Православные храмы в милане где находятся. Православные в Милане: «и каждый слышал свое наречие. Русская Православная Церковь в Италии

Милан – древнее название города Инсубрия Медиоланум (Insubria Mediolanum), был основан в V в. до Р.Х., когда проживавшее там кельты были покорены римлянами. Можно представить как много он пережил за все это время, свидетелем скольких событий он оказался. Современный вид столицы Ломбардии носит отпечаток всех архитектурных стилей прошедших эпох.

Христианство в Медиолан пришло с проповедью святого апостола Варнавы, который основал здесь епископский престол. В период гонений здесь пострадали различные мученики за веру, среди которых святые Гервасий и Протасий, Назарий и Келсий. Рассвет церковной жизни города пришелся на IV столетие, когда епископом стал святой Амвросий (374-397). Большой ревнитель христианской веры, он основал много храмов и монастырей, занялся поиском мощей мучеников, произносил пламенные проповеди и строил крепкую христианскую общину города Медиолана. 
Современный вид города Милана украшают церкви и базилики, появившееся во время святительства святого Амвросия.

Piazza Duomo, 16. Открыт: 07.00-13.00, 16.00-19.00

На месте древних церковных строений стоит Кафедральный собор, поражающий своим архитектурным великолепием. Под собором сохранились останки древней базилики IV в., посвященной св. мученице Фекле. Нынешний собор был заложен в 1386 г. и завершен лишь в 1813 г.

Спустившись в крипту, расположенную под главным алтарем собора, можно поклониться реликвиям (одеждам) святых мучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена его епископского служения. В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора. В соборе сохраняется также один из гвоздей, которым пречистое тело Спасителя было пригвождено ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

Piazza S. Ambrogio, 15. Открыта: 07.30-12.30, 16.00-20.00

Базилика на этом месте была сооружена епископом Амвросием в период с 379 по 386 гг. Базилика являлась первой из пяти храмов, основанных святым Амвросием. 19 января 386 г. базилика была освящена в честь святых мучеников, потому что стояла на месте их погребения. Среди них известны имена святых Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора. Здесь же после смерти святителя Амвросия в 397 г. было погребено его тело. В последующие века церковь достраивалась, приобретала новые архитектурные компоненты и украшалась изнутри. Под главным алтарем расположена крипта, в которой почивают мощи святителя Амвросия Медиоланского в окружении мучеников Гервасия и Протасия (I в.).

Piazza S. Nazaro in Brolo, 5. Открыта: 08.00-12.30, 16.00-19.00

Церковь святого мученика Назария была основана в 382-386 гг. святителем Амвросием Медиоланским и посвящена двенадцати апостолам, чьи частицы мощей сохранялись в храме, а в настоящий момент находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
В главном алтаре церкви стоит рака с мощами святого мученика Назария, пострадавшего в период Нероновых гонений на христиан.

Piazza S. Eustorgio, 1. Открыта: 07.45-12.30, 16.00-18,00

Базилика святого Евсторгия — Basilica di Sant’Eustorgio

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя т.н. останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем.

Каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма.

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.

Православные приходы в городе Милан

Приход святителя Амвросия Медиоланского
Настоятель: архимандрит Амвросий (Макар)
Адрес: Largo Corsia dei Servi, 4 – 20122 – Milano
www.ortodossa-ambrogio.org
www.milano.cerkov.ru
e-mail: [email protected]

Приход в честь святых Сергия, Серафима и Викентия
Настоятель: архимандрит Димитрий (Фантини)
Адрес: via Giulini, angolo via Porlezza, Milano

Приход «Святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского » был образован с благословения епископа Цюрихского Серафима (Родионова) в ноябре 1983 года.

Первоначально Литургии проводились в частном доме, затем было найдено новое, более подходящее арендованное помещение и обустроился первый православный храм, посвященный великим Святым Сергию и Серафиму. Первая Божественная литургия в нем была проведена 10 ноября 1985 года.

Далее в течение десяти лет под руководством иеромонаха Димитрия (Фантини), назначенного Владыкой Серафимом настоятелем храма , в этой церкви течет приходская жизнь , приход пополняется православными верующими из разных стран .

Май 1987 года был отмечен визитом архи епископа Серафима. Владыка начал работу по диалогу с другими христианскими церквями, присутствующими в Милане, участвуя в экуменических инициативах .

17 сентября 1995 года иеромонах Димитрий был возведен в ранг игумена во время Божественной Архиерейской Л итургии, епископом Гурием (Шалимовым) , во время его пастырского визита в Милан .

С 1 июня 1996 года наш приход переехал в новый храм, где и находится до настоящего времени, в небольшую церковь на улице Джулини, в историческом центре Милана, посвященную Святому Викентию, мученику Сарагосскому IV века . Название прихода включило в себя и мученика Викентия. Данный х рам получил свой сегодняшний вид после глобальной реконструкции и включает в себя части древней бенедиктинской церкви монастыря Святого Викентия VIII века , почти полностью разрушенной в 1964 году . Хра мовая часть имеет площадь чуть более семидесяти квадратных метров, с высотой 12 метров. В церкви находится множество ценных фресок конца XVI века, работы известного л омбардского художника Аурелио Луини, которые изображают сцены мученичества святого Викентия Сарагосского (IV в.) и святой мученицы Урсулы Кёльнской (IV в . ). Под куполом храма находится уникальная фреска – Христос Пантократор, работы великого художника эпохи ренессанса Бергоньоне . Под храмом, на нижнем этаже, находится большой зал, на стенах и потолке которого помещены другие средневековые аф фрески из древней церкви Святого Викентия .

В эти годы, в середине 90-х, отец Димитрий пастырски окормлял православных верующих и в другом крупном северо-италийском городе, Турине, что вылилось в создание другого крупного православного прихода имени Святого Максима Туринского, окормление которого впоследствии было поручено Владыкой Гурием игумену Амвросию (Кассинаско), в 1997-м – диакону нашего прихода, сегодняшнему настоятелю прихода в Турине.

Наш приход, в результате пастырских трудов отца Димитрия, в прошедшие десятилетия сыграл большую миссионерскую роль по всему северу Италии, оказывая пастырскую помощь и окормление православным верующим и создавая новые православные приходы.

В дополнение к уже упомянутому туринскому приходу, были созданы приходы Святого Николая в Вероне, в небольшой церкви в историческом центре города , предоставленной в пользование городским католическим епископом; основан приход Святого Александра Невского в Варезе, находившийся в монастыре Брунелла, принадлежащем францисканским монахам; поддерживалась литургическая жизнь в 80-х и 90-х годах в приходах в Генуе и в Брешии. До сегодняшнего дня проводится пастырское окормление православной общины в Новаре, посвященной святому Николаю. Здесь отцу Димитрию помогает отец иеромонах Ф еофил (Барбьери ), который трудился в нашем приходе начиная с 1996 года, еще будучи мирянином . Отец Ф еофил с 2001 по 2008 годы являлся епархиальным секретарем и координатором, поэтому при нашем приходе был организован секретариат Италийского благочиния.

В дополнение к главной, Л итургической деятельности, при нашем храме организована детская Воскресная Школа и проводятся образовательные мероприятия для детей и взрослых, поощряются культурные и благотворительные инициативы, проводятся многочисленные паломничества по святым местам как в Италии, так и за рубежом.

За последние десятилетия н аш храм неоднократно посещался Церковными иерархами , руководителями и представителями отдела по внешним связям Московского Патриархата. Его окормляли : Митрополит Владимир (Сабодан), бывший Экзарх Западной Европы Русской Православной Церкви и референт Священного Синода в 1980-х годах; Архиепископ Серафим (Родионов) из Цюриха; епископ Херсонесский Гурий из Парижа; около двух лет, с 19 97 года по 1999 – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и Всея Руси ) , преемником которого стал новый епископ Херсонесский Иннокентий (Васильев ), затем епископы Нестор Херсонесский и Антоний Богородский. Наш нынешний Владыка, с августа 2017 года, – епископ Богородский Матфей (Андреев).

Приход продолжает окормляет православных верующих каждой культуры и национальности , отмечая многонациональное значение Православия , но сохраня и свой особенный характер как церковь, родившаяся в полностью итальянском окружении, задолго до массовой иммиграции и быстрого роста Православной диаспоры , который характеризует нынешнее время .

