Работа и труд в русском языке. Чем труд отличается от работы Какое понятие более широкое труд или деятельность

Это разные понятия! Вот бы сменить работу на ТРУД! Смотрите сами:
Труд - облагораживает.
Труд сделал из обезьяны человека (спорно, но так говорят!).
Терпенье и труд - всё перетрут.
Без труда не вынешь рыбку из пруда. (согласитесь, труд чаще всего - в удовольствие!).
А как звучала фраза Пушкина: "Не пропадёт наш скорбный труд..."!
...
А теперь... о работе. Почувствуйте разницу:

Работа не волк - в лес не убежит!
От работы кони дохнут!
Работа дураков любит.
В концлагерях немцы вешали плакаты:"Работа - делает свободными"

Видимо, потому мы так плохо, скучно и как-то нервно живём сейчас в России, что вынуждены работать, а не трудиться. Вот эта вся фигня с бумажками, отчётностями, прочей бюрократической волокитой... Разве это труд? Труд - это созидание! Вспомните фразу "созидательный труд"!
А слышали ли Вы фразу "созидательная работа"? Нет? А что слышали? Вот что: монотононная, рутинная... работа... мерзкая работёнка. А "монотонный труд" и "рутинный труд" - тоже как-то не звучит? Зато есть понятия "кропотливый труд", "тяжёлый труд", но... "Без труда..."
Вот ещё сравните: "труженник села" и "комсомольский работник"... К кому из них Вы проникнитесь большим уважением?
Я вот... когда-то жил в Тбилиси. Проблемы в этой, тогда ещё союзной республике - Грузии, возникли, когда слово "трудящиеся" заменили на "общественность".
"Общественность", потому, что не трудящиеся, а праздные бездельники, считавшие себя элитой и затеяли тогда смуту в 1989-м году...
А теперь сравните: Баку, где - трудящиеся, и Тбилиси, где "общественность"! Баку - красивейший город с весёлыми людьми... Тбилиси - тоже красивый город, но народ мрачноватый... Если не лень, гляньте в Интернете телевизионные каналы этих городов.
И ещё... "работяга" - звучит уважительно, но с лёгкой долей насмешки... "Трудяга" - звучит гораздо уважительней!
Заметьте: раньше учёные писали труды. Это было чем-то фундаментальным, выстраданным и полезным.
А сможет ли, к примеру, Анатолий Чубайс, написать труд (о нанотехнологиях, к примеру... или о своей родной псевдонауке - экономике)? Не-а. Только - работу, в несколько страничек, но с большим гонораром...
И ещё фразы: "умственный труд", "физический труд"... Есть зато фраза "работа мозга", но это скорее, о функционировании... Зато понятия "дурная работа", "бесполезная работа" - на слуху. И ещё я не понимаю... Почему на работе - Охрана труда, хотя по сути это сейчас - "охрана работы". Введь в инструкциях про труд ничего не сказано, а только про работу.

Механическая работа есть физическая величина, численно равная произведению силы на перемещение в направлении действия этой силы и ей же вызванное... а работа электрического тока равна произведению силы тока на напряжение
и на время протекания тока в цепи. Понимаете? Работа - это то, что считает ваш электросчётчик в киловатт-часах!
Это - мощность, действующая определённое время или сила, тяни-толкающая нечто на определённое расстояние! И всё!
Так что, счаслив тот, кто трудится, отдыхает, меняет умственный труд на физический, созидает...
В слове "труд" заложено нечто человеческое, а "работу" - надо уступить роботам!

Рецензии

Ну, ты, Сашок, и выдал иследованьеце!
Забыл ещё, что некоторые считают, что "работа" произошла от слова "раб"! Думается, что это не так, но спорить, которое из этих слов первично - то же самое, что спорить о первичности яйца или курицы.
:-)
Да, творения учёных называют трудами, а вот художники так никогда не делают! Свои произведения они предпочитают называть РАБОТАМИ! Ни один нормальный художник о своей деятельности не скажет, что я, мол тружусь, а только работаю. Нет "забронзовевшие" и "непризнанные гении" могут ещё сказать, что они "созидают" или "творят"...
Но это уже мания величия, явная попытка поднять себя на один уровень с всевышним!
:-)

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Определение понятия, предметы, средства, продукты и процесс труда. Возникновение права человека на труд и стратегия развития трудового законодательства. Основные формы проявления деятельности человека, формирование личности и творческий характер труда.

    контрольная работа , добавлен 29.07.2010

    Разделение труда как обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями на предприятии. История развития и формы общественного разделения труда, его сущность и значение в современных экономических условиях.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Специализация трудовой деятельности. Понятие, общие характеристики, формы разделения труда и их развитие. Проектирование системы функционального разделения и кооперации труда. Распределение производственных функций между рабочими разных профессий.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Виды и формы проявления общественного разделения труда, новые тенденции развития. Понятие, структура и сущность рыночной экономики; государственное регулирование. Научно-техническая революция и экономические факторы международного разделения труда.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2011

    Изучение основных видов разделения труда. Формы проявления общественного разделения труда и его взаимосвязь с разделением производства. Новые тенденции развития общественного разделения труда. Понятие и структура рыночной экономики и роль государства.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Основные проблемы, направления и разделы в науках о труде и персонале. Население и трудовые ресурсы общества. Рынок труда в экономической системе. Занятость населения и безработица. Методы измерения производительности труда, факторы ее повышения.

    курс лекций , добавлен 07.04.2010

    Разделение и кооперация труда на предприятии, их значение с экономической и социальной сторон, факторы, влияющие на них. Технологическая, функциональная формы и технологическая, экономическая, психофизиологическая, социальная границы разделения труда.

    Введение…………………………………………………………………….……3

    1. Основные понятия о труде.………………………..…………………...4
    2. Виды и границы разделения труда...…………………………………...6
    3. Условия труда……………………………………………………………9
    4. Предмет экономики труда……………………………………………...12
    5. Связь экономики труда с другими науками…………………………..16
    6. Заключение………………………………………………………………20
    7. Список литературы……………………………………………………...21

    Введение

    Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуще­ствляемый и (или) управляемый человеком, либо по принуж­дению (административному, экономическому), либо по внут­реннему побуждению, либо по тому и другому.

    Трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда - установление связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда.

    Экономика труда как наука изучает закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией и проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда.

    1. Основные понятия о труде

    Труд играет огромную роль в развитии человеческого обще­ства и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще: оно обращено не только в далекое прошлое человечества, его истинная природа и роль с особой силой рас­крываются при социализме с освобождением труда от эксплу­атации и ещё в большей степени проявятся при коммунизме, когда труд станет первой жизненной потребностью каждого человека.

    Труд представляет собой целесообразную деятельность чело­века по созданию материальных и духовных благ, необходимых для его жизни. Природа дает для этого исходный материал, который в процессе труда превращается в пригодное для удов­летворения потребностей людей благо. Для такого преобразова­ния веществ природы человек создает и употребляет орудия труда, определяет способ их действия.

    В конкретной трудовой деятельности выражается отношение людей к природе, степень господства их над силами природы. Необходимо различать труд как созидатель материальных благ и общественную форму труда.

    В процессе производства люди по необходимости вступают в определенные отношения не только с природой, но и друг с другом. Отношения между людьми, которые складываются по поводу их участия в общественном труде, и представляют собой общественнуюформу труда.

