История помпея и везувия. Помпеи. Фото. Город заживо погребенных. Небольшой отчет о поездке. О чем «молчат» древние стены

Раскопки древних Помпей – это единственное место, где можно посмотреть, как в действительности выглядел древний римский город. В мире много руин поселений римского периода, например , но именно благодаря извержению вулкана Везувий город Помпеи сохранился в первозданном виде.

Нам не очень повезло во время посещения Помпей, так как шел проливной дождь. На этой странице есть много фото с места археологических раскопок. Многие из них могут показаться вам блеклыми, но мы никогда не редактируем фото, опираясь на актуальность даже в ущерб красоте.

К моменту извержения Везувия население города состояло из коренных жителей наполовину, и вторая половина состояло из римлян, которые переселились сюда. На раскопках постоянно находят керамику или просто рисунки с греческими надписями, свидетельство того, что греческая культура в Помпеях была еще широко распространена.

Архитектура Помпей почти полностью стала римской, вы можете не сомневаться, что посетите именно римский город, и посмотрите как жил народ великих завоевателей, покоривших все Средиземноморье.

Спустя 17 лет после землетрясения в 79-м году произошла ужасная катастрофа, вулкан Везувий начал свое самое сильное извержение. В воздух было выброшено огромное количество вулканического пепла, который покрыл близлежащую область слоем высотой около 6 метров. Весь город был погребен, над поверхностью остались только части колонн и стены самых высоких домов.

Когда в 1748-м году начались раскопки, инженеры обнаружили, что город Помпеи сохранился в первозданном виде и сейчас вы можете посетить его и посмотреть воочию, как жили римляне две тысячи лет назад. Сейчас археологические работы еще продолжаются, еще 25% города не раскопано.

Где находятся и как добраться до раскопок города Помпеи.

Внимание! На итальянском языке город Неаполь называется “Napoli”. Не забывайте об этом, когда будете искать нужный вам поезд или автобус.

Есть два маршрута, который вам подойдут:

Первый: Поезд Неаполь – Сорренто (Napoli – Sorrento). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pombei Scavi”.

Второй: Поезд Неаполь – Скафати (Napoli – Scafati). В этом случае вам нужно выйти на станции “Pompei”.

У этих электричек немного разные маршруты и станции остановки около раскопок отличаются.

На оба поезда можно сесть в нескольких местах. Станции находятся около метро: Porta Nolana (3 и 4 линии), Piazza Garibaldi (3 и 4 линии), Via Gianturco (4 линия), San Giovanni a Teduccio (4 линия), Barra (4 линия), San Giorgio a Cremano (3 линия). Учтите, что 3 и 4 линии метро находятся не под землей, это фуникулеры.

Самое интересное, что можно посмотреть на раскопках Помпей.

Первое на что стоит обратить внимание – это дороги. Гордость Римского государства, некоторые из них, проложенные две тысячи лет назад, служат в Италии до сих пор. Покрытие улиц в городе выложено из обтесанного крупного камня.

На улице была проезжая часть (в центре на фото) и тротуары для пешеходов. Обратите внимание на крупные камни – это весьма интересное римское изобретение. Камни служили для пешеходов для пересечения улицы в дождливую погоду. Мы оценили такую систему лично, как раз в момент нашего посещения Помпей шел ливень.

В свою очередь повозки свободно проезжали по улице, колеса проходили между камнями. Больше фото дорог в городе смотрите в небольшой галерее фото ниже.

Не все здания в Помпеях сохранились в хорошем состоянии. Некоторые из них не вызовут у рядового туриста серьезного интереса. Мы будем рассказывать о самых интересных местах в городе.

Самый роскошный дом в Помпеях принадлежал Луцию Корнелию Сулле и его племяннику (хотя это скорее догадки, чем факты). Он называется домом фавна.

На входе в дом находится бассейн с бронзовой статуэткой фавна в центре, отсюда и название. Статуя совсем небольшая по размеру, взрослому человеку примерно по колено.

Фавн не совсем обычный. Чаще всего это божество изображают с козьими ногами и копытами. У этой скульптуры ноги человеческие, но черты и выражение лица, прическа и поза точно такие, как принято изображать именно у этого божества.

