Как называется армянская дудка. Армянский дудук – музыкальный духовой инструмент с тысячелетней историей. Уход за инструментом

Дудук (циранапох) — духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами.

Традиционное название армянского дудука — циранапох, что дословно может быть переведено как “абрикосовая труба” либо “душа абрикосового дерева”.

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада.

Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви.

При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.


Уникальное звучание дудука
Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук — это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.

Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным — изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение.

Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом»


Происхождение, история дудука
Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет.

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях.


Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.


Дудук в наше время
Сегодня мы можем услышать дудук во множестве кинофильмов. Он стал одним из популярнейших инструментов и для исполнения музыки к голливудским саундтрекам.

Первым фильмом с мировым именем, в котором прозвучал дудук, стал «Последнее искушение Христа». Затем последовали другие фильмы и телесериалы. Наиболее известные из них: «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Халк», «Зена — королева воинов», «Русский дом», «Ворон», «Онегин».


Дудук в исполнении Дживана Гаспаряна можно услышать более чем в трёх десятках фильмов. Гаспарян выступил соавтором немецкого кинокомпозитора Ханса Циммера в написании музыки к «Гладиатору». В 2001 году саундтрек к фильму, в исполнении которого участвовал Гаспарян, выиграл Золотой глобус в номинации «лучшая музыка».

В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов.

В 2005 году армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Выбрала для вас две мелодии хотя их тысячи,но это мною самые пока почитаемые

Музыкальный инструмент: Дудук

Армения – удивительная древняя страна. Кому посчастливилось побывать там хоть один раз, впечатлений и приятных воспоминаний останется на всю жизнь. Армения славится необычайной красоты пейзажной природой с горными вершинами Арарата, добрыми людьми, национальной кухней, самыми вкусными в мире абрикосами и интересными традициями. Но есть еще одна достопримечательность, к которой армянский народ относится с особым трепетом, его гордость - этнический музыкальный инструмент - дудук. Его называют инструментом с душой абрикосового дерева. Культурная жизнь Армении и дудук неотделимы друг от друга, он отражает общественную идентичность, присущую колоритному и разнообразному армянскому народу. Армяне уверяют, что дудук выражает все душевные тонкости и переживания, боль их сердец. Все важные события в жизни народа: свадьбы, похороны, различные торжества и государственные праздники сопровождаются похожим на молитву звуком этого уникального инструмента.

Историю дудука и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Слушая дудук невозможно оставаться равнодушным к его мягкому и теплому, похожему на человеческий голос, бархатному выразительному звучанию. Отличающийся лирической эмоциональностью тембр инструмента способен передавать тонкие душевные переживания и оттенки человеческой скорби.


Для более красочного исполнения музыки на дудуке характерно парное исполнение двумя музыкантами: один исполняет основную тему, а другой, которого называют дам или дамкаш, создает непрерывное фоновое звучание. Именно в подобном исполнении музыка несет ощущение умиротворённости, высокой духовности и дает возможность почувствовать дыхание времени.

Весьма небольшой диапазон дудука составляет чуть больше октавы. При диатоническом строе инструмента, но при не полном перекрытии звуковых отверстий на нем допустимо извлечение хроматических звуков. Поэтому на дудуке возможно исполнить музыку, написанную в разных тональностях.

Звук дудука появляется в результате вибрирования тростникового язычка и колебания в инструменте воздушной струи, создающей исполнителем.

Фото :

Интересные факты

  • Дудук на сегодняшний день имеет три названия: циранапох (в переводе с армянского «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева»), дудук (название перешло от турок чуть более 100 лет назад) и армянский кларнет.
  • У многих народов имеется инструменты по своему строению напоминающие дудук. Македонский, сербский, болгарский, хорватский ковал; грузинский дудуки; дагестанский, азербайджанский, иранский балабан; китайский гуань; японский хичирики; корейский пири; русская, украинская и белорусская дудка; молдавский, румынский, узбекский, таджикский най; турецкий мей – это только небольшой перечень инструментов, которые по конструкции похожи на дудук.
  • Дудукист – так называется музыкант-исполнитель на дудуке.
  • Мастера, изготавливающие дудук, чтобы добиться красивого звука очень много экспериментировали с материалом, применяя различные сорта деревьев и даже хрусталь.
  • В Армении дудук изготавливается из абрикосовых деревьев, которые произрастают в этой стране, и по убеждению её жителей символизируют силу духа и верную долгую любовь.


