Материальная сфера общества. Iv. материальная сфера общества

Материальная сфера - это сфера функционирования произ­водства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-техниче­ского прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, об­мена деятельностью и распределения материальных благ.

Материальная сфера включает в себя:

Производство – распределение - об­мен - потребление материальных благ.

Материальная сфера выступает как экономическое пространство, в ко­тором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодейст­вие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотруд­ничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое созна­ние людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производ­ственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализу­ется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Данное понятие характеризует деятельность общества по производству материальных ценностей и находится в тесной связи с уровнем развитием производительных сил, а также с характером и содержанием общественных отношений. Каждому исторически определённому состоянию производительных сил соответствует свой способ производства.

Часть- элемент целого, а целое не просто сумма частей, но система, и во всяком целом есть структура как способ организации, органичность и уникальные способы взаимосвязи частей. Система структурного подхода позволяет их рассмотреть. Целое не тождественно сумме частей.

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.

Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики.

Роль принципа целостности в современном научном и философском анализе, а также в других формах осмысления действительности исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

  • 3) Агностицизм, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания сущности материального мира, закономерностей развития природы и общества.
  • 4. Исторические этапы развития мировой философской мысли. Основные философские принципы и исторические типы философствования.
  • 5. Особенности древнеиндийской философии и ее основные направления (астика, настика)
  • 6. Особенности древнекитайской философии и ее основные направления (конфуцианство, даосизм)
  • 7) Идея невмешательства человека в природные процессы.
  • 7. Античная философия: этапы развития и характерные черты. Первые греческие мыслители. Атомистический материализм Демокрита.
  • 8. Философия Платона
  • 9. Философия эпохи эллинизма
  • 10. Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры
  • 11. Особенности средневековой западноевропейской философии. Номинализм и реализм как направления средневековой философии.
  • 12. Филосфские воззрения Августина Аврелия.
  • 13. Особенности философии эпохи Возрождения, ее связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании.
  • 14. Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени.
  • 15. Рационализм в философии Нового времени.
  • 16. Субъективный идеализм в философии Нового времени.
  • 17. Философия французского Просвещения 18века её характерные черты.
  • 18. Особенности становления и основные черты немецкой классической философии.
  • 19. Философия и.Канта: субъективный идеализм и агностицизм.
  • 20. Философия г.В.Ф.Гегеля: объективный идеализм и диалектика.
  • 21. Философия л.Фейербаха: антропологический материализм и отношени к религии
  • 22. Условия возникновения и основные положения марксистской философии
  • 23. Этапы развития русской философии, ее основные черты.
  • 24. П.Я.Чаадаев, запаведники и славянофилы о путях развития Россия.
  • 25. Русская религиозная философия 2-й половины 19-20 веков.
  • 26. Философия русского космизма.
  • 27. Материалистическая традиция в русской философии конца 19 начала 20 веков.
  • 29. Особенности формирования и характерные черты западноевропейской философии.
  • 30. Философия экзистенциализма.
  • 31. Философия жизни как одно из направлений современной западноевропейской философии.
  • 32. Философия неопозитизма.
  • 33. Философия психоанализа.
  • 34. Религиозная философия Западной Европы 20века; персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм.
  • 35. Герменевтика как одно из направлений современной западноевропейской философии.
  • 36. Бытие и материя.
  • 37. Движение, пространство, время как способы существования материи. Основные формы движения материи.
  • 38. Отражение как всеобщее свойства материи, его формы в живой и неживой природы.
  • 39. Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.
  • 40. Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности профессионального самосоззнания врача.
  • 41. Проблема соотношения сознательного и безсознательного в психике человека.
  • 42. Познание как отражение действительности.
  • 43. Чувственное и рациональное познание их формы. Роль ЧиР познание в диагностическом процессе.
  • 44. Практика.
  • 45. Истина как философская категория.
  • 46. Наука.
  • 47. Особенности научного познания.
  • 48. Проблема научного метода. Эмпирические и теоритические методы научного познания. Специфические методы в медицинском познании.
  • 49. Диалектика, её исторические формы.
  • 3. Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях.
  • 4. Идеалистическая диалектика г.Гегеля (немецкая классическая философия).
  • 50. Законы диалектики.
  • 1)Закон единства и борьбы противоположностей.
  • 2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  • 3)Закон отрицания отрицания.
  • 51. Категории диалектики.
  • 52. Человек как биосоциальная целостность.
  • 53. Человек, индивид, личность. Структура личности.
  • 54. Проблема свободы и ответственности личности. Проблема девиантного поведение и его причины.
  • 55. Особенности социализации личности.
  • 56. Философские и медицинские аспекты проблемы жизни, смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни.
  • 57. Общество как саморазвивающаяся материальная система.
  • 58. Материально-производственная сфера общественной жизни.
  • 59. Социальная сфера общественной жизни. Соц.Структура общества. Виды.
  • 60. Политическая сфера общественной жизни.
  • 61. Экологическая сфера
  • 62. Духовная сфера
  • 63. Религия как форма общественной сознания. Роль религии в жизни современного общества. Религия и врачевание.
  • 64. Мораль как форма общественного сознания.
  • 65. Искуства как форма общественного сознания.
  • 66. Культура и цивилизация понятие и отличительные черты.
  • 67. Современная цивилизация.
  • 68. Глобализация и ее роль в жизни общества.
  • 70. Философско-этические проблемы в медицине (билэтика): Истоки и основные проблемы.
  • 58. Материально-производственная сфера общественной жизни.

    Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.

    Материальное производство характеризуется определенным способом производства , который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).

    Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.

    С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:

    В этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);

    Способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;

    Материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);

    - в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.

    59. Социальная сфера общественной жизни. Соц.Структура общества. Виды.

    Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.

    Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.

    Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры :

    Индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;

    Социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;

    Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

    Социальные институты . Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:

    Социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),

    Политические (*государство, партии),

    Социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).

    Основные виды социальных общностей :

    Социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);

    Социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);

    Социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;

    Социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);

    Социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).

    Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).

    Основные концепции социальной структуры :

    1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;

    2)теория социальной стратификации, основным понятием которой является «страта» – социальный слой, объединяющий людей, имеющих сходные показатели по 4 основным критериям социального неравенства: доход, власть, образование, профессиональный престиж. Изменение положения в системе стратификации получило название социальной мобильности, которая может быть вертикальной (восходящей или нисходящей), приводящей к изменению статуса, или горизонтальной.

    1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства.

    2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

    3. Экономические отношения и экономические интересы.

    I Мы уже знаем, что в ходе исторического развития выработалось наиболее широкое понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизнедеятельности. Деятельность это специфическая человеческая форма активного отношения к миру, это осмысление, изменение и преобразование этого мира согласно его потребностей.

    Главным элементом деятельности является человек (субъект), объект – все, на что направлены его действия (вещи, орудия и средства производства). Необходимым элементом всякого социального действия являются связи, отношения между основными факторами деятельности.

    Можно выделить 4 элемента: 1) люди (субъекты); 2) вещи (объекты); 3) символы (язык, звуковая и письменная речь, различного рода информация); 4) связи между ними (отношения).

    Общество – это единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Это большие и малые социальные группы, великие и незаметные личности, единство экономики и политики, науки и религии, морали и права, прошлого и настоящего. Это система со своими связями и отношениями, собственной структурой и логикой развития.

    Общество как целостная система обладает рядом свойств: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие и самодостаточность (способность собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия существования человека – это главное отличие общества).

    Следует выделить целый комплекс общественных сфер: материальную, духовную, социальную, политическую, где человек действует и проявляет свою сущность.

    В социальной философии для характеристики человека как производителя вводится понятие – «производство общественной жизни» - это создание людьми всех форм своей совместной жизни: материальной, духовной, производство самого человека как личности, как субъекта исторического процесса. Сюда включается вся непроизводственная сфера.

    Но особая роль в общественной жизни принадлежит материальному производству. Все, что есть в обществе – создано трудом, умом и творчеством человека. Жизнь без труда «позорна и несчастна, труд нужен как радость и молитва, как воздух» (К. Маркс). В трудовой деятельности человек становится сознательным, активным, познающим и созидающим предметный мир (свою человеческую культуру – вторую природу). Именно труд помогает нам понять историю людей как историю их индивидуального развития. Трудовая деятельность стала основным способом существования человека, его «визитной карточкой» в этом мире.

    Материальное производство – это сторона общественного производства, которая связана, прежде всего, с удовлетворением первичных потребностей. Без потребностей нет производства, оно было бы бесполезным и наоборот, без производства нет потребностей.

