Основные теории развития личности в психологии. Психологические теории личности. Психодинамическая теория личности

Человек - самое сложное, многомерное, непостижимое явление на земле. В психологической науке традиционно рассматривают человека в трех основных категориях: индивид, личность и индивидуальность. В чем их отличие? Индивид - категория, рассматривающая человека как природное, физическое существо, как высокоразвитое животное со своими органическими потребностями, однако, принципиально отличающимися от других животных. Личность - категория социальная. Это которые приобретаются им в обществе, связывают его с окружением и делают представителем социальной группы, общности людей. Наконец, индивидуальность - это как природного явления и как члена общества в совокупности и взаимосвязи. Индивидуальность формируется в течение всей жизни.

Личность - базовое понятие психологии. Однако в современной науке до сих пор нет всеми принятого определения его, ведь явление это очень сложное и многогранное. В зарубежной и отечественной психологии сложилось несколько основополагающих теорий личности, каждая из которых дает свою трактовку ее структуры и развития.

Психодинамическая теория личности

Основатель З.Фрейд в начале XX века сформулировал свою модель личности. По мнению Фрейда, в основе и существования лежат инстинкты жизни и смерти. Самыми главными из которых он считал сексуальные, которые в течение всей жизни на самых ранних стадиях развития и до глубокой старости управляют поведением человека. В психоаналитик выделил три основные составляющие, находящиеся в постоянном конфликте и тем самым дающие стимулы к развитию: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид в личности постоянно стремится к удовлетворению желаний и влечений, к постоянной ежеминутной разрядке, Эго - прежде чем удовлетворить, соотносит эти желания с представлениями о нормах общественной морали и нравственности, которые представлены Супер-Эго. вызванный борьбой этих трех структур, может привести к расстройствам психики, неврозам и соматическим заболеваниям.

Психодинамическая теория личности позднее была пересмотрена учеником и последователем Фрейда К.Г. Юнгом. Он создал свою аналитическую теорию, в основу которой легли иные представления о структуре личности. Ученый-аналитик полагал, что развитию личности способствует не сексуальный инстинкт, а творческая жизненная энергия. Теория личности Юнга выделяет три составляющих этой энергии: эго - осознанную часть субъективного мира, личное бессознательное - переживания и образовавшиеся комплексы, вытесненные из сознания, коллективное бессознательное - глубинный пласт субъективного, который соткан из архетипов - смутных образов, моделей поведения, собранных из опыта всего человечества.

Поведенческая теория личности

В основе этой теории лежит представление психологов-бихевиористов о том, что личность складывается из опыта, приобретенного человеком в течение жизни, под влиянием окружающей его среды. Основными структурными элементами личности являются рефлексы и навыки, полученные в результате социального научения. Причем, одни психологи полагали, что личность развивается благодаря внешним средовым обстоятельствам, а другие считали стимулами к ее развитию и ожидания, которые человек стремится получить от их реализации.

Когнитивная теория личности

Эту теорию обосновал американский психолог Дж.Келли, который полагал, что в основе развития личности лежат процессы осмысления человеком своей жизни в совокупности прошлого, настоящего и будущего с помощью сконструированных им моделей мира, своеобразных конструктов. Личность, таким образом, складывается из системы таких конструктов, взглядов и истолкований человеком окружающего мира. Люди с похожими конструктами притягиваются друг к другу. Так возникают любовь, дружба, групповое взаимодействие и взаимопонимание.

Любая теория личности, существующая в психологии, пытается представить свое видение сложного и многопланового понятия «личность».

Исследования структуры личности основаны на конкретных результатах изучения личности, которые отражают семь основных подходов к проблеме. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Анализу основных теорий личности посвящена одна из работ В.М. Ру-салова . Рассмотрим кратко основные теории личности.

1. Психодинамическая теория личности. Разработана 3. Фрейдом, по мнению которого главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. libido– влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение).

Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

· ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений;

· эго («Я») – совокупность преимущественно сознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих в широком смысле все наши знания о реальном мире;

· суперэго («сверх-Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, социальные ценности того общества, в котором живет человек.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

2. Аналитическая теория личности. Основателем аналитического подхода к изучению личности является К. Юнг. Глав ным источником развития личности он считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы», а смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. Основные элементы личности – это психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека (черты характера).

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:

· коллективное бессознательное – средоточие всего культурно-исторического опыта человечества;

· индивидуальное бессознательное – совокупность эмоционально заряженных мыслей и чувств («комплексов»), вытесненных из сознания;

· индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания, сознательной деятельности.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость», который обеспечивает «индивидуацию» человека (или выход из коллективного бессознательного). «Самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает его уникальность. Это достигается двумя способами такой интеграции:


· экстраверсия – установка на наполнение врожденных архетипов внешней информацией;

· интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.

