Transcript of якутские орнаменты. Якутские орнаменты. Б.Ф.Неустроев

Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, Т.П. Тишина выделяет в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.).

> Виды якутского орнамента

> Геометрический орнамент

Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.

Прямая линия

Обратимся, прежде всего, к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру. В вышивальном искусстве прямые линии (рис.1) «дьураа» или «курдаа?ын ойуу» в применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа.

Мотив креста

К числу распространенных мотивов в якутском орнаменте относится мотив креста (рис.2). Одна из его особенностей заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе

Рис. 1 Прямые линии







Рис.2 Мотив креста



по дереву, косторезном искусстве. Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста -- символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.

Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции

Зигзаги и арочные мотивы

Зигзаги (рис.3), или арочный мотив (рис.4), особенно характерны для украшения интерьера урасы (тип старого летнего жилища якутов) и ее декоративной перегородки - хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор).

Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. В соответствии с представлениями саха того времени Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир, разделенный на девять ярусов, населен добрыми духами - айыы, которые покровительствуют людям на земле. Их патриархальный уклад отражает земной образ жизни. Средний мир якутской мифологии - это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы.

К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент - сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды -- в набедренниках, рукавицах и обуви.


Особенности одежды прежде всего продиктованы этническим восприятием. Человек традиционного общества интуитивно осознавал свое место в мироздании, ощущал собственную «малость» перед величием Природы. Вещный мир выступал в качестве своеобразного «прикрытия» от неопознанных сил последней, нося таким образом двоякую функцию: служить потребностям человека, оберегая его одновременно. С процессом глобализации, с утратой традиционных культур в современном процессе, с экологическими проблемами человечества и выживания самого человека в мире наиболее актуальными остаются проблемы сохранения традиционной культуры народов Севера. Объектом исследования являются виды традиционных орнаментов в якутской одежде. Гипотеза. Если в создании эскизов стилизованной одежды использовать традиционную палитру орнаментов якутов, то человек и его мировоззрение, и его взаимодействие с окружающим миром будет видеться по иному. Целью моего исследования стало изучение смыслового значения орнаментов в якутской одежде в композиции «Я – дитя Земли Олонхо».


Как известно одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями. Взгляды якутов на Вселенную глубоко философичны, а их беззаветная вера в Мать – Природу – залог высокой нравственности и аналитического ума. Модель «Эрэкэ – Дьэрэкэ» – создана из легких, струящихся материалов. Состоит из: головного убора, легкого топа, орнаментированного лировидным узором, а также по полю которого разбросаны лоскуты мозаики и расшиты из пайетки и бисера. Платье струящееся, при ходьбе напоминает дуновение ветерка. Пояс расшит орнаментом, которая символизирует растительную природу моего края. На ногах легкие торбаза, орнаментированы также растительным орнаментом, что означает принадлежность Эрэкэ-Дьэрэкэ. Коллекция «Ус кут» (три души) символизирует силы природы. У нашего народа цвет имел очень большое значение. Цвет влияет на чувства, состояние и настроение людей. Рассмотрим модели по вариантам. Модель «Воздух-душа» (салгын кут) – сочетание голубого, темно-синего цветов, а также дополнен прозрачной органзой символизирует стихию воздуха. Модель «Мать-душа» (ийэ кут) – олицетворяет символ плодородия, зарождения нового будущего. Модель «Земля-душа» (буор кут) – сочетание от светло-зеленого до темного - зеленого цветов. Зеленый цвет – цвет первозданной природы, всего живого организма, цветущего лета.


