Принципы и сущность государственной власти. Курсовая работа по тгп "государственная власть". Понятие и сущность государственной власти

Коротко и по делу:

ст 3К РФ

1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Власть осуществляется в 3х основных формах:

1)государственная власть

2)общественная власть

3)власть местного самоуправления

- Государственная власть

8) акты гос.власти распространяются на всех граждан

имеют общеобязательный характер

методы-убеждения,агитации, воспитания,гос.принуждения

осуществляет - сам народ посредством референдумов и выборов

Органы гос.власти (группа граждан или 1 гражданин, которым поручено осуществление задач и функций государства, образован в надлежащем порядке, действует в установленном порядке

9) Разделение гос власти на 3 ветви: законодательная,исполнитальная судебная.

Вопрос к какой ветви относится Президент ??Уполномоченный по правам человека тоже не понятно куда..так же авакьян говорит о наличии учредительной власти как самостоятельной ветви.(народ или Конституционное собрание принимают Конституцию) , Прокурор не является частью судебной власти-->значит можно говорить еще и о прокурорской власти.Счетная палата РФ как контрольная власть.

10) Государственная власть едина!!

Существование системы сдержек и противовесов

Разделение власти по вертикали. Федеральные органы, и органы субъектов федерации.

2.Общественная власть.

Власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах,а также их внутренних подразделений

политические партии

профсоюзы

религиозные организации

трудовые коллективы и др.

Имеют свой устав.

Правила обязательны только для участников объединения

Санкции- замечания,предупреждения, исключение из состава объединения. Не может прибегатьк гос.принуждению.

3. Власть местного самоуправления

Является смешанной общественно-государственной формой публичной власти народа.

11) Решение вопросов местного характера, но возможно возложение на ОМСУ отдельных государсвтенных полномочий.в этом случае так же возможно применение гос.принуждения.

Решения обязательны для населения,проживающего на данной территории.

Бла-бла-бла J

Власть народа – это самоорганизация народа в целях управления своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных функций и самого народа, и образуемых им органов.

Власть народа характеризуется следующими чертами:

1)публичная (осуществляется в интересах всего народа, ее целью является общественное благо; пространством осуществления власти народа во всех ее формах являются общество и государство; власть народа обращена ко всему обществу и к каждому человеку; доступна всем; осуществляется народом в целом, его частью, избранными народом представителями, сформированными им органами; использует методы убеждения, воспитания, поощрения, принуждения; осуществляется открыто);

2)политическая (осуществляется в политически организованном обществе; осуществление власти основано на формировании политических концепций, форм и методов; осуществление власти носит организованный и постоянный характер, протекает посредством политических процедур и механизмов; на осуществление власти влияют граждане как группами, так и через политические и иные общественные объединения).

Власть народа в РФ осуществляется в трех основных формах: государственная, общественная и местного самоуправления.

1)Государственная власть. Акты государственной власти распространяются на всех граждан, проживающих на территории ее действия, имеют общеобязательный характер. Государственную власть осуществляют либо народ в целом, либо специальная система государственных органов. Высшим выражением прямого осуществления государственной власти народом являются референдум (РФ, субъекта РФ или местный) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти, а также государственных выборных должностных лиц. Государственную власть народа осуществляют и органы государства, делают они это на постоянной основе. Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, в К РФ делятся на 3 вида – законодательной (представляют народ и принимают законы), исполнительной (исполняют законы, управляют государственными делами) и судебной (осуществляют функции правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства). По уровням государственные органы в РФ делятся на федеральные органы (Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ и другие ФОИВ, суды РФ) и органы субъектов РФ (законодательные органы государственной власти субъектов, главы исполнительной власти субъектов, уставные суды);

2)общественная власть. Власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также их внутренних подразделений. Например, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации. Они подчиняют свою деятельность порядку, ими же определенному, зачастую зафиксированному в каком-то документе – уставе, регламенте. Правила носят обязательный характер для тех, кто состоит в коллективе. Общественная власть не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей;

3)власть местного самоуправления . Смешанная общественно-государственная форма власти народа. Местное самоуправление существует в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и т.д. Данная форма народовластия обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т.е. управлять жизнью и делами на соответствующей территории. Население делает это само либо на сходах граждан по месту жительства, либо на местных референдумах. Оно также избирает представительные органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. При решении вопросов местного характера проявляется негосударственная природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. Вместе с тем, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой.

Рассмотрим понятие, сущность, признаки и виды власти , а также изучим особенности государственной власти .

Власть отражает способность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение иного субъекта для реализации собственных интересов или интересов других лиц.

Власть характеризуется совокупностью важных признаков .

Во-первых, власть - это явление социальное , то есть общественное .

Во-вторых, она является неотъемлемым признаком общества на всех этапах его развития.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему в виде социального организма, которая постоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на поддержание системы в нормальном состоянии.

С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом предопределяет появление такого феномена, который описывается понятием «власть».

При этом следует отметить, что она выступает средством именно социального управления , поскольку управление может быть не только социальным, но и, например, техническим, то есть управлением технической системой (например, мотоциклом). Таким образом, понятие «управление » - явление более широкое, нежели понятие «власть », которая представляет собой исключительно социальный феномен.

В-третьих, сущность власти проявляется в том, что она может функционировать только в рамках общественного отношения , то есть отношения между людьми и их коллективами.

В-четвертых, её реализация представляет собой интеллектуально-волевой процесс , когда властный импульс от властвующего субъекта должен быть осознан подвластным, прежде чем определить его волю и поведение.

В-пятых, властные общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение - это двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой - подвластным.

В-шестых, важнейшим признаком власти является её опора на силу . Именно наличие силы предопределяет положение субъекта в качестве властвующего. Её сила может иметь разнообразные источники: физическая сила, сила оружия, интеллекта, авторитета, убеждения, красоты и т. п.

В-седьмых, сознательное подчинение является условием её наличия в определенном отношении над определенным субъектом.

Существуют различные подходы и основания для классификации и выделения отдельных видов власти .

В зависимости от социального уровня власти различают следующие виды власти : власть в масштабе всего общества ; власть внутри определенного коллектива ; власть в отношении между двумя индивидами .

В зависимости от масштаба возможного воздействия власть можно подразделить на следующие виды: политическую и неполитическую . Политическая власть может выступить средством решения политических задач и защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической силы являются:

Власть одной социальной группы над другой;

Государственная власть;

Власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

Власть политических лидеров.

В зависимости от способа организации и реализации власть может быть двух видов: демократической или недемократической .

К особенностям государственной власти следует отнести следующие обстоятельства:

Государственная сила опирается на специальный аппарат;

Она имеет публичную сущность;

Осуществляется специальным профессиональным аппаратом, который отделен от общества;

Она является суверенной;

Она является универсальной;

Государственная власть является сложным и многомерным является, которая затрагивает и влияет на все аспекты жизни общества.

