Постановка звука ч конспект занятия. Постановка звука ч. Правильная артикуляция звука Ч

Звук Ч относится к шипящей группе, поэтому его артикуляцию обычно дети осваивают к 3-4 годам. Его артикуляция несколько отличается от Ш, Ж, поэтому для коррекции используют специфические упражнения. Искажение Ч может появиться при различных речевых расстройствах. Заниматься его постановкой нужно после того, как у ребенка будет сформировано правильное произношение Ш, являющегося базовым для группы шипящих.

Произношение в норме

Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.

Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:

  • Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
  • Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
  • Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
  • Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
  • Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
  • Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
  • Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.

Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.

Артикуляционные упражнения

Прежде чем приступить к постановке Ч логопед проводит подготовительный этап. В занятия добавляют специальные артикуляционные и дыхательные упражнения:

  • Цель этого упражнения − формирование подъема передней части языка, также оно помогает укрепить его мышцы. Рот нужно открыть, язык сделать широким. На его кончик помещают маленькую конфету. Далее просят приклеить ее к небу, удерживать в течение нескольких секунд. В выполнении упражнения задействуется только язык, нижнюю челюсть поднимать не нужно.
  • Исходное положение – широко открытый рот, при этом уголки растянуты в улыбке, передняя часть языка находится за верхними зубами. Ребенка просят с усилием подуть на кончик языка так, чтобы выдох получился толчкообразным. Благодаря такому выдоху кончик отскакивает. Должен получиться аналог звука t как в английском слове «that». Постепенно к артикуляции добавляют голос и округляют губы. Чтобы упражнение получилось правильным, кончик языка должен упираться в альвеолы, а не верхние зубы.

Также в комплекс можно включить задания для формирования правильной артикуляции Ш и на формирование сильного выдоха. На подготовительном этапе отрабатывается четкое произношение Т, Ш.

Если у ребенка искажение этих фонем, то сначала корректируют их, а потом приступают к постановке Ч.

Варианты постановки Ч

Если в речи ребенка сформировано произношение Т, Ш, то фонему легко поставить путем подражания. Также есть два популярных способа постановки от мягкого варианта Т и сочетания этих двух звуков:

  • Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
  • Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.

Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, черенком ложки поднимают кончик языка. Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь ротовой полости. Все это делается на одном выдохе.

Закреплять правильное произношение Ч сначала нужно изолированно, потом в слогах. Но переходить к этапу автоматизации можно только тогда, когда ребенок будет четко произносить нужную фонему.

Коррекция парасигматизма

Парасигматизмы возникают в результате неправильной артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, а именно – фонематического слуха. Поэтому, кроме артикуляционной гимнастики, в подготовительную работу добавляют задания на развитие фонематического слуха:

  • При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.

  • При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.

При носовом произношении упор в работе делают на формировании адекватного речевого дыхания. Ребенка учат различать ротовой и носовой выдох. В артикуляционных упражнениях подбирают задания на формирование подъема кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также учат направлять на него воздушную струю.

Разница в коррекции звука у детей и взрослых

Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.

Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [ч]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [ч] .

1. «Окошечко» .

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

2. «Блинчик» .

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

3.«Маляр» .

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад) . Выполнять нужно медленно, под счет до 10.

4. «Почистим зубки» .

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

5. «Чашечка» .

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.

6. «Вкусное варенье» .

Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.

7. «Парус» .

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

8. «Загони мяч в ворота» .

вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

9. «Фокус» .

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [ч] .

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены (окошечком) . Кончик языка касается неба (за верхними зубами на бугорке) . Боковые края языка полотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба.

Произносить отрывисто и энергично звук [ч] [ч] [ч]…

Произносить долго, протяжно [ччч]…

Характеристика звука [ч] : согл., глухой, всегда мягкий.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [ч] .

ч, щ, ч, ш, а, м, ч, ц, ч, с, о, з, ч, с, г, ч, ш, ч, с, л, ц, ж…

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [ч] .

