Понятие, структура и субъекты политической деятельности. Способы политической деятельности. Субъекты политической деятельности

Вопрос о том, кто является субъектом политического процесса, был и остается весьма неоднозначным. В соответствии с наиболее «древней», восходящей к политическим идеям Платона и получившей теоретические обоснования в философии Гегеля и Ф. Ницше, элитарной теорией основными субъектами политики являются наиболее одаренные, «избранные» люди, т. е. элиты.

Марксистская теория исходит из того, что основными творцами истории и субъектами политики являются общественные (политические) классы, возглавляемые определенной политической организацией, например партией. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие свои политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве.

Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой субъектами политического процесса могут быть только формальные субъекты политических отношений, исполняющие свои политические функции.

Вопрос о субъективности не «политических» акторов, например массовых социальных движений, для современной России весьма актуален. Поэтому на нем необходимо остановиться более подробно.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой точки зрения общественные движения, как определенная часть народа, все же являются источником политической власти и коллективным субъектом политических отношений. Кроме того, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять свою власть не только через представительные органы, но и непосредственно — через выборы, референдумы и массовые выступления.

Безусловно, субъект права и субъект политики - не тождественные понятия. Результативность конфликтного поведения «коллективного субъекта» в политическом конфликте зависит от его массовости, организованности, целеустремленности и решительности. «Бархатные революции» в Сербии, Грузии, Украине и народный бунт в Киргизии наглядно продемонстрировали способность народных масс выступать в качестве субъектов и участников политического процесса и добиваться поставленных целей. Кто организовывал выступления этих «субъектов» — отдельный вопрос.

«Коллективный субъект» политического процесса не является однородной монолитной группой. Уже на стадии своего формирования и развития он начинает структурироваться на: «активистов», «группы поддержки», «рядовых участников», «любопытствующих попутчиков» и др. Одновременно либо из своей среды, либо извне появляются легитимные, с точки зрения «коллективного субъекта», лидеры. Например, в Грузии и Украине выступления народных масс организовывались (провоцировались) под известных политических лидеров (Саакашвили, Юшенко), а польское движение «Солидарность» основных своих лидеров выдвинуло из своей среды. Так, бывший слесарь-электрик Л. Валенса стал не только одним из лидеров движения, но и президентом страны. Возглавившие движение лидеры наделяются полномочиями представлять интересы всего «коллективного субъекта». Таким образом, происходит субъективация , а само массовое движение переходит в ранг «участника конфликта», что не исключает его обратного перехода.

Некоторые авторы предлагают различать такие понятия, как «субъект политики» и «политический субъект». Для субъекта политики политическая деятельность является основной. К таковым можно отнести государство, политические партии, политические институты и организации, политических лидеров и др. К политическим субъектам относятся те, кто вынужден заниматься политикой помимо своей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.). Если для первых — формальных субъектов — политическая власть и властные полномочия являются самоцелью, то для вторых — лишь средством решения своих социальных, экономических и иных проблем.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. При этом не имеет значения, является ли этот субъект институционализированным политическим актором или стал таковым лишь в результате тех или иных действий или событий.

Субъект политики - это актор политического процесса (политических отношений), носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения).

Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъектов политики следующим образом:

  • субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;
  • институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т. п.;
  • функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.

Благодаря своим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре субъект политики наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. В то же время субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен привлечь внимание широких социальных слоев, политической элиты и оказать определенное влияние на политический процесс. Субъект активен по своей природе и целенаправлен в своей деятельности.

В реальной политике субъектами, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Но разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре».

Роль субъекта в политическом процессе, как уже отмечалось, является определяющей. Поэтому он должен также обладать необходимыми волевыми качествами и организаторскими способностями, чтобы привлечь на свою сторону необходимое для достижения цели число сторонников и соответствующие ресурсы. Трагедия современного российского общества состоит в том, что основные социальные слои и классы, в силу своей пассивности и неорганизованности, фактически отстранены от политики. Публичная политика в стране носит показной, декларативный характер, а реальные политические решения разрабатываются и принимаются теневой политикой и теневой экономикой в интересах властвующей элиты.

Личность как субъект политики

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

  • активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;
  • ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;
  • мотивированное неучастие , как протест против проводимой политики;
  • мобилизационное участие , когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;
  • отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не является субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

  • уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;
  • степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;
  • объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;
  • возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;
  • обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики лишь в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность является монополией профессионалов, которые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. Поэтому реальным субъектом политики может быть лишь личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и соответствующей нормативно-правовой базы, которые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

Участники политического процесса и политическое участие

Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т. д. Но в более спокойное время они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т. е. опосредованно. Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники политического процесса».

Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

Если субъект политики, как правило, имеет свои интересы и цели в политике, свои способы и методы достижения этих целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события или стать их участником но принуждению. Например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от , от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности.

Политическое участие — это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

  • стремление к реализации своих интересов, к получению выгоды от политического участия;
  • участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
  • желание выразить свою лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;
  • желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
  • понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
  • понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основных типа:

  • участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
  • участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
  • девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных, методов с целью свержения существующего режима (А. Маршалл).

