Внутренняя политика италии после 2 мировой войны. Италия. Новая политика для новой Италии

Движение Сопротивления - главная причина того, что Италия - союзник фашисткой Германии, не утратила своей государственности. Итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима. Складывалась многопартийная система, что объяснялось социальной пестротой общества, историческими, политическими причинами и идеологическими традициями (республиканцы, либералы, монархисты, социалисты и т.д.). С апреля 1944 г. до мая 1947 г. у власти находилось правительство национального единства (с участием ИКП и других антифашистских партий).
2 июня 1946 г. прошел референдум по вопросу о форме государственного устройства, который принес победу сторонникам республики.
Одновременно прошли выборы в Учредительное собрание. Итоги: ХДП получила 35% голосов, ИСП - 20%, ИКП - 19%. ИКП (П. Тольятти) выступила за диктатуру пролетариата, но признавала возможность парламентского пути к новому обществу. ИКП - член Коминформа с сентября 1947 г. Осуществлялось сотрудничество ИКП с ИСП. ИСП стояла на классовых позициях, но выступала против диктатуры пролетариата. ХДП предложила социально-экономические преобразования под религиозными лозунгами. ХДП поддерживал Ватикан. В политике Пия XII росли антикоммунистические тенденции. На внутриполитическую жизнь оказывал влияние внешний фактор - холодная война. О росте крайне правых сил свидетельствовало возникновение Итальянского социального движения.
В 1947 г. была принята новая конституция - конституция парламентской республики. Глава государства - президент, избирался парламентом (палатой депутатов с сенатом). Обе палаты избирались по пропорциональной системе представительства. Женщины получили впервые право голоса. Конституция помимо политических прав декларировала социальные права (на труд и др.). Она вступила в силу 1 января 1948 г.

2. Внутренняя и внешняя политика правительства де Гаспер. Кризис политики "центра".