Как мы уже говорили , государственная власть – это инструмент или способ поддержания установленного порядка общественного бытия, основанный на принципах подчинения и субординации, возможности и праве одних людей подчинять своей воли других.

Сущность государственной власти раскрывается в ее социальной , политической , идеологической и нормативно-правовой природе .

Так, социальная природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия осуществляются в конкретно закрепленной форме: органов, учреждений, должностных лиц. Единственным источником государственной власти является легитимные и легальные институты управления обществом в рамках государства.

Политическая природа государственной власти характеризуется тем, что властные полномочия в данном случае публичны, затрагивающие интересы и распространяющиеся на всех и каждого.

Идеологическая природа государственной власти отражает ее внутренний образ, именно она оправдывает и объясняет монопольное право государства на социальное насилие.

Нормативно-правовая природа государственной власти заключается в наличие иерархии нормативно-правовых актов, закрепляющих легальность, легитимность и порядок осуществления властных полномочий.

Принципы государственной власти

Осуществление государственной власти реализуется на основе принципов государственной власти , которые предопределяют функционирование основных институтов и органов власти.

Основополагающие принципы государственной власти:

1. Принцип суверенитета , который закрепляет верховенство, единство и независимость государственной власти.

2. Принцип легитимности , который закрепляет связь между народом и властью на основе согласия . Низкий уровень легитимности неукоснительно ведет к усилению силового блока и принятию решений с позиции силы.

3. Принцип легальности , который определяет необходимость четкого и неукоснительного соблюдения норм права со стороны государственных органов.

4. Принцип законности , который закрепляет такой политико-правовой режим, при котором основой общественного бытия является строгое соблюдение предписаний нормативно-правовых актов со стороны всех участников общественных отношений.

5. Принцип иерархии , закрепляющий такую систему организации государственной власти, при которой властные институты находятся в позиции соподчинения .

6. Принцип разделения властей является одним из основных принципов осуществления государственной власти современных демократических государств, при котором ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) независимы друг от друга.

7. Принцип выборности и коллегиальности закрепляет базис, на основе которого наиболее важные государственные должности должны быть выборными , а значимые решения должны приниматься с учетом мнения общественной и на основе заключения экспертного сообщества.

8. Принцип профессионализма определяет позицию государственной власти к собственным кадрам, иными словами кадровый состав органов государственной власти должен обладать необходимыми знаниями и квалификацией, которая позволила бы решать им поставленные задачи.


Структура государственной власти

Структура государственной власти раскрывает ее внутренние строение и иерархию, она может значительно различаться в зависимости от формы государственного устройства, политического режима и формы правления.

В наиболее общем виде, в соответствии с принципом разделения властей мы можем выделить следующую структуру государственной власти большинства современных государства:

Законодательная власть – выборная власть, осуществляемая высшим законодательным органом на основе принципа профессионализма и коллегиальности.

Исполнительная власть – назначаемая власть, осуществляемая высшим должностным лицом государства, правительством и иными органами государственной власти.

Судебная власть – независимая власть, осуществляемая на основе принципа профессионализма специально уполномоченными на то органами и лицами. Судебная власть играет важную роль в системе сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти, выступает в качестве гаранта законности и справедливости в государстве.


Методы осуществления государственной власти

Необходимо отметить, что методы осуществления государственной власти значительно разнятся в зависимости от формы государственного устройства, политического режима и других факторов.

Так или иначе, государственная власть опирается на два основных метода: убеждения и принуждения .

Метод принуждения основывается на возможности и праве применения силы властью по отношению к населению с целью подчинения государственной воли. Применение метода принуждения должно быть строго регламентировано правовые нормы и не должны переходить разумные рамка дозволенного насилия.

Метод убеждения основывается на необходимости внушения населению положительного образа государственной власти и образа должного поведения посредством применения всего спектра средств идеологического и информационного воздействия.

К второстепенным методам относятся: метод стимулирования (поощрение моральное и материальное), нормативный метод (регламентирование, система правовых актов), информационный метод (дозирование информации и дезинформации).

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . 3

1.1. Понятие государственной власти. . . . 5

1.2. Признаки государственной власти. . . 6

1.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. . . . . . . . 7

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ

2.1. Системное единство государственной власти и разделение властей. . . . . . . . 10

2.2. Концепция единой государственной власти, отрицающая разделение властей. . . . . . 12

2.3. Легальность и легитимность государственной власти 14

ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

3.1. Разделение властей в контексте философии. . 18

3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей. . . . . . 21

3.3. Единство государственной власти и разделение властей 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . 27

ВВЕДЕНИЕ

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

Проблемам государственной власти посвятили работы большое количество учёных: В.Е Чиркин, С.С. Алексеев, И.Н. Гомеров, В.Д. Перевалов и многие другие.

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро.

В этой работе, мы постараемся изучить структуру государственной власти, рассмотреть её функции, принципы работы, а также систему органов во власти, и одновременно характер, форму осуществления и сравнить систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России.

Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три главы и заключение. В первой главе изложены понятия, принципы государственной власти, а также деятельность государственного аппарата и его организация. Во второй главе нашли отражение вопросы легальности и легитимности власти, её системном единстве. В третьей главе был рассмотрен принцип разделения властей, контрольные органы власти и их место в контексте философии.

Выше изложенное предопределяет характер данной работы: она является попыткой общего изучения понятия государственная власть.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ

1.1.Понятия государственной власти

Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).

Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

1.2. Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

1.3.Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.

К ним относятся:

· принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;

· принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;

· принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;

· принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;

· принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;

· принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;

· принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;

· принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;

· принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;

· принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;

· принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.

2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ

2.1.Системное единство государственно власти и разделение властей

Государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом (институциональным элементом государства) и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». В частности, в этом заключается государственный суверенитет. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы. Во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определённый принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей «по горизонтали») – это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства, структурно-функциональная характеристика организации, или механизма, государственной власти.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (три относительно самостоятельные и взаимодействующие системы), образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого структурного строения аппарата государства лежит функциональная дифференцированность государственной власти . Обычно её объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и отправления правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве.

Можно подчеркнуть, что теоретическая конструкция разделения труда по государственному управлению объясняет лишь наличие законодательных, исполнительных и судебных органов. Причём из этой конструкции вовсе не вытекает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, не вытекает разграничение законодательных, исполнительных и судебных полномочий. Например, эта конструкция допускает, что орган исполнительный, управляющий в соответствии с общеобязательными нормами, одновременно сам может издавать общеобязательные нормативные акты. Эта конструкция не отрицает и такое разделение труда по государственному управлению, при котором один и тот же орган устанавливает и исполняет законы, например, может принять закон по любому вопросу индивидуального характера.