Ча, жа, ша, ча, жо, со, зы, чу, са, чу, чи, су, шу, чо, шо, ра, жа.

Игра «Повтори за мной» .

звука [ч] ) .

А) ча- ча- ча, чо- чо- чо, чу- чу- чу, чи- чи- чи, че- че- че.

Б) ча- чо, чу- ча, чо- чи, чо- чу, ча- чи, чу- ча, чо- чи, чи- ча, чу- чо, чи- чо, ча- чу, чо- ча.

В) ча- ча- чо. ча- чо- ча.

чо- чу- чо. чо- чо- чу.

чу- ча- ча. чу- ча- чу.

чо- ча- ча. ча- ча- чо.

чу- чо- чу. ча- чо- чо.

ча- чу- чу.

Г) ча- чо- чу. чу- ча- че.

чо- чу- ча. чу- чо- ча.

чу- ча- чо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Нет меча- ча- ча- ча.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ч] ) .

А) ач- ач- ач. Ыч- ыч- ыч.

Ич- ич- ич. Яч- яч- яч.

Оч- оч- оч. Ич- ич- ич.

Уч- уч- уч. Еч- еч- еч.

Б) ач- оч. Яч- ыч.

Ач- ич. Уч- ыч.

Ач- уч. Уч- яч.

Ач- яч. Уч- ич.

Ач- ыч. Ич- ыч.

Оч- уч. Ич- яч.

Оч- ич. Ич- уч.

Оч- яч. Ич- оч.

В) ач- ач- оч. Ыч- ыч- оч.

Оч- ач- оч. Яч- уч- уч.

Ич- уч- ич. Ич- ич- ач.

Уч- ич- ич.

Г) ач- ич- оч. Уч- ач- оч.

Оч- ич- ач. Ач- уч- оч.

Ич- ач- оч. Оч- уч- ач.

Оч- ач- ич. Ач- оч- ич.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ч] ) .

Богач, врач, грач, ночь, дочь, могуч, мяч, ключ, печь, задачка, кабачки, бочка, очки, почва, почта, девочка, шапочка, тапочки, девочка, Жучка, внучка, яичко, водичка, колечко, ячмень, кочан, свеча, туча, задача, бычок, значок, плечо, хочу, жемчуг, учитель, качели, течет, мальчик, чай, чашка, чудо, чистить, читать, чудеса, чиж, четкий.

Игра «Назови лаского» .

Пень- пенечек, палец-… вода-…

Замок-, кувшин-… собака-…

Стакан-, язык-…. Сани-…

Кувшин-, коза-… булки-…

Игра «Сложные слова»

Чечевица, чечетка, чукча, чепчик.

Словосочетания.

Мамочкина шапочка.

Чугунная печка.

Ванечкин зайчик.

Чайные чашки.

Анечкин мячик.

Чай в чашке.

Булочки в печке.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой чай, моя чашка…

Ручка, мяч, обруч, печь, бочка.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Нет меча- ча- ча- ча.

Мы мечтаем о мяче- че- че- че.

Будем рады мы мячу- чу- чу- чу.

Очень нам нужны мячи- чи- чи- чи.

Игра «Исправь ошибки» .

Булочки пекут Танечку.

Ботиночки чистят Сонечку.

Стихи читают ученика.

Юбочка сшила внучку.

Предложения.

Мамочка готовит сочный кабачок.

У бычка хвостик кисточкой.

У девочке в сачке бабочка.

У Светочке в чемодане маечка и кофточка.

Сонечка сидит на скамеечке.

У мамочки- часы, а у дочки- часики.

1. В тумбочке Ани чего только нет;

Пачка печенья, куча конфет,

Юбочка, маечка, мячик, очки,

Кофточки, ниточки, пуговички.

2. Часами на качелях

Качается Иван.

Быть летчиком мечтает

Этот мальчуган.

Скороговорки.