    Целесообразная планомерная трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организациейтруда в общем виде понимают установление рациональных связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его це­лей на основе наиболее эффективного использования коллектив­ного труда. Причем те связи и отношения, которые склады­ваются между участниками производства под воздействием техники и технологии, выражают собой техническую сторону организации труда. Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает.

    Те связи и отношения участников производства, которые обу­словлены совместным участием и общественном труде, выра­жают социальную сторону организации труда. Отношения между людьми в процессе труда или общественное устройство труда определяются господствующими производственным отно­шениями.

    Общественная форма организации труда не существует вне отношении человека к природе, вне определенных техниче­ских условий труда. Вместе с тем и техническая организация труда испытывает на себе решающее влияние общественных условий.

    Техническая организация труда и общественная его форма в реальной действительности тесно связаны и взаимообуслов­лены и представляют отдельные стороны единого целого. Лишь в теоретическом анализе их можно выделить и рассматривать порознь, учитывая некоторую специфику их самостоятельного развития.

    2. Виды и границы разделения труда

    Экономические системы основаны на разделении труда, т. е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уров­нях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность, строительство, обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, торговля и т. д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям. Так, в обрабатывающей промышленности выделяется машиностроение, которое, в свою очередь, структуризируется по видам изготовляемых машин, приборов и аппаратов. Современные предприятия могут быть как диверсифицированными, т. е. выпускать широкий спектр продукции, так и специализированными на отдельных изделиях или услугах. Крупные предприятия имеют сложную структуру, характеризующуюся разделением труда между производственными подразделениями и группами персонала.

    По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы персонала: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т. д.), рабочие и ученики.

    Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое, и предметное .

    Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особенностями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия (литейные, штамповочные, сварочные и др.).

    Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).

    Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации.

    Профессия характеризуется знаниями и навыками, необ­ходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий определяется объектами производства и технологи­ей. В результате технического прогресса происходит постоян­ное изменение перечня и структуры профессий. За последние 20-30 лет наибольшее влияние на профессиональную струк­туру персонала оказало применение компьютерной техники и новых физико-химических методов обработки.

    Квалификационное разделение труда определяется раз­личием работ по их сложности. Это, в свою очередь, обуслов­ливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ яв­ляется важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды единой тарифной сетки, включающей в различных странах 17-25 разрядов.

    Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалифика­ционное).

    Выбор форм разделения труда определяется прежде всего типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализаций оборудования и персо­нала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наибо­лее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, психологические, социальные и экономические границы разделения труда .

    Технические границы обусловлены возможностями обору­дования, инструмента, приспособлений, требованиями к по­требительским качествам продукции.

    Психологические границы определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В результате исследований установлено, что длительность многократно повторяющихся элементов работ не должна быть меньше 45 с; работу необходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пяти-шести групп мышц человека.

    Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.

    Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности, на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов.

    Разделение труда предполагает, его кооперацию . Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом. На предприятии наиболее существенные проблемы кооперации труда связаны с организацией бригад .

    По отношению к режиму работы бригады могут быть смешанными и сквозными (суточными) .

    В зависимости от профессионально-квалификационного состава различают специализированные и комплексные бригады. В первом случае объединяются работники одной профессии (токари, слесари и т. д.); во втором - разных профессий и уровней квалификации. Комплексные бригады обеспечивают больше возможностей для развития каждого работника. Kaк правило, этот вид бригад обеспечивает и лучшие экономические показатели.

    3. Условия труда

    Условиями труда называются характеристики производ­ственного процесса и производственной среды, воздействую­щие на сотрудника предприятия.

    Характеристики производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами тру­да, технологией, системой обслуживания рабочих мест.

    Производственная среда прежде всего характеризуется са­нитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т. д.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями между сотрудниками предприятия.

    Таким образом, условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических, соци­альных, правовых и других аспектах.

    Проектирование условий труда должно осуществляться с учетом различий сотрудников предприятия по полу, возрас­ту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам. Разработаны системы рекомен­даций и нормативных материалов различной степени общности и обязательности (рекомендации Международной организации труда, общегосударственные, отраслевые, региональные, за­водские нормы), которые должны использоваться при проек­тировании условий труда.

    В частности, необходимо учитывать ограничения по учас­тию женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, химические, горно-рудные предприятия), по максимальной массе перемещаемых грузов (для мужчин и женщин), по допустимым уровням радиоактивности, запылен­ности, загазованности, шума, вибрации и т. д.

    Основными директивными документами, регламентирую­щими условия труда, являются санитарные нормы проектиро­вания предприятий, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.

    В санитарных нормах проектирования промышленных пред­приятий установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обес­печения нормальных условий труда необходимо совершенство­вание технологии, герметизация и автоматизация оборудова­ния, вентиляция производственных помещений.

    Интенсивность труда характеризует количество труда, затрачиваемого в единицу рабочего времени, и является важнейшей компонентой тяжести труда, определяющей суммарное воздействие всех факторов трудового процесса на организм работающих. Соотношение понятий интенсивности и тяжести труда является предметом дискуссий.

    К основным факторам, влияющим на интенсивность труда, относятся:

    • степень занятости работника в течение рабочего дня;
    • темп труда, т. е. количество рабочих движений в единицу времени;
    • усилия, необходимые при выполнении работы, которые зависят от массы перемещаемых предметов, особенностей оборудования, организации труда;
    • количество обслуживаемых объектов (станков, рабочих мест и т. д.);
    • размеры предметов труда;
    • величина партий заготовок;
    • специализация рабочего места;
    • санитарно-гигиенические условия труда;
    • формы взаимоотношений в производственных коллективах.

    Измерение интенсивности и тяжести труда представляет весьма сложную проблему, которая до сих пор не имеет удовлетворительного решения.

    Методы оценки интенсивности и тяжести труда учитывают:

    • затраты энергии работников;
    • темп работы;
    • мнения работников о степени утомления;
    • психофизиологические характеристики утомления.

    Эти показатели должны применяться с учетом особенностей анализируемой работы. В частности, измерение затрат энергии и темпа работы нельзя использовать для оценки интенсивности умственного труда. При анализе тяжести труда целесообразно ис ходить из степени утомления работников, оцениваемой как субъективно (на основе опросов персонала), так, и объективно (на основе анализа психофизиологических характеристик). Необходимо учитывать также факторы, влияние которых проявляется не сразу (радиоактивное излучение, канцерогены и т. п.).

    4. Предмет экономики труда

    Экономика труда как наука изучает не отношения человека к природе сами по себе, не материально-вещественную сторону конкретного труда, а закономерности общественной организации труда в связи с его технической организацией.

    На каждой ступени развития человеческого общества созда­ется своя специфическая общественная форма труда. Хотя обще­ственная организация труда изменяется под воздействием соци­альных условий, в ней можно обнаружить некоторые постоянные общие элементы, обусловленные самой природой человеческого труда.

    Для того чтобы процесс труда мог совершаться, необходимо соединить рабочую силу со средствами труда. Способы соеди­нения рабочей силы со средствами труда меняются под воздей­ствием производственных отношений. Но как бы эти способы ни изменялись, привлечение, людей к труду остается совершенно необходимым элементом организации общественного труда.

    Для того чтобы производить материальные блага, люди всту­пают в определенные общественно-трудовые связи. Эти связи (разделение, кооперация труда, трудовая дисциплина и т. д.) осуществляются своими особыми методами в каждой социально-экономической формации, но как бы ни менялись эти методы, всегда сохраняется необходимость во взаимном сотрудничестве людей в той или иной форме.