Самыми стержневыми в религиозных воззрениях якутов являются представления о душе. Душа по поверью состоит из трех элементов - Ийэ-кут (мать-душа), Буор- кут (земля-душа) и Салгын-кут (воздух - душа). Многие исследователи религиозных воззрений якутов в той или иной степени касались этой темы. По верованию якутов создателем кут считался главный жрец пантеона божеств - Юрюн Айыы Тойон. Ахтар Айыысыт вместе с Иэйиэхсит (обе женские божества) выпрашивает у Юрюн Аар Тойона душу (Ийэ-кут) ребенка и вселяет ее мужчине через его темя. По мнению В.Ф. Трощанского Айыысыт соединяет все три элемента его души: Ийэ-кут, Буор-кут и Салгын-кут в одну душу-кут. По другим источникам богиня Айыысыт вселяла души детей в женщин. Если она какой-либо женщине не давала кут ребенка, то якуты через именитого шамана испрашивали душу ребенка у Айыысыт собаки, у божества-тотема некоторых родов или у духов-покровителей.


Модель «Вестник» - сочетание коричневого, стального и темно – зеленого цветов. На руке обязательный атрибут – комаромахалка (дэйбиир). На фото вы видите коллекцию «Алгысчит» - сочетание нежно – кремового с оранжевым цветом, цветом излучающим свет солнце. Модель Хозяйки земли (Аан Алахчын) – само название говорит за себя, это величественная, благородная, созидательница, умелая хозяйка своего аласа. Модель расшита бисером, стеклярусом, орнаментирована растительными узорами. Коллекция моделей «ДьоЬогой о5олоро» – символизиру ют добрых иччи крупно- рогатого скота и коневодства. Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.


Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааЬын» ойуу» (прямая линия), «таналай оуйй» (двусторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «когуор ойуу» (лировидный мотив), «сурэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кун», «туоЬахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).


Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. растительный мотив, это – витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» - «хой муоЬа», «почки» - «буор ойуу» существуют и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом- оберегом, символом защиты


Фольклорный коллектив «Кундул» и театр моды «Айталыына» придумали совместный проект, композицию «Я – дитя земли Олонхо» - «Орто туру дойду уоскээhинэ». Где повествуется о том, что в срединный мир приходит Вестник, с тремя спутницами душами - кут (ус кут) земли, воздуха, матери. И начинается зарождение всего человечества – где алгысчиты (благословители земли, всего нового, прекрасного) приветствуют его. Дети Аан Алахчын (хозяйка аласа) – Эрэкэ-Дьэрэкэ (бегают в виде амбры или испарений (дьэргэлгэн) в растительности, травах и в полевых цветах) воспевают родной край, красоту природы. Хозяйка аласа Аан Алахчын благословляет все живое на земле. С рождением человечества люди собираются на счастливое туhулге – народный праздник ысыах и поклоняются божеству Дьоhогой. На ысыахе проводятся игры «Боотуров», где они показывают силу и ловкость. Завершается ысыах народным танцем осуохой. Таким образом, спроектировав и создав коллекцию одежды к композиции «Я – дитя земли Олонхо» - «Орто туру дойду уоскээhинэ», я попыталась изучить, определить по назначению характеры узоров различных орнаментов в якутской одежде. Также узнала, что наличие различных типов орнамента свидетельствует о сложных исторических судьбах населения Севера и о его иногда весьма далеких связях с другими народами. Установлено, что в ряде случаев типы орнамента являются хронологическими вехами в развитии искусства того или иного рода. Заключение

Девушка-Зима! Обворожительный образ, безапелляционно дающий фору скучным глянцевым журналам. А что такое образ Зимы? Это яркая сверкающая девушка, которая пленит вас своим холодным и уверенным взглядом, наверное как-то так… Зима начиналась с Якутии и она до сих пор не уступает весне в Европейской части России и странах Восточной Европы… ну и отлично! Я люблю зиму, мне больше по душе холод и мороз, чем жара и вспотевшие комары. Сегодня я приглашаю вас взглянуть на Зиму от ведущего дизайнера и модельера Якутии - Августины Филлиповой. Интереснейший человек и невероятные костюмы, которые существуют в единственном экземпляре и на создание некоторых из них уходят годы! А в роли модели сегодня одна из участниц конкурса "Мисс Якутия" - Карина Кардашевская!


Августина Николаевна Филиппова - художник-модельер, ведущий и самый востребованный дизайнер республики Саха (Якутия).

