Политическая власть и ее виды. Виды власти. Особенности политической власти. Различие политической и государственной власти

Довольно часто в научной литературе «политическая власть» отождествляется с «властью» в целом. Это связано с тем, что сфера воздействия политической власти обширна. Политическая власть находиться в тесной взаимосвязи с остальными видами социальной власти. Она внедряется и в экономическую, и в духовную, и даже в семейную сферу. Следовательно, все виды социальной власти могут применяться политической властью. Но в тоже время нельзя отождествлять все виды социальной власти с политической властью. Так, например, властные отношения между учителем и учеником не следует рассматривать как политические. Особенность политической власти заключается в том, что она, в отличие от межличностных отношений, возникает в отношениях между большими социальными группами, государствами и т.д.

В преобладающих трудах по политологии и социальной философии политической власть признается та, которая является средством решения политических задач, т.е. средством осуществления защиты интересов значительных социальных групп. Исходя из этого, выделяются следующие разновидности политической власти: власть одной социальной группы над другой, государственная власть, власть партий и других политических организаций и движений, власть политических лидеров.

По характеру взаимодействия власти и общества И. Кравченко выделяет четыре уровня политической власти с соответствующими им масштабами и объемами прерогатив, средствами, характером и свойствами субъектов власти, а также объектами и отношениями между ними, причем эти уровни расположены в политическом пространстве не изолированно друг от друга. На микроуровне - малые группы, их политическое воздействие и отношения между ними. На мегауровне распространяются центры микровласти и микропроцессуальных отношений вовне.

Нередко политическая власть отождествляется с государством, вернее отношениями в государственных институтах. В этом случае за пределы политической власти выходит целый ряд социальных отношений. Например, власть харизматического лидера, отношения в партийных организациях и т.д.

Особенность политической власти состоит в способности индивидов, групп и их организаций в реализации своих интересов и их воли с помощью средств политико-государственного управления и контроля. На основании того политическую власть можно подразделить на государственную и общественную. Носителями последней являются партийные организации, общественные движения и СМИ.

Политическая власть подразумевает обязательную организационную процедуру для выражения интересов общностей, т.е. институциональную оформленность. Это может быть достигнуто через политические партии, государство и т.д. Важной составляющей является идеология.

Политическая власть универсальна и может использовать самые разнообразные ресурсы. Она сочетает открытые и теневые центры, функционирующие скрытно за пределами сферы общественного контроля.

Важным признаком политической власти является иерархичность отношений и моноцентричность, что означает присутствие единого центра принятия решений. Помимо этого, субъекты власти могут делегировать свои полномочия друг другу. Например, центральная власть передает часть полномочий органам местной власти.

Выделяют два вида осуществления политической власти: открытая, латентная и потенциальная. В первом случае субъект власти воздействует на объект и добивается подчинения. При латентной форме осуществления власти объект действует в соответствии с желаниями субъекта, предвидя его реакцию, хотя сам субъект не совершает по отношению к объекту никаких действий. При потенциальной форме субъект, обладая правами на осуществление власти, не исполняет свои полномочия. В этом случае можно говорить о неэффективности и кризисе власти.

По способу организации власти можно выделить демократическую и недемократическую власть. По источнику происхождения власти социолог М. Вебер выделяет три вида власти: 1) традиционную, опирающуюся на устоявшиеся и маломеняющиеся в данном обществе ритуалы и традиции, 2) легальную - опирающуюся на закон и другие нормы права, четко регламентирующие осуществление власти и 3) харизматическую, реализующуюся за счет особого авторитета руководителя и вере его последователей в особые способности руководителя.

Довольно часто говорят о легальной и легитимной власти. Легальной является власть, возникшая и функционирующая на законном основании. Полномочия этой власти четко ограничены законом, сама власть строго действует в рамках закона. В отличие от нее легитимная власть, это та власть, которая была признана населением страны, т.е. оно основано на доверии населения. Таким образом, власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти является юридической характеристикой, а легитимность - нравственной оценкой.

В целом, специфика политической власти связана со способностью отдельных людей, их групп или организаций реализовать свои интересы и свою волю через средства политико-государственного управления и контроля. Политическая власть делится на государственную и общественную.

Понятие власти и виды власти

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти.

1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.

2. Власть принуждающая. Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.

3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.

5. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

6. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить Б увидеть последствия своего поведения в новом свете.

Испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс в своей работе анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фобократию). При характеристике экономической власти (плутократии) он отмечает, что она представляет собой богатство, превращенное в орудие господства в обществе. Экономическая власть - это власть, основанная на богатстве. Ее главное средство – деньги. В настоящее время, отмечает автор, экономическая власть достигла исключительной силы консолидации. Экономическая власть как таковая и сама по себе не прибегает к насилию, однако она способна беззастенчиво попирать все божественные и человеческие нормы. Она как бы остается за занавесом, однако в значительной степени диктует поведение действующих лиц на общественной сцене.

Политическая наука преимущественно исследует политическую власть.

«Власть» и «политическая власть» не являются синонимами. Политическая власть является разновидностью власти. Она охватывает все виды властных отношений в сфере политики. Она выражает способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики. Политическая власть представляет собой специализированный, организационно-правовой, институционализированный тип власти. Как пишет французский политолог Ж. М. Денкен, эта власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет политический выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям. Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Специфика политической власти выражается в следующем:

  • она формируется путем делегирования части прав и полномочий как «наверх», так и «вниз»;
  • всегда мобилизует на достижение каких-то целей;
  • решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено различными интересами;
  • основана на маневре, диапазон которого определяется согласием или борьбой;
  • требует концентрации прав и воль людей в государственных органах, политических партиях и т. д., т. е. в субъектах политической власти, через которые она и реализуется.

В современной политической науке можно обнаружить и другой перечень особенностей политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Довольно остро в науке стоит вопрос о соотношении политической и государственной власти.

Мы не согласны с К. С. Гаджиевым, что «государство является главным и единственным носителем политической власти». Во-первых, потому что субъектами (акторами) политической власти могут являться: государство; политические партии и организации; правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления); групповое и индивидуальное лидерство; личная власть; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдума и даже толпа (охлос). Множество субъектов власти позволяет говорить, по крайней мере, о двух разновидностях политической власти: государственной и общественной.

Во-вторых, в условиях первобытно-общинного строя политическая власть (князя, старейшины) уже существовала, но не было государственной власти, реализация которой предполагает специальный, обособленный от общества аппарат.

Польский политолог Е. Вятр выделяет характерные черты государственной власти: «Эта власть осуществляется с помощью обособленного аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет, и имеет возможность обратиться к средствам организованного законодательного институированного насилия. Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти – является политической властью в ее наиболее развитом виде».

Традиционно выделяют следующие отличительные черты государственной власти:

  • легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
  • верховенство, обязательность решений для всего общества и, соответственно, для других видов власти;
  • публичность, т. е. всеобщность и безличность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
  • моноцентричность, т. е. наличие одного центра принятия решений;
  • обладание всеми ресурсами власти одновременно и наличие возможности использовать их в различной степени, в зависимости от сложившейся ситуации во властных отношениях.

Особой формой власти является общественная власть. Она формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

М. Дюверже выделяет три этапа эволюции форм власти:

1 этап: Власть анонимна, т. е. распределена среди членов рода и племени; проявляется в совокупности верований и обычаев, жестко регламентирующих индивидуальное поведение; не имеет политического характера.

2 этап: Власть индивидуализирована, т. е. власть сконцентрирована в руках вождей, групп (власть вождей, старейшин, императоров).

3 этап: Власть институциализирована, т. е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих интересов; управление; обеспечение социального мира и порядка и т. п.

Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертом этапе, который протекает в наше время, - власть «надгосударственная», представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население десятка европейских стран.

Власть как социальное явление выполняет ряд функций. Основные функции политической власти в социальной системе возникают, формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений.

Одна из важнейших функций политической власти заключается в сохранении социальной целостности через выстраивание приоритетов, соответствующих ценностям данной культуры, и жесткое следование им; через реализацию потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции.

Другая функция заключается в осуществлении регулирования социальных отношений, поддержании стабильности функционирования социального организма.

Первые две функции тесно взаимосвязаны, что позволило французскому политологу Ф. Бро утверждать, что любая политическая власть имеет своей задачей «обеспечить порядок … сохранить статус-кво общества, реформировать его или революционизировать».

Французский политолог А. Турен отмечал, что накопление и концентрация национальных ресурсов также является функцией власти. Он отмечал, что: «Политическая власть есть средство от «спонтанности» потребления к «искусственности» накопления».

Одним из параметров оценки власти является её эффективность. Об эффективности власти судят по тому, в какой мере она осуществляет свои функции. Можно сформулировать следующее определение эффективности власти: это способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

В современной политологической литературе выделяют следующие критерии эффективности власти:

  • достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
  • наличие общенационального согласия по вопросу о целях и путях развития данного общества;
  • сплоченность и стабильность властвующей элиты;
  • рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
  • организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
  • наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжения властных структур;
  • действенность системы самоконтроля власти, одним их показателей которой является ее авторитет;
  • адекватное отражение интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, вместе с увязыванием их с интересами общества как целого.

