Как называется человек который изготовляет чучела. «Это настоящая медитативная работа». Как, для кого и почем делают чучела животных российские таксидермисты. Можно ли самому сделать чучело голубя у себя дома

Если вы в детстве препарировали лягушек и завороженно рассматривали мертвых ворон, возможно, вам стоит попробовать себя в таксидермии - научиться создавать чучела животных. Когда животное умерло, его остается только съесть или похоронить. Благодаря же таксидермии развивается научная деятельность и существуют многие музеи: ученые изучают сохраненных в естественном виде птиц, млекопитающих и рыб, а заинтересованные люди могут представить, каких размеров достигают росомахи и жирафы, какое оперение имеют глухари и фламинго и даже как выглядели вымершие животные. Что это за работа, как не сделать «упоротого лиса» и почему кривые пальцы мастера - символ его профессионализма, рассказал Вадим Сухарев, руководитель крупнейшей таксидермической студии России «Сухаревъ ».

- Как зародилась таксидермия?

Она зародилась еще в древние века, когда люди начали добывать животных и шить первую одежду из кожи. Само слово «таксидермия» расшифровывается как “taxis” - «упорядочивание»; “derma” - «кожа». Это древнейшая профессия, древнее, чем та, которую называют древнейшей. Первые чучела в России появились при Петре I, а первыми таксидермистами были крестьяне-самоучки. Все делали достаточно примитивно: каркасы были деревянными, шкуры набивали соломой. Когда в 1974 году мы с семьей приехали в Ленинград, Владимир Сухарев, мой старший брат, устроился работать в Ленинградский зоологический музей при Академии наук. Вспоминая работу в музее, он часто рассказывал историю: в выходной он переносил чучело лошади Петра I, Лизетту, и нечаянно эта лошадь у него навернулась, сломалась задняя нога, он потихонечку оттащил ее в сторону, место перелома распорол, там стояла доска, которая от старости стала хрупкой и сломалась, вмонтировал туда металлический штырь, аккуратненько зашил, и лошадь до сих пор стоит, уже за стеклом. Если сейчас кому-то придет в голову сделать рентген этой лошади, то в задней ноге он увидит металлический штырь.

Еще лет 30 назад у нас все эти чучела делали с использованием намотки, набивки, делали что-то из гипса - каменный век, скажем. В Америке уже давно применялся скульптурный способ изготовления чучел, то есть лепится скульптура из глины, снимается матрица - форма, затем заливается пенополиуретаном, и мы получаем скульптуру из пенопласта. У нас, так как страна была закрыта, эти материалы достать было невозможно. Как только страна стала свободной, Сухарев-старший поехал в США на чемпионат мира по таксидермии, увидел там все эти манекены, которые на 90 % облегчают наш труд, загорелся, купили две бочки пенополиуретана и начал изготавливать свою коллекцию манекенов. Теперь только с такими и работаем. Владимир Сухарев за свою жизнь слепил около 500 авторских скульптур, в полный рост, где все детали проработаны. Теперь слепками этих скульптур пользуются многие мастера России и ближнего зарубежья.


- Кто делает заказы?

В основном охотники.

Мы делаем таксидермические изделия только из трофеев, которые были официально добыты. Домашние, запрещенные животные отсекаются сразу, сырье в виде шкур не покупаем, чтобы не провоцировать охотников на убийство животных.

То есть человек приходит, например, с официально добытым медведем и платит нам за работу. Еще сотрудничаем с краеведческими музеями, институтами. Недавно заказ сделал Сахалинский краеведческий музей - реставрировали три чучела: волка, рысь и росомаху.

- Когда в композиции присутствует несколько животных, всех их добыл один охотник?

Да. Некоторые охотники имеют возможность поохотиться во многих странах. Это становится увлечением всей жизни. И они хотят видеть животных такими же, как в природе, в естественной среде обитания. Мы им в этом помогаем и создаем композиции наподобие музейных. Вот композиция - три волка и кабан. Человек был на охоте, застрелил крупного секача. Можно сделать просто стоящего секача, но это скучно, а охотник он заядлый. Мы и говорим: «Зимой будешь участвовать в облаве на волков, добывай еще зверей, мы подождем, не торопимся, сделаем хорошую интересную композицию». Если у человека огромный домина, огромные трофейные залы, то он с удовольствием это заказывает.


Многие таксидермисты делают свою работу только на готовые манекены, перерезать манекены не умеют или боятся, мы таких называем шкурозашиватели. Я как руководитель студии стараюсь, чтобы каждый заказ был индивидуальным. Мы предлагаем людям нестандартные решения, чтобы работа была штучная, поэтому 90 % манекенов мы режем нещадно. То есть если у нас есть манекен просто стоящего волка, то я обязательно договорюсь, чтобы волк бежал, прыгал, падал или дрался с другими волками. Беру пластилин и при заказчике леплю 3D-модельку, и если все нравится, приступаем к изготовлению. Делать трофеи в простых позах не наш профиль - это неинтересно, но если заказчик хочет, делаем, отказываться нельзя.

- В студии у вас сейчас стоит слон, страус, львица. Как много россиян охотятся в Африке?

В Африку наши охотники рванули сразу, как рухнул Советский Союз. Появилось очень много новых русских с шальными деньгами. В начале 2000-х годов у нас был свой филиал в Москве, в студии трудились до 50 мастеров, только из Петербурга каждый месяц в Москву уходила целая фура с заказами. А сейчас работа разрядилась: шальные деньги закончились, прошло два финансовых кризиса, и люди стали сдержаннее в своих желаниях.

- Сколько примерно стоит чучело?

Цена договорная. По ценам мы равняемся на одну хорошую американскую студию - Animals Artistry .

Ну, вот пример: трофейная голова кабана с открытой пастью стоит 45 тысяч рублей, глухарь на дубовом медальоне - 23 тысячи, львица, ручная работа, - от 350 до 650 тысяч, страуса мы сделаем за 230 тысяч.

Это удовольствие не очень дешевое, причем не первой необходимости. Россия - богатая страна, но и страна контрастов. У некоторых людей есть замки, в них трофейные комнаты. Туда они приводят гостей и рассказывают о своих охотничьих приключениях.


А как-то я приехал в станицу Брюховецкая, это Краснодарский край, захожу в охотничий коллектив, решил познакомиться. У меня с собой был ковер медведя, заказчику вез, показываю, знакомьтесь, «Сухаревъ», если что, обращайтесь, сосед ваш. Через полчаса звонок: «Сколько будет стоить чучело чирка?» Это маленькая уточка. Я говорю: «Тысяч пять, наверное, возьму». Тут сразу: «Да ну, ты что, у нас крякву делают за полторы». Кряква в два раза больше чирка. Я отвечаю: «Понятное дело, но вы же понимаете, что мы профессионалы, мы лучшие». - «Да у нас тоже все лучшие и с медалями, на чемпионаты ездят». - «Так мы их и проводим, эти чемпионаты». - «Все равно больше 500 рублей за чирка не дам». В ответ на это я ему сказал, что за 500 рублей могу этого чирка только съесть. С наличностью там совсем плохо, люди в основном живут с подсобного хозяйства, поэтому 500–1000 рублей в тех краях - хорошие деньги. Я допускаю, что там есть люди, которые за такую сумму сделают качественно, но я считаю, что искусство требует усилий, а усилия стоят денег.

