Наука доказала: человек сотворён из глины. Из истории ремесел. «сотворено из недр земных

Наконец-то западные ученые признали аяты Корана, придя к выводу, что "человек сотворен из глины". В последние годы ведущие исследователи в области геологии и биологии интенсивно изучают проблему "сотворения человека из глины". Исследованием этого вопроса заняты такие известные ученые, как Хайман Хартман из института Massachusetts Teknoloje, Лейл М.Койн из университета штата Калифорния, Пьер Лазио из университета Liege в Бельгии, а также Грахман К.Смит из университета Glasgow.
Что есть глина, а вернее ил?
"Он (Аллах) начал творение человека (то есть Адама) из глины" (cура 32 "Поклон", аят 7).
"Он сотворил человека из звучащей глины, как гончарная" (cура 55 "Милосердный", аят 14).

Когда мы произносим слово "ил", то обычно представляем себе кишащее комарами болото - средоточие всех заразных болезней. Известно также, что лучшие керамические изделия изготавливаются из ила.

Не будь ила, смеси глины с песком, не возникла бы электроника, не появилась бы межконтинентальная и межспутниковая связь. И даже не были бы изобретены компьютеры - величайшее открытие XX века.

Основа электронных элементов (диода, транзистора, резистора и т.д.) - полупроводники - не что иное, как ил. Положившие начало новейшей связи "сверхпроводники" тоже есть детище ила.

Свойства ила неисчерпаемы. Это хороший катализатор, незаменимый ускоритель при переработке нефти. Он обезвреживает яд, вбирая его в себя из отравленных веществ и тем самым очищая их. Еще одним важным свойством ила является поглощение им радиации. Вбирая в себя из радиоактивных веществ радиационные лучи, он способствует очистке окружающей среды.

Ил (глина) - живой организм.

"В сущности, Мы (прародителя человечества - Адама) сотворили из липкой глины" (сура 37 "Стоящие в ряд", аят 11).

Доктор Лейл М. Койн утверждает, что "кажущийся внешне неподвижным ил внутри живет загадочной жизнью. Кусок застывшего ила, - пишет он, - я ударил топором и сделал открытие: в лаборатории в течение месяца он излучал ультрафиолетовую энергию. Меня удивило, что ил стал ее источником.

В чем же дело? Ил состоит из кристаллических элементов. Молекулы кристаллов образуют ряды в виде скрижалей или листьев. В них выстраивается ионная цепь. Ионы, названные "зачинателями химической реакции", расположившись в каждой частице ила, движутся по заданной им программе.

Этим своим свойством ил напоминает живую клетку, где мельчайшие частицы клетки, так же как и ионы, выполняют функцию ускорителей".

Повод к размышлению

Результаты исследований показали, что, когда под внешним воздействием ионная цепь кристалла разрушается, через некоторое время листообразный ряд молекул вновь ее восстанавливает.

По мнению Джейма Глека, "движение ионной цепи в кристаллах напоминает логическое движение фигур на шахматной доске".

Лейл М. Койн утверждает: "Кристаллическим соединением ила все его возможности не исчерпываются, так как чистейший кристалл скорее напоминает белую бумагу. Движение ионной цепи, т.е. ее свойство проводить электричество, подвержено внешнему воздействию. На этом основано простейшее течение жизни - брать энергию извне и использовать ее. А самовозобновление - это уже следующий этап. Присутствие в иле этих двух состояний еще раз подтверждает теорию сотворения из него жизни". Вот что по этому поводу говорит доктор Хартман: "Располагая более совершенным оборудованием, мы не ограничились бы изучением молекул ила, а углубились бы в его атомный строй и, несомненно, получили бы более весомые результаты, но и тогда, я уверен в этом, мы не имели бы исчерпывающего ответа о происхождении жизни на земле"."По-моему, - пишет исследователь, - понятия "жизнь" и "живое" не есть материальность атомов и молекул. Какие бы успехи не были достигнуты в деле изучения свойств ила, мы не сможем теоретически обосновать сотворение из него человека, так как это выше наших умственных и интеллектуальных возможностей. Непостижимая формула жизни в руках самого Созидателя. Мы в силах лишь дать повод к размышлениям, но создать жизнь в лабораториях бессильны".

То самое, по выражению доктора X. Хартмана, "что придает жизни живое", есть не что иное, как дух, о котором сообщают Коран и хадисы. Сущность же движения духа неподвластна человеческому разуму.
Ибо, как сказано в Коране: "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного!" (сура 17 "Перенес ночью", аят 85).

Российские ученые опровергли гипотезу о том, что земная жизнь появилась в океане. По мнению исследователей, как передает Science.YoRead.ru, препятствием к возникновению живого является наличие солей натрия в океанической воде. А натрий губительно сказывается на обменных белковых процессах, необходимых для зарождения клетки.

Чтобы эти процессы были запущены, необходим другой элемент - калий. А он находится в глинистых соединениях. А такие соединения могли появиться в скоплениях пресной воды, например, в лужах, озерах. Тем более что согласно религиозным представлениям, человек создан из глины.

Вот сказал Господь твой ангелам: “Я создаю человека (башаран) из глины.” (Коран 38:71)

Ученые также предполагают космическое происхождение первых клеток.