В любом более или менее развитом государстве в структуре государственного аппарата различаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Но наличие этих органов ещё не говорит о разделении властей. Так, в абсолютной монархии есть законодатель (сам монарх, при котором может быть законосовещательный орган), исполнительные органы (правительство или министры, административные органы) и суды. Но здесь нет разделения властей, все государственные органы замыкаются на фигуру монарха. Абсолютный монарх не только законодатель, но и глава исполнительной власти и верховный судья.

В структуре деспотической организации власти тоже есть властные институты, порождённые разделением труда по управлению. Например, в советской тоталитарной системе были органы, реально принимавшие общеобязательные решения, и органы, ответственные за выполнение этих решений, был номинальный законодатель, были формально разделённые суд и прокуратура. Но, разумеется, власть тотальная исключает какое бы то ни было разделение властей или разграничение полномочий.

Разделение властей – это не любое разделение труда по государственному управлению, а такое, которое обеспечивает свободу субъектов государственно-правового общения. Это такой принцип организационной структуры государственного аппарата, который достигается в исторически развитых государственных формах и создаёт институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности.

2.2.Конепция единой государственной власти, отрицающая разделение властей

Для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в., характерна идеология, отрицающая саму возможность разделения властей. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту – нации, народу, политически господствующему классу, «трудящимся» и т.п., и этот субъект её ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого субъекта, например народа, власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчётны ему и подконтрольны. Следовательно, этот высший орган прямо или косвенно определяет деятельность всех остальных органов, может вмешиваться в их компетенцию . По смыслу этой концепции власть является не только единой в её социальной сущности, но и неделимой в её организационной форме.

Концепция системы Советов претендует на радикальный демократизм. Она отвергает разделение властей как такую структурную организацию государственной власти, при которой государственные органы не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, органы, избираемые народом, не всевластны и не могут контролировать другие государственные органы. В действительности это антидемократическая, авторитарная концепция, оправдывающая сосредоточение власти в одном органе, которая прикрывает свою диктатуру видимостью демократических учреждений. Хорошо известно, что всевластные органы реально не избираются народом и что диктаторская власть может лишь имитировать выборы в такие органы. Система Советов в СССР и подобные системы сталинского типа служили псевдодемократическим фасадом тоталитарных режимов, при которых единство власти реально объясняется не «народовластием», а неограниченной деспотической властью диктатора, вождя.

Выше сказанное отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что существует некая «власть народа», которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо. Здесь считается, что общество может застраховать себя от тиранической диктатуры лишь тогда, когда в государстве будет верховный орган, получающий власть от народа, а все остальные органы будут подчиняться верховному органу, будут ему подконтрольны. Но, во-первых, сама «власть народа» может быть формальным источником диктатуры.

Во-вторых, демократически избранный орган является относительно независимым от избравшего его народа. И если власть этого органа не ограничена компетенцией других органов, если все остальные органы ему подчинены, то, ссылаясь на волю народа, он легко может превратиться в коллективного тирана или выдвинуть из своей среды диктатора и даже начать террор против собственного народа, о чём красноречиво свидетельствует практика Национального конвента в 1793г. во Франции. Наконец, история свидетельствует, что при отсутствии разделения властей верховный представительный орган становится псевдодемократическим прикрытием для диктатуры политического лидера, победившего в борьбе за власть внутри этого органа. Напротив, теория разделения властей признаёт высшей политической ценностью не «власть народа», а свободу. Свобода обеспечивается такой структурой аппарата государственной власти, в которой нет верховного органа, и никакой государственный орган не может сосредоточить в своих руках власть, достаточную для установления диктатуры

2.3. Легальность и легитимность государственной власти

Законы, иные нормативные акты, издаваемые от имени государственной власти, легализуют, т.е. делают законными или, напротив, незаконными, нелегальными, противоправными те или иные отношения (институты, организации) в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации.

Легализация государственной власти – это юридической провозглашение правомерности её возникновения (установления), организации и деятельности, её органов, порядка деятельности, осуществления конституции.

Легализация осуществляется различными способами, в том числе путём референдума (например, Конституция России 1993г., легализовавшая ту государственную власть, которая сложилась после фактического роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета и создания Государственной Думы и Совета Федерации), а также иными правовыми актами, например законами о выборах парламента, президента, о судебной системе.

После государственных и военных переворотов, революционных событий новая власть, её чрезвычайные органы, стремясь создать легальную основу своей деятельности, принимают временные основные правовые акты (декреты советского правительства 1917 – 1918гг.)

Правовые акты, легализующие государственную власть, должны соответствовать не только интересам народа страны, выражать его волю, но и общечеловеческим ценностям и гуманистическим принципам права, в том числе международного права. Сосредоточение, захват государственной власти, присвоение властных полномочий (в том числе какой-либо партией) незаконны. Как устанавливает Конституция России 1993г., такие действия наказуемы (ст.3 п.4).

Нарушение принципа легализации государственной власти предполагает юридическую ответственность. Эта ответственность распространяется как на лиц, посягающих «со стороны» на государственную власть, так и на носителей самой государственной власти (например, ответственность за превышение полномочий).

Термин «легитимация» происходит от того же латинского слова (от лат. lex – закон), но отражает состояние фактическое.

Легитимная государственная власть – это власть, соответствующая представлениям народа, общества данной страны о её справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности.

Степень легитимности государственной власти находит своё выражение в поддержке этой власти населением. О поддержке или её отсутствии могут свидетельствовать выборы парламента и президента, опрос населения, анкетирование, проведение различных встреч с населением и публичных мероприятий (например, организация общегосударственного обсуждения проекта новой конституции). Следствием легитимности является авторитет государственной власти у населения, признание права управлять и добровольное согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, поскольку её мероприятия опираются на поддержку большинства населения.

Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы легитимации новой государственной власти. К экстраординарным относятся социальные и политические революции, выражающие подлинные интересы народа, свергающие угнетающую государственную власть и утверждающие власть новую, которая, правда, далеко не всегда оправдывает чаяния народа.

Немецкий политолог, юрист и социолог М. Вебер (1864 – 1920) ввёл различие трёх основных форм легитимации государственной власти: традиционную, харизматическую и рациональную.

Традиционная связана с обычаями, традициями населения, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко с особой ролью религии, как это имеет место, например в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.).

Харизматическая легитимация обусловлена особыми качествами выдающихся личностей (реже – групп лиц), которым приписываются качества, способные определять поведение людей. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), Гитлер, Сталин, де Голль, до определенного времени и Б.Н. Ельцин.

Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь рассудочной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (они иногда не выполняются, например, в России), а практическая работа органов государства на благо населения страны.

Утрата государственной властью легитимности не влечёт за собой непосредственно юридической ответственности. Низкий рейтинг парламента, президента, правительства ещё не вызывает сам по себе его смену. Падение легитимности проявляется на выборах, когда та или иная партия теряет власть, президент терпит поражение, те или иные депутаты не бывают избраны. Оно проявляется в массовых волнениях населения, коллективных акциях протеста, направленных против государственной власти (например, поход 10 тысяч шахтёров Румынии на Бухарест в 1999г.). В наиболее острых случаях утрата властью легитимности приводит к революции.

ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

3.1.Разделение властей в контексте философии

Государственная власть состоит из трёх относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет своё юридическое обоснование. Эти ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.

Законодательная ветвь государственной власти в официальной форме устанавливает правовые нормы, общие правила, определяющие меру свободы человека в обществе и государстве. В частности, законодатель устанавливает правила применения политической силы, необходимого и допустимого с точки зрения обеспечения свободы, безопасности, собственности.

Исполнительная власть воплощает в себе принудительную силу государства. Это система органов, обладающих, в частности, полицейскими полномочиями, способных осуществлять организованное принуждение вплоть до насилия. Эти полномочия должны быть правомочиями, т.е. должны быть установлены законом для обеспечения свободы, безопасности, собственности.

Судебная власть разрешает споры о праве, устанавливает право (права и обязанности) в конкретных ситуациях, для конкретных субъектов. В частности, судебные решения дозволяют или предписывают правовые меры государственного принуждения в отношении конкретных субъектов.

Разделение властей означает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В то же время компетенция этих органов такова, что они не могут действовать изолированно, и государственная власть осуществляется в процессе кооперации трёх её самостоятельных ветвей: деятельность законодателя не принесёт желаемого результата без соответствующей деятельности исполнительной и судебной власти, осуществление правосудия невозможно без власти законодательной и судебной и т.д. Кроме того, во взаимоотношениях ветвей власти должны быть сдержки и противовесы, не позволяющие каждой из ветвей власти выходить за пределы её компетенции и, наоборот, позволяющие одним ветвям власти удерживать другие в рамках компетенции.

Из этого рассуждения Монтескье вытекает, что разделение властей существует в трёх аспектах или на трёх уровнях – функциональном, институциональном и персональном.

Функциональное разделение властей. Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельную функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функцию осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры применения силы. Следовательно, эти ветви власти не должны обладать принудительно силой, не должны осуществлять государственное принуждение. Поскольку такой силой обладает исполнительная власть, она сама не должна принимать нормативные или индивидуальные решения о применении силы. Следовательно, исполнительная власть должна действовать на основании и во исполнение законов и судебных решений.

Институциональное разделение властей. Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной власти не должно быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает отделение инстанций, обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы. Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применении силы. В этом контексте разделение законодательной и исполнительной власти означает, во-первых, что органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов, не вправе принимать решения индивидуального характера, входящие в компетенцию исполнительной власти. В противном случае законодатель превратится в институциональную силу, одновременно устанавливающую правила применения силы. Недопустимость соединения судебной власти с законодательной достаточно очевидна. Если судья будет сам устанавливать и менять правила, по которым он судит, то получится «шемякин суд», в котором дело будет выигрывать та сторона, которая больше заплатит. Но требовании не отрицает возможность прецедентного права. При установлении прецедента суд создаёт норму, но в дальнейшем судьи связаны этой нормой.

Персональное разделение властей. В состав законодательных органов не входят функционеры исполнительной власти и судьи, т.е. депутатами легислатуры не могут избираться будущие исполнители законодательных решений. Однако этот, казалось бы, очевидный принцип несовместимости депутатского мандата с занятием других государственных должностей не соблюдается в парламентарных странах (Великобритания, ФРГ и др.), где члены правительства одновременно являются депутатами парламента. Причём такое нарушение персонального разделения властей – это не упущение в процессе формирования системы разделения властей в отдельных странах, а принципиальная черта парламентарных стран.

3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей

В науке существует точка зрения, согласно которой не все государственные органы можно отнести к законодательным, исполнительным и судебным, и существует четвёртая – контрольная ветвь власти . Следует подчеркнуть, что существование в странах с недостаточно развитой государственностью таких органов, которые не укладываются в разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, свидетельствует о том, что в этих странах либо вообще нет разделения властей, либо оно принципиально нарушено.

Также существует понятие «учредительная власть», но оно не относится к характеристике аппарата государственной власти. Обычно об «учредительной власти» говорят как о «власти народа», выражающейся в принятии конституции путём референдума. Либо имеется в виду компетенция особого представительного органа – учредительного, или конституционного, собрания, которое принимает конституцию и тем самым как бы учреждает новое государство. Понятие «учредительная власть» не стоит в одном ряду с понятиями законодательной, исполнительной и судебной ветви власти, объясняющими структуру «учреждаемого» или уже существующего аппарата государственной власти.

Если механизм государства построен на основе разделения властей, то есть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом возможно такое соотношение этих органов, которое отклоняется от строгого разделения законодательной и исполнительной властей в президентских республиках (например, США). Но такое отклонение не порождает новые ветви государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.

Там где нет разделения властей (притом, что в рамках «разделения труда по государственному управлению» есть законодательные, исполнительные и судебные органы), реальный глава государства (монарх, диктатор, «суперпрезидент» и т.д.) действительно играет самостоятельную роль. Но фигура такого реального главы государства стоит не в одном ряду с другими государственными органами, а над ними. Здесь может имитироваться разделение властей, притом, что глава государства обладает решающим комплексом полномочий в законодательной и исполнительной сферах и, возможно, даже полномочиями высшей кассационной или надзорной судебной инстанции.

Если специальные контрольные (надзорные) органы играют самостоятельную роль в аппарате государства, даже стоят в одном ряду с парламентом, правительственными органами и судами общей юрисдикции, то это ещё не означает особую «контрольную» ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая надзор за законностью, вместе с правительственно-административными органами относится к исполнительной власти. Для контроля за конституционностью законов и действий высших государственных органов не требуется особая ветвь государственной власти. По существу, конституционный контроль – это проверка правового характера законов, и такой контроль входит в задачу судебной власти, разрешающей споры о праве. Конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции или специальные конституционные суды. В тех случаях, конституционный контроль осуществляют квазисудебные (например, Конституционный совет во Франции), полномочия такого контроля ограничены и не позволяют органу конституционного контроля встать в один ряд с законодателем.

Контрольные полномочия могут осуществлять и вспомогательные органы при законодателе, например счётная палата, омбудсмен (уполномоченный по правам человека). Разумеется, такие вспомогательные органы не образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

3.3. Единство государственной власти и разделение властей

Единство государственной власти связано с возникновением самого государства. Оно вызревало как интегрированная власть, ликвидирующая родовой строй с его партикуляризмом (обособлением по родам). Единство государственной власти означает прежде всего, что в государстве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающих своими обособленными средствами государственного принуждения. Государственная власть едина. Поэтому в последние годы в российской и зарубежной литературе всё чаще вместо термина «разделение властей» говорится об отделении властей, о разделении ветвей единой государственной власти, об «обособлении» властей. Последнее понятие в связи с анализом концепции разделения властей российские юристы Б.А. Кистяковский и В.М. Гессен предлагали ещё восемь – девять десятилетий назад.