- Почему домашних животных вы не берете?

Все животные имеют свои портретные отличительные особенности. Например, персидский кот: для обывателя все эти коты на одно лицо, но когда с вами кот прожил десять лет, вы его узнаете из тысячи. И вы приносите мне своего кота, а я отдаю вам обычного среднего кота, вы скажете: «Это не мой кот! Вы не умеете работать!» Но воссоздать все нюансы невозможно. Это абсолютно неблагодарная и конфликтная работа.

- Хорошо, я охотник, по лицензии убила медведя, приношу его вам. Что вы с ним делаете?

Выделываем.

- То есть у вас здесь есть специальная комната, где вы работаете с тушами?

Нет, мы отдаем в специализированные мастерские по выделке шкур, это промышленное производство. Шкуры выделываются почти как на шубу, но со своими нюансами: более тщательная препаровка, сохранение пальчиков, коготков, подушечек, век, ресничек, бровок, губок, ушек. Все должно быть в идеальном состоянии.


- А глаза?

Раньше глаза делали из оргстекла - просто заливали в специальные формы. Но потом Владимир Сухарев в начале 90-х годов разработал светоотражающий глаз. Делается тоже из оргстекла, но этот глаз полностью имитирует натуральный, даже имеет глазное дно в виде линзы. В итоге, если мы делаем фотографию со вспышкой, глаза светятся, как у живого зверя. Потом в американском журнале по таксидермии появилась статья «Русский глаз», в которой журналисты разбирали наше изобретение. Но американские таксидермисты до сих пор работают на стеклянных глазах.

- То есть искусственные только глаза?

Скажем так, из натурального используется только шкура, все остальное - искусственное: манекен, зубы, язык. Языки силиконовые - это слепки натуральных. Берется язык, например леопарда, ему придается определенная форма, то есть кусок мяса надо положить так, чтобы выглядел натурально, и формуется.

- Как придать животному естественный вид?

Это и есть мастерство. Купив пластиковый манекен, зашив шкуру, можно сделать «упоротого лиса». Человек что-то где-то нахватался, шкуру зашил, уложил неправильно, сшил, посмотрел - гениально! И давай заказы брать и «шлепать» - дешево и сердито. Но в процессе высыхания такие работы меняются до неузнаваемости.

Одно дело - уложить быстренько парную шкуру - выглядит сочно, как живое. Другое - довести до конца. Начало подсыхать - тут рот раскрылся, тут глаза выкатываются, тут натянулось.

В процессе сушки нужно усаживать кожу на нужное место: где-то глинку положить, сформировать носик, ушки. Так подходить нужно в течение нескольких месяцев. У некоторых мастеров пальцы со временем становятся кривыми от постоянной проработки. Но люди ведутся на низкую цену, не понимая, как должно быть. Чтобы понять, что перед тобой, надо рядом либо поставить хорошую работу, либо с фотографией сравнить.


- Вы наблюдаете за животными в естественной среде?

- Конечно. В современном мире это очень легко. Прежде чем что-то сделать, мы открываем интернет, смотрим это животное. До последнего момента нужно иметь перед собой веер фотографий в разных ракурсах. Люди, которые делают без фотографии, слишком высокого мнения о себе. По-моему, еще Сальвадор Дали говорил, что художник, который не изучает анатомию, это ленивый художник.

- На мордах некоторых животных видны выступающие вены. Как вы это делаете?

Скульптурный способ. Лепится все. Кропотливая ручная работа. Применяется специальная глина и клей.

- Если во время охоты была повреждена шкура, это как-то решается?

Если есть запчасти, решаемо. Можно подбирать что-то похожее, можно подстричь, можно подкрасить, это тоже с опытом приходит. Бывают, конечно, утраты совершенно непоправимые. Например, пришла шкура зебры, ее в процессе сушки в Африке сложили в конверт и положили сохнуть на улицу, лицевая часть очень сильно спеклась, шкура сварилась, правая сторона морды полностью вылезла - абсолютно лысая. В итоге сделали половинку, барельеф. Но если у животного большие шрамы, то это, наоборот, достоинство, за их счет внешний вид только выигрывает. Бывают же антилопы с поврежденными рогами, следами от когтей. Отличительная особенность трофея.

Если женщина покупает шубу в магазине, как она справляется с запахом? Здесь то же самое. Установите температуру 18–20 градусов, периодически проветривайте помещение, смотрите, чтобы моль не съела, пыль иногда сдувайте. Все.

- Какое животное тяжелее всего выполнить?

Тяжелее всего и интереснее, на мой взгляд, делать кошачьих. Они самые сложные в работе и самые красивые. Но было непросто делать и жирафа.

Мы построили настоящие строительные леса, как для здания, слева и справа, между ними - манекен жирафа. Накидываешь шкуру, а ощущение, что брезент от КАМАЗа. Неделю только собирали, потом долго и упорно укладывали.

Но самое трудоемкое - это сделать слона или чучело синего кита.

- Синего кита?

Мы можем все сделать. Проблем нет. Хоть стадо китов.


- А вымерших животных сделаете?

Можем сделать реплику. Как-то к нам в студию обратились из Санкт-Петербургского зоологического музея, попросили восстановить череп и рога реликтового оленя. У них были лишь фрагменты черепа и рогов. Размах рогов где-то около четырех метров или более. Восстановили. Подарили музею, сейчас там можно увидеть.

- А если динозавра попросят, из чего будет кожа?

Слепим скульптуру, отформуем и покрасим. Если мамонт, то, скорее всего, возьмем шкуры каких-нибудь домашних яков. А дальше - курсы кройки и шитья. Шубы в роспуск, в росшив - в молодости этим занимались, знаем.

- С птицей сложно работать?

Птица менее прихотлива в обработке. В самом начале мы очень бережно относились к перьям. Пока снимаешь шкурку, где-то кровью запачкал, где-то еще чего, потихонечку отмывали ваткой, очень нежно, аккуратно, крахмалом присыпали. А когда железный занавес открылся, когда появилась информация о разных таксидермических школах, литература, то узнали: ее нещадно стирать можно, эту птицу. Ей ничего не будет: берешь «Фейри» и погнал стирать до скрипа.

- Можно ли самому сделать чучело голубя у себя дома?

Можно. Но не существует набора таксидермиста «Купи и сделай сам».