  • Выдающийся армянский композитор А. Хачатурян говорил, что из инструментов один лишь дудук может заставить его плакать.
  • В Армении дудук является очень известным и любимым инструментом, а исполнители на нем очень уважаемы и почитаемы. Однако это было не всегда, в прошлом дудукистов считали несерьезными и несостоятельными людьми, презрительно называя «зурначами». В семьях даже отказывали им в сватовстве своих дочерей.
  • Варпет - это слово в Армении означает не просто большой мастер, а творец. Великим варпетом и королем дудука армяне до сих пор называют Ваче Овсепяна.
  • В Армении существуют уникальный ансамбль, в котором исполнители играют только на армянских дудуках. Данный музыкальный коллектив имеет соответствующее название – «Дудукнер». Общий диапазон ансамбля, составляющий три октавы, позволяет исполнять музыку различных музыкальных направлений, от классики до джаза.
  • Кинорежиссеры из Голливуда с большим интересом относятся к животрепещущему голосу дудука, включая его звук в музыкальное сопровождение своих фильмов. «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Мюнхен», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Пепел и снег», «Онегин», «Сириана», «Ворон», «Александр», «Халк», «Зена - королева воинов», «Арарат», «Игра престолов» - это только небольшой перечень из 60 известных кинофильмов, саунтреки которых украшены звуком дудука.
  • Международная организация ЮНЕСКО в 2005 году признало музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром нематериального культурного наследия человечества.


  • В феврале 2015 года по оригинальной задумке режиссера-постановщика А. Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на премьере оперы "Хованщина " дудук впервые в составе ансамбля армянских народных инструментов прозвучал в русской опере.
  • В Москве в 2006 году в Шемиловском переулке был установлен памятник армянскому дудуку. Памятник, символизирующий неразрывность поколений и верность национальным традициям, называется «Песня Родины».

Конструкция

Дудук, являясь язычковым деревянным духовым инструментов, за время своей многовековой истории практически не изменил свою внешнюю форму. Его весьма простое устройство включает в себя трубку и трость, представляющую собой двойной язычок.

  • На трубке, имеющей цилиндрическую форму, длина которой варьируется от 28 до 40 см (28, 33, 40), располагаются звуковые отверстия: 7, иногда 8, на передней и 1 или 2 на оборотной стороне. В качестве материала для изготовления трубки традиционно применяется особый сорт абрикосового дерева, произрастающего только в Армении. Считается, что именно его древесина имеет особенные резонирующие свойства, которые придают звучанию инструмента такой душевный и эмоциональный звук.
  • Трость, длина которой составляет от 9 до 14 см, обычно имеет колпачок, а также она снабжена регулятором тона, который дает возможность подстраивать звук инструмента.

Разновидности

Семейство дудука можно условно разделить на солирующие и ансамблевые инструменты.Солирующие различаются между собой размерами и строем.

  • Дудук в строе G. Диапазон - ми малой октавы - ля первой октавы Длина - 38 см. Имеет самый низкий звук. Тембр бархатистый, но пронизывающий.
  • Дудук в строе A. Диапазон - фа-диез малой октавы - си первой октавы. Длина - 36 см. Самый распространенный инструмент.
  • Дудук в строе B. Диапазон - соль малой октавы - до первой октавы. Длина - 34 см. Также весьма распространен.
  • Дудук в строе H. Диапазон - соль-диез малой октавы - до-диез второй октавы. Длина - 33 см. Окрас звучания светлый и яркий. Применяется в исполнении танцевальных мелодий.
  • Дудук в строе C. Диапазон - ля малой октавы - ре второй октавы. Длина - 30 см. Звучит ярко, высоко и пронзительно. Используется в ансамблях как солирующий и аккомпанирующий инструмент.
  • Дудук в строе D. Диапазон - си-бемоль малой октавы - ре-диез второй октавы. Длина - 29 см. Звук светлый и чистый. Довольно часто применяется в качестве и солирующего и аккомпанирующего инструмента.

К ансамблевым инструментам относятся дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Их сконструировали сравнительно недавно для создания уникального ансамбля, который состоит из инструментов только этого вида.