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме того, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

Политика как деятельность, ее объекты, субъекты, цели и средства

Вариант 1

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык государственные дела. Среди причин - поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти.

а) Политика - это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществлении и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами.

б) Политика - это деятельность государственных органов, политическихпартий, общественных объединений в сфере отношений (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

в) Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под функциями политики по нимают совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе.

Функции полити ки:

а) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества;

б) интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества;

в) обеспечение дальнейшего развития общества;

г) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий) политическую социализацию личности.

По масштабам проведения раз личают

1) локальную

2) региональную

3) общенациональную

4) международную политику

По срокам осуществления

1) текущую

2) долговременную

3) перспективную.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или кос­венно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее.

Субъектами политики могут быть:

а) социальные общности (классы, нации и др.);

б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.);

в) политические элиты (привилегированные группы);

г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры).

Степень и границы политичес кой деятельности субъектов поли тики зависят :

      от существующей в стране политической системы , которая опредёляет пределы и нормы политической активности;

      от со циальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений);

      от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института;

      от субъектив ных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.);

      от поли тической ситуации в стране и ряда других обстоятельств

Объекты политики разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя политика - отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, соци альную, культурную, военную, экологическую политику и др.

Цели политики: могут быть долгосрочными, текущими, актуальными и неактуальными, peaльными и нереальными. Цели той или иной политики зависят oт субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от се стояния общества. В политическом практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство мораль ных норм в политике (Аристотель. И. Кант) . Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли , отделявшего политику от морали («Цель оправдывает средства»).

Использование неправедных средств для достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система общественного контроля за деятельностью политиков, основ анных на общечеловеческих ценн остях (прежде всего правах и своб одах человека ).

Вариант 2

Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства

«Политика - это искусство жить вместе» (Платон). Политика есть такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.

Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. Субъектами политики выступают граждане, лидеры, социальные группы, государства и их объединения. Объект политики - политическая власть.

Политика как деятельность предполагает определение долгосрочных (стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, отдельного региона или города. При ее реализации необходимо выявлять, анализировать весь спектр разнообразных общенациональных, региональных, групповых потребностей и интересов, выделяя приоритеты.

Иная технология формулирования основных целей политики присуща политическим партиям и общественно-политическим движениям. Здесь генератором идей по определению целей политики, как правило, выступает партийный лидер и его команда. Провозглашенные им цели после обсуждения приобретают общепартийный или общественный характер. Но только те цели приобретают значение в политике, которые вбирают, интегрируют интересы, потребности, настроения социальных, национальных групп и слоев, являющиеся социальной базой партии или общественно-политического движения.

Реализация политических целей осуществляется специфическими политическими методами. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил используемых в практической деятельности. Политические методы - это средство убеждения, аргументированного доказательства, учета общественного мнения, интересов различных классов, социальных, национальных, социально-демографических групп населения, демократический стиль поведения политических лидеров. Важнейшим методом политической деятельности является системный подход в процессе подготовки и принятия политических решений.

Переход к демократическим формам жизни в России увеличил значение метода конструктивного диалога, сопоставления точек зрения, разных позиций. Важную роль играет метод прогнозирования на основе анализа имеющегося опыта.

Вариант 3

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык «государственные дела», «искусство управления государством».
Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникновения - поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики. Наука предлагает различные определения понятия «политика»:
1. Политика - это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
2. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
3. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе. Среди функций политики выделяют: а) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества; б) интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества; в) обеспечение дальнейшего развития общества; г) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий; д) политическую социализацию личности (т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).
По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления - текущую, долговременную и перспективную.
Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений); от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).
Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя - отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.
Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными. Цели той или иной политики зависят от субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике (Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соответствии с известной формулой: «Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью политиков - мер, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и свободах человека).

Субъектами (персонажами) политической деятельности являются те, кто более или менее постоянно включен в политическую жизнь общества, вызывает своими действиями изменения и влияет на главный процесс в политике – на процесс принятия политических решений.

В социально-политической науке обычно выделяют несколько категорий субъектов политической деятельности. Это и отдельные личности политиков, и социальные общности, в которые входят социальная группа, социальная страта, этнос или этническая группа, в целом народ, наконец, политические институты, которые регулируют взаимоотношения социальных общностей и отдельных индивидов. Субъектов политической деятельности принято также называть акторами политического процесса, т.е. игроками, которые действуют на политическом поле в зависимости от наличия тех или иных ресурсов для проведения своей стратегии поведения в той или иной политической ситуации.

Главным персонажем политики, конечно, остается человек. Недаром наше пособие целиком посвящено этой проблеме: личности в политике. Тем не менее кратко охарактеризуем другие политические субъекты.

Социальная общность – это группа людей, объединенная по определенным социальным признакам (пол, возраст, место жительства, вероисповедание, владение собственностью, национально-этническая принадлежность и т. д.), имеющая общие интересы и занимающая в обществе свое специфическое место. К социальным общностям мы обычно относим социальную группу, страту, этнос, народ.

Социальная общность становится полноправным субъектом политики, если:

Имеется более или менее прочная связь между членами этой общности;

Они осознают свои общие интересы и ощущают общую солидарность;

Осуществляется хотя бы минимальная координация их действий.