Хотя за границей есть таксидермические курсы выходного дня. Ты приезжаешь, даешь деньги, тебе - шкурку зайца, баночку с клеем, кисточку, и преподаватель говорит: «Подняли шкурку!» Все подняли. «Кисточку намазали». Все намазали. «Глазки вставили». И так далее.

Почистили, шкурку зашили, оп - вечером уже с чучелом едешь домой. Чтобы сделать самому, надо хотя бы раз посмотреть, как это происходит.

- Ну, теоретически…

С тушки нужно сделать копию. У тебя лежит кусок мяса, ты его крутишь-вертишь, вырезаешь копию из куска пенопласта. Потом снимаешь и чистишь шкурку, выделываешь, каждое перо на шкуре должно остаться свободным, связующие мышцы, пленки должны быть удалены. Если правильно все сделать, как перо положишь, так оно и останется после высыхания. На ютубе есть видеоуроки, люди птичек собирают. Хотя бы на это ориентироваться можно.

- А перья не вывалятся?

Если птица свежая, то нет. А вот если она подтухла и пошел процесс разложения, то это можно только остановить, вернуть обратно невозможно. Хороший материал - залог успеха. Готовое чучело птицы, сделанное с соблюдением технологии, не пахнет, выглядит, как живое, для насекомых несъедобно, особого ухода не требует. При правильном хранении простоит у вас много столетий.

При желании, конечно, можно замусолить любую шкурку. Вот там висит попугайчик, его ученица делала, попугайчик был вообще никакой. Все разваливалось, перья высыпались, не дотронуться. Я нашел ей зимородка, он практически такого же окраса, она ковырялась, похожие перышки пинцетиком выбирала и приклеивала на попугая. Но это уже реставрация.


Фото из личного архива начинающего таксидермиста Агаты Коровиной

- На таксидермистов учатся?

Нет, у нас в России нет официальной школы, в большинстве - самоучки или выходцы из таксидермических студий, например, как наша. Мастерство передается либо от мастера к мастеру, либо через журнал. С 2002-го по 2008 год мы выпускали специализированный журнал «Таксидермия». Там пошагово рассказывали, как делать чучела. Тогда очень много людей увлеклись: бросали свои профессии и выбирали таксидермию.

- Я пришла к вам, хочу стать мастером, сколько времени мне понадобится, чтобы освоить профессию?

Зависит от способностей. Но начинать надо с низов, с препаровки и выделки шкуры, все эти этапы нужно знать. Месяцев через шесть человек потихонечку начинает понимать, где он находится и что делает, кто-то раньше, кто-то позже. Дальше все будет зависеть от его наблюдательности и желания этим заниматься. Через несколько лет работы в таксидермической студии, может быть, из человека получится мастер.

Иван, 71 год, мастер, полковник запаса

Как-то летом застрелили двух медведей, а у них как раз началась зимняя линька, а новое не выросло: то есть здесь кустик, там кустик. В таких случаях можно схимичить, например, под мышкой не все правильно сделать, а сшить и затолкать, где-то подстричь.

Я закончил работу, все мастера смотрят на это, смеются. Приехал заказчик, говорит: «Нет, не возьму, забирайте сами». Я говорю: «А зачем же вы его застрелили?» А он: «Выпил лишнего - вот и застрелил».


В основном я делаю большие вещи: слонов, носорогов, быков, тигров, львов, жирафов. Пришел сюда лет 16 назад, как на пенсию вышел, сначала был завхозом. Потом начал заниматься таксидермией. Мы с Володей (Владимир Сухарев. - Прим. авт.) работали в одной связке. Если нужно было сделать, как говорится, очень хорошему дяде, то Володя делал слепки, а я все воплощал в жизнь, тогда еще отформованных скульптур не было, и все делали вручную. Я пересчитывал все размеры животного в миллиметрах, делал чертежи. Пригодились знания, которые получил в художественной школе, когда был курсантом в Ленинградском артиллерийском училище.

С мелкими животными у нас в основном девчонки работают. Хотя как-то шеф решил всех мастеров «наказать». Где-то достал шкуры макак. А они малюсенькие! Чтобы лапки зашить, надо так извернуться! Я уже хотел отрезать эти лапы, зашить отдельно от туловища и прикрепить. Но в последний момент попросил женщину-повара зашить. Спасла. Она тогда медвежатину готовила. Отличное, кстати, мясо на вкус, сладковатое… Но перед готовкой нужно было отрезать кусок мяса и на анализы сдать, не больной ли зверь был.

Таксидермия - это как бы не профессия, это хобби. Создаешь - как художник. Сегодня работаю с головой слона, правлю шкуру, глаза еще не высохли, а завтра на дачу поеду, надо готовиться к летним посадкам.

Игорь, 56 лет, мастер, художественный руководитель


Я профессиональный авиадиспетчер, но потом коренным образом пришлось поменять профессию. В связи с распадом Союза Туркмения, откуда я родом, стала отдельной страной, и будущего у детей там не было - переход на туркменский язык, национализация. И я приехал в Питер к друзьям, к Володе, мы с ним с детства дружили. Он предложил заняться таксидермией, мне это понравилось. Я охотник. Моя любимая дичь - водоплавающая: гуси, утки. В Туркмении часто ходил на охоту. Жили на берегу Каспийского моря, и с утками проблем не было.

За любую охоту люди отдают серьезные деньги, но случаются и хохмы. Самая большая произошла буквально на днях. Человек приехал в Африку, отстрелял страуса. Долго ждал доставку в Россию. И вот ему прислали. Кожу отдельно, перья отдельно. В трех мешках: «белые длинные. 200 шт.», «черные длинные. 2000 шт.», «маленькие. 1800 шт.». Было принято решение все же удовлетворить желание охотника и сделать ему чучело, но попозже, когда мы выйдем на пенсию.

Сергей, 27 лет, молодой мастер


Пришел я сюда еще в 18 лет, нужна была работа. Приходил кому-то помочь, что-то подержать, покрутить, потом я стал водителем, а затем уже втянулся в таксидермию. Мастера достали баклана из морозилки, сказали выкинуть на помойку, а я дома сделал из него чучело. Ночью что-то взгрустнулось, и до 6 утра я занимался сборкой. После этого полюбил работать в одиночестве и тишине.

У меня не было никаких творческих наклонностей. Не лепил, не рисовал. Я связывал свою жизнь с ремонтом машин. Были некоторые скитания, после работы здесь я несколько раз возвращался в авторемонт, но теперь остановился.

Лет шесть уже только этим и занимаюсь. Сейчас мне очень нравится скульптура. Часто я беру манекен, и его нужно увеличить. Звери же все разные, как и люди: у кого-то нос длиннее, у кого-то челюсть шире. И многие мастера, чтобы увеличить манекен, разрезают его и туда заливают пену, боятся лишних раз что-то тронуть на слепленном. Я же беру глину, комки, и начинаю пролеплять: увеличивать, расширять, добавлять, где надо. Если никто не отвлекает, то это настоящая медитативная работа.

