Понятие инновационной системы ее инфраструктура и содержание. Инновационная инфраструктура рф и ее развитие

Инновационная инфраструктура

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
В РФ инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и др.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Инновационная инфраструктура" в других словарях:

    Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг... Источник: Федеральный… … Официальная терминология

    инновационная инфраструктура - 3.1.21 инновационная инфраструктура: Строение (устройство) организации (учреждения), способствующее осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих …

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Инфраструктура. Инфраструктура экономики (лат. infra ниже, под + structura строение, расположение) совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом,… … Википедия

    Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

    Инфраструктура инновационная - совокупность организаций, обслуживающих и обеспечивающих инновационную деятельность предприятий (организаций) и отдельных инноваторов. Инновационная инфраструктура имеет различные комплексные формы, наиболее распространенными из которых… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    - (экономика знаний, интеллектуальная экономика) тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих… … Википедия

    Комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационно инвестиционных процессов. См. также: Инфраструктура Инновационная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ГОСТ Р 54147-2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа: 3.3.17 активы (asset): Все, что имеет ценность для организации. Определения термина из разных документов: активы 3.2.62 анализ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    У этого термина существуют и другие значения, см. Институт генетики и цитологии. Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси (ИГиЦ НАНБ) Международное название Institute of Genetics and Cytology of the National Academy of… … Википедия

Книги

  • Инновационная экономика. Учебное пособие , Якушев А., Дубынина А.. Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего образования. Рассмотрены основные понятия инновационной экономики, содержание и структура…
  • Инновационная инфраструктура рынка. Учебное пособие для прикладного бакалавриата , Спицына Л.. Серия «Университеты России» позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе учебники и учебные пособия по различным дисциплинам, подготовленные…

Проблемы инновационного развития часто заключаются в неверных принципах построения инфраструктуры - базы, на которой находится инновационная деятельность предприятия, региона или даже страны. Что представляет собой такая база и какое значение она имеет для развития системы?

Понятие инновационной инфраструктуры

Любая система общественных или производственных отношений с течением времени должна занимать принципиально новый уровень. Благодаря постепенному развитию такая система эволюционирует, самосовершенствуется, а ее характеристики выходят на новый уровень. Именно благодаря такому поступательному развитию и происходит процесс потенциала общества, что дает толчок для развития цивилизации в целом.

В основном развитие инновационной инфраструктуры касается крупномасштабных процессов, таких как формирование нового подхода к управлению в государственных масштабах. Поэтому процессы становления в основном применимы к государственным масштабам и основываются на внедрении новых проектов в пределах одной страны.

Инновационная инфраструктура представляет собой основной механизм принципиально новой деятельности существующей системы. Это понятие может быть использовано с разным смыслом, но суть его сводится к следующему: это совокупность различных структур, тесно связанных между собой, которые обслуживают и стимулируют ростки новаторства в стране.

Элементы инновационной инфраструктуры

В нашей стране субъектами структуры новаторского развития являются: инновационно-технологические центры, научно-исследовательские лаборатории крупных университетов, технологические инкубаторы, деловые центры, прочее. Сюда входят все организации, стимулирующие новаторскую деятельность в различных областях науки и экономики.

Системный подход

Инновационная инфраструктура развивается и совершенствуется. Для наблюдения за ее развитием используются различные подходы. Системный метод исследования процессов является наиболее универсальным. Он исследует формирование инновационной инфраструктуры и заключается в делении всего разнообразия учебных центров и организаций на несколько блоков.

  1. Финансовый блок - отвечает за развитие финансовой инфраструктуры, за привлечение инвестиций в научно-исследовательские центры, за эффективное осваивание различных видов финансовой помощи.
  2. Производственно-технологический блок - отвечает за проведение экспериментов и опытов в рамках текущих исследований и проектов.
  3. Информационный блок - отвечает за освещение научно-исследовательской деятельности в СМИ, подготавливает пресс-релизы, конференции, интервью, собеседования.
  4. Кадровый блок - обеспечивает сотрудниками, способными привлечь в систему новые методы и знания.
  5. Консультационно-экспертный блок включает в себя организации, занятые оказанием услуг по проблемам патентования, защиты интеллектуальной собственности, сертификации и стандартизации, а также центры
  6. Блок сбыта - отвечает за привлекательность проектов для инвесторов, создает коммерческую привлекательность для инновационного продукта, прокладывает коридор от научно-исследовательского центра до производственных предприятий, в которых налаживается серийный выпуск инновационной продукции.

Создание инновационной инфраструктуры

Для образования необходимо тесное взаимодействие исследователей и ученых на стыке нескольких научных дисциплин. Отсюда возникают и предпосылки для создания конечного продукта, и препятствия, мешающие этому процессу.

К факторам, останавливающим развитие «коридора инноваций» в отдельных регионах страны, можно отнести:

  • недостаток квалифицированных кадров;
  • медленное обновление производственных мощностей;
  • слабая государственная поддержка новаторских начинаний и новых исследований;
  • недостаток информации о возможных рынках сбыта конечного продукта, в том числе и за рубежом.