Множество святынь, дорогих христианскому сердцу, находится на территории современной Италии. Множество старинных храмов, построенных еще до отпадения западных христиан от Апостольской Православной Церкви. Древние святыни... Старинные мозаики... Первохристианские катакомбы... Множество святынь, захваченных крестоносцами и увезенных на Запад из Византии и со Святой Земли... Здесь проповедовали святые апостолы Петр и Павел. Италия дала миру множество святых, прежде всего, мучеников. Наш небольшой рассказ о некоторых святынях земли Италийской.

Турин - четвертый по величине город Италии - расположен на севере страны. Он известен всему христианскому миру благодая тому, что здесь с 1578 года хранится Плащаница Спасителя (Sindone), в которую было обернуто Его тело при погребении, хранящая следы Его Пречистой Крови.

"Проведя много лет в сборе материалов о Туринской Плащанице, я почувствовал, что ко мне больше не относятся слова, сказанные апостолу Фоме: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин.20,29). Я вложил руку свою в ребра Его", - так пишет протоиерей Глеб Каледа. Иногда Святая Плащаница именуется "пятым Евангелием", настолько детально она запечатлела страдания Спасителя. Кроме того, Плащаница несет на себе веские доказательства Воскресения Христова.

С I по VIII век Плащаница не покидала пределов Палестины и ей воздавалось великое почитание. Причем, отмечалось наличие на ней нерукотворного изображения Спасителя. В древней мозарабской литургии есть слова: "Петр и Иоанн поспешили ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес".

Затем долгое время она хранилась в Константинополе, откуда была похищена крестоносцами и вывезена в Европу. После исчезновения Плащаницы из Византии, она то пропадала, то появлялась, и наконец, в XIV веке Плащаница оказалась во Франции и хранилась в местечке Лирей под Парижем в имении графа Жоффруа де Шарни. Одна из наследниц графа 1453 году подарила Плащаницу герцогине Савойской. Супруг герцогини Людовик Савойский (впоследствии эта династия воцарилась в Италии) построил для святыни храм в городе Шамбери. А в 1563 году Плащаница была перевезена в Турин, ставший столицей княжества королей Савойских. С 1654 года Плащаница пребывает в кафедральном соборе Турина (Собор освящен в честь святого Иоанна Предтечи) в специальной капелле (часовне, приделе). Капелла расположена слева от главного престола. До 1893 года Плащаница являлась собственностью королей Савойских, а в 1983 году передана в собственность Церкви. Периодически, раз в несколько лет, Святая Плащаница выставляется для всеобщего поклонения.

Плащаница представляет собой полотно длиной 4,3 см и шириной 1,1 см. На нем выступают расплывчатые пятна коричневых тонов, в которых, если отойти на расстояние, вырисовывается очертание человеческой фигуры. За свою историю Плащаница несколько раз горела, ее несколько раз варили в масле, стирали - изображение оставалось.

Но главная загадка Святой Плащаницы была обнаружена в 1898 году, когда Плащаница была впервые сфотографирована. В Париже она была представлена на международной выставке религиозного искусства в качестве творения древних христианских художников. Перед закрытием выставки археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа решил сфотографировать Плащаницу. Когда он вечером опустил негатив в проявитель, то буквально оцепенел: на негативе проявилось позитивное фотографическое изображение Христа Спасителя - Лик неземной красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо в благоговейном созерцании, восприняв происшедшее как чудо. Он понял, что Плащаница, которой уже более тысячи лет, каким-то непостижимым образом представляет собой фотографически точный негатив. В то время как фотография была изобретена всего за 69 лет до упомянутой парижской выставки. Секондо Пиа понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких понятий о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав, по существу, невидимый негатив. А позитивное изображение получается, если сделать негатив с Плащаницы.

Многие обращают внимание на то, что тайна Плащаницы была обнаружена в то время, когда человечество отходило от веры, творя себе кумира из науки, научного рационалистического мировоззрения. Многие ученые на основании тщательного изучения Плащаницы признали факт Воскресения Христова и из атеистов стали верующими. Одним из первых стал профессор П.Барбье, атеист и вольнодумец, который как врач-хирург понял, что Христос вышел из Плащаницы, не развернув ее, при этом тело Спасителя отделилось от всех кровяных сгустков, не потревожив ни одного из них. А любой врач или медсестра знают, как трудно отделяются от ран присохшие к ним бинты.

Возраст Плащаницы однозначно датируется от 30-го до 100 года по Р.Х. и ее ближневосточное происхождение не вызывает сомнений. Данные радиоуглеродного анализа, которые показывают более поздний возраст полотна, не могут считаться достоверными в данном случае, т.к. радиоуглеродный метод имеет ряд ограничений, граничных условий применения. И эти граничные условия не соблюдаются применительно к Туринской Плащанице. В истории Плащаницы задокументированы события, при которых ее полотно должно было быть загрязнено более молодым углеродом (она горела, ее кипятили в масле, мыли, терли).

Плащаница запечатлела на себе страшные следы страданий, которые претерпел Спаситель. На полотне остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина - один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила - свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами, 21 - с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца - около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах - следы ран от гвоздей. На теле - овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения.

Эксперты также пришли к выводу, что смерть произошла примерно за два часа до того, как тело Спасителя обернули в Плащаницу. И что менее, чем через 40 часов, посмертный процесс прекратился. А из Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель воскрес через 36 часов после Своего погребения. Множество страшных подробностей открылось взору исследователей и подробно сейчас описано.

И до сих пор ученые всего мира пытаются разгадать тайну появления негативного изображения на Плащанице. Но все попытки объяснить механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями. Гипотез много, практически все они предполагают некое излучение, происходившее в момент Воскресения. Был, в частности, установлен интересный факт, что на Плащанице языком интенсивности цвета передано расстояние между телом и полотном. Но ни одна из существующих гипотез не может в полноте объяснить, как появилось такое изображение, которое присутствует на Плащанице. И современные ученые приходят к мысли о том, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был некой Божественной энергией, Божественным действием. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, вышла изнутри его, выступая за его границы, или окружила Его тело. Как пишет директор Российского центра Туринской Плащаницы Александр Беляков: "Плащаница, по-видимому, "говорит" нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы" .




Милан

Город Милан, или Медиолан ("лежащий посреди равнины"), расположенный на севере Италии, был основан в V веке до Рождества Христова. Первую христианскую общину здесь основал святой апостол Варнава. Большим почитанием в христианском мире пользуется святитель Амвросий Медиоланский, который занимал епископскую кафедру Медиолана (Милана) в IV веке.

В Милане много святынь. Также здесь есть храм Московского Патриархата во имя преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и мученика Викентия.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Это главный кафедральный собор Милана. Собор поражает своим архитектурным великолепием. Заложен он был в 1386 году, но строился очень долго, и завершен был только в 1813 году. Это третий по величине собор в мире.

Здесь покоятся мощи святой первомученицы Феклы. Приложиться к ним нельзя, они высоко за престолом. Также под куполом в светящейся красной точке находится один из гвоздей, которым Спаситель был пригвожден ко Кресту. В соборе также хранится много мощей мучеников. В крипте под главным престолом сохраняются одежды святых мучеников Гервасия и Протасия.

Храм святителя Амвросия Медиоланского. Эта базилика была построена при святителе Амвросии в IV веке и была освящена в честь святых мучеников, погребенных на этом месте (Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора). Впоследствии, после кончины святителя Амвросия, этот храм был назван его именем. В крипте за алтарем покоятся мощи святителя Амвросия Медиоланского и святых мучеников Гервасия и Протасия, принявших мученическую кончину в Милане.

Храм святого мученика архидиакона Лаврентия. Мощи святой мученицы Наталии. В базилике святого Лаврентия в капелле под престолом покоятся мощи святой мученицы Наталии. Мощи доступны для поклонения.

Церковь святого Назария. Этот храм был построен святителем Амвросием в IV веке. В главном алтаре почивают мощи святых мучеников Назария и Келсия.

Город Бари известен всему православному миру. Именно здесь в католическом соборе почивают мощи святителя Николая Чудотворца. Перевезены они были сюда в 1087 году и тогда же началось строительство базилики, законченное в 1200 году. Мощи великого святителя находятся в крипте под алтарем, куда можно спуститься по лестнице, расположенной справа от главного престола. Миро, истекающее от мощей великого святителя, собирается раз в год, его разбавляют со святой водой и разливают по маленьким бутылочкам, которые можно приобрести в церковной лавке рядом с храмом.

А сразу при входе в собор справа - небольшая часовня, придел - "капелла реликвий", где вы можете поклониться множеству святынь. Среди них - частица Животворящего Креста Господня, шип из Тернового венца Спасителя, мощи святого мученика Лонгина сотника, святого апостола Иакова.