В нашей стране работает всего 15 таксидермистов - мастеров, которые профессионально изготавливают чучела животных. Один из них - Анатолий Хоружий - уже больше 20 лет занимается этой кропотливой работой при музее природы и экологии Беларуси. Корреспондент «Р» наведалась в мастерскую чучельника и увидела, как снимают шкуру с животных, из чего лепят глаза и почему «упоротый лис» получился таким смешным.

Анатолий ХОРУЖИЙ очень любит нетрадиционный способ изготовления «внутренностей» - он вырезает фанерку по размеру тушки, а остальное пространство подбирает ватой.

Царство меха

Мастерская таксидермиста находится в одном из зданий музея природы и экологии. В холле первого этажа - экспозиция с живыми рептилиями, совой и обезьянкой Левой. И если примат и хищная птица вызывают лишь умиление, то кобра, питон и зеленая мамба ужасают меня до дрожи. Хотя повезло - пройти мимо грозно шипящих змей любезно помогает вахтер. И вот я стою посреди царства меха: на полу лежат несколько кусков шкуры огромного медведя, из-за стены выглядывает его голова, на ручке шкафа висит шкура волка, а на столе «пристроились» лисица, заяц, сова и кулик.

А медведь настоящий? - наивно уточняю, аккуратно гладя шерсть, комки которой остаются на ладони.

Настоящий, из Забайкалья, - смеется Анатолий. - Это не цельная шкура, а обрывки, я их называю «запчастями» - подойдет как расходный материал для починки какого-нибудь экспоната. Например, повредили шкуру животного, когда отстреливали, - ничего страшного, можно пришить кусочек другого меха.

Замечаю у подоконника чучело черной птицы. Но не рискую назвать ее вороной, чтобы не ранить чувства профессионала. И правильно делаю - таксидермист говорит, что это галка, на нее ушло несколько дней.

Пока Анатолий проводит экскурсию по мастерской, узнаю, как вообще зародилось это ремесло. Оказывается, оно берет свое начало с древних веков, когда люди начали добывать животных и шить первую одежду из кожи, чтобы маскироваться и подкрадываться к добыче. Само слово «таксидермия» расшифровывается как taxis - «упорядочивание» и derma - «кожа». Первые чучела в России появились при Петре I, а таксидермистами в то время были крестьяне-самоучки. Работали достаточно примитивно: каркасы собирали из дерева, шкуры набивали соломой. Потом пытались использовать глину и даже папье-маше - вылепливали манекен, на него наклеивали бумагу, вставляли проволочный каркас и наверх надевали шкуру. Чучела получались легкими, можно было проработать мелкие детали. А вот сейчас болванку готовят из пенопласта, на него натягивают выделанную, обработанную и вымытую шкурку, зашивают нитками по разрезу, расчесывают и сушат. Кажется, ничего сложного - но попробуй сделать! Ведь в нашей стране этому ремеслу специально не учат, поэтому Анатолий - самородок.

Анатолий сам охотник, поэтому, если в коллекцию требуется какая-то птица, он берет разрешение в Минприроды и отстреливает нужную дичь.

Первая белка комом

Больше 30 лет назад я окончил биофак БГУ. Еще на парах мы делали чучела голубей, но это поверхностно, просто в ознакомительных целях. Я в большей степени самоучка, всегда увлекался биологией и любил наблюдать за животными. Родился в Минске, а все каникулы проводил у бабушки на Нарочи. Там природа, сами знаете, великолепная. А я пытливый: например, увидел птицу и по приезде в город искал по книгам ее название, описание. Мне всегда больше орнитология нравилась. Первое чучело сделал еще в 10-м классе - охотники добыли белку, принесли нам с другом, а мы уже по справочнику охотника сделали «шедевр». В итоге получилась «распятая» белка с лапками в разные стороны (смеется). Как делали? Да просто - шкурку посолили, скрутили проволочный каркас, внутри набили сеном. Правда, привез в Минск, а через три месяца чучело съела моль. Это сейчас мы опыляем его такими средствами, что шкурка становится несъедобной для жуков и моли.

Анатолий рассказывает, что в начале 1990-х чучела обрабатывали солями мышьяка. Тогда в музее работал другой таксидермист, ему даже за вредность молоко давали. А теперь применяют раствор, которым на фабриках опыляют шерстяные ткани.

В музей пришел в 1998 году. Я, как и рыбаки, свой «улов» никогда не подсчитывал. Примерно лишь скажу - в год делаю около 130 чучел: получается, за все время работы смастерил более 1200 экспонатов, самый крупный из которых - гигантский кабан. А сложнее всего делать виды, у которых очень тонкая шкура, это, например, удод, кукушка, козодой. Там идет ювелирная работа с помощью малюсеньких пинцетов и скальпелей.

Сейчас у охотников мода на чучела спала. А вот до 2010 года к мастеру довольно часто обращались люди, мечтавшие увековечить свои трофеи.

Рога и копыта

Анатолий сетует: сейчас у охотников мода на чучела спала. А вот до 2010 года к нему довольно часто обращались люди, мечтавшие увековечить свои трофеи. Если кто-то заказывал кабана или косулю, таксидермист работал с выездом, снимал шкуру с животного на подворье охотника. А зверей поменьше, например, волка или птиц привозили в мастерскую. Шкуру Анатолий оставлял для работы, а мясо вывозили заказчики - кабана съедали, волка закапывали.

Был у меня клиент из Литвы - фанат моих работ, приезжал часто, все скупал. Даже фото показывал - дома огромная коллекция. Но потом куда-то пропал. Теперь люди заказывают в основном трофейные головы. Цена поменьше, да и целые туловища ставить некуда, а вот морда поместится на любую стену. Такая работа занимает не меньше трех недель. Что касается цен, то, к примеру, голову лося сделаю за 400 рублей, оленя - от 350 рублей, кабана - до 170 рублей, а зайца - около 100 рублей.

С музеем дела обстоят так: Анатолий сам охотник, поэтому, если в коллекцию требуется какая-то птица, он берет разрешение в Минприроды и отстреливает нужную дичь. А что-то крупное вроде кабана, лисы или волка заказывает у охотников. Самой «вредной» птицей он называет кукушку, ради которой полдня пришлось просидеть на пеньке не шевелясь.

А как решаете проблему с запахом? - вдруг опомнилась я. В мастерской, несмотря на множество шкурок и чучел, специфического запаха нет.

Крупных животных в основном добывают зимой, тогда я стараюсь быстрее снять шкурку и обработать, чтобы не залежалась. А в теплые времена года птичек делаю. Да и есть у меня на такие случаи «помощник», - говорит Анатолий, указывая на большой прямоугольный морозильник, доверху забитый разной «живностью». Здесь ждут своего часа фазан, два питона, лебедь, косуля... И это лишь то, что я краем глаза смогла рассмотреть, ведь все разложено по пакетам - чтобы шкурки не пересыхали, иначе потом их сложно размочить.


