Взимание платы за одн сверх норматива. Кто должен оплачивать сверхнормативный одн. Так что и кому разъяснил Минстрой

Расход электроэнергии на общедомовые нужды раньше был описан в квитанции отдельной строкой «ОДН», но в связи с внесением изменений в расчет по оплате коммунальных услуг от 1 января 2019 года эту графу из платежек убрали. Однако и суммы вдруг резко увеличились, с чем россияне абсолютно не согласны.

  1. В Новосибирской области с 1 января 2019 года зафиксирован обновленный норматив потребления электроэнергии по ОДН на 1 кв. м для 3-этажных многоквартирных домов величиной 0,907 кВт/ч в месяц, для 5-этажных 2,210 кВт/ч, 12-этажных 4,411 кВт/ч, 13-этажных в зависимости от наличия индивидуального отопительного пункта – от 6,128 до 7,014 кВт/ч.
  2. В Ростовской области если многоэтажка оборудована только лампочками, придется оплачивать 0,6 кВт/ч в месяц на ОДН. Если есть лифт, норматив расходования электроэнергии увеличивается до 1,7 кВт/ч. Насосное оборудование в доме требует оплаты по расходованию света плюс 0,9 кВт/ч.
  3. В Саратове жильцы многоквартирного дома в 2 этажа оплачивают потребление ресурса при осветительных приборах в подъездах 0,59 кВт/ч за месяц, этажность в 4 этажа увеличивает размер до 0,84 кВт/ч, а при наличии насосного устройства норматив достигает 0,97 кВт/ч. В 9-этажке норматив ОДН по свету в 2019 году составляет 1,82 кВт/ч по минимуму, есть лифт – оплатите 2,4 кВт/ч, насос – 2,10 кВт/ч, силовые установки – 2,72 кВт/ч.

Как произвести расчет ОДН по электроэнергии по установленному нормативу

В случае, когда объемы ОДН по электроэнергии превышают установленные нормативы, разница оплачивается исполнителем коммунальных услуг , в лице которого выступает УК, ТСЖ или иная организация, которой собственники делегировали права по управлению МКД.

  • V д - потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
  • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).

Кто с должен оплачивать превышение ОДН над нормативом по холодной воде

Но если есть превышение, а жильцы его не должны оплачивать, кто-то всё равно оплачивать должен. С непонятной целью убрали, что исполнитель оплачивает превышение из собственных средств. А если эту обязанность убрали, то УК, сославшись на новую редакцию, разумеется, откажется оплачивать превышение из собственных средств.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято соответствующее решение.
В случае заключения «прямых договоров» между потребителем и ресурсоснабжающей организацией объем «сверхнормативного» коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, также оплачивается организацией, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Возврат — ОДН

Подать иск может только 1 человек, а не группа недовольных платежами граждан, проживающих в одной квартире, потому его стоит писать лишь собственнику. Иск не будет принят, если в доме установлен ОДПУ. Допускается как написание от руки, так и печатная форма подачи документа.

Жильцы многоквартирного дома могут рассчитывать на возврат денег по электроэнергии, воде и другим ресурсам, но нужно понимать, что без веских оснований это сделать не получится или процесс может затянуться на года и не удастся добиться никаких результатов. Свою историю можете написать в комментариях, чтобы лучше понять, насколько эта проблема сегодня актуальна.

Что такое ОДН за электроэнергию

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

В многоквартирном доме электроэнергия используется как на содержание подъездов, так и на обслуживание остальных территорий, относящих к дому.

  • функционирование лифтов;
  • работа домофонов;
  • видеонаблюдение;
  • освещение в подъезде и возле дома;
  • поддержание противопожарных систем и других сигнализаций.

Без нужды виноватые

Главная идея нововведения не допустить, чтобы россияне снова получили огромные счета за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН). Напомним, это понятие появилось в жилищном хозяйстве в прошлом году. Некоторые домоуправляющие организации слишком формально (или, наоборот, творчески) подошли к начислению платежей за услугу. В результате в ряде городов в конце прошлого и начале нынешнего года люди получили нереальные счета. С 1 июня начало действовать постановление правительства N 344, которое запрещает брать за общедомовое потребление больше, чем положено по нормативу, а если в доме утекает больше воды и неизвестно куда пропадает электричество, за это должна платить управляющая компания.