Лорето. Комната дома Пресвятой Богородицы

Лорето - уютный маленький городок, расположенный на горе неподалеку от побережья Адриатики. Главная святыня города - комната домика Пресвятой Богородицы, привезенная сюда в 1286 году. Из Назарета эта святыня была вывезена вначале в Хорватию, а затем перевезена сюда.

Эта комната помещена в базилику (IV века) и расположена за алтарем. Стены комнаты выложены из назаретского камня, что подтверждено исследованиями. Комната расписана фресками XIV-XV веков. В этой святой комнате-часовне находится чтимая статуя Божией Матери, которая напоминает православную икону "Прибавление ума".




Рим

"Все дороги ведут в Рим" - эта старинная поговорка говорит о значимости и величии этого древнего города, являвшегося столицей Великой Римской Империи. Основан он был в 753 году до Рождества Христова. Первоначально Римом правили цари, затем (в период Республики) - консулы и, наконец, - императоры (с 30 года до Рождества Христова по 476 год, когда пала Римская империя). Рим дал миру много святых, множество мучеников, святителей. В Риме проповедовали святые Апостолы Петр и Павел, и здесь же приняли мученическую кончину. В Риме собрано великое множество святынь. Мы расскажем о некоторых из них.

Сегодня этот огромный амфитеатр является одним из символов Рима. Собственно, его настоящее название "Амфитеатор Флавия", но в народе его обычно называли Коллосеум, может быть, по той причине, что недалеко от него находился знаменитый в те времена колосс (статуя) Нерона. Строительство Колизея было начато в 72-м году первого столетия императором Веспасианом, а закончено при императоре Тите в 80-м году. Строили Колизей плененные римлянами евреи. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней.

Амфитеатр имеет форму эллипса. Его продольный диаметр равен 187 метрам, поперечный - 155. Окружность Колизея - 527 метров. Колизей вмещал практически все свободное население Рима того времени. Снаружи располагались арки, украшенные колоннами. Также было устроено четыре арки, через которые зрители попадали из наружной галереи в амфитеатр. А затем по лестницам люди проходили в разные секторы и занимали места в зависимости от сословия. Места были четко распределены: отдельно сидели сенаторы и вельможи. Собственные места имели супружеские пары, семьи. Специальные места предназначались для молодых людей, женщин, простонародья. На случай дождя или сильного зноя был предусмотрен специальный тент, который натягивали над амфитеатром.

Одним из любимых развлечений римлян были гладиаторские бои, когда на забаву публике бойцы-гладиаторы сражались друг с другом и с дикими зверями. Устраивались также морские сражения, для чего арена специально заливалась водой. Обычно гладиаторов готовили из плененных римлянами иноземных воинов. Святой император Константин пытался прекратить гладиаторские бои, но римляне никак не хотели отказываться от любимого развлечения. И подобные спектакли продолжали устраивать вплоть до V века.

Но не только гладиаторы погибали на арене Колизея. Тысячи мучеников претерпели здесь лютые страдания за Христа. Сейчас в Колизее в память об этом установлен крест. На арене Колизея приняли мученическую кончину святой Игнатий Богоносец, великомученик Ефстафий Плакида, святая мученица Татиана, священномученик Елевферий и многие многие другие. Святитель Григорий Двоеслов вручил как величайшую святыню послам императора Юстиниана, пришедшим к нему из Византии, горсть земли из Колизея, завернутую в богатую ткань. Ибо эта земля пропитана кровью мучеников.


Рим. Арка императора Константина

Рядом с Колизеем находится триумфальная арка императора Константина. Эта арка была воздвигнута в 312 году в память знаменитой победы императора Константина над Максенцием.

Палатин
Палатин - это холм, с которого, по преданию, началась история Рима. В древности этот холм имел две вершины - Палатимум и Гермалус, которые были выравнены при императоре Домициане. Палатин был центром Рима. Здесь была резиденция царей. Во времена республики здесь селились знаменитые патриции. В императорскую эпоху на Палатинском холме располагались дворцы императоров. Сейчас от их былого великолепия остались развалины.

Из христианских святынь, на Палатинском холме находятся мощи святой великомученицы Анастасии Узорешительницы - в храме, освященном в ее честь. Также здесь находится храм святого мученика Севастиана, где есть частица его мощей.

Ватикан. Собор святого апостола Петра
В центре Рима находится самый большой собор христианского мира - собор святого апостола Петра, построенный на месте погребения святого апостола.

Первый храм над мощами апостола Петра был поставлен святым императором Константином в 324 году. С того времени храм подвергался многочисленным перестройкам и дополнениям вплоть до 1506 года, когда была осуществлена полная реконструкция собора. После чего он приобрел тот грандиозный вид, который мы видим сейчас. Сама площадь, на которой стоит храм, имеет форму замочной скважины, поскольку святого апостола Петра часто изображают с ключами, воспоминая слова Господа, сказанные в лице апостола Петра всей Церкви: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (Мф,18:18).

Под собором расположены обширные поземелья, подземные галереи, именуемые "Священные Гроты". В этих гротах погребены почти все римские папы первых веков.

Именно в Священных Гротах почивают мощи святого апостола Петра. Но приложиться к ним не разрешается.

В самом храме множество святынь. Если обходить собор справа налево, то они расположены в такой последовательности:
1. Мощи святых мучеников Прокесса и Мартиниана, которых крестил апостол Петр - в престоле капеллы (придела), им посвященной.
2. Мощи святителя Григория Богослова. На стене капеллы, в которой почивают мощи святителя, находится икона Божией Матери Скоропослушница.
3. В закрытой части храма (вдоль западной стороны собора, напротив главного входа), где расположены исповедальни - почивают мощи святителя Льва, папы Римского в капелле его имени.
4. Мощи апостола Симона Зилота и святого апостола Фаддея - в престоле капеллы (придела), посвященной святому праведному Иосифу Обручнику (Sun Guiseppe).
5. Мощи святителя Григория Двоеслова - в престоле капеллы (придела), посвященной этому святителю (San Gregorio Magno).
6. Мощи святителя Иоанна Златоуста - в престоле капеллы (придела) Хора (capella del Сoro).

В соборе также находится очень почитаемая католиками статуя апостола Петра, до которой они все дотрагиваются рукой.

Собор святого апостола Павла на Остийской дороге.
В Риме это второй по величине собор после собора апостола Петра. Он построен на месте погребения святого апостола Павла. Первый храм был здесь построен императором Константином в 324 году. Но после пожара 1823 года собор был построен заново и освящен в 1854 году. В этом храме почивают мощи святых апостолов Павла и Тимофея. По другим данным, здесь находятся мощи святого мученика Тимофея, а мощи апостола Тимофея почивают в Термоли.

Собор Санта Мария Маджоре (Марии Великой)


Этот собор, построенный в IV веке, украшен очень красивыми мозаиками, выполненными в византийском стиле. Мозаики датируются V веком. Собор был построен благочестивым римским патрицием Иоанном, которому во сне явилась Божия Матерь, повелев построить храм в Ее честь на том месте, где наутро выпадет снег (а было лето). И действительно, утром, на вершине Эсквилинского холма выпал снег. Тогда Иоанн построил на этом месте величественный собор в честь Пресвятой Богородицы.


1. Ясельки Спасителя, которые находятся в серебряной раке в крипте под главным престолом. Открывают эту раку и позволяют поклониться святыне только в день Рождества Христова. Здесь же под престолом хранится частица мощей святого апостола Матфия и мощи святого апостола Епафраса, принадлежавшего к числу 70-ти апостолов.
2. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, привезенная царицей Еленой с Востока.
3. Мощи святого Иеронима Стридонского - в главном алтаре, недоступные для поклонения.

Латеранский собор в честь святого Иоанна Предтечи



Латеранский собор с расположенным рядом Латеранским дворцом был первой резиденцией римских пап. Первый храм здесь был построен в IV веке царем Константином и посвящен Христу Спасителю. Позднее собор был переосвящен в честь святого Иоанна Предтечи. Современный собор датируется 17-м веком. Это кафедральный собор Рима, он является самым главным после собора святого апостола Петра. На главном престоле собора литургию имеет право совершать только Римский папа.

