Тема: Историко-географические регионы мира. Историко-географические регионы современного мира

Предмет География Класс 11
Тема урока: Историко - географические регионы мира (ИГР), типология государств.
Общая цель: Учащиеся к концу урока должны знать классификацию различных географических объектов и выделять для их классификации основные критерии.

Задачи: Развивать навыки критического мышления.
Излагать и отстаивать свое мнение.
Самостоятельно добывать знания, обучая друг друга.
Привить навыки самостоятельной, парной и групповой работы, саморегуляции, оценочной и рефлексивной деятельности.
Создать комфортную среду для раскрытия творческих способностей учащихся, познавательной активности одарённых детей.
Конкретный результат обучения Учащиеся знают историко географических регионах мира, типологии стран. Умеют работать в группах, демонстрируют умения оценивать себя и других. Проявляют умение и навыки работать в группе.
Подход в преподавании / обучении Использование активных методов обучения, для развития коммуникативных навыков организации работы в группах и парах, с целью развития самостоятельности, применяя стратегии самооценивания, взаимооценивания учащихся.
Источники: Учебник «География 11 класс» Бейсенова А. Каймулдинова К; Абилмажинова С; Достай Ж. презентация
Интерактивная доска, проектор.
Ватман, фломастеры
Ресурсы для работы с заданиями: текст, карточки с разноуровневыми заданиями, оценочные листы, рефлексивные листы
Руководство для учителя;
Активные методы обучения.

Учитель: Приветствие учащихся. Создание коллабаративной среды, предлагаю ученикам сделать своему соседу.«Комплимент»
Ученики: Учащиеся настраиваются на урок в благоприятной атмосфере. 2мин
Учитель: Учитель разбивает класс на группы (4 групп по четыре человека) (использует для этого конфеты четырех сортов и предлагает вспомнить правила работы в группе).

Ученики: Делятся на 4 группы по четыре человека по сортам конфет. 1 мин

Учитель: Предлагает выполнить
Задание 1 (групповое) (проверка д/р) Опрос номенклатуры «Политическая карта мира»
Взаимооценивание «От кулака до пяти пальцев»
Ученики: По очередно выходят к доске и сдают номенклатуру политическую карту мира. Взаимооценивание «От кулака до пяти пальцев»
Учитель: Определить по опорным словам тему урока:
Подобрать синонимы
1. Обширные территории:(регионы)
- Прилагательное + существительное (Региональная география)
2. Континенты, их части: (материки, страны)- географические регионы
3. Индивидуальность. :(особенность)
Ученики: по опорным словам определяют тему урока.
Учитель: предлагает выполнить Задания 2 (групповое)Работа с атласом и настенной картой (ПКМ) «Заполнить пропуски». Взаимооценивание Стратегия «Две звезды одно желание»
Географические регионы
1. Северная Европа - Норвегия, : продолжить какие еще страны входят……………………………………………………………………………………………………………...
2. Южная Европа -……………………………………………………………………………..
3. Страны Латинской Америки делятся на Андские, куда входят такие страны как………………….
………………………………………; и страны Ла-Платской низменности, куда относятся следующие страны…………………………………………………………………………………………………..
4. Назвав все страны вспомните устно их столицы.
1. Северная Европа - Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия
2.Южная Европа - Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино.
3.Андские страны:. (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор) Страны бассейна и Ла-Платской низменности: (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай)
Ученики: Каждая из групп выполняет задание Заполнить пропуски».. Взаимооценивание Стратегия «Две звезды одно желании.
Учитель: предлагает выполнить задание 3 (групповое). «Типология стран и их классификация»Вспомните из предыдущего курса географии. Классификацию и типологию стран мира используя свою голову и имеющееся в ней информацию. После чего по очередное каждая группа отвечает на вопросы перечисленные в таблицы.
Типология стран и их классификация»
1. По размеру территории 1.Страны Гиганты……………………………
2.Карликовые…………………………………
2. По географическому положению 1.Островные………………………………….
2.Полуостровные……………………………….
3.Страны архипелаг……………………………
4.Приморские…………………………………
5.Не имеет выхода к морю…………………..
3.По численности населения
4.По уровню социально-экономического положения Высокоразвитые…………………………….
Развитые……………………………………
Развивающиеся…………………………..
5.По государственному устройству Унитарное…………
Федеративное……….
6.По форме правления Республика………………………………

Монархия……………………………………………

Ученики вспоминают всю информацию изученную ранее на уроках географии по теме «Типология стран». После чего по очередное каждая группа отвечает на вопросы перечисленные в таблицы.
Взаимооценивание «Две звезды одно пожелание».
Рефлексия. Метод «Ресторан». Учащимся предлагается представить, что их пригласили в ресторан и нужно
ответить на вопросы директора ресторана:
Я бы съел еще …
Больше всего мне понравилось…
Я почти переварил…
Я переел…
Пожалуйста, добавьте…
Ученики: отвечают на поставлены вопросы.
Учитель: Домашнее задание: выводит на слайде, организует запись домашнего задания в дневники.
Ученики: Записывают домашнее задание: для категории А: написать эссе по теме «Для чего мне нужны знания о типологии стран мира(50 слов) для категории В,С; повторить номенклатуру «политическая карта мира»

Результаты обучения для учеников (A) Выступают в роли презентующего, аргументируют, доказывают приводя конкретные примеры. Ориентируются по политической карте мира без помощи учителя.

Результаты обучения для учеников (B) Выступают в роли дополняющих, владеют знаниями о типология стран, о историко географических регионах мира.

Результаты обучения для учеников Выступают в роли помогающих, владеют знаниями о регионах мира.

Цель:

  • Учить учащихся классифицировать различные географические объекты и выделять для их классификации основные критерии.
  • Создать условия для комплексного применения знаний в процессе изучения нового материала.

