Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения и его значение в общественной жизни. Каким бывает мировоззрение или мировоззренческий взгляд

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения:

Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Мы уже не раз поднимали тему мировоззрения, ведь именно от него зависит, под каким именно углом мы смотрим на все происходящее вокруг, какие цели перед собой ставим и как их добиваемся. Сегодня предлагаю вновь поговорить про мировоззрение его виды и формы, так как это поможет вам скорректировать собственную линию взглядов и убеждений, выбрав максимально продуктивный путь.

В самом начале давайте вспомним, что собой представляет мировоззрение. Не вдаваясь в глубокомысленные философские рассуждения о природе человека, термин можно описать просто как систему взглядов на мир и себя в нем. Именно от «воззрения на мир» зависит то, как мы понимаем добро и зло, какие принципы закладываем во взаимоотношения с другими людьми, какие цели и ценности выносим в жизни на передний план.

Мировоззрение, с одной стороны, формируется с учетом тех традиций, которые уже существуют в обществе. А с другой стороны, оно зависит и от нашей собственной оценки происходящего. То есть мы можем говорить о двух уровнях системы взглядов на мир - практическом и теоретическом. В первом случае речь идет о мировоззрении, которое стихийно формируется в процессе накопления житейского опыта. Во втором - уже о знаниях, которые приобретаются в ходе обучения и вдумчивого анализа мира.

О структуре мировоззрения, я уже рассказывал в одной из статей блога.

Заглянув в неё вы сможете понять, каким образом рождается наша готовность действовать тем или иным способом.

В этой же статье я хочу сделать акцент на другом моменте - разновидностях мировоззрения. Готовы? Тогда вперед!

Классификация «воззрений на мир»

Сразу скажу, что видов мировоззрений можно выделить огромное количество. Но такой детальный анализ нам совершенно ни к чему, ведь наша цель - понять, каким образом у нас формируются те или иные предпочтения, жизненные ориентиры, ценности и пр. Поэтому поговорим лишь о семи наиболее значимых формах.

Мифологическое

На заре своего становления человек, еще не обладающий достаточным уровнем знаний, задается вопросами о различных аспектах существования мира, Вселенной. Он пока еще не в силах дать объективные, научные ответы на них, поэтому ему ничего другого не остается, как подключить собственные чувства, ощущения и верования.

Человек напрямую зависит от природы, и это выражается в том, как он ее видит, понимает. Так, будучи значительно более слабым, практически незащищенным, он воспринимает природу как некое живое существо. В итоге, появляются яркие мифологические образы, соответствующие тем или иным процессам, происходящим в окружающей среде.

Важно заметить, что мифологическое мировоззрение свойственно не только первобытному, но и современному человеку. Кто-то из нас благополучно преодолевает данный этап, переходя к более грамотному, точному, научному анализу действительности. А кто-то так задерживается на стадии простейших объяснительных механизмов на значительно более долгий период.

Религиозное

Религию можно считать закономерным продолжением мифологической стадии. Здесь к своим ощущениям и верованиям человек добавляет философскую подоплеку, познание, логику и даже идеологию, формирующую представление о том, как можно/нужно себя вести. Появляется свод правил и этических норм, обязательных для соблюдения приверженцами той или иной религиозной системы.

Обыденное

Это мировоззрение создается как раз на основе опыта и нашего чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности. Это фактически наши с вами «здравый смысл» и, так сказать, повседневная логика, которым мы следуем, принимая обычные каждодневные решения.

Колоссальное значение в выстраивании данной системы взглядов имеет влияние сторонних факторов. В первую очередь, традиций, стереотипов и даже суеверий, свойственных конкретной культуре, обществу.

Во-вторых, средств массовой информации во всем их разнообразии - интернет, ТВ, радио, печатная продукция. Последние обладают мощнейшим «даром» убеждения, а потому настоятельно рекомендую научиться фильтровать этот неиссякаемый поток информации.

Философское

На границе между обыденным и научным мировоззрением разместилась философская система взглядов, базирующаяся на знании. Чувственный фактор здесь уходит далеко на задний план, освобождая место для систематичности и логичности.

Беря в качестве теоретической основы фактические данные о мире, Вселенной, человеке, философия анализирует и переосмысливает их, выстраивая интереснейшие причинно-следственные связи и формируя свои собственные выводы.