Дом имел огромные размеры 110 на 40 метров. Такой дом был признаком наивысшего статуса владельца, учитывая, что он находился в пределах городских стен. За стенами можно было построить даже еще большее строение, земля там была дешевая, и ее было много. Внутри стен такой особняк мог позволить себе только самый богатый гражданин города.

При раскопках в доме фавна было найдено огромное количество украшений из золота и серебра, самой ценной находкой из драгоценных металлов был золотой браслет в форме змеи, обвивающей руку владельца.

Но еще более ценными находками были мозаики, которых было найдено несколько десятков. Все они были удалены и заменены копиями. Оригиналы можно посмотреть в музее Неаполя. Самая ценная мозаика называется “Битва при Иссе”. Она показывает важную битву Александра Македонского в персами во главе с царем Дарием. Фото оригинала из музея Неаполя вы можете посмотреть ниже.

К большому сожалению, часть мозаики утрачена безвозвратно. Сама картина датируется 100-м годом до нашей эры, то есть она была создана уже спустя более, чем 200 лет после смерти Александра Великого. Предположительно – это копия еще более древней греческой мозаики.

В Помпеях в доме фавна вы можете посмотреть копию, установленную сюда в 2005 году. Команда из девяти мастеров из города Равенна работал над этой копией два года, возглавлял их Северо Биньями. Ее невозможно сфотографировать сверху и целиком, фото участков вы найдете в небольшой галерее фото ниже.

На территории дома находилось центральное здание с бассейном для сбора дождевой воды, отдельные здания для рабов, кухня, большой сад и несколько других хозяйственных построек. Фото из дома фавна вы найдете в небольшой галерее ниже, сад, конечно, был полностью уничтожен извержением, на фото вы увидите реконструкцию сада.

В Помпеях сохранилось несколько пекарен с жерновами для мола муки и печи для выпекания хлеба. Римляне не пекли хлеб дома, а покупали его прямо около пекарен, которые работали почти круглые сутки. В большинстве домов и квартир обычных граждан вообще не было приспособления для приготовления горячей пищи. Фото пекарни вы найдете в небольшой галерее ниже.

Следующее здание в Помпеях попадает под категорию (18+), поэтому тем читателям, кто не достиг 18 лет, мы запрещаем читать эту часть статьи. Понятно, что это никого не остановит, но попробовать стоило.

Это отлично сохранившийся публичный дом, который находился на втором этаже здания. Такие заведения в римских городах не были шикарными. Обычно бордель состоял из нескольких комнат без окон и даже без вентиляции.

Койки были очень маленького размера и покрывались соломой и шкурой сверху. Клиенты и обслуживающий персонал (мы умеет подбирать приличные синонимы) находились скорее в сидячем, чем лежачем положении. Единственным украшением комнат были фрески и изображениями явно эротического содержания. Фото смотрите в галерее ниже.

Большой амфитеатр сохранился плохо, ступени в нем были деревянными и были полностью разрушены извержением. Он использовался в основном для гладиаторских боев и подобных кровавых представлений для толпы.

Малый театр сохранился лучше, скамьи в нем были сделаны из камня. В малом театре чаще всего устраивали театральные представления, диспуты или выступления ораторов.

Центральным местом города являлась площадь, которая в римских городах называлась форумом, она служила и рынком и местом собраний граждан по политическим вопросам.

Некоторые историки утверждают, что форум вмещал всех жителей города, что сомнительно. Население Помпей в момент расцвета составляло более 20 000 человек. На фото ниже вы видите фигуры людей, думаем, что 20 000 человек на площадь просто не поместятся.

Во время извержения вулкана Везувий и гибели города погибло по разным оценкам от 2 до 16 тысяч человек. Около 1000 тел было найдено при раскопках, но в очень интересном виде. Люди были завалены пеплом прямо в тех позах в которых погибли. В пепле образовались пустоты и их заливают гипсом, чтобы получить слепок.

Посещение которого поможет вам погрузиться в историю. Помпеи – одно из самых значимых мест на территории Италии, сохранившийся древний город, оставляющий незабываемые впечатления. Добраться до древнего города Помпеи можно, отправившись на юг страны. Рядом с Неаполем находится великолепно сохранившийся древний город Помпеи. Ежедневно тысячи туристов со всего мира посещают мертвый город. Увидеть и погрузиться в трагическую историю древности позволит сохранившийся древний город.