Ход урока

I. Определить по опорным словам раздел географии, который начинаем изучать, частично тему урока

II. Как же можно поделить земной шар на:.. (регионы), используйте знания ранее изученных тем: "Освоение человеком планеты Земля", "Население", "Политическая карта"

  1. :. (Старый Свет- Новый Свет)
  2. :. (Ойкумена-Неойкумена)
  3. :.(Компактное проживание этнически родственных народов)
  4. :.(Исповедующих одну религию)
  5. :.(Территориальное единство) : Как бы назвали регионы (Географические регионы)

III. Работа с атласом и настенной картой (ПКМ)

Заполнить пропуски (запись на доске):

  1. :. (Географические регионы) - : (Северная) Европа - Норвегия, : продолжить: (Швеция, Финляндия, Дания, Исландия)
  2. Южная Европа - :.. (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино)
  3. Какие географические регионы можно отметить в Латинской Америке? (Вспомнить физическую карту Южной Америки-особенности рельефа)

(Показать страны на карте, показывают учащиеся или учитель показывает - учащиеся называют)

IV. До конца 80-х годов изучались общественно (социально)-экономические регионы, используя знания темы "Типология стран" назвать их:

  1. :. (Капиталистические страны)
  2. :. (Социалистические страны)
  3. :. (Развивающиеся страны).

Каков подход для такого деления? : (классовый)

V. А сейчас основа для деления?

Решение каких интересов лежит в основе деления? :. (общечеловеческих)

ВЫВОД: Основа для изучения мира - историко-географические регионы.

Какие признаки для выделения крупных историко-географических регионов вы можете предложить. (Исторические, культурные, природные, экономические:)

Работа с учебником. Найти ответ на вопрос: Отчего зависит степень внутреннего единства историко-географических регионов

VI. Некоторые историко-географические регионы мира:

Применить знания темы "Политическая карта мира"

Работа с атласом. Найти и назвать.

На каждом столе лист с вопросами.

Работа может быть организована фронтально со всем классом, а может быть дана для самостоятельной работы с последующей проверкой.

  1. Какие страны относятся к Скандинавскому региону?
  2. Какие страны Африки традиционно относятся к странам Ближнего Востока?
  3. Обозначьте страны Азии относящиеся к Ближневосточному Региону
    Каир, Афганистан, Ирак, Индия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Оман, Судан, Алжир.
  4. Назвать европейские страны: Аргентина, Бельгия, Болгария, Пакистан, Нигерия, Литва, Португалия, Ирландия, Куба, Финляндия.
  5. Назвать азиатские страны: Монголия, Кувейт, Чехия, Бразилия, Иран, Египет, Индонезия, Югославия, Япония, Афганистан.
  6. Назвать страны Северной и Южной Америки: Мексика, Швеция, Венесуэла, Канада, Алжир, Чили, Австрия, Аргентина, Ирак, Перу.
  7. Найдите соответствие: страна - часть света, где она расположена (подберите пары)

8. Указать в предложенном списке страны Юго-Западной Азии:

1) Турции;

4) Пакистан;

5) Шри-Ланка;

6) Малави;

7) Бахрейн;

8) Израиль;

9) Саудовская Аравия.

Указать страны Центральной Америки и Вест-Индии: 1) Гондурас; 2) Мексика; 3) Белиз; 4) Гаити; 5) Венесуэла; 6) Панама; 7) Куба; 8) Эквадор; 9) Суринам.

Указать страны Северной Африки: 1) Чад4 2) Нигер; 3) Мали; 4) Эфиопия: 5) Танзания; 6) Тунис; 7) Ангола; 8) Морокко.

Указать в списке городов столицы Андских стран: 1) Манагуа; 2) Каракас; 3) Асуньон; 4) Сантьяго; 5) Буэнос-Айрес; 6) Сант-Паулу; 7) Лима; 8) Кито; 9) Кингстон.

VII. Подведение итогов урока: Назовите историко-географические регионы мира. (Целые континенты или их части), которые мы будем изучать в этом разделе географии:

VIII. Домашнее задание.

В учебнике "Экономическая и социальная география мира" Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров параграф 31 раздел "США, страны Западной Европы и Япония: соотношение в "треугольнике силы".

Дополнительная литература - подготовить экономический очерк (Эссе)

Ответы на экзаменационные билеты промежуточной аттестации по географии, 10 класс

Составитель: С.М. Кухарь,

Учитель географии высшей

2014 год, Бендеры.

Билет №1

Историко-географические регионы современного мира

Среди государств и территорий мира наблюдаются природные, хозяйственные, этнические и другие отличия. К тому же, тяжело оценить всю полноту и многогранность общественной и хозяйственной жизни планеты одним взглядом. Поэтому для изучения экономической и социальной географии мира выделяют более-менее однородные историко-географические регионы

Наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы. Наиболее общепринятым в географии является выделение историко – географических регионов. Они представляют собой группы стран, объединенные по схожести исторического развития и особенностями расположения.

В Европе, например, традиционно выделяют Западную, Центральную и Восточную Европу. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. Сейчас, Центральная Европа - группа стран постсоциалистической переходной экономики, охватывающая бывшие социалистические страны Европы и молодые независимые государства, которые ранее были республиками в составе СССР Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова). Восточная Европа - это европейская часть России.

Азию подразделяют на Северную (Сибирь и Дальний Восток), Восточную, Юго-Восточную, Южную, Юго-Западную (или Средний Восток) и Центральную. Территории Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии давно сложились и каждая охватывает страны, тяготеющие к соответствующим географическим регионам. К Северной Азии относится азиатская часть России. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Корея, Китая, Монголии, хотя с точки зрения физической географии и истории Монголия и Западный Китай - это Центральная Азия. В настоящее время к Центральной Азии относят также Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан.

В Америке выделяют Англо- сакскую (Северную) Америку (США и Канада) и Латинскую Америку, в состав которой входят страны материка Южная Америка, Центральной Америки и Вест-Индии.

