Опыты с уксусом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Конспект исследовательской деятельности «Необычный кусочек мела» для старшего дошкольного возраста.

(Свойства, качество, использование человеком мела)

Программное содержание:

1. Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.), применение иего в жизни и деятельности людей.

2. Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества мела через проведение опытов.

3. Продолжать работу по развитию у детей географических представлений через знакомство с природными богатствами недр Земли.

4. Развивать познавательные способности на полисенсорной основе: с помощью анализаторов – зрительного, вкусового, тактильного, слухового и обонятельного.

5. Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.

6. Закреплять правила безопасности при проведении опытов (с использованием алгоритмов)

7. Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.

Активизация словаря: лаборатория, научный руководитель, научный сотрудник, осадок, растолочь, раскрошить и др.

8. Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Предварительная работа.

1.Рассматривание коллекций полезных ископаемых и минералов: поваренная соль, гранит, известняк, боксит, глина, нефть и др.

2. Рассматривание и беседы по карте «Полезные ископаемые РФ»,

3. Обучающее занятие «Наша щедрая Земля»

4. Рассматривание и составление коллажей.

5. Чтение и рассматривание детской и энциклопедической литературы:

М. Курячая «Химия в картинкх», Мелихова «География и ты», Атлас «Природоведение» стр. 12-13 (Физическая карта России), «Мой первый атлас» - стр. 40-41 «Богатства Земли», А. Членов «Геология в картинках (Что внутри шахты, откуда взялся бензин, почему горит газ.), А. Ивич «70 богатырей»

6. Рисование на тему «Насекомые» с использованием соли.

7. Рассматривание иллюстративного материала «Профессии людей».

8. Проведение в лаборатории «Почемучка» серии опытов на расширение представлений о свойствах и качествах полезных ископаемых: «Где быстрее растает сахар. Выращивание кристаллов (соль), сравнение глины и песка.

9. Фиксация результатов в дневниках наблюдений.

10. Беседы с детьми о правилах безопасности при произведении опытов.

Оборудование:

Мел – порошок, цветной куском, уксус, песочные часы на три минуты, вода холодная и горячая, шпатели, толкушки, мерные ложки, контейнеры, емкости, алгоритм правил безопасности проведения опытов (соль и мел), коллажи, дневники наблюдений, клей, фломастеры, цветные карандаши.

Ход мероприятия

Дети входят в зал под музыку…

Воспитатель:

Велика Россия, но для каждого из нас она начинается с родного края.

Ребята, а как называется наш родной край?

Дети: Белогорье.

Воспитатель : Правильно, милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие родные сердцу люди, твои друзья и товарищи. Этот край – частицу нашей Родины – все мы любим, этим краем мы гордимся.

Дети читают стихотворение:

Край любимый! Белгородчина моя!

Как же сильно я люблю тебя:

Горы меловые и леса

Рек твоих потоки, небеса.

Я на Белгородчине живу,

Здесь свободно и легко дышу,

Сочиняю неумело строки

Льются здесь стихов моих потоки

Я прославлю в строчках милый край!

Белгородчина! Живи и процветай!

Дети: Природа нашей области очень живописна. Бескрайние поля, голубые реки и озера, леса и пролески, белоснежные вершины меловых холмов, которые у нас именуют величественно – «белые горы».

Меловые горы – это одно из самых захватывающих зрелищ. Издали они напоминают облака, которые спустились на землю отдохнуть, или огромные снежные глыбы, лежащие посреди зеленой растительности.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту нашей области, как наша область богата полезными ископаемыми …, а особенно месторождениями мела, покажите их на карте.

Дети, а как же появились меловые горы?

Дети: Миллионы лет назад на этом месте простирался древний океан. Мел, по которому мы ходим – не что иное, как дно древнего океана. Известно, что оно никогда не бывало безжизненным. На нем росли различные водоросли, морские лилии, жили моллюски, ракообразные, морские звезды, ежи. Со временем остатки отмерших организмов (панцири, раковины, твердые оболочки, скелеты) оседали на дно и погребались в осадках целыми слоями. Они примешивались к неорганическому материалу и образовывали отложения своеобразного ила.

С годами ил пополнялся новыми отложениями, которые уплотнялись благодаря давлению верхних слоев на нижние, увеличивались в объеме, крепли. В конце концов, они цементировались разными соединениями, содержащимися в растворе, проникающем вглубь отложений. Вершины окрестных холмов на протяжении тысячелетий омывались дождями и «полировались» степными ветрами, мягкие породы осыпались, показывая более твердые образования – меловые столбы. Так, с точки зрения геологов, возникли меловые отложения.

