Гарри Трумэн — биография, политика. Трумэн Гарри - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

ТРУМЭН, ГАРРИ (Truman, Harry) (1884–1972), тридцать третий президент США. Родился 8 мая 1884 в Ламаре (штат Миссури) в семье фермера Джона Андерсона Трумэна; мать – Марта Эллен Янг. С 1887 жил на ферме близ Грендвью, с 1890 – в Индепенденсе. где в 1901 окончил среднюю школу. Не смог поступить в военную академию в Вест-Пойнте. В 1902 уехал в Канзас-Сити; работал табельщиком у железнодорожного строительного подрядчика, затем клерком в местных банках. В 1905 записался в национальную гвардию штата. В 1906 вернулся на семейную ферму под Грендвью; пробыл там одиннадцать лет, помогая отцу вести хозяйство.

Со вступлением США в 1917 в Первую мировую войну отправлен в чине лейтенанта на франко-германский фронт в составе 129-го артиллерийского полка. Вскоре получил звание капитана и назначен командиром батареи. В 1918 участвовал в боях в Вогезах, под Сен-Мийелем и в Аргоннском лесу. После демобилизации в 1919 занялся бизнесом; открыл вместе с фронтовым другом магазин мужской одежды; разорился во время кризиса 1922.

По предложению Т.Д.Пендергаста, босса демократической «машины» Канзас-Сити, занялся политикой. В 1922 при его поддержке избран судьей (должностное лицо, ведающее общественным строительством) графства Джексон; зарекомендовал себя эффективным администратором. После провала на выборах 1924 пробовал себя в разных видах деятельности: распространял подписку на членство в автоклубе, пытался основать компанию по финансированию строительных работ и пр. В 1926 одержал победу на выборах и стал председательствующим судьей графства. В 1934 избран сенатором от Миссури как твердый сторонник Нового курса Ф.Д.Рузвельта , однако не пользовался авторитетом в Вашингтоне из-за связей с Т.Д.Пендергастом. Несмотря на развал пендергастовской «машины» во второй половине 1930-х, добился в 1940, хотя и с большим трудом, переизбрания в Сенат. В годы Второй мировой войны приобрел общенациональную известность как председатель сенатского комитета, расследовавшего ход выполнения Национальной программы обороны; выявил факты неэффективного использования государственных средств и коррупции при заключении военных контрактов.

В июне 1944 на конвенте Демократической партии в Чикаго выдвинут кандидатом в вице-президенты США в паре с Ф.Д.Рузвельтом как фигура, приемлемая и для консервативных демократов, и сторонников Нового курса, и профсоюзных лидеров. Избран на ноябрьских выборах 1944. В период вице-президентства (20 января – 12 апреля 1945) находился в стороне от решения государственных дел. 12 апреля 1945, после смерти Ф.Д.Рузвельта, стал тридцать третьим президентом США.

Первоочередными задачами, вставшими перед Г.Трумэном, оказались завершение Второй мировой войны и послевоенное урегулирование. После капитуляции Германии 8 мая 1945 принял участие в Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945), установившей основные параметры послевоенного развития Европы. Одобрил применение атомного оружия против Японии, что приблизило ее поражение в августе 1945, но вызвало широкий негативный резонанс во всем мире.

По окончании войны главной проблемой администрации стал перевод экономики на мирные рельсы, борьба с безработицей (следствие демобилизации), инфляцией и товарным дефицитом. 6 сентября 1945 Г.Трумэн обратился к Конгрессу с Посланием о реконверсии в духе Нового курса, предложив принять законы о полной занятости, увеличении пособий по безработице и минимальной оплаты труда, широком общественном жилищном строительстве; однако большая часть этих предложений была отвергнута. Пытался сохранить государственный контроль над ценами, но в августе 1946 был вынужден согласиться на его отмену под давлением Конгресса и деловых кругов. Активно боролся с забастовками (шахтеров, железнодорожников).

Непопулярная внутренняя политика администрации Г.Трумэна привела к поражению Демократической партии на промежуточных выборах 1946. Это побудило его осуществить ряд мер по укреплению своего политического положения. Он провел реорганизацию институтов исполнительной власти, расширив свои полномочия за счет Конгресса и ослабив гражданский контроль над армией: в 1946 были созданы Комитет экономических советников и Объединенная комиссия по контролю над атомной энергией, в 1947 Совет национальной безопасности, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и единое Министерство обороны. В социально-экономической сфере был провозглашен «Справедливый курс» основанный на идеях Послания о реконверсии . Улучшил отношения с профсоюзами, наложив в июне 1947 вето на закон Тафта-Хартли. В январе 1948 предложил конгрессу снизить налоги с беднейших слоев населения, увеличить помощь безработным, расширить систему социального страхования и принять программу жилищного строительства, но не получил поддержки республиканского большинства. В феврале 1948 объявил войну расовой дискриминации; ликвидировал сегрегацию в государственных учреждениях и вооруженных силах, создал постоянную Комиссию по гражданским правам.

Этот политический курс вызвал раскол Демократической партии; от нее отделились расистски настроенные южане (диксикраты) во главе с С.Тэрмондом и создавшие Прогрессивную партию либералы под руководством Г.Уоллеса, недовольные антисоветской внешней политикой администрации. Несмотря на сильную конкуренцию на президентских выборах 1948 со стороны как республиканцев, так и демократов-диссидентов, Г.Трумэн, благодаря энергично проведенной кампании, добился избрания. Принял ряд мер по реализации Справедливого курса (закон об общественном строительстве 1949 и пр.). В условиях роста антикоммунистических настроений в США в 1947 ввел обязательную проверку на лояльность государственных служащих. В то же время стремился несколько ограничить разгул маккартизма; в 1950 безуспешно пытался помешать принятию Акта о внутренней безопасности, предусматривавшего регистрацию коммунистических и прокоммунистических организаций. Подвергался критике за «попустительство коммунистам». В последние годы правления его авторитет серьезно подорвали коррупционные скандалы в президентском окружении.

Главной составляющей внешнеполитического курса Г.Трумэна являлась борьба с советской экспансией; с этой целью он окончательно с изоляционистской традицией. После провала переговоров с СССР об объединении Германии и всеобщем вооружении, а также установления режимов «народной демократии» в странах Восточной Европы, провозгласил в 1947 политику «сдерживания коммунизма» и военной поддержки «свободных народов» (Доктрина Трумэна). Чтобы ослабить влияние коммунистических партий в Западной Европе, одобрил предложение своего госсекретаря Д.Маршалла о предоставлении экономической помощи европейским странам, пострадавшим от войны (план Маршалла 1947). В 1949 стал инициатором создания НАТО – военной организации для отражения предполагаемой советской агрессии на европейском континенте. Его крупнейшей внешнеполитической неудачей оказалось падение в Китае националистического режима Чан Кайши и утверждение там коммунистического правления. В то же время сумел оказать действенную помощь Южной Корее в борьбе с северокорейским вторжением (июнь 1950); при этом не допустил расширения корейского конфликта, воспрепятствовав планам Д.Макартура , командующего американскими силами в Восточной Азии, нанести удар по союзному Северной Корее Китаю.