Африка - это страны материка Африка. К Австралии и Океании и относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.

Историко-географические регионы мира имеют различный уровень внутреннего единства. Если Западная Европа объединяет довольно однородные в политическом и хозяйственном отношении страны, то, например, Юго-Западная Азия - на сегодняшний день, все еще поле политического противостояния. Африка же представляет собой конгломерат из экономически мало связанных между собой стран.

Уровень внутреннего единства регионов чрезвычайно зависит и от природных особенностей (наличие равнин, комфортность климатических условий, транспортная доступность и т. п.), и от общности исторической судьбы, однако главным является уровень, сформированности региональных рынков, активный обмен товарам и ресурсами, рабочей силой, разнообразными услугами.

Сельское хозяйство ПМР, проблемы его развития.

Основу сельского хозяйства Приднестровья, сильно сократившегося со времён СССР, составляет растениеводство - зерновые, виноград, овощи, подсолнечник. В 2007 году регион пострадал от сильной засухи, потери составили около $46 млн. В республике из года в год также наблюдается спад животноводства. В целом вклад сельского хозяйства в ВВП Приднестровья в 2007 году составил 0,76 % по стоимости.

Факторы воздействия сельского хозяйства Приднестровья:

1) высокоплодородные почвы и значительный агроклиматический потенциал, благоприятные для интенсивного земледелия и животноводства;

2) сельскохозяйственные традиции населения и достаточная обеспеченность трудовыми ресурсами, позволяющие осуществлять производство трудоёмких видов продукции;

3) высокая концентрация населения, обеспечивающая значительный рынок сбыта производимой сельскохозяйственной продукции.

Ряд факторов ограничивает развитие сельского хозяйства и снижает эффективность его результативности. Территория Приднестровья относится к зоне неустойчивого земледелия, обусловленного недостаточным количеством осадков и распространением неблагоприятных климатических явлений. В регионе ограничена естественная кормовая база животноводства, а распространения эрозионных процессов снижает плодородие почв и возможности их использовании сельскохозяйственном производстве.

Внутренний рынок региона заполняется привозным продовольствием, на закупку которого затрачивается огромные валютные средства, крайне необходимые для развития собственного аграрно-промышленного комплекса. Для активизации сельскохозяйственного производства необходима реформа аграрных отношений на селе, направленная на повышение заинтересованности крестьян в результатах своего труда эффективности использования земли как главного средства производства.

Сельскохозяйственное производство в Приднестровье носит многоотраслевой характер, включая зернопродуктовый, плодоовощной и мясомолочный подкомплексы. Специфической особенностью Приднестровья является высокая доля сельскохозяйственных угодий в общей структуре земельного фонда – они составляют

71 % . Растениеводство представлено производством зерна (озимая пшеница, кукуруза на зерно, силос, зеленый корм). В структуре производства зерновых культур в ПМР пшеница занимает 57%, ячмень – 32%, кукуруза на зерно – 9%. На низком уровне находится производство подсолнечника. В тоже время значительно возросло выращивание картофеля. Традиционным направлением растениеводства в ПМР является садоводство и виноградарство. Животноводство представлено скотоводством, свиноводством, птицеводством, возросло количество лошадей. Животноводство республики находится в сложном положении: недостаточная кормовая база не способствует развитию животноводства в ПМР.

Билет 2

1) Показатели оценки уровня социально- экономического развития страны. Типология стран по этим показателям .

Наиболее важным для географии признаком типологии является уровень социально-экономического развития страны. При этом важно подобрать статистические показатели, наиболее точно отображающие степень развития государства – его хозяйства и уровень жизни людей. В качестве такого количественного индикатора в социально-экономической географии используют валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП – это стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за год и предназначенных для непосредственного потребления, накопления или экспорта. При типологии стран важно проследить и внутренние различия в экономике государства. Для этого анализируют особенности отраслевой структуры хозяйства, которую отображают через долю (%) отдельных отраслей или секторов экономики в численности экономически активного населения (ЭАН) или ВВП страны. ВВП на душу населения - стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за год и предназначенных для непосредственного потребления, накопления или экспорта из расчета на душу населения (ВВП: численность населения)

Все государства мира по уровню социально-экономического развития подразделяют на три обширные группы – развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

Экономически развитые страны мира – это государства со значительными показателями ВВП на душу населения, преобладанием в структуре экономики сферы услуг и отраслей обрабатывающей промышленности, высокими показателями качества и уровня жизни населения, высокой продолжительностью его жизни. К этой группе относятся:

· Главные капиталистические страны (страны «Большой восьмёрки»): США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания

· Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды и др.

· Страны переселенческого капитализма: Канада, Австралия, ЮАР

· Страны со средним уровнем экономического развития: Испания, Португалия, Греция

Развивающиеся страны – это свыше 150 государств мира, имеющих колониальное прошлое и неравноправное положение в мировом хозяйстве. В них проживает большая часть населения Земли, аграрно-сырьевой специализацией хозяйства, более низким уровнем жизни. Примерами являются: Бразилия, Мексика, Уругвай, Кипр, Панама, Афганистан, Непал, Гаити.

· Ключевые страны: Бразилия, Мексика, Индия, Аргентина

· Страны внешне ориентированного развития: Венесуэла, Колумбия, Чили, Египет и др.

· Новые индустриальные страны: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Южная Корея

· Нефтедобывающие монархии Персидского залива: Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, ОАЭ

· Страны плантационного хозяйства: Коста – Рика, Никарагуа, Ямайка

· Страны – «квартиросдатчики»: Кипр, Мальта, Либерия, Панама

· Наименее развитые страны: Афганистан, Непал, Бангладеш

Страны с переходной экономикой – это бывшие социалистические страны Восточной Европы и Азии, экономика которых развивалась в условиях административно-командной системы (система организации хозяйства, основанная на государственной собственности на средства и факторы производства и на центральном управлении экономической деятельности органами государства, навязывании своих решений производителям и торговым организациям). Например – Польша, Румыния, Вьетнам.