В своем развитии философское мировоззрение также прошло определенные стадии, характерные для того или иного времени.

Кроме этого, в принципах оценки происходящего выделяются два противоречивых подхода - материалистический (вещь, предмет является основой всего) и идеалистический (в центре мироздания - дух, мысль).

Научное

Как бы не было важно и ценно все духовное и эмоционально-психологическое, а без объективных научных фактов никак не обойтись. Поэтому на смену догадкам, вере, стереотипам постепенно приходит необходимость и желание смотреть на мир через призму цифр, формул, гипотез, теорий.

Научное мировоззрение призвано разложить по полочкам те официально подтвержденные сведения, которые оно имеет о мире. При этом личностное отношение к этим сведениям во внимание не принимается. Наука лишь констатирует те факты, которые ей удалось обнаружить исходя из текущих познавательных возможностей человечества. Все остальное значение не имеет.

Художественное

Этот тип мировоззрения упоминается не всегда, но я все-таки считаю, что его стоит выделять в обособленный вид. Ведь в отличие от всех перечисленных выше систем взглядов только художественное мировоззрение на первый план выносит представления о красоте и гармонии, чувственное творческое начало, а также эмпатию как умение сопереживать тому, что видишь, что творишь.

Историческое

С течением времени восприятие и понимание мира у людей меняются. В итоге, мы можем говорить об исторических эпохах, социально-культурные особенности которых накладывали отпечаток решительно на все аспекты человеческой жизнедеятельности.

Например, во времена Античности люди стремились познать и приблизить эстетический идеал. Красота, гармония, природное начало, философия имели первостепенное значение. Заложенные в те времена принципы, оценочные методики (например, в архитектуре) используются и по сей день.

Пришедшие на смену мрачные и тяжелые Средние века выводят на первый план религию, весомость которой приобретает в некоторых регионах по-настоящему устрашающие формы.

Но, слава Богу, время не стоит на месте, и наступает очередь прекрасной и богатой во всех смыслах слова эпохи под названием «Возрождение».

Ценности, каноны античности начинают постепенно возвращаться. Вновь во главу угла ставится человек, его потребности, особенности. За этим, как логичное продолжение, приходит Новое время, в котором ключевое значение приобретает его величество наука.

При этом современный мир можно охарактеризовать как «многомировоззренческий», и в этом, пожалуй, и состоит один из его главных плюсов. Человек наконец-то получил свободу выбора. Словно жонглер в цирке, он может перебирать имеющиеся системы взглядов, комбинировать их и трансформировать по своему желанию. Что сказать - красота!

В завершении это раздела хочется подчеркнуть, что, несмотря на прослеживаемый хронометраж, дать четкие временные рамки каждой форме мировоззрений нельзя. Да это и не требуется, ведь, как уже было отмечено, наша цель - понимание того, что может дать нам такое явление как мировоззрение в контексте тайм-менеджмента.

Сводная таблица

Обобщим вышесказанное в компактной форме.

Типы мировоззрения На чем основывается Что порождает
Мифологическое Вера, догадки, страх, чувственное восприятие мира Суеверия.
Религиозное Вера, логика, страх, уважение, системность, познание Догматы, каноны.
Обыденное Опыт, традиции Стереотипы, общепринятые схемы поведения.
Философское Познание, анализ Систему знаний о развитии мира и общества, мышлении и самом познании как таковом.
Научное Объективность, логика, знание, доказательство, истина, факт Научные дисциплины; гипотезы, теоремы.
Художественное Красота, гармония, идеал, чувственность Творчество; произведения искусства.
Историческое Время, перемены. Различие исторических эпох в культурном, этическом, социальном и пр. планах.

Для того чтобы добиться личностной гармонии, стать человеком, жизнь которого полна целей и свершений, а также чтобы достичь успеха в тайм-менеджменте, мы должны понимать, каким мировоззрением руководствуемся, из каких составляющих оно складывается. Иначе можно бросаться из одной крайности в другую, каждый раз отклоняясь от желанного пути.

Еще больше информации на тему статьи вы найдете в и статье. Ну, а практическая помощь, как и всегда, вас ждет на моем авторском . Сейчас самое время записаться в число участников программы!