3. Гуманистическая теория личности. Выделяются два основных направления: «клиническое» (К. Роджерс) и «мотивационное» (А. Маслоу). Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации.

По Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции: первая («самоактуализирующаяся тенденция») содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности; вторая («организмический отслеживающий процесс») представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития воз никает личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я» и находится в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтность) до полной дисгармонии.

А.Г. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые только усиливаются после их реализации. В качестве блоков личности выступают пять уровней мотивации: 1) физиологический; 2) потребности в безопасности (в жилище, на работе); 3) потребности в принадлежности (другому человеку, семье); 4) самооценки (самоуважения, компетенции, достоинства); 5) потребность в самоактуализации (в творчестве, красоте, целостности и т. д.). Автор сформулировал закон поступательного развития мотивации – от нижнего уровня к высшему (самоактуализации).

По мнению гуманистов, целостность личности, основное качество «полностью функционирующей личности», достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостную личность характеризуют эффективное восприятие реальности; спонтанность, естественность и простота поведения; ориентация на решение проблемы, на дело; постоянная «детскость» восприятия; частое переживание «пиковых» чувств, экстаза; искреннее желание помочь всему человечеству; глубокие межличностные отношения; высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самореализации.

4. Когнитивная теория личности. По мнению ее основоположника Дж. Келли, главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Эта теория подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главное понятие в этой теории – «конструкт», которое включает в себя особенности всех познавательных процессов. Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Основополагающий постулат теории утверждает, что личностные процессы психологи чески обеспечивают человека таким образом, чтобы создать возможности максимального предсказания событий. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, совместное функционирование которых обеспечивают целостные свойства личности.

Когнитивно сложная личность от когнитивно простой отличается следующими характеристиками: 1) имеет лучшее психическое здоровье; 2) лучше справляется со стрессом; 3) имеет более высокий уровень самооценки; 4) более адаптивна к новым ситуациям.

5. Поведенческая теория личности. Основоположниками социального направления этой теории являются А. Бандура и Дж. Роттер. По их мнению, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т. д. Бандура назвал поведение человека саморегуляцией, основная задача которой – обеспечивать самоэффективность, то есть совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы (подражание, опыт, самоинструктаж и т. д.).

Целостность свойств личности проявляется в единстве действия блоков субъективной значимости (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступности (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением и их результатами (подкреплениями), по мнению Дж. Ротте-ра, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля» («экстерналы» не управляют ситуацией). Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и его результатами, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля» («интерналы» управляют ситуацией).

Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

6. Диспозиционная теория личности. Согласно диспозици-онной (от англ. disposition – предрасположенность) теории, главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Так, Э. Кречмер установил связь между телесной конструкцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.

Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия–экстраверсия» (замкнутость–общительность) обусловлена функционированием ретикулярной формации мозга. У интровертов она обеспечивает более высокий тонус коры, поэтому им не нужна излишняя сенсорная стимуляция, они избегают излишних контактов с внешним миром. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции, потому что у них пониженный тонус коры. Он отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели личности представлены три фундаментальных свойства: 1) интроверсия–экстраверсия; 2) нейротизм (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность); 3) психотизм.

Представителем данного направления является также Г. Оллпорт – основоположник теории черт {черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях). Он является сторонником выделения трех разновидностей черт: 1) кардинальная черта, присущая только одному человеку и пронизывающая все его поступки; 2) общие черты, характерные для большинства людей в пределах данной культуры (пунктуальность, общительность, добросовестность и т. п.); 3) вторичные черты, менее устойчивые, чем общие.

Исследования отечественных психологов Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова и других посвящены разработке формально-динамического направления диспозицион-ной теории личности. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический, обусловленный соот ношением свойств нервной системы, темпераментальными характеристиками, и содержательный (знания, навыки, умения, интеллект, характер, установки, смыслы и т. д.).

В.М. Русалов в качестве основного элемента личности выделяет четыре формально-динамических свойства :

· эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;

· пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие;

· скорость – индивидуальный темп поведения;

· эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

7. Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Бруш-линский). Главным источником развития личности согласно этой теории является деятельность, которая понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которых и формируются свойства личности . В рамках деятельно-стного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте. В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные.

Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект .

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

В соответствии с определениями личности существует много теорий личности.