Но в этом случае жильцы платить не должны, объяснили «РГ» в Министерстве регионального развития. В соответствии с постановлением правительства N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов. Исполнитель обязан заключать с поставщиками ресурсов договоры о приобретении воды, энергии и тепла, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Жилищный кодекс жестко прописывает, кто отвечает за предоставление коммунальных услуг. «Статья 161, часть 2.2 и 2.3 говорят о том, что управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребкооператив отвечают за предоставление коммунальных услуг. И именно они обязаны выставлять платеж независимо от того, есть договор ресурсоснабжения или нет. Граждан просто обманывают, перекладывают на них выпадающие доходы, ссылаясь на отсутствие договора», — считает Прокофьев.

Оплата электроэнергии на ОДН

ПП РФ № 307 от 23 мая 2006 г. утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг», 7 пункт которых разъясняет, что владельцы квартир и жилых домов оплачивают услуги ЖКХ, поставленные ресурсоснабжающей организацией, на основании показаний общедомовых (коллективных) счетчиков. Это касается и электроэнергии.

Согласно вышеуказанным законодательным актам, оплата всех потребленных услуг должна осуществляться владельцами помещений в многоквартирном доме. Следовательно, собственники обязаны рассчитаться за ресурс по индивидуальному прибору учета, а также компенсировать долю на ОДН по электрической энергии, водоснабжению и теплу.

Оплата общедомовых нужд (ОДН) с 1 января 2019 года, перенос в ЖУ

Кроме того, специалисты включили в норматив те объёмы воды, которые понадобятся для проведения уборки парадных и плановых (2 раза в год) промывок системы отопления. Всё это, по мнению экспертов, позволит жильцам многоквартирных домов платить за воду, идущую на общедомовые нужды, ровно столько, сколько это необходимо непосредственно для обслуживания дома.

Продолжая пример Ставропольского края, можно посмотреть, каким образом осуществлялся расчёт нормативов по потреблению электрической энергии. С 2019 года плата за ОДН по электроэнергии в Ставропольском крае составит от 2,84 до 11,17 киловатт-часа на квадратный метр в месяц. При установлении данных норм специалисты учитывали категории жилых многоквартирных домов, среднюю площадь технических и жилых помещений, этажность дома, наличие лифтов, домофонов, усилителей телеантенн и пр. Отметим, что в ряде случаев в расчёт брались и те объёмы электроэнергии, которые шли на освещение придомовой территории.

Кто будет платить за ОДН сверх нормы в МКД

Постановление Пр-ва от 29.06.2019 года №603″О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»не дало ответа на вопрос,кто должен платить за сверхнормативные ОДН в МКД. Наоборот усложнили вопрос,обязав ресурсоснабжающие организации(РСО) выставлять сверхнормативные ОДН(по прямым договорам с собственниками МКД)в пределах нормативов. А кто будет платить за сверхнормативные ОДН ничего не написано(только что собственники (пункт 44)могут добровольно согласиться их оплачивать,распределив между собой).И теперь РСО (ресурсоснабжающие организации) кивают на Управляющие организации,а Управляющие организации не имеют таких средств,так как они их в тариф не включали из-за того,что есть прямые договора между РСО и собственниками.По нашему мнению было бы правильно,если бы эти две организации разделили ответственность между собой:

Вариант № 1: При оплате через Управляющие организации(возмещении сверхнормативных ОДН Управляющими организациями коммунальникам по их счетам): Управляющие организации должны исполнять все технические вопросы в МКД: проводить проверку, ремонт инженерных сетей, оборудования и приборов МКД,проверять количество граждан в жилом помещении,не оборудованном прибором учета,выявлять случаи воровства коммунальных услуг,штрафовать нарушителей и контролировать РСО(на основе договора)о правильности начисления к-ва услуги по приборам и по нормативу.