Анализ инновационной инфраструктуры

Как можно видеть, базовые препятствия для развития инновационного климата заключаются, прежде всего, в отсутствии методического подхода к популяризации Там, где высок научный потенциал, инфраструктура инновационной деятельности раскрыта в разрезе всех системных блоков. При недостатке тех или иных ресурсов инновационная деятельность в регионе нуждается в поддержке со стороны государства и частных инвесторов.

Расположение инновационных центров

В России инновационная инфраструктура сосредоточена возле важнейших научно-технологических центров. В первую очередь это Москва и Московская область с ее огромным исследовательским потенциалом. В столице успешно ведут свою деятельность 652 организации, 34 крупнейших научных предприятия, работающих под эгидой государства, три ведущих наноцентра - известнейший «Т-Нано», Зеленоградский нанотехнологический центр, Нанотехнологический центр композитов. В столице также успешно работает Институт земного магнетизма - одно из самых первых научных заведений России. Много усилий для развития новаторской деятельности прикладывает и правительство Москвы. Так, благодаря его поддержке, был создан "Технополис" - ведущий индустриальный парк, предназначенный для разработки и развития высоких технологий. Мощностями этой исследовательской площадки пользуются около 20 компаний, работающих в различных сферах научной деятельности.

Подобные центры размещены по всей территории РФ, возле всех крупных научно-образовательных учреждений с хорошей лабораторной и исследовательский базой. Инфраструктура связывает такие центры общими разработками и интересами, выходит на взаимодействие с иностранными партнерами, делая возможным приток инвестиций в нашу страну.

Итоги

Таким образом, развитие инфраструктуры новаторских начинаний делает работу в НИИ нашего государства более привлекательной и для отечественных, и для зарубежных ученых. Наличие государственной поддержки помогает продолжить исследования. Конечный продукт может быть реализован немедленно и приносить коммерческую прибыль, а может и не нести немедленной коммерческой отдачи. Благодаря разработанному комплексу мер, инновационная инфраструктура продолжает развиваться и поднимать научную репутацию нашей страны во всем мире.

Организационную, правовую и экономическую поддержку инновационной деятельности предприятия на различных уровнях и в различных формах обеспечивает инновационная инфраструктура.

Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, оказывающих услуги по обеспечению инновационной деятельности (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные и т.п.).

Инновационная инфраструктура объединяет организации различных видов: консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникационные, юридические, образовательные, тренинговые и т.д. фирмы, инвесторов, посредников, научные и государственные учреждения, которые своей деятельностью охватывают весь инновационный цикл - от генерации научно-технической идеи до реализации нововведения.

Целью создания инфраструктуры является комплексное обеспечение инновационной деятельности субъектов хозяйствования, сохранение и развитие научно-технического потенциала страны в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурная перестройка, изменение номенклатуры изделий, создания новой продукции, новых производственных процессов.

Реализация соответствующих функций предполагает формирование комплекса взаимосвязанных элементов:

o системы информационного обеспечения, которая дает доступ к базам и банкам данных для всех заинтересованных независимо от форм собственности;

o экспертизы (включая государственную) инновационных программ, проектов, предложений, заявок;

o финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности на основе использования различных источников поступления средств: ресурсов предприятий и организаций, инвестиционных фондов, иностранных инвестиций и др.;

o системы сертификации их продукции, соответствующие услуги в сфере метрологии, стандартизации, контроля качества;

o системы продвижения нововведений на региональные, межрегиональные, иностранные рынки, включая выставочную, рекламную, маркетинговую, патентно-лицензионную виды деятельности, защита интеллектуальной собственности;

o подготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.

Организационно объекты инновационной инфраструктуры могут быть представлены как:

o финансово-кредитные учреждения;

o зоны интенсивного научно-технологического развития (технополисы) инновационные парки;

o инновационные центры;

o инкубаторы (инновационные, технологические, инновационного бизнеса);

o консалтинговые фирмы, компании и др.

Опыт развитых стран показывает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру реализации нововведений, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и использует весь диапазон технологий создания и реализации инноваций.

Например. Япония ограниченные природные и земельные ресурсы, к тому же после Второй мировой войны ограниченность финансовых ресурсов, удаленность от рынков поставили Японию в довольно сложные стартовые условия по сравнению с другими странами. Удачная инновационная политика японского правительства помогла промышленности эффективно использовать этот фактор и быстрее других стран, которые владели существенными преимуществами, достичь высокого уровня конкурентоспособности, изменить приоритетные направления развития.

Во второй половине 1980-х годов и в 1990-е годы начался этап формирования новых функций университетов в национальных инновационных системах. Были созданы и развиваются различные центры передачи технологии - инновационные центры, технологические парки, инкубаторы новых технологий, способствующих отбора перспективных научных разработок и распространению новых технологий в пользу мелкого и среднего бизнеса. На этом же уровне были испытаны и во многих случаях оказались успешными другие формы взаимодействия между учеными и предпринимателями, например, венчурные механизмы финансирования.