Социальные общности – от самых малых социальных групп до народа – составляют, напомним, вторую категорию персонажей политики. Принимая участие в ней, они, как правило, создают политические институты.

Политическими институтами называют устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей.

Политический институт – это своего рода учреждение, которое имеет организационную структуру и централизованное управление. К числу политических институтов относят государство, политические партии и общественные движения.

На первый взгляд, может показаться, что политические институты играют первые роли в политическом театре. Их участие более заметно, чем участие социальных общностей. Приведем пример. Если какая-либо социальная группа, например студенты, захочет стать заметным персонажем политики, она должна создать партию, движение, на худой конец ассоциацию студентов, т.е. политический институт.

Создается впечатление, что политику делают политические институты, а социальные общности для них лишь фон. Но такой вывод слишком поверхностный. Ведь обе категории персонажей политики – и социальные общности, и политические институты – объединяют одних и тех же людей. В только что приведенном нами примере студент является представителем и социальной общности, и соответствующего политического института (если он, разумеется, пожелает таковым быть).

Предпосылки для возникновения политических институтов создаются социальными общностями. Осознав свое особое место в социуме, социальные общности нуждаются в организации, которая бы в четкой и концентрированной форме могла выразить ее позицию, рассказать о ней другим и в случае необходимости защитить. С другой стороны, именно с помощью политических институтов люди быстрее осознают, что они – не просто разрозненные единицы, но еще и народ, нация, слой, группа.

Таким образом, политические институты – это не равнодушное зеркало, пассивно отражающее интересы социальной общности, и не просто «рупор» для громкого повторения ее требований. Эти институты являются активными персонажами политики, воздействующими и на социальные общности, и на отдельных людей. В этом и заключается сущностное значение субъектов политической деятельности.

Еще по теме 2.5. Субъекты политической деятельности:

  1. 27. Политическая идеология и политическая психология, их отличительные черты, субъекты и характер взаимосвязи.
  2. Политическая жизнь общества, политическое поведение, политическая деятельность.
  3. 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЫНКОВ И СНИЖЕНИЕ АВТОНОМИИ СУБЪЕКТОВ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
  4. Лекция 6. Политические партии, социальные организации и движения как субъекты политических отношений
  5. § 3. Преступления, посягающие на деятельность органов управления посредством физического или психического воздействия на субъекта управленческой деятельности

Любая деятельность представляет собой целеустремленную активность, реализующую потребности субъекта. Как общественно-историческая категория деятельность представляет собой специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Ее неотъемлемая характеристика осознанность. Деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Целостное понимание деятельности заключается в ее предметности. А.Н.Леонтьев рассматривает предметную деятельность как систему, включенную в структуру отношений общества, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Предмет деятельности через свою побудительную и направляющую деятельность функцию становится ее мотивом.

Политическая деятельность постоянно изменяется, трансформируется, как и любая человеческая деятельность. Ей присущи все характеристики деятельности как категории. Основной, или конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Предметность политической деятельности заключается в тех преобразованиях, которые посредством нее осуществляются в государстве и обществе. На предметность политической деятельности влияют те конкретно-исторические условия, в которых она осуществляется. Предметность отражается во взглядах на политическую деятельность, в трудах ученых, в практической политической деятельности.

Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы субъект-объект.

Различают объект деятельности и субъект деятельности. Ключевым в этом отличие является то, что субъект - это прежде всего носитель активности, источник преобразования, целеполагающее существо (индивид или группа). Тогда как объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта, взаимосвязанного с ней. Это применимо, безусловно, и к политической деятельности. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. При этом соотношение субъекта и объекта в политике и политической деятельности в разные периоды и с различных точек зрения неодинаково.

Политика неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Историческое развитие общественно-правовой мысли, опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрированно представлен историей политических и правовых учений. Это наследие оказывает существенное воздействие на эволюцию политического знания и практического опыта политической деятельности. Генезис феномена "политика", принципы разработки методологии политической деятельности, сложившиеся на разных этапах исторического развития общества, являются исходной теоретико-методологической базой политических концепций отечественных и зарубежных ученых.

В античной общественной мысли политика, "самая главная из всех наук и искусств", утвердилась как "искусство управления людьми" . Об этом свидетельствует и этимология слова. Политическая мудрость древних гласила, что счастливая жизнь народа должна быть обеспечена справедливым правлением. Овладение искусством политики доступно "исключительным" людям. Управление государством (политическая деятельность) удел избранных, способных превзойти своих граждан добродетелями, умом, моральными качествами. В "Диалогах" Платона политика рассматривается как идеология "избранных", которым "сила дарует право" , которое есть "интерес более сильной партии" .

Тезис о том, что в борьбе за политическую (государственную) власть допустимы любые средства один из самых древних и распространенных. Макиавелли, анализируя политические нравы своего времени, пришел к выводу, что государи руководствуются в общественных делах не нормами нравственности, а соображениями политической целесообразности. Политика "пренебрегает нравственными правилами и считает всякое средство дозволенным", если оно ведет к желаемой цели. Не случайно Макиавелли пишет о необходимости "личины для государей", которые "должны обладать великим искусством притворства и одурачивания" .