1. У зайчика значок,

На значке- кабачок.

2. Танечка четко

Отбивает чечетку.

Не у кого чечетка

Не звучит так четко.

3. На деревьях- почки,

В огороде- бочки.

Дачники (пересказ) .

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут : наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков- дачниками.

Нормальная установка при произнесении звука “Ч”.
Звук “Ч” так же, как звук ”Ц” (Т+С), сложен в произношении и состоит как бы из двух звуков (Ть+Щ).

1.Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
2.Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
3.Зубы сближены либо сомкнуты.
4.Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5.Звук “Ч” глухой и мягкий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений, уже знакомых нам по постановке звука “Щ”. А затем произносить мягкий звук “Ть” и сразу добавлять звук “Щ”: ть+щ, тьщ, тьщ, тьщ… = ч, ч, ч…

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА “Ч” В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги.

Образец: а –ч, о – ч, у – ч, ы – ч, я – ч, ё – ч, ю – ч, и – ч, е – ч.

Ач – оч – уч ыч – яч – ёч
юч – ич – еч ач – еч – яч
оч – уч – юч уч – ёч – ич
ыч – еч – ач еч – юч – оч
ич – уч – ёч ич – яч – уч

Произносить слова.
1.С ударением на слоге.
Образец: мя – ч, ко – ч-ка, при-вы – ч-ка.
ач
Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.
оч
дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.
уч, ыч
луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычки.
яч,юч
мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки.
ич,еч
дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.
2.Без ударения на слоге.
Образец:бы – ч-ки, я – ч-мень, но-ви – ч-ки.
ач,уч
Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жучки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.
ыч, ич, яч
Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич, ячмень.

Произносить предложения.

У девочки калач. Верочка ловит бабочку. Ванечка на речке. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Снесла курочка яичко. Ниночка – опрятная девочка. Ела Таня булочку, запивала молочком. В окошечко залетела бабочка. Одуванчики, как маленькие лампочки. Белочка прыг на ёлочку. Сосны-невелички, а на соснах птички. Лесная земляничка ростом невеличка. В коробочке жучки, паучки и разные букашечки.

ЗАГАДКИ
Рыльца – пятачками, хвостики – крючками. (Поросята.)
Хвост крючком, нос пятачком. Вот загадка моя. Кто же это? (Свинья.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

Губы, зубы, боковые края языка, небная занавеска, голосовые складки при произношении ц находятся в таком же положении, что и при произношении с (см выше.

В артикуляции звука ц выделяются два этапа (переход от Т к С) I этап (т): кончик языка опушен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов.

II этап (с): передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка образуется желобок.

Нормальная артикуляция звуков ш, ж, щ, ч

При произношении всех шипящих губы округлены, несколько выпячены вперед.

Между зубами щель примерно 1,5 мм.

При произношении звуков ш, ж образуются одновременно две щели, два шумообразующих фокуса - передний и задний.

Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам (первое сужение - фокус). Передняя часть спинки языка опушена, задняя часть спинки языка приподнята к началу мягкого неба (второе сужение). Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки /ковша/.

Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки.

При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.

Вариант нормы - нижняя артикуляция (обычно бывает при высоком небе) - опущенный кончик языка несколько оттягивается назад, а спинка значительно выгибается вверх.

При произношении звука щ по сравнению со звуками ш, ж

Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.

По сравнению с ш - язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам /как при ш/ (при нижней артикуляции - опущен к нижним зубам). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед.

При произношении звука ч

I этап (ть): кончик языка и передняя часть спинки языка смыкается с поверхностью у корней верхних резцов. Средняя часть языка приподнята (часто кончик языка опущен, а смычка происходит от соприкосновения передней части спинки языка с верхними деснами - нижняя артикуляция).

II этап (шь): после взрыва передняя часть спинки языка образует щель, отодвигается от верхних резцов к альвеолам. В логопедической работе по коррекции дефектов звукопроизношения более эффективным является формирование верхнего произношения шипящих звуков.

