Западноукраинские земли в составе австрийской империи реформы. Инкорпорация украинских земель в состав российской и австрийской империй. Инкорпорация украинских земель в состав Российской и Австрийской империй

НОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

В 70-80-е pp . XVIII в. австрийскими императорами Марией Терезой и Иосифом II был проведен ряд реформ, в том числе ограничение и ликвидация барщины, предоставление крестьянам элементарных общественных прав (жениться без разрешения господина, переселяться и т.д.). Но впоследствии эти реформы были свернуты.

Промышленность в первой четверти XIX в. находилась в состоянии застоя. В 1841 г. в Восточной Галиции насчитывалось 183 мануфактуры, что составило 3,6 общего их количества в Австрии. Лишь с 1843 г. в Галичине появились первые две паровые машины, тогда как во всей стране их действовало уже 231. Большинство городов была промышленно неразвитыми. В 1849 г. Львов имел 68 тыс. населения, Черновцы - 18 тыс., Тернополь - 16 тыс., Ужгород - 7 тыс.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начал выкристаллизовываться национальное движение. На его подъема и активность имели сильное влияние два фактора: 1) польское восстание 1831 г. и возражения поляками вообще украинского вопроса в Галиции; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине. Началась пропаганда украинского языка, работа над украинским словарем и изучением истории своего края.

В июне 1848 г. в Праге был созван съезд представителей славянских народов Австрийской империи - Первый славянский конгресс. Украинский вопрос обсуждался на Галицко-русской секции, где большинство имели поляки. Несмотря на это, польская делегация вынуждена была согласиться на равноправие украинского языка в школах и учреждениях, на отдельные гимназии для поляков и украинцев; преподавание в лицеях и университетах должно было вестись на двух языках, а в сейме и делопроизводстве украинский язык должна была быть уравнена с польской, и оба народа должны были иметь свою гвардию. Это была первая польско-украинская справедливая сделка, но в связи с наступлением на Прагу австрийских войск Конгресс был распущен, и соглашение осталась нереализованной.

ЗАПОМНИ

В 60-70-х p . XIX в. произошла определенная либерализация общества, что способствовало прогрессу страны, открыло перспективы ее развития на пути превращения из феодальной на буржуазную монархию.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое через крепостничество и низкую агрокультуру находилось на низком уровне.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В мае 1848 г. представители украинской либеральной буржуазии, интеллигенции и униатского духовенства создали во Львове украинскую политическую организацию «Главную русскую раду» на главе с епископом Г. Яхимовичем. Она начала издавать первую газету на украинском языке - «Зорю Галицкую», символом украинского народа провозгласила галицкий герб - золотого льва на голубом фоне и желто-голубой флаг.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительное общество «Просвещение», основанное в 1868 г. народниками во Львове. Оно издавало произведения украинских писателей, школьные учебники, газеты, организовывало читальни. К 1912 г. «Просвещение» выдала 445 названий книг общим тиражом 3 млн 115 тыс. и насчитывала 77 филиалов и 2364 библиотеки. В нее входили 197 тыс. человек. «Просвещение» выделяло стипендии для студентов, вела антиалкогольную и антинікотинову пропаганду.

В ноябре 1848 г. вспыхнуло вооруженное восстание во Львове, где выдвигались требования введения автономии в Восточной Галичине. Восстание возглавил депутат австрийского рейхстага Лукьян Кобылица. Оно потерпело поражение. В Северной Буковине в 1848 г. крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи владения.

Несмотря на поражение буржуазно-демократической революции 18481849 гг. в Австрии, кризис феодализма в этой империи еще более обострилась, шел процесс развития капиталистических отношений. В 1867 г. принята конституция, по которой Австрийская империя стала двойственной, превратившись в Австро-Венгерскую. А согласно переписи населения в 1900 г. в Галичине проживало 7 млн 185 тыс. человек, из них 42,3 % составляли украинцы. Украинцы составляли также большинство населения западноукраинских земель (с 6,4 млн - 4,6 были украинцы).

В уездах, где украинцев было больше 90 % населения, официальным языком была только польская. Первую украинскую гимназию удалось открыть во Львове в 1867 г. и за 40 последующих лет их было открыто только 5, тогда как поляки имели 4 высшие учебные заведения, 96 гуманитарных и 14 реальных гимназий.

В общественно-политическом движении на западноукраинских землях доминировали два течения: москвофильская и народовская.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело создание в 1892 г. наукового товариства ім. Т. Г. Шевченко (НОШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Общество имело три секции: филологическое, историко-философскую, математико-естественно- врачебную, при которых действовали типография, книжная и библиотечная комиссия. НОШ мало и свой музей. Некоторое время возглавлял НОШ выдающийся историк М. С. Грушевский. К 1914 г. Общество выдало 300 томов научных трудов на русском языке по различным отраслям, а больше всего - из украиноведения.

В середине 70-х годов в Галичине разворачивается радикальный революционно-демократическое движение во главе с И. Франко и М. Павлы ком. В 1890 г. учреждается Русско-Украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социальной ориентации). В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия - УНДП и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. - Католический русско-народный союз. УНДП и УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП по своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины становится главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине.

Малоземелья и безработицы, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х годах XIX в. были закарпатцы. На конец XIX ст. украинская община в США насчитывала более 200 тыс. человек. Переселялись также в Канаду, Бразилию, Аргентину. В начале XX в. в Южной Америке проживало около 20 тыс. украинцев. Они основывали здесь поселения, фермы, открывали магазине, сделав свой вклад в развитие этих стран.


Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Первые признаки растущего интереса к культурным аспектам национальной проблемы появляются в начале XIX в. в древнем городе Перемышле - центре греко-католической епархии, где была семинария и богатые библиотеки. Перемышльское духовенство славилось своей образованностью. В течение нескольких десятилетий эта самая западная точка исторической территории Украины играла для австрийских украинцев почти такую же роль в развитии их национального самосознания, какую для российских украинцев примерно в то же время выполняла ее самая восточная часть - Харьковщина. Самым выдающимся представителем перемышльского кружка был Иван Могильницкий - высокопоставленный церковный иерарх, который ведал в епархии делами начального образования. В 1816 г. при поддержке епископа Михаила Левицкого Могильницкий организовал так называемое "Клерикальное общество", первоначальная цель которого состояла в популяризации Священного писания для украинских крестьян на их родном языке. Это было событие, идущее вразрез с тогдашними полонофильскими настроениями западно-украинской элиты. Кроме влияния Гердера и харьковских романтиков, Могильницкий и его единомышленники, по-видимому, руководствовались и более "земными" соображениями: ведь не имея украинских церковных текстов и вынужденно пользуясь польскими, западно-украинские крестьяне постепенно легко могли бы перейти из греко- в римо-католичество.