Режет без ножа

Спустя полчаса мы направляемся в мастерскую - время запечатлеть магическое превращение птички в чучело.

Это бекас, пока только размороженный, - проводит урок орнитологии Анатолий. Небольшая пятнистая птичка с очень длинным острым клювом распласталась на столе. - Нужно около часа, чтобы отделить шкурку от мяса, потом обработаю и еще часа четыре буду собирать, - рассказывает таксидермист.

Вы разрежьте ее скальпелем. А мы процесс сфотографируем, - настаиваю я. Кажется, это заявление молодой девушки, которая, наверное, должна как минимум испугаться, немного шокировало присутствующих. Но Анатолий быстро подхватывает:

Надо кетчупом полить, чтобы нагляднее было. Раз у вас нервы в порядке.

Работа пошла: специалист скальпелем делает надрез и пинцетом отделяет кусочек шкурки от брюха бекаса. Из образовавшейся «раны» течет прозрачная жидкость. Тут же Анатолий насыпает щепотку крахмала, чтобы нейтрализовать выступающий жир и не дать ему попасть на перья.

С «раздеванием» маленькой птички проблем не возникнет - час и она готова. А вот с той же уткой могу провозиться целый день не вставая.

Вновь осматриваю мастерскую, чтобы понять, какой объем работы уже сделан. На жердочке сидит кулик - кажется, сейчас взлетит и выпорхнет в открытое окно. Птичка уже готова к отправке в музей, где займет место рядом со своим семейством. Около нее красуется шикарная сова - ее крылья еще закреплены бандажом, чтобы правильно высохли. В кабинете Анатолия мало какие экземпляры задерживаются надолго, зато фотографии своих работ он показывает с улыбкой - насобирал аж три пухлых альбома. Смотрю на снимки экспозиции с птицами и восхищаюсь: золотые руки! На них - вороны, свиристели, жулан, журавли, совы и даже петухи.

Глаза делаются из пластика или стекла, а челюсти можно слепить самому из того же пластика или приобрести у специалистов за рубежом.

Секреты мастерства

В углу комнаты разложены манекены разных животных из пенопласта. Некоторые из них заказывали в России, а что-то Анатолий слепил сам.

В этой профессии нужно быть художником. Я рисовать особо не умею, но придать чучелу такую форму, как в природе, получается. Правда, птицы и звери первые два года надо мной «издевались» - не всегда удавалось правильно крылья и лапы поставить. А потом они поняли, что я не отступлюсь, и подчинились.

Таксидермист признается, что очень любит нетрадиционный способ изготовления «внутренностей» - он вырезает фанерку по размеру тушки, а остальное пространство подбирает ватой. Так можно сделать любую птицу - и пышную, и худую, и в полете. С пенопластом ведь особо не поэкспериментируешь.

К слову, у чучела есть еще пара ненатуральных элементов. Например, глаза делаются из пластика или стекла, а челюсти можно слепить самому из того же пластика или приобрести у специалистов за рубежом.

Конечно, важен размер и цвет деталей - глаза вороны в морду кабана не выставишь. Но бывает, я на принтере распечатываю круглые зрачки, а потом заливаю силиконовым клеем.

Вижу в дальнем углу мастерской «восседающую» лисицу. Смеюсь на всю комнату и невольно вспоминаю популярный мем из соцсетей - «упоротый лис», сделанный британской таксидермисткой Адель Морзе. Неужели и у нашего мастера что-то пошло не так? Анатолий говорит - автор не он:

Ну тут не совсем уж «упоротый». Просто мастер обрабатывал шкурку бурой, чтобы моль не ела, и вовремя не расчесал. Поэтому волоски слиплись.

А что скажете насчет работы Адели? - уточняю, показывая картинки из интернета.

Есть подозрение, что она так сделала специально. Просто даже не знаю, как случайно может настолько отвратительно получиться. Наверное, изначально что-то пошло не так, вот она и решила пошутить и вывернуть конечности. Кстати, была раньше мода на странные чучела, люди просили сделать ежика с ружьем или двух зайцев, несущих лису. Но это издевательство над животными, совсем не то, что происходит в их естественной среде. Я не сторонник извращения над зверями, поэтому всегда отказывался. А композиции для музея часто делаю только правдоподобные. Например, как волк набрасывается на зайца или ястреб ворону хватает.

А вот домашних животных Анатолий не делает - это для него табу.

Я должен видеть кошку при жизни, чтобы характер ее узнать, поворот глаз, повадки увидеть. Ни разу не брался за такую работу, чтобы никого не разочаровать. Да и странная это затея. Что, плакать над чучелом люди будут? Лучше пусть кого-то заведут и снова полюбят.

Болванку готовят из пенопласта, на него натягивают выделанную, обработанную и вымытую шкурку, зашивают нитками по разрезу, расчесывают и сушат.

«Хотел показать класс»

Где-то прочитала, что у таксидермистов пальцы кривые из-за постоянной работы с пинцетом и ножницами. Анатолий показывает руки, пристально их рассматриваю. Ну все, миф разрушен - ровные у него пальцы! «Не знаю, кто такую глупость придумал», - пожимает плечами он.

Напоследок уточняю, почему все-таки он выбрал такую профессию. Ответ радует:

Это был конец 1990-х, таксидермией занимались все кому не лень - притом лепили такое, что страшно было посмотреть. Я увидел перекошенные, безалаберно сделанные чучела и решил, что смогу в разы лучше. Вот представьте, у одного чучельника сова получилась с настолько неестественно выпяченными крыльями, что я даже сделал ему замечание, мол, где ты видел, чтобы птица так их растопыривала? А она мне в ответ: «Это птица, как хочет, так и летает». Ну о чем тут дальше говорить. Вот я и стараюсь уже больше 20 лет воплощать в жизнь ту красоту, которая есть в природе.

К слову, Анатолий как сапожник без сапог. У него дома есть чучело лишь одной малюсенькой птички. Хотя коллекция работ внушительная - мастер слепил 126 видов животных и птиц. Ну а цены на них разные: фазана, тетерева и утку делает за 80 рублей, белку и ондатру - за 60 рублей, лебедя, аиста и журавля - за 250 рублей, за волка берет от 200 рублей, за оленя - от 2000, а за лося - от 2500.