Прочность политической власти, ее авторитет зависит от того, насколько успешно она справляется с задачей регулирования социальных отношений в обществе. Политическая власть встроена в систему управления. Социальное управление – это целенаправленное воздействие политической системы на развитие общества. Оно состоит их двух частей: самоуправление, когда регуляция системы осуществляется без постороннего вмешательства, и властное управление, когда регуляция системы осуществляется за счет принуждения, подчинения. Различия между управлением и властью нам видится в том, что управление, используя властный механизм, ориентируется на процесс, а власть - на результат.

Наиболее часто употребляемой является разделение форм осуществления власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В зависимости от широты распространения властных отношений можно выделить:

  • мегауровень – международные организации, наделенные властными полномочиями (ООН, НАТО и др.);
  • макроуровень – центральные органы государства;
  • мезоуровень – нижестоящие органы государственной власти;
  • микроуровень – власть в первичных органах самоуправления и т. д.

Другим основанием для типологизации политической власти является положение М. Вебера о трех типах господства: традиционном, легитимном, харизматическом.

Традиционная власть основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека нацелена на воспроизводство общности, на обеспечение стабильного порядка, устраняющего хаос и нестабильность. Власть персонализирована и предполагает личную преданность подданных и слуг правителю.

Харизматическая власть базируется на вере в «сверхъестественные», «внеповеденческие» способности лидера. Его авторитет основан на вере в способность данного человека брать на себя ответственность и решать все вопросы чудодейственным способом.

Легальная власть опирается на законы, правила и нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей.

Ж. Т. Тощенко предлагает свой подход к классификации форм политической власти. Специфика его подхода заключается в том, что осуществляется анализ реальных специфических характеристик, достаточно четко выражающих особенности данной формы власти; достаточно четко выявляется субъект власти; характеризуются основные мировоззренческие установки, цели и намерения представителей той или иной формы власти, что позволяет через призму идеологии выявить политическую ориентацию, возможности сохранения соответствующих властных структур, их жизнеспособность и устойчивость ко всяким потрясениям и тенденциям дезорганизации; выявляется политическая конструкция государственных и иных органов; описываются особенности взаимоотношений правителей и управляемых; позволяет определить состояние, тенденции и проблемы политического сознания и поведения, понять их сущностные и специфические формы выражения.

Он выделяет «вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию. Рассмотрим более подробно каждую из названных форм .

Демократия – одна из основных форм общественно-политического управления, организации государства и политических движений (более подробно см. Глава 9).

Олигархия. Ее основные характеристики: осуществление небольшой группой (социальным слоем) политического и экономического господства в обществе, проявление корпоративности в самой высокой степени, прямое или косвенное воспрепятствование выборам властных органов и замена их назначениями, формирование монопольных прав и полномочий, принадлежащих только этой социальной группе, спонсирование, приватизация, скупка государственного аппарата. Олигархические тенденции характерны практически для всех современных государств.

Охлократия (власть толпы). По своей сути данная форма власти означает:

1) Власть социально-политических групп, использующих популистские настроения и ориентации населения в крайне примитивных формах, что создает условия для произвола и бесправия во всех сферах общественной жизни.

2) Охлократия создает ситуацию беспорядков, мятежей, погромов, пробуждающих низменные устремления, бессмысленные разрушения, безрассудные убийства и произвол, попрание всех гарантий жизни человека. Охлократия часто вступает в свои права в переходный период, в критические для общества периоды.

Милитократия. Одной из современных форм милитократии является хунта. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной и обществом.

Идеократия. Форма власти, при которой решающую роль имеют теории и концепции, оправдывающие заранее выдвинутые идеи и выводы. Идеократическим государством был Советский Союз.

Аристократия. Трактовка аристократии менялась по мере развития человечества. Под ней понимали: 1) форму правления, означавшую власть привилегированных групп общества; 2) часть социальной структуры общества, которая включала в себя людей, занимающих авторитетное положение в обществе, обладающих властью, богатством, влиянием; 3) людей, характеризующихся устойчивыми высоконравственными установками и целями, воспитанных в строго заданном алгоритме норм морали и предписанных правил. В настоящее время аристократия как форма власти стала отождествляться с консерватизмом.

Монархия – одна из древнейших форм управления, когда абсолютная власть сосредотачивается в руках одного лица, власть которого передается по наследству. Монархия на различных этапах меняла свои формы. В целом все монархии оказывались достаточно неустойчивыми образованиями, которые распадались под ударами как внутренних, так и внешних сил.