    Таким образом, оно выступает основой существования и развития общества не только в силу производства одних и рождения новых потребностей, но это и основная сфера приложения общественного труда, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг.

    Здесь формируются производственные отношения, которые составляют непосредственный базис социального развития человека и общества.

    Пока существует социальная действительность, ведущим мотивом ее производства будет выступать основной экономический интерес, определяемый типом собственности на средства производства.

    II Для исследования материального производства социальная философия вводит понятие «способ производства». Это помогает выяснить механизм функционирования и развития материального производства и его влияние на различные явления общественной жизни и общества в целом. Во-вторых, сложившиеся разделения труда и отношения собственности, определенное появление и развитие классов, социальных групп. Он во многом обуславливает политическую и духовную жизнь общества. Источником развития экономической жизни являются, прежде всего, экономические потребности человека и самого производства. Экономические потребности выступают как необходимость. Эти потребности расширяются, меняются качественно (закон возвышения потребностей). Рост потребностей стимулирует развитие производства, а оно в свою очередь, влияет на рост потребления – это важно учитывать на практике.

    Способ производства (СП) – это органическое единство производительных сил и производственных отношений, т. к. в процессе производства необходимо различать: что производится и как производится. Способ материального производства характеризует внутреннюю, всеобщую и необходимую связь общества с природой как объектом (субъектно-объектные отношения). Но люди, производя, не могут не вступать в отношения друг с другом и образуют так называемые субъектно-субъектные отношения (производственные отношения).

    Производительные силы – созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда (современная техника, технологии, транспорт). Они играют очень важную роль и по словам К.Маркса – одна эпоха отличается от другой не тем, что производит, а тем, как производит, какими орудиями труда. Это вещественная сторона производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, преобразуют ее согласно своим потребностям. Главным элементом производительных сил выступают люди, приводящие в действия орудия труда и осуществляющие материальное производство. Производительные силы составляют основу технологического производства и выражают отношение человека к природе. В XX веке заявила о себе наука как производительная сила. Человек пробуждает свои силы, способности, знания, навыки и пр.

    Таким образом, производительные силы (ПС) включают естественные силы (уровень развития работника, науки, технологии, методы управления и т.д.), отношение человека к труду – человеческий фактор – главная производительная сила.

    Производственные отношения.

    Это та социальная форма, в рамках которой осуществляется процесс производства, как люди связаны и взаимодействуют между собой в рамках совместного труда. Они имеют свою структуру. Сюда включается, прежде всего, отношения собственности на средства производства – кто владеет, кто использует, кто распоряжается (индивид, социальная группа, государство), здесь люди делятся на имущих и неимущих;

    2. Отношения в ходе производства – место, функции участников совместного труда (начальник - подчиненный);

    3.Отношения распределения и присвоения;

    4. Отношения обмена (рабочие – крестьяне, центр - регионы);

    5. Рыночные отношения (купли-продажи).

    Определяющей основой производственных отношений являются отношения собственности, определяющие тип отношений (господства и подчинения, сотрудничества, человечные, бесчеловечные, труд свободен или несвободен, от них зависит обмен деятельностью, величина и способ получения производственного продукта и т. п.). Характер производственных отношений определяет экономическую структуру общества, его типы (феодализм, капитализм и пр.).

    Производительные силы и производственные отношения неразрывно связаны как две стороны единого производства. Производительные силы объективно требуют определенных производственных отношений (ПО). Эта взаимосвязь определяется тремя законами: 1) закон обязательного соответствия ПО уровню и характеру ПС; 2) закон определенного значения ПС; 3) закон активной роли ПО.

    Эти законы действуют в единстве, проявляют себя как законы деятельности субъекта, - классов, социальных групп. Характер действия законов может меняться и последствия могут быть различны (положительные или разрушительные). Когда идет замена одного способа другим – закон соответствия ПО и ПС – действует положительно, стабилизирует данный способ производства (СП). Но когда ПО – превращается в оковы и подлежат замене – закон действует разрушительно. Могут действовать и другие законы – закон определяющей роли ПС выступает как условие, как средство несоответствия ПС и ПО, а закон активной роли ПО проявляет себя как сдерживающая сила развития ПС.

    ПС – только тогда активны, когда охвачены человеческой деятельностью и ПО (производственными отношениями), вне этого взаимодействия они лишь возможность и не могут оказывать влияние на общество.