    Для того чтобы производство, в основе которого лежит труд, могло совершаться постоянно, необходимо непрерывное воспро­изводство рабочей силы. Речь здесь идет как о воспроизводстве отдельного работника - носителя рабочей силы, так и о вос­производстве коллективной рабочей силы, С этим связаны и определенный характер, и формы распределения общественного продукта. Как бы ни изменялись формы и методы воспроиз­водства рабочей силы и распределения общественного продукта, они постоянно остаются моментом общественной организации труда. Каждая социально-экономическая формация характери­зуется своими методами осуществления этих требований обще­ственной организации труда, а сами эти методы определяются действием объективных экономических законов.

    Таким образом, экономика труда изучает проявление эконо­мических законов в области общественной органи­зации труда, распределения общественного продукта, воспро­изводства рабочей силы и определяет методы их использования в практической деятельности для обеспечения неуклонного роста производительности общественного труда с целью повы­шения уровня жизни трудящихся и всестороннего развития человека.

    Выделение экономики труда в самостоятельную научную ди­сциплину обусловлено потребностями теории и хозяйственной практики. Ведение хозяйства невозможно без познания и использования законов, определяющих научно обо­снованную организацию н планирование труда как в масштабе народного хозяйства, так н на отдельном предприятии. Эконо­мика труда призвана теоретически обобщать явления и про­цессы в области общественного труда и вооружать практику научными методами использования экономических законов и преимуществ социализма в конкретных условиях хозяйственной деятельности.

    Экономика труда изучает вопросы общественной орга­низации труда как особое явление в системе единого сложного общественного организма. Поэтому исследуемые экономикой труда закономерности могут быть поняты только в связи с по­знанием общего механизма действия законов общественного производства, который раскрывается политической экономней. Именно политическая экономия даст наиболее обобщенное и полное понимание экономических закономерностей. Вместе с тем обособленное исследование вопросов обществен­ной организации труда помогает глубже познать связи и зако­номерности общественного производства в целом.

    Методологической основой экономики труда как науки является диалектический материализм. Это означает, что все изучаемые явления и процессы в области общественной органи­зации труда должны рассматриваться исторически, т. е. в раз­витии, с учетом изменяющихся общественно-производственных условии. Такой подход прежде всего позволяет правильно уста­новить существенные различия в организации труда, определить преимущества в этой области.

    Рассматривая общественную организацию труда в развитии, легко обнаружить остатки прошлого, черты настоящего и ростки будущего. Исторический подход к изучению развития форм труда предполагает учет особенностей в орга­низации труда. Только при этом условии возможно понять и объяснить историческую обуслов­ленность отдельных явлений в области общественной организа­ции труда.

    Вместе с тем изучение процессов, происходящих в области общественной организации труда, не может проходить вне учета и связи с другими явлениями и процессами экономической жизни. Так, например, изменения в разделении труда нельзя понять вне связи с развитием техники и организации произ­водства.

    Все это позволяет правильно оценивать те или иные явле­ния и делать обоснованные выводи для практической деятель­ности на будущее.

    Эти методологические требования научного исследования осуществляются с помощью ряда средств и методов, которые являются общими для экономических наук. К ним можно от­нести методы качественного и количественного анализа, сравни­тельного анализа и оценки, балансовый метод. В последнее время начинает всё шире применяться экспериментальный ме­тод, позволяющий на ограниченном круге хозяйственных объек­тов проверить правильность тех или иных теоретических выво­дов и научных рекомендаций.

    5. Связь экономики труда с другими науками

    В силу своего важного значения и многосторонности труд изучается многими науками. Разумеется, каждая из них имеет спой специфический предмет изучения. Все науки о труде могут быть с известной степенью условности классифицированы сле­дующим образом: социально-экономические - экономика труда, социология труда, статистика труда, нормирование труда; био­логические - физиология труда, гигиена труда, психология труда; правовые - трудовое право, охрана труда.

    Между экономикой труда и названными науками существует определенная связь, в основе которой лежит единый объект изучения - труд.

    Социология труда рассматривает процесс труда в его вза­имосвязи с социальными условиями и факторами. Трудовая деятельность работников, их производственная активность зави­сит не только от конкретных производственно-технических усло­вий, но и во многом от взаимоотношений членов производствен­ного коллектива, руководителей и подчиненных, и ряда других факторов, лежащих вне производственно-технических отношений. Учет этих факторов является необходимым условием пра­вильной организации труда и постепенного его превращения в первую жизненную потребность.

    В своих исследованиях экономика труда широко использует статистические данные, характеризующие массовые явления и процессы в области общественной организации труда, а также статистические приемы и способы исследования экономических явлений: группировки, средние, индексы и т. п. Понятно, что и сама статистика труда использует выводы экономики труда о закономерностях развития общественной организации труда. Тесная взаимосвязь этих наук особенно наглядно обнаружи­вается при планировании труда. В этом случае статистические группировки отчетных данных широко используются в плани­ровании производительности труда, численности работающих, заработной платы и т. п. В свою очередь, разработанные эко­номикой труда показатели задании плана по труду определяют и круг соответствующих показателей статистической отчетности по труду.

    Экономика труда тесно связана с нормированием труда как научной дисциплиной и практической деятельностью. Объективная необходимость нормирования труда вытекает из потреб­ностей социалистического планового хозяйства и обусловлена требованиями организации труда и социалистическим принци­пом оплаты по количеству и качеству труда. Нормы труда явля­ются исходной базой при планировании производительности труда, численности работающих, совершенствовании форм орга­низации труда на предприятии, а также при определении меры вознаграждения за труд. Вместе с тем и работники нормирова­ния при установлении норм труда и вознаграждения опираются на выводы экономики труда, определяющие экономическую обоснованность и целесообразность мероприятий по нормирова­нию.

    Несмотря на решающее значение социально-экономического фактора в организации труда, нельзя недооценивать биологи­ческую, естественную сторону трудовой деятельности н ее роль в организации труда. Процесс труда, взятый как психофизиоло­гический процесс воздействия на силы природы, изучается се­рией биологических наук: гигиеной, физиологией, психологией. Эти науки вооружают экономиста естественнонаучными мето­дами оценки и совершенствования организации труда и трудового процесса. Естественно, что и сами они согласуют свои выводы и предложения с требованиями экономики труда.

    Особое место занимают правовые мероприятия, объединяе­мые общим термином «охрана труда». Они направлены на обеспечение нормальной и безопасной обстановки в процессе труда. Соблюдение норм и требований охраны труда и техники безопасности, определяемых специальными государственными органами, является обязательным условием правильной орга­низации и повышения эффективности труда.

    Все названные общественные и естественные науки изучают отдельные стороны труда. Экономика труда синтезирует и использует выводы этих наук для выработки конкретных мето­дов хозяйственной политики к области труда.

    Экономика труда тесно связана с рядом экономических наук. Общее у экономики труда и этих наук - общий объект изучения - расширенное воспроизводство и единая теоретическая основа - политическая экономия. Функци­ональные и отраслевые экономические науки также занимаются вопросами труда, но лишь в связи с главными вопросами своих наук.

