Где была раньше установлена триумфальная арка. Триумфальная арка. Триумфальная арка в Барселоне

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.


Триумфальные ворота у Тверской заставы


Триумфальная арка в Москве


Торжественная закладка арки

состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».


Постройка Триумфальных ворот

Первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,- растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького - Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья - чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.


В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей - точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.


Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.


Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Проблема установки грандиозного памятника

не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на окраине столицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурной композиции, то современным градостроителям предстояло установить монумент в сложившемся городском пейзаже, среди высоких зданий, превосходящих своими размерами арку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его не закрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся между ними и чтобы издали можно было рассмотреть его неповторимое декоративное убранство. Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.


После того как Исполком Моссовета утвердил проект реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект, приступили к работам строители. Им предстояло сделать абсолютно ровной площадь вокруг будущей арки, срыв возвышенность у Староможайского шоссе, проложить новый проезд шириной 15 метров для автотранспорта и подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с участком в середине проезжей части, на котором вырастала арка.

Над возведением монумента с большой любовью трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте г. Москвы


6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.

Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка

обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.


Основу памятника

составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники - дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.


Горельеф «Изгнание галлов из Москвы» на фасаде триумфальной арки

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над по верженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов - освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.


Композиция решена мастерски.

Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Однако это не мешает горельефу удачно вписываться в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

горельеф - «Освобожденная Москва»

Выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.


Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.


Арку венчает колесница Славы

Словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре аттика, над проезжей частью,

по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М. И. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На главном фасаде повторен текст закладной доски. И, читая эти строки, мы, потомки пятого поколения героев Двенадцатого года, словно теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.


Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод,- он тогда перестраивался. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов - черного чугунного литья и белого камня - усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве.

Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.


Великолепно было найдено создателями и решение стройных архитектурных пропорций всех элементов Триумфальной арки. Попробуйте мысленно увеличить высоту фигур воинов - и они помешают восприятию горельефов. Измените размеры цоколя арки - и придется менять размеры чугунных колонн. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров - и все ее лепное убранство станет мелким и потеряется на фоне стенных проемов. Это подтверждает правильность выбранных пропорций, их жесткую взаимозависимость.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием.


Совершенная красота формы

Жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829-1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

Прошло девять лет с момента воссоздания арки, и в сентябре 1977 г. ее снова окружили строительные леса. В течение нескольких недель здесь трудились, сменяя друг друга, кровельщики, пескоструйщики, герметчики, сварщики, механики, монтажники, гранильщики, каменщики треста Мосстрой № 7. Рубероидную крышу арки под копытами бронзовых коней заменили более устойчивой к воздействию дождя, снега и солнца теоколовой мастикой, проложенной стеклотканью; цинковое покрытие - медным с усиленной системой закрепления. Кое-где появившийся на литье коррозионный налет счистили до блеска, а эти места покрыли свинцовым суриком и специальной черной краской с темно-зеленым отливом под старину. Подновили гранитный цоколь, расчистили стены и надписи, выровняли плиты на окружающей арку площадке.


Триумфальная арка

Это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.

Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Николай I и Триумфальная арка

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I, который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет.

Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане - Белорусский вокзал

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей!

Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества.

Триумфальная арка – это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

На фото: процесс переноса арки с Тверской заставы, 1939 г.
1974 Кутузовский проспект

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Со времён античности триумфальные арки являлись олицетворением Победы. Ведь они строились для победителей, которые, пройдя сквозь арку, становились триумфаторами, то есть получили высшую степень народного признания и уважения.

Традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением триумфальных арок в России ввёл Пётр I. Прежде Русь откликалась на значительные исторические события по-иному – строительством храмов и монастырей.

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия. К праздникам и шествиям приурочивалось строительство триумфальных ворот и устройство «огненных потех» – фейерверков.

Первая арка была воздвигнута в Москве в 1696 году по случаю взятия Азова. По указу Петра I было организовано и первое светское торжество – торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга. Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста.

