Одна из стран в южной азии. Страны, входящие в центральную азию

Южная Азия от А до Я: население, страны, города и курорты. Карта Южной Азии, фото и видео. Описания и отзывы туристов.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Вкратце, Южная Азия - это океан, чай и медитация. Индия и Шри-Ланка щедро обеспечивают планету бодрящим напитком «из двух верхних листочков», Мальдивы манят белопесчаной и умопомрачительно длинной береговой линией вкупе с чуть тронутой бирюзовой акварелью прозрачной водой, Непал приглашает решительно отринуть бренное и вознестись к горнему престолу Шамбалы в сиянии просветлённого разума, а Иран завораживает ультрамариновой глазурью куполов и величием памятников зороастризма.

Вообще, Южная Азия при ближайшем рассмотрении оказывается одним из самых духовных регионов планеты. Какую ни возьми страну, повсюду вас встретят изображения божеств, храмы, пагоды, ступы, призывы на молитву, странствующие йогины, почитание поэтов и философов и прочие атрибуты, свидетельствующие о победе человеческого духа над сиюминутным. С такими «напоминалками» о вечном задумается даже самый приземлённый прагматик. Надо сказать, что прочая окружающая действительность этому только поспособствует: изумительной красоты природа заставит вас, открыв рот, созерцать великолепие высшего замысла, а более чем приемлемые цены на всё - от уличной трапезы до гостиничного номера - позволят не слишком задумываться о хлебе насущном и жить почти что «аки птахи Божьи». Даже такое «пляжно-бездельное» направление, как Мальдивские острова, и то всячески старается сохранить нехарактерную для «вегетативного» отдыха благопристойность: алкоголь - только в барах отелей и никакого топлесса и уж тем более нудизма! (А на Шри-Ланке придётся «накрепко завязывать» с горячительным в дни полнолуния.)

Не говоря уже об Иране, посещение которого подразумевает повсеместное ношение платка легкомысленными европейками, причём за исполнением этого правила ревностно следят специальные полицейские подразделения.

Материальных предметов туристического интереса в Южной Азии великое множество. Начнём с обилия архитектурных памятников. Мало где в мире можно увидеть такое количество исторических, религиозных и культурных сооружений, как в Индии и Иране. Руины Персеполиса, Пасаргада и Суса, великолепный дворцовый комплекс Голестан, старинные крепости и форты Раджастана, дворцы Джодхпура, гробницы и храмы Орчхи, скальные монастыри Махараштры, наконец, исключительно древние и не менее познавательные комплексы Каджурахо (бьёмся об заклад, вы многого не знали!) - вот лишь часть архитектурных богатств региона. Не останутся обделёнными впечатлениями и те, кто всем портикам и капителям мира предпочтёт запахи тропического леса и яркий взмах крыльев бабочки - для вас Южная Азия приготовила просторы национальных парков и заповедников, озёрные глади и жаркое дыхание пустыни, «открыточные» атоллы, сумасшедше разнообразные подводные красоты и самые красивые на планете закаты - да-да, «как огромный огненный шар...»

Ещё одна «фишка» направления - лечение. Причём, как водится в Азии, аутентичное, без всяких там таблеток-шмаблеток, а степенно, благородно, по-старому: правильным питанием сбалансировать энергии организма, с помощью дыхательных упражнений прийти к гармонии с ритмом Вселенной, чистыми помыслами создать душевное равновесие - и в результате ощутить полное довольство собой и окружающими.

Азию, наверное, можно считать самой яркой, разнообразной и контрастной частью света, в которой при этом проживает больше половины человечества. В ней сосредоточены десятки стран и народов с огромным разнообразием политических устройств и экономических систем, разным уровнем жизни и непохожими культурными особенностями. Многие из них занимают ведущие позиции среди мощнейших экономик мира, соседствуя при этом с откровенно нищими государствами.

Среди этих стран также много лидеров различных рейтингов по площади занимаемых территорий, количеству населения, общей его плотности и скорости роста. Здесь много стран с самыми быстро развивающимися экономиками.

Удивителен и тот факт, что среди этих стран много официально непризнанных государств - Вазиристан, Нагорно-Карабахская Республика, государство Шан, или признанных частично - Абхазия, Азад Кашмир, Китайская Республика (остров Тайвань).

Некоторые державы этой части света частично находятся на европейской части континента, в их число входят Россия, Казахстан, Турция, Индонезия, Йемен, Египет, Азербайджан, Грузия или входят в состав других государств, например, страны азиатской части России. Удивителен и тот факт, что Кипр, который полностью находится в Азии, является при этом членом Европейского Союза (ЕС) а Турция входит в состав государств Североатлантического Альянса (НАТО). Вот какие страны входят в Азию, удивительные и невероятные.

В общем, Азия умеет удивлять и поражать воображение своими масштабами и невероятными особенностями.

Исторически Азия поделена на пять основных частей: Северную (страны находящиеся в составе России), Центральную, Восточную, Западную (Переднюю) и Южную Азию. В российской географической литературе можно встретить такой термин, как «страны зарубежной части Азии», он подразумевает всю Азию, кроме Северной её части, то есть тех стран, которые входят в состав России.

В дальнейшем будут указаны азиатские страны с перечнем их столиц, сгруппированные по разным критериям.

Страны Азии с их столицами

Западная часть:

Центральная часть:

  • Таджикистан (Душанбе),
  • Казахстан (Анкара),
  • Афганистан (Кабул),
  • Киргизия (Бишкек),
  • Туркмения (Ашхабад),
  • Узбекистан (Ташкент),

Южная Азия (страны):

  • Непал (Катманду),
  • Шри-Ланка (Шри-Джаяварденепура-Котте - офиц., Коломбо - факт.),
  • Бутан (Тхимпху),
  • Пакистан (Исламабад),
  • Индия (Нью-Дели),
  • Бангладеш (Дакка),
  • Мальдивы (Мале),

Восточная часть:

  • Япония (Токио),
  • Корейская Народно-Демократическая Республика - КНДР или Северная Корея (Пхеньян),
  • Монголия (Улан-Батор),
  • Республика Корея или Южная Корея (Сеул),
  • Китай - КНР (Пекин).

Страны Юго-Восточной Азии (список):

Северная часть:

  • Россия и все входящие в её состав азиатские республики (Москва).

Непризнанные мировым сообществом государства и признанные не полностью

Непризнанные государства региона:

  • Вазиристан (Вана),
  • Государство Шан (Таунджи),
  • Нагорно-Карабахская Республика (Степанакерт),

Признанные частично государства региона:

  • Государство Палестина (Рамалла),
  • Абхазия (Сухум),
  • Республика Южная Осетия (Цхинвал),
  • Азад Кашмир (Музаффарабад),
  • Турецкая Республика Северного Кипра (Лефкоша),
  • остров Тайвань - Китайская Республика (Тайбэй).

Подконтрольные территории:

  • Британская территория в Индийском океане (Диего-Гарсия),
  • Акротири и Декерия (Эпископи),
  • Остров Рождества (Флайинг-Фиш-Коув),
  • Макао - Аомынь (Макао - Аомынь),
  • Кокосовые острова (Уэст-Айлэнд),
  • Гонконг - Сянган (Гонконг - Сянган).

Заключение

Теперь читатель имеет представление о том, какие разнообразные и непохожие государства бывают в Азии, где расположены их столицы и как их на самом деле много.

И если вдруг вы решитесь посетить одно из этих государств, то подойдите к выбору места дальнейшего пребывания с особой тщательностью, ведь Азия не только прекрасна и удивительна, но и опасна! Многие обычаи и традиции проживающих там народов могут противоречить представлениям о норме и морали европейского жителя, и наоборот, кажущийся безобидным для нас с вами поступок, на Востоке может быть расценён как аморальный и даже противозаконный. Поэтому будьте бдительны и внимательны.

Статья содержит информацию о регионе. Материал рассказывает о странах, которые входят в состав региона. Имеется краткое описание каждого государства.

Общая информация о странах Южной Азии

Регион состоит из семи государств территориально расположенных на материке Евразия.

Площадь региона равняется 4% от территории всей земли, но уровень плотности населения всего 20% от населения Земли. В южной оконечности территория окружена морями и заливами Индийского океана. Из всех держав региона только две не имеют выхода к морю - Бутан и Непал.