Почему нужно окунуться в мир древности в Помпеях и чем они могут вас удивить можно прочитать в этой статье.

Существует несколько легенд, рассказывающих историю древнего города Помпеи. Одна из них гласит, что древний город Помпеи появился на Апеннинах благодаря очень плодородным землям, близость вулкана не смущала первых поселенцев. В Помпеях первыми поселились авзоны и начали возделывать щедрые земли, позже, в VI веке до нашей эры – племя осков также обустроилось здесь. Древний город соединил на своей территории пять поселений. Художественные творения в виде стенных росписей, мозаик, скульптур – все это красовалось на домах, общественных зданиях, .

Есть более романтическая история, которая гласит, что Геракл одержал победу над Герионом и основал Помпеи в честь своего триумфального сражения.

Древний город Помпеи периода расцвета

В VI веке до н.э. город проживал лучшие годы, этим временем датируются основные достопримечательности, увидеть которые можно и сейчас. Древний город Помпеи был окружен крепостной стеной, в нем возвели древнее святилище. Правили древним городом самниты (народы Италии времен античности), позже Помпеи стали колонией и потеряли статус свободного города. Семьи патрициев перебрались в Помпеи и возводили здесь красивые виллы, очень привлекала их земля, щедрая на солнце и тепло, а также очень комфортный климат. В эти дна в Помпеях были возведены:


  1. Вилла Мистерий. Это здание интересно оформлением стен, на которые наносились дионийские ритуалы, такие графические рисунки применялись раньше в оформлении гобеленов.
  2. Аппиева дорога. Между Римом и югом Италии в период расцвета древнего города Помпеи появилась дорога, связывающая центр и юг страны.
  3. Форум. Невероятное по мощному впечатлению строение, размером 157х38 м, во времена Помпей вмещавшее до 20 тысяч зрителей.
  4. Амфитеатр для различных зрелищ, состязаний и травли диких животных. В Помпеях их было два. Один вмещал 5, второй – 1.5 тысячи.

Этот период существования Помпей отмечен особым вниманием к внешнему оформлению города, огромное количество статуй, фресок, мозаик. Украшения Помпей несут в себе эстетическую составляющую, в древнем городе развивались ремесленные направления.

Долгое время, полтора века после поселения в этой благодатной земле людей, вулкан не подавал признаков жизни. Небольшие извержения не причиняли Помпеи никаких неприятностей. А в 62 году н.э. в начале февраля извержение вулкана принесло городу первые серьезные разрушения. Город еще не успел восстановиться, как в 79 году до н.э. вновь жизнь Помпей зависела от извержения Везувия. Лава сожгла все окрестности Помпей и разрушила город.

Древний город Помпеи возрождается из пепла спустя тысячу лет. Вулкан затих и жители вновь стали заселять плодородные земли, о трагедии, произошедшей много веков назад новые поселенцы не знали. Что же манило в эти земли новых жителей? Яркое солнце, благодатная земля и замечательный климат. Во время земляных работ люди стали находить останки крепостных стен, сооружений, фрагменты фресок и надписей. Уже в 1748 году начали проводить раскопки. Изначально археологи предполагали, что сгоревший город – Стабии. Когда же в 1763 году был найден пограничный столб, всем стало ясно, что найдены сооружения древних Помпей.

Во время посещения Помпей сегодня можно рассмотреть практически весь древний город. Четверть Помпей пока закрыта для посетителей, еще ведутся раскопки.

Во время экскурсии по древнему городу Помпеи вас проведут на арену, вы увидите частную гимнастическую школу – палестру, театры, термы (бани древнего города), частично сохранившиеся древние дома.


Туристов в Помпеях заводят в загородный лупанарий (публичный дом), известный знаменитыми фресками, отображающими темы фривольности.

Рядом с развалинами Геркуланских ворот вы увидите виллу Мистерий с сохранившимися удивительными фресками.

Также стоит посетить виллу Диомеда. Во время раскопок Помпей в этом месте обнаружили 20 погибших во время извержения вулкана.