Следующая «триумфальная светлица» была сооружена в 1702 году в честь победы, одержанной под Эрстфером. В том же 1702 году по случаю взятия Ниеншанца состоялось торжественное шествие войск через трое триумфальных ворот. В следующем, 1703-м, году празднества с сооружением четырех ворот для торжественного шествия войск проводились в связи со взятием Ниеншанца, Копорья, завоеванием Ингерманландии и закладкой в устье Невы крепости Санкт-Петербург.

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

С особенной пышностью была отпразднована в Москве в 1709 году победа под Полтавой. К торжеству в древней столице было пocтpoeно восемь триумфальных ворот.

Так постепенно прижилась традиция сооружения триумфальных арок (ворот). Пока существовал обычай сооружения временных триумфальных построек, сохранились преемственность как в архитектуре, так и в месторасположении ворот. Перед триумфальными вратами останавливались, выходили из карет, спрыгивали с лошадей, перед ними снимали шляпу и благоговейно выслушивали приветственные речи. Триумфальные ворота к коронации императоров и императриц воздвигались весь XVIII век.

В середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка.

Но временный памятник в ознаменование победы над Наполеоном быстро ветшал, и в 1826 году было решено заменить деревянную арку каменной. Император Николай I поручил это сделать главному архитектору Москвы по «фасадической части» – Осипу Ивановичу Бове. Бове, сам участник войны 1812 года, приобрёл большую известность восстановлением после нашествия французов центральной части Москвы.

Архитектор расположил арку по оси Тверской-Ямской, создав тем самым просторную площадь у Тверской заставы. Комплекс внушительных строений изящно и естественно замыкал улицу, образуя парадные въездные ворота Москвы.

Помимо монументальных Триумфальных ворот 28–метровой высоты с широким пролётом, в некотором удалении от них друг против друга были поставлены две кордегардии. Так назывались помещения для караула. Ворота и кордегарии соединили красивыми чугунными решетками, тем самым выделив площадь, замыкавшую 1–ю Тверскую-Ямскую улицу.

Строились Триумфальные ворота медленно. Грунт на месте работ был почти сплошь песчаный. Пришлось забить в грунт три тысячи дубовых свай.

Постройка была кирпичной, а облицовку делали из белого камня.

Одновременно со строительством ворот и кордегарий благоустраивалась и местность вокруг них. Осип Иванович проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. Поэтому беспорядочная застройка вокруг ворот была снесена и спланирована новая площадь.

Площадь с обеих сторон ворот застраивалась домами с одинаковыми фасадами, спроектированными Бове. Был создан прекрасный городской ансамбль, который положил начало благоустройству обширной территории – до парка Петровского дворца.

Большую роль в создании художественного образа памятника была отведена скульптуре. Тема военной победы России нашла отражение буквально во всех элементах Триумфальных ворот. Между каждой из шести пар колонн на высоких постаментах встали мощные литые фигуры древних воинов. Лица витязей, одетых в пластинчатые доспехи и островерхие шлемы, суровы и выразительны. Простенки над фигурами украшены изящными, полными динамизма рельефами: «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершают аллегорические женские фигуры: «Твердость» и «Храбрость».

Орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.

Осипу Ивановичу Бове в его работе большую помощь оказали его коллеги – воспитанник Петербургской академии художеств Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев, ученик Мартоса, даровитый выпускник академии, награжденный всеми ее медалями!

Известно, что Бове сам выполнил рисунки наиболее значительной скульптуры, завершающей арку. Шестерка коней торжественной поступью влечёт колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Славы, осеняющая победителей венком.

Надпись на арке утвердил сам Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись выполнена на русском языке, а с противоположной – на латинском. Этим, равно как и использованием античных форм в самом памятнике, подчеркивалось всемирное значение победы России и возрождения Москвы.