Изучение современных зарубежных источников свидетельствует о различном понимании сущности политической деятельности, так как основанием научных исследований служат разные методологические принципы, в основе которых разное понимание феномена политики. Используя методологию М.Вебера, некоторые исследователи сводят всю политическую систему к государству. Другие, согласно теории Т.Парсонса, рассматривают ее как совокупность лиц, выступающих в определенных ролях, или как совокупность индивидов и институтов, действующих совместно, чтобы найти решение проблемы. Американский политолог Г.Лассвел считает, что главное в политике распределение ценностей (власть, образование, богатство) среди людей, важно при этом определить, кто и что получает, когда и как.

Существует мнение, что политика - это сложный механизм, включающий в себя массу других явлений и процессов. Главные составляющие политики - это политические отношения и политическая деятельность. При этом политические отношения образуют тело политики и реализуются через политическую деятельность. Политические отношения в свою очередь проистекают из общественных отношений и охватывают все взаимосвязи по поводу власти, господства и подчинения.

Часть российских исследователей-политологов рассматривают политическую деятельность как производную по отношению к экономической, но сохраняющую значительную самостоятельность и предпочитают рассматривать политические вопросы преимущественно через призму проблем формирования, согласования и предъявления общественных интересов.

Политическая деятельность, как исторически сложившийся вид общественной деятельности, не является застывшим образованием. Она подвержена противоречивым изменениям. Предметом политической деятельности являются проблемы жизнедеятельности людей, владения государственной (политической) властью и участия в ее осуществлении, определение перспектив и направлений общественного движения, управление общественно-политическими, социально-экономическими процессами общества.

Современное политологическое определение сводит воедино очевидные составляющие и функции политической деятельности: "Политическая деятельность - специфическая профессиональная и непрофессиональная (общественная) деятельность в различных областях государства и общества. Социальную основу этой деятельности составляют интересы и потребности различных социальных групп и слоев, национальных образований, а ее сердцевину - проблема власти, отношения по поводу власти: либо ее удержание и сохранение, либо ее реформирование и коренное преобразование, которые могут осуществляться различными способами. Политическая деятельность может оказывать прогрессивное воздействие на общество, способствовать сохранению гражданского мира и согласия, но может и дестабилизировать обстановку, вызывать конфронтацию и вражду" .

Исследование сущности политической деятельности позволяет сделать вывод о том, что политика многомерный феномен, проявляющийся в двух постоянно взаимодействующих измерениях: объективном и субъективном. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений, реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти и проведения линии поведения субъекта политики. Политика при этом выступает для субъекта деятельности как "призвание и профессия" .

Политика, как "искусство управления людьми" с момента своего возникновения одними воспринималась как инструмент утверждения справедливости, другими ее отрицания. В первых попытках научного осмысления феномена политики фиксируется эгоистический характер политического поведения. Несмотря на некоторое размежевание взглядов, для ранних мыслителей общей была трактовка биологической природы политики, корни которой в эгоистической сущности человека. Ссылки на иррациональность человеческой природы, как на фактор формирования политики, и положение о том, что основа политического поведения определяется биологической природой индивида, встречаются и в современной западной политологии, основанием которой является психологическая концепция бихевиоризма.

Альтернативой биологизации политики выступал и выступает диалектико-материалистический подход, раскрывающий социальную сущность политики.

В целом же трактовкам сущности политики, предшествовавшим современному этапу мирового общественного устройства, была присуща, с одной стороны, абсолютизация психологического подхода, что привело к биологизации политики, отсутствию определенных методов в изучении "социального поля" вокруг власти, воздействующего на субъект политики и определяющего результаты его деятельности. С другой стороны, раскрытие сущности феномена политика только через "социальное", привело к недооценке психологического аспекта политики, что значительно обеднило возможности познания политической деятельности, как особого вида человеческой деятельности.

Золотая середина, по всей видимости, - это сочетание психологического и социального в политике. Именно такую возможность и дает нам социальная психология или, как уточняет Дилигенский, социально-политическая психология. Дилигенский, выделяя социально-политическую отрасль в психологии, ставит задачу собрать и возможности систематизировать те социально-психологические знания, объектом которых являются взаимоотношения и взаимосвязи человека и общества. При этом понятие "общество" трактуется как совокупность многообразных отношений между людьми в границах определенного национально-государственного или цивилизационно-исторического пространства. Он подчеркивает, что ни одна из существующих дисциплин не рассматривает макросоциальный уровень психологических отношений и процессов как особую сферу психической жизни людей, тогда как работы в этом направлении ведутся с разных сторон, и их общая цель давно уже осознана научной мыслью. Обобщенно эта цель состоит в "познании психической жизни людей одновременно как продукта и движущей силы функционирования и развития общества" .

В свою очередь психическую жизнь людей как продукт и движущую силу функционирования общества, можно назвать политической деятельностью личности, так как, во-первых, здесь имеются в виду только те психические процессы, которые связаны с политикой и возникают только в связи с ней. И, во-вторых, политическая деятельность (как одна из составляющих политики) является, с одной стороны, реакцией на внешние условия, вводные, ситуацию - то есть, продуктом; с другой стороны, сама создает эти вводные, новые условия и таким образом становится движущей силой функционирования общества, так как вынуждает общество считаться с ней.