Но и научную теорию связи древних морских организмов и современных форм жизни, ученые не отрицают. Между процессом зарождения клетки и возникновением первых организмов прошел один миллиард лет. Именно за этот промежуток времени, организмы переселились в море, и часть из них стала защищаться от агрессивной натриевой среды, замкнув систему (растительный мир), часть - приспосабливая ее под себя (животный мир).

Косвенным доказательством этой теории является успешное путешествие бактерий в открытом космосе. Исследования продолжаются.

Напомним, ранее ученые доказали, что многоклеточные животные организмы появились на Земле на 100 миллионов лет раньше, чем считалось прежде.

Исследователям удалось обнаружить доказательство этого — большое количество биологических молекул в древнем осадочном бассейне, сложенном солевыми породами на юге современного Омана.

Группа Гордона Лава, исследователя из Калифорнийского университета, изучала осадочные породы в южном Омане, сформировавшиеся до окончания самого большого в истории Земли Маринойского оледенения (635 миллионов лет назад), когда ледники дошли до экватора. Исследователи обнаружили в этих породах большое количество молекул 24-изопропилхолестанов — углеводородных остатков биологических молекул стеролов, вырабатываемых морскими губками демоспонгиями, принадлежащими к классу наиболее примитивных животных, кишечнополостных. К ним также относятся, например, коралловые полипы.

Эта находка позволяет ученым предположить, что прибрежные воды океанов Криогенового периода неопротерозойской эры уже содержали достаточно растворенного кислорода, чтобы поддержать жизнь первых многоклеточных организмов, за 100 миллионов лет до Кембрийского «демографического взрыва», когда на свет появились первые представители большинства предков современных животных.

Коран о сотворении человека
Он - Тот, Кто сотворил вас из глины… (Коран 6:2)

Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Они пали ниц, и только Иблис не был в числе павших ниц. Бог спросил: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Ответил Иблис: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его - из глины». (Коран 7:11-12)

И Мы уже сотворили человека (инсаана) из звучащей глины, облеченной в форму. (Коран 15:26)

И вот сказал Господь твой ангелам: “Я сотворю человека (башаран) из звучащей глины, облеченной в форму. (Коран 15:28)

Сказал Иблис: “Я не стану падать ниц пред человеком (либашарин), которого Ты создал из звучащей, из глины, облеченной в форму”. (Коран 15:33)

И вот Мы сказали ангелам: “Падите ниц пред Адамом!”- и они пали, кроме Иблиса. Сказал он: “Неужели я паду ниц пред тем, кого Ты создал из глины?” (Коран 17:61)

Мы уже создали человека (инсаана) из (определенного) сорта глины. (Коран 23:12)

… (Бог) - Тот, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека (инсаана) из глины. (Коран 32:7)

Вот сказал Господь твой ангелам: “Я создаю человека (башаран) из глины. (Коран 38:71)

Он сказал: “Я лучше него. Ты создал меня из огня, а его создал из глины”. (Коран 38:76)

Он сотворил человека (инсаана) из звучащей глины, подобно гончарной. (Коран 55:14)

Жизнь произошла из глины August 10th, 2015

Библия (Быт.2:7): "И создал Господь Бог человека из праха земного"
Коран (32:6-7): "Он - тот, кто сотворил в первый раз человека из глины"

В обеих книгах имя первого человека - Адам, что переводится как "красная глина" (адама). Ева, которая произошла из ребра Адама (), переводится как "жизнь", а значит читаем: "жизнь произошла из красной глины ".

Современная концепция абиогенеза сформировалась в прошлом веке, когда академиком Опариным было сделано предположение о возможности появления органических веществ в условиях первобытной Земли. В 1950-х данная теория получила экспериментальное подтверждение. Удалось не только получить аминокислоты и нуклеотиды с помощью электрических разрядов-"молний" в атмосфере из углекислоты, аммиака и метана, но и смоделировать самопроизвольное формирование клеточных мембран (коацерваты).


Однако искусственные "клетки" были не способны к синтезу, самовоспроизводству и передачи наследственной информации, что является базовой характеристикой живого. В те же годы была открыта структура ДНК и возникли вопросы к авторам абиогенеза - как самопроизвольно получить полимеры ДНК, для синтеза которых необходимы катализаторы и матрица?

Ответ на задачу фундаментальной науки был дан наукой прикладной. Биохимики пытались найти субстрат, на котором можно синтезировать биополимеры без использования генномодифицированых бактерий. В итоге идеальным субстратом для этого оказалась глина . Более того глина - сама по себе является прототипом живого , так как способна самовоспроизводиться и "мутировать" в процессе кристаллизации.

Так же как сейчас наша планета покрыта жизнью, Земля Первобытная была покрыта глиной, которая как губка впитывала морскую воду каждый прилив, частично растворяясь, но с каждым отливом вновь самовоспроизводилась путем кристаллизации. Каждый такой цикл идет с замещением одних ионов металлов - другими, образуя многообразие сортов глины, как и теперь огромное многообразие жизни. Изменчивость наблюдается и внутри кристаллов в результате многочисленных дефектов, давая еще большее многообразие строения.


Также как рост нового слоя глины происходит на матрице материнского слоя, дочерняя цепочка ДНК реплицируется по матричной. Однако как данные механизмы были переняты органическими молекулами от минералов глины - пока остается загадкой. Устранением данной бреши в гипотезе занимаются сразу в нескольких крупных университетов, а так же в НАСА. Ведь полное раскрытие процесса самозарождения жизни на Земле может поставить точку в теории панспермии, согласно которой жизнь была занесена на нашу планету из Космоса. Скорее возможно обратное - Земля стала источником жизни во Вселенной и будет распространена нами в Космос.

