Орнамент как основа декоративно графической композиции. Виды построения орнаментов. Схемы построения сетчатого орнамента

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

На тему:

"Стилизация растительных форм в орнаменте "

Полищук Ольга Вениаминовна

Преподаватель ДХШ № 1 им. Н.П.Шлейна.


Кострома 2015 г.

" Искусство это абстракция, извлекайте ее из природы, фантазируя на ее основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате".

Ленточный орнамент на Руси

Интересно отметить, что трех - и четырехкратные формы были также включены в архитектуру в позднюю античность, романтизм и готику. В исламском искусстве есть несколько декоративных мотивов, которые можно использовать в качестве украшений. К ним относятся украшения, такие как арабеска, завоеватель, эпиграфический орнамент. В этом искусстве был также декоративный мотив разноцветных арок.



Растительный орнамент, полученный из древнего искусства. В исламском искусстве существовала также сильно стилизованная форма.


Эпиграфический орнамент - декоративный мотив, основанный на стилизованных, ритмических письмах. Эта тема была разработана в искусстве ислама и была основана на эллинистических мотивах.

Поль Гоген

Содержание

1. Пояснительная записка. Понятие орнамента и его виды.

5. Конспект урока на тему: "Стилизация растительных форм в орнаменте на уроках декоративной композиции".

6. Список литературы.

7. Творческие работы учащихся ДХШ.

8. Список дипломов городских, областных, региональных, международных выставок-конкурсов.

Это был популярный мотив в Европе в эпоху Возрождения, особенно в искусстве и ремеслах.

На сегодняшнем посту мы представим украшения, созданные в искусстве Древней Греции, Рима, Византии и Северной Европы. Украшение в Древней Греции. Декоративное греческое искусство наиболее заметно в архитектуре и декорировании сосудов. Приведенные примеры касаются двух основных областей искусства, поскольку картина этого периода не сохранилась. В Древней Греции появились геометрические орнаменты, основанные на простых фигурах, таких как спираль, зигзаг, меандр или волна.

1. Пояснительная записка

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир.

Виды и средства орнамента

Как любопытство, можно сказать, что волнообразный орнамент был известен под другим именем - «бегущая собака». В Древней Греции было разработано специальное украшение, известное как «кимитация». Это непрерывный орнамент в виде полосы стилизованных листьев, которая происходит в архитектуре, живописи и художественном мастерстве. Кимиты, присутствующие в архитектурном оформлении, были украшены различными элементами. Самыми простыми были геометрические или цветочные декорации. На более поздних этапах развития этого искусства появились растительные мотивы, сделанные из индивидуальных мотивов, таких как листья или цветы, которые связаны друг с другом в непрерывной полоске декорации.

Литература об орнаменте может быть обширною. Текст во всех произведениях носит второстепенную роль. Я пришла к убеждению, что нужно рассказывать об орнаменте на уроках композиции, что давало бы ученику понятие о его главных формах. Более коснусь растительного орнамента. Я назвала свою работу " Стилизация растительных форм в орнаменте", в ней хочу показать каким образом растения можно преобразовать в художественную форму.

Примерами таких украшений являются акант, фестон, палитра и розетка. Есть украшения с фигурными мотивами, такими как маска. В искусстве этого периода были украшения из животных украшений, а также украшения, используемые ранее в архитектуре, такие как астрагал, гвоздика или бусины.

Схемы построения сетчатого орнамента

Ниже приведены некоторые украшения и способы украшения в греческом искусстве. Этот орнамент был разработан в древний период. В последующие эпохи он принимал различные формы - от простой формы, которая представляла реальные формы растения, через возвышенную форму, существующую в барочном искусстве, до уменьшенных форм, таких как сухая аканта. Происходит из стилизованного овощного ореола, который использовался в древности.

Известно, что природа и искусство тесно взаимосвязаны. Живопись и скульптура основаны на более или менее прямом подражании природе. Орнамент точно также основан на подражании природе и, действительно, для орнамента имеется масса первообразов в природе.