    Активная роль ПО проявляется в период становления нового способа производства. Здесь ПО – это объективная необходимость, как существенное явление и следовательно – как закон. С одной стороны ПО – есть форма функционирования и развития ПС, а с другой – они есть содержание экономического базиса, над которым возвышается идеологическая надстройка.

    Базис – совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, активный фундамент на котором формируется многоликая надстройка.

    Надстройка – политические, правовые, нравственные, религиозные и др. отношения, определенные идеи, теории, взгляды, представления, чувства, эмоции, т. е. идеология и психология социальных групп, классов общества и организационно – практические формы закрепления и проявления этих отношений через учреждения и институты: государство, политические партии, творческие союзы и т. п. (идеи – отношения – учреждения и организации).

    Базис и надстройка регулируются общесоциологическим законом определяющей роли базиса по отношению к надстройке и активное обратное влияние (Н) по отношению к (Б). Они объясняют, каким образом ПО определяет все другие стороны социальной жизни.

    Развитие экономической жизни общества подчиняется определенным объективным законам: закон стоимости, закон ценообразования, закон экономии времени, закон капиталистического накопления и общественного воспроизводства и др.

    Итак, материальное производство является важнейшей сферой общественной жизни, это основной и естественный способ существования человека в качестве социального существа. В труде человек проявляет себя как активный труженик, преобразователь мира и творец культуры.

    III Большую роль в экономической жизни общества играют экономические отношения между людьми, от их совершенства зависит развитие способа производства, социальное равновесие и стабильность общества. С их содержанием связаны и проблемы социальной справедливости.

    Экономические интересы – это непосредственное проявление их экономических отношений.

    Они выступают как побудительные силы производственной деятельности, содержание и направленность их определяются содержанием существующих экономических отношений и их местом в системе данных отношений. Человек стремится реализовать свои интересы, которые связаны с их потребностями, как объективной необходимости поддержания жизнедеятельности. В интересах выражаются пути и способы удовлетворения потребностей. Взаимодействие экономических интересов составляет основное содержание экономической жизни общества.

    Задача науки и практики – выработать принципы оптимального сочетания интересов различных социальных групп, их гармонию.

    Экономические интересы и удовлетворение потребностей выступают важными моментами в механизме действия экономических законов, которые есть не что иное, как законы производственной деятельности людей и их экономических отношений.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Предмет и специфика философского знания

    Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Предмет и специфика философского знания
    1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

    Почему же нужно изучать философию?
    1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

    Логические типы философского знания
    Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос - «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

    Фалес (625 - 547 до н.э.)
    Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

    Атомизм
    Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

    Пифагорейцы
    Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

    Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др
    «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

    Афинская школа
    С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель. Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

    ІV Учение об идеальном государстве
    Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

    Этика Аристотеля
    Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

    Учение о государстве
    По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

    Учение о бытии
    Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

    Схоластика
    Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

    Эпоха Возрождения
    Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

    Философия Нового времени
    1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

    Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
    БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

    Социально- философские воззрения
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

    Общая характеристика
    Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

    Философия Иммануила Канта
    Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

    Эитика И.Канта
    Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

    Натурфилософия
    Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

    Практическая философия
    Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

    Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
    Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

    Абсолютный дух
    АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

    Роль личности в истории
    Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг


    1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

    Сущность философского учения Г.Сковороды
    (1722 – 1794 г.г.) Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

    Основные направления современной философской мысли
    1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

    Постпозитивизм
    В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

    Основы философского понимания мира: бытие, материя, её основные свойства и способы существования
    1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

    Что такое природа?
    1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни (1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

    Атрибуты материи
    Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

    Пространство и время
    Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

    Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения
    3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

    C. Закон отрицания отрицания
    ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

    Синергетика
    Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

    Сознание и познавательная деятельность человека
    I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

    Структура сознания
    Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

    Теория познания
    I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.

    Структура познавательной деятельности
    Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

    Методы и формы научного познания
    I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

    Формы научного познания
    1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

    Философия о сущности и природе человека. Смысл его существования
    1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

    Роль языка
    Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

    Общество как система
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах. “Д

    Духовная жизнь общества и человека
    Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

    Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо
    Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

    Эмоционально-волевые функции
    Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

    Исторический релятивизм»
    Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

    Общественный прогресс
    Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

    Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе. Культура и цивилизация
    1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.

    Цивилизация и культура
    Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

    Какие же это проблемы глобального значения?
    Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

    1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства.

    2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

    3. Экономические отношения и экономические интересы.