Теория - это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, которые объясняют определенные наблюдения над реальностью. Теория не может быть "правильной" или "неправильной", поскольку это только проверенные умозаключения или гипотезы о том, кто такие люди, как они живут и почему они ведут себя так, а не иначе.

Теории личности выполняют две функции:

1) объясняют поведение человека;

2) предусматривают поведение человека.

Каждая теория включает в себя определенные компоненты:

1. Структура личности - это основные ее блоки, неизменные характеристики, которые присущи человеку всегда. Такими структурными единицами являются черты, качества личности. Черта - это склонность человека вести себя определенным образом. Другим примером структуры является описание типов личности. Тип личности - это совокупность многих черт, которые образуют обобщенные поведенческие характеристики. Например, по К. Юнгу, все люди делятся на два типа: интровертов и экстравертов.

2. Мотивация. Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. И таких объяснительных концепций много.

3. Развитие личности - это проследить изменений личности от рождения до конца жизни. Есть много стадийных моделей для понимания фаз роста. Так, например, в теории 3. Фрейда - стадии психосексуального развития, стадии развития ego Э. Эриксона и т. Д. Теории личностного роста отличаются тем, какую роль в развитии личности отводят они генетическим факторам или среде.

4. Психопатология - каждый персонолог ищет ответ на вопрос, почему некоторые люди проявляют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этнология - это изучение и объяснение причин ненормального функционирования психики человека.

5. Психическое здоровье - это критерии оценки здоровой личности и понятие здорового образа жизни. На психическое здоровье человека тоже есть разные точки зрения.

6. Изменение личности с помощью терапевтических воздействий, то есть поиск путей, как изменить личность, как повысить свою компетентность. Есть много психотерапевтических направлений, которые отличаются как методами воздействия, так и взглядами автора на личность.

Эффективность теории можно оценить по следующим параметрам:

1) насколько его положения можно проверить;

2) в какой мере теория стимулирует психологов проводить дальнейшие исследования;

3) наличие внутренних противоречий;

4) экономичность, то есть количество понятий и концепций в теории;

5) широта охвата, то есть на количество поведенческих проявлений ее можно перенести;

6) способность помочь людям понять их поведение и решить проблемы.

Не надо оценивать теории с точки зрения правильности, поскольку они отвечают на различные вопросы и могут взаимодополнять друг друга. Приведем содержательные характеристики основных теорий личности.

1. Авторы теории личностных черт рассматривают личность как комплекс качеств, присущих определенным категориям людей, или же пытаются выявить такие черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее одинаково в разных ситуациях.

Г.Олпорт выделял от 2 до 10 основных качеств (трудолюбие, лень, честность, деловые качества и т.п.), которые характеризуют образ жизни человека, а остальные считал второстепенными.

Р. Кеттел оценивал личность за 16 шкалам (серьезность-воздушно-важность, открытость-закрытость и т.д.).

Айзенк определял личностные черты по двум параметрам: экстра-версия-интроверсия (открытость-закрытость) и стабильность-нестабильность (уровень тревожности).

Разработанные ими методики успешно используются в психологических исследованиях личности.

2. бихевиористские подход (Б. Скиннер и др.) Базируется на идее влияния на человека его социального окружения. Все формы социального поведения, по мнению теоретиков этого направления, является результатом наблюдений за социальными моделями (родителями, учителями, друзьями, героями кино и т.д.). Личность является результатом взаимодействия индивида (со всеми присущими ему характеристиками) и окружающей среды, которое он стремится познать, чтобы приспособиться к нему.

3. Когнитивный подход (Элис, Роттер и др.) Является попыткой объяснить природу контроля человека над своим существованием или предоставить ему определенный смысл. Человек не пассивная существо, на которую влияет на окружающую среду. Характер ее реакций на те или иные ситуации определяется той когнитивной интерпретацией, которую она сама дает этой ситуации, и особенностями его личности. Одни склонны брать на себя ответственность за то, что с ними происходит, и уверены, что могут влиять на окружение (люди с внутренней поддержкой) другие - систематически объясняют все, что с ними происходит, внешними обстоятельствами, верят в существование внешнего контроля, счастливого случая (ориентированные снаружи). Впрочем, когнитивный подход не объясняет, почему одни люди склонны видеть причины своего поведения в себе, а другие - в обстоятельствах. Ответы на этот вопрос ищут другие теории, в частности психодинамические.

4. Психодинамические подходы представлены многими теориями, в частности психоаналитической теории 3. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологией К. Юнга.