Рис. 1. Регион на карте.

Страны рассредоточены в направлении южных рубежей Гималаев. Численность населения в регионе превышает значение равное одному млрд. человек.

Для всех держав Южной Азии свойственна историческая схожесть на пути развития.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Список стран Южной Азии выглядит следующим образом:

  • Непал;
  • Бутан;
  • Индия;
  • Шри-Ланка;
  • Пакистан;

Страны и столицы Южной Азии

небогатое государство с растущим населением. Основная территория страны лежит на плоской низменности. Государство регулярно страдает от наводнений. В городах Бангладеш живет приблизительно два десятка процентов всего населения страны.

Рис. 2. Бангладеш.

Столица Бангладеш - Дакка размещена на реке Ганг. Город относится к разряду портовых.

Непал - высокогорная держава региона. В столице страны - Катманду живет около 1 млн. человек.

Королевство Бутан. Столица королевства - Тхимпху - самый большой населенный пункт в королевстве.

Индия - старейшее государственное образование мира. Почти две сотни лет она была колонией Англии. Столицей государства является город Нью-Дели.

Индия седьмое по площади государство мира. Оно располагается на второй позиции по количеству населения.

Республика Шри-Ланка расположена на одноименном острове. Государство получило свое название от сочетания слов «Шри» — славный и «Ланка» — земля. Столица государства в 1982 году была перемещена из Коломбо в пригород Шри-Джаяварденепура-Котте.

Пакистан был образован при разделении Британской Индии в 1947 году. Столица страны город Исламабад. В городе нет промышленности, т.к. город изначально возводился как столица.

Рис. 3. Мальдивы.

Государство островного типа возникло на островах вулканической природы происхождения. Острова составляют парное ожерелье из 26 атоллов. Столица Мале локализована на соседних островах Виллингили и Мале. Из-за регулярного таяния ледников государство находится в зоне риска, т.к. ему угрожает затопление.

Что мы узнали?

Выяснили, где территориально локализуется регион. Получили краткую информацию о составе населения государств Южной Азии. Узнали об опасностях, которые угрожают Мальдивам.

Оценка доклада

Средняя оценка: 5 . Всего получено оценок: 1.

(более 20°), резкая смена влажного (лето) и сухого (зима) сезонов. Осадков достаточно много и зависят от воздушных масс и . Максимум осадков на южных склонах и западных Индостана. На плато Шиллонг выпадает 12000 мм, во внутренних районах Декана — 600-880 мм, в низовьях Инда всего 200 мм. Во флоре сочетание влажных субэкваториальных лесов, сезонно-влажных муссонных, тропического редколесья и . Относится к Палеотропическому флористическому царству и отличается древностью и видовым разнообразием. Преобладают ландшафты культурной саванны. Леса сохранились в горных районах. Фауна также богата и разнообразна, но вырубка привела к сокращению многих крупных млекопитающих: слоны, тигры, носороги, буйволы на грани вымирания.

Гималаи . Высочайшая горная система, протянувшаяся на 2500 км при ширине 200-300 км. Четкие природные границы: на севере продольные долины Инда и Брахмапутры, на западе и востоке - поперечные участки долин тех же рек, на юге — Индо-Гангская низменность.

Оформление в кайнозое при дроблении, сжимании и выдавливании материала дна океана Тетис и окраинных зон сталкивающихся Индийской и Азиатской плит.

Сложно построенная горная система, толща осадков возраста от кембрия до неогена смята в крупные складки, прорезана интрузиями. Горообразование чередовалось периодами покоя, когда формировалась речная сеть. В геологическом и отношениях в Гималаях выделяют четыре продольные ступени:

  1. Предгималаи;
  2. Малые Гималаи;
  3. Большие Гималаи;
  4. Хребты Ла-дакх, Кайлас (ступень северного склона).

Предгималаи представлены Сиваликскими горами высотой 700-1000 м из неогеновых и антропогенных песчаников и конгломератов, сильно расчлененных реками. Ширина горной ступени колеблется от 10 до 50 км. С севера Сивалика — полоса межгорных тектонических долин (дуны).

Малые Гималаи — вторая ступень. Поднята на 3500-4500 м, отдельные вершины до 6000 м. В строении кристаллические и метаморфические породы палеозоя, мезозоя и палеогена, смятые в складки, разбитые системой разломов. Имеют крутые южные и более пологие северные склоны. Широкое развитие получили шарьяжи. К северу от Малых Гималаев располагаются межгорные котловины, во многих озера. Крупнейшие из них и Кашмирская — самые освоенные территории Гималаев. Наибольшей высоты Малые Гималаи достигают в центральном секторе и в массиве Дхаулагири смыкаются с Большими Гималаями.

Большие Гималаи — третья, наиболее высокая ступень. Средняя высота 6000 м, более десятка вершин возвышается на 8000 м. На северо-западе ширина ступени достигает 70-90 км, здесь мощный массив Нангапарбат (8126 м). Юго-восточнее Сатледжа ступень сужается и представляет единый хребет с рядом пиков восьмитысячников: Дхаулагири, Джомолунгма (), Канченджанга, Макалу, Аннапурна и др.
Хребты Ладакх и Кайлас — четвертая ступень на высоте в среднем 4000-4500 м. Отличается скалистыми зубчатыми гребнями, но склоны гор довольно пологие.

Гималаи — крупнейший климатораздел Азии. К северу преобладают континентальные , к югу — . Большие различия северных и южных склонов. Очень велики контрасты в : на северных склонах 100 мм, на южных — 2000-3000 мм осадков. Сильнее увлажняются Восточные Гималаи (4500-5000 мм). Высота снеговой границы на южных склонах 4500 м, на северных до 5700 м. Перевалы на высоте 3500-4500 м (Бодпо-Ла, Не-Ла) большую часть года закрыты.

Низменности Бенгалии и Ассама лежат в субэкваториальном поясе, где осадков более 2000 мм, а на плато Шиллонг их количество составляет в среднем за год 12000 мм при летнем максимуме (район Черапунджи).
В заболоченной дельте Ганга и Брахмапутры участки молодой суши сочетаются с руслами рек, протоков, каналов. Во время разливов рисунок гидросети отличается крайней изменчивостью и непостоянством. Часто затопляется приморская часть дельты (Сундарбан). Вдоль морского побережья растут мангровые заросли, на более сухих участках — бамбук, банан, манго.

Бенгалия и Ассам густо заселены. Естественная растительность не сохранилась, преобладает культурной саванны. Возделывают рис (два урожая в год), хлопчатник, джут, сахарный тростник, бананы и манго.

На Гангской равнине осадки уменьшаются до 700-1000 мм. Засушливый период по продолжительности преобладает над влажным. Кустарниковая и травянистая растительность. В прошлом были ландшафты саванн, сейчас поля. Искусственное , много каналов, особенно между Гангом и Джамной. Плодородие восстанавливается при разливах рек.

В Пенджабе (Пятиречье) осадков мало (400-500 мм). Ландшафты сухой саванны и , в нижнем течении (Синде) — полупустыни. Различия между Пенджабом и Синдом не только в климате, но и рельефе. В Пенджабе — холмистые равнины и низкогорья, в Синде — ровная низкая территория из аллювия. Основные орошаемые земли в Пенджабе. Выращивают хлопчатник, рис, просо, пшеницу.

Песчаная пустыня Тар — к востоку от нижнего течения Инда. Неоднородна в геологическом отношении. На западе ее в древней — область предгорного прогиба, на востоке — эродированный участок Индийской платформы с комплексом эоловых песчаных гряд и выходами коренных . Большая площадь занята бессточными озерами и солончаками. Встречаются участки полупустыни. Саксаул, верблюжья колючка, солянки. В оазисах финиковая пальма.

Особые приметы: представляет предгорный прогиб, в основании которого лежит Индийская платформа. Древний (бонгар) и современный (ходар) аллювий, отлагающийся циклично. Контрасты в увлажнении, что обусловило различие ландшафтов. Мировой максимум осадков (г. Черапунджи).

Полуостров Индостан . Сложен древними кристаллическими породами. Имеет двойной наклон: с юга на север и с запада на восток. В результате континентального развития сформировалась мощная кора (несколько десятков метров) — образовались латеритные и красноземные почвы.