Рассматривая политическую деятельность мы имеем ввиду всю (любую) деятельность на определенной ограниченной территории, которая так или иначе определяет стратегию развития этой территории, управление, ее внутренние и внешние связи. На выше указанные процессы влияют прежде всего субъекты экономической деятельности, крупные социальные группы, в которые входит большая часть населения (это могут быть, например, бюджетники; или такие профессиональные группы как шахтеры, нефтяники, военные; либо мигранты, определенные национальные группы) - это зависит от специализации региона или других его особенностей.

В политической психологии рассматривают политику как многомерный континуум, в котором можно выделить систему, процесс, совокупность детерминант, моделируемых политических связей и отношений (политические игры), систему ценностей, область субъектной самореализации человека и интегративный социально-психологический феномен.

Политика в рамках политической психологии предстает как совокупность отношений между большими социальными группами (макрогруппами): этносами, нациями, сословиями, классами, конфессиональными общностями, партиями, государственными образованиями и т.д. Соответственно политическими можно считать действия, в которых практически воплощаются формальные или неформальные межгрупповые отношения. При этом сфера политической активности включает огромное разнообразие социальных событий - от индивидуального лидерства до государственного регулирования жизнедеятельности общества, публичных акций, гражданских и международных взаимоотношений, конфликтов, войн и т.п.

Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт масс и совпадает с их потребностями и интересами. Отличительной чертой научного знания, которое работает с социумом, является описание актуальных общественных процессов или, как это еще называют, - развитие науки обусловливает социальный заказ. Это логично, так как было бы странно, если бы ученые занимались неактуальными вопросами. Так, например, в XIX веке внимание психологов привлекли массовые стихийные формы политического поведения (стихийные бунты, демонстрации, паника, поведение толпы), что было связано с усиливающимся революционным движением во многих странах. В середине XX века изучаются межгрупповые и внутригрупповые феномены - в историческом плане это корреспондирует с войнами, в том числе и с холодной войной, "железным занавесом" и т.п. (понятия "Мы", "Они", др. социально-психологические феномены). Во второй половине ХХ века психология приступила к исследованию тех факторов, которые мотивируют включение человека в политику и участие в ее различных формах. Сам факт такого направления деятельности уже говорит о многом - это связано с объективными процессами исторического и общественного развития, является их отражением и подчеркивает их. И это означает, что именно сейчас, как никогда раньше растет "роль личности в истории" - роль каждой личности.

Политическая деятельность, имея социально-психологическое основание, не может осуществляться отдельным индивидом вне социальных групп, без взаимодействия с другими людьми, вне контекста (наличной социальной ситуации - социально-экономических условий, внутренней и внешней политики). Политическая деятельность, учитывая развитие технического и экономического прогресса, прежде всего относится к системе "человек-человек", так как именно во взаимодействии людей рождается стратегическое направление политической деятельности, ее ориентиры и способы реализации (как социальные, так и чисто технические). В настоящее время круг субъектов политической деятельности сильно расширился. Это связано и с социально-экономическими преобразованиями, и с социально-технологической организацией жизни, и, одновременно, с изменениями в нормативно-правовой системе государства.

На эффективность политической деятельности, которая, по сути, является деятельностью по преобразованию, развитию и укреплению государственной власти, государства и общества, очень большое влияние оказывает количественный и качественный состав людей, участвующих в политической деятельности. Рассматривая политику как деятельность, главным аргументом выдвигается то, что политику делают люди, следовательно, их поступки и есть главный объект изучения. При изучении политики на основе реализации деятельностного подхода, который предложили С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и другие отечественные психологи выстраивается стройная система деятельности субъектов политики. Многие авторы отмечают, что "в современном демократическом обществе не только профессионалы, но все дееспособные граждане включены в политический процесс, являются его неотъемлемой частью", и далее: "…роль рядовых граждан в политике неизмеримо возросла" .

Таким образом происходит признание политики в качестве неотъемлемой части человеческой жизни и "области субъектной самореализации человека" (идея была выдвинута еще Аристотелем).

Может существовать большое количество различных задач, форм, типов, видов и направлений политической деятельности, а также способов, методов, технологий и механизмов ее осуществления. Общим для всех них будет являться наличие субъектов политической деятельности, взаимодействия и взаимосвязи между ними, обусловленных определенными отношениями; наличие объекта и предмета политической деятельности, ее целей и задач.

Происходящие на планете процессы вынуждаю постоянно "уточнять" понятие политики и все корреспондирующие с ним. Это связано с динамикой развития отдельных государств, где создаются эти определения, и тенденциями общемирового развития в целом. И сейчас мы, конечно, уже не можем сказать, что государство - это только "аппарат угнетения одного класса другим" и т.п. В настоящее время на первый план выходят интересы личности, каждого конкретного человека. Но это уже следствие, так как "любая социальная перемена происходит лишь тогда, когда появляется возможность выразить сложившиеся культурные установки в существующих категориях рыночной экономики" . Изменения в первую очередь отражаются на способах общественного производства и потребления, принципах социально-технологической организации и образе жизни, которые оказывают большое влияние на политическую деятельность и политическую жизнь в целом.

