Средневековый европейский город. Средневековый город Европы: каким он был и каким мы его себе представляем

ОБЛИК ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Мостовые в Париже появились в XII веке - каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. Эта мера была распространена затем к XIV в по королевскому приказу и на другие французские города. Но, например, в Аугсбурге мостовых не было почти до XV в., так же как и тротуаров. Водосточные канавы появились только в XIV-XV вв., и то лишь в крупных городах.

Мусор и нечистоты в городах обычно сбрасывали в реки или в близлежащие рвы. Только в XIV в. в Париже появились городские мусорщики.

Ф еодальный город мало похож на современный. Он, как правило, окружен стенами, которые ему были необходимы, чтобы защищаться от нападений врагов, чтобы давать убежище и сельскому населению в случае нашествий.

Жители города, как уже было сказано, имели свои огороды, свои поля, свои пастбища. Каждое утро по звуку рожка открывались все ворота города, через которые скот выгонялся на общинные пастбища, а вечером этот скот опять загонялся в город. В городах держали, главным образом, мелкий скот - коз, овец, свиней. Свиней из города не выгоняли, они в самом городе находили себе обильную пищу, так как весь мусор, все остатки пищи выбрасывались тут же, на улицу. В городе поэтому была невозможная грязь и вонь, - пройти по улицам средневекового города, не выпачкавшись в грязи, было невозможно. Во время дождей улицы города представляли собой болото, в котором застревали телеги и мог потонуть иногда всадник с конем. В бездождье же в городе невозможно было дышать из-за едкой и зловонной пыли. При подобных условиях повальные болезни в городах не переводились, и во время больших эпидемий, которые время от времени вспыхивали в средние века, больше всего страдали города. Смертность в городах была необычайно велика. Население городов убывало бы непрерывно, если бы оно не пополнялось новыми выходцами из деревень. ествия неприятеля. Население города несло сторожевую и гарнизонную службу. Все жители города - купцы и ремесленники-умели владеть оружием. Городские ополчения наносили нередко поражения рыцарям. Кольцо стен, за которым располагался город, не давало ему возможности разрастаться вширь.

Постепенно вокруг этих стен возникали предместья, которые в свою очередь тоже укреплялись. Город, таким образом, развивался в виде концентрических кругов. Средневековый город был мал и тесен. В средние века в городах жила лишь незначительная часть населения страны. В 1086 г. в Англии была произведена общая земельная перепись. Судя по этой переписи, во второй половине XI в. в Англии не более 5% всего населения жило в городах. Но и эти горожане еще не были вполне тем, что ми понимаем под городским населением. Часть их еще занималась сельским хозяйством и имела землю за городом. В конце XIV в. в Англии была произведена новая перепись для податных целей. Из нее видно, что уже примерно 12% населения в это время жило в городах. Если от этих относительных цифр перейти к вопросу об абсолютной численности городского населения, то мы увидим, что даже в XIV в. города с 20 тыс. населения считались большими. В среднем же в городах насчитывалось 4-5 тыс. жителей. Лондон, в котором в XIV в. насчитывалось 40 тыс. населения, считался очень большим городом. При этом, как мы уже сказали, большинству городов свойствен полуаграрный характер. Было много "городов" и чисто аграрного типа. В них имелись и ремесла, но преобладали сельские промыслы. Такие города отличались от деревень в основном лишь тем, что они были обнесены стенами и представляли некоторые особенности в управлении.

Так как стены мешали городам разрастаться вширь, то улицы суживались до последней степени, чтобы поместить возможно боль ше строе ний, дома нависали друг над другом, верхние этажи выдавались над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть не соприкасались друг с другом. У каждого дома имелось множество пристроек, галерей, балкончиков. Город был тесен и переполнен жителями, несмотря на незначительность городского населения. В городе обычно имелась площадь - единственное более или менее просторное место в городе. В базарные дни она заставлялась ларьками и крестьянскими возами со всякого рода товарами, привозимыми из окружающих деревень.
Иногда в городе было несколько площадей, из которых каждая имела свое специальное назначение: была площадь, на которой происходила хлебная торговля, на другой торговали сеном и т. д.


КУЛЬТУРА(ПРАЗДНИКИ И КАРНАВАЛЫ)

В числе определений, которые дают человеку ученые, - "человек разумный", "общественное существо", "человек трудящийся" - есть и такое: "человек играющий". "действительно, игра - неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка. люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.
Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.
С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.
Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.
И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия. К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.
В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.
Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправиться с теми, кого они давно ненавидели.