Этнократия – форма политической власти, при которой осуществляется управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами с позиций примата интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других наций, народностей, национальностей. Ее суть проявляется в игнорировании прав национальных (этнических) групп народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда реализуется одностороннее представительство интересов господствующей нации, а не интересы человека, социальных групп независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности.

Ж. Т. Тощенко выделяет следующие сущностные черты этнократии:

  • этнократия выпячивает этнический интерес, преувеличивает его, ставит на первое место среди других возможных ценностей;
  • противостояние интересов нации и интересов личности этнократией поддерживается не стихийно, а сознательно, с преувеличением существующих противоречий, с героизацией этнического противостояния, его возвышением и даже попытками обожествления;
  • этнократия всегда использует образ мессии, вождя, фюрера, который наделяется сверхчеловеческими качествами, концентрирует в себе понимание сути и тайных помыслов своего народа;
  • одна из главных целей этнократии – показать окружающим государствам величие данного народа, показать его роль и значение;
  • экономическая, социальная, культурная сфера ставятся в подчинение главной цели – властвование над другими народами;
  • этнократические режимы заинтересованы в конфликтах, в ненависти, в поддержании социальной напряженности;
  • этнократия проповедует непримиримость.

Можно выделить следующие типы этнократии.

1. Расизм, который в своей первооснове опирается на идею деления народов на высшие и низшие. Расистская власть добивается чистоты расы, сопротивляется попыткам достижения равенства между народами, устанавливает на законодательном уровне ограничения и запреты для «низших» народов.

2. Фашизм, который открыто провозгласил этнические критерии в определении политики и организации общественной жизни.

3. Шовинизм, который характеризуется чрезмерный до недоразумения патриотизм с ориентацией на военную силу, ультранационализм с элементами авторитаризма.

4. Национализм, который выступает как политика, социальная практика, идеология и психология процесса подчинения одних наций другим, как проповедь национальной исключительности и превосходства.

5. Сепаратизм (политический), который понимается как:

  • движение и акции за территориальное отделение той или иной части государства в целях создания самостоятельного государства;
  • широкую, практически неконтролируемую автономию части государства на основе национально-языковых или религиозных признаков.

6. Фундаментализм. Данный тип этнократии выступает как крайне консервативное течение, в котором тесно переплетаются националистические и конфессиональные притязания, выражением которых становятся общественно-политические и религиозные движения и организации, демонстрирующие свою приверженность правоконсервативным идейно-политическим взглядам. (В настоящее время внимание ученых и политиков сосредотачивается на исламском (мусульманском) фундаментализме).

7. На современном этапе исторического развития наблюдается тенденция вовлечения во властные отношения представителей различных религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддерживания власти. Это позволило Ж. Т. Тощенко выделить такую форму власти как теократию.

Основными признаками теократической формы политического управления являются: религиозно-правовая регламентация всех сторон общественной и государственной жизни, осуществление судопроизводства по нормам религиозного права, политическое лидерство религиозных деятелей, провозглашение религиозных праздников государственными, притеснение или запрещение других религий, преследование людей по религиозным мотивам, активное вмешательство религии в сферу образования и культуры. В теократических обществах устанавливается тоталитарный контроль за поведением, образом жизни личности, ибо статус личности определяется принадлежностью лица к религии и ее институтам.

В ХХ - XXI вв. наблюдается все возрастающее влияние науки и техники на политические отношения. Следствием этого является надежда многих обывателей на то, что с помощью новых научных дисциплин, новой техники, новых людей (технократов) будут разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Технократические социальные и политические концепции, претендующие на принципиально новую конструкцию общества, базирующуюся на максимально механизированной технологии и эффективной организации промышленности, появились в конце XIX в. Одним из источников их формирования были реальные достижения Великобритании, США, Германии в экономике, в создании нового облика общества. Другим источником создания теории технократии стало движение прогрессистов (У. Липпман, Г. Кроули и др.), которые выступали за установление нового общественного порядка в виде централизованного общенационального управления под руководством экспертов, знающими технологию «социальной инженерии». Третьим источником является технико-организационная теория «научного менеджмента», представителем которого был Ф. Тейлор. Он доказывал, что главной фигурой общества является профессионал, который руководствуется научным способом решения любой проблемы в области промышленности, что на его взгляд, можно и нужно перенести в управление страной и государством.

Именно на основе идей прогрессивизма, социальной инженерии и научного менеджмента основатель технократизма, как политического течения, Т. Б. Веблен, делает следующие выводы:

  • анархия и неустойчивость современного общества являются результатом управления государством политиками;
  • стабилизация общества и придача ему положительной динамики возможно только путем передачи руководства всей экономической жизнью и управления государством техникам;
  • необходимо противопоставить власть технократии власти «денежного мешка».