Туляки переплатили за электроэнергию на ОДН десятки тысяч рублей

Жители девятиэтажки переплатили за ОДН почти 30 тысяч рублей. Звонки в управляющую компанию в обоих случаях результатов не дали – жителям сообщили, что все начисления производятся по общедомовому счетчику и пропорционально разделяются между всеми жильцами.

После такой неграмотной отписки необходимо идти на прием к прокурору области. Он обязан назначить дополнительную проверку и не отсылать претензию к тому работнику,который дал непрофессиональный ответ и взять на контроль проведение проверки.А отписки специально даются,чтобы заявители плюнули и отстали.

10 Сен 2018 1048

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов - по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах . Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом - по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды - без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Присмотрись 👀 к своей УК

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу - как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше - могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области - в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше - настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой - уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход - за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016)» «по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств».

Практика 2018 года данной позиции Верховного Суда РФ никак не меняет.

Коммунальные ресурсы согласно Постановления Правительства РФ №354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) — это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме .

Далее логика законодателя плавно подводит нас к п. 44 Правительства Российской Федерации N 354, в соответствии с которым распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Исключение — общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

И вот она разница — сверхнормативный ОДН, который как раз и приобретается управляющей организацией. То что для целей оказания коммунальной услуги на общедомовые нужды — оплачивают собственники в пределах нормативов. Остальное — зона ответственности управляющей организации.

Целью подобного нормативного регулирования провозглашается — стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Как управляющая организация может повлиять на ситуацию

Стоит отметить — есть судебные прецеденты (), которые вселяют надежду. Но для того, чтобы «сработало» определенный набор факторов должен был сойтись воедино и прежде всего:

  • Неопределенность в определении даты, с которой управляющая организация приступила к исполнению обязанностей;
  • Бездействие РСО;
  • Отсутствие с РСО договорных отношений

В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества.

Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации (ТСЖ, ЖК, и тп) не вправе отказываться от заключения договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающими организациями.

Однако, согласно п. 14 Постановления Правительства РФ №354 управляющая организация, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией .

С 1 января 2017 года произошли изменения в начислении расходов по электроэнергии на в МКД. Теперь плата за ОДН взимается в рамках расходов по содержанию общего имущества .

Верхний предел начисленной за ОДН суммы ограничен нормативами, новые размеры которых должны принять во всех субъектах РФ к 1 июня 2017 года. Формулы для расчета ОДН по электроэнергии по нормативу будут представлены в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Кто устанавливает?

Нормативы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды устанавливаются органами гос. власти региона , например, департаментами жилищно-коммунального комплекса и энергетики области, края или республики.

Ранее нормативы утверждались органами местного самоуправления.

Что такое ОДН по электроэнергии?

В состав общедомовых нужд по электричеству входят расходы ресурсов электроэнергии, произведенные . К таким затратам относятся:

Формула расчета размера платы

Размер платы за электроэнергию по ОДН для квартиры в МКД рассчитывается по формуле:

Pi одн = Vi одн × T кр ,

  • Vi одн - расчет потребления электроэнергии, приходящегося на квартиру;
  • T кр - тариф на электроэнергию.

В зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета электроэнергии, объем потребления электроэнергии на одну квартиру рассчитывается по разным формулам.

Как рассчитывается в многоэтажке?

Cо счетчиком

Формула расчета электроэнергии по ОДН, приходящейся на одну квартиру в многоэтажном доме, в котором установлен общедомовой , выглядит таким образом:

Vi одн.2 = (V д − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об) ,

  • V д - потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
  • Vu неж - количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н - потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п - потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр - количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si - площадь квартиры;
  • S об - общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).

Без счетчика

Если счетчик ОДН в жилом МКД не установлен, то формула расчета приходящегося на квартиру количества электроэнергии выглядит таким образом:

Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об) ,

Нормативы в разных субъектах РФ

Какой норматив установлен государством? Нормативы ОДН по электроэнергии различаются в разных регионах РФ, так как их размер устанавливается органами гос. власти субъекта федерации.