Значительная часть таких центров было региональный характер, то есть создавались при активном материального и организационного содействия со стороны местной власти или по ее инициативе. Местная власть выделяла землю, сдавала в аренду на льготных условиях муниципальные здания для поддержки малого наукоемкого бизнеса, создание благоприятной инновационной среды. В результате научные парки и инкубаторы, по размаху создание которых США и Западная Европа не уступают друг другу, пожалуй, подчеркивают универсальность этой формы организации инновационной деятельности. их создание решило многие проблемы научно-технологической политики США и других стран, давая стимул новым инициативным людям, ученым и предпринимателям и повышая общий уровень кооперации различных секторов национальных инновационных систем.

Особое внимание в формировании эффективной системы инновационной инфраструктуры заслуживают учебные заведения. Так, университетам, которые возглавили мелкий наукоемкий бизнес или стали ведущими сотрудниками таких компаний, принадлежит особая роль в современном наукоми-СТКО предпринимательстве. Университет, особенно опытный, - это место, где все без исключения новаторы, изобретатели, успешные менеджеры наукоемкого бизнеса или учились, или проводили исследования.

Новая тенденция этого же направления, оказалась в 1990-е годы, - усиление коммерческого характера деятельности ученых и создаваемых ими структур. Если раньше равное значение имели информационные, консультативные, образовательные услуги, предоставляемые профессорами преимущественно на контрактной основе, то теперь все чаще ученые лично участвуют в создании компаний, в прямых инвестициях в бизнес (о портфельных и говорить не приходится, поскольку акциями различных компаний в США, например, обладают даже многие студенты). Профессор, создавший свое дело и привлекает студентов и аспирантов к работе в наукоемкой компании, - весьма распространенное явление.

С целью поддержки развития предпринимательских структур малого бизнеса, которые обеспечивают высокую благоприятность к инновациям, во многих странах распространение получила такая форма, как бизнес-инкубатор.

Бизнес-инкубатор - организационная структура, целью которой является формирование благоприятных условий для стартового развития малых инновационных предприятий путем предоставления им определенного комплекса услуг и ресурсов.

Таким фирмам в центрах-инкубаторах предоставляются многочисленные инновационные услуги, к которым, в частности, относятся:

o аренда помещений;

o прокат научного и технологического оборудования на определенный период;

o консультации по экономическим и юридическим вопросам;

o финансовые услуги;

o экспертиза инновационных проектов (научно-техническая, экологическая, коммерческая)

Практика показывает, что в конкурентной среде значительно больше инновационных малых предприятий выживают в пределах инкубаторов, чем вне их. Деятельность инкубаторов достаточно эффективна. их развитие не требует бюджетных ассигнований (возможно, за исключением минимальных средств в виде стартового капитала). Инкубатор, как правило, обеспечивает себя на принципах самофинансирования. Он заинтересован в том, чтобы малые инновационные структуры как можно скорее становились рентабельными (инкубатора гарантируется значительная доля в их будущих прибылях).

Доходы инкубатора состоят из трех основных источников:

1) арендная плата, полученная от клиентов за наем помещений;

2) продажа различных услуг;

3) участие в прибылях тех фирм, в которые инкубатор вложил в той или иной форме свои средства.

Продолжительность пребывания вновь фирмы в инкубаторе ограничивается трехлетним сроком. Считается, что за этот период фирме будет достаточно, чтобы стать способной самостоятельно решать хозяйственные проблемы.

Среди известных американских компаний, которые владеют специальными фирмами-инкубаторами для выращивания дочерних малых венчурных фирм, является "Дженерал электрик" и "ИБМ". их деятельность организована таким образом, что материнская компания финансирует значительную сумму расходов, связанных со становлением инновационной фирмы (80%), что дает возможность ей впоследствии полностью выкупить малую венчурную фирму и организовать на ее базе собственные опытно-экспериментальные, конструкторские или производственные подразделения. Бизнес-инкубаторы почти всегда имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность. Успешно функционируют бизнес-инкубаторы в Германии, Польше, Словаки, Чехии.

Опыт зарубежных стран показывает, что целесообразно формирование инкубаторов трех основных видов:

1. Некоммерческие инкубаторы - это те, что работают на основе привлеченных средств местных органов власти, которые заинтересованы в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Инкубаторы такого вида получают от арендаторов плату, которая значительно ниже (до 50%), чем в среднем по стране. Этого достаточно, чтобы содержать основной персонал, работающий в инкубаторе.

2. Доходные инкубатори- те, которые не предоставляют льгот, сдавая в аренду свое имущество. Это преимущественно частные бизнес-инкубаторы, численность которых растет. Они предлагают арендаторам широкий круг различных услуг, за пользование которыми получают соответствующую плату.

3. Инкубаторы, которые функционируют при академических институтах, высших учебных заведениях. Они выступают звеном, объединяющим в разработке нововведений научные учреждения и частный бизнес; оказывают эффективную поддержку предприятиям, которые намерены овладеть высокотехнологичную продукцию; проводят консультации ученых, исследовательскую и лабораторную базу, вычислительную технику, дают возможность пользования библиотекой и тому подобное. Арендная плата при этом достаточно высока.