Ж. Т. Тощенко делает вывод, что технократия означает:

  • 1) управление (в широком смысле слова) всеми общественными процессами профессионалами-специалистами на основе тех закономерностей и принципов, которыми руководствуются в мире техники, технологии, науки;
  • 2) специфическую форму политической власти, при которой используются методы управления техникой и технологией и которые переносятся во властные отношения, на государственную власть;
  • 3) обладание политической властью техническими специалистами и руководство ими жизнью любого индустриального общества.

К основным формам проявления политической власти относятся господство, руководство и управление.

Наиболее рельефно политическая власть проявляется в господстве. Господство - это механизм осуществления власти, который принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления.

Наиболее развитая теория господства принадлежит М. Веберу. Он дал типологию форм легитимного господства, которая до сих пор остаётся доминирующей в современной западной социологии и политологии.

По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей, легитимное господство не может ограничиваться фактом политической реализации власти, оно нуждается в вере в ее законность и связано с разделением властей, с вычленением особого административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение предписаний и приказов. В противном случае господство опирается главным образом на насилие, что и имеет место в деспотиях.

М. Вебер различает три типа легитимного господства (по их источнику).

Во-первых, это традиционный, основанный на привычном, чаще всего нерефлексированном убеждении в святости издавна принятых традиций и в законности предоставляемых ими властных прав. Эти освященные традицией нормы властных отношений указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей, они являются основой управляемости общества и послушания его граждан. Наиболее рельефно этот тип властных отношений виден на примере наследственной монархии.

Во-вторых, это харизматический тип властных отношений, который коренится в личной преданности человеку, по инициативе которого установлен порядок, основанный на вере в его особые отношения с Богом и великое историческое предназначение. Данный тип властных отношений базируется не на установленных законах и не на порядке, освященном многовековой традицией, а на харизме руководителя, которого считают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим «великую миссию». "Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании... или в парламенте, - пишет М. Вебер, - как раз означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него" .

Харизматический тип власти в отличие от рационально-легального авторитарен. Разновидностью этого типа в нашей стране была система власти в период сталинизма. В основе той власти была опора не только на силу, но и на непререкаемый авторитет Сталина, партии у большинства населения СССР. Подчеркивая преимущественно авторитарный, деспотический характер властных отношений эпохи сталинизма, вместе с тем не следует отрицать наличия даже в тех условиях элементов демократии, но, безусловно, по преимуществу формальных.

Образы харизматических лидеров М.Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, а также Соломоне, Перикле, Александре Македонском, Юлии Цезаре, Наполеоне. В XX веке сложилась своя плеяда харизматических лидеров. К этому типу лидеров можно отнести Ленина и Сталина, Муссолини и Гитлера, Рузвельта, Неру, Мао Дзе-дуна.

Харизматический тип властвования в большей мере характерен обществу, переживающему эпоху коренных перемен, революционных потрясений. С именем лидера массы связывают возможность осуществления благоприятных изменений в своей жизни и жизни общества. Слово лидера окружено ореолом непогрешимости, его произведения возводятся в ранг «священных книг», истина которых не может быть подвергнута сомнению, но харизма лидера, хотя и связана с его идеями, однако зависит она, прежде всего от эмоциональной приверженности масс. Обращая на это внимание, следует иметь в виду, что массы постоянно ждут от лидера подтверждения его особых, исключительных качеств руководителя. Повторение неудач может привести к потере лидером образа выдающейся личности. Поэтому харизматическая власть является менее стабильной по сравнению с традиционной и рационально-легальной. Об этом свидетельствует и наша современная политическая жизнь. Достаточно вспомнить начало политической деятельности М. Горбачева в роли политического лидера СССР и последние месяцы его пребывания в роли президента СССР, чтобы увидеть контраст его имиджа 1985-1987 годов и декабря 1991 года. Можно утверждать, что нечто подобное произошло и с образом Б. Ельцина, если сравнить его имидж в августе-сентябре 1991 года и его восприятие массами в 1999 году.

В-третьих, рационально-легальный тип господства, основанный на осознанном убеждении в законности установленных порядков и в правомочности определенных органов, призванных осуществлять власть. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором все подчиняются системе законов, установленных и применяемых в соответствии с определенными принципами. В современном государстве Конституция является основным законом, на котором базируются другие, менее значительные законы, решения, постановления. Именно Конституция устанавливает правила, которые обязательны для исполнения и управляющими, и управляемыми. Этот тип властных отношений основан на свободном волеизъявлении народа, выборности всех центральных органов власти, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Рационально-легальный тип власти является результатом достаточно длительной эволюции общества по пути цивилизации.