Кто такой таксидермист? Кто-то с восхищением скажет: «Это художник, который может передать всю красоту зверя». А кто-то с возмущением заявит, что его ремесло - издевательство над трупами братьев наших меньших. Предлагаем заглянуть в мастерскую по изготовлению чучел животных и больше узнать об этой редкой и интересной профессии

1. Таксидермия - это целая наука. Отработка специальных навыков требует ни одного года трудоемкой работы. Мастер должен досконально знать особенности анатомии животного, в совершенстве владеть художественными навыкам, и быть подкованным в физиологии и химии

2. При помощи таксидермии заядлые охотники могут на долгие годы оставить чучело в качестве доказательства своего охотничьего мастерства. Очень часто чучела становятся экспонатами музеев и элементами различных экспозиций, позволяющих посетителям близко увидеть животное и хорошо изучить его внешний облик, что часто трудно сделать не только в природе, но и в зоопарке

3. Понаблюдать за процессом изготовления чучела животного нам удалось благодаря Александру Редрееву, таксидермисту с большим стажем, руководителю частной художественной студии KazWolf

4. - Чаще всего к нам обращаются за чучелом волка, тем более, в это время года, когда выпал снег и охота на основные виды животных запрещена, остается только волк. К тому же, этот хищник у тюрков считается священным животным. Но в данный момент мы заняты конем, - говорит Александр

5. Приступая к изготовлению фигуры, необходимо хорошо изучить строение тела животного, что поможет в дальнейшем разрабатывать фигуру без ошибок

6. - Это интересный заказ. Я уже работал над чучелами лошадей для “Казахфильма”, еще сделал двух лошадей для музея президента в Астане. Теперь вот этот конь. Его попросил изготовить местный заказчик для музея Караганды. Оговаривалась поза, размер и цвет

7. Сейчас уже недостаточно набить шкуру животного стружками, как это делали во времена Петра I. Также недостаточно сделать каркас для чучела, обвить его соломой и «одеть» в шкуру. Подобные способы изготовления чучел недолговечны, их форма постепенно может измениться. Для того, чтобы экспонаты стали анатомически точными и долговечными, используется скульптурный метод. В нашем случае модель была отлита из пенополиуретанапена - манекен получается легкий в обработке и в то же время достаточно прочный

8. Изготовление чучела состоит из нескольких этапов: подготовка манекена, подготовка шкуры к сборке, сама сборка, сушка и косметическая отделка изделия. После того, как был изготовлен манекен, идет дальнейшая отшлифовка, подгонка форм

9. Чтобы можно было подобраться к животу, манекен переворачивают и ставят на козла для детальной проработки мышц и устранения неточностей

11. Параллельно в цеху идет работа над скульптурой двух медведей в позе рабочий и колхозница, которые вместо серпа и молота держат граненый стакан. Композиция так и будет называться: «Памятник граненому стакану»

13. После того, как был изготовлен металлический каркас и конструкция была залита все тем же пенополиуретаном, начинают вырезать будущую фигуру. И здесь навыки скульптора крайне необходимы

15. Во дворе студии стоит большое количество парковых скульптур. Компания кроме таксидермии занимается изготовлением таких вот фигур зверей. В последнее время ими все больше украшают парки, да и любой частник может купить такую скульптуру для своего сада. Цены договорные

16. Еще один цех художественной студии KazWolf. Именно здесь, на мой взгляд, происходит все самое интересное. Здесь безликий манекен преобразуется в натуральную копию животного

17. Прежде, чем начинать обшивать манекен шкурой, необходимо изучить топографию - расположение шкуры на живом животном. Мастер должен совершенно ясно представлять себе характерные черты поверхностного рельефа, расположения фигуры, складок и т.д. В проведении этой подготовительной работы, кроме живой натуры, могут помочь различные наглядные пособия, фотографии, рисунки. Труднее и в то же время важнее всего безошибочно передать кожный рельеф наиболее выразительных участков головы и конечностей

18. Оформление манекена шкурой - последний, завершающий этап работы. Он чрезвычайно важен и в высшей степени ответственен, так как результат всей работы во многом зависит от того, насколько правильно и живо "сидит" шкура на манекене. У студии свои поставщики шкур животных, которые привозят их или с базаров или скотобоен

19. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что шкура у живого зверя никогда не лежит плотно, не обтягивает, а свободно облегает тело, при этом в одних местах тесно прилегает к мышцам и сухожилиям, четко обрисовывая суставы, сплетения кровеносных сосудов и весь подкожный рельеф, а в других - обвисает или лежит складками

20. Правильно подготовленная шкура животного должна пройти специальную обработку мытья и процесс обезжиривания, прежде, чем ее можно будет моделировать на манекене чучела. Этой процедуре подвергаются все препарированные шкуры, вне зависимости от того, имеют они загрязненный волосяной покров или покрыты чешуей или пером. Главная цель - удалить соль, в которой шкура была консервирована или выделана, затем убрать жир с мездры, волос, перьев или чешуи

22. Сотрудница компании за соседним столом занимается реставрацией ковра с головой. Это шкура, на которой полностью проработана голова зверя

24. Только при умелом обращении со шкурой можно добиться правильного внешнего вида животного, динамики в позе и верного экстерьера чучела

25. В коридоре я натыкаюсь на готовую фигуру еще одной лошади, она также была создана для музея

26. Но в отличие от карагандинского варианта, на ней будет всадник. По задумке заказчика это будет сакский воин, стреляющий из лука

28. На фоне готового чучела волка лежат манекены, представляющие собой копию фигур животных в заданной позе. Современные манекены таксидермисты отливают из пенополиурита или покупают готовые формы, сделанные немецкими, американскими фирмами, а в последнее время и российскими студиями в Питере и Москве

32. Расчесывается грива лошади, так как изначально она была вся запутана. При помощи расчески и фена происходит укладка

34. Тщательно подбирают соответствующие данному животному искусственные стеклянные глаза. Нужно точно соблюсти размеры, окраску и форму зрачка. Искусственные глаза имеются в продаже в зоомагазинах, их можно специально заказать на фабрике глазных протезов

35. Техника установки глаз в чучело сама по себе проста, но главное здесь вовсе не в том, чтобы правильно поставить глаз и уложить на место веко. Вся трудность и искусство заключаются в другом - в умении с помощью искусственных глаз оживить чучело, придать ему живое выражение. А для этого нужно найти ту единственно правильную глубину орбиты, на которую нужно поставить глаз, отыскать верный угол наклона глазных яблок по отношению к голове, не ошибиться в ширине межглазничного пространства, придать глазам именно тот разрез, который характерен для данного вида и отличает его от других зверей

38. У любого животного есть небольшие изъяны на шкуре, возникшие в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы их скрыть, Александр тщательно подбирает краску

42. - Работать над чучелом лошади очень сложно. Если взять медведя или кабана, то у них шкура густая и какие-нибудь неточности в работе можно скрыть за счет густоты меха. У лошади шкура тонкая и гладкая - говорит мастер. Готовое чучело стоит примерно миллион тенге

43. Чучела средних и крупных животных создавать трудно - тут кроме техники нужны еще художественные способности и умение лепить

44. В цеху одновременно происходит несколько работ, все чем-то заняты. Кто-то занимается изготовлением форм манекена, кто-то работает со шкурой. Ведь параллельно выполняется ряд заказов

46. Мездрение заключается в тщательном выскабливании внутреннего (мездрового) слоя кожи с целью удаления всех прирезей мышц, соединительных пленок, подкожного и кожного жиров

50. В дальнейшем его нарядят: наденут на него седло и сбрую, установят на постамент и будет он красоваться в Караганде

51. А скульптура двух медведей, стоящих на камне и держащих большой граненый стакан, нашла свое место в центре Алматы. Ее презентацию приурочили к открытию нового ресторана, эта скульптура станет символом заведения и будет привлекать посетителей

52. - Работа таксидермиста - это дать вторую жизнь умершему животному, а не убивать его второй раз, - считает Александр Редреев

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и всего рунета.