В новое время утвердился коллективистский подход к единству государственной власти, согласно которому вся власть принадлежит народу. В марксизме-ленинизме коллективистская трактовка получила иной характер: власть должна принадлежать определенному классу (рабочему классу), а организационно – системе Советов снизу доверху. Такая трактовка единства власти принята сейчас в сохранившихся странах тоталитарного социализма.

Идея единства государственной власти однозначна. Она имеет три различных аспекта:

1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;

2) единство основных целей и направлений деятельности всех органов государства, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно может быть ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов государства могут привести к их вооружённому противоборству (Россия, октябрь 1993г.);

3) организационно-правовое единство, означающее создание системы органов государства с их иерархией и размежеванием полномочий.

Возникновение идеи разделения властей связано с борьбой молодой буржуазии, выражавшей политическое (но не всегда экономические) интересы широких слоёв населения против абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи буржуазии (особенно французский юрист Ш.-Л. Монтескье, 1689-1755) выдвинули тезис о разделении государственной власти на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (в то время – король и его министры) и судебную (независимые суды с участием присяжных). Эта идея вошла затем почти во все конституции стран мира (в том числе российскую 1993г.) вместе с идеей о власти (суверенитете) народа. Тезис о разделении властей отражает организационно-правовой подход к структуре государственной власти, статьи конституции о власти народа – социологический.

Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.

В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие:

· учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей государственный строй);

· избирательную (в некоторых странах Латинской Америки);

· контрольную (органы, осуществляющие государственный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в Российской Федерации).

Что же касается иногда называемых в литературе власти СМИ (четвёртой власти), партийной власти (власти специалистов), власти технократов и т.д., то эти явления не представляют собой ветвей государственной власти.

В некоторых новейших конституциях постсоциалистических стран уже не даётся такое преувеличенное значение, как раньше, идее разделения властей. Такой подход понятен после десятилетий тоталитаризма, когда существовали слитные партийно-государственные структуры. Но он искажает реальную ситуацию. Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоциалистических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения её ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе данного исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день государственная власть и её структура действуют в демократических государствах в частности в Российской Федерации. Государственная власть является органом осуществления власти в стране, которая выполняется через систему органов власти. Из этой работы можно также выделить, что на данный момент государственная власть не так развита и ещё не способна выполнить все задачи, обязанности и свойства которые возложила на нее Конституция РФ. Также можно отметить что в других государствах романо-германской семьи государственная власть осуществляется максимально полно защищает законные права и обязанности человека и гражданина данного государства.

На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в учебных изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти ещё не полностью изучена.

В современном демократически ориентированном обществе необходимо добиться неуклонного исполнения законов государства. Для этого требуется чёткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственная власть позволяет чётко управлять страной, принимать законы и другие нормативные правовые акты, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне. Государственная власть также обеспечивает свободу и равноправие граждан.

Мы считаем, что исследование данной проблемы на этом не заканчивается и требует дальнейшей разработки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2000.- 595с.

3. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2004.- 484с.

4. Глазукова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 551с.

5. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: учебник / И.Н. Гомеров.- М.: ЮКЭА, 2002.- 830с.

6. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2002.- 511с.

7. Общая теория государства и права: академический курс: в 2т. Т.2: Теория права / В.В. Борисов.- М.: Зерцало, 1998.- 620с.

8. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов.- М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002.- 587с.

9. Теория государства и права: курс лекций / М.И. Байтин, под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2004.- 767с.

10. Теория государства и права: учебник / А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, под ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 2001.- 611с.

11. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.- 496с.

12. Чиркин В.Е. Современное государство: учебник / В.Е. Чиркин.- М.: Международные отношения, 2001.- 412с.

13. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право: ежемесячный журнал.- 2003.- №2.- С. 5-12.

14. Талянина Л.Н. Разделение властей в государстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал.- 2003.- №5.- С. 6-7.

15. Кананыкина Н.Г. Государственная власть в современный период // Научный юридический журнал.- 2004.- №12.- С. 11-12.

Государственная власть в Российской Федерации и методы ее осуществления

Дмитриева Юлия Вячеславовна

Оренбургский государственный университет

доктор юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Усманова Резида Минияровна, Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

Аннотация:

Статья посвящена теоретическим аспектам государственной власти в РФ. Особое внимание уделено методам осуществления государственной власти. Выделены основания классификации данных методов, приведены примеры методов.

The article is devoted to theoretical aspects of state power in the Russian Federation. Special attention is paid to the methods of exercise of state power. The grounds of classification of these methods were highlighted, and there are some examples of methods in this article.

Ключевые слова:

Российская Федерация; государственная власть; методы осуществления государственной власти; признаки государственной власти; структура государственной власти

the Russian Federation; the power of the state; methods of exercising state authority; signs of state power; the structure of state power

УДК 342.597

Введение: Власть является главным регулятором социальных процессов, которые происходят в обществе. Управление обществом, обеспечение правопорядка, а также соблюдение прав и законных интересов граждан невозможно без государственной власти.

Не имея сильной и стабильной государственной власти, противоборствующие силы разрывают общество на части. Для формирования общенациональных, межклассовых и межгрупповых отношений, для гармонизации интересов данных групп, предотвращения социальных противоречий государственная власть находит поддержку в обществе, добиваясь доверия у определенных слоев или групп общества.

Для осуществления государственной власти существует большое количество разнообразных методов. Например, методы убеждения, поощрения, принуждения; обычные и особые методы; расширительные и ограничительные и многие другие.

Метод дает необходимое представление о том, каким образом действует механизм (аппарат) исполнительной власти, как реализуются на практике управленческие функции государства, а также какие средства используются при этом.

Актуальность данной темы связана с тем, что методы осуществления государственной власти играют большую роль в современном мире. Так, теоретическое осмысление и понимание классификации методов дает возможность применять несколько методов осуществления государственной власти одновременно. Так как существует большое количество методов, применяемых государством на практике, изучение их классификации выступает способом познания действительности, а также расширяет границы понимания сущности методов.

Целью данной работы является изучение государственной власти в Российской Федерации и методов ее осуществления.

Задачи статьи:

1. Рассмотреть понятие и признаки государственной власти;

2. Изучить структуру государственной власти;

3. Рассмотреть сущность методов осуществления государственной власти;

4. Изучить классификацию методов осуществления государственной власти.

Теоретической базой при написании данной работы стали положения теории государства и права, а также конституционного права.

Научная новизна : Исследование проблем государственной власти в современной России является одним из самых важных направлений в общественных науках. Значимость данной тематики усиливается и в связи с переоценкой многих ценностей в правоведении и других науках об обществе.

1) Понятие и признаки государственной власти

Каждое общество нуждается в эффективном управлении и организации, согласовании деятельности людей и групп. Власть признается одной из форм управления, которая производится путем подчинения одних людей другим.