БЫТ(САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДА)

По причине скученности городского населения, множества нищих и прочего бесприютного и беспризорного люда, отсутствия больниц и какого-либо регулярного санитарного надзора средневековые города были постоянно рассадниками всяких эпидемий.
Для средневекового города характерно было весьма антисанитарное состояние. На узких улицах было достаточно душно. Они чаще всего были немощеными. Поэтому в жаркую и сухую погоду в городе было очень пыльно, в ненастную, наоборот, грязно, и по улицам тогда с трудом проезжали повозки и пробирались прохожие.
В населенных пунктах нет водостока для сбрасывания нечистот. Воду добывают из колодцев и непроточных источников, в которые часто попадает зараза. Дезинфицирующие средства пока неизвестны.
Из-за отсутствия санитарии роженицы часто не выживают после сложных родов, а многие младенцы умирают в первый же год жизни.
Для лечения простых заболеваний, пользуются бабушкиными рецептами, основанными обычно на лекарственных травах.
В тяжелых случаях заболевшие решаются на кровопускание, которое делает цирюльник, или покупают снадобья у аптекаря. Бедняки идут за помощью в больницу, но теснота, неудобства, грязь почти не оставляют тяжелобольным шансов выжить.

НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДОВ

Основное население средневековых городов составляли ремесленники. Ими становились крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка. Становясь горожанами, они постепенно освобождались отличной зависимости феодалу. Если бежавший в город крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, то он становился свободным. Средневековая пословица гласила: «Городской воздух делает свободным». Лишь в дальнейшем в городах появились купцы. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи поедали мусор, остатки пищи и нечистоты, которые обычно выбрасывались прямо на улицу.

Ремесленники определённой профессии объединялись в пределах каждого города в особые союзы - цехи. В Италии цехи возникли уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Например, цех ткачей предписывал, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д. Цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу ночью и в праздники, ограничивали количество станков у одного ремесленника, регулировали запасы сырья. Кроме того, цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Цех также выступал как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны.

Почти во всех городах средневековой Европы в XIII-XV веках происходила борьба между ремесленными цехами и узкой, замкнутой группой городских богачей (патрициатом). Результаты этой борьбы были различными. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха (Кёльн,Аугсбург, Флоренция). В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение (Гамбург, Любек, Росток).

Во многих старых городах Западной Европы еще с римской эпохи существовали еврейские общины. Евреи жили в специальных кварталах (гетто), более или менее четко отделенных от остального города. На них обычно распространялся ряд ограничений.

БОРЬБА ГОРОДОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной денежной суммы. В Италии города добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные окрестные области и стали городами-государствами (Венеция, Генуя, Пиза,Флоренция, Милан и др.)

В Священной Римской империи существовали так называемые имперские города, которые фактически являлись независимыми городскими республиками начиная с XII века. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие. Символом свободы городов Священной Римской империи была статуя Роланда.

Иногда большие города, особенно расположенные на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления. Однако такие органы действовали совместно с представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лоррис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но некоторые города, особенно мелкие, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, и право взимать налоги. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Обязанности городов-коммун по отношению к своему феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной суммы и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

Муниципальное управление городских коммун Италии состояло из трёх основных элементов: власти народного собрания, власти совета и власти консулов (позже – подеста).

Гражданскими правами в городах Северной Италии пользовались взрослые мужчины-домовладельцы, обладающие собственностью, подлежащей налогообложению. По данным историка Лауро Мартинеса, лишь от 2% до 12% жителей североитальянских коммун обладало избирательным правом. По другим оценкам, например, приведённым в книге Роберта Патнэма «Демократия в действии», во Флоренции гражданскими правами располагала 20% населения города.

Народное собрание (“concio publica”, “parlamentum”) собиралось в наиболее важных случаях, например, для избрания консулов. Консулы избирались на год и были подотчетны собранию. Все граждане делились на избирательные округа (“contrada”). Они с помощью жребия избирали членов Большого Совета (до нескольких сотен человек) . Обычно срок полномочий членов Совета ограничивался также одним годом. Совет называли “credentia”, потому что его члены (“sapientes” или “prudentes” – мудрые) первоначально давали присягу доверять консулам. Во многих городах консулы не могли принимать важных решений без согласия Совета.