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Многое можно рассказать о профессии, только услышав ее название. Однако бывает и совершенно наоборот. Например, таксидермист: кто это такой и что он делает? Ведь как ни крути, а отталкиваясь только от самого названия, довольно сложно раскрыть всю суть этой специальности.

Но куда любопытнее тот факт, что даже знакомые с этим словом люди не всегда могут до конца понять, кто такой таксидермист. Это связано с тем, что работа уникальна, и ее невозможно сравнить с чем-то другим. А потому давайте все-таки выясним, кто же это такой, и в чем его особенность?

Таксидермист - это кто?

Для начала немного отступим от темы и поговорим о том, что такое чучело. Пускай многие и знакомы с этим понятием, все же упомянуть о нем будет весьма разумно. Итак, чучело - это фигура животного, которая сделана человеком из определенных материалов: шкуры, набивки, искусственного скелета и так далее. Сие творение используется в качестве экспонатов в музее, частных коллекция и выставках.

Теперь к главному: таксидермист - это кто такой? Если сильно не углубляться в суть, то это человек, который изготовляет чучела. При этом зачастую в качестве основного материала он использует настоящие тела или шкуры животных.

Кому нужны услуги таксидермиста?

Не стоит считать, что эта профессия привлекает только мясников и живодеров. На самом деле многие таксидермисты считают, что их дело - сродни искусству, пускай и связанному со смертью. Но кто же заказывает чучела животных?

Прежде всего, довольно много заказов поступает от охотников. Убив знатную дичь, они хотят продемонстрировать свой трофей всем окружающим, а для этого нужно, чтобы он со временем не утратил свое былое великолепие. Поэтому они и заказывают чучело, которое делает таксидермист. Это лучший способ надолго сохранить образ убитого животного.

Некоторые заказы поступают от специализированных магазинов, которые торгуют этим товаром. Хотя зачастую таксидермисту самому приходится искать точки сбыта, так как в противном случае работа может достаться его конкуренту.

Намного реже задания по созданию чучел поступают от музеев и выставок. Да и то в половине случаев им требуется не новое чучело, а реставрация старого.

Личные качества

Задаваясь вопросом «Таксидермист - кто это такой?», нельзя не затронуть тему того, какими чертами он должен обладать. Согласитесь, не каждый сможет справиться с такой незаурядной работой.

Итак, какими же личностными качествами должен обладать такой специалист?

  1. Сила духа. Создание чучел требует определенной моральной закалки, дабы без отвращения смотреть на труп животного, а уж тем более работать с ним.
  2. Хорошая моторика рук. Выделка кожи, создание скелета, вставка бусинок глаз - все это требует точных и уверенных движений.
  3. Художественное мышление. Подобно скульптору, таксидермисту необходимо изначально создать образ будущего изделия в голове, дабы потом воплотить его жизнь.
  4. Любовь к профессии. Создание чучел - очень кропотливое дело, и порой создание одного экспоната может затянуться на долгие недели. И если не испытывать тяги к своему ремеслу, то подобные усилия могут негативно сказаться на психике и желании работать дальше.
  5. Предпринимательская жилка. Чаще всего работать приходится на самого себя, а значит, необходимо самостоятельно искать заказчиков. Без навыков общения выгодно продать свой товар вряд ли получится.

Как стать таксидермистом?

Несмотря на то что профессия весьма востребована, изучить ее в техникуме или колледже России не получится. Причиной тому является банальное отсутствие данного направления среди факультетов учебных заведений.

Вот почему таксидермист - это профессия, которая передается от мастера к ученику. То есть для того, чтобы научиться всем премудростям этого дела, необходимо будет найти специалиста, который захочет вам открыть все свои тайны.

Период обучения может быть разным, тут все зависит от умения мастера обучать и того, как быстро впитывает знания его ученик. Главная проблема - это наработка практических навыков. Ведь одно неправильно движение, и шкура животного испортится, следовательно, второго шанса не будет, и мастер останется в убытке.

Особенности профессии

Таксидермист - это профессия, которая требует обширных знаний в нескольких дисциплинах. Давайте рассмотрим их более детально:

  1. Выделка кожи. На первом этапе нужно будет снять кожу с трупа животного, при этом делая разрезы только там, где их впоследствии не будет видно. Подобная операция требует не только практических навыков, но и знаний в области анатомии.
  2. Обработка химическими препаратами. Для устранения запаха и более долгого хранения кожа подвергается воздействию определенных реагентов. Большинство из них нужно будет изготовлять самостоятельно, следовательно, без знания химии и биологии обойтись также не получится.
  3. Творческие навыки. Чучело - это не просто шкура, набитая опилками. Внутри него есть искусственный скелет, который нужно изготовить так, чтобы образ животного в конечном счете был запечатлен в определенной позе. Исходя из этого можно сказать, что таксидермист - это человек, способный воплощать свои мысли в реальность. А посему он должен знать, как правильно составлять макеты, из чего лучше делать скелет, как нужно склеивать или сшивать кожу и так далее.

Плюсы и минусы

Таксидермист - это довольно прибыльная профессия, что мотивирует людей осваивать ее. Так, стоимость чучела небольшого животного может колебаться в пределах от 8 до 10 тысяч рублей. Фигуры более крупных объемов стоят намного дороже, не говоря уже про экзотических животных.

Также данную работу можно назвать довольно интересной, особенно если есть желание работать с подобным материалом. Редко бывает так, что заказчики просят создать два абсолютно идентичных экземпляра.

Однако есть и минусы в этой работе. Прежде всего, это сложность освоения профессии, что отсеивает большую часть желающих еще в начале пути. И даже научившись работать со шкурами, многие забрасывают это дело, так как не могут выйти на нормальный рынок сбыта.

Следует отметить и тот факт, что для нормальной работы необходима просторная мастерская. Позволить себе такую роскошь могут немногие, что также является большим препятствием.

У богатых людей издавна существовало увлечение – украшать свои жилища охотничьими трофеями. Изготовление уникального чучела, ковра из шкуры добытого животного или даже создание целой трофейной комнаты – задача таксидермиста. Название этой редчайшей профессии происходит от греческого derma – шкура, кожа и taxis – приготовление, обработка, устройство.