В марте 1952 объявил об отказе от переизбрания и по истечении срока своих полномочий 20 января 1953 вернулся в Индепенденс. Писал мемуары, публиковал статьи, выступал с лекциями, активно участвовал в политических кампаниях демократов. Приложил большие усилия для организации Библиотеки Гарри Трумэна (открыта в 1957).

Иван Кривушин

Имя: Гарри Трумэн (Harry Truman)

Возраст: 88 лет

Рост: 172

Деятельность: государственный деятель, 33-й президент США

Семейное положение: был женат

Гарри Трумэн: биография

Гарри Трумэн – 33-й президент Соединенных Штатов Америки (годы правления с 1945 по 1953), в вопросах внутренней политики опередил свое время, но в итоге потерпел фиаско. С подачи политика развязалась холодная война с Советским Союзом, Трумэн вошел в историю как создатель НАТО и ярый борец против коммунизма.

Детство и юность

Будущий президент США родился 8 мая 1884 года в городе Ламар (штат Миссури). Гарри - старший из троих детей фермера и торговца скотом Джона Андерсона Трумэна. Семья несколько лет колесила по Америке, пока не обосновалась в Индепенденсе, где маленький Гарри пошел в школу. Мальчика увлекало чтение книг, история и музыка – поднимался в 5 часов утра, чтобы выучить очередную партию на фортепиано.


После школы Гарри поступил в бизнес-колледж, где, в том числе, изучал бухучет, однако через год был вынужден покинуть учебное заведение – к тому времени отец разорился, пришлось зарабатывать деньги. Юноша успел получить опыт работы на железнодорожной станции, в редакции, Национальном коммерческом банке, а до Первой мировой войны трудился вместе с отцом и братом на ферме бабушки. На войне дослужился до капитана.


После смерти отца Трумэн взял хозяйство в свои руки, улучшил его путем введения севооборота и разведения крупного рогатого скота. Параллельно Гарри пробовал силы в бизнесе – инвестировал в свинцово-цинковые рудники в Оклахоме, вкладывался в разработку нефтяных месторождений и спекулировал на недвижимости в Канзас-Сити. Впрочем, бизнес-проекты оказались неудачными.

Начало политической карьеры

С политической принадлежностью Трумэн определился еще в юности – причислял себя к сторонникам демократов. Благодаря поддержке этой мощнейшей партии Юга под предводительством Тома Пендергаста, а также ветеранов войны, в 1922 году Гарри избрали на пост судьи округа Джексон. Это была, скорее, административная, нежели судебная должность. Основные направления работы охватывали хозяйственные нужды: содержание дорог, управление домом престарелых, отвод сточных вод. Председатель суда принимал с наболевшими вопросами граждан.


В суде Трумэн председательствовал два срока, отлично зарекомендовал себя как чиновник, а в 1934 году, опять-таки с помощью Пендергаста, был избран в Сенат США. Будучи убежденным сторонником «нового курса» , он с головой ушел в работу и даже заслужил назначение в один из комитетов. Популярности достиг за раскрытие махинаций на железной дороге, участвовал в подготовке закона о транспорте и регулировании воздушного сообщения.


В 1940 году Трумэн с трудом, но все же достиг повторного избрания в Сенат. Политику доверили руководство комитетом по расследованию хода выполнения национальной программы обороны, было выявлено неэффективное использование государственных средств и коррупция при заключении военных контрактов. В годы Второй мировой войны страна цитировала изречение Трумэна:

«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях».

В 1944 году Рузвельт назначил Трумэна вице-президентом вместо Генри Уоллеса, который стал отличаться либеральными замашками, чем вызывал недовольство представителей демократической партии. На этом посту Гарри контролировал американскую военную деятельность. Гарри Трумэн на должности вице-президента продержался 82 дня. В апреле 1945 года Рузвельт неожиданно скончался, и, согласно конституции Америки, Трумэн заступил на пост президента.

На посту президента

Несмотря на положительные стороны деятельности, политик не пользовался популярностью у народа, что доказывают опросы населения. В 1951 году лишь 23% американцев согласились с курсом правления, через два года после ухода с поста 31% населения дал положительные оценки работе Трумэна.

Однако к началу 80-х годов историю пересмотрели, и 33-го по счету президента США вознесли до бронзового места в рейтинге американских правителей. Он уступил только Франклину Рузвельту и , став, по сути, народным героем.

Трумэну досталось хозяйство с непростыми проблемами: заканчивалась война, разгорался конфликт по разделу Восточной Европы, отношения с Советским Союзом ухудшались, да и в своей стране требовалось подлатать некоторые прорехи.

Внутренняя политика

Правление Гарри Трумэна связано со смягчением расовых противоречий, он попытался отказаться от политики и законов, разделяющих население по расовому признаку. Возник комитет по надзору за положением афроамериканцев – структура, следившая за равенством всех граждан.

Большое внимание Трумэн уделял экономическим и социальным проблемам, предлагая новые законы. Самая известная программа президента получила название «Справедливый курс». По сути, проект представлял собой расширенный «новый курс» Рузвельта.


Увеличение затрат на социальную поддержку, контроль цен и кредитов, повышение зарплат, строительство государственного жилья, обеспечение полной занятости населения, введение государственного медицинского страхования, помощь образованию – в этом политик видел точки роста страны.

Но, к сожалению, Гарри Трумэн не находил поддержки в Конгрессе. Законопроект не был принят, поэтому со временем избиратели разочаровались в политике. В 1952 году он отказался от выдвижения своей кандидатуры на пост президента. Лишь спустя 15 лет другие лидеры вернутся к начинаниям Трумэна.

Внешняя политика

Президент вошел в мировую историю как зачинщик холодной войны. В конце Второй мировой отношения Америки и СССР ухудшились при разделе зон влияния в освобожденной Европе. Трумэна возмущал ялтинский договор Рузвельта со – считал, что предшественник слишком много уступил советскому лидеру.


Желая запугать и набрать больше веса во внешней политике, Америка объявила о создании атомной бомбы, а чтобы поставить точку в войне с Японией, оружие решили сбросить на Хиросиму и Нагасаки. В тандеме с Великобританией Штаты создали план, ограничивающий влияние СССР на территории Европы. Так стартовала холодная война.

В 1947 году Трумэн демонстрирует доктрину «сдерживания» - ряд мер, направленных на нераспространение коммунизма. Идею взамен на финансовую помощь поддерживают Турция и Греция.


Лидер США принял план Маршалла, который подразумевал вливание миллиардов долларов в подорванную войной экономику европейских стран, тем самым гарантируя Америке огромное влияние на ее территории. А в 1949 году рождается НАТО, блок, который защищал бы от экспансии коммунистов.

США в конце 40-х и в начале 50-х годов поддержали Францию в колониальных действиях во Вьетнаме и ввязались в войну в Корее. Агрессивная внешняя политика и участие в боевых действиях стали еще одной причиной, по которой соотечественники потеряли доверие к Трумэну.