В мае 1947 г. не без вмешательства США происходит удаление коммунистов из правительства. В апреле 1948 г. на первых парламентских выборах ХДП вышла на первое место (48% голосов), ИКП и ИСП получили 31%. Правительство возглавил де Гаспери (ХДП). В него вошли ХДП, либералы и республиканцы.
В 50-60-х гг. наблюдается "итальянское экономическое чудо". За 2 десятилетия страна превратилась из аграрно-индустриальной в развитое промышленное государство. Причины: ликвидация корпоративной системы, автаркии, помощь США по плану Маршалла, использование достижений НТР, вступление в ЕЭС, относительно низкие военные расходы. Важную роль в экономике играло государство. ИРИ - один из центров внедрения новейших технологий.
Сохранялась региональная специфика: Северо-Запад - крупная промышленность с передовой технологией, Северо-Восток и Центр - мелкие и средние фирмы с традиционными производствами (керамика, одежда, обувь), Юг - отсталый, застойный регион. Отсюда - демократия на Севере, клиентеллизм и мафия на Юге, коррупция, терроризм, преступность, внедрение в политику мафии.
В послевоенные годы (1948 - 1962) выявилась и сохранялась доминирующая роль ХДП, получавшей на выборах 45 - 50% голосов. Либералы, республиканцы и другие были фактическим придатком ХДП. ХДП представляла центристское течение. Справа от нее стояли ИСД (неофашисты) и монархисты, слева - ИКП, ИСП.
"Центризм" ХДП выражался в балансировании, колебании между социальным консерватизмом и социальными уступками. Правительство возглавлял с 1948 г. по 1953 г. А. Де Гаспери. На предприятиях внедрялись идеи патернализма. В 1950 г. приняты 3 частных аграрных закона для Центра, Юга и Сицилии. Большая часть латифундий ликвидирована, но аграрный вопрос в целом решен не был. Принят закон о создании "кассы Юга" - финансирование общественных работ по созданию инфраструктуры.
В 1949 -1952 гг. наблюдается движение рабочих против свертывания нерентабельных предприятий, "забастовки наоборот", захваты крестьянами помещичьих земель. Расправы с демонстрантами, использование моторизованной полиции - ответ ХДП на выступления трудящихся.
Происходит раскол в ВИКТ: еще в 1948 г. создается свободная конфедерация итальянских трудящихся (с 1950 г. - ИКПТ), в 1950 г. - ИСТ.
Во внешней политике идет сближение с США. С апреля 1949 г. Италия - член НАТО. На ее территории размещаются военные базы США.
Избирательный закон 1952 г., дающий право партии (блоку), получившей 50% + 1 голос, иметь 2/3 мест в парламенте, 7 июня 1953 г. был провален.
Политика центра переживала кризис. В правящих кругах шла борьба - за реформы или за наступление на позиции "левых сил". В августе 1953 - июне 1955 г. у власти стояло правое крыло ХДП, с июля 1955 до 1960 г. - умеренное крыло. Полицейские репрессии, судебный процесс по делу об убийстве девушки В. Монтези вскрыл картину коррупции в правящих кругах ХДП. Усиливается полицейская цензура в сфере искусства, идет "чистка" госучреждений от членов ИКП. Умеренные правительства (1955-1960 гг.) приняли закон, облегчающий сгон арендаторов с земли.
На фоне спада рабочего движения ИСП в октябре 1956 г. разорвала пакт о единстве действий с ИКП, заменив его соглашением о взаимных консультациях.
VIII съезд ИКП принял тезисы "об итальянском пути к социализму" - через борьбу за демократию, "структурные реформы".
Во внешней политике Италии наблюдаются: поддержка вступления ФРГ в НАТО, вступление Италии в ЕЭС (1957 г.), оживление торговых связей с СССР.
Весна 1960 г. - создание однопартийного правительства во главе с Ф. Тамброни (ХДП). Оно пыталось опереться на союз с ИСД, что вызвало недовольство левого крыла ХДП и демократической оппозиции. Недовольство политикой Тамброни усилилось, когда неофашисты пытались провести съезд ИСД в Генуе, городе, награжденном золотой медалью Сопротивления. Общенациональный протест привел к формированию 4-х партийного кабинета А. Фанфани (ХДП, либералов, республиканцев, социал-демократов) - переходного кабинета к коалиции "левого центра". Правительство выделило средства на сельское хозяйство, предоставило кредиты крупным аграриям.
21 февраля 1962 г. создан кабинет А. Фанфани на основе союза ХДП с СДП, республиканцами. Кабинет косвенно поддерживала ИСП. Правительство провело ряд реформ, распространивших пенсии на крестьян, батраков, домохозяек, были выделены средства на бесплатное медицинское обслуживание.



3. Переход к политике "левоцентризма". Кризис "левоцентризма" в середине 70-х г.ов, убийство Альдо Моро.

После выборов 1963 г. создано левоцентристское правительство А. Моро (союз ХДП - центра с ИСП - левыми). Вхождение Ненни и Ломбарди (ИСП) в правительство вызвало раскол в ИСП. В январе 1964 г. левое крыло ИСП образовало ИСППЕ. ИСП с 1966 г. объединилась с СДП в ОСП (глава П. Ненни). 1969 г. - раскол ОСП - образование УСП. ИСППЕ в 1964 г. слилась с ИКП.
Правительства "левого центра" действовали в условиях окончания "экономического чуда". Проведена национализация целой отрасли электроэнергетики (1962 - 1965). В 1967 г. введен пятилетний план. Развернулось строительство "Автострады Солнца". В конце 60 - начале 70-х гг.в принят новый закон о социальном обеспечении, 1972 г. - закон о браке, разрешающий развод. В ХДП возникла оппозиция закону. Принят закон об областном управлении (1970).
Во внешней политике продолжался "атлантический курс", но расширялись связи с СССР (строительство автозавода в Тольятти, участие в строительстве в СССР 7 крупных предприятий и др.). Италия 1 августа 1975 г. подписала Заключительный акт Хельсинки.
Ответом на политику "левого центра" была активизация террористической деятельности ИСД, мафии. Усилилась коррупция в правящих кругах ХДП. В 1975 г. представители ИСП вышли из правительства. "Левый центр" распался. Суть кризиса левоцентризма: Италия без участия главной левой силы - ИКП не могла решать сложные социальные проблемы.
На выборах в июне 1976 г. ИКП получила 34,4% голосов, почти столько, сколько ХДП (35%). Лидер ХДП А. Моро выдвинул идею "третьего варианта" (т.е. после центризма и левоцентризма), которая предполагала участие ИКП в управлении страной. В ИКП высказывалась идея "исторического компромисса" (поиск союзников в левом крыле ХДП).
В июне 1977 г. подписано соглашение 6 партий. Представители ИКП в правительство не вошли, но поддерживали его.
Политика разрешения политического кризиса была сорвана провокацией левацких организаций - "красных бригад": похищением 16 марта 1978 г. А. Моро и его убийством 5 мая 1978 г..
Возник правительственный кризис. Правительство ушло в отставку. ИКП перешла в оппозицию. Последующие многочисленные правительства формировались на основе коалиций 5 партий, без участия ИКП.
Конец 70-х - начало 80-х гг. ознаменовались углублением политического кризиса, волной терроризма (похищение судейских чиновников, убийство генерала карабинеров, взрыв на вокзале в Болонье, дело масонской ложи П-2), бездействием правительства во время землетрясения 1980 г.
Во внешней политике - ориентация на НАТО, поддержка курса на размещение в Италии "евроракет", но сохранение экономических отношений с СССР.