Подписывайтесь и читайте меня в Фэйсбук и ВКонтакте:

Кандидат искусствоведения Р. БАИБУРОВА.

ПОДОБНО ТВОРЦУ

Клинописный текст. Шумер. Глина. 4000 лет до н. э.

Изделия древнеегипетских мастеров - статуэтка гиппопотама (XX век до н. э.) и отряд нубийских лучников (из гробницы Месехти, XXI век до н. э.).

Венера из Дольни Вестоницы. Моравия. Глина. Неолит.

Изящны формы сосудов, изготовленных хеттами - сосуд из Кюлътепе (XVIII век до н. э.) и два сосуда из Алишера примерно того же времени.

Прекрасные образцы изделий из глины, созданные в Двуречье - сосуд и блюдо из Суз, чаша из Убайды (IV тысячелетие до н. э.).

Что только не делали из глины! Так выглядела шкатулка для притираний с острова Сирое (2500 год до н. э.).

Представляемые изделия из глины, относятся к эпохи эгейского искусства ранней бронзы.

Человеческие фигурки и кувшин в форме птицы. Крит (2500 - 2000 годы до н. э.).

Сосуд, украшенный тюльпанами, с острова Мелос (1700 - 1500 годы до н. э.).

Гигантские сосуды - пифосы - для хранения припасов из кладовой Кносского дворца. XVI век до н. э.

Ваза (очень напоминающая современную сумку) с острова Псира (около 1500 года до н. э.).

Искусство периода гомеровской Греции представляют сосуд из некрополя в Афинах (IX век до н. э.) и крышка с четверкой коней (XIII век до н. э.).

Эпоха ахейской Греции. Конь с колесницей изображен на вазе, называемой кратером (XIV - XIII века до н. э.).

Фрагмент росписи амфоры - «Надгробный плач».

Сосуд из Аттики (VIII - VII века до н. э.).

Период классики в искусстве Греции: юноша-гимнаст и ваза, называемая дурис (490-480 годы н. э.).

Основные типы, греческих ваз. 1, 2. Кратер. 3. Стамнос. 4. Амфора. 5. Гидрия. 6. Пелика. 7. Ойнохоя. 8. Килик. 9. Лекиф. 10. Канфар. 11. Киаф. 12. Скифос.

Ворота богини Иштар в Вавилоне облицованы глазурованным кирпичом (реконструкция). Фрагмент ворот.

А я беспомощен и слаб,
Как все, как вы - лишь умный раб,
Из глины созданный и праха...

А. Блок

Вопросы - как, откуда произошли мироздание и человек? - пожалуй, самые важные. В ответах на них - и наши представления об устройстве мира, и фундамент всех религий. Эти вопросы волновали людей со времен глубокой древности. Мифы, записанные в разных уголках земли, рассказывают примерно об одном: мир и человек сотворены Богом (или богами) из глины (в Африке и сегодня молено услышать, что Солнце, Луна, звезды, Земля сделаны из глины). В древнейшем Шумере (южное Двуречье, IV-III тысячелетия до н. э.) верили в могущественного бога вод Энки: он придумал, как создать человека, а богиня Нинмах и богини рождения лепили из глины не только человека, но и его судьбу. По поверьям Древнего Египта, человек создан из глины на гончарном круге богом плодородия Хнумом. Похожие мифы есть и в Новом Свете.

О том лее повествует и Библия. Человека сотворил из глины иудейский Бог (Бог-отец в христианстве), событие это произошло в шестой день Творения: «И создал Господь Бог человека [Адама] из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его. И закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену [Еву], и привел к человеку», - говорится во второй главе книги «Бытие», одной из пяти, составивших Ветхий Завет.

Однако в той лее книге «Бытие» отразился, по-видимому, и другой миф, вошедший в Ветхий Завет, - там речь идет о создании из глины сразу и мужчины, и женщины: «...И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Такое противоречие в тексте примиряет древнее предание. Согласно ему, созданную из глины первую женщину звали Лилит и именно она была первой женой Адама. Но Лилит непрестанно спорила с мужем, утверждая, что они равны, поскольку оба сотворены из одного материала. Ей не удалось убедить Адама, и Лилит покинула его.

Но раз из священной земли Бог сотворил человека, то и создание из нее чего бы то ни было тоже есть некое священнодействие. Недаром занятие гончара у многих народов считалось делом мистическим, сакральным. В Древней Японии, например, гончары, подобно жрецам, составляли касту. Были особой кастой гончары Цейлона, средневековой Индии (индийский гончар начинал день с лепки священного фаллического изображения; ему и своему гончарному кругу - символам бога Шивы - он должен был тут же поклониться). А вот в Западной Африке и в некоторых областях Средней Азии гончарное дело - занятие исключительно женское. Более того, там считается: женщина обладает сверхъестественными способностями именно потому, что обрабатывает «живую глину».

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - ГЛИНА!