Индостан расчленен речными долинами на отдельные участки с крутыми склонами и волнистой поверхностью. Твердые кристаллические породы выделяются в виде отдельных хребтов, гребней или уступов.
Нармада делит Индостан на Центральную Индию и плоскогорье Декан.

На северо-востоке Центральной Индии расположена невысокая (до 600 м) горная система Аравалли — окраина древней Индийской платформы. Восточнее расположено базальтовое плато Малва, ограниченное с юга горами Виндхья и Каймур. У южного крутого подножья хребта Виндхья врезана глубокая долина реки Нармада. За ней проходит второй ряд хребтов, в том числе базальтовый гребень Сатпура.

Плато Декан обрамлено Восточными и Западными Гатами. Запад-ные Гаты (1300 м) служат водоразделом рек Декана. Они пересекают плоскогорье в широтном направлении и расчленяют Восточные Гаты на отдельные невысокие цепи и массивы. Горы преимущественно из гнейсов. Базальты, характерные для западной периферии, отсутствуют. На юге Западные и Восточные Гаты сходятся, образуя горы Нилгири (Голубые) с г. Додабетта (2636 м). Южнее, за сбросовой Пальгат, простирается массив Анаймалаи с высшей точкой полуострова г.Анаймуди (2698 м).

Западные Гаты обрываются ступенями к морю. У побережья песчаная низменность с дюнами и лагунами — Малабарский берег. Вдоль восточной окраины полуострова тянется Коромандельский берег — песчаный и плоский с дюнами высотой до 60 м. Между ними небольшие озера.

Индостан расположен в субэкваториальном поясе с сезонной сменой воздушных масс. С июня по ноябрь юго-западный муссон приносит влагу. Зимой преобладают сухие тропические массы северо-восточного направления (пассаты), сливающиеся с зимним муссоном. Летний муссон делится на два течения — и бенгальское. поток, проходя через Западные Гаты, господствует над Деканом и Центральной . С ним связана основная влага, которую получает Индостан (88% годовой суммы). Распределение осадков крайне неравномерно. На склонах Западных Гат в среднем выпадает до 2500 мм, а на юго-западе — до 6000-7000 мм. На восточном побережье осадков меньше и не превышают 1000 мм. Южная часть Коромандельского берега основную влагу получает зимой при северо-восточном муссоне. Во внутренних частях полуострова осадков мало, менее 1000 мм, а на северо-западе Декана до 500 мм. Продолжительность засушливого периода увеличивается с юга на север. Осенью бывают тропические .

Высокие температуры в течение всего года. Зимой на севере +16°, на юге +24°. Самые жаркие — март-май, когда в центральных районах до 40°, на побережье выше 30°. В разгар летнего муссона около 28°. Муссон начинается сильными ливнями, иногда бурями.

Реки дождевого питания. Расход рек во время летнего муссона увеличивается в 1000 раз, реки текут в глубоких долинах. Судоходство в нижнем течении рек Годавари и Кришны.

Почвы разнообразны и зависят от характера материнских пород и увлажнения. Латеритные почвы на влажных участках Малабарского берега и Западных Гат. Красноземы и их разновидности в засушливых районах Декана, Восточных Гат. На базальтах формируются темноцветные регуры («хлопковые «) и приурочены к областям распространения траппов — юго-востоку Декана, некоторым частям Коромандельского берега.
Растительный покров подвергся преобразованию. Раньше были леса, они сохранились в горных районах — на юге полуострова и Гатах. На Деканском плато — саванна с редкими раскидистыми деревьями, сбрасывающими листву в сухой сезон. Канделябровидные молочаи, пальма делеб, акации роднят эту саванну с африканскими.
Баньян — одно из замечательных растений Декана — огромное дерево со множеством стволов. Крона достигает до 500 м в окружности. На плато растут также муссонные леса из терминалий, дальбергий, альбиций, сала, тика. Ценны тиковые леса, распространенные к югу от р.Годовари. Значительная часть муссонных лесов вырублена, на их месте растут вторичные формации — джунгли — невысокие (5-12 м) труднопроходимые лесные заросли акации, бамбуков, мимоз, пальм.

Коромандельский берег был покрыт вечнозелеными лесами из атласного и эбенового дерева, веерной пальмы, зонтичной акации. Сейчас там культурная саванна. Для устьев рек характерны мангровые заросли.
На приморских склонах Западных Гат растут вечнозеленые субэкваториальные леса, сильно истребленные. Для них характерны деревья из эндемичных родов семейства молочайных, миртовых, бобовых. Верхний ярус состоит из различных видов диптерокарповых высотой 45-60 м.

Фауна богата и мало истреблена. Водятся слоны, носороги, буйволы, быки (гаур, гаял, бантенг), антилопы (индийская черная, четырехрогая и нильгау). В муссонных лесах распространены хищники: тигры, леопарды, гиены, шакалы. Многочисленны обезьяны. Из лемуров представлен тонкий лори, живущий в Южной Индии. Много .

Богат мир птиц — более 1600 видов, из них свыше 900 видов воробьиных (вороны, дрозды, соловьи, зяблики). Много рептилий и амфибий, обитают крокодилы трех видов. Самый крупный — гавиал — до 9 м. Индия — единственная страна, где представлены все семейства змей — кобра (большая, королевская, караит), гадюка, щитомордник, ковровая и крысиная змея. Из удавов — тигровый питон до 4-6 м.

Важнейшие Индии — Корбетт, Шивпури, Канха, Хазарибаг, Гирский Лес.
Особые приметы: двойной наклон — с юга на север и с запада на восток. Мощная кора выветривания с латеритными и красноземными почвами. Крайне неравномерное распределение осадков (88% летом), в зависимости от них растительность.

Остров Шри-Ланка . Отделен узким Полкским проливом с полосой рифов, известных как «Адамов мост».
В тектонике это участок Индийской платформы, отделившийся в неогене от основного массива. Сложен архейскими кристаллическими породами, выходящими на поверхность на большей части территории. Лишь север сложен коралловыми известняками, перекрывающими кристаллическое основание. В южной части возвышается Центральный массив с серией разломов, крутыми ступенчатыми склонами и куполообразными вершинами. Высшая точка — г.Пидуруталагала (2524 м), несколько ниже Адамов пик, включенный в национальный парк.

Северная часть — холмистая равнина, местами с кристаллическими грядами. Берега низменные, песчаные, иногда с лагунами. Шри-Ланка известен своими месторождениями драгоценных камней. Основной поставщик ильменита, монацита.

Субэкваториальный климатический пояс, крайний юго-запад в экваториальном. Незначительные колебания температуры, средняя составляет 24-28°. Количество осадков колеблется по сезонам. Основную влагу приносит юго-западный муссон. Наиболее увлажнен юго-запад (до 3000 мм), в горах до 5000 мм. На остальной территории от 1000 до 2000 мм, при этом ярко выражен влажный летний и сухой зимний сезоны. На северо-востоке максимум в зимнем муссоне, который насыщается влагой над Бенгальским заливом.

Влажные тропические и экваториальные леса, в нижней части гор значительно истребленные и замененные плантациями чая, кофе, какао, хинного дерева и каучуконосов. На побережьях — мангры, пальмы, панданусы. В предгорьях Центрального массива деревья семейства эбеновых, атласное и сандаловое дерево. Национальные парки Вилпатту, Яда, Гал-Оя. На северо-востоке преобладают невысокие ксерофитного типа леса. На прибрежных низменностях — плантации кокосовых пальм. Фауна аналогична Индостану.

Особые приметы: отделившийся участок Индийской платформы, крупнейшие месторождения драгоценных камней.

Особенности развития стран южно-аэиатско- го региона и их взаимоотношений

Южная Азия предАавляет собой политико-геогра- фический регион, включающий в себя помимо трех основных государств - Индии, Пакистана и Бангладеш, составлявшихдо 1947 г.

