?

Цели. Формировать понятие «Родина», расширять знания о родном городе Донецке;

активизировать познавательные интересы детей;

формировать представление о том, что в школе получают знания, необходимые всем людям в жизни; способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности;

развивать память, внимание, речь и мышление учащихся; развивать творческие способности первоклассников;

воспитывать желание хорошо учиться и много знать;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу, своей Республике.

Оборудование. Иллюстрации города Донецка, карта ДНР, плакаты ко Дню знаний; раскраски для детей, картинка с изображением Мудрой Совы, изображение паровозика и вагончиков, звездочки, аудиозапись песни «Цветные сны» (муз. М. Дунаевский, слова Н. Олев); видеоклип «В первый день сентября» (муз. А Комаров, сл. В. Капустин); песня Ю. Чичкова «Родная песенка».

Ход урока

I . Организация класса.

Школа двери нам открыла,

Приглашает в гости нас.

Знания – большая сила!

Первоклассник, в добрый час!

II . Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня вы вступили в нашу школьную семью, стали учениками 1-А класса!

Старательные девочки здесь?

Умные мальчики здесь?

Заботливые мамы и папы здесь?

Ребята, этот день очень важен. Школа станет для вас вторым домом, здесь вы научитесь читать, писать, решать задачи, любить и беречь природу, найдёте много новых замечательных друзей. Удачи вам и успехов!

Сегодня провести наш первый школьный урок поможет поезд «Первоклассник»!

В поезд можете садиться,

Этот поезд быстро мчится.

В школу он спешит сейчас,

К нам на праздник в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник –

Это каждый знает.

Мчится поезд «Первоклассник»,

Скорость набирает.

Учитель. Первая остановка «Школьная».

А теперь слово предоставляется первоклассникам.

Вот осень на дворе.

Птицы к югу полетели.

Значит, время детворе

Книжки складывать в портфели.

Раньше мы играли в школу,

Но закончилась игра.

Нам завидуют сегодня

Дошколята со двора.

У меня в портфеле книжки.

У меня в руках букет.

Все знакомые мальчишки

Удивленно смотрят вслед.

В первый раз заходят в класс

Первоклашки-новосёлы.

Оторвать не могут глаз

От просторной светлой школы.

Наша школа - это храм науки.

Дом уюта, светлый огонек,

Добрые учительские руки.

Первый школьный радостный звонок!

Что ждет меня в школе?

Парта ждет меня, во-первых,

Ждут уроки, ждут друзья.

Будет в школе не до лени,

Там я в новую страну

Дел и знаний, и умений

Путешествие начну!

Ждет природа – лес и поле!

Ведь в поход пойдем не раз…

Ждут меня «пятёрки» в школе,

Ждет меня весь первый класс!

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд.

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь.

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Мы хотим скорей учиться,

Подружиться с букварем.

От страницы до страницы

К марту мы его прочтем!

Молодцы, ребята! Вы станете хорошими учениками.

III . Сообщение темы урока.

    Ребята, посмотрите на доску. Какое слово там написано?

Учитель открывает слово РОДИНА. Прочитаем хором.

Тема нашего первого школьного урока: «С чего начинается Родина».

IV . Основная часть.

1. Остановка «Что такое Родина»

Упражнение «Микрофон»

Учитель проходит с микрофоном и задает детям и родителям вопросы.

Что такое Родина?

Как называется наша страна?

Как называется наш город?

Какие цвета у Флага ДНР?

Что символизирует каждый цвет?

(Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса. Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря. Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа).

- С чего начинается Родина?

(Прикрепляет на доску с ответами детей рисунки: родная улица, семья, школа, город).

Учитель. Посмотрите на карту. Это Донецкая Народная Республика. Донбасс – это заводы и шахты, золото пшеничных полей, край трудолюбивых и талантливых людей. А столица нашей Республики – город Донецк. (Иллюстрации на доске).


«Город миллиона роз» – так называют Донецк. Розы – это символ и гордость Донецка. Наш город очень красив: пройдем по бульвару Пушкина или парку Щербакова, посмотрим на речку Кальмиус, погуляем в парке Кованых фигур.

Но вы, ребята, любите не только город, но и свою улицу, своих родителей, своих друзей. Все эти понятия и есть Родина.

1.Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

2.Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Задание для родителей. Закончите пословицу о Родине.

Одна у человека мать, одна у него и …(Родина).

Родина – мать, умей за неё ..(постоять).

Если народ един, то он …(непобедим).

Человек без Родины, как соловей без …(песни).

Для Родины своей ни сил, ни жизни не.. (жалей).

2. Остановка «Музыкальная». Слушание «Родной песенки» Ю.Чичкова.