Практические результаты деятельности общества Могильницкого были достаточно скромны и свелись к изданию нескольких молитвенников и букварей, а само оно вскоре распалось. Это общество привлекло внимание к языковому вопросу, остававшемуся главным для западно-украинской интеллигенции на протяжении следующих десятилетий. Кроме перемышльского кружка, в 1820-е годы еще несколько антикваров-одиночек в Восточной Галичине собирали исторические и фольклорные материалы. Это историки Михайло Гарасевич и Денис Зубрицкий, а также лингвисты и этнографы Иосиф Левицкий и Иосиф Лозинский. Однако влияние их работ на развитие национального самосознания в Западной Украине было ограниченным, ибо все они были написаны на латыни, немецком или польском.

В 1830-е годы центр деятельности, направленной на подъем национального самосознания, переместился во Львов. Здесь выходят на авансцену молодые; идеалистически настроенные семинаристы, увлеченные гердеровскими идеями. Лидером их кружка был 21-летний Маркиян Шашкевич. Юноша имел несомненные поэтические дарования, а его увлеченность и страсть передавались всем окружающим. Вместе со своими близкими единомышленниками - высокообразованным Иваном Вагилевичем и энергичным Яковом Гбловацким - Шашкевич создал творческое трио, ставшее известным под названием "Руська трійця". В 1832 г. вокруг них сплотилась группа студентов, задавшаяся сложной целью: поднять местный диалект до уровня литературного языка, не прибегая при этом к церковнославянским и иностранным заимствованиям. Решение этой задачи они считали единственным условием, при котором крестьяне получат доступ к образованию и будут лучше жить, а веками подавляемая самобытность украинской культуры найдет наконец свое выражение.

Греко-католическим иерархам сама идея литературы на простом, необработанном крестьянском наречии, с использованием упрощенного кириллического письма, представлялась достаточно смелой, если не безумной. Шашкевичу и его друзьям было ясно дано понять, что на поддержку церкви они могут не рассчитывать. Зато их горячо поддержали единомышленники в Российской империи. "Руська трійця" быстро нашла общий язык с такими украинофилами, как Измаил Срезневский, Михайло Максимович и Осип Бодянский. Вдохновлял "Руську трійцю" и пример друзей на Западе - деятелей чешского национального движения, вступившего в стадию расцвета. С помощью чеха Карела Запа, служившего в галицкой администрации, молодые львовяне вступили в оживленную переписку с такими опытными "национальными будителями" и пылкими славянофилами, как словаки Ян Колар и Павел Шафарик, словенец Бартоломей Копитар и чех Карел Гавличек.

Ближайшим практическим результатом деятельности "Руської трійці" явилось издание альманаха "Русалка Дністровая"-. Здесь были собраны народные песни, а также стихи и статьи на исторические темы, написанные на местном диалекте. Местный цензор - греко-католический священник Венедикт Левицкий - запретил публикацию альманаха во Львове, и Шашкевич с товарищами лишь в 1837 г. смогли выпустить его в далеком Будапеште, причем почти все 900 экземпляров, отправленных во Львов, были конфискованы полицией.

Хотя "Русалка Дністровая", задуманная в качестве периодического издания, с самого начала потерпела крах, пример ее все же показывал, что и язык западно-украинского крестьянина мог стать основой литературного языка. Авторы и составители альманаха привлекли внимание к простому народу и его "неиспорченной" культуре. Под влиянием "Русалки Дністрової" начинался медленный, но неуклонный процесс переориентации западно-украинской интеллигенции на свой собственный народ. И уже недалек был тот час, когда из самого этого народа начнет выходить большая часть интеллигенции.

Именно так, медленно и трудно, пробивала себе дорогу национальная идея в Украине. К середине XIX в. идея эта еще не вышла за рамки достаточно узкого круга интеллигентов, на свой страх и риск решавших вопрос о том, в чем же, наконец, состоит сущность украинской нации. На пути от этого раннего, так называемого "культурнического", этапа национального самосознания к этапу политического самоопределения предстояло преодолеть многочисленные и сложные препятствия.

В украинском обществе - преимущественно крестьянском, провинциальном и традиционалистском, - кроме интеллигенции, не было никакой иной социальной группы, способной к восприятию новой идеи национального самосознания. Более того, утверждая, что украинцы - особая, отдельная нация, а украинский язык может стать самостоятельным литературным языком, интеллигенты наталкивались на скепсис и злословие своих же образованных земляков, для которых притяжение престижных и более развитых культур, в особенности польской и русской, оказалось поистине непреодолимым. Однако "национальные будители" не сдавались, ибо, с одной стороны, видели успешные примеры решения всех этих вопросов западнославянской интеллигенцией, с другой же стороны, они считали, что их деятельность нужна ими же идеализированному "простому народу".

Одним из показателей активизации общественно-политического движения было возникновение политического кружка петрашевцев в Петербурге и Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве.

Тайная политическая организация, названная в честь прославленных славянских просветителей "Славянским обществом св. Кирилла и Мефодия", возникла в Киеве в январе 1846г. Общество предполагало освобождение и объединение славянских народов, находившихся под гнетом иноземных захватчиков - турецких, австрийских, венгерских и немецких феодалов. Основатели общества учитель Н.И. Костомаров, чиновник Н.И. Гулак и студент В.М. Белозерский своей первоочередной целью ставили распространение идей единства славянских народов. Эти трое входили, так сказать, в "ядро заговорщиков". Два других видных деятеля и уже известных писателя - Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко - лишь косвенно были связаны с кирилло-мефодиевцами, но эта связь была использована как повод для их ареста. Оказалось, что общество было не только не очень большим, но и не слишком активным: за 14 месяцев своего существования оно лишь несколько раз собиралось на многочасовые философско-политические диспуты (на одном из них как раз и присутствовал доносчик Петров) да подготовило несколько программных документов.