Чтоб не пропустить новые материалы подписывайтесь на рассылку новостей блога, делитесь информацией с друзьями, пишите комментарии.

А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности .

До новых встреч. Ваш Юрий Окунев.

Введение: что такое философия

Мировоззрение

Истоки философии

Философское мировоззрение

Проблема научности философского мировоззрения

Предназначение философии

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное - необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно и нечто большее - широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением .

Для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Понятие мировоззрения

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных "составляющих". Понятно, речь идет не об их механическом соединении. Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их "сплав". И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты, "слагаемые" мировоззрения?

В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору - в этом отношении - может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или "многоученость", которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, "уму не научает". Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.

Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны.

При этом знания и ценности во многом "полярны": противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

Школа Юрия Окунева

Добрый день, друзья! Считаете, что философия - удел бородатых дедушек-профессоров из маститых ВУЗов? Не спешите с выводами! Философией пропитано решительно все, что имеет отношение к жизнедеятельности человека. В том числе, и наш многоуважаемый , который напрямую связан с таким философским понятием как мировоззрение. Итак, сегодня обсудим мировоззрение что это, «с чем его едят» и каких целей помогает достичь понимание себя в этом ключе?

Термин «мировоззрение» звучит весьма солидно, и кому-то может показаться слишком заумным. На деле же все достаточно просто. О том, что такое мировоззрение, определение в словаре гласит примерно следующее: «это система взглядов на окружающий мир, других людей и себя самого».

Объясню простыми словами. Представьте, что каждый из нас смотрит на мир через изготовленные на заказ очки того или иного бренда. При этом можно сказать следующее:

  • У каждого будут совершенно особенные очки, ведь все изделия авторские, единичные. Хоть в чем-то, да обязательно найдется какая-то неповторимая черта.
  • У людей, заказавших очки в одинаковых фирмах, данные аксессуары будут иметь схожие черты.
  • Различие в характеристиках изделий будет отражаться на том, что именно мы видим, в каких цветах, в каком масштабе, под каким углом и т.д.
  • Тот факт, какие именно очки заказать и где, зависит от целой кучи факторов. Уровня ваших доходов; актуальных модных тенденций; традиций, принятых в конкретной социальной/культурной среде; личных вкусовых пристрастий владельца и того, что считается красивым непосредственно в его семье и пр.

Именно такими «очками» и является мировоззрение. У каждого человека оно уникально. У людей из одинаковых социальных/культурных групп очки мировоззрение в чем-то схоже. На то, под каким ракурсом мы смотрим на мир, влияет огромное количество внутренних и внешних факторов.

С понятием мировоззрения, вроде как, разобрались. Теперь давайте поговорим о том, зачем нам, собственно, вообще возиться с этой философской мутотенью. А смысл здесь заключается в том, что именно от ваших взглядов на собственную персону и на происходящее вокруг и зависит весь ваш жизненный путь.

Понимание, что есть добро и зло. Представления об идеальных отношениях, любви, успешной карьере, материальном благополучии, творческой самореализации. Мечты и стремления, страхи и предрассудки. Все это формируется именно в рамках мировоззрения. Поэтому чрезвычайно важно как можно лучше изучить данное понятие и начать применять полученные знания на практике!

Функции мировоззрения и его формы

Говорить о мировоззрении можно часами, но нам такой вариант не подходит, ибо наша цель усвоить базис. Поэтому вкратце пробежимся по основным нюансам.

Какую миссию несет на себе система взглядов на мир?

Их несколько. Мы выделим основные.

  • Поведенческая. Нашими действиями напрямую руководят те взгляды, цели и принципы, которые образуются в рамках формирования мировоззренческой картины мира.
  • Познавательная. На протяжении всей жизни мы изучаем окружающий мир и регулярно пополняем копилку своих знаний новыми открытиями, эмоциями. В итоге, постоянно корректируется и сама система взглядов.
  • Прогностическая. Располагая некоторым опытом и информацией о мире, мы можем строить догадки о дальнейшем течении жизни. В частности, о том, что будет происходить с какой-то небольшой социальной группой (например, коллективом на работе) или даже целой страной. Плюс, мы строим планы относительно себя самих и близких нам людей.
  • Ценностная. Мировоззрение определяет набор личностных ценностей. Что для нас хорошо, а что плохо? Что можно, а что никогда нельзя? В чем смысл нашего существования? Как расставить приоритеты? На основе этих убеждений мы выстраиваем план жизни, на них же опираемся при принятии различных решений.