Внешний вид частной мастерской Владимира Сухарева заставил бы сердце любого настоящего охотника забиться чаще. На территории застекленной мансарды элитного жилого дома разместился настоящий музей природоведения вместе с фабрикой по производству чучел. Кажется, здесь собрались животные и птицы со всего мира. На почетном месте чучело носорога жутких размеров. Владимир в настоящее время кропотливо колдует над чучелом необычного темно-коричневого зайца. На столе разложены альбомы, зоологические журналы, фотографии живых зверей – чучело должно выглядеть исключительно правдоподобным.

– Владимир, сколько времени обычно уходит на изготовление одного экспоната?

– Небольшие чучела делаются довольно быстро – от одного до 10 дней. Искусственный экземпляр горностая может быть готов в течение недели. Но вот у рыси очень сложная анатомия головы: шерсть на морде разной фактуры и длины. Надо правильно уложить шкуру, чтобы сохранить естественный внешний облик. А, допустим, гиену делать – работа не на один месяц. Но главное, наш труд требует абсолютной добросо-вестности – чучело белки можно сделать за 2 часа и за сутки, но первое станет достоянием моли и кожеедов в течение ближайших месяцев, а второе переживет столетие. Хотя, по правде говоря, сейчас наши работы хранятся не более 50 лет. Секреты сохранять чучело на века ушли вместе со старыми мастерами.

– Дело только в размерах животного? Заяц и носорог изготавливаются по одному принципу?

– Технология одна, но в каждом случае есть свои нюансы. Этого редчайшего зайца мы делаем на конкурсный показ. Шкурка мелкого зверька очень сложна в обработке, она у него тонкая и запросто может порваться. В случае с длинноухим еще потребуется поставить уши, что совсем не просто, а также поработать над мимикой. А этого носорога добыл на охоте в Африке один московский бизнесмен. В последний раз подобную работу выполняли таксидермисты в дореволюционной России. Для обработки толстой шкуры исполина потребовалось очень длительное – в течение месяца – вымачивание ее в химреактивах и стиральном порошке, чтобы она приобрела необходимую пластичность. Формирование всех складок, морщинок кожи нужно было делать, пока она еще мягкая. Шкура была покрыта тысячами булавочек.

– Как в целом выглядит процесс изготовления чучела?

– Его изготавливают из очищенной и обработанной шкуры животного или птицы. Основа чучела – металлический каркас с петельками для крепления проволоки, который гнется руками. С помощью ниток на каркас совсем недавно наматывалась вата, а еще раньше использовали паклю или мох. Сейчас каркас обмазывается жидким пенопластом. Из него делается манекен, на который натягивается и приклеивается шкура. С помощью скульптурной глины дополнительно наращиваются суставы, сухожилия, животного, прорабатывается верхний капиллярный слой. Потом из этой же глины формируют глаза и другие мелкие детали, в том числе и голые участки кожи (веки, ноздри, губы и т.п.). После выделки шкуры эти участки высыхают, теряют свой первоначальный вид или исчезают вовсе. А таксидермист должен восстановить их. Необходимо не только соблюсти анатомию, выдержать необходимые пропорции и объемы скульптуры, но сделать чучело «живым», с характерным эмоционально выраженным портретом, присущим именно данному виду, что удается далеко не всем.

– Какими навыками должен владеть мастер-таксидермист?

– Он должен в совершенстве уметь пользоваться техническими приемами, при этом он должен быть хорошим анатомом, экологом, знать биологию животных, но главное, обладать художественным чутьем, т. е. быть настоящим художником-анималистом.

– Какие заказы Вам приходится выполнять и для кого?

– Основные наши клиенты, конечно, богатые люди: бизнесмены, банкиры, политики, деятели шоу-бизнеса. Большинство, желая иметь приятное воспоминание об удачной охоте, «увековечивает» свои трофеи. Очень часто заводят у себя трофейные комнаты или даже целые личные музеи с уголками дикой природы, в этом случае студия берет на себя целиком дизайн и оформление территории, создаем диорамы: гроты, берлоги, поляны. Нашими изделиями уже оформлено немало охотничьих залов, коттеджей, ресторанов, морских клубов. Некоторые заказывают экзотические чучела, вроде волков и крокодилов, для своих высокопоставленных начальников, друзей и знакомых, у которых все остальное в этой жизни уже есть. Попадаются, конечно, и обычные охотники. Отдельная категория заказчиков «продляет жизнь» своим любимцам: собакам, кошкам, попугаям, или наоборот, тем животным, встреча с которыми представляла для них смертельную опасность. Никогда не забуду промысловика, заказавшего нам чучело бурого медведя, который крепко подрал его в Уссурийской тайге, и ту загадочную бабушку, которая пожелала иметь вещественное напоминание о любимой сиамской кошке. Среди диковинных заказов таксидермистам – пепельницы и ведерки для льда из копыт животного, люстры из оленьих рогов, диван из шкуры медведя.

– А краеведческие музеи – разве не ваши клиенты?

– Оттуда заказы поступают не так часто. Средства музеев ограничены, если только не платит спонсор, или не идет плановое пополнение фондов. Один сотрудник провинциального музея как-то сказал, что таксидермисты своими ценами снимают шкуру с заказчика. Но за свою работу нам не стыдно – почему тогда должно быть стыдно за свои доходы?

– И сколько же стоят услуги по изготовлению чучел?

– Стоимость заказа зависит от размера чучела, объема и сложности работы. Разброс цен колеблется от 10 тысяч рублей до нескольких сотен тысяч долларов. Расценки на нашем рынке неустойчивы в сравнении с Западом, где все давно поставлено на поток, работа российского таксидермиста – это пока чистый эксклюзив. Это и хорошо, и плохо.

– Где можно сейчас обучиться этой профессии? Как вы сами стали мастером в этой области?

– Профессии таксидермиста, так же как и скрипичных дел мастера, у нас не учат ни в одном учебном заведении. Самые успешные современные специалисты приходят в профессию разными путями: это зоологи, работники зоопарков, музеев, звероферм, охотники. И все самоучки. В конце XIX столетия крупнейшим специалистом по изготовлению чучел методом накрутки и мягкой подбивки, который по сей день является основным, был Федор Лоренц, которого современники называли «Страдивариусом таксидермии». Он по праву считается создателем московской таксидермической школы. Поработав несколько лет лаборантом в заповеднике, потом – в таксидермическом отделе Зоологического музея, я попал в одну из частных мастерских, где работали ученики Лоренца. Но я вижу истоки своей профессии в детстве. Отец приносил с охоты селезней, и я любовался их оперением и жалел, что такая красота пропадает. Надо обязательно оценить красоту животного мира, захотеть ее спасти, воссоздать, и только тогда в тебе может родиться настоящий таксидермист.

Владимир БОНДАРЕВ
вакансия.ру

Похожие публикации