    1. Мы уже знаем, что в ходе исторического развития выработалось наиболее широкое понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизнедеятельности. Деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к миру, это – осмысление, изменение и преобразование этого мира согласно его потребностей.

    Главным элементом деятельности является человек (субъект), объект – все, на что направлены его действия (вещи, орудия и средства производства). Необходимым элементом всякого социального действия являются связи, отношения между основными факторами деятельности.

    Можно выделить 4 элемента: 1) люди (субъекты); 2) вещи (объекты); 3) символы (язык, звуковая и письменная речь, различного рода информация); 4) связи между ними (отношения).

    Общество – это единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и поступков. Это большие и малые социальные группы, великие и незаметные личности, единство экономики и политики, науки и религии, морали и права, прошлого и настоящего. Это система со своими связями и отношениями, собственной структурой и логикой развития.

    Общество как целостная система обладает рядом свойств: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие и самодостаточность (способность собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия существования человека - это главное отличие общества).

    Следует выделить целый комплекс общественных сфер: материальную, духовную, социальную, политическую, где человек действует и проявляет свою сущность.

    В социальной философии для характеристики человека как производителя вводится понятие “производство общественной жизни” - создание людьми всех форм своей совместной жизни: материальной, духовной, производство самого человека как личности, как субъекта исторического процесса. Сюда включается вся непроизводственная сфера.

    Но особая роль в общественной жизни принадлежит материальному производству. Все, что есть в обществе создано трудом, умом и творчеством человека. Жизнь без труда “позорна и несчастна, труд нужен как радость и молитва, как воздух” (К. Маркс). В трудовой деятельности человек становится сознательным, активным, познающим и созидающим предметный мир (свою человеческую культуру - вторую природу). Именно труд помогает нам понять историю людей как историю их индивидуального развития. Трудовая деятельность стала основным способом существования человека, его “визитной карточкой” в этом мире.



    Материальное производство – это сторона общественного производства, которая связана, прежде всего, с удовлетворением первичных потребностей. Без потребностей нет производства, оно было бы бесполезным и наоборот, без производства нет потребностей.

    Таким образом, оно выступает основой существования и развития общества не только в силу производства одних и рождения новых потребностей, но это и основная сфера приложения общественного труда, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг.

    Здесь формируются производственные отношения , которые составляют непосредственный базис социального развития человека и общества.

    Пока существует социальная действительность, ведущим мотивом ее производства будет выступать основной экономический интерес, определяемый типом собственности на средства производства.

    2. Для исследования материального производства социальная философия вводит понятие “способ производства . Это помогает выяснить механизм функционирования и развития материального производства и его влияние на различные явления общественной жизни и общества в целом. Сложившиеся разделения труда и отношения собственности определяют появление и развитие классов, социальных групп, что во многом обуславливает политическую и духовную жизнь общества. Источником развития экономической жизни являются, прежде всего, экономические потребности человека и самого производства. Экономические потребности выступают как необходимость . Они расширяются, меняются качественно (закон возвышения потребностей). Рост потребностей стимулирует развитие производства, а оно в свою очередь, влияет на рост потребления - это важно учитывать на практике.

    Способ производства (СП) - это органическое единство производительных сил и производственных отношений , т. к. в процессе производства необходимо различать что производится и как производится. Способ материального производства характеризует внутреннюю, всеобщую и необходимую связь общества с природой как объектом (субъектно-объектные отношения). Но люди, производя, не могут не вступать в отношения друг с другом и образуют так называемые субъектно-объектные отношения (производственные отношения).

    Производительные силы - созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда (современная техника, технологии, транспорт). Они играют очень важную роль и, по словам К. Маркса – «одна эпоха отличается от другой не тем, что производит, а тем, как производит, какими орудиями труда». Это вещественная сторона производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, преобразуют ее согласно своим потребностям. Главным элементом производительных сил выступают люди, приводящие в действия орудия труда и осуществляющие материальное производство. Производительные силы составляют основу технологического производства и выражают отношение человека к природе. В XX веке заявила о себе наука как производительная сила. Человек пробуждает свои силы, способности, знания, навыки и пр.

    Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

    Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

    • 1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;
    • 2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;
    • 3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;
    • 4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;
    • 5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

    Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

    В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

    Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

    Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила -- люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда -- накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

    Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

    В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология - способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

    Главным элементом производительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

    При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

    Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.

    Похожие публикации