Среди этих последних особого внимания заслуживает написанная Костомаровым "Книга бытия украинского народа". Национальный вопрос, явно стоявший в центре внимания кирилло-мефодиевцев, решался в широком контексте панславизма. Документ содержал требование свободного развития культур "всех славянских народов". Более того, предлагалось сформировать славянскую федерацию наподобие Соединенных Штатов Америки, со всеми подобающими демократическими институтами и со столицей в Киеве. По мнению Костомарова и его единомышленников, современное им украинское общество, самое униженное и угнетенное из всех славянских обществ, одновременно является и "самым равноправным", поскольку не имеет своей собственной знати. Вот почему Украине в программе кирилло-мефодиевцев отводилась решающая роль: именно она должна была возглавить движение всех славянских народов к будущей равноправной федерации. Автор "Книги бытия..."в псевдобиблейском стиле описывает грядущее "воскресение" своей страны: восстав из могилы, она призовет братьев-славян, и поднимутся славяне, и станет Украина свободной республикой в нерушимом славянском союзе... И тогда все народы укажут то место на карте, где обозначена Украина, и рекут: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"...

По-видимому, большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества (кроме Шевченко и некоторых других) сомневались в способности своих "мечтательных и нежных" земляков совершенно самостоятельно управлять своей судьбой.

При относительном единстве в понимании того, что следует делать, кирилло-мефодиевцы расходились в вопросе о том, что важнее и с чего начать. Костомаров полагал, что важнее всего братство и грядущий союз всех славян. Шевченко страстно призывал к социальному и национальному освобождению украинцев. Кулиш подчеркивал необходимость первоочередного развития украинской культуры. При этом большинство членов общества придерживались эволюционных взглядов, считая лучшими средствами достижения целей образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. Шевченко и Гулак, доказывавшие, что только революция способна принести чаемые перемены, остались в меньшинстве. Впрочем, эти расхождения между кирилло-мефодиевцами не следует преувеличивать, ибо, вне всякого сомнения, всех их объединяли общие ценности и идеалы, а более всего - страстное желание изменить к лучшему социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Несмотря на относительно невинный характер Кирилло-Мефодиевского общества, царское правительство решило все же примерно наказать его организаторов. Однако при определении степени наказания был проявлен "индивидуальный подход". Костомаров, Кулиш и другие умеренные члены общества отделались сравнительно легко - кратковременной ссылкой, как правило, в губернские города России, после чего им было разрешено вернуться к преподаванию, Литературным и научным занятиям. Гулаку пришлось три года отсидеть в Шлиссельбурге кой крепости (Костомаров, правда, тоже около года провел в "Петропавловке"). Значение Кирилло-Мефодиевского общества представляется весьма важным для всей последующей украинской истории. Во-первых, это была первая попытка интеллигенции, пусть и неосуществленная, продвинуть национальное развитие от "культурнического" этапа к политическому. Во-вторых, эта попытка привлекла внимание царского правительства (которое до сих пор пыталось разыграть "украинскую карту" против "польского засилия в западных губерниях") к потенциальной опасности "украинофильства". Расправа с кирилло-мефодиевцами явилась первым сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов и ознаменовала начало долгой и непрестанной борьбы, развернувшейся между украинской интеллигенцией и имперской администрацией.

К сказанному следует добавить, что процесс распространения национального самосознания с самого начала неодинаково протекал в Восточной Украине и в Западной. На Левобережье в то время казацкие традиции и память о вековом самоуправлении были еще крепки, да и сама интеллигенция была более многочисленной и образованной, чем на Правобережье, - потому и начало национального самоосмысления выглядело достаточно многообещающим. Но как только это самоосмысление перешагнуло определенные, "дозволенные" рамки, оно встретило в лице царского правительства безжалостного и непобедимого врага - что и показала расправа с кирилло-мефодиевцами.

В Восточной Галичине успехи национального движения были более скромными, а главным его противником оказалась консервативная греко-католическая элита. Драмы здесь разыгрывались более тихие, и "национальные будители" медленно, но верно продолжали делать свое дело. И вот что еще было важно: несмотря на существенные различия трудностей и задач, западные и восточные украинцы начинают проявлять друг к другу взаимный интерес - и это после целых столетий, в течение которых между ними не было практически никаких связей. Так постепенно начинался процесс национальной интеграции.

Т.Г. Шевченко

Знаменитый украинский поэт Т.Г. Шевченко был великим украинским революционером-демократом. На Украине в борьбу против самодержавия вступили прогрессивные силы во главе с революционным демократом Т.Г. Шевченко (1814-1861) - единомышленником Белинского и Герцена, а впоследствии - Чернышевского и Добролюбова. Он родился в крепостной крестьянской семье в с. Морипцы на Черкасчине. С малых лет Т.Г. Шевченко познал тяжкую судьбу крепостного, на всю жизнь запомнил барщину, беспощадный помещичий гнет и бесправие крестьянства.