После попытки подчинения своей власти Милана (1158 г.) и некоторых других городов Ломбардии, император Фридрих Барбаросса ввел в городах новую должность подеста-градоначальника. Будучи представителем императорской власти (независимо от того назначался он или утверждался монархом), подеста получил власть, ранее принадлежавшую консулам. Обычно он был из другого города, чтобы местные интересы не оказывали на него влияние. В марте 1167 г. возник союз ломбардских городов против императора, известный под названием Ломбардской лиги. В результате политический контроль императора над итальянскими городами был фактически ликвидирован и подеста стали теперь избираться горожанами.

Обычно для избрания подеста создавалась специальная электоральная коллегией, сформированная из членов Большого Совета. Она должна была предложить кандидатуры трёх человек, которые достойны управлять Советом и городом. Окончательное решение по этому вопросу принималось членами Совета, которые выбирали подеста сроком на один год. После завершения срока полномочий подеста он не мог в течение трёх лет претендовать на место в Совете.


Есть в Германии городок, который, как никакой другой, пропитан духом европейской старины. Хотите совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу Средневековья? Поезжайте в Ротенбург, самый древний из сохранившихся городов Средневековья!


Но начнем мы наше путешествие в этот немецкий городок с древнего Суздаля. Многие туристы, гуляющие здесь, с недоумением останавливаются перед довольно странным указателем, находящимся в центре Суздаля.


Но при чем здесь Ротенбург, такой далекий и мало кому известный город? Оказывается, дело в том, что эти два города - побратимы, и дружба их длится уже несколько десятков лет, с 1988 года, многие жители этих городов дружат семьями. Оба этих небольших городка, сохранивших немало древних памятников, влекут к себе любителей старины со всех уголков мира.


А теперь перенесемся в Ротенбург…

История города

Небольшое поселение на берегу реки Таубер возникло в IX веке.


В XII веке здесь уже вырос город. От его защитных сооружений тех лет остались две башни с воротами.




Но город быстро разрастался, и вскоре пришлось возводить укрепления заново, эти древние стены окружают город и по сей день.






Для дополнительной защиты над воротами на стенах возводили бастионы довольно сложной конструкции.






За свою многовековую историю Ротенбург пережил как взлеты, так и падения.

Начиная с середины XIII века город, выкупив для себя статус вольного, до начала XVII века процветал.
Жизнь горожан в период расцвета изображена на картине художника Людвига Рихтера.


Но в XVII веке во время Тридцатилетней войны Ротенбург был сильно разрушен, не обошла этот город стороной и эпидемия чумы, свирепствующая в Европе. В результате этих событий погибла половина его населения, и некогда крупный и процветающий город превратился в провинциальный городок.
Но при этом он, все же, умудрился сохранить свой исторический средневековый облик.

Во время Второй мировой войны Ротенбург, как и многие другие города Германии, сильно пострадал от бомбардировок, но впоследствии был восстановлен в таком же средневековом стиле.


Архитектурный облик города

За высокой городской стеной протекает размеренная жизнь старинного баварского городка Ротенбурга. Городок небольшой, но очень живописный, и бродить по его узким мощеным улочкам - одно удовольствие, и делать это можно часами.


В нем очень много великолепно сохранившихся старинных зданий, и одно из них – Городская Ратуша.


На ее башне находится смотровая площадка, откуда можно полюбоваться прекрасными видами городка и его окрестностей.




После пожара 1501 года, уничтожившего часть Ратуши, на месте сгоревшей части здания возвели Новую Ратушу в стиле ренессанс, фасад ее выходит на главную площадь города, Marktplatz.


На ней же находится не менее знаменитое здание XV века - Трактир городских советников, на фронтоне которого красуются трое часов.


Особенно интересны нижние часы.
В одно и то же время, два раза в день, в окошках, находящихся возле них, показывают знаменитый эпизод из жизни города – подвиг его бургомистра Нуша.

Предводитель католиков, захвативших город во время Тридцатилетней войны, спросил, сможет ли кто-нибудь из жителей города залпом выпить кубок с вином емкостью более трех литров. В этом случае город не тронут. И бургомистр, долго не раздумывая, сделал это и, таким образом, спас город. После этого Нуш даже мог какое-то время держаться на ногах и поддерживать беседу, но потом проспал целых трое суток.