Применение

Дудук за всю свою многовековую историю стал неотъемлемой частью культуры Армении. Все жизненно важные события жителей страны сопровождаются звуком этого уникального инструмента. Его тихий философский плач сопровождает человека в «последний путь». Он эмоционально поет на различных праздниках: свадьбах, днях рождениях, государственных торжествах. Кроме этого, привлекая звучанием исполнителей в различных современных музыкальных жанрах, на сегодняшний день спектр его применения весьма обширен. Помимо участия в народных ансамблях голос дудука очень часто украшает своим тембральным окрасом саундтреки к различным кинофильмам, а также композиции в таких музыкальных направлениях, как джаз , рок, блюз, поп музыка, рок-н-ролл и классическая музыка .

Репертуар для дудука из-за небольшого диапазона весьма ограничен и в основном базируется на народной армянской музыке. В последнее время, с появлением новых разновидностей инструмента таких как дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас, диапазон его звучания значительно расширился. В ансамблевом исполнении на этих инструментах стало возможным услышать произведения классической музыки И.С. Баха , В.А. Моцарта , С. Рахманинова , Д. Гершвина, а также армянских композиторов А.Хачатуряна , А. Спендиарова, Комитаса, Г. Нарекаци, Н. Шнорали, М. Екмаляна.

Исполнители

В Армении считают, что по настоящему красиво играть на дудуке могут только музыканты, имеющие в роду армянские корни, так как это у них заложено генетически.

Одним из величайших дудукистов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на инструменте, доныне считается Ваче Овсепян.

В нынешнее время выдающимся исполнителем, хорошо известным во всем мире и много сделавшим для популяризации инструмента и его международного признания, является Дживан Гаспарян. Его концерты, проходящие в лучших концертных залах, расписаны на многие месяцы вперед.

Особо следует отметить вклад в развитие инструмента одаренного музыканта–исполнителя, педагога Георгия Минасова. Расширив диапазон и исполнительские возможности инструмента, он создал уникальный в своем роде ансамбль дудукистов.

Среди талантливых исполнителей, которые в нынешнее время достойно представляют дудук на концертных сценах и восхищают слушателей звучанием уникального инструмента, хочется отметить О. Касьяна, Г. Малхасяна, Л. Гарибяна, С. Карапетяна, Г. Дабагяна, А. Мартиросяна, К. Сейраняна, О. Казаряна, Н. Барсегяна, Р. Мкртчяна, А. Аведикяна, Аргишти́.

Испокон веков дудук в Армении считался исключительно мужским инструментом. Однако первой женщиной - дудукисткой, нарушившей этот стереотип, стала лауреат Всесоюзного музыкального фестиваля Армине Симонян.

История

Когда появился дудук и кто первым вырезал инструмент из абрикосового дерева, сейчас точно сказать никто не может. Но то, что он существует с давних времен, с этим никто не спорит. Еще в древних рукописях государства Урарту, существовавшем в третьем тысячелетии до нашей эры на территории, которое сейчас частично принадлежит Армении, историки нашли сведения об инструменте чрезвычайно похожим на дудук. Затем инструмент вновь косвенно упоминается в старинных источниках первого тысячелетия до Рождества Христова, времен царствования правителя Тиграна Великого. И лишь армянский историк Мовсес Хоренаци, живший в V веке нашей эры, дает более достоверные сведения об инструменте, называя его «циранапохом», то есть трубкой из абрикосового дерева.


А вот благодаря дошедшим до нас изображениям в старинных рукописях Средних веков мы узнаем, что дудук был весьма популярным инструментом не только на территории Армении, но и в странах Ближнего Востока, в Крыму и на Балканах.

За годы своего долгого существования дудук фактически не изменился, но в Армении с древних времен существует поверье, что инструмент будет звучать только тогда, если он будет сделан самим музыкантом, чтобы дудук и душа исполнителя могли слиться в одно целое. В настоящее время этой традиции уже никто не придерживается, и изготовлением инструментов занимаются умельцы, которые знают потаенные секреты этого тонкого дела.

Одним из инициаторов усовершенствования дудука, который тысячелетиями оставался неизменным, является энтузиаст и одаренный музыкан-исполнитель Георгий Минасов. В содружестве с талантливым мастером музыкальных инструментов Сергеем Аванесовым ими был создан комплект инструментов: дудук-тенор, дудук-баритон и дудук-бас. Суммарный диапазон инструментов теперь стал составлять три октавы и позволил исполнителям значительно расширить репертуар.