Святыни, которые хранятся в соборе:
1. Высоко над главным престолом расположены золотые статуи святых апостолов Петра и Павла, в этих статуях - честные главы святых апостолов.
2. Под главным престолом - доска с древнего престола, на котором совершал литургию сам апостол Петр.
3. Слева от главного алтаря расположен престол, над которым находится доска, на которой совершалась Тайная Вечеря. Перед этим престолом четыре золотые колонны из разрушенного римлянами Иерусалимского Соломонова храма.
4. Во внутреннем дворике (вход платный): обруч с колодца самарянки, камень Разделения риз (на котором воины метали жребий) и некоторые другие святыни.

Святая Лесница


Раньше здесь был домовый храм пап, соединенный переходом с Латеранской резиденцией. Этот храм назывался "Святая святых", так как там хранилось очень много святынь. В настоящее время большинство из них находится в разных храмах Рима и в музее Ватикана.

Над главным престолом расположена почитаемая икона Нерукотворного образа Спасителя.

Также здесь находится Святая лестница, которая была привезена из Иерусалима из дворца Пилата. По этой самой лестнице несколько раз прошел Спаситель во время Своих Страданий. По этой лестнице паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Спасителя. Сама лестница мраморная, но сейчас ее ступеньки для сохранности покрыты деревом из-за множества паломников. В деревянном покрытии сделаны несколько отверстий, через которые можно прикоснуться к мраморным ступеням. Поднявшись на коленях по Святой лестнице, паломники спускаются вниз по одной из боковых лестниц.

Баптистерий
Древний храм-баптистерий расположен неподалеку от Латеранского собора. Даже в наше время иногда там совершается Таинство Крещения. В этом храме почивают мощи святых Киприана и Иустины и мощи мучениц Руфины и Секонды. А также мощи мученика Астерия, Мавра и иных.

Церковь Животворящего Креста Господня


Этот храм построен в 330 году святым императором Константином. В нем хранятся святыни (приложиться к ним нельзя):
1. Часть Животворящего Древа Креста Господня
2. Шипы из тернового венца
3. Гвоздь (один из гвоздей, которым Спаситель был пригвожден ко Кресту)
4. Титло с Креста Господня. Надпись на нем сохранилась только на двух языках - на греческом и латинском. А ту часть, где была надпись на еврейском языке, разобрали на частички.
5. Мощи (перст) святого апостола Фомы.

Святыни находятся в приделе (капелле) реликвий, куда ведет длинный переход, расположенный слева от главного алтаря.

В самом храме под главным престолом почивают мощи преподобномученика Анастасия Персянина и священномученика Кесария диакона.

В крипте, посвященной святой царице Елене, под мраморным полом хранится земля, привезенная святой Еленой с Голгофы.

Храм святого Алексия, Божия человека
Находится этот храм на Авентийском холме. Под престолом - мощи святого Алексия, человека Божия и святого мученика Вонифатия. К ним можно подойти и протянуть руку через решетку, приложить маленькую иконочку или четки.
Также в этом храме находится лесница и колодец из дома святого Алексия.

Храм священномученика Климента, папы Римского
Этот храм построен в начале XII века на месте дома, в котором жил святой Климент. Под главным престолом этой церкви почивают мощи святителя, а также десница священномученика Игнатия Богоносца, приложиться к ним нельзя. Справа от главного алтаря в небольшой капелле, посвященной святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, под престолом почивают мощи святого равноапостольного Кирилла.

Сохранился еще подземный древний храм V века, в котором сейчас устроен музей.

Храм Двенадцати апостолов
Этот храм первоначально был основан святым Константином, но впоследствии был перестроен. Нынешний храм был построен в 1871 году. Здесь почивают мощи святой преподобномученицы Евгении (в третьем приделе справа). А в нижнем храме под престолом находятся мощи святых апостолов Филиппа и Иакова Алфеева.


В храме "Жертвенник Небесный"
Капитолийский холм. Храм "Жертвенник Небесный"
Храм во имя Божией Матери "Жертвенник Небесный" был основан на вершине Капитолийского холма в VI веке. Современный вид он приобрел в 1348 году. В этом храме находится большая часть мощей святой равноапостольной царицы Елены. А также древняя чудотворная икона Божией Матери, принадлежавшая византийский императорам. Приложиться к этим святыням, к сожалению, невозможно.

Мамертинская темница
Эта темница находится недалеко от Капитолийского холма. Она являлась местом заключения государственных преступников. Здесь же содержались святые апостолы Петр и Павел, а также многие христианские мученики.

Катакомбы
Если Вы хотите духом соприкоснуться с первохристианской эпохой, обязательно посетите катакомбы.

Вначале христиане не имели собственных кладбищ и хоронили своих братьев и сестер по вере на общих кладбищах или в тех гробницах и некрополях, которые имели некоторые из уверовавших во Христа знатных римлян. Но постепенно, по разным причинам, христиане стали устраивать подземные некрополи, которые получили название катакомб. Обычно они располагались в пригородах Рима вдоль главных дорог - Аппийской, Саларийской и других. Каждое из таких подземных кладбищ имело свое название - обычно, по имени владельца земли или благотворителя. В катакомбах христиане могли не бояться осквернения гробниц язычниками, а также имели возможность совершать литургию на мощах мучеников, погребенных здесь. Здесь они могли собираться для совместной молитвы и использовать символы их общей веры.

Существуют разные точки зрения по поводу того, использовались ли катакомбы как убежища, где первые христиане скрывались от гонений. Официальные исследования опровергают мнение, будто христиане жили в катакомбах, укрываясь от гонений. Катакомбы - это огромные подземные кладбища, в которых иногда совершалась Литургия. Современная литература и кинематограф создали противоположный образ. Однако, возможно, истина где-то посередине. Поскольку в житии святой мученицы Кикилии (Цецилии) и с нею святых мучеников Валериана, Тивуртия и Максима (память их совершается 22 ноября) находим следующее свидетельство: "Валериан пошел и на Аппиевой дороге, согласно с словами своей обрученницы, встретил нищих, которым святая Кикилия была хорошо знакома, так как часто раздавала им милостыню: они привели его к епископу Урвану, скрывавшемуся от гонителей по гробам, пещерам и разоренным бедным храмам". [Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Ноябрь]

В IV веке, когда гонения на христиан прекратились, почитая память мучеников, которые были здесь погребены в великом множестве, верные продолжали погребать своих умерших в катакомбах. С увеличением числа христиан, некоторые катакомбы (святого Каллиста, Домитиллы, Присциллы) очень увеличились в размерах.

Что же представляют собой эти древние некрополи? Это длинные галереи , вырытые в мягком туфе (вид горной вулканической породы). Они имели до четырех этажей. Максимальная глубина достигала более, чем 20 метров. Высота галерей варьируется от минимальной в 2 метра 20 см до максимальной в 8 метров. Захоронения в наивысших рядах являются более древними. С течением времени галереи приобретали форму сети, расширялись километр за километром и в результате превратились в лабиринты. Например, катакомбы святого Каллиста имеют три этажа. А их протяженность, если их развернуть из конца в конец, будет почти 20 км. Гробниц там великое множество, может быть, полмиллиона.

Виды гробниц в катакомбах .
Ниши . Самый распространенный вид захоронений - в нишах, выдолбленных в стенах галерей рядами. Тела помещались в маленькие ниши без гробов, завернутыми в полотно. После погребения гробницы закрывались плитами, кирпичами или тонкими плитами из мрамора. Обычно перед гробницей помещалась лампада. Среди этих захоронений очень много анонимных, неподписанных.

Гробницы с арками, склепы . Это более красивые гробницы, распространенные в III и IV веках. Дословно, склеп - это гробница с аркой над ней. Такие захоронения могут содержать как одного человека, так и целое семейство.

Саркофаги. Саркофаг - это гроб, сделанный из мрамора или камня. Этот тип захоронений был относительно редким в катакомбах из-за своей высокой цены. Христианские саркофаги вырезались с одной стороны (иногда со всех четырех сторон) и на них изображались сцены, обычно взятые из Библии.

Кубикулы. В катакомбах можно встретить много маленьких комнат, называемых кубикулами. Они имеют форму квадрата или многоугольника с украшенными крестами колоннами.

Крипты. Крипты - это маленькие подземные часовни, украшенные фресками, мозаиками и архитектурными элементами. В криптах располагались гробницы одного или более мучеников или святых.

Наиболее употребительные символы, изображенные в катакомбах .
Первые христиане изображали различные символы на стенах кубикул или вырезали их на надгробных плитах. Это некоторые знаки, посредством которых автор намеревался передать религиозные истины. Вот некоторые из них:

Рыба Греческое слово Ichthύs (IXΘYC). Написанное вертикально, буквы этого слова являются формой акронима, т.е. с каждая буква является начальной буквой другого слова.
Рыба:
I Ίησους Иисус
X Χριστος Христос
Θ Θεου Божий
Y Υίός Сын
C Сωτήρ Спаситель

Монограмма Христа. Это композиция из двух символов греческого алфавита X и Р (первые буквы греческого слова «Христос»), расположенных одна над другой или пересекающихся.