Личная жизнь

В биографии политика нашлось место и личной жизни. В 1911 году молодой Трумэн, после долгих ухаживаний, предложил руку и сердце односельчанке из Индепенденса Элизабет Уоллес Ферман. Однако девушка отказала поклоннику. Гарри пообещал вернуться к вопросу, когда заработает больше денег – именно поэтому фермер ударился в бизнес.


В апреле 1919 года Трумэн женился на избраннице. Супруга всегда оставалась в тени политической карьеры мужа, слабо участвовала в общественной жизни Вашингтона. Хотя, как утверждают исследователи, Гарри советовался с Элизабет в вопросах политики, особенно если дело касалось важных государственных решений.

В браке родилась единственная дочь Мэри Маргарет Трумэн, после замужества – Маргарет Трумэн Дэниел. В юности девушка грезила о карьере певицы, даже выступала с симфоническим оркестром, но, выйдя замуж за редактора The New York Times, похоронила мечту.


Однако популярной женщина все-таки стала – на писательском поприще. Перу Маргарет принадлежат 32 книги в детективном жанре, каждая становилась бестселлером. Дочь Трумэна также выпустила биографию родителей и сборник воспоминаний из детства, проведенного в Белом доме. Книги содержат обилие фото из архива семьи Трумэн. Маргарет подарила знаменитому отцу четырех внуков, умерла в 2008 году.

Смерть

Смерть угрожала Трумэну еще в 1950 году. Поздней осенью в дом пытались проникнуть двое пуэрториканцев, но преступления так и не случилось – один из покушавшихся на жизнь президента был убит, другой приговорен к пожизненному заключению.


Гарри Трумэн скончался 26 декабря 1972 года в Канзас-Сити. Дожившего до столь преклонных лет мужчину сразила пневмония. 33-й лидер Америки покоится во дворе Библиотеки Трумэна.

Память

  • Американский авианосец USS «Harry S. Truman» (CVN-75)
  • Президентская библиотека-музей Г. Трумэна
  • Школа общественных наук Гарри С. Трумэна
  • Государственный университет им. Трумэна в штате Миссури

Книги

  • 1972 – «Гарри С. Трумэн», М. Трумэн
  • 1982 – «Бесс В. Трумэн», М. Трумэн
  • 1994 – «Гарри С. Трумэн: Жизнь», Р. Феррелл
  • 1998 – «Человек Независимости», Д. Дэниелс
  • 2003 – «Гарри С. Трумэн: его жизнь и времена», Б. Бернс
  • 2008 – «Гарри С. Трумэн», Р. Даллек
  • 2009 – «Гарри Трумэн», издательство «Де Агостини»
  • 2016 – «Трумэн», Л. Дубова, Г. Чернявский

Фильмы

  • 1947 – «33-й президент США Гарри Трумэн»
  • 1950 – «Моя страна, это тебе»
  • 1963 – «Победители»
  • 1973 – «Мир в войне»
  • 1980 – «Атомное кафе»
  • 1984 – «Победа»
  • 1988 – «Снова 18»
  • 1994 – «Войны нашего столетия»
  • 1995 – «Трумэн»
  • 2006 – «Флаги наших отцов»
  • 2004 – «Теория заговоров»
  • 2008 – «Президент, которого будут помнить»

Гарри С. Трумэн (Harry S. Truman) - 33-й президент США - родился 8 мая 1884 года в Ламаре (штат Миссури), умер 26 декабря 1972 года в Канзас-Сити (штат Миссури). Президент США с 12 апреля 1945-го по 20 января 1953 года.

В свое время Гарри С. Трумэн, был чрезвычайно непопулярным президентом. В декабре 1951 года только 23% американцев положительно оценили его деятель-ность. Даже Ричард Никсон на самой низкой точке Уотер-гейтского скандала с 24% имел более высокий показа-тель. Когда президент в 1953 году покинул свой пост, только 31% населения были согласны с его правлением, в то время как 56% отвергали его. Противоположностью этим цифрам является оценка Трумэна историками и общественностью после его смерти. Опрос мнения среди историков в 1982 году отвел ему восьмое место в списке американских президентов. В опросе Гэллапа в 1980 году он занимал даже 3 место после Джона Кеннеди и Фран-клина Д. Рузвельта . Нелюбимый, непопулярный прези-дент возвысился таким образом после смерти до американского народного героя. Если о президентстве Трумэна имеется очень много исследований, то годы его вступле-ния в должность президента в Вашингтоне, когда он был сенатором в Миссури , исследованы значительно хуже.

Гарри Трумэн родился семье мелко-го фермера. В 1890 году его отец Джон Эндерсон Тру-мэн поселился в Индепенденсе (штат Миссури), где Гарри окон-чил школу. Он не получил шанса посещать колледж, так как его отец все потерял на спекуляциях на зерновой бирже и был вынужден продать дом в Индепенденсе и переехать в Канзас-Сити, где нашел работу на элевато-ре. Трумэн вместе со своим братом решил избрать дея-тельность банковского служащего. С 1906 по 1907 год вместе со своим отцом и братом работал на ферме бабуш-ки. Когда отец умер в 1914 году, Трумэн взял на себя руководство предприятием и явно добился успеха. В отличие от других фермеров этого региона Трумэн ввел севооборот и начал разводить крупный рогатый скот. Вместе со своим партнером он одновременно инвестиро-вал цинковые и свинцовые рудники в Оклахоме и участ-вовал в нефтяных скважинах, которые, однако, оказа-лись небогатыми. В это время в нем проснулся интерес к политике. Он приветствовал избрание Вудро Вильсона президентом США, вступил в национальную гвардию и воевал во время мировой войны под командованием ге-нерала Першинга на фронте во Франции. В апреле 1919 года уволился из армии в чине капитана, женился на Элизабет Уоллес Ферман, своей юношеской любви из Индепенденса, которая всегда держалась на заднем плане и позже почти не участвовала в общественной жизни в Вашингтоне , но которую Трумэн всегда информировал о важных политических решениях. Вместе со своим парт-нером Трумэн открыл на своей родине магазин мужско-го платья. Экономический спад 1921 - 1922 гг. привел к закрытию магазина. После этого осталось 25 000 долла-ров долга, которые Трумэн должен был выплатить в последующее десятилетие.

После краха коммерческого предприятия Трумэн вос-пользовался возможностью быть избранным чиновником управления. Трумэн был ужасно плохим оратором, но у него было и много преимуществ: он являлся сторонником демократов, мощнейшей партии Юга, его знали в изби-рательном округе и его поддерживали бывшие сослуживцы по полку. Его главная деятельность как «председа-тельствующего судьи» в округе Джексон охватывала ответственность за содержание дорог округа, отвод сточ-ных вод и управление домом для престарелых и нужда-ющихся в посторонней помощи граждан, В тесном сотрудничестве (а возможно, в зависимости) с местным партийным руководством демократов под предводитель-ством Тома Пендергеста ему удалось создать современ-ное управление округом. Таким образом, Трумэн вошел в тесный контакт с покровительственной системой амери-канских партий того времени. В 1934 году, Трумэну удалось выдвинуться сенатором на выборы 1934 года.