    Экономика труда, используя и обобщая опыт отдельных отраслей народного хозяйства, раскрывает общие моменты и своеобразие механизма действия и формы проявления законо­мерностей общественной организации труда. В планомерно орга­низованном хозяйстве должен быть единый методологический подход при решении вопросов труда, который и вырабатывается на основе научных и практических рекомендаций экономики труда. Однако экономика труда не только «обслуживает» другие экономические науки в своей специфической области, но и сама пользуется их выводами. Так, например, при планировании труда пользуются общими методологическими рекомендациями, которые устанавливает такая наука, как планирование народ­ного хозяйства.

    Чрезвычайно важно при изучении проблем труда использо­вать выводы наук, определяющих пути технического прогресса в народном хозяйстве. Только хорошо представляя себе основ­ные тенденции в развитии техники производства, предвидя и правильно оценивая перспективы технического прогресса, можно найти верное решение важнейших вопросов труда (производи­тельности труда, организации труда и заработной платы, под­готовки квалифицированных кадров).

    Таким образом, изучение общих закономерностей обществен­ной организации труда и разработка научных рекомендаций по проблемам труда не могут быть успешными на базе одной эко­номики труда. Для этого требуются широкие универсальные знания, ибо труд - чрезвычайно сложное многогранное явление, труд неотделим от человека, а проблема человека в обществе - важнейшая и центральная проблема как социальных, так и естественных наук.

    Заключение

    Теперь, зная, что такое труд, какие бывают виды труда, что изучает экономика труда, какую связь она имеет с другими науками, можно определить какое место в жизни одного человека и всего государства занимает экономика труда.

    Главная задача «Экономики труда» - познание эконо­мических законов, определяющих развитие организации труда. Экономические законы, которые организуют труд миллионов трудящихся, сознательно применяются государством. Из экономической политики государства, творческого опыта трудящихся экономика труда черпает богатейшие материалы для своих ис­следований и научных разработок. Вместе с тем экономика труда как наука вооружает практику научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации и повыше­нию эффективности общественного труда. Огромное идейно-те­оретическое и практическое значение имеют решения, которые обобщают трудовые успехи народа и определяют задачи и пути соци­ального и экономического развития страны.

    Одной из важнейших задач экономики труда является выяв­ление и показ преимуществ организации труда, с целью наилучшего использо­вания этих преимуществ.

    Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, то оно существенно зависит от доли творче­ства в данном виде деятельности, ее целей, условий осуще­ствления, а также от индивидуальных особенностей человека. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу.

    Список литературы:

    1. Автоматов В.С. Модуль человека в экономической науке 1998.
    2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
    3. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М., 1994.
    4. Самуэльсон П. Экономика. М., 1989.
    5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М., 1997.
    6. Милль ДЖ. С. Основы политической экономики. М. 1980.
    7. Управление персоналом организации: Учебник под редакцией А.Я. Кибанова. М., 1997.
    8. Гусев А.А. Экономические и математические методы.
    9. Бобков В. Качество жизни. // Человек и труд. 1996.
    10. Шмидт П. Человек и труд. 1993.
    11. Экономика труда. Под ред. Н. А. Иванова и
    12. Г. И. Мечковского. Учебное пособие для вузов. М. 1976.

    1. Понятие о труде

    На первый взгляд, ответ на вопрос о том, что считать трудом, очевиден, ибо каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако в литературе нет четкого и однозначного определения понятия труда.

    В обыденном языке слово "труд" имеет несколько значений, что отражено в "Словаре русского языка" С.И Ожегова: "1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; З) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности, работы, произведение" 1 .

    В Советском энциклопедическом словаре дается несколько иное толкование понятия "труд": это "целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей" 2 .

    В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К.Маркс. Труд - "это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости" 3 .

    На основе марксова определения дают расширенные трактовки труда. Например, "… Во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована; во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия); в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне

    ________________

    1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1985, с. 707.

    2 Советский энциклопедический словарь. - М., 1981, с. 136.

    3 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - 2-е ИЗД., т. 23, с. 188.

    народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов" 4 . Это довольно громоздкое определение, в котором показаны особенности труда как объекта исследования и изучения.

    Б.М.Генкин предлагает следующее определение труда: " Труд это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому" 5 . Он выделяет методы привлечения людей к труду, в там числе и внеэкономические .

    Неоклассики (например, Маршалл, Джевонс) считали трудом всякое усилие, предпринимаемое для достижения какого-либо результата, и подчеркивали при этом тягостную, принудительную сторону труд, помимо непосредственного удовольствия от самого процесса труда.

    «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовольствия, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. (Исходно данное определение принадлежит Джевонсу, хотя как отмечает Маршалл, последний включает в понимание труда лишь тягостные усилия. См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993. - Т. 1. - С. 124).

    По сути он отождествляет трудовую деятельность и процесс работы - затраты усилий, или энергии человеком.

    Всебщее понимание труда по К. Марксу. В анализе сущности труда Маркс следует принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от всеобщего к особенному и частному . Только при таком подходе можно последовательно выявлять, как самые общие моменты (атрибуты), всегда присущие труду и характеризующие его на различных этапах человеческой истории, так и его особенные черты на каждом историческом этапе, и, наконец, специфику конкретных видов и форм труда.

    Следуя этому методологическому принципу, Маркс первоначально рассматривает труд как «неисторическую», всеобщую категорию («труд вообще») и определяет его как «прежде всего процесс.., в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой», как «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни». (Маркс К. Капитал. Том первый // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. - С. 188, 195). Здесь труд характеризуется как способ существования человека, отличный от других живых существ способ человеческой жизнедеятельности .

    Существенным для понимания сущности труда является то, что труд характеризует процесс преобразования человеком природы (окружающего мира и своей собственной природы) с точки зрения необходимого участия в нем самого человека в качестве субъекта труда , который обладает сознанием и волей. В широком смысле труд и есть целесообразная, материально-преобразующая предметная деятельность человека . Материально-преобразующая предметная деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек преобразуя природу, выступает деятельным субъектом, делая осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности.

    Опираясь на это абстрактно-общее понимание труда, Маркс фиксирует его самые существенные и необходимые моменты, как-то целесообразность, всеобщность и перманентность, универсальность , созидающий характер. Труд как всео6щее условие обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Он является основой жизнедеятельности и развития ! человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуй на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности.

    Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни была определенной формы организации общественной жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, Для всех способов производства, для любого общественного строя.

    _________________

    4 Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна и Р.П.Колосовой. - М., 1996, с. 10.

    5 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1998. с. 7.

    Субстанция труда. В экономической литературе по вопросам труда иногда можно встретить и такое понятие как "субстанция труда". В общем термин "субстанция" означает, во-первых, сущность, то, что лежит в основе; во-вторых, то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. 6 Еще в 20-е годы XX в., говоря о субстанции труда, А.А.Богданов указывал, что это есть затраты человеческого мозга, нервов. мускулов, органов чувств, крови и энергии в процессе труда. 7 Некоторые современные авторы считают, что субстанция труда - это энергия, расходуемая организмом человека в процессе труда в определенной целесообразной форме, что трактовка субстанции труда как расходования человеческих органов научно несостоятельна и с подобными представлениями экономистам давно уже пора расстаться. Энергия, конечно, расходуется через человеческие органы во времени, но это не дает основания представлять то или другое в качестве субстанции труда. 8

    Элементы труда. Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства.

    Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества. 9 Есть и другие толкования понятия" рабочая сила". Часто этот термин используется для обозначения экономически активного населения или работников, занятых на предприятии, в фирме.

