Особенности мажоритарных и пропорциональных избирательных систем. История процесса выборов. Мажоритарные и пропорциональные принципы

Для функционирования политической системы любого государства важное значение имеют избирательные системы , применяемые при формировании состава центральных и местных представительных учреждений, а также выборных должностных лиц.

Термин «избирательная система» имеет два з начения.

Во-первых, в широком смысле под избирательной системой понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных.

Именно в таком смысле термин «избирательная система России» употребляется в средствах массовой информации в преддверии или в процессе избирательной кампании по выборам Государственной Думы или Президента РФ, представительного органа субъекта Федерации или местного самоуправления.

Во-вторых, в узком смысле термин «избирательная система» представляет собой способ распределения мандатов между кандидатами или списками кандидатов .

И если избирательная система в широком смысле может включать в себя отношения как урегулированные, так и не урегулированные нормами права, то в узком смысле избирательная система - это всегда совокупность установленных избирательным законодательством правил, процедур, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.

Использование той или иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе. От того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одинаковых результатах голосования могут быть различными. Взвешивая свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, политические силы выбирают наиболее выгодный им вариант формирования выборного органа.

Наиболее распространенными являются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная , а в ряде стран, в том числе и в РФ, применяется третья разновидность - смешанная избирательная система (соединение мажоритарной и пропорциональной).

Избирательные системы, которые для определения результатов голосования применяют принцип большинства, называются мажоритарными ,

а те, в основу которых положен принцип соответствия (пропорцио-нальности) между полученными голосами и завоеванными мандатами , носят название пропорциональны х.

Мажоритарная избирательная система считается старейшей: именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства, в ее основе лежит принцип большинства, т.е. избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший боль- шинство голосов избирателей в избирательном округе (или в стране в целом).



За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложилось три ее варианта , или три вида большинства: относительного, абсолютного и квалифицироваиного.

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах (США. Великобритания, Индия, страны англосаксонской правовой системы).

В РФ по мажоритарной избирательной системе относительного большинства до принятия нового Федерального закона 18 мая 2005 г. избиралась половина состава депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектах РФ, представительных органов местного самоуправления. Федеральный закон о выборах депутатов Государсрственной Думы 2002 г. закреплял, что избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, при этой системе кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат (список). При такой системе победителем может стать кандидат, набравший лишь 10-12% голосов избирателей. Важно, чтобы ни один другой кандидат не получил больше голосов (если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов, то вопрос решается жребием или по сроку регистрации).

Обычно при мажоритарной системе относительного большинства выборы проводятся по одномандатным округам, хотя возможно образование и многомандатных округов. Так, в некоторых регионах России на муниципальных выборах имеются примеры создания таких избирательных округов. Например, в Ярославской области город Псреславль-Залесский был объявлен одним многомандатным избирательным Округом, в котором избиралось число кандидатов, равное коллективу депутатских мест в городском представительном органе местного самоуправления.



Достоинством мажоритарной системы относительного большинства является ее результативность - всегда кто-то наберет относительное большинство. Этим исключается обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов (повторное голосование). Применение этой системы дает неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников кандидатов только два. Но когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса. Даже при двухпартийной системе а Великобритании были случаи, когда кандидаты одной партии получали в целом меньше голосов по стране, но больше мест в Палате общин.

Недостатком рассматриваемой системы является то, что она лишает представительства малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении политических сил, поскольку побеждают кандидаты, которых поддерживает менее половины избирателей. Голоса избирателей, поданные «против» победившего кандидата, пропадают, не учитываются, т.е. воля большинства не находит своего проявления на выборах.