В возрасте 50 лет Трумэн будучи сенатором штата Миссури приехал в Вашингтон . У него не было опыта в федераль-ной политике, но как «председательствующий судья» крупного округа он видел, что может сделать федераль-ное правительство для нуждающегося населения в пери-од депрессии. Первая встреча с президентом Рузвельтом прошла успешно, и Трумэн оказался убежденным сто-ронником «нового курса». Он с головой окунулся в работу, и ему повезло с назначением в один из комите-тов. Так, например, он участвовал в формулировании закона о регулировании воздушного сообщения, сделал себе имя при преследовании нелегальных махинаций среди менеджеров на железной дороге и вместе с Бертом Уилером из Виргинии подготовил закон о транспорте 1940 года. После его переизбрания с небольшим преиму-ществом в 1940 году он возглавил чрезвычайный комитет по исследованию программы вооружения федерального правительства. Благодаря этой деятельности, которая после японского нападения на Перл-Харбор приобрела большое значение, Трумэн добился все-таки националь-ной известности, открывшей ему в 1944 году дорогу к посту вице-президента. Комитет Трумэна, как он вскоре стал называться, контролировал американскую военную деятельность, осуществлял конструктивную, не вызыва-ющую сенсаций критику и вскоре был принят различны-ми политическими группировками и институтами. Пред-седатель открыто высказывался по внешнеполитическим вопросам и выступал за американское участие в между-народных организациях после окончания войны, что в частично изоляционистской стране вовсе не было само собой разумеющимся.

Основной причиной подъема Трумэна на пост вице-президента было то, что демократическое партийное ру-ководство решительно высказывалось против повторного избрания вице-президента Генри Уоллеса, которого рас-сматривали как приверженца левого крыла и мечтателя, не имеющего никакого влияния на сенат. Вице-президентство Трумэна после победы демократов с относительно небольшим преимуществом в ноябре 1944 года проходи-ло без сенсаций, Он не принимал участия в военных конференциях и его не информировали о проекте Манхеттен, создании атомной бомбы.

Когда Трумэн после смерти Рузвельта 12 апреля 1945 года вступил в должность президента, то столкнулся с драматической ситуацией. Война в Европе шла к концу. Советско-американские отношения на последней конференции значительно ухудшились. Начались кон-фликты по развитию Восточной Европы и по системе передачи взаймы или в аренду, которую Трумэн закон-чил за несколько дней до немецкой капитуляции. С другой стороны, Трумэн продолжал важнейшие полити-ческие и экономические проекты администрации Руз-вельта : создание и построение Объединенных Наций, Всемирного банка и Международного валютного фонда. Трумэн был заинтересован в хороших отношениях со Сталиным и одновременно, как и Рузвельт, имел про-блемы с политикой британского премьер-министра Уинстона Черчилля. О своей первой встрече со Сталиным на Потсдамской конференции он положительно высказался в своем дневнике. После избрания британским премьер-министром Клемента Эттли, которого он считал слабым человеком, Трумэн начал ценить его предшественника, в то время как его положительное отношение к Сталину быстро уменьшилось. Он был рассержен советско-поль-ской договоренностью относительно линии Одер - Ней-се. Коммунистическую систему считал полицейским го-сударством, которое было ничуть не лучше, чем Германия Гитлера или Италия Муссолини. Когда он находился на борту крейсера «Аугуста» на обратном пути в США, то получил 6 августа сообщение о взрыве первой атомной бомбы в Хиросиме. Трумэн информировал Сталина еще 24 июля о новом оружии, не говоря четко, что речь идет об атомной бомбе. Ему было ясно, что этим война против Японии будет значительно сокращена, возможно, закон-чится раньше, чем русские осуществят свое объявление выступить против Японии. В своем Потсдамском дневни-ке президент писал: «Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества... Это оружие будет при-менено против Японии... так, чтобы военные объекты, солдаты и моряки были целями, а не женщины и дети. Даже если японцы дикие - беспощадны, жестоки и фа-натичны, то мы как руководители мира для общего блага не можем сбросить эту ужасную бомбу ни на старую, ни на новую столицу».

Впоследствии сброс бомбы на Хиросиму и Нагасаки часто критиковали. Возможно, было бы лучше предуп-редить японцев, провести пробный сброс или, по край-ней мере, между двумя применениями оставить больше времени. Но эти аргументы не учитывают того, что в распоряжении было только две атомные боеголовки, ис-пытания могли не удаться, а бомба создавалась, чтобы ее использовать. Возможно, на Трумэна, как показывает цитата, большое впечатление произвело японское веде-ние войны: японское нападение на Перл-Харбор было внезапным ударом, на Филиппинах японцы проводили смертельные марши пленных, и во время войны появи-лись многочисленные сообщения об истязаниях военно-пленных. Сам Трумэн считал, что не должен сожалеть о решении, так как оно, по его мнению, спасло жизнь сотням тысяч американцев и японцев, которые были бы убиты при вторжении. Однако он постоянно занимался этой темой. Когда генерал Мак-Артур в 1951 году потре-бовал расширения войны в Корее, Трумэн отказался дать разрешение. Его мысли постоянно кружили вокруг при-менения атомной бомбы, особенно, когда Китай вступил в войну на стороне Северной Кореи. Но, как во время Берлинской блокады 1948 годуа когда министр армии Кеннет Ройалл одобрил превентивный удар, он откло-нил это по моральным и стратегически-дипломатическим причинам. Трумэн видел в атомной бомбе, прежде всего политическое оружие, которое в будущем можно будет применять только в прямой военной конфронтации с Советским Союзом, если речь пойдет о существовании Соединенных Штатов.

По окончании мировой войны обнаружилось, что аль-янс победителей невозможно сохранить. Правда, были свободные выборы в Венгрии и в Чехословакии, но не в Польше, Румынии и Болгарии. Вместе с французской оккупационной властью советское управление в Герма-нии не подчинялось центральному экономическому управлению в оккупированной Германии. Также односто-роннее перенесение территорий восточнее Одера и Нейсе к Польше до мирного договора способствовало обостре-нию напряжения. Подобные конфликты возникли в Ко-рее, где Советский Союз выступал за государство-сател-лит, и в Иране, где он пытался приобрести сферы особых интересов. Советское правительство отказывалось от сотрудничества во Всемирном банке и в Международном валютном фонде, институтах, которые предусматрива-лись американскими плановыми органами как централь-ные для восстановления мировой экономики.

Конечно, причинами этих трений были не одни толь-ко действия Сталина, но для Трумэна было бесспорно, что ему противостоит государственный деятель, который не держит своего слова. Из этого Трумэн сделал вывод, что Советский Союз ни в коей мере не намерен коопери-роваться с Западом для сохранения равновесия сил, а будет пытаться распространить свою власть повсюду, где только возможно. Тоталитарные государства, так думал Трумэн, а вместе с ним и большинство американ-цев, полагаются на военную силу или угрозу насилия, чтобы осуществить свой интерес. Образование в 1947 году Коминформа, казалось, указывало на то, что Советский Союз и дальше хочет действовать как политическое и идеологическое острие копья коммунистической мировой революции.