3. Остановка «Игровая»

Учитель . Сейчас я предлагаю поиграть в

ИГРУ «Что возьмешь в школу?»

Руки поставьте на локотки. Я буду называть предметы.

Если вы услышите название предмета, который не нужен в школе, то вы должны хлопнуть в ладоши.

(Букварь, кукла, тетрадь, машина, подушка, пенал, карандаш, пирожок, портфель, телевизор, телефон, ручка, веник, линейка, кресло, учебник, стул, пропись, игрушка).

Учитель. В школе помогать нам и давать задания будет Мудрая Сова (иллюстрация на доске), она дружит с нашим паровозиком «Первоклассником».

Отгадаем загадки Мудрой Совы

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться. (Книга)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)

То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)

В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Скрепки, кнопки и булавки,

Что угодно для души. (Пенал)

Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд –

Сейчас заговорят. (Буквы)

Открыла двери школа,

Впустила новоселов.

Кто из вас, ребята, знает,

Как их называют? (Первоклассники)

Между двумя звонками срок

Называется (урок).

Учитель физкультуры нам сказал

Всем зайти в спортивный (зал).

Школа – не простое здание,

Ведь в школе получают (знания).

Распорядок этот дня

Был написан для меня.

Никуда не опоздаю,

Ведь его я соблюдаю. (Режим дня)

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные -
Все ужасно важные. (Портфель)

4. Остановка «Музыкальная физкультминутка».

Учитель. Молодцы, ребята! Вы хорошо отгадываете загадки, и Мудрая Сова предлагает вам отдохнуть.

Отдохнем немножко с веселой кричалкой. Хором говорим: «Вот так!» и показываем движения.

Как живешь?

А плывешь?

Вдаль глядишь?

Как бежишь?

Утром спишь?

А шалишь?

На урок спешишь?

На часы глядишь?

Видеоклип «В первый день сентября» (муз. А. Комаров, сл. В. Капустин).

5. Остановка «Сказочная».

Вот мы и отдохнули. Путешествуя с паровозиком, мы попадаем с вами в город сказок. Отгадайте, из какой сказки отрывок.

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке! (Колобок)

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. (По щучьему веленью)

Красна девица грустна!

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок! (Маша и медведь)

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

Учитель. Ребята, сказочные герои прислали вам поздравления, но забыли подписать от кого именно поздравление. Давайте попробуем угадать их.

Я желаю от души

Вам здоровья, малыши.

Чтоб прививок не боялись

Ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит

Добрый доктор… (Айболит)

Я желаю вам в подарок получить

Огромный торт, шоколад и печенье,

Мармелад и варенье,

Становиться толще, выше

Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)

Я хочу вам пожелать

Лишь пятерки получать,

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище … (Буратино)

6. Остановка «Родной Донецк».

Учитель. Наш паровозик «Первоклассник» продолжает свой путь. И следующая остановка «Родной Донецк».

Ребята, наша Родина – это наша Республика, это родная школа, улица, на которой вы живете, и, конечно же, родной город Донецк. Посмотрите на иллюстрации на доске. Здесь вы видите знакомые места.

Памятник «Слава шахтерскому труду» Памятник «Твоим освободителям,

Донбасс»


Парк Щербакова


Мяч-фонтан находится возле стадиона «Донбасс-Арена»

Парк Кованых фигур


Конечно же, вы узнали эти памятные места Донецка. Поднимите руки те дети, кто посещали эти замечательные места нашего города.

Ребята подготовили стихотворения о родном городе .

1. Родился в донецких степях

Мой город заводов и шахт,

Каштанов, берез, тополей,

Красивых и гордых людей!

2. Город роз и угля,

Город добрых сердец,

Догадались, друзья?

Наш любимый Донецк.

3. Город любимый мой, город прекрасный,

Труженик в будни и радостный в праздник,

Город шахтеров, ученых, актеров,

Точных приборов и мощных моторов.

4. Донецк родной – столица наша!

Горжусь тобой, как верный сын.

Ты с каждым днем светлей и краше

В степи донецкой исполин!

5. Трудишься ты вдохновенно и смело,

И по плечу тебе каждое дело.

Родина наша тобою гордится,

Славный Донецк мой, Донбасса столица!

Творческое задание «Моя звёздочка – Донецку»

Учитель. Ребята, перед вами на партах лежат звездочки. Вы сказали такие прекрасные слова о Родине, о родном Донецке. Каждый житель Донецка – это звездочка. И вы тоже являетесь маленькой яркой звездочкой города. Раскрасьте звезду так, как вы хотите. Можете нарисовать на звезде любое пожелание родному городу, любой рисунок (розу, голубя и т.д.). Главное, чтобы вложили в рисунок тепло ваших сердец.