Шевченко получил начальное образование в приходской школе, потом сам пытался выучиться на художника-живописца. Но его барин - помещик П. Энгельгардт решил иначе и в 1828 г. приставил талантливого юношу к своему двору в качестве слуги-казачка. И начались его мытарства. Гордый и непокорный Шевченко не преклонял головы перед барами, и за это ему приходилось тяжело расплачиваться. Получив назначение на службу в г. Вильно (1829), Энгельгардт взял с собой и Шевченко. Здесь будущий поэт и художник познакомился с прогрессивными студентами Виленского университета, изучил польский язык, историю и культуру польского народа. Переезд зимой 1831 г. в Петербург знаменовал собой начало важного рубежа в жизни Шевченко. Здесь в 1836 г. он познакомился с художником И.М. Сошенко, которого заинтересовал самобытный талант юноши и глубоко потрясло его униженное состояние крепостного. Стараясь помочь Шевченко, Сошенко познакомил его с поэтами Е.П. Гребенкой, В.А. Жуковским, известными русскими художниками К.П. Брюлловым, А.Г. Венециановым и другими деятелями культуры и искусства. При активном содействии Гребенки; и помощи Брюллова и Жуковского в 1838 г. Шевченко выкупили из крепостной зависимости. Друзья помогли ему поступить в Академию художеств, где на протяжении 1838-1845 гг. он учился под руководством профессора К.П. Брюллова и получил звание художника. Здесь же он глубоко изучил историю, филологию, искусство, философию и другие науки. Петербургское окружение оказало глубокое влияние на формирование мировоззрения Шевченко. В Академии художеств Шевченко стал членом литературного кружка, созданного II.Л. Рамазановым, В.И. Штернбергом, II.Т. Бориспольцем и другими ее воспитанниками. Он посещал литературные вечера, где встречался со многими литераторами и среди них с петрашевцами - Н.А. Момбелли, Н.А. Спешневым, А.И. Пальмом. Известно, что на одном из таких вечеров присутствовал В.Г. Белинский, который, возможно, там познакомился с молодым украинским поэтом и художником. Тесные связи с петрашевцами содействовали дальнейшему развитию Шевченко как активного борца, защитника угнетенных народов, революционного демократа и общественного деятеля. В Петербурге Т.Г. Шевченко познакомился со многими деятелями польского освободительного движения: Р. Жуковским (позже стал петрашевцем), Р. Подберезским (участником организации "Содружество польского народа") и др. Под влиянием передовых идей декабристов, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя формировались революционно-демократические взгляды Т.Г. Шевченко, которые нашли отражение в его поэтических произведениях, стали основой его общественно-политической деятельности. Тяжелая жизнь крепостного крестьянства, его извечная борьба против угнетателей, идеалы освободительного движения стали темами поэтических произведений Шевченко. В 1840 г. в Петербурге вышел в свет первый сборник его произведений под названием "Кобзарь". Стихи, вошедшие в этот сборник, - это протест против эксплуататорского строя, начало самоотверженной борьбы поэта против самодержавия и крепостничества. "Кобзарь" высоко оценил В.Г. Белинский. Духом крестьянской революции проникнута поэма "Гайдамаки" Т.Г. Шевченко. В 1843-1844 гг. Т.Г. Шевченко путешествовал по Украине. Его снова поразила тяжелая и убогая подневольная жизнь закрепощенных крестьян. В эти годы поэт написал такие произведения, как "Тризна", "Разрытая могила", "Сова", "Сон" и др. В них Шевченко прославлял декабристов - первых русских революционеров, критиковал и клеймил позором самодержавно-крепостнический строй. Т.Г. Шевченко глубоко проникся революционным духом декабризма. На Украине он собрал новые материалы и воспоминания о славном восстании Черниговского полка и деятельности Южного общества декабристов. Поэт познакомился с декабристом А.В. Капнистом - сыном известного писателя В.В. Капниста, посетил Яготин и некоторое время жил в имении бывшего генерал-губернатора Малороссии Н.Г. Репнина-Волконского - родного брата декабриста С.Г. Волконского, сосланного на каторгу в Сибирь. Шевченко интересовался историей движения декабристов и творчеством К.Ф. Рылеева. Литературная и общественная деятельность Т.Г. Шевченко оказывала революционизирующее влияние на развитие общественно-политического движения на Украине, содействовала привлечению к борьбе против самодержавия и крепостничества новых людей. Широкий отклик имели призывы поэта к крестьянству подниматься на борьбу за свободу. Великий Кобзарь стремился принять непосредственное участие в борьбе за освобождение трудящихся. Закончив учебу в Академии художеств, он в мае 1845 г. снова прибыл на Украину, где стал участником и вдохновителем общественно-политического движения. Путешествуя по Украине, в городах и селах Черниговщины, Полтавщины, Киевщины. Волыни, Подолии Шевченко находил друзей и: единомышленников, беседовал с простыми людьми, читал им свои произведения, знакомил с передовыми революционными взглядами. Тогда же поэт написал поэму "Кавказ", направленную против колониальной политики царизма. 20-ю годовщину восстания декабристов Т.Г. Шевченко отметил революционной поэмой "И мертвым, и живым... ", в которой гневно клеймил помещиков и предвещал народное восстание против угнетателей. Эта поэма произвела большое впечатление на современников. Освободительными идеями проникнуты и другие поэтические произведения Шевченко. Его взгляды на историческое прошлое вытекали из революционно-демократических убеждений и были созвучны мыслям В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Бессмертным гимном освободительной борьбы трудящихся Украины стало широко известное "Завещание" (1845), в котором поэт указывал угнетенному народу революционный путь к свободе: "Схороните и вставайте, Цепи разорвите, Злою вражескою кровью Волю окропите". Провозглашенная в произведении идея крестьянской революции отражала извечные мечты народных масс о свободе и счастливой жизни. Идеи борьбы за уничтожение самодержавия и крепостничества, социальной революции Шевченко пропагандировал и в личных беседах с крестьянами. Призывая народ к революции, поэт в то же время высказывал мысли о будущем обществе, которое должно стать царством свободы, равенства и братства между людьми. По определению А.И. Герцена, Шевченко был не только выдающимся народным поэтом, но и политическим борцом за свободу.

В произведениях Шевченко впервые четко формулировалась национальная идея: каждый народ имеет свою миссию в истории, реализуя функции "мирового духа". Разница между российским, польским и украинским толкованием истории мирового духа состоит в постулировании особой украинской миссии в мире, которая вытекает из традиционного украинского свободолюбия.


Заключение

Таким образом, социально-экономический кризис, разворачивающийся на территории Украины, находящейся под властью Австро-Венгрии, привел к оживлению общественно-политического и национального движений. В результате усиливается процесс национальной самоидентификации, наблюдается расцвет культуры и искусства, происходит повышение интереса к национальной истории и культуре. Огромный вклад внес в развитие демократии и великий украинский поэт Т.Г. Шевченко, который лично принимал живейшее участие в Кирилло-Мефодиевском обществе.


Список литературы

1. Король Ю.В. Історія України. К.: Академвидав, 2005. - 496с.

2. Крижанівська О.О. Таємні організації в Україні (масонський рух у XVIII - на початку XX ст.) - К., 1998.

3. Бойко О.Д. Історія України. К.: Академвидав, 2004. - 656с.

4. Субтельний О. Україна: історія. - К.: Либідь, 2004. - 736с.

5. История Украинской ССР. Под ред. Ю.Ю. Кондуфора, т.4, в 10-ти т.к.: Н. д., 1983. - 694с.

6. Губарев В.К. История Украины: конспект лекций для студентов и преподавателей. Д.: БАО, 2004. - 384с.

Другие материалы

    Исторического наследия Киевской Руси. По мнению современных украинских историков, есть все основания относить Киевскую Русь прежде всего к истории Украины. Центром Киевского государства была территория, включавшая современные украинские земли. Название “Русь” прежде всего распространялось на Среднее...


    Интеллигенции на собственный народ. Литературно-издательская деятельность «Русской троицы» вместе с произведениями Тараса Шевченко способствовала подъёму национально- освободительной борьбы населения западно-украинских земель. В 1848-1849 годах буржуазные революции охватили ряд европейских стран, в...