Жизнь первобытных людей была тесно переплетена с окружавшей их природой. Она давала им и кров, и пропитание. Камни, ветви, сучья или кости крупных зверей служили орудиями, шкуры животных и кора деревьев заменяли одежду. В те же доисторические времена человек заметил, что глинистая земля обладает удивительным свойством. Смоченная водой, она становилась мягкой и податливой, из нее молено вылепить чаши, горшки и многое другое. Далее просто высушенные на солнце, эти изделия были незаменимы в тяжелом быту древних людей, а оболеженные на костре, обретали особую прочность. Так появилась керамика (по-гречески keramos - глина).

Глагол «ваять» восходит к очень древнему слову, означавшему «вить», «плести», отсюда возникло предположение, что поначалу глиной могли обмазывать плетеные изделия, а при обжиге на костре каркас из веток выгорал. И действительно, на старинных черепках иногда заметны его следы, хотя для гладкости каркас могли обкладывать, например, листьями. На сосуды наносили орнамент.

До гончарного круга было еще далеко, и глиняные изделия лепили руками. На плоское донышко укладывали ряд за рядом глиняную ленту-«колбаску» (либо параллельными кольцами, либо спирально), создавая задуманную форму. Стыки между рядами затем тщательно затирали. Таким способом совсем еще недавно делали (а может, и сейчас делают) глиняные сосуды в высокогорных селениях Памира. Порой так лее работают современные художники-керамисты.

Вручную из глиняного теста, пожалуй, молено соорудить чуть ли не все, что требуется в быту - чаши, горшки, блюда, кувшины, сосуды для воды, вина, масла, молока, меда, бутыли, столики, коробочки, лампы, подсвечники, погребальные урны, курильницы, курительные трубки, украшения...

Всего не перечислить. Из глины делали и продолжают делать декоративные плакетки - пластинки с рельефами. Уже на древнейших плакетках из Эшнунна (конец III тысячелетия до н. э.) есть изображения арфистки с арфой, плотника за работой. В античном мире из глины лепили театральные маски. И, наконец, печи для обжига - ведь тоже из глины.

В Древнем Шумере и «бумагой» служили глиняные таблички. Писали по сырой глине палочками, вдавливая их, получались знаки-клинышки - клинопись, потом таблички сушили на солнце. Древнейшие библиотеки, хранившие порой десятки тысяч таких табличек, поведали историкам о шумерских богах, царях, обсерваториях, школах, шумерской поэзии, которая существовала пять-шесть тысяч лет назад, о шумерских каналах и садах...

ОТ САКРАЛЬНЫХ ФИГУРОК ИЗ ГЛИНЫ К СВЕТСКОЙ ИГРУШКЕ

Там, где обнаруживают следы людей, живших в каменном веке, обычно находят вылепленные из глины странные женские фигурки. Главное в них - пышное тело, грудь, живот. То - продолжательница рода, мать, заключающая в себе великую и непостижимую тайну рождения новой жизни, женщина-кормилица. Такие фигурки чаще всего находят в особо почитаемых местах: у родового очага, у алтаря, в тайничках. Археологи назвали их палеолитическими Венерами. Но и в пластических изображениях животных (их тоже часто находят археологи) древние люди видели особые магические свойства.

Рассматривая древние рисунки и скулыпурки, мы даже и не подозреваем, какой таинственной силой обладали они в глазах людей ранней поры человечества. А ведь отношение к ним было, по всей вероятности, таким лее священно-трепетным, как сегодня, к примеру, у истинно верующих - к иконе. Со временем сакральное восприятие пластических изображений людей и животных размывалось.

В античном мире из глины лепили копии больных частей тела и приносили их в храмы, к богам, прося исцеления или благодаря за него. В те лее времена были распространены и глиняные марионетки - фигурки людей с подвижными ручками и но лжами. Что это - игрушки? Определенного ответа на вопрос нет. Одно лишь бесспорно: с давних времен на берегах водоемов с глиной играли дети, лепили из нее то, что им казалось интересным, что они видели вокруг. (Согласно преданию, пятилетний Христос оживил вылепленных из глины воробьев.)

А наши глиняные игрушки и свистульки? В древности с их помощью отгоняли нечистую силу, они оберегали дом и домочадцев, то есть тоже имели выраженное сакральное назначение. До сих пор живы промыслы яркой, веселой и беззаботной глиняной игрушки, каждый со своими отличительными особенностями. Потеряв свое мистическое значение, они пришли в наши дома как украшения.

Но из глины можно лепить и крупные формы. Так и делали, например, древние этруски (они жили на северо-западе Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н. э.). Эта традиция - создавать скульптуру из глины - дожила до наших дней.

ГЛИНА - СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Свершив свой земной путь, человек возвращается в землю, чтобы, возможно, появиться в новом облике.

Будь весел: не умрет вовеки мир земной
И звездам не дано исчезнуть - ни одной.
Кирпич, сработанный из тела твоего,
В дому других людей возвысится стеной,
-

писал поэт, философ, математик Омар Хайям (около 1048 - после 1122).

Когда люди стали своими руками сооружать жилища, то в лесных районах, возможно, плели их из прутьев и обмазывали глиной. В более южных краях основным жильем становится полуземлянка. До сих пор в разных странах можно встретить мазанки и глиняные дома, сложенные из примитивного самана - кирпича, сделанного из смеси глины с навозом и высушенного на солнце.