Первообразом для орнамента служат растения, животные, люди и художественные произведения человеческого труда. Каким же образом художник должен преобразовать образец, взятый из природы, в такую форму и цвет, который, в виде орнамента, мог бы соответствовать своему назначению? Что же такое орнамент в сравнении с первообразом в природе? Это есть украшение, исполненное человеческой рукой, преобразованное его фантазией.

Декоративный мотив в виде висит по бокам, свисающий с букетом цветов, состоящий из листьев, цветов и фруктов. Это также термин для ткани, которая приостановлена ​​таким образом. Часто фестонами подвешивают на опухолях и привязывают лентой или луком. Этот орнамент использовался в древних, ренессансных, манерных, барочных и классицистических декорациях.

Используется как один декоративный узор или как непрерывный ремень. Бычьего декоративного мотива, часто символического - как символ жертвенного животного, обычно вырезанного, в основном используемого в римской архитектуре. Этот орнамент появился в более поздние времена в эпоху Возрождения и классицизма.

Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Орнамент в виде сплошной декоративной полосы, состоящей из прямых, падающих под прямым углом. Есть несколько видов этого украшения, среди прочих. перекрывающимися линиями или пронизывающими или уменьшающимися линиями. Астрагал - это украшение в виде непрерывной декоративной полосы, состоящей из полупрозрачных бусинок или дисков, отделенных друг от друга. Первоначально это было архитектурное украшение и обычно помещалось между стеблем колонны и головой или как украшение основания.

Декоративное искусство в греческом искусстве. У этого существа есть тело льва, крыльев и головы хищной птицы. Мотив был помещен в архитектуру, живопись и мастерство. Противоречивая система - это декоративное фигурное или декоративное устройство с элементами, противоположными друг другу с обеих сторон оси симметрии. Он состоит из центральной и боковой или боковой стороны. Возникает как замкнутая система или как звено непрерывной системы. Часто используемый в античности, он играл значительную роль в средневековом искусстве церкви, а также в эпоху Возрождения или неоклассического орнамента.

Орнаменты могут помещаться в различных местах, причем характер орнамента должен сообразовываться с характером той части объекта, которую он украшает. Таким образом, орнамент(украшение)- это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов -растительных или животных мотивов, и предназначенный для оформления разнообразных вещей(предметов быта, мебели, одежды, оружия и т.д.), архитектурных сооружений.

Геральдика - это неправильно используется для декоративных элементов, установленных в антитромной системе. Часто эти мотивы стилизованы на частях, образованных из гербов, таких как ходячий лев, включенный в профиль. Древний Рим и Византия, которые были наследниками древнего искусства, не разрабатывали новые орнаменты, а использовали известные греческие картины. Как упоминалось в предыдущей записи, римские украшения были чрезвычайно красочными.

Гротеск - это орнамент, состоящий из растительных венков, в которых переплетаются декоративные, фигурные и животные мотивы, фрукты, цветы, панорамы, архитектурные элементы или фантастические вещи. Он также появился в более поздние периоды в виде отдельного декоративного мотива или в сочетании с другими украшениями. В византийском искусстве появляются вышеупомянутые украшения и мотивы. Новый орнамент - это геометрический орнамент, который, несмотря на его простую форму, чередуется в формы, похожие на меандр.

В зависимости от мотивов (мотив- часть орнамента, его главный элемент), орнаменты делятся на несколько групп: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.

Среди украшений, которые можно увидеть в сохранившихся византийских и ранних христианских церквях, - звезды, розетки, цветы, стилизованные растительные урны и простые геометрические украшения. На севере Европы кельтское и германское искусство было самым популярным геометрическим орнаментом, в частности спиралями и чрезвычайно сложными косами.