Развитие в Восточной Европе и успехи коммунисти-ческих партий в Западной Европе, на Балканах и в Китае поддержали эту интерпретацию. Хотя американ-ский дипломат Джордж Кеннен, блестящий знаток рус-ской истории, никогда не пытался объяснить советскую внешнюю политику с чисто идеологической точки зре-ния, но его «длинная телеграмма» из Москвы в январе 1946 года все-таки способствовала ужесточению позиции Вашингтона . Кеннен видел в Советском Союзе государ-ство - преемника царского режима с его самодержавны-ми институтами и тенденцией к изоляции от внешнего мира. Также опубликованная Кенненом в 1947 году в журнале «Форин Аффеарс» ра-бота о причинах советского поведения подтверждала эту оценку положения и произвела впечатление на Трумэна.

От предположения советской угрозы для Западной Европы, каким бы односторонним и проблематичным оно ни было, было недалеко до необходимости поддерж-ки и обеспечения безопасности Западной Европы в инте-ресах национальной безопасности США. Западной Ев-ропе и Японии было отведено стратегическое значение для защиты Соединенных Штатов. Ни Пентагон, ни го-сударственный департамент, ни секретные службы, ни сам президент Трумэн не ожидали прямой военной кон-фронтации с Советским Союзом. Советский Союз тяже-ло пострадал от немецкого нападения и войны, и потре-буются годы для восстановления страны. Более значимым казался факт, что советская политика должна была при-вести к психологическому влиянию на население в той же мере ослабленных западных демократий. Для Трумэ-на существовала прямая зависимость между экономичес-ким благосостоянием, психологическим самосознанием и обороноспособностью. Если не удастся вселить европей-цам уверенность в скором восстановлении, то можно было предвидеть, Москва приобретет массовое влияние.

Из этих соображений возникла «политика сдержива-ния», которая сначала как «двойное сдерживание» была направлена против Советского Союза и Германии. Она должна была установить глобальное военное равновесие держав и одновременно образовать в Европе и Японии новые силовые центры, которые могли в будущем закре-питься против советской политики. Советские и ревизио-нистские историки в США и других странах утверждали в 60-х и 70-х годах, что США перереагировали в отноше-нии советской политики. Как показывают новые иссле-дования, не исключено, что Запад прекратил попытки кооперации раньше, чем это сделал Сталин. Новые ис-следования британской политики, однако, показывают, что как консервативное правительство Черчилля, так и лейбористское правительство Эттли еще до американских руководителей пришли к мнению, что с Советским Союзом невозможно сотрудничать долгосрочно.

Никто из американских президентов не повлиял так решительно на развитие в Европе в послевоенное время, как Трумэн. В 1947 году он провозгласил «Доктрину Трумэна», когда призвал Конгресс оказать Греции и Турции военную и экономическую помощь, чтобы убе-речь их от якобы грозящего коммунистического захвата власти. Так как Великобритания была больше не в со-стоянии выступать в качестве противовеса относительно Советского Союза в этом регионе, то США стали доми-нирующей силой в районе Средиземноморья и обязались предоставить весь свой экономический потенциал для сдерживания коммунизма.

Еще большее значение имел план Маршалла. В качестве главных целей плановые органы в Вашингтоне наметили предотвратить дальнейший экономический застой в Запад-ной Европе, прекратить экономический хаос, который считали питательной средой для распространения ком-мунистической идеологии, и побудить демократию в За-падной Европе к экономической и политической коопера-ции. Ревизионистские историки упрекали Трумэна в том, что планом Маршалла он крепко привязал Западную Германию к Западу, придав законную силу разделению Германии и Европы. Эти документы предстают после по-литического поворота в мире 1989 - 1990 гг. в новом свете.

Как с избранием Джорджа Маршалла министром ино-странных дел в 1947 году, точно так же Трумэну повезло с назначением его преемником Дина Эйксона в 1949 году. Маршалл и Эйксон лояльно поддерживали политику Трумэна, были убеждены в особом значении Западной Европы в глобальном конфликте с Советским Союзом и помогали защищать внешнюю политику во внутриполи-тических столкновениях.

Решение о создании НАТО (1947 г.) также пришлось на первый срок пребывания Трумэна на посту президен-та. Подобно Берлинскому «воздушному мосту» - развитие НАТО наглядно показало, что Трумэн осознал психологическое значение политических решений. Создание НАТО и Берлинского «воздушного моста» следовало понимать как политические сигналы Советскому Союзу. В обеих акциях речь шла об оборонительных мероприя-тиях. У народов Западной Европы нужно было создать впечатление, что Соединенные Штаты тесно связали свою судьбу с дальнейшим развитием демократии.

В послевоенное время можно было определенно гово-рить об американской гегемонии в Западной Европе. Трумэн не поддался первоначальному импульсу срочно сократить заокеанскую активность, а проводил внеш-нюю политику, которая брала на себя экономические и военные обязательства и одновременно действовала как катализатор политического объединения Европы. Эта роль Америки была бы невозможна, если бы США не нашли, особенно в Великобритании, в странах Бенилюк-са и после образования Федеративной Республики Гер-мании в Бонне, партнеров, которые бы понимали при-сутствие американцев в Европе как необходимость для национального выживания. С этой точки зрения следует рассматривать также и план Маршалла и связанную с ним американскую кампанию производства.

Несмотря на общую риторику, Трумэн не имел ни намерения, ни военных средств использовать США как «мирового жандарма». «Длинная телеграмма» и статья «Мистера Х» не содержали конкретных рекомендаций, а являлись настоятельной просьбой автора Джорджа Кеннена, обратить внимание американской общественности на глобальные проблемы политики безопасности после 1945 года и напомнить ей о возросшей ответственности. Более этого ничего сначала и не произошло. В политике безопасности администрации Трумэна до 1950 года речь шла о политике экономического сдерживания действи-тельных или мнимых советских экспансионистских устремлений. Были введены двусторонняя экономиче-ская помощь, санкции, либерализация торговли и ва-лютная политика, чтобы остановить рост советского влия-ния. Но пока еще не предпринималось расширение военных структур и структур политической безопаснос-ти, Доктрина Трумэна предназначалась, главным обра-зом, для оказания влияния на американскую обществен-ность и сопротивляющийся Конгресс, который должен был предоставить финансовые средства для экономичес-кой стабилизации в Европе.

Главную цель плана Маршалла также следует рас-сматривать в контексте политики безопасности. Это была попытка пресечь подрыв Западной Европы, осуществля-емый посредством распространения голода, нищеты и безнадежности. План Маршалла сменил неудавшуюся двустороннюю помощь европейским государствам и дол-жен был создать равновесие сил в Европе. Переворот в ЧССР весной 1948 года и советская блокада Берлина еще не привели к значительному расширению военного во-оружения. Передислокация бомбардировщиков Б-29 в Англию являлось, в первую очередь, способом ведения психологической войны, так как эти самолеты совсем не были пригодны для атомного оружия. Сдержанность Трумэна в расширении военной активности проявлялась также в его решении ни в коем случае не вмешиваться американскими наземными войсками в конфликт между Мао Цзе-дуном и Чан Кай-ши. Ограниченность финан-совых ресурсов требовала концентрации усилий на Ев-ропе, которая и была осуществлена.