Воспитатель: Ребята, мы уже много знаем с вами о меле, а сегодня давайте расскажем нашим гостям, для чего нужен мел, и где он применяется?

Дети: Мы знаем, что мелом пишут в школе, рисуют на асфальте.

В промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков. Применяют как наполнитель для резины, пластмасс, бумаги, лакокрасочных материалов. В сельском хозяйстве для удобрения почв и подкормки животных, в парфюмерии - для приготовления зубных паст и порошков. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для грунтовки, побелки, покраски стен домов, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Воспитатель: Наш край тоже богат запасами мела, и в нашем городе есть завод по переработке мела. Скажите, как он называется?

Дети: Мелзавод..

Воспитатель: Правильно ребята, а какие свойства мела вы знаете?

Дети: Мел белый; твёрдый, но он мягче камня; когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он - хрупкий. Мел оставляет след, и он пачкается, растворяется в воде, внутри мела есть воздух. Мел - это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых - углекислый газ.

Воспитатель:

Ребята, давайте расскажем, какие опыты мы с вами проводили, чтобы узнать свойства мела.

С водой (камень и мел).

Когда опустили камень в воду, то с водой ничего не произошло, она осталась прозрачной. И камень остался такой же.

А когда опустили мел в воду, то заметили, что вода была чистая и прозрачная, а стала мутная, потому что в ней растворяется мел. Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это - затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов. Когда м ы опустили кусочек мела в стакан с водой, то мы увидели пузырьки, потому, что внутри мела есть воздух.

Под лупой.

Мы рассматривали мел под лупой, и увидели маленькие дырочки, травинки.

С уксусом и кусочком мела.

Мы взяли полстакана уксуса, и кусочек мела, бросили в стакан кусочек мела. Когда мы проводили этот опыт, мы заметили, что уксус в стакане начал бурлить. Наталья Николаевна сказала, что это от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливались мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распался. С помощью этого опыта мы узнала, что мел - это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых - углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но очень медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях.

Изготовление мелков

Когда мы рисовали в группе на доске, мы обратили внимание воспитателя на то, что мелков осталось мало. Тогда Наталья Николаевна предложила самим сделать цветные мелки. Мы взяли форму, краски, воду, гипс. В пластиковом контейнере мы смешали гипс с водой, добавили краску. Потом наполнили формочки смесью. А уже через 4 часа мелки были готовы!

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я хочу предложить вам самостоятельно провести опыты, но сначала давайте разомнёмся.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка
(тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает
, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает,
(встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет
(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь
(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.
(часть детей отходят в сторону)

Воспитатель:

Дети, пройдите за рабочие места, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его, потрогайте. Какой он?

Дети: Мел белый; твёрдый, но он мягче камня; когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он - хрупкий.

Воспитатель: А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел?

Дети: Мел оставляет след, и он пачкается.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы уже очень много знаете о меле.

Велико значение мела в жизни людей, но особенно удивляют необычные архитектурные объекты которые человек сформировал благодаря богатству меловых отложений на протяжении многих веков, это исторически значимые памятники архитектуры, храмы и монастыри. Наиболее яркие из них находятся на территории нашей родины - на Белогорье, а именно это монастырь Игнатия Богоносца, Свято-Троицкий Холковский монастырь, Шманенская пещера, Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь.

Свято-Троицкий Холковский монастырь - единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области . Располагается в Чернянском районе у села Холки . Пещеры монастыря находятся в одном из меловых холмов.

Мы узнали, что мел играет большую роль в жизни людей, и мы гордимся, что живем в Белгородском крае, который богат месторождениями этого ценного минерала.

А сколько исторических, культурных и архитектурных переплетений связано с наличием именно минерала мела, который в обыденности кажется настолько банальным, что этого даже не замечаешь в повседневности.

Воспитатель.

А еще мел можно использовать для изготовления сувениров . Для мамочек мы решили сделать подарок, радугу в банке.

Для этого мы измельчили цветной мел, насыпали манку и мел в посуду с крышкой и встряхнули несколько раз. Манка окрасилась! Потом мы аккуратно стали пересыпать манку в баночку, меняя цвета. Так мы заполнили слоями манки разного цвета всю баночку.