Таково современное понимание основных типов легитимного господства, выдвинутого в свое время М. Вебером. Чтобы сопоставить осуществленный анализ с первоисточником, приведем стержневое положение по этой проблеме из работы М. Вебера: "В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности... Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - «традиционное» господство, как осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет вне обычного личного дара... (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении" . И далее М.Вебер замечает, что, конечно, чистые типы господства редко встречаются в жизни.

По сути М.Вебер в своей классификации дал идеальные типы легитимного властвования, которые не следует смешивать с конкретной политической реальностью того или иного общества. Рассмотренные типы власти могут проявляться лишь частично и в сочетании друг с другом. Ни одна система властных отношений не является только традиционной, рациональной или харизматической. Речь может идти только о том, какой из перечисленных типов является основным, ведущим. Классификация М.Вебера дает работающий инструмент познания сложной и многообразной политической жизни общества и в этом ее познавательная, эвристическая ценность.

Характеризуя господство, мы отметили, что признаком господства являются иерархия и социальная дистанция между господствующим и подчиненным. Иерархия и социальная дистанция находят выражение в различиях рангов, власти, престижа, в строгих правилах этикета и обращения друг к другу. Пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией этих черт господства является табель о рангах, существовавшая с петровских времен в императорской России. Табель о рангах была универсальной системой, пронизывавшей всю российскую государственность, охватывавшей всех: от армейского офицера до консисторского чиновника, от педагога до полицейского, от дипломата до банковского служащего. В нее входила и система титулования, т.е. специального обращения к лицам, имеющим соответствующий чин. Чины 1-го и 2-го классов имели титул «высокопревосходительство», 3-го и 4-го «превосходительство», 5-го «высокородие», 6-8-го - «высокоблагородие», 9-14-го - «благородие» .

Если взять пример из нашей недавней истории, то можно привести ярко выраженные иерархические отношения на примере секретариата ЦК КПСС и Политбюро ЦК КПСС, которые описывает в своих мемуарах бывший член Политбюро ЦК КПСС Н.И. Рыжков: "Персоны... занимавшие три высшие ступеньки иерархической лестницы, являлись элитой... элитой их делало именно местонахождение, то есть упомянутые ступеньки, а вовсе не личные качества. Хотя зачастую именно личные качества выводили их на эти ступеньки... но не всегда... На верхней обитали члены Политбюро. На средней -кандидаты в члены. И на третьей - секретари. Все было для них расписано однажды и навсегда: кто с кем рядом сидит в разных президиумах, кто за кем выходит на трибуну Мавзолея, кто какое совещание проводит и кто на какой фотографии имеет право оттиснуться. Не говоря уже о том, кто какую дачу имеет, сколько телохранителей и какой марки автомашину. Кто и когда установил этот железный порядок, - неизвестно, но не нарушается он и ныне -даже после смерти партии: из ЦК ловко переполз в другие «коридоры власти» .

В нормативной, этикетной стороне иерархических отношений не следует видеть только отрицательную сторону. В демократическом государстве разумно продуманные ритуалы, кодексы поведения и прочие этикетные начала вводят иерархические отношения в цивилизованные рамки, позволяют лучше, эффективнее решать задачи властвования и управления. Лучшие умы человечества это поняли давно. Вот, например, как учил 2,5 тысячи лет назад китайский философ Конфуций: "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуалов приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости".

Формой проявления власти являются руководство и управление. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем прямого и косвенного воздействия на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при минимальном осуществлении властно-принудительных функций. Политическое руководство проявляется в определении основных целей социальных систем и институтов, а также путей их достижения. Схематично его можно определить тремя основными положениями:

1. Политическое руководство включает постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в определенный промежуток времени.

2. Оно предполагает выработку методов и средств достижения поставленных целей.

3. Политическое руководство состоит и в том, чтобы подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить поставленные задачи. К примеру, Барак Обама, пришедший в январе 2009г. в Белый дом, произвел порядка трех тысяч назначений на посты самых разных рангов в различных административных ведомствах, с которых вынуждены были уйти, «назначенцы» Д. Буша (младшего).

Понятие «политическое руководство» обычно разграничивают с понятием «политическое управление». Последнее выражается в функциях непосредственного воздействия, которые выполняются аппаратом управления, теми или иными чиновниками, не стоящими на вершине пирамиды власти. Именно в силу существенного различия между руководством и управлением В.И. Ленин считал возможным привлечь буржуазных специалистов для осуществления функций управления в первые годы после Октябрьской революции. "Мы, - писал В.И. Ленин, - должны обеспечить завоеванную революцией Конституцию, но для управления, для государственного устройства мы должны иметь людей, которые обладают техникой управления, которые имеют государственный и хозяйственный опыт, а таких людей нам взять неоткуда, как только из предыдущего класса" .