К сожалению, Осип Иванович Бове умер всего за несколько месяцев до открытия Триумфальных ворот. Заканчивал монумент Михаил Иванович Бове, его младший брат, который также был способным архитектором.

Перед столетием Бородинского сражения, в 1912 году, городская комиссия обследовала состояние Триумфальных ворот. Их слегка обновили и почистили.

В 1935 году был утвержден первый Генеральный план реконструкции Москвы. Он предусматривал снос многих зданий, в том числе и Триумфальной арки.

Летом 1936 года Триумфальную арку разобрали.

Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре. В 1966 году был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.

Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России был возрождён. И до сегодняшнего дня остаётся одним из самых величественных памятников, посвящённых победам русского народа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора

Нарвские триумфальные ворота Они до сих пор словно источают суть своего истинного назначение – встречать с радостью. С большой и светлой радостью, которую дарят только близким и родным. Этот грандиозный памятник в честь побед русского оружия в войне с наполеоновской

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские триумфальные ворота Их силуэт виден в перспективе проспекта издалека. Ведь они стоят на самой высокой точке Московского проспекта, протянувшегося на девять километров.Московские триумфальные ворота – это гигантский портик-пропилей. Он составлен из

автора

4.3.3. Стадные или Овечьи крепостные ворота Иерусалима - Спасские ворота Московского Кремля Мы начнём с Овечьих или Стадных крепостных ворот Иерусалима. ОВЕЧЬИ ВОРОТА НАЗВАНЫ В БИБЛИИ ПЕРВЫМИ (Неемия 3:1). Вероятно потому, что Библия считает их ГЛАВНЫМИ воротами

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.5. Рыбные крепостные ворота Иерусалима - Тимофеевские ворота Московского Кремля После Овечьих или Стадных, то есть Спасских ворот, Библия говорит о РЫБНЫХ ВОРОТАХ (Неемия 3:3). В Кремле - это, по-видимому, Тимофеевские = Константино-Еленинские ворота, расположенные

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.8. Иерусалимские крепостные ворота Долины, Дольные - Боровицкие ворота Московского Кремля СЛЕДУЮЩИЕ крепостные ворота Иерусалима названы в Библии ДОЛЬНЫМИ, или воротами ДОЛИНЫ. Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Троицких ворот всё по тому же

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.9. Иерусалимские крепостные ворота Источника - Тайнинские ворота Московского Кремля СЛЕДУЮЩИЕ И ПОСЛЕДНИЕ крепостные ворота Иерусалима названы в Библии воротами ИСТОЧНИКА (Неемия 3:15). Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Боровицких ворот, мы выходим к

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Глава 19 ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА Суворов, Румянцев и Потемкин: мифы и дела, хула и хвала, забвение и слава - Напечатают после смерти, - сказал мне мой старший друг и товарищ. - А пока забрось в стол и забудь. Иначе тебя заклюют. Пойми, у людей есть предел покушения на их миражи и

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 25 Триумфальная арка Суворов, Румянцев и Потемкин - мифы и дела, хула и хвала, забвение и слава- Напечатают после смерти, - сказал мне мой старший друг и товарищ. - А пока забрось в стол и забудь. Иначе тебя заклюют. Пойми, у людей есть предел покушения на их миражи и

Из книги Площади Московского проспекта. Увлекательная экскурсия по Северной столице автора Векслер Аркадий Файвишевич

Площадь Московские Ворота Эта площадь периметром 362 метра образовалась в середине 1830-х годов после открытия на границе города у пересечения Московского шоссе и Лиговского канала Московских триумфальных ворот, сооружённых с посвящением «Победоносным Российским войскам

автора Носовский Глеб Владимирович

4.3. Стадные, Овечьи крепостные ворота Иерусалима - это Спасские ворота Московского Кремля Мы начнем с Овечьих = Стадных крепостных ворот Иерусалима. ОВЕЧЬИ ВОРОТА НАЗВАНЫ В БИБЛИИ ПЕРВЫМИ (Неемия 3:1). Вероятно, потому, что Библия считает их ГЛАВНЫМИ воротами

