Формы обучения в педагогике. Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм
Педагогические средства как составная часть материально-технического обеспечения - это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.
Педагогические средства подразделяются на шесть групп предметов (объектов):
оборудование училища,
учебно-лабораторное оборудование,
учебно-производственное оборудование,
дидактическая техника,
учебно-наглядные пособия,
организационно-педагогические средства воспитания.
Оборудование училища (школьное) включает в себя все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, а также простейшие средства для обучения и воспитания: парты (учебные столы), доски, мел, ручки, карандаши, краски, учебники, тетради - словом, тот исходный минимум предметно-материального обеспечения, без которого не может существовать ни одно учебное заведение. Естественно, что набор училищного оборудования зависит от типа училища и профессий, по которым ведется обучение
Учебно-лабораторное оборудование, или учебно-лабораторное обеспечение педагогического процесса, зависит от особенностей материально-технического обеспечения училища конкретного профиля. Оно создается посредством создания системы учебных кабинетов, лабораторий, физкультурных залов в соответствии с набором учебных дисциплин, преподаваемых в училище. Такая специализация учебных помещений необходима, поскольку она способствует развитию педагогических технологий обучения и воспитанию учащихся.
Учебно-производственное оборудование - это почти то же, что и учебно-лабораторное оборудование, но предназначенное для мастерских, учебных цехов, полигонов, земельных участков, где непосредственно ведется профессиональное обучение. По сути, это орудия и средства; применяемые в процессе профессионального труда.
Дидактическая техника (средства) включает в себя всякого рода технические устройства и ЭВМ, используемые в целях воспитания и обучения. Традиционно их называют ТСО - технические средства обучения, хотя они активно применяются и во внеучебной деятельности.
Учебные кабинеты оснащаются дидактической техникой в соответствии со спецификой обслуживаемой дисциплины. В настоящее время идет активная механизация и автоматизация учебных кабинетов, что значительно усовершенствует педагогическую и учебную деятельность педагога и учащихся.
К дидактической технике относится и вычислительная техника: микропроцессоры и компьютеры, хотя это совершенно, особые средства. Но об этом чуть ниже.
Учебно-наглядные пособия - это, собственно, то, что показывается или проигрывается с помощью и посредством дидактических средств или самим педагогом вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи, педагогические программные средства (ППС) и т. д.
Организационно-педагогические средства воспитания объединяют разнообразную учебно-программную документацию: учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т. д.
Получив общее представление о том, что такое педагогические средства, можно поразмыслить над тем, зачем они нужны в педагогическом процессе. Нетрудно представить, что с их помощью легче хранить и быстрее извлекать для использования самую разнообразную информацию для урока. Например, с их помощью можно создавать информационные банки по учебным дисциплинам. Дидактические средства в единстве с методами обогащают технологию обучения и воспитания в целом. Они также освобождают педагога от рутинной работы для педагогического творчества, способствуют воспитанию самостоятельности учащихся, их продуктивной деятельности. С помощью педагогических средств можно проводить самые разнообразные самостоятельные поисковые работы. Дидактические средства создают особую пространственную среду для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее. Без них невозможно создание педагогических технологий.
Дадим более подробную характеристику двум наиболее значимым группам средств.
Оборудование училища создается сейчас согласно нормативам на строительство типовых учебных зданий или приспособление ранее построенных нетиповых помещений. По этим нормативам площадь учебного кабинета для групповой работы не может быть менее 50 м 2 , а лаборантская комната - 15 м 2 , рекреационные помещения рассчитываются по 0,6 м 2 на учащегося, туалеты - 0,1 м 2 , и т. д. Нормативы сегодня играют роль допуска, т. е. минимального уровня обеспечения учебного процесса площадями. Также рассчитываются площади спортивного комплекса, хозяйственных помещений, столовой, буфета и т. д. Нормативы предусматривают при необходимости обеспечение учащихся и местом в общежитии училища.