    У крестьян последние продукты, вплоть до картошки, овощей м сухофруктов. В результате вспыхнул наверное самый большой и страшный голод за всю историю Украины. Голодали целые регионы. За недосдачу продуктов в счет государственных поставок целые села вносились в черный список, они окружались...


    Культуры, а созданная в 1843 г. Археологическая комиссия стала по сути первым систематическим собранием украинских архивных документов. Не лучше жилось украинцам и под властью Габсбургов. Хотя следует отметить, что здесь отсутствовало доминирование какой – либо национальной культуры, как это было...


1. Украинские земли в составе Австрийской и Российской империй в начале XIX века

Административно-территориальное деление в 50-х годах XIX века

До начала XIX века, в результате трех разделов Польши, русско-турецких войн, ликвидации Гетманщины и Запорожской Сечи украинские земли оказались под властью Российской и Австрийской империй.

Российская империя владела Слобожанщиной, Левобережьем, Правобережьем и Югом, что составляло около 85% земель, заселенных украинцами. В составе Австрийской империи находилось, примерно, 15% украинских земель, а именно, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Территории, находившиеся под властью Российской империи, принято называть Приднепровской Украины, в составе Австрийской империи - западноукраинские земли

После присоединения украинских земель к Российской империи, на них было распространено общеимперское административное устройство. К середине XIX в. из 10 генерал-губернаторств России три располагались в Приднепровье. Генерал-губернаторство - большая территориально-административная единица, в состав которой входило несколько губерний. Генерал-губернаторов назначал и увольнял лишь император, он имел практически неограниченную власть (военную, административную, судебную, финансовую). В состав трех генерал-губернаторств на украинских землях входило 9 губерний, в которых административно-исполнительную функцию осуществляли губернаторы. Губернии делились на уезды, во главе которых стояли исправники

Административно-территориальное деление не учитывало этнического состава населения. На Левобережье украинцы составляли 95% населения, на Слобожанщине - 86%, на Правобережье - 85%, на юге - 74%. Много украинцев заселяло Кубань, Дон, части Воронежской, Курской, Гродненской, Могилевской и Бессарабской губерний.

Многочисленным национальным меньшинством на украинских землях были евреи. После первого раздела Польши российское правительство ввело в 1791 г. для евреев "черту оседлости", за пределами которой представителям этого меньшинства селиться запрещалось. Запрет просуществовал до 1917 г. Все Приднепровье, кроме Слобожанщины, входило в "черту оседлости". Это мероприятие удостоверяло, что российское правительство проводило политику дискриминации людей по национальному признаку. Кроме этого евреям было запрещено селиться в Киеве, Николаеве, Севастополе, государственных и казацких селах Полтавщины. Во многих городах были созданы специальные еврейские кварталы

В составе Австрийской империи земли, заселенные украинцами, принадлежали к разным административным единицам империи. Власти Австрии также не обращали внимания на этнический состав населения, когда проводили административно-территориальное размежевание.

Так, восточные земли (где большинство составляли украинцы) и западногалицкие земли (где большинство составляли поляки) попали в одну административно-территориальную единицу, названную "Королевством Галиции и Ладомерии" со столицей в городе Львове. В представительном органе края надежно заправляла польская шляхта, хотя и она не была решающей силой местного самоуправления. Полнота всей административной власти сосредоточивалась в руках губернатора, впоследствии наместника, которого назначал сам император. "Королевство" делилось на 18 округов (дистриктов), из которых 12 составляли украинские части края. Отдельным округом до 1861 г. входила Буковина (также без этнического деления, хотя в Северной Буковине преобладало украинское население, а Южной - румынское). территориальный административный украинский земля

Закарпатская Украина подчинялась Пожонському наместническому управлению Венгерского королевства и делилась на четыре комитата. Вся власть в комитатах принадлежала администраторам, которые назначались из числа крупных землевладельцев. Подавляющая часть населения края составляли крестьяне-русины, закрепощены венгерскими землевладельцами.

В составе населения украинцы составляли: в Восточной Галичине - 71%, на Буковине - 69%, в Закарпатье - 40%

Все население Приднепровской Украины разделялось по сословному признаку на дворянство, духовенство, мещан и крестьян. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Положение крестьян было различным. 40-45% крестьян составляли крепостные. Существовали также государственные крестьяне, они не были лично зависимыми, имели возможность вести собственное хозяйство, отдавая четверть своих доходов как налог государству.

На западноукраинских землях крестьяне также составляли подавляющее большинство населения. Собственной национальной элиты украинцы края фактически не имели, она была полонизированная, или румынизованна. Единственным представителем образованных слоев в Восточной Галиции и в Закарпатье было греко-католическое духовенство. На Буковине сопротивление румынизации оказывала лишь немногочисленная прослойка православных священников. Следовательно, на рубеже XVIII-XIX вв. украинские земли в составе Российской и Австрийской империй оказались в разных условиях, что приводило и различия в их развитии. Ведущей идеей, которая в XIX в. вдохновляла украинских патриотов, стало осознание принадлежности к единому народу, хоть и разорванного пополам и порабощенного двумя империями

К середине XIX в. сложилось административно-территориальное деление украинских земель, которое просуществовало до конца Первой мировой войны (1914-1918 гг.).

Министерство аграрной политики Украины Прибрежненский аграрный колледж НАУ

Методическая разработка лекционного занятия № 4 по дисциплине «История Украины».

Преподаватель Лозовская Т. Н.

Евпатория -2009г.

Тема: Украинские земли под властью Российской и Австрийской империи в 19в.

Административно-территориальное устройство украинских земель в составе иностранных государств. Численность населения и его этнический состав. Кризис крепостничества и развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Обострение социально-экономических противоречий в Украине. Крестьянские восстания. Начальный этап национального возрождения. Становление украинской интеллигенции. Деятельность декабристов в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство, Личность Т. Шевченко. Участие Украины в русско-турецких войнах (1806-1812), (1828-1829), присоединение Бессарабии к России. Война с Наполеоном 1812г. Характер политики Австрии к украинскому населению. Реформы Марии-Терезии и Иосифа, их роль в развитии национально-культурной жизни Галичины и Буковины. Общественно-политическое движение. Буржуазная революция 1848г. Отмена крепостничества. Головна Руська Рада. Обострение социально-классовых противоречий. Крестьянские восстания. Отмена крепостного права в Российской империи. Буржуазные реформы 60-70гг 19в. Развитие буржуазных отношений в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота. Украинское кооперативное движение. Особенности экономического развития Галичины, Северной Буковины, Закарпатья. Социальная структура украинского населения. Этномиграционные процессы. Культурно-просветительский этап национального движения. Украинофилы. Громадское движение. Валуевский циркуляр. Эмский указ. Кризис громадского движения. Деятельность российский народнических групп в Украине. Зарождение украинского социализма. Революционно-демократическое движение. Начало пролетарского движения. Политико-административный статус западноукраинских земель. Народовское и москвофильское течения национально-освободительного движения. Зарождение национально-политического движения в Украине. Появление украинских политических партий.