    Средства производства состоят из предметов труда и средств труда.

    Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д.

    Средства труда - это орудия труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.), при помощи которых человек воздействует на предметы труда, а также другие средства труда (производственный здания, коммуникации и т.п.).

    Процесс труда - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение его основных элементов, а органическое их единство, и решающим

    _________________

    6 СМ.: Советский энциклопедический словарь. С. 1294.

    7 СМ.: Экономика и социология труда. - Ижевск, 1997, с. 42.

    8 Экономика и социология труда, с. 45.

    9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-изд., т. 23, с. 178.

    фактором здесь является человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда .

    Атрибуты труда как деятельности. Труд - это деятельность человека, обладающая следующими свойствами:

    1) осознанностью действий. Это означает, что прежде чем начать трудиться человек создаст в своем сознании проект, т.е. мысленно представит себе результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет, какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Чтобы проиллюстрировать это, К.Маркс сравнил действия архитектора и действия пчелы. Самый плохой архитектор, отмечал К.Маркс, от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия инстинктивно;

    2) целесообразностью действий. После того, как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает, как эти продукты надо производить, используя какие ресурсы, при помощи какой технологии;

    З) результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно-полезный результат, а потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;

    4) общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они про изводят эти блага для себя и для общества;

    5) энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия (работа ).

    Отличие "Труд" и "работа" . Не являются равнозначными или тождественными понятиями. Труд по своей природе есть общественная деятельность благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастности человека к общественным результатам. Конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд присущ только человеку как общественному существу. Работа - понятие, имеющее больше физический смысл. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем (но здесь уже имеем редукцию к работе). Работа измеряется в натуральных единицах - килограммах, метрах, штуках и т.д.

    Характеристики человека как субъекта труда. Любая деятельность человека основана на его дееспособности , работоспособности и трудоспособности . Дееспособность (способность к деятельности) характеризует деятельность человека с качественной стороны. В процессе труда человек способен безгранично создавать материальные и духовные ценности, ставя перед собой различные цели и достигая их различными способами. Бесконечное разнообразие всего этого является следствием сложнейшего устройства человеческого организма. Таким образом, дееспособность - это способность человека к "качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие.

    Однако, человек не может решать поставленные задачи, не используя при этом свою работоспособность, т.е. способность совершать действие или работу. Если бы организм не обладал такой способностью, то все его исполнительские и творческие функции остались бы неосуществленными. Это можно сравнить с иллюминацией, когда изображение мгновенно теряется, как только к лампочкам перестает поступать электрический ток, хотя схема соединения этих лампочек остается прежней.

    Работоспособность характеризует количественную сторону той или иной конкретной деятельности человека. Благодаря ей становятся возможными совершение самого действия и получение его результата в количественном выражении.

    В свою очередь, сама работоспособность характеризуется различными показателями. К экономическим показателям относятся количество произведенной продукции за каждый час работы (почасовая производительность труда), среднее время (за час или полчаса работы) на единицу продукции, количество бракованных изделии по часам работы и др. Кроме экономических показателей, работоспособность характеризуется также изменением физиологических функций, как то изменением частоты сердечных сокращений, скоростью зрительной реакции через каждый час работы и т.д.

    Работоспособность не является постоянной величиной, а меняется в разные периоды рабочего времени (день, сутки, неделя) под воздействием целого ряда факторов: характера работы, стажа работника, его привычки систематически трудиться, степени овладения навыками работы и др. Графическому изображению отдельных видов работ соответствуют свои кривые изменения работоспособности в течение рабочего дня. Существует несколько типов таких кривых. Однако, для большинства работ в течение рабочего дня характерна типичная кривая работоспособности, имеющая три фазы: фазу врабатываемости (I), фазу устойчивой работоспособности (II) и фазу утомления (III) (рис. 1).

    Для первой фазы характерны низкие показатели уровня работоспособности. В течение этого периода деятельность всех физиологических органов и систем человека перестраивается в соответствии с выполняемыми им действиями. Постепенно улучшается координация движений, возрастают их точность и быстрота, улучшается восприятие, выбирается оптимальная рабочая поза, устанавливается на необходимом уровне функционирование систем дыхания и кровообращения. По мнению академика А. А. Ухтомского, в этот период в центральной нервной системе происходит формирование" рабочей доминанты", т.е. настройка различных нервных центров, регулирующих деятельность физиологических

    систем, на ту форму активности и на ту скорость нервных реакций, какие необходимы для наиболее продолжительной трудовой деятельности. Продолжительность данной фазы может составлять от нескольких минут до полутора часов.

    Рис. 1. Типичная кривая работоспособности

    После завершения фазы врабатываемости организм человека переходит в так называемое устойчивое рабочее состояние. В этот период человек достигает максимального результата при минимальных затратах времени. Такое состояние для большинства видов профессиональной деятельности, кроме работ, связанных с чрезмерным напряжением или протекающих в исключительных условиях. может поддерживаться в течение нескольких часов, как правило, два-три часа.

    После этого наблюдается снижение уровня работоспособности: внимание у человека рассеивается, движения замедляются. увеличивается число ошибок. Все это свидетельствует о нарастании утомления. Утомление - это совокупность физиологических процессов, возникающих в результате продолжительной и интенсивной работы и ведущих к временному понижению работоспособности. Состояние утомления обычно сопровождается характерным ощущением, которое обозначают словом "усталость". Утомление проходит во время отдыха, если продолжительность его достаточна. Обычно ко времени, когда наступает утомление и необходим отдых, приурочивается обеденный перерыв.

    После обеденного перерыва организм человека вновь проходит через указанные три фазы. Но теперь фаза врабатывания завершается быстрее, чем в начале рабочего дня, фаза устойчивой работоспособности обычно короче по длительности и ниже по

    уровню, чем дообеденная, а период утомления длиннее, и оно нарастает с большей глубиной, нежели до обеда.

    Вследствие установившейся суточной периодичности жизнедеятельности в различные отрезки времени, организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность в течение суток определенным образом колеблется. В соответствии с суточным циклом, наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы с 9 до 20 часов. В вечерние часы работоспособность человека находится еще на высоком уровне. В это время суток человек обладает большими потенциальными возможностями для обеспечения производительности при минимальном утомлении. Вместе с тем, работа в вечерние часы начинается при определенном наслоении утомления, вызванном предшествующим бодрствованием и бытовой нагрузкой. Ночная работа, нарушая биологический ритм, противоречит физиологическим закономерностям и противоестественна для человека. В колебаниях работоспособности в течение суток выделяют два минимума (около 2-3 часов утра и 15 часов дня) и два максимума (около 8-9 часов утра и 18 часов вечера).

    Работоспособность человека в течение недели тоже не является стабильной. В первые дни недели она увеличивается, достигая наивысшего уровня на третий день (среда), потом постепенно снижается, резко падая к шестому дню - субботе.

    Не следует смешивать понятия "работоспособность" и "трудоспособность". Трудоспособность отражает возможность участия в труде вообще. Если человек в состоянии работать, он трудоспособен. В свою очередь, потеря трудоспособности означает, что человек совсем не в силах выполнять работу или что работа противопоказана ему по состоянию здоровья.