Художественное оформление зданий в Помпеях удивляет вниманием к разным сторонам жизни и уровнем воплощения. Картинки с изображением птиц и зверей, рыб, размещенные в помещениях города когда-то заменяли жителям обои и гобелены. Сейчас подлинники находятся в Неаполе в музее, а в Помпеях воссоздан быт древнего города руками музейных работников.

Достойны внимательно просмотра, например, «Помпейский кот», «Академия Платона»,«Александрова мозаика», «Комедианты».

Прикоснитесь к прекрасному, удивитесь стремлению древних окружать себя искусством в Помпеях.

Таинственные Помпеи, древнее поселение, хранящее дыхание Древнего Рима сегодня является музеем под открытым небом. Вымерший город, сегодня он снова возвращается к жизни благодаря усилиям археологов, правда, уже в качестве музейного экспоната.

Страницы истории

До того момента, пока извержение Везувия не смело город с лица земли, Помпеи были весьма высокоразвитым и высокотехнологичным для своего времени поселением.

Помпеи (Pompeii) – не совсем римский город, как принято считать. Он был основан в VIII веке до н.э. племенем оски – одним из древних народов Италии. Название «Помпеи» с древнего языка осков можно перевести как «пять», причина этого название кроется в том, что Pompei были основаны на месте пяти древних поселений осков .

Правда, есть еще одна версия, связанная скорее с мифологией: якобы в этих краях Геракл победил могущественного противника и устроил в городе по этому случаю торжественное шествие (Pompe – именно так переводится «Помпеи» с древнегреческого языка).

В Италии было в ту пору множество греческих колоний , поэтому немного времени спустя оски перенимают греческую культуру и архитектуру. Последнее особенно отчетливо прослеживается: первые застройки являлись хаотичными, порядка застроек не соблюдалось, а позже, под эллинским влиянием городская архитектура приобретает более четкие очертания – строгие ряды улиц и ряды домов. Причем оски даже не подозревали, что строят свои дома прямо на застывшей лаве…

После многочисленных сражений власть над городом получили римляне .

У Помпеи очень удобное расположение в экономическом плане: у подножия Везувия, на реке Сарно . Это расположение позволяло жителям города использовать реку для судоходства и торговли. Жители занимались производством масел, шерсти и вин, что также способствовало торговле и процветанию города. Да и Аппиева дорога, проходившая через город, была важна для экономики и торговли.

Постепенно Pompei переходят под власть Рима и становятся центром отдыха знатных римских патрициев. Город рос и развивался…

Мечтаете побывать во Флоренции — одном из самых романтичных городов Италии? Тогда вам стоит посмотреть на главное архитектурное строение города — Палаццо Веккьо. Подробную информацию .

Трагедия города

Первый «тревожный звонок» прозвенел в 62 году н.э., когда в Помпеях произошло сильнейшее землетрясение . Многие дома и храмы оказались разрушенными. Но жители города сумели в короткие сроки все восстановить и снова жизнь потекла по привычному руслу.

Пик пришелся на 24 августа 79 года . В этот день случилось сильное извержение вулкана Везувия, впоследствии чего город на века был погребен под многометровым слоем пепла.

За день до этого на город стали сыпаться хлопья пепла, причем его было так много, что приходилось постоянно стряхивать его с одежды. Вулкан долгое время считался уснувшим , поэтому поначалу никто из жителей не обратил внимания на облако дыма и огонь, вырывающийся из жерла.

С неба стали сыпаться и камни, а пепел оседал на домах таким толстым слоем, что стали рушиться крыши , погребая под собой оставшихся в помещениях людей.

Более проницательные горожане покинули Помпеи сразу после первых осадков, и бежали до близлежащих деревень. Извержение продолжалось около суток. Город был уничтожен полностью .

Обнаружили его случайно, в XVII веке, при строительстве водопровода. Честь открытия принадлежит итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который при земляных работах наткнулся у реки на остатки стены и хорошо сохранившиеся фрески. Причем долгое время никак не могли предположить, что эти жалкие остатки – руины могущественной Помпеи .