На Руси строили из дерева, и пожары были постоянным и разрушительным бедствием. Чтобы противостоять всепожирающему огню, Петр I попытался заставить своих подданных строить мазанки по предложенным «образцам». Попытка не удалась. Однако имела продолжение уже по иному поводу: в конце XVIII века всерьез задумались о сохранении лесов. Замечательный русский архитектор Н. А. Львов горячо пропагандировал землебитное строительство, обучал новой технологии представителей от крестьян. Памятью о глинобитном увлечении Львова стал Приоратекий дворец в Гатчине, под Петербургом.

Но главным строительным материалом все лее стал «камень», придуманный человеком и созданный им из глины, - кирпич. Удобный уже тем, что ему изначально молено придать желаемую форму или сделать рельефным. Из него строили все - укрепления, храмы, дома, хозяйственные постройки...

Строительные возможности глины поистине безграничны. В Древней Греции из нее делали архитектурный декор, например фризы с пальметтами и под ними ряд голов Горгоны. А в государстве Ахеменидов, существовавшем на территории Ирана в 559-330 годы до н. э., стены зданий украшали глазурованные изразцы. Уже тогда из них составляли не только декоративные орнаменты, но и изображения фантастических крылатых сфинксов, крылатых быков. Тысячелетия живет на этой земле традиция изготовления изразцов. Менялись только сюжеты.

Знамениты средневековые иранские изразцы - звездообразные или прямоугольные, украшенные птицами, цветами, надписями, складывающиеся в орнаментальные ленты или группы. Позднее стали делать большие панно из майоликовых плиток, каждая из которых - деталь общей декоративной композиции. Именно из этого очага цивилизации культура изразцов перешла в Среднюю Азию, оттуда она попала в Золотую Орду и далее - на Русь. А в соседней с Ираном Византии в IX-XII веках облицовочные плитки делали в форме выпуклых или вогнутых изразцов - на них изображалась Богоматерь с младенцем Иисусом или святые.

В Китае, в период династии Хань (206- 220 годы н. э.), в гробницах использовали не только кирпичи или небольшие плиты с резным орнаментом, выполненным углубленным рельефом, но и черепицу с геометрическим или растительным рисунком, со стилизованным изображением животных. В Индии в IV-VI веках из обожженной глины были не только декоративные рельефы для стен храма, но и плиты для мощения пола. На плите из монастыря Харван в Кашмире оттиснут декор из человеческих фигур и цветов. На других - брахманы-аскеты соседствуют с амурами в гирляндах.

Пробудившаяся к жизни средневековая Европа широко использует и кирпич, и черепицу, и плитки для пола. В XIII-XIV веках во Франции удивительные узоры керамических полов, набранные из многих плиток, напоминают медальоны, ковры, представляют лабиринты.

Весь накопленный историей человечества опыт использует сегодня строительная керамика.

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ И НОВЫЕ ТЕХНИКИ

Гончарный круг - величайшее изобретение человечества. В переднеазиатских очагах цивилизации он известен уже в IV тысячелетии до н. э. Ранние гончарные круги были очень примитивными, в действие их приводили рукой, а по окончании работы с поверхности изделия удаляли неровности. В Древнем Египте, где гончарный круг известен примерно с 3200-х годов до н. э., неровности на внешней стороне полировали галькой. Подготовленные таким образом сосуды перед обжигом расписывали, причем это могли быть геометрические мотивы, изгибающиеся линии, цветы, животные, иногда образующие сложные композиции.

Уже на ранних стадиях цивилизации человек использовал многие изобразительные приемы, вновь «открытые» потом, тысячелетия спустя. К примеру, керамика из Двуречья конца IV тысячелетия до н. э. дает нам образцы абстрактного искусства - роспись треугольниками, ромбами, кругами, волнообразными линиями, шашечным узором... Иногда - это абсолютно схематичные живые существа, например человеческая фигура подчас сводится к треугольнику или прямоугольнику. А вот в крито-микенской керамике 1600-1200-х годов до н. э. декор достигает такой реалистичности, что впору говорить о натурализме. Совершенная по формам и росписям лаковая керамика Древней Греции занимает в этом условном ряду «золотую середину».

Работа современного гончара завораживает. Легко, чуть ли не по волшебству под его руками возникают то массивные, «коренастые», а то утонченные, изысканные чаши, кувшины, вазы... Между тем легкость эта кажущаяся, гончар владеет тысячью секретов своего ремесла. Вот лишь некоторые из них.

Необходимо правильно подобрать глиняную смесь. От этого зависит, какими останутся поры после того, как изделие «спечется» при обжиге, то есть не разбухнет ли оно, наполненное водой.

Стенки должны иметь равную толщину, иначе при обжиге возникнут натяжения, и как следствие - трещины, а то и разрывы.

Надо учесть, что при сушке и обжиге произойдет усадка, и величина готового изделия окажется почти на одну шестую меньше сырого.

Ручки или горлышко высыхают раньше, чем все тулово. Чтобы в печи ручку не разорвало, она должна иметь изгиб, а горлышко - быть потолще.

От температуры обжига и режима поступления в печь воздуха (а с ним кислорода) зависит качество черепка, его внешний вид.

Есть и «утилитарные секреты». Например, внутренний диаметр нашей крынки для молока составляет 11 ± 1 см, а наружный - 12±1 см. И так во всем мире, у всех народов. Почему? Оказывается, высохший молочный козеин отмыть с керамической поверхности можно только механически, поэтому нужно, чтобы в горло проходила рука, но также валено, чтобы сосуд легко было ухватить одной рукой.