3. Фрейд сформулировал психоаналитическую теорию личности, где отправной точкой является концепция бессознательного, которое позволяет понять сложность и неоднозначность человеческой жизни. Он считал, что устойчивые личностные характеристики формируются, как правило, довольно рано, а затем в различных вариантах воспроизводятся во взрослой поведении. Таким образом, жизнь человека можно рассматривать через ее прошлое, выделяя детские стереотипы, устанавливая их связь друг с другом и с опытом ребенка, а также соответствующим образом интерпретируя их.

3. Фрейд предложил теорию развития личности, выделил и обозначил периоды, которые реализуют задачи развития личности, и описал кризиса развития. Он подходит к личности с точки зрения физического тела. Основные стимулы возникают из соматических источников, либидозные энергия возникает из физической, реакции на напряжение определяют как психическую, так и физическую поведение. Таким образом, З. Фрейд напомнил своему поколению о первичности тела как центра функционирования личности. Он утверждал, что все в нашем поведении взаимосвязано, что психологических случайностей нет: выбор людей, мест, еды, развлечений и т.д. определяется опытом, которого мы не помним или не можем вспомнить. Наши воспоминания окрашенные выборочными репрессиями и искажениями, переделками и проекциями. Наша память или версия нашего прошлого дает не просто запись прошлых событий, а является ключом к нашей поведения и бытия, и внимательное наблюдение, рефлексирования, анализ сновидений, анализ паттернов мышления и поведения, применяемые с целью самоанализа, имеют целью психологическое роста личности.

По К. Юнгу, каждый имеет тенденцию к индивидуации, то есть саморазвития. Индивидуация - центральное понятие его аналитической психологии. К. Юнг обозначает этим термином процесс развития человека, включая установление связей между Эго-центром сознания и самость-центром души целом, сочетает сознательное и бессознательное.

В течение жизни человек снова и снова возвращается к старым проблемам и вопросам. Процесс индивидуации может быть представлен спиралью, в которой человек продолжает наталкиваться на те же фундаментальные вопросами, но каждый раз в более тонкой форме. В конце концов она должна стать сама собой, должен найти собственную индивидуальность, то центр личности, одинаково удаленный от сознательного и бессознательного; мы должны к этому идеальному центра, к которому природа, кажется, направляет нас. Только тогда могут быть удовлетворены наши потребности.

Проблему личностного роста рассматривает и А. Адлер, также представитель глубинной психологии. Сущность его так называемой индивидуальной психологии заключается в понимании каждого человека как интегрированной целостности в рамках социальной системы. Психологический рост индивида ученый рассматривает прежде всего как движение от центрованости и цели собственного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Основными чертами здорового индивида А. Адлер считает конструктивное стремление к совершенствованию, сильное общественное чувство и кооперации. Он выделяет три основные жизненные задачи, с которыми связан каждый индивид: работа, дружба и любовь. Эти три основных связи определены тем фактором, что мы живем в определенном месте мира и должны развиваться в тех пределах и возможностях, которые дает нам окружения; мы живем среди других существ нашего рода, к которым мы должны приспособиться; мы живем двуполых, и будущее нашей расы зависит от отношений между этими двумя полами.

Обобщение проанализированных позиций показывает, что для них характерны подход к рассмотрению биологического и социального в личности в тесной взаимосвязи и упор на первичности телесного как центра функционирования личности. Общим является также выделения слоев осознаваемого и неосознаваемого в личности, подчеркивание существенного влияния неосознаваемого на поведение человека. Вместе с тем отмечается, что это влияние не является фатальным, поскольку индивиду свойственна тенденция к саморазвитию, к изменениям, к росту. Почти все авторы подчеркивают большую роль в этом процессе самопознания как введение в наше сознание новой информации о себе, о других и об окружающем мире. Акцентируется роль самой личности в процессе психического роста, его собственной активности. Сочетание осознаваемого и неосознаваемого, которое происходит в результате самопознания, делает индивида целостной личностью, самим собой, индивидуальностью, которой свойственно стремление к дальнейшему самосовершенствованию.

Личность рассматривается не изолированно от социальной системы и задач личностного роста, а ее развитие не просто как достижение целостности "для самого себя", а как процесс, имеющий целью эффективное взаимодействие со средой и максимальное выражение себя в нем.

5. Гуманистический подход отчетливо представлен в гештальттерапии Ф. Перлса, теориях самоактуализации К. Роджерса и А. Маслоу и теории интенциональности Ш. Бюлер.

Так, в рамках гештальттерапии Ф. Перлса психологическое роста личности и ЕЕ зрелость рассматриваются как способность перейти от опоры на среду и регуляцию средой к опоре на себя и саморегуляцию через равновесие в себе и между собой и средой. Условием достижения этого равновесия является, по его мнению, осознание потребностей. Осознанию, как и представители глубинной психологии, Ф. Перле отводит особое место, трактуя процесс роста, как процесс расширения зон самосознания, а здоровую личность - как самостоятельную, способную к саморегуляции существо. Путь открытия этой саморегулируемой способности человеческого организма он видит в самосознании.