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели : - Формировать у студентов систему знаний о сущности социально-политических процессов, их объективную обусловленность, взаимосвязь;

Уметь анализировать и оценивать явления политического развития украинского общества в контексте мировой истории, сопоставлять исторические процессы с эпохами;

Использовать полученные знания для прогнозирования общественных процессов;

Воспитывать патриотическое отношение к Украине.

Межпредметные связи: основы экономики, основы правоведения, социология, политология, культурология

Учебно-методическая литература : Бойко О. Д. История Украины.-К.: академия, 2001.

Брайчевский М. Конспект истории Украины.-К., 1994.

Грушевский М. История Украины.-К., 1991-1998.

Субтельный О. Украина: история.-К., 1996.

Основные понятия : русско-турецкая война, Бухарестский мир, русско-французская война, драгуны, азовское казацкое войско, кризис, урочная система выполнения барщины, казенные земли, ревизии, десятина, кредит, залог, военные поселения, промышленный переворот, производительность труда, рационализация производства, товарное производство, рынок, пошлина, сепаратизм, общественно-политическое движение, автономия, альманах, политизация, масонство, декабристы, опришки, цензура, статус.

Личности этого периода : Сенявин Д, Лазарев М., Казарский А., Грейг А., Кармелюк У., Капнист В., Котляревский И., Максимович М., Муравьев-Апостол С., М., Пестель П., Бестужев_Рюмин М., Волконский С., Костомаров Н., Кулиш П., Кобылица Л., Штолюк М., Шевченко Т., Гоголь Н.

Ход занятия:

Оргмомент. Актуализация знаний.

Назвать периодизацию истории Украины

Назвать хронологические рамки каждого периода

Проанализировать основные периоды формирования украинской народности

Вспомнить источники права и назвать их

В состав каких государств входили украинские земли в 14-18вв

Что такое унии

Объяснить термины: казачество, Украина, освободительная война, Гетманщина, автономия Украины.

Проанализировать причины, движущие силы и итоги освободительной войны

Назвать систему органов власти и управления в Гетманщине

3.Объснение нового материала.

1.Социально-экономическая и политическая ситуация в Украине в 1пол. 19в., 2пол. 19в.

2. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х гг. в Украине, их значение.

3. Западноукраинские земли в составе Австро-Венгерской империи в 1 пол. 19в., общественно-политическое и государственное устройство украинских земель во 2 пол. 19в.

4.Культура Украины в 19в.

Украина конца 18-1пол.19вв. будучи зависимым государством не могла вести самостоятельную внешнюю политику. Оставаясь материальной базой, стратегическим плацдармом и источником пополнения армии Российской империи, она участвовала в русско-турецких войнах 1806-1812 и 1828-1829гг., русско-французской войне.

В конце 18- 1пол.19в. помещичье хозяйство Украины, основанное на труде крепостных крестьян, переживало упадок. Старые формы ведения хозяйства не отвечали требованиям времени, а новые – помещики внедрять не могли. Сельское хозяйство оказалось в тяжелом переходном состоянии, которое называлось кризисом.

В 1пол.19в. в Украине с опозданием, медленно, но неуклонно формируются рыночные отношения. Для развития капитализма необходимы следующие условия: свободное накопление капитала, широкий внутренний рынок, вольнонаемная рабочая сила. Эти факторы экономического развития в этот период времени еще не были в достаточной степени сформированы. Но огромное значение имел начавшийся в это время промышленный переворот.

Зарождение и развитие рыночных отношений в Украине сопровождалось ростом городского населения, оживлением внутренней и внешней торговли. Однако зависимое положение Украины в составе Российской империи уже в 1пол.19в. превращало украинскую территорию в рынок сбыта и источник сырья. Следствием потери Украиной своей государственности было и заселение ее городов главным образом неукраинцами. Эти обстоятельства оказали отрицательное влияние на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие Украины. (Понятие урбанизации).

Кризис крепостнического хозяйства сопровождался обострением отношений между помещиками и крестьянами. Крестьяне Украины часто прибегали к вооруженным протестам. За первую половину 19в. В различных регионах Украины – на Левобережье, Слобожанщине, Правобережье и Юге – произошло несколько сот крестьянских восстаний. Особенно крупное - в Подолии под руководством У. Кармелюка, на Киевщине – «Киевская казатчина».

Важной страницей антикрепостнической борьбы крестьянства Украины были восстания военных поселенцев. Эти волнения убедительно свидетельствовали, что подавляющее большинство населения Украины выступает против крепостничества и готово ради его ликвидации на активную вооруженную борьбу.

- « Николаевская реакция»

Острый кризис в обществе порождал неудовлетворенность не только в крестьянстве. Недовольство возникало среди той части зажиточных и образованных граждан, которым было не безразлично будущее страны. Они начали поиск выхода из кризиса. Этот поиск новых путей общественного развития сопровождался дискуссиями, острой идейной борьбой, вовлечением в политику ранее равнодушных к ней людей. Все это в комплексе было общественно-политическим движением.

Федерация

- « История руссов»

Политика

Шовинизм

- « Любовь к истине»

- «Малороссийское общество»

Особенностью общественно-политического движения Украины было наличие в нем, кроме украинского, русского и польского течений, которые отражали интересы русского и польского населений Российской империи. Представители каждого из этих течений имели свои взгляды на прошлое и будущее украинского народа. При этом большие надежды они возглавляли на поддержку украинского населения.

- «Союз Спасения»

-«Союз благоденствия»

Южное общество

- «Русская Правда»

Конституция Н. Муравьева

- «Общество соединенных славян»

- «Малороссийское общество»

Шпицрутен

Организация и деятельность Кирилло-Мефодиевского братства(1846-1847гг.) открыла новый этап в борьбе украинского народа за свое национальное и социальное освобождение. Главной целью общества считало достижения Украиной государственной независимости с демократическим строем в федеративном союзе таких же независимых славянских государств. Это была первая попытка украинской интеллигенции перейти от культурного к политическому этапу борьбы за национальное освобождение и развитие Украины.