Дудук – это древнейший инструмент, всегда пользовавшийся уважением и любовью. Исполнительское искусство на нем процветает и привлекает к себе все большее количество музыкантов и просто любителей музыки. Дудук своим страстным и глубоким голосом, доходит до каждого сердца в независимости от национальности и вероисповедания, тем самым покоряя города и страны.

Видео: слушать дудук

Тот, кто ни разу не слышал его звуки, не может представить себе, что это такое. Армянский дудук – инструмент древний, но не может устареть, пока его пение продолжает радовать людей. Недаром он известен далеко за пределами Армении и постоянно находит все больше новых своих поклонников. В 2005 году музыка этого духового инструмента была признана шедевром Всемирного нематериально культурного наследия ЮНЕСКО.

Секреты изготовления армянского дудука

Дудук – духовой музыкальный инструмент. Устройство его достаточно простое – это трубка и двойной язычок, который может сниматься. Интересно, что язычок всегда изготавливается из двух пластин, для создания которых используется исключительно тростник, собираемый на берегах Аракса.

Длина как трубки, так и язычка строго определена. Так, язычок равняется 9-14 см, сама трубка может быть 40, 33, 28 см. Кроме того, на верхней его поверхности предусмотрено 7 (иногда 8, в зависимости от строя) отверстий для прохода воздуха и звука, а на нижней – 1-2 отверстия, которые закрываются большим пальцем руки.

Во время игры на инструменте человек перебирает пальцами по отверстиям, перекрывая их в нужные моменты. Одновременно на язычок оказывается воздействие воздухом, вследствие чего пластины вибрируют.

На трубке обычно имеется специальный регулятор, позволяющий настраивать нужный тон инструмента. Если на этот регулятор нажать, тональность будет повышена. И, наоборот, при небольшом ослаблении регулятора начинает снижаться и тон.

У армян имеется собственное название инструмента – циранапох. На русский язык это слово переводится как «душа абрикосового дерева». Почему именно абрикосовая? Потому что мастера, создающие его уверены, что только из абрикосового дерева можно создать настоящий волшебный инструмент.

История происхождения инструмента

Когда именно и кем был создан армянский дудук, точных сведений не имеется. Известно лишь, что он появился в невероятно древние времена и с тех пор практически не изменил своей конструкции. Если верить некоторым историкам, он известен не менее 3 000 лет, поскольку духовой инструмент, очень похожий на него, существовал в Урарту.

Эти утверждения вполне обоснованны, так как государство Урарту располагалось в свое время на Армянском нагорье – то есть, той территории, которая сегодня занята Арменией, а также частично такими странами, как Иран, Турция и . Во всяком случае, в урартских письменных источниках не один раз упоминается инструмент, напоминающий современный дудук.

Существуют и другие мнения относительно времени его происхождения. Некоторые ученые утверждают, что он был создан в I веке до нашей эры, во времена правления Тиграна II Великого. Кое-кто из исследователей опирается на записи исторических хроник V века, когда жил летописец и историк Мовсес Хоренаци. Он в своих сочинениях упоминает о циранапохе.

Зато есть бесспорные свидетельства того, что в Средние века этот музыкальный инструмент был уже широко распространен – об этом свидетельствуют иллюстрации старинных рукописей. Вполне велика вероятность и того, что, благодаря развитым торговым связям и других государств того времени, дудук получил широкое распространение не только на армянской территории. Судя по всему, им пользовались и в Крыму, и в ближневосточных странах, и даже на Балканах.

Нельзя утверждать, что этот духовой инструмент изначально имел современный вид и изготавливался сразу из абрикосовой древесины. Так, его прообразы создавались из тростника или кости. Но со временем люди начали использовать древесину. Было замечено, что различные деревья при условии одной и той же технологии изготовления дудука способны издавать различные звуки. Так и выбран был абрикос, потому что именно эта древесина умеет резонировать так, как не способна ни одна другая.

В соседних странах для создания инструментов, подобных циранапоху, выбирали орех или сливу. Тем не менее, его аналоги, созданные из древесины этих деревьев, издавали не мягкий чарующий, а резкий и не слишком приятный для уха звук.