Мажоритарная система абсолютного большинства также является достаточно распространенной. Иногда ее называют французской моделью, так как она традиционно используется во Франции и на ранее зависимых от Франции территориях. При этой системе для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс один голос) всех поданных голосов. При этом избирательное законодательство стран, где применяется данная система, подчеркивает, что для избрания необходимо большинство действительных голосов, бюллетени же, признанные недействительными, из подсчета исключаются

Эта система далеко не всегда приносит результат с первого раза, так как при большом количестве кандидатов голоса избирателей распределяются между всеми кандидатами так, что ни один из них не получает необходимого большинства в 50%. При этой системе проводится второй тур голосования (повторное голосование) обычно между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. В результате одному из них легче набрать абсолютное большинство голосов.

В ряде стран могут в таком случае проводиться повторные выборы. Так, в нашей стране по законам 1978 г. о выборах в Верховный Совет СССР и в Верховный Совет РСФСР в случае, если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран, предусматривались именно повторные выборы, т.е. проводились все избирательные процедуры: выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование. Такие же правила устанавливались и законодательством о выборах в Советы всех уровней - от областных (краевых) до сельских (поселковых). Такая система просуществовала до конца 80-х годов XX в., т.е. до тех пор, пока законодательно не был установлен принцип обязательной альтернативности выборов (до этого в каждом избирательном округе выдвигался только один кандидат, являвшийся кандидатом единого блока коммунистов и беспартийных, чье избрание было, как правило, предрешено).

В настоящее время мажоритарная избирательная система абсолютного большинства применяется в РФ при выборах Президента России. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» 2002 г. устанавливает, что избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной, формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Закон устанавливает, что если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатах общих выборов не был избран на должность Президента РФ, то Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование (т.е. второй тур голосования) по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. Если до проведения второго тура один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению ЦИК РФ передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым ЦИК первоначально назначила повторное голосование (при наличии его письменного согласия на проведение по его кандидатуре повторного голосования).

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при втором туре в таком случае достаточно относительного большинства голосов поэтому такую систему называют «системой двух туров».

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторное голосование по выборам Президента РФ проводится с 1991 г.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства имеет свои достоинства и недостатки.

Ее достоинством считается то, что при ее использовании на парламентских выборах она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на большинство в парламенте. Недостаток заключается в том, что, как и в системе относительного большинства, голоса избирателей, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, и эти избиратели не проведут в парламент своего кандидата. К тому же эта система менее результативна, что вызывает необходимость проведения повторных голосований, при которых, как мы видели, итог выборов может устанавливаться в соответствии с системой относительного большинства.

Третья разновидность мажоритарной избирательной системы – система квалифицированного большинства, которая является еще более нерезультативной, поэтому применяется редко. При этой системе закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос, но может быть и иным. Так, в Италии до реформы избирательной системы 1993 г., которая внесла коррективы в действующую Конституцию 1947 г. и изменила порядок определения результатов выборов в Сенат и в Палату депутатов, кандидат в сенаторы должен был получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей, что нереально (в лучшем случае избирали семь сенаторов из 315). Президент Италии избирается парламентом по системе квалифицированного большинства. Для победы необходимо большинство в две трети собрания, состоящего из депутатов. После третьего тура, если никто не одержал победу, предусмотрено абсолютное большинство, т.е. 50% плюс один голос. При отсутствии согласия между политическими группировками и фракциями выборы Президента часто требовали очень большого числа туров. например в 1971 г. проведено 23 тура.

Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов на первом туре.

Но второй тур может быть организован и иначе. Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей. Так, в Коста-Рике кандидату на пост Президента страны необходимо набрать 40% плюс один голос всех зарегистрированных избирателей (ст. 138 Конституции).

Пропорциональная избирательная система п озволяет избежать многих недостатков, присущих мажоритарной системе.

Эта система была впервые использована в конце XIX в. в ряде стран: в Сербии - с 1888 г., Бельгии - с 1889 г., в некоторых Швейцарских кантонах - с 1891- 1893 гг., в Финляндии - с 1906 г.

Главное в пропорциональной системе не установление большинства голосов, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимых для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком.