В настоящее время основные тенденции в соотношении секторов общественного производства неуклонно приближают социальную организацию к типу постиндустриального общества. В двух словах - это новый принцип социально-технологической организации жизни, вытесняющий индустриальную систему, точно так же, как она сама вытеснила когда-то аграрную. По мнению Даниела Белла, выдающегося американского социолога, основателя концепции постиндустриального общества, (которая долго находилась под запретом в Советском Союзе по причине её явного несоответствия теории научного коммунизма), постиндустриальные тенденции не заменяют прежние социальные формы как некие "стадии" общественного развития. Они часто сосуществуют, усложняя общество и природу его социальной структуры.

Отличительные черты постиндустриального общества - это деятельность, связанная в первую очередь с обработкой данных, управлением и информацией. Ключевая роль принадлежит информации и скорости, увеличивается значение информации как товара. Реорганизация экономики и переход к новым высокотехнологичным специальным производствам с высокой добавленной стоимостью. Постиндустриальные перемены связаны с кодификацией теоретического знания, что делает науку отличительной чертой этого общества. Это образ жизни, который во всё возрастающей степени сводится к "взаимодействию людей друг с другом". Общество основано на услугах. Причем широкое распространение получают новые виды услуг - гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование и т.д.). Очевидно растет роль человеческого фактора, человека как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. То же происходит и в политической сфере.

По данным "Регионального общественного центра интернет-технологий" (РОЦИТ, февраль 2001 г.) , в настоящее время тенденции развития российской экономики уже во многом сопоставимы с мировыми. Если раньше мы были во многом уникальны (происходящие в стране процессы не подчинялись никаким общемировым тенденциям и закономерностям), то в течение последних трех лет ситуация стремительно меняется на противоположную. Сейчас уже можно говорить о России как о части мирового сообщества не только в политической жизни, но и в социально-экономическом развитии. Современная Россия занимает всё более прочные позиции в мировом сообществе, повышается уровень жизни населения и потребительский спрос. Соответственно, все тенденции мирового развития применимы и к России.

Завершение двадцатого века отмечено увеличением внимания к исследованию интересов личности, общества и государства, что послужило основанием для складывания еще одной важной парадигмы социальных перемен - концепции безопасности, получившей признание во многих странах мира, в том числе в России. Главный акцент в этой парадигме состоит в том, что основанием желательных социальных изменений (и политической деятельности) считается гарантированная защита интересов - человека, семьи, общества и государства. Интересы личности, интересы общества, интересы государства стали ядром Концепции национальной безопасности Российской Федерации, а их совокупность определила стратегию национальных интересов России во всех сферах жизнеобеспечения и безопасности. Это, безусловно, находит свое отражение и в практической политической деятельности, становится ее главным приоритетом и отражается в нормативно-правовых актах. В целом более трети Конституции РФ посвящено правам и свободам человека и гражданина и способам их реализации, защите личных и частных интересов.

Рост научно-технических достижений и сопровождающее его увеличение скорости всех процессов повышает роль отдельных индивидуумов в различных сферах жизнеобеспечения: политической, социальной, экономической, экологической, военной, технологической, информационной, гуманитарной и др.

Таким образом, весь исторический процесс и динамика научной мысли подводят нас к тому, что одновременно с расширением и уточнением понятия политической деятельности в уточнении нуждается определение субъекта политической деятельности.

Субъекты политической деятельности

Параллельно с рассмотрением понятия политики и политической деятельности всегда происходит рассмотрение субъектов политической деятельности. Часто, даже если в конкретном материале не упоминается "субъект политической деятельности" как таковой, из контекста и самого понятия политики (политической деятельности) понятно, кого авторы считают субъектом. Проведенный выше анализ научных трудов и публикаций позволяет сделать вывод, что в большинстве своем авторы под субъектами политической деятельности (субъектами политики) подразумевают людей, профессионально занимающихся политикой - это политические деятели, руководители государственных и региональных органов власти и т.п. С нашей точки зрения более точно все они могут быть названы субъектами политической власти и управления (что, безусловно, входит в понятие "субъект политической деятельности", но конкретизирует ее сферу).

В работах различных авторов можно встретить понятия "политические отношения", "политическая деятельность", "политика", которые часто имеют синонимичное значение. И, как следствие, встречаются понятия "субъектов политических отношений", "субъектов политики", либо "субъектов политической деятельности". Все из этих определений имеют в виду некого активного индивидуума, который участвует в политическом процессе и своими действиями влияет на результаты политической деятельности. В противоположность "субъекту", неактивный индивидуум (или пассивный) - тот, на кого направлена активность, называется "объектом".

Субъекты политической деятельности могут быть индивидуальными и коллективными.

Политическое лидерство -- это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство - феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.

К основным функциям политического лидерства относятся:

определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция);

интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция);

нахождение и принятие оптимальных политических решений (управленческая функция);

социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция);

коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция);

инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция);

легитимация политического строя (функция легитимации).

Выяснение проблемы "субъект и объект политики" имеет принципиальное значение как в общеконцептуальном плане, так и в плане определения сущности составляющих элементов политики.