Альфа и Омега (А - Ω). Это первая и последняя буквы греческого алфавита. Они означают, что Христос – начало и конец всего. («Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец…»)

Якорь. Символ означает христианскую надежду на спасение.

Павлин. Символ бессмертия души.

Пальма и корона. Говорят о победе и награде, которую уготовал Бог христианам после смерти.

Сосуд, переполненный водой. Означает душу в раю, утоляющую жажду, т.е. созерцающую Бога.

Корабль и светлый дом. Символизируют жизнь христиан как движение вперед к пристани спасения, т.е. к Небу.

Пеликан – символ самопожертвования (представляет символ самоотверженной родительской любви: считалось, что он разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью. Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, с Иисусом Христом, пролившим Свою кровь ради спасения человечества).

Птица Феникс . Феникс – мифологическая птица древности. По верованию древних народов (египтян), эта птица через каждые 500 лет сама себя сжигала и вновь возрождалась из пепла. О ней упоминают и некоторые христианские писатели, например, священномученик Климент Римский, святитель Кирилл Иерусалимский и другие, которые в языческом сказании о ней видели доказательство того, что у язычников была вера в возможность воскресения тела. На древних христианских памятниках можно встретить изображение феникса как образа бессмертия.

Преобладающие темы в первохристианском искусстве
Фундаментальной основой первохристианского искусства является Христос Спаситель и душа в божественном мире. Добрый Пастырь и Оранта – главные темы иконографии первых веков.

Добрый Пастырь. Образ Доброго Пастыря наиболее часто встречается в древних кладбищах Рима – и в рисунках и на саркофагах или на надгробных плитах. Значение этой композиции очевидно: Добрый Пастырь означает Христа Спасителя и овца символизирует душу, спасаемую Им.

Это фигура молящегося человека с поднятыми к небу руками.

Из Ветхого Завета изображались сцены – Адам и Ева после грехопадения, Ноев ковчег, жертва Авраама, Даниил во рву со львами, три отрока в Вавилоне.

Из Нового Завета – Христологические сцены – ясли, крещение Спасителя, Его чудеса (исцеление расслабленного, исцеление слепорожденного, воскрешение Лазаря, исцеление кровоточивой жены), сцены Евхаристии, сцены Страстей Господних.

Также изображались сцены, связанные с апостолами, мучениками. Кроме библейских эпизодов христиане изображали также аллегорические фигуры, сцены из ежедневной жизни, орнаменты, цветы.

В начале пятого века захоронения в катакомбах прекратились. В течение длительного периода времени они использовались как храм. Сюда стекалось множество паломников для молитвы у мощей мучеников. Но в VIII-IX веках мощи мучеников стали переносить в наземные храмы, а сами катакомбы запустели и были забыты. Разрушение материала и растительность скрыли входы. И скоро расположение большинства святилищ и кладбищ было утеряно. Не только точное расположение подземных кладбищ было забыто, но даже их названия перепутались. После долгого забвения катакомбы были как бы заново открыты и стали предметом изучения археолога Антонио Босио (1575-1629). Но после его смерти подземным кладбищам был причинен очень большой ущерб людьми, которые начали вскрывать и разворовывать места захоронений. Что-то они продавали, что-то использовали как строительный материал. И только в XIX веке начались систематические работы по научному исследованию и сохранению катакомб. В 1852 году папа Пий IX основал «Комиссию по Священной археологии». А в 1925 году Пий XI создал «Папский институт Христианской археологии».

Катакомбы святого Каллиста находятся на древней Аппиевой дороге, которая вела из Рима в Южную Италию. Свое название они получили от святого мученика папы Каллиста (217-222), много сделавшего для обустройства этих подземных кладбищ. Расположены они недалеко от маленькой церкви «Domini, quo vadis?» - «Господи, куда идешь?» сбоку от древней Аппийской дороги. По преданию, на этом месте Спаситель явился апостолу Петру. Это первое официальное христианское кладбище Рима. Катакомбы святого Каллиста являлись местом захоронения пап в третьем веке (в крипте пап). Эта крипта также служила церковью для христиан. Также здесь была погребена святая мученица Кикилия (Цецилия) - в крипте, которая получила ее имя. Ее тело было положено там, где сейчас находится ее статуя. Позже оно было перенесено в храм, посвященный святой. Крипта многократно украшалась мозаиками и фресками.

Катакомбы святого Севастиана находятся недалеко от катакомб святого Каллиста. Они названы по имени святого мученика, который был погребен здесь. Позднее над катакомбами императором Константином в 320 году был возведен храм в честь святого мученика Севастиана, в этом храме под главным престолом почивают мощи святого. В правом приделе хранится камень с отпечатками стоп Спасителя, взятый с места, где Господь явился Апостолу Петру. В катакомбах святого Севастиана первоначально почивали мощи святых апостолов Петра и Павла, в одной из пещер есть надпись: "Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые".

В Риме расположены и другие катакомбы - катакомбы Домициллы (на Аппиевой дороге), мученицы Агнии (на Нометанской дороге), катакомбы Калеподия (на Аврелиевой дороге) и другие.





Венеция - этот удивительный город на воде - по преданию, был заложен 25 марта 421 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Стихийные поселения на этом архипелаге возникли, возможно, еще до Рождества Христова. Однако, исторически документированное заселение островов связано с переселением с материка на острова беженцев, спасавшихся от иноземных нападений. И никто не мог предположить тогда, что жители окрестных материковых поселений, в панике бежавшие на полузатопленные островки, положат начало могущественному государству. Благодаря своему географическому положению, а также политике властей Венеции, она закрепила за собой название "моста между Востоком и Западом". В течение нескольких столетий Венеция, даже в период упадка своего государственного могущества, являлась культурной столицей Европы.

Венеция стоит на сваях из лиственницы, вбитых в глинистый грунт островов. В определенные периоды года возникает эффект "высокой воды", когда вода поднимается, затопляя улицы города. Одновременно с этим явлением, острова лагуны медленно уходят под воду, в среднем на 1см в 10 лет.


Расцвет Венецианской Республики начался с Четвертого Крестового похода, когда была завоевана и разграблена Византия, что принесло венецианцам невиданное материальное обогащение. Тогда же было вывезено из Византии великое множество святынь. Однако, когда Республика пала, завоеванная войсками Наполеона, многие святыни были похищены уже из Венеции французами, а многие просто осквернены и выброшены, так как Наполеона интересовали, преимущественно, материальные сокровища.

Своими небесными покровителями венецианцы почитают Пресвятую Богородицу, не забывая о том, что город был основан в Праздник Благовещения, а также святого апостола и евангелиста Марка, который, по преданию, в 52 году посещал эти места с проповедью о Христе. Символ Венеции и итальянского региона Венето - крылатый лев - образ святого евангелиста Марка.

По количеству христианских святынь Венеция является вторым городом Италии после Рима.

Почитание Пресвятой Богородицы
В Венеции насчитывается не менее 20 храмов, посвященных Пресвятой Богородице. Также здесь множество Богородичных икон древнего письма. Как правило, посвященные Пресвятой Богородице храмы имеют хотя бы одну древнюю Ее икону. В средние века было принято устраивать на стенах домов капителии ("capitello" - уличный киот), где помещались иконы. Сейчас сохранилась единственная такая икона на внешей стене дома (благодаря заступничеству греческой общины), а в капителиях размещены статуэтки Богородицы или Антония Падуанского.

Собор святого апостола Марка
Собор святого Марка - главный собор Венеции, хранящий великое множество святынь. Мощи апостола Марка - покровителя Венеции - являются духовным центром города. Сам собор представляет собой настояющую летопись церковной и гражданской истории Венеции. Построен собор по образцу Константинопольского собора Двенадцати апостолов. Храм очень древний, но он постоянно достраивался, в его интерьер и декор вносились изменения и дополнения. В результате собор имеет в своем убранстве элементы разных стилей и эпох. Помимо древней византийской традиции, в базилике широко представлены более поздние стили, такие как готика и Ренессанс.

Очень многое, что можно сейчас увидеть здесь, было украдено из Константинополя крестоносцами. Мраморные колонны, византийские плиты с барельефами и многое другое.