    Человек начинает свою жизнь, будучи совершенно беспомощным. С течением времени он мужает, развивается физически и духовно, набирает силу, знания, умения. Из иждивенца он превращается в работника, становится трудоспособным. К старости трудоспособность теряется. Временно лишиться трудоспособности можно (полностью или частично) и в результате болезни или травмы. Преждевременная потеря трудоспособности, так же как и снижение работоспособности, уменьшает трудовые ресурсы общества, отрицательно сказывается на производительности труда.

    Классификация видов труда. Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по используемым вещественным элементам труда и разной степени участи, человека, по методам привлечения людей к труду.

    Процесс труда , с точки зрения содержания труда , есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие функции: 1) логическую, связанную с определением цели и подготовкой процесса труда: 2) исполнительскую, т.е. приведение в действие и непосредственное воздействие на предмет труда; 3) функцию регистрации и контроля, т.е. наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы; 4) функцию регулирования, т.е. корректирование, уточнение заданной программы.

    1) простой и сложный труд. По определению К. Маркса, простой труд " есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием " 10 . Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд сложным трудом является "только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд". В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем не квалифицированные;

    2) репродуктивный и творческий труд . Репродуктивный труд - это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий - это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.;

    3) функциональный и профессиональный труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников, в зависимости от их роли в производстве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. каждая функция сопряжена с той или другой стороной деятельности, необходимой для нормальной работы предприятия. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Такой труд принято называть функциональным.

    ____________________

    10 Маркс К., Энгельс: Ф. Соч. - 2-е изд., Т. 23, с. 53.

    Функциональный труд - это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управленческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдельным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);

    4) умственный и физический труд. Физический труд - это затрата физической энергии. Умственный труд выражается в том, что в человеческом мозгу возникает идея создания той или иной потребительной стоимости, человек продумывает план реализации этой идеи, следит за тем, чтобы его план в процессе физического труда нашел свое воплощение. Деление труда на умственный и физический довольно условно. Эту условность отметил еще с.Г.Струмилин: «Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд - эта единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов ". 11 Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

    Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами производства и определяет социальную природу труда. В настоящее время происходят изменения в характере труда, обусловленные совершенствованием производственных отношений в результате разгосударствления социалистической собственности и приватизации, расширения сферы действия экономических методов управления, создания новых форм хозяйствования, ориентирующих на эффективность и качество, действительной материальной и моральной заинтересованности работников, превращения их в подлинных хозяев. В то же время именно глубокие социально-экономические различия в содержании и функциях труда, наличие рутинного, монотонного, неквалифицированного, тяжелого ручного труда, его вредные условия еще долго будут препятствовать раскрытию творческих способностей значительной части трудящихся, мешать гармоничному развитию личности, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

    ____________________

    11 Струмилин С.Г. Избранные произведения. т. 3: Проблемы экономики труда. - М., 1964, с. 9-10.

    В зависимости от характера труда различают :

    1) конкретный и абстрактный труд . Как особая целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения его потребностей, труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам труда в физиологическом смысле - к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный, однородный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный - стоимость товара;

    2) наемный труд и самонаем. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства, и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свой предстоящий труд (свою рабочую силу) в обмен на определенную стоимость в Форме заработной платы. Наемный труд является трудом, отчужденным от самого себя, так как созданное им богатство противостоит как чужое богатство. Вместе с тем наемный работник является собственником своей рабочей силы, по мере развития которой увеличивается и личная собственность рабочего, его семьи. В то же время предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать сaмoнаемом, и характер данного труда будет качественно отличаться от характера наемного труда. Именно такой труд предоставляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережному, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, проявлению творческих способностей;

    Современная лингвистика подтвердила идеи великих мыслителей XIX и XX вв. о том, что язык и образ мышления народа взаимосвязаны, что между жизнью общества и языком, на котором оно говорит, существует тесная связь. Поэтому представления народа о жизни, действительности, его привычки и этические ценности, культурные установки (т. е. картина мира) раскрываются и становятся понятными при анализе значения и сочетаемости слов, называющих предметы и явления как внешнего, так и внутреннего мира человека (о языковой картине мира см. «Виноград», №3, 2007). Такой лингвистический анализ позволяет проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времен (что невозможно для социологического исследования) и даже поколебать устойчивые культурные мифы, в частности о лености русского народа.

    В русском языке имеется два базовых глагола и два производных от них имени со значением трудовой деятельности - РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, которые объединяют вокруг себя разнообразную лексику, называющую трудовой процесс, его разновидности, параметры, оценку. РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, ТРУД, часто выступая как синонимы, выражают целенаправленную и полезную для людей, созидательную деятельность, требующую усилий, обыденная цель которой - получение средств для жизнеобеспечения человека. РАБОТА, ТРУД противопоставлены развлечению и игре, как деятельности ради удовольствия. Спортивная игра, занятия спортом могут быть названы РАБОТОЙ только в случае их профессионального статуса, дающего средства к существованию.

    РАБОТАТЬ и ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА и ТРУД не являются полными синонимами, между ними имеются содержательные и связанные с ними сочетаемостные различия, специфические именно для русского языка. Эти различия описываются в словарях синонимов современного русского языка (например, в словаре под ред. Ю.Д. Апресяна). ТРУДИТЬСЯ, ТРУД выражают этически более значимую и всегда оцениваемую положительно трудовую деятельность, требующую напряженных усилий человека, а РАБОТАТЬ, РАБОТА - более прикладную, утилитарную деятельность, которая может оцениваться и положительно, и отрицательно. Эти содержательные различия объясняют разную сочетаемость данных слов. Можно «трудиться честно, упорно, добросовестно, самоотверженно», ср. также «самоотверженный, благородный труд», но выглядят странными сочетания (?)«трудиться плохо, недобросовестно, нечестно», (?)«некачественный, халтурный труд». Нейтральный в стилистическом отношении глагол РАБОТАТЬ допускает оба типа сочетаемости (ср. «работать хорошо, самоотверженно, добросовестно // плохо, недобросовестно», «самоотверженная // халтурная работа»).

    Для ТРУДАна первом плане находятся усилия, сама деятельность, поэтому ТРУДне анализируется, в отличие от РАБОТЫв терминах результата, а для работы важен результат (ср.: «выполнить, сделать работу», но не «труд»). «Много работы» означает большой объем того, что надо сделать; «много труда» характеризует объем затраченных усилий. Актуализация идеи результата возможна и в производных словах, которые образуются от глагола РАБОТАТЬ: «выработать, разработать, переработать, обработать что-л.». Обыденная цель РАБОТАТЬ - получение средств для жизнеобеспечения человека - выражается в производных лексемах «заработать, заработок». РАБОТА может быть наемной, вынужденной (ср.: «дать работу», «поручить работу», «работать на кого-либо»), для ТРУДА и ТРУДИТЬСЯ эти смыслы неактуальны (нельзя *«дать труд», *«получить труд», маловероятно (?) «трудиться на кого-либо»).

    Различия в сочетаемости этих слов могут быть объяснены только исторически, т.е. с учетом исторической памяти современного русского языка, отражающего представления о трудовом процессе наших предков. Различия связаны с этимологией данных лексем, которые восходят к индо-европейским *orbhos ‘раб’; *ter- ‘тереть’ и общеславянскому *trudъ ‘тяжелое физическое усилие’ (см. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1986-1987), а также с их историей, отраженной в словарях старославянского и древнерусского языков, в специальных исследованиях древнерусских памятников письменности.