Субъект политики - это действующее лицо, социальная группа или организация, которые, имея определенные интересы, используя определенные средства, проявляют себя в сфере политики. Относительно этого существуют различные взгляды. Одни вообще не склонны отдельно рассматривать субъекты политики, считая целесообразным сосредоточиться на проблемах власти, политической системы, политических решений, действий и т.д.; некоторые субъекты упоминаются при этом вскользь, без раскрытия их характерных признаков. Другие употребляют термин "субъект" в отношении лишь отдельных субъектов - таких, как лицо, социальные сообщества, оставляя без внимания другие, а это не дает возможности выявить специфику и роль всех субъектов в политическом процессе.

Между тем есть необходимость не только дать полный перечень действующих лиц в сфере политики, но и выявить степень и особенности включения каждого из них в политическую жизнь.

Субъектами политики являются: лицо, политические лидеры, политическая элита, социальные сообщества, этнонациональные сообщества, общественные движения, общественные организации, политические партии, регион, государство.

Кроме понятия "субъект политики", в политологии существует и понятие "объект политики", которое тесно связано с понятием "субъект" и которое требует специального рассмотрения.

Объект политики - это лицо, группа общества или организация, на которые влияет субъект политики. Иными словами, субъекты политики, перечень которых дан выше, являются и объектами политики. Следует отметить или выделить присущую им всем признак: субъекты является одновременно и объектами политики, а объекты - субъектами. Объясняется это реально существующими в обществе факторами.

Первый из них заключается в том, что субъект политики действует не в некоем вакууме, а во вполне конкретных условиях данного государства: на него влияют состояние экономики и культуры, общественные отношения и др. и в своей деятельности он не может не учитывать этого влияния, становясь, таким образом, объектом политики.

Стоит учесть и другой фактор: в своей деятельности субъект политики встречает не только поддержку тех сил, которые разделяют его взгляды и намерения, но и противодействие других субъектов политики, которые не согласны с его намерениями и действиями и сами проявляют политическую активность. И в условиях поддержки, и в условиях противодействия субъект политики становится объектом политики.

Тот факт, что субъекты политики существуют в диалектическом единстве, имеет большое значение для понимания любой политической события: только рассмотрение деятельности политического субъекта и объекта, на который влияют другие субъекты, дает возможность достаточно полно выяснить причины, характер и последствия политической деятельности. С учетом такого единства уместно дать классификацию субъектов и объектов политики.

Лицо - это первоначальный субъект и объект политики.

Политический лидер - это персонифицированный субъект и объект политики, способен существенно влиять на политические процессы и в то же время вынужден учитывать влияние среды, в которой он действует.

Политическая элита - это группа лиц или прослойка общества, которые стоят у власти или противодействуют власти; их деятельность имеет решающее значение для выработки и осуществления государственной политики.

Социальная общность - это основной субъект и объект политики, ведь политика осуществляется в интересах или же вопреки интересам больших групп общества.

Этнонациональная сообщество - это субъект и объект политики, основанной на идее национального самосознания, которая проявляется в определенной степени и которую поддерживает или подавляет власти.

Общественное движение - это неформальный субъект и объект политики, который возникает и проявляет себя как отклик на потребности общества и отдельных его частей.

Общественная организация - это устоявшийся, сформированный субъект и объект политики, который способствует развитию трудовой, социальной и политической активности и самодеятельности своих членов, защищая их интересы.

Политическая партия - это политизирован, коллективный субъект и объект политики, который имеет свою платформу и четкую структуру, он включен в политические процессы и имеет склонность к взятию власти.

Регион - это своеобразный в пределах государства субъект и объект политики, который сочетает в себе и общегосударственные и местные признаки и интересы.

Государство - это официально признанный субъект и объект политики, который действует через свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обеспечивает жизнедеятельность общества во всех его сферах и является объектом для всех предыдущих субъектов политики.

Каждый субъект и объект политики проявляет себя в сфере политической жизни не только как такой, что имеет специфические для данной категории черты и свойства, но и такой, что несет и обнаруживает черты и свойства других субъектов и объектов. Другими словами, не существует субъекта или объекта в "чистом" виде, и поэтому рассмотрение их как отдельных категорий является условным и нужен только для характеристики особенностей каждого.

Лицо как первичная ячейка общества является одновременно и составной частью определенной социальной или етнонаціональиої сообщества, нередко участником общественного движения, общественной организации или политической партии. И лицо, и, тем более, политический лидер, кроме всего этого, выходят на уровень категории "государство", имея отношение к формированию законодательных органов и к формированию государственной политики. Причастность к социальной или етнонаціональиої сообщества становится основой для вхождения в определенное движение, в организацию, партию и др.

Можно проследить и обратное воздействие, обратная связь. Осознание причастности к определенной социальной или этнонациональной сообщества, движения, организации или партии влияет на выработку вполне конкретных личных качеств у человека.

Конечно, что один и тот же носитель черт и свойств (личность, общество и др.) проявляет себя и как субъект, и как объект не всегда одинаково. Все зависит от обстоятельств, в которых разворачивается его политическая деятельность.

Взять хотя бы лицо. Еще древние мыслители по-разному понимали ее возможности в политических делах. Платон, например, считал, что политика доступна лишь "мудрым", философам от рождения, что она - "царское искусство" и простым людям не доступна. Аристотель, напротив, рассматривал человека как существо политическое, потому что, по его утверждению, "за пределами политики живут только звери и боги". Таким образом, соотношение "субъект - объект" толковалось в первом случае как отрицание способности обычного человека проявить себя в политической сфере, а во втором - как обязательность, неотвратимость участия каждого в политике.