- «Книга бытия украинского народа»

- «Устав славянского общества»

Национальная элита

Панславизм

Конфедерация

Начало 2 пол 19в. В российской империи ознаменовалось крестьянской реформой, которая создала условия для быстрого экономического развития Надднепрянской Украины.

Тайный комитет, манифест, недоимки.

Кризис феодально-крепостнического строя

Особенности экономического развития украинских земель накануне реформ

Прогресс и регресс

Чайковский М., Герцен А.

Чтобы приспособить страну к новым условиям социально-экономического развития, к потребностям рыночной экономики правительство проводит реформы административно-политического управления. Но реформы касались только местного самоурправления, судебной системы, народного образования, армии, цензуры. Проводя реформы в различных сферах жизни общества, правительство мало учитывало местные и национальные особенности.

Судебная

Земская

Реформа городского самоуправления

Реформа образования

Военная реформа

Финансовая реформа

Цензурная реформа

Реформы открыли перспективы быстрого промышленного развития Надднепрянской Украины.(количество населения, полезные ископаемые, географическое положение). Начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.

Украинский индустриальный район

Первая ж/д линия

Протекционизм

Западноукраинские земли (Восточная Галиция, Буковина, Закарпатье) в 1 пол. 19в. Находились в составе Австрийской империи. Как и на Надднепрянщине, подавляющее большинство украинского населения работало в сельском хозяйстве. Украинской шляхты в крае не было, украинская интеллигенция была малочисленной. Поэтому украинцами управляли иностранцы: в Галиции – польская шляхта, в Буковине – румынские бояре, в Закарпатье – венгерские феодалы.

В Результате реформ Марии – Терезии и Иосифа (аграрная, религиозная, образовательная) положение украинцев было частично улучшено. Однако преемники реформаторов отказались от большинства нововведений своих предшественников. Вновь вводились многодневная барщина, новые налоги и повинности. Положение крестьян ухудшилось настолько, что они вынуждены были убегать от своих господ.

В Западной Украине 1 пол. 19в. Была отмечена крестьянскими протестами, которые принимали различные форы: от письменных жалоб до побегов и вооруженной борьбы.

- «Холерные бунты»

Опришки

Первая половина 19в. Стала в западноукраинских землях началом национального возрождения. Во главе возрождения встало Греко-католическое духовенство – единственная образованная социальная группа украинцев, которая сохраняла национальное самосознание.

- « Общество Греко-католических священников»

-« Русская троица»

-« Русалка Днестровая»

В 1848г. европейские народы восстали против режима самовластия монархов с требованием демократии, политического равноправия. Активными участниками революции 1848-1849гг. стали западные украинцы. Правительство вынуждено было пойти на уступки (отмена барщины). Революция содействовала ускорению самоорганизации украинцев. Была создана Головна руська рада - первый в истории украинцев Австрийской империи политический орган.

Центральная рада народова

- «Зоря Галицька»

Сервитуты

- «матица»

- « Руський собор»

Несмотря на все притеснения, украинская культура в 1пол.19в. продолжает развиваться. Благодаря развитию капитализма росла потребность общества в просвещении и науке. С ростом национального самосознания все отчетливее стали проступать национальные черты в литературе, театре, музыке, архитектуре.

Образование и наука

Украинская литература, театр, музыка

Архитектура, скульптура, живопись

ОсиповскийТ., Остроградский М., Максимович М., Костомаров Н., Маркевич Н., Котляревский И., Гулак-Артемовский П., Квитка-Основьяненко Г., Кулиш П., Гоголь Н., Шевченко Т., Вербицкий М.

Харьковский университет, приходские школы, уездные училища, гимназии, лицеи, Львовский институт Оссолинских, университет Святого Владимира, Нежинская гимназия, ректор, декан,

Самостоятельная работа (задания).

4.Итог занятия. Оценивание.

5.Домашнее задание.

Как развивались города и торговля во 2 половине 19в.

Дать характеристику Западноукраинских земель в составе Австро-Венгрии во 2 пол. 19в., сравнить с Надднепрянской Украиной

Рефераты: - Наш край в 1половине 19в.

Крымская (Восточная) война и Украина

Причины и начало трудовой эмиграции украинцев во 2 пол. 19в.

Крым во 2 пол. 19в.

Личности 19века.

Украинская культура 19в.

К Австрийской империи входили четыре самостоятельные территориальные группировки украинских земель:

Галичина - юго-восточная часть бывшей Речи Посполитой, захваченной Габсбургами после первого раздела Польши в 1772 p .;

Буковина, которая согласно Константинопольской австро-турецкой конвенции 1775 вошла в Австрийской империи;

земли, заселенные поляками, которые были включены в Австрийской империи в 1795. после третьего раздела Польши;

Закарпатье, расположенный на западных склонах Карпатских гор, с ХУП в. входило в состав Венгерского королевства. В XIX в. оно оставалось в венгерской части империи Габсбургов и было изолированным от других украинских земель.

Габсбурги стали обладателями большой части украинских земель площадью более 70 тыс. Км2, с численностью населения свыше 2500000, большинство которого (около 2 млн) составляли украинцы.

Буковина с центром в Черновцах сначала была подчинена военным инстанциям, с 1787 по 1849 на правах отдельного округа входила в состав Галичины, а с 1849 по 1918 г.. Имела статус отдельного коронного края.

Закарпатье находилось в составе Пожонського (Братиславского) наместничества.

Итак, входя в состав одной империи, западноукраинские земли оставались административно разграниченными.

Галичина.

Австрия получила Галицию в состоянии упадка. Войны, русский оккупация довели этот край до обнищания. Благородное утратило свои социальные позиции через взаимную борьбу отдельных родов, городское население обеднел одновременно с упадком торговли и промышленности. Крестьяне изнемогали под гнетом крепостного права. Земледелие имело экстенсивный характер.