Места распределяются соответствующей избирательной комиссией (окружной, центральной) пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, комиссия сначала вычисляет избирательную квоту. Ее получают в результате деления общего числа поданных и признанных действительными голосов на число депутатских мест (мандатов) по данному округу. Эго самый простой способ вычисления квоты (метод Т. Хэйра). Например, в избирательном округе в ходе выборов подано 180 000 голосов, замещению подлежит девять мест в палате. Следовательно, избирательная квота будет равна 180 000: 9 = 20 000 голосов.

После определения избирательной квоты от каждого партийного списка депутатские мандаты получают столько кандидатов, сколько раз избирательная квота укладывается в собранное партией на выборах число голосов .

Если в избирательном округе за девять депутатских мандатов боролись три партии и за список партии А проголосовало 60 000 избирателей, за список партии Б - 80 000 избирателей, а за партию В - 40 000 избирателей, то депутатские мандаты распределятся следующим образом: партия А получит 3 места, так как избирательная квота уместилась в числе собранных ею голосов три раза (60 000: : 20 000 = 3); партия Б получит 4 мандата (80 000: 20 000 = 4); партия В получит два мандата (40 000: 20 000 = 2). В нашем примере по итогам голосования все девять мандатов оказались распределенными. Однако это идеальный вариант, а практически всегда складывается ситуация, в которой избирательная квота не укладывается целое число раз в количество голосов, собранное каждой партией.

Рассмотрим ситуацию на другом примере. На замещение пяти мандатов претендуют три партии. По избирательному округу подано 180 000 голосов избирателей. Эти голоса распределились следующим образом:

Распределение мандатов между партийными списками производится путем деления полученных ими голосов на избирательную квоту. Таким образом, результаты будут выглядеть следующим образом: партия А - 86 000: 36 000 = 2, 3889; партия Б - 22 000: 36 000 = = 0,6111; партия В - 72 000: 36 000 = 2. Таким образом, партия А завоевала 2 мандата, партия Б - 0, партия В - 2. Распределенными оказались четыре мандата из пяти.

Вопрос о том, как учесть эти остатки, является одним из самых трудных при определении итогов выборов по пропорциональной системе. Обычно используется два метода распределения остатков: метод наибольшего остатка и метод наибольшей средней. Первый - метод наибольшего остатка - заключатся в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольший остаток, образовавшийся в результате деления полученных партийным списком голосов избирателей на избирательную квоту. Согласно этому методу нераспределенный мандат будет передан партии Б, так как ее остаток самый большой.

Второй метод - наибольшей средней - заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольшую среднюю. Эта средняя вычисляется путем деления числа полученных партией голосов на число уже полученных партийным списком мандатов, увеличенное на единицу.

Наибольшая средняя партии А составит 86000: (2+1) = 28,6667; партии Б - 22 000: (0+1) = 22 000; партии В - 72 000: : (2+1) = 24000.

Таким образом, наибольшая средняя у партии А. Она и получит один не распределенный с первой попытки мандат. Как мы видим, результаты по распределению мандатов получились разными при использовании различных методов. Правило наибольшего остатка наиболее выгодно небольшим, а правило наибольшей средней - более крупным партиям.

Более широкое распространение среди вариантов вычисления избирательной квоты получил метод, предложенный бельгийским ученым д"Ондтом (метод делителей), который позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе. Суть его заключается в следующем: число голосов, полученных каждым партийным списком по округам, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков. Полученные цифры располагают в порядке убывания. То частное, которое по порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту.

Полученные частные располагаем по убывающей и устанавливаем, что пятое место по порядку занимает число 28 667. Оно и является квотой. Делим голоса, полученные партиями на квоту, и определяем, что партии получили следующее количество мандатов: партия А - 3, партия Б - 0, партия В - 2.

Еще один метод применяется преимущественно в общегосударственных округах, где нераспределенными остались места не из-за применения квоты, а из-за" действия заградительного барьера (обычно такой барьер устанавливается на уровне от трех до пяти процентов. Семипроцентный барьер установлен законодательством Лихтенштейна и с 2007 г. - в РФ).