Особенности политического и социально-экономического развития первой республики. Переход ко 2-й республике. На референдуме о форме правления - за республику или монархию (2 июня 1946) - около 55% высказалось за ликвидацию монархии. 22 декабря 1947 была принята конституция Итальянской республики, в разработке которой активно участвовали левые партии. В 1948 Италия приняла помощь США по так называемому плану Маршалла, в 1949 вступила в НАТО. В Италии были размещены военные базы НАТО и США. В 1948 И. достигла довоенного уровня в промышленном производстве, а в 1950 - и в сельском хозяйстве. Ведущие итальянские монополии ("ФИАТ", "Фальк" и др.), используя средства, полученные по плану Маршалла, полностью обновили оборудование; В 1951 Италия подписала договор о Европейском объединении угля и стали, а в 1957 о Европейском экономическом сообществе ("Общий рынок").

Новые промышленные центры возникали на юге Италии, в Сицилии, К концу 60-х гг. по запасу золота и валюты Италия вышла на пятое место в западном мире. Иностранные капиталы вкладывались преимущественно в машиностроение, химическую и нефтеперерабатывающую отрасли.. Размер государственных инвестиций в земельную реформу за 12 лет составил 638 млрд. лир, полимерная промышленность, объем производства которой за эти годы увеличился в 6 раз. На втором месте по темпам развития находилось точное машиностроение, здесь ведущее место занимала фирма "Оливетти", затем - добыча и переработка нефти и газа и автомобильная промышленность. 80 % автомобильного производства приходилось на фирму "Фиат".

В экспорте стали преобладать готовые изделия (автомобили, суда, металлорежущие станки, полимеры, сельскохозяйственные машины, обувь, текстиль, бытовая техника), а также продукты сельского хозяйства, как оливковое масло, рис, вино, фрукты. В импорте большой удельный вес занимало сырье - нефть, железная руда и продукты животноводства - мясо, молочные продукты. К характерным чертам послевоенного экономического развития Италии следует отнести сочетание большого государственного сектора и множества мелких и средних предприятий к началу 70-х гг. государству в Италии принадлежали 95 % производства чугуна, 60 % стали и проката, 80 % судостроения, 40 % моторостроения, почти 97 % в добыче нефти и газа, 65 % морского пассажирского флота, вся электроэнергетика, радио, телефонная сеть и почти вся авиакомпания. Разрыв в уровнях развития Юга и Севера не только сохранился, но даже углубился, так как северные города развивались куда более быстрыми темпами. Политическая жизнь Италии в 50-60-х гг. продолжала оставаться достаточно напряженной. Среди выдвинутых после войны на политическую авансцену различных партий продолжали явно преобладать два главных антагониста - ХДП и ИКП. 50-х годов был осуществлен ряд социальных реформ, в том числе пенсионная, были снижены налоги, продолжены аграрные преобразования. 70-е гг. были, в известной степени, переломными в послевоенной Италии и в области социально-экономического и политического развития страны. Закончился период "экономического чуда" Повышение цен на сырую нефть в начале 70-х гг. больно ударило по итальянской экономике, которая на 80 % зависит от внешних источников энергии. 70-е гг. в Италии "свинцовым десятилетием": с 1969 по 1980 гг. В Италии возникло множество подпольных и полулегальных "боевых групп" ("Молодая Италия", "Новая Европа", "Национальный авангард" и др.), наиболее опасными стали так называемые "Красные бригады". Италия, начиная с 1983 г., пережила несколько лет экономического подъема. В стране к началу 90-х гг. сложились 3 вида экономической модели:


1. Северо-западная Италия (Милан, Турин, Генуя), где производятся автомобили, компьютеры, авиационная техника, химические продукты. Это регион крупных промышленных предприятий.

2. Северо-восток и центр (Тоскана, Флоренция, Венеция, Эмилио-Романья). Здесь господствовали узкоспециальные фирмы, производящие керамику, одежду, обувь, трикотаж.

3. Южная Италия, где преобладает аграрный сектор. Особенностью социально-экономической структуры.

Италии в 80-е гг. продолжало оставаться сочетание громадного государственного сектора с мелким и средним предпринимательством. Если в конце 70-х гг. ее государственный долг составлял 40% ВВП, то в начале 90-х он достиг 108 %. Осенью 1992 г. Италия подписала Маастрихтский договор о создании Европейского экономического и валютного союза, хотя условия в нем были очень жесткие: дефицит государственного бюджета - не более 3 % ВВП, государственный долг - не более 60% ВВП, годовая инфляция - не выше 1,5 %. В первой половине 90-х гг. они сводились прежде всего к проведению политики жесткой экономии: существенное сокращение расходов на социальные нужды, усиление налогового пресса и ужесточение мер по сбору налогов, свертывание государственных программ по медицинскому обслуживанию и пенсионному обеспечению.

Полной или частичной приватизации подверглось более 30 крупнейших предприятий госсектора - Парламентские выборы 1992 г., в сущности, были последними выборами Первой республики, а выборы 1994 г. отразили совершенно новый расклад сил. На политическую авансцену вышли такие организации, которые раньше были не слишком заметны или же вообще не существовали: ИСД - Национальный альянс, Лига Севера (ЛС) и образованная буквально накануне выборов известным телемагнатом и предпринимателем Берлускони новая партия "Вперед, Италия!". 1991-1993 переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной; операция «Чистые руки» и кризис традиционных правительственных партий. Резкое усиление коррупции во всех звеньях власти привело к изменению избирательной системы. 4 августа 1993 был одобрен новый закон о парламентских выборах. 1994 год и победа на парламентских выборах блока правых партий («Вперёд Италия», Лига Севера и Национальный Альянс) 1996 год и победа на выборах левоцентристской коалиции «Олива» 1996-2001 год левоцентристы у власти (правительства Р. Проди, М. Д. Алемы, Дж. Амато).

В период с 17 мая 2006 года и 21 февраля 2007 Романо Проди занимал пост премьер-министра Италии после победы узкой его L"Unione коалиции над Каса делле Либерта во главе с Сильвио Берлускони в в апреле 2006 года итальянским выборов. После правительственного кризиса, Проди подал в отставку 21 февраля 2007 года. Три дня спустя он попросил президента Италии, Джорджо Наполитано, чтобы остаться на посту премьер-министра, и он согласился сделать это. 28 февраля 2007 года Проди едва выжил сенате вотума недоверия. Позже, 24 января 2008 года Проди II Кабинета прошел новый кризис, потому что министр юстиции, Клементе Mastella, отказался от поддержки кабинета. Следовательно Проди Кабинета потерял доверие и президентом Джорджо Наполитано называемых новых всеобщих выборов. Выборы на фоне две новые партии, Демократической партии (основана в октябре 2007 года Союз демократов левого и демократии является свобода-Daisy) во главе с Вальтером Вельтрони, и Народ свободы " (Федерация Forza Italia, Национальный Альянс и другие стороны) во главе с Сильвио Берлускони. Демократическая партия в союзе с Италией значений, в то время как Народ свободы "заключил союз с Lega Nord и Движения за автономию. Коалиция во главе с Берлускони победил на выборах и лидер правоцентристской создан Берлускони IV кабинета.