Словом, управленческая деятельность подчинена целевым установкам, выдвинутым политическим руководством, она направлена на выбор путей, механизмов достижения поставленных целей.

Показать, что стоит за разграничением понятий руководства и управления, можно, опираясь на мемуары бывшего президента США Р.Рейгана. Так, он пишет: "Президент не в силах осуществлять каждодневный контроль за деятельностью всех своих подчиненных. Его задача - задавать тон, указывать главные направления, очерчивать общие контуры политики и подбирать способных людей для осуществления этой политики" . И далее, конкретизируя понимание своей роли как политического лидера, руководителя, избранного на второй президентский срок, он говорит следующее: "... в области внутренней политики я направлю свои усилия на сокращение федеральных расходов и преодоление дефицита бюджета, постараюсь осуществить реформу налогообложения и продолжу модернизацию наших вооруженных сил; на международной арене мои основные задачи - заключить соглашение с Советским Союзом о значительном сокращении вооружений, улучшить отношения с нашими латиноамериканскими соседями, не прекращая борьбы с проникновением коммунизма в Центральную Америку, и постараться размотать клубок противоречий на Ближнем Востоке" . И еще одно важное замечание Р. Рейгана: "Я осуществлял общее руководство политикой, но конкретную повседневную работу предоставлял специалистам" .

Таковы основные формы проявления политической власти

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль .

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам:

  • по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.;
  • по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;
  • по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
  • по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.;
  • по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть . Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть» . В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Предметом изучения политологии является политическая власть.

Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, социальной группы или общественных объединеий, а также представляющих их инвидов проводить свою волю, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами.

Другими словами, политическая власть – это реальная способность данного класса, социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений. Политическая власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками являются:

· Верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;

· Суверенитет,что означает независимость и неделимость власти.

· Всеобщность, то есть публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и она функционирует во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

· Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

· Моноцентричность , то есть существование общего государственного центра (системы властных органов) принятия решений;

· Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

· Волевой характер власти, что предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять.

· Принудительный характер власти (подчинение, приказание, господство, насилие).

Классификация политической власти:

1. По субъектам – президентская, монархическая, государственная, партийная, церковная, армейская, семейная.

2. По сферам функционирования – законодательная, исполнительная и судебная.

3. По способам взаимодействия объекта и субъекта власти, по режиму правления – авторитарная, тоталитарная, демократическая.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы). Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты делятся на:

· первичные – крупные социальные группы со своими интересами;

· вторичные – органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита.

Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общ­ности, классы, общество. Власть представляет собой, как правило, взаимно- обусловленные двусторонние отношения: вза­имодействие субъекта и объекта.

Анализируя этот вопрос, необходимо выделить социальную причину подчинения одних людей другим, в основе которой лежит неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо сред­ства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (те­левидение, пресса), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека определенных ценностей, в том числе и жизни (оружие, кара­тельные органы в целом).


Спецификой политической власти является то, что она взаимодействует с экономикой, социальной, военной и другими формами власти. Политика является регулятором других сфер общественной жизни, а эффективность ее осуществления связана с уровнем развития этих сфер общественной жизни.

Политическая власть в масштабе страны существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отноше­ния; публичном или ассоциативном , объединяющем коллективы и отно­шения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы), и личностном (частном, приватном), в малых группах. Совокупность всех этих уровней и форм власти образует общую струк­туру политической власти, которая имеет пирамидальное строение. В ее основании – общество в целом, ближе к основанию – господствующие силы (классы, партии либо просто группы единомышленников), опреде­ляющие политику и формирование власти. На вершине – реальная или формальная власть: президент, правительство, парламент (руковод­ство меньших размеров).

В функционировании политической власти в глобальном масштабе выделяют четыре основных уровня , характеризующихся различными политическими институтами и системой властных отношений:

1. Мегавласть – глобальный уровень политической власти, т.е. власть выходящая за рамки одной страны и стремящаяся рапространить свое воздействие и влияние на мировое сообщество.

2. Макровласть – высший уровень функционирования центральных государственных институтов и политических отношений, складывающихся между ними и обществом.

3. Мезовласть – средний, промежуточный уровень политической власти, связывающий два краних и различных уровня политических и властных отношений.

4. Микровласть – отношения власти в межличностных отношениях, внутри малых групп и т.д.