Функции бизнес-инкубаторов постоянно расширяются. Развитие бизнес-инкубаторов начало во многих странах бывшего СССР. В Украине также созданы бизнес-инкубаторы при некоторых высших учебных заведениях и в регионах (при поддержке правительственных программ зарубежных стран). Так, по инициативе городской госадминистрации в поддержку инновационной деятельности В Киеве создан Киевский инновационный бизнес-инкубатор, в состав которого входят непосредственно бизнес-инкубатор как орган управления, координационные органы для обеспечения сотрудничества с местными органами власти; самостоятельные центры для обслуживания инкубированных фирм; сами фирмы.

Инкубированные фирмы занимаются инновационным проектированием и пользуются всеми льготами, предоставленными бизнес-инкубатором (льготные аренда помещений, получения сервисных услуг). Территориально они расположены в помещении бизнес-инкубатора, однако срок действия их пребывания в составе бизнес-инкубатора ограничивается двумя-тремя годами.

Инновационные бизнес-инкубаторы действуют при технических университетах Львова, Днепропетровска и Киева. В 1996 г.. В Ивано-Франковске создан Украинский-канадский бизнес-центр, который осуществляет основные функции бизнес-инкубатора.

Значительное развитие за последние десять лет получила научно-консультативный деятельность. Она имеет всеобъемлющий характер. Это консультативные фирмы, которые оказывают помощь по любым вопросам организации и управления, начиная с проблемы долгосрочного прогноза, разработки инновационных стратегий, организационных структур и заканчивая проблемами освобождения кадров.

Консультативные фирмы как организационная форма взаимодействия науки и практики возникли в 1970-е годы. С тех пор спрос на услуги консультативных фирм постоянно растет.

Консультация - это форма услуги фирме (организации) или человеку с целью анализа ситуаций и решения их и связанных с ними проблем. Консультации опираются не только на знания и опыт, а прежде всего на проведение конкретных и специализированных исследований.

Технологически эта работа охватывает следующие этапы: получив заказ, специалисты проводят общее ознакомление с фирмой или с проблемой, оценивают ее параметры, выбирают форму консультативной работы, заключают договор (контракт) на ее проведение, осуществляют диагностику управления инновационной деятельностью фирмы, разрабатывают рекомендации, проводят мониторинг их реализации.

Консультационная фирма в сотрудничестве с заказчиком формирует опытную группу с учетом характера исследуемых проблем, особенностей проведения исследований, объемов работы. Часто консультанты выступают экспертами или арбитрами. Существуют внешние и внутренние консультанты. Нередко возникают такие потребности в консультативной деятельности, не рационально решать, привлекая внешних консультантов. Это бывает в условиях небольшого объема исследовательской работы, опасений относительно возможности раскрытия информации о состоянии фирмы, инновации или недоверия к консультативной фирмы и др. В таких случаях используются услуги внутренних консультантов, подготовку которых часто организуют фирмы.

Внутренними консультантами могут быть специалисты высокой квалификации, которые имеют определенный опыт и определенные личные качества, что позволяет им квалифицированно провести диагностику ситуации, а также разработать практические ценные рекомендации для решения проблемы. Главными факторами успеха их деятельности является объективность, профессионализм, знание, независимость и авторитет. Большие консультативные организации всемирно - это, например, "Мак-Кинзи", "Артур Д. Литтл", специализирующихся на предоставлении широкого спектра услуг, их называют "фабриками мысли».

Консультативные организации осуществляют консультации по таким направлениям управленческой деятельности:

o стратегическое развитие фирмы-клиента;

o разработка альтернативных решений управленческих инновационных проблем;

o обоснование оптимального варианта развития фирмы в том или ином направлении;

o формирование эффективных организационных структур;

o корпоративное планирование;

o организация исследования рынка;

o инженерно-конструкторские работы;

o технология исследования систем управления;

o проведение экспериментов, социометрических исследований, тестирования и т.

Виды консультативно-исследовательской деятельности могут быть разнообразными по степени и форме вмешательства в процессы управления, способами поиска оптимального соотношения фундаментальных и прикладных исследований, по развитию новой техники и технологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

Контрольная работа

на тему " Инфраструктура инновационной деятельности "

Работу выполнил

студент(ка)1курса

группа 315-М(З)24

Каримова Г.Ф.

Проверила Абранина Т.С

Казань 2016

1. Понятие инновационной инфраструктуры

1.1 Общая схема инновационной инфраструктуры

1.2 Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика

1.3 Ключевые элементы инновационной инфраструктуры

Заключение

Список использованных источников и литературы

1. Понятие инновационной инфраструктуры

инновационный инфраструктура технопарковый

Инфраструктура инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов.

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (табл. 1).

1.1 Общая схема инновационной инфраструктуры

Таблица 1

Составляющие ИИ

Вид организации

Производственно-технологическая

Технопарк, центр коллективного пользования оборудованием и др.

Консалтинговая

Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, консалтинг в сфере экономики и финансов, технологий, маркетинга, внешнеэкономической деятельности

Финансовая

Бюджетная организация, внебюджетные фонды, венчурные фонды

Кадровая

Система подготовки специалистов в области технологического и научного менеджмента; система повышения квалификации персонала в области инноваций

Информационная

Государственная система научно-технической информации, региональные информационные сети, Интернет

Сбытовая

Внешнеторговое объединение, специализированная посредническая фирма, Интернет, выставка

Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры (ИИ) могут решать лишь часть проблем, и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры.

Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу.

1.2 Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика

Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры и проблемы их развития.

1.Производственно-технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятся технопарки, инновационно-технологические центры, технологические кластеры и др.

Технопарк (ТП) сдает свои площади инновационным предприятиям на лучших условиях, чем просто коммерческая аренда. Кроме аренды, здесь на льготных условиях предоставляется также набор общих услуг (факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические услуги и пр.). Опыт работы ТП показывает правильность стратегии и ее высокую эффективность. Кроме того, здесь за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые проекты, новые решения, схемы сбыта и т. д. Немаловажным является также то, что в ТП отсутствуют условия для ведения теневой деятельности.

Организация этих структур реализуется через обустройство территории, оснащенной необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия (МП) могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант - организация ТП на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

В последнее время стала модной организация кластеров - совокупности предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями.

Центры коллективного пользования производственным оборудованием. Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Таким образом, от использования новых технологий в производстве по этой причине оказывается отсеченным огромное количество малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

Организация центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству предприятий доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу российской экономики на инновационный путь развития.

2. Консалтинговая инфраструктура - это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Основные проблемы, которые стали проявляться с началом развития сети ЦТТ - отсутствие квалифицированных кадров для их комплектования. Если проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение новых продуктов на рынок. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга.

Поскольку обучение кадров - процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, необходимо предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс-обучения основам инновационных подходов.

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так, техническая информация в настоящее время доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

Частично данная проблема может быть решена благодаря созданию сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Необходима работа по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия следует направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей.

5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой для России. Следует отметить, что в последнее время во многих регионах идет создание региональных венчурных фондов. В большинстве таких случаев слово «венчурный» в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу, большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.

6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт - один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки.

На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, поэтому без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом этих предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличение их доли с 0,3-0,5 % (в настоящее время) до сравнимых с показателями развитых стран.

Классические методы продвижения (участие в выставках, продажи через Интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с советскими внешнеторговыми организациями, обслуживавшими экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединённых по региональному или отраслевому принципу.

Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время: через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

1.3 Ключевые элементы иннов ационной инфраструктуры

Ключевые элементы инновационной инфраструктуры: технопарковые структуры, информационно- технологические системы, научные парки, технологические и исследовательские парки; Инновационные, инновационно- технологические и бизнес- инновационные центры; центры трансфера технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий; виртуальные инкубаторы; технополисы и др. Информационно технологические центры: базы научной и технологической информации, технико- юридической и технико-экономической информации, другие базы данных.

Группы технопарковых структур: Инкубаторы, технопарки, технополисы.

Инкубаторы Инкубаторы- это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления. "...Бизнес-инкубатор - организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей..."

Отличительные особенности инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации; инкубаторы поддерживают не только организации высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра; инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими организациями; политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

Технопарки Научно-технологический парк - это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции. «Технопарк - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес- инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства...»

Классификация технопарков исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментально-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер. технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии.

Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города.

Заключение

Инновационный процесс, т.е. процесс создания, распространения и потребления субъектами народного хозяйства научно-технических, организационных, управленческих и других новшеств, является основным содержанием процесса модернизации экономики и общества в целом. Это справедливо и для такого понятия, как научно-технический прогресс (НТП), широко используемого для описания различий в экономическом развитии тех или иных стран. Более того, масштабы использования достижений НТП в свое время стали основным критерием деления стран на промышленно-развитые (индустриальные) и остальные, т.е. развивающиеся.

Список использованных источников и литературы

1. Аммосов Ю. Деньги для хорошего человека // Эксперт. 2004. № 4;

2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник СПб.: Питер, 2006;

3. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие - СПб.: ПИТЕР, 2007;

4. Медынский В.Т. Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Инновационный менеджмент. Уч. пос. / Под ред. Оголевой Л.Н.: М., ИНФРА-М, 2007

6. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие -М.,Инфра-М, 2008 г.

7. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент, учебное пособие, С-Пб,2008

8. Бортник И. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. 2006. № 1.С. 5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации. Виды технопарковых структур и их особенности. Понятие, структура, экономические характеристики, макро- и микросреда технопарка. Анализ и оценка управленческой деятельности в организации.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ. Специфика инновационной деятельности в развитых, отдельных новых индустриальных странах и странах с переходной экономикой. Пути создания инновационной инфраструктуры в Ставропольском крае.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Задачи инновационной деятельности предприятия. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге, особенности создания инновационной инфраструктуры. Изучение перспективы развития инновационной деятельности на предприятиях.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Понятие инновационной инфраструктуры как цикла осуществления инновационной деятельности: от генерации идей до реализации наукоемкой продукции. Место венчурных фирм среди малых инновационных предприятий. Инновации системной структуры производства.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Теоретические аспекты инновационной деятельности на уровне малого и среднего бизнеса. Анализ инновационной деятельности предприятия "Т-сервис". Разработка стратегии (прежде всего инновационной) развития предприятия ООО "Т-сервис" на ближайший год.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2009

    Раскрытие социально-экономической сущности инновационной деятельности. Изучение организационной структуры инновационной фирмы и характеристика основных видов инновационной деятельности организации. Анализ рисков инновационных проектов ЗАО "СпикФон".