Территорию единой Британской Индии, Демократическую Социалистическую Республику Шри Ланка, Мальдивскую Республику, Королевство Непал и Королевство Бутан. Единая культурно-цивилизационная основа и во многом общая история являются мощным цементирующим началом в развитии отношений стран региона, находившихся в разной степени зависимости от Британской империи и боровшихся за свои суверенные права. Однако политические системы, сложившиеся в государствах Южной Азии различны. Индия, крупнейшая страна региона, представляет собой

парламентарную республику с наиболее стабильными демократическими институтами и развитой партийно-Политической структурой. Президентские республики Пакистан, Бангладеш и Шри Ланка тяготеют к авторитарным централизованным формам правления, в первых двух у власти неоднократно оказывались военные режимы. Большим своеобразием отличается государственное устройство конституционной монархии Непал. B наибольшей степени обособленным от единых процессов, происходящих на территории южно- азиатского региона, остается королевство Бутан.

Bce страны региона отличает сложный этно-конфессиональный состав населения. Следует отметить и религиозную гетерогенность южно-азиатских государств при доминировании в каждой из них определенной конфессиональной группы (в Индии и Непале преобладает индуистское население, в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской республике - мусульманское, в Шри Ланке и Бутане - буддийское).

Проблемы взаимоотношений стран южно-азиатского региона многоплановы: территориальные и пограничные, религиозно-этнические и миграционные, экономические, военные, политические. Конфликтность развития стран Южной Азии, переходящая в открытые военные столкновения (особенно Индии и Пакистана), является характерной устойчивой чертой их развития. Доминирование Индии в регионе порождает стремление ее соседей к противостоянию ей и налаживанию двусторонних отношений.

Расчленение субконтинента в 1947 г. на Индийский Союз и Пакистан, последующее обретение независимости остальными странами региона, а затем выделение из состава Пакистана самостоятельной Бангладеш в 1971 г. разрушили привычные экономические взаимосвязи и создали новые экономико-хозяйственные структуры, существовавшие обособленно друг от друга. Различен уровень социально-экономического развития стран региона, неодинаковы стратегии экономического и политического развития. Отсутствует консенсус по проблемам региональной безопасности. Неодинаковы уровни и типы сложившихся политических культур.

Вместе с тем, проявляется и растущее стремление стран Южной Азии к развитию внутрирегиональных политических и экономических связей, что выразилось, в частности, в создании Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (CAAPK), ставшем важной вехой в развитии политического и экономического развития стран региона. Однако с годами различий в политических и экономических структурах стран южно-азиатского региона становится больше, чем сходств. Малые страны региона отличает двойственное отношение к партнерству с огромной Индией: стремление наладить сотрудничество с мощным соседом и опасения его rere- монистских проявлений.

Bce государства Южной Азии имеют долгую историю культурных и экономических контактов, равно как и противоречий и напряженности в отношениях населяющих их народов. Политические деятели малых стран региона всегда пристально следили за событиями в Индии и во многом заимствовали политический опыт индийских лидеров и общественно-политических движений, однако отстаивали право на свой собственный путь развития и провозглашали свои государственно-национальные ценности, подчеркивая самостоятельность избираемых политических курсов и экономических стратегий развития.

Внутреннее положение, уровень социально-экономического развития, характер складывавшейся партийной системы, отношения с британской стороной накануне получения независимого статуса в регионах, составивших нынешние государства Шри Ланку, Мальдивскую республику. Непал и Бутан отличались большой спецификой и во многом не совпадали с ситуацией в центральных областях Индостана.

Обретение Шри Ланка (в колониальный период и до 1972 г. - Шри Ланкой Цейлон) стала одной из первых стран в Южной

независи- Азии, попавшей в колониальное подчинение; с намости чала XVI в. - Португалии, с середины XVII в. - Голландии, с начала XIX в. - Великобритании. C 1800 г. Цейлон стал британской королевской колонией, наделенной самостоятельной от Индии колониальной администрацией во главе с генерал-губернатором, подотчетным Департаменту по делам колоний в метрополии. По сравнению с Индией, национально- освободительное движение на острове было разобщено и незрело, и возникшая тенденция к преодолению межобщинной розни не возобладала. Первая политическая организация, объединившая сингальских, тамильских и мусульманских предпринимателей, была образована лишь в 1919 г. по образцу Индийского национального конгресса (ИНК), возникшего в 1885 г. Она получила аналогичное название - Цейлонский национальный конгресс (ЦНК), однако этой организации не суждено было сыграть ту роль, которая была отведенавистории ИНК. B 1921 г. внутри ЦНКпроизошелраскол, приведший к отделению тамильской общинной организации Тамил махаджана сабха, начавшей борьбу за увеличение тамильского представительства в Законодательном совете. Это закрепило традицию построения политических партий по национально-религиозному принципу. Наряду с ЦНК, представлявшим интересы сингальской части населения, были сформированы Всецейлонский тамильский конгресс, отстаивавший права так называемых «цейлонских тамилов», Цейлонский индийский конгресс, защищавший «индийских тамилов», а также Цейлонская мусульманская лига, выражавшая требования цейлонских мавров.

Роль партии, приведшей страну к независимости, подобно ИНК, выпала на долю организации, сформированной в 1946 r., всего за два года до получения страной независимости, и получившей наименование Объединенная национальная партия (ОНП). Цейлон получил статус доминиона вскоре после Индии - 4 февраля 1948 r., однако республикой страна стала гораздо позже: Индия обрела республиканский статус в 1950 r., Цейлон же был провозглашен республикой Шри Ланка лишь в 1972 г. B первые годы после получения независимости внутриполитические курсы ИНК в Индии и ОНП на Цейлоне были различны, равно как и ориентация в общемировой системе координат, возникшей после окончания второй мировой войны и начала крушения колониальной системы. Правительство ОНП оказалось прозападно ориентированным и, в отличие от Индии, проводившей «курс Неру», делало упор на экономической политике, связанной с развитием свободной рыночной экономики, не подлежащей контролю со стороны государства.

Складывание и C начала 50-х годов, во времена безальтернатив- функционирова- ного пребывания у власти ИНК в Индии, цейлон- ние двухпартий- ское общество создало политическую систему, oc- ной системы в нованную на периодической смене у власти двух

Шри ЛЯНКб U ЛТТТТ TT

* основных политических партии - ОНП и Партии

Свободы (ПС), которая была образована в 1952 г. в результате раскола ОНП. Лидер ПС Соломон Бандаранаике выступил со следующей программой: создание независимой республики, вывод английских вооруженных сил с Цейлона и возвращение ему иностранных военных баз, национализация важнейших отраслей экономики и создание государственного сектора, введение планового начала, проведение аграрной реформы. Идеологическая система новой партии представляла собой синтез «демократического социализма» и «буддийского национализма». Социальной опорой ПС стали городские и сельские средние слои, интеллигенция, представители буддийского духовенства.

Система двухпартийного преобладания в многопартийной политической структуре стала отличительной чертой развития цейлонского общества и привеяак формированию специфической коалиционной политики, существенно отличающейся OT индийской модели: более мелкие политические партии группировались либо на основе приверженности курсу ОНП, либо блокировались вокруг Партии Свободы. Еще одна разновидность коалиционности была связаііа r объединительным движением внутри тамильских политических кругов, часть которых выступала за автономию провинций с преобладанием тамильского населения, а часть - под сепаратистскими лозунгами. B современном политическом развитии Шри Ланки выделяются этапы, связанные с последовательной сменой у власти ОНП и ПСШЛ:

1948 - 1956 - ОНП (премьер-министры Д.С.Сенанаяке (1948- 1952), Д.Сенанаяке (1952-1953), Д.Котелавала (1953-1956);

1956 - 1965 - ПС (премьер-министры Соломон.Бандаранаике (1956-1959), Сиримаво Бандаранаике (1960-1965);

1965 - 1970 - ОНП (премьер-министрД.Сенанаяке);

1970 - 1977 - ПС (премьер-министр Сиримаво Бандаранаике);

1977 - 1994 - ОНП (премьер-министр, затем президентД.Джа- явардене (1977-1988), президенты Р.Премадаса (1988-1993), Д.Виджетунге (1993-1994);

с 1994 - ПС (президент Чандрика Кумаратунге).