    В Словаре старославянского языка Х - XI вв. все значения глагола РАБОТАТИ взаимосвязаны и выражают подневольную, рабскую работу: 1) ‘находиться в рабстве’, 2) ‘служить кому-то’, 3) ‘тяжело работать на кого-либо’. Углагола ТРУДИТИСЯв этот период отмечаются следующие значения: ‘прилагать усилия’; ‘страдать’; ‘вести аскетический, мученический образ жизни’ (о монахах и православных подвижниках); ‘заботиться о ком-либо’; ‘устать, изнемочь’ - и отсутствует значение ‘работать’. Для обозначения трудовой деятельности в тот период использовался также глагол «делати», который постепенно утрачивает обобщенное значение, употребляясь в современном русском языке с конкретизированным объектом («делать что»).

    В Словаре русского языка XI-XVII, в Словаре И.И. Срезневского («Материалы для словаря древнерусского языка». Спб, 1893-1903) у глагола РАБОТАТИ основным значением остается ‘находиться в рабстве, неволе, быть рабом’. Толкования ТРУДИТИСЯ фиксируют существенное преобразование его семантической структуры, выделяются следующие основные значения: ‘работать, трудиться’; ‘заботиться’; ‘стараться’; ‘прилагать усилия’, ‘страдать’, ‘совершать подвиг’. Трудовой процесс, составляющий основу человеческой жизни, в этих преобразованиях представляется как форма подвижничества - через усилия, тяготы и страдания. Часто глагол ТРУДИТИСЯ используется по отношению к аскетической жизни монахов. Ср. примеры из житийной литературы: «Братския кельи строят сами хотящии обитати и трудитися во оной обители братия». «Был он телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три».

    По данным церковнославянского языка и исследований Т.И. Вендиной (см. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры, М., 2007) в сознании средневекового человека идея страдания имела особое значение - оно осмыслялось как своеобразный залог спасения человека. «Человек “труждает себя” во имя Господне, поэтому вектор “труда” устремлен вверх, от жизни тела (через страдания и мучения) к жизни духа». Об этом свидетельствуют многие памятники житийной и святоотеческой православной литературы (например, «Наказания» митрополита Даниила, «Поучения» преп. Феодосия Печерского, житие преп. Сергия Радонежского), в которых труд как форма спасения человека противопоставлен праздности. Ср.: «Никтоже буде тунеядецъ, никтоже буде празденъ, праздность всем злым ходатайственна есть. Сего ради преже въ раи повелел Богъ Адаму делати и рай хранити, по изгнании же оттуда въ труде и поте лица хлебъ ясти повеле ему Господь, а яже ко Адаму реченная, ко всемъ речена быша. И Иисус безъ лености мест от места пешъ преходя тружася нашего ради спасения, образъ далъ намъ» (из «Наказаний» митрополита Даниила).

    Труд, требующий усилий, связанный со страданиями, но свободный, направленный на человека (в языке об этом свидетельствует возвратные формы соответствующих глаголов - «трудить себя») воспринимается как деятельность, определяющая нормы человеческого бытия, как самоутверждение личности, субъекта деятельности. Именно ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪв исследованиях памятников древнерусского языка XIII-XV вв. отмечаются как наиболее частотные слова в обобщенном значении трудового процесса. ТРУДИТИСЯ используется по отношению к жизни не только монахов и православных подвижников, но и обычных людей с их каждодневными заботами, обозначая при этом свободный, не подневольный труд. Широкое распространение этого глагола объясняется большим влиянием средневековых монастырей на развитие рус­ской культуры. В отличие от западноевропейского городского типа культуры, древнерусская культура сложилась во многом как культура монастырская, где противоречия между богословско-церковным и повседневно­-практическим уровнями сознания снимались в форме охвата различных сфер человече­ской деятельности аскетическим монастырским мировосприятием. О влиянии монастырской культуры на древнерусскую культуру пишут историки и культурологи, об этом также свидетельствует развитие содержательной структуры и употребления слов ТРУДИТИСЯ, ТРУДЪ. В последующие исторические периоды наметившаяся тенденция в их значении и употреблении продолжится - от номинации физических усилий, страдания к развитию обобщенного значения трудовой деятельности, которая при этом не утратила духовно-нравственного смысла и в современном русском языке воспринимается как значимая и ценная.

    Слова РАБОТАТЬ, РАБОТА, сближаясь по значению со словами ТРУДИТЬСЯ, ТРУД,в процессе исторического развития языка и общества под влиянием христианской культуры (ср. из «Поучений» Феодосия Печерского: «Слышали ведь, как Павел глаголет… “Кто не работает, пусть не ест”») постепенно утрачивают негативные оценочные значения, связанные с подневольной, рабской, недостойной работой. РАБОТАТЬ, РАБОТА становятся в русском языке нейтральным средством для обозначения обыденного трудового процесса и профессиональной деятельности, сохранив при этом некоторые особенности значения наемной работы, для заработка, «по долгу, нужде». Развитие значения РАБОТАТЬ от выражения подневольного тяжелого труда к широкому пониманию работы как естественной формы существования человека сопровождается расширением употребления этого глагола и на учреждения («Аптека работает и в воскресенье»), механизмы («Телевизор не работает. Станок работает бесшумно»), отдельные органы живого организма («Сердце хорошо работает»). Для ТРУДИТЬСЯ такое расширение значения не характерно, он выражает лишь человеческую деятельность.

    Сходные с глаголом РАБОТАТЬ содержательные изменения пережили лексемы со значением трудовой деятельности во многих европейских языках. Так, в немецких этимологических словарях отмечается генетическая связь глагола arbeiten со славянским «работать» в значении ‘работать как раб’. Общегерманское Arbeit в значении ‘тягота, нужда, тяжелый физический труд’ под влиянием христианских идей, теряя отрицательную оценку, становится нейтральным обозначением трудовой деятельности человека. Но ни в одном из современных европейских языков, в том числе и славянских, нет глагола, похожего на глагол ТРУДИТЬСЯ, сохранившего и в современном русском языке возвышенную, духовную, этическую оценку трудового процесса человека. Вряд ли ленивый и пассивный народ, как иногда пишут о русском народе западные культурологи, мог бы сохранить в своей культуре и языке возвышенно-этическое понимание предназначения труда и не растратить духовно-нравственного отношения к нему, зародившегося с принятием христианства и укрепившегося в средние века.

    История двух русских глаголов ТРУДИТЬСЯ и РАБОТАТЬ (и производных от них имен ТРУД и РАБОТА) запечатлела в языке формирование православной этики труда. Ориентация в средние века на монашеский идеал и в мирской жизни сформировало на Руси понимание святости труда как общей категории религиозного сознания. Труд считался благим делом, основой нравственности человека, но только тот труд, который не заслонял главной цели жизни человека - стремления «жить в Боге», по Евангельским заповедям и не вел к победе материального над духовным. Многие отечественные философы и историки отмечают недостаток внимания православной культуры (в отличие от католической и лютеранской) к повседневному труду, к так называемому «среднему» уровню культуры. Тем фактом, что хозяйственным, профессиональным и социальным вопросам труда в Православии традиционно уделялось меньшее внимание, чем вопросам духовным, не преминули воспользоваться социалисты-марксисты, учение которых в конце XIX - начале XX получило быстрое и победное распространение в России, приведшее к атеистической социалистической революции.