А сколько неожиданностей и секретов таит в себе поведение красок! Еще шесть тысяч лет назад в Двуречьи знали, что, когда для росписи используется окись железа, цвет изменяется в зависимости от температуры обжига от желто-коричневого до черного.

Керамисты во всех уголка земли постоянно совершенствовали свое ремесло, изобретали новую технику. Так у мусульманских народов в средние века получила распространение поливная посуда и люстровые изделия. Предполагается, что техника люстра была изобретена арабами в VIII веке. Сырое изделие покрывали плотным слоем оловянной глазури и обжигали. После этого предварительного обжига его расписывали красками, составленными из окислов металлов, преимущественно меди, а затем обжигали вторично при более низкой температуре. Краски, взаимодействуя с дымом, превращались в тонкий металлический слой с золотистыми, коричневатыми или красноватыми оттенками.

В Византии с XI века применялась техника сграффито - процарапывание по глазури или удаление широких участков поливы. А в XVI веке мир восхищался удивительным фаянсом из турецкого Изника - с цветочными узорами, а то и с изображением животных, парусных судов, зданий.

В том лее XVI столетии во Франции работал керамист Б. Палисси, изобретший прозрачные глазури, похожие на яшму и не пропускавшие воду. Не будучи художником, он стал украшать свои изделия, черпая формы в самой природе. На оловянном блюде он укреплял усыпленных раков, лягушек, змей (перечень молено продолжить), камушки и другие природные предметы, наносил глину и делал форму для будущих изделий. Готовые изделия он расписывал своими яшмовыми глазурями.

Шаг за шагом человек осваивал мир и уже начинал ощущать себя в нем своеобразным творцом. При этом мысль о сакральности занятия гончара все более утрачивала свою остроту. Но чувство неразрывной связи человека с землей, включенность его в круговорот природы сохранялась:

Я видел гончара в толпе людей.
Вращая колесо ногой своей,
Кувшины, чашки делал он проворно Из праха нищих, из голов царей.

Или:
Этот кувшин, как и я, был влюбленным
сначала,
Пленником был он кудрей и пылал он, бывало.
Ручка, которую видишь на шее кувшина, -
Это рука, что красавицы стан обвивала,
-

писал Омар Хайям. А столетия спустя ему вторил Александр Блок:

Когда я умру..
Из сердца лоза прорастет,
а из глины телесной
Кувшин изваяют, чтоб радовал вас на пирах.

Патафизический ТрактАкт о вещах НасСущных и НасСтоящих.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»
(Быт. 1:27)


(Быт. 2:7)

О происхождении человека, да еще и разумного, существует множество гипотез. Многие из них внимания и вовсе не заслуживают, поскольку являются научными, а это не только пресно и нудно для слушания или чтения, но и трудно для понимания, поскольку требует от человека не только думать, что он думает.

Да и сами ученые, теряют доверие с каждым днем, так как критерием истинности научных теорий становится все более не наличие доказательств их верности, а лишь отсутствие доказательств противоположного.

Как в среде обывателей повсеместно принято мнение о том, что разрешено всё, что не запрещено, так и в среде ученых сегодня повсеместно принято мнение, что верно всё то, что не опровергнуто.

Мнение наблюдателя является в наши дни критерием истинности. И даже в науке теперь важно не то, что происходит на самом деле, а то, что кажется наблюдателю. Например, как это предлагается в специальной теории относительности, если наблюдатель не может с уверенностью сказать движется он или нет, то oн может выбрать любое из этих состояний. Или, как это предлагается в квантовой механике, если наблюдатель не знает жив он или мертв, то он и жив и мертв одновременно, или ни жив и ни мёртв, что весьма свойственно большинству наблюдателей.

Если же существует множество наблюдателей, и всем кажется разное, то приходят к выводу, что все кажущееся имеет равные права на существование и должно быть принято за реальность. Это называется плюрализмом мнений, из которых, видимо, реальность и состоит.

Поэтому современный человек, хотя и происходит от человека разумного, гораздо более интересуется вещами абсурдными и потому чудесными, доказательств не требующими, а нуждающимися лишь в вере, что они существуют. Такая вера дается легко и без особого напряжения, её также можно недорого приобрести.

Это приятно, не требует ни образования, которое становится всё дороже и всё некачественнее, ни напряжения и без того выпрямленных, подобно шпилю Останкинской телебашни, мозговых извилин, каковое усилие современному человеку все более «в облом».

Гипотеза происхождения человека из глины (хорошо, что не из чего-то другого), не заслуживала бы внимания, если бы внимание огромного количества людей незаслуженно не привлекала.

Однако, как это ни странно звучит, тем более в рассуждении, в котором, как, видимо, уже заметил неискушенный читатель, ставится целью данную гипотезу подтвердить, она имеет вполне реальную основу.
То есть, в основе теории происхождения человека из глины лежат реальные события.

События эти были запечатлены историей и предоставлены нашему вниманию сохранившимися и найденными археологами фигурками богов, сделанными из глины примитивным человеком, который о разумности своей ещё не подозревал.

Такие фигурки сделанных из глины богов были найдены при раскопках древнейших поселений Месопотамии и доколумбовой Америки, древней Греции и древнего Рима, а также других более или менее примечательных своей историей земель.