Подобная схема сильно отличается от индийской, где ИНК теряет монополию на власть лишь в 1977 г. Когда Партия Свободы впервые пришла к власти в 1956 г. с программой, схожей с конгрес- систской времен «курса Неру» и ставящей своей основной целью создание государственно контролируемой экономики с жесткой системой планирования, проведение аграрной реформы, развитие сотрудничества со всеми странами, включая государства социалисти- ческого лагеря, ее стали сравнивать с правящей партией на субконтиненте. Однако Партия Свободы привнесла в свою политическую стратегию «буддийские мотивы» и в конечном итоге привела страну к принятию конституции в 1972 r., которая провозгласила Шри Ланку «буддийской республикой», в отличие от секуляристс- кой Индии. «Буддийская стратегия» лидеров ПСШЛ - Соломона Бандаранаике, а затем и его вдовы Сиримаво Бандаранаике положила конец сравнениям с Джавахарлалом Hepy и Индирой Ганди, ассоциирующимся со светским политическим мировоззрением.

Индия, напротив, не создала устойчивой системы двух альтернативных политических партий, попеременно сменяющих друг друга у власти: начиная с конца 70-х годов здесь создаются широкие политические коалиции - Национальные фронты - с варьирующимся составом входящих в них партий от выборов к выборам, как общеиндийских, так и региональных, а со второй половины 90-х годов реально соперничающих сил становится три: Индийский национальный конгресс, Объединенный фронт и Бхаратия джаната парти (БДП), с 1998 г. находящаяся у власти.

Тенденция к созданию коалиций оказалась гораздо сильнее в политической жизниИндии, чем Шри Ланки. B то время как ко- алиционность с наибольшей силой проявляется в Индии начиная с рубежа 70-80-х годов, интерес политических кругов Шри Ланки к формированию широких объединений ослабевает. Создание самых мощных межпартийных блоков в этой стране относится ко второй половине 50-х - первой половине 60-х годов, времени формирования и эффективного пребывания у власти Объединенного народного фронта в составе Партии Свободы, коммунистов и социалистов. Принятие новой президентской конституции 1978 г. после прихода к власти ОНП заметно ослабила позиции сторонников ко- алиционной политики: формирование предвыборных фронтов было запрещено, так же, как и участие «независимых» кандидатов, что привело к увеличению числа голосующих за две ведущие политические партии.

Конституции B отличие от Индии, придерживающейся на Шри Ланки и протяжении всего периода независимого развития образование парламентской конституции 1950 r., в Шри Ланке президентской конституция менялась трижды: первая (1946 г.) формы правле- представляла собой конституцию доминиона ния Цейлон, вторая (1972 г.) узаконила республиканский статус и новое название страны - Шри Ланка (обе строились в соответствии с парламентскими формами правления), третья (1978 г.) установила президентскую форму правления и изменила мажоритарную избирательную систему на пропорциональное представительство. Конституция Демократической Социалистической Республики Шри Ланка 1978 г. провозгласила отказ от парламентаризма и создание государственного механизма, основанного на личной власти главы государства - президента. Президент является главой государства, главой исполнительной власти и правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами. Он избирается всеобщим голосованием на шесть лет (при действии запрета на переизбрание более чем на два срока) и в течение срока своих полномочий несменяем и независим от законодательного органа - однопалатного парламента. Наделяя президента самыми широкими полномочиями и формально провозглашая его ответственность перед законодательными органами, конституция фактически узаконивает подчиненную роль парламента и превращение правительства из самостоятельного органа в составной элемент механизма президентской власти. Конституция не предусматривает поста вице-президента. Концентрация политической власти в руках одного лица усиливается еще и тем, что действующий президент является лидером правящей партии. Однако несмотря на частые введения чрезвычайного положения и усиление авторитарных методов управления в связи с остротой этно-конфессиональной ситуации, в Шри Ланке сохраняется гражданское правление.

Президентская форма правления, по мнению лидеров ОНП, пришедших к власти в 1978 r., в большей степени, чем парламентская, отвечала сложившейся в стране ситуации. Курс, избранный партией, был направлен на денационализацию предприятий государственного сектора, расширение сферы деятельности частного капитала, в том числе и иностранного. Правительством была учреждена специальная «зона поощрения капиталовложений», или «зона свободной торговли», призванная способствовать привлечению в страну иностранных инвесторов. Был подписан ряд соглашений о широком финансировании ланкийской экономики Международным банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, иностранными монополиями. По объему иностранных инвестиций Шри Ланка стоит на первом месте среди государств Южной Азии в расчете на душу населения. Продолжая проводить в целом традиционную для Шри Ланки внешнюю политику, основанную на принципах неприсоединения, ОНП активизировала сотрудничество с США, Великобританией, Японией и другими капиталистическими странами (в отличие от ПС, уделявшей большое вниманце развитию отношений с социалистическими государствами, прежде всего CCCP и КНР).

ОНП продержалась у власти до 1994 r., когда на парламентских выборах победу одержала ПС. C этого времени президентом страны является Чандрика Кумаратунге, дочь Соломона и Сири- маво Бандаранаике. (Сама Сиримаво занимала пост премьер- министра вплоть до августа 2000 r., а в октябре 2000 г. скончалась входе предвыборной кампании). Президентские выборы конца 1999 г. подтвердили пребывание Ч.Кумаратунге у власти на этом посту, а парламентские выборы 2000 г. принесли победу правящей коалиции Народный альянс, руководимый Партией Свободы. Кнастоящему времени внутриполитические курсы ПС и ОНП мало отличаются друг от друга: основная стратегия обеих партий связана с программами либерализации экономики. Основные разногласия между двумя ведущими партиями страны связаны с различными предлагаемыми путями выхода из сингалотамильского кризиса, вовлекшего Шри Ланку в состояние гражданской войны.

Тамило-сянгальс- Национальный вопрос, связанный с многолетней кий конфликт в конфронтацией сингальской и тамильской общин

Шри Ланке на острове, является наиболее острой проблемой,

от решения которой зависит дальнейшая судьба страны. Поиски путей выхода из затянувшейся кризисной ситуации определяют политическую жизнь Шри Ланки последних двух десятилетий XX в., заметно влияют на внутреннее положение в южно-азиатском регионе в целфм, где проблема сохранения целостности и неделимости государственных образований, тесно связанная с проблемами региональной безопасности давно стала предметом острых дискуссий между руководителями стран, ВХОДЯЩИХ B Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии. Несмотря на то, что противостояние между сингалами и тамилами имеет глубокие корни, до середины 50-х годов оно не принимало формы военной конфронтации. Co второй половины 50-х и до начала 80-х годов имели место периодически повторявшиеся конфликтные ситуации, заканчивавшиеся нередко кровопролитием, но они носили локальный характер и представляли собой спорадические выплески накапливавшегося взаимного неприятия.

Еще в 1949 т. из. Всецейлонского тамильского конгресса выделилась Федеральная партия, недовольная сотрудничеством BTK с ОНП. Борьбу с BTK вел и Цейлонский индийский конгресс, однако между тамильскими партиями не возникло единства. Федеральная партия предусматривала превращение Цейлона из унитарного в федеративное государство, в котором провинции с преобладанием тамильского населения образуют один или несколько тамильских автономных районов, тамильскому исин- гальскому языкам будет предоставлен равный статус официальных языков страны, выходцы из Индии, проживающие на Цейлоне, получат гражданские и избирательные права, прекратится колонизация сингалами Северо-Восточной провинции, заселенной преимущественно тамилами.

Растущая волна «сингальского национализма», образование новых просингальски настроенных партий.(например. Национально-освободительного фронта - Джатика вимукти перамуна), решение правительства придать сингальскому языку государственный статус, наряду с дискуссией о введении в конституцию статьи, оговаривающей особое положение буддийской религии в стране, привели к созданию взрывоопасной ситуации в северных и северо-восточных районах страны, где проживала основная часть тамильского населения. Федеральная партия, объявившая борьбу за автономию тамильских провинций и предоставления тамильскому языку статуса второго государственного языка.

вступила в открытую конфронтацию с правительством и призвала население к сатьяграхе. C 1958 г. национальный и языковый вопрос становится наиболее дискуссонной проблемой среди ведущих политических сил страны.