На этом фоне создание НАТО означало не столько образование военного альянса, хотя и это имело место, сколько политическое дополнение к политике экономи-ческого сдерживания. Исходным моментом были требо-вания Великобритании и Франции об американской под-держке. Договор НАТО не содержал автоматических обязательств защиты Европы, а ставил такие действия в зависимость от согласия Конгресса. Только с 1951 года НАТО располагало американскими войсками. Ни воен-ные, ни Трумэн не исходили из того, что с созданием НАТО связано постоянное присутствие США в Европе.

Политика администрации Трумэна, однако, измени-лась под впечатлением от успешных испытаний первой советской атомной бомбы и после ставшего известным как NSC 68 (1950 г.) анализа американской политики безопасности, проведенного Национальным Советом Без-опасности. Решающей вехой для Трумэна было, однако, северокорейское нападение на Южную Корею в июне 1950 года, и конфликт был интерпретирован как «вто-рая Греция» и как начало военной агрессии по инициа-тиве Советского Союза. Это, возможно, явилось сверхре-акцией, так как ситуацию в Азии в действительности трудно было сравнить с ситуацией в Европе. Но для Трумэна и его советников стало ясно, что Советский Союз проводит совместно с Китаем глобальную экспан-сионистскую политику,

В политике по отношению к Палестине существовали серьезные разногласия между Белым домом и министер-ством иностранных дел. Трумэн положительно относил-ся к созданию Израильского государства в Палестине, так как сочувствовал жертвам массового уничтожения. Он полагал, что государственный департамент слишком вступается за арабские государства и американские неф-тяные интересы, и в поддержке еврейской иммиграции в Палестину он видел возможность завоевать еврейские голоса для выборов в сентябре 1948 года. Решение Тру-мэна о признании государства Израиль в мае 1948 года еще вовсе не означало американскую гарантию выжива-ния, но оно отмечало начало вхождения США в развитие Ближневосточного кризиса.

В последние годы внутренняя политика администра-ции Трумэна привлекла в себе усиленное внимание. Тру-мэн идентифицировал себя с «новым курсом», но у него были большие трудности с либеральными советниками Рузвельта, которые упрекали его в том, что он запустил наследство президента или не расширяет его. В конечном счете, речь шла скорее о проблеме личного стиля в политике, чем о существенных разногласиях, и в 1948 году многие либеральные сторонники «нового курса» поддерживали Трумэна в предвыборной борьбе за президентст-во. После того как республиканцы уже в промежуточных выборах 1946 года завоевали большинство в обеих палатах Конгресса, шансы Трумэна в 1948 году были чрезвычайно плохи. Демократическая партия находилась в кризисе, и президент получил конкуренцию из соб-ственных рядов как от консервативных южан, которые не доверяли его расовой политике, так и от левых сил вокруг бывшего вице-президента Уэллеса. Хотя исследо-ватели общественного мнения и пресса уже «похорони-ли» Трумэна и объявили победителем республиканского противника Томаса Е. Дьюи, под впечатлением Берлин-ского кризиса президенту удалось сенсационное возвра-щение в форме минимального с 1916 года преиму-щества голосов.

К большим путеводным внутриполитическим рефор-мам Трумэна принадлежала отмена расового деления в армии. Не будет неверным считать началом движения за гражданские права время правления Трумэна, так как помимо армии президент заботился об интересах цветно-го населения в обществе. Еще сенатором выступал за равноправие цветных граждан в мире труда. Он прого-лосовал за отмену избирательного налога в отдельных штатах, поддерживал основанный на законе запрет лин-чевания и заботился об интересах своих цветных избира-телей в Миссури . Как президент предложил Конгрессу создать постоянную комиссию для обеспечения равных шансов образования и получения профессии для черных. Но из-за сопротивления консервативных демократов из южных штатов, так называемых «Dixiecrats», дальней-шее проведение реформ стало очень сложным. Принци-пиально Трумэн верил в гражданские права для всех американцев, в общественную «честную сделку», как он это называл. Хотя ему в конце концов не удалось полу-чить согласие Конгресса на свою систему реформ, при-мечательно то, что ревизионистские историки при всей остроте критики его внешней политики совершенно по-ложительно оценивают его политику гражданских прав.

Отношения Трумэна с лидерами крупных профсо-юзов подвергались сильным колебаниям. Сразу после войны, когда в связи с переходом от военной к мирной экономике возник конфликт по поводу повышения зар-плат и мероприятий по стабилизации, они были скорее ожесточенными. Улучшение наступило во время предвы-борной борьбы за пост президента 1948 года, когда Трумэн смог воспользоваться своим вето против закона Тафта - Хартли, изданного консервативными силами Кон-гресса с целью снижения влияния профсоюзов. Ухудше-ние наступило опять, когда Трумэн во время корейской войны выступил за контроль зарплат и цен.

Если отношения между президентом Трумэном и проф-союзами часто были противоречивыми, то не лучше было его отношение и к крупной промышленности. Когда в 1952 году возник конфликт в сталелитейной промыш-ленности, причиной которого, по мнению президента, была негибкая позиция промышленников, недолго думая, 8 апреля 1952 года, Трумэн распорядился передать стале-литейные заводы в распоряжение правительства до раз-решения конфликта. Верховный суд объявил эту чрезвычайную меру в начале июня 1952 года противоречащей конституции, и все длилось до конца июля, пока работо-датели и профсоюзы не пришли к компромиссу.

К самым спорным внутриполитическим решениям Тру-мэна относится программа лояльности, попытка обеспе-чить национальную безопасность Соединенных Штатов также посредством контроля левых политических дисси-дентов. Это привело не только к ограничению гражданс-ких свобод и идеологической травле предполагаемых ком-мунистов в государственном управлении под руководством сенатора Джозефа Маккарти, но и к отравлению внут-риполитического климата в США. В этом контексте Тру-мэна часто обвиняют в том, что он излишне акцентиро-вал советскую угрозу для Соединенных Штатов, чтобы завоевать Конгресс для поддержки своей политики в Европе и Азии, и тем самым развязал антикоммунисти-ческую травлю. Против такой интерпретации в послед-нее время появились возражения, что американская об-щественность, самое позднее с 1946 года, все больше настраивалась антисоветски, реагируя таким образом на советскую политику в Восточной Европе, и что Трумэн только пытался контролировать Конгресс. Несмотря на это, «направленная по ошибочному пути программа лояльности», как она была названа, остается самой про-блематичной главой президентства Трумэна.

Отношения между Гарри Трумэном и американским Конгрессом были отягощены многими факторами: после его избрания президентом в 1948 году он представил охва-тывающую 25 пунктов программу «Справедливый курс». Она охватывала контроль цен, кредитов, промышлен-ных продуктов, экспорта, зарплат и квартирных плат. Обещала расширение гражданско-правового законода-тельства, дешевое жилье, минимальную зарплату в 75 центов в час, отказ от закона Тафта - Хартли, обязатель-ное страхование на случай болезни, лучшее обеспечение социальной безопасности и федеральную помощь для системы образования. Ввиду республиканского большин-ства в Конгрессе эта честолюбивая программа не могла быть выполнена, но она указывала направление расши-рения соответственно европейским стандартам все еще не развитой американской социальной системы.