Воспитатель: А сколько загадок, стихотворений о меле мы узнали! Мы с детьми нашли загадки о меле и сделали книжку-малышку «Белый камушек» в подарок группам. Но не только в стихотворениях и загадках нам встретился мел. Мы прочитали рассказ С.Алексееева про маршала Конева «Белгород». Он нам очень понравился!

В нашей группе есть мини-музей «Белогорье». После проведенной работы мы дополнили экспозицию разделом «Необычный кусочек мела».

Так как мел занимает одну из ведущих позиций по промышленному освоению на территории Белгородчины, при этом неся историческую, культурную и архитектурную ценность, то его по достоинству можно назвать «белым золотом» нашего края.


Многие опыты и эксперименты мы проводим на кухне, используя то, что найдется в кухонных шкафчиках. Сегодня нашелся уксус. Предлагаю вашему вниманию опыты с уксусом , которые очень нас порадовали.

С помощью уксуса:

  • надуем воздушный шарик;
  • сделаем вулкан;
  • растворим ракушку;
  • сделаем резиновое яйцо.

Вулкан в бутылке

Используя реакцию взаимодействия соды и уксуса, мы сотворили вулкан в бутылке.

Для опыты использовали:

Резиновое яйцо

С помощью уксуса куриное яйцо, а при желании и перепелиное, можно превратить в «резиновое». Уксус вступает в реакцию не только с содой, но и с многими другими веществами, одно из них — это кальций. В состав скорлупы яйца входит кальций.

Чтобы наблюдать реакцию взаимодействия необходимо поместить яйцо в стакан с уксусом. Мы использовали 9 % уксус. Уже через 12 часов, яйцо изменилось, оно потеряло свою твердую скорлупу. Из стаканчика мы достали куриное яйцо, способное прыгать, как мячик. Но не перестарайтесь! Наше подопытное яйцо прыгало, прыгало и лопнуло прямо на ковре в комнате Конечно, яйцо не превращается в резиновое, просто под воздействием кислоты растворяется скорлупа, а белок с желтком остаются «укутанные» в тоненькую пленочку, которая и раньше существовала, но не была видна. Яйцо без скорлупы очень красиво светится, если направить на него луч фонарика.

После опытов с яйцом мы задумались, а что бы еще можно растворить в уксусе?

Растворяем ракушку

Бабушка с моря привезла нам красивые ракушки. Одной из них мы решили пожертвовать для изучения ее растворимости. Мы почитали, что раковины состоят преимущественно из карбоната кальция и предположили, что кальций вступит в реакцию с уксусом и наша ракушка раствориться. Проверили опытным путем. Погрузили ракушку в уксус, но за сутки значительных изменений не произошло. Думаете, что мы разочаровались? Нет! Раз в уксусе не растворяется, значит концентрация кислоты маловата. Замочили ракушку в уксусной кислоте 70%. За 18 часов раковина значительно истончилась, а через 48 часов совсем растаяла.

С уксусной кислотой нужно быть предельно осторожными!

На этом наши растворительные настроения не закончились. В поле зрения оказался кусочек мела. Вот он то, наверное, здорово раствориться! Оказалось, что мы ошиблись. Погрузив школьный мелок в стаканчик с уксусом, мы наблюдали красивую реакцию выделения газа, маленькие пузырьки окутали мелок. Но реакция быстро закончилась, разочаровав нас. Как мы потом узнали, в школьные мелки добавляют гипс, а он в уксусе не растворяется.

Надуваем воздушный шарик с помощью уксуса и соды

Всем любителям выпечки известно, что при взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ. Пользуясь этими знаниями можно надуть воздушный шарик.

Для этого нам понадобятся:

Наливаем в бутылку около 100-150 мл уксуса. В еще не надутый воздушный шарик насыпаем 1 столовую ложку соды . Легче это сделать воспользовавшись пластиковой воронкой или смастерить воронку из бумаги. Далее надеваем шарик на горлышко бутылки и расправляем его. Сода начинает высыпаться в уксус, происходит бурная реакция взаимодействия двух веществ с выделением углекислого газа, который и надувает воздушный шарик. Радость на лице ребенка обеспечена! Вот видео нашего эксперимента.

Уксус в наших опытах мы используем часто. Например, в опытах с индикаторами под воздействием уксуса жидкости меняют цвет или с его помощью мы чистили монетки.