Просингальский крен правительств, наряду с объективными сложностями, связанными с поиском путей решения проблем гражданства индийских тамилов, государственного языка, административного устройства Северо-Восточной тамильской провинции, приводил к периодическому нарастанию напряженности между сингальской и тамильской общинами и складыванию затяжной конфликтной ситуации, то и дело выходящей из-под контроля государственных властей. Активизация тамильских националистов, с одной стороны, и сингальских, с другой, держала страну в состоянии напряжения. Конституция 1972 r., по мнению тамильской стороны, игнорировала два основных требования тамильского населения: признания тамили вторым государственным языком страны наряду с сингальским и установления принципа федеративного государственного устройства, предполагавшего автономию тамильских регионов.

B1972 г. был создан Тамильский объединенный фронт освобождения (ТОФО). ТОФО выступил с требованиями включения в конституцию пункта о предоставлении тамильскому языку равного статуса с сингальским, признания секуляристского характера государства и обеспечения равенства всех религий, децентрализации государства на федеративной основе, предоставления всем проживающим в стране лицам, говорящим на тамильском языке, гарантии полных гражданских прав при устранении различий в категориях гражданства. Основным методом борьбы ТОФО провозглашалось гражданское неповиновение - сатьяграха. Однако в тамильском движении существовали и террористические группы, такие как Тигры освобождения Тамил Илама (ТОТИ), ряды которых пополнялись в основном за счет безработной тамильской молодежи, разуверившейся в возможностях политического диалога. Усилившаяся деятельность тамильских экстремистов создавала напряженность в стране. Возрастала и активность националистических просингальских партий Синхала бхаша перамуна (Фронт сингальского языка), Джатика вимукти перамуна (Национально-освободительный фронт), Эксат бхиккху перамуна (Объединенный фронт бхиккху - буддийских монахов) и др.

B 1983 г. этнический конфликт вступил в наиболее острую и серьезную фазу и разросся до размеров гражданской войны, будоражащей всю страну, парализовавшей хозяйственную жизнь целого ряда районов, унесшей значительное число человеческих жизней.

Посредничество Индии в серии мирных переговоров между правительственными представителями и лидерами Тамильского объединенного фронта освобождения (ТОФО), равно как и ввод индийских сил по поддержанию мира в Шри Ланку (1987 г.) и пребывание их на острове вплоть до принятия решения об их поэтапном выводе, завершенном в 1990 r., не смогли урегулировать конфликт. Террористические акции экстремистской организации «Тигры освобождения Тамил Илама», требующей создания независимого тамильского государства в северных и северо-восточных областях Шри Ланки, сменяются массированными наступлениями подразделений ланкийской регулярной армии на тамильские повстанческие отряды, в ходе которых гибнет мирное население.

B1991 г. жертвой тамильских террористов стал премьер-министр Индии Раджив Ганди, пытавшийся способствовать урегулированйю конфликта, в 1993 г. в результате взрыва бомбы террориста-само- убийцы погиб президент Шри Ланки Р.Премадаса, нынейіняя президент страны Ч.Кумаратунге была ранена в ходе президентских выборов 1999 r.; ряд других политических деятелей страны, включая членов кабинета, были убиты в результаГе террористических актов экстремистой.

Мальдивы B отличие от Шри Ланки, представлявшей собой классический образец страны, находившейся в колониальном подчинении, соседние Мальдивы никогда полностью не теряли независимость, за исключением короткого периода в XVI в., когда страна управлялась португальцами из Гоа. C 1887 по 1965 г. Мальдивы находились под протекторатом Великобритании, но постоянного управленческого присутствия англичан на островах никогда не было. Правители Мальдивского султаната осуществляли внутреннюю политику, англичане же были «ответственны» за оборону и внешние сношения - система управления, полностью соответствующая системе британского управления на территории княжеств индийского субконтинента. B 1932 г. была принята первая конституция страны, предусматривающая выборы султана из среды местной знати. B 1965 г. Мальдивы провозгласили полную независимость, и в ноябре 1968 г. была введена новая конституция, в соответствии с которой в стране провозглашалась республиканская, президентская форма правления. B соответствии с конституцией президент (с 1978 г. - M.A. Гайюм) является главой государства и руководителем высшего исполнительного органа - кабинета министров, члены которого назначаются президентом из числа депутатов меджлиса (однопалатного парламента, являющегося главным законодательным органом).

Меджлис состоит из 48 депутатов, 8 из которых назначаются президентом, а 40 избираются сроком на 5 лет в ходе прямых выборов. Действенная партийно-политическая система в Мальдивской республике создана не была, соответственно не развита и общественно-политическая жизнь, однако страна известна на мировой арене серией инициатив по созданию системы международных гарантий безопасности малых государств и экологической защиты островных государств. Мальдивы являются членбм OOH с 1965 r., Движения неприсоединения с 1976 r., Британского содружества наций с 1984 r., Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (CAAPK) с 1985 г. Население Мальдивских островов составляет 300 тыс. человек и относится к нескольким этническим группам: это выходцы из Индии и Шри Ланки, а также арабы и малайцы. Государственной религией является ислам.

Страна была традиционно ориентирована на развитие взаимоотношений со Шри Ланкой, Пакистаном, Бангладеш - в регионе, а также с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока - за его пределами. C конца 80-х годов стало развиваться политическое и экономическое сотрудничество с Индией. Начало ему было положено помощью правительства Индийской республики в подавлении попытки военного переворота в ноябре 1988 r., осуществленной наемниками из числа членов экстремистских тамильских группировок Шри Ланки, имевшими связи с оппозиционными президенту M.A. Гайюму силами. По просьбе мальдивского правительства часть индийских военнослужащих оставалась на архипелаге в течение одного года. Участились взаимные визиты государственных деятелей обеих стран, был подписан ряд соглашений об экономическом, техническом, торговом и культурном сотрудничестве. B столице Мальдивской республики г. Мале проводилась встреча на высшем уровне между руководителями стран, входящих в CAAPK. До конца 80-х годов Мальдивская республика занимала отличные от Индии позиции по проблемам региональной безопасности: она поддерживала пакистанское предложение об объявлении Южной Азии безъядерной зоной и непальское - об объявлении Непала «зоной мира».

Однако несмотря на ширящиеся связи Мальдивской республики с внешним миром, страна во многом зависит от политической ситуации в соседней Шри Ланке. Дипломатические отношения осуществляются в основном через мальдивское посольство в Коломбо, что влияет на ориентацию этого островного государства в южно- азиатском регионе. Периферийное положение Мальдив по отношению к политическим южно-азиатским центрам, малые размеры территории и небольшое по численности население, а также исключительная ориентация экономики островов архипелага на туризм и сферу обслуживания обусловливают недостаточность возможностей этого государства реально влиять на политический процесс в регионе.

Непал. Непал в Если Шри Ланка и Мальдивы «замыкают» южно- период суще- азиатский регион со стороны Индийского океана,

ствования то два других государства - Непал и Бутан - неограниченной охватывают его широкой полосой со стороны

монархии предгорий Гималаев. Несмотря на ряд существенных различий они имеют общие черты: по государственному устройству обе страны представляет собой конституционные монархии, по экономическому строю и уровню развития - наиболее архаичные образования на территории Южной Азии, несопоставимые по уровню развития производительных сил с другими странами региона.

Непал представлял собой замкнутое, изолированное от внешнего мира государство, сложившееся к началу XIX в. и превращенное господствующим кланом Рана с середины XIX в. в зависимый от англичан аграрно-сырьевойтіридаток Британской Индии,находив- шийся в особых договорных отношениях с британской колониальной администрацией. Политическая стагнация, культурный и экономический застой стали характерными чертами режима Рана. Хотя в 1923 г. Непал был признан англичанами независимым государством, британский контроль над внешней политикой продолжал сохраняться. Интриги и распри внутри правящей верхушки представляли собой практически единственную форму политической активности.

Искусственно отрезанный от политических процессов, происходивших в Южной Азии в период развития национально-освободительного движения, Непал позже других стран региона встал на путь создания современной партийно-политической системы. Политические организации, возникшие здесь в 30-е годы XX столетия и призывавшие к установлению парламентской монархии, были разгромлены, уцелевшая часть их создателей организовала эмигрантские политические группы на территории соседней Индии, в - Калькутте и Бенаресе. Они составили основу созданной в 1947 г. партии Непальский национальный конгресс (HHK), действия которой постепенно были перенесены на территорию Непала. Основным методом политической борьбы HHK стали кампании гражданского неповиновения, а главным требованием участников сатьяграхи - введение конституции, гарантирующей демократические свободы и введение принципа выборности в законодательные органы влас- ти. Борьбазапринятиеподготовленногопроектаконституции 1948 г. закончилась запрещением деятельности HHK.