С тех пор жители Ротенбурга отмечают праздник - День спасения города, на котором вино льется рекой!


На другой стороне площади стоят очень красивые фахверковые дома.

(Польша) – средневековый город в нижнем течении Вислы, родина Коперника. Первая крепость здесь была возведена рыцарями Тевтонского ордена в XIII в. Как участник Ганзейского союза, в XIV в. Торунь играл важную роль коммерческого центра. Его старая часть сохранилась примерно такой, какой ее видел Коперник. В городе есть своя «пизанская башня» – Кшива Вежа («Кривая башня»), одна из башен крепостной стены, построенная в XIII в. Ее вершина отклонилась от вертикали на 1,5 м. В Торуне находится лучший готический комплекс XIII-XIV вв. на севере Европы, включающий множество жилых домов, церковь Успения Богородицы, костел Святого Якова, собор Святого Яна Баптиста, собор Святого Яна Евангелиста, где собирался польский сейм.

(Польша) был заложен в XVI в. канцлером польского короля Стефана Батория. Город строился в открытом поле как единый архитектурный комплекс эпохи Возрождения. Поселившиеся здесь затем армяне и греки придали городу южный, слегка восточный колорит и определили стиль богато украшенных купеческих домов. Они привезли обычай обрамления рыночной площади и улиц сводчатыми галереями. Город сохранил оригинальную планировку и укрепления, а также множество зданий, в архитектуре которых смешиваются итальянские и центрально-европейские традиции. Интересны костел и монастырь Искупителя, остатки старой крепости Коец, Новые и Старые Львовские ворота, красивый рынок с расходящимися от него восемью улицами.

(Чехия) располагается у подножия гор на границе с и германской землей Баварией. Город сохранил свой средневековый облик в удивительной целостности – примерно четыре пятых его застройки имеет историческую и культурную ценность. Замок в Чески-Крумлове – второй по величине в после Пражского Града. Он приобрел свой нынешний облик в XVIII в., включает 40 дворцовых и других построек, пять внутренних дворов и большой сад. С парком замок соединяет уникальный трехъярусный крытый мост высотой 40 м и длиной 30 м. В крепостном рву по традиции продолжают держать медведей. В городе привлекают внимание церковь Святого Жоста, капелла Святого Яна Непомуцкого, церковь Святого Вита, ратуша XVI в., дом Золотой Короны и колледж Иезуитов с краеведческим музеем.

(Чехия) обладает уникальным памятником – самым высоким в Европе чумным столом, посвященным Святой Троице. Город Оломоуц ранее являлся столицей Моравского государства и его называли второй Прагой и чешским Римом. Город неоднократно переживал расцветы и разрушения. Колонна Святой Троицы – символ восстановления города после очередного удара судьбы. Колонна была возведена итальянскими архитекторами в стиле барокко. Столп имеет высоту 35 м и поставлен на Верхней площади в середине XVIII в. Его основание украшают 18 статуй, наверху столпа – изображение Бога-отца.

(Чехия) сохранил два памятника культуры, включенные в список ЮНЕСКО: еврейский квартал и базилику Святого Прокопа. Базилика Святого Прокопа была построена в середине XIII в. в романо-готическом стиле. Базилика ранее являлась частью бенедиктинского монастыря, который в XVII-XVIII вв. был превращен в замок. Еврейский квартал охватывает около 120 жилых домов, синагогу, ратушу, школу, дом для сирот, кладбище XV в, подземные переходы между зданиями и арки, перекинутые через улицы.

(Чехия) – крошечный городок в 170 км от Праги. После перестройки города в XVI в., его здания не меняли своего облика. Это строительство осуществляли итальянские архитекторы, что предало городу особый южноевропейский колорит. В центре Тельча возвышается готический замок XIV в., превращенный итальянскими зодчими в палаццо эпохи Возрождения. В городе множество церквей. В XIII в. были построены церковь Святого Джеймса и романо-готическая церковь Святого Духа. Более поздней является барочная церковь Христа Спасителя.

(Словакия) – город, расположенный в живописной горной местности, бывший центр добычи серебра. Город окружен системой озер-водохранилищ, из которых вода через приводные ручьи подавалась на рудничные установки. В Банска-Штьявнице сохранились две крепости (XIII и XVI вв.), построенные для защиты от турок. Изящный облик городу придают храм Святой Екатерины (XV в.), башенная постройка «колотушка» (XVI в.), здания на площади Святой Троицы, замки и особняки в стиле Возрождения. Из средневековых горняцких объектов выделяются штольня Бибер (XV в.) и рудник Ондрей глубиной 443 м (XVII в.), ныне превращенный в музей.