Состояние оптимального психологического здоровья в гештальттерапии называется зрелостью, для достижения которой индивид должен преодолеть стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые возможности поддержки в самом себе. Если человек не достигает зрелости, то она более склонна манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности. Зрелость наступает тогда, когда индивид мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, которые возникают в ситуации, когда он не чувствует поддержки от других и не может опереться на себя. Зрелость заключается в способности идти на риск, чтобы выбраться из затруднительной ситуации. Если индивид не рискует, то у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, с помощью которых он манипулирует другими.

Личностный рост возможен и является центральным для структуры организма - такая основная идея "терапии, центрированной на клиенте" К. Роджерса. Он считал, что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который заставляет человека двигаться к большей конгруэнтности (под которой он понимал соответствие между тем, что выражается, что находится в поле опыта, и тем, что замечается) и к более реалистичному функционирования.

По мнению К. Роджерса, в каждом из нас есть стремление к компетентности и развития способностей настолько, насколько это возможно для нас биологически. Индивид обладает способностью к переживанию и осознание своего неправильного приспособления, то есть переживания инконгруентности между представлением о себе и актуальным опытом. Эта способность сочетается с внутренней тенденцией к модификации представления о себе, в результате чего возникает стремление к реальности, движение от конфликта к его решению.

Врожденное стремление к актуализации, то есть свойственное организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека сильнее, а ее жизнь разнообразнее, К. Роджерс считал основным мотивом поведения каждого индивида. Даже голод, жажда, мотив достижения он рассматривает как разновидность стремление к актуализации. Оно является сутью жизни и свойственно не только человеку, но всему живому - и растениям, и животным. К. Роджерс выделяет следующие основные характеристики актуализации: подвижность, открытость, независимость от внешнего влияния и способность рассчитывать на себя.

В процессе актуализации участвует организмический процесс оценивания. Опыт, который сохраняет или усиливает "Я" человека, оценивается организмом положительно. И наоборот, опыт, который грозит мешает сохранению или усилению «Я», оценивается организмом как отрицательный и в дальнейшем избегается. Примером является младенец, который четко знает, что ему нравится, а что нет. У взрослых этот процесс теряется, что приводит к появлению тревожности и защитных механизмов.

Актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию, по выражению К. Роджерса, "человек, который полноценно функционирует". К этому идеалу можно только приближаться через познание себя, своего внутреннего опыта.

Человек, который полноценно функционирует открытая своем опыту, то есть может воспринимать его без защитных механизмов, без страха, что осознание своих чувств, ощущений и мыслей повлияет на ее самоуважение. "Я" является результатом внешнего и внутреннего опыта человека, не искривляется, чтобы совпадать с постоянным представлением о себе; представление о себе соответствуют ее опыту, который правдиво проявляется вербальными или невербальными средствами коммуникации. Такой человек не лицемерит, выражая то, что чувствует.

Максимально актуализируясь, такой человек насыщенно живет в каждый момент своей жизни, ей свойственны подвижность, высокий уровень адаптации к новым условиям, терпимость к другим. Это эмоциональная и одновременно рефлексивная человек. Она доверяет своему целостному организму, а как источник информации использует скорее свои ощущения, чувства и мысли, чем советы других людей.

Такие люди, отмечает К. Роджерс, свободны в выборе своего жизненного пути. Несмотря на все ограничения, они всегда имеют выбор, они свободны выбирать и несут ответственность за последствия своего выбора. Само-актуализируясь, они становятся более творческими, не адаптированы к своей культуре, а не конформными.

Целью личностного роста, полноценного функционирования является, по выражению К. Роджерса, "хорошую жизнь", которое означает не жизнь, заполненное удовольствиями, не богатство или власть, не полный контроль над собой или покой, а движение по тому пути, который выбрал сам организм. Человек, свободно идет по пути своего личностного роста, наиболее полно функционирует.

С проблематикой личностного роста связаны также все психологические исследования А. Маслоу, который и саму психологию, собственно, рассматривает как одно из средств, что способствует социальному и психологическому благополучию. Он вводит понятие самоактуапизацй личности - это полное полное использование им своих талантов, способностей, возможностей и т.