Человек изготавливал богов из глины и вдыхал в них жизнь. Как он это делал и через какие именно отверстия в глиняных фигурках богов человек вдыхал в них жизнь остается загадкой, разгадывать которую - мартышкин труд, да и времени у современного человека, недалеко ушедшего от своего упомянутого предка, нет.

Поэтому и мы не будем этим заниматься, а лишь констатируем постфактум, что эти изготовленные примитивным человеком глиняные боги живы до сих пор.

Они не только жили, живы и, видимо, будут жить. Они полностью подчинили себе жизнь людей, управляют ими через своих представителей из дорогих и красивых, с витражами и часто золочёными крышами посольств и даже грозят полным уничтожением человечеству, если оно не будет им повиноваться, от чего маленькие дети часто вешаются, топятся или выпрыгивают из окон, принимая подобные угрозы за чистую монету, нечаяно блеснувшую в куче грязных денег, в которые человечество превращает свою жизнь, и что, видимо, после него и останется в преобладающем количестве.

Глиняные боги воюют между собой, устраивают передел паствы, изобретают новые "доводы" для веры в их силу и становятся все более целью существования человечества, заставляя его нещадно трудится и терпеть разные лишения ради поддержания этой цели.

Время от времени они посылают человечеству испытания в виде войн и природных катаклизмов, или просто в виде потери работы, расстройства здоровья, преждевременной смерти близких, или другого более или менее ужасного горя, для утверждения его в вере в жизнестойкость, сотворенных им же из глины богов, в вере в их силу, величие и огромную любовь к человечеству, видимо, за сотворение.

Человечеству же остается лишь подчиниться этой воле богов и радоваться, что оно когда-то, в своем далеком историческом детстве, слепило их из глины, а не из другого, хотя не менее пластичного, но менее привлекательного подручного материала, в изобилии доступного позади его жилищ. Не хочется даже думать, какими бы тогда были эти боги.

Таким образом, реальная картина мира, предстающая перед нами каждый день по телевизору и находящая своё отображение в виртуальной повседневности, показывает нам, что материал и технология изготовления не имеют никакого принципиального значения для жизнеспособности и всесилия даже таких существ, как боги, а не то что человек.

Поэтому не может быть никаких сомнений в том, что такие всесильные живые (в чем никто не сомневается) существа, как боги смогли сделать из глины и человека, вдунув в него жизнь через те же самые отверстия, через которые он вдунул жизнь в них самих.

Человечеству остается лишь признать, этот до невозможности неопровержимый «факт налицо» (чтоб не сказать хуже), и радоваться, что боги сделали его также из глины (по образу и подобию своему), а не из какого другого, не менее пластичного, но менее привлекательного материала, и со всей доступной ему полнотой наслаждаться жизнью глиняных фигурок.

Рецензии

Где написано, что из глины сделал?

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.»
(Быт. 2:7)

Равно и общепринято!

Ис.64:8 Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей.
Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чаши гончар из голов и из рук ",
Из великих царей и последних пьянчуг.
(Омар Хайям)

"Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что скачала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее."
(Александр Павлович Лопухин
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов)

68. Раз всюду вода, то она вполне могла быть перемешана с глиной, и тогда человека, по-видимому, можно было сформировать точно так же, как гончар формует горшок. Действительно, стих сформулирован таким образом, что неизбежно возникает картина, в которой господь бог и впрямь выступает в роли гончара, в буквальном смысле лепящего фигурку человека.
Легенды о начале человеческой расы повествуют, как некое божество формует первых людей из глины. Таковы египетские, вавилонские и греческие мифы. В древнегреческой мифологии первых людей вылепил титан Прометей.
...

69. Даже при том условии, что в роли горшечника выступает сам господь бог, появившаяся на свет глиняная фигурка – какой бы замечательной внешностью она ни обладала – столь же мертва, как и бесформенный ком глины или праха, послуживший для нее строительным материалом.
(А. Азимов)

Да Вы большой спорщик, Илюха (разрешите мне так обращаться для простоты)!

За аксиому примем только одно утверждение: общепринято не равно истинно.
Равны ли понятия прах и глина? Давайте разбираться.

Все цитаты Азимова, как безбожника и идолопоклонника, отбросим, потому что они ничтожны в силу его убеждений.
Омар Хайям – поэт, и в вопросах Писания не авторитет уж точно. И все его поэтические образы не говорят, что человек сотворен из глины, но говорят иносказательно о том, что человек в руках Бога все равно, что глина в руках гончара.
А.П. Лопухин – авторитет, но только комментарий его уж слишком краток. Да и из приведенного Вами никак не видна Ваша правота.

Но начнем с науки химии.
Что есть глина? В основном это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита, монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов, но может содержать и песчаные и карбонатные частицы. Как правило, породообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % (мас) оксида кремния (IV) (SiO2), 39 % оксида алюминия (Al2О3) и 14 % воды (Н2O). Al2O3 и SiO2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов (много не мудрствуя из Википедии).

А что есть тело человека? В основном – углерод (2 место после кислорода), которого в глине даже следов нет. А еще кальций, фосфор и натрий. Железо в глине наличествует в качестве следового загрязнения. А вот как раз кремния и алюминия в человеке практически нет. Как видите с глиной ничего общего.

Вывод 1: С научной точки зрения человек никак не может быть сотворен из глины.