Собор святого Марка изобилует мозаиками. Они есть и на фасаде, и внутри собора. Их поверхность занимает в сумме площадь 4240 м 2 . Попадая в пространство этих удивительной красоты мозаик на золотом фоне, человек оказывается как бы в ином измерении. Многие мозаики объединены в тематические циклы.

Мозаики пола собора восходят к XII веку.

Под главным престолом собора почивают мощи святого апостола Марка. Иногда к ним допускают приложиться православных паломников.

За престолом находится драгоценный иконостас Пала д"Оро. (Пала - от лат. palla - собственно, "завеса", "занавес"). Это всемирно известный шедевр византийского искусства, но для православных его ценность, прежде всего, во множестве древних намоленных икон. Иконостас сделан из дерева, обитого серебряными плитами, и покрыт позолотой. Украшен эмалью и множеством драгоценных камней (1927 камней), которые соответствуют двенадцати видам камней, положенным в основание Горнего Иерусалима согласно Откровению Иоанна Богослова: жемчугом, гранатами, аметистами, сапфирами, изумрудами, рубинами, топазами и другими. В 1957 году была сделана специальная осевая конструкция, благодаря которой иконостас можно поворачивать. Лицом к молящимся его поворачивают только во время воскресных и праздничных богослужений, а в остальное время он повернут в противоположную сторону и за то, чтобы посмотреть на него, взимается определенная плата.

В северном крыле собора находится придел (капелла), посвященный Пресвятой Богородице, в котором пребывает Ее чтимый образ Никопея (XI -XII век). Эта икона была вывезена крестоносцами из Константинополя. Недалеко от этой иконы находится еще один чтимый образ Пресвятой Богородицы Одигитрия.

В капелле святого Исидора Киосского почивают его мощи.


В соборе святого Марка также можно увидеть несколько барельефных изображений Богородицы Оранты. Все они были вывезены из Константинополя, где они помещались на стенах и служили источниками святой воды. Этот образ имеет сходство с иконами "Нерушимая стена" и "Живоносный источник". Все барельефы датируются X-XII веком. Четыре из них высечены из очень ценного вида мрамора (проконесского). Особо почитаем барельеф Оранта в левом нефе рядом с западной стеной у левого бокового выхода из храма. Этот образ самый древний из всех и датируется X веком. Этот образ получил название "Богородица Милости" (Madonna della Grazia). Отверстия на барельефах, через которые некогда в Константинополе истекала святая вода, в Венеции замазали цементом.

Богатейшее собрание святынь и священных предметов хранится в сокровищнице (Tesoro) собора святого Марка. Здесь находится более ста реликвариев с мощами. Практически все было вывезено из Византии и со Святой Земли крестоносцами. Сокровищница состоит из трех частей: святилища (santuario), предсокровищницы (antitesoro) и собственно сокровищницы (tesoro). Первая часть, святилище, располагается слева от входа и представляет собой небольшую часовню, по стенам которой устроены застекленные ниши, наполненные мощевиками и различными святынями. В собственно сокровищнице, расположенной справа, представлена, в основном, драгоценная ценковная утварь. Это уникальное собрание древностей, в большинстве своем, вывезенных с православного Востока. Сокровищница насчитывает 283 произведения искусства. Вынесены эти предметы были, в основном, из императорской сокровищницы и из ризницы собора Святой Софии. Одним из главных предметов, хранящихся здесь, является ковчег с частью Животворящего Древа Креста Господня. Также здесь размещены старинные иконы.

Храм святого праведного Захарии
Храм и женский бенедектинский монастырь в честь святого пророка Захарии были основаны в VII веке. Храм и обитель находились под особым покровительством венецианских правителей (дожей) и являлся их первой усыпальницей. Справа от входа над престолом бокового придела находятся мощи святителя Афанасия Великого (непосредственно над престолом в мраморной раке) и чуть выше мощи святого пророка Захарии. Приложиться к мощам нельзя.

Храм святого мученика Иулиана
Этот храм посвящен святому мученику Иулиану Антинойскому, которого очень почитали в Венеции. Храм был основан в 829 году, но впоследствии перестраивался. Современный вид он приобрел в 1553 году. В этом храме почивают мощи преподобного Павла Фивейского, расположены они над главным алтарем в мраморной раке, и святого Германа, патриарха Константинопольского (перенесенные из Римских катакомб) - внутри главного престола. Приложиться к ним нельзя.

Церковь Христа Спасителя
Этот древний храм был основан в самые первые годы существования Венецианской республики. Затем он перестраивался и современный вид приобрел в XVII веке. Здесь почивают мощи святого великомученика Феодора Стратилата - над престолом правой боковой капеллы и глава святой праведной Анны - в ризнице. Мощи недоступны для поклонения.

Церковь Пресвятой Девы Марии "Прекрасной" (Chiesa di Santa Maria Formosa)
По преданию, Сама Пресвятая Богородица повелела построить этот храм, явившись епископу Магну.
Святыни храма:
1. Икона Пресвятой Богородицы "Утешение" или "Летанской", написанная в XVI веке греческим иконописцем и очень почитаемая в Венеции.
2. Мощи преподобной Марии, именовавшейся Марином (преподобной Марии Вифинской), которая также очень почитается в Венеции.


В этой старинной базилике (IV века, современный вид - XV век), расположенной недалеко от набережной, очень много святынь. В этом храме крестили знаменитого композитора Антонио Вивальди (4 марта 1678 года), рядом стоит его дом.
Святыни храма:
1. Нетленные мощи святого Иоанна Милостивого. Причем, не только тело святителя ставалось нетленным, но и одежды, в которых он был погребен, не потеряли яркости цветов. Мощи почивают в мраморной раке под стеклом во второй капелле по правой стороне от входа в храм.
2. Часть мощей святого Иоанна Предтечи (реберная кость) - хранится в алтаре и может быть вынесена для поклонения.
3. Несколько шипов от тернового венца Спасителя. Терновый венец Спасителя первоначально был вывезен в Италию и только потом попал во Францию. Поэтому в Италии в разных местах хранятся отдельные шипы.
4. Часть Животворящего Древа Креста Господня.
5. Крест преподобного Саввы Освященного. В Крест вставлены частицы Животворящего Древа Креста Господня. Мощи святого Саввы в свое время были вывезены из Палестины и долгое время пребывали в Венеции, в этом храме. Потом мощи вернули на Святую Землю, но крест оставили.
6. Рука священномученика Поликарпа Смирнского - в стене главного алтаря (недоступна для поклонения).
7. Часть мощей святого апостола Андрея Первозванного - в стене главного алтаря (мощи недоступны для поклонения).
8. Икона Пресвятой Богородицы Никопеи (середина XVI века).
9. Православная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии (XVII века).
10. Православная икона святителя Николая Чудотворца с житием (XVII века).

Святыни этого храма (кроме мощей свщмч. Поликарпа и ап. Андрея) доступны для поклонения по предварительной договоренности с нстоятелем прихода.

Греческий храм великомученика Георгия Победоносца
Это православный греческий храм, который очень долгое время был единственным православным храмом в Венеции. Воздвигнут он был в XVI веке. После падения Константинополя в 1453 году греческая диаспора в Венеции значительно выросла (т.к. множество греков были вынуждены бежать в Италию), и появилась необходимость иметь собственный храм. Однако, долгое время православная община Венеции находилась в сильной зависимости от Католической церкви, постоянно пытавшейся склонить греков к унии. Наконец, было получено разрешение на строительство собственного храма, и в 1573 году он был освящен. А в 1577 году была признана юрисдикция Вселенского патриархата над православной общиной Венеции. Очень долгое время этот храм окормлял всех православных христиан, проживающих в Венеции. Его посещали и русские Государи. В этом храме много святынь:
1. Десница святителя Василия Великого, принадлежавшая некогда императору Михаилу Палеологу.
2. Частица мощей великомученика Георгия Победоносца.
3. Чудотворная икона Спасителя в иконостасе.
4. Чудотворная икона Божией Матери Одигитрии в иконостасе,
5. Чтимая икона великомученика Георгия в иконостасе.

Святые мощи выносятся для поклонения по предварительной договоренности с духовенством храма.

Русская православная община Венеции. Приход святых жен-мироносиц
На протяжении многих лет, еще с XIII века Россия и Венеция имели торговые и государственные контакты. Но русского храма здесь не было почти никогда. В 1783 году была устроена домовая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла при Российсом посольстве, но с падением Венецианской республики в 1797 году, было упразднено и посольство, и церковь при нем.