В искусстве каждой эпохи существовали различные орнаменты, которые в более поздние времена использовались в неизменной или слегка модифицированной форме. Украшения появились практически во всех областях искусства - живописи, архитектуре, мастерстве, скульптуре и рельефе.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. д. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно - обобщенно. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Украшения, используемые в древнем искусстве, были чрезвычайно красочными, а цвета контрастировали. Эта разнообразная цветовая схема появилась в египетском, критском, греческом и римском искусстве. В настоящее время мы знаем несколько примеров сохранившегося декоративно-окрашенного декора, так как больше объектов разрушено со временем из-за атмосферных или человеческих опустошений. Консервированных ансамблей орнаментов мало и исходит из разных периодов в искусстве, таких как украшение дворца на Кноссе или картина Помпеи или Геркуланума.


Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.


Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.





Украшение в Древнем Египте. Это искусство было основано, в частности. на иератической основе, центробежную перспективу и конкретное представление человеческой фигуры. Художественная деятельность в то время была неразрывно связана с религией и гробницей. Отклики этих влияний видны, среди прочих. на пути строительства дворцов и их украшений. Украшение, существующее в искусстве Древнего Египта, в основном относится к растительным мотивам, таким как папирус или лотос. Эти элементы обычно появлялись в оформлении столиц колонн, которые были размещены во дворцах, храмах и гробницах.

Тератологический орнамент. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека, могут одновременно иметь признаки разных животных или животного и человека-русалки, кентавры, сирены.



Интересно отметить, что папирус, найденный в дельте Нила, был символом Нижнего Египта в древности. Другие орнаментальные мотивы включают, среди прочего. Тема распространения крыльев птиц, связанная с религией, а именно образ богини Маат. Декоративные мотивы, такие как скарабеи и кобры, также использовались в антитромной системе.

Общим мотивом, который появился вместе с украшениями, были сфинксы. В дополнение к этим методам декорирования также использовались геометрические орнаменты на основе простых форм, таких как треугольник, прямоугольник, круг или квадрат. Украшение в критском искусстве.

Каллиграфический орнамент . Состоит из отдельных букв или элементов текста, иногда в сложном сочетании с геометрическими или растительными элементами.



В Эгейской культуре, в которой развивалось критское искусство, существовали растительные и геометрические орнаменты. Декоративные мотивы включают рога и львы, лилии и животных.

Геометрические украшения были, как и в египетском искусстве, простыми формами, которые образовывали декоративные полоски.




В следующей записи мы представим украшения в Древней Греции, Риме, Византии и украшениях, которые используются в искусстве Северной Европы. В последующих статьях мы представим и обсудим орнаменты, которые появились в пьесе. Человек украшает вещи вокруг него с самого начала своего существования. Первоначально орнамент был геометрическим, и со временем эти простые мотивы были преобразованы в более сложные формы.

Геральдический орнамент . В качестве мотивов используют знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения-щиты, оружие, флаги



Не редко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным.


По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе(фризы), в квадрате, в круге, в треугольнике(розетты).

Существуют три типа: линейные, ячеистые, замкнутые орнаменты.

Линейные орнаменты - это орнаменты в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый или раппортный орнамент - это мотив, который повторяется и по вертикали и по горизонтали,это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт -это элемент орнамента, его главный мотив.




Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольник, квадрат, круг. Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Орнамент может быть симметричным или ассиметричным .

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.



2.Цели и задачи методической работы и обучения стилизации на уроках декоративной композиции.

В современной России серьезную роль в обучении детей и подростков играет система дополнительного образования, главное предназначение которого- мотивация ребенка к познанию и творчеству.

В художественной школе речь идет не только о приобретении базовых знаний и навыков изобразительной грамотности, но и о развитии творческих способностей.

Занятия в художественной школе должны научить детей последовательно и грамотно вести творческую работу, развивать способности образно мыслить и уметь видеть и отражать интересное, важное, удивительное. Для этого педагог включает ряд методических приемов на наблюдение, ассоциации, эмоции, которые побуждают ребенка к определенным переживаниям. Разнообразные формы, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Задача педагога- сохранить качества, характерные для детей: свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность процессом изображения.