2) Промышленность ПМР: отраслевой состав, факторы развития. Промышленность составляет важную часть экономики ПМР. В ней сосредоточено ¼ занятых в экономике района, и основная их часть приходится на отрасли специализации - черную металлургию, машиностроение, легкую, пищевую промышленность, электроэнергетику.

Электроэнергетика. В республике отсутствует собственная топливная промышленность, и регион удовлетворяет свои потребности в первичных энергоносителях (угле, нефтепродуктах, природном газе) исключительно за счет импорта. Главную роль в электроэнергетике республике играет Молдавская ГРЭС.

Черная металлургия представлена Молдавским металлургическим заводом (ММЗ) в

г. Рыбница, который относится к предприятиям передельной металлургии. Он осуществляет производство стали и мелкосортного проката, используя в качестве сырья металл, ввозимый из соседних стран и регионов.За прошедшие годы ММЗ приобрел значительный авторитет и опыт работы с потребителями металла в самых разных странах мира. Его продукция поставляется в страны СНГ, Европы, Азии и в США.

Промышленность строительных материалов опирается на наличие значительных запасов естественных строительных материалов, а так же высокий внутренний спрос на строительные изделия в связи с интенсивным промышленным и гражданским строительством. В настоящее время добычу стенового камня из известняка добывают в Григориопольской шахте, в Парканах разрабатывается месторождения песчано-гравийных пород. Производство цемента налажено в г. Рыбница, производство кирпича в г. Тирасполе, линолеум и минеральные ваты производят в г. Бендеры. В основном продукция отрасли потребляется в республике. Некоторые ее виды, например, цемент, экспортируются в зарубежные страны.

Машиностроение ПМР представлено электротехнической промышленностью, производство технологического оборудования, металлоизделий и транспортных средств. Крупнейшие предприятия сосредоточены в городах Тирасполь, Бендеры, Рыбница. Электротехническая промышленность представлена: машиностроительным заводом Приднестровья «Электромаш» (г. Тирасполь), Бендерским заводом «Молдавкабель», Бендерским заводом «Электроаппаратура». Рыбницким насосным заводом, заводом «Прибор « (г. Бендеры).

Легкая промышленность является одной из важнейших отраслей специализации ПМР. Она имеет сложную структуру, представленную текстильными, швейными, трикотажными и обувными предприятиями. Наиболее успешно на внутреннем и внешних рынках среди предприятий легкой промышленности работает Тираспольское производственное хлопчатобумажное объединение «Тиротекс», включающее прядильное, ткацкое отделочное,швейное и трикотажное производство.Наиболее крупные швейные производства представлены Тираспольскими предприятиями «Одема» , «Олимп», «Прогресс» и Бендерскими швейными фирмами «Вестра», «Спортекс», «Бендерытекс», «Луч». Город Бендеры является центром обувной промышленности Приднестровья. Здесь размешены обувные фирмы «Флоаре», «Тигина», «Данастр»

Пищевая промышленность представлена широким спектром производителей продуктов питания, размещающихся в городах и сельских населенных пунктах региона. В зависимости от участия в межгосударственном разделении труда отрасли пищевой промышленности можно разделить на внутриреспубликанские (мясная, молочная, хлебобулочная, мукомольно-крупяная, пивоваренная) и экспортноориентированные

(винодельческая, коньячная, ликероводочная, плодоовощеконсервная). Наиболее эффективно на внутреннем и внешних рынках работают Тираспольский винно-коньячный завод «KVINT» и завод «Букет Молдавии» (г. Дубоссары).

Билет №3

Билет №5

Население – 25 млн. человек

Состав – 5 государств.

Регион занимает северную часть Европы: от полуострова Ютландия на юге до архипелага Шпицберген на севере, от российской границы в Карелии на востоке до острова Исландия на западе.

Северная Европа занимает выгодное морское географическое положение. Моря, окружающие страны связывают их между собой и внешним миром, определяют развитие таких важных отраслей, как рыболовство, судоходство, судостроение, добыча нефти и газа на шельфе. Глубокая изрезанность берегов(фьорды) создает благоприятные условия для размещения портов и верфей. К побережью тяготеет основная часть населения и хозяйства этих государств.

Северная Европа включает Скандинавские страны, Финляндия, страны Балтии. Скандинавскими странами называют Швецию и Норвегию. Учитывая общие исторические и культурные особенности развития, в страны Северной Европы относят также Данию и Исландию.
Под странами Балтии понимают Эстонию, Литву, Латвию. Часто в научно-популярной литературе можно встретить и понятие "Феноскандии", которое имеет более физико-географическое происхождение. Им удобно пользоваться при экономико - географической характеристике группы стран Северной Европы, включающей Финляндию, Швецию, Норвегию.
Северная Европа занимает территорию 1433 тыс. км 2 , что составляет 16,8% площади Европы - третье место среди экономико - географических макрорегионов Европы, после Восточной и Южной Европы. Большие по площади страны - Швеция (449,9 тыс. км 2), Финляндия (338,1 км 2) и Норвегия (323, 9 тыс. км 2), которые занимают более трех четвертей территории макрорегиона. К малым странам относятся Дания (43,1 тыс. км 2), а также страны Балтии: Эстония - 45,2, Латвия - 64,6 и Литва - 65,3 тыс. км 2 . Исландия по площади наименьшей из всех стран первой группы и почти вдвое превышает площадь любой отдельно взятой малой страны. Территория Северной Европы состоит из двух субрегионов: Феноскандии и Балтии. К первому субрегиону относятся такие государства, как Финляндия, группа скандинавских стран - Швеция, Норвегия, Дания, Исландия вместе с островами северной части Атлантики и Северного Ледовитого океана. В частности, в составе Дании находятся Фарерские острова и остров Гренландия, который пользуется внутренней автономией, а в Норвегии принадлежит архипелаг Шпицберген. Большинство северных стран сближены сходством языков и характеризуются историческими особенностями развития и природно-географической целостностью.
Во второй субрегион (страны Балтии) входят Эстония, Литва, Латвия, которые в силу своего географического положения всегда были северными. Однако реально их можно было отнести к Северному макрорегиона только в новой геополитической ситуации, сложившейся в начале 90-х годов XX ст., то есть после распада СССР.
Экономико - географическое положение Северной Европы характеризуется следующими особенностями:

во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку, а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана,

во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция),

в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы, в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения,

в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией, экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции;

по пятое, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии). Среди других географических особенностей – 1) наличие теплого течения Гольфстрим, которое имеет непосредственное влияние на климат и хозяйственную деятельность всех стран макрорегиона; 2) значительная протяженность береговой линии, проходящей вдоль Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева морей,3) а также преимущественно платформенных строением земной поверхности, наиболее выразительной территории, которой является Балтийский щит. В его кристаллических породах находятся полезные ископаемые преимущественно магматического происхождения.
По государственному устройству Дания, Норвегия и Швеция конституционные монархии, остальные страны региона - республики. По административно - территориальному устройству страны Северной Европы являются унитарными государствами.

В регионе имеются крупные месторождения железных руд, цветных металлов, каменного угля, урановых руд, нефти и газа. Климат Северной Европы умеренный, морской с возрастанием континентальности к востоку. Многочисленные реки и озёра используются для развития энергетики и рыболовства. Почвы неплодородны. При интенсивной мелиорации дают неплохие урожаи зерновых, технических и кормовых культур. Важнейшим природным богатством региона являются огромные массивы хвойных лесов. Суровая природа привлекает многочисленных туристов – экологический, арктический, аграрный, спортивный, культурный туризм.

Население: Север Европы - самый слабозаселённый регион континента. Все страны регионы однонациональны. Большая часть населения исповедуют протестантизм. Естественный прирост в регионе в среднем составляет

4-5 %.Средняя продолжительность жизни 80 лет. Подавляющее большинство в стране женщин и высокая доля пенсионеров. Средний размер ВВП на душу населения превышает 30 тыс. долларов. Население страны размещено крайне неравномерно. Средняя плотность составляет 35 человек на 1 кв. км. Северная Европа высоко урбанизированный регион (более 80 %, за исключением Финляндии).

Экономики североевропейских стран значительно уступают по масштабам и разнообразию отраслевой структуры ведущим экономикам Европы. Однако они занимают главные позиции в производстве узкого круга высококачественной продукции. Промышленность представлена добычей нефти и природного газа на шельфе Северного моря, железной руды в Лапландии, электроэнергетика (преимущественно гидроэнергетика в Норвегии и Швеции, геотермальная в Исландии); черная и цветная металлургия (особенно выплавка качественных видов стали и алюминия); разнообразное машиностроение (металлообработка, общее, транспортное, электротехническое машиностроение); химическая промышленность; деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная отрасль; лёгкая и пищевая (мясная, пивоваренная, рыбная и маслосыродельная), полиграфическая промышленность. Главные промышленные центры – столицы стран.

В сельском хозяйстве большую роль играет высокотоварные фермы и кооперативы с интенсивным типом производства. В структуре аграрного сектора экономики резко преобладает животноводство. Растениеводство специализируется на возделывании кормовых трав, зерновых культур, картофеля, сахарной и кормовой свеклы.

Транспортный комплекс североевропейских стран хорошо развит, но отличается меньшей густотой путей, чем в других частях Европы. В грузоперевозках лидирует железнодорожный транспорт. Они имеют выходы к незамерзающим портам северной Атлантики. Автомобильный транспорт обеспечивает подавляющую часть пассажирских перевозок. Для внешних связей ведущую роль играет морской и авиационный транспорт.

В международном разделении труда Северная Европа представлена сравнительно узким сектором сырьевых и готовых товаров. Страны региона экспортируют нефть и нефтепродукты газ, железную руду, сталь, прокат, алюминий разнообразные транспортные средства, станки, электронику, вооружение и химикаты, а так же продукты питания и деревообработки.

Билет 6

Билет № 7

Состав – 8 государств.

Южная Европа - один из своеобразнейших регионов земного шара, расположенных на юге этой части света. Площадь Южной Европы составляет -1,03 млн. кв. км. В Южную Европу, как правило, включают:

Страны на берегу Средиземного моря - страны Пиренейского полуострова (Португалия, Испания, Андорра), Монако;

Государства, расположенные на Апеннинском полуострове (Италия, Ватикан, Сан-Марино), Грецию,

Островные государства - Мальта и Кипр.

(иногда в состав Южной Европы также включают Хорватию, Черногорию, Сербию, Албанию, Боснию и Герцеговину, южные области Украины (прежде всего Крым, а также Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, иногда ещё и Запорожскую область) и европейскую часть Турции). Пять из восьми государств региона (Италия, Греция, Португалия, Мальта, сан – Марино) являются республиками. Испания и Андорра - конституционные монархии, Ватикан – абсолютная теократическая монархия.

Страны южной Европы граничат с Францией, Швейцарией, Австрией, Словенией, Венгрией, Румынией, Болгарией. Турция на востоке с Сирией, Азербайджаном, Ираком, Арменией, Ираном, Грузией. Рельеф и береговая линия сильно расчленены. Большую часть региона занимают горы, отделяющие южноевропейские страны. Регион является колыбелью европейской цивилизации.