Друзья, а какой из сегодняшних опытов больше всего понравился вашему ребенку? Эксперименты простые, но доставляют массу положительных эмоций малышам. Мне нравится фотографировать улыбки детей, их радость и восторг. Присылайте фотографии ваших опытов и делитесь впечатлениями в комментариях.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

  • Опыт первый . Возьмем стакан или чашку, поместим туда кусочек мела и добавим столового уксуса. Смесь тотчас "закипает" - в результате химической реакции мела (карбоната кальция) с уксусной кислотой (входящей в состав столового уксуса - водного раствора этой самой уксусной кислоты) получился углекислый газ.

    Интересно, а будет ли выделяться углекислый газ, если столовый уксус предварительно разбавить водой вдвое? впятеро? в десять раз? Если заменим столовый уксус раствором лимонной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды) или соком, выжатым из свежего лимона? Что будет наблюдаться, если вместо мела мы возьмем питьевую соду (гидрокарбонат натрия), кусок природного известняка или осколок мрамора?

    Вопросы . Специалисты по охране окружающей среды часто говорят об опасности "кислотных дождей". Что в большей степени подвержено разрушению под действием кислотного дождя - гранитная, бронзовая или мраморная статуя, находящаяся под открытым небом? Известно, что накипь внутри чайника состоит из карбоната кальция, а избавиться от нее можно с помощью столового уксуса. Как это сделать практически? Напишите "инструкцию для домохозяйки" по удалению накипи столовым уксусом .

  • Опыт второй . Для этого опыта попросим у мамы ломтик картофеля и настойку иода из аптечки. Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет иода превратился в темнофиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между иодом и крахмалом , который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится - то в каком количестве.
    Приготовим для опыта картофель и яблоко
    Чтобы опыт был более наглядным, к иодной настойке можно добавить иодид калия.
    Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!
    Иодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке - значит, в картофеле крахмала больше

    Давайте проверим, какие из овощей, фруктов и других пищевых продуктов содержат это полезное вещество крахмал, а какие - нет. Для этого нанесем капельку иодной настойки на кусочек хлебного мякиша, ломтики моркови, яблока или груши, свежий срез арбуза или дыни, на муку (предварительно надо смешать ее с водой). Исследуем таким же способом манную и рисовую крупу, молоко, сахар, поваренную соль... Придумайте сами, что еще можно взять на кухне для нашего исследования - конечно, с разрешения родителей.

    Вопрос . Перечислите пищевые продукты, которые, согласно нашему исследованию, а) содержат крахмал, б) не содержат крахмала.

  • Опыт третий . Третий опыт тоже по силам любому, кто начинает изучать химию. Возьмем немного (одну чайную ложку) питьевой соды - гидрокарбоната натрия - и зальем в стакане горячей водой. Тотчас начнется бурное выделение углекислого газа: питьевая сода (гидрокарбонат натрия) превращается в "стиральную" соду (карбонат натрия). Потом в стакан добавим спиртовой раствор фенолфталеина (этот кислотно-основный индикатор совсем недавно использовали как сильное слабительное средство "пурген"). И бесцветная смесь в стакане тут же окрасится в ярко-розовый цвет. Химическая реакция между содой, водой и фенолфталеином приводит к образованию веществ, обладающих характерной окраской. Такая окраска указывает на щелочную среду водного раствора соды.

    Теперь можно продолжить опыт: к розовому раствору соды, содержащему фенолфталеин, медленно, по капельке, добавлять столовый уксус. Раствор будет постепенно обесцвечиваться, так как щелочь и кислота (раствор соды и раствор уксуса) реагируют между собой и превращаются в соль (ацетат натрия) и воду. Вдобавок вы снова увидите бурное выделение углекислого газа...

    Вопрос . С помощью веществ, участвующих в данном опыте, можно сделать на бумаге невидимую надпись, а потом "проявить" и прочитать ее. Как это осуществить практически? Напишите подробное описание такого опыта, а потом, пользуясь этим описанием, проделайте сам опыт. Получилось?..

Проделайте перечисленные здесь опыты у себя дома, а потом напишите письмо вашему учителю . В этом письме опишите все, что удалось наблюдать , а также дайте ответы на вопросы, которые вы здесь прочитали. К письму приложите рисунки или фотографии проведенных опытов, обязательно - с пояснением, что на них изображено, и с указанием даты выполнения опыта.


Приложение 2: «Кусочки мела»

Приложение 3: «Школьный мел»

Приложение 4: «Цветной мел»

Приложение 5


1. Ни одна школа не обходится без мела, который с успехом применяется для письма на больших школьных досках.

2. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.