(Словакия) – «самый готический» город Словакии XIV в. Он расположен недалеко от границы с Польшей у подножия гор Низкие Бескиды. Еще в XIII в. здесь стали селиться немецкие колонисты из Саксонии. В XIV в. Бардеёв получил городские права и был укреплен стеной с башнями. Расцвет города пришелся на последнюю треть XV в. В это время были построены дома, стоящие на центральной площади. Ценным памятником истории является храм Святого Эгидия (XV-XVI вв.) с его 11 створчатыми алтарями. Доминантой центральной прямоугольной площади является ратуша XVI в. Она украшена щитами, двускатной крышей и красивым лестничным фонарем. Недалеко от площади находится квартал бывших еврейских бань и синагог конца XVIII в.

Печ () включен в список ЮНЕСКО благодаря раннехристианскому захоронению IV в. Некрополь расположен на месте древнеримского поселения Сопине и состоит из 16 построек с подземными погребальными палатами и мемориальными часовнями. Склепы богато украшены фресками на христианские темы. Другой памятник времен венгерского раннего христианства – двухэтажный мавзолей, в гробницах которого были найдены фрески, монограмма Христа и останки трех саркофагов. В городе Печ сохранился памятник турецкого периода – мечеть Гази Касим.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Западная Европа вначале XI в. характеризуется ростом городов, а также появлялось много новых городов. Самыми густонаселенными средневековыми городами тогда были Милан, Флоренция, Париж и Лондон. Количество жителей этих городов превышало 80 тыс. человек.

Средневековые города чаще возникали около монастырей, крепостей и замков. Именно туда приезжало большое количество ремесленников и торговцев. Они селились на земле феодала, им приходилось платить налог в пользу феодала.

Постепенно горожане стали бороться с властью феодала. Средневековый город пытался освободиться от власти феодала. Самые крупные средневековые города могли позволить откупиться от сеньора, а те города, что были, не так богаты, вынуждены были вести открытую борьбу. К XV в. многие города стали уже свободными.

Население средневекового города


Приток населения в средневековые большие города связан в первую очередь со вторым разделением труда. Дело в том, что в XI в. в средневековой Европе в гордах происходит отделение ремесла от земледелия. Ранее крестьяне, занимались ремеслом только как побочной деятельностью. Они изготовляли изделия только для собственного пользования. Им не хватало время для того чтобы активно заниматься ремеслом, так как они вынуждены были трудиться на земле феодала. Да и заработать на пропитание за счет ремесла пока было нереально.

Позднее же орудия труда усложняются, ремесленникам приходится уделять их изготовлению больше времени. Для того чтобы изготовить изделие качественно ремесленнику сначала предстояло вложить средства - приобрести сырье, новые инструменты. Для этого нужны были средства. Но это того стоило - продав изделие ремесленники покрывали свои расходы и получали прибыль.

Позднее ремесленники совсем покидают землю и уходят в города. В средневековых развитых городах им предоставлялась большая возможность заработать, продавая свои изделия. Их покупателями были феодалы, купцы и крестьяне. К тому же город в средневековье мог дать ремесленникам хорошие места для продажи своих изделий - это ярмарки и базары.

Но ремесленники не всегда продавали свои изделия только за деньги. Очень часто крестьяне предлагали ремесленникам совершить обмен. Им тоже это было выгодно - ремесленники не выращивали какие-то продукты, поэтому сотрудничество с крестьянами было им необходимо. Да и крестьянин не всегда имел возможность продать в городе свои излишки за монету.

Купцы в средневековом городе

В Средневековье кроме ремесленников в города стали приезжать представители нового слоя населения - купцы. Они занимались торговлей. Ездили из одного города в другой, продавали товары. Их деятельность была опасна. Передвигаясь из одного города в другой, они рисковали потерей своего товара, повреждали повозки, а иногда и могли потерять свою жизнь. Дело в том, что плохие дороги приводили повозки в негодность, а тот товар, что упал с повозки автоматически оказывался на земле какого-то феодала. Забирать его себе обратно было уже запрещено. Так же происходило во время крушения торгового судна, все, что приплывало на берег оказывалось во владении хозяина побережья.