Армяне очень трепетно относятся и к своему национальному инструменту, и к его истории. Существует целая легенда, посвященная дудуку. В ней говорится о том, как Молодой Ветер влюбился в удивительное дерево, растущее в горах. Но Старый Вихрь, услышав об этом, решил уничтожить не только деревце, но и всю растительность в округе.

После того, как Молодой Ветер попросил не делать этого, Вихрь согласился, но с условием – что Ветер никогда больше не сможет передвигаться, иначе его любимое деревце погибнет. Ветерок держался долго, до самой осени, пока с дерева не опали последние листочки. Тогда Молодой Ветер на мгновение забыл о своем обещании и взлетел.

Но как только он это сделал, дерево сразу же засохло и исчезло. От него осталась лишь небольшая ветка – и то лишь потому, что Молодой Ветер краем одежды запутался в ней. Некоторое время спустя какой-то бедняк поднял ее и решил сделать из ветки дудочку. И новый инструмент запел волшебную песню о любви и верности. Так и был изобретен дудук.

Настройка строя и особенности звучания

Возможно, именно приведенная легенда явилась причиной возникновения одного старинного обычая, который сегодня, к сожалению, уходит в прошлое. В старину этот инструмент на заказ не изготавливали. Если музыканту требовался дудук, он должен был создать его самостоятельно. Считалось, что таким образом он передает часть своей души – благодаря этому звук получался таким бархатным и живым.

Существовали и настоящие виртуозы, которые умели завораживать игрой любого слушателя. У каждого из них был собственный дудук, который находился с музыкантом на протяжении всей жизни. Своим сыновьям и ученикам такой мастер свой инструмент не передавал, однако всегда помогал советами по изготовлению их личных музыкального изделия. Все это свидетельствует о том, насколько важным в жизни любого музыканта был этот незамысловатый инструмент.

Сегодня дудукист не занимается изготовлением самостоятельно. Армянский музыкальный инструмент дудук создается руками специалистов, которым известны все тонкости подбора материала и технологии. Однако легендарный , который считается самым востребованным на сегодняшний день дудукистом, известен тем, что своими руками изготовил свой первый инструмент, решив подчеркнуть, что он по доброй воле выбрал путь музыканта и следует армянским традициям.

Вероятно, обычай создавать дудук самостоятельно имеет под собой некоторые основания ментального плана. Этот духовой инструмент способен издавать необычайно выразительные звуки. Эксперты подчеркивают, что ни один аналог не обладает таким тембром. Вслушиваясь в звучание, человек открывает себе свою же душу.

Он неким волшебным образом может всколыхнуть в сердце все самое возвышенное. Как тут не вспомнить слова композитора Арама Хачатуряна, который утверждал, что единственный в мире музыкальный инструмент, способный вызывать у него слезы, – это как раз дудук.

Исследователи в области музыки отнесли его к однооктавным диатоническим. Да, октава здесь одна, но, тем не менее, из инструмента можно извлекать и хроматические ноты. Для этого должно присутствовать определенное умение. Давно замечено, что армяне могут создавать те самые волшебные мелодии, которые составили славу инструменту. По словам того же Гаспаряна, в свое время японцы и американцы делали попытки воспроизвести звуки этого инструмента с помощью синтезатора. Однако у них ничего не получилось.

Звучание во многом зависит и от того, от строя и длины изделия. Например, в Азербайджане играют на дудуке строя си, и называют его «балабан», а в Армении, чаще всего, строй ля. На коротком инструменте в основном играют танцевальные мелодии. А вот максимально длинный – в 40 см длиной идеально подходит для того, чтобы исполнять любовные и лирические композиции.

Звук у этого удивительного инструмента является немного приглушенным, отчего кажется бархатистым. Звучит он в тональности сопрано и альта, при этом очень эмоционален. Чаще всего на нем играют парно, где выступают дудук ведущий и дам-дудук. При этом дам производит только общий фон, а мелодию играет ведущий дудукист.

Особенностью дам-дудука является игра при непрерывном дыхании. Подобной технике приходится обучаться долгое время. К тому же, сыграть соло на нем невозможно – он изумительно звучит только парно.

Значение в мировой культуре и кинематографе

Циранапох – это важная часть традиционной армянской культуры. В на этом инструменте играли в честь самых разных событий. Дудукисты сопровождали церемонии похорон, играли на свадьбах. Обязательным было их присутствие на общих народных праздниках, там, где требовались и музыка.