Личностное ростом, по Маслоу, является удовольствием все более высоких потребностей, которыми в его иерархии есть потребности в самоактуализации. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивид не освободится от доминирования низших потребностей, например потребностей в безопасности и признании. Стремление к высокой цели само собой является показателем психологического здоровья. Процесс личностного роста осуществляется путем работы самоактуализации, за которой стоят продолжительность, непрерывность процесса роста и как можно максимальниший развитие способностей.

Положительные результаты самоактуализации иметь личность с такими характеристиками:

Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней;

Принятие (себя, других, природы);

Спонтанность, простота, естественность;

Концентрированность на задании (в отличие от сосредоточенности на себе)

Некоторая отстраненность и потребность быть наедине;

Автономия, независимость от культуры и среды;

Постоянная свежесть оценки;

Мистика и опыт переживания высших сословий;

Чувство единства с другими;

Более глубокие межличностные отношения;

Демократическая структура характера;

Различение средств и цели, добра и зла;

Философское, доброжелательное чувство юмора;

Самоактуализированный творчество;

Противостояние аккультурации, насаждению любой частичной культуры.

Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся люди не являются совершенными, свободными от ошибок, им могут быть присущи и проблемы обычных людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и тому подобное. Но вместе с тем они выбирают сложные творческие задачи, которые требуют больших усилий.

Самоактуализирующиеся личности постоянно увлечены каким-то делом, и захваченные настолько, что различия между работой и удовольствием для них исчезают. Они посвящают свою жизнь тому, что А. Маслоу называет высшими ценностями (истина, красота, добро, совершенство, целостность и т.п.), или метапотребности.

Он описывает восемь путей самоактуализиции:

1) полная отдача переживанием, когда человек вполне раскрывает свою сущность;

2) отказ от общепринятого поведения, умение прислушиваться к внутреннему голосу, голосу "самости";

3) что мгновенные прогрессивные выборы, которые способствуют личностному росту;

4) честность, взятие ответственности на себя;

5) готовность не нравиться другим;

6) стремление делать свое дело настолько хорошо, насколько это возможно;

7) предельные, высшие переживания, моменты экстаза;

8) выявление индивидом того, кем он является, что ему нравится, а что нет, что для него хорошо, а что плохо, куда он движется и в чем заключается его миссия.

Самоактуализация требует отказа от защитного механизма де-сакрализации (неверия в существовании настоящих ценностей и добродетелей) и обучение ресакрализации как видение каждого человека, по выражению Б. Спинозы, "в аспекте вечности" есть видение святого, вечного. Она достигается путем маленьких, последовательно накапливаемых достижений.

А. Маслоу в определенной степени индентификуе понятие самоактуализации с понятием креативности (творческих способностей).

Ш. Бюлер разработала теорию развития человека, положив в основу идею о том, что в основе человеческой природы лежит "намерение" (интенция). Интенциональность проявляется в течение жизни в осуществляемых выборах для достижения цели, которую сам человек может и не осознавать. Только один раз в жизни, по мнению Бюлер, в конце его, человек способен осознать глубину, сущность своих ожиданий и оценить, насколько они достигнуты.

В связи с формированием и достижением цели Ш. Бюлер отличает пять фаз жизненного цикла.

Фаза И продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие конкретной цели. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем размытые представления. В этот период происходит преимущественно развитие физических и умственных способностей.

Фаза 11 продолжается от 15 до 20 лет и соответствует подростковом и юношеском возрасту. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Она вынашивает планы по выбору партнера, профессии, рассуждает о смысле жизни, оценивает свои возможности и способности.

Фаза НЕТ - период от 25 до 40-45 лет, период зрелости и расцвета. Это самый богатый период жизни, вне как человек достигает поставленной цели, стабильности как в профессиональном, так и в личном плане.

Фаза IV продолжается от 45 до 65 лет. В этот период человек подводит итоги своей прошлой деятельности и достижений, то просматривает и переосмысливает согласно статуса, возраста, физических сил.

Фаза V начинается в возрасте, в 65-70 лет. В этот период люди не имеют перед собой цели, которую ставили в молодости, больше внимания уделяют отдыха, здоровью. Осматривая свою жизнь как нечто целостное, человек анализирует его результаты, достижения.

б. Сторонники системно-деятельностного, историко-эволюционного подхода Б. Ананьев, Л.С. Выготский, Е. Ильенков, С.Л. Рубин-штейн, С. Костюк, А.Н. Леонтьев, AB Петровский и др. Рассматривают свойства человека как "безличные" предпосылки развития личности, в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Социокультурная среда составляет лишь источник развития личности, а не фактор, непосредственно определяет поведение. Как условие реализации деятельности человека оно является носителем тех общественных норм, ценностей, ролей, орудий, системы знаков, с которыми индивид имеет дело. Настоящая основа и движущая сила личности - совместная деятельность и общение. Взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоила общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, что превращает мир, могут быть переданы формулой: "индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".