И лишь когда была найдена табличка-указатель (пограничный столб), стало понятно, что здесь и погребен под слоями земли некогда величественный древнеримский город.

Полноценные раскопки начались век спустя, в XVII веке, и продолжаются до сих пор, равно как и научные исследования.

Больше о трагедии Помпеи и раскопках смотрите на видео:

Достопримечательности и интересные места

Сегодня на месте легендарного города можно увидеть лишь остатки былого величия. Найти место раскопок Pompei можно неподалеку от Неаполя. Город-музей под открытым небом ежегодно привлекает множество туристов.

Помпеи – это не только масса интереснейших достопримечательностей Италии, но и уникальный свидетель истории . Благодаря тому, что город практически мгновенно был засыпан пеплом, все уцелевшие здания, фрески, мозаики, скульптуры и предметы очень хорошо сохранились. Итак, что можно сегодня увидеть на том месте, где находятся Помпеи?

  • Форум.

    Это строение можно назвать сердцем древнеримского города, его общественный и экономический центр. Поначалу на месте Форума была лишь торговая площадь, затем рынок был значительно расширен, а жители стали собираться на рынке не только ради покупок, но и ради обсуждений городских событий.

  • Лупанарий.

    «Злачное место» в городе, куда горожане приходили в поисках плотских утех. Само название переводится с итальянского как «волчица» — именно с помощью воя, похожего на волчий, женщины легкого поведения привлекали своих клиентов. Жриц любви того времени узнать было довольно просто – собранные и приподнятые на затылке волосы, и широкий красный пояс на одеждах.

    Все комнаты для любовных свиданий были расписаны эротическими фресками. Сегодня часть этих фресок можно увидеть в Археологическом музее Неаполя. Кстати, это был не единственный публичный дом в городе (всего их было порядка 30), но Лупанарий был наиболее известным.

  • Амфитеатр.

    Масштабное сооружение в двух уровнях было предназначено для проведения гладиаторских боев и различных зрелищ. Сохранились лишь внешние стены и сидения, а вот ступеньки полностью разрушены – они были выполнены из дерева и после извержения просто не сохранились.

  • Жилые дома.

    Все здания и жилые дома очень хорошо сохранились, практически в первозданном виде (если сделать, конечно, поправку на прошедшее время). Внутреннее убранство домов эстетикой не отличалось, а вот внешне они были очень богато отделаны, расписаны фресками или украшены мозаичным орнаментом.

    Окон в домах почти не было (в отличие от дворцов и домов богатых вельмож), их заменяли узкие отверстия. Указателей улиц тоже не было, на каждом дома просто писалось имя его владельца (некоторых из таких табличек хранятся в Археологическом музее). На территории каждого дома находился каменный бассейн для сбора дождевой воды (такая вода считалась священной).

  • Фрески, найденные при раскопках.

    Они хранят в себе исторические сцены и сцены римских забав. Почти все они переданы музею Неаполя, а в отреставрированном городе можно наблюдать лишь искусно выполненные копии.

  • Кроме этого, можно посмотреть еще Храм Юпитера, Малый театр, Большой театр, Стабианские термы, триумфальные арки и другие сохранившиеся строения Помпеи.

При раскопках было найдено множество золотых украшений, керамических изделий . Керамика вообще сохранилась отлично, правда, рисунки и узоры на горшках и кувшинах пострадали от огня и времени.

Найдено несколько пекарен – огромные печи, кухонная утварь и прочее оборудование , а также так называемые термополии – харчевни. Редко в каком доме в Помпеях были кухни с печами, поэтому еда доставлялась из таких вот термополий.

Время работы, стоимость билетов

  • Во время высокого сезона (с начала апреля по конец октября) попасть в Pompei можно с 8.30 часов утра, а время закрытия приходится на 19 ч. (кассы закрываются в 17.30, за полтора часа до закрытия).
  • В низкий сезон (это время с ноября по март) Помпеи можно посмотреть с 8.30 (9.00) утра и до 17 часов (кассы закрываются в 15.30).
  • Стоимость билетов – 13 евро . Их можно приобрести в кассах.

Там же, в кассе, можно взять карту-путеводитель, иначе немудрено заблудиться во всех хитросплетениях древних улочек.