В основу всей работы должно быть положено стремление воспитать у учащихся способности не только изобразить действительность, но и выразить свое отношение к ней, то есть создать художественный образ.

Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают с красками и другими материалами, должна быть продуманной. Педагогу нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения, способны выразить цвета как таковые, их градации и сочетания. Этому помогает "технология эмоционального настроя". Она предусматривает различные приемы: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых моментов, прослушивание музыки, текстов и т.д.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые разнообразные материалы помогают не допустить однообразия и скуки. Все это развивает воображение, эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связей между миром изображения и миром чувств и эмоций. Работы получаются разные, но у всех творческие.

По истечении многих лет педагогической практики понимаешь, что научить рисовать ребенка - это довольно увлекательный, напряженный, творческий путь. Ребенок, пришедший в школу, изначально просто горит желанием научиться: он внимателен, сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто "огорошить " теорией изобразительной гра

моты, сложными понятиями и выражениями. Поэтому все зависит от учителя.

Типовые программы преподавания направлены в основном на обучение академическим принципам и задачам и не содержат материала для развития творческих способностей, не знакомят с новыми технологиями, техниками и приемами.

В современном мире школам дополнительного образования необходимо постоянно показывать высокий уровень деятельности, участие в различных конкурсах, выставках обязывает изучать новые художественные материалы, современные техники и приемы работы. Это, в свою очередь, ведет к тому, что появляется потребность перестраивать свою работу.

Методическая работа составлена с учетом тенденции в изобразительном искусстве нашего времени. Задачи методической работы:

    Расширить и обогатить знания и представления детей в области изобразительной грамоты, цвета, формы.

    Развить эстетические способности, формировать художественный вкус учащихся.

    Научиться применять метод демонстрации и прием наглядности в обучении(невозможно проводить занятия без таблиц, моделей и рисунков).

Цели и задачи обучения стилизации.

Цели:

    Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими в процессе освоения программы стилизации, умений и навыков воплощать свои замыслы в художественные формы.

    Помощь в формировании мировоззрения ребенка, воспитании художественно-образного мышления, вкуса, восприятия красоты в природе.

    Выявление одаренных детей в области декоративной композиции их дальнейшее творческое развитие.

Задачи:

    Знакомство с приемами стилизации.

    Научиться стилизовать растительные формы разными способами.

    Научиться применять графические приемы в стилизации.

    Научиться навыкам самостоятельной работы с эскизами.

    Приобретение учащимися опыта творческой деятельности.

3. Декоративно-прикладное искусство, стилизация в орнаменте.

Художники декоративно-прикладного искусства во все времена уделяли большое внимание изучению различных форм растительного мира и их изображению на предметах быта: посуде, тканях, изделиях из дерева и другое.

Народные мастера создавали на плоскости или на объемной форме совершенно различные образы растительного мира, исходя из своего видения и сообразуясь со своим вкусом. Цветы и растения могли ими изображаться как в виде линейного рисунка, так и в виде сложной пространственной формы. Это зависело от степени стилизации природного мотива. Художник не использует мотивы природы для украшения предметов без какой либо степени стилизации. Стилизация, преобразующая реальный облик изображаемого, всегда достигается его обобщением. Цель стилизации- представить обобщенный и упрощенный образ изображаемого предмета, сделать мотив более понятным, максимально выразительным для зрителя, при этом, что важно удобным для исполнения художником. Материал, на котором будет исполнено изображение и место, отведенное для декора, заставляют художника выбирать те или иные варианты стилизации.

Растения- цветы, листья, плоды могли быть упрощенно стилизованы, переданы в натуралистической манере или их изображение могло быть усложнено. Листья изображались как масса листвы, иногда отдельно как лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции. Цветы были излюбленным мотивом, например, лилия в эгейском искусстве, роза в готическом, лотос и лилия в искусстве Египта, хризантема в Японии и др.

