Профессия звукорежиссер обучение. Звукорежиссер - одна из сложнейших творческих профессий в современном теле и аудио производстве

Собеседование

Примерные вопросы
1. Почему Вы хотите стать звукорежиссером?
2. Есть ли у Вас музыкальное образование?
3. Что Вы знаете о профессии звукорежиссера?
4. В какой области звукорежиссуры Вы хотели бы работать: в кино, на ТВ, в других аудиовизуальных искусствах?
5. Каких зарубежных композиторов Вы знаете?
6. Каких отечественных композиторов Вы знаете?
7. Какую музыку Вы любите слушать?
8. Каких композиторов, пишущих музыку для фильмов, Вы знаете?
9. Фильмы каких режиссеров смотрите?
10. Знаете ли имена звукорежиссеров отечественного или зарубежного кино?
11. Какие телевизионные или интернет-каналы смотрите?
12. Что вас не устраивает в звуке на телевизионных каналах?
13. Какие музыкальные программы Вам нравятся?
14. Каких выдающихся живописцев и архитекторов Вы знаете?
15. Назовите пять Ваших любимых книг.
16. На какой спектакль Вы в последнее время ходили?
17. Что такое звук как физическое явление?
18. Какие звукозаписывающие аппараты Вы знаете?
19. Чем отличается звук в кино от звука в театральном спектакле?
20. Приходилось ли Вам работать со звуком в школе или дома?
21. Какие перспективы Вы видите в работе звукорежиссера сегодня и завтра?

Проверка слуха
- на слух назвать ноты

Абитуриенты предоставляют
- собственные музыкальные фонограммы, при наличии
- грамоты, дипломы, призы, при наличии

Абитуриенты получают
- домашнее задание (записать фонограмму), которое приносят на творческий конкурс

На творческий конкурс абитуриенты приносят самостоятельно записанную фонограмму
- фрагмент литературного произведения и музыка к нему
- слайд-шоу из фотографий или репродукций картин и музыка к нему
- переозвученный фрагмент неигрового фильма
- переозвученные телевизионные заставки

Требования к фонограмме
- хронометраж 1,5 – 2 минуты
- музыка только инструментальная
- все работы, кроме заставок, должны быть в трехчастной форме и использовать три музыкальных фрагмента, соответствующих содержанию сюжета

Русский язык (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Литература (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение по литературе, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению по литературе
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальности

«Музыкальная звукорежиссура»

Санкт-Петербург

Кафедра звукорежиссуры

Составитель:

Ст. преподаватель кафедры звукорежиссуры СПбГУП

Юсса Е.Б.

под общей редакцией Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора

Осколкова С.А.

Вступительный экзамен по специальности «музыкальная звукорежиссура» проводится в форме творческого испытания, с целью проверки у абитуриентов уровня музыкальной подготовки, способности к анализу фонограмм, выявления общего культурного уровня экзаменуемого и его художественно-творческого потенциала.

Вступительный экзамен по специальности состоит из 3 разделов, испытание по всем разделам абитуриент проходит в устной форме:

    Музыкальное тестирование

    Собеседование

    Творческое испытание

    По результатам испытания абитуриент получает оценку в баллах.

    Максимальное количество баллов-100, из которых:

Музыкальное тестирование - 30 баллов

Собеседование - 35 баллов

Творческое испытание - 35 баллов

    Абитуриенту, получившему за все испытания менее 40 баллов, выставляется неудовлетворительная оценка

1. Музыкальное тестирование

В процессе музыкального тестирования выявляется уровень профессиональной подготовки абитуриента по музыкальным дисциплинам (фортепиано, сольфеджио, теория музыки), который должен соответствовать уровню подготовки выпускника среднего специального (музыкального) учебного заведения.

    Фортепиано

Поступающий должен исполнить на фортепиано два разных по стилю произведения, контрастных по жанру, темпу, демонстрирующих разнообразные технические навыки.

    Сольфеджио

Определить на слух аккорды (все виды трезвучий с обращениями, септаккорды, нонаккорды), модуляцию в тональность первой степени родства в виде четырехголосной аккордовой последовательности.