В октябре 2002 года в Венеции была создана русская православная община, был назначен настоятель. Через несколько месяцев приход получил для богослужений древний храм (XI века) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Приход святых жен-мироносиц регулярно совершает богослужения, окормляет русскую общину Венеции и окрестностей, ведет просветительскую деятельность, имеет свой собственный сайт, а ее настоятель священник Алексий Ястребов недавно издал замечательную книгу-путеводитель по православной Венеции, которая является незаменимым подспорьем для паломников. В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, обычно совершаются молебны у этих святынь, по дорогоренности с католическими властями.

Материал подготовила Татьяна Радынова
Дата публикации: июнь 2011 года

В Милане много храмов, но базилика Святого Амвросия особенно почитаема горожанами. В современных путеводителях она именуется блаженным местом покоя, размышления, мира. Прямо за воротами открывается величественный вид на древнее сооружение. Миланцам здесь всё напоминает о святом покровителе города Святителе Амвросии. В базилику Святого Амвросия приезжают и православные паломники, чтобы поклониться его мощам, так как Амвросий почитается и в католической, и в православной церквях. В Милане проводятся Амвросианские чтения, которые служат примером диалога между католиками и православными.

История

Храм построен Амвросием Медиоланским в 379-386 году. Место для строительства выбрали не случайно. Тут захоронены мученики за веру, казненные в период раннего христианства.

Первоначально собор так и называлась: базилика Святых Мучеников. Её освятили во имя Хрисанфа и Дарьи, погибших от рук язычников. Затем в 380 году были обретены мощи Гервасия и Протасия, также замученных в период возникновения христианства.

Церковь была маленького размера и скорее напоминала часовню, убранство которой копировало форму Гроба Господня и являлось символом новой жизни для человека, крещеного в христианскую веру. Сюда приходили толпы горожан, чтобы услышать епископа Амвросия, произносившего жаркие проповеди с балкона базилики. После того как и самого Амвросия канонизировали за христианское мужество, церковь стала называться базиликой Святого Амвросия Медиоланского.

Амвросий был миланским епископом, после канонизации стал святым покровителем города. Его и называют Медиоланским, так на латыни звучит название города. После того как в храм поместили мощи Святого Амвросия, церковь перестала вмещать всех верующих: желающих поклониться мощам было слишком много.

Архиепископ Ансперт распорядился пристроить к храму большой атриум, внутренний световой двор. В 1897 году мощи Святых Герасима и Протасия вместе с мощами Святителя Амвросия поместили в серебряный мощевик, где они и находятся по сей день.

Архитектура и интерьер

В 1099 году храм был реконструирован, его внешний вид существенно изменен: фасад выполнили в ломбардо-романском стиле. Атриум, пристроенный чтобы расширить помещение, украсили колоннами с рельефом, демонстрирующим борьбу светлого и темного, Бога и дьявола.

В основном помещении храма имеются арочные галереи-лоджии. Кроме саркофага с мощами Святого Амвросия в базилике есть еще реликвия: три золотых мозаики под куполом храма, изображающие сцены жития Иисуса Христа и Святого Амвросия. Рельефы рядом украшают около четырех тысяч драгоценных камней, каждый из которых посвящен событию в служении и жизни Святого Амвросия Болгарского. На рельефе Амвросий стоит в полный рост, и его черты лица имеют точные портретные детали.

Примерно в это же время, когда шла реконструкция, к храму была пристроена еще колокольня, и их стало две. Первая, сооруженная в IX веке, имеет более строгие формы и называется колокольней монахов, а вторая, более поздняя, высокая и изящная, получила название колокольни каноников и долгое время имела незаконченный вид: её достроили только в 1889 году.

Чем знаменита базилика

Её внешний вид стал эталоном романского стиля, и часто копировался архитекторами во многих странах.

Слева от фасада базилики стоит колонна, уцелевшая со времен античности.

Местные жители называют её дьявольской и рассказывают, что когда епископ решил построить церковь, он изгнал беса, жившего в этих местах, ударил его о колонну рогами, и на столбе остались две дырки. По легенде, надо вложить в них пальцы, и всё зло, которое есть в душе, исчезнет.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: 15 Piazza Sant’ Ambroqio, Milan 20123 Italy.

Открыта ежедневно с 9.00 по 18.30 .

Посещение бесплатное.

Как добраться

Доехать можно на метро , станция Sant Ambroqio.

Вконтакте

Есть у Чаадаева мысль: обмельчавшие поколения будущего в изумлении замрут перед величием храмов, построенных в прошлом. Замрут перед мыслью, эти храмы воздвигшей, и дерзанием духа, не угасавшим долгие столетия. Тогда, быть может, родятся у них тревожные, не бытовые вопросы, и вслед за поиском ответов придет обновление веры. Прав ли тот, кто «в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес»? Возможно. Я и сам думаю, что архитектурное величие есть лишь дорожный знак, указующий на внутренний мир ушедших поколений. И мысль эту подтверждает .

Белый снаружи, как Сан-Марко, и темный внутри, почти как Нотр Дам, но веселее всё же благодаря множеству витражей. Контраст белого фасада с темным интерьером, наверное, сознателен. Снаружи, мол, радуйся, а внутри молись, сосредоточивайся. Гуляя по наружному периметру, проверь себя на знание библейских сюжетов. Вот уж где камень заговорил, а резчики не поленились. Конечно, есть Самсон, побеждающий льва. Конечно, есть Авраам с ножом и Исаак на жертвеннике. Но есть еще и Ревекка, дающая пить Элиезеру, и Иудифь с головой Олоферна, и Иаков, борющийся с Ангелом. Короче, вся Библия в лицах здесь есть – и даже больше, потому что есть еще и рыцари, бьющиеся с сарацинами, и святые, прославленные на весь мир. Дуомо снаружи – это закон Божий в камне. Ходи с детьми, показывай сюжеты и объясняй. На год работы хватит. Вспоминаю реплику Гюго, сказавшего, что величественные храмы перестали строить после изобретения книгопечатания. Раньше великая мысль искала воплотиться в здании, а потом – уместилась в книжке и легла на полку или в карман. Мысль из общего двигателя стала как бы частным делом, доступным для подчеркиваний и загибания страниц.

Со стыдом вспоминаю, как в отроческие годы ездил в Киев со школьной экскурсией и был в Софии. Боже! Какими варварами мы были тогда. Невольно думаю об этом, глядя на туристов. Не имея за спиной советского прошлого, многие туристы Запада, как и мы когда-то, не снимают кепок, не вынимают рук из карманов и ходят посвистывая с бессмысленной улыбкой на лице. При этом всюду – праздник фотовспышек.

На стене справа от входа длинный список настоятелей Дуомо и епископов Милана. Такие списки в камне – традиция Запада, надо сказать – прекрасная. Бескультурье – это беспамятство, а память, цепкая и благодарная, – это и есть культура. Мы часто склонны тут же забывать всё, что было, оттого вчерашний день кажется седой древностью, а позавчерашний гибнет, как не бывший вовсе. Вот скажите, как звали деда вашего деда? Не знаете. И я не знаю. А тут знают всех настоятелей за многие сотни лет. Первый в местном списке стоит грек Анатолон (может, Анатолий?). Сама кафедра Милана рождена апостолом Варнавой (так написано). И всего в списке, доходящем до сегодняшних дней, 144 имени. Последнее имя – кардинал Анжело Скола, архиепископ Милана. И мест еще осталось для имен десяти-двенадцати. Интересно, можно ли гадать о близости конца света по количеству оставшихся мест для имен? Наверняка, есть и здесь такие специалисты-эсхатологи, как у нас. Дескать, больше епископов не будет (места на плите нет) – значит, всё!

Могилы на полу. Завещать себя похоронить под ноги богомольцам всё же кое-чего стоит. Не в стену, а под ноги. Так часто хоронят и армяне своих предстоятелей. Есть такие примеры у грузин. Были так ли уж смиренны при жизни те, кто лег под ноги, – вопрос. Но сама традиция смиренна.

Скульптуры разительно отличны от икон. Икона всё скажет глазами, а статуя глазами ничего не скажет. Остается говорить жестами. Оттого статуи так страстно напряжены и неестественны в позах. Это их способ говорить с молящимися. И смиренный Амвросий превращается в гиганта, энергично выбрасывающего куда-то перед собой руку. А надпись у ног: «Я – Пастырь добрый» («Ego sum Pastor bonus»). Но есть здесь чудное Введение во храм. Маленькая трехлетняя Богородица, старенькие родители, архиерей вверху лестницы. Всё в белом камне и трогательно до удивления. И возле Распятия всегда хочется преклонить колени.