Училась в художественном училище, кроме этого посещала режиссерские курсы. Августина Николаевна рисовала с раннего детства, однако художественное образование получила только к 27 годам. Место, где я побывал, называется "Учебно-научная лаборатория инновационного технологического образования при кафедре технологии предпринимательства Педагогического института северо-восточного Федерального Округа им.Аммосова".

Главный источник вдохновения Августины Николаевны - это природа, общение с ее духами и ощущение природы как живого существа. Лаборатория Августины Николаевны находится в небольшом поселке в Горном улусе, причем в стороне от его центра в окружении волшебного зимнего леса. Ну как такая картинка вокруг может не вдохновлять?

Костюмы Августины Николаевны - это современная интерпретация образов природы и национального этноса. Практически все костюмы эксклюзивны. Ориентировочная стоимость свадебного платья, к примеру, может стоит от 200тыс рублей.

Все элементы декора отрисовываются вручную, затем оцифровываются и изготавливаются в Китае. "Я даю задания ученицам - придумайте свой узор, нарисуйте и сделайте.

Все узоры в якутской одежде строго симметричны. Это как бы повторяет симметрию человеческого тела. Левая сторона, где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, – мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары.

Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит этот узор. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках.

Ее костюмы очень востребованы в Якутии, абсолютно индивидуальны и эксклюзивны. Недовольных клиентов или тех, кто долго определяется с выбором - не бывает. Ведь предлагается не просто костюм, а полноценный законченый образ.

Из книги «Фантазии от Августины Филипповой»: "Используя дорогие ткани, декорируя их кожей, мехом, бисером, миниатюрой из мамонтовой кости, берестой, конским волосом, Августина вторгается в мир современной высокой моды. Оригинальные модели якутского кутюрье дефилируют на подиумах Москвы, Парижа, в Каннах, в Риме, в странах Скандинавии, вызывая искреннее восхищение взыскательной публики. Хотя ее искусство питается фольклорными образами, дизайнер-стилист не делает «живые иллюстрации» к мифам и сказкам."
Наталья Прокофьевна, ведущий специалист лаборатории:

Чысхаан. Властитель Холода земли, исполин. Ассоциируется с популярным фольклорным образом Быка Зимы, насылающим мороз и вьюги. Как и во всех моделях автора, идейную нагрузку несет головной убор. Высокую конусообразную шапку, опушенную пушистым мехом белого песца, украшают рога на каркасе, форма которых повторяет излюбленный лирообразный орнамент кегёр ойуу. Нарядная парчовая шуба оторочена белым мехом песца. Под шубой надевается передник эвенского типа, расшитый сакральным якутским орнаментом кегёр ойуу и завершается бахромой. Вышивка бисером бело-голубого цвета украшает рукавицы и наножники. Коса и борода из конского волоса, трость - деревянная.
16.

Но перейдем к образу Зимы, который Августина Николаевна создала несколько лет назад. Зимой будет Карина Кардашевская - финалистка конкурса "Мисс виртуальная Якутия", студентка автодорожного факультета. Ее рост, вес, параметры:174 см, 51 кг, 89-61-90.

Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.

Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый – лето, красный и коричневый – осень, а серебряные украшения – звезды, снег и зиму.

А молодой человек слева - это Алексей Толстяков tolstyakov :

С Августиной Николаевной:

Зима-Якутия:

Поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха (Якутия) при поддержке Министерства предпринимательства и туризма республики Саха (Якутия).

В шкатулке у каждой якутянки хранятся украшения, имеющие свою историю. Некоторые из них достались по наследству от прабабушек или были подарены по особому случаю. Но есть и такие, которые несут особый смысл и надеваются перед важным, если не сказать, судьбоносным событием. О символах в якутских украшениях рассказывает ИА YakutiaMedia дизайнер ювелирного дома "Киэргэ" Саргылаана Барахова. По собственному ее признанию, она обладает экстрасенсорными данными, что позволяет ей разрабатывать по желанию клиентов украшения с сакральным смыслом.