Здесь же следует рассмотреть вопрос о политической легитимности (от лат. "законность") власти.

Легитимность политической власти – это общественное признание, доверие и поддержка, которые оказывают ей общество, народ. В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:

1. традиционный тип (монархия);

2. харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля);

3. рационально-правовой тип – эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Легитимность основана на признании пра­ва носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам, всему обществу, означает поддержку власти абсолютным большинством народа. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существует порядок, является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политических ценностей. Власть обретает закон­ность тремя способами: а) по традиции; б) в силу признания правомер­ности системы законов; в) на базе харизмы, веры в руководителя. Вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы.

Далее необходимо отметить, что легитимность утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение, обновление и т.д. Она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участие без принуж­дения, а если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы и других средств, которыми располагает власть. Показателями легитимности политической власти выступают уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь, наличие попыток свержения правительства или лидера, сила проявления граж­данского неповиновения, результаты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции). Средствами и методами поддержания законности власти являются своевременное изменение за­конодательства и государственного управления, создание такой полити­ческой системы, законность которой основана на традициях, выдвиже­ние харизматических лидеров, успешное осуществление государствен­ной политики, поддержание законности и правопорядка в стране.

Будучи инструментом политической власти, легитимность служит также и инструментом ее общественного контроля и одним из самых действенных средств политической организации общества.

Особо следует остановиться на принципе разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властью, обеспечить политическую свободу граждан, сделать право регулятором отношений между гражданами и правительством. Механизм разделения властей связан с организационной независимостью трех звеньев влас­ти, каждое из которых образуется самостоятельно, путем выборов; а также с разграничением между ними властных функций.

При разделении вла­стей образуется система «сдержек и противовесов», не позволяющая интересам одной ветви власти, одного государственного органа возобладать над другими, монополизировать власть, подавлять свободу личности, деформировать гражданское общество. При этом каждая из властей должна умело реализовывать четко очерченные законом функции, но при этом быть суверенной, служить дополняющим, сдерживающим фактором для другой власти в смысле недопущения абсолютизации ее функций как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях.

Функция управления есть сущность политики, в которой проявляется сознательная реализация целей государства и общества. Она невозмож­на вне функции руководства, в которой выражаются определение основ­ных задач, важнейших принципов и путей их осуществления. Руковод­ство определяет приоритетные цели развития общества, выбирает меха­низмы их реализации. В управлении обществом выделяются админист­ративные, авторитарные и демократические методы руководства. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Невозможно развитие и фун­кционирование любого государства и гражданского общества без центра­лизации и в то же время широкой демократизации всех общественных отношений. Поэтому речь должна идти не об отрицании административ­ных методов, а о мере их сочетания с демократическими. В становящем­ся демократическом государстве и обществе тенденция к росту демокра­тических методов управления постепенно будет основополагающей. Она вытеснит не административные методы, а командно-административную систему с ее максимальной централизацией, жесткой регламентацией всей общественной жизни, огосударствлением общественной собственности, отчуждением личности от власти.

В демократическом обществе следование нормам, осуществляющим отношения политической власти, обеспечивается процессом политической социализации: человек с детства знакомится и привыкает выполнять определенные нормы, их соблюдение становится общественной традици­ей, своеобразной привычкой. В то же время институт политической вла­сти обрастает разветвленной сетью организаций, осуществляющих конт­роль за выполнением индивидами норм, а также обладающих правом применить разнообразные санкции к нарушителям.

Ресурсы политической власти:

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т.д.

Информационные ресурсы – это средства массовой информации.

Ресурсы власти представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. В чем состоит суть и содержание власти?

2. Чем отличается понятие «власть» от понятия «политическая власть»?

3. Чем отличается политической власть от политического управления?

4. Перечислите основные признаки политической власти.

5. Какие существуют ресурсы политической власти?

Литература:

1. Балгимбаев А.С. Саясаттану. Политология. – Алматы., 2004.

2. Б. Өтемісов, Қ. Қарабала. Саяси білімдер. Оқу құралы. Ақтөбе: 2010.

3. Каменская Е.Н. Политология. Учебное пособие. – М. 2009.

4. Горелов А.А. Политология. В вопросах и ответах. Учебное пособие. – М. 2007.

5. Романов Н.В. Основы этнополитологии. Уч. Пособие, Алматы, 2001

6. Хан И.Г. Политология: Уч. Пособие. – А., 2000.

7. Панарин А.С. «Политология» М., 2005 г.

8. Демидов А.И., Федосеев А.А. «Основы политологии» Москва 2003 г.

9. Пугачев В.П. «Введение в политологию» Москва 2001 г.

Похожие публикации