Все последующие исторические эпохи дают неоспоримое подтверждение того факта, что власти пытались отстранить человека от политики, а человек стремился через участие в политических процессах отстаивать свои интересы. Не стала исключением в этом и советская система, которая формально провозгласила народовластия, а на самом деле граждане находились в состоянии политического отчуждения, они не принимали участия ни в том, ни в осуществлении политики.

Распад СССР и образование на его территории независимых государств открыли широкие возможности для политической эмансипации личности. С объекта политики она все в большей степени превращается в субъекта. Это хорошо видно на примере Украины.

Для человека в условиях Украины является характерным значительные различия в степени причастности к политическим процессам. Часть граждан (по количеству - незначительная) стремится воспользоваться свободой слова и мировоззрения и становится на уровень активного участия в политике (стремление стать депутатом, вхождение" к политической партии и т.п.); другая часть очень инертно относится к политике, сводя свое участие в ней до голосования на выборах. Еще одна - третья часть граждан (значительное) - очень отрицательно относится и к политике, и к политикам, видя в них причину всех своих бед. Неслучайно именно эти две последние категории граждан определяют состояние лица в политических процессах: если и действие, то действие противоречивая, непоследовательная.

По-новому состоит соотношение "субъект - объект" в деятельности современных политических лидеров. В условиях тоталитаризма и авторитаризма их было, по-первое, немного, а во-вторых, они стремились что угодно проявить себя как субъекты политики. Последнее и привело их к многочисленным суб"єктивістських ошибок. Нынешние политические лидеры Украины - от руководителя общественного движения к Президенту, стремятся, как правило, как можно полнее учесть мнения, настроения и требования других субъектов политики, определенным образом балансируя на понятии "субъект - объект", становясь таким образом и объектами политики.

Процесс формирования лидерства в Украине идет противоречиво. Наблюдается тенденция к увеличению количества лидеров (появление значительного количества партий, выборы в депутаты на альтернативной основе, увеличение количества митингов, возглавляемых своими лидерами, и др.) при недостаточном качестве их, невысоком престиже. Большинство лидеров повторяют суб"єктивістські ошибки своих предшественников, стремятся проявить себя преимущественно как субъекты политики, наиболее эффективно "подать" свою фигуру и наименьшей степени заботятся о том, чтобы выразить интересы тех, кто выдвинул их в лидеры.

Меняется политический статус социальных общностей. До недавнего времени официальная пропаганда СССР провозглашала, что рабочий класс - это политический авангард общества, что колхозное крестьянство и интеллигенция - это активная политическая сила, а на самом деле все они были преимущественно объектами политики. Цифры количества рабочих и крестьян в Советах, "факты" их участия в прессе и т.п. были самой обычной бутафорией. Как субъекты политики социальные сообщества Украины в современных условиях проявляют себя значительно полнее. Это видно и на фактах политических забастовок горняков, и на функционировании обновленных производственных профсоюзов, и в политико-культурницькій деятельности интеллигенции.

Что касается этнонациональных общностей, то их причастность к политике изменилась коренным образом. В Украине, как и в других бывших республиках Союза, считалось, что ленинская национальная политика - единственно правильная, осуществляется в интересах всех наций, народностей и национальностей, и этнонациональным сообществам ничего не осталось, как идти в русле этой политики, то есть быть ее объектами. Создание суверенного украинского государства вывело украинский народ на путь самостоятельной национальной политики, он стал создателем собственной судьбы, активным субъектом политики.

В своеобразном положении относительно тандема "субъект - объект" оказались политические партии. Преимущественно спешно созданные, они

вдруг получили возможность определить свою политику, то есть стать субъектами политики. И процесс оказался непростым: в условиях официальной многопартийности они не все и не сразу сформулировали собственные программы, были на начальном этапе в значительной мере объектами политики, испытывая влияния внешних сил, то есть других субъектов, в частности, социальных общностей, в недрах которых они зарождались. А более-менее оформившись, решились на борьбу за власть, то есть начали склоняться в сторону субъектов политики. Противоречия, крайности в соотношении "субъект - объект" - одна из причин слабости и непопулярности политических партий в Украине.

Не обошли противоречия и крайности и само государство, которое является решающим субъектом и объектом политики. Государство в лице своих законодательных органов проявила большую активность в издании законов, постановлений и распоряжений, то есть в плане функционирования как субъект политики. Но при этом не создала механизмов, которые бы давали возможность воспринимать запросы граждан, учитывать интересы регионов, то есть стать объектом политики. Поэтому далеко не все политические действия государства отвечают назревшим потребностям общества, много решений остается на бумаге, и от этого страдает авторитет государства как субъекта политики в глазах населения.

Общий вывод относительно соотношения "субъект - объект": для взвешенной, последовательной политической деятельности важным является сочетание обоих элементов. Субъект лишь тогда сможет проявить себя в полной мере, если он будет учитывать окружения, деятельность других субъектов, то есть если будет выступать одновременно и как объект политики.

Похожие публикации