Конфликты между Трумэном и Конгрессом участи-лись во время второго срока пребывания Трумэна в должности президента, так как республиканцы припи-сывали президенту в резкой форме «проигрыш Китая» коммунистам Мао. За время двух сроков Трумэн проти-востоял 4 Конгрессам, в которых каждый раз большин-ство было справа от его внутренней политики. Трумэн не стеснялся широко пользоваться правом на вето, чтобы отражать республиканские инициативы и придерживаться своего курса. К крупнейшим успехам его президентства, бесспорно, относится то, что ему удалось обязать контролируемый республиканцами 80-й Конгресс 1946 - 1948 гг. к надпартийной внешней политике». Ввиду возрастаю-щей внутриполитической критики, Трумэн весной 1952 года заявил о своем отказе от следующего выдвижения канди-датом. Конгресс к этому времени уже принял 22-е дополнение к конституции, которое ограничивало прези-дентство двумя сроками. Трумэна это бы все равно не коснулось, так как он только б лет исполнял обязаннос-ти президента. Своим преемником он избрал губернато-ра Иллинойса Эдлая Стивенсона, который, однако, явно уступал популярному генералу Дуайту Д. Эйзенхауэру . В мемуарах Трумэн писал, что быть президентом означа-ет быть «одиноким, очень одиноким во время больших решений». Из Индепенденса, где в 1957 году была от-крыта библиотека Гарри С. Трумэна, экс-президент вни-мательно следил за политическими событиями и был рад, когда в 1961 году в лице Джона Ф. Кеннеди в Белый дом вновь вошел демократ и когда при Линдоне Б. Джонсоне с 1964 года были осуществлены многие из его планов и реформ.

Трумэн умер 26 декабря 1972 года в возрасте 88 лет в Канзас-Сити. На похоронах Джонсон оценил его как «великана двадцатого века», который, как никто дру-гой до него, оказал влияние на мир - оценка, которую сегодня разделяют большинство американских истори-ков. Этой посмертной положительной оценке не в послед-нюю очередь способствовало то, что с открытием архивов все яснее становится, что Трумэн, вопреки многим лич-ным нападкам, обладал твердой волей, в трудных ситу-ациях сам принимал все решения, даже если они не были популярными, и никогда не отступал от принятого.

При подготовке материала использовалась статья Германна-Йозефа Рупипера "Непопулярный творец послевоенного мира".

ТРУМЭН (Truman ) Гарри (1884-1972), американский государственный деятель, 33-й президент США (1945-53), от Демократической партии; вице-президент с января - апрель 1945. Отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Один из инициаторов создания НАТО (National Atlantic Treaty Organization, NATO).

ТРУМЭН (Truman ) Гарри (8 мая 1884, Ламар, штат Миссури - 26 декабря 1972, Канзас-Cити), американский государственный деятель, 33-й президент США от Демократической партии. С его именем связано как продолжение социально-экономических реформ в духе «нового курса» , так и начало «холодной войны». Трумэн выступал за жесткое противостояние СССР и силам коммунизма (политика «сдерживания») и утверждение единоличного лидерства США по всему миру.

Начало карьеры. Сенатор

Трумэн родился в семье фермера, в молодости работал банковским клерком, почтмейстером, дорожным инспектором. Служил в Национальной гвардии США, участник Первой мировой войны (в чине капитана). Его предпринимательская деятельность (в горнодобывающей, нефтяной промышленности, торговле, позднее - в банковском деле) оказалась в основном неудачной.

Начало политической карьеры Трумэна тесно связано с именем Томаса Пендергаста, руководителя партийной машины демократов в штате Миссури, умелого организатора, но пользовавшегося скандальной известностью политика (в 1939 он был осужден по обвинению в получении взяток и уклонении от уплаты налогов). Опираясь на его поддержку, а также благодаря популярности среди ветеранов войны, Трумэн был в 1922 избран судьей округа Джексон (хотя юридическое образование получил лишь четыре года спустя); в 1926 он стал председателем суда округа. Проработав на этом посту два срока, в 1934 вновь благодаря поддержке Пендергаста Трумэн был избран членом сената США. Несмотря на сомнительную репутацию, которой он поначалу пользовался, поскольку был обязан избранием коррумпированному партийному боссу, Трумэн быстро завоевал авторитет благодаря добросовестному отношению к своим обязанностям и дружеским отношениям с коллегами.

При его активном участии были приняты два важных закона - о гражданской авиации и о транспорте. Тем не менее, повторного избрания в сенат в 1940 он добился с большим трудом, победив соперника с минимальным перевесом голосов. Его победу вновь обеспечила поддержка местной партийной машины во главе с Р. Ханниганом, сменившим оказавшегося в тюрьме Пендергаста.

В 1941 возглавлявшаяся Трумэном специальная комиссия выявила многочисленные злоупотребления в вооруженных силах и военном производстве, что способствовало росту его популярности. В начале 1944 Ханниган занял пост председателя национального комитета демократической партии, и это сыграло существенную роль в дальнейшей политической карьере Трумэна. На состоявшихся в том же году президентских выборах он был выдвинут кандидатом в вице-президенты. Ему предстояло идти на выборы в паре с президентом Франклином Д. Рузвельтом, выставлявшим свою кандидатуру (впервые в истории США) уже на четвертый срок. Трумэн был выдвинут вместо прежнего вице-президента Генри Уоллеса, которого многие в руководстве демократов считали излишне либеральным деятелем. Выборы 1944 завершились убедительной победой пары Рузвельт-Трумэн. Тем не менее, за 82 дня вице-президентства Трумэн встречался с Рузвельтом всего два раза; к решению серьезных вопросов его не привлекали.

У истоков «холодной войны»

После внезапной кончины Рузвельта 12 апреля 1945 Трумэн, согласно конституции, занял пост президента. Практически с первых дней президентства он приступил к пересмотру одного из основополагающих элементов внешней политики своего предшественника - сотрудничества с СССР, пытаясь решать возникающие между союзниками разногласия (особенно в вопросах послевоенного устройства в Восточной Европе) без учета его интересов, с позиции силы. О новой, недружественной по отношению к СССР позиции США свидетельствовали и подчеркнуто резкая беседа Трумэна с В. М. Молотовым в Вашингтоне 23 апреля, и прекращение США поставок по ленд-лизу в мае 1945, и попытки угроз во время Берлинской (Потсдамской) конференции, связанные с проведенными накануне успешными испытаниями атомной бомбы. Администрацию Трумэна постепенно покинули сторонники линии Рузвельта - Г. Гопкинс, Г. Уоллес (занимавший пост министра торговли).

В августе 1945 принял решение о применении ядерного оружия против японских городов Хиросима и Нагасаки, в результате чего свыше 200 тыс. человек, главным образом мирных жителей, были убиты и ранены.