Якутские обереги. Фото: Инстаграм

— Символы окружают нашу жизнь, они везде, и они есть у каждого народа. Я могу привести массу примеров этому. Раньше украшения использовали не для красоты, а как обереги. Танцы у народов тоже имели свой смысл, у многих есть хоровые танцы, символизирующие солнце, а значит жизнь, у якутов они тоже есть. Узоры, наносимые на сосуды, тоже несли смысловую нагрузку. Возьмем чорон — сакральный якутский сосуд. В него наливают кумыс и поклоняются божествам, произносят алгыс (благословение). И узоры, нанесенные на этот сосуд, могут рассказать о желаниях человека или рода. В сказаниях или эпосах любого народа всегда упоминаются в описании того или иного героя его символы, тотемы, которые говорят о многом. Тот же флаг — это символ. Выставляют его на показ, чтобы враг боялся, или таким образом обозначают территорию.




Символы движут нашей жизнью. Человек, ничего не знающий о другом человеке, племени или роде, может многое понять только по символам, так как они являются носителями информации.




Мужские галстуки. Фото: Инстаграм

Узоры, наносимые на украшения, также имеют смысл. Украшения — это часть культуры и истории любого народа. Как показывают научные исследования, у якутов такие изделия имели сакральный смысл и служили оберегами. Раньше их изготавливали из металла, поэтому кузнецы были особо почитаемыми людьми. Их статус был приравнен к шаманам.

Позже украшения стали делать из серебра. С развитием торговли и приходом русских на территорию Якутии появился бисер, который стали широко использовать при изготовлении одежды.




Невесту одевают к свадьбе. Фото: История Якутии

Самое богатое украшение имеет наряд якутской невесты. Оно состоит из головного убора, сережек, нагрудного украшения, наспинного украшения, браслетов. Такого богатого убранства нет ни у одного из народов. Когда в семье рождалась дочь, родители уже начинали собирать ей приданое. У каждого богатого рода был свой кузнец, они ему заказывали. Каждый год в копилку этой девочки прибавлялось то кольцо, то сережки и так далее. К тому времени, когда девушке было пора выходить замуж, у нее был уже полный комплект украшений.

При этом каждая часть убранства имела свое определенное предназначение. Головной убор защищал голову, точнее лоб, нагрудное украшение — солнечное сплетение, то есть основные чакры.




Невеста отправляется к жениху. Фото: Архивное фото

К жениху невеста ехала верхом на лошади, убранство которой тоже имело символы. Например, на лошадь вешали из медвежьего меха колокольчик, чтобы он раскачивался и отпугивал злых духов.

Невеста - самое святое. Она - прародительница рода. Она продолжательница жизни. Поэтому девушку-невесту украшали серебром, мехом с символами, чтобы никто не посмел посмотреть на нее недобрым глазом.




Традиционные якутские серьги. Фото: SakhaLife

Особую смысловую нагрузку несли якутские серьги. По ним можно было определить статус женщины.

Например, можно было узнать замужем девушка или нет, есть ли дети у женщины или нет, у пожилых был другой стиль сережек. При этом общая форма серег напоминает женскую фигуру. У девушек серьги были плоскими и несквозными, а если в середине был открытый кружочек, то она замужем, если лировидные сережки — это уже многодетная мама. Висюльки на сережках говорили, что это родившая женщина. При этом только якутские серьги имеют застежку спереди.

Браслеты тоже имели защитную функцию. Они защищали от проникновения холода, кроме того, они прикрывали одно из важных мест на руках. У всех народов есть браслеты.




Мужской якутский наряд. Фото: ru.pinterest.com

В одежде мужчин тоже есть символические узоры — пять ромбов, составляющих один ромб. Они означают совершенство, то есть пять элементов: воду, воздух, дерево, огонь и металл. Если человек имеет пять элементов, то он твердо стоит на ногах. Этот символ популярен.

В ромбе обязательно посередине должен быть круг — женский знак, поскольку у каждого мужчины должна быть женщина.