Как известно, у фашистской Германии во время Второй мировой войны было 2 основных союзника, которые по своей воле помогали Гитлеру и имели собственные политические и экономические цели. Как и Германия, Италия во Второй мировой войне понесла огромные человеческие и материальные потери.

Политика Бенито Муссолини, приведшая Италию к войне

В развитии Италии и Германии 30-х годов было много общего. Оба государства стали сильны экономически, но были подавлены всякие протестные движения и установлен тоталитарный режим. Идеологом итальянского фашизма был премьер-министр государства Бенито Муссолини. Этот человек имел монархические замашки, но нельзя сказать, что он, как Гитлер, готовился к войне. К его страна не была экономически и политически готова. Главная цель - создание экономически сильного тоталитарного режима.

Чего удалось достичь Муссолини до 1939 года? Отметим несколько моментов:

Италия после Второй мировой войны

Рассмотрим последствия войны для этой страны. Их можно поделить на несколько групп: политические, экономические и социальные.

Главным политическим результатом стало падение режима Бенито Муссолини и возвращение страны в демократическое русло развития. Это был единственный позитивный момент, который принесла война на

Экономические последствия:

Падение уровня производства и ВВП в 3 раза;

Массовая безработица (официально было зарегистрировано более 2 млн человек, которые искали место работы);

Много предприятий было разрушено во время боевых действий.

Италия во Второй мировой войне оказалась заложником двух которые в результате прекратили свое существование.

Социальные последствия:

Италия после Второй мировой войны недосчиталась более 450 тысяч солдат убитыми и примерно столько же раненными;

В армии на тот момент служили в основном молодые люди, поэтому их смерть повлекла за собой демографический кризис - около миллиона младенцев не родилось.

Заключение

После завершения Второй мировой войны Италия была очень слаба экономически. Именно поэтому постоянно росла численность коммунистической и социалистической партий, их влияние на жизнь государства. Для преодоления кризиса в 1945-1947 году в Италии было национализировано более 50% частной собственности. Главный политический момент второй половины 40-х годов - в 1946 году Италия официально стала республикой.

С пути демократического развития Италия больше не сходила никогда.

Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился мощным военно-политическим ударом по итальянскому фашизму. Военное поражение до крайности обострило напряженное политическое положение в стране. Ни фашистская машина Муссолини, ни присланные Гитлером несколько тысяч гестаповцев не помогли спасти режим. В июле 1943 г. Муссолини подал в отставку и был арестован. Сформированное по поручению короля правительство маршала Бадальо под давлением мощного демократического движения распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. После этого Север Италии был сразу же оккупирован войсками фашистской Германии. Юг оказался занятым англо-американскими войсками. Тогда же по предложению вышедших из подполья коммунистов был образован Комитет национального освобождения, включавший все антифашистские силы страны. В него вошли коммунисты, социалисты, республиканцы, либералы, христианские демократы.

Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны, организованного коммунистами, вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков. Партии антифашистской коалиции образовали Временное правительство и добились отставки короля Виктора Эммануила.

В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме большинство голосов высказалось за республику. В учредительном собрании большинство мест получили 3 партии христианские демократы, социалисты и коммунисты. После длительных дебатов в Учредительном собрании Конституция Итальянской Республики была принята.

Конституция провозгласила Италию демократической республикой, суверенитет в которой принадлежит народу. В ней предусматривались возможности национализации предприятий, которые могли быть основой реальных преобразований в социально-экономической сфере.

Конституция содержала широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати.

В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями

По форме правления Италия парламентская республика. Высшим законодательным органом стал двухпалатный парламент. Нижняя палата - палата депутатов по избирательным законам 1948 г. избирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной системе. Верхняя палата - Сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.