  • Экскурсию в Помпеи можно объединить с посещением других древних городов – Геркуланиума, Боскореале, виллы Стадия и других. В этом случае билет обойдется в 22 евро (со скидкой) .
  • Группы школьников и студентов могут посетить Помпеи по предварительной записи. Никаких ограничений на количество групп здесь нет .

Уточнить цены на билеты, узнать о расписании экскурсий, а также ознакомиться с иной справочной информацией о Помпеях можно на официальном сайте достопримечательности — www.pompeiisites.org

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org

На протяжении своей истории человечество пережило немало катастроф. Однако самой известной из них является гибель Помпеев. История знакомит нас с многочисленными фактами этой катастрофы, которая случилась в 79 году в Италии. Здесь, в самом центре державы, произошло извержение вулкана Везувия. И хотя его вряд ли можно назвать самым сильным, но это событие привело в шок многих людей, свято верующих в исключительность своей родины. Ведь в результате извержения был разрушен большой процветающий город - Помпеи. Пережитое людьми можно сравнить с той катастрофой, когда в результате теракта произошло разрушение башен-близнецов в США. И это несмотря на то, что временное расстояние между этими двумя трагедиями составило 1922 года.

Интерес для археологов

Что представляли собой Помпеи? Это был один из самых красивых городов древности, благодаря которому мы наиболее полно можем узнать о том, как жили в те времена римляне. На месте, где стояли Помпеи, до сих пор сохранились интересные артефакты, которые свидетельствуют о том, насколько величественным было это поселение. Дома и кварталы, храмы и фрески... Все это осталось практически нетронутым, так как в течение двух тысячелетий после катастрофы находилось под пеплом. Побывать на развалинах этого древнейшего поселения - удача для любого археолога

Возникновение города

Когда появились Помпеи? История великого города берет свое начало в 4-м в. до н. э. Именно тогда в районе Неаполя было основано поселение. Позже этот населенный пункт присоединил к себе пять небольших сел и стал единым административным образованием. Принадлежало оно этрускам, тем самым древним племенам, культура которых впоследствии легла в основу культуры римлян.

Какова дальнейшая история Помпеев (кратко)? К концу 5-го в. до н. э. город был захвачен самнитами. А еще спустя столетие Помпеи стали союзничать с Римской Республикой. Однако подобные связи были не более чем формальностью. Подобные Помпеям города рассматривались сенатом Рима лишь с потребительских позиций. Их граждане служили в армии великого государства, но при этом были обделены во многих материальных вопросах, в частности тех, которые касались права на общественные земли. Подобное и стало причиной зарождения восстания.

Однако протесты граждан Помпеев были подавлены. В 89 г. до н. э. в город вошли войска, объявив его римской колонией. Помпеи навсегда утратили свою независимость. Однако жители города подобных перемен даже и не почувствовали. Все оставшиеся в истории города девяносто лет они продолжали жить свободной и обеспеченной жизнью на земле, которая отличалась плодородием, рядом с морем и в мягком климате. Не затронула их и гражданская война, в которой принимали активное участие Цезарь и Помпей. История города указывает на его активное развитие вплоть до случившейся трагедии.

Соседние поселения

Недалеко от Помпеев находился Геркуланум. Это город, в котором селились вышедшие в отставку легионеры, а также купившие себе свободу рабы. Еще неподалеку от Помпеев располагался город Стабии. Он был излюбленным местом римских нуворишей. На его территории возводились чудесные виллы, которые восхищали своей роскошью и буквально утопали в зелени. В некотором отдалении от них находились дома, где жили бедные люди - прислуга, торговцы, ремесленники. Все они зарабатывали себе на жизнь тем, что обеспечивали потребности богатых людей.

История гибели города Помпеи непосредственно связана с Геркуланумом и Стабиями. Они тоже оказались погребенными под пеплом, извергавшимся из Везувия. Из всех жителей спасти удалось только тем, кто бросил свое имущество и ушел в самом начале извержения. Этим люди смогли сохранить жизнь себе и своим близким.