Заградительный барьер отвечает стремлению создать условия для эффективной работы парламента, когда в нем работают прежде всего партии, представляющие интересы больших групп населения и создающие крупные парламентские фракции. Он также препятствует прохождению в парламент мелких партий и стимулирует процесс их объединения или блокирования с более крупными. В то же время заградительный барьер - это своего рода ограничение демократии, поскольку его действие лишает небольшие партии, которых поддерживает определенный процент населения, права участвовать в распределении депутатских мандатов. Таким образом, воля проголосовавших за эта партии избирателей вообще никак не учитывается. В Российской Федерации противники пятипроцентного барьера обращались в Конституционный Суд РФ, стремясь отменить соответствующее положение законодательства о выборах. Однако Конституционный Суд воздержался от признания заградительного барьера неконституционным.

Заградительный барьер означает, что партии, собравшие меньше установленного в законе процента голосов, не допускаются к распределению мест. В этом случае оставшиеся нераспределенными мандаты передаются партиям, преодолевшим заградительный барьер, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями. Чем больше партия получила голосов, тем больше пропорционально этому она получит мест из резерва нераспределенных депутатских мандатов.

При пропорциональной системе избиратель часто голосует не за отдельную личность, понравившихся ему кандидатов или лидера партии, а за программу партии. Голосуя, он поддерживает политику

той или иной партии (избирательного блока). Как распределить голося избирателей между конкретными кандидатами, включенными в партийные списки.

Этот вопрос решается в избирательном законодательстве по-разному. Во-первых, существует принцип очередности кандидатов в списке: мандаты вручаются липам, стоящим на первых местах в партийном списке и, следовательно, в избирательном бюллетене. Очередность кандидата в списке определяется партией и депутатами становятся кандидаты, занимающие в списке первые порядковые номера. Как привило, это лидеры партий (объединений), лица, направляющие их политику.

Во-вторых, избирателю может быть предоставлена возможность изменить порядок расположения кандидатов в списке путем преференциального (предпочтительного) вотума. Он позволяет избирателю поддержать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Голосуя за список «своей» партии, избиратель может отметить цифрами 1.2.3 те лица, которые он желал бы видеть избранными в первую очередь. В этом случае избирательная комиссия должна посчитать число разных преференций и объявить избранными тех, кто собрал больше первых, затем вторых и т.д. преференций

Число избранных таким образом лиц, конечно, зависит от числа мест, полагающихся партии в соответствии с квотой. Впрочем, закон обычно не разрешает много преференций, в Австрии, например, избирателю позволяется указать только одну.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование в стране и мажоритарной и пропорциональной систем. При этом достигается цель соединения преимуществ и достоинств каждой из этик систем при выборах различных государственных органов.

Смешанная избирательная система может быть двух видов:

1) в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Например, в Мексике нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, которое проводится по многомандатным округам. В 1993 г. к смешанной избирательной системе перешла Италия: 75% мест в каждой из палат парламента замешается по мажоритарной системе в одномандатных округах; 25% - в многомандатных округах по пропорциональной системе;

2) половина депутатов парламента избирается в одномандатных избирательных округах, которые охватывают всю страну, а вторая половина - по общегосударственным партийным спискам (Германия, Грузия и др.).

При любой разновидности смешанной избирательной системы избиратель, приходя на избирательный участок, получает два бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, но втором - партию (блок, объединение) - по пропорциональной. Данная система дает возможность избирателю выбирать и конкретного политического деятеля, и понравившуюся ему партию. При смешанных системах, как правило, применяется заградительный барьер.

Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. изменил существовавшую с 1993 г. в России смешанную избирательную систему, отменив выборы 225 депутатов Госдумы по мажоритарной системе. На выборах 2007 г. все депутаты будут избираться по пропорциональной системе, т.е. по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты.

Что касается методики пропорционального распределения депутатских мандатов, то она соответствует правилам применяемой системы.

Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов (каждый из списков кандидатов должен получить 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей).

Эта сумма голосов делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное (так называемая избирательная квота), которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после этой процедуры остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть числа, полученного в результате деления, процедура которого описана выше. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После распределения депутатских мандатов между федеральными списками проводится их распределение внутри каждого списка между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов. Подробно методика такого распределения устанавливается ст. 83 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. Если же в результате реализации положений данной статьи Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов, получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. Эти законодательные нормы исключают возможность возникновения однопартийного парламента.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы либо если избранный депутат не сложил несовместимые с его статусом полномочия, Центральная избирательная комиссия передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов, что и кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в федеральном списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

Возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

Независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В данной связи избирательная система может рассматриваться как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводил выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

Избирательные системы

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная .

В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды:

Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах , то есть от округа избирается один депутат. Гораздо реже встречаются округа многомандатные , когда от округа избирается несколько депутатов. В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков.

Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.

Абсолютное большинство может быть трояким:

а) от числа зарегистрированных избирателей;

При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут - выборы признаются недействительными или несостоявшимися.

Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам.

Недостатки данной системы:

а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте;

в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка) .

Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие:

а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов;

б) альтернативное голосование. Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии. При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.). Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства . Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Иногда закон может определять и иной процент голосов.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса.

Кумулятивный вотум - каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.

Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.

Система пропорционального представительства политических партий .

Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.

Списки кандидатов могут быть связанными и свободными. При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право.

Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:

а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;

б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;

в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр) - это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту. В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов.

Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям:

а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов;

б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.

Это недостаток преодолевается следующими способами:

Соединение списков кандидатов (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.



Панаширование - право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов. Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы) . При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной.

На фоне проходящих постоянно выборов у большинства людей возникает вопрос о том, что такое пропорциональная избирательная система? Эта проблема давно перестала носить чисто энциклопедический характер, перейдя в плоскость в большей степени практическую. Поэтому имеет смысл дать характеристику обозначенного выборного процесса и выявить его достоинства, а также недостатки.

Пропорциональная отличительные характеристики

Если просто сформулировать сущность данного то она может выглядеть следующим образом: избиратель голосует за имидж той или иной политической силы. И именно это отличает данный вид от мажоритарной модели. Но такое определение требует расшифровки. Итак, основными признаками пропорционального вида являются:

  1. Отсутствие неучтенных голосов.
  2. Прямое соотношение между процентом отданных на выборах голосов и процентом мест в избираемом органе.

Эти два признака обуславливают сам Фактически определенный участок страны или все государство представляет собой многомандатный округ, в котором каждый волен избрать понравившуюся ему политическую силу. При этом избираемыми выступают партии, движения, объединения, блоки, но в орган проходят лишь представленные в зарегистрированных списках физические лица. Стоит отметить, что в странах развитой демократии в пропорциональной системе выборов могут выставляться «соединенные списки» и «независимые списки». В первом случае объединяющиеся политические силы идут на выборы единым фронтом, при этом не уточняя, кто именно будет представлять их в органе. Во втором - пропорциональная избирательная система позволяет выставлять кандидатуру единственного физического лица (такое положение характерно для Бельгии или Швейцарии).

В целом избирательный процесс по данной системе выглядит следующим образом: придя на участок для голосования, избиратель отдает свой единственный голос за конкретную партию. После подсчета голосов политическая сила получает такое количество мест в органе, которое соответствует проценту, полученному на выборах. Далее количество мандатов распределяется согласно списку, зарегистрированному заранее, между членами политической силы. Ротация мест происходит только в тех случаях, когда не в состоянии в силу физических или законодательных причин осуществлять полномочия.

Из всего этого можно сделать вывод, что пропорциональная избирательная система - это особый вид процесса выборов, при котором представитель электората голосует не за конкретных лиц, а за политические силы. Также стоит помнить, что территория, на которой происходят выборы, представляет собой один крупный многомандатный округ.