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Сущность инновационной деятельности. Особенности ее осуществления в условиях кризиса. Диагностика банкротства ОАО "Мценский литейный завод" по российским и зарубежным методикам. Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности завода.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Определение понятия инновационной деятельности и общая характеристика стратегии инноваций. Анализ современных проблем инновационной деятельности в России и её регионах. Состояние и возможности развития инновационной деятельности в Республике Дагестан.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2013

    Понятие инноваций. Риски в инновационной деятельности. Методы управления рисками в инновационной деятельности. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности. Факторы рисков и критерии их оценки. Инновационный менеджмент.

Инновационная инфраструктура РФ и ее развитие


Введение


В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной инфраструктуры. В данной работе мы рассмотрим понятие и задачи инновационной инфраструктуры, элементов инновационной инфраструктуры РФ, сущность и принципов, классификацию научных организаций, признаков и видов малых инновационных предприятий (компаний), а также укажем цели и задачи инновационной стратегии РФ до 2020 г.


1. Понятие и задачи инновационной инфраструктуры

инновационный инфраструктура наука

Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультативных и организационных услуг.

Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики .

Обычно выделяются, по крайне мере, следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.;

информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно:

к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;

к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.;

к необходимой информации;

к кадровым ресурсам требуемой квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;

различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.

Задачи инновационной инфраструктуры выражаются в следующем:

отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;

поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами;

формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм;

создание информационных сетей обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

обучение предпринимательству в научно-технической сфере.


Элементы инновационной инфраструктуры


С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи как:

информационное обеспечение;

производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;

проведение выставок инновационных проектов и продуктов;

оказание консультационной помощи;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности.

Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются:

) технопарковые структуры:

научные парки, технологические и исследовательские центры;

инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры;

центры трасфертатехнологий;

инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;

виртуальные инкубаторы;

технополисы и др.

) информационно-технологические системы:

базы научной и технологической информации, технико-юридической и технико-экономической информации, другие базы данных.

Рассмотрим в отдельности представленные элементы инновационной инфраструктуры.

Информационно-технологические системы

Одним из ключевых элементов инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы. Эти системы основаны на базах данных, содержащих самую разнообразную информацию о субъектах и результатах инновационной деятельности.

Быстрое развитие Интернет-технологий и других новых информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность решения задачи информационного обеспечения инновационной деятельности. Использование телематических сетей для интерактивного удаленного доступа к базам данных информационно-технологических систем содействуют более эффективному осуществлению инновационных процессов.

Примерами успешного функционирования этого элемента инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы ARIST, CORDIS, EPIPOS, поддерживаемые странами ЕС.

Так, научно-технологическая информационная служба ARIST - это информационный инструмент для получения сведений о существующих на рынке инновационных технологиях. Он используется для установления контактов инновационных организаций, обладающих соответствующей технологией, с потенциальными клиентами. ARIST предоставляет целый ряд информационных услуг, которые можно разбить на три группы:

Научная и технологическая информация для анализа того, какой стадии достигла определенная инновационная технология.

Технико-юридическая информация - анализируются такие темы, как промышленная собственность (патенты, торговые марки, полезные модели, национальные и зарубежные технические стандарты), а также законодательства, нормативно-правовые акты разных стран.

Технико-экономическая информация включает рыночные исследования поставок и дистрибьюции.

Технопарковые структуры.

В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарковых структур:

научные парки, технологические и исследовательские парки,

инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры,

центры трансферта технологий,

инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий, виртуальные инкубаторы,

технополисы и другие.

Между некоторыми из этих форм существуют принципиальные отличия, связанные с различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими технопарковыми структурами отличие носит скорее терминологический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в определенной стране.

Можно выделить основные три группа технопарковых структур:

. инкубаторы,

. технопарки,

. технополисы.

Рассмотрим отличительные особенности, характерные признаки каждой и этих форм и опыт их функционирования в различных странах.

Инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления.

Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность (предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг).

Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Инкубатор, как форма и элемент инновационной инфраструктуры, находится в постоянном развитии, логику которого во многом помогает понять история возникновения и распространения инкубаторов.

Под технопарком подразумевается компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорения продвижения новшеств в сферу материального производства.

Отличительные черты технопарка:

комплексность входящих в технологический парк юридически самостоятельных фирм и организаций по научно-производственному циклу создания новшеств (научные учреждения, вузы, промышленные предприятия, службы сервиса и т.д.);

компактность расположения;

ограниченность площади;

наличие качественной инфраструктуры;

расположение в экологически чистых живописных районах;

высокая эффективность инновационный деятельности.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Различие между ними заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены:

инновационно-технологический центр;

учебный центр;

консультационный центр,

информационный центр,

маркетинговый центр,

промышленная зона.

Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например, услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации и т.п. В состав технопарка в качестве его отдельного структурного элемента может входить инкубатор.

Технополис, который нередко называют также научным городом или наукоградом, «городом мозгов», представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой.

Целью строительства наукоградов, технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. Как правило, одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, является его расположение в живописных районах, гармония с природными условиями и местными традициями.

В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры. В нашей стране положительную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций.

Одним из примеров служит начало по созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра "Сколково" создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра "Сколково", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.


Сущность и принципы формирования организационных структур инновационных предприятий


Решение задач, стоящих перед инновационными предприятиями (ИП) (самостоятельными или входящими в объединения, концерны и другие организационные формы высокого уровня), осуществляется в рамках тех или иных организационных структур. Они предусматривают наличие определённого состава подразделений или отдельных функционеров, находящихся в установленных взаимосвязях и взаимодействии, и в рамках внутриструктурной деятельности того или иного вида, направленной на выполнение определённых функций и на достижение частных и генеральных целей функционирования ИП.

Организационная структура ИП - это совокупность научных, конструкторских, проектных, технологических и информационных подразделений (лабораторий, отделов, секторов, групп), осуществляющих основную творческую деятельность по созданию интеллектуального продукта - инноваций определённого профиля и специализации, а также производственных, вспомогательных и управленческих подразделений, обеспечивающих выполнение тематических планов НИОКР и реализацию созданных инноваций. Организационная структура любого ИП должна в каждый отрезок времени соответствовать её целевой и функциональной структуре. На практике такого полного совпадения структур может не быть. Это объясняется тем, что в условиях динамичных рыночных отношений отпадают одни цели и функции и появляются новые в соответствии с новыми идеями, заданиями, методами решения и т.д. .

Основополагающими факторами, под воздействием которых формируется организационная структура ИП, являются:

особенности отрасли знаний, науки и техники, производства;

степень самостоятельности ИП или место в структуре объединения;

направления исполняемых НИОКР и конкретных заданий тематического плана;

уровень специализации и степень кооперации конкретного ИП и его место в общественном разделении труда, а также технология проведения и уровень автоматизации научных, проектно-конструкторских, экономико-управленческих работ;

сроки решения научно-технических проблем;

структура располагаемых ресурсов ИП (трудовых, материальных, информационных и финансовых) и тенденции их развития.

Важнейшими принципами построения и совершенствования структур ИП являются:

первичность целей, функций, задач и вторичность решающих их подразделений;

рациональное разделение и кооперация труда (внешнего и внутреннего) и целесообразная специализация подразделений и исполнителей, что в свою очередь создаёт условия для научной организации труда работников всех уровней, ускорения документооборота и прохождения информации всех видов по вертикали и горизонтали, сокращения цикла и уменьшения затрат на создание инноваций;

иерархичность взаимодействия структурных подразделений с минимально возможным числом уровней иерархии для обеспечения кратчайших путей прохождения информации сверху вниз и снизу вверх;

обеспечение управляемости, для чего на каждом иерархическом уровне оптимально должны находиться 5-6, но не более 8-9 организационных ячеек;

специализация каждого структурного органа любого уровня на выполнении возможно узкого круга функций, предусмотренных положениями.


Классификация научных организаций по секторам науки и типам организации


Организации, для которых научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности, не всегда характеризуются принадлежностью к той или иной отрасли экономики, или организационно-правовой формой собственности. В этом случае действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации работ.


СекторТип научной организацииГосударственный Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей и общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Они в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а занимаются, главным образов исследованиями общественных и административных функций. Предпринимательский Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличные от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.Высшее образование Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними. Организации, непосредственно обслуживающие сферу высшего образования (организации системы Министерства образования РФ)Частные бесприбыльные (некоммерческие) Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды), кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации.

Малые инновационные компании (предприятия) в РФ


Среди организационных структур инновационного менеджмента особо выделяются малые предприятия. В самом сложном положении оказывается не крупный бизнес, а малая инновационная компания (предприятие) (МИК, МИП) - наукоемкое предприятие, относящееся к так называемым high tech компаниям, которая производит товар или услуги определенного научно-технического уровня.

Виды малых инновационных компаний.

Малые инновационные компании бывают следующих видов:

. МИК в административной структуре крупных НИИ и НПО. Они являются самой первой, пробной рыночной формой малых наукоемких компаний. Организаторами практически всегда являлось руководство головной организации, МИК функционировала фактически как один из административных отделов головной организации, являясь частью ее бюрократического аппарата, а ее сотрудники выполняли заказы головной организации через счета МИК, завышая свою заработную плату в 5-10 раз. .

. «Теневые» МИК - организовывались и регистрировались сотрудниками самостоятельно, без согласия администрации головной организации, в которой работало подавляющее число их основателей и владельцев. Формально деятельность таких МИК уголовно наказуемы. Однако «теневые» МИК по сравнению с МИК, описанными выше, обладали двумя преимуществами:

Они осуществляли первоначальное накопление финансовых ресурсов для дальнейшей, самостоятельной деятельности;

Научно-технический персонал получал представление о том, что такое частное предпринимательство.