Природа Южной Европы почти целиком находится в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников, которая сохранилась только на побережье Средиземного моря. Южная Европа известна своим жарким климатом, богатой историей и теплыми водами Средиземного моря.: Фауна: косули, сервалы, винторогие козлы, лисы, вараны, волки, барсуки, еноты. Флора: земляничные деревья, каменные дубы, мирты, маслины, виноград, цитрусовые, магнолия, кипарисы, каштаны, можжевельники.. Во всех странах Южной Европы преобладает субтропический средиземноморский климат, поэтому летом преобладают теплые температуры около +24 °C, а зимой достаточно прохладные, около +8С. Осадков выпадает достаточно, около 1000-1500 мм в год. Водные ресурсы региона скудны. В южноевропейских странах речная сеть развита слабо, реки маловодны, с большими перепадами по сезонам и имеют исключительно важное значение при орошении и водоснабжении населения и промышленности.

Природные ресурсы и условия Южной Европы разнообразны. Единственно обширной низменностью является Паданская равнина в Италии. Горы Южной Европы молодые, поэтому процессы горообразования продолжаются и сопровождаются частыми землетрясениями и вулканизмом. Среди полезных ископаемых выделяются месторождения разнообразных руд цветных металлов и строительных материалов. Топливные ресурсы региона скудны. Многие месторождения разрабатывались на протяжении тысячелетий и сегодня практически выработаны.

Население. Все народы стран Южной Европы прошли длительный путь формирования.

Высокая плотность населения, от 100 и более человек на 1км². Преобладающая религия - христианство (католицизм). В регионе преобладает суженый тип воспроизводства населения - естественная убыль составляет до 1%.За последнее время сократилась рождаемость, ослаб культ многодетных семей, вырос социальный эгоизм. Средняя продолжительность жизни высока и достигает 78 лет. В странах Южной Европы нарастает процесс «старение наций». Средняя плотность населения в наиболее крупных странах региона составляет 150-200 чел. на 1 км². Население размещено неравномерно. Наиболее плотно заселены приморские равнины и долины рек. Здесь плотность населения превышает 400 чел. на 1 км². В городах проживает 2/3 населения стран региона. Крупнейшие города – Рим, Милан, Неаполь, Турин, Мадрид, Барселона, Афины.

Экономика. Хотя страны Южной Европы относятся к группе высокоразвитых государств, большинство из них существенно отстают по многим экономическим показателям от стран Западной и Северной Европы. В экономике доминируют обрабатывающая промышленность и сфера услуг.

Экономика южноевропейских стран в большой степени зависит от иностранного капитала, в частности, американского. Особенно чувствительно на экономике региона сказывается полное отсутствие своей нефти, но набор полезных ископаемых достаточно велик для развития хозяйства стран. По добыче ртутной руды (киновари), асбеста, пиритов, природного корунда, мрамора, бокситов, полиметаллов, урановой руды, сурьмы Южная Европа опережает многие регионы мира.

Источником энергии в этих странах служат бурные горные реки, главным образом Альп и Пиренеев, геотермальные источники, также мазут и природный газ из стран Африки. Черная металлургия стран Южной Европы зависит от импорта железной руды и коксующегося угля, центры отрасли размещены в портовых городах. В большинстве стран распространена горнодобывающая промышленность, земледелие, горно- пастбищное животноводство, производство машин и приборов, тканей, кожи, выращивание винограда и цитрусовых. Очень распространен туризм. Испания занимает второе место в мире по туризму (первое место занимает Франция). Основной отраслью специализации, помимо международного туризма, является сельское хозяйство, в частности этот район богат виноградом, оливками, довольно высокие показатели в выращивании зерновых и зернобобовых (Испания - 22,6 млн.т, Италия - 20,8 млн.т), а также овощей и фруктов (Испания - 11,5 млн.т, Италия - 14,5 млн.т.). Несмотря на преобладание сельского хозяйства, здесь также есть промышленные зоны, в частности, города Генуя, Турин и Милан являются главными промышленными городами Италии. Следует отметить, что они располагаются в основном на севере, ближе к странам Западной Европы.

Среди отраслей специализации обрабатывающей промышленности выделяются разнообразное машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность. Сельское хозяйство региона отличается высокой интенсивностью. Среди землепользователей господствуют крупные товарные фермы и кооперативы. Развитие животноводства ограничено скудностью кормовой базы. Растениеводство специализируется на возделывании зерновых, винограда, оливы, цитрусовых, овощей.
Транспорт не столько связывает страны региона между собой, сколько обеспечивает их выходы к другим государствам Западной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Внутренние перевозки обслуживаются преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом, а внешние – морским и авиационным. Развивается сеть трансконтинентальных трубопроводов, пересекающих средиземное море и связывающих месторождение нефти и газа Северной Африки и Ближнего Востока с государствами региона. В мировой торговле Южная Европа специализируется на продукции машиностроения, химической, лёгкой, пищевой промышленности. Среди международных услуг выделяется туризм.

Билет № 8

Состав – 17 государств.

Центральная и Восточная Европа - бывшие социалистические государства Европы.

К странам Центральной и восточной Европы относят страны, расположенные восточнее Германии и южнее Балтийского моря до границ с Грецией: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Восточная часть Германии (бывшая Германская Демократическая Республика) Чешская республика, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Хорватия, Босния-Герцеговина, Сербия, Косово,Албания, Черногория, Македония, Болгария. Главные особенности ЭГП - положение на западных рубежах России, граница с развитыми государствами Европы, прямой выход Польши, Украины и стран Балтии к морям. Через этот регион проходят транспортные магистрали, соединяющие Россию со странами Западной и Южной Европы, что благоприятствует широкому общеевропейскому сотрудничеству. Страны расположены компактно по отношению друг к другу.

Центрально-Восточная Европа (ЦВЕ) занимает выгодное экономико-географическое положение. Регион расположен на стыке стран Западной и Восточной Европы. На севере его омывают воды Балтийского, а юге - Средиземного морей.

Площадь составляет -1,3 млн. км 2 .