Сегодня его можно услышать в саундтреках Голливудских фильмов, в ансамблях и национальных оркестрах. Нередко инструмент включают в состав аккомпанемента музыкальных композиций. Нельзя еще раз не вспомнить Дживана Гаспаряна – этот композитор сотрудничал со многими известнейшими российскими и зарубежными музыкантами.

Настоящим прорывом в популяризации инструмента стал саундтрек к американскому фильму «Гладиатор». Имен после того как фильм вышел на экраны, у дудука появились тысячи поклонников. Людей заинтересовала необычная звучность и напевность национального духового инструмента.

К числу самых известных дудукистов относятся:

  • Дживан Гаспарян;
  • Ованес Касьян;
  • Мкртич Малхасян;
  • Людвиг Гарибян;
  • Ваче Овсепян;
  • Сергей Карапетян;
  • Геворг Дабагян.

Многих интересует, где можно достать такой инструмент. Купить настоящий мастеровой армянский дудук не так-то легко, поскольку это товар штучный. Самыми известными мастерами на являются Армен и Аркадий Каграманяны – отец и сын. За 40 лет они изготовили несколько сотен дудуков. Вы можете заказать духовые инструменты семьи Каграманян в магазине КавказСувенир.ру .

Дудук — один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире, дошедший до наших дней практически в неизменном виде. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту, располагавшегося на территории Армянского нагорья (XIII — VI века до н.э.)

Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н.э.). В трудах армянского историка V века н.э. Мовсеса Хоренаци говорится об инструменте «циранапох» (трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях.

Вследствие существования довольно обширных армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т.д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, дудук получает распространение на территориях Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму. Также дудук проникал за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим торговым путям, часть из которых проходила, в том числе и через Армению.

Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, дудук в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовлялся инструмент.

В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты теперь имеются у многих народов:

  • Балабан - народный инструмент в Азербайджане, Иране, Узбекистане и у некоторых народов Северного Кавказа
  • Гуань - народный инструмент в Китае
  • Мей - народный инструмент в Турции
  • Хитирики - народный инструмент в Японии.

Уникальное звучание дудука

История дудука

Юный ветер летел высоко в горах и увидел прекрасное деревце. Стал играть с ним ветер, и понеслись над горами дивные звуки. Рассердился на то князь ветров, да и поднял великую бурю. Защищал своё деревце юный ветер, но быстро уходили его силы. Пал он в ноги к князю, попросил не губить красоту. Согласился правитель, но наказал: «Коль покинешь ты деревце, ждет его гибель». Шло время, заскучал юный ветер и однажды поднялся в небо. Погибло деревце, лишь осталась веточка, в которой запуталась частичка ветра.

Веточку ту нашел юноша и вырезал из нее дудочку. Только голос у той дудочки печальный был. С той поры в Армении играют на дудуке и на свадьбах, и на похоронах, и в войну, и в мир.

Такова легенда о Дудуке, армянском национальном музыкальном инструменте.

Особенности конструкции дудука. Материалы

Армянский дудук - это древний народный музыкальный духовой инструмент, представляющий собой деревянную трубку, имеющую восемь игровых отверстий на лицевой стороне инструмента и два на тыльной. Составные части дудука следующие: ствол, мундштук, регулятор и колпачок.

Он создаётся только из абрикосового дерева определённого сорта, произрастающего лишь в Армении. Только климат Армении способствует произрастанию этого сорта абрикоса. Не случайно, абрикос по-латыни «fructus armeniacus», то есть «армянский фрукт».


Великие армянские мастера пробовали применять и другие виды древесины. Так, например, в стародавние времена дудук изготовляли из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый похожий на молитву бархатистый голос, характерный этому уникальному духовому инструменту. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты - шви и зурну. Цветущий абрикос считается символом нежной первой любви, а его древесина - символ крепости духа, верной и долгой любви.

Широкое распространение получило исполнение музыки на дудуке в дуэте, где ведущий дудукист играет мелодию, а на втором дудуке играют аккомпанемент, также называемом «дам». При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать следующими качествами: техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.

«Дам» — непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама на первый взгляд может показаться не несущей в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего нескольких нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, — правильной постановки во время игры, и особой вдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.
Ровное звучание нот обеспечивается специальной техникой игры музыканта, который сохраняет воздух, вдыхаемый через нос, в щеках, обеспечивая непрерывный поток на язычок. Так же эта называется техникой перманентного дыхания (либо его называют циркулированным дыханием).