Дети выполняют задание под музыку «Цветные сны» (муз. М. Дунаевского, слова Н. Олева).

Свои звёздочки первоклассники прикрепляют к доске.

V . Итог урока.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие на поезде «Первоклассник».

Впереди у нас еще много интересных открытий.

Главный вопрос нашего урока был «С чего начинается Родина?».

Продолжите предложение «Родина начинается с …»

Вы многое узнали и запомнили на первом уроке, поэтому Мудрая Сова вам дарит

Конспект НОД «С чего начинается Родина…» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Программные задачи:

Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.

Систематизировать знания детей о символике государства.

Развивать память, коммуникативные навыки.

Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Музыка

Предварительная работа:

Беседы о российской символике.

Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций о Москве.

Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Дидактические игры:

« Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Угадай роспись».

Материал: Флаги и гербы разных стран, флаги России и Москвы, гимн России, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы сегодня готовы узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем в игру « Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», « родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным. (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)

Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может прозвучать в стихотворении

Стихотворение:

Много мам живёт на свете

Всей душой их любят дети

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя»

А давайте нежно и ласково скажем слово: «Родная мама»

Стихотворение:

Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки без ребят

В уголке скучают!

Красный мяч, синий мяч,

Куклы, медвежата,

Детский сад!

Родной наш сад!

Любят все ребята.

А теперь все радостно скажем: «Родной наш сад».

Вот как по – разному может звучать одно и тоже слово.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.

Такое место по – другому ещё называют «Родина». Послушаем стихотворение:

Стихотворение: «С чего начинается Родина» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

Правильно, - это Россия. Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает…

Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Нет краше земли, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

На чужой стороне и летом холодно.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов.

Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города. Посмотрите, как пишется это слово. (На доске выкладывается слово из букв «Россия».)

Стихотворение:

Россия. Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь

А как можно сразу увидеть всю страну? (На глобусе, на карте)

А теперь подойдём к карте.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России)

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

В каких двух частях света расположена Россия? (Европа и Азия)

Как называется главный город страны?

Назовите столицу России.

А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве)

А кто знает, кто является президентом нашей страны… (Путин В.В).

У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.

Что это?

Назовите их? Зачем они нам нужны?

Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.

Как мы должны слушать гимн России? (стоя)

Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

(Звучит гимн России).

Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

А сейчас найдите герб нашей страны? (раскладываются изображения гербов, дети находят герб России)

Стихотворение о гербе:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад. На восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Найдите флаг нашей страны.

Стихотворение о флаге:

Белый цвет – берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска – Солнечный рассвет.

Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысяча ладошек. (Дерево)

Правильно это дерево. Из чего состоит дерево?

А какое дерево символизирует Россию? (берёза)

Россия – это самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом, для… (перечислить птиц, животных, назвать ягоды, грибы.)

А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшки)

Это роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком… (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски… (Дымковская игрушка)

Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наш родной край, это наша малая Родина.

Как называется город в котором мы живём? (Москва.)

А мы с вами кто? (москвичи).

У нашего города есть своя символика. Показываю герб и флаг Москвы.

На какой реке расположен наш город? (Москва)

Какие места вам нравятся в родном городе?

(Рассматривание фотографий о Москве)

Стихотворение о Москве.


Елена Кошеварова
Конспект занятия «С чего начинается Родина!»

Познание : формировать познавательный интерес детей к малой родине , желание активно изучать ее растительный и животный мир.

Коммуникация : развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.

Социализация : формировать любовь и бережное отношение к родному краю. Способствовать нравственному становлению личности. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, толерантность.

Художественное творчество : Формировать эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

Материал : аудиозаписи, разрезные картинки с изображением растений, иллюстрации животных,

Непосредственная образовательная деятельность

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Воспитатель : Ребята, закройте глаза и представьте :

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина ")

Вопросы к детям : - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина ?

Воспитатель : У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт .

Как называется наша страна?

Дети. Наша страна называется Россия.

Воспитатель. Назовите столицу России.

Дети. Это город Москва.

Воспитатель. Ребята, а в какой области мы живем?

Дети. Нижегородская область.

Воспитатель. Назовите город в котором мы живем.

Дети. Наш город- Урень.

Воспитатель. Да, мы с вами живём в городе Урень, а район называется Уренский, для нас он родной.

Край ты мой Уренский, свет в моей судьбе

Запах деревенский в старенькой избе

И росой сверкает яблоневый сад

Тихо догорает за рекой закат. (В. Макаров)

Ребёнок :

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя .

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина .

(М. Пляцковский)

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине , и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего района. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)

А теперь мы с вами поприветствуем всё живое : (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на столе картинки с растениями.

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша. (ромашка)

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные.. (Ландыши) .