Кроме этого средневековые купцы рисковали своей жизнью, так как постоянно перевозили с собой крупные суммы денег. Находилось немало «лихих людей», которые стремились обогатиться за их счет. Но со временем они смогли обезопасить свои денежные средства. Ни оставляли большую сумму другому купцу, а взамен получали бумагу, на которой стояла печать и прописана была сумма денег. Так появилось новое понятие в средневековье - вексель. Это позволило обезопасить купцам деньги. Можно было сложить вексель и спрятать его. Купцы, выдававшие такие документы, брали процент за сделки и это им приносило доход. Так постепенно стали появляться банки.

С отделением ремесла от земледелия и появлением купцов население средневековых городов разрасталось. Стали возникать новые города, а старые расширяться. Обычно количество населения в обычном городе составляло - 4-6 тысяч человек. Со временем города приобрели свободный статус, они перестали платить налоги феодалам.

Средневековый город видео

Характерной чертой средневековья был рост городов. Связано это, прежде всего, с разделением общества на социальные группы и развитием ремесел. Типичный средневековый город в Западной Европе представлял собой небольшое по современным меркам поселение, располагающееся вблизи монастыря, крепости или замка. Обязательным условием для строительства нового поселения являлось наличие водоема - реки или озера. Само средневековье охватывает весьма значительный период времени: с пятого столетия по пятнадцатое (эпоха Возрождения). Многие города 5-15 веков представляли собой настоящие крепости, окруженные широким валом и крепостной стеной, что позволяло держать оборону во время осады, поскольку войны для этого периода времени были не редкостью.

Европейский средневековый город был местом небезопасным, жизнь в нем была довольно трудна. Если от разорительных набегов чужестранных войск спасали высокие стены и действующая армия, то против болезней каменные укрепления были бессильны. Частые эпидемии, вспыхивающие в тысячами уносили жизни простых горожан. Одна эпидемия чумы могла нанести городу несравнимый ни с чем урон. Можно отметить следующие причины быстрого распространения чумы среди 5-15 веков. Во-первых, состояние медицины тех времен не позволяло бороться с отдельно взятым очагом заболевания. В итоге «черная смерть» распространялась сначала среди жителей одного поселения, затем выходила далеко за его пределы, приобретая характер эпидемии, а иногда и пандемии. Во-вторых, несмотря на небольшое количество жителей, в таких городах была достаточно высока. Скученность людей как нельзя лучше способствовала распространению инфекции, быстро передающейся от больного человека здоровому. В-третьих, по меркам современных людей средневековый город представлял собой скопище мусора, бытовых отходов и экскрементов животных. Антисанитария, как известно, способствует зарождению многих опасных заболеваний, разносимых крысами и другими мелкими грызунами.

Однако в рождении и расширении городов были и свои положительные черты. Так, большинство из них возникало на землях крупных феодалов или королей. Люди, проживающие на подвластной вассалу территории, могли заниматься хозяйством, вести торговлю, получая при этом значительный доход. Вассалу же было выгодно процветание «его» города, поскольку основную часть дохода он мог получать с налогов горожан.

Описание средневекового города

Большинство городов 5-15 столетий насчитывали от 4 до 10 тысяч жителей. Город с численностью населения до 4 тысяч жителей считался средним. Самый крупный средневековый город едва мог насчитать 80 тысяч жителей. Мегаполисами тех времен считались Милан, Флоренция, Париж. В основном в них проживали мелкие купцы, ремесленники, воины, имелась местная городская знать. Характерной чертой европейских городов 12 века стало открытие в них университетов и появление студенчества как отдельного социального класса. Первые подобные учреждения открывались в крупных центрах того времени - Оксфорде, Париже, Кембридже. Их появление оказало значительное влияние на развитие отдельных стран и Европы в целом.

Сегодня средневековый город представляется нам унылым и опасным местом, где даже в разгар дня можно было стать свидетелем ограбления или убийства. Однако есть что-то романтическое в узких улочках старинных европейских городов. Как иначе объяснить возросший интерес туристов и путешественников именно к таким древним городам, как Сартен (Италия), Кельн (Германия), Они позволяют окунуться в историю, отвлечься от суеты современных «каменных джунглей», совершить, пусть и недолгое, путешествие в прошлое.

Похожие публикации