В 18 веке мастер сам придумывал изделие и сам исполнял его до последней операции. При создании орнаментального рисунка он всегда ориентировался на наглядный канонический образец. Крупные мастера эпохи Возрождения в Италии изготавливали рисунки для шпалер, тканей, керамических изделий. Изобразительные мотивы этого периода отличаются реалистичностью и праздничной цветовой гаммой.

В начале 19 века в Европе возрастает интерес к растительным мотивам. Изображение растений становится отдельной темой в искусстве. Получают широкое распространение художественно-промышленные школы. Обслуживание быстро развивающегося производства изделий, украшенных орнаментом, привело к появлению первых методов изображения различных мотивов, таких как метод "определения совершенных форм растений" и стилизация натурных зарисовок растений под орнаменты прошлого. При этом сохранялось копирование рисунков- образцов. Этот метод относится к классическим и существует в первой половине 19 века. Он был основан на применении в качестве орнаментального мотива идеализированной формы растения или его части, полученной в результате творческого обобщения природных форм. Растительная форма, согласно методу"совершенных форм" трактовалась художником с учетом орнаментов прошлых веков и определенных законов построения художественного изображения растений. Под творческим обобщением в нем понималась элементарная стилизация- схематизация на основе схожести очертания цветка, листа, плода с различными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг и т.д.).

Ко второй половине 19 века большая часть произведений прикладного искусства была перенасыщена растительным орнаментом, что вызывало повторы наработанных ранее мотивов. Надежды на обновление орнаментальных мотивов стали связывать с нараставшим движением "возврата к природе". Появляются задания по рисованию растений с натуры.

В Германии и Австрии издаются книги и пособия по рисованию и стилизации растений, в частности: "Цветы и орнамент" Карла Крумбольца, "Растения в искусстве" Иосифа Риттер фон Штока, "Рисование растений стилизованных и натуральных" Иоганна Штауффагера, "Формы растений. Образцы и применение растений в орнаменте" Меурера.

Делали зарисовки двух видов. Первый вид охватывает зарисовки групп растений с сохранением всех случайных ракурсов, пропорций, окраски. Второй вид отличается тем что, ракурсы для изображения растений выбираются с учетом большего выявления особенностей. Работа идет с большим анализом конструкции и прорисовки. Орнаментальность достигалась уплощением натурного изображения за счет введения контура одной толщины, ровной заливки цветом, без передачи светотени.

Совместить в едином методе все накопленные достижения удалось М. Меуреру. Курс сравнительного изучения растительных форм Меурера включал: теоретическое изучение основ ботаники, рисование растений с натуры, рисование гербария, копирование прошлых орнаментов. Затем ученики могли переходить к видоизменению естественных растительных форм в художественные на основе своей фантазии. При этом в процессе трансформации форм растений нужно было думать не только о красоте, но и учитывать материал в котором будет выполнен орнамент, а сами растения, цветы и листья, должны быть узнаваемы.

Таким образом, цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира.

4. Принцип стилизации растительных форм. Понятие стилизации.

Так что же такое стилизация? Термин «стилизация» приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве.

Стилизация это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительном только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления учащихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с композицией, цветоведением.

Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом учащимся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление.

Понятие стилизации и стиля

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией .

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная , не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная , в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

Стилизация природных форм

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него.

Например, колючий чертополох отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст и разные тональности

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность .

Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Выделим основные требования к зарисовкам природных форм:

    Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного его силуэта, ракурсных поворотов.

    При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

    Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

    Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.


Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов.

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель - превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях.

Конспект урока на тему: "Стилизация растительных форм в ленточном орнаменте на уроках декоративной композиции".

Тема занятия : «Стилизация растительных форм в полосковом орнаменте»

Цели занятия:

Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями стилизации растительных форм, раскрыть понятие «стилизации», рассказать все об орнаменте , его видах. Освоение стилизации как способа переведения внешних форм растений в орнаментальные мотивы.