Согласно Договору о мире и дружбе, подписанном между Индией и Непалом в 1950 r., была провозглашена полная независимость и суверенитет Непала, а согласно временной конституции 1951 r., принятой в результате ожёсточённой борьбы HHK cp сторонниками режима Рана, юридически оформлялась ликвидация «ранакратии». Установление конституционно-монархического строя в Непале означало отмену исключительных прав и привилегий членов семейства Рана и наделение широкими полномочиями, в том числе и законотворческими, короля.

B 50-е годы наряду с усилением королевской власти происходит процесс становления партийной системы. При обилии возникших партий и группировок (к середине 50-х годов их было уже более ста), Непальский конгресс был одной из немногих политических организаций, способных реально влиять на процесс демократизации непальского общества. Большинство же возникших образований представляли собой объединения на этно-кастовой и клановой основе и реализовывали в первую очередь личные амбиции своих лидеров.

Королевская власть, пользуясь слабостью и разобщенностью политических партий и стремясь максимально сосредоточить властные полномочия, осуществила в декабре 1960 г. государственный переворот, объявив о роспуске кабинета министров, запрете всех партий и политических организаций и установлении режима личной власти короля. Конституция 1962 г. закрепила в Непале «панчаятскую систему» управления, при которой вся власть в государстве (исполнительная, законодательная и судебная) сосредотачивалась в руках монарха. B условиях беспартий- ной системы общественно-организующая роль отводилась органам самоуправления - панчаятам, начиная от деревенских изаканчивая парламентом, который именовался национальным панчаятом. «Панчаятская система» просуществовала вплоть до конца 80-х годов.

B 1990 г. под давлением массовый выступлений

Непал в период „ , > „ т,

конституцион- и вооруженной борьбы, возглавляемой Непальс-

НОЙ монархии ким конгрессом и Объединенным левым фронтом в составе 7 коммунистических группировок, была принята новая конституция, предусматривающая установление парламентской демократии на многопартийной основе. Согласно конституции 1990 г. Непал является конституционной монархией, а главой государства - король (Бирендра Бир Бикрам Шах Дев).

Законодательная власть в стране принадлежит монарху и двухпалатному парламенту, состоящему из Палаты представителей (нижняя палата, 205 депутатов которой избираются прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на пять лет) и Национальной ассамблеи (верхняя палата, состоящая из 60 членов, со сроком полномочий 6 лет).

B апреле 1990 г. был образован коалиционный кабинет HK и ОЛФ, премьер-министром был назначен председатель HK К.П.Бхаттараи. B 1991 г. состоялись парламентские выборы, на которых Непальский конгресс одержал убедительную победу. Однако возникшие разногласия между премьер-министром Г.П.Коира- лой и лидером HK Г.М.С.Шрештхой привели к расколу в рядах HK и сделали неэффективной работу правительства: в июле 1994 г. премьер-министр ушел в отставку, а новые выборы были назначены на ноябрь того же года.

Выборы 1994 г. принесли победу Коммунистической партии Непала (объединенной марксистско-ленинской) (КПН - ОМЛ), правительство которой находилось у власти с ноября 1994 г. по сентябрь 1995 r., когда ему был вынесен вотум недоверия. После вынесения вотума недоверия в парламенте власть перешла к коалиционному правительству в составе Непальского конгресса, Ha- Ционально-демократической партии и Партии народного выбора во главе с лидером HK Ш.Б.Деубой. Однако отсутствие единства внутри ведущих политических партий, выразившееся в расколах HK на две группировки и НДП также на две составные части, привело к падению и этого правительства, вотум недоверия которому был вынесен в феврале 1997 г. Вышедшая из НДП группа, возглавляемая Л.Б.Чандом, образовала союз с Коммунистической партией (объединенной марксистско-ленинской), продержавшийся у власти до октября 1997 г. Искусственность объединения между коммунистами и выходцами из НДП, составленной из политиков, поддерживавших ранее «панчаятскую систему», сделала этот альянс нежизнеспособным. После падения правительства коммунистов и НДП, президент НДП С.Б.Тхапа был назначен премьер-министром и возглавил вновь созданное коалиционное правительство НДП - НК. Выход из коалиции двух ведущих деятелей обеих партий - К.П.Бхаттараи из HK и Л.Б.Чанда из НДП, несогласных с проводимой правительством политикой, предрешил неизбежность скорого падения и этого кабинета. Уход Л.Б.Чанда из НДП привел в давно ожидавшемуся расколу этой партии: в январе 1998 г. была сформирована Новая Национально-демократическая партия.

Лидеры Коммунистической партии (объединенной марксистско-ленинской) выступали с критикой деятельности правительства, пытаясь поставить в парламенте вопрос о вотуме доверия - лишь несогласие на это короля на время продлило жизнь очередной мертворожденной коалиции. Однако отсутствие единства помешало им в дальнейшем отстаивании своей линии: в марте 1998 г. из Коммунистической партии (объединенной марксистско-ленинской) ушли сорок ее бывших функционеров, сформировавших новую организацию - Коммунистическую партию Непала /марксистско-ленинскую (КПН/МЛ) - и призвавших к созданию революционного движения, направленного на установление в стране республиканского строя.

Другая ультралевая партия - Коммунистическая партия Непала (маоистская) (КПН/М) - к этому времени широко развернула вооруженную борьбу за переустройство непальского общества, называемую ими «Народной войной». Это движение началось в феврале l996 г. в трех дистриктах западного Непала, но к1998 г. охватывало уже 50 дистриктов страны. Оно сопровождалось бесчисленными актами насилия, грабежами, поджогами, убийствами и стало угрозой для безопасности и стабильности в стране. Террористическая деятельность маоистов представляет собой одну из самых сложных для решения проблем в современном Непале: низкий уровень жизни основной массы населения страны является питательной почвой для дальнейшего роста движения и расширения круга его сторонников. Хотя Коммунистическая партия Непала (маоистская) не имеет представительства во властных структурах, цели, преследуемые ею почти официально поощряются лидерами Коммунистической партии (марксистско-ленинской), выражающими несогласие лишь с формами проведения «народной войны».

B соответствии с предварительной договоренностью о последовательной смене на посту премьер-министра лидеров двух партий, составляющих правящую коалицию, в апреле 1998 г. С.Б.Тхапа (НДП) передал свои полномочия Г.П.Коирале (НК), который едва вступив на пост премьер-министра, известил своего предшественника о роспуске коалиции в связи с недавним расколом внутри НДП и переходе власти целиком и полностью к Непальскому конгрессу. За 40 месяцев после выборов 1994 г. в Непале сменилось пять правительств. HK в тот период представлял собой доминирующую силу в парламенте и не нуждался в союзниках, однако действия Г.П.Коиралы вызвали возмущение у 60 представителей его партии, бойкотировавших сессию парламента и приведших к расколу внутри НК. ·

Для удержания у власти HK сформировал коалицию с неожиданным союзником - Коммунистической партией /марксистско-ленинской - в августе 1998 r., а уже к декабрю того же года коалиция неизбежно распалась. Последовало формирование новой коалиции: на этот раз партнерами Непальского конгресса стали Коммунистическая партия (объединенная марксистско-ленинская) и Партия народного выбора. Новое образование просуществовало три недели: парламент был распущен и новые выборы назначены на май 1999 г.

B выборах приняло участие 39 политических партий, из них 7 получили представительство в парламенте. Наибольшее количество мест получил HK - 110, второй по численности мест впарламенте оказалась КПН - ОМЛ - 68. Раскол в НДП на последователей Л.Б.Чанда и С.Б.Тхапы не позволил ей занять прочное положение в новом парламенте. К.П.Бхаттараи стал новым премьер-министром Непала, однако положение его оказалось сложным: сразу же после его назначения началась ожесточенная борьба между ним и Г.П.Коиралой, пытавшимся вернуть себе утраченные позиции и выигравшим в этом соперничестве. Непальский конгресс оказался стоящим перед расколом, в то время как две фракции НДП вновь воссоединились.