размерах, включающий отклонения и модуляции

(из сборников сольфеджио или оригинальной вокальной литературы).

    Теория музыки

Гармонизовать мелодию в форме периода, используя гармонические средства в объеме программы курса гармонии для музыкальных училищ

Сделать гармонический анализ предложенного произведения с определением его структуры, тонального плана, характеристикой каденций, гармонических функций аккордов, неаккордовых звуков, стилевых признаков.

2. Собеседование

Собеседование проводится для выявления уровня общекультурной подготовки абитуриентов, осведомленности в профессии «звукорежиссура», знания в области звукозаписи, радиовещания, телевидения (современное состояние, перспективы развития), свободное ориентирование в области музыкального искусства.

Основные вопросы для собеседования:

    По разделу звукорежиссура

1. Какие области работы звукорежиссера Вам известны?

2. В чем заключается работа звукорежиссера в театре?

3. В чем заключается работа звукорежиссера на студиях звукозаписи?

4. В чем заключается работа концертного звукорежиссера?

5. Как Вы представляете свою работу в качестве звукорежиссера?

6. Назовите известных Вам российских и зарубежных звукорежиссеров и

саунд-продюсеров.

7. Какие музыкальные компьютерные программы Вам известны?

Укажите основные функции программ и возможности работы в них.

8. Каким образом можно классифицировать музыкальные программы?

9. Какое значение музыка имеет в кинофильмах?

10. Какие электромузыкальные инструменты Вам известны? В чем отличие акустических и электромузыкальных инструментов?

11. Какие критерии оценки качества звукозаписи Вам известны?

12. Раскройте следующие понятия: амплитуда, частота, фаза.

13. Как Вы понимаете понятие «тембр»?

15. Какие функции выполняет профессиональная звуковая карта?

16. В чем заключается отличие цифровой и аналоговой записи?

17. Что представляют собой акустические и электрические сигналы?

18. Кто и когда изобрел фонограф?

19. Какие значимые события Вы можете выделить в процессе становления звукорежиссуры?

20. Как Вы понимаете термин «акустика зала»?

    По разделу музыкальное искусство

    Назовите композиторов - представителей современной академической музыки.

    Назовите композиторов - представителей музыкального романтизма.

    Назовите композиторов - представителей музыкального импрессионизма.

    Назовите композиторов - представителей Венской классической школы.

    Назовите композиторов - представителей музыкальной культуры эпохи барокко и раннего классицизма.

    Каких ярких представителей композиторского творчества XX века Вы знаете?

    Каких ярких представителей русской композиторской школы XIX века Вы знаете?

    Какие группы симфонического оркестра Вам известны?

    Какие инструменты входят в различные группы симфонического оркестра?

    Укажите основные эстетические принципы «новой русской школы («могучая кучка»)».

    Какие стили и жанры музыкального искусства Вам известны?

    Каких представителей джазовой музыки Вы знаете?

    Какие музыкальные направления Вам импонируют?

    Какие концертные залы вы посетили за последнее время?

    Каких современных исполнителей джазовой музыки Вы знаете?

    Какие современные музыкальные стили Вам известны?

    Какие инструменты, не относящиеся к группам оркестра, могут быть включены в состав симфонического оркестра?

3.Творческое испытание

Целью творческого испытания является выявление предрасполо-женности абитуриента к профессиональной деятельности.

Абитуриенту предлагается для прослушивания и оценки ряд музыкальных фонограмм различных стилей и жанров, подобранный комиссией. Предложенные фонограммы могут содержать искажения (щелчки, хрипы, фальшь, нарушения музыкального баланса, тембра и т.д.)

Примерные вопросы для оценки фонограмм:

    Назовите инструментальный состав прослушанного музыкального произведения.

    Определите стилистическую и жанровую принадлежность музыкального произведения.

    Насколько естественно в записи переданы тембры инструментов?

    Присутствуют ли в фонограмме электромузыкальные инструменты?

    Какой инструмент исполняет солирующую партию?

    Присутствуют ли в фонограмме искажения, щелчки?

    Как на Ваш взгляд сбалансированы между собой инструменты?