Нормальная артикуляция звуков л, л"

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного.

Кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу л является апикальным. Язык имеет форму седла. Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Согласные л, л", таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, го­лосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном (мягком) л" средняя часть спинки языка и его передняя часть приподняты, корень языка опущен. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Постановка звуков. Звук Ч.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
§ Образовательные:
- совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
- расширение семантического поля слов.
§ Коррекционные:
- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- формирование семантиче-
ского поля слова «чай» и развитие валентности слов;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
§ Воспитательная:
- воспитание у детей умения и желание общаться друг с другом.
Потребуются индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], набор таблиц с заданиями по формированию и развитию функции словоизменения, толковый словарь, магнитофон, мяч, карточки для упражнений по развитию воздушной струи.
Организационный момент
Логопед. Повторим правило речи.
Дети
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Прослушивание образца
правильной речи
Логопед. Прослушайте в магнитофонной записи небольшой текст. Подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Разбудила мама Танечку.
- Вставай, доченька!
Пока девочка вставала, мама вскипятила воду в чайнике. Насыпала из чайницы свежий чай в заварочный чайничек и залила кипятком. Поставила на стол чайные чашки, вазочку с печеньем и конфетами.
- Садись, дочка, пить чай.
Танечка пьет чай, и мама пьет чай.
- Дочка, заканчивай чаевничать, пора в школу.
Логопед. Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [ч], узнавать этот звук в речи.
Логопедическая зарядка
Развитие общей моторики
Здесь и далее дети выполняют движения соответствующие тексту.
Логопед
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – выше голова,
Пять, шесть – тихо сесть.
Развитие тонкой моторики
Логопед
Один, два, три, четыре -
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет заплатить,
Так тому чаек не пить.
Мимическая гимнастика
Логопед. Покажите выражением лица:
- мы пьем вкусный чай, нам нравится (радость);
- мы пьем необычный чай (удивление);
- нам забыли положить сахар в чай (огорчение).
Артикуляционная гимнастика
Для губ
Дети растягивают губы в улыбке, потом округляют их.
Для языка
Дети выполняют упражнения «качели», «маляр», «лошадки».
Для развития воздушной
струи
Логопед. Подуйте на кусочек лимона так сильно, чтобы он оказался в чайной чашке.
Анализ звука [ч] и буквы «ч»
Произнесение
изолированного звука [ч]
Подключается акустический, кинестетический и зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
Логопед. Представьте, мы едем в поезде, пьем чай и слушаем, как стучат колеса вагона. Как стучат колеса вагона?
Дети. Ч-ч-ч.
Артикуляционная
характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются артикуляционный профиль звука, план ответа.
§ Губы.
§ Зубы.
§ Язык (кончик и спинка языка).
§ Голосовые складки.
Фонетическая характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.
Гласный – согласный. Докажи.
Глухой – звонкий. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.
Соотнесение звука с буквой
Логопед. Какой буквой обозначают звук [ч] на письме? Сколько звуков обозначает буква «ч»?
На что похожа буква «ч»?
Буква «ч» сказала: «Есть».
Отдала кому-то честь.
Сколько элементов в строчной букве «ч»?
Дети. Два. Первый элемент – верхний (волнистая линия), второй – нижний (наклонная линия с закруглением внизу).