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Известный композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его плакать.

Разновидности дудука. Уход

В зависимости от длины различают несколько типов инструмента:

Самый распространённый из современных, дудук строя Ля, от 35 см в длину. Имеет универсальный строй, подходящий для большинства мелодий.

Инструмент строя До, длинной всего 31 см., за счет чего имеет более высокое и нежное звучание и больше подходит для дуэтов и лирических композиций.
Самый короткий дудук, строя Ми, используется в танцевальной народной музыке и его длина — 28 см.


Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в протирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которое защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды - влажности, жары, низких температур. К тому же масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый эстетически красивый вид.

Инструмент необходимо хранить в сухом, не влажном месте, при этом нежелательно его долгое время держать в закрытых и плохо проветриваемых местах, необходим контакт с воздухом. То же самое относится и к тростям. Если трости дудука хранить в каком-нибудь небольшом герметичном футляре или коробке, то желательно сделать на этом футляре несколько небольших отверстий для того, чтобы туда мог попасть воздух.

Если инструментом не пользоваться несколько часов, то пластины трости (мундштука) «слипаются»; это выражается в отсутствии необходимого зазора между ними. В этом случае мундштук наполняют теплой водой хорошенько встряхивают, закрыв пальцем его заднее отверстие, затем выливают воду и держат некоторое время в вертикальном положении. Примерно через 10-15 минут за счет присутствия внутри влаги открывается зазор у мундштука.

Приступив к игре, можно отрегулировать строй инструмента (в пределах полутона) за счет передвижения регулятора (хомута) в средней части мундштука; главное — не сильно его перетянуть, поскольку чем сильнее натянут регулятор, тем уже становится пасть у трости и, как следствие, более зажатый не насыщенный обертонами тембр.

Современное наследие дудука

Что объединяет имена Мартина Скорцезе, Ридли Скота, Ханса Цимера, Питера Гэбриэля и Брайна Мэя из легендарной группы Queen? Человек знакомый с кинематографом и интересующийся музыкой без труда проведет параллель между ними, ведь все они в то или иное время сотрудничали с уникальным музыкантом, сделавшим для признания и популяризации «души армянского народа» на мировой сцене больше чем кто-либо другой. Речь, конечно же, о Дживане Гаспаряне.
Дживан Гаспарян — армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.


Он родился в небольшой деревушке неподалеку от Еревана в 1928 году. Свой первый дудук он взял в руки в 6 лет. Первые шаги в музыке он сделал совершенно самостоятельно — он учился играть на подаренном ему дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

В двадцать впервые выступил на профессиональной сцене. За годы музыкальной карьеры неоднократно получал международные награды, в том числе и от ЮНЕСКО, но широкую мировую известность приобретает лишь в 1988 году.

А поспособствовал этому Brian Eno – один из самых талантливых и новаторских музыкантов своего времени, по праву считающийся отцом электронной музыки. Во время своего визита в Москву он случайно услышал игру Дживана Гаспаряна и пригласил его в Лондон.

С этого момента начинается новый международный этап в его музыкальной карьере, принесший ему мировую известность и познакомивший мир с армянской народной музыкой. Имя Дживана становится известно широкой аудитории благодаря саундтреку, над которым он работал вместе Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) к фильму Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа».

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру — он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром.

В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. — начинает сотрудничество с Хансом Циммером (Hans Zimmer) над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.

Вот что говорит Ганс Циммер о сотрудничестве с ним: «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Вернувшись на родину, музыкант становится профессором Ереванской консерватории. Не оставляя гастрольную деятельность он начинает преподавать и выпускает немало известных исполнителей на дудуке. Среди них — его внук Дживан Гаспарян младший.

Сегодня дудук мы можем услышать во множестве кинофильмов: от исторических картин до современных голливудских блокбастеров. Музыку, исполненную Дживаном, можно услышать в более чем 30 фильмах. За последние двадцать лет в мире выпущено рекордное количество музыки с записями дудука. Игре на этом инструменте учатся не только в Армении, но и в России, Франции, Британии, США и многих других странах. В 2005 году, современным обществом, звучание армянского дудука было признано шедевром всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Даже в современном мире, сквозь века продолжает звучать душа абрикосового дерева.