    Как Вы думаете, где производилась данная запись - на концерте или в студийных условиях?

    Какие группы оркестра плохо прослушиваются в данной фонограмме?

    Насколько соблюдены стилевые особенности при записи фонограммы?

Желательным является предоставление экзаменационной комиссии творческой работы. Ее наличие дает абитуриенту преимущество при равном количестве баллов.

Экзаменуемый представляет творческую работу из предложенного списка в виде самостоятельно выполненной фонограммы. Необходимо устно описать алгоритм выполнения работы и комплекс использованного оборудования.

Виды работ:

    Аранжировка

    Звукозапись (концертная или студийная)

    Озвучание кино, видео фильма

    Озвучание статичного изображения

    Шумовой этюд

Список литературы

    Нисбетт А. Звуковая студия. Кн. 1/Пер. с англ. М., 1996.

    Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. М.,1996.

    Никульский Е.В., Дворко Н.И., Ершов К.Г. Технология звукозаписи и звукорежиссура: Учеб. пос. Л., 1987.

    Рождение звукового образа. Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио. Сост. Е.М. Авербах, М.,1985.

    Франк Г.Я. Шесть бесед о звуке. М.,1971.

    Франк. Г.Я. Звук как зрительная ассоциация. Л., 1993.

    Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер/ Пер. с нем. К. ,1995.

    Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видео записи. М. Леруша 1996г.

    Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб 1999г.

    Компакт диски и CD устройства. СПб Лань 1997г.

    Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC СПб 1998г.

    Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Звуковая студия в PC. СПб 1998г.

    Петелин Р.Ю. Петелин Ю.В. Персональный оркестр в PC. Спб 1999г.

    Журналы по специальности: "Шоу-Мастер", "AES", "Звукорежиссер", "IN/OUT", «Техника кино и телевидения", "Музыкальное оборудование", "625", "Studio Sound", "Life Sound".

Адреса в сети INTERNET:

    www.show-master.ru - журнал «Шоу-мастер»;

    www.compulink.ru/mo - журнал "Музыкальное оборудование";

    www.625-net.com - журнал "625";

    www.studitech.ru - "Студийное оборудование".

Звукорежиссер – это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу.

Звукорежиссер (от фр. régisseur , от лат. rego — управляю) - это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Звукорежиссер - одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.

Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора - качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.

Работая в кино, звукорежиссёр, участвует в разработке режиссёрского сценария, разрабатывает концепцию звука, управляет процессом речевого озвучания (актёры у микрофона озвучивают своих героев, произносят закадровый текст и т.п.), выбирает и записывает шумы, отвечающие тому, что происходит на экране, обрабатывает их.

В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов - от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.

Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр. Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов - каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.

В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.

Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.

Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.

В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.
Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром, со звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.

Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.

Рабочее место

Звукорежиссёр может работать в кино, на телевидении, на радио, в театрах, домах культуры, концертных залах, студиях звукозаписи.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 30000—120000 ₽

Москва 45000—75000 ₽

Важные качества

Профессия звукорежиссёр предполагает музыкальность, художественное восприятие и воображение, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука. Также необходимо обладать музыкальной и профессиональной эрудицией и стремлением постоянно пополнять познания в технике и отслеживать творческие находки своих коллег.

Знания и навыки

Звукорежиссёр должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукорежиссёр должен понимать физику звука, а также акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов - в зависимости от места работы. Например, для работы с музыкальным оркестром, нужно хорошо знать особенности звучания разных инструментов (высоту, направленность, силу звука), чтобы правильно расставить микрофоны на сцене.

Читайте Александра Кузьмина (звукорежиссера "Битвы экстрассенсов", "6 Кадров")

Одной из самых востребованных профессий в области телевизионной деятельности по праву считается профессия звукорежиссера. Звукорежиссер - это важнейший человек в телевизионном мире, так как только профессиональный и опытный звукорежиссер сможет донести до зрителя весь спектр разнообразия звукового сопровождения той или иной новости, сюжета, события или телевизионной передачи. Иными словами, то, что именно услышит зритель со своего экрана, напрямую зависит от профессионализма и творческого подхода к своей работе звукорежиссера, работающего над сюжетом или программой.