Инфраструктура

История Помпеев, начиная с момента образования города, характеризовалась возведением огромного количества зданий. Особенно активным строительство было в последние три столетия до разыгравшейся трагедии. Среди объектов инфраструктуры можно выделить:

  • огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест;
  • Большой театр, вмещавший в себя 5 тыс. зрителей;
  • Малый театр, рассчитанный на 1,5 тыс. человек.

В городе также было возведено большое количество храмов, которые были посвящены различным богам. Центр Помпеев украшала площадь - форум. Это территория, сформированная из общественных зданий, на которой проходила основная торговая и политическая жизнь поселения. Улицы города были прямыми и пересекались друг с другом перпендикулярно.

Коммуникации

Город имел собственное водоснабжение. Оно осуществлялось с помощью акведука. Данное приспособление представляло собой большой, стоящий на опорах, лоток. Живительной влагой город снабжался из горных источников. После акведука вода попадала в объемный резервуар, а из него, по системе труб, в дома богатых горожан.

Для простого люда работали общественные фонтаны. К ним также были подведены трубы от общего резервуара.

Огромной популярностью пользовались и построенные в городе бани. В них люди не только мылись, но и общались, а также обсуждали коммерческие и общественные новости.

Производства

Хлеб в Помпеях производили собственные хлебопекарни. Существовало в городе и текстильное производство. Оно было на достаточно высоком для того времени уровне.

Соседство вулкана

А как же Везувий? Да, этот вулкан является действующим. Находится он всего в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 м. Историки и ученые утверждают, что раньше она была раза в два больше. Однако события 79 г. уничтожили большую часть вулкана.
На протяжении всей истории своего существования у Везувия насчитывается 80 крупных извержений. Но, по утверждениям археологов, до 79 г. вулкан не проявлял активности на протяжении 15 веков.

Почему же, несмотря на существующую опасность, именно в этом месте были возведены Помпеи, история которых закончилась столь печально? Дело в том, что людей притягивала эта территория своей плодородной почвой. И они не обращали внимания на реальную угрозу, исходившую от соседствующего рядом с ними кратера.

Предшественники трагедии

Помпеи - один из древнейших городов Италии - в 62 году ощутил толчки сильнейшего землетрясения. В нем практически не осталось ни одного неповрежденного здания. Некоторые из сооружений были разрушены полностью.

Землетрясение и извержение является одним и тем же геологическим процессом, только выраженным в различных формах. Однако жители Римской империи в те времена еще не знали об этом. Они свято верили в то, что их прекрасный город будет стоять веками.

Не успев опомниться от последствий этих возмущений земных недр, Помпеи испытали целую серию новых толчков. Произошли они за день до извержения Везувия, случившегося в 79 г. Именно это событие и привело к тому, что история Помпеев подошла к своему завершению. Разумеется, люди не связывали толчки земных недр с вулканом.

Кроме того, незадолго до случившейся катастрофы резко повысилась температура воды Неаполитанского залива. В некоторых местах она даже дошла до точки кипения. Пересохшими оказались все колодцы и ручьи, находившиеся на склонах Везувия. Недра горы стали издавать жуткие звуки, напоминавшие протяжные стоны. Все это также указывало на то, что история города Помпеи кардинально изменится.

Гибель города

Каким был последний день Помпеев? История кратко может описать его благодаря имеющимся записям политического деятеля тех времен Плиния Младшего. Катастрофа началась в два часа дня 24.08.79 г. Над Везувием возникло белое облако с бурыми пятнами. Оно быстро набирало свои размеры и, поднимаясь в высоту, начало растекаться во все стороны. Почва возле вулкана пришла в движение. Чувствовались непрекращающиеся подземные толчки, а из недр слышался страшный грохот.

Колебания почвы ощущались даже в городе Мизено, располагавшемся в 30 километрах от вулкана. Именно в этом населенном пункте и находился Плиний Младший. Согласно его записям, толчки были настолько сильными, что казалось, разрушаются статуи и дома, которые швыряло из стороны в сторону.

В это время из вулкана продолжала вырываться газовая струя. Она, обладая невероятной силой, выносила из кратера огромное количество кусков пемзы. Обломки поднимались на высоту примерно двадцати километров. И это продолжалось все 10-11 часов извержения.