Бытие 2:7: «И образовал Бог Всесильный человека из праха земного (афар мин-гаадама)».

Т.е. из некоторой части земли, которая названа афар. Афар – это прах, пепел, сухая земля. А что такое адама? Это вещество земли, если хотите, почва. На русском языке может легко возникнуть путаница, что имеется в виду под словом земля. Вот самая известная фраза: «Вначале сотворил Бог небо и землю». На иврите: Берешит бара Элогим эт гашамаим веэт гаарец». В переводе земля – в оригинале арец. Арец – вся земля (суша), что нас окружают. В некотором смысле это планета Земля. А вот адама это вещество. А теперь вспомните, как алхимики в общем называли элементы таблицы Менделеева – землею. И сухой остаток от биологических объектов – это земля (не в смысле чернозем, а в алхимическом смысле) или пепел. Но уж никак не глина.

Теперь Ваш пример из Исайи 64:7 (не 8): «А ныне, Господи, – отец наш Ты, мы глина (хомер), а Ты – гончар наш, и дело рук Твоих все мы».
В переводе - глина. В оригинале – хомер. Новое слово, не арец, не афар и не адама.
Хомер – это очень интересное понятие. Действительно для простоты его можно перевести словом глина. И словом глина переведено слово хомер в стихе Исайи потому, что дальше идет слово гончар (правда тоже из возможных значений).
Но хомер – это, прежде всего, материя в отличие от духа. Неодухотворенная часть всего на земле, в том числе и тела человека. Та самая из спора, что первично. Составляют слово три буквы – хет, мем и реш. Гематрия слова равна 248. Это очень интересная цифра, о ней много что можно рассказать. Например, запретительных заповедей (не делай) почему-то 248, а заповедей «делай» 365 – тут ясно по числу дней в году. Вместе 613. К нашему разговору, считается (у евр.мудрецов), что в человеке 248 органов. Как видите и хомер – это не совсем глина.
Но у Исайи все несколько проще. У Исайи слово глина в том же смысле, что и Хайяма, т.е. в символическом, аллегорическом. Это хорошо видно из контекста. Поэтому, уважаемый Илюха, не передергивайте.
Ну, вот так вкратце.
Кот.

Спасибо за дополнительные сведения. Уверен, что читатели найдут их интересными и в помощь.
1.
<<Все цитаты Азимова, как безбожника и идолопоклонника, отбросим, потому что они ничтожны в силу его убеждений.>>
<<Омар Хайям – поэт, и в вопросах Писания не авторитет уж точно.>>

Ad hominem, или argumentum ad hominem (лат. «аргумент к человеку») - аргумент, основанный на личности оппонента, а не на сути дискуссии, объективных фактах и логических рассуждениях.
Аргументация ad hominem относится к так называемым логическим уловкам - психологически действенным, но логически некорректным способам обоснования тезиса. С логической точки зрения, она имеет следующую форму:
Человек A делает утверждение X.
О человеке А известно нечто неприемлемое.
Следовательно, утверждение X ложно.
Логическая некорректность данной аргументации очевидна: тот факт, что лицо, выдвинувшее аргумент, характеризуется по каким-то признакам отрицательно, никак не влияет на истинность или ложность его аргументации.
(энциклопедия)
2
<<общепринято не равно истинно.>>

Согласен.
Однако, приведенные мной цитаты показывают синонимичность слов "глина" и "прах" при употреблении их в контексте библейского сюжета о сотворении человека Богом.
Скажем, я выбрал слово "глина" для "рифмы".
Если это позволено, Исайе, Хайяму, Лопухину, Азимову, то не вижу никаких затруднений в позволении этого себе.

<<В переводе - глина. В оригинале – хомер... Как видите и хомер – это не совсем глина.>>

Будем считать, что я выбрал неточный, а красивый перевод, поскольку синонимичность слов "глина" и "прах" в обсуждаемом контексте общепринята, а для предмета моего эссе не принципиально какое слово будет использовано.
Ведь идея эссе заключается не в рассмотрении вопроса "из чего?".

<<У Исайи слово глина в том же смысле, что и Хайяма, т.е. в символическом, аллегорическом.>>

Как и у меня.

Не пойму, Илюха, о чем Вы ведете спор.
Уверен Вы специалист в некой области. Вот представим, что в сварке металлов. Я - полный ноль. И вот я начну писать по этому поводу свои соображения. Вы будете читать и смеяться. Так вот я в некотором роде специалист по Ветхому Завету. Можете в этом убедиться на моей странице. Т.е. каждый должен заниматься своим делом. Но это так к слову.
Азимов не потому не авторитет, что он плохой. Но потому, что он не может быть специалистом во всех областях. Он наштамповал более 300 книг по различным поводам. Он не знает древнего иврита и Тору в оригинале читать не может. И никем никогда не признавался заслуживающим внимания комментатором текстов Св.Писания. Вот поэтому (в отличие от Лопухина) его надо отбросить. Хайам - поэт, а не специалист по Библии, даже если мы вдруг узнаем, что он специалист по текстам Корана (чего, естественно, за ним неизвестно).
А вот о разнице в химическом составе глины и тела человека, которое якобы из этой глины, Вы из природной скромности промолчали.
Мне тоже Ветхий Завет интересен и я посмотрю Ваши изыскания. Правда, я воспринимаю Ветхий Завет исключительно как эпос, а не через призму религии.

Похожие публикации