Пропорциональная избирательная система: достоинства и недостатки

Как и любой тип избирательного процесса, эта система обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу преимуществ следует отнести тот факт, что пропорциональная избирательная система способствует учету предпочтений всего электората, который решил огласить свою волю. В данном случае она выгодно отличается от мажоритарной, учитывающей только волю большинства.

А вот к существенному недостатку данной системы относится то, что избирателю фактически дают право голосовать за имидж той или иной политической силы, а не за конкретную личность. Стоит отметить, что в данном случае облик может строиться на харизме лидера (как это случилось, например, в Германии в 1933). При этом пришедшие к власти иные физические лица могут быть и вовсе незнакомы электорату. Таким образом, пропорциональная избирательная система способствует развитию «культа личности» и, как следствие, возможному переходу от демократического строя к автократии. Однако такое положение встречается не так часто вследствие имплементации норм сдерживания.

Следовательно, пропорциональная избирательная система - это удобный механизм учета мнения всего общества, проживающего в конкретной части страны или во всем государстве.

Главным регулятором выборов является избирательная система, т.е. совокупность правовых норм, которые определяют организацию и проведение выборов, способы подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов. Наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей округа или всей страны. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50%

плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют лишь два кандидата, получившие наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. К числу первых относятся:

Формирование победившей на выборах партией, имеющей большинство в парламенте, стабильного правительства;

Наличие прочных связей между избирателями и депутатами, которые складываются во время избирательной кампании. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, его проблемы и интересы.

Существенными недостатками мажоритарной избирательной системы являются:

Она не дает в парламенте адекватного представления о расстановке политических сил в стране, так как не все политические партии в нем оказываются представленными. Тем самым не обеспечивается реализация принципа всеобщности избирательного права;

Она искажает реальную картину предпочтений и воли избирателей, так как возможна ситуация, когда партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, имеет в парламенте большинство депутатских мест;

Ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у власти недоверие к политическому строю.

Наиболее распространенной является пропорциональная избирательная система. Например, она применяется в 10 из 12 стран ЕС (за исключением Англии и Франции), используется в большинстве стран Латинской Америки. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями на выборах. Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список, а значит, за программу конкретной партии. Распределение мандатов предполагает определение избирательной квоты, т.е. числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Она устанавливается следующим образом: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест в парламенте. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.


К достоинствам пропорциональной избирательной системы относятся:

Обеспечение более адекватного реальности представительства политических сил на парламентском уровне. В результате создается возможность принятия законодательных и административных решений, в большей степени учитывающих интересы отдельных социальных и политических групп;

Стимулирование развития политического плюрализма, многопартийности.

Применение пропорциональной избирательной системы имеет и недостатки:

Ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет не за конкретных лиц, а за политические партии;

Списки кандидатов в депутаты составляются чаще всего партийным аппаратом, что позволяет оказывать давление на кандидатов;

Пропорциональная система приводит к представительству в парламенте различных политических сил, что создает сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей партии делает неизбежным многопартийные коалиции, основанные на компромиссе между партиями с различными целевыми установками. Поскольку он непрочен, коалиции часто распадаются при изменении ситуации. В результате возникает перманентная правительственная нестабильность.

Для преодоления недостатков пропорциональной системы существуют различные способы. Один из них - "заградительные барьеры" или процентные оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (Германия) процентов всех поданных голосов. Партии, не набравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. Для ослабления влияния партийного аппарата на составление партийных списков существует практика персональных преференций (от лат. - предпочтений), когда избиратель, отдавая голос за партийный список, отмечает конкретное лицо, которое предпочитает. Это учитывается при окончательном распределении мандатов. Используется и панаширование, когда избирателю разрешено голосовать за кандидатов из различных партийных списков.

Для максимального учета достоинств и смягчения недостатков обеих избирательных систем применяются смешанные системы. Они сочетают элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Так, в Германии одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе.

Похожие публикации