Одной из педагогических проблем в этой области является качество помещений, обеспечивающих педпроцесс. По эргономическим, эстетическим, экологическим свойствам эти помещения в массе своей не удовлетворяют учебный процесс. И самое главное, типовые проекты мало сориентированы на специфику профессий и климатические особенности местности. В стране очень мало училищ, которые построены в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Между тем здания, площади, высота потолков, цвет стен, удобство расположения аудиторий - все это воспитывает, формируя отношения, представления, вкусы и даже мотивы учения будущих рабочих.
В последние годы учеными разработаны новые подходы к проектированию училищ. Ученые площади предложено рассматривать как систему зон жизнедеятельности учащихся: учебной, учебно-производственной, культурно-воспитательной, спортивно-оздоровительной и др.
Учебная мебель van составляющая учебно-лабораторного оборудования предназначена для создания максимально благоприятных условий для учащегося в его познавательной деятельности. Учебные парты, столы разных видов (чертежные, демонстрационные и др.), столы управления ТСО, учительские кафедры, классные доски (типовые, фланеографы, магнитные, световые и т. п.) стеллажи для книг и оборудования, выставочные стенды, подставки для учебных пособий, стулья - все это делается с учетом возрастных и гигиенических требований, а также и архитектурно-художественных, эргономических, технико-экономических. Мебель играет огромную роль в воспитании: она влияет на здоровье учащихся, их состояние, настроение на уроке.
Учебники, учебные пособия, тетради, ручки, карандаши, линейки, готовальни, микрокалькуляторы и т. д. - это минимум, без которого невозможна учебная деятельность учащихся. Они относятся к организационно-педагогическим средствам.
Остановимся кратко на учебнике как массовой учебной книге, излагающей предметное содержание обучения и определяющей виды деятельности учащихся. Педагогическое назначение учебника в том, что он является: а) носителем содержания обучения; б) средством, мотивирующим и стимулирующим учение; в) средством организации обучения (планирования, контроля, коррекции); г) помощником учителя в сборе и организации информации; д) интерпретатором информации; е) средством воспитательного воздействия на учащихся.
Перед авторами учебников сегодня стоит много проблем: качество, объем и структура информации, обеспечение различными видами и формами заданий и вопросов и др. Учебника, как его видят ученые, находится в стадии своего становления.
Учебный кабинет - это помещение, специально оборудованное для проведения определенных занятий по одной из дисциплин учебного плана. В ПТУ наряду с кабинетами по общеобразовательным дисциплинам (математике, физике, химии, литературе, истории) создаются кабинеты по теоретическим дисциплинам профтехцикла. Это кабинеты черчения, для преподавания различных спецтехнологий, технологические лаборатории, кабинеты дизайна (технической эстетики), технического творчества и др.
Кабинетная система помогает значительно обогатить педагогический процесс, собрать большой объем информации, приспособить оборудование к учащемуся, совершающему определенный вид деятельности. В кабинете можно организовать научную работу учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность, их самообразование и самообучение.
В перспективе учебные кабинеты в училищах и школах будут развиваться как многофункциональные, поскольку туда придет компьютер. Тогда не будет необходимости в хранении большого числа
книг, справочников, пособий, наглядных пособий и т. д. Вместе с тем будут создаваться кабинеты, способствующие формированию профессионально важных качеств личности будущего рабочего: сенсомоторной сферы, конкретных навыков и умений, познавательных процессов. Уже сейчас есть кабинеты личностного назначения: психологической разгрузки, психодиагностики, в том числе и самодиагностики, аутотренинга и др.
Учебные мастерские - это специально оборудованные помещения для обучения будущих рабочих обработке материалов ручными инструментами и на станках, монтажным и демонтажным работам. Они специально оборудуются орудиями и средствами труда, обеспечивающими производство материального продукта, производство и передачу энергии, функционирование коммуникаций, хранение, переработку и передачу информации, подчас охватывают всю технологию процесса.