В 1774 г.. В Вене при церкви Св. Варвары был основан Барбареум - семинарию для униатского духовенства, которую в 1784 г.. Были переведены во Львов. Вместо школ иезуитского, василианского и пиарського орденов, где обучение велось на латинском и польском языках, австрийский правительство учредило гимназии с немецким языком обучения, позже в 1825 г.. Введено польский язык обучения. В 1774 г.. Основаны школы трех типов: классных - приходские с украинским языком обучения, три и четырехклассные - с немецким языком обучения. В 1774 г.. Во Львове создан университет с четырьмя факультетами. На трех факультетах преподавали на немецком языке, на богословском - латинские. В 1787 было организовано отдельный богословский факультет для украинских студентов с украинским языком преподавания, этот факультет просуществовал до 1809

Значительное внимание уделял австрийское правительство совершенствованию экономических и социальных отношений. Личную зависимость крестьян было отменено. Была проведена реформа судоустройства, благодаря которой крестьяне получили более демократические права - могли самостоятельно жениться, отдавать детей в школу, искать заработка где угодно.

Хотя, в общем реформы имели демократический характер, однако завершены они ни были, а преемники императора были обеспокоены судьбой крестьян.

Революционное движение - так называемая "весна народов", который охватил всю Европу, затронул и Австрию. 23 апреля 1848 Фердинанд I издал исторический манифест, полностью отменял барщину во всей Галичине, почти на пять месяцев раньше, чем в других частях империи. Это существенно улучшило положение крестьян, и хотя 70% обрабатываемых земель получили крестьяне, а 30% землевладельцы, вопрос о принадлежности лесов, пастбищ осталось нерешенным. Со временем эти угодья перешли к крупным землевладельцам, и крестьяне снова стали зависимыми от них в вопросах выпаса скота и заготовки древесины. Размеры крестьянских наделов оказались малы - менее 14 акров, что едва хватало для того, чтобы прокормить семью.

У1861 г.. В Австрии была принята новая конституция. Постепенно в Галичине укреплялись пропольские позиции. Государственным языком вместо немецкой стала польская. Львовский университет перешел на преподавание на польском языке; школы, за небольшим исключением, перешли под руководство Польской краевой школьного совета. Города были колонизированы, и государственные и местные органы власти поддерживали развитие польской культуры и науки.

Подавление российскими войсками польского восстания 1863 г.. Обострило отношения между украинским и поляками. Провод в культурной и национальной жизни Украинской принадлежал интеллигенции духовного происхождения, главным образом Священникам униатам, которые объединялись вокруг собора Св. Юра во Львове.

Позиции москвофилов укрепляли внешние факторы: в 1863 российские войска подавили первое польское восстание, а в 1868 г.. - Второе. В 1865-1866 pp. Австрия в войне с Пруссией потерпела поражение. Подчиненные ей народы получили широкую автономию, а сама Австрия стала "двуединой" монархией - АвстроУгорщиною, которую объединяла лицо монарха. Но каждая часть монархии имела свои отдельные парламенты: Австрия - в Вене, Венгрия - в Будапеште. Министерства, за исключением финансов, военного и иностранных дел, также были раздельными.

Сторонники Украинской течения - народники - основали новые общества: в 1861 - "Русская беседа" во Львове, в 1868 -

Просвета, в 1873 p. - Общество имени Т. Шевченко; с 1893 г.. это общество, созданное для содействия развитию литературы, превратилось в научную организацию. У1888 г.. Народники создали политическое общество "Народный Совет", которое ставило задачей добиваться разделения Галиции на польскую и украинскую части. В конце 1880 под влиянием М. Драгоманова была создана Украинская радикальная партия, в которой ведущее место заняли И. Франко и М. Павлик. Главной целью партия ставила защиту интересов крестьян. В 1890-х годах в Галичине появляются новые интеллектуальные и научные силы. У1899 г.. Правое крыло Украинской радикальной партии объединилось с народниками, и они создали новую - Национальную демократическую партию, которая основной задачей поставила, чтобы "целый украинский народ соединился в одноцильний национальный организм". ее возглавил Ю. Романчук, чуть позже - К. Левицкий. В 1899 г.. Левое крыло Национально-демократической партии создало новую - Украинскую социал-демократическую партию, которую возглавил М. Ганкевич.

За первые 10-15 лет XX в. Галичина сделала значительный прогресс во всех областях культурной жизни. Главным центром украинской науки стало Общество имени Т. Шевченко, которое объединяло ученых не только Галичины, но и других частей Украины. Оно пользовалось признанием всего мира и до 1914 г.. Выдало около 300 томов научных трудов на украинском языке, преимущественно из украиноведения. Значительную роль в культурной и духовной жизни Галичины играл митрополит Галицкий граф Андрей Шептицкий, который находился на этом посту с 1900 до 1944 pp. Под его руководством греко-католическая церковь стала украинской национальной церковью, он заботился о школах, основал Научный институт для студий, соединенный с Богословской академией, и "Академический Дом" во Львове; помогал частным школам; за свои средства отправлял молодых священников на стажировку в Рим, Вену; давал стипендии светской молодежи для науки за рубежом помогал детским садам и сиротам; основал Украинский госпиталь - "Народную лечебницу" во Львове, поддерживал издательства.

Конец XIX - начало XX в. характеризуется в Галичине обострением борьбы с поляками, которые были фактическими обладателями края. Стремление поляков создать собственное государство становится реальностью в результате конфликтов между Россией и Австрией, интересы которых пересекались на Балканах. Особенно они обострились во время Балканской войны 1912-1913 pp.

Значительных разрушений Галичине нанесла Первая мировая война. В австрийской армии воевало 250 тыс. Украинских. В 1914 г.. Значительная часть западноукраинских земель была завоевана русскими войсками, но уже в мае - июне 1915 была возвращена обратно.

В работах М. Грушевского, Д. Дорошенко содержатся конкретные примеры массового террора во время отступления русских войск. Н. Полонская-Василенко подает такую картину тех дней: "В связи с отступлением русских войск на восток выселяли людей из Холмщины, Волыни, Подолья. Села жгли, чтобы оставить врагу пустыню. Люди шли с маленькими детьми, с нищим имуществом, гнали скот, для которого не было фуража и она, дохлая по дороге. Когда валка доходила до железнодорожной станции, людей битком сажали в вагоны и днями-неделями везли за Урал, в Пермь и др. Когда наконец открывали вагоны, то были случаи, находили там сами трупы. К ужасу руин присоединились эпидемии тифа, брюшного тифа, которые косили выселенцев ".

После Брусиловского прорыва весной 1916 бывшая территория Королевства Польского, куда входили галицкие земли, была отдана в полное распоряжение Пруссии. Это создало новое недовольство украинского населения, что привело к национально-освободительное движение.

Похожие публикации