Ну, что? Разговоры о мировоззрении все еще кажутся вам бестолковой тратой времени? Вы все еще убеждены, что это философская ерунда, которая не имеет к вам никакого отношения, а потому совершенно не нужна? В таком случае перечитайте список функций еще раз!

Типы мировоззрения

С течением времени эпохи сменяли друг друга. Человек, общество развивались, а потому менялись и некие общие мировоззренческие тенденции. При этом старые принципы «воззрений» в большей или меньшей степени также сохранялись. В итоге, сегодня можно говорить про несколько разновидностей систем взглядов, которые так или иначе представлены и в современном мире. Разберем их, чтобы еще лучше понять, что значит мировоззрение.

  • Мифологическое.

Оно стало следствием недостаточности знаний человека о мире. Ему свойственно отождествление различных природных процессов с теми или иными полуфантастическими или полностью сказочными образами. Присвоение природе характеристик живого существа.

Несмотря на оторванность от объективных факторов, подобная система взглядов присутствует и сегодня. В частности, в виде различных суеверий. Например, мы обходим стороной черных котов. Трижды стучим по столу и плюемся, чтобы прогнать прочь негатив. Навязываем невестам необходимость в день свадьбы надевать на себя что-то новое, что-то синее и что-то заимствованное. И так далее.

  • Религиозное.

Это фактически более продвинутый уровень предыдущего мировоззрения. Ему свойственна большая осмысленность, реалистичность и привязка уже к конкретным морально-этическим нормам. Теперь человек не просто стремиться делать что-то по правилам, дабы не разгневать высшие силы. Он еще и пытается быть хорошим, вносит в свой список идеалов важнейшие общечеловеческие ценности - доброту, любовь, умение прощать, стремление помочь нуждающимся и т.д.

  • Обыденное.

Тип взглядов, который, наверное, был всегда. В его основе - простой житейский опыт, чувства и здравый смысл. Плюс, сюда же подключаются всевозможные стереотипы и предрассудки; традиции, принятые в конкретном обществе, отдельной семье. Колоссальное воздействие оказывают и сторонние факторы в виде СМИ, литературы, кино.

  • Философское.

По мере расширения представлений о мире у человека появляется необходимость анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи и делать на основе полученных данных выводы. Он пока еще руководствуется субъективным познанием, делая акцент то на материальной стороне вещей, то на их духовной составляющей мироздания. Но все же ищет, всматривается в мельчайшие детали и размышляет, пытаясь выявить истину.

  • Научное.

Прогресс не стоит на месте. Поэтому в какой-то момент общество начинает отходить от своих чувственных представлений и пространных философский теорий, отдавая предпочтение жестким фактам. Конкретность, максимальная объективность, практичность, мощная доказательная база - все это выходит на первый план. Ура!

  • Историческое.

Под этим понимается то мировоззрение, которое привязано к какой-то конкретной эпохе. Например, античность отличалась своими высокими эстетическими идеалами. Чтились науки и философия. Люди того периода искали формулу идеальной гармонии и красоты. А вот во времена Средневековья во главу угла ставилась религия, инакомыслие жестоко каралось, было явное стремление к простейшим плотским удовольствиям. И так далее.

  • Художественное.

Весьма специфический вид мировоззрения. Он встречался во все времена - среди тех людей, которые пытались даже самые простые вещи воспринимать как чудо природы. Они восхищались красотой и гармонией мира, стремились создавать рукотворные вещи, которые бы отражали это великолепие. Художественное мировоззрение свойственно всем по-настоящему творческим людям.

И что в итоге?

Как видите, все виды «воззрений» на мир очень разные. Каждый имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому так важно в формировании своих собственных взглядов на жизнь не зацикливаться на какой-то одной системе.

Важно грамотно сочетать между собой мировоззренческие принципы, отсылающие к духовности и чувственности, с теми, что делают акцент на практичности и объективности. Каждый элемент при этом чрезвычайно важен. Только в этом случае можно будет говорить о гармоничном развитии личности.