Акцент на общественно-исторической природе личности проходит красной нитью через труды психологов, однако взгляды авторов отличаются тем, где они проводят границу между личным а не личным.

Именно трактовка понятия "личность" представлено учеными в широком и узком его смыслах.

Авторы, придерживающиеся более широкого понимания личности, включают в ее структуру также индивидуальные, биофизические характеристики организма, например, инертность-подвижность нервных процессов (Б.Г. Ананьев) или такие "естественно обусловленные" свойства, как свойства зрения (С. Рубинштейн).

Очевидно, что при таком употреблении термина "личность" его значение практически совпадает с понятием конкретной, отдельного человека. Такое понимание близко к тому, что царит в обыденном сознании с характерным для нее акцентом на неповторимость, уникальность каждого человека.

В узком понимании личность - особое образование, "особая целостность", которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития (А. Н. Леонтьев). Это образование порождается специфически человеческими отношениями. В качестве основной для анализа личности А.Н. Леонтьев вводит категорию деятельности. Структура и компоненты личности раскрываются через мотивационно-потребностной сфере. Потребности являются исходным пунктом всякой деятельности и опредметнюються в мотивах. Первые "узелки" личности завязываются тогда, когда начинает устанавливаться иерархия мотивов.

В конце 70-х годов установился системный подход к изучению проблем личности. В рамках этого подхода личность рассматривается как относительно устойчивая, структурированная совокупность психических свойств, как результат вхождения индивида в пространство между индивидуальных связей.

Теория личности в психологии

Мамедов Тариель Мамед оглу,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Сумгаитского государственного университета, Азербайджан.

1. Теория личности

Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации); правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и.т.д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность, а в условиях расовой дискриминации капиталистического общества – и принадлежность к определенной расе (привилегированной или угнетенной), хотя сама раса не является социальным образованием, а есть феномен исторической природы человека.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предложений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – соз­­на­­тельные (рациональные) или бессознательные (ирраци­ональные)?

4. Обладает ли личность свободной воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

2. Психодинамическая теория личности

В психологической литературе высказываются различные мнения относительно уровня интеграции, характеризующего структуру личности. В своей известной концепции психологии отношения В.Н.Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). С этой точки зрения, структура личности есть лишь одно из определений ее единства и целостности, то есть более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Согласно В.Н. Мясищеву, «вопросы структуры – это … соотношения содержательных тенденций, они, реализуясь в различных видах деятельности, связанных с условиями жизни соответственного исторического момента, вытекает из основных отношений, то есть стремлений, требований, принципов и потребностей… структура более отчетливо обнаруживается в относительной определяющей роли отдельных потребностей. Еще более характерным оказывается интегральное соотношение основных тенденций личности, которое позволяет говорить о гармоничности, цельности, единстве или двойственности, расщепленности, отсутствии единства личности».

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый З.Фрейд.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается внутреннего мира – он субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

З.Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:

1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых чело­веком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;

3) суперэго («сверх - я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек. (Дружинин)

3. Аналитическая теория личности

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально – специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамкой данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера . Например, свойства архетипа «персона» (маска) – это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) – быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) – нежность, мягкость, заботливость.

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:

1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа – «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:

экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

– интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной.

Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного их которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.

В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:

1. Экстраверт-мыслительный – сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.

2. Интроверт-мыслительный – заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстра­вертированной или интровертированной установок личности.

4. Гуманистическая теория личности

Подобные явления, которые можно назвать деформацией личности, возникают обычно лишь в связи с прекращением профессиональной трудовой деятельности в той или иной области общественной жизни, производства и культуры. Иначе говоря, такая деформация – следствие коренного изменения образа жизни и деятельности, статуса и ролей человека в обществе, главнейшими из которых являются производство, созидание материальных и духовных ценностей. Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и определенности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К.Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуалоизирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура. «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

Цель жизни, согласно К.Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А.Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и.т.д.).

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»;

2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала;

3) потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности .

Хотя «реальное Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простата и естественность поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная «детскость» восприятия;

5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всему человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

5. Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог ДЖ. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий.

Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):

1. Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самооценки:

4) более адаптивна к новым ситуациям.

6. Поведенческая теория личности

В психологическом процессе изменения личности вызываются функциональной дезорганизацией мозговой деятельности. Будучи проявлением и следствием болезни мозга, сами они зависят от личности. Чем тяжелее болезненное состоящие и болезненный процесс, тем больше изменяется личность человека.