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Рыбные крепостные ворота Иерусалима - это Тимофеевские ворота Московского Кремля После Овечьих или Стадных, то есть Спасских ворот, Библия говорит о РЫБНЫХ ВОРОТАХ (Неемия 3:3). В Кремле - это, по-видимому, Тимофеевские = Константино-Еленинские ворота, расположенные

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.8. Иерусалимские крепостные ворота Долины, Дольные ворота - это Боровицкие ворота Московского Кремля Следующие крепостные ворота Иерусалима названы в Библии ДОЛЬНЫМИ или воротами ДОЛИНЫ. Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Троицких ворот все по тому же

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.9. Иерусалимские крепостные ворота Источника - это Тайнинские ворота Московского Кремля Следующие и последние крепостные ворота Иерусалима названы в Библии воротами ИСТОЧНИКА (Неемия 3:15). Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Боровицких ворот, мы выходим к

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых автора Васькин Александр Анатольевич

Московские триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сооружены в 1829 - 1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 году.

Описание Триумфальной арки

Московские триумфальные ворота представляют собой однопролетную арку с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Сооружение обращено лицевой стороной к въезду в по старой традиции, согласно которой триумфальные ворота были главным фасадом к ведущей в город дороге.

Между парами колонн в нишах установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах на высоких постаментах. В верхней части пилонов, над фигурами воинов, расположены горельефы: «Изгнание французов» (первоначальное название - «Изгнание галлов из Москвы») и «Освобожденная Москва». По периметру карниза - гербы административных районов , жители которых участвовали в борьбе с врагом. Над карнизом - аллегорические статуи богинь Побед в сидящей позе, с венками и скипетрами в руках, у ног которых сложены военные трофеи.

Арка увенчана колесницей Славы - шестеркой коней и колесницей с восстающей на ней крылатой богиней Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком, венчающим победителей. На главном фасаде вмурованная чугунная плита с текстом закладной доски 1829 года (см. «История Триумфальной арки») .

Высота Триумфальной арки - 28 метров.

История Триумфальной арки

Триумфальная арка была сооружена в середине 1814 года к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы с победой. Первоначально арка была деревянной и была установлена у Тверской заставы (в районе нынешнего Белорусского вокзала). Деревянное сооружение было недолговечным и быстро ветшало, в 1826 году было принято решение о постройке каменной Триумфальной арки.

Новый проект был разработан и принят в апреле 1829 года. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка каменной арки. Надпись на бронзовой доске, вмурованной в основание будущего памятника, гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града , разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство Триумфальных ворот продолжалось 5 лет и было закончено в 1834 году, 20 сентября 1834 года состоялось их торжественное открытие. Митрополит московский отказался освятить памятник из-за присутствия на нем скульптурных изображений мифологических богов.

В 1936 году было принято решение о реконструкции площади у Белорусского вокзала с целью расширения дороги от улицы Горького до Ленинградского шоссе. Триумфальные ворота были разобраны, скульптуры и убранство арки были переданы в Музей архитектуры имени А. В. Щусева на территории бывшего Донского монастыря.

Через тридцать лет в 1966 году Триумфальную арку было решено восстановить на новом месте - на Кутузовском проспекте. Проект был разработан 7-й мастерской «Моспроекта-3». Коллективу реставраторов под руководством В. Либсона по сохранившимся фотографиям и рисункам предстояло воссоздать первоначальный облик арки. Скульпторами-реставраторами Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР было подготовлено более 150 моделей - точных копий элементов декора, работы по отливке которых в металле были выполнены на Мытищинском заводе. 12 чугунных 12-метровых колонн (весом 16 тонн каждая) были отлиты на заводе «Станколит» по фрагментам единственной сохранившейся колонны. После утверждения проекта реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект Исполкомом Моссовета, началось сооружение арки, которое велось силами 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.

Похожие публикации