Главой государства является Президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает высшие государственные должности, представляет республику в международных отношениях, помилует граждан. В особых случаях издает декреты, имеющие силу закона распускать парламент.

Акты президента нуждаются в контрассигнации премьер-министра.

Правительство ответственно перед парламентом, который может делегировать ему законодательные полномочия, в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона.

В системе высших органов имеются также Высший совет магистратуры - орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей.

Италия делится на области, провинции и общины во главе с выборными областными и провинциальными собраниями и муниципалитетами. Предусматривалось также создание областной автономии.

Но все демократические положения конституции наталкиваются на сопротивление правых сил. Поэтому вокруг реализации многих демократических и социально-экономических предписаний конституции идет острая борьба между различными политическими силами.

Италия подошла к XX веку капиталистической страной, в которой начал формироваться итальянский империализм.

К концу XIX века Италия была уже единым государством. Италия в течение длительного времени была раздробленной и состояла из многочисленных городов-государств. На её территории располагались государства (королевства), находящиеся под властью Франции и Австрии. Рим находился под властью пап.

Это позволило создать единый национальный рынок, устранить таможенные барьеры между отдельными областями, ввести единую денежную систему, ускорило развитие промышленности и таких её отраслей как хлопчатобумажная, шерстяная, горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная. В стране ещё много было ремесленников и кустарных предприятий. Развитие промышленности привело к увеличению численности населения в городах.

В стране стали появляться отечественные и зарубежные банки, железнодорожные компании. Развернулось строительство железных дорог, росла сеть шоссейных дорог, увеличился объем морских перевозок и тоннаж торгового флота.

Капитализм проникал и в сельское хозяйство. В Италии сохранились крупные помещичьи хозяйства. Сельское хозяйство северных провинций Италии было более прогрессивным. Здесь использовались машины, агротехника, производились продукты, идущие на экспорт: рис, продукты мясного и молочного животноводства, вина. В южных сельскохозяйственных районах использовался малопроизводительный крестьянский труд, поэтому сельскохозяйственная продукция была не конкурентно способна.

Одной из ведущих для развития экономики Италии проблем стала большая миграция населения в другие страны мира, особенно из южных провинций. Большой проблемой в стране оставалась и внутренняя миграция, из южных в северные провинции.

Развитие различных отраслей промышленности, строительство промышленных предприятий, рост численности городов, и разорение крестьян привели к росту промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. К началу XX века в стране было свыше 1 млн. промышленных рабочих и около 2,5 млн. сельских пролетариев. В Италии отсутствовало какое-либо социальное законодательство. Имела место жестокая эксплуатация труда не только мужчин, но и женщин и детей: рабочий день продолжался 15-16 часов, сохранялась натуральная система оплаты труда, практиковалась принудительная покупка продуктов в лавке предпринимателя и т.д. Жизненный уровень трудящихся был весьма низким.

Таким образом, в конце XIX века Италия оставалась все ещё аграрной страной. И капиталистическим государство, в котором произошел промышленный переворот. В стране формировался пролетариат из рабочих и крестьян. Появились первые политические организации: ИРП и ИСП. Италия имела колонии в Северо-Восточной Африке. По своему государственному строю, она являлась королевством.

1.Италия после Второй Мировой войны (1945-1999гг.)

Фашистская диктатура существовала в Италии двадцать лет. Этот период получил название «Черное двадцатилетие». Фашистская диктатура и война нанесли Италии глубокие раны: сотни тысяч молодых людей погибли или стали инвалидами, было вывезено из страны оборудование многих предприятий, произведения искусства и т.д. Италия утратила треть национального богатства. В стране не хватало продуктов питания, что вызывало спекуляцию и «черный рынок», быстро росла инфляция, безработица охватила почти два млн. человек, страна была оккупирована англо-американскими войсками. В это время необходимо было решить вопрос о государственном устройстве страны.

После войны Италия все ещё оставалась монархией. Король Виктор Эммануил III, находившийся на престоле с 1900 г., в начале 20-х годов передал власть Муссолини и поддерживал фашистов, что вызывало недовольство народа..