Таким узором украшают не только одежду мужчины, но и пояс. А пояс — это тоже оберег, его всегда носили. А детям завязывали веревки, чтобы злой холод не проникал.




Мужская печатка с ромбами. Фото: Инстаграм

Сегодня поменялась технология изготовления украшений, они стали уже больше ювелирными изделиями. При этом украшение создается не только из серебра или золота, но и с применением конского волоса, кожи, натуральных камней. Стало много модных узоров, и человек сам выбирает, что ему нравится. Но мы все равно храним традиции, чтобы было, что оставить своим потомкам пусть и в современном исполнении.




Оберег. Четыре стороны света. Фото: Инстаграм

Сейчас используют часто узоры, напоминающие цветок, а он символизирует движение, показывает, что человек должен постоянно развиваться. Еще есть узор, похожий на крест. Он отражает четыре стороны света, чтобы дом был цельный и человек был цельный. Говорят, что там, где солнце встает, там все хорошо. Если человек пришел с востока, значит, он пришел с добрыми вестями. Балаган строили так, чтобы солнце в него входило. Тропинку вели только с восточной стороны.




Оберег. Три души. Фото: Инстаграм

Также обереги делают с узором, напоминающим восточный инь-янь, только не с двумя делениями, а с тремя. Это три души: Ийэ-кут (материнская душа), Буор-кут (душа земли), Салгын-кут (душа воздуха). Я их трактую как тело, речь, ум - три составных элемента человека. В старину мальчик до восьми лет всегда был при матери, а потом отдавался отцу. И он брал его с собой в лес, на охоту. Так мальчик физически укреплялся и учился думать, так как для охоты и умения выживать нужно было иметь сильное тело и ум.


Колье с конским волосом. Фото: Инстаграм

Несмотря на разнообразие ювелирных изделий, люди стали приобретать украшения не только для красоты, а с определенным смыслом, с символом. Заказывают украшения, чтобы оставить в наследство. В любое изделие, которое мы создаем, вкладываем свои знания о традициях, и узоры наносятся не просто так, а с желанием добра и успеха.




Колье с натуральными камнями. Фото: Инстаграм

Одной клиентке я нарисовала ее символику в виде дерева. Я почувствовала, что она — в первую очередь мама, все делает сама. Ее идеи всегда воплощаются в реальность, она творит свое счастье. Поэтому она мне показалась в виде дерева. Ее род - это ствол. Солнце по кругу идет вокруг дерева. Где бы она ни жила, она будет творить.

Я всегда беседую с человеком и только потом создаю рисунок его символа. Это все индивидуально. Во время разговора уже знаю, что вот это — его знак. Если верить в символ, то меняешь свой разум. Человек должен воспитывать свой ум. Надо радоваться жизни, наслаждаться. Но надо быть терпеливым. Чудо само по себе не приходит. Надо терпеливо ждать и верить.


Глава 1. Орнамент

Орнамент (лат. ornamentum -- украшение) -- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

1.1 История возникновения орнамента

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Орнамент -- один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15--10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг -- солнце, квадрат -- земля, треугольник -- горы, свастика -- движение солнца, спираль -- развитие, движение и т. Д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов -- днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась -- украшать. В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. …В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью… хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон «Золотого сечения», или, как его называют математики, «Закон Золотого числа»». Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную -- она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную -- она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную -- она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую -- она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики». Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. Д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. Ранние формы орнамента -- геометрические. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой.

«Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг -- круг бытия, -- обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани» Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения. Основные римские элементы орнаментики -- это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. Д. Часто они имеют реальную форму.

1.2 Виды орнамента

На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.

Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте - это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое.

Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.

Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, геометрическим, растительным. Иногда орнамент может принимать необычные, фантастические формы и включать в себя изобразительные мотивы. Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля.

Стиль в искусстве различных периодов - это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Основу любого стиля составляет система художественных форм, которые обладают едиными, схожими между собой образами, возникшими в определенных социальных и экономических условиях. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.

Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.

Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Древнего Востока.

Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.

Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент использует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой. К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя важную роль в декорировании различных изделий декоративно-прикладного искусства.

Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, не существующего. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент (от слова «астра» - звезда). Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречаются в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Глава 2. Якутский орнамент

Якутский орнамент включает в свой состав как прямолинейные, так и сложно-криволинейные мотивы, нередко в соединении друг с другом. Простейшие прямолинейно-геометрические узоры состоят из полос (простых или покрытых вертикально или наклонно расположенными линиями), ромбов, квадратов, прямоугольников, треугольников, зигзага, вписанных треугольников, светлых и темных квадратов, расположенных в шахматном порядке, шестиугольников, диагонально пересеченных квадратов и прямоугольников, крестов, составленных из ромбов, сетки и тому подобных фигур. К криволинейным орнаментам относятся лировидные узоры, различного вида спирали (одиночные, парные и S-видные), рогообразные фигуры, кресты, (разветвленные на концах или имеющие на них ромбообразные утолщения), «волна», фигура, похожая на сердце, с ромбиком или крестом наверху, дуга, дуги с крестами на месте соединения, пальметки, миндалевидные фигуры, четырехлепестковые розетки и циркульный узор. Криволинейные мотивы нередко образуют довольно сложные композиции и в вышивке отличаются яркостью цветов. Орнамент встречается на одежде, обуви, рукавицах, шапках, меховых ковриках, чепраках, мешках, колчанах, на разнообразных изделиях из бересты, дерева и металла, на предметах из кости. Для орнаментации применяются цветные сукна, бисер, металлические бляшки, цветные нитки. Многие простейшие геометрические узоры сходны с таковыми же эвенкийско-юкагирскими, сложно-криволинейные узоры во многом сближаются с саяно-алтайскими, а также с орнаментом народов Средней Азии -- казахов, киргизов, горных таджиков. Орнамент состоятельных якутов отличался прежде пышностью и богатством своих форм, но каких-либо новых его типов верхушка якутского общества не создала. Широко используя орнаментальные мотивы, разработанные народными мастерами и мастерицами, якутские тойоны, кулаки и торговцы в отличие от бедноты применяли их для украшения бытовых предметов из серебра, покупали серебряные нитки, сукна и другие дорогостоящие материалы для отделки одежды и конской упряжи.

2.1 Виды якутских орнаментов

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.

Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.

Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов.

Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Рисунок в виде цветов. "Цветочный рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).

2.2 Классификация якутских орнаментов

Проблема классификации орнамента, как и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства, неоднозначна и дискуссионная. Классификацией орнамента достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Существующие обобщения орнаментального материала связаны с различными принципами и направлениями его классификации: по хронологическому признаку (орнамент ХVIII, ХIХ, ХХ веков), историческим периодам и эпохам (орнамент древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения), региональному признаку (орнамент Поволжья, Средней Азии, Сибири), этнонациональному (русский, чувашский, якутский), по назначению (архитектурный), технике исполнения (орнамент в вышивке, резьбе по дереву, кости), материалу (орнаментация серебра, дерева, меха), семантике и содержанию (солярный, небесный), композиционным особенностям (розетки, бордюры), характеру симметрии (симметричный, асимметричный), ритму (прерывный, частый, редкий), цветопластическим свойствам (полихромный, рельефный), стилевым признакам (орнамент барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна), по местным названиям и общему характеру узоров (геометрический, растительный, зооморфный).

Обзор литературы по русскому народному искусству и искусству народов бывшего СССР убеждает в отсутствии единого критерия классификации народного орнамента. Неудивительно, что при слабой разработке общей теории орнамента и проблем его классификации, систематизация мало коснулась якутского орнамента, не изученного искусствоведами, недостаточно исследованного этнографами.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, исследователи выделяют в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. Поэтому в геометрическом орнаменте выделяются две подгруппы: простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента.

якутский орнамент мотив спиральный

Заключение

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.

Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержание многих орнаментов забылось и современным исследователям потребуется много кропотливой работы для разгадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения.

Таким образом, орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.

Похожие публикации