Организация ленточного орнамента, состоящего из растительных мотивов, полученных в процессе стилизации.

Развивающая: способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав на уроке условия для выбора творческого решения своей композиции растительного мотива, расширение кругозора и знаний обучающихся в области декоративной композиции.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства любви к искусству, формировать чувство композиции, прививать аккуратность при выполнении работы.

Задачи:

1.Закрепить понятие "орнамент".

2. Дать понятие о стилизации.

3. Изучить строение растительных форм.

4. Обучить стилизации данных растительных форм с помощью средств графического выражения.

5. Закрепить понятия симметрии, ассиметрии.

6. Развитие чувства ритма.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Этапы работы:

1. Проанализировать строение данной растительной формы(в каких геометрических фигурах она может быть представлена в изображении).

2. Стилизовать данную растительную форму с помощью средств графического выражения:

    Создать линейное изображение орнаментального мотива, взяв за основу геометрические элементы(фигуры).

    Создать на основе пятна изображение орнаментального мотива.

3. Используя полученное изображение, создать растительный мотив, который будет являться раппортом для ленточного орнамента (работа над эскизом).

4. Увеличить изображение орнамента. Орнамент ограничить 2-3 повторяющимися растительными мотивами(раппортами).

5. Выполнить изображение орнамента в цвете.

Ход занятия.

Сообщение темы, обсуждение цели занятия. Итак, сегодня тема нашего занятия: «Стилизация растительных форм в ленточном орнаменте ».

Цель занятия- познакомиться с особенностями стилизации растительных форм и применить полученные знания на практике. Сначала мы вспомним что такое орнамент и его виды, а затем перейдем к стилизации. Орнамент-это украшение. Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков. Орнамент является надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени, народу, стране.

Орнамент- это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов- растительных, животных мотивов и т.д., предназначенной для оформления разнообразных вещей(предметов быта, мебели, одежды, оружия, архитектуры).

В зависимости от мотива орнаменты делятся: геометрический, растительный, животный, антропоморфный и т.д. Мы с вами рассмотрим растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе растения: цветы, листва, плоды и т.д. По композиции орнаменты делятся на несколько видов: в полосе(что мы с вами будем делать), в квадрате, в прямоугольнике, в круге. Исходя из этого, разделяют три типа орнамента: линейные, ячеистые, замкнутые.

Линейные орнаменты- это орнаменты в полосе с линейным чередованием мотива.

Ячеистые орнаменты- это мотив, который повторяется и по вертикали и горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях.

Замкнутые орнаменты компонуются в прямоугольнике, квадрате, круге.

Рассматривая все эти орнаменты,мы замечаем, что природная форма, силой воображения с помощью условных линий, пятен превращается во что-то новое. Мы угадываем растение, хотя оно все же не такое как в природе. Существующая форма упрощается до предельно-обобщенной геометрической формы. Это позволяет много раз повторять мотив орнамента без лишних усилий. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, привело к плоскостности изображения. Вот это и есть стилизация- декоративное обобщение, упрощение, уплощение изображаемых объектов, с помощью изменения формы и цвета.

Как же природные формы превращаются в мотивы орнамента? Сначала выполняется зарисовка с натуры. Дальше- перевоплощение - переход от зарисовки к условной форме. Надо упростить, разложить изображение на простые геометрические формы. Это трансформация, стилизация мотива. Стилизация подразумевает отвлечение от несущественных признаков, заострение внимания на более значимых признаках, которые передают суть(напр. колючий чертополох). Из одной зарисовки можно создать разные орнаменты. Затем повторяя мотив, создается собственный неповторимый орнамент.

Предварительная эскизно - зарисовочная работа - очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции. Работа на уроке ведется в два этапа: в первом ученики делают зарисовку с натуры, а во втором переводят его в геометрическую форму. При это растение должно быть узнаваемым.