Проводя политику «сдерживания», администрация Трумэна широко использовала как экономические, так и военно-политические рычаги. В марте 1947 по его инициативе конгрессом США была принята программа военной и экономической помощи (на сумму 400 млн. долл.) правительствам Греции и Турции для усиления их позиций в борьбе с коммунистами, впоследствии получившая название «доктрины Трумэна». Согласно плану Маршалла (по имени государственного секретаря в администрации Трумэна), странам Западной Европы в 1948-51 была предоставлена экономическая помощь в размере свыше 13 млрд. долларов, способствовавшая их послевоенному восстановлению. К 1951 объем промышленного производства в Западной Европе на 43% превысил довоенный уровень. Реализация плана Маршалла одновременно усилила здесь позиции американского капитала (частные инвестиции США увеличились в четыре раза), обеспечила американским компаниям обширные рынки сбыта.

Согласно принятым в 1947 и 1949 Законам о национальной безопасности было создано единое министерство обороны, объединившее три министерства видов вооруженных сил (сухопутных войск, ВВС и ВМС), образованы Совет национальной безопасности и Центральное разведывательное управление (ЦРУ). В апреле 1949 в Вашингтоне было подписано соглашение о создании Организации Североатлантического договора (НАТО). В последние годы президентства Трумэна США принимали активное участие в войне в Корее (1950-53). Американские войска под командованием генерала Д. Макартура действовали на стороне Южной Кореи под флагом войск ООН (включавших также небольшие воинские контингенты еще 16 стран). Тем не менее, когда после вступления в войну на стороне КНДР в ноябре 1950 китайских войск Макартур заявил о готовности перенести военные действия на территорию КНР и применить ядерное оружие, Трумэн не только не санкционировал подобные действия, но и отстранил его от командования.

«Справедливый курс»

Внутренняя политика президента была направлена на смягчение социально-экономических и расовых противоречий в американском обществе. В 1945 Трумэн обратился к конгрессу с предложением принять ряд мер по повышению оплаты труда, социальному обеспечению, исключению дискриминации при найме по расовому или религиозному признаку, жилищному строительству. Программа (так называемый «Экономический билль о правах») была отвергнута Конгрессом как слишком дорогостоящая. Исключение составил лишь закон о занятости 1946, возлагавший на правительство ответственность за обеспечение полной занятости.

Тем не менее инициативы Трумэна в области социальной политики и гражданских прав обеспечили ему победу на выборах 1948 в сложной ситуации раскола Демократической партии (часть демократов поддерживала вновь образованную Прогрессивную партию Уоллеса, выступавшего за возврат к внешней политике Рузвельта; другая часть, в первую очередь на Юге США, губернатора Южной Каролины С. Термонда, противника президента в вопросах межрасовых отношений).

Схожая судьба постигла пакет предложений 1949 («Справедливый курс»): конгресс утвердил лишь повышение минимальной заработной платы, расширил число лиц, получающих социальные выплаты по старости, и принял программу строительства дешевого жилья для малоимущих. Нереализованными остались предлагавшиеся Трумэном меры по созданию общенациональной системы медицинского страхования, обеспечению гражданских прав и др. Его социальная политика, однако, заложила основу для социальных программ демократических администраций 1960-х гг.: и Л. Джонсона.

В начале 1950-х гг. Трумэн полностью утратил доверие избирателей. Внутриполитические достижения оказались весьма скромными, администрацию сотрясали многочисленные скандалы, связанные с коррупцией в ближайшем окружении президента. Хотя война в Корее не вызвала столь массовых протестов как позднее война во Вьетнаме, ее непопулярность сыграла свою роль в решении Трумэна не выдвигать свою кандидатуру на выборах 1952.


Тридцать третий президент США с 1945 по 1953 год от Демократической партии.

Гарри Трумэн родился 8 мая 1884 года в городе Ламар, США. Мальчик являлся вторым ребенком в семье фермера Андерсона Трумэна и его жены Марты. А детстве увлекался чтением книг, историей, музыкой. После школы Гарри поступил в бизнес-колледж, где, в том числе, изучал бухгалтерский учет, однако через год вынужден покинуть учебное заведение, так как к тому времени отец разорился и пришлось зарабатывать деньги.

После смерти отца Трумэн взял хозяйство в свои руки, улучшил его путем введения севооборота и разведения крупного рогатого скота. Параллельно Гарри пробовал силы в бизнесе: инвестировал в свинцово - цинковые рудники в Оклахоме, вкладывался в разработку нефтяных месторождений и спекулировал на недвижимости в Канзас-Сити. Впрочем, все бизнес - проекты начинающего предпринимателя оказались неудачными.

В 1914 году Трумэн заинтересовался политикой. В деловых начинаниях не везло, зато быстро продвигался по политической карьерной лестнице.

В годы Первой мировой войны являлся капитаном артиллерии, популярным главой графства и сенатором. Славился умением находить общий язык с представителями любых сословий.

В 1944 году Рузвельт назначил Трумэна вице-президентом вместо Генри Уоллеса, который стал отличаться либеральными замашками, чем вызывал недовольство представителей демократической партии. На этом посту Гарри контролировал американскую военную деятельность. На должности вице-президента продержался 82 дня. В апреле 1945 года Рузвельт неожиданно скончался, и, согласно конституции Америки, Трумэн заступил на пост президента.

Трумэну досталось хозяйство с непростыми проблемами: заканчивалась война, разгорался конфликт по разделу Восточной Европы, отношения с Советским Союзом ухудшались, да и в своей стране требовалось подлатать некоторые прорехи.

Правление Гарри Трумэна связано со смягчением расовых противоречий. Президент попытался отказаться от политики и законов, разделяющих население по расовому признаку. Возник комитет по надзору за положением афроамериканцев: структура, следившая за равенством всех граждан.

Большое внимание Трумэн уделял экономическим и социальным проблемам, предлагая новые законы. Самая известная программа президента получила название «Справедливый курс». По сути, проект представлял собой расширенный «новый курс» Рузвельта.

Увеличение затрат на социальную поддержку, контроль цен и кредитов, повышение зарплат, строительство государственного жилья, обеспечение полной занятости населения, введение государственного медицинского страхования, помощь образованию. Именно в этом политик видел точки роста Соединенных Штатов Америки.

Но, к сожалению, Гарри Трумэн не находил поддержки в Конгрессе. Законопроект не приняли, поэтому со временем избиратели разочаровались в политике. В 1952 году отказался от выдвижения своей кандидатуры на пост президента. Лишь спустя пятнадцать другие лидеры вернутся к начинаниям Трумэна.

Самой лучшей чертой президента Трумэна являлось умение ставить себя на место простого американца и большая ответственность. Гарри не стал вновь баллотироваться на пост президента США на выборах 1952 года, 34-м президентом страны стал Дуайт Эйзенхауэр.

Когда Гарри Трумэн покинул свой пост и ушел на пенсию в 1953 году, его популярность оказалась крайне низкой, но со временем получил статус одного из самых лучших президентов. В 1957 году в Индепенденсе экс-президент открыл свою библиотеку.

Похожие публикации