«Дудук — это моя святыня. Если бы я не играл на этом инструменте, не знаю, кем бы я стал. В 1940-х я потерял свою маму, в 1941-м отец ушел на фронт. Нас было трое, мы росли одни. Наверное, Бог так решил, чтобы я играл на дудуке, чтобы он меня спас от всех жизненных испытаний», — говорит артист.

Фото в топе предоставлено https://www.armmuseum.ru

Национальный армянский духовой инструмент, получивший мировое признание. В Армении его называют также и циранапох (дословно - «абрикосовая труба»). Дудук одновременно и очень простой и сложный инструмент. Он представляет собой трубку с восьмью отверстиями на передней стороне и одной на задней

Казалось бы, что может быть проще. Однако стоит мастеру заиграть, и этот маленький кусочек абрикосового дерева наполняет пространство невероятно прекрасной мелодией, полностью захватывая внимание слушателей.

Когда именно в Армении впервые появился этот инструмент точно сказать невозможно. О нем упоминал еще в V веке армянский историк Мовсес Хоренаци. Ясно одно, мелодии дудука были неотъемлемой частью армянской национальной культуры еще с давних времен. Под его звуки отмечали свадьбы и торжества и провожали в вечный путь людей покинувших этот мир. Дудук, лучше всех других инструментов, выражал чувства и эмоции армянского народа.

Приготовьтесь слушать дудук

Слышали ли вы когда-либо пение птиц на поляне, или тихое журчание горного ручья? А может вам больше по душе тихий шелест листвы, напевающей нежную мелодию леса? Всю глубину этой природной “музыки” способен передать армянский дудук. Инструмент передает теплый и мягкий звук. Он выразителен, эмоционален и лиричен.

Зачастую, при прослушивании мелодий дудука, возникает ощущение духовного умиротворения и отречения от всего земного. Мелодии дудука чисты и естественны, в них сокрыта сущность мироздания. Неудивительно, что даже после тяжелого дня эта музыка способна подарить покой и умиротворение любому слушателю.

Но как же столь простой инструмент может таить в себе такое количество очаровательных и неповторимых звуков?

Один из главных секретов дудука - материал его изготовления. Абрикосовое дерево наделяет инструмент способностью резонирования. Благодаря этому звучание дудука очень похоже на голос. А разве может какой-либо звук сравнится по силе воздействия с человеческим голосом!

Чувственность, эмоции, надежды - ни один инструмент не в силах передать сущие человеческой душе переживания с той силой и страстью как это делает дудук. И если вложить этот мощный инструмент в руки опытного мастера, то сила его возрастет в разы. Возможно, именно поэтому музыка, исполняемая на дудуке Дживаном Гаспоряном, покорила весь мир, став одним из уже признанных шедевров Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Забудьте на миг обо всех заботах, закройте дверь перед всеми тяготами и окунитесь в чувственный и потрясающий мир дудука. Он откроет перед вами самые сокровенные уголки человеческой души.

DUDUK - Djivan Gasparyan-Kapuit Manushak (Blue Violet)


«Живая» музыка дудука

Инструмент, появившийся еще тысячелетия назад, все еще продолжает покорять своим незабываемым и прекрасным звучанием. Дудук может воспроизводить музыку в самых различных тональностях, но чаще всего из него звучат печальные мелодии. Они рассказывают слушателю историю целого народа, прошедшего великий путь. В этой истории есть и радость, и грусть, в ней сама жизнь, воплощенная в музыке. Вот почему мотивы дудука никогда не устареют и не угаснут, ведь в них сокрыта душа народа.

Но музыка дудука - это не только достояние самой Армении. Теперь она звучит по всему миру. В исполнении самых известных современных мастеров (Дживан Гаспарян, Людвиг Гарибян, Геворг Дабагян, Ованес Касьян) ее можно услышать как на мировых концертных сценах, так и в современных кинофильмах.

Так дудук прозвучал в нашумевшем на весь мир фильме «Последнее искушение Христа», а затем и в таких известных экранизациях как «Гладиатор», «Арарат», «Александр», «Код да Винчи», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Страсти Христовы», «Онегин» и многих других.

И это лишь начало новой истории инструмента.

Дживан Гаспарян (дудук) саундрек из фильма Гладиатор

Похожие публикации