Также размер норматива зависит от оснащения дома различными приборами, потребляющими электроэнергию (лифты, насосы подачи воды, насосы отопления и прочее). Также значение имеет этажность МКД.

Указанные нормативы приходятся на 1 м2 площади помещений, относящихся к общему имуществу.

В Ростовской области :

  • 0,6 кВт/ч за дом без лифта;
  • 1,7 кВт/ч в доме, оснащенном лифтом;
  • наличие насоса прибавляет 0,9 кВт/ч к нормативу.

В Саратовской области установлены такие нормативы:

  • от 0,59 до 2.12 кВт/ч в зависимости от этажности за освещение;
  • 2,44 кВт/ч в 6-9 этажных, 2,74 в 10-этажных и выше домах за лифт;
  • от 0,97 до 2,41 кВт/ч за насосное оборудование в зависимости от количества этажей в доме.

В Московской области нормативы складываются в зависимости от наличия дополнительных приборов, потребляющих электроэнергию:

  • от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
  • от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
  • от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
  • от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.

По этой причине размеры оплаты за ОДН по электроэнергии могут значительно различаться как в одном городе/регионе, так и среди различных субъектов федерации РФ.

Превышение норм

В случае, когда объемы ОДН по электроэнергии превышают установленные нормативы, разница оплачивается исполнителем коммунальных услуг , в лице которого выступает УК, ТСЖ или иная организация, которой собственники делегировали права по управлению МКД.

Ранее любые расходы, в том числе и превышения нормативов, оплачивались собственниками жилых помещений.

В случае, когда исполнителем коммунальных услуг назначена , оплата ОДН по электроэнергии сверх нормативов оплачивается владельцами жилых помещений исходя из вышеперечисленных формул.

Как уменьшить оплату?

Для того, чтобы уменьшить оплату за ОДН по электроэнергии, специалисты призывают:

Внесенные в 2017 году изменения направлены на то, чтобы точно рассчитать размер оплаты , которую должен вносить каждый собственник жилого помещения в МКД за общедомовые нужды.

Главным отличием принятого законодательства является то, что расход электроэнергии сверх установленного норматива должен оплачиваться исполнителем коммунальных услуг.

Это должно стимулировать УК к установке общедомовых счетчиков, экономии электроэнергии, модернизации внутридомовых сетей и потребляющего электроэнергию оборудования.

В то же время, потребителям также придется рассчитывать расходы энергии и на ОДН , чтобы сэкономить свои средства.

О новых правилах расчета за ОДН в этом видео:

Энергетики начали взыскивать долги с управляющих компаний.

Моя управляющая компания начала заниматься злостными должниками нашего дома. Таких пока четверо, они имеют задолженность по коммунальным услугам за три-четыре месяца. Казалось бы, немного, чуть больше 60 тысяч рублей на весь дом. Но поскольку процесс накопления долгов может принять лавинообразный характер, УК поступает правильно. Тем более последние изменения в законодательстве увеличивают пени за просрочку коммунальных платежей.

Разумеется, никакой ОЕИРЦ заниматься взысканием долгов не будет, поэтому вся нагрузка ложится либо на управляющие компании, либо на поставщиков энергоресурсов.

Кстати, по последним данным, задолженность управляющих организаций перед АО “ТНС энерго Тула” превысила 356 млн рублей, причем за счет систематической неоплаты управляющих организаций по ОДН. В среднем задолженность накапливалась в течение года.

В областном арбитражном суде удовлетворены уже 72 иска энергетиков к управляющим организациям на сумму свыше 213 млн рублей. Причем судебные приставы занимаются взысканием уже по 40 исполнительным документам.

Гарантирующему поставщику приходится взыскивать ее именно с управляющих компаний, хотя потребителями являются жители того или иного дома.