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый… (Василёк) .

Что же это за девица :

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет ,

А в иголках круглый год (ель)

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. (Берёзки) .

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины .

Ребёнок :

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Животные нашего района.

На доске изображены животные нашего района. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных) .

Воспитатель : Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте посидим на солнечной лужайке.

Релаксация : Представьте себе, что вы сидите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.

Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям :

Как вы понимаете эту пословицу?

Почему надо охранять природу?

Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель : Молодцы, ребята! Действительно природа нашего района красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок :

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок :

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Воспитатель : Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край, каждую травинку, каждый цветок, каждый кустик, растущий на ее плодородной земле.

Заключение : Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Формировать у детей представление о России как о родной стране;

Формировать уважительное отношение к государственным символам;

Закрепить названия народных промыслов;

Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Материалы:

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Сведения об участнике:

Ф.И.О.: Демченко Елена Николаевна

Место работы: МБДОУ детский сад 38

Образование: юридическое (Хабаровский государственный технический университет, юрист)

Должность: воспитатель

Педагогический стаж работы: 4 года

Ход мероприятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте песню (Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель. А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

Как они назывались – порты.

На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

Стихотворение:

Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.

Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет.

Работа детей.

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет.

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

«С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

(М.Матусовский)

Родина- это огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Родина-это земля, на которой мы родились и растём. Моя Родина - это цветущая, неунывающая Россия. Родина - это огромная часть меня, тогда как я - малая из множества часть своей Родины.

Родители всегда учили меня любить Родину так, как любят её сами. Стараться быть честным и справедливым, гордиться своей Отчизной. С самого раннего детства мне говорили о бережном отношении к родной земле, к красоте полей, лесов, озёр и рек, к бескрайним просторам родного края.

Для каждого человека Родина разная. Это и родной город, родная улица. Это и старый домик в деревне. Это и огромная страна с городами и сёлами, бескрайними полями и лесами, с заводами и дорогами. Но для каждого из нас Родина начинается с нашей мамы, с нашей школы, с нашего великого и могучего русского языка, с великой русской литературы.

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, слышу шум листвы, птичий щебет и ощущаю, как солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Открываю глаза и вижу утро. Оно ласкает меня и обещает погожий денёк, поэтому ко мне возвращается ощущение полноты жизни. Моё понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет.

Вспоминаются красивые слова поэта А.Межирова:

« Что означает Родину любить?

Во - первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться-

Не прерывать связующую нить…»

Чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, зелёный косогор с берёзами, лесная опушка. Родина- это очень много. Мы должны беречь это всё, чтобы грядущее поколение смогло бы любоваться такой красотой и гордиться ею.

« Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившие их гнёзда. Сюда они всю жизнь будут стремиться. То же самое – у людей!»- так писал В. Песков. И действительно, у нас, у людей, то же самое….

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира-

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок …. и я!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка-

Это тоже Родина!

(Т.Бокова)

Мне очень нравятся поэтические строки Михаила Лобова:

«Чтобы стать мужчиной - мало им родиться, чтобы стать железом – мало быть рудой… ты должен переплавиться, разбиться и, как руда, пожертвовать собой!..»

И это так точно сказано… Ведь каждый из нас обязан защищать Родину! Ведь мы здесь родились и живём.

Зачем это нам? Это идёт ещё с тех давних времён, когда наши далёкие предки защищали наши земли от врагов, передавая новым поколениям патриотизм и мужество стойко стоять за свою державу, за землю Русскую….

Русская культурная традиция свято хранит образы русских защитников от былинного Ильи Муромца до наших современников – это то, что воспитывает в нас патриотизм, стремление служить Отчизне и никогда не забывать о том, что она – наш отчий дом.

Великие полководцы Руси - А.Невский, Д.Донской, А.Суворов. Они, как и многие другие, по сегодняшний день своими подвигами учат нас, современных детей, быть всегда на страже границ своей страны и помнить о ней, где бы ты ни был.

Я горжусь, что мой земляк, А. Прохоренко, стал Героем России. Он погиб в чужой земле, но защищал он нас всех. Он проявил высокий героизм, мужество, выполняя воинский долг. Даже Запад восхитился его подвигом, назвав его Русским Рэмбо.

Жить по совести, не предавать интересов страны, быть верным идеалам своего народа - это то, главное, что воспитывают в нас с самого детства. Уважать веру отцов, уметь жертвовать собой, любить свою Родину, трепетно относиться к природе - все эти добродетели пришли к нам от героев былых времён и мы обязаны это беречь и приумножать.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали

Со старой отцовской буденовки,

Что где то в шкафу мы нашли…

А может она начинается

Со стука вагонных колёс,

И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс….

Похожие публикации