Вообще, принято разделять два кардинально разных уровня мировоззренческих систем:

  • Обыденный. Это взгляды, которые имеют под собой основание в виде накопленного лично нами или целыми поколениями наших предшественников опыта. Взгляды, которые опираются на традиции, культурные ценности, общественные идеалы, устоявшиеся убеждения. Безусловно, они не лишены смысла и рациональности. Однако их совершенно недостаточно для того, кто стремится расширять грани своего сознания, устранять поставленные другими рамки. Для того, кто идет по собственному пути.
  • Философский. На этом уровне человек начинает критически оценивать все те знания, которые накопились цивилизацией. Он допускает потенциальную ошибочность некоторых представлений, и старается выявлять эти нестыковки. Делается это ради формирования максимально эффективного, реалистичного и полезного мировоззрения.

«И всё-таки, как применить это на практике?» — спросите вы.

До новых публикаций! Всегда ваш, Юрий Окунев.

Мировоззрение - это система человеческих представлений и знаний о мире (см. ) и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности (см. ). Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью - природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её рефлексивное понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. В то же время мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеалами, убеждениями, ценностями других людей и сообществ и выступает как социокультурное образование.

Мировоззрение - относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от обыденного наличного опыта человека, будучи связанной с потребностями, целями, интересами, с его окружением. Вместе с тем, оно предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. То есть мировоззрение по сути своей метафизично. Оно предстаёт в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения сочетаются воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе (см. ).

Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII века в сочинениях немецких философов-романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Г. В. Ф. Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Сочинения, т. 4. - М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Сочинения, т. 12. - М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Сочинения, т. 14. - М., 1958, с. 192). Таким образом, Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение - это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил различие между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как разл. типами мировоззрений. М. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания:

  1. знание ради господства;
  2. знание в целях образования человека;
  3. метафизическое знание, или «знание ради спасения».

Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении - основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведён от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и так далее. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того - индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие).

Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют мировоззрение религиозное, естественнонаучное, социально-политическое, философское. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое, мифологическое и другие, а также различные частные и смешанные их типы. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку здесь имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: здесь речь идёт о реальности - природной или социальной, которая получает своё обобщённое теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий - универсально-синтетический, то есть охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.

Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Всякое мировоззрение очевидно складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и так далее. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишённой объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и так далее; это - активная позиция за или против каких-то других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют:

  • сущность природных и социальных явлений;
  • заинтересованные отношения людей к определённым явлениям;
  • обобщения, которые по-своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества.

Мировоззрение, базирующееся на науке (см. ), предполагает приоритет мира над человеком, или «действительности самой по себе». Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его интересы и волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки - достижение истинного знания о действительности. Её эмпирический базис - наблюдение и эксперимент, осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится устранить из результатов его научного поиска. Сушности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры «очищения» сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается. Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт, а научное мировоззрение стало ядром формирования мировоззрения общества. Научное мировоззрение выражается научным языком, который строго определён, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности. Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного мировоззрения. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание; для естествознания вплоть до конца XIX века было характерно механистическое мировоззрение; в последнее время заявляет о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления. Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики XX века) подчёркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность» (Собрание научных трудов. - М., 1967, т. 4, с. 142). М. Планк в докладе «Физика в борьбе за мировоззрение» подчёркивает: «Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы» (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttgart, 1949, S. 285). На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде научной картины мира (см. ) - высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через её фундаментальные проблемы и принципы. Научная картина мира выражает степень и форму постижения человеком мира и менно через неё наука соотносится с другими типами мировоззрения, выступая как культурный феномен.

Философское мировоззрение, которое развивается в рамках философии (см. ) претендует на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». В этом смысле метафизическая позиция находит в философии своё наиболее адекватное выражение и воплощение. Философия изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем и науке, хотя во многом опиралась на них. Зародившись, фактически, вместе с другими видами мировоззрения, которые возникали с распадом древней мифологической картины мира, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. При этом проблемы философии принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское мировоззрение является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нём исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она даёт оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Таким образом, философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия - в сферу философского обобщения - и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов мировоззрения.

В целом, мировоззрение, в особенности его научные, философские, социально-политические и религиозные формы, играет значительную организующую роль во всех сферах общественной жизни.

Похожие публикации