По конституции законодательная власть в стране принадлежит парламенту, избираемому на пять лет всеобщим голосованием. Парламент состоит из двух палат: палата депутатов и сенат. Во главе правительства стоит представитель той партии, которая набрала наибольшее число голосов при выборах парламента. Он же формирует и все правительство. Президент избирается на совместном заседании обеих палат, сроком на семь лет.

Таким образом, уже в первые послевоенные годы Италия стала республикой (1946г.), в которой действовала уже новая конституция (1948г.).

после войны Италия нуждалась в финансовой помощи, которая ей была обещана США, при условии, что в правительстве не будет коммунистов и социалистов. Поэтому они в 1947 году и были выведены из правительства. Первоначально в Италию ввозились продукты питания, а затем начался импорт промышленного оборудования. Общий объём поставок по плану Маршалла составил вначале 1,5 млрд. долл., причем США контролировали расходование поступавших средств. В последствии финансовая помощь США составила свыше 3 млрд. долл. Для восстановления хозяйства Италии использовались и внутригосударственные средства.

Бурный экономический рост в 50-60 годах позволил Италии войти в семерку наиболее передовых индустриальных государств мира. Об Италии стали говорить, как о «стране благоденствия». Однако, с конца 60-х годов экономическая ситуация ухудшается: «экономическое чудо « прошло, темпы роста итальянской экономики замедлились, а в середине 70-х годов Италия оказалась в тисках мирового экономического кризиса. Рост производства почти полностью прекратился, поднялись цены, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Все это потребовало проведения структурной перестройки производства: внедрение наукоемких технологий, сберегающих материалов, использование микропроцессоров, роботов, информатики, автоматизации систем управления. Это привело к тому, что Италия стала выходить из кризиса. Начался экономический подъем, который продолжался до 90-х годов.

Особенностью политической жизни Италии является её нестабильность. Экономические кризисы сочетаются с кризисами политическими. Италия является многопартийной страной.

В 90-е годы Италия вступила как развитая индустриальная держава, занимающая пятое место в капиталистическом мире по производству валового внутреннего продукта (ВВП). Одной из ведущих отраслей ее экономики стало машиностроение.

Для итальянской экономики характерно господство монополистического капитала, а также участие иностранного капитала. В стране много государственных объединений и частных монополий.

Италия занимает шестое место в мировой торговле. Она вышла на мировые рынки как крупный экспортер автомобилей, мебели, стройматериалов, сельскохозяйственной техники, готового платья, обуви, электротехники, медицинского оборудования, а также фруктов и вин. Италия ежегодно производит 4 тыс. промышленных роботов.

Таким образом, Италия вошла в XX век аграрной страной. В этом столетии она прошла свой экономический путь от аграрного к аграрно-индустриальному, индустриальному и вступила в постиндустриальный период своего развития. Особенностью ее экономики является господство монополистического капитала в виде государственных и частных монополий. Экономика Италии на протяжении всего XX столетия претерпевала как мировые экономические кризисы, так и спады производства, связанные с внутренними причинами.

Характерной особенностью Италии является высокая активность трудящихся в отстаивании своих прав и свобод, что выражается в забастовочном движении, которое усиливается в годы социальных потрясений (кризисы, войны и др.). Трудящиеся выдвигают не только экономические, но и политические требования, что отмечается и в настоящее время.

Политической особенностью Италии является ее многопартийность, с нестабильностью и частыми расколами внутри партий, что приводит к частым политическим кризисам и сопровождается сменами кабинета правительства.

Италия является страной, где процветает терроризм и мафия, и борьба с этими явлениями не является пока успешной. По масштабам коррупции Италия не имеет равных в мире.

Между Россией и Италией существуют дружественные партнерские отношения. Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В апреле 2002г. во время визита в Москву премьер-министра Италии Сильвио Берлускони подписан протокол о взаимопонимании в области технического сотрудничества, а также меморандум о взаимопонимании между соответствующими космическими институтами двух стран, о совместных исследованиях в области космоса.

Похожие публикации