Звукорежиссер должен разбираться, помимо тонкостей своей профессии, в большом количестве звукового оборудования, компьютерной и цифровой техники, ведь рабочее место специалиста состоит из огромного количества различных микрофонов, огромного микшерного пульта с невероятным количеством кнопочек, тумблеров и мониторов. Поэтому обучаться будущий звукорежиссер должен в специализированном учебном заведении, где занятия ведут опытнейшие педагоги с многолетним стажем работы и глубокими познаниями в области телевизионной деятельности, имеющие необходимое образование и опыт работы в данной сфере деятельности.

Пройдя обучение в Учебном центре кино и телевидения UHD, будущий звукорежиссер овладеет всеми необходимыми навыками, знаниями и умениям в этой нелегкой профессии. По окончании обучения многие телевизионные каналы с радостью возьмут молодого специалиста на работу, так что перспективы обучения данной интереснейшей профессии очевидны.

Об учебном процессе

С самого начала обучения студенты учебного центра кино и телевидения UHD привыкают работать в команде единомышленников телевизионной специфики - многие предметы читаются одновременно и для будущих звукорежиссеров, и для будущих операторов ТВ, а также для редакторов и монтажеров программ. Поэтому навык командной работы приобретается практически сразу и в дальнейшем очень пригодится в профессии телевизионщика. Опыт показывает, что студенты, закончившие обучение в учебном Центре кино и телевидения UHD, попадая в дальнейшем на телевизионные каналы и окунаясь в ежедневную работу, практически не испытывают никаких трудностей, так как получены и отработаны все рабочие навыки, изучена технология создания телепередачи или сюжета, освоена необходимая в будущей работе телевизионная техника.

Уже с третьего месяца обучения занятия становятся не только лекционными и теоретическими, но, что немаловажно, практическими. Аудитории нашего образовательного учреждения имеют все необходимые профессиональные звукорежиссерское оборудование, работу на которых студенты изучат и освоят. Студенты выполняют практические упражнения по созданию звукового сопровождения и в дальнейшем используют полученные навыки в изготовлении пробных сюжетов и телепрограмм. Приэтом, выполнение работы происходит с задействованием всех участников создания телевизионной программы одновременно - режиссер пишет сценарий, оператор снимает сюжет, звукорежиссер накладывает звуковое сопровождение, а редактор телевидения готовит передачу к выходу в эфир. Таким образом, наглядно отрабатываются все навыки, которые потребуются в дальнейшем в профессии звукорежиссера.

Стоит отметить, что качество профессиональной подготовки, как будущих звукорежиссеров, так и студентов других специализаций, в нашем учебном центре не было бы возможным без наличия качественного преподавательского состава. Обучение ведут только профессиональные преподаватели, которые имеют необходимое образование и опыт, как в педагогической деятельности, так и в телевизионной работе.

Изучаемые предметы

За время обучения студент, занимающийся по специальности звукорежиссер, освоит следующие дисциплины - звуковую технику, мастерство звукорежиссера, компьютерную обработку и запись звука, основы режиссерского мастерства, основы теории и практику монтажа, историю кино, историю телевидения, технологию телевизионного производства, теорию работы с прямым эфиром и еще массу необходимых и интересных предметов. В соответствии с существующим учебным планом, студентами должно быть выполнено за время обучения в Учебном центре кино и ТВ две основные работы, одна из которых - курсовая работа, другая - дипломная работа. Как правило, в качестве курсовой и дипломной работы студенты выполняют создание телепрограммы или небольшого телевизионного фильма. Средняя продолжительность работы, т.е. хронометраж, не превышает десяти минут. Помимо этого, все обучающиеся работают над несколькими учебными проектами, которые создаются слушателями на специализированном оборудовании в оборудованных аудиториях.

Диплом об окончании

Успешная защита дипломной работы считается последним, завершающим моментом, после чего выпускник Учебного центра кино и телевидения UHD готов к самостоятельной работе уже в своей профессональной деятельности.

Похожие публикации