Гибель людей

Считается, что из Помпеев не смогло выбраться порядка двух тысяч человек. Это приблизительно десятая часть всего населения города. Остальным, вероятно, удалось спастись. Следовательно, настигшая катастрофа все же не застала помпейцев врасплох. Эта информация была получена учеными из писем Плиния. Однако узнать точное число погибших не представляется возможным. Дело в том, что останки людей археологи обнаружили даже за пределами города.

История Помпеев, составленная исследователями, говорит о том, что, по существующим данным, количество погибших составляет шестнадцать тысяч человек. Это жители не только описываемого города, но и Геркуланума, а также Стабий.

Люди в панике бежали к гавани. Они рассчитывали спастись, покинув опасную местность по морю. Это подтверждают раскопки археологов, которые обнаружили множество человеческих останков на побережье. Но, скорее всего, корабли не успели или просто не смогли вместить всех желающих.

Среди жителей Помпеев были и такие, кто надеялся отсидеться в закрытых помещениях или в глухих погребах. После они, правда, пытались выбраться наружу, но было слишком поздно.

Следующий этап извержения

Что происходило дальше с городом Помпеи? История, написанная на основании данных летописей, говорит о том, что взрывы в кратере вулкана, происходили с некоторым промежутком. Это позволило многим жителям отойти на безопасное расстояние. В городе оставались только рабы, игравшие роль охранников хозяйского имущества, и те жители, которые не пожелали покинуть свои хозяйства.

Ситуация усугубилась. Ночью наступил следующий этап извержения. Из Везувия начали извергаться языки пламени. Утром следующего дня из кратера потекла раскаленная лава. Именно она и погубила тех жителей, которые остались в городе. Приблизительно с 6 часов утра с неба начал опускаться пепел. В это же время землю стали покрывать и «шарики» пемзы, укрывшие толстым слоем Помпеи и Стабии. Длился этот кошмар на протяжении трех часов.

Исследователи полагают, что энергия Везувия в тот день во много раз превосходила ту, которая выделилась во время атомного взрыва в Хиросиме. Люди, оставшиеся в городе, метались по улицам. Они пытались спастись, но быстро теряли силы и падали, закрывая от отчаяния головы руками.

Как происходила гибель Помпеев? Малоизвестные факты, которые были опубликованы сравнительно недавно, рассказывают о том, что хлынувшие на город пирокластические гидротермальные потоки доходили температуры 700 градусов. Именно они и несли с собой ужас и смерть. При смешении горячей воды с пеплом образовывалась масса, обволакивающая собой все то, что попадалось у нее на пути. Люди, пытавшиеся спастись от неминуемой гибели, падали без сил, и их тут же засыпало пеплом. Они задыхались, умирая в страшной агонии. Этот факт истории Помпеев подтверждают конвульсивно сжатые руки со сведенными пальцами, искаженные от ужаса лица и рты, открытые в безмолвном крике. Именно так и умирали горожане.

Слепки тел погибших

В результате извержения Везувия вулканические породы погребли под собой всю округу. Нижний пласт этого слоя, толщина которого достигает 7 м, состоит из небольших кусков плазмы и камней. После находится слой пепла. Его толщина равна 2 м. Общий слой вулканических пород в среднем составил 9 м. Но в некоторых местах он был и значительно больше.

Основное число жителей Помпеев археологи обнаружили в верхнем слое вулканических пород. Останки пролежали в застывшей лаве практически 2 тыс. лет. Если рассматривать фотографию, представленную выше, то можно увидеть положение тел, принятое в момент гибели, а также выражение агонии и ужаса на лицах обреченных. Это гипсовые слепки, сделанные археологами. На местах гибели помпейцев в застывшей лаве образовывались пустоты из-за плотно облеплявшей людей массы, получившейся из воды и пепла. Этот состав высох и затвердел. При этом на нем остались черты лица и складки одежды, отпечатки тел и даже мелкие морщинки. Заливая эти пустоты гипсом, ученым удалось создать очень реалистичные и точные слепки. Несмотря на то что сами тела уже давно стали прахом, смотреть на эти фото все равно жутковато. Эти фигуры отчетливо передают тот ужас и отчаяние, которое пришлось испытать жителям Помпеев.

Похожие публикации