Власть позволяет управлять социальными процессами, согласовывать совместную деятельность людей для дальнейшего достижения необходимых для всего общества результатов.

Власть может быть классифицирована по различным основаниям. Если рассматривать власть с точки зрения ее социального уровня, то можно выделить: власть всего общества; власть внутри организации или коллектива; власть между двумя индивидами. То есть можно сказать, что власть может присутствовать не только в государственном масштабе, но и в межличностных отношениях. Интересна точка зрения Р.М. Усмановой, которая пишет, что в «современных условиях на основе частных и публичных интересов различается публичная и частная власть, соответственно функционирование власти осуществляется на двух уровнях социальной структуры общества: публичном и частном. Частный уровень действует в малых группах, публичный же включает в себя государственную власть и корпоративную власть. На публичном уровне различается и муниципальная публичная власть местного сообщества» .

Социальная власть представляет собой отношений между людьми в обществе, выражающиеся возможностью и реальной способностью одного субъекта или группы воздействовать на поведение других с целью получения желаемого социально значимого результата. Социальная власть может быть представлена в неполитической и политической форме. Первая - это власть между супругами, родительская власть. Политическая же власть является способом защиты интересов социальных групп.

Государственная власть является разновидностью социальной власти. Она находит свое воплощение в разных учреждениях, органах, политических институтах, которые образуют механизм государственной власти.

Государственная власть всегда должна быть организованной, так как иначе она утратит способность провести свою волю и реализовать ее в жизни, а также обеспечить правопорядок и законность в обществе.

Каждой власти необходима сила авторитета, сильнее всего власть становится, когда является добровольной и общество подчиняется ей сознательно. Чем точнее, глубже и полнее государственная власть будет выражать интересы народа, класса или элиты, тем больше у нее будет поддержки от данных субъектов.

Государственную власть всегда будут сопровождать следующие институты: вооруженные силы, силовые учреждения - полиция, армия, органы безопасности, а также пенитенциарные учреждения, тюрьмы. Данные институты являются главной поддержкой и силой государственной власти.

Средством осуществления государственной власти признаются правовые нормы. Они могут точно и подробно фиксировать определенные требования, которые предъявляются к поведению людей, условия и границы поступков, описывать требуемые или возможные варианты поведения для каждого человека, а также устанавливать последствия неисполнения данных требований. Однако, как верно отмечает Р.М. Усманова, в последнее время мы видим и влияние различных политических норм, а также политических традиций на организацию власти .

Можно выделить определенные признаки государственной власти:

1. Власть всегда социальная, то есть она складывается в обществе, в отношениях между людьми и служит организатором общества.

2. Государственная власть наделена волевым характером, то есть является проявлением воли, признается взаимодействием воли подвластных и властвующих субъектов.

3. Государственная власть имеет монополию на издание общеобязательных требований и велений, а также на применение мер принуждения. Данный признак является одним из главных отличий государственной власти от иных видов власти.

4. Государственная власть всегда универсальна, она действует на всей территории конкретной страны, распространяется на всех жителей государства, которые находятся на обозначенной территории.

5. Государственная власть имеет право запрещать, приостанавливать, разрешать, признавать ничтожным проявление иной власти на территории государства, то есть государственная власть имеет приоритет перед другими видами власти.

6. Государственная власть всегда имеет четкую структуру, особый аппарат, механизм реализации власти, где органы взаимосвязаны и находятся в строгой иерархичности и соподчиненности. Каждый орган также имеет свою четкую иерархию.

7. У государственной власти имеются свои каналы для передачи и реализации велений, которые отсутствуют у иных властей. Такими каналами являются законодательство и право. Также государственная власть имеет средства воздействия на жителей страны - полицию, армию, учреждения пенитенциарной системы.

8. Государственная власть чаще всего базируется на принципе разделения властей.

9. Государственная власть всегда публична, в широком понимании публичной является всякая власть. Но по отношению к государственной власти это свойство обозначает осуществление власти профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта.

10. Государственная власть суверенна, то есть независима от других государств, а также власть признается верховной в самой стране. Верховенство данного вида власти состоит в том, что государственная власть выше иных общностей, учреждений и организаций в стране, все они подчиняются государственной власти.

Таким образом, государственная власть является способом руководства (управления) обществом, для которого характерны опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы) и ряд специфических признаков, рассмотренных выше.

2) Структура государственной власти

Структура власти - это совокупность элементов и компонентов: объект, субъект, ресурсы и процесс, который приводит данные элементы в движение для достижения конкретной цели.

Субъектом может быть группа или отдельный человек, которые создают, разрабатывают конкретные политические проекты, принимают решения, воздействуют на процесс принятия данных решений и их дальнейшей реализации. Субъектом могут выступать как облеченные властью должностные лица, так и само государство в целом.

Объект власти - это определенные органы, учреждения или лица, на которых направлена деятельность субъекта власти. Например, в классовом обществе подвластными признаются определенные лица, национальные или социальные общности, классы, а в роли властвующего субъекта выступает господствующий класс, элита. В демократическом же обществе субъект и объект имеют тенденцию сближения, иногда даже совпадения. Это объясняется тем, что каждый гражданин такого государства является носителем источника власти. Данный индивид имеет право принимать активное участие в создании представительных органов власти, выдвигать кандидатуры, контролировать их деятельность, быть инициатором реформирования или роспуска.

Следующим элементом структуры государственной власти можно назвать ресурсы. В широком понимании это все то, что группа или индивид имеют право применять для влияния на других. Ресурсы могут быть нематериальными, например, средства массовой информации как рычаг воздействия; материальными, например, финансы; силовыми, с участием силового военного аппарата; политическими, например, переговоры .

К данному элементу относятся также и понятия «легальность» и «легитимность» государственной власти. Последнее определяет фактическую значимость власти для людей, ее престиж среди населения, узаконенность, но не в силу закона, исходящего от власти, а благодаря расположенности населения. Легитимность - это своего рода принятия государственной власти населением, признание ее права управлять и руководить процессами в стране. Легальность же власти означает ее законность, действие в соответствии с принятыми в стране законами, то есть юридическая узаконенность. Легальность является юридическим выражением легитимность власти.

В широком понимании государственная власть реализуется всеми государственными органами, учреждениями и должностными лицами. В узком значении данный вид власти принадлежит только центральным (высшим) органам государства. Конституция (основной закон страны) определяет именно систему высших органов государства, их полномочия и компетенцию, порядок формирования и ликвидации.

Существующие понятия «разделение» и «соединение» власти обозначают механизм реализации государственной власти в стране. Государственная власть по своей природе едина и не может быть поделена на части. Первоисточником данной власти признается народ, класс или общность. Поэтому термин «разделение» применяется не к самой государственной власти, а к ее организации .

Основным принципом, который положен в основу структуры государственной власти, является принцип разделения властей. Данный принцип в большей мере присущ демократической республике.