3. Широкое применение мел нашел в промышленности:

3.1. его используют для очистки свекловичного сока;

3.2. при изготовлении стекла;

3.3. для производства спичек;

3.4. для изготовления питьевой соды;

3.5. при изготовлении резины;

3.6. для производства цемента, лаков, красок;

3.7. для получения оконных профилей, труб и даже отделочного сайдинга;

3.8. в полиграфии и бумажной промышленности.

4. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.

5. В парфюмерии – мел – это составная часть зубных порошков и паст.

6. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.

Приложение 6


- чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно обвернуть мел скотчем или вставить кусочек мела в футляр из-под помады;

Чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2-3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;

Чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте.

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем:

Учителям во время работы пользоваться влажными салфетками;

Дежурным - чаще проветривать класс;

Вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

Промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;

В конце рабочей недели работник школы может промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса.

Приложение 7: Результаты анкетирования

Приложение: 8

Эксперимент 1


Эксперимент 2. «».



Эксперимент 3. «Взаимодействие мела с йодом»




Эксперимент 4. «Взаимодействие мела с водой и растительным маслом»

Приложение 9 «Игры для детей»

1. Игра с мелками и водой

Попробуйте намочить мел. Рисовать мокрым мелом - это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. Если вы хотите сделать цвета обычных мелков для асфальта более яркими, а сами мелки более твердыми, то замочите их в сахарном растворе обычной воды. А еще можно взять с собой во двор брызгалку или водяной пистолет. С их помощью можно весело смывать меловые рисунки с асфальта и стен, а на их месте рисовать новые.

2. Игра на асфальте «Лондон »


В процессе этой игры с мелом дети развивают навыки логического мышления и начинают понимать, что такое стратегия, раздумывая, как им лучше поступить и что за этим последует.

В игре «Лондон » нужно заполнить игровое поле, состоящее из расчерченной мелом на асфальте площадки размером приблизительно 1х1,5 метра, разделенной на семь прямоугольников, тремя нарисованными человечками.

На одном из концов площадки необходимо нарисовать полукруг, сделав в нем надпись «Лондон ». Участники по очереди бросают камень на игровую площадку, находясь у ее основания. Если он приземляется в границах одного из прямоугольников, то в нем начинают рисовать человечка: сначала голову, а в следующие удачные ходы – туловище, затем руки и ноги, если камень упадёт там же.

Когда один житель дорисован, начинают рисовать следующего, пока их не станет трое. Если попасть в ячейку «Лондон » (самая дальняя часть игрового поля в виде полукруга), то дорисовывается уже начатый человечек или начинается новый в любом прямоугольнике. Такая игра очень нравится ребятам младшего школьного возраста, так как испытывает их на сообразительность.

3. Игра на асфальте «Тик-так »

Есть игры с мелом, в которые дети могут играть, разделившись на две команды. Командные игры учат детей совместной работе и дружелюбию, ведь разрозненный состав не договорится между собой и вряд ли выиграет. Для игры командой подойдет игра на подобии крестиков-ноликов, которая называется «Тик-так ».

Мелом нарисуйте область для игры на дорожке или тротуаре (квадрат со стороной приблизительно 1 метр, разделенный на 9 квадратов). Двумя цветными мелками раскрасьте 10 камешков, должно получиться по 5 каждого цвета. Дети могут играть, как поодиночке, так и в группах; цель игры – выставить камешки своего цвета 3 в ряд раньше соперника.

Стоя за специальной чертой, команды по очереди кидают камни на сетку, предварительно посовещавшись с членами своей команды, куда лучше. Вариант игры: пятый камень может называться «заменяющим » и иметь другой цвет, его предназначение – мгновенно изменить результат, он кидается всего один раз, чтобы попытаться захватить клетку соперника.

Игроки в любом случае теряют его, и даже если не попадают в задуманную цель, они не имеют возможности кидать его снова.

4. Игра на асфальте «Классики »

Все знают игру в «Классики », она пользуется огромной популярностью у детей вот уже много лет. С помощью «классов » дети младшего возраста могут совершенствовать навыки счета. Начертите мелом на асфальте игровую площадку и предложите детям по очереди бросать камень на клетки от 1 до 10.

Если камень попадает в нужную клетку, то нужно прыгать до нее на одной ноге, если число нечетное, или на двух, если чётное. Первый достигший десятки выигрывает. Существует множество разновидностей этой игры: можно, к примеру, не кидать биту, а толкать её ногой при каждом прыжке или пронумеровать клетки не по порядку, а в случайном порядке, чтобы прыгать приходилось и вправо, и влево, и назад, и вперёд.