В учебных мастерских учащиеся осваивают технические объекты и технологию, т. е. происходит процесс адаптации учащихся. Между человеком и техникой возникают организационные и функциональные связи. Организационные связи появляются, если человек и техника действуют как один организм, как целостность. Такое возможно, если техника высокоэргономична. Функциональные связи возникают при четком и надежном распределении функций между человеком и техникой. Такое бывает при надежной и высокоразвитой технике и технологии. Каждую из этих связей учащиеся быстро чувствуют и усваивают в ходе урока производственного обучения в мастерских.
Учебный цех - это часть производственного предприятия, оборудованная для производственного обучения будущих рабочих. Отличие цеха от учебной мастерской состоит в том, что его назначение - выпуск продукции, а значит, есть план-заказ предприятия, определенная заданная технология, режим и ритм работы, близкий к производственному. Учебный цех помогает учащимся быстро адаптироваться к производству, почувствовать его ритм, войти в реальные производственные отношения, освоить хозрасчет и рынок и даже заработать деньги.
Дидактическая техника и ЭВМ - это вся совокупность технических средств училища, предназначенных:
для пользования, хранения и переработки самой разнообразной информации;
передачи информации на расстояние;
организации и контроля педагогического процесса и индивидуальной деятельности учащихся, диагностики индивидуальных данных;
снятия усталости, напряжения, перегрузок;
формирования двигательных и сенсомоторных навыков.
Данный класс педагогических средств включает в себя аудио-визуальные средства, т. е. средства, основанные на одновременной передаче информации для слуха и зрения учащегося. К ним прежде всего относятся средства экранные (диапроекторы, эпипроекторы, графопроекгоры), звуковые (радиопередачи, магнитофонные записи, грамзаписи, лингафонные устройства), экраннозвуковые (кино, телевидение, видеозаписи). Сюда также относятся средства программирования и контроля; тренажеры, обучающие и контролирующие устройства и т. д.
Появление компьютеров сильно меняет "расстановку сил" в классе дидактической техники. Некоторые средства утрачивают свое значение, как бы морально стареют. Так случилось с эпидиаскопом, фильмоскопом.
Какие бы красивые корпуса и кабинеты ни были созданы в училище, их эффективность по многом определяется наличием дидактической техники. Она расширяет информационное поле воспитания, способствует обогащению методики, помогает индивидуализировать воспитание и, что очень важно для училища, политехнизирует педагогический процесс. При этом к системе "человек-человек" добавляется новая - "человек-техника-человек".
Об ЭВМ поговорим особо. Поставить их в один ряд со всей другой дидактической техникой нельзя. Построенные на микроэлектронике, они успешнее и гораздо продуктивнее выполняют функции многих традиционных видов учебной техники, могут выполнять самые различные функции практически в любой учебной деятельности, в любом педагогическом процессе. При подготовке рабочих компьютеры необходимы еще и как средство их будущей производственной деятельности. Без них невозможны работы на станках с ЧПУ, в технологических обрабатывающих центрах, с автоматизированными системами управления и, конечно, использование гибких автоматизированных производств.
Что дают компьютеры для воспитания учащихся? Прежде всего то, что с, их помощью создается так называемый гибридный интеллект, т. е. значительно расширяется и усиливается познавательная деятельность учащегося. Создается среда, стимулирующая мысль. И все это в индивидуальном режиме. С помощью ЭВМ рабочее место преподавателя и учащегося автоматизируется, многократно усиливаются его вычислительные возможности. С помощью компьютера можно индивидуализировать педагогический процесс, наладить самостоятельную работу учащихся, проводить тут же диагностику и самодиагностику обучаемости и обученности учащихся и т. д. Работая с компьютером, в учебном процессе можно построить систему с обратной связью.