Первой организацией государственной власти была монархия, следовательно, в ней действовал принцип единовластия, когда полнота власти была сосредоточена в руках одного индивида.

Принцип соединения исполнительной, законодательной и судебной власти действовал продолжительное количество времени, так как обладал рядом преимуществ. Например, отличался мобильностью и оперативностью решения вопросов, исключал возможность переложить ответственность за принятое и реализованное решение на другое лицо или орган, защищал от борьбы между органами за объем властных полномочий. В то же время данный принцип вел к бесконтрольному принятию решений, появлению диктаторских режимов.

Более рациональной организацией власти в демократическом государстве в настоящее время признается принцип разделения властей. Данный принцип обеспечивает взаимодействие и взаимоконтроль высших государственных органов как частей единой государственной власти. Это обеспечивается существующей при данном принципе системой сдержек и противовесов .

Дж. Локк утверждал, что государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и федеративную, причем первая могла указывать, как именно должна реализовываться сила государства. Федеративная власть должна решать вопросы участия в союзах, войны и мира, то есть вести внешнюю политику .

Ш. Монтескье полагал, что должны существовать самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Органы данных ветвей власти должны взаимодействовать и осуществлять взаимоконтроль на основании системы сдержек и противовесов.

Таким образом, после рассмотрения объекта, субъекта и ресурсов как структурных единиц государственной власти, можно сказать, что процессом, который приводит данные элементы в движение ради достижения поставленной цели, является реализация государственной власти государственными органами, в России основанный на принципе разделения властей.

3) Сущность метода осуществления государственной власти

Государственная власть функционирует в обществе, которое всегда разделено на группы, классы, социальные слои, часто находящиеся в противоречии друг с другом, имеющие противоположные интересы. Любая власть стабильна только благодаря своей социальной основе.

Государственная власть всегда стремится представить себя перед обществом как образцовую власть. Она должна следить и устанавливать справедливость в стране, стремиться работать ради общего блага. Та власть, которая использовала противоречащие идеалами и нравственности методы, признавалась аморальной властью.

Для государственной власти важны социально-культурные, исторические и национальные традиции. Власть становится более стабильной, если в своей деятельности опирается на устоявшиеся традиции страны. Государственная власть, опирающаяся на ценности и традиции, принятые в стране, реже использует принудительные методы осуществления государственной власти. Если государственная власть постоянно прибегает в своей деятельности к методу принуждения и насилия, то она никогда не будет стабильной и долговечной, так как создает сопротивление в обществе.

Методом признается определенный прием, способ практического осуществления чего-либо.

Метод осуществления государственной власти является приемом, способом практической реализации функций, задач исполнительной власти, деятельности должностных лиц и органов данной ветви власти на базе компетенции в установленной форме и в определенных границах.

Метод является одним из основных элементов исполнительной власти, так как может характеризовать процесс реализации данной власти. Методы реализации власти могут быть различными. Государство может использовать универсальные методы принуждения и убеждения. Последние стимулируют необходимое поведение участников общественных отношений. В данный метод входят рекомендательные, разъяснительные, поощрительные, воспитательные меры, то есть меры, направленные на моральное воздействие . Метод же принуждения признается вспомогательным методом воздействия на участников общественных отношений. Он применяется, если метод убеждения не дал результатов, а также если были нарушены определенные административные нормы права. Тогда метод может быть выражен в административной и дисциплинарной ответственности. Так и Р.М. Усманова пишет, что управление как внешнее проявление власти связано с наличием организационных средств и соответствующих методов убеждения, принуждения и поощрения .

Существует также метод административного принуждения, который призван обеспечивать общественную безопасность. Данный метод характеризуется совершением субъектом власти управленческих действий, которые обеспечивают необходимое должное поведение управляемого объекта. Это может быть метод, носящий прямое предписание, то есть императивный вариант волеизъявления субъекта государственной власти. Прямой характер подразумевает то, что властный субъект принимает решение, которое является юридически обязательным для объекта управления.

Перечисленные методы являются базовыми, основными, но не единственными методами осуществления государственной власти. Поэтому далее приводится классификация методов осуществления власти.

4) Классификация методов осуществления государственной власти

Отсутствие единой классификации методов осуществления государственной власти может повлечь за собой произвольные группировки методов по усмотрению различных авторов, что нарушит и теоретическое понимание, и практическую реализацию методов .

Первой классификацией можно указать классификацию на основании способов воздействия методов осуществления власти. Это методы косвенного и прямого воздействия на участников общественных отношений.

Методы прямого воздействия - это методы, которые имеют целенаправленное прямое взаимодействие объекта и субъекта государственной власти. Так, Н.В. Макаренко подразумевает под такими методами метод поощрения, убеждения и принуждения .

Метод убеждения включает в себя воспитание, разъяснение и иные организационные меры, который приводят к направлению воли объекта в необходимую для государства сторону. Важную роль в методе убеждения имеет правовое воспитание и правовая культура населения. Нередко только лишь знание норм права недостаточно для их неукоснительного исполнения.

В правовом государстве метод убеждения признается основным методом осуществления государственной власти. В то же время метод принуждения должен существовать для тех лиц, чьё правомерное поведение зависит от наличия в стране ответственности и принудительного исполнения норм права.

В отличие от убеждения, которое имеет больше информативный характер, поощрение и принуждение оказывают непосредственное влияние на человека. Это активное реагирование государственной власти на поведение человека на основании позитивной или негативной оценки.

Поощрение - это такой метод воздействия на объект, который основывается на позитивной оценке действий данного объекта и направлен на побуждение дальнейшего добросовестного исполнения обязательств и выполнения требований, установленных законодательством. Поощрение может выражаться, например, в устной и письменной благодарности, денежном вознаграждении.

Поощрение и убеждение - тесно связанные методы осуществления власти, но в определенных моментах они существенно различаются . Например, поощрение признается индивидуализированным методом, в то время как убеждение рассчитано на коллектив.

Когда методы убеждения и поощрения не могут повлиять на объект управления, существенно изменить ситуацию или поведение данного объекта, используется метод принуждения. Данный метод при помощи государственных учреждений, органов и должностных лиц воздействует на объект, используя неблагоприятные правовые меры, которые влекут за собой определенные ограничения для объекта в целях охраны жизни и здоровья членов общества, правопорядка, безопасности . В узком смысле метод принуждения направлен на воздействие на объект обязывающими или запретительными нормами права .

Таким образом, метод государственного принуждения является целенаправленным методом влияния государственных органов на объект управления и имеет индивидуальный характер.

К методам косвенного воздействия относятся методы, влияющие на все процессы опосредованно, через изменение условий для объекта. Это пропагандистские, экономические, социально-психологические и иные методы. Особую роль играет экономический метод. Он касается таможенной и налоговой политики государства. В настоящий момент экономическим методом можно назвать сдерживание импорта для развития отечественного производства.