Практически в каждом многоквартирном доме есть общедомовой прибор учета электроэнергии, который фиксирует энергопотребление всего дома. Это не только лампочки в подъездах, которые горят в течение суток, но и гаражи, магазины, которые потребляют электроэнергию всего дома. ОДН раскладывается на всех собственников, но есть одно маленькое “но”. Общедомовые нормы не могут превышать утвержденные властью нормативы. Таким образом, сверхнормативное потребление (согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354) повисает на управляющих компаниях.

Это справедливо?

С точки зрения логики и здравого смысла – нет. То есть власть, устанавливая низкие нормативы, перекладывает сверхнормативное потребление на управляющие компании. Таким образом, она гарантированно подводит их к банкротству.

Между тем, по данным на 1 ноября, Арбитражный суд Тульской области удовлетворил иски АО “ТНС энерго Тула” к следующим управляющим организациям: ЗАО "Градсервис" – более 35 млн рублей; ЗАО "Хороший дом" – более 28 млн рублей; ЗАО "Партнер" – более 25 млн рублей; ООО "ЭКОЖИЛСТРОЙ" – более 25 млн рублей; ООО "Городская коммунальная служба" – более 8 млн рублей; ООО "Наш дом" – более 8 млн рублей; ООО "Жилищник-2" – более 7 млн рублей; ООО "Ефремовская управляющая компания" – более 6 млн рублей; ООО "ПАРТНЕР" – более 5 млн рублей; ЗАО "Домоуправ" – более 4 млн рублей; ООО " Партнер плюс" – более 3 млн рублей; ООО "Инженер Про" – более 3 млн рублей; ООО "Наш дом-Плавск" – более 2 млн рублей; ЗАО "Управляющая компания по ЖКУ" – более 2 млн рублей; ООО "УК "ОДОЕВ" – более 1,5 млн рублей; ООО "Новогуровская Управляющая Компания" – более 1 млн рублей; ООО "СУВОРОВСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ ПЛЮС" – более 1 млн рублей; ООО "Светлый город" – более 1 млн рублей.

Скажете, энергетики виноваты? Нет, конечно! Они лишь пытаются взыскать долги за потребленные энергоресурсы в полном соответствии с законом, принятым правительством России, и нормативными актами областных властей.

Главная проблема, по-моему, заключается в том, что мы пытаемся потреблять как в рыночном обществе, а жить по законам социализма. Так не получится, иначе экономика рухнет, что, собственно, уже и происходит…

Все комментарии в сообществе "Тульский управдом"


Комментарии начальника отдела по методологии и работе с физическими лицами АО "ТНС энерго Тула" Городничей С.В.

В соответствии с Правилами № 354 расчет ОДН осуществляется следующим образом: - в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, исходя из нормативов ОДН, утвержденных приказом министерства строительства и ЖКХ Тульской области от 16.05.2013 г. № 46 (с 01.07.2015 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.07.2015 г. № 64).

В многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в которых выбран непосредственный способ управления бытовым потребителям предъявляется к оплате объем ОДН, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета в соответствии с п. 13 раздела III Приложения №2 к Правилам № 354 (разница между объемом электрической энергии, зафиксированным общедомовым прибором учета и суммарным объемом индивидуального потребления электрической энергии во всех квартирах распределяется на потребителей пропорционально площади квартир);

В многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в которых выбран способ управления: управляющей организацией, товариществом или кооперативом, бытовым потребителям предъявляется к оплате объем ОДН, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета в соответствии с п. 13 раздела III Приложения №2 к Правилам № 354, но не больше, чем нормативный объем ОДН. Разница между нормативным объемом ОДН и объемом ОДН, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета (далее – Дельта) предъявляется к оплате управляющим организациям, ТСЖ. Основными причинами сверхнормативного объема ОДН являются:

1.Не своевременная передача показаний индивидуальных счетчиков потребителями или передача некорректных показаний;
2.Отсутствие индивидуальных приборов учета;
3. Изношенность внутридомовых сетей;
4.Несанкционированные подключения к внутридомовой сети.

Похожие публикации