    Часто можно услышать или прочитать о том, что именно социализм возвеличил нравственное значение труда, положив его в основание хозяйственно-экономического строя, подняв труд до вершины нравственного подвига. Ссылаясь на то, что советский лозунг и принцип «Кто не работает, тот не ест» является скрытой цитатой из Нового завета (из послания апостола Павла), иногда проводят аналогию между социалистическим и христианским отношением к труду как к нравственному подвигу. О последнем вроде бы свидетельствует и социалистическая риторика, ср.: «Слава трудовому народу! Герой социалистического труда, трудовые подвиги, трудовая доблесть, ударный труд» и др. О политической и идеологической стороне этой проблемы, о двойной морали того времени много написано. Например, А.И. Солженицын резко выступал против высокой положительной оценки трудовой политики в эпоху социализма, напоминая о разрушении мотивации к труду, о том, что «труд именно при “социализме ” стал заклятым бременем», прежде всего для крестьянства, о насильственных трудовых мобилизациях горожан, о тяжелом женском труде и т.д., так что нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Но мы хотим показать - при помощи лингвистического анализа социалистической риторики - принципиальные различия в социалистическом и православном понимании ТРУДА.

    В материалах КПСС, официальных и газетных текстах того периода (отдающих предпочтение возвышенно-духовному слову ТРУД, причем отвлеченному существительному, а не более конкретному глаголу) о труде говорится как о высшей и абсолютной ценности, мере смысла человеческой жизни. Ср. лозунг и задачу, поставленную на одном из съездов КПСС: «Способствовать превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека!». Ср. также отрывок из материалов одной из партийных конференций, в котором «участие в труде» выступает как конечная цель этого процесса, как наивысшая ценность: «Участие в общественном труде стало неотъемлемой чертой образа жизни советской женщины. Начиная с 1970 года среди рабочих и служащих женщины составляют 51%. И хотя к началу 70-х годов процесс привлечения женщин к труду в общественном производстве был в основном завершен, ежегодно 2/3 вновь вовлекаемых в производство граждан за 70-е и начало 80-х г.г. составляли женщины. В настоящее время почти все трудоспособные женщины используют гарантированное им право на труд по способности». Цель труда в официальных и публицистических текстах того времени определяется «на благо родины», характеризуются параметры труда - производительность, качество, объем, нормы труда, социалистическое отношение к труду и т. д. Но сам конкретный производитель труда, субъект трудового процесса, отдельная личность при рассуждениях о труде отодвигается на задний план, приобретает инструментальную функцию в обезличенном трудовом процессе. Инструментальную функцию человека актуализируют термины политэкономии социализма типа «трудовые ресурсы, трудовые резервы». Социалистическая пропаганда была направлена на формирование послушного производителя, обезличенного «винтика» в системе, на формирование рычагов управления им как инструментом в коллективном процессе, цель которого связана с завуалированными политическими и экономическими интересами власть имущих.

    Напротив, в Православии труд, а не человек, выполняет инструментальную функции, цель труда - конкретная личность, трудящийся человек. Труд направлен на очищение человеческой души от страстей и пороков, на совершенствование человека и восхождение его к святости. Поэтому, как говорит Игнатий Брянчанинов, не любой труд полезен: «Что значить трудиться в разуме ? Значит - нести труд монастырский, как наказание за свою греховность, в надежде получения прощения от Бога». Если же человек трудится «с тщеславием, с хвастовством, с уничижением других», то «как бы он ни был усилен, долговремен, полезен для обители в вещественном отношении, не только бесполезен для души, но и вреден, как наполняющий ее самомнением, при котором нет места в душе ни для какой добродетели».

    Как мы видели, анализируя выше значение и сочетаемость слов ТРУДИТЬСЯ, ТРУД, многое из высоконравственного и духовного понимания ТРУДА нашими предками вошло в современный русский язык. «И хотя ни в литературном языке, ни в диалектах труд больше не воспринимается как мученический подвиг, однако ценность его определяется именно этой этической мотивацией… Уважение к бескорыстному труду, несмотря на все тяготы и страдания, составляет основу нравственности человека, формирует глубинные основы его отношения к жизни» (Т.И. Вендина. «Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры»).

    Представления о судьбе слов (и понятий) ТРУД, ТРУДИТЬСЯ, РАБОТА, РАБОТАТЬ в русском языке были бы неполными, если не рассмотреть вопрос об особенностях их употребления в публицистике последних, бурных и «рыночных», 10 - 15 лет. Язык, как живой и чуткий организм, реагирует на все изменения в социально-экономических и морально-нравственных настроениях общества. Политические и социально-экономические потрясения, пережитые российским обществом последних двух десятилетий, привели в частности к снижению официальности средств массовой коммуникации, усилению спонтанности русской публичной речи, к ослаблению ее норм, жаргонизации, расцвету языковой игры, распространению сниженных форм выражения. Это не могло не сказаться и на употреблении рассматриваемых слов. ТРУДИТЬСЯ с его возвышенно-этическим потенциалом в современных газетных текстах часто используется иронически по отношению к деятельности незначительной, бесполезной и даже противоправной. Например: «Один из мошенников, по совместительству трудившийся в местном отделении милиции, разработал новый план». Ирония может возникнуть вопреки намерениям автора, желающего при помощи глагола ТРУДИТЬСЯ придать значимость той деятельности, о которой он говорит. Поэтому в справочнике для депутатов Госдумы «Культура парламентской речи» (1994) не рекомендуется употреблять ТРУДИТЬСЯв обыденной речи, например, говорить «Он трудится в аппарате правительства»; «У нас в отделе трудится 20 человек»(вместо него советуют использовать нейтральный глагол РАБОТАТЬ). Отметим, что РАБОТАТЬ в современных газетных текстах для обозначения общественно бесполезной деятельности употребляется часто без иронии - РАБОТОЙ может называться любая деятельность, являющаяся источником дохода для субъекта действия или кем-то заказанная (Ср. «Они работали в основном в электричках или на вокзалах» - о профессиональных нищих. «Здесь работал профессионал» - о киллере). В следующем примереирония возникает как результат нарушения причинно-следственных отношений между работой и получением дохода: «Люди делятся на тех, кто работает и кто зарабатывает».

    Но современный человек, как наследник культуры наших предков, тонко чувствует различия между РАБОТОЙ как вынужденной формой человеческого существования и свободным, творческим ТРУДОМ. Об этом красноречиво свидетельствуют отрывки из статьи, написанной в наше кризисное время: «Современный рынок, на котором каждый работник, каждая организация пытается сделать продукцию товаром, то есть найти партнёра, способного к обмену, отличается потрясающе высоким уровнем конкуренции. Поэтому нелегко найти того, кто согласится взять твой продукт, кто согласится признать его товаром, кто ободрит тебя - ты трудился, а не просто работал, и воздаст тебе эквивалентом труда за труды. Да и не каждую работу удаётся сполна воплотить в труд: где-то ошибся, где-то схалтурил, а чаще умения не хватило... «Да и нужно ли трудиться?», - вкрадётся шальная мысль... Возникает соблазн халтуры, то есть формальной деятельности, исполнения работы и попытки продать её результаты, выдав работу за труд… Но восполнят мне лишь ту часть работы, которую покупатель признает трудом. И будет урок - трудись больше, трудись лучше» (А. Белковский, journalisti.ru). Этими словами я и заканчиваю свои размышления о сущности ТРУДА и РАБОТЫ в русском языке - языке русской культуры.


    © Все права защищены
Похожие публикации