Климат - умеренно-континентальный. Страны, расположенные севернее Карпат, имеют более влажные, но менее теплые и солнечные климатические условия, чем балканские государства. Для стран северной части региона характерны частые наводнения,а для южной части региона –засухи.

Регион имеет густую речную сеть. Исключительное значение для жизни народов ЦВЕ имеет крупнейшая река Дунай. Его воды интенсивно используются для нужд орошения, промышленности, коммунального водоснабжения, транспорта, рекреации. В странах, расположенных к югу от Карпат, преобладают высокоплодородные чернозёмы, требующие искусственного орошения. В горных районах региона растут хвойные и буковые леса, имеющие промышленное значение. Среди рекреационных ресурсов ЦВЕ выделяют морское побережье, высокогорные курорты Карпат.

Природные условия и ресурсы.

Природно-ресурсный потенциал, история развития и формирования хозяйства обусловили внутренние различия в природопользовании, что закрепилось в специализации стран региона на мировом рынке.

Рельеф региона сложный. На его территории расположены высокие горы и обширные равнины. Разнообразие рельефа определяет многообразие полезных ископаемых региона.

Минерально-сырьевая база стран Центральной и Восточной Европы представлена топливно-энергетическими ресурсами: каменным углем - Польша (Верхнесилезский), Чехия (Остравско-Карвинский), Украина (Донецкий и Львовско-Волынский бассейны), Россия (Печорский), бурым углем (Беларусь, Украина, Россия, Словакия, Венгрия), нефтью и газом, горючими сланцами и торфом. К рудным ресурсам этого региона относят железные руды Словакии, Венгрии, Украины, России; цинк, медь - Польши, Словакии, бокситы - Венгрии, марганец - Украины; а нерудные ресурсы представлены калийной солью - Польша, Украина, Россия, Беларусь; каменной солью - Беларусь, Украина, Россия; природной серой - Польша, Украина; фосфоритами - Эстония, Украина, Беларусь; янтарем - страны Балтии.

Население: В странах региона преобладает суженный тип воспроизводства населения. Естественная убыль составляет до 1% ,что объясняется более высокой смертностью. Продолжительность жизни значительно меньше, чем в других частях европейского континента, в среднем составляет 74 года. В некоторых странах ЦВЕ нарастает процесс «старение наций».

Для стран ЦВЕ характерна исключительная этническая, языковая и религиозная пестрота. Народы говорят на славянских, романских, финно – угорских языках. Население северной части региона преимущественно исповедуют католицизм и протестантизм, а южной части – православие и ислам. Средняя плотность населения в наиболее крупных странах региона составляет около 100 чел. на 1 км 2 . Население размещено – неравномерно, наиболее плотно заселены долины крупных рек,приморские равнины и межгорные котловины. Здесь плотность составляет 400 чел. на 1 км 2

По уровню урбанизации ЦВЕ существенно отстает от других регионов Европы- 2/3 населения проживает в городах. Сельское расселение в основном представлено крупными селами, а на севере Польши и в странах Прибалтики преобладают хутора.

Экономико-географическое положение стран Центральной и Восточной Европы можно оценить как весьма выгодное. Оно оказывает большое влияние на размещение в них производств, благоприятствует развитию экономической интеграции и созданию приграничных свободных экономических зон.

Страны ЦВЕ относятся к группе стран с переходной экономикой, но по многим экономическим показателям они отстают от большинства прочих стран Европы, хотя и завершили переход к рыночным механизмам. Уровень благосостояния жителей государств региона сравнительно ниже уровня жизни населения остальной части континента. Ежегодный ВВП на душу населения колеблется от 4 до 12 тыс. долларов в год.

Страны Центральной и Восточной Европы богаты культурно-историческими достопримечательностями. Ими славятся не только столицы и крупные города, но и многие небольшие города региона, объявленные городами-музеями.

Промышленность: разнообразное машиностроение (производство средств транспорта, сельхозтехники, станков, промышленного оборудования, бытовой электротехники и электроники); химическая промышленность (производство продуктов агрохимии, взрывчатых веществ, синтетических смол, пластмасс, красителей, бытовой химии, фармацевтики, парфюмерии и косметики); легкая (текстиль, готовая одежда, обувь); пищевая (молочные и мясные, плодовые и овощные консервы, вина, сахар, табачные изделия).

С/Х региона отличается сравнительно меньшей интенсивностью и товарностью, чем в других регионах Европы. Среди землепользователей господствуют фермы, кооперативы и мелкие крестьянские хозяйства. В растениеводстве преобладают зерновые (пшеница, рожь, овес), сахарная свекла, картофель, лен, кормовые травы. Балканские страны специализируются на выращивании пшеницы, кукурузы, подсолнечника, винограда, овощей, фруктов, табака, эфиро-масличных культур. Из отраслей животноводства выделяют: мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство.

Транспорт обслуживает не только региональные грузо – и пассажиро-перевозки, но и транзитные потоки из стран СНГ и Ближнего Востока в страны Западной Европы. Внутренние перевозки осуществляются преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом, а внешние – морским и авиационным транспортом. Значительную роль играют судоходство по Дунаю, нефте – и газопроводы из России в Германию и Италию. Крупные транспортные узлы – Будапешт, Прага, Белград, Бухарест, Варшава.

В мировой торговле регион специализируется на продукции машиностроения, химической, лёгкой, пищевой промышленности. Среди международных услуг региона выделяются туризм, транспортный транзит, образование, наука.

Билет №9

Состав – 17 государств

Регион находится на трёх континентах: Азии, Европы и Африки. На этой территории расположено 17 независимых государств: Турция, Иран, Ирак, Иран, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ, Израиль, Сирия, Ливан, Иордания, Йемен, Кипр. Большинство стран региона – республики; страны Аравийского полуострова в основном имеют монархическую форму государственного устройства. Для всех стран ЮЗА (кроме ОАЭ) характерно унитарное административно-территориальное деление.