Угрозой стабильности остается и«маоистская проблема». Призыв правительства к маоистам сесть за стол переговоров остается неуслышанным. Маоисты целиком и полностью контролируют ряд территорий страны, неподвластных центральному правительству, что делает дальнейшее развитие ситуации в Непале непредсказуемым. 35 дистриктов из 75 контролируются террористами, 4 (Рол- па, Рукум, Джагархот и Каликот) - находятся под их непосредственным управлением. Вылазки маоистов достигли столицы Катманду. Непальские боевики поддерживают тесные связи с иц- дийскими идейными собратьями - маоистскими экстремистскими группировками в Андхра-прадеш и Бихаре. Индийские власти имеют опыт борьбы с ультралевыми организациями и движениями, получившими широкое распространение в этой стране на рубеже 60-70-х годов: движение наксалитов было подавлено силовыми методами. Однако непальское руководство не прибегает пока к крайним мерам, опасаясь перерастания «народной войны» в гражданскую и считая преодоление бедности и коррупции основной задачей в борьбе с маоистами.

Особенности Незрелость политического процесса в Непале в це- политического лом, неустойчивость и молодость политических развития партий, острая фракционная борьба в них, приво- Непала дящая к бесконечным расколам, непродуманность коалиционной политики, носящей характер метаний и шараханий из крайности в крайность приводят к политической нестабильности. Частые смены правительств ведут к невозможности проведения

единой экономической политики и выхода Непала из состояния острейшего кризиса. Характерными чертами непальской политической жизни остаются коррупция и непотизм.

Несмотря на введение представительских институтов в Непале, сохраняется влияние короля и королевской семьи на общественно- политическую жизнь в государстве: символический характер королевской власти в условиях провозглашения конституционной монархии нередко обретает реальный смысл в стране с архаичной социальной организацией. Конституция 1990 г. отводит королю почетное место как в системе исполнительной, так и законодательной власти: первая состоит из «Его Величества и кабинета министров», вторая - из «Его Величества и двух палат парламента». B конституции указывается, что «Его Величество является символом непальской нации и единства непальского народа. Его Величество хранит и защищает конституцию во имя интересов и процветания народа Непала». Король Непала сохраняет за собой важнейшее право введения в стране чрезвычайного положения и издания соответствующих ему указов в случае возникновения угрозы национальной безопасности страны, как внутренней, так и внешней. Нынешний король Непала Бирендра остается сакральной фигурой для большинства непальцев.

Неустойчивость политической обстановки усугубляется наличием в партийно-политической системе Непала значительного числа партий, деятельность которых не носит парламентского характера, а связана с «уличной агитацией», чреватой перерастанием в вооруженные выступЛения. Коммунистическая партия (маоистская) не одинока в выборе форм и методов отстаивания своих бзглядов.

Создатели непальской конституции, в отличие от индийских законодателей, Отвергли секуляризм как основу государственной политики. Непал является индуистским государством. Несмотря на то, что индуисты составляют абсолютное большинство населения страны (89%), в стране проживают также последователи буддизма, ислама и различных местных культов. Непал является полиэтническим государством с исторически сложно складывавшимися отношениями между основными этническими группами - непали, майтхили, неварами, авадхи, бходжпури и др. Этническое противостояние переплетается с кастовым. Отношения между конфессиями, этносами и кастами оказывают прямое воздействие на политическую борьбу, нередко влияя на характер коалиционных блоков, составляемых вопреки принципам сочетаемости идеологических установок и программ входящих в них политических партий.

Политическое развитие Непала обнаруживает две противостоящие друг другу тенденции: ориентацию на политические процессы в Индии и усвоение политического опыта сначала индийского национально-освободительного движения, потом партийной системы (неслучайно ведущей и старейшей политической партией страны явилась организация под названием Непальский национальный конгресс), с одной стороны, и противодействие сильному и мощному соседу, с другой. Так, Договор о мире и.дружбе между Индией и Непалом, подписанный в 1950 r., вызывал некоторое недовольство непальской стороны рядом пунктов, ставящих Непал в зависимое положение и накладывавших на него определенные обязательства в отношении Индии.

B целях устранения однобокой ориентации на Индию, Непал активно развивал связи с Китаем, что приводило нередко к ухудшению отношений между непальской и индийской сторонами в периоды обострения индо-китайских противоречий. Предложение короля Бирендры объявить Непал «зоной мира» негативно было расценено индийскими политиками, видевшими в этой инициативе попытку обособления от Индии и аннулирования договора 1950 г. Непальские правительства активно развивали торговлю с другими странами во избежание экономической зависимости от Индии: осложнения в двусторонних отношениях неизбежно приводили к кризисной экономической ситуации. Особо сильно ударил по непальской экономике индийско-непальский конфликт 1989 r., когда срок действия договора о торговле и транзите не был продлен и у непальской стороны, объявившей действия Индии экономической блокадой, возникли сложности с транспортировкой товаров.

Серьезной проблемой, осложняющей отношения Непала и Индии, является проблема политических беженцев из Бутана, выступавших под лозунгами демократизации королевства и создания в нем реально функционирующей политической системы, и их статуса на непальской территории. Конфдиктная ситуация, возникшая между Непалом и Бутаном, по мнению непальских политиков, не может быть решена без участия Индии, с которой Бутан имеет Договор о дружбе, заключенный после провозглашения независимости Индии и фактически закрепивший переход от контроля над внешними сношениями Бутана, осуществлявшегося англичанами, к контролю Индии над внешней политикой королевства.

B течение длительного времени Бутан находился

в состоянии полувассальной зависимости от Тибета, в дальнейшем - на протяжении XDi в. и до 1947 г. - под контролем британских колониальных властей. По договору между Индией и Бутаном от 8 августа 1949 г. Бутан согласился руководствоваться советами правительства Индии в вопросах внешней политики. Королевство Бутан, основанное на установлениях буддизмалама- истского толка, до сих пор сохраняет черты, свойственные традиционной теократии далай-ламы Тибета: ламские монастыри являются законодателями политических веяний в стране. B 1953 г. в Бутане была создана партия Бутанский национальный конгресс, выступавшая с требованием создания партийной демократии в стране, однако ее деятельность была запрещена королем. Политические партии и профсоюзы запрещены и в настоящее время.

Бутан является отсталой аграрной страной с преобладанием натурального хозяйства и архаичных социальных отношений, закрепляющих экономическую автаркичность этого государства. По принятой OOH классификации Бутан отнесен к числу экономически наименее развитых стран мира. B 1961 г. было начато осуществление первого пятилетнего плана, финансируемого Индией. Реформы вызывали ожесточенное сопротивление крупных землевладельческих кланов и части ламства. Однако с середины 60-х годов страна встала на путь создания конституционной монархии: начало этому процессу положило создание частично выборного Королевского совета, наделенного административными функциями.

Современный Бутан представляет собой конституционную монархию, в которой глава государства и правительства - король (с 1972 г. - Джигме Сингай Вангчук, коронованный в 1975 г.) является верховным главнокомандующим и председателем плановой комиссии. Законодательная власть осуществляется королем и однопалатной Национальной ассамблеей, состоящей из 205 членов (105 избираются на всеобщих выборах сроком на три года, объединения буддийских монахов выбирают 12 человек, остальные 33 депутата представляют правительство и назначаются королем). Исполнительная власть осуществляется королем через Совет министров. Наиболее реальными полномочиями обладает Королевский консультативный совет при короле, состоящий из 9 человек и определяющий внутреннюю политику в стране.

Вступление Бутана в OOH в 1971 г. и в Движение неприсоединения в 1973 г. явилось подтверждением независимого статуса государства, а участие его в деятельности Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (CAAPK) с 1985 г. закрепило его положение в южно-азиатском регионе.

Создание CAAPK явилось важнейшим этапом в процессе развития политических, экономических и культурных связей между странами южно-азиатского региона: Индией, Пакистаном, Бангладеш, Шри Ланкой, Непалом, Мальдивами и Бутаном. Однако развитие центростремительных тенденций продолжает сдерживаться целым рядом факторов противостояния: сохраняющимися территориальными претензиями, чреватыми периодически повторяющимися демонстрациями силы, отсутствием политического консенсуса, экономическим соперничеством.

Похожие публикации