Где и каким образом может применяться ЭВМ в педагогическом процессе школы, ПТУ? Во-первых, в системе управления этим процессом. С помощью ЭВМ можно создавать самые разнообразные информационные программы ("Успеваемость", "Посещаемость", "Практика", "Семья учащегося" и др. Во-вторых, в системе непосредственного обучения с помощью ППС, когда учащийся получает информацию и усваивает ее в индивидуальном режиме. В-третьих, для индивидуальной самостоятельной работы учащихся, особенно для учебных упражнений, различных расчетов. В-четвертых, при организации технического творчества, для моделирования создаваемых объектов. В-пятых, для обслуживания поиска дополнительной информации. В-шестых, для диагностики развития учащихся. Возможности ЭВМ в учебном процессе еще не изучены, опыта использования в практике мало. Так что этот вопрос остается открытым.
Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике: педагогической технологии. Суть его состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса. Органическая зависимость их друг от друга проектируется и реализуется.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте структуру и нарисуйте общую схему "Система педагогических средств воспитания учащихся".
2. Составьте полный перечень кабинетов одного из училищ, проведите их классификацию по самостоятельно выбранным признакам.
3. Проведите сравнение возможностей ЭВМ и остальной дидактической техники с целью наиболее полного определения ее педагогических возможностей.
4. Обобщите и проанализируйте имеющийся у вас опыт использования педагогических средств в процессе самообразования и самообучения студентов и учащихся.
Осталось раскрыть последний компонент педагогического процесса - формы его организации (оргформы). Его место особое - завершающее (таблица 17). И потому формула педагогического процесса в конечном итоге другая (сравните с таблицей 3).
Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].
Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.
Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .
Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .
При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.
К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.
К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.
Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.
Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.
Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.
Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .
Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.
Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.
Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.
Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.
Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.
Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .
Особенности школьного урока:
Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
Определенное организационное начало и постановка задач урока;
Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
Объяснение нового материала;
Закрепление или повторение изученного на уроке;
Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
Подведение итогов урока;
Задание на дом;
Каждый урок является звеном в системе уроков;
Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Выделяю следующие типы уроков:
Урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;
Урок закрепления знаний;
Уроки выработки и закрепления умений и навыков;
Обобщающие уроки.
Структура урока состоит обычно из трех частей:
1. организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Глава 16. Формы организации педагогического процесса
Понятие о формах организации педагогического процесса Общая характеристика классно-урочной системы Урок - основная форма организации педагогического процесса Дополнительные формы организации педагогического процесса Вспомогательные формы организации педагогического процесса
§ 1. Понятие о формах организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.
Из истории организационного оформления педагогических систем
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 - 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание - и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не осваивал науку, ремесло или искусство. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе, первоначально разработанной и описанной Я.А.Коменским в его книге "Великая дидактика".
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
Дальнейшее развитие классического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, в частности обосновал его организационное строение и разработал типологию уроков. В каждом уроке К.Д.Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремленности на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К.Д.Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока. Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.
Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками - мониторами. Изобретение белль-ланкастерской системы, получившей свое название от фамилии ее создателей - священника А. Белля и учителя Д.Ланкастера, было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.
Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учебной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. Следствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США Е.Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюи. В соответствии с предложенным Е.Паркхерст дальтонским лабораторным планом, или дальтон-планом, традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил.
В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со стороны отечественных педагогов прежде всего за его ярко выраженную индивидуалистическую направленность. В то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной формы организации обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Бригадно-лабораторный метод в отличие от дальтон-плана предполагал сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, готовились к общим экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги бригадной работы. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.
Для бригадно-лабораторной формы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций до консультирования учеников. Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привела к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформирован-ности важнейших общеучебных умений. Эти же недостатки выявились и в других формах организации обучения, зародившихся в Западной Европе и США, но не получивших широкого распространения.
Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные навыки, и прежде всего умение самостоятельного добывания знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.
Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал. Так, в 60-е гг. большую известность получил педагогический проект, разработанный американским профессором педагогики Л.Трампом. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100 - 150 человек) с занятиями в группах по 10 - 15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного материала (семинары), углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков - 20 %, а остальное время на самостоятельную работу под руководством педагога или его помощников из сильных учащихся. В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в массовых закрепились только отдельные элементы: обучение бригадой педагогов узкой специализации, привлечение помощников, не имеющих специального образования, занятия с большой группой учащихся, организация самостоятельной работы в малых группах. Кроме механического переноса вузовской системы в общеобразовательную школу план Трампа утверждал теорию крайней индивидуализации, выражающуюся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения, что приводит к отказу от руководящей роли учителя, к игнорированию стандартов образования.
40. Дидактика как педагогическая теория обучения.
Дидактик а (от греч.didaktikos – поучающий или didasko – изучающий) – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Впервые этот термин употребил немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 - 1635) для обозначения искусства обучения. Он назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия».
Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский (1592-1670). В 1632 году он написал на чешском языке «Великую дидактику». В 1657 году «Великая дидактика» была опубликована в Амстердаме, уже не на языке оригинала. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему».
Объект дидактики – процесс обучения.
Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Структура дидактики :
1. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях.
2 . Частные дидактики, или частные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы).
Задачи дидактики:
l описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
l разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии
41. Дидактическая система .
В компонентах дидактической системы отражены основные дидактические категории:
l дидактические процессы;
l средства;
l формы обучения;
l закономерности обучения;
l принципы обучения
42. Основные дидактические концепции .
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения.
Их характеристика сводится к описанию:
l принципов,
l средств обучения.
Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три:
l Традиционная.
l Педоцентристская.
l Современная.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.
Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как:
l Я. А. Коменский,
l И.Г. Песталоцци;
l И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.
В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка.
В основе этого подхода лежит система:
l Д. Дьюи;
l Г. Кершенштейнера;
l В. Лая;
l теории периода реформ в педагогике в начале XX века.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики.
Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как:
l программированное,
l проблемное обучение,
l развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов),
l когнитивная психология (Дж. Брунер).
43. Обучение как двусторонний процесс .
Обучение - специально организованный, управляемый двусторонний процесс взаимодействия обучающего и учащихся, направленный на:
Усвоение знаний, умений, навыков;
Формирование мировоззрения;
Развитие умственных сил и потенциальных возможностей учащихся;
Выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
В понятие обучения входят два составляющих этот процесс компонента:
Преподавание, как педагога деятельность по организации усвоения учебного материала;
Учение как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний
44. Функции обучения .
Направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности обусловливают функции обучения:
l образовательную,
l воспитывающую,
l развивающую.
При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).
45. Цели обучения .
Цели общего образования можно конкретизировать в следующих задачах:
l Обеспечение необходимого уровня систематических знаний об окружающим мире, которые способствуют адаптации учащихся к дальнейшему обучению и жизни.
l Развитие познавательных интересов, психических познавательных процессов, познавательных умений и навыков.
l Формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и др. качеств личности.
l Формирование способностей к самообразованию, потребности и умений самосовершенствованию.
46. Таксономия целей обучения .
l Таксономия - (заимствовано из биологии от греч. taxis - расположение по порядку и nomos - закон) - обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности (то есть по иерархии).
В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей:
l познавательные или когнитивные (познавательная область);
l аффективные (эмоционально-ценностная область);
l психомоторные
Таксономия целей обучения в когнитивной области
В 1956 году вышла в свет первая часть «Таксономии»,содержавшая описание целей в познавательной (когнитивной) области. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового:
1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.
2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.
3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.
4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения.
5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.
47. Продукт процесса обучения .
Компоненты продукта обучения
l знания, умения, навыки;
l мировоззрение личности;
l кругозор и эрудиция;
l навыки самообразования;
l активность;
48. Принципы и правила обучения .