Не зависящим от личности в внешних условий, т.е. эндогенным за­бо­леванием считается циклофрения , или маникально-депрессивный психоз, из­давна относимый к функциональным психозом. Связь циклофрении с осо­бым типом телосложения, с изменениями обмена, а, следовательно, с изме­нен­­ной диэнцефальной динамикой мозговой деятельности несомненна. (Ананьев)

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два направления в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А.Банудра и Дж. Роттер.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок – самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу – не могу». А.Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», - то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», - то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки), например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) самоинструкция; например «Я могу это сделать»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и.т.д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!»

7. Деятельностная теория личности

Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятель­ности является предметность и субъектность. Специфика пред­метности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.

Способности – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком и наоборот.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия - отсутствие воли), аморально-абулический.

Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с морально-волевым характером не признает социальных норм, и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с морально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.

Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и.т.д.

Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основные место принадлежит эксистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными эксистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных эксистенционально-бытийных целостных свойств личности.

8. Диспозициональная теория личности

Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А.Маслоу. автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Основные из них следующие:

1) объективное восприятие действительности, выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления – от видимостей;

2) принятие себя, других, мира такими, как они есть;

3) неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте;

4) способность переносить одиночество и потребность в обособлении;

5) творческие способности;

6) естественность поведения, но и отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия;

7) дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим харак­тером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;

8) способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;

9) нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении;

10) относительная независимость от физической и социальной среды;

11) сознание различия между целью и средством, умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;

12) крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями»).

Главным источником развития личности, согласно этому подходу, является факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направ­ления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды.

Представители «мягкого» направления, в частности Г.Оллопорт, выделяют три разновидности черт:

1. Кардинальная черта присуща только одному человеку и не допускает сравнений данного человека с другими людьми. Кардинальная черта настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно вывести из этой черты. Немногие люди обладают кардинальными чертами. Например, мать Тереза обладала такой чертой – она была милосердна, сострадательна к другим людям.

2. Общие черты характерны для большинства людей в пределах данной культуры. Среди общих черт обычно называют пунктуальность, общительность, добросовестность и.т.д. По мнению Оллопорта, таких черт у человека не более десяти.

3. Вторичные черты менее устойчивы, чем общие. Это предпочтения в еде, одежде и.т.д.

Последователи Оллопорта, используя различные математические приемы, в частности факторный анализ, попытались выявить количество общих черт у человека. Вопрос о соответствии черт, выделенных на базе клинических данных, и черт, полученных на норме с помощью факторного анализа, является предметом специальных научных исследований.

Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют четыре основные формально-динамических свойства личности:

1) эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;

2) пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие;

3) скорость – индивидуальный темп поведения;

4) эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Целостность поведения человека характеризуется через проприум. Человек с развитым проприумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следующими свойствами:

1) имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны;

2) способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;

3) имеет положительное представление о самой себе, способна тер­пимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;

4) адекватно воспринимает действительность, обладает квали­фи­ка­цией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности;

5) способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;

6) обладает цельной жизненной философией.

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств проприума. Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.

Литература

1. Алиев Б.Г. Методология социально-психологического исследования. Баку, «Ренессанс», 1999.

2. Bayramov Ə.S., Əlizadə Ə.Ə. Psixologiya. Bakı , 2002, s.128-138; 209-235.

3. Bayramov Ə.S., Əlizadə Ə.Ə. Sosial psixologiya. Bakı , 2003, s.51-70.

4. Bayramov Ə.S. Şəxsiyyətin təşəkkülünün aktual psixoloji problemləri. Bakı , 1989.

5. Həmzəyev M.Ə. Pedaqoji psixologiya. Bakı , 1991.

6. Əliyev R.İ. Şəxsiyyət və onun formalaşmasının etnopsixoloji əsasları. Bakı , 2000.

7. Сеидов С.И. Психология менеджмента. Баку , 2000 , с.102-126;168-200.

8. Ковалев А.Г. Психология личности. М. , 1970 , с .5-22.

9. Немов Р.С. Психология. М. , 1998.

10. Маяерс Д. Психология. Минск , 2001 , с.564-611.

11. Психология личности. Тексты. М . ,1982 , с.11-41.

12. Мамедова Г.К. Проблемы типологии личности в психологии и художественной литературе. Баку , 2003.

13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. / Под. ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1980 (Труды для членов и членов-корреспондентов.АПИ СССР).

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

15. Психология. Учебник для экономических вузов / Под. общ. ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2002.

Похожие публикации