Детям младшего школьного возраста можно предложить включить в игру примеры, пусть дети складывают и вычитают по ходу развлечения.

5. Учимся, играя

Рисование мелками можно использовать для освоения учебного материала. Используйте детские мелки для закрепления нотной грамоты во время урока на открытом воздухе. Раздайте детям цветные мелки и дайте задание рисовать мелом на асфальте музыкальные ноты, которые вы называете.

Если вы проводите урок чтения, то попросите учеников нарисовать мелом на асфальте рисунки, иллюстрирующие изучаемое произведение. Или дайте ученикам задание практиковаться в правописании, переписывая слова на школьном дворе. Также дети могут переписать мелом на асфальте небольшое стихотворение (или его отрывок) по памяти.

Приложение 9: Вопросы к викторине «Знакомый незнакомец»

Обведите правильный ответ

А) Правила этикета

Б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка

В) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка

Вопрос 2. Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?

А) совершенно не обязательно

Б) нужно, чтобы не растворилась

В) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных » дождей

Вопрос 3. В чем нельзя «купать » жемчуг и кораллы?

А) в мыльном растворе

Б) в растворе уксуса

Вопрос 4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику?

А) вносится для уменьшения кислотности почвы

Б) как элемент паркового декора

Вопрос 5. Как удалить накипь в чайнике?

А) Отскоблить острым предметом

Б) прокипятить с раствором лимонной кислоты

В) залить моющим средством

Кусочек природного мела СаСО 3 смочите каплей соляной кислоты НСl (можно взять аптечную кислоту). Там, куда упала капля, заметно энергичное вскипание. Внесите кусочек мела с «кипящей» каплей в пламя свечи или сухого спирта. Пламя окрасится в красивый красный цвет.

Это явление известное: кальций, входящий в состав мела, делает пламя красным. Но зачем кислота? Она, реагируя с мелом, образует растворимый хлорид кальция CaCl 2 , его брызги уносятся газами и попадают непосредственно в пламя - от этого опыт становится эффектнее.

К сожалению, такой опыт с прессованным школьным мелом не удается - в нем есть примесь соды (соли натрия), и пламя окрашивается в оранжевый цвет. Лучше всего опыт получается с кусочком белого мрамора, смоченного той же кислотой. А убедиться в том, что соли натрия окрашивают пламя в интенсивный желтый цвет, вы сможете, внеся в пламя крупинку соли NaCl (или просто слегка «посолив» огонь).

Для следующего опыта с мелом понадобится свеча. Укрепите ее на негорючей подставке и внесите в пламя кусочек мела (мрамора, ракушки, яичной скорлупы). Мел покрывается копотью - значит, температура пламени мала. Мы собираемся обжечь мел, а для этого нужна температура 700-800°С. Как же быть? Надо увеличить температуру, продувая через пламя воздух.

С аптечной пипетки снимите резиновый колпачок и вместо него наденьте резиновую или пластмассовую трубку. Дуйте в трубку таким образом, чтобы через оттянутый конец пипетки воздух попал в пламя над самым фитилем. Язычок пламени отклонится в сторону, температура его повысится. Направьте язычок на самую острую часть мелка. Этот участок раскалится добела, мел превратится здесь в жженую (негашеную) известь СаО, а заодно выделится диоксид углерода.

Проделайте эту операцию несколько раз с кусочками мела, мрамора, яичной скорлупы. Обожженные кусочки положите в чистую жестянку. Пока они остывают, самый большой кусочек поместите в блюдце и капните воды на то место, которое было накалено. Раздастся шипение, вся вода поглотится, а прокаленный участок рассыплется в порошок. Этот порошок - гашеная известь Са(ОН) 2 .

Добавьте воды побольше и капните раствор фенолфталеина. Вода в блюдце станет красной; значит, гашеная известь образует щелочной раствор.

Когда обожженные кусочки охладятся, поместите их в стеклянную банку или бутылку, залейте водой, закройте крышкой и взболтайте - вода станет мутной. Вы уже знаете, что мы сейчас получим известковую воду. Дайте жидкости отстояться и слейте прозрачный раствор в чистую склянку. Отлейте немного известковой воды в пробирку - и можно ставить с нею описанные ранее опыты с газами. А можно и фокусы, вроде превращения «воды» в «молоко» или «воды» в «кровь».

О. Ольгин. "Опыты без взрывов"
М., "Химия", 1986

Похожие публикации