Логопед. Пропишите широким взмахом руки букву «ч» в воздухе. На счет раз, два, три.
Дети выполняют.
Напишите у соседа по парте на спине несколько строчных букв «ч». Сосед должен посчитать и сказать, сколько вы букв написали. Потом поменяйтесь ролями.
Дети выполняют. Затем логопед показывает картинку, на которой изображен чайник с нарисованными на нем буквами «ч».
Найдите, сколько букв «ч» спряталось на чайничке.
Дети. Шесть.
Логопед. Напишите в тетради столько букв «ч», сколько вы нашли на чайничке. Под буквой, которая получилась у вас лучше всего, поставьте точку.
Чтение слогов со звуком [ч]
Логопед. Подберите к чайничку чайные чашки и прочитайте на них слоги.
Автоматизация звука [ч]
на примере слова «чай»
и его производных
Выделение главного слова
Логопед. Доскажите словечко.
Черепаха не скучай
Пей из чашки вкусный… (чай).
Объясните, как вы понимаете значение слова «чай».
Дети работают с толковым словарем.
ЧАЙ – вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья, которые при заварке дают напиток.
Звукослоговой анализ слова «чай»
Дети последовательно выполняют каждое задание логопеда.
Логопед. Произнесите четко слово «чай», проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове «чай»? Почему? Сколько звуков в слове «чай», назовите их последовательно. Определите место звука [ч] в слове «чай».
Однокоренные слова
Логопед. Послушайте еще раз рассказ внимательно, о каком напитке идет речь в рассказе?
На доске по мере ответов вывешиваются графические карточки.
Что пила утром Танечка?
ЧАЙ
В чем вскипятила воду мама?
ЧАЙник
Как назвать маленький чайник для заварки?
ЧАЙничек
Какие чашки мама поставила на стол?
ЧАЙные
Прочитайте слова, четко произнося звук [ч]. Назовите общую, одинаковую часть в этих словах.
Дети. Чай.
Развитие функции
словоизменения
Логопед. Сосчитайте с опорой на таблицу. (Выставляет рисунки.)
А сейчас мы накроем стол для чаепития Танечке. Но поставить на стол можно только те предметы, в названии которых есть звук [ч].
Выставляется сюжетная картинка: девочка сидит за столом. Рядом расположены предметные картинки: чайник, чашка, конфеты, печенье, кастрюля, варенье, чайничек.
Что находится перед чайником, за чашкой, между вазочкой с печеньем и чашкой, около чайничка?
Слова, отвечающие на вопрос: «Что делать?»
Логопед. Подберите слово к картинке. Что делает девочка?
У учащихся находятся графические карточки, которые они должны подобрать к картинкам.
НАЛИВАЕТ ПЬЁТ ЗАВАРИВАЕТ
Составим словосочетания.
Дети читают по указке.
НАЛИВАЕТ
ПЬЁТ
ЗАВАРИВАЕТ
Расположите картинки в правильной последовательности.
Дети размещают карточки так: «заваривает», «наливает», «пьет».
Слова, обозначающие признак предмета
Физкультминутка.
Игра с мячом «Наоборот»
Логопед. Замените слова, отвечающие на вопрос «какой?». Слово должно иметь противоположное значение.
Горячий чай ………чай
Старый чайничек ………чайничек
Чистый чайник ………чайник
Горький чаёк ………чаёк
Подберите картинку к словам.
На доске расположены предметные картинки, у учащихся находятся графические карточки.
Назовите, что нарисовано на картинках?
Дети. Чашка, блюдце, сервиз, ложки.
Логопед. Прочитайте, что написано у вас на карточках.
ЧАЙНАЯ ЧАЙНЫЙ
ЧАЙНОЕ ЧАЙНЫЕ
Подберите слово к картинке. Прочитайте получившиеся словосочетания.
Работа над предложением
Логопед. Составьте предложение по картинке. Дайте имя девочке.
Дети. Танечка пьет чай.
Логопед. Теперь проанализируем предложение. Сколько в нем слов?
Дети отвечают на этот и следующие вопросы, а также выполняют предложенные задания.
Назовите первое слово (второе, третье). Назовите слова со звуком [ч], определите место этого звука в слове. Начертите схему предложения в тетради. Надпишите над словом букву «ч». Молодцы! А теперь проверим себя.
Итог занятия
Логопед хвалит детей за хорошую работу и сообщает о достигнутых успехах.

Похожие публикации