Дано мне знать, что Ты за нас страдал,
Но не дано всегда об этом помнить.
Чтоб помнить страсть Твою, мне нужен тайный труд…

Интересно, как здесь было всё, когда туристов не было или их количество в разы уступало нынешним наплывам?

Я пробую представить этот град
Без толп туристов (то есть без себя),
А только с теми, кто родился здесь,
Кто был намерен здесь же умереть
И (что немаловажно) здесь воскреснуть…

Обойдя собор подобием крестного хода, поднимаемся на крышу Дуомо. Тончайшая резьба на страшной высоте и множество искусно вырезанных фигур, которые не предназначены для того, чтобы их видеть. Возникает оторопь. Это торжество веры и подвиг или что-то другое? Кто прославлен этими подвигами резца: Христос или человеческий гений? И нужно ли вот так столетиями и усилиями тысяч рук отделывать углы и закоулки, которые в принципе не предназначены для молитвы и созерцания? Ладно, сейчас люди залезли всюду. Но ведь они и сейчас здесь не молятся, а тут фигуры Варвары, Екатерины, Григория Великого. Здесь может сидеть каменная птичка, изящная и тонко выделанная. Я думал когда-то, что самые великие внешние свершения (военные походы, грандиозные стройки) производятся тогда, когда энергия веры накоплена предыдущими столетиями колоссальная, а суть веры уже начала скрываться от взора великих вершителей. Так мне кажется и сейчас.

Над городом висит смог. И в тумане неподалеку, как раз на уровне соборной крыши с зарослями каменных завитушек, вертится башенный кран. Интересно, крановщик в курсе, напротив какого храма он тягает емкости с раствором? Или он посмеивается над нами? Ведь мы платим деньги за то, чтобы подняться на высоту, на которой он деньги зарабатывает. И еще можно поспорить – у нас или у него вид открывается великолепней. Всегда удивляет близость быта к святыням: парикмахерские и кондитерские на улочках старого Иерусалима, продавцы кукурузы возле стен Софии или вот этот крановщик над крышей миланского собора. Удивляет не просто близость быта к святыням, а неизбежное и даже необходимое соседство быта и святынь. В конце концов, «голос жениха и невесты», звуки «мелющих жерновов» тоже библейские признаки живого города, а не одни только звуки колокола или молитв.

Прежде, чем попасть к Амвросию (это главная цель поездки вообще), случилось оказаться в Сан-Лоренцо. Лаврентий, архидиакон папы Сикста, – один из самых известных мучеников Церкви. Его испекли на железной решетке, прижав тело к раскаленному железу рогатинами, и когда один бок сгорел, он сказал: «Можете переворачивать». После этого отдал душу Богу. Так с решеткой (как Екатерину – с острым колесом) его и изображают. Лаврентий никогда не был в Милане, но, чрезвычайно почитаемый повсюду, подви г посмертными чудесами местных христиан построить ему храм. Храм огромен, сложен частично из плит бывшего амфитеатра и во многом сохранился с IV века. Фрески, красивые, еще наивные по причине древности, такие непривычные для католических соборов, смотрят со многих стен. Уже на выходе привратник услышал, что мы говорим по-русски.

«Здесь есть мощи, которые ищут паломники из России. Наши о них мало знают», – сказал он и повел нас в один из боковых алтарей. Там под престолом со стороны священника (после Второго Ватиканского священник стоит лицом к людям), так, что мирянам никак не увидеть, лежат мощи святой Наталии. Он нам позволил зайти за престол и оставил нас с Наталией одних. Мы преклонили колени… А ведь несколько прихожанок Наталий просили нас помолиться именно у мощей своей святой. Если мы, конечно, до них доберемся. И вот добрались, не искав. Как, впрочем, почти всегда и бывает.

И уже совсем близко от места нежданной встречи с Наталией – . Я, по правде, только к нему и ехал. Вот и приехал. Это – хлеб. Всё остальное – к хлебу.

Молиться можно везде. Если нужно, то молиться и служить можно было бы и в Дуомо. Но вот в храме Амвросия молиться и служить можно хоть сию минуту. Древний, приземистый, лишенный всяких наружных украшений, этот храм, если угодно, полная противоположность огромным соборам со стрельчатыми окнами и круглыми витражами над входом. Позднейшие века заставляли храмы расти в размерах и пышно украшаться. Пышность, рожденная во славу Бога, могла собой Бога и заслонять. Здесь – нет этого. Просторно, но не громадно; строго, но не угнетающе; величественно, но не роскошно. Всё в меру, не хватает только звучания григорианского хорала.

В храме было венчание. Если бы нет, постоял бы подольше у кафедры проповедника, той самой, с которой Амвросий объяснял народу смысл псалмов, книг Бытия, апостольских посланий. Где-то здесь с горящими глазами и сердцем, поднимающимся к самому горлу, стоял и слушал епископа , будущий учитель Церкви. Такие кафедры у нас воспринимаются как нечто чисто католическое. Но они есть у греков. Есть и у нас (в Андреевской церкви Киева, к примеру, или в Почаеве). Поставь у себя в храме такую – и скажут, что ты с ума сошел или возгордился. А между тем есть одно несомненное достоинство у возвышенной кафедры проповедника. Какое? Скажу, если угодно. С этого возвышения нельзя объявлять только порядок ближайших служб и потом спускаться. И что-нибудь на всякий случай без подготовки отсюда говорить нельзя. На кафедру нужно всходить, как Моисей – на гору. Восходить, только приготовившись, неся в руках листок с планом проповеди или цитатами, проведя полночи без сна. Кафедра требовательна. Глупость, сказанная сверху, будет казаться трижды глупой, и позор неудачи будет труднее переносим. Если бы меня спросили, то я бы сказал, что «я – за» такие кафедры. Труженики слова готовились бы еще тщательнее, и их стало бы больше, а остальные просто бы не ступали на эти немногочисленные, но ответственные ступени.

Что еще удивило? «Колонна змеи» рядом с амвоном. В напоминание о медном змее, которого носили по пустыне евреи и, взглянув на который, исцелялись от укусов, стоит в храме колонна, а на ней – черного цвета змей, свившийся кольцами. Это слева. А справа – Крест как исполнение пророчества. «Как Моисей вознес змею в пустыне, так подобает вознестись и Сыну Человеческому». Сто ит подчеркнуть эту наглядную важность Ветхого Завета и его исполнение в Новом. Как и говорил Августин, ученик Амвросия: «Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в Новом».

Невнимание к Ветхому Завету у нас тотальное, хотя сказано, что «йота едина от Закона не прейдет». Наше сознание проходит мимо Иеремии, Иезекииля, Амоса, Захарии и т.д. без всякого к ним интереса и участия. И нет храмов, посвященных этим великим труженикам Божиим, и нет на службах рядовых чтений из их книг. Это – глубокое упущение и плод долгой бескнижности, вернее – однобокой книжности, при которой огромные части Библии остаются terra incognita и для духовенства, и (неизбежно) для народа.

Так бывает за столом: глаза бы ели, а желудок уже не вмещает. Так бывает и со знаниями, и с впечатлениями. Еще бы жадная душа ела, но голова отказывается мыслить адекватно. Полна коробочка. К тому же ноги, те самые, что волка кормят, грозят прийти в негодность от усталости и отказаться двигаться. А других у меня нет. Да и те, что есть, не очень здоровы. Всё, что я так хотел увидеть, я увидел за один длинный день, и благодарю Христа, ведущего меня по жизни за руку. Перед сном вспомнилось скульптурное изображение Ангела с мечом в Дуомо. Он словно выходит из стены, держа в одной руке меч, а в другой – весы. Весы натуральные. Они покачиваются от движения воздуха, словно на них сию же секунду взвешиваются невидимые души. И еще вспомнился образ святого с черепом в руках, возможно – Иеронима. На Западе такие изображения в чести. Под приятное гудение отдыхающих ног в голове сложились строчки:

Поставьте череп на своем столе,
Зажгите свечку, но не восковую,
А сальную. Откройте фолиант
С застежками из самой грубой кожи.
Пока свеча рождает слабый свет,
Читайте вопли Иова, псалмы
И грустные реченья Когелета.
За разом раз бросайте взгляд на череп –
Он вам оскалится улыбкой костяной,
И вдруг покажется, что он моргнул пустым
Отверстием чернеющей глазницы.
Свеча погаснет – закрывайте том
И спать ложитесь. Страшных снов не будет.
Пусть страшное безбожнику приснится,
Чтоб утром совесть с телом пробудилась…

Похожие публикации