Однако сохранялся важнейший недостаток - отсутствие социального риска.

. МИК самоокупаемой административной единицы обособились от больших научно-исследовательских головных организаций, которые целиком являлись их бывшими отделами или лабораториями. Такие МИК практически полностью прекратили свою деятельность, во-первых, в связи с прекращением государственного финансирования и, во-вторых, с изменением точки зрения руководства головной организации.

. Наукоемкие МИК «свободного плавания» - чисто коммерческие предприятия, создание которых являлось по-настоящему ответственным решением для людей, принимавших его, поскольку предполагало на начальном этапе полное отсутствие основных фондов, сырья, оборотных средств в сочетании с отказом от социальных гарантий, существовавших при работе в головной организации.

Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня.

Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.) .

В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия государства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законодательно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.).

законодательная;

финансовая;

административно-организационная (порядок регистрации, лицензирования и сертификации);

информационная;

налоговая;

имущественная;

консультационная;

кадровая (подготовка и переподготовка);

товарная;

производственно-техническая;

страховая.

За реализацию поддержки малых предприятий отвечают многие органы власти. К ним относятся Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата и департаменты (комитеты, комиссии и т. п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, поддержкой малых предприятий занимаются многочисленные некоммерческие союзы и ассоциации.


6. Цели и задачи формирования инновационной инфраструктуры РФ в рыночных условиях


Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закрепления геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственно возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социальную ориентированную модель развития. Мировой экономический кризис 2008-2009 годов осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и замедлил развитие российской инновационной системы. Тем не менее сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, а обуславливает повышение требований к темпу и качеству экономического развития в период до 2020 года.

Цель стратегии - перевод к 2020 году экономики России на инновационный пусть развития, характеризующийся следующими основными показателями:

доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40-50% в 2020 году (в 2009 году - 9,4%);

доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 году;

удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 году (в 2008 году - 0,35%);

валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-18% в 2020 году (в 2009 году - 12,7%);

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 году (в 2010 году - 4,9%);

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора;

доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году (в 2010 году - 2,13%);

число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в WEB of Science, повысится до 2,1 ссылок в 2020 году (в 2006 году - 1,51 ссылки на статью);

не менее 4 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings (в 2010 году - 1);

количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5-3 тысячи (в 2009 году - 63);

доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников, достигнет 25%.

Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов населения и объемов потребления и т.д.

По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Основными задачами инновационной стратегии являются:

развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;

активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:

создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;

повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;

увеличение численности инновационных предпринимателей;

создание в обществе атмосферы терпимости к риску;

пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;

адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

Инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также в технологической модернизации ключевых секторов экономики, определяющих роль и место России в мировой экономике, и в повышении производительности труда во всех секторах.

Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечит расширенное воспроизводство знаний, а также повышение эффективности и результативности инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений позволит активизировать международное двустороннее и многостороннее научно-техническое сотрудничество.

Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, будет в том числе обеспечивать формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;

тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования;

обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;

прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;

ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;

стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);

координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.



В данной работе мы рассмотрели понятие и задачи инновационной инфраструктуры, элементов инновационной инфраструктуры РФ, сущность и принципов, классификацию научных организаций, признаков и видов малых инновационных предприятий (компаний), а также укали цели и задачи инновационной стратегии РФ до 2020 г. В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций. Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в результате инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.


Задание № 2


Подчеркните правильный вариант ответа.

1. Роялти - это:

а) платежи в виде процентных отчислений;

б) цены с возмещением издержек;

в) цены с гарантированными максимальными выплатами;

г) твердая цена.

2. Маркетинг инноваций - это процесс, который включает в себя:

а) планирование цены;

б) исследование рынка;

в) планирование сбыта;

г) все вместе.

2.3. Получение экономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт - это задача:

а) инжиниринга;

б) реинжиниринга;

в) бренд-стратегии;

г) бенчмаркинга.

2.4. Цель управления нововведения на предприятии -

а) определение основных направлений научной деятельности предприятия;

б) определение основных направлений экономической деятельности предприятия;

в) определение основных направлений производственной деятельности предприятия;

г) все ответы верны.


Задание №3


Перечислите источники финансирования инновационной деятельности. Финансирование инновационной деятельности представляет собой направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Источники финансирования инновационной деятельности организаций можно на следующие группы (таб. 1).


Таблица 1. Источники финансирования инновационной деятельности организаций.


Список использованной литературы


1. http://dic.academic.ru/

Http://economy.gov.ru/

Н.Р. Ковалев, В.А. Пирожков «Инновационный менеджмент», г. Екатеринбург 2006 г.

В.В. Жариков И.А. Жариков В.Г. Однолько А.И. Евсейчев. Управление инновационными процессами: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та,. -180 с., 2009 г.

Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс/ С. П. Барабенко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2010. - 287 с. - (Высшее образование)

Http://studopedia.ru/

Http://bzbook.ru/

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. Проф. С. Ильенковой. - 2-е издание, переработано и дополнено М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 -343 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Похожие публикации