Следующим основанием классификации является субъект реализации методов. Такими методами могут быть те методы, которые реализуются органами государственной власти, и методы, которые реализуются функциональными органами публичной власти, исполняющими функции по специальному назначению.

Основанием для классификации также могут выступать и юридические факты. Сюда относятся методы, реализуемые при наступлении определенных событий, например, при чрезвычайной ситуации; при совершении конкретных действий, например, при совершении преступления; при изменении состояния объекта воздействия, например при прекращении режима военного, чрезвычайного положения.

Основанием следующей классификации является сфера действия. В соответствии с этим признаком выделяют методы, применяемые в экономической сфере, политической, культурной, социальной, экологической и иных сферах.

По характеру объектов государственного управления выделяются методы, направленные на коллективы, и методы, направленные на индивидов.

На основании территориальности методы могут быть внутри- и внешнегосударственными.

Также методы могут быть ограничительной и расширительной сфер действия. Например, если в законе указано, что правило действует применительно ко всем субъектам, то это расширительный метод воздействия. Ограничительным методом можно назвать метод выделения определенной категории граждан.

Основанием классификации могут быть и последствия реализации методов. В соответствии с данным основанием выделяют правоустанавливающие, правопрекращающие и правоизменяющие методы.

По признаку обязательности методы могут быть императивными и диспозитивными. Первые устанавливают строгий порядок исполнения требований закона, которые не может быть изменен по воле объекта управления. Диспозитивный метод предполагает свободу выбора в порядке реализации действующих норм.

В зависимости от правового режима методы могут быть обычными и особыми. Обычные методы используются повседневно; особые же применяются тогда, когда фиксируется отклонение в существовании государства. Это могут быть чрезвычайные обстоятельства природного и техногенного характера; насильственное изменение конституционного строя страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что методам осуществления государственной власти присуще разнообразие, и именно благодаря классификации происходит четкое понимание и разграничение методов осуществления власти.

Заключение : итак, рассмотрев основные составляющие структуры государственной власти, а также методы ее осуществления, можно подвести итог. Государственная власть является формой политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм. Государственная власть имеет свою структуру, включающую субъект, объект, ресурсы и процесс, который объединяет все перечисленные элементы и приводит их в движение. Государственная власть имеет многочисленные методы осуществления, которые классифицируются по различным основаниям.

Библиографический список:


1. Ворошилов Н. Критический обзор учения о разделении властей, Спб.: Лань. 2013. 460 с.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с попр. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. – № 31.
3. Локк Дж. Сочинения: 3 т., М.: Мысль. – 2002. – 404 с.
4. Макаренко Н.В. Административное право: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013. 336 с.
5. Макаренко Н.В. Государственное принуждение в механизме обеспечения экономической безопасности: теоретические и прикладные проблемы. – Н.Новгород. Нижегородская академия МВД России. 2011.
6. Мельников В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. – С. 2-8.
7. Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров, М.: Издательство Юрайт. 2014. 407 с.
8. Разгильдяева М.Б. Правовое убеждение и принуждение: теоретические основы. – М.: Юрлитинформ, 2012. 272 с.
9. Самойлюк Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль. – Н. Новгород. Нижегородская академия МВД России. – № 4. – 2015. – С. 53-69.
10. Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 03.07.2016 г. № 6-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.06.2001 г. – № 23.
11. Федеральный закон Российской Федерации «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 г. № 143-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 15.12.2003 г. – № 50.
12. Цыганкова Е.А. Принуждение как метод осуществления государственной власти. – М., 2010. – С. 7-8.
13. Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть»// Общество: политика, экономика, право-. 2011.- № 3. -С. 133-140.
14. Усманова Р.М. Политические традиции и политические нормы: их роль в публичном регулировании общественных отношений // Юридические исследования. -2012.- № 2.- С. 25-48.

Рецензии:

10.05.2017, 20:01 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия : Рецензируемая рукопись авторской редакции статьи отличается оригинальностью избранной исследователем тематики. Достаточной является показать оригинальности размещенного автором текста (92,51 %). Вызывает интерес и четкая структура рукописи. Вместе с этим, в рукописи имеется и несколько досадных ошибок, требующих привлечения внимания автора. В частности, рекомендуется уточнить наименование статьи, отметив в нем, идет ли речь в статье именно о РФ, или вообще о государственной власти в любой стране мира. Следуя логике рукописи, можно (как минимум, на первый взгляд) предположить, что автором исследуется лишь РФ. С другой стороны, анализа государственной власти иных государств в указанной рукописи, к сожалению, обнаружить не удалось. Возможно, некоторый элемент компаративистского исследования, рекомендуемый к включению в рецензируемую рукописи, дал бы ей новый положительный элемент при оценке. Логическим продолжение здесь также является использование термина "полиция". В некоторых иных государствах мира используются и иные наименования похожих структур (например, милиция в Республике Беларусь). Несомненно, конкретизации требует указание автора на использование сотрудниками органов внутренних дел холодного оружия. Вероятно, целесообразным станет актуальность удаления столь незначительной для общей структуры работы части. Рукопись требует некоторой доработки. После ее совершенствования данная рукопись сможет быть рекомендована к опубликованию.

02.07.2017 16:16 Ответ на рецензию автора Дмитриева Юлия Вячеславовна :
Благодарю за рецензию к статье. Действительно, в работе была исследована государственная власть только Российской Федерации (в доработке было конкретизировано наименование статьи). Также в рецензии было указано на фрагмент статьи об "использовании сотрудниками органов внутренних дел холодного оружия". Данный фрагмент был удален.


8.07.2017, 15:18 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия : Вновь представленная на рецензирование рукопись также отличается высокой степенью оригинальности текста. По результатам проверки, осуществленной с использованием возможностей ресурса: https://www.antiplagiat.ru/My/Cabinet, оригинальность текста составляет 92,53%. Автором рукописи были учтены высказанные ей прежде отдельные критические замечания. Рецензируемая рукопись может быть рекомендована к опубликованию. Вместе с тем, в процессе дальнейшей научной деятельности, автору можно рекомендовать обратить свое внимание на следующие моменты: 1. В списке ключевых слов целесообразно избегать дублирования отдельных слов (в частности, "власти"). Ключевые слова указываются для облегчения процедуры поиска конкретной информации с использованием компьютерных технологий. 2. Мнение о том, что власть является главным регулятором общественных отношений, оспорено национальной историей (см.: события 1917 года). 3. Во введении речь идет о методах исполнительной власти. При этом, однако, можно вспомнить и и методах, практикуемых и иными ветвями власти. 4. Интересным может оказаться и процесс преломления супружеской и (или) семейной власти во власть политическую. Здесь возможны и дальнейшие углубленные исследования.

26.07.2017 12:12 Ответ на рецензию автора Дмитриева Юлия Вячеславовна :
Благодарю за повторную рецензию. При дальнейшей научной деятельности в области правоведения мной обязательно будут учтены Ваши рекомендации.

Похожие публикации