Юго-Западная Азия включает полуостров Малая Азия, Иранское и Армянское нагорья, Месопотамию, Аравийский полуостров, остров Кипр, а также ряд небольших островов Персидского залива и Красного моря.

Ярко выражены на равнинах два климатических пояса: тропический и субтропический; в горах при ярко выраженной высотной поясности - климат резко континентальный.

Цели и задачи урока:

    Сформировать у учащихся представления о историко-культурных районах, познакомить с принципами выделения этих районов мира, их границ.

    Продолжать формировать умение выявлять основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары.

    Продолжить развивать умение работать с географическими катами и дополнительной информацией.

    Развивать умение выделять главное, анализировать полученный материал и принимать самостоятельно решение.

    Воспитание чувства коллективизма, самообладание, сопереживание, формировать умение выслушать одноклассников и умение вести диалог.

Оборудование: Физическая карта мира, карты атласа, презентации.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационная часть урока. Презентация

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная рефлексия.(слайд №1)

II. Проверка домашнего задания.

Вспомните тему нашего прошлого урока (слайд №2).

Возьмите карточку №1 (приложение 1) и впишите пропущенные слова (слайд №3,).

III. Активизация знаний, умений.

Сегодня мы с вами будем вести очень важный разговор. Каждый из вас выполнил творческую работу и подготовил отчет в виде сообщения для нашей конференции. А вот тему конференции постарайтесь определить сами по фотографиям (слайд №4).

Какая же тема урока? ("Историко-культурные районы мира") (слайд №5).

Наша задача в конце урока ответить на вопросы: (слад №6).

Мы знаем, что на Земле 6 материков. Разве этого не достаточно? Зачем почти каждый материк разделили на районы?(слайд №7).

И почему их назвали историко-культурными? (Предположения учащихся).

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло свое отражение в своеобразии культурных традиций и их народов.

Как вы думаете, что такое историко-культурный район? (предположения учащихся).

Историко-культурный район - это территория, культурная область, имеющая свой путь исторического развития (слайд №8).

А чем отличается один район от другого, по каким принципам их выделяют? (предположения учащихся).

Различия стран по истории развития, особенностям культуры, быта, традиций, деятельности

населения послужили делением территории на историко-культурные районы (слайд №9).

Посмотрим еще раз на карту. Сколько историко-культурных районов выделяют? (слайд №10).

Чем же отличается каждый район? Чем уникален каждый из них.

2. Знакомство с историко-культурными районами.

Каждый из вас изучил один район и готов нам рассказать о своих открытиях. Во время рассказа одного из вас остальные члены конференции должны записать отчет о исследованиях коллеги в виде таблицы (слайд №11).

Начнем. И первый район, с которым мы познакомимся - это Западная Европа.

Выступления учащихся, рассказ сопровождается презентацией, которую выполнили сами учащиеся.

По окончанию каждого выступления учащиеся подводят итоги совместно с учителем (слайд №12 - 22).

V. Подведение итогов.

Сегодня наша конференция подошла к концу, на следующем уроке мы продолжим. Мы познакомились с пятью историко-культурными районами, которые расположены в Европейской, Азиатской и Африканской частях света.

Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были сегодня ответить? Что мы узнали? (слайд №23) (фронтальный опрос).

VI. Рефлексия.

Вы все сегодня молодцы, отлично поработали. Сейчас возьмите карточку №2 (приложение 2) и подчеркните фразы, в каждом столбике, которые к вам подходят в данный момент (слайд №24).

VII. Домашнее задание.

Параграф 17, стр. 52-53 пересказ, подготовить доклады учащимся-выступающим на следующей конференции (слайд №25, 26).

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

В мире сегодня живут несколько тысяч различных народов, в совокупности образующих человечество. Они значительно отличаются друг от друга по уровню общественного развития, культуре, расовому облику, наконец, по своей численности. Эта многоликость возникла в результате длительного самостоятельного развития народов, их существования в различных природно-географических, хозяйственных и социальных условиях.

Вместе с тем этнические границы никогда не были особенно жесткими, «непроницаемыми». На протяжении всей своей истории народы постоянно контактировали друг с другом, обменивались своими культурными достижениями, смешивались между собой. Все это вместе с принадлежностью к единому биологическому виду обусловливает наличие у всех людей земли и многих общих черт.

Для того, чтобы разобраться в этом многообразии и в то же время выявить черты, которые связывают различные народы друг с другом, необходимо классифицировать их. Классификация этносов - это распределение этносов мира в смысловые группы в зависимости от тех или иных признаков, параметров этого вида общности людей .

Существует много критериев, отличающих одни этносы или этнические группы от других. Эти критерии классификации исходят из совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства и т. п. В зависимости от этого все народы можно разделить по следующим основаниям: географическому; антропологическому; языковому; хозяйственно-культурному.

При географической (или ареальной) классификации учитывается факт географического соседства народов, отражающий совместный характер их проживания в пределах какой-либо определенной, чаще всего обширной территории . При географической классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими, или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается, прежде всего, в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Географическую классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование.

Географическая классификация используется для выделения условных географических регионов, в которых расселены различные народы мира. На этом основании существуют понятия «народы Кавказа», «народы Севера», «народы Океании» и т. д. Однако подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется широко, поскольку он применен к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом. Однако географический принцип классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа. Географическая характеристика не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при охвате больших территорий; в пределах пространственно незначительных территорий географическая классификация этносов приводит к противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь при совпадении с группированием народов по другим критериям, т. е. только в рамках крупных регионов.

Следует отметить, что географическая классификация народов пока недостаточно разработана. Единой, принятой во всех странах географической классификации, определяющей число основных историко-культурных регионов мира, а также границ этих регионов, не существует. Можно говорить лишь о единстве взглядов относительно наиболее общего деления народов: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

Похожие публикации