После того, как орнамент полностью изображен, начинаем думать о цвете. Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться. как и элементы формы. Они могут быть резкими, контрастными или мягкими. Контрастные сочетания создаются при употреблении цветов различных по светлоте, насыщенности. Наибольший контраст создается сочетанием черного со светлыми цветами. Более мягкое сочетание создает соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, теплые и холодные оттенки. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания разными оттенками одного цвета.



1.Пример как перевести зарисовку цветка с натуры в стилизованную геометрическую форму, на уроке декоративной композиции, не нарушая образ данного растения.

Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.

При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.


2. Пример, цветка Трандуна,стилизованного в разные формы, на уроке декоративной композиции. Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно ; однако любое растение при стилизации нельзя лишать узнаваемости (демонстративный материал- фотографии и рисунки с примерами стилизации растений).


При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.

Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям.

В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны.

Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.

Детские работы, сделанные на уроках композиции.





















Отношение к орнаменту в разные времена было неоднозначно. Так в XIX столетии он являлся предметом бурной полемики. В связи с развитием промышленности и применением новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял свое значение. Но в настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы и т. д.

Как считает Д. Сарабьянов: «Ситуация с орнаментом, создавшаяся в XIX веке, совпадает с той, которая образовалась в области синтеза. В реализме и импрессионизме господствовали станковые формы. Архитектура эклектики действительно обращалась к историческим орнаментам и охотно использовала их, но орнамент не жил в этой архитектуре, он механически насаждался, накладывался на стены. Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения».

Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно
напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн. Эта линия была названа «удар бича». Этот термин появился в результате узора на вышивке портьеры «Альпийские фиалки», созданного по рисунку швейцарского художника Германа Обриста. В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, кто-то из критиков сравнил эти изощренные линии с «яростными изгибами обрушивающегося бича». Воплощением новых стилевых направлений стал орнамент. Но «орнамент модерна не удовлетворялся ролью декоративного обрамления или заполнения пауз, ритмического аккомпанемента к основной теме. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную, капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести эту главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. ...По поводу модерна можно рискнуть заговорить и о «психологическом» орнаменте, непосредственно откликающемся на душевную жизнь определенного человека».


Таким «психологическим» орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения. Орнамент модерна активно входил во все виды искусства, часто «живопись и графика оказываются воспринимающей стороной, а орнамент — дающей».

Большую роль в орнаментализме модерна сыграл чешский художник Альфонс Муха
(Мюша). «Орнаментальная система Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами, обогащающими общий символ моментами графической непосредственности и психического автоматизма. ...При помощи изысканных графических средств Муха ведет глаз зрителя через всю сложную систему своих композиций, вводя его внутрь концентрического ядра и снова выводя его наружу, часто к какому-нибудь вещественному атрибуту» .

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др. Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы:ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста,
движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна — он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема. Одним из составляющих орнаментики ар деко стал геометрический узор. Большую роль в утверждении этого стиля в мировой художественной практике сыграла в 1925 г. Парижская выставка декоративного искусства и промышленности.

Сложное отношение к орнаменту складывается в XX в. — его то признавали и использовали в профессиональном искусстве, то отвергали. Активно творчески перерабатывали мотивы народного орнамента, использовали в современных
изделиях традиционные национальные декоративные мотивы. В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.

Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент. «...Орнамент организует вещи нашего практического мира. ...Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями... Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление... Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира».

Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо.

Текст :Ворончихин Н. С., Емшанова Н. А. "Орнаменты. Стили. Мотивы".

Иллюстрации :

Charles Mackintosh - The Wassail, 1900

Hermann Obrist- Der Peitschenhieb, 1895

Gustav Klimt - The Tree of Life, c.1909

Alphonse Mucha - Ivy

Aubrey Beardsley - J"Ai Baise Ta Bouche, Jokanaan, Illustration from "Salome" by Oscar Wilde, Pub. 1894

Alphonse Mucha - Zodiac le Plume

Рубрики:



Метки:
Похожие публикации