Правила обучения
l Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
l В педагогической интерпретации правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
l Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике
Компоненты продукта обучения
(схема по И.П. Подласый)
Результат обучения, включающий знания, способы и приёмы их приобретения, называется обученностью
Компоненты продукта обучения
Компонентами продукта обучения являются:
l знания, умения, навыки;
l мировоззрение личности;
l кругозор и эрудиция;
l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности);
l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;
l навыки самообразования;
l активность;
l работоспособность (умственная и физическая) личности;
l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.);
l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
49. Методы и приёмы обучения .
Методы обучения
l Метод (от греч. metodos) – путь познания, способ деятельности) – Путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым способом упорядоченная деятельность субъекта в любой её форме.
l Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
l В структуре методов обучения выделяются приемы.Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Уровни обучения
l I уровень - знакомства . Отличается способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление - альтернативными суждениями типа «да - нет», «или - или».
l II уровень - репродукции . На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.
l III уровень - полноценные знания . На этом уровне деятельность учащегося характеризуется умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно новой информации.
l IV уровень - трансформации . Он характеризуется таким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков
50. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (традиционная ).
Принципы обучения
l Принцип (от лат. principium - первоначало, основа) - основное исходное положение чего-либо.
l Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.
l Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой
l гражданственности,
l научности,
l воспитывающего характера,
l фундаментальности,
l прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).
Организационно-методические принципы обучения
l преемственности, последовательности и систематичности;
l единства группового и индивидуального обучения;
l соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
l сознательности и творческой активности;
l доступности при достаточном уровне трудности;
l наглядности;
l продуктивности и надежности
51. Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.
l объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
l репродуктивный;
l проблемное изложение;
l частично-поисковый (эвристический);
l исследовательский.
52. Классификация методов педагогического процесса Ю.К. Бабанского .
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям:
I. По составу объектов :
l материальные;
l идеальные.
II. По назначению (субъекту деятельности):
l для обучающего (средства преподавания);
l для учащегося (средства учения).
III. По модальности :
l визуальные;
l аудиальные;
l аудиовизуальные
53. Средства обучения.
Средства обучения – это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления дидактического процесса.
Средство обучения (по П.И Пидкасистому) - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Педагогические средства не сразу стали непременным компонентом педагогического процесса. Очень долго традиционные методы обучения основывались на слове, но «эпоха мела и разговора» кончилась; с увеличением количества информации, технологиза-цией общества появляется необходимость применять технические средства обучения. Педагогические средства представляют собой материальные объекты, которые нужны для организации и осуществления педагогического процесса.
Среди педагогических средств можно выделить: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическую технику, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства. Развитие дидактической техники и ЭВМ построило предпосылки для появления нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее заключается в использовании технологического подхода к построению педагогического процесса. Педагогическая технология соединяет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма является устойчивой завершенной организацией педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Все формы в педагогике можно разделить по степени сложности. Выделяются формы простые, составные и комплексные. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Простые формы построены на наименьшем количестве методов и средств. Обычно они посвящены одной теме, одному содержанию. К таким методам принято относить беседу, экскурсию, викторину, зачет, экзамен, лекцию, консультацию, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т. п.
Составные формы образуются на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях. К составным формам принято относить урок, конкурс профмастерства, трудовой десант, праздничный вечер, конференцию, КВН. К примеру, в уроке может содержаться беседа, викторина, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы образуются как целенаправленная подборка(комплекс)простых и составных форм: это дни открытых дверей, дни, которые посвящены выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта.
В зависимости от принадлежности к направлениям воспитания можно выделить также методы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.
Формы организации обучения включают в себя урок, лекцию, семинар, зачет, консультацию, практику и пр.
Можно выделить формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учеников. Можно выделить индивидуализированные формы, примерами которых являются консультация, зачет, экзамен.
Также могут быть групповые формы взаимодействия, такие как субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты. К кооперативным формам, когда цель достигается методом распределения функций между учащимися, относятся игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т. п.